Реферат по предмету "Искусство"


Русский портрет 18 века

Введение.XVIII  век  был  знаменателен  для  России  заметными   переменами   изначительными достижениями в  области  искусства.  Изменились  его  жанроваяструктура, содержание, характер, средства  художественного  выражения.  И  вархитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и  в  графике  русское  искусствовыходило на общеевропейские  пути  развития.  Еще  в  недрах  XVII  века,  впетровские времена, происходил  процесс  «обмирщания»  русской  культуры.  Встановлении и развитии светской культуры  общеевропейского  типа  невозможнобыло полагаться на старые художественные способы выражения,  для  которых  новые  задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую  службу  иностранные  мастеране только помогали создавать новое искусство, но и  были  учителями  русскихлюдей. Другим не менее важным путем  получения  профессиональной  подготовкибыла посылка русских  мастеров  на  учебу  в  Западную  Европу.  Так  многиерусские мастера получили высокую подготовку во Франции,  Голландии,  Италии,Англии, Германии. Я думаю,  что  именно  на  этом  этапе  русское  искусствовступило  в  более  тесное   соприкосновение   со   стилевыми   тенденциями,выработанными в западноевропейском искусстве нового времени,  через  которыепредстояло пройти свой путь  и  ему.  Однако  поначалу  процесс  перестройкихудожественного сознания русских мастеров протекал с  большими  трудностями,в методе  их  работы  еще  сказывались  традиционные  представления,  законысредневекового творчества  в  форме  монументально-декоративных  росписей  ииконописи.Во второй половине XVII столетия вместе с другими видами  искусства  вРоссии, живопись переживает серьезные изменения.  В  определенной  мере  ониподготавливают те коренные реформы, которые происходят в ней в начале  XVIIIвека.  Вступая  на  позиции  искусства  нового   времени   со   значительнымзапозданием по сравнению с другими  передовыми  в  художественном  отношенииевропейскими   странами,   русская   живопись   по-своему   отражает   общиезакономерности этой стадии развития. На  первый  план  выдвигается  светскоеискусство. Первоначально  светская  живопись  утверждается  в  Петербурге  иМоскве,  но  уже  со  второй  половины  XVIII  века  получает   значительноераспространение  в  других  городах  и  усадьбах.  Традиционное  ответвлениеживописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества.Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в  тесномконтакте  с  искусством  западноевропейских  школ,  приобщаясь  к  всеобщемудостоянию – произведениям искусства эпохи  Ренессанса  и  барокко,  а  такжешироко используя опыт соседних государств.  Вместе  с  тем.  Как  уже  давноустановили исследователи, искусство в  целом  и  живопись  в  частности,  напротяжении всего XVIII века связаны  единой  направленностью  и  имеют  ярковыраженный национальный характер. В этот период в России творили  величайшиемастера своего дела – представители  отечественной  художественной  школы  ииностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в  искусстве  петровскойэпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового  времени  стоит  И.Н. Никитин (ок. 1680 – 1742)Портрет первой половины 18 столетия.В ранних произведениях, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются элементы средневековой портретной живописи- парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом к орнаменту. Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать 
внутреннеесодержание человека. В первой четверти 18го века появлялись портреты, в которыхправдиво запечатлены образы многих выдающихся современников. Самыми крупнымихудожниками первой половины 18 века были И.Н.Никитин и А.М.Матвеев. Они быстреедругих преодолели иконописные влияния и создали подлинно художественныепроизведения искусства нового времени.
Ужеранние портреты Ивана Никитича  Никитинаотличались большим мастерством исполнения. Петр Первых очень гордился Никитиными художник неоднократно писал портреты самого императора. Ярко проявилось мастерство  художника в портрете Петра на смертном одре.Это неоконченное произведение несет следы быстрого, смелого письма, оновыполнено в эскизной манере уверенной рукой опытного художника.
Наиболеезначителен не только в творчестве самого Никитина, Нои вообще в русскойпортретной живописи первой половины 18 века так называемый «Портрет напольногогетмана». Художник изобразил пожилого, как бы уставшего от долгих трудовчеловека. Это один из немногих портретов, в которых человек не позирует, непредставлен перед зрителем в «наиприятнейшем свете», а полон глубокойвнутренней жизни. Великолепно удалось художнику и колористическое решениеполотна.
Портретноеискусство Никитина- вершина в истории развития русской живописи  первой половины 18 века. Никому из егосовременников- художников не удалось достичь такого глубокого проникновения всущество человеческой психологии, такого артистизма и профессиональногомастерства.
Вначале 18 века в области портретного жанра работал целый ряд талантливых мастеров.Многообразие форм портретного жанра проявилось в произведениях миниатюристов- Г.С.Мусикийского и А.Г.Овсова,создавших серию портретов  Петра 1 и егоближайшего окружения.


