Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя

Кафедра информатики
Курсовая работа
«Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая частьэлектронного образовательного пространства учителя»
Введение
Глобальноеразвитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферуобразования определяет развитие образовательных учреждений в течение последнихнескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количестваквалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютернойграмотности. Новый этап развития системы образования ставит перед нами и новыезадачи в обучении педагогов владению компьютерной техникой. Сегодня недостаточно просто освоить компьютер, нужны серьезные методики и технологиииспользования информационных ресурсов в учебном процессе, необходимо, чтобы ониорганично и эффективно сочетались с традиционной деятельностью педагогов.Преподаватель должен уметь создавать свой образовательный модуль, свою учебнуюпрограмму, владеть специализированными методиками.
Рассматриваядеятельность педагогов в рамках информационно-образовательной средыобразовательного учреждения на данный момент времени можно выделить шестьступеней использования компьютера. Первая ступень – педагог освоил и используеткомпьютер в качестве «пишущей машинки». Вторая ступень – на данном этапеиспользования компьютера происходит знакомство учителя с пакетом офисныхпрограмм, их возможностями, приобретение элементарных навыков использованиеCD-дисков в своей деятельности. Третья ступень – данный этап неразрывно связанс возможностью подключения и выхода в Интернет. Приобретая навыки работы в сетипедагог получает практически неограниченную возможность поиска нужнойинформации. Пятая ступень — плавно новые информационные технологии внедряются вструктуру традиционного урока и становятся его неотъемлемой частью. Шестаяступень – у учителя появляется потребность в систематизации и модернизациинакопленного дидактического опыта, в том числе и того, который был впрофессиональном арсенале преподавателя до начала использования информационныхтехнологий в учебном процессе.[2]
Но мало кторассматривает седьмую ступень в этой лестнице – это создание собственных ЦОРовучителями.
Актуальностьданной работы обусловлена недостаточной информированностью учителей овозможностях Microsoft Office как среды для создания ЦОР, ведь в основномучителя пользуются самыми распространенными средствами среды Microsoft Office.
Исходя из вышенаписанного, целью данной курсовой работы является рассмотреть возможностьMicrosoft Office для создания ЦОР.
Для достиженияпоставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Обозначитьиз чего может складываться электронное образовательное пространство учителя.
2. Выявить,какое место в электронном образовательном пространстве учителя занимают цифровыеобразовательные ресурсы (ЦОР).
3. Рассмотретьразличные классификации ЦОРов и требования к ним.
4. Рассмотретьфункциональные возможности Microsoft Office, как инструмента длясоздания ЦОРов.
5. Разработатьдемонстрационные варианты ЦОР в среде Microsoft Office.
Объектисследования: Цифровые образовательные ресурсы.
Предметисследования: Microsoft Office, как средствосоздания ЦОРов.
Глава1. ЦОР, как педагогическое средство учителяЭлектронноеобразовательное пространство учителя
/>
Рис.1
Современноеобразовательное учреждение стремится к интеграции в высокотехнологичную среду.И если лет 10 назад в образовательном процессе в основном доминировало изучениеинформатики и освоение компьютера, то последние годы на первый план постепенностали выходить информационные технологии, представляющие собой методы исредства получения, преобразования, передачи, хранения и использованияинформации в образовательном процессе.
Информационныетехнологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современныхобразовательных систем всех ступеней и уровней. Благодаря внедрению ИТ вобразовании создаются новые возможности для всех участников образовательногопроцесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации,ускорения обновления содержания образования до повышения уровняиндивидуализации образования, его личностной ориентации.
В настоящеевремя информационные технологии в школе используются в образовательном процессев следующих направлениях:
· при подготовке ипроведении уроков;
· для создания авторскихмультимедийных пособий;
· в рамкахиндивидуальной и групповой проектной деятельности;
· в управленииобразовательным процессом.
Одним изнеобходимых условий использования ИТ в школе является наличие современногоуровня информационной культуры педагогов. Решение проблемыучителей–предметников в освоении компьютера и информационных технологий неменее важная, чем изучение информатики учениками.
Можно выделить триуровня информационных объектов, которые могут быть использованы учителем вобразовательном процессе, это, прежде всего информация, полученная изИнтернета, во-вторых, это ресурсы доступные в электронном пространстве школы и,в-третьих, это программные средства разработанные непосредственно самимучителем.
