Реферат по предмету "Исторические личности"


Государственные и политические деятели СССР Н С Хрущ в

--PAGE_BREAK--Принятый в августе бюджет на 1953г. предусматривал большие дотации  на  производство товаров широкого потребления, цены на которые были значительно снижены,  и в пищевые отрасли  (в конце 1953г.  хлеб  стоил  в  три  раза  дешевле,  чем  в 1948г.). Как и следовало ожидать, снижение цен на промышленные товары сопровождалось ростом дефицита.  На сентябрьском (1953г.) пленуме ЦК Хрущев рассказал о  критической ситуации в сельском  хозяйстве, которая действительно  была катастрофической,  одновременно вскрыв и ошибки, и ложь  своих  политических  соперников, прежде всего Маленкова,  который  на  XIX  съезде  заявил,  что «проблема хлеба решена».  Хрущев  добился  для  колхозов  существенного  повышения государственных закупочных цен (в 5,5 раза на мясо, в два раза на молоко и масло, на 50% на зерновые), необходимого для предотвращения  полного  краха   сельского  хозяйства.   Повышение закупочных цен  сопровождалось уменьшением  обязательных поставок, списанием  долгов  колхозов, снижением налогов с приусадебных участков и с продаж на свободном рынке. После долгого периода падения  доходы  колхозников  значительно  повысились, и продолжали расти до 1957 — 1958гг.
К  началу  августа  1956  года  стало  ясно,  что  целина  на 30 миллионах гектаров даст стране  рекордный урожай. Для Хрущева  это был  и  желанный  политический  успех,  так  как  политика крупных капиталовложений  на  целине  подвергалась  все  более настойчивой критике среди части  Президиума ЦК. В  целом по стране  сбор зерна составил 127 миллионов тонн, а заготовки — 57 миллионов. Для  того времени -  рекордные цифры,  среднегодовой сбор  зерна в 1949-1953 годах составлял 81 миллион тонн, а заготовки — 33 миллиона тонн.
Расширение посевных площадей, освоение целинных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала составляли  второй  пункт  программы  Хрущева,   принятия  которой он добивался  на февральском  (1954г.) пленуме ЦК. За три  года 37 млн. га, что было в три раза больше намеченного в феврале 1954г. и составляло примерно 30% всех обрабатываемых  в то время земель СССР, были освоены  сотнями тысяч мобилизованных. Большинство из  них составляли  комсомольцы, но  использовались и заключенные. По своему замыслу эта программ должна была в сжатые  сроки  решить  проблему  производства  зерновых. Однако, в этой программе  был и  известный риск:  зоны производства зерновых все  больше  удалялись  от  районов  потребления,  что  еще больше обостряло проблему транспорта. Кроме  того, эти зоны находились в области рискованного  земледелия. Тем  не менее,  эта затея  после  одного  плохого  урожая,  вызванного засухой 1954 ­1955гг.,  в течение  нескольких лет давала  положительные результаты.  В  рекордном  урожае  зерновых  1956г.  (125  млн.т.) доля целинного   хлеба составила  50%. Неожиданный  успех   сыграл не последнюю  роль в  утверждении Хрущева  в качестве неоспоримого лидера на XX съезде партии.
На пленуме ЦК, состоявшемся в январе 1955г., Хрущев употребил все свое   красноречие, чтобы показать преимущества возделывания кукурузы, которая рассматривалась им, как ключ к решению острой кормовой  проблемы. За два  года кукурузой были засеяны 18 млн. га.,  -  часто  в  районах,  которые  совсем не подходили для этой культуры.
Основным   результатом отмены   предвоенных   законов   стал значительный  рост   рабочей  силы.   Тем  не   менее,  за   1953 ­1958гг.  произошло существенное  улучшение  материального положения  городских  трудящихся  как  в области заработной платы, повышавшейся в   среднем на  6%  в  год,   так и потреблении, которое выросло  по овощам  и фруктам в 3,4  раза,   по молочным продуктам  на 40%,  мясу на 50%, рыбе на 90%. Эти успехи имели существенное  значение для  роста  авторитета    Хрущева  и    его политики,    направленной на повышение   уровня потребления, быстрый   рост   производства и смягчение  практики принуждения, до  1953г.  определявшей всю общественную жизнь.[10]
2.     XX съезд КПСС. Извещение о созыве очередного XX съезда КПСС появилось в  печати еще  в  июле  1955  года.  Съезд  должен был утвердить директивы к шестому  шестилетнему  плану,  а  также  заслушать  Отчет ЦК КПСС. Предполагалось, что в Отчете ЦК  кратко будет затронут и вопрос  о «культе  личности»,  который  все  более  волновал общественность. Реабилитации, начавшиеся в 1953-1954 годах, продолжались и в  1955 году, но шли  очень медленно. За  год возвратились домой  не более 10  тысяч   человек,  эта реабилитация  затронула в  основном оставшихся в живых партийных работников 30-х годов. Еще несколько тысяч человек
получили  посмертную  реабилитацию. Это были в основном видные деятели партийного руководства, такие, как С. Косиор,   В. Чубарь,   П. Постышев  и   другие.  Сама  процедура реабилитации  шла  очень медленно,  на  рассмотрение   миллионов заявлений  от  узников  лагерей  и  родственников,  расстрелянных и умерших в лагерях советских граждан, потребовались бы десятки  лет. Нетерпимость подобного положения становилась все более  очевидной.
При  ЦК  КПСС  создавались  комиссии  для рассмотрения некоторых наиболее крупных репрессивных акций сталинского режима.  Изучались дела  об  убийстве  Кирова  и  самоубийстве  Орджоникидзе,   «дело Тухачевского» и другие. Заканчивала  работу и комиссия, во  главе с секретарем ЦК П.Поспеловым,  которой было поручено  изучить вопрос о культе личности Сталина и его последствиях.
Нельзя было игнорировать и давление со стороны  самих заключенных, которое постепенно усиливалось. В стране  прокатилась волна восстаний:  в Норильске,  Казахстане, Кенгире,  которые были жестоко подавлены с помощью танков и бронетранспортеров.
При  обсуждении  проекта  отчетного  доклада ЦК Хрущев предложил включить  в  него  специальный  раздел  о  культе  личности  и его последствиях.  Это  предложение   было  категорически   отвергнуто членами Президиума ЦК,  также было отвергнуто  предложение Хрущева дать   слово   двум-трем        недавно   реабилитированным   партийным работникам.
«Ты  предлагаешь,  чтобы  бывшие  каторжники   судили нас», — сказал Каганович.
