Реферат по предмету "Исторические личности"


Могучая Кучка

Эпоха60-х годов XIXвека.

Эпоху 60-х годов принято исчислять с 1855 года – даты бесславного окончания Крымской войны. Военное поражение царской России было последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний, которые нельзя было уже усмирить ни увещеваниями, ни пушками. Это было знаменательноевремя в общественнойи культурнойжизни России.Новые веяния проникали всюду; новое пробивало себе дорогу в науке, литературе, живописи, музыке и театре. Проведеннаяцарским правительствомкак ответно-предупредительнаямера противнараставшейволны революционно-демократическогодвижения, реформа1861 года фактическиухудшило положениекрестьян. Лучшиеумы России былизаняты вопросомо судьбе родногонарода, «гуманностьи забота обулучшениичеловеческойжизни», по словамН.Г.Чернышевского, определялинаправлениев развитиипередовойрусской науки, литературыи искусства.Не было ни однойобласти культуры, которая осталасьбы в сторонеот народноосвободительныхидей. РусскиереволюционныедемократыЧернышевскийи Добролюбов, развивая идеиБелинскогои Герцена, мощнодвинули впередматериалистическуюфилософию.Разработкаматериалистическихположенийобогатиларазличныеобласти наукиоткрытиямимирового значения.Достаточнонапомнить, чтов то время жилии работалиматематикиП.А.Чебышев иС.В.Ковалевская, физик А.Г.Столетов, химики Д.И.Менделееви А.М.Бутлеров, физиолог И.М.Сеченов, биолог И.И.Мечников.
Расцветнаступает ив русской литературеи искусстве.Эта эпоха далачеловечествунепревзойденногопевца крестьянскойжизни Н.А.Некрасова; тонкого мастераслова, создавшегопоэтическиекартины русскойприроды, замечательныеобразы русскихлюдей, Тургенева; глубокогопсихолога, стремившегосяпознать самоесокровенноев человеческойдуше, Достоевского; могучего писателямыслителяЛ.Н.Толстого.
В области музыки 60-е годы были также эпохой необыкновенно яркого расцвета. Крупные изменения наблюдаются в самом укладе музыкальной жизни. Если до середины 19 века музыкальная жизнь России была замкнутой, доступной лишь для привилегированной аристократической публики, то теперь её очаги приобретают гораздо более широкий, демократический характер. Возникает ряд организаций музыкально-просветительского характера, выдвигается целая плеяда крупнейших деятелей музыкального искусства: П.И.Чайковский, братья Рубинштейны, А.Н.Серов, В.В.Стасов, композиторы «Могучей кучки».

«Могучаякучка».

Историясоздания.