Хотелось бызаострить внимание на проблеме использования ИТ учителями, получить хотя бычастичный ответ на вопрос: «Что может входит в электронное образовательноепространство учителя»?(Рис.1) Для того чтобы ответить на этот вопрос,необходимо определить: «что же такое цифровой образовательный ресурс?»
МестоЦОР в электронном образовательном пространстве учителя Определения ЦОРов
В настоящее времясуществует множество определений понятия цифровых образовательных ресурсов,попробуем рассмотреть некоторые из них.
1. Подцифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информацияобразовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.[7]
Определение краткохарактеризует ЦОРы, недостаточно полно отображает смысл данного понятия.
2. ЦОРрасшифровывается как «цифровой образовательный ресурс», то есть – некийсодержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей ипредставленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.[1]
Определениеотличается от предыдущего наличием обособленности содержания объекта, что болееполно отражает смысл данного понятия.
3. ЦОР– это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования вучебном процессе.[10]
Определение неполное, общее, не хватает конкретики.
4. Электроннымиобразовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведениякоторых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относятучебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточнобытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные дляобразования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данноеподмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР),подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.[8]
Данное определениевытекает из определения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), не даетполного представления о ЦОРах, но в то же время определяет ЦОР, какподмножество ЭОРов.
5. Цифровыеобразовательные ресурсы — это представленные в цифровой форме фотографии,видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальнойреальности и интерактивного моделирования, картографические материалы,звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иныеучебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.[5]
Определение отражаетсодержание ЦОРов, а также более доступно для понимания, легко запоминается,поэтому качественно выделяется на фоне остальных.
Не в одном изопределений не было затронуто такое важное понятие, как методическиерекомендации. На наш взгляд это важная составляющая любого ЦОРа, ведь с помощьюметодических рекомендаций учителю проще ориентироваться в многообразии ЦОРов.Виды ЦОРов
Существуетмножество классификаций видов ЦОР, рассмотрим две основные. [4]
/>Первая классификация выделяетчетыре направления по образовательно-методическим функциям: электронныеучебники, электронные учебные пособия, электронные учебно-методическиекомплексы и электронные издания контроля ЗУН-ов.
Электронныйучебник[11]– это продукт образовательного характера, отличие которого оттрадиционного учебника в том, что просмотреть его можно только с помощьюкомпьютера. Электронный учебниктак же, как и обычный, соответствует всем нужным учебным программам.
Некоторыепринципы, которыми следует руководствоваться при создании электронногоучебника:
1. Принцип квантования: разбиениематериала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутыхпо содержанию.
2. Принцип полноты: каждый модуль должен иметьследующие компоненты
· теоретическоеядро,
· контрольныевопросы по теории,
· примеры,
· задачии упражнения для самостоятельного решения,
· контрольныевопросы по всему модулю с ответами,
· контрольнаяработа,
· историческийкомментарий.
3. Принцип наглядности: каждый модульдолжен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией,облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.
4. Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связангипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выборперехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а дажепредполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательноеизучение предмета.
5. Принцип регулирования: учащийсясамостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экранлюбое количество примеров (понятие ``пример" имеет широкий смысл: это ипримеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решенияконкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количествозадач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности,а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольнуюработу, заданного уровня сложности.
6. Принцип адаптивности: электронныйучебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессеучебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и егоприкладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося,применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративныйматериал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемыхпонятий и полученных учащимся решений задач.
7. Принцип компьютерной поддержки: в любой моментработы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его отрутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данныймомент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить большезадач. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразныевычисления и графические построения, но и совершает математические операциилюбого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяетполученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.
8. Принцип собираемости: электронный учебник(и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющихкомпоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новымиразделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельнымдисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личныеэлектронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, накотором он учится), преподавателя или исследователя.
Под электронным(компьютерным) учебным пособием понимается учебное пособие, поддерживающеекомпьютерную технологию обучения, где основным средством обучения являетсякомпьютер.[6]
Составнымичастями учебно-информационного и методического обеспечения системы обученияявляются:
· учебныераздаточные материалы;
· контролирующие итестирующие материалы;
· упражнения;
· методикипроведения групповых, индивидуальных и самостоятельных занятий;
· стратегия итактика использования каждого средства обучения, их совокупности, а такжевозможная замена и дублирование каждого из них;
· привязка всехучебно-информационных материалов к средствам обучения и методикам проведениязанятий.
