Реферат по предмету "Исторические личности"


Берлинский кризис 1948 г 3

Содержание

Введение
1.Послевоенноеустройствомира
2.План Маршаллаи Берлинскийкризис
3.Раскол миракак последствиеберлинскогокризиса
Заключение
Списокиспользованныхисточников

Введение

9 мая 1945 г. войназакончилась, но трагедиягерманскогонарода продолжалась.С каждым днемвсе яснее становиласьстрашная ценанеспособностигерманскогонарода не допуститьв свое времяприхода фашистовк власти: свыше13 млн. погибших, попавших в плени покалеченных, разрушеннаяэкономика, угроза голода.Каждый деньработы открывшегосяв Нюрнбергев сентябре 1945г. Международноготрибунала наднацистскимипреступникамиприносил всеновые фактычудовищныхпреступленийгитлеровцевпротив народовдругих стран.Большинствонаселения вГермании ощущалоподавленность, многие ждалимести со стороныпобедителей.В такой обстановкенеобходимобыло начинатьпослевоеннуюжизнь — восстанавливатьэкономику, вместо фашистскогогосударствасоздаватьновое, строитьотношения ссоседниминародами.
На Ялтинскойи Потсдамскойконференцияхответственностьза судьбупослевоеннойГермании взялина себя державы-победители.Каждая из нихдолжна былав своей зонеоккупацииобеспечитьпроведениеденацификации, демократизациии демилитаризации.Однако оченьскоро выяснилось, что каждая издержав понимаетэти задачипо-своему. Советскоеправительствобыло убежденов том, что этизадачи могутбыть решеныпри опоре налевые силыГермании, способныепровестиантикапиталистическиепреобразования.С этой цельюоно оказываловсяческуюпомощь в восстановленииКПГ. Еще веснойиз Москвы прибылиинициативныегруппы ЦК КПГ, которые в разныхрайонах советскойзоны оккупацииповели работупо восстановлениюпартии. В апреле1946 г. восстановленнаякомпартиясоветской зоныобъединиласьс социал-демократическойорганизациейэтой частиГермании вСоциалистическуюединую партиюГермании. Платформойобъединениястала борьбаза построениесоциализма.КПГ, а затем иСЕПГ пыталисьраспространитьспою деятельностьна западныезоны оккупации.Активностькоммунистовнастораживалаправительствазападных стран.В компартииони виделипроводникасоветскойполитики и нехотели допуститьраспространенияее влияния вовсей Германии.Углублявшеесянедоверие исоперничествомежду четырьмядержавами входе осуществленияих политикив Германии велик расколу страны.
На протяжении1946 г. во всех зонахоккупации былисформированыорганы местногосамоуправления.Во всех жизненныхвопросах, стоявшихперед ними, онибыли зависимыот оккупационнойадминистрации.Поэтому неудивительно, что здесь преобладалипартии, ориентировавшиесяна государства, которым принадлежалавласть. В ВосточнойГермании СЕПГполучила от47,5% до 58,5% голосов.В английскойи американскойзонах усиливалосьвлияниеХристианско-демократическогосоюза (ХДС), ав Баварии — Христианско-социальногосоюза (ХСС). Этобыли новыепартии. Ихобразованиеотражало естественноеусиление интересашироких масснаселения крелигии в условияхтой глубокойкатастрофы, которая постигланемецкий народ.Кроме того, создатели этихпартий (К. Аденауэри др.) рассчитывали, что возрождениехристианскихпринципов вполитическойжизни Германиипоможет еепримирениюс Западом. Врядах этихпартий былонемало рабочих, крестьян, интеллигенции, представителейразличных слоевбуржуазии. Обепартии выдвигалиидеи христианскогосоциализма, нравственногосамосовершенствованиялюдей. На первыхпорах они выступализа обобществлениегорнодобывающейи металлургическойпромышленности, установлениегосударственногоконтроля надкрупным производством, за соучастиерабочих в управлениипредприятиями.
Вопросывосстановленияэкономики, снабжениянаселения самымнеобходимымбыли в первыепослевоенныегоды жизненноважными. Норешать их былосложно в условияхраздела странына четыре зоны.Ссылаясь нанеобходимостьвосстановленияединого экономическогоорганизма, английскиеи американскиевласти в декабре1946 г. объединилисвои зоны. Возникла«Бизония», ав 1948 г. послеприсоединенияк ней французскойзоны — «Тризония».В первой половине1948 г. на нее былораспространенодействие планаМаршалла. Летомтого же годав западныхзонах былапроведенаденежная реформа, направленнаяна заменуобесцененныхмарок новыми.Одновременнобыл отмененконтроль надценами. Этимеры означалирешительныйкурс администрациизападных зони местных немецкихорганов наразвитие рыночнойэкономики вГермании. Советскаяадминистрацияв своей зонене могла этогодопустить. Былзапрещен ввозв советскуюзону денежныхзнаков, какстарых, так иновых, затруднялсяввоз любыхдругих грузов.Для Берлинаэти меры означалиего экономическуюблокаду. Чтобыспасти населениеот голода, администрациязападных зонналадила снабжениезападных секторовБерлина повоздушномумосту.
Эти событияпривели к резкомуобострениюотношений междуСССР и западнымидержавами.После них фактическисостоявшийсяраскол Германииоставалосьтолько юридическиоформить. Этопроизошло в1949 г.: в мае былапринята конституция, создававшаяна территориитрех западныхзон ФедеративнуюРеспубликуГермании. В томже месяце впротивовесей в ВосточномБерлине былпринят проектконституцииединой ГерманскойДемократическойРеспублики.Но посколькушансов нараспространениеэтой конституциина всю странуне осталось, в октябре ГДРбыла провозглашенатолько на территориисоветской зоныоккупации.
Конституция1949 г. провозглашалаФРГ федерациейотдельныхземель со своимиправительствами.Общегосударственными(федеральными)органами властистали двухпалатныйпарламент, президент иправительствово главе с канцлером.Одна из палатпарламента- бундестаг — избирается, вторая — бундесрат- назначаетсяправительствамиземель. ПрезидентизбираетсяФедеральнымсобранием, состоящим издепутатовбундестагаи земельныхпарламентов.Канцлер избираетсябундестагоми обладает поконституциибольшимиполномочиями.Им, как правило, становитсялидер ведущейпартии бундестага.Как и всякаядемократическаяконституция, КонституцияФРГ провозглашалаличные и политическиеправа граждан.Статья 23 конституциипредусматривалавозможностьее распространенияна другие немецкиеземли, не входящиев состав ФРГ.В том же 1949 г. состоялисьвыборы в бундестаг.Сформированноеправительствообосновалосьв г. Бонне.
1. Послевоенноеустройствомира

Берлинскийкризис нельзярассматриватьв отрыве отпредшествующихему событий, только какблокаду Берлинав 1948 году. Он явилсярезультатомцелой цеписобытий, повлекшихданное развертываниедействий советскойстороны. НачалопротивостояниюЗапада и СССРположила ещеПарижскаямирная конференция, которая продолжиласьв плане Маршалла.
В 1946 году вПариже, как ипосле Первоймировой войны, состояласьмирная конференция.Она проходилабез участияглав государстви правительстви была менеепредставительной, чем в 1919 году. Наней были разработанымирные договорыс Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией иФинляндией.Болгария иВенгрия осталисьв границах, утвержденныхв 1919 году. РумынияпередавалаСССР Бессарабиюи СевернуюБуковину. Италиятеряла все своиколонии. ОнапередавалаГреции Додеканезскиеострова, а Югославии- полуостровИстрия. Подтверждаласьпередача ФинляндиейСССР областиПеченга (Петсамо).Все бывшиечлены Тройственногопакта должныбыли платитьрепарации[1,c.264].
