Реферат по предмету "Исторические личности"


Основные представители русской исторической науки

--PAGE_BREAK--С октября того же 1803 г. — историограф Его Императорского Величества (специально учрежденная для Карамзина должность). Позднее (1818) — почетный член Петербургской Академии Наук. Он отождествляет историю страны с историей государства, с историей самодержавия.
В ходе работы Карамзин составлял горы выписок, читал каталоги, просматривал книги и рассылал повсюду письма-запросы. Целью его было создать национальное, общественно значимое сочинение, которое не требовало бы для своего понимания специальной подготовки. Это должна была быть не сухая монография, а высокохудожественное литературное произведение, предназначенное для широкой публики. Не добавляя ничего в перелагаемые им документы, он скрасил их сухость своими эмоциональными комментариями. В результате из-под его пера вышло яркое произведение, которое не могло оставить равнодушным ни одного читателя. Подготовлено и издано 12 томов, изложение доведено до 1611 года. «История Государства Российского» стала не только значительным историческим трудом, но и крупным явлением русской художественной прозы. Желание сочетать легкость изложения с его основательностью заставило Карамзина почти каждую свою фразу снабжать особым примечанием. В результате «Примечания» по своему объему фактически сравнялись с основным текстом. Таким образом, «История» Карамзина как бы делится на две части — «художественную», предназначенную для легкого чтения, и «ученую» — для вдумчивого и глубокого изучения истории. Она прервалась только на несколько месяцев в 1812 г. в связи с занятием французами Москвы. Весной 1817 г. «Историю» начали печатать сразу в трех типографиях — военной, сенатской и медицинской. Первые восемь томов появились в продаже в начале 1818 г. и породили неслыханный ажиотаж. С этого времени каждый новый том «Истории» становился общественным и культурным событием. Последний, 12-й том Карамзин писал уже тяжело больным.
Закончить его он не успел. Великий писатель и историк умер в 22 мая 1826.
Погодин Михаил Петрович
(1800 — 1875)
Российский историк, писатель, академик Петербургской АН. Сын крепостного «домоправителя» у графа Строганова. В 1818 г. поступил в Московский университет. Окончив курс в 1823 г., Погодин через год защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси», где явился защитником норманской школы и беспощадным критиком теории хазарского происхождения русских князей, за которой стоял Каченовский. В 1826—1844 профессор Московского университета. Первоначально ему было поручено читать всеобщую историю для студентов первого курса. В 1835 г. он был переведен на кафедру русской истории, в 1841 г. избран в члены второго отделения Академии Наук (по русскому языку и словесности); был также секретарем «Общества Истории и Древностей Российских» и заведовал изданием «Русского исторического Сборника», где поместил важную статью «О местничестве».
К концу профессорской деятельности Погодина относится начало издания им «Исследований, лекций и замечаний», на которых и зиждется, главным образом, значение Погодина как историка… В это же время Погодин начал собирание своего «Древнехранилища», заключавшего в себе массу памятников, как письменных, так и вещественных, русской старины.
Погодин несколько раз бывал за границей; из его заграничных путешествий наибольшее значение имеет первое (1835), когда он завел в Праге близкие сношения с видными представителями науки среди славянских народностей: Шафариком, Ганкой и Палацким. Это путешествие несомненно способствовало сближению русского ученого мира со славянским. С 1844 г. специально — ученая деятельность Погодина замирает и возрастает только к концу его жизни.
Погодин в своих взглядах держался так называемой теории официальной народности и примыкал, вместе с профессором Шевыревым, к партии, защищавшей эту теорию аргументами немецкой философии. Свои взгляды он проводил в двух издававшихся им журналах: «Московском Вестнике» (1827 — 1830) и «Москвитянине» (1841 — 1856).
Недостаток философского образования и внешние неблагоприятные условия не дали Погодину выработаться в мыслителя и общественного деятеля, на роль которого он претендовал. Любовь к знанию и природный ум сделали его видным историком-исследователем, с несомненным значением в русской историографии.
Шахматов Алексей Александрович
(1864 — 1920)
Российский филолог, академик Петербургской АН (1894). Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблемы русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки. Труды по индоевропейским языкам (в т. ч. славянским), финскому и мордовскому языкам. Редактор академического «Словаря русского языка» (1891-1916).
Соловьев Сергей Михайлович
(5.05.1820 — 4.10.1879)
Русский историк, родился в Москве в семье священника. В 1842 году окончил Московский университет. В 1845 году начал читать курс русской истории в Московском университете и защитил магистерскую диссертацию, а в 1847 году — докторскую. С 1847 года профессор Московского университета.
В 1864-1870-х годах Соловьев занимал должность декана историко-филологического факультета, а в 1871-1877 годах — ректора Московского университета. В последние годы жизни был председателем Московского общества истории и древностей Российских, а также директором Оружейной палаты…
Главным делом жизни Сергея Михайловича явилось создание«Истории России с древнейших времен». В 1851-1879 годах вышло 28 томов, а последний 29, доведенный до 1775 года, вышел посмертно.