XX съезд  КПСС открылся  14 февраля  1956 года.  По сравнению  с предыдущим  съездом  состав  делегатов  значительно обновился, что отражало существенные   изменения   в   составе   партийного и государственного  руководства  на  всех  уровнях.  По  предложению Хрущева,  открывшего  съезд,  делегаты  почтили  память сразу трех «виднейших  деятелей  коммунистического  движения:»   И.В.Сталина, Клемента  Готвальда  и  Кюици  Токуда.  Ни  в докладе, ни в первых выступлениях делегатов не содержалось никаких восхвалений в  адрес Сталина.
Руководству   партии   было     что  отметить   в своем Отчете. Промышленность страны сделала   большой   шаг  вперед, а сельскохозяйственное  производство  увеличилось  на  20%, а доходы колхозников на  100%,  также  возросло  жилищное  строительство и производство    товаров    народного    потребления.    Укрепилось международное  положение  СССР.  В  докладе  подчеркивалось,   что последовательное  проведение   политики  мирного   сосуществования создает  возможность предотвращения  новой мировой войны.
Намерение серьезно  и  широко  поставить  на  съезде  вопрос  о Сталине  не оставляло  Хрущева.  Через несколько  дней  он вновь собрал  руководство  партии  и  заявил,  что  если  ему  не  дадут возможности высказаться  о  культе  личности  Сталина от имени ЦК КПСС, то он Хрущев,  обратится непосредственно к делегатам  съезда с просьбой выслушать его выступление. Это был  ультиматум, и  противники Хрущева  понимали, что  очень трудно помешать ему. Было  решено, что Хрущев выступит  с докладом от  имени  ЦК,  но  только  после  выборов  нового состава ЦК и на специальном заключительном заседании, а также, что никаких  прений по  этому  докладу  не  будет.  Хрущев  начал активно готовиться к этому  докладу,  который  оказался  главным  событием XX съезда, а также всей жизни и деятельности самого Хрущева.
Для  участия  в  закрытом  заседании,  на котором и был заслушан доклад  о  культе  личности,   нужно  было  получить   специальные пропуска.  В   Кремль  пригласили   около  ста   реабилитированных партийных  активистов,  их  список  Хрущев  просмотрел,  и утвердил лично. Текст доклада  не заслушивался предварительно  руководством ЦК, состав которого еще не был объявлен.
Каким же образом появился  на свет этот документ,  ставший одним из  важнейших  документов  мирового  коммунистического движения?
Известно, что  сам  Хрущев  не  писал  текстов  своих  речей  и докладов. Письменная  речь давалась  ему с  трудом, поэтому тексты речей  делались  его  подчиненными.  Но,  выходя на трибуну, Хрущев часто   импровизировал.   Эти    импровизации   нередко  составляли наиболее интересную часть его выступлений. В своем докладе  Хрущев опирался  на   материалы  комиссии   Поспелова,  на   разговоры  с реабилитированными  членами  партий,  да  и на собственную память, которая подсказывала теперь многое. Впоследствии доклад  подвергся критике за то, что он содержал некоторые недочеты и умолчания.  Но в  условиях,  в  которых  готовился  доклад, нельзя  было  сделать большего. Да и никто, кроме Хрущева, не решился бы на этот шаг.
Хрущев говорил о массовых незаконных репрессиях, санкционированных Сталиным, о жестоких  пытках,    которым подвергались заключенные, в том числе и недавние члены  Политбюро. Он  упомянул  о  конфликте  между  Лениным  и Сталиным в последние месяцы   жизни Ленина.   Затронул   тему   убийства   Кирова и недвусмысленно  намекал  насчет  возможной  причастности Сталина к этому  убийству.  Хрущев  говорил  о  грубых  просчетах  Сталина в предвоенный период,  о  его  растерянности  в  первые дни войны и фактическом дезертирстве со своих постов именно в эти первые  дни. На  Сталина докладчик   возлагал  ответственность  за поражения Красной  Армии  в  1941 — 1942  годах  и  оккупацию громадных территорий  Советского  Союза.  По  свидетельству  Хрущева, Сталин уничтожил перед войной более 2/3 состава ЦК и более половины  XVII съезда.  В  последние   годы  жизни  Сталин   готовился  к   новым репрессиям  и  отстранил  от  участия  в руководстве страны видных политических  деятелей.  На  Сталина  докладчик  возлагал кризис в сельском  хозяйстве,  за  грубые  просчеты  в  советской внешней политике.  Хрущев  рассказал  о  том,  как Сталин поощрял создание культа его личности, фальсифицировал  историю партии и вписывал  в свою биографию целые страницы, содержащие неумеренные  восхваления в его адрес.
Хрущев шел на  огромный личный риск,  не меньший чем, при аресте Берия. Нужно  было действовать  быстро и  решительно, опираясь  на поддержку  доверенных  людей.  Даже  сам  Хрущев  и  его близкое  окружение  не  были  безгрешны,  хотя  их  ответственность  за  те преступления гораздо меньше  других членов партии.  И все же  риск был хотя и велик, но оправдан.
Высказывалось   мнение, что   осуждение  Сталина   на  съезде предпринималось главным образом для того, чтобы  рационализировать систему бюрократического управления  и даже укрепить  привилегии и власть   номенклатуры.   Еще   чаще   высказывалось   мнение,  что выступление Хрущева на съезде стало решающим эпизодом в борьбе  за власть в партии. Взяв на  себя инициативу, Хрущев наносил удар  по таким  ближайшим  соратникам  Сталина,  как  Молотов,   Каганович, Маленков,  Ворошилов,  Микоян,  присутствие  которых  в Президиуме мешало ему.  Многое в  поведении Хрущева  связано и  с его личными качествами.  Хрущева  действительно  волновало  тяжелое  положение рабочих и  особенно крестьян.  Его волновало  и тяжелое  положение заключенных,  безо  всякой  причины  брошенных  на  многие  годы в лагеря и тюрьмы.
Текст  доклада  разослали  всем  райкомам  и  горкомам партии. С середины марта  по всей  стране проходили  десятки тысяч собраний, на   которые   приглашались   не   только   члены   партии,  но  и беспартийные.  На  этих  собраниях  работники  горкомов и райкомов зачитывали  доклад  Хрущева.  Прений  не  проводилось,  и собрание закрывалось сразу после чтения.