Случайно употребленное Стасовым в 1867 году выражение «могучая кучка» прочно вошло в жизнь и стало служить общепринятым наименованием группы композиторов, куда входили: Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918). Часто «Могучая кучка» именуется «Новой русской музыкальной школой», а также «Балакиревским кружком», по имени её руководителя М.А.Балакирева. За границей эту группу музыкантов называли «Пятёрка» по числу главных представителей. Композиторы «Могучей кучки» выступили на творческую арену в период огромного общественного подъёма 60-х годов 19 века.
ИсториясозданияБалакиревскогокружка такова: в 1855 году в Петербургиз Казани приехалМ.А.Балакирев.Восемнадцатилетнийюноша был чрезвычайноодарён в музыкальномотношении. Вначале 1856 годаон с большимуспехом выступаетна концертнойэстраде в качествепианиста иобращает насебя вниманиепублики. Особеннобольшое значениедля Балакиреваприобретаетего знакомствос В.В.Стасовым.
ВладимирВасильевичСтасов – интереснейшаяфигура в историирусского искусства.Критик, ученыйискусствовед, историк и археолог, Стасов, выступаякак музыкальныйкритик, былблизким другомвсех русскихкомпозиторов.Он был связансамой теснойдружбой буквальносо всеми крупнымирусскими художниками, выступал впечати с пропагандойих лучших картини тоже был ихлучшим советчикоми помощником.
Сынвыдающегося архитектораВ.П.СтасоваВладимир Васильевичродился в Петербурге, образованиеполучил в училищеправоведения.Служба Стасована протяжениивсей его жизнибыла связанас таким замечательнымучреждениемкак публичнаябиблиотека.Ему довелосьлично знатьГерцена, Чернышевского, Льва Толстого, Репина, Антокольского, Верещагина, Глинку.
Стасовслышал отзыв Глинки о Балакиреве:«В…Балакиревенашел я взгляды, столь близкоподходившиек моим». И, хотяСтасов былстарше молодогомузыканта почтина двенадцатьлет, крепкоподружилсяс ним на всюжизнь. Они постояннопроводят времяза чтением книгБелинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского, причём Стасов, несомненно, более зрелый, развитой иобразованный, блестяще знающийклассическоеи современноеискусство, идейно руководитБалакиревыми направляетего.
В1856 году на одном из университетскихконцертовБалакиреввстречаетсяс Цезарем АнтоновичемКюи, которыйучился в товремя в Военно-инженернойакадемии испециализировался в области сооружениявоенных укреплений. Кюи очень любилмузыку. В раннеймолодости ондаже занимался с польскимкомпозиторомМонюшко.
Своиминовыми и смелымивзглядами намузыку Балакиревувлекает Кюи, пробуждаетв нём серьёзныйинтерес к искусству.Под руководствомБалакиреваКюи пишет в1857 году скерцодля фортепьянов четыре руки, оперу «Кавказскийпленник», а в1859 году – одноактнуюкомическуюоперу «Сынмандарина».
Следующимкомпозитором, присоединившимсяк группе «Балакирев– Стасов – Кюи», был МодестПетрович Мусоргский.К моменту своеговступленияв балакиревскийкружок он былгвардейскимофицером. Сочинятьстал очень ранои очень скороосознал, чтодолжен посвятитьсвою жизньмузыке. Недолгодумая, он, будучиуже офицеромПреображенскогополка, решилвыйти в отставку.Несмотря намолодость (18лет), Мусоргскийпроявлял большуюразносторонностьинтересов: занималсямузыкой, историей, литературой, философией.Его знакомствос Балакиревымпроизошло в1857 году у А.С.Даргомыжского.Всё поразилоМусоргскогов Балакиреве: и его наружность, и яркая своеобразнаяигра, и смелыемысли. ОтнынеМусоргскийстановитсячастым посетителемБалакирева.Как говорилсам Мусоргский,«перед нимраскрылсяновый, неведомыйему до сих пормир».
В1862 году к балакиревскомукружку присоединяютсяН.А.Римский-Корсакови А.П.Бородин.Если Римский-Корсаковбыл совсеммолодым повозрасту членомкружка, взглядыи музыкальныйталант котороготолько начиналиопределяться, то Бородин кэтому временибыл уже зрелымчеловеком, выдающимсяучёным-химиком, дружески связаннымс такими гигантамирусской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.
Вмузыке Бородинбыл самоучкой.Своей сравнительнобольшой осведомлённостьюв теории музыкион был обязан, главным образом, серьёзномузнакомствус литературойкамерной музыки.Ещё в годыстуденчествав Медико-хирургическойАкадемии Бородин, играя на виолончели, часто участвовалв ансамбляхлюбителеймузыки. По егосвидетельству, он переигралвсю литературусмычковыхквартетов, квинтетов, атакже дуэтови трио. До встречис БалакиревымБородин самнаписал несколькокамерных сочинений.Балакирев быстро оценилне только яркоемузыкальноедарованиеБородина, ноего разностороннююэрудицию.
Такимобразом, к началу1863 года можноговорить осформировавшемсябалакиревсомкружке.

Становлениеи развитиевзглядов «кучкистов».

