Реферат по предмету "Исторические личности"


Вклад императора Хубилая в развитие китайских искусств ремесел и военного дела

Хубилайи военные

Занимаясьсоциальнымии экономическимивопросами, Хубилай незабывал и овоенных делах.Он передалуправлениеармией ТайномуСовету, учреждению, созданномудинастией Суни возрожденномуХубилаем в 1263г. ИмператорнамеревалсяподчинитьТайному Советувсе военныесилы, но егоустремлениянатолкнулисьна мощноесопротивлениесо сторонымонгольскихвоеначальников, пользовавшихся, по обычаю, значительнойнезависимостью.Хубилай пошелна уступки, создав длямонголов отдельноеведомство.Монгольскиевойска, полностьюподчинявшиесяХубилаю, быливыделены вособую организацию, получившуюназвание Мэнгуцзюнь, а те войска, над которымиу него не былополного контроля, называлисьпо-монгольскитаммаджи. Дваэтих подразделениясостояли преждевсего из конницы, а третье, набиравшеесяиз китайцев, формировалопехоту.
Всевзрослые монголыдо 70 лет быливоеннообязанными.Кроме того, некоторыекитайские кланыбыли приписанык армии и должныбыли поставлятьв нее солдати припасы. Однакотеперь, создавбюрократическийаппарат и выступивв роли покровителяоседлых земледельцев, Хубилай лишилсявозможностимобилизоватьна войну всемужское населениестраны. Он жаловалмонгольскимвоинам землюза службу, иони просто немогли броситьсвое хозяйство, чтобы выступитьв поход. Тем неменее, по-видимому, они сохранялибоеготовность, и в случаенеобходимостина них всегдаможно былоположиться.Военные, какмонголы, таки китайцы, платилилишь половинуналогов, которымиоблагалисьпростые граждане, но были вынужденысами производитьнеобходимыеприпасы, темсамым снижаярасходы двора.По словам одногоисследователя,«военные дома…образовывалинаследственнуювоенную касту, обремененнуютяжелыми физическимии финансовымитяготами».
Некоторыечасти традиционноймонгольскойвоенной системыпродолжалипользоватьсябольшим влияниеми после того, как Хубилайстал императоромКитая. Хубилайсохранил кесиг, отряд телохранителейЧингис-ха-иа, и предоставилим особые привилегиии награды. Воины, служившие вкесиге, обычнопроисходилииз знатныхмонгольскихродов и сохранялисвое положениев монгольскойиерархии. Хубилаюони были нужныв качествепротивовесакитайскимвоенным. Так, он доверялличную охрануи охрану своихприближенныхне китайцам, а кесигу. Какчасто бывалов китайскойистории, смертныеприговорыотправлялисьна рассмотрениеимператора, и Хубилай серьезноотносился кэтой обязанности.Однажды, когдана казнь былоосуждено несколькозаключенных, он сделал выговорчиновникам:«Заключенные— не стадо овец.Как можно казнитьих внезапно? Подобает, чтобывместо этогоони были обращеныв рабство иотправленынамывать золото».Этот городпервоначальнопри династииЦзинь называлсяЧжунду, а в 1272 г.он получилназвание Даду; тюрки называлиего Ханбалык, а монголы —Дайду. Обычноместо расположениябудущего городаопределялоськитайцами спомощью геомантии.|84] Однако городЧжунду ужесуществовал; новый городстроился чутьсеверо-восточнеестолицы династииЦзинь. Крометого, от большинствадругих китайскихгородов егоотличало то, что на строительствеработало множествоиноземныхмастеров. Насамом деленадзор за работамибыл доверенмусульманину.Тем не менее, город вышелкитайским подуху и стилю, так как планировщикиследоваликитайскимобразцам ивозводилибольшую частьзданий в китайскойархитектуре.По желаниюХубилая, новаястолица должнабыла символизироватьего благосклонностьк традиционнойкитайскойучености иконфуцианству.
Хубилайизбрал длясвоей столицыместность, удаленную отцентров коренныхкитайскихдинастий. Тридревние столицыКитая — Сиань, Лоян и Кайфэн— располагалисьу Хуанхэ илиодного из егопритоков, значительноюжнее современногоПекина. Столицейдинастии Цзиньбыл Чжунду, ноэто была чужеземная, чжурчжэньскаядинастия. Хубилайтакже пошелнаперекоркитайскимтрадициям ивозвел своюстолицу запределамиобласти, которуюможно назватьколыбельюкитайскойцивилизации.Причиной этомупослужило, отчасти, егостремлениепоказать, чтоКитай — лишьчасть его владений.Желая удерживатьв своих рукахконтроль надкореннымимонгольскимиземлями, онпостроил городгораздо севернеедревних китайскихстолиц. Административныйцентр на северепредставлялсобой прекрасныйпост сбораинформациии базу, позволявшуюосуществлятьконтроль надмонгольскимистепями. Подобнокитайскимимператорам, Хубилай привыборе месдабудущей столицыпреследовали другие цели.Город долженбыл располагатьсяв удобной дляобороны местности, служить транпорт-ным, торговым иинформационнымузлом для различныхобластей империии иметь доступк необходимымзапасам водыи продовольствия.Главный недостатокЧжунду заключалсяв нехваткезерна, которыйХубилай пыталсявосполнить, наладив поставкипродовольствияиз южных областейстраны. Чтобыоблегчитьподвоз припасов, он в конце концовприказал продлитьВеликий Каналдо самой столицы.