XX съезд был серьезным  ударом не только по авторитету Сталина. В западных  партиях многие  коммунисты выходили  из их  рядов. Это явилось  тяжким  испытанием  для  всех  сторонников  социализма  и друзей   СССР. Это вызвало   серьезный кризис в мировом коммунистическом движении.[11]
3.     Некоторые проблемы внутренней политики. Приветствуемый «бурными и продолжительными  аплодисментами, переходящими в овацию», Хрущев одержал на XX съезде частичную, но бесспорную победу. Хотя ему  и не удалось изменить  состав  членов Политбюро, он сумел ввести  туда в качестве кандидатов  несколько своих сторонников, которые вошли  также в Секретариат ЦК (Жуков, Брежнев, Шепилов, Фурцева). Центральный Комитет был значительно обновлен и наполовину состоял  из новых  членов, обязанных своим недавним выдвижением Хрущеву.[12]
Материальный  уровень  жизни  советских  людей в 1956-1957 годах явно  улучшился.  Рабочий  день  в  праздничные и предвыходные дни сокращался на  2 часа.  Укороченная рабочая  неделя вводилась  для подростков   16-17   лет. Зарплата   при этом   не  снижалась.  Увеличивались отпуска по беременности и родам. Отменялась  система раздельного  обучения  в  школах  мальчиков  и  девочек,  а  также отменялась  введенная  при  Сталине  плата  за  обучение в старших классах средних  школ  и  в высших  и средних  специальных учебных заведений. Крупнейшим социальным  мероприятием явился новый  Закон о  государственных  пенсиях  рабочим  и  служащим.  Новый  Закон о пенсиях значительно увеличивал все виды пенсионного обеспечения.
Неплохими оказались итоги в промышленности, прирост производства составил  11%. Менялся облик Москвы, где быстрыми темпами развивалось жилищное  строительство. С именем  Н.С. Хрущева связано появление и многих уникальных сооружений: Дворца  съездов, стадиона в Лужниках,  проспекта Калинина, Останкинской  телебашни, Московской кольцевой дороги. За успехи в хозяйстве многие  области и  их  руководители  были  награждены. «За успешное руководство в организации подъема и освоении  целинных и залежных земель»  орден Ленина   и   вторую медаль Героя Социалистического труда К.Е. Ворошилов вручил и Н.С. Хрущеву.
Особое  значение  имела  реабилитация  «опальных»   народностей, незаконно выселенных при Сталине  со своей исконной территории.  9 января Указом Президиума Верховного Совета СССР  восстанавливалась Калмыцкая АССР. Вскоре  восстановили Чечено-Ингушскую и  Кабардино-Балкарскую  АССР,   Карачаево-Черкесскую   АССР.   Планировалось произвести перемещения больших масс людей в течение 5-6 лет.
В первой половине 1957  года Президиум ЦК по  инициативе Хрущева отменил  пресловутую  систему  «пакетов»,  т.е. введенную Сталиным выдачу  ответственным  работникам  в  специальных  конвертах сумм, превышающих подчас в 2-3 раза официально установленную  заработную плату.
В  1957  году  Хрущев  внес  на  рассмотрение Президиума ЦК КПСС предложение  о   коренном  изменении   в  структуре   и  характере управления  народным  хозяйствам  СССР. Предлагалось ликвидировать большинство отраслевых министерств и поручить руководство  заводов и  фабрик  специально  созданным  территориальным  управлениям   ­Советам народного  хозяйства (Совнархозам).  К началу  1957 года в СССР  имелось  более  200  тысяч  больших  и  малых   промышленных предприятий  и  около  100  тысяч строительных площадок. Управлять этим производством из единого центра становилось все труднее.
Проект  Хрущева  превращал  Комиссию   в   простое   придаточное звено   и,   оставляя  реальное  принятие  долгосрочных решений за Госпланом,    передавал  конкретную    разработку  последних региональным   органам в  лице  совнархозов.  Проект   также предполагал   ликвидацию  промышленных  министерств,  сокращение и децентрализацию слишком многочисленных центральных ведомств.
Предлагаемая  Хрущевым,   эта  система   нигде  еще   не  прошла экспериментальной проверки. Она  могла оказаться рациональной  для таких   крупных   промышленных   центров,   как   Ленинград    или Свердловская область, но  нерациональной для областей  и республик Северного  Кавказа,  так  как  количество  крупных  предприятий на какую-либо республику не превышало двух-трех, а то и меньше.[13]
10 мая 1957г. Хрущев добился крупной победы: по его  предложению Верховный Совет проголосовал за создание совнархозов и  ликвидацию десяти промышленных   министерств, и  с весны  1957 года  началось интенсивное проведение в  жизнь новой системы  управления. Краткие заметки в газетах  о том, что  идея Совнархозов не  поддерживалась всеми   чиновниками,    не   брались   во   внимание.  Искусственно создавалась атмосфера  полного согласия,  и созванная  в мае  1957 года  сессия  Верховного  Совета  СССР  приняла по докладу Хрущева закон «О  дальнейшем совершенствовании  управления промышленностью и строительством».  Из прежних  промышленных министерств  временно сохранялись    лишь министерства авиационной, оборонной, радиотехнической,  судостроительной, химической  промышленности, среднего    машиностроения,    транспортного    строительства    и электростанций.  Остальные  министерства  ликвидировались,  а   их функции передавались территориальным Совнархозам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--22   мая   в  Ленинграде  им  была  произнесена   важная   речь, ознаменовавшая  начало  волюнтаристской  политики «броска вперед», сопровождавшейся дальнейшей децентрализацией.
Воспользовавшись  визитом  Хрущева  в  Финляндию,  его   коллеги решили созвать  Президиум. На  заседании 18  июня 1957г.  семь  из одиннадцати его членов (Булганин, Ворошилов, Каганович,  Маленков, Молотов,  Первухин  и  Сабуров)  потребовали  отставки  Хрущева.В основном  Хрущева   обвиняли  в   экономическом  волюнтаризме,   в самочинных  и  необдуманных  действиях.  Многие  из этих обвинений были, несомненно,  справедливы.  Но главное  обвинение, которое не высказывалось полностью, но  которое являлось наиболее  важным для противников Хрущева,  состояло в  том, что  Хрущев слишком  далеко зашел в  разоблачении Сталина,  что он  подорвал авторитет  КПСС в международном   коммунистическом   движении   и   авторитет  всего коммунистического движения.
Хрущев,  однако,  решительно  отверг  все обвинения, ссылаясь на достигнутые экономические и на существенные достижения во  внешней политике. Но все же Президиум ЦК вынес решение о смещении  Хрущева с  поста  Первого  секретаря  ЦК  КПСС. Но он, поддержанный своими сторонниками, отказался подчиниться принятому решению. Он  заявил, что  на  пост  Первого  секретаря  ЦК  его  избрал не Президиум, а Пленум  ЦК,  и  только  Пленум   может  освободить  его  от   этой должности, поэтому он потребовал  созыва Пленума, в чем  ему также было отказано.[14]Благодаря  быстрым  действиям  коллег  Хрущева  Серова и Жукова, которые  обеспечили  прибытие  в  Москву  почти  всех  членов  ЦК, которые  в  свою  очередь  стали  требовать созыва Пленума, что им удавалось весьма непросто.