Человеческое общество представлялось Соловьеву целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Он отказался от выделения «норманского» и «татарского» периодов в русской истории и стал считать главным не завоевания, а внутренние процессы.
Ученый отмечал своеобразие в развитии России, заключавшееся по его мнению, прежде всего в географическом положении страны (между Европой и Азией), вынужденной вести многовековую борьбу со степными кочевниками.
Сводя историческое развитие в конечном счете к изменению государственных форм, Соловьев отводил общественно-экономической жизни страны второстепенную роль по сравнению с историей политической. Огромный исторический материал изложен им в «Истории России с древнейших времен» на основе идеи исторической закономерности, все факты связаны в единую стройную систему. Благодаря этому ученый дал исключительную по силе и выразительности целостную картину русской истории на протяжении веков. Его труды оказали глубокое влияние на всех последующих русских историков.

Щапов Афанасий Прокофьевич
(5.10.1831 — 27.2.1876)
Русский историк и публицист. Родился в семье пономаря. В 1852—56 учился в Казанской духовной академии. В академии Щапов читал историю русской церкви, останавливаясь главным образом на анализе взаимодействия византийских начал со славяно-русским языческим мировоззрением, давшего новый специфически русский строй религиозных представлений. Дальнейшую разработку этих лекций дали его «Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)», в «Журнале Министерства Народного Просвещения» (1863). Щапов вырабатывает свой взгляд на ход русской истории и на методы ее исследования. Связь мировоззрения Щапова со славянофильством вне всякого сомнения; он, как и славянофилы, изучал не только то, как поступало и что делало правительство по челобитным, а то, о чем просили в челобитных, какие нужды и требования высказывались в них. Его теорию удобнее всего можно назвать земской или общинно-колонизационной.
В 1860 г. Щапов был приглашен профессором русской истории в университет, где имел выдающийся успех.16 апреля 1861 произнёс революционную речь на панихиде по жертвам Бездненского выступления 1861, был арестован и препровожден в Петербург. Министр внутренних дел Валуев взял Щапова на поруки и назначил его чиновником министерства по раскольничьим делам, но Щапов не мог уже с прежним научным спокойствием продолжать своих работ. В 1862 уволен со службы и находился под полицейским надзором. Сотрудник журналов: «Отечественные записки», «Русское слово», «Время», «Век» и др В 1864 г. Щапов, по подозрению в связях с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, был сослан в Иркутск, где продолжал много работать, главным образом по местным вопросам. В 1866 участвовал в качестве этнографа в экспедиции Сибирского отдела Русского географического общества в Туруханский край Последние его труды вызывали строгие отзывы критики и не могут, действительно, идти в сравнение с прежними работами. В 1874 г. скончалась его жена Ольга Ивановна, которая всю себя посвятила своему мужу, а в 1876 г. последовал за нею и сам Щапов ( умер от туберкулеза.). 
Щапов — автор многих работ по истории сектантства и раскола, которые он рассматривал как проявление народного протеста против социального гнёта. Труды Щапова разбросаны в разных периодических изданиях и только немногие изданы отдельно.
Чичерин Борис Николаевич
(26.5.1828 — 3.2.1904)
Русский философ, историк, публицист и общественный деятель. Окончил юридический факультет Московского университета (1849). В 1853 защитил магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII в.», с 1861 — профессор кафедры русского права. В 1866 защитил в качестве докторской диссертации книгу «О народном представительстве» (1866). В 1868 вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава, жил в с. Караул, вёл научную работу, участвовал в деятельности земства. В 1882—83 московский городской голова, уволен в отставку по приказанию императора Александра III за речь на коронации, в которой царь ошибочно усмотрел намёк на требование конституции.
С середины 1850-х гг. Чичерин — один из лидеров либерально-западнического крыла в русском общественном движении. В сентябре 1858 Чичерин ездил в Лондон для переговоров с А. И. Герценом об изменении направления пропаганды Вольной русской типографии. Попытка Чичерина склонить Герцена к уступкам либералам закончилась полным разрывом, который стал этапом размежевания либерализма и демократии в русской общественной мысли 2-й половины 19 в. Чичерин отрицательно отнёсся к деятельности революционных демократов, осенью 1861 выступил против студенческого движения, поддерживал реакционную политику правительства в отношении Польши и Польского восстания 1863—64. В своих сочинениях Чичерин развивал идею постепенного перехода путём реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства. Чичерин — виднейший теоретик государственной школы в русской историографии, создатель теории «закрепощения и раскрепощения сословий», согласно которой правительство в 16—17 вв. создало сословия и подчинило их себе в общегосударственных интересах. В области философии Чичерин — крупнейший представитель правого гегельянства в России. В последние годы жизни Чичерин написал ряд работ по естественным наукам (химии, зоологии, начертательной геометрии). «Воспоминания» Чичерина — ценный источник по истории общественной жизни и движения 2-й половины 19 в.