В1267 г. мусульманскийархитектор, в китайскихисточникахфигурирующийпод именемЕ-хэй-де-эр, сосвоими подмастерьямии помощниками, начал возводитьновую столицуХубилая. Городдолжен был бытьпрямоугольнымв плане, 28600 м впериметре, иокружен землянымвалом. За этойвнешней стенойдолжны былинаходитьсяеще две внутренниестены, которыевели к ИмператорскомуГороду и дворцамХубилая. СтенаИмператорскогоГорода отделялаХубилая и егосвиту от чиновников, поселившихсяза другой внутреннейстеной, и отпростых китайцеви выходцев изСредней Азии, живших в районах, располагавшихсяза внешнейстеной. По городупротекали рекиГаолян, Цзиньшуйи Тунхуэй, снабжавшиеИмператорскийГород водойв большем объеме,«чем когда-либораньше в однойиз китайскихстолиц». Городбыл распланированпо симметричнымосям север-юги запад-восток, а широкие улицыв строгомгеометрическомпорядке расходилисьот 11 городскихворот — по трис южной, восточнойи западной, идвух с севернойстороны. Улицыбыли настолькошироки, что поним «моглипроскакать9 всадников вряд». На всехворотах высилисьтрехэтажныесторожевыебашни, служившиедля оповещенияо возможнойопасности. Близвосточной стеныбыла обустроенаастрономическаяобсерваториядля персидскихастрономовна службе Хубилая.В ИмператорскомГороде находилисьзал для приемаиностранныхпослов, личныепокои хана ипокои его супруги наложниц, склады и ДворУченых, в которомпроходилисьобучение молодыепринцы. Эти идругие зданиявесьма напоминалисвои аналогив древних китайскихстолицах времендинастии Танили еще ранее.ИмператорскийГород, такжеподобно древнимкитайскимстолицам, былукрашен озерами, садами и мостами.Одним из самыхпримечательныхукрашений былпарк Бэйхай.
Ивсе же монгольскоевлияние ощущалосьв декоре некоторыхзданий. Например, в опочивальнеХубилая виселизанавеси иширмы из мехагорностая, служившиенапоминаниемоб охотничейи пастушескойжизни. В главномпарадном заленаходилосьвозвышение, на котором былиразмещеныизображениясидящих тигров, которые «приводилисьв движениекаким-то механизмом, так что казалисьживыми». ВИмператорскихПарках былираскинутымонгольскиешатры, в которыхжили сыновьяХубилая и ихродственники, предпочитаяих роскошнымдворцам. Когдаодна из женХубилая готовиласьродить, онапереехала втакой шатер.|96| Наконец, Хубилайпоручил набратьдля ханскогоалтаря травыи земли в монгольскихстепях, чтобыне забыватьо монгольскихтрадициях. Но, несмотря наэти элементымонгольскойкультуры, встолице доминировалкитайскийстиль. В декоративныхмотивах былипредставленыфиниксы и драконы, а сами украшенияотделывалисьшелком и нефритомв типично китайскойманере. Холмы, дворцы, павильоны, мосты и паркипридавали новойстолице обликнастоящегокитайскогогорода.
Возможно, самым яркимпоказателемкитайскоговлияния являлисьхрамы, которыеХубилай приказалпостроить рядомс дворцами. ВособенностиВеликий Храмслужил нагляднойдемонстрациейего желанияснискать расположениеконфуцианскойэлиты. Уважениек предкам составляловажнейшую чертукитайскогомировоззрения, и строительствоВеликого Храмапоказывало, что Хубилайнамеревалсясохранитьритуалы, связанныес культом предков.Хотя сам императоруклонялся отисполненияэтих обрядов, он собиралсяпоощрять культпредков у китайцев, а это, несомненно, не понравилосьбы наиболееконсервативнойчасти монголов.Если и существоваликакие-либоопасения всвязи с возможнымнедовольством, по-видимому, Хубилаю удалосьпредотвратитьпротивостояние.
ВеликийХрам по приказуХубилая принялисьстроить ещедо того, какпоявились планыо переносестолицы. В мае1263 г. началисьработы, а в следующемгоду были изготовленыпоминальныетаблички предковимператора.К 1266 г. было построено8 камер для егопредков, в каждойиз которых былапомещена такаятабличка. Однакамера былапредназначенадля его прабабкии прадеда Оэлуни Есугэя, другаядля Чингис-хана, а четыре остальных— для Джучи, Чагатая, Угэдэяи Толуя; двепоследние былиотведены дляпредшественниковХубилая натроне великихханов — Гуюкаи Мункэ. Когдав камеры былипоставленытаблички, здесьстали проводитьсяобряды и жертвоприношенияв рамках отправлениякульта предков.Хубилай придерживалсякитайскихверований вто, что предкимогут вмешиватьсяв человеческиедела, а их советовследует спрашиватьв важных случаях, но сам редкопринимал участиев ритуалах, поручая представлятьсвою персонупринцам и китайскимсоветникам.
Несомненно, теми же мотивамиХубилай руководствовалсяпри установкеалтарей различнымсилам Природыи проведениицеремоний, призывающихих покровительство.По-видимому, наибольшеезначение придавалосьАлтарям Землии Зерна, установленнымв 1271 г. В том жегоду Хубилайповелел проводитьна этих алтаряхежегодныежертвоприношения.|100| Сам он нечастоприсутствовална этих ритуалах.Чаще он отправлялвместо себякитайскихчиновников.Символика, окружавшаяэти алтари, соответствовалачисто китайскойтрадиции. Например, Алтарь Землибыл разделенна участки пятицветов — зеленого, красного, белого, черного и желтого, которые соотносилисьс пятью стихиямикитайскойкосмологии.
Ещеярче стремлениепривлечь ученуючиновничьюэлиту выразилосьв строительствесвятилищаКонфуция.
