Реферат по предмету "Историческая личность"


Политический портрет Александра 1

РоссийскийГосударственный Торгово-Экономический Университет
Факультет: УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра:     РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Контрольнаяработа
на тему:
“Политический портретАлександра I”
Выполнил студент 1-го курса15 группы
Специальность: Экономика и управление
на предприятии (торговли)
Осипов Павел Александрович
«____»_________________________200__г.
_________________
Рецензент: профессор кафедры РОССИЙСКОЙ И
МИРОВОЙ ИСТОРИИ
ДолаеваСофия Джагафаровна
Москва 2008
































« Красивый,молодой император Александр, в конногвардейском мундире, в треугольной шляпе,надетой с поля, своим приятным лицом и звучным негромким голосом привлекал всюсилу внимания… Лицо Александра было еще прекраснее, чем на смотру три днятому назад.  Оно сияло такой веселостью имолодостью, такой невинною  молодостью,что напоминало ребяческую четырнадцатилетнюю резвость, и вместе с тем это было все-таки лицовеличественного императора».
                                                                                       
Л.Н.Толстой«Война и мир»

                                                                                       


                                                               Властитель слабый и лукавый,
                                                                Плешивый щеголь, враг труда,
                                                               Нечаянно пригретый славой,
                                                               Над нами царствовал тогда.
                                     
       А.С. Пушкин

Содержание
 TOC o«1-3» h z u Содержание. PAGEREF _Toc195957210 h 2
ВВЕДЕНИЕ. PAGEREF _Toc195957211 h 3
Либеральный период царствования АлександраI.. PAGEREF _Toc195957212 h 4
Внешняя политика России в период правленияАлександра I,появление консервативных взглядов.. PAGEREF _Toc195957213 h 8
Консервативныйпериод царствования Александра I.PAGEREF _Toc195957214 h 8
Заключение. PAGEREF _Toc195957215 h 12
Литература… PAGEREF _Toc195957216 h 14
ВВЕДЕНИЕ
Александр I царствовал с 1801 по 1825 г. Егонельзя назвать гениальным правителем или полководцем. Александру I очень повезло с эпохой: вгоды его правления произошла война с Наполеоном, зародилось декабристскоедвижение, Россия обрела мощный авторитет в Европе на несколько десятилетий. Вомногом из-за этого именно эпоха Александра I  подарила нам А.С.Пушкинаи А.С.Грибоедова (не говоря уже о В.А.Жуковском, Е.А.Баратынском,И.А.Крылове…), а также О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, В.Л.Боровиковского.
Период царствования Александра I один из самых ярких периодовв истории России.
Необходимость выборавстала перед Александром сразу же после его восшествия на престол. Как правитьв духе либерализма или консерватизма? Вести самобытную политику или подражать западнымобразцам? Давать населению больше свобод или укреплять собственную власть?Александр I правил икак либерал и как консерватор. Чего же в нем было больше? И какой из этихпутей принес России больше пользы?
      Выбор пути очень часто стоял передРоссией. Он стоит и сейчас. Одни политики предлагают нам вернуться к недалекомупрошлому, когда государство планировало производство, устанавливало цены,определяло зарплату; другие считают, что наилучшим вариантом для России будетвозвращение к дореволюционным устоям и даже восстановление монархии; есть итакие люди, которые думают, что будущее России – рынок, свободные выборы,независимость СМИ.
Однаконевозможно думать о будущем, не обращаясь к прошлому, а оно в свою очередьпреподает нам важные уроки. Во-первых, пятиться назад невозможно и противоестественно.Во-вторых, навязывать новые реформы и законы людям, не понимающим и непринимающим их, бессмысленно, потому что это вызовет сопротивление, затемответную жестокость и в итоге превратит государство в деспота.
По-моему,лучше всего, когда реформы принимаются большинством. Для этого нужно не толькоразъяснять, но и проводить их с таким учетом, чтобы получающий многое, жертвоватьмногим. Это будет справедливо.
Либеральный период царствования Александра I.