Компьютерное учебноепособие разрабатывается в соответствии с требованиями к системе обучения вцелом, а его информационно-методической основой являются перечисленные вышематериалы. Разработка компьютерного пособия как программного обеспечения (ПО)учебного назначения является многопрофильной задачей, реализация которойвозможна только на основе привлечения специалистов разных областей.
Учебно-методическиекомплексы или УМКдисциплины — это совокупность учебно-методических материалов, способствующихосвоению учащимися дисциплины в соответствие с программой учебного плана.[9]
УМК может включать в себяконспекты лекций, учебные пособия, методические указания, виртуальныелабораторные работы, электронные учебные курсы, тестовые задания длясамостоятельной проверки знаний, дополнительные материалы для самостоятельногоизучения дисциплины, а также информационное и программное обеспечение,необходимое для работы с курсом.
Электронные издания контроляЗУН-ов: сюда могутвходить различные тестирующие системы.
Вторая классификацияоснована на типах информации. Недостаток этой классификации состоит в том, чтонекоторые подвиды ЦОРов автор относит к нескольким видам. Например, учебникотносится и к ЦОР с текстовой информацией, и с комбинированной информацией, и ЦОРсо сложной структурой. Но отсюда же вытекает и достоинство этой классификации,которое состоит в том, что мы можем сделать вывод о том, например, что, учебникможет содержать только текстовую информацию, комбинированную информацию, аможет вообще иметь сложную структуру.Требования к ЦОРам
Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:
Современные ЦОРы должны:[5]
· соответствоватьсодержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и наукиРоссийской Федерации, используемым программам;
· ориентироватьсяна современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность имультимедийность обучения;
· обеспечивать возможностьуровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастныеособенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
· предлагать видыучебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решенияжизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
· обеспечиватьиспользование как самостоятельной, так и групповой работы;
· содержатьварианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
· основываться надостоверных материалах;
· превышать пообъему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематическиеразделы;
· полноценновоспроизводиться на заявленных технических платформах;
· обеспечиватьвозможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
· обеспечивать там,где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранениепромежуточных результатов работы;
· иметь, там, гдеэто необходимо, встроенную контекстную помощь;
· иметь удобныйинтерфейс.
Цифровыеобразовательные ресурсы не должны:[5]
· представлятьсобой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;
· дублироватьобщедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д.информацию;
· основываться наматериалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают). Задачи ЦОР
Основными задачамикомплекта ЦОРов являются:
Ø помощь учителюпри подготовке к уроку:
—  компоновка имоделирование урока из отдельных цифровых объектов;
—  большоеколичество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний опредмете;
—  эффективный поискинформации в комплекте ЦОРов;
—  подготовкаконтрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
—  подготовкатворческих заданий;
—  подготовкапоурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
—  обменрезультатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимуювнешнюю память.
Ø помощь припроведении урока:
· демонстрацияподготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
· использованиевиртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальныхлабораторных работ;
· компьютерноетестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
· индивидуальнаяисследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;
Ø помощь учащемусяпри подготовке домашних заданий:
—  повышениеинтереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
—  автоматизированныйсамоконтроль учащихся в любое удобное время;
—  большая базаобъектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
—  возможностьоперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
—  развитиетворческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
—  помощь ученику ворганизации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровнеусвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
—  приобщениешкольников к современным информационным технологиям, формирование потребности вовладении ИТ и постоянной работе с ними.[5].
Глава2. Microsoft Office, как инструмент для создания педагогическихобразовательных средств
Рассмотримклассификацию ЦОР образовательно-методическим функциям и на ее основе ответимна вопрос: какие ЦОР могут быть созданы средствами Microsoft Office?Microsoft Office Word, как средство создание ЦОР
Microsoft Office Word преимущественноориентирован на работу с текстом: редактирование текста, создание таблиц,формул и многое другое, поэтому с его помощью можно создавать ЦОРы в которыхсодержится текстовая информация.
