Реферат по предмету "Исторические личности"


Польша от 1914 года к началу второй мировой войны

--PAGE_BREAK--4. Борьба за границы II Речи Посполитой с Германией и Чехословакией
Вопрос о границах возрожденного государства относился к числу наиболее сложных. Поскольку западные державы считали, что Польша должна получить только области с преобладающим польским населением, то ее руководители не могли официально добиваться возвращения исторических территорий, утраченных в период с XIII по XVIII в. и имевших в начале XX в. преимущественно непольское население. Борьба за границы Польши наиболее красноречиво свидетельствует о том, что ее руководители в своих действиях в этом вопросе исходили отнюдь не из идеологических соображений. Главным для них было создание максимально крупного государства, способного успешно противостоять давлению Германии и России и стать лидером в регионе. Поэтому объектами их агрессивных действий стали не только советские республики, но и Германия, Литва, два украинских государства.

Компьенское перемирие предусматривало отвод германских войск на линию границ 1914 г. Однако польское население Великой Польши и Верхней Силезии в массе своей не желало оставаться в составе Германии. В конце декабря 1918 г. началось восстание в Великой Польше, продолжавшееся до середины февраля 1919 г. В его ходе была освобождена почти вся область. Но формально, до мирной конференции в Париже, она продолжала оставаться в составе Германии.

Вопрос о польско-германской границе решался в Париже. Польская делегация добивалась возвращения всей Верхней Силезии, Восточного Поморья и Гданьска (Данцига), части Восточной Пруссии (Вармии, Мазур и Повислья). В этом ее поддерживала Франция, заинтересованная в максимальном ослаблении Германии, Англия же решительно этому противилась.

По Версальскому миру к Польше, помимо Великой Польши, отходила без всяких оговорок только часть Восточного Поморья, для связи с которой был образован т.н. «коридор», разрезавший территорию Германии на две части. Гданьск получил статус вольного города под контролем Лиги наций. Вопрос о принадлежности Верхней Силезии и требуемых Варшавой районов Восточной Пруссии должен был решаться путем плебисцита.

Плебисцит в Вармии, Мазурах и Повислье был проведен 11 июля 1920 г. и Польшей проигран. Сложно решался вопрос о Верхней Силезии. В 1919 и 1920 гг. созданные здесь с помощью польских спецслужб тайные военизированные организации поднимали восстания против правления Германии, надеясь, что Антанта признает территориальные притязания Польши. Но плебисцит, состоявшийся 20 марта 1921 г., оказался неблагоприятным для Польши. За присоединение к ней проголосовало 480 тыс. человек, против — 700 тыс. Германия, поддерживаемая Англией и Италией, настаивала на признании результатов плебисцита, в соответствии с которыми к Польше отошли бы только несколько повятов. Польша требовала передачи ей всего силезского промышленного района, и в этом ее поддерживала Франция. Опасаясь неблагоприятного решения великих держав, польские политические и военные руководители Верхней Силезии по согласованию с Варшавой и с ведома французов приняли решение о начале третьего Силезского восстания. Оно продолжалось с 3 мая до конца июня 1921 г., когда по настоянию великих держав было заключено перемирие. Вопрос был передан на рассмотрение Лиги наций, принявшей в октябре 1921 г. решение о разделе Верхней Силезии. Польша получила 29% плебисцитной зоны с 46% населения. К ней отошла основная часть горнодобывающей и металлургической промышленности региона. В июле 1922 г. эта территория окончательно перешла под администрацию Польши, получив автономный статус. В г. Катовице был созван местный сейм. Значительные территориальные потери Германии в пользу Польши стали главной причиной достаточно сложных отношений этих государств в последующие два десятилетия.

Серьезные трудности возникли при установлении польско-чехословацкой границы в Тешинской Силезии. Этот район со смешанным польско-чешско-немецким населением был весьма важным в экономическом отношении. Здесь были сосредоточены крупные месторождения высококачественного коксующегося угля, успешно развивалась черная металлургия, машиностроение, химическая и текстильная промышленность. Проведенное 5 ноября 1918 г. польскими и чешскими местными органами власти предварительное разграничение территории с учетом этнического принципа не устраивало пражское правительство, так как основная часть промышленности оказалась у поляков. 23 января 1919 г., за несколько дней до выборов в польский сейм, которые, в случае их проведения на спорной территории, юридически закрепляли бы вхождение большей части Тешинской Силезии в состав Польши, чешские войска неожиданно перешли разграничительную линию и повели успешное наступление. В конфликт вмешалась Антанта, предложив урегулировать территориальный спор путем плебисцита. Но он так и не был здесь проведен, а в июле 1920 г. Совет Послов Антанты с согласия конфликтующих сторон принял решение о демаркации польско-чехословацкой границы в спорном районе без плебисцита по линии противостояния войск. Польско-чехословацкий спор о границе отрицательно повлиял на отношения этих двух славянских государств в межвоенное двадцатилетие.