       Приход квласти сына Павла I — Александра I означал возвращение к идеалам эпохи Екатерины II. Новоиспеченный императоробещал «управлять Богом  нам врученный  народ по законам  и по сердцу в Бозе-почившей  Августейшей Бабки  нашей  Государыни Императрицы  Екатерины Великия…»
       Александрбыл воспитан бабушкой в духе либерализма. Его учителем был швейцарец Лагарп, ре­спубликанеци демократ по убеждениям. Но Александр не восхищался бабушкой, а наоборотжестоко  и  насмешливо критиковал  екатерининский  двор и презирал  ее придворных.
В юности он мечтал освободных  учреждениях для страны  (constitution libre) и даже отмены династического преемства власти; свою задачу онвидел в том, чтобы привести государство к идеальному  порядку силой законной власти и затем от этойвласти отказаться  добровольно.
К началу XIX в. былаполностью сформулирована  политическаяпрограмма европейского либерализма, в которой говорилось о свободеличности, деятель­ности, преобладании индивидуальных интересов над кол­лективными.Государство должно было лишь следить за соблюдением прав личности, закреплен­ныхв законе. В  экономике  учение либерализма подразумевало свободуконкурен­ции и свободы договора работодателя и работника.
Однако идеи либерализма всеболее расходились как с политической реальностью самодержавной России, так и сэкономиче­ским строем и культурными традициями жизни народа (господством натуральногохозяйства и преобладанием коллективистских ценностей у населения). Попытки ихвнедрения в жизнь страны порождали множество проти­воречий, но и оставитьвсе как есть было невозможно, потому что от этого зависел престиж страны вЕвропе.
В 1801 г.  Александром Iбыли восстановлены отмененныепри его отце Жалованные грамоты дворянству и городам, было запрещено применениепыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам, купцам,священникам и дьяконам, были помилованы все подвергшиеся наказанию без суда. Разрешено было вновьоткрыть частные типографии, восстановлено право свободного ввоза иностранныхкниг и свободного выезда за границу. Здесь видно, что Александр не только небоялся распространения западных либеральных идей в обществе, но и приветствовалих.
С этой же целью онпровел реформу народного просвещения, по которой в 1804 г. были учрежденыуездные училища, губернские гимназии и университеты. В 1805 г. в России было 3университета. Страна была разделена на 6 учебных округов с попечите­лями во главе.По уставу 1804 г. университетам была предоставлена автономия в выборе руководства.Тем самым впервые в России появилась система народного образования,благодаря которой уже в первой половине XIX в. отмечался быстрый культурныйрост российского общества. Прежде всего, это относилось к появлению ши­рокогокруга европейски образованного дворянства.
Государь также считал,что у каждого человека должна быть своя, «внутренняя церковь», а уж каким путемчеловек придет к Богу, в каком храме, православном, католическом или ином, онбудет ему молиться — вопрос менее существенный. Такой «либерализм» ввере был порожден не только влиянием новых идей того времени, но и отсутствиему императора каких-либо систематических религиозных знаний, прочных убеждений.
         Былнамечен план либеральных преобразований. В его составлениибольшую роль сыграл «Негласный комитет» либералов — единомышленников АлександраI. В него входили граф П.А.Строганов, бывший член париж­ского Якобинскогоклуба, граф В.П.Кочубей, Н.Н.Ново­сильцев и польский патриот князьА.Чарторыйский.
В результате деятельностикомитета в 1802 г. устаревшая система петровских коллегий была заменена си­стемойминистерств(иностранных дел,военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, юстиции, финансов,коммерции и  народного просвещения)
Была проявлена политическая воля к ограничениюкрепостного права. В 1803 г. был объявлен «указ о вольных хлебопашцах».По этому указу помещики могли по своему желанию освобождать крепостных крестьянс землей за выкуп. Освобожденные крестьяне составляли особое сословие «вольныххлебопашцев». Однако большого практического значения указ не имел. Всего былоотпущено на свободу около 50 тыс. крепост­ных «душ» (тогда как аграрную Россию в то время населяло 40миллионов человек).