Большаязаслуга в воспитаниии развитии егоучастниковв тот периодпринадлежалаМ.А.Балакиреву.Он был их вождём, организатороми учителем.«Кюи и Мусоргскийнужны были емукак друзья, единомышленники, последователи, товарищи-ученики; но без них онмог бы действовать.Напротив, дляних он был необходимкак советчики учитель, цензори редактор, безкоторого онии шагу ступитьбы не могли.Музыкальнаяпрактика ижизнь далавозможностьяркому талантуБалакиреваразвиватьсябыстро. Развитиедругих началосьпозднее, шломедленнее итребовалоруководителя.Этим руководителеми был Балакирев, добившийсявсего своимизумительнымразностороннемузыкальнымталантом ипрактикою...»(Римский-Корсаков).Огромная воля, исключительноразностороннеемузыкальноеобразование, темперамент– таковы личныекачества, определившееего влияниена всех членовкружка. Методызанятий Балакиревас ученикамибыли своеобразными.Он прямо задавалсочинять симфонии, увертюры, скерцо, оперные отрывкии т.д., а потомрассматривали строго анализировалсделанное.Балакирев сумелвнушить своимтоварищам покружку и необходимостьширокогосамообразования.
ПомимоБалакирева, огромную рольв руководствекомпозиторскоймолодёжьюпринадлежалаи В.В.Стасову.Участие Стасовав деятельностикучки быломногообразным.Оно проявлялосьпрежде всегов содействииобщему художественномувоспитаниюкомпозиторов, во влиянии наидейную направленностьих творчества.Нередко Стасовподсказывалсюжеты дляпроизведенийи помогал в ихразработкеи во всестороннемобсужденииуже созданныхпроизведений.Он представлялкомпозиторамразнообразныеисторическиематериалы, находившиесяв его ведении, и не жалел силдля пропагандыих творчества.
Стасовпервым выступилв печати и привлёквниманиеобщественностик сочинениямкомпозиторов«Могучей кучки».Стасов являлсяпроводникомидей русскойдемократическойэстетики среди«кучкистов».
Такв повседневномобщении с Балакиревыми Стасовым, ввысказыванияхи спорах обискусстве, вчтении передовойлитературыпостепенноросли и крепливзгляды и мастерствокомпозиторовкружка. К этомувремени у каждогоиз них былосоздано многокрупных самостоятельныхпроизведений.Так, Мусоргскийнаписал симфоническуюкартину «Ночьна Лысой горе»и первую редакцию «Борис Годунов»; Римский-Корсаков– симфоническиепроизведения «Антар», «Садко»и оперу «Псковитянка»; Балакиревымбыли сочиненыего основныепроизведения: симфоническаяпоэма «В Чехии», увертюра «1000лет», блестящаяфортепьяннаяфантазия «Исламей»,«Увертюра натри русскиетемы», музыкак трагедииШекспира «КорольЛир»; Бородинсоздал первуюсимфонию; Кюиокончил оперу«Ратклиф».Именно в этотпериод Стасови назвал балакиревскийкружок «маленькой, но уже могучейкучкой русскихмузыкантов».
Каждый из композиторов, входивших в «Могучую кучку», представляет собой яркую творческую индивидуальность и достоин самостоятельного изучения. Однако историческое своеобразие «Могучей кучки» заключалось в том, что это была группа не просто дружески расположенных друг к другу музыкантов, а творческий коллектив, боевое содружество передовых художников своего времени, спаянных идейным единством, общими художественными установками. В этом отношении «Могучая кучка» была типичным явлением своего времени. Подобные творческие содружества, кружки, товарищества, создавались в различных областях искусства. В живописи это была «Художественная артель», положившая затем начало «передвижничеству», в литературе– группа участников журнала «Современник». К этому же периоду относится и организация студенческих «коммун».
Композиторы «Могучей кучки» выступили как прямые продолжатели передовых течений русской культуры предшествующей эпохи. Они считалисебя последователямиГлинки и Даргомыжского, призваннымипродолжитьи развиватьих дело.

Русскийнарод в творчествекомпозиторов.