Если при определении северных, западных и южных границ Польша вынуждена была считаться с волей Антанты, грозившей в противном случае отказать ей в признании, то совершенно иной была ее политика на востоке.

В политических кругах Польши доминировали две концепции обеспечения национальной безопасности страны, расположенной между такими сильными державами, как Германия и Россия. Ю. Пилсудский главную опасность для Польши всегда видел в России. Наиболее действенным путем ослабления России он считал создание на ее национальных окраинах независимых государств. Литва и Белоруссия затем образовали бы с Польшей федеративное государство, а с Украиной был бы заключен военно-политический союз. В случае такого развития событий, полагал Пилсудский, угроза Польше с востока была бы сведена к минимуму, что позволяло бы ей не опасаться и Германии. Для осуществления этого плана нужна была активная политика на востоке, которую Пилсудский до лета 1920 г. проводил, не считаясь с сеймом и правительством.

Р. Дмовский и его сторонники основного врага Польши видели в Германии. Для успешного противостояния Берлину они полагали необходимым добиться согласия России на присоединение ее отдельных областей на западе, до разделов входивших в состав Речи Посполитой (части Литвы, Западной Белоруссии, Западной Волыни), к Польше. Это привело бы к созданию сильного польского государства, имеющего добрососедские отношения с Россией и способного успешно противостоять натиску Германии.

Общим для авторов обоих подходов было убеждение в том, что Восточная Галиция, в которой преобладало украинское население, была неотъемлемой частью Польши. Иллюзорность расчетов на мирное решение галицийской проблемы стала очевидной еще до образования общепольского правительства. 18 октября 1918 г. Украинский национальный совет во Львове провозгласил создание независимого государства из всех украинских территорий Австро-Венгрии, а в ночь на 1 ноября украинский Военный комитет овладел Львовом. Вскоре украинские части контролировали всю Галицию от реки Збруч на востоке до реки Сан на западе. Государство получило название Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР).

Против ЗУНР активно выступили галицийские поляки, получавшие подкрепление из Малой Польши, Тешинской Силезии, бывшего Царства Польского. Боевые действия длились здесь до середины 1919 г. Поскольку в январе 1919 г. произошло объединение ЗУНР и Украинской Народной Республики, в военные действия были втянуты и петлюровские войска. Победа поляков стала возможной во многом благодаря переброске в Галицию польской добровольческой армии из Франции, а также боевым действиям против ЗУНР Румынии, претендовавшей на Северо-Восточную Буковину.

На востоке основными соперниками Польши оказались литовские и белорусские коммунисты, первые столкновения вооруженных сил которых и польских отрядов местной самообороны произошли уже в конце 1918 г. Активные боевые действия между советскими войсками и польской армией начались в феврале 1919 г. 19 апреля 1919 г. польские войска заняли Вильно (Вильнюс), столицу созданной в феврале того же года Литовско-Белорусской ССР. В последующие месяцы они продвинулись еще дальше на восток, до линии рек Березина и Западная Двина, захватили Минск.

Парижская мирная конференция оставила открытым вопрос о восточных границах Польши в надежде, что окончательно он будет решен самой Россией после падения советской власти. Такая позиция Антанты давала Пилсудскому возможность вести на востоке наступательные действия, чтобы реализовать свою концепцию безопасности. При этом польское военное командование всячески избегало тесного сотрудничества с белогвардейцами, сторонниками «единой и неделимой России», и даже договорилось осенью 1919 г. о временном прекращении активных боевых действий с представителем правительства РСФСР Юлианом Мархлевским. Это позволило советскому командованию перебросить часть войск с Западного на Южный фронт во время наступления Деникина на Москву.

Польский экспансионизм на востоке вызывал протесты политических элит проживавших здесь народов, их обращения к великим державам с просьбой дать им возможность реализовать право на национальное самоопределение. 8 декабря 1919 г. Верховный совет Антанты принял декларацию по поводу временной восточной границы Польши, фактически определившую в качестве этнической границы линию, проходившую через Гродно, Брест, восточнее Перемышля до Карпат (так называемая линия Керзона). Польское правительство могло создавать свою гражданскую администрацию только на территориях, лежащих к западу от нее.