 В Прибалтике крепостное право в 1804 —1805 гг.было ограничено, а в 1816 — 1819 гг. отменено, хотя земля осталась в собственностипомещиков. Эти реформы мало облегчили жизнь крестьян, да и задумывались онибольше с целью поддержания авторитета страны, поэтому и проводились в основномв Прибалтике – «витрине России». Положение крепостных крестьян несколькоухудшилось: для того, чтобы получать зерно для торговли помещики экс­плуатироваликрепостных. Барщина оставалась очень вы­годной. Объем барщинных повинностей в70-х гг. XVIII в. — 20-х гг. XIX в. вырос в два раза. Поэтому стремление частидворян к ликвидации крепостничества, проявившееся в конце XVIIIв. вдеятельности Вольного экономического общества, сменяется заботой  о рационализации существующего барщинногохозяйства, внедрении новых сельскохозяйственных культур, способов обработкиземли, новых машин.
Многие либеральныереформы связаны с деятельностью М.М.Сперанского. С 1810 г. предполагалосьначать реализацию его программы реформ. Она развивала идеи разделения властей,заложенные Екате­риной II. Эти реформы были настолько радикальны, чтоосуществить их в России удалось лишь в 1905 — 1917 гг. Высшая законодательнаявласть оставалась в руках императора. Предусматривалось создание предста­вительныхорганов власти снизу доверху (волостных, уездных, губернских) и Государственнойдумы.  
Государ­ственная думаобладала правом рассматривать и одоб­рять проекты законов и государственныйбюджет, вносить предложения по поводу нужд народа и злоупотреблений местныхвластей. Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землейили капита­лами, включая государственных крестьян. Сенат превра­щался в высшуюсудебную инстанцию, избираемую Думой и утверждаемую царем. Для координации дейс­твийДумы и правительства учреждался Государствен­ный совет. Однако фактически в1810 г. был создан лишь Государственный совет.
Либеральные преобразованияАлександра Iбыли непоследовательны, они затронули политической системы самодержавия.Напротив, они укрепили ее, способствуя централизации власти и ее упорядочению.Это была прежняя политика просвещенного абсолютизма, начатая при Екатерине II.Она была ориентирована прежде всего на создание «цивилизованного» образа Россиив глазах европейского общественного мнения и соответствовала интересампривилегированных слоев общества. Поэтому наиболее радикальные преобразованиясовершались не в центральной России, а в Прибалтике и присоединенной  в 1809 г. Например, в  Финляндии был введенрежим политической  автономии. Властьпринадлежала сенату и сейму, состоявшим из местных жителей, хотя параллельно идей­ствовала  власть  генерал-губернатора,  назначаемого царем.
 Также продолжались попытки созданияконституционных проектов и проектов ликвидации крепостного права в России. В отличиеот европейской буржуазии, чьи эко­номические и политические интересы полностьюсовпа­дали с либеральными ценностями и идеалами, либера­лизм Александра I иверхов дворянства был непоследова­тельным. Либеральные ценности иэкономические инте­ресы дворянства совпадали лишь частично.
Российское дворянство все болееевропеизировалось, вступая в родственные отношения с европейским дворян­ством.Их экономические и духовные интересы совпа­дали. На землях Новороссии появилисьпомещичьи хо­зяйства, работавшие на европейский рынок. В связи с этимбогатейшие землевладельцы выступали против утвердившейся со времен Петра Iпротекционистской, т. е. защитительной по отношению к внутреннему рынку,таможенной политики правительства. Они рато­вали за введение либеральногопринципа свободной тор­говли. Идя им навстречу, правительство в 1802 г. разре­шилопомещикам вести оптовую торговлю с заграницей. Важнейший южный торговый портРоссии — Одесса был объявлен местом беспошлинной торговли.
В 1800 — 1806 гг. прави­тельстворазрешило беспошлинный ввоз из Европы паро­вых и сельскохозяйственных машин.Это была попытка решить проблему развития хозяйства техническим путем, неприбегая к ломке сложившихся общественных отношений. Тем самым проблемаинтенсификации хо­зяйства противопоставлялась проблеме модернизации об­щественногостроя.
