Реферат по предмету "Исторические личности"


Буржуазные реформы 60-70-х гг и контрреформы 80-90-х гг в Российской империи

Реферат натему
Буржуазныереформы 60-70-х гг.и контрреформы80-90-х гг.
в Российскойимперии
Россия вступилав XIX в. абсолютной(самодержавной)монархией. Воглаве пирамидывласти стоялимператор. Ониздавал законыи следил за ихисполнением, был верховнымсудьей, распоряжалсяфинансами.
Однако нарастаниеэлементовкапиталистическогоразвития, разложениефеодально-крепостническогостроя предопределилиреформированиесистемы власти.
После вступленияна престолАлександраI (1801) началасьподготовкареформ государственногоуправления.С этой цельюпри императоребыл создан«негласныйкомитет» (1801-1803), в состав котороговошли друзьяюности Александра, представителимолодого поколенияродовитой знати— Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Черторыйскийи НиколайНовосильцев.
В 1802 г. началисьнекоторыеизменения всистеме организациивласти. Взаменпетровскихколлегий быливведены новыеорганы управления— министерства: иностранныхдел (до 1832 г. сохраняласьИностраннаяколлегия), военныхсухопутныхсил, военныхморских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутреннихдел, народногопросвещенияи др. Министрыназначалисьимператороми фактическибыли ответственнытолько передним. Созданнаяпри АлександреI министерскаясистема с некоторымиизменениямипросуществоваладо 1917 г.
В подготовкереформ политическойсистемы страныособое местозанял проектМ.М. Сперанского, который попоручениюАлександраI разработалфактическиплан буржуазныхпреобразованийв стране.
В своем проектев 1802 г. М.М. Сперанскийпредлагалввести принципразделениявластей. ПроектыМ.М. СперанскогопредвосхищалиМанифест 17 октября1905 г. и оказалигромадноевлияние наразвитие общественноймысли в России.М.М. Сперанскийпредлагалнекотороеограничениесамодержавияпредставительныморганом —Государственнойдумой. На местахдолжны былисоздаватьсяокружные игубернскиедумы. Верхнейпалатой будущегороссийскогопарламентадолжен былстать Государственныйсовет.
ПредложенияСперанскоговступали врезкое противоречиес интересамидворянскойаристократии.Поэтому единственноепредложениеСперанского, которое былопринято АлександромI, — это созданиеГосударственногосовета.
Государственныйсовет был учрежденв 1810 г. и просуществовалдо февральскойреволюции 1917г. Он назначалсяимператоромиз представителейвысшей дворянскойаристократии, имел законосовещательныефункции, т.е.законы, издаваемыеимператором, должны былиобсуждатьсяв Государственномсовете. Однакоэто положениечасто нарушалось: царь утверждалзаконопроекты, минуя Государственныйсовет. При АлександреI права Сенатабыли значительноурезаны: онпревратилсяв высшую судебнуюинстанцию иникаких вопросовгосударственногоуправленияне решал. Воглаве Сенатастоял генерал-прокурор, должность этус учреждениемв 1802 г. Министерстваюстиции сталзанимать министрюстиции.
Вся полнотавласти на местахв первой четвертиXIX в. принадлежалагубернаторам, которые назначалисьимператором.
Реформыгосударственногоаппарата, которыебыли осуществленыв начале царствованияАлександраI, не изменилипо существусамодержавногостроя. Но с победойРоссии в войнес Наполеоном, влиянием наобщественнуюмысль идейФранцузскойреволюции, переходомнекоторых странЕвропы к конституционномуустройствуРоссия всталаперед необходимостьюпреобразований.
В 1815 г. быладарована КонституцияЦарству Польскому.Выступая вВаршаве наоткрытии первогопольскогосейма, АлександрI заявил о возможностив будущемраспространитьконституционныепорядки на всюРоссию. ПодруководствомН.Н. Новосильцева, крупногогосударственногодеятеля тойэпохи, будущегопредседателяГосударственногосовета и Кабинетаминистров, встрожайшейтайне началасьработа надпроектом русскойконституции.В 1820 г. проект былготов и получилназвание «Уставнаяграмота Российскойимперии».
Это был проектконституциисамодержавногогосударства.Так, статья 12подтверждала:«Государь естьединственныйисточник всехвластей гражданских, политических, законодательныхи военных». Вто же времяпровозглашалосьсоздание буржуазногопо своей сутидвухпалатногопарламента, на рассмотрениекоторого монархдолжен былпредставлятькаждый издаваемыйим закон.
Проект конституциибыл подготовлени призван возвеститьо дарованиигражданамРоссии конституционныхправ, однакоон так никогдаи не был обнародован.Это связанос сопротивлениембольшей частидворянства, которое выступалопротив реформ.