После просьбы встретиться и  направив в Президиум  письменное   заявление,  которое   также  не   возымело никакого действия, члены ЦК стали собираться в Кремле. На  встречу с членами ЦК вышел Ворошилов, которому Серов выдвинул  ультиматум, что если  Президиум будет  противиться созыву  Пленума, то  Пленум соберется  и  без  одобрения  Президиума,  так  как  члены  ЦК  не позволят решать вопросы руководства партией без участия членов  ЦК КПСС. Стало очевидно,  что сговор обречен  на провал, и  Президиум согласился на созыв Пленума ЦК.
Подавляющее   большинство  участников  открывшегося   Пленума безоговорочно  поддержало  Хрущева. Хрущев   потребовал,  чтобы конфликт в Президиуме был передан на рассмотрение Центрального Комитета.
После нескольких дней дебатов ЦК отменил голосование  Президиума и осудил «фракционную деятельность антипартийной группы». Молотов, Каганович, Маленков и Сабуров  были исключены из Президиума  ЦК, а Первухин переведен в кандидаты. Новый Президиум был расширен до 15 человек за  счет перевода  в члены  Президиума прежних  кандидатов (Жукова, Брежнева, Шверника и Фурцевой) и секретарей ЦК (Аристова, Беляева), поддержавших Хрущева. В марте 1958г. Хрущев  использовал выборы  в  Верховный  Совет  СССР,  чтобы  отстранить  Булганина и занять его место во главе государства.[15]
4.     «Догнать и перегнать Америку!» 22  мая  1957г.  на  собрании представителей колхозников  Хрущев бросил ставший знаменитым лозунг: «Догнать и перегнать  Америку!». Речь в  данном случае  шла о  соревновании с  этой страной в  двух конкретных областях:  в производстве  мяса и  молочных  продуктов. Вместе  с  тем  это  выступление  стало  началом   волюнтаристской политики «прыжка  вперед», опасность  которой показала   советская история тридцати предыдущих лет.Выдвижение  невыполнимых  целей,  последовавшая широкая кампания по пропаганде хрущевского  проекта, исходившего из  быстрого роста потребления,  открывающего  путь  к  обществу  изобилия, то есть к коммунизму,   составили   серьезную    проблему   не   только    в экономическом плане, но и  в области общественных отношений.   Они свидетельствовали  о  силе  и  постоянстве волюнтаристских методов мобилизации  производительных  сил,  порождавших  принуждение.  Но как  можно  было  совместить  эти  методы, прямо унаследованные от 30-х  годов,  со  стремлением  поднять  общественную   активность? Желание  добиться  максимально  быстро  и  с наименьшими затратами впечатляющих   результатов   на   основе отношений   и  методов, непосредственно вытекавших  из сталинской практики, скоро породило  все  более  авантюристические  инициативы, непродуманные административные  реформы,  экономические  и  социальные перегибы, которые  не  замедлили  выявить  пределы  хрущевского  проекта и привели  к   серьёзному  экономическому   и  социальному   кризису начала 60-х годов.
1957 — 1959гг. были  отмечены серией административных реформ и «кампаний» («кукурузная лихорадка»,  «мясная кампания в Рязани», «молочные рекорды» и т.д.), призванных улучшить   функционирование экономической системы.
Хрущев  мог   быть  доволен   развитием  промышленности,   но  с разочарованием   знакомился   с   итогами    сельскохозяйственного производства  за  1960  год.  Лозунг,  выдвинутый  в  1957 году, о необходимости  «догнать   и  перегнать   Америку  за   3-4   года» вспоминался теперь лишь в анекдотах.[16]

5.     Реформы в сельском хозяйстве и в народном образовании. На Пленуме ЦК КПСС в конце 1958г. по докладу Хрущева  состоялось решение о реорганизации машинотракторных станций (МТС) и  продаже сельскохозяйственной  техники  колхозам. Верховный  Совет   СССР принял закон о реорганизации МТС.
В  отсутствие  продуманной  инвестиционной  политики в  аграрном секторе  повышению эффективности сельского хозяйства должны   были способствовать две административные реформы. Первая заключалась  в ликвидации МТС и передаче  техники в собственность колхозов,   что предполагало  ее  лучшее  использование.  С  экономической   точки зрения эта мера,  несомненно, позволила многим  колхозам  улучшить организацию и поднять производительность труда; однако для  других был  более  выгоден  прокат  оборудования,  поскольку  обеспечивал большую гибкость.  Вместе с  тем реформа  навязала всем колхозам немедленный  выкуп  парка  МТС,  а  невыгодные условия  последнего поглотили финансовые  ресурсы колхозов,  образовавшиеся с  1954  ­1955гг.  благодаря  повышению  закупочных  цен.  Если    некоторые «колхозы-миллионеры»  и  извлекли  выгоду  из  этой  реформы,   то беднейшие колхозы, которых было подавляющее большинство, попали  в критическое положение. Немедленная и обязательная ликвидация   МТС имела и другие отрицательные последствия, в первую очередь  отъезд в  города  большинства  техников,  которые  боялись потерять  свой статус и оказаться приравненными  к колхозникам, и вслед  за  этим быстрый   выход из   строя   оборудования,   оставшегося     без квалифицированного обслуживания.  В 1958  — 1961гг.  – впервые с конца 20-х гг. — произошло сокращение парка   сельскохозяйственных машин.
Вторая  реформа  заключалась  в  новом укрупнении колхозов,  что должно  было  привести  к  образованию мощных «колхозных  союзов», способных  стать  началом  подлинной  индустриализации   сельского хозяйства. Этот проект, возрождавший идею агрогородов и лежавшее в ее основе стремление ускорить социальное преобразование  деревни через развитие «социалистических» аспектов образа жизни,  требовал крупных капиталовложений, в которых  колхозы были не в   состоянии участвовать из-за недостатка средств, вызванного выкупом МТС.  Это стало причиной неудачи первой серьезной попытки добиться  реальной интеграции колхозного сельского хозяйства.