Строев Павел Михайлович
( 27.7.1796 — 5.1.1876)
Русский историк и археограф, член Петербургской АН (1849). В 1813—1816 учился в Московском университете. В 1814 издал учебную «Краткую Российскую историю в пользу российского юношества», для своего времени весьма удовлетворительный учебник, продержавшийся в обращении до 30-х гг. 19 в. Одновременно начал печатать в журнале «Сын Отечества» статьи по русской истории( главным образом о необходимости составления правильных родословных владетельных русских князей, с указанием на все трудности подобной работы). В 1815 г. Строев, не кончив курса, поступил на службу в архив министерства иностранных дел главным смотрителем в Комиссии печатания государственных грамот и договоров. 1816 — 1826 гг. — время деятельности Строева в так называемом кружке графа Румянцева. В 1817—1818 г. совершил поездку по монастырям Московской губернии и изучал их архивы. В результате этой поездки были найдены Изборник 1073, произведения митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Судебник Ивана III. В эти годы Строев издает «Подробное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в библиотеке Волоколамского монастыря» — первое по времени ученое описание рукописей в русской литературе.
В 1823 он был избран членом Московского общества истории и древностей российских. По инициативе Строева началась в 1828 деятельность Археографических экспедиций, с 1834 — Археографической комиссии. В 1829—34 Строев обследовал архивы в северных областях России, а затем в Поволжье, Московской, Вятской и Пермской губерниях. Издатель памятников, тщательный описатель рукописей, Строев оказал крупные услуги русской историографии и во многом обусловил ее успехи в половине XIX столетия. Огромное количество свежего и ценного материала, внесенного в оборот Строевым, обновило русскую науку и дало историкам возможность с большей полнотой и разносторонностью исследовать наше прошлое.
Ключевский Василий Осипович
(16.01.1841 — 12 .05.1911)
Русский историк. Родился в семье священника. В 1865 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1867 году начал преподавательскую деятельность. В 1872 году защитил магистерскую диссертацию, в 1882 году — докторскую диссертацию. С 1879 года доцент, с 1882 года профессор русской истории Московского университета, с 1889 года — член корреспондент Петербургской Академии наук, с 1900 — академик, а с 1908 года — почетный академик по разряду изящной словесности. Тайный советник.
В своих трудах В.О. Ключевский концентрировал внимание на анализе социальных и экономических факторов в истории общества, что было новым явлением в русской дооктябрьской историографии.В «Сказаниях иностранцев о Московском государстве» (1866) Ключевский отвел много места описанию занятий населения. В работе «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в беломорском крае» (1867-1868) и в монографии «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871) он пришел к выводу о решающем значении географического фактора в колонизации и истории России. Колонизацию Ключевский, в противовесС.М. Соловьеву, рассматривал как процесс, обуславливаемый не деятельностью государства, а природными условиями страны и ростом народонаселения. В монографии «Боярская дума Древней Руси» (1882) Ключевский пытался проследить общественно-политическое развитие страны в 10-18 вв., в ней он заложил основы своей концепции русского исторического процесса в целом. Развитие классов Ключевский связывал с материальной стороной жизни общества, подчеркивая различие прав и обязанностей отдельных классов. Однако Ключевский не признавал классовых противоречий и классовой борьбы основой исторического процесса и считал государство примиряющим общенародным началом.
Среди крупных работ историка «Состав представительства на земских соборах Древней Руси» (1890-92), «Императрица Екатерина II. 1786-1796 гг.» (1896), «Петр Великий среди своих сотрудников» (1901).
В Московском университете Ключевский читал с начала 80-х годов общий курс истории России с древнейших времен до XIX века. Имя Ключевского пользовалось широкой популярностью среди интеллигенции и студенчества. Он был блестящим и остроумным лектором, великолепным стилистом.

Устрялов Николай Герасимович
(04.05.1805 — 08.06.1870)
Профессор Петербургского университета, академик Императорской Академии Наук. Окончил курс в Петербургском университете. В 1824 г. он поступил на гражданскую службу. В 1827 г., по конкурсу, занял место учителя истории в петербургской гимназии. В 1830 г. он издал перевод сочинения Маржерета на русский язык, снабдив его примечаниями; в 1832 г. издал в пяти частях «Сказания современников о Дмитрии Самозванце», а в 1833 г., в 2 томах — «Сказания князя Курбского». Он получил за них две Демидовские премии и кафедры в педагогическом институте, военной академии и морском корпусе. В 1831 г. Устрялов начал читать в Петербургском университете лекции по всеобщей и русской истории, а с 1834 г. — по одной только русской. Лекции свои он посвящал разбору первоисточников и критике мнений историков по разным вопросам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.