Если послеПервой мировойвойны великиедержавы проявилидосадноепренебрежениеэкономическимипроблемамипослевоенногоустройствамира, то послеВторой мировойвойны этимпроблемам былоуделено немалоевнимание. Сучетом имеющегосяопыта взиманиярепараций сГермании былаизбрана менееболезненнаяих форма. Длядостиженияфинансовойстабильностив послевоенноммире и предотвращениявалютных войнбыли созданыпод эгидой ООНМеждународныйВалютный фонд(МВФ) и Международныйбанк реконструкциии развития(МБРР).
Развиваласьидея коллективнойбезопасности.Таким образом, был созданвнушительныйфундамент дляуспешногопродолжениясотрудничествастран антигитлеровскойкоалиции ипосле войны.В основе новогомиропорядкалежала стараяидея коллективнойбезопасности.Ее олицетворениемстала, ООН, ареализацияосуществляласьчерез наделениеширокими полномочиямипяти ведущихдержав, выступающихв роли «мировыхполицейских».Функционированиетакой системымогло бытьобеспеченотолько на основеискреннегостремлениявсех великихдержав приниматьрешения наоснове единогласия[1,c.265].
Однакодальнейшееразвитие событийпоказало, чтосоветскоеруководствопосле неудачногоопыта 30-х годовне верило ввозможностьколлективнойбезопасности.С 1939 года Сталинтвердо встална традиционныйпуть обеспечениябезопасности- путь силовойполитики, территориальнойэкспансии исоздания сфервлияния, — инеуклонноследовал поэтому пути.
СССР добилсязначительногоприращениясвоей территориипо договорус Германиейв 1939 году, потомпризнания этихприращенийсо сторонысоюзников поантигитлеровскойкоалиции. Послевойны он осуществилдополнительныетерриториальныеприращения.В состав СССРвошли ЮжныйСахалин и Курильскиеострова. СССР, кроме того, получил натерриторииКитая владения, превращающиеСеверо-ВосточныйКитай в егосферу влияния.В состав СССРвошла областьПеченга (Петсамо), принадлежавшаяФинляндии, ЗакарпатскаяУкраина, входившаядо 1938 года в составЧехословакии, и часть ВосточнойПруссии, ставшаяКалининградскойобластью РСФСР, Советскоеруководстводелало всевозможное, чтобы в странахЦентральнойи Юго-ВосточнойЕвропы к властипришли просоветскиесилы, преждевсего, коммунистическиепартии. Ужепосле этихприращенийсвоей территории, в 1945 — 1946 годах СССРпредъявилтерриториальныепретензииТурции и потребовализменениястатуса черноморскихпроливов, включаяправа СССР насозданиевоенно-морскойбазы в Дарданеллах.В начале 1946 годаСША и Великобританиявынуждены былиоказать давлениена СССР с требованиемвывести войскаиз СеверногоИрана [2,c.111].
В 1941 году СССРи ВеликобританиясовместнооккупировалиИран, чтобыобеспечитьнадежный транзитгрузов из Персидскогозалива в СССРпо ленд-лизу.Войска должныбыли быть выведенычерез 6 месяцевпосле окончаниявойны. Великобританиясделала это, а СССР не торопился, в СеверномИране былосоздано автономноеправительство.В это же времяактивизировалосьпартизанскоедвижение вГреции, руководимоекоммунистамии подпитываемоепоставкамииз пограничныхАлбании, Югославиии Болгарии, гдеуже находилисьу власти коммунисты.На Лондонскомсовещанииминистровиностранныхдел стран постоянныхчленов СоветаБезопасности, СССР потребовалпредоставленияему права напротекторатнад Триполитанией(Ливией), чтобыобеспечитьприсутствиев Средиземноморье.
Все это немогло остатьсянезамеченным, СССР явно стремилсяиспользоватьсистему коллективнойбезопасностилишь для расширениясвоего могущества.А будучи замеченным, это не моглоне вызватьтревоги, еслиучитыватьположение вЕвропе. Во Франциии Италии компартиистали самымикрупнымиполитическимипартиями всвоих странах.Здесь и еще вряде странЗападной Европы, коммунистыбыли в составеправительств.Кроме того, после выводаиз Европы основнойчасти американскихвойск, СССРпревратилсяв доминирующуювоенную силув континентальнойЕвропе. Всеблагоприятствовалопланам советскогоруководства[2,c.113].
Реакцияв странах Западана действияСССР была двоякой.Часть политическихдеятелей сталавыступать заумиротворениеСССР. Наиболеечетко эту позициювыразил министрторговли СШАГенри Уоллес.Он считал претензииСССР обоснованнымии предлагалпойти на своеобразныйраздел мира, признав за СССРправо на доминированиев ряде районовЕвропы и Азии,
Другой' точкизрения придерживалсяЧерчилль. Выступая5 марта 1946 г. в родномштате президентаТрумэна Миссури, в городе Фултон, он, в присутствиипрезидента, обрисовалскладывающуюсяситуацию вЕвропе какопасную длясудеб западныхдемократий.Отдав должноемужеству советскихлюдей и признавза СССР правона безопасныеграницы послетакой страшнойвойны, он, темне менее, с тревогойвыделил всесимптомы растущегосоветскогоэкспансионизма.Чтобы защититьзападные демократии, по его мнению, нужно былодавать отпорСССР, действуя«всею мощьюанглосаксонскогомира», т.е. объединивусилия США иВеликобритании.
Поиск путейответа на советскийвызов шел и вгосударственномдепартаментеСША. Важнуюроль в этомсыграл американскийдипломат, специалистпо России ДжорджКеннан. В феврале1946 года, работаяв посольствеСША в Москве, он в телеграммев Вашингтонизложил основныепринципы политики«сдерживания».По его мнению, правительствуСША надлежаложестко и последовательнореагироватьна каждую попыткуСССР расширитьсферу своеговлияния. Далее, для того чтобыуспешно противостоятьпроникновениюкоммунизма, странам Западаследует стремитьсяк созданиюздорового, благополучного, уверенногов себе общества.Политика«сдерживания»рассматриваласьим как способпредотвращениявойны и не быланацелена нананесение СССРвоенного поражения[3,c.210].
ДоктринаТрумэна. Трумэн, Черчилль иКеннан былиедины в том, что именно СШАдолжны взятьна себя основнуюроль в сдерживанииСССР. Это ставилов сложное положениепрезидентаТрумэна. Изменившеесяв годы войныотношение кСССР, вместес естественнойусталостьюот тягот войны, создали в СШАмассовую базудля политиковтипа Уоллеса, считавшихвозможным, несмотря нина что, продолжатьсотрудничествос СССР. Сторонникитакого курсассылались наопыт войны, когда Рузвельтуудавалосьнаходить компромиссысо Сталиным, а авторитетРузвельта былслишком высок, чтобы пренебрегатьим. Кроме того, было очевидно, что переходк политике«сдерживания»в корне изменитполитику США; теперь Америкадолжна былабы постоянноприсутствоватьв Европе. Трумэнуказалось, чтодля осуществлениятакого поворотав политике унего нет достаточноговлияния и авторитета, ведь в 1944 годуамериканцыголосовализа президентаРузвельта.Итоги промежуточныхвыборов 1946 годане внушалиоптимизмаотносительношансов Трумэнав 1948 году: республиканцывпервые с 1930 годаустановиликонтроль надконгрессом.Сложилась такаяже ситуация, как и во времяПарижскойконференции1919 года: президент- демократ, аконгресс — республиканский, способныйблокироватьлюбые внешнеполитическиешаги главыгосударства.Можно понятьколебанияТрумэна: продолжатьпрежнюю политикуили перейтик новой. Но событияне дали Трумэнувремени длядолгих размышлений[3,c.211].