Сословные интересы купечестваи государственных крестьян стали учитываться более полно. К началу XVIII в. напредприятиях все шире распространялся воль­нонаемный труд. И уже к 1825 г. болееполовины рабо­чих в промышленности были вольнонаемными. В хлопча­тобумажной,шелковой и кожевенной промышленности они составляли большинство.
Крепостные мануфактурызачастую оказывались менее доходными. Особенно мало­производительным был трудприписных крестьян. В связи с этим в 1803 г. часть из них была освобождена от завод­скихработ и переведена на положение государственных крестьян. Условия покупкирабочих для заводов в 1814 г. были снова ограничены, в том числе для помещиков.
Права купцоврасширялись. В 1801 г. купцы, мещане и государственные крестьяне получили правоприобретать, завещать, продавать и дарить ненаселенные земли. Для богатейшихкупцов устанавливались льготы по наследова­нию имущества, переходу из губерниив губернию и из гильдии в гильдию. Купцов стали награждать медалями, занесениемв книгу «знатных купеческих родов», они по­лучали особые звания. Все этоспособствовало формирова­нию сословного самосознания купечества, его сплочениюв особую общественную группу.
 Реализуя либеральные идеалы, правительствоАлек­сандра I учитывало реальный баланс сил в обществе, способность каждого изсословий добиваться осуществле­ния своих интересов. Поэтому его деятельностьсближа­лась с практикой европейского абсолютизма.    Правда, основное внимание уделялосьинтересам и ценностям дворянства, в котором видели главного представителя об­щества.Недостаток его политики был в том, что он не обращал внимания на «непросвещенные»массы крестьянства.
 Однако влияние либерализма резко ограничивалось влиянием имперского,великодержавного сознания. В конце XVIII — начале XIX в. эти ценности в общем совпадали. Однакокризис идеологии Просвещения в результате Великой французской революции и распространения  идеологии консерватизма в ходе борьбы снаполеоновской Францией все больше увеличи­вал противоречие между ними. Местолиберальных ценностей постепенно замещали ценности национального сплочения подлозунгом незыблемости самодержавия. Этому способствовали внешнеполитическиесобытия.
Внешняя политика России в период правленияАлександра I, появление консервативных взглядов.
В 1804 г. воз­ник союз России иАнглии против захватнической поли­тики Наполеона, провозгласившего себя«императором французов». К нему присоединились Австрия, Швеция, Неаполитанскоекоролевство и даже Османская империя, опасавшаяся агрессии Франции на Востоке.Это была ко­алиция феодальных государств, объединенных консерва­тивнойидеологией, противостоящая революционной армии Франции, которую Наполеониспользовал в своих имперских целях. В сражении при Аустерлице союзная ав­стро-русскаяармия была разбита, потеряв около 30 тыс. человек. Наполеон расширил своивладения за счет Ита­лии, Австрии и юго-западной Германии. Затем в 1806 г. емуудалось разгромить прусскую армию.
В июне 1807 г. русскаяармия потерпела поражение под Фридландом. Летом 1807 г. был подписанТилъзитский мир. Россия была вынуждена присоединиться к Континен­тальнойблокаде Англии (т. е. прервать всякую торговлю с ней).
Однако союз с Франциейбыл непрочным. Летом 1812 г. Наполеон с 640-тысячной армией вторгся в Россию.Армия такого масштаба впервые уча­ствовала в европейских войнах. В русскихвойсках на­считывалось менее 200 тыс. человек. Нашествие «двунадесяти языков»вызвало в России взрыв патриотических чувств и осознание национального единства,каких страна не знала с 1612 г. С радостью в народе было при­нято известие оназначении  главнокомандующимМ.И.Кутузова, ставшего народным героем. В стране было создано земскоеополчение, ибо рекрутчина не могла дать достаточного количества солдат,развернулось широкое партизанское движение. В ходе войны исчезлипротиворечия между народом и властью, дворянами и крепостными. Битвы подСмоленс­ком и Бородиным, Тарутинский маневр, бой под Малым Ярославцем, изгнаниефранцузских войск из России стали не только частью летописи славы русскогооружия, но и национальной гордостью русского народа. Поэтому война 1812 г.вошла в историю как Отечественная война.