Реформы,  порожденные  желанием  быстро  и с меньшими  затратами получить  существенные   результаты, сопровождались сильным давлением  на  местных   партийных  работников  и    председателей колхозов,  которые  в свою очередь  давили   на   колхозников. Практическим выражением этого стала кампания против   приусадебных подсобных хозяйств, рассматривавшихся как  частнособственнический пережиток. Для политических и хозяйственных руководителей   всякая интенсификация коллективного труда предполагала ограничение  труда индивидуального на  своем участке.  На деле  же эта  кампания,  не говоря уже о ее непопулярности, оказала отрицательное  воздействие на все сельскохозяйственное производство.[17]
Не  слишком  удачной  оказалась  и  реформа  системы   народного образования  в  СССР.   Главные  преобразования,  которые   Хрущев проводил в  учебных заведениях, касались, прежде  всего создания  в школах  цехов,  которые   занимались  производством   инструмента, игрушек,  значков,  простых  видов  одежды  и мебели. При сельских школах  появились  хозяйства  с  правильным  севооборотом, фермы и птицефабрики.  На  производственное  обучение  и  производительный труд отводилось не менее  12 часов в неделю.  Эксперимент оказался успешным, так  как в  1958-1959 годах  в стране  имелось уже около 200 одиннадцатилетних средних школ с производственным обучением.
Лозунг  Хрущева  о  подготовке   всех  школьников  к  труду на предприятиях,   в совхозах,   колхозах,   учреждениях    являлся совершенно  верным.  Опорой  его  лозунга  служили  воспоминания о рабочих факультетах и  заводах-втузах первой половины  20-х годов, когда общеобразовательная средняя школа занимала скромное место  в советской  системе  народного  образования.  Предложения   Хрущева содержали  как  верные  мысли, так  и существенные ошибки, главная из  которых  состояла  в  недооценке  общеобразовательных  школ, а также   в   подмене   политехнического   обучения   и   посильного производительного труда  школьников принудительным профессиональным образованием.  Переорганизацию   школ предполагалось провести  за пять  лет. Этот  срок на  деле являлся нереальным. За это время  нельзя было создать материальную  базу и обеспечить педагогические  кадры для  обучения десятков  миллионов учащихся.  Реальным  результатом  этой  реформы  стало ухудшение и качества обучения и, и воспитания.[18]

II.               НА ВЕРШИНЕ ВЛАСТИ. 1.                 Н.С. Хрущев — Председатель Совета Министров СССР. В марте 1958  года в Кремле  открылась первая сессия  Верховного Совета пятого созыва. Председатель Совета Министров  (Н.Булганин), направил в адрес вновь  избранного Верховного Совета письмо,  где, в   частности,   говорилось:   «В   соответствии   со  статьей  70 Конституции  СССР  и  в  связи  с  тем,  что вопрос об образовании Правительства  СССР  поставлен  на  рассмотрение Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР считает свои полномочия исчерпанными  и слагает их перед Верховным Советом СССР».
Приняв  к  сведению  это  заявление,  Верховный Совет постановил одобрить  деятельность  Совета  Министров  СССР.  Затем взял слово К.Е.Ворошилов  и  предложил  назначить  новым Председателем Совета Министров  СССР   Н.С. Хрущева.  Это   предложение  было   одобрено единогласно,  и  Хрущев,  оставаясь  Первым  секретарем  ЦК  КПСС, принял на себя обязанности главы правительства.
Расширение и  укрепление власти  в руках  Хрущева сопровождалось активизацией  внешней  политики  СССР.  Хрущев  неоднократно делал заявления о  готовности улучшить  отношения с  западными странами. Одно  за  другим  следовали  предложения  — о запрещении испытаний ядерного оружия,  о заключении  с западными  странами договоров  о ненападении, об объявлении Центральной Европы зоной, свободной  от всех  видов  атомного  оружия,   о  сокращении  вооруженных   сил. Конкретных результатов эта кампания  не принесла, если не  считать подписания соглашения    о   расширении     технико-экономических отношений  с  ФРГ  и  соглашения  о  репатриации оставшихся в СССР немецких  офицеров  и  гражданских  лиц,  отбывавших  наказание за совершенные в годы войны преступления.
Укреплялись  отношения  с  социалистическими  странами. Во главе представительной делегации  Хрущев совершил  длительные поездки  в Венгрию, Болгарию,  ГДР. Между  тем отношения  с Югославией  стали ухудшаться.  Опубликованный  в  Белграде  «Проект  программы Союза коммунистов ФНРЮ»  советские идеологи определили  как «ревизионистский».   Хрущев   был   явно   раздражен   независимым поведением Тито и отменил визит Ворошилова в Югославию.  Югославия в свою очередь  обрела полную  независимость  и  стремилась равномерно  развивать  свои  отношения,  как  с  Западом,  так  и с Востоком.
Раздражение  толкнуло  Хрущева  на  ряд  несправедливых санкций: КПСС  не  послало своей  делегации на 7-й  съезд  Югославской компартии, СССР задержал  поставки  пшеницы в Югославию, отложил предоставление кредитов Югославии.
Укреплялись  отношения  между  СССР   и  ОАР  (Египет  и   Сирия объединились  в  это  время  в  одно  государство  -  Объединенную Арабскую  Республику).  Между  СССР  и  ОАР  складывался  военно-политический  союз,  которому  Хрущев  придавал  большое значение.
Летом 1958   года   обстановка на Ближнем  Востоке  вновь обострилась. В  Ираке революция  свергла проанглийский  режим Нури Саида.  Под  угрозой  оказалась  и власть христианского президента Ливана  Шамуна.  Между   СССР  и  США   произошел  обмен   резкими дипломатическими нотами.
Хрущев  считал  важным,  изложение  советской  точки  зрения  не только  в  дипломатических  посланиях.  Он хорошо понимал значение прессы  в  западных   странах  и  часто встречался со многими  иностранными журналистами.
2.                 Спокойные месяцы 1959 года. Время до  конца лета  1959 года  оказалось во  многих отношениях самым спокойным  в жизни  Н.С. Хрущева. В  начале 1959  года прошел внеочередной  XXI   съезд  КПСС,   который  заменил    действующий пятилетний  (1956-1960)  план  новым  семилетним  планом  развития народного хозяйства (1959-1965). Основным поводом этому  послужила реорганизация  управления  народным  хозяйством,  так  как  отныне планы  нужно  было  рассчитывать  не  только  по отраслям, но и по совнархозам.   Семилетний план   предусматривал   высокие  темпы прироста продукции  основных отраслей  промышленности и  сельского хозяйства. Вообще Хрущев  не любил сидеть  на месте, и 1959 год не был тому исключением. Он  совершил поездки в Рязанскую  и Тульскую области,  на  Лейпцигскую  торговую  ярмарку  в  ГДР.  В Москве он принимал британского премьер-министра Г. Макмиллана и  генерального секретаря  ООН  Дага  Хаммаршельда,  премьера  КНР  Чжоу  Эньлая и группу редакторов газет ФРГ.
