Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и особенности земельных правоотношений в Республике Беларусь



12

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Волевые общественные отношения по поводу земли, урегулированные земельным правом, составляют земельные правоотношения. Поскольку земельные правоотношения являются одним из видов правоотношений вообще, им присущи общие черты и признаки, характерные для всех правоотношений. Одновременно земельные правоотношения имеют существенные отличия.

Их специфика проявляется:

в объекте,

круге субъектов,

содержании,

основаниях возникновения, изменения и прекращения.

Земля выступает в нескольких качествах и свойствах:

как составная часть природной среды;

основное средство производства в сельском хозяйстве;

объект хозяйствования в других сферах (например, в лесной, водной);

определенная территория, пространственный базис, место жительства людей;

место размещения материальных ценностей и различного имущества;

территория государства, устанавливающая пределы осуществления государственной власти.

В то же время земля представляет собой один из важнейших объектов недвижимости, может выступать в качестве товара. По поводу земли могут устанавливаться отношения собственности, владения, пользования. Земля может сдаваться в аренду. Регулирование отношений, связанных с использованием и охраной земель, есть не что иное, как установление определенных правил по использованию соответствующего недвижимого имущества1.

Как объект земельных отношений земля - объективная экономическая категория, существующая без вмешательства людей. Она в отличие от других недвижимых объектов не является результатом труда. Земля, как правильно указывает профессор Н.А. Сыродоев, характеризуется такими исключительными свойствами, как ограниченность, неперемещаемость, невоссоздаваемость, неуничтожаемость, непотребляемость, неисчерпаемость производственной силы. При правильном, научно обоснованном использовании земли ее естественные производительные способности не только не уменьшаются, но возрастают. Поэтому земля является выгодной сферой вложения капитала, поскольку вследствие повышения плодородия почв, проведения различных улучшений увеличивается ее ценность. Земельные правоотношения выступают особой правовой формой имущественных земельных отношений, которые отличают публичный характер правового регулирования.

Земельный участок - необходимое условие для любой хозяйственной деятельности, будь то производство сельскохозяйственной продукции или строительство жилого дома. Один и тот же участок может быть использован для различных целей. Одновременно существует ряд земель, которые по своим природным показателям нельзя успешно использовать для производства продуктов питания, и, следовательно, законодатель должен это учесть при принятии нормативных актов.

Земля отличается от всех других объектов тем, что она физически ограничена. Весь земельный массив распределен между собственниками, владельцами и пользователями земли. Свободных и нераспределенных земель в Республике Беларусь практически нет.

Использование земли как средства производства связано с ее пространственным положением и постоянством места. Этим земля отличается от других средств производства, которые, как, например, трактор, комбайн, можно перемещать и заменять более совершенными.

Одно из важнейших свойств земли - плодородие характеризует условия для произрастания сельскохозяйственных и других культур. Плодородие почв определяет не только потребительские свойства земли, но и ее полезность, способность быть источником получения продуктов питания и разнообразной продукции для промышленности и других отраслей хозяйства.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Критерием классификации может быть объект правоотношений, субъекты земельных правоотношений, их содержание.

Классификация земельных правоотношений позволяет установить состав участников, их права и обязанности.

По основному назначению земельные правоотношения могут быть:

регулятивными (выражаются в совершении их участниками позитивных действий);

правоохранительными (основаниями возникновения их являются правонарушения).

Материальные правоотношения как правоотношения по поводу материальных прав на землю предусмотрены земельно-правовыми нормами, регулирующими права и обязанности участников этих отношений.

Процессуальные правоотношения помогают реализовать эти права, устанавливают порядок их возникновения, изменения, прекращения, средства их охраны.

По основным институтам земельного права земельные правоотношения можно подразделить на такие виды, как:

правоотношения земельной собственности,

правоотношения землевладения,

правоотношения землепользования, в том числе правоотношения земельных сервитутов и аренды земли,

правоотношения в области управления земельным фондом,

земельные охранительные правоотношения.

Земельные правоотношения собственности лежат в основе всех других правоотношений. Они играют заглавную роль и в земельном праве. Это происходит потому, что, во-первых, все иные правоотношения зависимы и определяются собственностью на землю. И, во-вторых, собственникам земли предоставлен самый широкий круг полномочий. Внутри правоотношений собственности можно выделить правоотношения государственной и частной собственности.

Правоотношения собственности существенно изменились за последние годы. Земля перестала быть объектом исключительной государственной собственности. Возникли новые правоотношения - между государством и другими собственниками, собственниками и всеми иными участниками земельных правоотношений. Изменились и отношения внутри государственной собственности. Частные собственники земельных участков, а не только государство, как это было раньше, получили право распоряжаться землей. Государство, кроме того, перестало быть обязательным участником отношений собственности.