Это решение оказалось на руку Пилсудскому, который получил возможность создавать военную администрацию к востоку от линии Керзона, абсолютно неподконтрольную сейму и правительству. Не последовало положительной реакции Варшавы и на неоднократные, в целом для нее благоприятные, предложения Москвы о начале мирных переговоров. Пилсудский, зная настроения в советском руководстве, не верил ему, опасаясь, что после победы в гражданской войне Красная Армия обрушится на Польшу, чтобы экспортировать революцию в Европу. Поэтому он торопился с реализацией своего плана в отношении Украины. 21 апреля 1920 г. им был подписан договор с верховным атаманом Симоном Петлюрой, который за помощь в разгроме Украинской Советской Социалистической Республики согласился уступить Польше Галицию и часть Волыни, а также предоставить ей значительные экономические права и льготы. Наряду с политическим был подписан и военный договор, предусматривавший переход армии Петлюры под польское оперативное командование на период совместного наступления на Киев.

25 апреля 1920 г. началось польско-украинское наступление на Украине, и уже 7 мая поляки, не встречая сопротивления, вошли в Киев. Несмотря на видимые успехи, им не удалось, однако, решить главной задачи — разгро­мить основные силы Красной Армии. Не сбылись также надежды на активную поддержку украинским народом Петлюры, которая могла бы дать ему возможность укрепить свою власть и содействовать реализации планов Пилсудского. Кроме того, с этого момента война с Польшей стала восприниматься той частью российского общества, которое до этого сдержанно относилось к большевикам, как патриотическое дело. Война все больше приобретала черты очередной польско-русской войны за спорные территории.

5 июня переброшенная с Северного Кавказа 1-й конная армия С.М. Буденного прорвала польский фронт, и началось советское контрнаступление на Украине. В июне его поддержали части Красной Армии, сосредоточенные в Белоруссии. Польские войска дрогнули и начали отступление по всему фронту, не менее стремительное, чем апрельское наступление. Такая тактика позволила польскому командованию сохранить живую силу своей армии, аналогично тому, как это было сделано чуть раньше советским командованием.

Особенно успешно действовали советские войска в Белоруссии под командованием М.Н. Тухачевского. В июле 1920 г. они пересекли этническую границу Польши и подошли к Варшаве. Молодое польское государство оказалось на грани гибели. В этот момент в советском руководстве возобладало убеждение, что начинает осуществляться его план перенесения революции в развитые европейские государства. События на польско-советском фронте встревожили державы Антанты, они резко увеличили свою помощь Польше деньгами, оружием, советниками и военными специалистами, а также активизировали посреднические действия между Варшавой и Москвой. Великобритания даже предложила Советской России Восточную Галицию взамен за немедленный мир с поляками. Авантюризм Пилсудского не на шутку встревожил польских политиков, во время польского отступления они добились изъятия из его ведения восточной политики.

В ходе польского похода Красной Армии широкий размах получили мероприятия по установлению советской власти. 8 июля 1920 г. был создан Галицийский революционный комитет, а 30 июля в захваченном Красной Армией Люблине возник Польский временный революционный комитет (Польревком) во главе с Ю. Мархлевским, Феликсом Дзержинским и Феликсом Коном. Польревком провозгласил национализацию фабрик, шахт, поместий, отделение церкви от государства и светское образование, приступил к формированию собственной армии. В качестве ближайшей политической задачи было выдвинуто создание Польской ССР.

Вторжение Красной Армии в этническую Польшу вызвало у поляков мощный патриотический подъем. Было создано коалиционное правительство национальной обороны во главе с лидером Польской крестьянской партии «Пяст» Винценты Витосом (1874—1945), началось формирование добровольческой армии. Мужественно защищали Варшаву не только регулярные части, но и организованные по инициативе Польской социалистической партии (ППС) рабочие батальоны.

14 августа наступление Красной Армии было остановлено и после ожесточенных боев польские войска вынудили ее к отступлению. Фронт вновь стал перемещаться на восток. К середине октября 1920 г. он остановился на линии рек Десна—Збруч. В ходе контрнаступления Ю. Пилсудский приказал командиру Литовско-белорусской дивизии генералу Люциану Желиговскому имитировать бунт и захватить Вильно с прилегающим районом, в июле 1920 г. освобожденные советскими войсками и переданные Литве. 9 октября 1920 г. Желиговский выполнил приказ. На захваченной им территории было создано эфемерное государство Срединная Литва, вошедшее в 1922 г. в состав Польши.
5.
Политическое развитие
19
18
-1939 гг.
1 — западные польские земли, возвращенные Польше по Версальскому мирному договору 1919 г.; 2 — территория, возвращенная Польше после распада Австро-Венгрии в 1918 г.; 3 — территория Западной Украины, захваченная Польшей в 1918— 1919 гг.; 4 — территория, захваченная Польшей у Литвы в 1920 г.; 5 — территория Западной Украины и Западной Белоруссии, захваченная Польшей в 1919—1920 гг.; 6 — плебисцитные зоны в Восточной Пруссии и Верхней Силезии; 7— временная восточная граница Польши, намеченная в Версале 8 декабря 1919 г. («линия Керзона»); 8 — восточная граница Польши по Рижскому договору 1921 г.; 9— прочие границы Польши на 1921 г.; 10 — современная западная граница Польши, установленная в 1945 г.