В конце марта  Хрущев решил отдохнуть,  сначала в Сочи,  затем в Ялте.  Но  и  здесь  он  продолжал  встречаться  с  самыми разными людьми. Он принял крупного американского фермера и главу  компании по  производству  кукурузы  Р.Гарста.  Интересное письмо пришло на дачу  Хрущева,  написанное   бывшим  вором,  человеком,          четырежды судимым  и  решившим  начать  честную  жизнь. Он жаловался, что не может устроиться на работу. Хрущев пригласил автора письма к  себе на дачу, долго  разговаривал с ним  и помог  устроиться  не только на работу, но и получить  квартиру. После этого в стране  началась большая  кампания  «взятия   на  поруки»  коллективами различных предприятий  и  учреждений  людей,  совершивших не слишком тяжелые уголовные преступления. Однако,  это не способствовало  уменьшению преступности в стране.
В  июне  1959г.  в  Москве  состоялся  Пленум  ЦК для обсуждения проблем технического   прогресса. Хрущев   пригласил    сотни хозяйственных руководителей и  ученых. Вскоре это  стало традицией проводить расширенные заседания, причем число приглашенных на  них достигало двух-трех тысяч человек.
В  этот  период  Хрущева  все  более занимала проблема улучшения отношений с  США. В  сентябре 1958  года он  тепло принял в Кремле крупного   американского   бизнесмена и   общественного  деятеля С.Итона.  В  начале  1959г.  в  США  побывал  А.И. Микоян,  который обсуждал  с Д. Эйзенхауэром  и   Д.Даллесом  проблемы   политики, торговли, а также вопрос о  возможной поездке Хрущева в США.  Была достигнута  договоренность  об  устройстве  советской  выставки  в Нью-Йорке  и  американской  -  в  Москве.  В  конце  июля в Москве открылась американская выставка, которую посетили Хрущев и  другие руководители. Встречал их вице-президент США Р.Никсон,  специально прибывший для этого. Естественно, не обошлось без споров, начатых без причины.  Разгоряченный спором,  Хрущев заявил,  что, если США попытаются испытать  прочность СССР,  наша страна  покажет Америке «кузькину  мать».  Американский  переводчик  понял  и  перевел это выражение, как «мать Кузьмы», и Никсон ничего не понял. Никсон  вел  переговоры  об  отношениях  США  и  СССР  и передал Хрущеву  приглашение  президента  Эйзенхауэра посетить Соединенные Штаты. Хрущев принял это приглашение.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.                 Поездки Н.С. Хрущева в США. Первая поездка Н.С. Хрущева в США — не просто знаменательное,  но и  историческое  событие,  ибо  это  первый визит главы Советского государства и КПСС  в США, визит  во многих отношениях  необычный. После поездки Хрущева  в США вряд  ли возросло число  приверженцев коммунизма, но личная популярность Хрущева среди американцев и  во всем мире  заметно возросла,  как и  внимание американцев  к СССР. Американцам     понравились  непосредственность,    активность, напористость,  трудолюбие,  находчивость,  простота  и  грубоватый юмор Хрущева -  «коммуниста № 1»,  как окрестила его  американская пресса.
Результатом  поездки  Хрущева  в  США  явилась  общая разрядка в отношениях  между  СССР  и    западными   странами. Этому свидетельствовали  улучшение   отношений  с   Италией (президент которой побывал в Москве  с официальным визитом), с  Францией (где Хрущев побывал с официальным визитом), а также с  Великобританией.
Улучшение отношений между СССР и странами Запада привело к  идее провести  новую  встречу  глав  правительств  СССР, США, Франции и Великобритании. Но провести  эту встречу так  и не удалось.  1 мая 1960г.  американский  самолет-разведчик  пересек  границу  СССР,  и который   удалось   сбить ракетой   в   районе   Свердловска.  В результате,   после   долгих   разбирательств   от США  даже  не последовало  извинения,  более   того,  госсекретарь  США   Гертер пытался  оправдать  полеты  американских  самолетов  над советской территорией «излишней секретностью СССР».
Советско-американские  отношения   ухудшились  и в  связи  с положением на Кубе. В 1960 году отчетливо наметилось  перерастание национально-демократической   революции   на   Кубе   в  революцию социалистическую.  Куба  вызывала  все  большую  симпатию в СССР и неприязнь в США. Америка объявила полный торговый бойкот Кубы.
4.                 Отношения с Китаем. Не блистали доброжелательностью и отношения между СССР и КНР.  В 1958 году в Китае начался «пресловутый скачок». Это вызвало  много новых  просьб  и  даже  претензий  Китая к СССР, которые советская сторона не торопилась выполнить.
С 31 июля по 3 августа Хрущев побывал в Китае с  кратковременным визитом. Позднее  стало известно,  что во  время этого  визита Мао Цзэдун  настаивал  на  увеличении  помощи  СССР  в  деле  создания китайского  ракетно-ядерного  оружия.   Договоренности  по этому вопросу  не  состоялось,  но  Хрущев  пообещал,  что если конфликт между США и  КНР будет усиливаться,  то СССР поддержит  Китай всей мощью своих Вооруженных Сил. Через год Хрущев вновь посетил  Китай по случаю празднования  10-летия КНР. Этот  визит также был  не из лучших.  Чтобы  не  осложнять   атмосферу,  Хрущев  вскоре после официальных  праздничных  церемоний  покинул  Китай,  проведя  там всего несколько дней.
Отношения с Китаем осложнились и из-за конфликта Китая и  Индии. Проблема заключалась  в том,  что между  Китаем и  Индией не  была проведена  четкая  граница,  и  на  какую-то из этих стран вторгся вооруженный  отряд.  По  данным  Индии  -  это был китайский, а по китайским — индийский. Нейтральная  позиция СССР в этом  конфликте вызвало у Китая недовольство. Дискуссии  между  СССР  и  КНР,  затрагивавшие все более широкий круг  проблем,  проводились  главным  образом  посредством  обмена конфиденциальными письмами.  Критика Китаем  КПСС сильно  повлияла на  Хрущева.  В  ответ  Советское  правительство отозвало из Китая всех советских специалистов. КПСС   предложила   провести   новое   Международное совещание коммунистических партий.  Это предложение  было принято,  но еще в процессе  подготовки  китайская  сторона  потребовала исключить из всех документов  ссылку на  историческое значение  XX съезда КПСС. Для Хрущева этот шаг был неприемлем.
