Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Необходимость проведения маркетинговых исследований в сфере образования

Курсовая работа
по дисциплине
 
на тему:
«Необходимость проведения маркетинговых исследований в сфереобразования»
Стаханов 2007 г.

Введение
Перемены в экономическойжизни нашей страны затрагивают все области человеческой жизнедеятельности.Особенно это касается образования. Уходит в прошлое стандартизованное понятие «бесплатноговысшего образования», изменяются запросы потребителей образовательных услуг.
В настоящее времясуществует широкое разнообразие форм и методов платного обучения, рассчитанноена различные уровни требований слушателей, базового образования, дохода. Вкакой мере предлагаемые услуги соответствуют требованиям потребителей? Ответ наэтот вопрос определяет спрос на образовательные услуги, а следовательно, ифинансовый успех негосударственных учебных заведений. Учитывая возрастающуюконкуренцию на рынке образовательных услуг, для оценки потенциального спросаследует обратиться к маркетинговым способам исследования рынка.
Поэтому в сфереобразования маркетинговые и рыночные инструменты управления используются внедостаточной степени. Однако проблема актуальности применения маркетинга вобласти образования вызывает огромный интерес. Реальная жизненная практика,опыт деятельности процветающих образовательных учреждений нагляднодемонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности образовательногоучреждения в условиях рынка является использование маркетингового подхода вуправлении своей деятельностью, в частности сбытом и продвижением услуг.
Вместе с развитием в стране обучающих структур итехнологий происходит и эволюция маркетинга как вида деятельности, направленнойна удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере. На рынкеобразовательных услуг можно получить среднее профессиональное образование,пройти переподготовку или дополнительные курсы, но особое внимание, в первуюочередь, следует уделить высшим учебным заведениям.
Между тем мир вступает вновую эру – информационную, в которой самыми ликвидными товарами становятсяинформация и технологии. Их создание – прерогатива стран-лидеров, а реализациятехнологий и ноу-хау в конкретном продукте постепенно становится уделомаутсайдеров – развивающихся стран. На сегодня в Украине появился шанс вернутьсебе утраченные позиции. Но для этого необходимо подготовить новое поколениеграждан к эффективному существованию в новом мире. И, прежде всего, дать имнадлежащее образование и возможность в течение всей жизни совершенствовать своизнания и навыки [1].
Проблема исследования –поиски путей и способов проведения маркетингового исследования в областиобразования.
Объект исследования –маркетинг в сфере образования.
Предмет исследования –процесс проведения маркетингового исследования и оценка интерпретации результатов.
Гипотеза исследования –если в качестве средства исследования использовать анкетирование, а в качествеформы реализации – информационный сайт, то анализспроса на образовательные услуги даст возможность оценить перспективностьспециальности различных учебных заведений и соответственно сформировать учебнуюпрограмму.
Цельюисследования является разработка информационного сайта для телекоммуникации позаданной теме для проведения маркетинговых исследований к анализу проблемсовременного образования.