  
 Консервативный период царствованияАлександра I.
Победа в Отечественной войне иуспех заграничного похода русской армии, взятие Парижа не привели, как в 1613г., к национальному согласию после войны. Напротив, каждый сделал свои выводы.
Крепостные крестьяне, воевавшиев ополчении и партизанских отрядах, считали, что справедливый царь, освободительЕвропы, масть которого они защищали, должен дать им свободу от крепостнойзависимости. Дворянские офицеры, мно­гие из которых и до войны были либералами,укрепились в идее необходимости ликвидации царской власти и введения в Россиидемократических свобод. Александр I, в свою очередь, считал, что народ сплотилв войне идеал самодержавия, который сильнее либеральных идей.Общность интересов объединила его с европейскими кон­серваторами, боровшимисяпротив революционного дви­жения, за сохранение, вопреки воле народов,феодально-абсолютистских режимов.
В 1814 г. в Вене был созванконгресс для решения вопроса о послевоенном устройстве. По венским соглаше­ниямв состав России перешла значительная часть Польши вместе с Варшавой. АлександрI предоставил Польше конституцию и созвал сейм.
В 1815 г. европейскиемонархи заключили между собой «Священный союз». Фактически он превратился воплот европейской реакции. В течение 1818 — 1822 гг. собирался ряд конгрессов«Священного союза», прини­мавших решения о подавлении вооруженной силой рево­люцийв Испании и Италии. Главным идеалом «Священ­ного союза» стало сохранения встранах Европы мо­нархического строя.
Смена направления внешнейполитики сопровождалась изменениями во внутренней политике. Главной их приметойстал принципиальный отказ от либеральных реформ, попытка опереться на консервативныесилы и идеалы общества. Александр Iстал расценивать либеральныереформы как гибельную политику, как путь к революции.
Страх перед реформами сталособенно характерен для Александра I после солдатских волнений 1820 г. вгвардейском Семеновском полку. Заранее настроенный против революционных идей,царь приписал причину выступления их влиянию.
 Александр I занимался делами международнойполитики, решая за­дачу предотвращения распространения революционных идей.
Большое внимание царь уделялорганизации военных поселений, идея создания которых принадлежала А.А.Арак­чееву.Главной целью их создания было уменьшение го­сударственных расходов насодержание армии. Для этого деревни с государственными крестьянами передавалисьв ведение военного министерства. Крестьяне освобождались от податей, но должныбыли содержать военные части. Население деревень составляли женатые солдаты ссе­мьями. У них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работаликак батраки. Жизнь крестьян в военных поселениях была подчинена военной дисци­плине:на работы ходили строем, работали под надзором начальников. Дети военных поселянс 7 лет обучались военному делу, а с 12 лет отбирались у родителей. Браки заключалисьпо предписанию начальства.
К концу царствования АлександраI в военных посе­лениях жило около 400 тыс. крестьян. Восстания посе­ленцевстали одними из основных форм крестьянского движения в первой трети XIX в. Особенносильными были восстания 1819 г. на Украине, в Чугуеве, и 1831 г. в Новгородскойгубернии.
В областикультуры и просвещения Александр I стремился восстановить традицию влиянияцеркви на светское образование. Фактически это явилось предлогом для борьбыпротив идей просвещения и либерализма. Министерство духовных дел и народного просвещенияво главе с А.Н.Голицыным, обер-прокурором Синода, за «вольномыслие» увольнялолучших университетских профессоров. Все, что казалось несогласным с содержа­ниемБиблии, изгонялось из образования. Тем самым было искажено преподаваниеестественных наук. Свиреп­ствовала цензура, запрещавшая обсуждать политическиевопросы, печатать сведения о судебных процессах.