5.                 Неудачи на земле и успехи в космосе. Еще в мае 1960 года  на орбиту вокруг Земли был  выведен спутник весом  в  4,5  тонны  для  обработки возможного запуска человека в космос. Успешно был завершен эксперимент с  собаками-космонавтами. С.П.Королев  доложил  Хрущеву  о  готовности  полета  человека   в космос. Известие о полете  Гагарина мгновенно распространилось  по всему миру. После полета ликовала не только Москва, но и весь мир.
6.                 Подготовка к новому съезду партии. Летом  1961  года  в   газетах  был  опубликован  проект   новой Программы   КПСС.   В   характере   многих   положений   Программы чувствовался  почерк   Хрущева.  В   Программе  КПСС    выдвигался демагогический лозунг:» Нынешнее  поколение советских людей  будет жить  при  коммунизме».  Отсюда  вытекало  требование Программы: в течение 20  лет, т.е.  к 1980  году, «завершить  в СССР в основном построение коммунистического общества». В  соответствии  с  такой  установкой  Программа  КПСС содержала конкретные задания  по экономическому  развитию СССР  на ближайшие 10 и 20 лет. Предполагалось, что ежегодный прирост производства  в стране сохранится на уровне — не ниже  10% в год и что СССР уже  в 1970 году перегонит США не  только по валовому производству, но  и по производству  на душу  населения. Всем  гражданам страны  будет обеспечен достаток и благополучие.
Однако,  публикация  новой  Программы  КПСС  не  вызвала особого воодушевления  в  стране.  Большинство  людей  думало  о  реальных трудностях, а не об успехах будущего.

III.           МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА: БОРЬБА ЗА МИР И РЕЗУЛЬТАТЫ. 1.                 Международное положение. СССР и США. Берлинский кризис. Отношения  между  СССР  и  США  продолжали  ухудшаться   главным образом из за ситуации в Карибском бассейне. В январе в США на пост президента вступил Джон Кеннеди.  Кеннеди не  отменил  готовящейся  против  Кубы  военной  операции,  хотя и существенно сократил американскую  поддержку. Интервенция на  Кубе началась в день рождения Хрущева — 17 апреля 1961 года.  Неудавшаяся  интервенция  привела  к  увеличению враждебности со стороны  США  и,  напротив,  к  сближению  между  СССР  и   Кубой. Советский Союз стал оказывать  помощь молодой кубинской армии;  на острове появились советские военные специалисты. Американская печать  уделяла много  места альтернативам  внешней политики  США.  Хрущев  всегда  внимательно  знакомился  с прессой американских  журналистов,  более   того  несколько  статей   было напечатано в «Правде», правда, с некоторыми оговорками. По  обоюдному  согласию  встреча  Кеннеди  и Хрущева должна была состояться  на  территории  одной  из  нейтральных  стран.  Вскоре прошло  сообщение,  что  встреча  состоится  с  Вене 3-4 июня 1961 года.
3  июня  произошла  первая  встреча  Хрущева  с  Кеннеди. Беседы руководителей государств проходили  в дружеской обстановке,  но по их  окончании,  различных  договоренностей  почти не было сделано. Было также понятно, что Хрущев  и Кеннеди не понимали друг  друга. Главное впечатление,  возникавшее от  встреч, состояло  в том, что Хрущев пытается запугать нового президента жестким тоном бесед.  Напряженность нарастала в ходе крупных международных кризисов  — Берлинского в 1961 и Кубинского в 1962 году.
Возникшие на  немецкой земле  два государства  — ФРГ  и ГДР — не входили  еще  в  ООН  и  враждовали  друг  с  другом.  ФРГ   стала участником НАТО,  а ГДР  вошла в  военную организацию  Варшавского Договора. Несмотря  на враждебные  отношения, между  ФРГ и  ГДР не существовало   государственной   границы, а имелась    граница «секторальная»,  установленная   в  1945  году  союзниками  при разделении Германии на зоны оккупации.
Сложившееся положение создавало  большие трудности для  ГДР. ФРГ была  более  экономически  развитой,  чем  ГДР. Туда стекались как молодежь, так и работающее  люди, главная причина этого  — высокие заработки. Как и в других  соцстранах цены на основные продукты  в ГДР были значительно ниже, чем  в ФРГ. Этим и пользовались  жители ФРГ, а тем  временем экономика ГДР  терпела большие убытки.  Общие потери  от   существования  открытых   границ  составляли   до  15 миллиардов марок в год.
Н.С. Хрущев   предложил   подписать   мирный договор   с  двумя  Республиками  на  основе  фактически  сложившихся  границ. Однако Запад не поддержал это предложение.
Хрущев пришел к  выводу, что СССР  способен оказать давление  на западные  страны,  чтобы  помочь   ГДР  в  установлении   строгого пограничного контроля.
3 августа 1961  года Советское правительство  направило западным державам близкое к ультиматуму  требование: «В течение этого  года, так или иначе,  должен быть решен  вопрос о заключении  германского мирного договора  и об  урегулировании на  его основе  положения в Западном Берлине».
7 августа  Хрущев выступил  по телевидению  и заявил,  что ввиду опасности  сложившегося  положения  Советскому  Союзу,   возможно, придется  увеличить  численный  состав  армии. Выступление Хрущева обострило  общее  положение  в  Европе;  в  вооруженных силах НАТО объявлялась повышенная боеготовность.
12  августа  Совет  Министров  ГДР  постановил  ввести   строгий контроль  на  границах  республики.  Граница  между ГДР и ФРГ была закрыта,  и  все  пути  сообщения  через  нее  взяты  под  строгий контроль.  Вокруг  всего  Западного  Берлина  быстро   возводилась высокая  стена  с  колючей  проволокой  и  небольшим   количеством пропускных  пунктов.  Проход  стал   возможен  лишь  при   наличии пропуска.
Эти меры ГДР вызвали бурные протесты на западе. Кеннеди  собирал срочные  совещания.  Американские  парашютисты  перебрасывались  в Европу. Вице-президент  США Л.Джонсон  вылетел в  Западный Берлин, где было сделано  несколько попыток, разрушить  воздвигаемую стену, которая тут же восстанавливалась.
В  конце  концов,  удалось  смягчить  политический кризис. Западу пришлось признать не  только существование пограничных  постов, но и  Берлинской  стены,  так  как  эти  меры  проводились в пределах компетенции ГДР и не нарушили связей Западного Берлина с Западом.
2.                 XXII съезд КПСС. Несмотря  на  то,  что  после  XX  съезда  прошло  много времени, сталинские преступления никого не оставляли равнодушными. До  XXII съезда дебаты о Сталине  проходили только на закрытых  заседаниях. Изменился этот  принцип опять  же по  предложению Хрущева, которое было поддержано  большинством делегатов.  И в  то время,  эта тема затмевала другие важные политические события.