12 октября 1920 г. было подписано соглашение о прекращении военных действий между Польшей и советскими республиками, а 18 марта 1921 г. в Риге Польша, с одной стороны, и РСФСР и УССР, с другой, подписали мирный договор. Было решено, что граница будет проходить от Западной Двины на юг к западу от Минска и на восток от Лунинца, через Острог до Збруча и по Збручу до Днестра.

Отдельными договорами были урегулированы границы с Латвией и Румынией. Литва не согласилась с захватом Польшей Вильно и прилегающей области, и до 1938 г. между этими странами не было дипломатических отношений. Державы Антанты признали польскую восточную границу в 1923 г.

Определение восточной границы Польши завершило процесс ее возвращения на политическую карту мира в качестве самостоятельного, суверенного государства, активного участника международных отношений.

В результате дипломатических и военных усилий Польша сложилась как многонациональное государство. Национальные меньшинства, самыми крупными из которых были украинское (14,3%), еврейское (7,8%), немецкое (4,7%) и белорусское (3,9%), составляли более 30% ее населения. На практике победила территориальная концепция Р. Дмовского. Польша была унитарным государством, отказывавшим меньшинствам не то что в праве на самоопределение, но даже в культурной автономии. Тем не менее по настоянию держав Антанты она вынуждена была взять на себя обязательства по охране прав ряда национальных меньшинств (евреев, немцев на бывших землях Германии и украинцев Галиции по договору 1919 г. с державами Антанты, а также белорусов и украинцев Волыни по Рижскому договору 1921 г.)

Силовое установление большей части границ Польши стоило ей более 50 тыс. погибших в боевых действиях и умерших от ран, а также привело к напряженности и подозрительности в отношениях со всеми соседями, за исключением Румынии и в определенной степени Латвии. Откровенно профранцузская ориентация внешней политики в период становления государственности ограничивала свободу маневра в будущем, по мере того, как Франция теряла свои господствующие позиции на континенте.

Прошедшие в ноябре 1922 г. выборы в парламент вновь не дали ощутимого перевеса ни одному из политических лагерей. Мандаты в сейме распределились примерно в равной пропорции между правыми, центром и левыми. Своих депутатов в сейм удалось провести коммунистам, находившимся на нелегальном положении. Основная часть украинского населения Восточной Галиции бойкотировала выборы в знак протеста против польской оккупации этого региона. Болезненное поражение потерпел лагерь Пилсудского, на этот раз выступивший самостоятельно. Составившие его группировки не получили ни одного места в парламенте.

9 декабря 1922 г. состоялись выборы первого президента независимой Польши. Пилсудский отказался выставлять свою кандидатуру. Только в пятом туре удалось определить победителя. Им стал Габриель Нарутович, кандидатуру которого, выдвинутую левой Польской крестьянской партией «Вызволене», поддержали левые, центристы и национальные меньшинства. Правые партии, группировавшиеся вокруг национальных демократов, развернули мощную антипрезидентскую кампанию, особенно подчеркивая то обстоятельство, что он победил благодаря депутатам от национальных меньшинств (евреям, немцам, украинцам). 11 декабря, в день приведения к присяге Нарутовича, в Варшаве состоялись массовые уличные демонстрации протеста. За ними, как и в январе 1919 г., просматривались действия военной контрразведки, по-прежнему полностью контролировавшейся пилсудчиками. В атмосфере националистической истерии, нагнетаемой правой прессой, 16 декабря 1922 г. Нарутович был смертельно ранен во время осмотра художественной выставки. 20 декабря 1922 г. состоялись новые выборы президента. Им стал Станислав Войцеховский, кандидат центристской Польской крестьянской партии «Пяст», за которого голосовали те же партии, что и за Нарутовича.

Расстановка сил в новом сейме была такая же, как и в предыдущем. Правительство могло быть или коалиционным, или внепарламентским, создававшимся в том случае, когда по каким-то причинам еще не была готова следующая парламентская коалиция. Конструктивные недостатки и изъяны польского парламентаризма во всей своей полноте проявились в 1922—1926 гг. Политическая раздробленность сейма (17 фракций в начале 1923 г. и 26 фракций в начале 1926 г.) стала причиной того, что в относительно короткий срок были испробованы практически все возможные варианты правительств. Кабинет Владислава Сикорского в 1922-1923 гг. пользовался поддержкой левых и центристских партий, В. Витоса в 1923 г. опирался на правых и центр, Владислава Грабского 1923-1925 гг. был внепарламентским, Александра Скшиньского в 1925-1926 гг. состоял из представителей правых, центристов и левых, а 10 мая 1926 г. вновь было сформировано правоцентристское правительство В. Витоса.