Вместо реформпродолжалосьукреплениекрепостничестваи самодержавия.После подавлениявосстаниядекабристовв декабре 1828 г.Николай I взялкурс на ещебольшее укреплениеабсолютизма.Были проведеныреформы в областицензуры, созданоIII отделениеСобственнойего Величестваканцелярииполитическогосыска.
В периодправленияНиколая I усилиласьбюрократизациявсех сторонгосударственнойжизни страны, государственныйаппарат приобрелогромные размерыи влияние, усилиласьмилитаризациявсей жизнистраны, ослаблозначениеГосударственногосовета и Сената.
О реформахпо подготовкеконституционныхпроектов былозабыто на долгиегоды.
Поражениев Крымскойвойне и смертьв 1855 г. императораНиколая I обнаружиликризис системысамодержавно-крепостническойвласти, вызвалиобщественныйподъем, породилинадежды передовойчасти российскогообщества наослаблениереакции в стране.
1856 год современникихарактеризоваликак время оттепели.Не случайнокнязь ДмитрийОболенский, видный деятельлиберальнойбюрократии, служивший вМорском министерстве, писал в своемдневнике: «Он(1856 г.), однако, яркоотличаетсяот предшествующихгодов, как переднаступлениемвесны бываютдни, хотя ещехолодные, нос весеннимзапахом, предшественникомнаступающейоттепели. Свободнодышала Россияв этом году...»Была ослабленацензура, и М.Е.Салтыков-Щедрин, возвращенныйиз ссылки, былпоражен тем, с какой свободойзаговориливсе и везде —в министерствахи на улицах, вкабаках и салонах.После мертвенногооцепенения, в которое былапогруженастрана, наступиловремя, когдаслово превратилосьв реальнуюобщественнуюсилу. Гласностьстала важнейшимстимулом подготовкиреформ.
Были снятызапреты, введенныев университетах, разрешенасвободнаявыдача заграничныхпаспортов(количествовыезжающихс 1856 по 1859 г. увеличилосьв 4 раза), проведеносокращениеармии и т.д. КкоронацииАлександраII в августе 1856 г.была объявленаамнистия политическимзаключенным— оставшимсяв живых декабристам, петрашевцам, участникампольскоговосстания 1831г. В результате9 тыс. человекосвобождалисьот административно-полицейскогонадзора.
19 февраля1861 г. было отмененокрепостноеправо, что повлеклоза собой целыйряд переменв управлениистраной. Преждевсего, это коснулосьместного управления.Основные положенияземской реформыбыли выдвинутыкомиссией Н.А.Милютина, в ееразработкепринимал участиеМ.Е. Салтыков-Щедрин.1 января 1864 г.АлександромII были утверждены«Положенияо губернскихи уездных земскихучреждениях».Земская реформаположила началовсесословномувыборномупредставительствуи при этомобеспечивалабольшинстводворянству.В уездных земскихсобранияхдворяне составляли42 %, в губернскихземских управахдворян было89,5%. Впервыепредставительствов органах местногосамоуправленияполучило крестьянство— 38 %.
В уездах игубернияхсоздавалисьвыборные органыместногосамоуправления(земские собрания, земские управы).Сфера деятельностиземств ограничиваласьисключительнохозяйственнымивопросамиместного значения.В ведение земствотдавалисьустройствои содержаниедорог, почты, школ, больниц, богаделен иприютов, попечениео местной торговлеи промышленности, строительствоцерквей, содержаниетюрем. В пределахэтой компетенцииземства находилисьпод контролемместной и центральнойвласти — губернатораи министравнутреннихдел, которыеимели правоприостановитьлюбое постановлениеземского собора(съезда). И хотяисполнительнойвластью земстване обладали, в жизни страныони сыгралиогромную роль.Это и организацияместного кредитапутем образованиякрестьянскихссудо-сберегательныхтовариществ, и устройствопочт, и дорожноестроительство, и организацияв деревне медицинскойпомощи, народногообразования.К 1880 г. на селебыло создано12 тыс. земскихшкол.
Вслед заземской реформойпоследовалареформа городская(1870). В соответствиис ней в 509 городахРоссии вводилисьновые органысамоуправления— городскиедумы, которыеизбирали изсвоей средыгородскогоголову, и исполнительныйорган — городскуюуправу. Избиратьв думу и бытьв нее избраннымимогли обладателиопределенногоимущественногоценза. Деятельностьдумы ограничиваласьвопросамиздравоохранения, народногообразования, хозяйственнымипроблемами.