В феврале1947 года англичанепоставилиправительствоСША в известность, что они болеене в состоянииоказыватьвоенную иэкономическуюпомощь Турциии Греции. Прекращениеэтой помощии вывод английскихвойск из Грецииделал установлениесоветскогоконтроля надэтими странамивопросом времени, что кореннымобразом менялостратегическуюситуацию вСредиземноморье.Создавалисьусловия дляприхода к властикоммунистовв Италии и появиласьугроза установленияконтроля надСуэцким каналом.Это вынудилоТрумэна сделатьокончательныйвыбор.12 мартаон заявил онамерениипредоставитьГреции и Турциивоенную иэкономическуюпомощь в размере400 млн. долларов.Одновременноон сформулировалболее широкуюполитику СШАкак нацеленнуюна помощь «свободнымнародам, сопротивляющимсяпопыткам закабалениясо сторонывооруженногоменьшинстваи внешнемудавлению».Трумэн в этомзаявлении, кроме того, определилсодержаниеначинающегосясоперничестваСША и СССР, какконфликтадемократиии тоталитаризма.Так появиласьна свет доктринаТрумэна, ставшаяначалом переходаот послевоенногосотрудничествак соперничеству.Дальнейшиесобытия развивалисьс необычайнойбыстротой.
2. План Маршаллаи Берлинскийкризис

К весне 1947г. ситуация вЕвропе быланестабильнойи тревожной.В ВосточнойЕвропе складываласьсистема народныхдемократий, устанавливалсявсе более жесткийконтроль СоветскогоСоюза над этойчастью континента.В ЗападнойЕвропе наблюдалисьпризнаки возможногоэкономическогокризиса, нарасталасоциальнаянапряженность.Миллионы людейбыли без работы, голодали имерзли суровойзимой 1946/47 г. Ухудшениеэкономическогоположенияпорождалочувство безнадежностии отчаяния[4,c.300].
Весной 1947 г.правительственныеведомства СШАначали изучениевозможностейамериканскойпомощи Европе.В мае заместительгосударственногосекретаря ДинАчесон публичнозаявил о необходимостисрочной американскойпомощи объединениюевропейскихгосударств, которые, по егословам, самипредпримутвсе меры длясвоего восстановления.«Это необходимо, если мы стремимсясохранить нашисобственныесвободы и нашисобственныедемократическиеинституты.Этого требуетнаша национальнаябезопасность»,- подчеркнулАчесон.
5 июня 1947 г.госсекретарьСША ДжорджМаршалл выступилв Гарвардскомуниверситетес программнойречью, котораястала исходнымпунктом осуществлениякомплексаэкономическихи политическихмер, известныхпод названием«план Маршалла».
Основныецели планаМаршаллапредусматривалистабилизациюсоциально-политическойситуации вЗападной Европе, включениеЗападной Германиив западный блоки уменьшениесоветскоговлияния в ВосточнойЕвропе. На совещанииу госсекретаряСША 28 мая былорешено, чтостраны ВосточнойЕвропы смогутпринять участиев программевосстановленияЕвропы, толькоесли они откажутсяот почти исключительнойориентацииих экономикина СоветскийСоюз в пользуширокой европейскойинтеграции.При этом предполагалосьиспользоватьсырьевые ресурсыВосточнойЕвропы длявосстановлениязападной частиконтинента.Фактическиплан был подготовлентаким образом, что участиев нем СоветскогоСоюза и странВосточнойЕвропы выгляделовесьма проблематичным[4,c.302].
5 июня 1947 годагосударственныйсекретарь СШАДжордж Маршаллзаявил, что дляукрепленияевропейскихдемократийим необходимооказать срочнуюпомощь. СССРрасценил этотплан как нацеленныйна экономическоезакабалениеЕвропы Америкойи оказал давлениена восточноевропейскиестраны с тем, чтобы они отказалисьот участия вреализацииплана Маршалла.Одновременнобыл ускоренпроцесс переходавласти в рукикоммунистовв этих странах; к 1948 году он, восновном, завершился.16западных странв апреле 1948 годаподписали планМаршалла, покоторому должныбыли получитьот США 17 млрд.долларов помощив течение 4 лет.При этом американцы, в качествепредварительногоусловия предоставленияпомощи, потребоваливыведениякоммунистовиз составаправительств.К 1948 году ни водном правительствеЗападной Европыкоммунистовуже не было.Раскол Европыстал фактом.
Основнуюроль в обсуждениипредложенияМаршалла сСоветскимСоюзом сыгралиминистры иностранныхдел ВеликобританииЭ. Бевин и ФранцииЖ. Бидо. Онипредложилисозвать 27 июня1947 г. в Парижесовещаниеминистровиностранныхдел Великобритании, Франции и СССРдля консультацийпо предложениюМаршалла. Нынеимеются основанияутверждать, что Бевин иБидо вели двойнуюигру: в публичныхзаявленияхони выражализаинтересованностьв привлеченииСССР к осуществлениюплана Маршалла, а вместе с темкаждый из нихзаверял американскогопосла в ПарижеДж. Кэффери, что надеетсяна «отказ Советовсотрудничать»[5,c.128].
В МосквепервоначальновоспринялипредложениеМаршалла синтересом. Внем увиделивозможностьполученияамериканскихкредитов дляпослевоенноговосстановленияЕвропы, Министриностранныхдел В.М. Молотовдал указаниесерьезно готовитьсяк обсуждениюплана Маршалла,21 июня 1947 г. политбюроЦК ВКП(б) утвердилоположительныйответ Советскогоправительствана ноты британскогои французскогоправительство совещанииминистровиностранныхдел трех державв Париже.
Серьезностьсоветскихнамеренийподтверждаети телеграмма, переданная22 июня 1947 г. советскимпослам в Варшаву, Прагу и Белград.Послы должныбыли передатьруководствуэтих странследующее: «Мысчитаем желательным, чтобы дружественныесоюзные страны, со своей стороны, проявилисоответствующуюинициативупо обеспечениюсвоего участияв разработкеуказанныхэкономическихмероприятийи заявили своипретензии, имеяв виду, что некоторыеевропейскиестраны (Голландия, Бельгия) ужевыступили стакими пожеланиями»[5,c.129].
Вместе стем в советскихофициальныхкругах неизменнобыли слышныголоса недоверияи предостережения.Так, академикЕ.С. Варга вдокладнойзаписке Молотовуот 24 июня утверждал:«Решающеезначение привыдвиженииплана Маршаллаимело экономическоеположение США.План Маршалладолжен был впервую очередьявиться оружиемсмягченияочередногоэкономическогокризиса, приближениекоторого уженикто б США неотрицает… Такимобразом, СШАв собственныхинтересахдолжны датьгораздо большекредитов, чемони давали досих пор, чтобыосвободитьсяот лишних товароввнутри страны, даже если заранееизвестно, чточасть этихкредитов никогдане будет оплачена…Смысл планаМаршалла наэтом фоне следующий.Если уж в интересахсамих США нужноотдать за границуамериканскиетовары на многомиллиардовдолларов вкредит ненадежнымдолжникам, тонужно постаратьсяизвлечь изэтого максимальныеполитическиевыгоды».
Резко негативнооценивал планМаршалла ипосол СССР вСША Н. Новиков, который подчеркивалполитическийаспект американскойинициативы.В телеграммеМолотову от24 июня Новиковутверждал: «Приэтом основныецели внешнейполитики США, составляющиесущество «доктриныТрумэна», — приостановкадемократизациистран Европы, стимулированиепротивостоящихСоветскомуСоюзу сил исоздание условийдля закрепленияпозиций американскогокапитала вЕвропе и Азии- остаются безсущественныхизменений.Внимательныйанализ «планаМаршалла»показывает, что в конечномитоге он сводитсяк созданиюзападноевропейскогоблока как орудияамериканскойполитики… Такимобразом, «планМаршалла»вместо прежнихразрозненныхдействий, направленныхк экономическомуи политическомуподчинениюевропейскихстран американскомукапиталу исозданииантисоветскихгруппировокпредусматриваетболее обширнуюакцию, имея ввиду решитьпроблему болееэффективнымспособом»[6,c.237].
