Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Межбиблиотечный абонемент и доставка документов. Обслуживание удалённых пользователей

МБА и доставка документов.Обслуживание удалённых пользователей
Межбиблиотечный абонементи доставка документов входит в число важнейших средств функционирования информационногопространства и обеспечение всеобщей доступности информации, являясь системой обслуживанияпользователей, предоставляющей равные возможности в использовании информационныхресурсов для всех читателей независимо от места жительства, профессиональной и социальнойпринадлежности. В то же время – это одна из наиболее развитых и апробированных формсоциального партнёрства, основанная на принципе взаимоиспользования ресурсов библиотеки органов информации. Следует отметить, что это такой вид обслуживания пользователей,который постоянно на всём пути своего развития и трансформации был на границе междудвумя находящимися в противоречии функционирования библиотек: обеспечением сохранности,с одной стороны, и всеобщей доступности – с другой. Это значительно ограничиваловозможности обслуживания удалённых пользователей. Только в последние годы, в периодактивного развития электронных ресурсов и создания крупных электронных коллекций,библиотеки близко подошли к возможности разрешения этого противоречия. Теперь вопросыдоступности и сохранности всё более часто решаются в едином блоке. Кроме того,это одна из сфер библиотечной деятельности, в небольшой степени подверженная переменамв условиях электронной революции.
За последние 15 лет системаМБА и доставки документов претерпела значительные изменения, отмеченные как периодамиглубокой депрессии, так и периодами высокой активности библиотек, связанной со стремлениемк возражению одного из самых востребованных в наше время видов библиотечно-информационногообслуживания. Сейчас ясно видно, что наступило время стабильного развития межбиблиотечногоабонемента и доставки документов, прошло время метаний между различными способамипредставления документов, казавшимися альтернативой межбиблиотечному абонементу.Комплексная система обслуживания удалённых пользователей на базе межбиблиотечногоабонемента прочно заняла свою нишу в библиотечно-информационном обслуживании и органичновписалась в развивающуюся электронную среду. Функция обслуживания удалённых пользователейбыла и остаётся одной из основных функций библиотек во всём мире. Активное восстановлениевзаимодействия библиотек ведёт к возрастанию роли стандартов. Глобализация информационногообщества требует от библиотек создание интегрированных сетей, способных действоватьв отношении пользователя как единая система. Стандарты призваны обеспечить совместимостьи взаимодействие сетей, способствовать повышению качества и надёжности информационныхпродуктов и их распространение по разумным ценам.
С проблемой стандартизациитехнологий тесно переплетена проблема стандартизации терминологии. Развитие новыхформ обслуживания удалённых пользователей и внедрение современных технологий ведётк изменению терминологии. Наиболее распространённые сейчас термины «МБА» и «Доставкадокументов (ДД)» часто путают. МБА – предоставление документов, подлежащих возврату.Доставка документов – предоставление копий, то есть материалов, не подлежащих возврату.Всё чаще встречается термин «электронная доставка документов (ЭДД)», означающийпредоставление в электронной форме не подлежащих возврату копий, большей частьюстатей и фрагментов изданий, по электронным каналам связи. Английские библиотекари,являющиеся «законодателями моды» в области МБА, в последние годы всё чаще употребляюттермин (удалённая доставка документов», предложенный М. Лайном в 2003 году.Отметив, что термины «МБА» и «доставка документов» в настоящее время утратили своёпервоначальное значение и потому неверны, он предложил принять в качестве стандартадля всего библиотечного и информационного мира термин «удалённая доставка документов».По его мнению, это точный и краткий термин, охватывающий все виды доставки:коммерческую и некоммерческую; материалов, подлежащих и не подлежащих возврату;на бумажных и электронных носителях; доставку организациям и отдельным лицам.Организация электронных каталогов и получение доступа к Интернету явились предпосылкойдля модернизации межбиблиотечного абонемента и его оптимизации с помощью автоматизированнойи электронной доставки документов. Пользователю предоставляется возможность самостоятельноосуществить поиск в режиме онлайн по электронным каталогам и открытым базам данныхи, в зависимости от его статуса (абонент МБА или индивидуальный пользователь),заказать оригинал или копию первоисточника в удобном для него виде.Использование автоматизированных технологий позволяет значительно облегчить работубиблиотекаря и сократить время выполнения заказов пользователей.
При этом возникает необходимостьв постоянном совершенствовании технологий обслуживания, которое диктуется требованиямивремени. Развитие рынка информационных услуг ведёт к расширению информационных функцийбиблиотек и внедрению информационных технологий в их деятельность. Рост числа пользователейИнтернет способствует появлению и расширению возможности «дистанционного» информационно-библиотечногообслуживания.
Цель библиотечной деятельностизаключается в том, чтобы максимально удовлетворить информационные потребности пользователей.
При развитии обслуживанияудалённых пользователей дополнительные преимущества получают как пользователи,так и библиотеки. Пользователи получают возможность заказа документов из фондовразличных библиотек и получения необходимой информации на дом или на рабочее место,экономя при этом время и средства. Библиотеки получают возможность регулированияпотоков заказов и их перераспределения, особенно в тех случаях, когда велик потокпосещений читальных залов, а также привлечение внебюджетных средств от выполненияплатных услуг. Библиотеки активно и успешно борются за сохранение своего места всистеме информационных услуг, выступая в роли организатора дистанционного доступак информации на разных носителях – от традиционных бумажных до крупных электронныхбаз данных. В век Интернета существенно меняется поведение и требования пользователей.Изменились представления о скорости обслуживания, всё чаще она измеряется не днями,а часами. Именно благодаря МБА оказывается возможным использовать совокупные фондыбиблиотек региона и страны, а не ограничиваться только возможностями данной библиотеки.Межбиблиотечный абонемент основан на использовании документов из фондов других библиотекпри их отсутствии в данном фонде. Основанием для получения литературы является заполненныйбланк-заказ, подписанный лицом, ответственным, а работу МБА и заверенный печатьюбиблиотеки-абонента. Для контроля за возвратом литературы на обратной стороне листка-требованияотмечается дата получения документа и название выславшей её библиотеки.Материальную ответственность за сохранность изданий, полученных по МБА, несёт абонент,запросивший данную литературу. Служба межбиблиотечного абонемента организована вбиблиотеке в 1930 году. Являясь национальным центром межбиблиотечногоабонемента и доставки документов (МБА и ДД), Национальная библиотека Беларуси(НББ) возглавляет и координирует научную, исследовательскую и методическую работув сфере МБА и ДД в Республике Беларусь. Ежегодно отдел МБА и ДД получает более10 тыс. заказов от 1000 белорусских и зарубежных библиотек. НББ сотрудничает поМБА со 100 библиотеками в 14 странах мира. Наиболее продуктивные партнерскиеотношения связывают НББ с библиотеками России, стран Балтии, Украины, Польши,Германии.
Основные функцииотдела:
— выполнение заказовабонентов Беларуси и зарубежных стран путем выдачи документов из фондов НББ вовременное пользование;
— предоставление впостоянное пользование ксерокопий отдельных статей и фрагментов книг, журналов,газет, находящихся в фондах НББ;
— электронная доставка документов(ЭДД);
— библиографическая поддержказаказов по МБА и ДД;
— осуществление заказовпо МБА для читателей НББ в других библиотеках;
— выдача читателям НББ,имеющим ученую степень кандидата или доктора наук, и сотрудникам НББ документовиз ее фондов по индивидуальному абонементу.
В составе секторамежбиблиотечного абонемента работают следующие группы:
— обслуживания абонентовг. Минска;
— обслуживания иногороднихабонентов;
— международного абонемента;
— электронной доставки документов.
Одним из направленийдеятельности отдела является выполнение платных услуг:
 - по поиску информациипо запросу пользователя в случае его отказа от самостоятельной работы: покарточным каталогам и картотекам, по электронному каталогу, по полнотекстовым,реферативным и библиографическим базам данных;
 - заказ документов поэлектронному каталогу НББ пользователю в случае его отказа от самостоятельной работы;
 - копированиетекстовой информации, помещенной в «блокнот пользователя», на электронныйноситель пользователя;
 - копированиеграфической информации с автоматизированного рабочего места библиотекаря наэлектронный носитель пользователя;
 - выдача документов поиндивидуальному абонементу пользователям, имеющим научную степень;
 - электронная доставкадокументов: поиск и заказ документов из отдела фондодержателя, изготовлениеэлектронной копии фрагментов документа без распознавания символов, изготовлениеэлектронной копии фрагментов документа с распознаванием символов,предоставление информации пользователю из базы данных;
 - сканированиефрагментов документа из фондов НББ: текста без распознавания символов (форматА3, А4), текста с распознаванием символов (формат А3, А4), текста сраспознаванием символов и сохранением сплошного текста (формат А3, А4),черно-белого графического изображения (формат А3, А4), цветного изображения(300 dpi) (формат А3, А4), цветного изображения (600 dpi) (формат А3, А4);
 - ксерокопиячерно-белая фрагментов документа из фондов НББ: односторонняя (формат А3, А4),двухсторонняя (формат А3, А4);
— распечаткаэлектронной информации из «блокнота пользователя»: односторонняя и двухсторонняячерно-белая (А4);
 - распечаткаэлектронной графической и отсканированной информации с автоматизированногорабочего места библиотекаря: односторонняя и двухсторонняя черно-белая (формат А3и А4).
Развитие системымежбиблиотечного абонемента и доставки документов (МБА и ДД) рассматривается висторическом, системно-функциональном и синергетическом аспектах. Представленыосновные элементы системы в традиционной и электронной средах. Обобщеныперспективные тенденции в деятельности МБА и ДД.
Излагаются перспективыразвития электронной доставки документов для целей МБА. Анализируется опыт по использованиюэлектронной почты с помощью Интернет. Перечислен ряд мероприятий по разработке целевойпрограммы электронной доставки документов для МБА.
Одно из значительныхмест по доставке необходимых документов из различных библиотечно-информационныхучреждений и организаций всегда отводилось МБА. Сегодня резко возрос спрос наоперативную информацию. Использование традиционных методов доставки, которымипользуются в службах МБА России сегодня, не позволяет говорить обоперативности. Несоответствие между доступностью информации и длительныможиданием доставки можно преодолеть с помощью использования новейшихэлектронных технологий, программных продуктов, соответствующего оборудования.Для этого необходимо модернизировать службы МБА путем оснащения ихвычислительной и телекоммуникационной техникой, полиграфическим оборудованием иобучением персонала. В ряде зарубежных стран МБА уже превратился в отрасль доставкидокументов. В России это еще предстоит сделать.
Для того, чтобытрансформировать МБА и превратить его в отрасль электронной доставки документовнеобходимо предпринять ряд мер, которые помогут объединить усилия в решениипервоочередных организационных вопросов по координации и сотрудничеству, по определениюфункций МБА в новых условиях, по разработке целевой программы " МБА иэлектронная доставка документов", определению типового наборапрограммно-прикладных продуктов и технических средств для российских библиотек.
Система МБА и ДДпризвана сокращать количество отказов читателям на первичные документы, которыхнет в фондах отдельных библиотек, осуществлять их доставку и способствоватьболее полному получению научной информации. Приоритетом в данном направленииобслуживания читателей является предоставление документов в научных целях длясоздания новейших разработок и продукции, способных конкурировать с западными образцами.
Актуальность выбраннойтемы подтверждается тем, что развитие системы МБА и ДД обусловленоиспользованием ресурсов Интернета, поскольку существенно расширяется сфераобщего информационного и научно-технического пространства. Это позволяетприменять электронные способы доставки и оперативно предоставлять ученым испециалистам РАН электронные документы.
Однако следуетотметить, что система МБА и ДД еще не до конца отлажена, что приводит кдублированию усилий ученых, к излишним трудозатратам по нахождению информации ипрепятствует успешному проведению научных исследований. Поэтому существенным винфраструктуре рынка современных информационных услуг является внедрение впрактику работы МБА новых информационных технологий (НИТ), организациядеятельности в условиях интеграционных процессов, обеспечение оперативнойдоставки документов для научных работников академических учреждений в любом виде– оригиналы, фотопленки, бумажные, электронные копии документов независимо отместа хранения первичного документа. На первый план выдвигаются задачивнедрения вычислительной техники (ВТ); телекоммуникационных средств связи;обеспечения доступа к распределенным фондам по компьютерным сетям; электроннойдоставки документов (ЭДД); взаимодействия между библиотечно-информационнымиучреждениями в рамках корпоративных систем; предоставления услуг традиционным ивиртуальным абонентам.
На сегодня в областныхбиблиотеках уже накоплено достаточно компьютерной и телекоммуникационнойтехники, программного обеспечения для того, чтобы оптимизировать всефункциональные направления библиотечной деятельности. Ряд областных библиотекуспешно представили свои информационные ресурсы в Интернет. Отрабатываютсясовременные технологии оцифровки печатных материалов, которые позволяют библиотекамсоздавать полнотекстовые базы данных. Началась активная работа по созданиюрегиональных корпоративных библиотечных систем и систем корпоративной каталогизации.Ряд библиотек Украины имеют доступ к полнотекстовым базам данных EBSCO,Springer, ProQuest. На повестке дня, перед областными библиотеками, стоитвопрос создания действенной системы взаимообмена информационными ресурсами.
Электронный МБА и ЭДДпозволят оперативно выполнять информационные запросы пользователей икачественно повысить уровень библиотечных услуг. В особенности это важно вданное время, так как почти все библиотеки Украины страдают отнедофинансирования комплектования библиотечных фондов. Электронный МБА и ЭДДпозволят библиотекам обмениваться на взаимовыгодных условиях полнотекстовойинформацией из разных областей знаний. В этом направлении работы будет оченьполезным использование информационного менеджмента. Информационный менеджмент вданном контексте будет выступать как новый тип управления организацией будущихдокументопотоков в единой системе электронного МБА, которая будет объединятьвсе большие библиотеки Украины.
В особенности полезнойбудет система электронного МБА для работников сферы государственногоуправления, научных работников, просвещенцев, студенческой и учащейся молодежи.Эти категории пользователей библиотеки смогут оперативно получать необходимуюим информацию в электронном виде. Это направление работы позволит областнымбиблиотекам комплексно использовать все имеющиеся информационные ресурсы, какна традиционных носителях, так и электронных. В системе электронного МБА и ЭДДинформационные ресурсы, размещенные в Интернет, станут ее важной составляющей,а сама сеть Интернет станет связующим звеном.
Ни одна библиотека,каким бы совершенным фондом она не располагала, не в состоянии удовлетворить вполной мере информационные запросы своих пользователей без межбиблиотечного абонемента(МБА).
Межбиблиотечныйабонемент (МБА) – это широкий обмен книгами между библиотеками с целью наиболееполного и быстрого удовлетворения запросов читателей на книги, отсутствующие вбиблиотеке, а так же для развернутого пользования книжными фондами библиотек. МБАдает возможность читателям получить литературу во временное пользование,необходимую для самообразования, научной или практической работы черезгородские, районные, городские или ведомственные библиотеки./>

Литература
1. Ерохина. Н. МБА и доставка документовсегодня и завтра // Библиотечный свет. – № 2. – 2008.
2. Курилина. Л. Технология обслуживания удалённыхпользователей в Национальной библиотеке Беларуси // Библиотечный свет. — № 3. –2008.
3. Справочник библиотекаря / науч. ред.А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2004. – 448 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.