Результатом  всего этого стал новый этап раскола между властьюи населением страны, самодержавием и дворянской интеллигенцией в России.Фактически потерпела крах политика просвещенного абсолютизма, стремившаяся кединению власти и общества. Неудачи политических ре­форм в России сталиприобретать систематический ха­рактер. Если в XVI — XVIII вв. это объяснялосьтради­ционным характером общества, невозможностью опе­реться в деле реформ наархаические идеалы крестьян­ства, то в XIX в. все большую роль в отказе отреформ начинает играть консервативная позиция власти, созна­тельно противопоставлявшейсебя либеральным идеалам. В этих обстоятельствах надежды на реформу «сверху» сталипокидать либеральное дворянство.
В России зародилсярево­люционный либерализм. Его приверженцами стали представители дворян­скойинтеллигенции, прежде всего офицеры, участники Отечественной войны 1812 г. изаграничного похода. Пребыва­ние в Европе позволило им убедиться в преимуществахобщественного и политического строя европейских госу­дарств.
Первоначально в 1816 —1820 гг. общества будущих де­кабристов, такие, как «Союз спасения» и «Союзблаго­денствия», носили полулегальный характер и ставили перед собой мирные задачиповышения нравственности в делах управления государством и просвещения обще­ства.Лишь с открытым перехо­дом Александра I в консервативный лагерь с 1821 г. де­ятельностьобществ становится тайной и они начинают ставить перед собой цели революционногосвержения самодержавной власти. Образуются Северное и Южное обществадекабристов, а затем и Общество соединен­ных славян.
   Во главе северного общества в Петербургепервоначально стояли Н.М.Муравьев, С.П.Трубецкой, Е.П. Оболенский, затем поэтК.Ф.Рылеев. В программе Северного общества («Конституции»), составленной Н.М.Муравье­вым, предполагалась отменасамодержавной власти царя и крепостного права. Власть царя ограничивалась. Рос­сиядолжна была стать конституционной монархией с императором во главеисполнительной власти и двухпа­латным Народным вечем. Страна превращалась в федера­цию14 держав и двух областей с назначаемой исполни­тельной и выборнойзаконодательной властью. Чтобы из­бирать или быть избранным, надо было владетьзначи­тельной собственностью. Крестьяне при освобождении получали землю — подве десятины на двор.
Гораздо более радикальной былапрограмма Южного общества, центр которого находился на Украине, в Тульчине. Воглаве него стояли П.И.Пестель, А.П. Юшневский, позже С.И.Муравьев-Апостол.Автором этой про­граммы («Русской Правды») был П.И.Пестель. Целью революциисчиталось создание революционного прави­тельства с диктаторской властью.Немедленно упраздня­лись крепостное право и сословный строй, устанавлива­лось равенствограждан перед законом. Россия провоз­глашалась единой и неделимой республикой.Устанавли­валось всеобщее избирательное право для мужчин. Вер­ховнымзаконодательным органом становилось Народное вече, правительством — Державнаядума. Крестьяне по­лучали землю в двух формах: в форме коллективной, не­отчуждаемойсобственности и в форме частной, отчужда­емой собственности.
К Южному обществу в 1825 г.примкнуло Общество соединенных славян, ставившее задачей создание демо­кратическойфедерации стран со славянским и неславян­ским населением: России, Польши,Чехии, Сербии, Вен­грии, Молдавии и Валахии.
Выступление декабристовпроизошло 14 декабря 1825 г., сразу после смерти Александра I, во времяпутаницы с присягой. Революционерам не удалось добиться своих целей, пятеродекабристов (П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, П.Г.Каховский, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бесстужев-Рюмин) по приговору суда были пове­шены, более 100 человек осужденына каторгу, на за­ключение в крепостях и разжало­ваны в солдаты.
Идеи декабристов стализнаменем рос­сийского либерализма, на протяжении XIX и начала XX в. пытавшегосявоплотить их в жизнь. Кровь декабристов навсегда разделила в России интеллигенциюи государство.
При этом выступление декабристовувеличило раскол между дворянством и крестьянством. Крестьянство неждало от дворян ничего, кроме зла. Поэтому разгром восставших декабристов былвоспринят крестьянами как справедливое наказание «барам», пытавшимся воспре­пятствоватьосвобождению крепостных. На протяжении долгого времени крестьяне связывали своинадежды на социальную справедливость только с царем. Все выступления дворян, азатем и разночинской демократической интеллигенции воспринимались ими неверно.Крестьяне не могли признать, что врагом их интересов является царь, асоюзниками – либералы и демократы. Поддержка со стороны крестьянства расширялабазу  консервативной политикисамодержавия, которое, опираясь на традиционные идеалы, могло бороться слиберальным и революционным движением.
Заключение
1.     Александру Iсвойственно двуличие. С детстваон разрывался между шумным дворцом бабушки и скучной Гатчиной родителей,стараясь угодить всем. В зрелом возрасте его привычки сохранились, сам Наполеонназывал Александра «хитрецом и якобинцем». В политике его двойственность такжепроявлялась. Именно поэтому и произошел резкий перепад от либеральных идей доконсерватизма. Александр всю жизнь жил в страхе, боялся огласки, каких –либоволнений. Видя, что внедрение либерализма не проходит слишком гладко (а иначе ибыть не могло), он стал приверженцем консерватизма. Точно такой же переворот на180 градусов произошел у него и на религиозной основе: он пришел от атеизма каскетизму.
2.     Безусловно, либеральная политикапринесла больше пользы для России, нежели консервативная. Идеи либерализмаподдерживали самые прогрессивные страны Европы. В либеральный период правленияАлександром Iбыл усовершенствован государственный аппарат, улучшены условия торговли,сельского хозяйства, произошли существенные изменения в лучшую сторону в образовании.Консерватизм способствовал разве что сплочению русского народа (хотя неизвестно, как бы повел себя народ в либеральном государстве).
3.     Большинство слоев населения неприветствовало либерализм, т.к. не понимало его плюсов и не думало о будущем.
Либеральные ценности дворянскойинтеллигенции и ее реальные экономические интересы, связанные с крепостным поместьем,роковым образом расходились. Поэтому поддержка декабристов среди дво­рянствабыла ничтожной.   
Экономические интересы крес­тьянствабыли связаны с отменой крепостного права. Но в их системе ценностейглавное место занимала царская власть, которая противилась этой отмене.
Купцы, будущая буржуазия,стратегические экономиче­ские интересы которых, казалось бы, были связаны сбуржуазными реформами, предпочитали им сиюминут­ные интересы и ценностизнатного положения, стремясь к переходу в дворянство и чиновничество. Такимобра­зом, социальная база либеральных реформ размывалась.
В итоге тенденции к либеральнымреформам не находили достаточно мощной общественной поддержки. В то жевремя сторонниками традиционных ценностей, носите­лем которых провозглашалосебя самодержавие, были самые широкие слои населения.
4.     Насильственное введениеконсервативных реформ вызвало сопротивление со стороны населения (восстаниедекабристов и менее значительные волнения), а вместе с тем и разногласия в обществе.
5.     Боясь провести революцию«сверху», Александр Iспровоцировал революцию «снизу», которая всегда проходит очень долго и болезненно.
6.     Может быть, в невнедрениилиберализма есть и кое-что положительное, потому что либеральное государство снеликвидированным крепостным правом – нонсенс, а в своей политике Александр Iзаботилсятолько о государственных крестьянах и о крестьянах Прибалтики.
7.     Политика Александра Iспособствовала появлению ипротивостоянию политических движений «западничество» и «славянофильство» (40годы XIXв.), а следовательно и общественных движений 60-80 г.г. и конца XIX — начала XX.
8.     Интеллигенция навсегдаотделилась от правительства.
9.     Заслуга Александра Iв том, чтопри нем Россия приобрела значительный авторитет в мире, российский народсплотился и поверил в свою силу, а также огромное культурное значение.
10.           Либеральные реформы больше не будут приниматься в течение длительногосрока из-за формирования консервативных взглядов у «верхушки» (дворянства,высшего купечества).
Литература
1.  ЭнциклопедияАванта+. Т.5, М., 1997.
2.  ИсторияРоссии в портретах. Т.1., М.,198
3.  И.Н.Ионов, Российская цивилизация IX- начало XXвека, М., 1995
4.  С.Ф.Платонов, Лекции по русской истории, 2ч., М, 1994
5.  www.history.ru
6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.