Средствами Microsoft Office Word могут бытьсозданы:
ЦОРы,классифицированные по образовательно-методическим функциям
ü  Дидактическиематериалы (бланки, шаблоны)
ü  Демонстрационныематериалы (схемы, рисунки, таблицы)
ü  Электронныйучебник
ü  Обучающееэлектронное учебное пособие
ü  Обучающе-контролирующееэлектронное учебное пособие
ü  Справочники исловари для учеников
ü  Тесты
ЦОРы,классифицированные по типу информации
ü ЦОР с текстовойинформацией
ü ЦОР с визуальнойинформацией (конкретно — схемы)
ü ЦОР скомбинированной информацией
Возможности Microsoft Office Word для созданиявышеперечисленных ЦОРов:
· возможностиобработки текстовой информации (редактирование, создание таблиц)
· возможностьсоздания гипертекста
· созданиебланков, шаблонов
· вставкарисунков
· созданиесхем
· проверкаправописания
· язык программирования VisualBasic for Application
Рассмотрим примерсоздания простейшего электронного учебника средствами Microsoft Office Word:
· дляначала необходимо определиться с содержанием учебника;
· затемотобрать материал, соответствующий содержанию;
· связатьсоответствующие главы учебника гиперссылками с содержанием.
Этот учебник будетявляться прототипом традиционного учебника, только в цифровой форме.
Пример создания обучающегоэлектронного учебного пособия (рассмотрим на примере одной задачи).Допустим, что учитель поставил перед собой цель научить детей решениюгеометрических задач определенного типа.
Интерфейс пособия: текстовое поледля записи ответа, пять кнопок (проверить, показать подсказку, скрытьподсказку, показать решение, скрыть решение) и две надписи (верно или нет, длявывода подсказки) и одно изображение (решение будет храниться в картинках,потому что VBA не поддерживает написание формул).
Задача: {текстзадачи}
Двугранный уголпри боковом ребре правильной треугольной пирамиды DABC равен 1200.Расстояние от вершины B до бокового ребра AD равно 16 см. Найдите апофему пирамиды (ответ округлите до десятых).

/>
Рис.4
Ответ: /> /> 
/>
Если вызатрудняетесь в решении, то можете воспользоваться подсказкой.
/> /> />
Если вам непомогает подсказка, вы можете /> 
/>     />
Код программы:
Событие на нажатиекнопки «Проверить»
PrivateSub c1_Click()
IfTextBox1.Text = «9.8» Then
Label3.Caption= «Верно!»
Else:Label3.Caption = «Неверно!»
End If
End Sub
Событие на нажатиекнопки «Показать подсказку»
Private SubCommandButton1_Click()
Label1.Caption =«Как найти сторону ВС из треугольника ВСК?»
End Sub
Событие на нажатиекнопки «Скрыть подсказку»
PrivateSub CommandButton2_Click()
Label1.Caption= ""
End Sub
Событие на нажатиекнопки «Показать решение»
PrivateSub CommandButton3_Click()
Image1.Picture= LoadPicture(«G:\get_pic.jpg»)
End Sub
Событие на нажатиекнопки «Скрыть»
PrivateSub CommandButton4_Click()
Image1.Picture= LoadPicture(none)
End Sub
Обучающе-контролирующееэлектронное учебное пособие может отличаться от предыдущего лишь тем, что полное решение учитель небудет давать учащемуся, при выставлении отметки будет учитываться количествовзятых подсказок и количество правильных ответов. На мой взгляд полное решениепроверить не удастся, так как малейшая орфографическая ошибка и ответ будет засчитанкак неверный.
Справочники и словари могут быть реализованы в Microsoft Office Word путем связывания понятия с его определениямипосредством гиперссылок.
Пример: на первойстранице алфавитный указатель (либо буквы алфавита, либо слоги, что быстреепоможет найти слово, если количество слов довольно большое). Пользователькликает мышкой на букву (или слог) и переходит на страницу, в которойсодержится это слово. Ключевые слова выделены и, щелкнув по непонятному слову,пользователь переходит на страницу с этим словом (если слово имеется всловаре).
Рассмотрим создание тестав Microsoft Office Word посредством языка программирования VBA:
Предположим, что в тестепять вопросов (demo-версия), тема– «Проверка знаний по тригонометрии», две попытки на ответ.
Тест по тригонометрии.
1. Чему равен cos(0)?
/>
/>
/>/>
/>/>
/> />
2. Чему равен sin(0)?
/>
/>
/> />
/>/>
/> />
3. Чему равен tg(pi/4)?