Коалиционные правительства, которых в 1918-1926 гг. было тринадцать, как правило существовали недолго, от недели до полугода. За это время они не всегда даже успевали выработать единую правительственную программу, а те важные законы, которые принимались по их инициативе, нередко вызывали сильное недовольство в обществе, как это случилось, например, с законом об аграрной реформе.

На этом фоне выгодно выделялось внепарламентское правительство В. Грабского, просуществовавшее почти два года. Оно пришло к власти в конце 1923 г., в один из наиболее критических моментов, когда парламент после отставки правоцентристского кабинета не мог сформировать новое правительственное большинство. По сравнению с парламентскими правительствами, В. Грабский добился выдающихся результатов. Была стабилизирована финансовая система, введен в обращение польский злотый, заметно оживилась экономика, удалось покончить с партизанским движением в Западной Белоруссии и Западной Украине.

К числу причин частых смен кабинетов можно отнести серьезные разногласия между отдельными партиями по таким вопросам, как пути и темпы решения аграрного вопроса, методы преодоления кризисных явлений в промышленности, отношение к национальным меньшинствам, пересмотр конституции 1921 г. и закона о выборах и т.д.

Среди политиков разных направлений крепло убеждение в необходимости глубоких изменений в государственном устройстве. Национальные демократы, христианские демократы, Польская крестьянская партия «Пяст» и другие правые и центристские партии считали, что следует уменьшить зависимость исполнительной власти от парламента, расширить полномочия президента и изменить закон о выборах таким образом, чтобы сократить в сейме представительство от национальных меньшинств. Национальные демократы, начиная с 1923 г., активно изучали и пропагандировали опыт итальянских фашистов и призывали использовать его в польских условиях.

Польская социалистическая партия, Польская крестьянская партия «Вызволене» и другие левые партии, постепенно оттесняемые от участия в управлении государством, допускали возможность отстранения правых и центристских партий от власти с помощью силы. Активную пропагандистскую деятельность вели коммунисты. Они считали, что только социалистическая революция даст возможность построить в Польше государство, отвечающее интересам трудящихся. Их небольшая фракция в сейме относилась к числу наиболее активных.

Целенаправленная партийная пропаганда слева и справа усиливала настроения разочарования и недовольства парламентской моделью государственного устройства, которая сложилась в Польше в первые годы независимости и была закреплена в конституции 1921 г. Почти всеобщая неудовлетворенность парламентской демократией, достигшая своего пика в конце 1925 — начале 1926 г., а также резкое ухудшение именно в это время хозяйственной конъюнктуры создали благоприятную атмосферу для государственного переворота, возглавленного Ю. Пилсудским.

После избрания Г. Нарутовича президентом Ю. Пилсудский сложил с себя полномочия начальника государства, а в 1923 г. подал в отставку с занимаемых им постов в армии, выразив таким образом свой протест против создания правоцентристского кабинета В. Витоса. Но он не оставил планов своего возвращения к руководству страной. Пилсудский и его соратники по легионам, не без основания считавшие, что они внесли значительный вклад в борьбу за независимость Польши, не могли спокойно смотреть, как политики, увлеченные борьбой за власть, преследуя узкопартийные цели, дестабилизируют государство. Сторонники Пилсудского, опасавшиеся за свои позиции, прежде всего в армии, пытались создать условия для его возвращения к власти в ноябре 1923 г., когда в Кракове произошли крупные выступления рабочих против экономической политики правительства Витоса. Направленные против демонстрантов войска под командованием офицеров-пилсудчиков дали себя разоружить, но дальнейшего обострения обстановки в городе и стране не произошло, правительство взяло ситуацию под контроль.

Благоприятный момент для переворота сложился в 1926 г. 10 мая в полном соответствии с конституцией было сформировано крайне непопулярное в обществе правительство правоцентристского большинства, которое, как и в 1923 г., возглавил В. Витос. 12 мая Ю. Пилсудский во главе верных ему воинских частей, собранных для проведения маневров в окрестностях Варшавы военным министром предыдущего кабинета Л. Желиговским, выступил в поход на столицу.

В ходе боевых действий между верными правительству войсками и бунтовщиками, продолжавшихся до 14 мая, погибло 300 человек, около 1 тыс. было ранено. Переворот поддержали левые партии. Их лидеры рассчитывали, что в случае победы Пилсудский распустит сейм и назначит новые парламентские выборы, которые, как они полагали, принесут победу левым силам и позволят им взять власть. Поддержали переворот и коммунисты. По их убеждению, Пилсудский был кем-то вроде А. Керенского в России после Февральской революции, выразителем интересов мелкой буржуазии. Рано или поздно, считали они, он вынужден будет пойти на союз с крупной буржуазией, а это оттолкнет от него массы. Дождавшись этого момента, коммунисты возглавят их и поведут на штурм капитализма.