Одной изнаиболеепоследовательныхбуржуазныхреформ быласудебная реформа(1864), среди авторовкоторой былипрогрессивныеюристы — С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский.
Новые судебныеуставы утвердилибессословностьи относительнуюнезависимостьсудов, ввелигласностьсудопроизводстваи состязательностьсудебногопроцесса, несменяемостьсудей и судебныхследователей.Наивысшимдостижениемсудебной реформыбыло введениесуда присяжных.Суд присяжныхвыносил вердикто виновностиили невиновностиобвиняемого, а меру наказанияопределялисудья и двачлена суда.Кроме того, судебные уставывводили институтприсяжныхповеренных— адвокатуру, а также институтсудебныхследователей.Председателии члены окружныхсудов и судебныеследователидолжны былииметь высшееюридическоеобразование.Председателии члены окружныхсудов и судебныхпалат утверждалисьимператором, а мировые судьи— Сенатом. Послеэтого они позакону не моглибыть уволеныили даже временноотстраненыот должностив административномпорядке, а лишьв случае привлеченияих к суду пообвинению вуголовномпреступлении, и решение обустраненииих от должноститакже выносилтолько суд.Таким образом, закон вводилважный принципнесменяемостисудей. Реформачастично отменялателесные наказания.В то же времяона сохраниланемало чертсословности.Высшие царскиесановники —члены Государственногосовета, сенаторы, министры —судились особымВерховнымуголовнымсудом. В связис ростом революционногодвижения с 1878г. значительнаячасть политическихдел передаваласьвоенным судам.
Большоезначение дляжизни страныимели университетскаяреформа (1863), школьная(1864) и реформапечати (1865). Так, университетскаяреформа нетолько расширилаадминистративнуюи хозяйственнуюсамостоятельность, утвердила правопреподавателейи студентоврешать академическиепроблемы, нои способствоваларосту общественнойактивности, дала возможностьобъединятьсяв кружки, землячества, различныеассоциации.
Реформа печатиотменилапредварительнуюцензуру длязначительнойчасти книг и«толстых»журналов исохранила еедля малой периодики.Это был толчокдля широкогоразвития либеральнойпечати.
Школьнаяреформа предусматривалавозможностьрасширенияшкольногообразования, в частностистроительствоземских школ, народных училищ, увеличениеконтингентаучащихся, доступностьполученияначальныхзнаний дляшироких слоевнаселения.
В 1861 г. началосьпроведениепоследней излиберальныхреформ — военной.Была реорганизованасистема военногоуправления— в стране вводились15 военных округов.В армии отменялисьтелесные наказания, был принятновый военно-судебныйустав, построенныйна принципахсудебной реформы1864 г. Реформавнесла многонового в подготовкуофицерства: создавалисьюнкерскиеучилища дляподготовкимладших офицеров, военные академиидля среднегои высшего командногосостава.
В 1874 г. вместомноголетнейрекрутчиныбыла введенавсеобщая воинскаяповинность, которая распространяласьна всех юношей, достигших 20лет без различиясословий. Призывуне подлежалиединственныйсын у родителей, единственныйкормилец всемье, а такжемладший брат, старший браткоторого отбываетили отбыл срокслужбы. В армиюпризывалосьне более 20-25 % лицпризывноговозраста, те, на кого нераспространялисьльготы, «тянулижребий» во времяпризыва.
В результатереформы Россиясделала определенныйшаг на путипревращенияв буржуазнуюмонархию, носамодержавиепо-прежнемусохраняло засобой все главныепозиции.
Рубеж 70-80-х гг.в России — этовремя революционногокризиса: усилиласьдеятельностьреволюционныхорганизаций, было предпринятонесколькопокушений наАлександраII.
В условияхобостренияобстановкилиберальнаябюрократия, при поддержкеимператора, делает попыткувернуть правительствудоверие либеральнойобщественностипутем обещанияреформ. ПодруководствомхарьковскогогубернатораМ.Т. Лорис-Меликовабыла созданаВерховнаяраспорядительнаякомиссия посохранениюгосударственногопорядка иобщественногоспокойствия, которая стремиласьполицейскимирепрессиямиподавитьреволюционноедвижение.
Со своейстороны правительствопыталось привлечьна свою сторонулиберальнуюобщественностьобещаниемпродолжатьреформы, создатьвысшее представительноеучреждениестраны. С этойцелью КомиссияЛ.Т. Лорис-Меликоваприступилак разработкеконституционногопроекта.
Но 1 марта1889 г. был приведенв исполнениесмертный приговорАлександруII, вынесенныйреволюционнойорганизацией«Народная воля».Организаторамии участникамипокушения наАлександраII были А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлови Н.И. Рысаков.