/>/>
/>
/>/>
/>/>
/> />
4. Чему равен sin(pi/4)?
/>/>
/>
/>/>
/>/>
/> />

5. Чему равен cos(pi/6)?
/>/>
/>
/>/>
/>/>
/> />
/> /> 
Код программы:
Описаниепеременных:
Dim k As Byte,k1 As Byte, k2 As Byte, k3 As Byte, k4 As Byte
Dim oc AsByte, pov As Byte, a As Integer
Первыйвопрос:
Private SubCommandButton1_Click()
k = k + 1
If k
IfOptionButton1.Value = True Then
Label1.Caption= «Правильно!»
oc = oc + 1
Else:Label1.Caption = «Неправильно!»
pov = pov + 1
End If
Else:Label1.Caption = Label1.Caption + «Толькодве попытки!»
End If
End Sub
Второйвопрос:
Private SubCommandButton1_Click()
k 1= k 1+ 1
If k 1
IfOptionButton6.Value = True Then
Label2.Caption= «Правильно!»
oc = oc + 1
Else:Label2.Caption = «Неправильно!»
pov = pov + 1
End If
Else:Label2.Caption = Label2.Caption + «Толькодве попытки!»
End If
End Sub
Третийвопрос:
Private SubCommandButton1_Click()
k 2= k2 + 1
If k2
IfOptionButton10.Value = True Then
Label3.Caption = «Правильно!»
oc = oc + 1
Else: Label3.Caption = «Неправильно!»
pov = pov + 1
End If
Else:Label3.Caption = Label3.Caption + «Толькодве попытки!»
End If
End Sub
Аналогично четвертый ипятый вопросы.
Событие на нажатиекнопки «Оценка»
Private SubCommandButton4_Click()
a = ((oc — (pov /2)) / 3) * 100 'кол-во правильных ответов минус кол-во повторов, деленное на 2и все поделить на кол-во вопросов
If a>= 95 Then
Label4.Caption= «Отлично»
End If
If a
If a>= 75 Then
Label4.Caption= «хорошо»
End If
End If
If a
If a>= 50 Then
Label4.Caption= «Удовлетворительно»
End If
End If
If a
Label4.Caption= «Неудовлетворительно»
End If
Label4.Caption= Label4.Caption + Chr(10) + Str(oc) + «правильных ответов»+ Chr(10) + Str(pov) + «повтора(ов)»
End Sub
В среде Microsoft Office Word существуетвозможность создания шаблонов, бланков, которые можно заполнять и при этом самшаблон не изменяет своего содержания. Для создания такого шаблона нужно создатьновый документ и сохранить его как шаблон (Зайдем в меню «Файл» и выберемкоманду «Сохранить как». Откроется диалоговое окно «Сохранениедокумента», в котором нам надо выбрать в поле «Тип файла» тип«Шаблон документа» (*.dot) Будет открыта папка «Шаблоны», вкоторой по умолчанию сохраняются все шаблоны. Присвоим файлу имя и нажмемкнопку «Сохранить»). После того, как файл был сохранен необходимосоздать его «начинку». Определим, какие элементы (текст и графика) и где именнобудут располагаться в документе. По окончании оформления шаблона, егонеобходимо сохранить.
Теперь, чтобывоспользоваться этим шаблоном, необходимо зайти в меню «Файл» ивыбрать команду «Создать». Справа появится область задач, в которойнужно выбрать опцию «Общие шаблоны». Откроется окно со всемидоступными шаблонами, нужно выбрать созданный вами шаблон и нажать«OK». Новый документ на основе вашего шаблона будет загружен в Word.Этот шаблон можно заполнять данными и сохранять его как обычный документ, приэтом исходный шаблон останется неизменным.
Также в среде Microsoft Office Word существуетвозможность создания схем посредством встроенных автофигур:
/>
Существуют идругие автофигуры, их множество, но для построения схем эти автофигурысчитаются основными.
Для того чтобыпостроить таблицу средствами Microsoft Office Word необходимооткрыть вкладку «Таблица» → «Вставить», откроется диалоговое окно, вкотором надо указать количество строк и столбцов или «Таблица» → «нарисоватьтаблицу».
В среде Microsoft Office Word довольно многовозможностей обработки и представления текстовой информации, рассмотреть все изних невозможно, однако в этой работе рассмотрены самые интересные и самыеиспользуемые.