Дадубыл настоящимкитайскимгородом, а перваялетняя столицаХубилая, Шанду, стала главнымместом проведенияшаманскихобрядов. Здесьподдерживалсятрадиционныймонгольскийобраз жизни, а Хубилай всебольше использовалего скорее вкачестве охотничейрезиденции, чем столицы.К тому времени, когда Шандупосетил МаркоПоло, город всущности превратилсяв охотничийзаповедник., ученому-конфуцианцу.Эти ученыесначала прошлис ним «Сяо цзин», простой текст, подчеркивающийдобродетельсыновьих чувств.Когда наследникодолел этосочинение, наставникиперешли к болеесложным произведениям.В конце концовЧжэнь-цзиньвыучил наизусть«Ши цзин».Правительственныйчиновник ВанЮнь составилдля Чжэнь-цзиняописание взглядовна управлениегосударствомнесколькихимператорови министровдревних китайскихдинастий. Крометого, ему пересказывалиизречения иистории, призванныеутвердить внем дух конфуцианскихдобродетелей.Ван Сюнь написалтипичное поучение:«Человеческоесердце подобнопечати. Еслипечать вер*-на, то даже еслипроставитьее на десятимиллионахстраниц, ошибкине будет. Еслипечать неверна, то сколько быее ни ставить, будут толькоошибки». Позжеон прошел ученичествоу Пагбаламыи, подобно своейматери Чаби, был весьмавпечатленучением тибетскихбуддистов.Пагбаламанаписал небольшойтрактат «Шейчжарабсал» специальнодля того, чтобыпреподатьЧжэнь-цзинюосновные положениятого течениябуддизма, ккоторому принадлежалсам наставник.Он называл сынаХубилая«принцем-бодхисаттвой», и, вероятно, это говорито том, что Чжэнь-цзиньвсе большеувлекалсябуддизмом.Хубилай, довольныйтем, как легкоЧжэнь-цзинюудалось завоеватьсердца китайцев, оказывал емувсе большеедоверие и поручалвсе более важныепосты. В начале1263 г. он назначилего князем Янь, дав в управлениеобласть, гдевпоследствиебыла построенастолица Даду.Очевидно, этобыло важноеназначение.В том же годуХубилай поставилмолодого 24-летнегопринца наблюдателемнад ТайнымСоветом, темсамым поручивему важнейшуюгосударственнуюдолжность. Ав 1273 г. он назначилЧжэнь-цзиня, которому тогдаисполнилось30 лет, своимнаследником.Таким образом, Хубилай первымиз монгольскихправителейсам назвалсвоего преемника.
Хубилайне нуждалсяв побужденияхсо стороны, чтобы датьсвоей династиикитайскоеназвание иливосстановитькитайскиепридворныеритуалы. Точнотак же ему нетребовалосьподсказок, каквоспитыватьбудущего наследникакитайскогопрестола. Онпочти инстинктивнопонимал, чтомонгол, хорошознакомый скитайскойклассикой, сведущий вкитайскихобычаях и этикете, а также в конфуцианскомучении и другихкультах и религияхПоднебесной, будет пользоватьсяпопулярностьюу китайцев ипоможет Хубилаюзавоевать ихрасположение.Он осознаннодавал Чжэнь-цзинюименно такоеобразование, чтобы привлечьк нему сердцакитайскихподданных.
Ещеодин способпривлечьученых-конфуцианцевзаключалсяв предоставленииим реальнойподдержки попропагандеих взглядов.Например. Хубилайодобрил переводкитайскихсочинений»на монгольский.Естественно, он отобралтексты, которыемогли пригодитьсяв делах правления, особенно сочиненияпо административномуустройствуи истории. Вэтом выбореявственнопроявился егопрагматизм; источники, которые онприказал перевести, могли принестинепосредственнуюпользу монгольскойэлите. Однако, если он хотелприобрестивлияние средикитайскихученых, он долженбыл поощрятьтакже переводконфуцианскихтекстов. Подего покровительствомбыли переведенытакие сочинения, как «Книга осыновьем долге»и «Книга истории».Среди прочихтрудов, переведенныхего конфуцианскимисоветниками, было произведение«Дасюэ яньи», написанноеЧжэнь Дэсю, который применилучение нео-конфуцианцаЧжу Си, жившегов эпоху Сун, кпрактическимвопросам управления.Обеспечивперевод этихтекстов дляознакомлениямонгольскойэлиты, Хубилайпоказал китайцам, что он с уважениемотносится кконфуцианскимвоззрениями вовсе не собираетсячинить препятствияих распространению.Кроме того, онинициировалперевод историйправленияУгэдэя и Мункэ, известных подназванием«Правдивыезаписи», а такжесборники собственныхуказов. Он стремилсядобиться одобрениякитайцев, поощряяпереводы ихполитическихи нравственныхпоучений. Дляпретворенияв жизнь болеепрагматическихзадач он учредилмонгольскуюакадемию Ханьлинь, которая должнабыла заниматьсяпереводамиего указов ипостановленийс монгольскогона китайский.
Хубилайтакже привлекална службу иоказывалпокровительствоученым, ярымприверженцамнеоконфуцианства, опять же с цельюзавоеватьсимпатии этойгруппы, приобретавшейвсе большеевлияние. Хотямногие из нихотказывалисьидти на службук монголам, некоторыесчитали задачу«цивилизовать»северных кочевниковсвоей особоймиссией. Этоновое поколениенео-конфуцианцев, привлеченныхко двору Хубилаяи пользовавшихсярасположениемимператора, нашло своегояркого представителяв лице Сюй Хэна.Сюй снискалрепутациюодного из величайшихученых своеговремени. В молодостион изучил основныесочинения изаповединео-конфуцианствапод руководствомЯо Шу и Доу Мо.Они же представилиего Хубилаю, и к 1267 г. он ужебыл назначенНачальникомОбразованияв ИмператорскомУчилище. Наэтой должностиСюй занималсяобучениеммногих выдающихсямонголов ивыходцев изСредней Азиии, таким образом, имел возможностьвнушать своиидеи иноземцам, захватившимвласть надКитаем. Он заслуженнопользовалсяславой замечательногопреподавателя, делавшегоглавный упорна служениигосударствуи обществу, чтоне могло невызвать одобрениясо сторонымонгольскихправителейКитая. Еще болеепривлекательнойв глазах Хубилаяи монгольскогодвора выгляделасклонностьСюя к практическимвопросам. Вотличие отмногих другихнео-конфуцианцев, в своих речахи сочиненияхон не уносилсяв высокие сферы.Одна из причинего успеха примонгольскомдворе заключаласьв том, что он«не вдавалсяв умозрительные, метафизическиепредметы или«высшие материи»».Напротив, ондавал Хубилаюпрактическиеи полезныесоветы.