8 марта 1881 г.Кабинет министровотверг конституционныйпроект КомиссииЛ.Т. Лорис-Меликова.Линия реформбыла оборвана.
3 апреля 1881 г.организаторыи участникипокушения наАлександраII были казнены.
29 апреля 1881 г.был обнародованманифест «Онезыблемостисамодержавия».
14 августа1881 г. было утверждено«Положениео мерах к охранениюгосударственнойбезопасностии общественногоспокойствия», по которомулюбая местностьмогла бытьобъявлена начрезвычайномположении, акаждый ее жительподвергнутаресту, сосланбез суда на 5лет, преданвоенному суду.Местная администрацияполучила правозакрыватьучебные завдения, торговые ипромышленныепредприятия, приостанавливатьдеятельностьземств и городскихдум, закрыватьорганы печати.Изданное как«временное», сроком на тригода, это «Положение»возобновлялосьпо истечениикаждого трехлетияи действоваловплоть до 1917 г.
Контрреформы1882-1893 гг. свели нанет завоеванияреформ 1863-1874 гг.Они ограничилисвободу печати, самостоятельностьместногосамоуправленияи его демократич­ность.
В 1889 г. был введенинститут земскихначальниковиз дворян, которыйфактическибыл поставленнад всемикрестьянскимиорганамисамоуправления.Контроль надволостнымисудами, введениетелесных наказанийи штрафов, назначаемыхземствами, восстанавливалипроизвол помещиковв сельскихместностях.
В 1890 г. былоиздано новоеземское положение, по которомудворянствополучило преимуществов земских органах, а крестьянепотеряли правовыбирать гласных.Царская администрацияусилила контрольнад земствоми органамигородскогосамоуправления, губернаторупоручалсянадзор за ними.
Городскоеположение 1892г. отстранилоот выборовмногочисленнуюнеимущую частьнаселения.
Контрреформыограничилизначение земскихгородских исудебных органов, провозгласивполную зависимостьих от самодержавногополицейскогоаппарата, иискусственноизменили ихсостав за счетвведенияпреимущественнодворян.
Контрреформыконца XIX в. фактическизакрыли путьдемократическимпреобразованиям.
Во второйполовине XIX в.характернойчертой российскогоисторическогопроцесса былочередованиереформ и контрреформ.Царизм подвлиянием пораженияв Крымскойвойне, назреванияреволюционнойситуации встране началпроведениереформ, но онине были завершены.
Почему жереформы не былизавершены? Опытроссийскойистории свидетельствует, что царизмхроническизапаздывалс проведениемнеобходимыхпреобразованийи не желал идтина сколько-нибудьзначительныеуступки. Российскиесамодержцышли на серьезныереформы толь­копод давлениемчрезвычайныхобстоятельств— крупных военныхпоражений илимощных народныхвосстаний.Такой важныйфактор модернизациисуществующегостроя, каклиберально-оппозиционноедвижение, вРоссии действовалочень слабо.
Сравнительноблагополучнаяситуация дляцаризма послереформы 1861 г.привела к тому, что на рубежеXIX-XX вв. реформистскиетенденции вРоссии оказалисьв тупике. В концеXIX в. Россия продолжалаоставатьсястраной самодержавной.
Первая статьяосновных законовРоссийскойимперии (1892) гласила:«Императорвсероссийскийесть монархсамодержавныйи неограниченный.Повиноватьсяверховнойвласти его нетокмо за страх, но и за совестьсам Бог повелевает».
Литература.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.
История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX вв. М., 1991.
История России. М.: РЭА им Г.В. Плеханова, 1993.
Козлов В.Г. Грани российской государственности. Сер. «История». М., 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Taming Of The Shrew Katherine Essay
Реферат Розробка засобами Delphi дидактичного ілюстративного матеріалу для розвязання задачі з аналітичної Логарифмічна спіраль
Реферат Психолого-педагогическое сотрудничество как фактор повышения качества образования
Реферат Учет и аудит валютных операций в Республике Казахстан
Реферат Понтий Пилат
Реферат Карло Гоцци. Зеленая Птичка
Реферат Перекрёстки сумерек
Реферат Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских фермерских
Реферат Банковская система национальной экономики России состояние и направления развития
Реферат Общая характеристика производных финансовых инструментов и их свойства
Реферат Организация и производственная деятельность лесхоза на примере Зелёнковского лесничества
Реферат Мировой экономический и социальный кризис (1914-1945 гг.)
Реферат Московский Кремль, прошлое и настоящее. Башни Кремля
Реферат Расчет технико экономических показателей механического цеха 2
Реферат Акт приёма-передачи к договору №000 г. Санкт-Петербург 20 года