Microsoft Office Excel, как средство создание ЦОР
Microsoft Office Excel преимущественноориентирован на работу с цифровой информацией: сложные расчеты, построениедиаграмм и многое другое, поэтому с его помощью можно создавать ЦОРы в которыхсодержится цифровая информация, а также ЦОРы, в которых стоит необходимостьнаглядно показать зависимость величин (графики, диаграммы).
Средствами Microsoft Office Excel могут бытьсозданы:
ЦОРы,классифицированные по образовательно-методическим функциям
ü  Демонстрационныематериалы (базы данных, таблицы, динамичные, интерактивные, с использованиемпостроения графиков, например, исследование функции)
ü  Тесты
ЦОРы,классифицированные по типу информации
ü  ЦОР с визуальной информацией(диаграммы)
ü  ЦОР с текстовой информацией (числовыеданные)
Возможности Microsoft Office Excel для созданиявышеперечисленных ЦОРов:
· возможностиобработки цифровой информации (ввод формул, подсчеты)
· построениеграфиков, диаграмм
· возможностьсоздания гипертекста
· редактированиетекста, визуальное оформление листов (цвет, шрифт)
· защиталистов от просмотра формул, что важно в создании тестов
· созданиераскрывающихся списков
· язык программирования VisualBasic for Application
Рассмотрим ЦОР,созданный в Microsoft Office Excel.
/>
Рис.5
В ячейки Е10, Е11,Е12 вводятся коэффициенты графика функции y=ax2 + bx + c. Автоматическименяются значения в ячейках В6: В10, а соответственно график функции тоже автоматическименяет свой вид. Также в ячейках В12, В13 отображаются координаты вершины.
С помощью этогоЦОРа можно показать, как изменяется вид графика в зависимости от коэффициентовфункции. Использование этого ЦОРа на уроках алгебры значительно уменьшит времяна изучение теории по этой теме, что даст возможность решать больше задач, таккак просмотр на проекторе этого ЦОРа занимает меньше времени, чем рисованиеэтих же случаев на доске или в тетради.
Создание этогоЦОРа занимает немного времени и требует минимум знаний по работе с Microsoft Office Excel.
Следующий примердемонстрирует ЦОР, с помощью которого можно сократить время на уроке припостроении графиков функций для решения уравнений или неравенств графическимметодом.
/>
Рис.6
Как и в предыдущемЦОРе, при введении коэффициентов параболы и прямой графики автоматически меняютсвой вид.
/> /> 
Рис.7                                                                     Рис.8
На картинкахвидно, что данные уравнения имеют два решения, или ни одного. Также этот ЦОРможет быть полезен в задачах на исследование количества решений в уравнении.
Эти два примерамогут быть использованы и как демонстрационный материал учителем на уроке, таки в качестве материала для самостоятельного изучения учащимися, так как этиЦОРы просты в освоении.
Кроме демонстрационныхматериалов в Microsoft Office Excel можно создавать тестирующие системы.Рассмотрим пример создания простейшего теста.
/>
Рис.9
В ячейках A2, A4, A6, A8, A10 находятсяраскрывающиеся списки.
/>
Рис.10
Тестируемыйвыбирает ответ из списка, если он хочет написать ответ вручную, система выдает сообщение:
/> 
Рис.11

Чтобы создатьтакую защиту необходимо открыть вкладку Данные → Проверка →Сообщение об ошибке.
 /> 
Рис.12
Закончив отвечатьна вопросы, переходим по ссылке «Ваша оценка», на листе 2 происходит подсчетправильных ответов посредством формулы СЧЁТЕСЛИ.
Чтобы тестируемыйне мог просмотреть формулу подсчета оценки необходимо защитить ячейку отпросмотра формулы. Для этого на вкладке Формат → Ячейки нужно открытьвкладку Защитаи поставить флажок «Скрыть формулы». После этого на вкладке Сервис →Защита → Защитить лист необходимо ввести пароль для защиты.
Это был простейшийвариант теста, но в Microsoft Office Excel существуетвозможность создания тестов посредством языка программирования Visual Basic for Application.
Создание этихЦОРов занимает большего времени и требует знание языка программирования VBA.
В среде Microsoft Office Excel также естьвозможность создания простейших баз данных по ЦОРам.