1. Маркетинг образования 1.1 Маркетинг высшегообразования – основные понятия
Образование – новая,поисковая, перспективная сфера маркетинга. В последние десятилетия выявились вобласти образования две противоположные и вместе с тем связанные друг с другомтенденции. С одной стороны, образование в нашей жизни занимает высокоезначение, так как в нём наше будущее. А с другой стороны, мы все наблюдаем егокризис. Что делать, если системы образования не поспевают занаучно–техническим прогрессом? Если сегодня, как никогда, актуальностьприобретает самообразование?
Поиск наиболееоптимальных вариантов обучения, а также привлечение обучающихся, работодателейи дотаций из государственного бюджета – вот что может помочь приобрести маркетингв сфере образования. Так как вузы, формирующие и осуществляющие предложениеобразовательных услуг (ОУ) на рынок, играют решающую роль в становлениимаркетинга в области образования, то в этой работе следует рассмотреть использованиемаркетингового подхода для решения проблем со стороны вузов.
Традиционными вопросамимаркетинга образования являются:
1. Кого учить? То есть,на какого абитуриента ориентироваться, как проводить отбор, каков будетконтингент обучающихся: те, у кого нет проблем с оплатой; те, кого легчеобучать; те, кто способен быстро «выучить и сдать» пройденный материал.
2. Зачем и чему учить?При решении этого вопроса устанавливаются цели и средства образовательногопроцесса, определяются оптимальные соотношения между общекультурными,фундаментальными и специальными знаниями.
3. Сколько учить?Предстоит выбрать, в каких случаях целесообразно уменьшать или увеличиватьсроки обучения, использовать принцип экстерна, многоступенчатый подход кобразованию.
4. Где учить? Имеетсяв виду выбор типа образовательного учреждения, с учётом места его расположения.
5. Как учить?Здесь вопрос распадается на три: форму обучения, технологию обучения,технологию контроля и оценки.
6. Кто будет учить?Делается выбор: опытный преподаватель, консультант, научный сотрудник,аспирант, специалист–практик, коллега по обучению.
7. С помощью чегоучить? Определяются типы и направления использования учебно-методическихсредств.
Необходимо отметить, что подобнуюдеятельность многих вузов с большой натяжкой можно назвать маркетингом,поскольку проводится она зачастую спонтанно без продуманной стратегии иосновывается на энтузиазме отдельных личностей или групп. И это не удивительно,ведь даже на родине маркетинга в США основной целью маркетинга многих вузовсчитается работа по привлечению новых студентов (enrollment), о чем можносудить по тематике докладов на ежегодных симпозиумах по маркетингу высшего образования,проводимых уже 12 лет Американской маркетинговой ассоциацией. Поэтому ипредставляется интересным кратко охарактеризовать основные понятия маркетингавысшего образования, уже наметившиеся в этой области тенденции, как в Украине,так и в мире вообще.
К основным достижениямпоследнего десятилетия 20 века в маркетинге высшего образования можно отнестиопределение продукта вуза, его потребителей, покупателей и целевыхаудиторий, а также осознание необходимости стратегического подхода кмаркетинговой деятельности. Всем известный термин «образовательныеуслуги» включает целый комплекс продуктов и услуг, предоставляемыхвузом в рамках его образовательных программ. Образовательная программа– это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательногоуровня и / или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченныйсоответствующими ресурсами образовательной организации.
Образовательная программаи есть тот товар, с которым вуз выходит на рынок. Точнее, на рынки. Ведь своиобразовательные программы вуз предлагает как их непосредственным потребителям –студентам и слушателям, так и опосредованно, через своих выпускников, рынкутруда и государственным органам. Таким образом, к потребителям образовательныхуслуг вуза можно отнести с одной стороны студентов / слушателей, а сдругой компании и организации. Именно их потребности стремится удовлетворитьвуз. Еще одним важным потребителем образовательных программ является общество,чаще всего представленное государством, устанавливающее свои требования истандарты, ориентированные не только на подготовку профессиональной рабочейсилы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности личности винтеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Стратегиямаркетинговой деятельности вуза, как и любая маркетинговая стратегия, включаетанализ сильных и слабых сторон вуза, возможностей и угроз рынка, конкурентов,их отличительных особенностей и на основе такого анализа формулированиесобственных конкурентных преимуществ. Стратегия маркетинга образовательныхуслуг должна включать четкие определения целей и задач вуза, описание егопотребителей и целевых аудиторий, а также процедур, конкурентных преимуществобразовательных программ вуза, с которыми он выходит на рынок.1.2 Место и рольмаркетингового исследования в маркетинге образования