Портрет середины 18говека.
Серединавека — время подъема и возрождения национальных традиций- в области живописипредставлена именами И.Я.Вишнякова, А.П.Антропова, И.П.Аргунова.Легкость и свобода в построении композиции, в движении кисти и мазке петровскихпенсионеров сменяется у мастеров середины столетия большей традиционностьюписьма, нарочитостью в позировании модели.
Овыдающемся мастерстве и одаренности Ивана Яковлевича Вишнякова можно судить попортретам К. и Н. Тишиных и особенно Сарры Фремор. Изобразив девочку в платье придворной дамы, художник, вместе с тем, запечатлел живой иреальный образ подростка- неловкость и скованность движений, некотораянапряженность позы, угловатость. Несмотря на статичность модели, условность втрактовке фигуры, жеста, орнамента, портрет Сарры Фремор покоряет своей поэтичностью. Это, по-моему, одно излучших живописных полотен середины века.
Крупныммастером живописного портрета, сочетавшим разнообразные художественные приемы,был в середине 18 века Алексей Петрович Антропов. Портрет  статс — дамы А.М.Измайловой(1759) интересен выразительной характеристикой модели. Его отличаютнациональная и историческая типичность образа, живописно- пластическая  цельность.  Портрет прост по композиции. Он построен насочетании звучных и синих тонов.
И.И.Аргунов(1729- 1802)- крепостной графов Шереметьевых — представительочень талантливой семьи архитекторов и художников. Он создал многочисленныепортреты Шереметьевых и людей их круга. Обычно они ему не позировали, и Аргунов, как он сам рассказывал, писал их, наблюдая вовремя торжественных  праздников во дворце.  К лучшим произведениям художника  относятся парные портреты К.А.Хрипунова, «иностраннойколлегии переводчика», и его жены(1757)-людей незнатного происхождения. Аргунов изображает свои модели крупным планом: они словнонаходятся рядом со зрителем.