Вооруженная акция Пилсудского против непопулярных правоцентристских сил получила поддержку значительной части населения. Только в западных районах Польши, где сильным было влияние партий правительственной коалиции, преобладала негативная реакция. Именно отсюда на помощь кабинету Витоса двинулись воинские подразделения. Но они так и не достигли столицы. 14 мая по инициативе Польской социалистической партии началась всеобщая забастовка железнодорожников, парализовавшая переброску верных правительству войск. В то же время двигавшиеся на помощь Пилсудскому части с востока не встречали никаких препятствий. Страна оказалась перед угрозой гражданской войны. Не желавшие углубления конфликта президент С. Войцеховский и правительство Витоса подали в отставку. Это означало победу Пилсудского.

Осуществив переворот, первый маршал независимой Польши формально не объявил себя диктатором, как того хотели некоторые из его сторонников, и не распустил парламент. 31 мая парламент избрал Пилсудского президентом страны. Но он от выбора отказался, ссылаясь на то, что конституция дает слишком малые полномочия главе государства. 1 июня президентом Польши был избран мало известный в политических кругах профессор Львовского политехнического института Игнацы Мосьцицкий, в молодые годы участвовавший в социалистическом движении.

Начался постепенный, растянувшийся на годы процесс замены парламентской системы правления на авторитарный квазипрезидентский режим, поскольку реальной властью в стране до 1935 г. обладал не избираемый Национальным собранием президент, а опиравшийся на армию и государственный аппарат Ю. Пилсудский. Сейм утратил свою роль главного института государственной власти в пользу Пилсудского и его ближайшего окружения. В августе 1926 г. декретом президента Ю. Пилсудский был назначен генеральным инспектором вооруженных сил, тем самым был формально закреплен его полный контроль над армией. Режим известен в истории как «санационный» (от латинского sanatio, т.е. оздоровление, так как именно под лозунгами оздоровления политической и общественной жизни в стране был осуществлен государственный переворот).

Стремясь легализовать переворот и создать видимость сохранения демократии, Пилсудский не распустил парламент и не отменил конституцию 1921 г. Режим пошел другим путем. Уже в августе 1926 г. в Основной закон были внесены существенные поправки. Президент получил право досрочно распускать сейм и сенат без согласования с депутатами и назначать новые выборы, издавать декреты, имеющие силу закона до момента, когда их утвердит или не утвердит парламент. Сейм лишился ряда своих важных полномочий. Его работа стала строиться не на постоянной, а на сессионной основе. Право созывать и закрывать сессии сейма было предоставлено президенту. Из изданных президентом декретов наибольшее возмущение вызвало введение предварительной цензуры прессы. С этого времени оппозиционные газеты часто выходили с белыми пятнами на месте отдельных абзацев и целых статей, запрещенных цензурой. Пилсудский практически не считался с волей парламента при формировании правительства.

Стремясь расширить социальную базу режима, Ю. Пилсудский сблизился с крупной буржуазией и помещиками, которые до переворота в значительной своей части поддерживали национальных демократов. Упрочению режима способствовал и спад социальной напряженности, связанный со вступлением польской экономики в период благоприятной конъюнктуры и ростом спроса в Европе на польский уголь в результате стачки английских горняков.

В первые годы существования режим в качестве основных своих противников определил революционный лагерь, а также партии, до переворота составлявшие правоцентристское большинство в сейме. В марте 1927 г. власти запретили связанные с нелегальной Коммунистической партией Польши Независимую крестьянскую партию и Белорусскую крестьянско-рабочую громаду, их лидеры были лишены депутатского иммунитета и арестованы. Смена политических предпочтений имущих классов лишила правые партии прежней щедрой финансовой поддержки, их сторонников изгоняли из армии и государственного аппарата, активистов нередко жестоко избивали «неустановленные лица» и т.д.

Проводимая Пилсудским политика сближения с имущими классами, его нежелание считаться с требованиями левых партий стали стимулом для постепенного перехода ППС и левых крестьянских партий в оппозицию правительству. Им нелегко было менять свое отношение к режиму, особенно к его лидеру, который обладал не только несомненными заслугами перед этими партиями в прошлом, но и несомненной харизмой, с которой не могли соперничать даже его весьма популярные в обществе соперники В. Витос и Р. Дмовский.