В сложившейсяситуации советскоеруководствостремилосьне допуститьполучения СШАкаких-либоэкономическихи политическихпреимуществв процессеосуществленияплана Маршалла.Советский Союзрешительноотвергал любыеформы контролясо стороны СШАв отношенииэкономики СССРи стран ВосточнойЕвропы. Вместес тем СоветскийСоюз был заинтересованв американскихкредитах дляпослевоеннойреконструкции.Бывший сотрудниксекретариатаМолотова посолВ.И. Ерофеевтак определилпозицию советскогоруководства:«Надо былосогласитьсяна это предложениеи попробовать, если не совсемустранить, томаксимальносократить всеотрицательныечерты, добиться, чтобы они ненавязывалинам каких-тоусловий. Корочеговоря, что-товроде ленд-лиза.Молотов былкак раз сторонникомтакого подхода».
Однако дляамериканскойстороны этотвариант былсовершеннонеприемлемым, ЗаместительгоссекретаряСША У. Клейтонво время переговоровс британскимируководителями25 июня 1947 г. возражалпротив любогоупоминаниясамого термина«ленд-лиз» вподготовленноммеморандуме.
Точка зрениясоветскогоруководствабыла положенав основу директивсоветскойделегации навстрече министровиностранныхдел в Париже.На первый планвыдвигаласьзадача полученияинформации«о характереи условияхпредполагаемойэкономическойпомощи Европе.В частности, советскаяделегациядолжна выяснитьследующиевопросы: каковыформы, возможныеразмеры и условия, на которых этапомощь будетпредоставлена».Советскойделегациипредписывалосьисходить изтого, что «вопрособ американскойэкономическойпомощи европейскимстранам долженрассматриватьсяне с точки зрениясоставленияэкономическойпрограммы дляевропейскихстран, а с точкизрения выявленияих экономическихпотребностейв американскойпомощи (кредиты, поставки товаров)путем составлениязаявок самимиевропейскимистранами. Приэтом делегацияне должна допустить, чтобы совещаниеминистровсбивалось напуть выявленияи проверкиресурсов европейскихстран, отводятакую постановкувопроса тем, что задачейсовещанияявляется выявлениезаявок европейскихстран и возможностейих удовлетворениясо стороны США, а не составлениеэкономическихпланов дляевропейскихстран». В директивахспециальноподчеркивалось:«При обсуждениилюбых конкретныхпредложений, касающихсяамериканскойпомощи Европе, советскаяделегациядолжна возражатьпротив такихусловий помощи, которые моглибы повлечь засобой ущемлениесуверенитетаевропейскихстран или нарушениеих экономическойсамостоятельности»[6,c.238].
Советскаяделегация наПарижскомсовещанииминистровиностранныхдел трех державпоследовательноруководствоваласьэтими директивами.Их сущностьделала невозможнымдля советскойстороны принятиезападных предложенийо согласованииусилий европейскихстран по восстановлениюэкономикиЕвропы. То, чтосоветскоеруководствозаранее исключаловыявление ипроверку ресурсовевропейскихстран, по существу, не позволилодостичь взаимоприемлемыхдоговоренностей.Советскиепредложенияограничитьсявыявлениемпотребностейевропейскихстран в американскойпомощи и направитьэти заявки ввиде какого-тозапроса СШАбыли неприемлемымидля Запада.Парижскоесовещаниеподтвердило, что согласоватьэти взаимоисключающиепозиции невозможно.
В ходе этогосовещанияфранцузскаяделегация воглаве с Бидопродемонстрироваланаибольшиеусилия в поискахкакого-либовзаимоприемлемогокомпромисса.Однако Молотовв шифротелеграммеиз Парижа вМоскву, отправленнойпосле второгозаседания, подчеркивалналичие принципиальнойразницы междусоветским ифранцузскимпроектами. «Яна это ответил,- сообщал Молотов,- что такая разницаесть и заключаетсяона в том, чтосоветскийпроект ограничиваетзадачи совещанияи комитетов, которые могутбыть созданы, только обсуждениемвопросов, непосредственносвязанных самериканскойэкономическойпомощью Европе, тогда как французскийпроект предусматриваеттакже составлениеэкономическихпрограмм, охватывающихкак вопросы, относящиесяк внутреннейэкономикеевропейскихстран, так ивопросы, касающиесяэкономическихотношений междуними» [7,c.87].
Во времясовещанияМолотову былапередана важнаяинформация, в соответствиис которой позициязападных партнеровпо переговорампредставалав чрезвычайноневыгодномсвете. Раноутром 30 июнязаместительминистра иностранныхдел СССР А.Я.Вышинскийшифрованнойтелеграммойсообщил Молотовусведения, поступившиепо линии советскойразведки. Ссылаясьна источникиинформациив Лондоне, министрутелеграфировали, что в результатевстреч заместителягоссекретаряСША У. Клейтонас британскимиминистрамибыла достигнутадоговоренностьпо следующимпунктам:
а) Англияи США согласились, что план Маршалладолжен рассматриватьсякак план реконструкцииЕвропы, а непомощь Европе, что он не долженбыть продолжениемЮНРРА. ЮНРРА- Администрацияпомощи и восстановленияОбъединенныхнаций, создана9 ноября 1943 г. сцелью оказанияпомощи странам, пострадавшимво время второймировой войны, в восстановленииих экономики.
б) Англияи США согласились, что реконструкцияЕвропы можетбыть осуществленапосредствомсоздания сериифункциональныхкомитетов поуглю, стали, транспорту, сельскомухозяйству ипродовольствию, во главе с однимглавным комитетом…
в) Всякаяорганизация, созданная дляреализацииплана Маршалладолжна находитьсявне ООН. Этообъясняетсятем, что Германияне являетсячленом ОбъединенныхНаций.
г) Англияи США считают, что Германиявсе еще являетсяключом европейскойэкономики.Поэтому онафактическиявляется однойиз основ любогоплана восстановленияконтинента.
д). Англияи Америка «будутсопротивлятьсявыплате СоветскомуСоюзу репарацийиз текущейпродукции»[8,c.212].
Следуетпризнать, чтосоветскоеруководствоимело хорошиеисточникиинформации.Во всяком случае, основные результатыбесед Клейтонас британскимируководителямибыли изложеныверно. В ходепервой встречис членами британскогокабинета Клейтонзаявил: «АдминистрацияСША хочет получитьинформациюот всех заинтересованныхевропейскихстран относительнотого, почемувосстановлениеЕвропы шлостоль медленно, что Европаможет сделатьдля помощисамой себе, сколько времениэто займет, какая минимальнаяпомощь со стороныСША потребуетсяЕвропе, чтобыона вновь всталана ноги». Фактическиво время визитаКлейтона вЛондон былодостигнутосоглашениеоб осуществленииплана Маршаллаприменительнотолько к ЗападнойЕвропе, безСоветскогоСоюза. В британскоммеморандуме, суммировавшемангло-американскиедоговоренности, заявлялосьо стремлениисторон включитьв план Маршаллавсю Европу.Однако «администрацияСША была быудовлетворена, если бы осуществлениеплана началосьсо стран ЗападнойЕвропы в качественекоего ядра».Правда, приэтом американскиеи британскиеруководителивыражали надежду, что страныВосточнойЕвропы примутучастие восуществленииплана Маршалла, даже если СоветскийСоюз откажется.