Маркетинг в нашей странепоявился в конце 80-х – начале 90-х годов. Маркетинг –это регулированиепроизводства и сбыта продуктов и услуг для достижения целей фирмы на основеучета требований потребителей и условий, сложившихся на рынке. В настоящеевремя наличие службы маркетинга в любой организации стало рассматриваться какнекий стандарт рыночного мышления современного руководителя.
И для сферы образованияприменение маркетинга представляется актуальным, научно обоснованным способомобеспечения успешной деятельности образовательного учреждения, так каквнедрение маркетинга в область образования способно оказать благотворноевоздействие, как на специалистов образования, так и на потребителей ихпродукции – абитуриентов, школьников, студентов, слушателей.
Лишь в некоторых вузах Украиныесть структурное подразделение, занимающееся маркетингом, причем не маркетингомв целом, а лишь рекламой. Следовательно, можно сделать вывод, что пока чтоосновное внимание в маркетинге образовательных учреждений уделяется толькопродвижению, в частности рекламе.
Учитывая, что маркетинговыеисследования – основа для начала и формирования маркетинговой деятельности,то предпринимая различные маркетинговых подходы, нужно иметь хорошую и точнуюинформацию о состоянии рынка, конкурентах, потребителях и т.д., т. к.одной интуиции явно не достаточно. К тому же необходимо создание информационныхоснов концепции управления всем образовательным учреждением. Таким образом,маркетинговые исследования – это основа для принятия управленческих решений.
Реализация функциимаркетинговых исследований в образовательном учреждении напрямую зависит отфилософии образовательного учреждения, т.е. от того, пройден ли путь отбюрократии к клиентоориентированному подходу (по аналогии с ориентированным напотребителя поведением в сфере производства) в образовательном учреждении, атакже от того, как маркетинговые исследования взаимосвязаны с процессомпринятия решения в этом учреждении.
Здесь необходимо особоотметить, что элементы маркетинга являются своего рода буквами алфавита, апопытка выбросить из алфавита хотя бы одну букву сделает любую книгу плохочитаемой или вовсе непонятной. Точно так же отказ хотя бы от одного элементамаркетинга сделает его неэффективным, а порой и просто убыточным занятием. Следовательно,можно сделать вывод, что основными функциями маркетинга образованияявляются маркетинговые исследования и маркетинговые коммуникации. На книжномрынке книг, посвященных продвижению практически в два раза больше, чем книг,посвященных маркетинговым исследованиям. Что же касается книг по маркетингуобразования, то они составляют порядка 1% от книг по маркетингу вообще. Причемна сегодняшний день практически не исследован вопрос о формировании системыпоказателей, характеризующих рынок образовательных услуг.
В связи со всемвышесказанным, хотелось бы подробнее остановиться на вопросе целесообразностииспользования маркетинговых исследований в области образования. В настоящеевремя образовательный комплекс работает в условиях рынка. Рынок образовательныхуслуг в Украине развивается очень бурно. В него вовлечены как государственные,так и негосударственные учебные заведения. Вместе с высокими темпами развитияобразовательного рынка, появления новых форм оказания образовательных услуг,определяющих надобность исследования, существуют два момента, усиливающиенеобходимость более глубокого изучения рынка образовательных услуг: этоотставание Украины по количеству студентов и обострение конкуренции междуВУЗами и другими образовательными организациями. Такое положение говорит онеобходимости разработки новых подходов и направлений совершенствованияорганизационно–экономического механизма функционирования рассматриваемогорынка. Поэтому возникает научная и экономическая задача, имеющая важноенароднохозяйственное значение – задача глубокого исследования современногоэтапа развития и тенденций на рынке образовательных услуг.
Для комплексного решенияданной задачи, в целях обобщения большого объема работы по диагностике позицииобразовательного учреждения, а также получения содержательной и нагляднойкартины состояния и тенденций развития образовательного учреждения иобразовательного рынка, возможно использование метода SWOT-анализа.
В рамках SWOT-анализанеобходимо осуществлять активное изучение внешних конкурентных преимуществобразовательного учреждения с помощью следующих методов:
– анализпотенциальных потребителей с целью сегментации по признакам, определяющимстепень заинтересованности в образовательных услугах, отношения к ценам,ассортименту образовательных услуг, выявления целевых сегментов, их типологии,ранжирования по приоритетности освоения учебным заведением:
– мониторинг спросана образовательные услуги: анкетирование на крупных и средних предприятиях, втехникумах, школах с целью выявления и анализа потребности в образовании,мотивации и эластичности предъявляемого спроса.
– опрос посетителейобразовательного учреждения (например, посетителей Информационного центра).
– опрос посетителейвыставок, посвященных теме образования.
– опрос посетителейДней открытых дверей, проводящихся в образовательном учреждении.
– анализ социальныхперемен с целью отслеживания емкости и динамики макрорынка образовательныхуслуг.
– анализвостребованности выпускников в разрезе специальностей:
– дифференцированноеанкетирование студентов (о практической значимости учебных дисциплин,ассортименте пожеланий, проблемах трудоустройства, о том, как узнали оспециальности и почему поступали в это образовательное учреждение) в разрезе:всех, работающих, выпускников настоящих и прошлых выпусков.
– изучение рынкатруда с целью анализа ситуации на рынке труда, определения наиболеевостребованных профессий, выявление требований предъявляемых работодателями ккандидатам:
– мониторинг рынкатруда.
– опроспредприятий–работодателей.
– изучениеконкурентной среды с целью лучшего позиционирования образовательного учрежденияв системе аналогичных учреждений (на базе сегментации учебных заведений иопределения нужного диапазона):
– мониторингконкурентов с составлением карты конкурентных позиций.
– мониторингконкурентов в части учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
– анализ рейтинговобразовательных учреждений.
– анализ зарубежногои отечественного опыта на рынке образовательных услуг.
– анализ правовойбазы (систематический и комплексный).
Изучение внутреннихконкурентных преимуществ включает в себя:
– опрос профессорско-преподавательскогосостава с целью выявления отношения преподавателей к уровню образования вобразовательном учреждении
– анализэффективности маркетинговой деятельности образовательного учреждения
Результаты, полученные входе этих исследований, ложатся в основу SWOT – анализа, который помогаетответить на следующие вопросы:
– использует лиобразовательное учреждение внутренние сильные стороны или отличительныепреимущества в своей стратегии? Если образовательное учреждение не имеетотличительных преимуществ, какие из ее потенциальных сильных сторон могут имистать?
– являются лислабости образовательного учреждения его уязвимыми местами в конкуренции и / илиони не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства?Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
– какиеблагоприятные обстоятельства дают образовательному учреждению реальные шансы науспех при использовании его квалификации и доступа к ресурсам? Сильные и слабыестороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованиюблагоприятных возможностей, чем у других фирм.
– какие угрозыдолжны наиболее беспокоить и какие стратегические действия необходимопредпринять образовательному учреждению для хорошей защиты?
При формированиистратегической перспективы образовательного учреждения особенно значимы сильныестороны, так как они являются основами стратегии и на них должно строитьсядостижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требуетвмешательства в слабые стороны. Особое значение имеет идентификацияотличительных преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, таккак:
– уникальныевозможности дают образовательному учреждению шанс использовать рыночныеблагоприятные обстоятельства,
– создают конкурентныепреимущества на рынке,
– потенциально могутбыть краеугольными камнями стратегии.
Из этого можно вывестиобщее правило: образовательное учреждение должно накапливать свои конкурентныесильные стороны и защищать свои конкурентные слабости. И хотелось бы отметить,что исследование – инструмент для правильного их решения! 1.3 Особенностимаркетинговой деятельности вузов в условиях рынка
Развивающиеся рыночныеотношения затрагивают все сферы, в том числе высшее образование. Одним изважнейших показателей, характеризующих современное состояние образования,является увеличивающееся число негосударственных учебных заведений и возрастающаямежду ними конкуренция. В эту конкурентную борьбу включены государственныеВУЗы, которые ориентируются на коммерческий прием студентов. Такая ситуациядиктует необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности высшихучебных заведений, тем более, что интенсивность конкуренции постоянно растет иусиливается степенью территориальной близости образовательных организаций.
Необходимость перехода кмаркетинговой деятельности вызвана тем, что ни федеральный, ни региональныйбюджеты в полном объеме не могут финансировать все затраты ВУЗов, в том числеоплату труда высококвалифицированных кадров, постоянное обновление компьютернойтехники, библиотечного фонда и др.
Для решения задач,возникающих в процессе функционирования ВУЗов в условиях рыночных отношений,необходимо создание в учреждении образования специального органа по маркетингу,деятельность которого должна развиваться по следующим направлениям:
– изучение тенденцийразвития рынка труда;
– изучениеконкуренции на рынке образовательных услуг.
Изучение тенденцийразвития рынка труда.
Маркетинговаядеятельность, осуществляемая ВУЗом, имеет ряд особенностей, так как основнымпродуктом, который реализуется на рынке, является особый вид товара – образовательнаяуслуга.
Покупая образовательнуюуслугу, потребитель повышает стоимость своего товара «рабочая сила» на рынкетруда, поэтому положение учреждений образования напрямую зависит от состоянияотрасли, для которой они осуществляют подготовку специалистов.
Благодаря влиянию рынкатруда на рынок образовательных услуг возникают волновые процессы измененияспроса. Спрос на образовательные услуги формируется под воздействием измененийна рынке труда и последующего изменения общественного мнения о престижности ивыгодности профессий. Этим объясняется инерционность спроса на образовательныеуслуги, то есть задержка реакции потребителей образовательных услуг по отношениюк изменениям на рынке труда – «временной лаг». Цикл изменения спроса наобразовательные услуги может составлять величину порядка 10 лет.
Содействуятрудоустройству своих выпускников вуз может ставить перед собой задачи «минимум»и «максимум». Первая заключается в установлении и поддержании обратной связи спотенциальными работодателями, что будет облегчать трудоустройство выпускникови повышать имидж вуза. Задача «максимум» включает получение средств отпотенциальных работодателей на развитие.
Такая деятельностьпредполагает изучение спроса на специалистов различного профиля.Непосредственный предмет подобных исследований – сфера рыночных отношений «вуз-студент-предприятие»в системе высшего образования. Вузам необходимо на ближайшие годы знать, какиепредприятия готовы брать на работу молодых специалистов, сколько они заплатятза их подготовку и требуемый уровень качества подготовки последних. Удовлетворяяпотребности предприятий в молодых специалистах, организации системы высшейшколы получают возможность не только роста доходов, но и в конечном счетеупрочения своего положения в этой системе.
Изучение конкуренции нарынке образовательных услуг. В данном разделе необходимо рассмотреть следующиенаправления:
– спрос на рынкеобразовательных услуг, в том числе желание абитуриентов получать высшееобразование; доходы и возможность оплачивать обучение;
– предложение нарынке образовательных услуг, включающего в себя количество вузов, в том числегосударственные и негосударственные, филиалы, представительства других городов;профиль образования, формы и сроки обучения; другие условия, составляющие конкурентныепреимущества вузов;
– исследование структурыпредлагаемых специальностей на рынке образовательных услуг;
– исследование ценпредложения на рынке образовательных услуг.
На основе всестороннегоанализа рынка образовательных услуг делаются выводы о перспективах развитияданного рынка с учетом развития отраслей промышленности, динамики доходовнаселения, привлекательности данного региона с точки зрения развития платныхобразовательных услуг и т.д.
Постоянное исследованиерынка образовательных услуг, анализ динамики основных его составляющих – спроса,предложения и цены, дает возможность правильно определить стратегию в областимаркетинга и менеджмента, от которых зависит эффективность управлениядеятельностью образовательной организации.1.4 Маркетинговое исследование поведения потребителей нарынке образовательных услуг
Впоследнее время в сфере образовательных услуг все большее значение приобретаетмаркетинг. Связано это, в первую очередь, с обострением конкуренции междуучебными заведениями и распространением платного образования. Для того, чтобыучебное заведение выиграло в этой борьбе, его услуги должны бытьконкурентоспособны на рынке образования. Но конкурентоспособностьобразовательной услуги нельзя оценивать также как конкурентоспособностьобычного товара, она имеет определенную специфику.
Цель исследования быласформулирована следующим образом: выявить факторы конкурентоспособностиобразовательной услуги и учебного заведения. Следует отметить, что оценкакачества образовательной услуги потребителем является процессом долговременным:обычно получение высшего образования происходит в течение 5 лет, выборспециальности (образовательной услуги) занимает еще 1–2 года. В течение этогопериода времени мнение потребителя о качестве получаемого образования можетзначительно меняться, оно часто не совпадает при выборе образовательной услуги(поступлении в ВУЗ) и при ее потреблении (обучении). Таким образом, для достиженияцели исследования необходимо:
– определитьфакторы, на основе которых абитуриент выбирает специальность и ВУЗ (ониопределяют конкурентоспособность образовательной услуги);