Парламентских выборы 1928 г. не принесли абсолютного большинства мандатов лагерю санации. Его обошли левые партии, серьезного успеха добились партии национальных меньшинств и коммунисты, крупное поражение потерпели правые и центристские партии. Учитывая переход левых партий на антисанационные позиции, неизбежным стало столкновение между сторонниками восстановления парламентской демократии и режимом. Обострению противостояния способствовал и обрушившийся на страну мировой экономический кризис, с которым «санация» не могла справиться. В 1929 г. в результате соглашения шести левых и центристских партий был образован блок, получивший название Центролев. Национальные демократы и коммунисты в него не вошли.

Первоначально лидеры Центролева намеревались устранить режим с помощью парламентских процедур, в том числе путем выражения вотума недоверия правительствам, назначаемым президентом по воле Пилсудского. Но режим игнорировал эти усилия, вместо одного неугодного оппозиции кабинета министров президент назначал следующий, ничем не отличающийся от предшествующего. В этих условиях оппозиция решила поднять на борьбу с режимом широкие массы. В июне 1930 г. в Кракове ею был проведен Конгресс в защиту прав и свободы народа под лозунгами свержения диктатуры и восстановления в Польше демократии, завершившийся 30-тысячной демонстрацией. Было решено в сентябре 1930 г. провести аналогичные мероприятия еще в 31 городе.

Активизация деятельности оппозиции в сочетании с нарастающими лавинообразно экономическими трудностями грозили режиму серьезными политическими испытаниями. Ответом на вызов Центролева стал досрочный роспуск сейма и арест руководителей оппозиции, в том числе трехкратного премьера В. Витоса. Арестованных обвинили в подготовке покушения на законное правительство и посадили в военную тюрьму в Брестской крепости, где они подверглись физическому и психологическому давлению. Волна репрессий прокатилась по всей стране, было арестовано около 5 тыс. человек. В Восточной Галиции в связи с участившимися случаями поджогов польских хозяйств и индивидуального террора со стороны украинских националистов силами полиции было проведено так называемое «умиротворение». В ходе акции были арестованы около 30 бывших депутатов и 100 видных украинских политических и общественных деятелей, разгромлены многие украинские культурно-просветительные, кооперативные и общественные организации.

Прошедшие в ноябре 1930 г. в обстановке репрессий выборы в парламент, получившие название «брестских», принесли, наконец, «санации» победу: она завоевала более половины мандатов в сейме и сенате. Тем самым у режима появилась возможность проводить через парламент любые законы, не считаясь с мнением оппозиции.

После 1930 г. в политике режима заметно усилились антидемократические тенденции. Был проведен судебный процесс по делу арестованных лидеров оппозиции, все они были приговорены к различным срокам тюремного заключения. Не дожидаясь окончания процесса, многие из них эмигрировали из страны. Новые репрессии обрушились на революционные силы. Были арестованы руководители Украинского крестьянско-рабочего объединения, запрещена деятельность левой крестьянской партии «Самопомощь», принят новый тюремный устав, отменявший права политических заключенных, ликвидирована независимость судей и введены военно-полевые суды и т.д. После совершенного Организацией украинских националистов в 1934 г. успешного покушения на министра внутренних дел Б. Перацкого был создан концентрационный лагерь в Березе-Картуской в Западной Белоруссии. В него направлялись политические противники режима в административном порядке, без следствия и суда.

В начале 30-х гг. в связи с неизлечимой болезнью Ю. Пилсудского резко актуализировалась проблема сохранения режимом власти после смерти диктатора. «Санация» видела выход в принятии новой конституции, которая юридически закрепила бы ее главенствующие позиции в государстве. Но для изменения конституции требовалось сеймовое большинство в 296 голосов, а у «санации» было только 246 мандатов. В январе 1934 г., воспользовавшись отсутствием в зале заседаний депутатов от оппозиции, маршал сейма предложил считать обсуждавшиеся в тот день конституционные тезисы формальным проектом конституции и до возвращения отсутствующих депутатов провел без обсуждения необходимые по процедуре три голосования. Протесты оппозиции были проигнорированы. Принятый нижней палатой проект прошел обсуждение в сенате, предложившем ряд поправок, в марте 1935 г. прошел повторное обсуждение в сейме, но уже как обычный, а не основной закон. В этом случае для принятия окончательного текста требовалось большинство в 11/20, а не 2/3 голосов.

Президент подписал текст новой конституции 23 апреля 1935 г. Апрельская конституция коренным образом отличалась от Основного закона 1921 г. На первом плане оказался не народ, а государство. Среди граждан страны выделялась элита, так называемые лучшие сыны. Центральное место в государстве отводилось президенту, соединяющему в своих руках «единую и неделимую государственную власть». Он являлся высшим руководителем правительства, сейма, сената, вооруженных сил, судов и государственного контроля, назначал 1/3 сенаторов. За свою деятельность президент отвечал только «перед богом и историей». Права сейма были ограничены в пользу исполнительной власти и сената.