Водной историииз китайскихисточниковрассказывается, что Хубилайтребовал отСюя всегдатолько честныхи откровенныхответов, дажеесли такаяправдивостьвынуждалакритиковатьсамого императора.Когда Сюй толькопоступил наслужбу ко двору, главным светиломтам являлсяВан Вэньтун, которого никакнельзя назватьобычным ученымсановником.Напротив, Ванбыл умелымадминистратором, весьма сведущимпо части финансов.На самом деле, он пыталсяограничитьвлияние конфуцианцевпри дворе иприбегнул дляэтого к ловкомуходу. Он побудилХубилая назначитьЯо Шу ГлавнымНаставником, Доу Мо ГлавнымВоспитателем, а Сюй Хэна ГлавнымХранителемнаследника, тем самым лишивих возможностизанять какие-либоадминистративныедолжности.|132] Разгадав умыселВана, все троеотказалисьот этих назначенийи на время удалилисьс государственнойслужбы. В 1262 г. Ваноказался замешанв мятеж своегозятя Ли Таняи был казнен.Затем Хубилайпризвал Сюяи упрекнул егов том, что тотне выступилпротив Вана:
Вто время вызнали об ошибкахВана, так почемувы ничего несказали? Развеучение Конфуцияпредписываетпоступать так? Поступая так, вы скорее несоблюдалиучение Конфуция! Что было, тобыло; не повторяйтев будущем этихошибок. Называйтеправое правым, неправое неправым.Хубилай непрепятствовалмусульманамсоблюдать такиерелигиозныезаповеди, какобрезание ивоздержаниеот свинины. Онтакже не пыталсянавязать имкитайский илимонгольскийязык. Многиечлены общиныпродолжалиговорить наарабском, персидскоми тюркском.Хубилай выказывалсвою благосклонностьмусульманам, поскольку ониприносили емубольшую пользув делах правления.Они налаживалиторговые связис другими азиатскимистранами ислужили сборщикаминалогов иуправляющимифинансами, ослабляя зависимостьХубилая откитайскихсоветникови чиновников.Так как мусульманеполностьюзависели отимператорскогодвора, наделявшегоих должностямии властнымиполномочиями, император мограссчитыватьна их верностьбольше, чем напреданностькитайцев.
ПолитикаХубилая приносилауспехи. На службеу двора состоялонесколькочеловек, пользовавшихсяуважением вмусульманскоммире; самымзнаменитымиз них был СайдАджаль Шамсад-дин, которыйпроисходилиз знатнойбухарской семьии вместе сосвоим отрядомв 1000 всадниковсдался монголамво время походаЧингис-ханана СреднююАзию. в Яньцзин, а через год онполучил должностьв ГлавномСекретариате.Очевидно, онхорошо себяпроявил, посколькук 1264 г. Хубилайдал ему постфактическогогубернатораобласти, расположеннойна территориисовременныхпровинцийШэньси, Ганьсуи Сычуань. Здесьон по поручениюдвора провелперепись населения, которая повысиласбор налогов, и занималсяорганизациейармии.
Хубилайтакже оказывалпокровительствобуддистам, которых поддержална диспуте сдаосами в 1258 г.Ко временивосшествияна престолХубилай ужеиспытывалвлияние состороны несколькихшкол китайскогобуддизма, особенношколы Чань.Однако ее учениеотличалоськрайней возвышенностьюи не обещалоосязаемых ипрактическихвыгод, к которымХубилай былотнюдь не равнодушен.С другой стороны, идеальныморудием дляпрактическихцелей служилтибетскийбуддизм. Он могподвестиидеологическуюбазу под захватвласти монгольскимиправителями.Хубилая привлекалиего магическиеаттрибуты, егомногоцветностьи внешний блеск, но больше всегоего связь смирскими делами.Многие тибетскиебуддийскиесекты издавнапринимали самоеактивное участиев мирской жизни.Главы сект былитакже светскимивождями, а монастыризачастую являлисьцентрами местнойвласти. Тибетскиесекты были нестоль далекиот политики, как буддистытечения Чань.
ТибетецПагба-лама изсекты Сакьяоказал Хубилаюценную помощь, поддержав егоустремлениялегитимизироватьсвою властьнад Китаем. Входе длительныхконтактов смонголами онусвоил многиеих представления.Одновременно, будучи племянникомодного из главныхвождей сектыСакья и буддийскиммонахом, онпользовалсяуважением, граничившимс почитанием.
Таккак другойценный тибетскийсоюзник ХубилаяКарма Пакшибыл обвиненв сочувствииАриг-Буке, этоттак называемый«кудесник»отошел в тень.Пагба-ламаказался гораздоболее надежнымсоюзником.
Придяк власти, Хубилайосыпал Пагба-ламупочестями. В1260 г. он назначилтибетца нановый постГосударственногоНаставника, а в начале следующегогода поставилего во главебуддийскогодуховенства.|147| В 1264 г. императордаровал буддистамтак называемыйжемчужный указ, которым даровалбуддийскиммонастырямосвобождениеот налогов. Какраспределялисьполномочиямежду двумябратьями, невполне ясно.Возможно, Хубилайхотел, чтобыПагба-лама, какглава буддистовна всей территорииимперии, осталсяв Китае, а егомладший брат, выполняя функцииего агента, поселился вТибете. Какиебы замыслы нивынашивалХубилай, предоставляядвум братьямпо-видимомуперекрывающиедруг на другасферы влиянияв Тибете, онивскоре рухнулис неожиданнойсмертью Чагна-Дор-чжэ-ламыв 1267 г. Секта Дигуп, являющаясяподсектойКагьюпа, главногопротивник сектыСакьяпа, воспользоваласьэтим и поднялавосстаниепротив своихсоперникови монгольскоговладычества.Хубилай отправитв Тибет карательныйотряд и к 1268 г.монгольскавласть былавосстановлена.В том же годуХубилай на чалукреплять связис Тибетом. Онприказал провес™перепись населенияи создать системупочтовых станций. Хотя висточникахмы практическине найдемподробностейотносительнодополнительныхповинностей, возложенныхна тибетцев, по-видимому, Хубилае ввелздесь системуналогообложенияи военногопризыва. В 1268 г.была созданаи структурауправленияТибетом. Воглаве ее долженбыл стоять членсекты Сакы, который ведалделами буддистовна всей территорииимперии и долженбыл жит1вКитае. Крометого, монголыназначалиособого тибетскогочиновника, который жилв самом Тибетеи осуществ лялнепосредственноеуправлениестраной.