На урокахматематики Microsoft Office Excel может значительно облегчить работуучителя, уменьшить время на демонстрацию теоретического материала, нагляднопоможет учащимся быстрее усвоить материал. Доска и мел устаревают, зато знаяазы Microsoft Office Excel учитель самостоятельно может довольнобыстро подготовиться к уроку и создать свой ЦОР.Microsoft Office PowerPoint, как средство создание ЦОР
Microsoft Office PowerPoint преимущественноориентирован на работу с мультимедийной информацией: демонстрация картинок, текста,звуковое сопровождение и многое другое, поэтому с его помощью можно создаватьЦОРы в которых содержится информация разного рода.
Средствами Microsoft Office PowerPoint могут бытьсозданы:
ЦОРы,классифицированные по образовательно-методическим функциям
ü Интерактивныйучебник
ü Демонстрационныематериалы (схемы, таблицы, картинки, иллюстрирующие материал)
ü Словари,справочники для учеников
ü Тесты
ЦОРы,классифицированные по типу информации
ü ЦОР с текстовойинформацией
ü ЦОР с визуальнойинформацией
ü ЦОР скомбинированной информацией
ü ЦОР с аудиоинформацией
ü Интерактивныемодели
Возможности Microsoft Office PowerPoint для созданиявышеперечисленных ЦОРов:
· анимация
· демонстрированиеинформации на слайдах
· возможностьсоздания гипертекста
· язык программирования VisualBasic for Application
С помощью Microsoft Office PowerPoint можно создатьинтерактивный учебник, в котором может содержаться текстовая, графическаяинформация, звуковое сопровождение. Смена слайдов может осуществляться какпоследовательно, так и посредством гиперссылок и кнопок.
Рассмотрим примерсоздания простейшего интерактивного учебника.
/> />
      Рис.13                                                             Рис.14
/> />
     Рис.15                                                      Рис.16
/> />
      Рис.17                                          Рис.18

/> />
      Рис.19                                                            Рис.20
/> 
Рис.21
Недостатоксоздания такого учебника в Microsoft Office PowerPoint состоит в том,что количество слайдов получится довольно большим, следовательно, объем памяти,занимаемой таким учебником, будет тоже довольно велик.
Достоинствомтакого учебника, будет то, что необычная форма представления информации будетмотивировать учащихся. Этот учебник может служить для самостоятельного изученияматериала.
Также можносоздать интерактивный обучающий задачник, который предоставляет задачу, решивкоторую можно посмотреть ответ, а если ответ не сходится, то, пройдя по ссылкеможно посмотреть решение.
Созданиесправочников также возможно с помощью Microsoft Office PowerPoint. Рассмотримпример создания такого справочника. На титульном слайде представлены название иавтор, второй слайд представляет перечень букв алфавита, на которые начинаютсяслова (или слогов). В свою очередь каждая буква (или слог) связана гиперссылкойсо страницей, на которой находится перечень слов на эту букву (или слог).Щелкнув по нужному слову, мы переходим на слайд, на котором находитсяопределение этого слова. Такой словарь прост в навигации, но количествослайдов, опять же, прямопропорционально количеству занимаемой памяти.
Кроме электронныхучебников и обучающих задачников, посредством Microsoft Office PowerPoint могут бытьсозданы разного рода демонстрационные материалы. Это могут быть схемы, таблицы,картинки, иллюстрирующие материал.
Также средствами Microsoft Office PowerPoint может быть созданинтерактивный тест с помощью языка программирования VBA, кроме тестоввозможно создание интерактивных обучающих программ. Рассмотрим на примересоздание такой обучающей программы.
Презентациясодержит четыре слайда:
На первом слайдезадание, которое содержит график и пять флажков, нужно отметить те флажки,которые являются точками перегиба. Также на слайде кнопка для перехода крезультату.
На втором слайдеэтот же график, только с дополнительным построением, на котором показаны точкиперегиба и кнопка для окончания.
На третьем слайденаписано, что задание выполнено и кнопка для окончания.
На четвертомслайде написано, что задание не выполнено и две кнопки: одна для окончания, авторая для перехода к помощи.