Начавшийся в 1926 г. процесс перехода от парламентской к квазипрезидентской республике завершился, режим «санации» успел создать необходимые условия для закрепления за собой власти и после смерти Ю. Пилсудского, позиционировавшего себя в качестве мудрого руководителя и отца нации. 12 мая 1935 г. диктатор скончался. «Санация» потеряла вождя, но сохранила власть.

Сохранению господствующих позиций «санации» должен был помочь и новый избирательный закон. Политические партии были лишены права выдвигать своих кандидатов в депутаты, число которых сократилось наполовину (до 222). Теперь это могли делать только избирательные комиссии, состоящие из представителей государственной администрации и подконтрольных властям хозяйственных и профсоюзных организаций. Окружные избирательные комиссии определяли двух кандидатов на одно место в сейме, что превращало выборы в своеобразный плебисцит.

Состоявшиеся в сентябре 1935 г. парламентские выборы показали, что доверие к «санации» в обществе сильно подорвано. Многие избиратели откликнулись на призыв оппозиционных партий бойкотировать выборы. По официальным данным, которые оппозиция считала фальсифицированными, в них участвовало 46,5% избирателей, а действительными были признаны только 35,5% поданных голосов.

Потеря харизматического вождя не замедлила сказаться на единстве рядов «санации», ее гражданскому крылу стало резко оппонировать военное. Чтобы снять противоречия, президент И. Мосьцицкий вынужден был в нарушение конституции поделиться частью своих полномочий с новым генеральным инспектором вооруженных сил Эдвардом Рыдз-Смиглы. Но и этот шаг не уберег режим от дальнейшего прогрессирующего ослабления. Не принесли заметных результатов попытки организационной перестройки лагеря «санации». В нем все заметнее становились противоречия между отдельными группировками, обострялась борьба за лидерство.

Одновременно крепла сплоченность демократической оппозиции, росло стремление к совместной борьбе с диктатурой за восстановление парламентаризма. К забастовкам как оружию экономической и политической борьбы, помимо рабочих, стали прибегать и крестьяне. Мощный натиск оппозиции вынуждал режим к примирительным шагам и жестам, к обещаниям пересмотреть закон о выборах и т.д.

Произошли позитивные сдвиги в стратегии и тактике компартии, в предшествующие годы одинаково страстно критиковавшей и режим, и демократическую оппозицию, особенно социалистов. После VII конгресса Коминтерна (1935) коммунисты перешли на платформу широкого антифашистского фронта, выражали готовность сотрудничать со всеми партиями, выступавшими за восстановление парламентской демократии. Их призывы находили поддержку у левых деятелей ППС и крестьянской партии Стронництво людове (создана в 1931 г. в результате объединения трех основных польских крестьянских партий), у части рабочих и крестьян, особенно молодежи. Между компартией и социалистами было достигнуто соглашение об отказе от взаимных нападок и критики. Но эффективный единый фронт в Польше создать не удалось.

В 1935—1937 гг. многие польские коммунисты, находившиеся в эмиграции в СССР, стали жертвами сталинских репрессий. В 1938 г. по решению Исполкома Коминтерна (ИККИ) компартия Польши была распущена по ложному обвинению в том, что в ее руководство проникли агенты польской контрразведки. ИККИ также постановил, что восстановить партию можно только с согласия Коммунистического Интернационала.

Острота политического противостояния в обществе стала ослабевать лишь в конце 30-х гг. в связи с ростом угрозы Польше со стороны Германии. Тревога за судьбу родины оказалась сильнее политических разногласий. Патриотические чувства поляков вновь стали основой их консолидации. Свидетельством тому явились досрочные парламентские выборы в ноябре 1938 г., в которых, несмотря на призыв к их бойкоту со стороны ППС, Стронництва людового и национальных демократов, приняли участие 67,3% избирателей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Генри Сент-Джон Болингброк
Реферат Электропривод вентиляционной установки
Реферат 05. 13. 12 Системы автоматизации проектирования (по отраслям) Формула специальности
Реферат Международные конкурсы в области литературы и искусства
Реферат Использование компьютерных технологий для повышения наглядности курса математики 5-6 классов
Реферат Учёт движения денежных средств
Реферат Судьба поэта серебряного века Владислав Ходасевич
Реферат Recommendation For Recycling Water In Florida Essay
Реферат Необратимость - свойство реальных процессов Статистический характер энтропии
Реферат Реформы органов власти и управления Петра I
Реферат Бухгалтерский учет на Украине.
Реферат Основные направления работы в городском хозяйстве
Реферат 1. Предпосылки возникновения экспрессионизма
Реферат Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства бытия бога у Фомы Аквинского
Реферат Мари Франсуа Биша