Хубилайожидал, что вответ Пагба-ламаи его сторонники-буддистыокажут емурелигиознуюподдержку.Пагба-ламадействительновыполнил этучасть сделки.Oнразработалтакую системуотношений междусветским! правителямии религиознымииерархами, которая четкоразграничиваласферы влиянияЦеркви и Государства.Пагба-ламастремилсяразвести ихфункции следующимобразом:
Мирскоеи духовноеспасение — этото, к чему стремятсявсе люди. Духовноеспасение состоитв полном освобожденииот страданий, а мирскоеблагополучие— это светскоеспасение. Обазависят отрелигиозногоустройстваи государственногоустройства.В религии главный— лама, в государстве— правитель.Священникдолжен наставлятьв религии, аправитель —поддерживатьпорядок, которыйпозволит всемжить в мире.Главы религиии государстваравны, хотя иобладают разнымифункциями. Вмонгольскихисточниках, следующих этимпредставлениям, Хубилай именовался«Сэчэн-хан».В одном сочинении, написанномв ту эпоху и, возможно, принадлежащемПагба-ламе, азатем переведенномна монгольский, Хубилай изображенодновременнободхисаттвойи великим правителем.
Чтобыеще большеукрепить связимежду своейрелигиознойсектой и императором, Пагба-ламапредложилввести придворе буддийскиеритуалы. Ежегодныешествия и торжества, призванныеуничтожать«злых духов»и охранятьгосударство, проводилисьв пятнадцатыйдень второгомесяца, а другиесходные обрядыотправлялисьв первый и шестоймесяцы года.В глазах Пагба-ламыэти ритуалыдолжны былислужить альтернативойконфуцианскомупридворномуцеремониалу; в глазах Хубилаяони дополняли, но не подменялиэтот церемониал.И все же, по-видимому, Хубилай считалсяприверженцембуддизма. Покрайней мерев одном позднемтексте, которыйтем не менееотражает взглядытого времени, содержитсятакой отрывок:
Такон возжег солнцерелигии во тьмеМонголии ипривез почитаемыйобраз Буддыиз Индии, мощиБудды и патры, и сандаловоедерево, подарокЧетырех Махарадж.Он правил всоответствиис десятью славнымиучениями ипринес в мирпорядок и своейсилой осчастливилвсех в этомогромном мире, и таким образомстал знаменитво всех концахсвета как мудрыйцарь Чакраварти, вращающийтысячу золотыхколес. |160]
Демонстрируясвое покровительствобуддистам, Хубилай, конечно, повышал в ихглазах свойпрестиж. УсилияПагба-ламыначали приноситьплоды. Многиебуддисты сталивосприниматьХубилая одновременнокак правителявселенной иимператораКитая.
Хубилайстремилсяукрепить своеположение, даровав буддистамособые привилегии.Сначала онпредоставилПагба-ламеуправлениетринадцатьювоенными мириархиямив Тибете, сделалего наставникомсвоего сынаЧжэнь-цзиняи наконец в1270 г. дал ему высочайшеезвание Ди-ши.Затем он освободилбуддийскихмонахов отуплаты налогов, хотя семейныебуддисты ибуддисты, занимавшиесяземледелиеми торговлей, продолжалиих выплачиватьОднако истинныемонахи, нестремившиесяувеличить своеблагосостояниеторговлей илиземледелиемпользовалисьчрезвычайноширокими правами.В 1261 г Хубилайподарил 500 циней, которые располагалисьблиз буду щейстолицы Даду.|163| Пять лет спустяон выделил15000 ляней серебраодному буддийскомухраму на проведениесемидневнойрелигиознойцеремонии.Императоржертвовалсредства навозведениеновых храмови монастырей, а также на починкустарых, пострадавшихво время неурядицмежду буддистамии даосами. 1164]Правительствопереводилоремесленникови рабов в некоторыемонастыри дляработы на землеи в мастерских.1165) Правительственнаяподдержка, субсидии ильготы позволилимонастырямпревратитьсяв процветающиецентры экономики, часто владеющиесобственнымигостиницами, лавками, лодочнымистанциями иростовщическимиконторами.Таким образом, благодеяния, которыми Хубилайосыпал буддийскиехрамы и монастыри, принесли своиплоды, взаменобеспечивимператоруощутимую поддержкусо сторонысоветникови чиновников-буддистов.
Крометого, Хубилайстремилсязаручитьсяодобрениемдаосов. Участие, которое Хубилайпринял в диспутемежду буддистамии даосами в1258 г., конечно, немогло расположитьдаосов в егопользу. Il66|И все же они немогли обойтисьдруг без друга.Монгольскогохана привлекализнаменитыечудодейственныесилы даосизма, прославленнаяспособностьдаосов вызыватьдухов и призраков, а также их навыкив алхимии иастрологии.К тому же, емубыла известнапопулярность, которой онипользовалисьсреди низшихслоев населения, которые онтакже хотелпривлечь насвою сторону.В рамках самойдаосской иерерхиинекоторыеважные лицауже пришли косознаниюнеобходимостипримиритьсяс конфуцианцамии буддистами, чтобы избежатьненужных иприводящихлишь к взаимномуослаблениюспоров, которыеразделяли ТриУчения со времензахвата Китаямонголами. Одинвыдающийсядаосский мудрецдаже создал«ДиаграмуЕдиного ИстокаТрех Учений», которая предлагалапуть к примирениюэтих трех религий.Подобнаяэклектичностьне предотвращалаконфликтовмежду даосамии представителямидругих религий, особенно буддистами.И все-таки напротяжениипервых десятилетийцарствованияХубилая этиконфликтыутихли.