Ведущуюлинию в тематикепроизведений«кучкистов»занимают жизньи интересырусского народа. Большинствокомпозиторов«Могучей кучки»систематическизаписывало, изучало иразрабатывалаобразцы народногофольклора. Композиторысмело использовалинародную песнюи в симфонических, и в оперныхпроизведениях («Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов»).
Национальные стремления «Могучей кучки» были лишены, однако, какого бы то ни былооттенка национальнойограниченности. Композиторыотносилисьс большой симпатиейк музыкальнымкультурамдругих народов, что подтверждаетсямногочисленнымипримерамииспользованияв их произведенияхукраинских, грузинских, татарских, испанских,.Чешских и другихнациональныхсюжетов и мелодий.Особенно большоеместо в творчестве«кучкистов» занимает восточныйэлемент ( «Тамара»,«Исламей» Балакирева; «Князь Игорь»Бородина;«Шехерезада», «Антара», «Золотойпетушок»Римского-Корсакова;«Хованщина»Мусоргского).
Создаваяхудожественные произведениядля народа, говоря на языкеему понятноми близком, композиторыделали своюмузыку доступной самым широкимслоям слушателей. Этой демократическойустремлённостьюобъясняетсябольшое тяготение«новой русскойшколы» к программности. «Программными»принято называтьтакие инструментальныепроизведения, в которых идеи, образы, сюжетыразъясненысамим композитором. Разъясненияавтора можетбыть дано илив тексте-пояснении, прилагаемомк произведению, или в его заголовке. Программнымиявляются имногие другиесочинениякомпозиторов «Могучей кучки»: «Антар» и «Сказка» Римского-Корсакого, «Исламей» и «Король Лир» Балакирева, «Ночь на Лысойгоре» и «Картинкис выставки» Мусоргского.
Развивая творческие принципы своих великих предшественников Глинки и Драгомыжского, члены «Могучейкучки» были вместе с тем и смелыми новаторами. Они не удовлетворялисьдостигнутым, а звали своих современников к «новым берегам», стремилиськ непосредственномуживому откликуна требованияи запросысовременности, пытливо искалиновых сюжетов, новых типовлюдей, новыхсредств музыкальноговоплощения.
Этиновые собственныедороги «кучкистам» приходилосьпрокладыватьв упорной инепримиримойборьбе противвсего реакционногои консервативного, в острых столкновенияхс засильеминостранноймузыке, котораяиздавна и упорнонасаждаласьрусскими правителямии аристократией.Господствующимклассам немогли быть подуше поистинереволюционныепроцессы, происходившиев литературеи в искусстве.Отечественноеискусство непользовалосьсочувствиеми поддержкой.Мало того, все, что было передового, прогрессивногопреследовалось.В ссылку былотправленЧернышевский, на его сочиненияхлежала печатьцензурногозапрета. ЗапределамиРоссии жилГерцен. Художники, демонстративновышедшие изАкадемии художеств, считались«подозрительными»и были взятына учет царскойохранкой. Влияниезападноевропейскихтеатров в Россииобеспечивалосьвсеми государственнымипривилегиями: итальянскиетруппы монопольновладели опернойсценой, иностранныеантрепренёрыпользовалисьширочайшимильготами, недоступнымидля отечественногоискусства.
Преодолеваяпреграды, чинимыепродвижению «национальной»музыки, нападкисо стороныкритиков, композиторы «Могучей кучки»упорно продолжалисвоё дело развитияродного искусстваи, как писалвпоследствии Стасов, «товариществоБалакиревапобедило ипублику, имузыкантов.Оно посеялоновое благодатноезерно, давшеевскоре роскошнуюи плодовитейшуюжатву».
Балакиревскийкружок обычнособирался внесколькихзнакомых иблизких междусобою домах: у Л.И.Шестаковой(сестры М.И.Глинки), у Ц.А.Кюи, уФ.П.Мусоргского(брата композитора), у В.В.Стасова.Собраниябалакиревскогокружка протекаливсегда в оченьоживлённойтворческойатмосфере.
Членыбалакиревскогокружка частовстречалисьс писателямиА.В.Григоровичем, А.Ф.Писемским, И.С.Тургеневым, художникомИ.Е.Репиным, скульпторомМ.А.Антокольским.Тесные связибыли и с ПетромИльичём Чайковским.
Общественностьи «Могучаякучка».