– выявитьхарактеристики образовательной услуги, которые важны для потребителя приобучении, уже после ее приобретения (здесь на первую роль выступает качествообразования – как его способность удовлетворять потребности индивидуума).
Первуюгруппу, условно назовем факторами конкурентоспособности, а вторую – составляющимикачества. Как можно заметить, для образовательной услуги они далеко невсегда совпадают, чему есть целый ряд объективных причин. Прежде всего, припоступлении абитуриент располагает далеко не полной информацией о ВУЗе испециальности, решение принимается в условиях нехватки информации. Например,что знает абитуриент о квалификации преподавательского состава ВУЗа,расписании, отдельных дисциплинах, организации студенческой жизни, общежитии ит.д. Практически ничего. При обучении же эти параметры являются одними из самыхглавных для оценки качества образования.
Дляопределения факторов качества и конкурентоспособности образования в ходеисследования респондентам предлагались следующие вопросы:
1.Откуда студент узнал об УИПА? Какой информацией он располагал до поступления?
2.Какие были другие варианты поступления? Что повлияло на конечный выбор?
3.Какова роль личных контактов при выборе учебного заведения (знакомые, друзья,родители)?
4.Преимущества и недостатки УИПА перед другими учебными заведениями.
Врезультате проведения глубинных интервью были получены следующие результаты исформулированы следующие предварительные гипотезы:
1.Абитуриенты достаточно редко реально рассматривают «запасные» вариантыпоступления. Обычно четко выбирается один вариант поступления, а другие недоходят даже до стадии подачи документов.
2.Субъективность оценки качества образования. Именно потребитель в конечном итогерешает качественное образование, или нет, при этом его оценка являетсядостаточно субъективной.
Большинствостудентов утверждают, что в УИПА очень хороший преподавательский состав, потомучто преподаватели молодые. Студент гораздо лучше воспринимает преподавателя,когда нет значительного возрастного барьера.
Однойиз причин субъективности оценки качества является так называемая «корпоративность».Редкий из студентов согласится, что его ВУЗ хуже других.
3.Недостаток информации о приобретаемой образовательной услуге. Некоторыестуденты утверждают, что после того, как они поступили в ВУЗ, оказалось совсемне то, что они ожидали. В дальнейших исследованиях следует изучить зависимостьколичества собранной информации о ВУЗе и специальности и степениудовлетворенности студента качеством образования. Проведенные интервьюпозволяют предположить, что зависимость между ними прямая и достаточно сильная.
Недостатокинформации проявляется не только при выборе ВУЗа и специальности, но и присамом обучении. Студент плохо знает, как обстоят дела в других ВУЗах, однакорассматривает качество образования именно при сравнении с ними.
4.В ходе исследования отдельно был изучен процесс принятия решения о приобретениитой или иной образовательной услуги. В этом процессе участвуют следующие лица:сам абитуриент, его родители, знакомые, уже обучающиеся в ВУЗах, и друзья,которые еще не поступили. Связи между этими участниками можно разделить на тригруппы: информационные (простое предоставление информации), побудительные(совет) и директивные (например, родители выбрали ребенку специальность).
5.При выборе образовательной услуги большую роль играют также случайные факторы,а поведение респондента частично является иррациональным. Очень частонаблюдаются такие механизмы, как подражание, заражение и внушение, которыетеорией маркетинга рассматриваются как иррациональные. Большинство случаевпоступления можно свести к двум вариантам. В первом случае студент четковыбирает ВУЗ, в который он будет поступать, выбор специальности являетсячастично случайным. Во втором случае студент выбирает свою специальность, но неуверен в ВУЗе.
6.В последнее время произошло увеличение количество переходов студентов из ВУЗа вВУЗ, с одной специальности на другую. Объясняется это тем, что с одной стороны,ухудшилось качество образования в целом, в некоторых ВУЗах оно находится наочень низком уровне. В сфере образования активно распространяется все большерекламы, которая далеко не всегда объективно отражает реальную ситуацию. Сдругой стороны, стали более легкими условия перевода из одного ВУЗа в другой.
Средифакторов конкурентоспособности, лежащих в основе выбора ВУЗа и специальностибыли отмечены:
– новыйВУЗ;
– государственныйВУЗ;
– новаясистема обучения;
– универсальностьобразования;
– спецификаспециальности;
– наличиерабочих мест по данной специальности и другие.
Привопросе о преимуществах и недостатках ВУЗа (качестве образования) были выделеныв основном другие факторы:
– состояниеучебных корпусов;
– техническаяорганизация учебного процесса (компьютерные классы, спортзал, столовая,библиотека);
– квалификацияпреподавательского состава;
– неудобноеместорасположение;
– учебныепланы по специальностям и отдельные дисциплины и т.д.