Хубилайпредоставлялразличнымдаосским сектампреимущества, чтобы получ'итьих поддержку.Он жертвовалсредства настроительствахрамов, особеннопринадлежавшихсекте Цюаньчжэнь, которая пользоваласьрасположениеммонголов современ Чингис-хана.Одним из главныхсооружений, возведенныхпри помощиХубилая, былхрам Чанчунь, названный поимени даосскогомудреца, почитавшегосясамим Чингис-ханом.Глава этойсекты, ЧжанЧжицзин, получалот двора деньгина содержаниехрамов и наограждениеинтересовсвоего течения.По этому толкованию, так как солянаяторговля приносилаогромные доходы, Марко Поло, возможно, считалсебя истиннымгубернаторомЯнчжоу. Несмотряна всю привлекательностьподобнойинтерпретации, на определенныемысли наводяти интересныепропуски, допущенныев книге МаркоПоло. Так, например, он не упоминаето чае и чайных, акупунктуре, бинтованииног и другиххарактерныхчертах китайскойкультуры. Впрочем, его сторонникиполагают, чтоон вжился преждевсего в монгольскуюсреду и поэтомумог не придаватьзначения этойкитайщине. Втом же духе ониотвечают и темкритикам, которыеприводят всвидетельствотого, что МаркоПоло не доехалдо Китая, отсутствиев его книгеупоминанийо китайскомписьме. Наиболеевзвешенныйподход, на нашвзгляд, избралГерберт Франке:«Пока не приведенынеопровержимыедоказательстватого, что книгаМарко Полопредставляетсобой описаниемира, в которомглавы, посвященныеКитаю, заимствованыиз какого-тодругого, вероятно, персидскогоисточника, мыдолжны толковатьэти сомненияв его пользуи предполагать, что все же вКитае он был».
Какпишет МаркоПоло, его путешествиюна востокпредшествовалапоездка кмонгольскомудвору его отцаНиколо и дядиМаффео. До ихприбытия отношениямежду монголамии Западом оставлялижелать лучшего.Дипломатическиемиссии ИоаннаПлано Карпинии ВильгельмаРубрука неувенчалисьуспехом, хотяотчеты, написанныеими по итогампоездок, доставилиевропейцампервые достоверныесведения омонголах. Описаниявосточныхтоваров привлекливнимание такихевропейскихкупцов, какбратья Поло, и навели их намысль о путешествиина БлижнийВосток, а затемеще дальше.
Николои Маркоо Половыехали изВенеции в 1252 г., не зная о том, что вернутьсяв родной городим доведетсялишь спустяпочти двадцатьлет. Сначалаони остановилисьв Константинополе, а потом черезземли ЗолотойОрды направилисько двору Хубилая, к которомуприбыли в конце1265 или начале1256 г. Хубилай срадостью принялприезжих. Пословам МаркоПоло, великийхан «принялих с почетом, с весельямида с пирами: был он оченьдоволен ихприходом».
Аудиенции, которые императордавал братьям, можно видетьего огромноелюбопытство.Хубилай определялход разговоров, расспрашиваясобеседниково их королях, системе правосудия, методах ведениявойны, их обычаях, и, что самоеважное, христианскойрелигии. Онпопросил братьевубедить папу, чтобы он прислалвместе с нимисто ученыххристиан, когдаони вернутсяв Китай. УчитываяэклектичноеотношениеХубилая к религии, скорее всего, он был заинтересованне столько вприбытии миссионеровдля обращениясвоих подданныхв христианство, сколько в пополнениичисла образованныхлюдей, которыепомогали быему управлятьсвоими владениямив Китае. Егопросьба былалишь уловкой, направленнойна достижениеэтой цели. Хотяон и принималхристиан наслужбу, но вовсене горел желаниемобратить вхристианствонаселение своихземель. Однакоему нужно былокак-то убедитьбратьев Полои христианскихвладык в том, что образованныеевропейцытребуются емуименно дляэтого.
Однакона Западе, кудабратья Половернулись в1269 г., их ждалисплошныеразочарования.Они узнали, чтопапа умер впрошлом году, а конклав таки не сумел избратьпреемника. Итолько когдаони уже решились, взяв с собойМарко, отправитьсяобратно безпапскогоблагословения, новый папа былвсе-таки избран, и они получилиу него аудиенцию.Тем не менее, им так и не удалосьсобрать сотнюобразованныххристиан, которыхждал Хубилай.Несмотря наэто, они отправилисьв путь и в 1275 г.прибыли кимператорскомудвору.
Должнобыть, Хубилайбыл недоволентем, что егопожелания невыполнены, но, как бы то нибыло, он всеравно оказалтрем гостямпрекрасныйприем. В концеконцов, этобыло дополнительноедоказательствотого, что иностранцыготовы преодолеватьогромные расстояния, чтобы заплатитьдань великомухану. По словамМарко Поло, припервой аудиенции«стали братьяперед ним наколени и, какумели, поклонилисьему». '' Раболепие, проявленноеприезжими, несомненно, укрепило авторитетХубилая в глазахего подданных.Хотя он и неполучил обещаннойсотни европейцев, в лице Маркоон нашел достойнуюзамену: способногои умного молодогочеловека, овладевшегонесколькимиязыками, включаяперсидскийи, вероятно, монгольский, еще на пути вКитай.
КакутверждаетМарко Поло, онмножество разбеседовал сХубилаем. Емуудалось нарисоватьживой словесныйпортрет великогохана. Поло засталХубилая навершине егомогуществаи описывал егодеяния в весьмаподобострастныхтонах. В егоглазах, «небыло в светепрежде и неттеперь болеемогущественногогосударя».
Хвалебнымстилем отдаети описаниевнешностиимператора, которое можнодатироватьпервыми годамипребываниямолодого европейцыв Китае, таккак оно сильнорасходитсяс образом Хубилая, каким он предстаетна портрете, нарисованномДю Гуандао в1280 г. Марко пишет, что Хубилай«не мал и невелик», а визображенииЛю он выглядиттучным. Некоторыемонгольскиезвуки не моглибыть точнопереданы уйгурскимписьмом, а некбто-рыезнаки уйгургскогописьма былосложно отличитьдруг от друга.Все эти свойствауйгурскогописьма препятствовалиего широкомураспространению.