Композиторы«Могучей кучки»вели большуюобщественно-просветительскуюработу. Первымобщественнымпроявлениемдеятельностибалакиревскогокружка явилосьоткрытие в 1862году Бесплатноймузыкальнойшколы. Главныморганизаторомбыли М.И.Балакиреви хормейстерГ.Я.Ломакин.Бесплатнаямузыкальнаяшкола основнойсвоей задачейставила распространениемузыкальныхзнаний средишироких масснаселения.
Стремяськ широкомураспространениюсвоих идейно-художественныхустановок, кусилению творческоговлияния наокружающуюобщественнуюсреду, члены«Могучей кучки»не толькоиспользоваликонцертнуютрибуну, но ивыступали настраницахпечати. Выступленияносили острополемическийхарактер, сужденияимели подчасрезкую, категорическуюформу, что былообусловленотеми нападкамии отрицательнымиоценками, которымподвергалась«Могучая кучка»со стороныреакционнойкритики.
Нарядусо Стасовымв качествевыразителявзглядов иоценок новойрусской школывыступал Ц.А.Кюи.С 1864 года он состоялпостоянныммузыкальнымрецензентомгазеты «С.-Петербургскиеведомости».Кроме Кюи, скритическимистатьями впрессе выступалиБородин иРимский-Корсаков.Несмотря нато, что критикане была их главнойдеятельностью, в своих музыкальныхстатьях и рецензияхони дали образцыметких и правильныхоценок искусстваи внесли значительныйвклад в русскоеклассическоемузыковедение.
Влияниеидей «Могучейкучки» проникаети в стены Петербургскойконсерватории.Сюда в 1871 годубыл приглашёнРимский-Корсаковна должностьпрофессорапо классаминструментовкии сочинения.С этого временидеятельностьРимского-Корсакова была неразрывносвязана сконсерваторией.Он становитсятой фигурой, которая концентрируетвокруг себямолодые творческиесилы. Соединениепередовыхтрадиций «Могучейкучки» с солиднойи прочнойакадемическойосновой составилихарактернуюособенность«школы Римского-Корсакова», которая былагосподствующимнаправлениемв Петербургскойконсерваториис конца 70-х годовпрошлого векадо начала 20 века.
Ужек концу 70-х иначалу 80-х годовтворчествокомпозиторов«Могучей кучки»завоёвываетширокую известностьи признаниене только усебя на родине, но и за рубежом.Горячим поклонником и другом «новойрусской школы»был ФеренцЛист. Лист энергичноспособствовалраспространениюв ЗападнойЕвропе произведенийБородина, Балакирева, Римского-Корсакова.Горячими почитателямиМусоргскогобыли французскиекомпозиторыМорис Равельи Клод Дебюсси, чешский композиторЯначек.

Распад«Пятерки».