В светеполученнойиз Москвы информациипереговорыМолотова вПариже выгляделибесперспективнымии двусмысленными.Получалось, что американскиеи британскиеруководителиуже все предрешили, а Парижскоесовещание лишьприкрываетих двойнуюигру. Следуетучитывать ито, как болезненноМосква относиласьк любым попыткамоттеснитьСоветский Союзпри решениигерманскоговопроса, ущемитьего права какдержавы-победительницы, особенно вотношениирепараций.Неслучайнов директивахсоветскойделегации прямопредписывалось«возражатьпротив рассмотренияна совещанииминистроввопроса обиспользованииэкономическихресурсов Германиидля нужд европейскихстран и противобсуждениявопроса обэкономическойпомощи Германиисо стороны США»[9,c.240].
Сообщениеиз Москвы побуждаломинистра иностранныхдел СССР болеерешительнопротиводействовать«закулисномусговору СШАи Великобритании»против СССР.Поэтому, выступаяна заседании30 июня, Молотовподчеркнул, что в задачусовещания «невходит составлениевсеобъемлющейпрограммы дляевропейскихстран» и «вопросо Германииподлежит рассмотрениючетырех держав: Великобритании, Франции, СССР, США» [10,c. 190].
Это заседаниевыявило невозможностьдостижениясогласованныхпозитивныхрешений. Оцениваяход работысовещания, Молотов телеграфировалИ.В. Сталину:«Ввиду того, что наша позицияв корне отличаетсяот англо-французскойпозиции, мы нерассчитываемна возможностькакого-либосовместногорешения посуществу данноговопроса».
2 июля Парижскоесовещаниеминистровиностранныхдел трех державзавершилосьотказом делегацииСССР участвоватьв осуществленииплана Маршалла.Тем самым советскаявнешняя политикаоблегчилаположениеорганизаторовплана Маршалла.Думается, чтоэто был проигрышныйдипломатическийход. В сентябре1947 г. Бидо в беседес Дж. Бирнсомтак оценилдействия Молотова:«Признаюсь, я никогда немог понятьпричины егоповедения. Либоон получил бычасть выгоды, либо, если бывсе предприятиепровалилось, то он все равновыигрывал быот того, чтоникто ничегоне получил.Оставаясь снами, он единодушнопровести ихплан, а потомуйти с совещанияи увести с собойвозможно большеделегаций отдругих стран.В более дипломатичной, мягкой формеэта позицияПК ВКП(б) быласообщена Б.Беруту (Польша), К. Готвальду(Чехословакия), Г. Георгиу-Дежу(Румыния), Г.Димитрову(Болгария), М.Ракоши (Венгрия), Э. Ходже (Албания)и лидеру коммунистовФинляндии X.Куусинену[11,c.277].
Глава болгарскогоправительстваГ. Димитровтакже высказалсяименно за торешение, котороебыло принятов Москве — странамВосточнойЕвропы участвоватьв Парижскойконференциии отстаиватьна ней советскуюконцепциюреконструкцииЕвропы. Во времяприема у американскогополитическогопредставителяв Софии 4 июляДимитров вбеседе с советскимпослом С. Кирсановымотметил, что«отказ от участияв конференциитаких стран, как Болгариядал бы основаниедля обвиненияв отсутствииу них самостоятельностив политике».
Вечером6 июля Молотовтелеграфомпередал указаниясоветскимпослам в Варшавек Белградесообщить Берутуи Тито о желательностинеофициальногоприезда в Москвувыделенныхими ответственныхлиц, «чтобыдоговоритьсяпо вопросу оПарижскомсовещаниизаранее и чтобыизбежать излишнихволнений в ходеэтого совещания».
Однако, ужечерез несколькочасов, в Москведали отбой. Вночь с 6 на 7 июлясоветскимпослам в Белграде, Будапеште, Бухаресте, Варшаве. Праге, Софии, Тиране, Хельсинки былопослано указаниепередать Беруту- Готвальду, Георгиу-Дежу, Димитрову, Ракоши, Тито, Ходже и Куусинен; советует даватьответ англичанами французамдо 10 июля, таккак в некоторыхстранах друзья(т.е. руководителикомпартий)высказываютсязa отказот участия всовещании 12июля, посколькуСССР в совещанийне будет участвовать»[11,c.278].
Сталинскоеруководствоколебалось.С одной стороны, хотелось неотказатьсяот участия вПарижскомсовещании, нои испортитьорганизаторамвсе дело, уйтисо скандалом,«хлопнутьдверью». С другой- искушениеполучить американскуюэкономическуюпомощь моглооказатьсяслишком привлекательнымдля правительствнекоторых странВосточнойЕвропы, коалиционныйхарактер правительствЧехословакиии Польши, отсутствиеабсолютногоконтроля коммунистовнад дипломатическимислужбами этихстран Москвебыло бы затруднительнодиктоватьконкретныешаги их представителямна Парижскомсовещании. Так, предполагалось, что Чехословакиюна совещаниибудет представлятьее посол воФранции И. Носек.В связи с этимсоветский посолв Париже А.Б.Богомоловобращал вниманиесоветскогоруководства«на то обстоятельство, что посол Носекизвестен какконсервативныйполитик вовнутреннейполитике исторонникзападной ориентацииво внешнейполитике. Ктому же участиестран народнойдемократиив Парижскомсовещаниивесьма затруднилобы пропагандистскуюкампанию компартийстран ЗападнойЕвропы противплана Маршалла, ничего бы непотерял в любомслучае, но онизбрал единственныйспособ действий, при которомон совершенноопределеннопроигрывал»[12,c.135].
Тем не менее, в действияхсоветскогоруководстваимелась своялогика. Жесткаянеконструктивнаяпозиция советскойделегации вПариже объясняласьглавным образомстремлениемне позволитьЗападу получитьвозможностивлиять на положениедел в странахВосточнойЕвропы — советскойсфере влияния.
Подход кмежгосударственнымотношениям, как к игре снулевой суммой, требовал приложитьмаксимум усилий, чтобы не позволитьСША реализоватьих замыслы иусилить влияниев Европе. Молотовв телеграммеСталину в ночьс 30 июня на 1 июлятак суммировалвпечатленияот Парижскогосовещания: «КакАнглия, так иФранция находятсяв весьма затруднительномположении ине имеют в своихруках серьезныхсредств дляпреодолениясвоих экономическихзатруднений.Единственнаяих надежда наСоединенныеШтаты, которыетребуют отАнглии и Франциисоздания какого-либообщеевропейскогооргана дляоблегчениявмешательстваСоединенныхШтатов как вэкономические, так и в политическиедела европейскихстран. На использованиеэтого органав своих интересахрассчитываеттакже Великобританияи, отчасти, Франция»[12,c.136].
Уже в деньокончанияПарижскогосовещания Бевини Бидо опубликовалисовместноезаявление: отимени правительствВеликобританиии Франции онипригласиливсе европейскиегосударства, временно, исключаяфранкистскуюИспанию, принятьучастие в Европейскойэкономическойконференции.Предполагалосьсоздать непостояннуюорганизациюдля составленияв кратчайшиесроки программыевропейскойреконструкции, в которой будутсогласованыресурсы и потребностикаждого государства.4июля официальныеприглашениябыли направленыправительствам22 стран Европы.Конференциюпредлагалосьоткрыть 12 июля1947 г. в Париже.
СССР отказалсяот участия вконференциии повел линиюна ее срыв. Утром5 июля советскиепослы в столицахряда европейскихгосударствполучили изМосквы указаниепосетить министровиностранныхдел соответствующихстран и сделатьим заявление, в котором даваласьнегативнаяоценка предложениямМаршалла. Втексте заявления, в частности, подчеркивалось:«ДелегацияСССР усмотрелав этих претензияхжелание вмешатьсяво внутренниедела европейскихгосударств, навязав им своюпрограмму, затруднитьим сбывать своиизделия туда, куда они хотят, и, таким образом, поставитьэкономику этихстран в зависимостьот интересовСША».