АХубилай требовалот официальногописьма гораздоболее широкойсферы применения.Прежде всего, ему было нужнотакое монгольскоеписьмо, котороемогло бы использоватьсядля переводас китайскогои передавалобы китайскоезвучание имен, титулов и должностейв Китае. Уйгурскоеписьмо простоне походилодля точнойтранскрипциикитайского.В нем отсутствовалинекоторыекитайскиезвуки, так чтов уйгурскойпередаче былонелегко распознатьстоящее за нейкитайскоеназвание. Ученые, которым былопоручено переводитькитайскиеклассическиеи историческиепроизведения, а также сочиненияоб искусствеуправлениягосударством, вскоре осозналинедостаткиуйгурскогописьма. Иногдаони затруднялисьдонести смыслкитайскихтекстов иливоспроизвестизвучание китайскихтерминов иимен. Стольнеудобнаяписьменностьмогла серьезнопомешатьосуществлениюзамыслов Хубилая.
Хубилайхотел ввестиновое официальноеписьмо, котороеспособствовалобы сплочениюего государстваи позволилобы ему подтвердитьсвои притязанияна всемирноегосподство.Он стремилсявыйти за рамкидвух системписьменности— уйгурскогои китайскогописьма, имевшихофициальныйстатус припрежних монгольскихханах. Обе системыбыли несовершенныв фонологическомотношении.Однако Хубилаяне устраивалив них не толькотехническиенедостатки.Управляягосударством, населеннымразными народами, говорившимина множестверазных языков, Хубилай нуждалсяв письменности, которая былабы способнапередаватьзвуки всех этихнаречий. В общеми целом, онрассчитывалсоздать нибольше ни меньшекак универсальноеписьмо. Такаяписьменностьне только облегчилабы контактына территорииего владений, но и помоглабы теснее связатьмежду собойразноязычныеи разноплеменныеобщины, составлявшиеих население.Хубилай намеревалсяиспользоватьновое письмов собственныхполитическихцелях. Однакоон не знал, чтолюди с трудомпривыкают клюбой искусственносозданнойписьменности, как бы точнаили эффективнаона ни была.
Темне менее, Хубилайбыл полон решимостисоздать болеешироко применимуюи хорошо разработаннуюсистему письменности.Через нескольколет после того, как Пагба-ламаполучил высочайшеезвание и должностьГосударственногоНаставника, именно ему быладоверена задачапридумать новоеписьмо. Подключивк работе другихмонахов и ученых.Пагба-ламасоздал алфавит, который былпредставленна рассмотрениевеликого ханав 1269 г. Этот алфавит, построенныйна основе тибетского, состоял из 41буквы, которыепо большейчасти имеликвадратныйвид. Поэтомуиногда он называется«квадратнымписьмом», хотячаще в честьего создателяего именуютписьмом Пагба.Императорприказал использоватьего при составленииофициальныхдокументовдвора, но, следуяздравому смыслу, оговорил, чтоим следуетпользоватьсяв сочетаниис китайским.Конечно, Хубилайнадеялся, чтов конце концовалфавит Пагбаесли не вытеснит, то по крайнеймере превзойдетв популярностикитайскуюиероглифику, но сознавал, что для этогопотребуетсяопределенноевремя. Очевидно, он не сомневалсяв том, что новоеписьмо когда-нибудьполучит универсальноераспространение,''но тем не менееприлагал большиеусилия дляэтого. Вскорепосле обнародованияэтого указаон основалучилища, передкоторыми былаоткрыто поставленазадача содействоватьпопуляризацииалфавита. В1272 и 1273 гг. он подтверждалсвой приказзаписыватьдокументы, исходящие отдвора, государственнымписьмом. |11] Наконец, в 1275 г. два егосамых приближенныхсоветникапредложилиучредить особуюМонгольскуюАкадемию пообразу и подобиюКитайской дляизучения иобучения монгольскомуписьму и переводаимператорскихречей. Другиенадписи содержатуказы и постановления, составленныепо приказумонгольскогоправящего дома.Высеченныена каменныхплитах, онисостояли иззапретов иограничений, адресованныхханским чиновниками военным. Квадратнымписьмом быловысечено инесколькобуддийскихтекстов; дваиз них в Цзюй-юн-гуане, воротах в СеверныйКитай. АлфавитПагба такжеиспользовалсяна пайцзах, металлическихдощечках, выполнявшихроль паспортовили охранныхграмот в монгольскихвладениях. |18]Краткие надписипоявляютсятакже на печатях, монетах, бумажныхденьгах и фарфоровыхизделиях. И всеже оно свидетельствуето внимании, которое онуделял разработкеуниверсальногописьма и письменногоязыка, которыйотражал разговорныйязык его эпохи.
Театри другие литературныеформы эпохиЮань

Вовремена Хубилаяи его непосредственныхпреемниковособого процветаниядостиг театр.Рост городовпри династияхСун и Юаньобеспечивалпитательнуюсреду для развитиядраматическогоискусства, расширяя аудиториюи предоставляясредства, необходимыедля представлений.Театры не моглибы процветатьвне городскойкультуры и безпокровительствасо стороныгосударстваи частных лиц.Театральныетруппы, частосостоявшиеиз отдельныхсемей, кочевалис места на место, давая представления, в которых сочеталисьпение, танец, пантомима иакробатическиеупражнения.Такие спектаклинравилисьмассовомузрителю. Одинвыдающийсязападный ученыйназвал драмыэпохи Юань«варьете», посколькуименно этотжанр подходитдля обозначенияпредставлений, в которых скетчиперемежаютсяпеснями и плясками.
Традиционныевзгляды насоциальноезначение драмыэпохи Юаньнедавно былипоставленыпод сомнение.По устоявшимсяпредставлениям, первоначальныйтолчок развитиютеатра придалаотмена экзаменовна гражданскийчин. Утративэтот важнейшийинструментсоциальноймобильности, китайскиеученые обратилиськ другим культурнымсферам, включаяи драматургию.Так как их надеждына чиновничьюкарьеру наталкивалисьна серьезныепрепятствия, они направилисвою эрудициюи литературныеспособностив областьтеатральногоискусства; этотизъян происходилот излишнеострой реакциина искусственныйизящный стиль».Некоторых можносчитать «внутреннимибеженцами»; они отличалисьот прочих отшельниковтем, что выбиралитакую жизньпо политическиммотивам. Онисохраняливерность поверженнойдинастии Сун, но скрывалисвою неприязньк монголам. Идействительно, они не моглиоткрыто выразитьсвое недовольство, не подвергаясебя опасности.Одним из способовуклонения былпереход к частнымзанятиям, вкоторых несогласныеиногда моглиотвести душуи высказатьсвое отношениек монголам. Дляученых такиместественными характернымзанятием былаживопись. Ониобразовалигруппу художников-любителей, получившуютакое названиев противопоставлениеофициальнойИмператорскойАкадемии художниковэпохи Сун. Онивели отшельническуюжизнь и не создалиособой школы.
Конечно, их искусствони в коем случаене поощрялосьмонголами.Напротив, согласнонекоторымискусствоведам, эти художникисоздавали своивеличайшиетворения несмотряна монголов.Лишь небольшоеих число выбраломестом уединенияозерный крайв области Цзяннань, который впоследствиипритягивалк себе множествоинакомыслящиххудожников.Чжэн Сысяо, непримиримыйпротивникмонголов, нежелавший никакс ними соприкасаться, был типичнымпредставителемэтой группыиминь, оплакивавшейпадение династииСун и восхвалявшейее добродетели.«Картины образованныхмужей», а именнопод таким названиемстали известныих произведения, отличалисьот картин сунскойАкадемии постепеннымотходом отреализма всторону всеболее субъективноговосприятия.Эти переменыдавали художникамвозможностьиносказательновыражать своювраждебностьк монголам.Чжэнь, например, прославилсяизображениямикитайскойорхидеи, и когдаего «спросили, почему он рисуеторхидеи безземли прикрывающейкорни, он ответил, что землю украливарвары». ГунКай, Цянь Сюаньи другие живописцынаправленияиминь в той илииной степенииспользовалисвое искус ствокак средствовыражениясоциальногопротеста. Впрочем, конечно, былобы неправильнообвинять Хубилаяв том, что оносознаннопоощрял гоненияна китайскиххудожникови чинил препятствияразвитию китайскойживописи.
Напротив, Хубилай оказывалпокровительствонекоторымвеликим художникамэпохи Юань.Чжао Мэнфу, самый знаменитыйхудожник тоговремени, получилдолжностьвоенного министраи переехал вДаду. Послесмерти ХубилаяЧжао продолжалзаниматьправительственныедолжности ив конце концовбыл назначенпрезидентомакадемии Ханьлинь, самого престижногонаучного учрежденияв Китае. ГаоКэ-гун, выдающийсяхудожник, в1275 г. получилназначениев министерствеобщественныхработ. СяныойШу, живший вСеверном Китаеи входившийв число трехлучших каллиграфовэпохи Юань, занимал, нарядус другимидолжностями, посты в УправленииЦензуры и ВедомствеИмператорскихЖертвоприношений.Четверо поименованныхбыли самымивыдающимсялюдьми из тех, кто пользовалсяблаговолениемХубилая; императорпредоставлялсинекуры многимдругим менеезаметным художникам.Хубилай неждал, пока способныеученые и художникипредложат емусвои услуги, а посылал наих поиски своихлюдей. Например, в 1286 г. он отправилконфуцианцаЧэн Цзюйфу вУсин в областиЦзяннань, чтобынайти и принятьна правительственнуюслужбу новыеталанты. Чэнвернулся изпоездки с великимхудожникомЧжао Мэнфу.
Несомненно, в лице ЧжаоХубилай нашелнадежную опорув художественнойсреде. Так какЧжао происходилиз императорскойдинастии Сун, его переходн службу к монголамповысил авторитети устройчивостьвласти Хубилаяв глазах китайцев.Как бы то нибыло в данномслучае отказалсяот своего наследияи склонилсяна сторону«варваров»не кто-нибудь, а родич п. Несмотряна возражениямастера и егожелание вернутьсяв Непал, Пагба-ламав 1265 г. привез егос собой в Китай.Вскоре он устроилему аудиенциюу императора, во время которойу обоих сложилосьблагоприятноемнение друго друге. СначалаХубилай решилиспытать мастерствоАнигэ, приказавему починитьповрежденноемедное изваяниечеловека, использовавшеесядля акупунктуры.Анигэ с честьювыдержал испытание.ВосхищенныйталантамиАнигэ, Хубилайдал ему нескольковажных поручений.Анигэ, в числепрочего, спроектировали построилбуддийскийхрам Дахугожэньвансы и павильонв парке Даду, храм предковв Чжочжоу ихрам в Шанду.|73] Он также создалпрекрасныеювелирныеукрашения иззолота и нефрита.Хубилай былвесьма доволенего трудамии осыпал молодогонепальца наградами.В 1273 г. он был назначенначальникомГлавного УправленияремесленникамиТаким образом, Хубилай и егосемья оцениливеликого архитектораи вознаградилиего за труд.Ремесленники-иностранцыимели такиеже шансы добитьсяуспеха приханском дворе, как и китайцы.
Былобы ошибочнополагать, чторазвитию китайскихискусств иремесел непосредственноспособствовалиХубилай и монголы.И все же нельзяотрицать роли, которую сыгралоих покровительство.Оказывая поддержкуотдельныммастерам иосвободив ихот жесткихканонов и рамок, Хубилай вдохновлялхудожниковна поиски новшестви эксперименты.Он не был заинтересованв соблюдениикакой-то определеннойтрадиции ипозволил людямискусстваследоватьсобственномувоображению.При такой политикеживописцы, драматургии гончары вздохнулисвободнее.Будучи иноземцем, Хубилай непроявлял враждебностик проникновениюнекитайскихформ и идей вкитайскоеискусство.Поддержка ипокровительство, которые оноказывал Анигэ, например, привелик введениюнепальскихи тибетскихмотивов в китайскуюархитектуру.Более того, благосклонноеотношение какк китайцам, таки к иностранцам, поддерживалоего притязанияна всемирноегосподство.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.