«Могучаякучка» какединый творческийколлективпросуществоваладо середины70-х годов. К этомувремени в письмахи воспоминанияхеё участникови близких друзейвсё чаще можновстретитьрассужденияи высказыванияо причинах еёпостепенногораспада. Наиболееблизок к истинеБородин. В письмек певице Л.И.Кармалинойв 1876 году он писал:«… По мере развитиядеятельностииндивидуальностьначинает братьперевес надшколой, надтем, что человекунаследовалот других.… Наконец, у одногои того же, вразличные эпохиразвития, вразличныевремена, взглядыи вкусы в частностименяются. Всёэто донельзяестественно».
Постепеннороль руководителяпередовыхмузыкальныхсил переходитк Римскому-Корсакову.Он воспитываетмолодое подрастающеепоколение вконсерватории, с 1877 года становитсядирижёромБесплатноймузыкальнойшколы и инспектороммузыкальныххоров морскоговедомства. С1883 года он ведётпедагогическуюдеятельностьв Придворнойпевческойкапелле.
Первымиз деятелей«Могучей кучки»ушёл из жизниМусоргский.Он умер в 1881 году.Последние годыжизни Мусоргскогобыли оченьтяжёлыми.Пошатнувшеесяздоровье, материальнаянеобеспеченность– всё это мешалокомпозиторусосредоточиться на творческойработе, вызывалопессимистическоенастроениеи отчуждённость.
В1887 году умерА.П.Бородин.
Сосмертью Бородинапути оставшихсяв живых композиторов«Могучей кучки»окончательноразошлись.Балакирев, замкнувшисьв себе, совсемотошел отРимского-Корсакова, Кюи давно отсталот своих гениальныхсовременников.Один Стасовоставался впрежних отношенияхс каждым ихтрех.
Дольшевсех прожилиБалакирев иКюи (Балакиревумер в 1910 году, Кюи – в 1918 году).Несмотря нато, что Балакирев вернулся кмузыкальнойжизни в конце70-х годов (в начале70-х годов Балакиревперестал заниматьсямузыкальнойдеятельностью), в нём уже небыло энергиии обаяния, которыехарактеризовалиего в пору 60-хгодов. Творческиесилы композитораугасли раньшежизни.
БалакиревпродолжалруководитьБесплатноймузыкальнойшколой и Придворнойпевческойкапеллой. Заведенныеим и Римским-Корсаковымучебные порядкив капелле привелик тому, что многиеиз ее воспитанниковвышли на настоящуюдорогу, ставнезауряднымимузыкантами.
Творчествои внутреннийоблик Кюи такжемало чем напоминалио прежней связис «Могучейкучкой». Онуспешно продвигалсяв своей второйспециальности: в 1888 году сталпрофессоромВоенно-инженернойакадемии покафедре фортификациии оставил вэтой областимного ценныхпечатных научныхтрудов.
Долгопрожил и Римский-Корсаков(умер в 1908 году).В отличие отбалакиреваи Кюи его творчестводо самого завершенияшло по восходящейлинии. Он оставалсяверен принципамреализма инародности, выработаннымив пору великогодемократическогоподъёма 60-х годовв «Могучейкучке».
Навеликих традициях«Могучей кучки»Римский-Корсаковвоспитал целоепоколениемузыкантов.Среди них такиевыдающиесяхудожники, какГлазунов, Лядов, Аренский, Лысенко, Спендиаров, Ипполитов-Иванов, Штейнберг, Мясковскийи многие другие.Они донеслиэти традицииживыми и действеннымидо нашего времени.

Влияниетворчества«кучкистов»на мировоемузыкальноеискусство.

Творчествокомпозиторов«Могучей кучки»принадлежитк лучшим достиженияммирового музыкальногоискусства.Опираясь нанаследие первогоклассика русскоймузыки Глинки, Мусоргский, Бородин иРимский-Корсаковвоплотили всвоих произведенияхидеи патриотизма, воспели великиесилы народа, создали замечательныеобразы русскихженщин. РазвиваядостиженияГлинки в областисимфоническоготворчествав программныхи непрограммныхсочиненияхдля оркестра, Балакирев, Римский-Корсакови Бородин внеслиогромный вкладв мировуюсокровищницусимфоническоймузыки. Композиторы«Могучей кучки»создавали своюмузыку на основечудесных народныхпесенных мелодий, бесконечнообогащая ееэтим. Они проявлялиогромный интереси уважение нетолько к русскомумузыкальномутворчеству, в их произведенияхпредставленытемы украинскиеи польские, английскиеи индийские, чешские и сербские, татарские, персидские, испанские имногие другие.
Творчествокомпозиторов«Могучей кучки»является высочайшимобразцом музыкальногоискусства; вместе с темоно доступно, дорого и понятносамым широкимкругам слушателей.В этом его огромнаянепреходящаяценность.
Музыка, созданная этиммаленьким, номогучим посвоим силамколлективом, является высокимпримером служениясвоим искусствомнароду, примерподлиннойтворческойдружбы, примергероическогохудожественноготруда.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.