2. Технология разработки информационного сайта
В информационном сайтедля телекоммуникации по теме «Необходимость проведения маркетинговыхисследований в сфере образования» представлена обширная информация по теме,представленная структурным образом, что непременно благотворно влияет накачество получения учебного материала.
 
2.1 Физическая структура сайта
 
Для того чтобы организоватьработу любого сайта необходимо определиться с его физической структурой, т.е.какие файлы в какой папке будут размещены, их тип и характеристики объема
Чтобы запустить сайт необходимовыполнить следующие действия:
· открытьпапку с файлами сайта;
· запуститьстартовый файл (смотри рисунок 1).
/>
Рисунок1 – Запуск информационного сайта

/>
Рисунок2 – Содержимое папки «buttons»
/>
Рисунок 3 – Содержимое папки «img»
 
/>
Рисунок 4 – Содержимоепапки «teor»
После запуска информационногосайта будет запущена программа браузер (Internet Explorer, Opera, Netscape),которая будет отображать содержание веб-страниц. После открытия программой браузеромстраницы Index.htm в окне браузера вы увидите страницу «Теория» смотрите рис. 7.

2.2 Логическая структура сайта
 
Разработка сайтапредусматривает также логическую структуру сайта, т.е. какие разделы или пунктыбудут размещены на сайте, их содержание, организация меню для навигации посайту и прочее.
Разработанный сайтсодержит в себе такие разделы:
· Общиесведения
· Маркетингвысшего образования – основные понятия
· Местои роль маркетингового исследования в образовании
· Особенностимаркетинговой деятельности ВУЗов
· Изучениетенденций развития рынка труда
· Изучениеконкуренции на рынке образовательных услуг
· Маркетинговыеисследования поведения потребителей не рынке образовательных услуг
Слева область главногоменю, которое состоит из пунктов:
· Обавторе
· Справка
· Теория
· Анкетирование
· Литература
· Поиск
2.2.1Схема навигации
Главное меню присутствуетна каждой странице, навигация осуществляется очень удобно для пользователя, таккак он может вернуться на любой выбранный раздел вне зависимости от того накакой странице он сейчас находится.

/>
/>

/>
Рисунок5 – Страница «Об авторе»
При нажатии на кнопку «Справка»появляется раздел справки.

/>
Рисунок6 – Раздел «Справка»
В разделе «Справка»,описано какие есть возможности. Дано описание как пользоваться информационнымсайтом.
Для перехода в разделобучения нужно щелкнуть по кнопке с надписью «Теория», после нажатия на этотпункт будет открыта страница с подменю. В этом подменю будут пункты, которыеявляются гиперссылками. По щелчку на гиперссылку будет открыта страница,соответствующая названию раздела смотри рис. 8.
Далее будут перечисленывыборочные кадры подменю теоретического раздела. В экранных копиях невозможнопоказать некоторые веб-страницы целиком, так как содержимое страницы впрограмме браузере перемещается при помощи полосы прокрутки, будут приведенывидимая часть страницы. Все страницы теоретического раздела имеют гиперссылкидля перехода на предыдущую или следующую страницы, если таковые имеются.

/>
Рисунок7 – Раздел «Теория»
/>/>
Рисунок8 – Один из разделов теории

На рис. 8, в правомнижнем углу расположены стрелки влево/>и стрелка вправо />. Эти стрелки являютсягиперссылками, по щелчку на эти ссылки программа браузер будет открыватьсоответствующие страницы в теоретическом разделе.
При нажатии на кнопку«Анкетирование» перед пользователем будет открыта страница с анкетой.
/>
Рисунок9 – Раздел «Анкетирование»
На странице поиск можноосуществить поиск по ключевым словам или фразам (смотри рис. 10). Еслислово найдено, ниже текстового поля будет список файлов, в которых найденопоисковое слово или фраза. Элементы списка являются гиперссылками, то есть пощелчку на ссылке, будет открыта страница на которой найдено поисковое слово илифраза.

/>/>
Рисунок7 – Страница «Поиск»2.3 Описание программных способов реализацииWeb-сайта
Для курсовой работы вкачестве способов реализации Web-сайта был выбран язык HTML (Hypertext MarkupLanguage, язык гипертекстовой разметки) представляет собой язык, разработанныйспециально для создания Web-документов. Он определяет синтаксис и размещениеспециальных инструкций (тегов), которые не выводятся на экран, но указывают браузеру,как отображать содержимое документа. Он также используется для создания ссылокна другие документы, локальные или сетевые, например, находящиеся в сетиИнтернет.
Стандарт HTML и другиестандарты для Web разработаны под руководством World Wide Web Consortium(консорциум World Wide Web) – W3C. Стандарты, спецификации и проекты новыхпредложений можно найти на сайте www.3 w.org/.
Преимущество языка HTMLявляется то, что документы HTML являются обычными текстовыми ASСII-файлами. Этоозначает, что для их создания вы можете использовать любой текстовый редактор,даже с минимальными возможностями. Существуют средства редактирования,разработанные специально для написания HTML.
В качестве инструментариякурсовой работы использовались такие приложения как Блокнот, Word, а также html-редакторы, типа Microsoft FrontPage, Macromedia Dreamweaver идругие.
При создании сайта авторкурсовой работы ориентировался на следующие этапы:
Планирование сайта
Цель и задачи сайта
Аудитория сайта
Конкурентный анализ
Проектированиесоставляющих сайта
Разработка сайта
Запуск сайта
При разработке сайтанеобходимо было учесть такие составляющие сайта, как
1. Дизайн – визуальноеоформление информации: разметка страниц; наброски, прототип.
2. Контент – информационноенаполнение сайта:
- тип иформат представляемой информации;
- структурированиеинформации;
- общийобъем информации;
- источникипополнения информации;
- навигацияи инструменты навигации;
Структура документа HTML
Документ HTML содержиттекст (содержимое страницы) и встроенные теги с инструкциями о структуре,внешнем виде и функции содержимого.
Документ HTML разделяетсяна две основные части: заголовок – head и тело – body. Заголовок содержит такиесведения о документе, как его название и мета-информация, описывающаясодержимое. В теле находится само содержимое документа (то, что выводится вокне броузера).
Пример демонстрируеттеги, образующие основной структурный скелет документа HTML:


Название документа


Содержимое документа


Каждый тег состоит изимени, за которым может следовать список необязательных атрибутов, все онинаходятся внутри угловых скобок . Содержимое скобок никогда невыводится в окне браузера. Имя тега, как правило, представляет собойаббревиатуру его функции, что облегчает его запоминание. Атрибуты являютсясвойствами, которые расширяют или уточняют функцию тега.2.4 Описание реализации наиболее интереснойстранички
Реализация сайта былапроизведена без помощи каких-либо мощных средств программирования. Все страницысозданы при помощи обычного блокнота, текстового редактора MS Word, Microsoft Office, графического редактора Photoshop. Этот фактор позволяетотметить, что сайт выполнен в лучшем сочетании: минимальный размер / полнотаизлагаемого материала. Так как сайт предназначен в первую очередь для обучения,то можно сказать, что скорость загрузки имеет не маловажную роль. Далеепредставлена страничка, посвященная проекту (рис. 11) и код в формате HTML.

/>/>
Рисунок11 – Страница главного меню сайта
Код в формате HTML:






functionFP_swapImg() { //v1.0
vardoc=document, args=arguments, elm, n; doc.$imgSwaps=new Array(); for (n=2;n
n+=2) {elm=FP_getObjectByID(args[n]); if(elm) {doc.$imgSwaps [doc.$imgSwaps.length]=elm;
elm.$src=elm.src;elm.src=args [n+1];}}
}
functionFP_preloadImgs() { //v1.0
var d=document,a=arguments; if (! d.FP_imgs) d.FP_imgs=new Array();
for (var i=0;i
}
functionFP_getObjectByID (id, o) { //v1.0
var c, el, els,f, m, n; if(! o) o=document; if (o.getElementById) el=o.getElementById(id);
else if (o.layers)c=o.layers; else if (o.all) el=o.all[id]; if(el) return el;
if (o.id==id|| o.name==id) return o; if (o.childNodes) c=o.childNodes; if(c)
for (n=0;n
f=o.forms;if(f) for (n=0; n
for (m=0;m
return null;
}
 // –>




Меню






















Заключение
В заключении необходимоотметить, что для сферы образования применение маркетинга представляетсяактуальным, научно обоснованным способом обеспечения успешной деятельностиобразовательного учреждения, так как внедрение маркетинга в область образованияспособно оказать благотворное воздействие, как на специалистов образования, таки на потребителей их продукции – абитуриентов, студентов, слушателей.
В курсовой работе предусмотренодва основных направления:
1. Поискинформации по заданной теме
2. Разработкаинформационного сайта для телекоммуникации.
При поиске информации всети Internet было найдено множество сайтов, предоставляющих различнуюинформацию по заданной теме. Так же автор использовал учебные издания. Былиотобраны наиболее содержательные сайты, их адреса приведены в спискеиспользуемых источников.
Разработкаинформационного сайта для телекоммуникации предусматривала несколько аспектов:
ü  разработка дизайна
ü  разметка страниц
ü  разработка структуры меню
ü  способы навигации
ü  информационное наполнениесайта
ü  выбор типов и формыпредоставления информации
ü  корректноеструктурирование информации
Поставленные цели изадачи были полностью достигнуты: поиск и обработка теоретического материала;составление анкеты для исследования; разработка информационного сайта.
Общий размер сайта совсеми графическими материалами составил 1,3 МБ, размер любой отдельновзятой страницы (графического файла) не превышает 45 КБ, что даетнеоспоримое преимущество перед любыми другими источниками. А в условияхстремительного развития мобильных технологий вообще становится простонеобходимым качеством любого информационного ресурса.

Список используемых источников
 
1. С.Б. Елаканов«Основы профессионального самовоспитания будущего учителя»
2. Молчанов Н.Н.«Инновационный процесс: организация и маркетинг». – СпбГУ, 1995
3. Бешелев С.Д.,Гурвич Ф.Г. «Математико-статистические методы экспертных оценок». – М.:Статистика, 1980.
4. «Perfoming Market Research». Moscow Delo Publishers, 1996.
5. Голубков Е.П.«Маркетинговые исследования». – М.: 1998.
6. Поисковаясистема www.nigma.ru
7. Поисковаясистема рефератов umnee.ru
8. Хранилищеразной педагогической литературы pedlib.ru
9. Сайтдля студетнов www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.