17 октября Н.С. Хрущев поднялся на трибуну Большого  Кремлевского дворца  и открыл   работу съезда.   Он   подробно  говорил  о международном  положении,  об  экономике,   о  развитии  науки   и техники. И здесь, неожиданно  для всех членов ЦК,  Хрущев поставил вопрос о  преодолении культа  личности Сталина  и его последствий. Кроме Хрущева на съезде  выступили еще несколько делегатов,  также с резкой критикой не только на Сталина, но и на его  приближенных. В  их  выступлениях  содержались  сенсационные  по  тому   времени подробности злодеяний 1937-1939 годов.
По  требованию  некоторых  делегатов  было  решено  вынести тело Сталина из  Мавзолея. Решение  о выносе  тела Сталина  из Мавзолея сделало возможным устранение и  других остатков культа Сталина.  В то время по всей стране переименовывались города, улицы,  названия колхозов и совхозов, сносились памятники.
XXII  съезд  КПСС  принял  новый  Устав партии, который мало чем отличался  от  прежнего,  но  в  нем  был  пункт,  который вызывал недовольство  у  кадровых  работников  партийного  аппарата.  Суть этого  пункта  состояла  в  том,  что на каждых очередных выборах, состав  ЦК  КПСС  и  его  Президиума  будет  обновляться  на  одну четверть.
Введенный   в   Устав   принцип   систематического обновления партийного  руководства  являлся  разумным.  Но  он  означал,  что партийные руководители не  могут отныне рассматривать  свою работу как  профессию  или  пожизненную  привилегию, ведь получалось, что предельный срок для  большинства партийных руководителей  среднего звена составлял всего  6 лет. Так  или иначе, Устав  был принят, а существующий госаппарат существенно изменился.
3.                 Кубинский кризис 1962 года. Мир на грани войны. В июле  1962 года  в Москву  прибыла военная  делегация Кубы  во главе с  Раулем Кастро.  Она вела  переговоры с  советским военным руководством  о  предоставлении  Кубе  военной  поддержки.  В этих переговорах   позднее   принял   участие   и   сам  Хрущев.  Можно предположить, что именно в  эти дни и была  сделана договоренность о размещении советских ракет  на территории Кубы. Удивительно  то, что в то время, когда готовились корабли со смертоносным грузом  к отправке,  Хрущев  предпринял  самую  продолжительную  поездку  по стране  за  все  время  пребывания  у  власти. Несомненно, что эта поездка имела характер  отвлекающего манера. После  многочисленных переездов Хрущев отдыхал  в Крыму, но и в Крыму он принимал разных зарубежных  гостей.   Самой  важной   встречей  Хрущева                                     была   с кубинскими  лидерами  Э. Че  Гевара  и  Э. Арагонесом.  Операция  по переброске на Кубу ракетного  и ядерного оружия шла  полным ходом. И  только  после  того,  как  Хрущев  удостоверился,  что   ракеты доставлены и идет работа  по устройству пусковых площадок,  Хрущев вылетел в Москву.
Сообщение о  советской военной  помощи обеспокоило  американских политиков и военных.  Американское правительство провело  в районе Кубы крупные маневры, в которых участвовало 45 военных кораблей  и 10 тысяч морских пехотинцев. Увеличивалось число  разведывательных полетов, непрерывно фотографировавших территорию Кубы. 4  сентября Кеннеди  сделал  публичное  предостережение:  США,  ни  при   каких условиях не  потерпят  размещения  на  Кубе ракет «земля-земля» и других видов наступательного оружия.
Поставляя  на  Кубу  ракеты  и  бомбардировщики, СССР не нарушал норм  международного  права,  так  как  Куба  являлась  суверенным государством, и характер оказываемой ей военной помощи определялся лишь  компетенцией  СССР   и  Кубы.  Создавая   военные  базы   на территории  Турции,  Японии,  Норвегии,  Ирана,  Италии  или ФРГ и размещая в непосредственной близости от советских границ ракеты  и бомбардировщики с  ядерным оружием,  США не  спрашивали разрешения СССР. Военно-стратегического паритета между СССР и США в то  время не  существовало,  и  именно  это  обстоятельство породило мысль о создании  ракетных  установок  на  Кубе,  примерно  в  90 милях от берегов США. Тем  самым предполагалось ликвидировать  неравновесие в размещении ядерного оружия. Правящие круги США были готовы  идти на  риск  большой  войны,  чтобы  предотвратить создание советских военных баз на Кубе. Слухи о  ракетах на  Кубе и  ведущихся там  крупных строительных работах доходили до  американцев. После серии  снимков, полученных 17 октября, позволили  увидеть несколько новых  пусковых площадок, на  которых  расположились  16  или  32  ракеты, дальность которых составляла более  тысячи миль.  Еще раньше  Кеннеди создал  особый военно-политический  штаб  -  Исполнительный комитет Национального совета безопасности, все члены которого не сомневались в  грозящей Америке опасности и требовали ответных действий. Началась  блокада Кубы, так как Кеннеди  не разрешил начинать военные  действия; тем временем СССР по-прежнему отрицал  тот факт, что советские  ракеты находятся на Кубе.
22 октября президент США  Джон Кеннеди выступил по  телевидению. Он объявил о  блокаде Кубы и  некоторых других принятых  мерах и о причинах, которыми были вызваны действия США. Если сам Хрущев и был в  курсе дел, происходящих в США, то  весь советский народ находился в неведении. Хрущев хотел иметь на  Кубе мощную  ракетную  базу,  но  он  не хотел войны, опасность которой нарастала.
24 октября Советское  правительство заявило решительный  протест против  блокады  Кубы  и  других  военных мероприятий США. В СССР, также  как   и  в   США,  создавалась   повышенная  боеготовность.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика рослин айва довгаста айлант найвищий айстра альпійська аконіт волосистий
Реферат Технология заготовки и питательная ценность травяной муки, мякины и веточного корма
Реферат Дополнительные услуги в розничной торговли
Реферат Особенности принятия изменения и пересмотра конституций в зарубежных странах
Реферат Характеристика підприємства 4
Реферат Хамеріон вузьколистий хвилівник звичайний хвощ польовий 2
Реферат Анализ алгоритма работы специализированного вычислителя
Реферат Хрущовська відлига та рух шестидесятників
Реферат Цілюща сила слова
Реферат Хвороби поведінки
Реферат Церковне християнство 3
Реферат Центральний банк і монетарна політика 2
Реферат Цивiльний кодекс процесуальний України
Реферат Церковна архітектура України доби Гетьманщини 2
Реферат Церковно-релігійна діяльність Івана Огієнка