Портрет конца 18 века.
 Живопись последних десятилетий  XVIII века  отличается  значительным разнообразием и  полнотой. В  первую  очередь это  обусловлено  основанием Академии художеств. Русская школаовладевает теперь теми  жанрами  живописи, которые  прежде были  представлены  лишь работами  старых  и  современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные  достижения русской  живописи последнихдесятилетий XVIII века связаны с искусством портретаво.  второй половине  18 века портретное искусство достигает своего расцвета. В это время творяткрупнейшие живописцы Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий и В.Л.Боровиковский,соэдававшие блестящую галерею портретовсовременников, произведения, воспевающие красоту и благородство устремленийчеловека. Русский портрет той поры счастливо сочетает в себе большую глубину изначительность в изображении человеческой личности. Художники воссоздавалиобраз человека с помощью различных живописных средств: изысканных цветов  и рефлексов, богатейшей системы многослойногоналожения красок, прозрачных лессировок, тонкого и виртуозного использованияфактуры красочной поверхности.
 Творчество Ф. С.  Рокотова  (1735-1808) составляет  одну  из самых   обаятельных   и труднообъяснимых страниц нашей культуры.Уже в довольно зрелом  возрасте  он был принят в Академию художеств. Егоранние произведения – портреты  Г.  Г. Орлова (1762-1763 гг.), Е. Б.Юсуповой  (1756-1761  гг.) свидетельствуют  о его  причастности к  культуре  рококо. Признаки  этого  стиля есть  и   в коронационном  портрете Екатерины  II  (1763 г.),  ставшей  образцом  для изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретоввышло  из- под кисти  художника –  поэт  В.  И.  Майков (1769-1770  гг.),  почти все семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его  жена М.  А.  Воронцова и дети (1770-е). В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в  портретах Ф. С.  Рокотова  преобладает оттенок  горделивого   сознания  собственной значимости, к этому периоду  относят:  портрет молодой  генеральши  В.  Е. Новосильцевой(1780 г.), знатной дамы Е. Н. Орловой. Рокотов писал преимущественно камерныепортреты. В его произведениях отразилось характерное для  того времени стремление лучшей, просвещеннойчасти русского дворянства следовать высоким  нравственным нормам. Художник любил изображатьчеловека без парадного окружения, непозирующим.
Ещев ранних   произведениях Рокотова– портретах великого князя Павла, девочки Е.Юсуповой и других сказывается умение не только правильно передать сходство,но и наделить образ большой одухотворенностью.
ТворчествоРокотова расцветает в последующие годы, когдахудожник еще более обогащает и усложняет колорит, добивается в портретахпередачи внутренне значительного, приподнятого образа. В поздних портретах Рокотовподчеркивает интеллектуальность и одухотворенность своих моделей.
ОбычноРокотов все внимание сосредотачивает на лицах. Люди в его портретах почтивсегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально, иногда загадочно глядят назрителя. Их объединяет нечто общее, какая-то глубокая человечность и душевнаятеплота. Как будто портретируемые что-то недоговаривают, утаивают. Они словнопогружены в таинственную живописную среду фона.
Когдарасцветало творчество Рокотова, началась деятельностьдругого крупнейшего портретиста Дмитрия Григорьевича Левицкого, создавшегосерию правдивых, глубоких по характеристике портретов. Наиболее полно и целостно Левицкий выразилсвое понимание трактовки образа в парадном портрете в серии портретов смольнянок – воспитанниц Смольного института. Художникизобразил каждую из воспитанниц этого привилегированного учебного заведения вопределенной сюжетной ситуации, в характерной позе. Левицкий  прекрасно передал очарование молодости и в тоже время по- разному характеризовал персонажи. Портретам присущадекоративность, рождающаяся из богатого сопоставления красок одежд, изысканнойкрасоты,  линейных контуров и силуэтов.Декоративность усиливается и кулисами, изображающими условные пейзажи илидрапировки. Колорит Левицкого в этой серии ясен и жизнерадостен.
 Портреты Левицкого отличаются большимразнообразием. Для художника все его модели- люди со сложной внутренней жизнью.Он им не льстил, оставаясь объективным в своих характеристиках.
Левицкийбыл замечательным рисовальщиком и колористом. Его портреты всегда сгармонированы в цвете, золотистый свет окутывает полотна.Художник часто прибегает к интенсивным сочным краскам, составляющим единую ихарактерную для него гамму, в которой царят ясность и чистота тональных ицветовых отношений.
Третьимвыдающимся мастером портретного жанра конца 18 века был Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Е.Н.Арсеньевой(1796)- произведениевысокого мастера. В нем намечен новый взгляд на человека. Художник изобразилпортретируемую среди природы, задорно улыбающейся. В портретируемых  Боровиковский  воспевал способность к возвышенным чувствам,сердечным переживаниям, что отвечает сентиментальному настроению того обществаи направлению в литературе. В женских портретах художник стремился к особойпоэтизации модели, к своеобразному непринужденному и в то же время изящному,слегка идеализированному ее изображению. Более разнообразны и объективны похарактеристикам мужские портреты. Изображенные более сдержанны в выражениичувств.

Итог.
 Из  всего  вышеперечисленного  можно  сделать  вывод,  что   на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло  большой  путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили  отражение в  преимущественном  развитии  светской  живописи   –   портрета,   пейзажа, исторического и бытового жанров.С начала 18 века от довольно примитивного изображения человеческого лица художники довели свое мастерство до необычайного совершенства. Обучаясь у зарубежных живописцев, отечественный мастера не только переняли их знания, но и превзошли их и добавили в свое искусство глубоко русский колорит.
Портретыначала века изображают преимущественно социальную принадлежность человека, еголучшие стороны, его помпезность, порой выдуманную красоту. Но на протяжениивсего столетия сильно менялось государство, общественное настроение, а так же иотношение художника к изображаемому человеку. Мастера уже не ставили себезадачу сделать портрет похожим на модель. Их не столько интересовала торжественностьподачи, сколько внутренний мир человека, его сущность, его предрасположенностьк духовности. К концу 18 века живописцы передают душу своих моделей, тончайшиенастроения, изменчивость характеров.




18столетие имело огромный вес не только в истории развития государства Российского,но и внесло гигантские коррективы в русское искусство. Впервые мы можем нетолько прочитать про великих людей прошлого, но и увидеть лица тех от которыхзависело наше с вами будущее. Портрет, как направление в искусстве, кажется мнеодним из наиважнейших  не только длялюдей, но и для истории своего народа.










Список литературы.1.     «Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика. 1983г.2.     О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький А.М.3.     Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.4.     Криворотов В. Вехи. Взлеты и  падения  особого  пути  России  Знание — сила. № 8, 9. 1990г.5.     История русского искусства. Издание 3-е.И.А.Бартеньев, Р.И.Власова. 1987г.





























План.
1.   Введение
2.   Портрет первой половины18 века
3.   Портрет середины 18века
4.   Портрет конца 18 века
5.   Итог.
6.   Список литературы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.