Потребности экономики вызывают и иные изменения правового режима земельной собственности. Претерпевает значительное изменение содержание права собственности, в первую очередь как права абсолютного, противостоящего всем другим правам. Это связано и с появлением такого важного института, как институт владения землей.

Правоотношения землевладения возникают на основе предоставления земельных участков во владение. Право землевладения имеет самостоятельное и важное значение. В свою очередь, земельные правоотношения по землевладению могут быть подразделены на определенные группы, это правоотношения по поводу:

пожизненного наследуемого владения землей граждан для строительства и обслуживания жилого дома;

ведения личного подсобного хозяйства;

ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

ведения коллективного садоводства;

дачного строительства;

традиционных народных промыслов;

в случае получения по наследству или приобретения жилого дома (ст.69 Кодекса о земле).

Правоотношения землепользования - традиционная группа земельных правоотношений, имеющая самостоятельное значение.

Различают правоотношения постоянного или временного пользования землей.

В отличие от пожизненно наследуемого владения право землепользования отличает свой круг субъектов. Среди них - сельскохозяйственные производственные кооперативы, иные сельскохозяйственные юридические лица независимо от форм собственности, промышленные, транспортные и иные предприятия и организации. Землепользование является одной из гарантированных законом форм использования земель. Правоотношения землепользования также претерпели изменения. Из числа их субъектов исключены собственники земли, юридические лица и граждане, ставшие собственниками и владельцами земли. Появились и новые участники правоотношений землепользования - совместные предприятия, международные объединения и организации с участием иностранных юридических лиц.

Важной новеллой действующего земельного законодательства является включение в него норм о праве ограниченного пользования соседним участком (земельного сервитута). Земельный сервитут может быть установлен в интересах и по требованию лица, которому земельный участок предоставлен в собственность, пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду.

Правоотношения по аренде земли - группа правоотношений по использованию земли, их участники пользуются ею временно, возмездно и на договорной основе.

Аренда - новая сфера земельных правоотношений. Арендные земельные правоотношения имеют сложную структуру. Их участниками могут быть как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные предприятия и организации, граждане, иностранные государства, физические и юридические лица. При этом сроки аренды земельных участков не должны превышать 99 лет, а аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования не может быть менее пяти лет (ст.45 Кодекса о земле).

В настоящее время правом предоставлять земли в аренду наделены не только сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и города Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции, но и ее собственники, граждане и юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности.

Правоотношения по управлению землей. Государство, хотя и перестало быть исключительным собственником, в отношении всех земель может осуществлять ряд административно-правовых и земельно-правовых действий. Оно планирует использование земель, решает вопросы их учета и ведения земельного кадастра, регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними, контролирует использование земель всеми ее собственниками, владельцами, пользователями, разрешает земельные споры и т.д.

Управление землей как вид исполнительно-распорядительной деятельности государства осуществляется в рамках закона, опирается на соответствующие нормы. В тесном взаимодействии с другими земельно-правовыми институтами: собственности, владения, пользования землей - институт управления земельным фондом обеспечивает рациональное использование и охрану земельных ресурсов во всех сферах жизнедеятельности общества.

Земельные охранительные правоотношения. Их появление вызвано необходимостью поддержания земельного правопорядка и охраны всех иных правоотношений: собственности, владения, пользования. Они возникают во всех случаях нарушения субъективных земельных прав и обязанностей и земельного правопорядка (правового режима земель). Одно правонарушение может вызвать несколько охранительных правоотношений.

Типичными земельными правонарушениями являются:

несвоевременный возврат временно занимаемых земель;

невыполнение мероприятий по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;

уничтожение межевых знаков, границ землевладений и землепользовании;

использование земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены и др.

В учебнике земельного права, подготовленном коллективом авторов под руководством доктора юридических наук, профессора С.А. Боголюбова (М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998), была изложена классификация земельных правоотношений в зависимости от основного хозяйственного назначения земли. Она построена по категориям земель - земли для сельскохозяйственного производства; для промышленности и строительства; лесного хозяйства и т.д. Юридическое значение имеет и классификация земельных правоотношений по их субъекту. Участниками земельных отношений могут выступать сельскохозяйственные организации, товарищества, акционерные общества, граждане и т.п.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по другим основаниям. На практике возможно одновременное использование нескольких классификаций.

Общепризнанно, что субъекты правоотношений - это носители прав и обязанностей. Такими субъектами земельных правоотношений являются: Республика Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, которые являются носителями властных полномочий, а также юридические и физические лица.

Иностранное государство может выступать субъектом правоотношений собственности, пользования или аренды при предоставлении ему земельного участка для обслуживания зданий (части зданий), которые используются для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь.

Республика Беларусь является субъектом правоотношений государственной собственности на землю и одновременно субъектом права территориального верховенства.

Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы участвуют в качестве субъектов в отношениях по управлению и пользованию землями, а также земельных охранительных правоотношений.

Юридические и физические лица, кроме вышеуказанных, выступают еще и участниками правоотношений частной собственности, землепользования, в том числе аренды и земельных сервитутов. Граждане, кроме того, являются участниками правоотношений по землевладению.

Чтобы стать субъектами земельных правоотношений, юридические и физические лица должны иметь земельную правосубъектность. У юридического лица она специальная, определяется во многом целями и задачами его организации и деятельности. Земельная правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. с момента его государственной регистрации (п.2 ст.47 ГК) и прекращается в момент завершения его ликвидации, т.е. после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц (п.8 ст.59 ГК).

Земельная правоспособность физических лиц, как и их гражданская правоспособность, возникает в момент рождения и прекращается смертью. Наибольшей правоспособностью как субъекты земельных правоотношений наделены граждане Республики Беларусь.

Граждане могут в соответствии с законодательством иметь имущество, в том числе земельные участки на праве собственности; наследовать и завещать такое имущество; заниматься предпринимательской и любой, не запрещенной законодательными актами деятельностью, и в этих целях получать земельные участки в пользование; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки, в том числе с землей, и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Земельная дееспособность гражданина как его способность своими действиями приобретать и осуществлять земельные права, создавать для себя обязанности и исполнять их наступает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. В случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.

Граждане Республики Беларусь имеют право на получение земельных участков в пожизненное наследуемое владение, землепользование или в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома, для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, традиционных промыслов и других не запрещенных законодательством целей.

Граждане могут реализовать свою земельную правоспособность как индивидуально, так и в составе коллективов: садоводческих товариществ, дачных, сельскохозяйственных кооперативов и т.п.

В составе субъектов земельных правоотношений - иностранные граждане и лица без гражданства. Они могут получить земельные участки в аренду.

Субъекты земельных правоотношений не во всех случаях обладают самостоятельностью и независимостью, соотносятся друг с другом как равные, как это имеет место в праве гражданском. В земельных правоотношениях они могут находиться в отношениях подчиненности, субординации. Это определяется характером правового регулирования, наличием властных полномочий у органов государства и административно-правового метода регулирования земельных отношений.

Объектом земельных правоотношений является земля. Но в зависимости от вида земельного правоотношения его объектом может быть как государственный земельный фонд в целом, так и его определенная часть или конкретный земельный участок (его часть).

Состав объектов земельных правоотношений государственной и частной собственности определен законодательством. Объектом земельных управленческих правоотношений может выступать весь земельный фонд, земельные участки в пределах определенных административно-территориальных границ, конкретный земельный участок. В правоохранительных земельных правоотношениях объектом является установленный законом земельный правопорядок, права и законные интересы участников земельных правоотношений.

Правовая характеристика земельных участков как объектов земельных правоотношений закреплена в Кодексе о земле.

Земельный участок - часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Он не может быть разделен на части, если при целевом использовании той или иной части будут иметь место нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных норм и правил. При совершении сделки с частью делимого земельного участка эта часть в установленном порядке должна быть предварительно выделена в самостоятельный земельный участок (ст.17 Кодекса о земле).

Каждый земельный участок должен иметь свои границы.

Граница земельного участка есть линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, разделяющая землепользования и землевладения. Граница земельного участка устанавливается на местности и закрепляется межевыми знаками (ст.18 Кодекса о земле).

Земельные правоотношения опосредуют наиболее важные из числа имущественных отношений в области использования земли, благодаря им реализуются важнейшие имущественные права граждан. Среди них - право на полное возмещение убытков, причиненных собственникам, владельцам, пользователям земельных участков нарушением их прав.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г) Минск «Беларусь» 2004г.

Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В.Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000. -704с.

Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Компьютерная технология геолого-маркшейдерского обеспечения и проектирования буровзрывных работ на карьерах
Реферат Комплексный физико-гоеграфическая характеристика Ундоровского палеонтологического заказника
Реферат Комплексна фізико-географічна характеристика Уралу
Реферат Комплексна фізико-географічна характеристика Альпійської гірської системи
Реферат Концепция мониторинга ресурсов подземных вод
Реферат Корисні копалини і родовища України
Реферат Компании-экспортеры российского леса в Японию 1997-1999 гг.
Реферат Королевство Испания
Реферат Комплекс цветной металлургии Украины
Реферат АСУТП "Закаливание металла"
Реферат Концепция Потопа как новая парадигма географической науки
Реферат Концепция территориальной структуры хозяйства
Реферат Комплекс химической индустрии
Реферат Комплексный анализ диагностика социально-экономической ситуации республики Карелия
Реферат Комплексная социально-экономическая характеристика Уральского экономического района