Особая рольотводиласьвосточноевропейскимсоюзникам СССР.Наиболее четкои ясно замыслыКремля былиизложены втелеграммеот 5 июля советскомупослу в Белграде.Посла обязывалиот имени ЦКВКП(б) передатьТито следующее:«Мы получилисообщение онамеренииюгославскогоправительстваотказатьсяот участия впарижскомсовещании 12июля, созываемомангличанамии французами.Мы рады, что Выпроявляететвердость ввопросе обамериканскихкабальныхкредитах. Однакомы думаем, чтовсе же было былучше принятьВам участиев совещании, послать тудасвою делегациюи дать там бойАмерике и еесателлитам- Англии и Франциис тем, чтобыпомешать американцам»[13,c.99].
В итоге этиопасения перевесили.В ночь с 7 на 8 июлясоветскимпослам в Белграде, Будапеште, Бухаресте, Варшаве, Праге, Софии, Тиране, Хельсинки былодано указаниенемедленнопередать Беруту, Готвальду, Георгиу-Дежу, Димитрову/Ракоши, Тито, Ходже и Куусиненуследующуютелеграмму
ЦК ВКП(б):
«ПолученныеСоветскимПравительствомпоследниеданные о характерепарижскогосовещания от12 июля выявилидва новыхобстоятельства.Во-первых, инициаторысовещания, англичане ифранцузы, ненамерены внестикакие-либоизменения всвои планыхозяйственноговосстановленияЕвропы безучета интересовсуверенитетаи экономическойсамостоятельностималых стран.Во-вторых, подвидом выработкиплана восстановленияЕвропы инициаторысовещания хотятна деле создатьзападный блокс включениемв него ЗападнойГермании.
Ввиду этихобстоятельствЦК ВКП(б) отменяетсвою телеграммуот 5 июля и предлагаетотказатьсяот участия всовещании, тоесть не посылатьделегаций насовещание.
Мотивы отказакаждая странаможет представитьпо своемуусмотрению».Однако колебанияКремля 4-7 июляосложнилиситуацию. ЕслиправительстваАлбании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Югославиии Финляндиипослушно выполнилидирективуМосквы, то вПраге возниклизатруднения.Когда временныйповеренныйв делах СССРв ЧехословакииМ.Ф. Бодров явился8 июля к главеправительстваГотвальду ипередал емутелеграммуЦК ВКП(б), последнийзаявил, чтоизменить решениечехословацкогоправительстваоб участии вПарижскомсовещании уженевозможно– «правительствонас (коммунистов)не поддержит».К Готвальдуприсоединилсягосударственныйсекретарь поиностраннымделам коммунистВ. Клементис, который сказалБодрову, «чтоони ничего несмогут изменитьтеперь, ибо всеуже сделано, англичанами французамответ дан, впечати опубликовано, Носеку в Париждано указаниео том, что емупоручаетсяучаствоватьв совещании»[13,c.100].
РазъяренныйСталин потребовалнемедленногоприезда правительственнойделегацииЧехословакиив Москву. Утром9 июля делегацияво главе с Готвальдомвылетела вМоскву. СначалаСталин пригласилк себе одногоГотвальда. Пословам Готвальда, Сталин былчрезвычайнорассержен. Онультимативнопотребовалнемедленноотменить решениеправительстваЧехословакииоб участии вПарижскомсовещании поплану Маршалла.Готвальд вернулсяк своим коллегампримерно часовчерез пять, ужедав согласиевыполнитьтребованиеСталина. В 23 часа, когда Сталинвстретилсясо всей делегациейЧехословакии, он был настроенуже более благодушно.Он утверждал, что, по сведениям, полученнымсоветскимправительством, Парижскаяконференцияпризвана статьчастью осуществленияболее широкогозападного планапо изоляцииСССР. При этомСталин подчеркнулставку Западана восстановлениегерманскойэкономики и, в частности, Рурского бассейна, призванногостать промышленнойбазой западногоблока. Отметаявсе робкиевозражениячехословацкихминистров, Сталин заявил:«Участие вконференциивыставит васв ложном свете.Этот «прорывфронта» означалбы успех западныхдержав. Швейцарияи Швеция ещеколеблются, а ваше участиеопределенноповлияло бына их решение.Мы знаем, чтовы наши друзья, у нас никто вэтом не сомневается.Но своим участиемв Париже выбыли бы использованыв качествеинструментапротив СССР.Этого ни СоветскийСоюз, ни егоправительствоне допустилибы» [14,c.77].
По возвращенииделегации изМосквы 11 июляв Праге состоялосьчрезвычайноезаседаниечехословацкогоправительства, которое продолжалосьпочти весьдень. Закрываязаседание, заместительглавы правительстваВ. Широкий зачиталновое решение: правительствоединогласноотменило своюпрежнюю директивуоб участииЧехословакиив Парижскомсовещании поплану Маршалла.Интересномнение о происшедшемминистра иностранныхдел ЧехословакииЯна Масарика, которым онподелился сосвоими друзьями:«Я ехал в Москвукак свободныйминистр, а вернулсякак сталинскийбатрак! »
Анализсоветскойпозиции в отношенииплана Маршаллапозволяетсделать вывод, что приоритетнымнаправлениемво внешнеполитическойстратегииМосквы былоустановлениеи упрочениесоветскогоконтроля надстранами ВосточнойЕвропы. Сталинсчитал советскуюзону влиянияважнейшимрезультатомтяжелейшейвойны. Он несобирался идтини на какиеуступки Западув этой частиЕвропы: длятогдашнегосоветскогоруководстваконтроль надсферой влияниябыл важен и поимперским, ипо геополитическим, и по идеологическимсоображениям.
Советскоеруководствовидело в СШАсвоего главногосоперника намеждународнойарене и всяческистремилосьне допуститьрасширенияамериканскоговлияния в Европе.В Москве весьмаболезненновоспринималилюбые попыткисоздания западногоблока приамериканскойгегемонии вэтой коалиции[15,c.104].
Как нипарадоксально, но осуществлениеплана Маршаллабез участияи даже припротиводействиисо стороны СССРв какой-то степениустраивалообе стороны: СССР сохранили утвердил своевлияние настраны ВосточнойЕвропы; США иих партнерыпо плану Маршаллаполучили возможностьдля проведениякомплекса мерпо стабилизациисоциально-политическойситуации вЗападной Европе, а затем и длясозданиявоенно-политическогозападногосоюза.
Фактическиреализацияплана Маршаллаи резко негативнаяреакция советскогоруководстваозначали важнейшийрубеж на путираскола Европы.Восторжествовалаконцепцияраздела Европына сферы влияния, которую ранеене хотели принятьруководящиекруги США [16,c.206].
Он тут жесказался насудьбе Германии.Для западныхстран их зоныоккупации сталипередовойлинией политики«сдерживания».Стало очевидно, что успех этойполитики вомногом зависитот немцев. СШАпоэтому настоялина включенииЗападной Германиив сферу действияплана Маршалла.Были прекращенывзимания репарацийи отгрузкаоборудованияв счет этихплатежей вСССР. Западныестраны сталидобиватьсяэкономическойстабилизацииГермании исоздания сильногогосударствана основе трехзападных зоноккупации.20июня 1948 года тамбыла проведенаденежная реформа.Замена обесцененнойрейхсмаркиновой немецкоймаркой далатолчок началуэкономическоговосстановления.Но она былаявным нарушениемдоговоренностейо совместномрешении германскихпроблем. Пользуясьтем, что в соглашениио статусе Берлинане были предусмотреныконкретныеобязательстваСССР по обеспечениютранспортныхсвязей западныхсекторов Берлинас западнымизонами оккупации, СССР в ответперекрыл дороги, ведущие изБерлина назапад. Началасьблокада Берлина- первая открытаяконфронтацияСССР со своимибывшими союзниками.Начавшись 24июня, она продолжалась324 дня. Блокадасильно осложниласнабжениеБерлина и армиисоюзниковпродовольствиеми медикаментами, вызвало растущеенапряжениев городе. Лимитыпродовольствиябыли ограничены.Город не былготов к такомуповороту событийи запасовпродовольствияне оказалось.Встал вопросо спасениинаселениягорода отнаступающегоголода. Былорешено создатьвоздушный мостмежду Берлиноми зоной оккупациисоюзников. Дляэтих целей былавыделенавоенно-транспортнаяавиация США, которая должнабыла сбрасыватьпродовольствиепрямо на улицыгорода. Положениеосложнялосьтем, что всеосновные аэродромынаходилисьв зоне советскойоккупации иих использованиене представлялосьвозможным.Аэродромы, которые былив зоне оккупацииСША и Англиибыли разрушеныеще в ходе штурмаБерлина советскимивойсками и ктому времениеще не быливосстановлены.Для того чтобысделать последствияблокады менееболезненныминеобходимобыло создатьновые аэродромыдля приемкигрузов. Сделатьэто в кратчайшиесроки былоневозможным[17,c.301].
За это времяснабжение войсксоюзников вБерлине идвухмиллионногонаселенияЗападногоБерлина взялана себя авиациясоюзников, организовавшаявоздушный мост.Советскиевойска непрепятствовалиполетам самолетовнад территориейВосточнойГермании. Ктому же, частьгрузов, предназначавшихсядля западнойчасти Берлина, попадало всоветскую зонуоккупации, чемуспособствовалветер или ошибкилетчиков. Однако, несмотря навсе издержки, блокада Берлинабыла прорванас воздуха путеморганизацииритмичногоснабжениягорода.
Советскомуправительствупришлось выделить100 тыс. т зерна, более 10 тыс. тжиров для снабженияжителей Берлина.
Берлин началновую историюразделенияна два сектора.Западная частьБерлина надолгоосталасьадминистративнымобразованием– ЗападныйБерлин [18,c.299].
БлокадаБерлина, в своюочередь, повлеклаза собой новыеподвижки наполитическойарене. На фонеэтой блокадыТрумэн одержалпобеду напрезидентскихвыборах в ноябре1948 года. Одновременнодемократывернули контрольнад обеимипалатами конгресса.Выборы свидетельствовалио происшедшемпереломе внастроенияхамериканцев: они утвердилисьв представлениио том, что линияобороны Америкинаходится вЕвропе и Азии, и отдали предпочтениелинии на силовоепротивоборствос СССР, начатоеТрумэном. Сизоляционизмомбыло покончено.

3. Раскол миракак последствиеберлинскогокризиса

БлокадаБерлина, показавненадежностьпослевоенныхдоговоренностей, кроме того, сделала очевиднойнеобходимостьукреплениявоенной мощистран Запада.4апреля 1949 года10 европейскихстран, США иКанада подписалиСевероатлантическийдоговор. В немстороны заявилио своей решимости, действуя врамках УставаООН, совместнооборонятьсяот нападенияпротивникаи создали дляреализацияэтих целейОрганизациюСевероатлантическогодоговора (НАТО).На основе этогодоговора былисозданы объединенныевооруженныесилы, которыевозглавил ДуайтЭйзенхауэр.
СтраныВосточнойЕвропы, со своейстороны, такжепродолжалиукреплять своюсплоченность.25января 1949 годаБолгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакияпровозгласилисоздание СоветаЭкономическойВзаимопомощи(СЭВ) для совместногорешения экономическихпроблем в связис расколомЕвропы. В февралек СЭВ присоединиласьАлбания.
1949 год сталгодом расколаГермании. Вскорепосле денежнойреформы в западныхзонах быланачата работанад конституциейгосударства, которое должнобыло быть созданона основе этихтрех зон. В мае1949 года образоваласьФедеративнаяРеспубликаГермания (ФРГ).В октябре ввосточной зонеоккупации быласоздана ГерманскаяДемократическаяРеспублика(ГДР.) [19,c.303].
Почти одновременнос образованиемГДР была провозглашенаКитайскаяНародная Республика(КНР) — война сГоминьданомзакончиласьпобедой коммунистов.Переход подвласть коммунистовсамой населеннойстраны миравызвал в СШАсостояние, близкое к панике.
Была ликвидированаядерная монополияСША. Наканунеамериканцыузнали об успешномиспытании вСССР атомнойбомбы. И хотяна вооружениеатомное оружиепоступилотолько в 1953 году, было очевидно, что военно-политическоесоперничествоприобрело новыйхарактер — монополияСША в этой областибыла ликвидирована.В США в связис этим принимаетсярешение осовершенствованииядерного оружияи средств егодоставки. В1952 году США испыталипервую водороднуюбомбу, в которойатомная бомба, основаннаяна использованииэнергии делениятяжелых ядерурана и плутония, была лишь запалом, взрывателемдля началареакции синтезалегких ядерводорода, прикоторой выделяетсябольшое количествоэнергии. Приэтом изготовлениеводородныхбомб было несложным, а их мощностьограничиваласьтолько возможностяминосителя. Перваяводороднаябомба, испытаннаяамериканцами, имела мощность, равную взрыву10 млн. т. тротила.Но уже через10 месяцев подобноеже оружие былоиспытано вСССР, В 50-е годышло быстроесоздание вобеих странахновых носителейядерного оружия.На основе достиженийнемецкогоракетостроениявремен войныбыли созданымощные межконтинентальныебаллистическиеракеты. Появилисьпервые атомныеподводныелодки-ракетоносцы.СоперничествоСССР и США принялоформу гонкиракетно-ядерныхвооружений[19,c.305].
В 1950 году СШАбыли вынужденывпервые использоватьсвои вооруженныесилы, вмешавшисьв конфликт наКорейскомполуострове.После войныКорея былаоккупированас севера СоветскимСоюзом, с юга- США. Были созданы, как и в Германии, два правительства, соперничествомежду которымиусиливалосьпо мере ростанапряженностив советско-американскихотношениях.К 1949 году войскадвух стран быливыведены изКореи, в обеихее частях проведенывыборы.25 июня1950 года войскаСеверной Кореиперешли демаркационнуюлинию по 38 параллелии начали стремительнопродвигатьсяна юг. США добилисьпризнаниядействий СевернойКореи как агрессивныхи принятиярешений ООНоб оказаниипомощи ЮжнойКорее. Под флагомООН на Корейскомполуостровевысадилисьвойска несколькихгосударств, но большую ихчасть составилиамериканцы.Началась Корейскаявойна, котораяшла с переменнымуспехом до 1953года [6,c.120].
Так возниклоглобальноесоперничествоСССР и США. Еслисчитать егоначалом доктринуТрумэна 12 марта1947 года, а завершением- распад СССР8 декабря 1991 года, оно длилосьпочти 45 лет. Завсе это времясоперничествоСССР и США таки не перерослов войну. Именноэто дало основаниеименовать этотпериод «холоднойвойной»: обестороны готовилиськ «горячейвойне», рассматривалидруг друга какпротивника, соперничаливо всех регионахмира и во всехвидах вооружений, накопили ихв количестве, достаточномдля многократногоуничтожениявсего живогона Земле, но ниразу эту мощьне применилидруг противдруга. Однако, изначальнони та, ни другаясторона такойвойны и не желала.Когда же конфронтациястала фактом, ни та, ни другаясторона не былауверена в своейпобеде в случаевозникновенияновой войны.Эта непредсказуемостьитогов войныподталкивалаобе сторонык совершенствованиюсистем вооруженийв попытке добитьсякаких-то одностороннихпреимуществ, но появлениевсе новых вооруженийделало исходконфликта ещеболее непредсказуемым.
«Холоднаявойна» втянулав себя всю планету.Она раскололамир на две части, две военно-политическиеи экономическиегруппировки, две общественно-политическиесистемы. Мирстал двухполюсным, биполярным.Возникла своеобразнаяполитическаялогика этогоглобальногосоперничества- кто не с нами, тот против нас.Все событияв мире сталирассматриватьсякак бы сквозьэту «черно-белую»призму соперничества.Во всем и вездекаждая сторонавидела коварнуюруку противника, одновременнопытаясь любымисредствамидосадить ему[19,c.307].
«Холоднаявойна», хотяона так и нестала, к счастью,«горячей», довела до невиданныхразмеров милитаризмв политике имышлении. Всев мировой политикестали оцениватьс точки зрениясоотношениявоенной силы, баланса танков, самолетов, боеголовоки т.д. Угрозаприменениясилы, «ядерноеустрашение»вопреки УставуООН стали главныморудием политики.Гонка вооруженийпривела кформированиюневиданногодля мирноговременивоенно-промышленногокомплекса вСССР и США, включающихвооруженныесилы, отраслипромышленности, изготовляющиевооружение, исследовательскиеучреждения, разрабатывающиевсе новые иновые их видыи, наконец, органы, которые планировалии координироваливсю эту масштабнуюработу. Резковозросла политическаяроль и престижминистерстви ведомств, ведающих этимивопросами. Шламилитаризацияи массовогосознания.Героизироваласьвоенная служба.Формировалсяобраз врага, либо в видебезжалостного, коварногокоммуниста, либо в видестоль же безжалостного, алчного империалиста.Массовая культураобеих странбыла пропитанаэтим. «Шпионские»романы сталисерьезно теснитьтрадиционныйдетектив.
Заключение

Таким образом, Берлинскийкризис 1948г. явилсярезультатомпротивостояниямежду СССРзападнымистранами. Егоосновы былизаложены ещев ходе Парижскоймирной конференции, принятия планаМаршалла идоктрины Трумэна.
Советскаяделегация наПарижскомсовещанииминистровиностранныхдел трех державпоследовательноруководствоваласьэтими директивами.Их сущностьделала невозможнымдля советскойстороны принятиезападных предложенийо согласованииусилий европейскихстран по восстановлениюэкономикиЕвропы. То, чтосоветскоеруководствозаранее исключаловыявление ипроверку ресурсовевропейскихстран, по существу, не позволилодостичь взаимоприемлемыхдоговоренностей.Советскиепредложенияограничитьсявыявлениемпотребностейевропейскихстран в американскойпомощи и направитьэти заявки ввиде какого-тозапроса СШАбыли неприемлемымидля Запада.Парижскоесовещаниеподтвердило, что согласоватьэти взаимоисключающиепозиции невозможно.
Жесткаянеконструктивнаяпозиция советскойделегации вПариже объясняласьглавным образомстремлениемне позволитьЗападу получитьвозможностивлиять на положениедел в странахВосточнойЕвропы — советскойсфере влияния.
Анализсоветскойпозиции в отношенииплана Маршаллапозволяетсделать вывод, что приоритетнымнаправлениемво внешнеполитическойстратегииМосквы былоустановлениеи упрочениесоветскогоконтроля надстранами ВосточнойЕвропы. Сталинсчитал советскуюзону влиянияважнейшимрезультатомтяжелейшейвойны. Он несобирался идтини на какиеуступки Западув этой частиЕвропы: длятогдашнегосоветскогоруководстваконтроль надсферой влияниябыл важен и поимперским, ипо геополитическим, и по идеологическимсоображениям.
Советскоеруководствовидело в СШАсвоего главногосоперника намеждународнойарене и всяческистремилосьне допуститьрасширенияамериканскоговлияния в Европе.В Москве весьмаболезненновоспринималилюбые попыткисоздания западногоблока приамериканскойгегемонии вэтой коалиции.
Стало очевидно, что успех этойполитики вомногом зависитот немцев. СШАпоэтому настоялина включенииЗападной Германиив сферу действияплана Маршалла.Были прекращенывзимания репарацийи отгрузкаоборудованияв счет этихплатежей вСССР. Западныестраны сталидобиватьсяэкономическойстабилизацииГермании исоздания сильногогосударствана основе трехзападных зоноккупации.
Пользуясьтем, что в соглашениио статусе Берлинане были предусмотреныконкретныеобязательстваСССР по обеспечениютранспортныхсвязей западныхсекторов Берлинас западнымизонами оккупации, СССР в ответперекрыл дороги, ведущие изБерлина назапад. Началасьблокада Берлина- первая открытаяконфронтацияСССР со своимибывшими союзниками.Начавшись 24июня, она продолжалась324 дня.
БлокадаБерлина, показавненадежностьпослевоенныхдоговоренностей, кроме того, сделала очевиднойнеобходимостьукреплениявоенной мощистран Запада.4апреля 1949 года10 европейскихстран, США иКанада подписалиСевероатлантическийдоговор. В немстороны заявилио своей решимости, действуя врамках УставаООН, совместнооборонятьсяот нападенияпротивникаи создали дляреализацияэтих целейОрганизациюСевероатлантическогодоговора (НАТО).Страны ВосточнойЕвропы, со своейстороны, такжепродолжалиукреплять своюсплоченность.25января 1949 годаБолгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакияпровозгласилисоздание СоветаЭкономическойВзаимопомощи(СЭВ) для совместногорешения экономическихпроблем в связис расколомЕвропы. 1949 годстал годомраскола Германии.Вскоре последенежной реформыв западныхзонах быланачата работанад конституциейгосударства, которое должнобыло быть созданона основе этихтрех зон. В мае1.949 года образоваласьФедеративнаяРеспубликаГермания (ФРГ).В октябре ввосточной зонеоккупации быласоздана ГерманскаяДемократическаяРеспублика(ГДР.).
Список использованныхисточников

1. Всемирнаяистория новейшеговремени. Ред.Космач Г.А. идр. Мн. Интерпрессервис.1993. — 320с.
2. Историяотечества.Сост. КозловВ.А.М. Политиздат.1991. — 366с.
3. ИсторияВеликой Отечественнойвойны. В 6-ти томах.Т.2.М. Политиздат.1987. — 928с.
4. Втораямировая война.В 3-х томах. Т.2.М.Политиздат.1990. — 800с.
5. Втораямировая война.М.Политиздат.1990. — 780с.
6. ВеликаяОтечественнаявойна в воспоминанияхсовременников.М.Знание. 1987. — 611с.
7. Хрестоматияпо историиСССР.М. Просвещение.1977. -701c.
8. Историягосударстваи права славянскихнародов. Автор-составительКузне-цов И.Н.М.Новое знание.2004. -587с.
9. Всеобщаяистория государстваи права.М. Юридическаялитература.1978. — 711с.
10. ГалкинИ.С. СозданиеГерманскойимперии (1815 — 1871 гг.)М. Международныеотношения.1966. — 390с.
11. ЖидковО.А. Историябуржуазногоправа.М. Высшаяшкола, 1971. — 569с.
12. Историябуржуазногоконституционализма.Т.1 — 2.М. Просвещение.1983. -531с.
13. Историягосударстваи права зарубежныхстран. Ч.2 / Подред. О.А. Жидкова.М.Юристъ. 1991. — 611с.
14. Очеркикодификациии канонизациибуржуазногогражданскогоправа.М. Высшаяшкола. 1983. — 390с.
15. Хрестоматияпо историигосударстваи права зарубежныхстран. Ред.Черни-ловскийЗ.М. М. Высшаяшкола. 1984. — 679с.
16. ЧерниловскийЗ.М. Всеобщаяистория государстваи права.М. МГУ.1998. — 632с.
17. Энциклопедическийсправочникпо историинового времениМ. Новый юрист.1995. — 476с.
18. Новаяистория.1871 — 1917. Ред.ОвчаренкоН.Е.М. Просвещение,1984. — 544с.
19. ИльинскийН.И. Историягосударстваи права зарубежныхстран.М. Дело.2003. — 608с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.