/> /> 
Рис.22                                                                           Рис.23
/> /> 
Рис.24                                                                                Рис.25
Программный код:
1 слайд:
PrivateSubCommandButton1_Click()
If(CheckBox2.Value = True) And (CheckBox4.Value = True) And (CheckBox1.Value =False) And (CheckBox3.Value = False) And (CheckBox5.Value = False) Then
WithSlideShowWindows(1).View
.GotoSlide3
EndWith
Else:With SlideShowWindows(1).View
.GotoSlide4
EndWith
End If
CheckBox1.Value= False
CheckBox2.Value= False
CheckBox3.Value= False
CheckBox4.Value= False
CheckBox5.Value= False
End Sub
2 слайд:
PrivateSub CommandButton1_Click()
Application.Quit
End Sub
3 слайд:
PrivateSub CommandButton1_Click()
Application.Quit
End Sub
4 слайд:
PrivateSub CommandButton1_Click()
WithSlideShowWindows(1).View
GotoSlide2
EndWith
End Sub
PrivateSub CommandButton2_Click()
Application.Quit
End Sub
Такая презентацияпозволяет решить задание, а при неправильном ответе просмотреть правильныйрезультат.
Средства Microsoft Office PowerPoint широкоиспользуются на уроках любого предмета, но многие учителя используют Microsoft Office PowerPoint только длядемонстрации. Мы постарались раскрыть не все, но большинство неиспользуемых(или мало используемых) возможностей Microsoft Office PowerPoint для созданияЦОРов.
/>Заключение
ЦОРы широко используютсяв школе учителями как для подготовки к уроку, так и в его проведении, онизначительно облегчают работу учителя, из этого можно сделать вывод, что онизанимают центральное место в электронном пространстве учителя.
В данной работе былирассмотрены две основные классификации ЦОРов, и на основе одной из них былирассмотрены возможности Microsoft Office.
Цифровымиобразовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательногопроцесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и присамостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методическихматериалов, работники органов управления образованием, родители.
С помощью Microsoft Office учитель может сам создавать ЦОРы, так как длясоздания некоторых необходимы лишь начальные знания по работе с Microsoft Office, но учителя не в полную меру используют средства Microsoft Office для создания собственных ЦОРов. В данной работе мыпостарались раскрыть самые важные возможности Microsoft Office для создания ЦОРов.
Создавая свои ЦОРы ииспользуя уже кем-то созданные учитель приобщается к информационной культуре,которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой, значитпотеряться в информационном обществе.
Для хранения ЦОРов ненужны шкафы, библиотеки, они компактно хранятся в памяти компьютера или навнешних носителях. Их не так сложно структурировать и систематизировать, нежелиматериалы, которые находятся в распечатанном виде. Это один из огромногомножества плюсов, на наш взгляд очень важный, ведь накапливая с годами ЦОРы,структурируя их и, «раскладывая по полочкам» учитель создает свою систему, накоторую он опирается в процессе обучения. И пусть на начальном этапе учительбудет не регулярно, можно сказать хаотично, использовать ЦОР в своейпреподавательской деятельности, но потом он поймет, что начавшая складыватьсясистема значительно помогает ему в процессе обучения. Это позволит сформироватьбазу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумныхсистематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выборнаиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для самого учителя, так идля учеников.
Литература
1. Вопросы информатизацииобразования.www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=214
2. Живое пространствообразования pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4655/Itemid,118
3. Информационно — коммуникационные технологии в образовании. А.И. Яковлев emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0

4. Методики примененияцифровых образовательных ресурсов в информационно – телекоммуникационномсопровождении региональной системы образованияhttp://edu.of.ru/attach/17/5890.doc
5. Методическое объединениеучителей биологии Ленинского района города Челябинска -> Цифровыеобразовательные ресурсы mmc74212.narod.ru/Biology/p11aa1.html
6. Методология разработкикомпьютерного учебного пособия    http://www.e-joe.ru/sod/98/2_98/st014.html
7. Определение и критерииЦОР. wiki.kspu.karelia.ru/index.php/ЦОР
8. Сайт учителя АнтипинойМарины Витальевны marina.rusedu.net/post/203/1951
9.  Центр дистанционного обученияи коллективного пользования информационными ресурсамиhttp://cdokp.tstu.tver.ru:8086/site.center/emc.aspx
10.  ЦОР в современной системе средствобучения. www.universitys.ru/j/images/stories/nir/4/chydinsky2.pdf
11.  Что такое электронный учебник.www.chtotakoe.info/articles/elektronnyj_uchebnik_858.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :