Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Интернет как средство массовой коммуникации и его функции

Оглавление:
 
Введение………………………………………………………………..…………2
Основная часть.
Глава 1. Понятие Интернета:
1.1. Интернет как средствомассовой коммуникации……………..…...……4
1.2. Анализ аудиторииИнтернета………………………………….....………9
Глава 2. Функции Интернета:
2.1. Понятие функцийИнтернета…………………………….……….……..12
2.2. Коммуникативнаяфункция Интернета………………………….……..13
2.3. Информационная функцияИнтернета………………………….……...16
2.4. Ценностно-регулирующаяфункция Интернета……………….………19
2.5. Развлекательнаяфункция Интернета………………………….………..21
Заключение………………………………..………………….…….…...........24
Список используемой литературы…………………………………..………25

1. Введение
 
Актуальностьтемы реферата
 
Актуальностьвыбранной темы связана, с одной стороны, с потребностями развития теориисоциологии средств массовой коммуникации и социологии Интернета (пока толькоформирующейся в качестве отдельной области знания в рамках социологии). Сдругой стороны, наблюдаемое быстрое развитие Интернета и его внедрение вразличные стороны жизни людей, в первую очередь, в качестве средства массовойкоммуникации, требует научного анализа происходящих в России процессов.
Интернет,появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихсяявлений современного общества, С ростом его аудитории, которая на сегодняшнийдень составляет уже около 600 млн. чел. по всему миру, Интернет становитсясредством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей черезнациональные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единуюсистему.
Если говоритьо России, то, несмотря на катастрофическое отставание от развитых стран,развитие российского сегмента сети Интернет также идет достаточно значительнымитемпами, и по объемам информационного наполнения, и по расширению аудитории.
Степеньнаучной разработанности темы.
Интернетпривлекает достаточно активный исследовательский интерес ученых в областигуманитарных наук: психологов, политологов, социологов, экономистов, юристов,философов. Следует отметить достаточно широкий спектр гуманитарных инаучных проблем (в разной степени разработанных) в изучении Интернета.
Так, наиболееобщий и широкий социальный анализ Интернета как социального явления можновстретить в монографии Э.Дайсон «Жизнь в эпоху Интернета. Release 2.01». Оченьценный и широкий по своей направленности научный материал, посвященныйгуманитарным аспектам и исследованиям Интернета содержится в коллективноймонографии «Гуманитарные исследования в Интернете» под редакцией А.Е.Войскунского.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит ввыявлении нормативно-ценностных и социальных структур, которые возникают врезультате функционирования и развития Интернета как средствамассовой коммуникации, а также проведение социологического анализааудитории Интернета.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1.   дать понятие Интернету как средствумассовой коммуникации;
2.   дать анализ аудитории Интернета как вмире в целом, так и в России;
3.   рассмотреть коммуникативную функциюИнтернета, информационную функцию Интернета, ценностно-регулирующую функциюИнтернета, развлекательную функцию Интернета.
Объектисследования – Интернет как средство массовой коммуникации, его аудитория.
Предметисследования – функционирование и развитие Интернета как средства массовойкоммуникации, реализация его социально-культурных функций, структура и динамикааудитории Интернета.

Основнаячасть
 
Глава1. Понятие Интернета
 
1.1.Интернет как средство массовой коммуникации
 
Одной из характерных особенностей нашего времени являетсябеспрецедентное развитие средств массовой коммуникации. Информация становитсяреальным социальным ресурсом, а весь мир все зримее обретает очертания того,что М. Маклюэн назвал «глобальной деревней».
Многие поколения наших предков пользовались единственнымсредством накопления, хранения и передачи информации – устным словом. Споявлением бумаги, изобретением наборного шрифта и печатного станка, а затемтипографской машины, распространение печатного слова приобретает массовыйхарактер. С возникновением в 20 веке электронных средств связи  характер СМИ –а фактически жизни в целом – изменился коренным образом. К исходу 20 века количество радиопри­емникови телевизоров уже измерялось миллиардами, а тиражи периодических из­даний газети журналов достигали сотен миллионов экземпляров, и цифры продол­жают расти.Поистине  информация правит миром. Отдельные исследователи массовыхкоммуникаций начали говорить о наступившей эпохе «медиакратии» — власти СМИ,которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструируют ее по собственным правилам. Происходит глобализация средствмассовой информации и коммуникации, трансформируется вся структуракоммуникативного опыта человека. Массовая коммуникация становится не только«магическим окном», через которое мы смотрим на мир, но и «дверью», черезкоторую идеи проникают в наше сознание.  Это относится ко всем средстваммассовой коммуникации, и, прежде всего, к всемирной компьютерной сети Интернет.
Глобальностьхарактера происходящих изменений, связанных с развитием Интернет-технологий исетевых инноваций в России, определяет новые направления исследований и ставитновые проблемы.
Согласнотрадиционным представлениям, коммуникация есть процесс передачи информациимежду адресантом (отправителем информации) и адресатом (получателеминформации). Иначе говоря, в основе представлений о коммуникации лежитизвестная схема «адресант – передача информации – адресат».
Однако каждыйэлемент данной схемы меняется в условиях массового развития коммуникаций вкиберпространстве.  Интернет «играет» с традиционной схемой «источник –сообщение – получатель», иногда сохраняет ее в первоначальном виде, иногдапридает ей совершенно новый характер. Коммуникация посредством Интернета можетприобретать абсолютно разные формы, начиная от всемирных веб-сайтов,находящихся в ведении главных новостных организаций, до листсерверов,занимающихся обсуждением фольклорной музыки и заканчивая личной перепискойдрузей и коллег.
Источникомсообщения может быть как один человек, если это касается, к примеру,  электронныхписем, так и целая социальная группа. Само сообщение может быть традиционнойстатьей, написанной журналистом или редактором, историей, создававшейся долгоевремя различными людьми, и даже простой беседой в чате. Получатель (илиаудитория) данного послания также может варьироваться от одного до несколькихмиллионов, может изменяться, а может и не изменяться в зависимости  от роли,которую выполняет сам получатель (например, будучи создателем сообщения).
Интернетвынуждает переосмыслить классические определения и категориикоммуникативистики. Поэтому когда мы говорим, что Интернет является средствоммассовой коммуникации, становится ясно, что ни слову «массовый»,  ни слову«средство» нельзя дать точного определения – определение зависит от ситуации.
Интернетявляется многосторонним СМИ, который создает множество различных формкоммуникации. Согласимся с предложенным М. Моррис делением их на 4 категории[1]:
1.        асинхроннаякоммуникация «один на один» (электронные письма);
2.        асинхроннаякоммуникация «многих с многими» (например, сеть Юзернет: сводки, листырассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу,в которой сообщения касаются определенных тем);
3.        синхроннаякоммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятсявокруг какой-либо конкретной темы, например, ролевые игры, чаты;
4.        асинхроннаякоммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для полученияопределенной информации и здесь можно встретить коммуникацию «многие и один»,«один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).
Относительнотрадиционных СМИ Интернет  выигрывает  сразу по нескольким параметрам:
1.Мультимедиа – Интернет имеет возможность объединить визуальные, звуковые,печатные и видео-аспекты   других СМИ, цена пересылки письма по электроннойпочте гораздо ниже пересылки с помощью обычной почты.
2.Персонализация – Интернет обеспечивает необходимой информацией  на любом уровне заинтересованности индивидуумов или групп людей; в данном случае доставка можетбыть обеспечена  согласно предпочтению пользователей через  персонализациюсодержания, рассылку  по электронной почте и кабельному телевидению.
3.Интерактивность – Интернет предполагает диалог, а не монолог, которыйподразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь междусотнями пользователей возможны через  электронную почту, информационные табло,форумы, чаты  и телеконференции.
4. Отсутствиепосредников – Интернет дает возможность  прямого доступа правительства кнаселению и наоборот, населения к власти, без вмешательства и манипуляции состороны СМИ.
В современном глобализованном мире и медиа-культуре, которые,не в последнюю очередь, преобразовываются посредством  Интернета,существует стратегическая потребность в проведении исследований Интернета какнового средства массовой коммуникации. В качестве отправных точек можноиспользовать те способы проведения исследований, которые уже применялись длятрадиционных СМИ. Например, многообещающим видится подход, включающийисследование пользы и вознаграждения, которые люди получают от Интернета.
Хотяисследования СМИ с точки зрения теории использования и вознаграждения не были впоследнее время особенно распространены  в литературе, посвященнойкоммуникации, они могут оказаться весьма полезными и стать основой для анализаИнтернет-коммуникаций. К такому же выводу пришли американские американскиеученые Д. Уолтер и С. Рафаели. Теория использования и вознагражденияосновывается на функциональном анализе, который «берет начало изсоциологических и психологических основ потребностей, которые приводят кразличным образцам внешнего и внутреннего воздействия СМИ, приводящему к другимпоследствиям, в большинстве случаев к таким, которые не были предусмотренызаранее»[2].
К. Розенгрен усовершенствовалданный подход, отмечая, что под «потребностями» нужно понимать проблемы, атакже возможные решения данных проблем, которые воспринимает как таковые самааудитория. Особенный интерес он проявляет к анализу информационных бюллетеней,как одной из составляющей Интернета.
Даннаяконцепция должна быть обязательно включена в изучение Интернет коммуникаций,наряду с  некоторые другими концепциями, которые можно применить к изучениюИнтернета как средства массовой коммуникации (теория критической массы, теориясоциального присутствия,  теория «богатства» СМИ, сетевой подход и т.д.). РеконцептуализацияИнтернета с данной точки зрения позволит исследователям использоватьтрадиционные методы изучения СМИ, а также разрабатывать новые способы ихизучения.
 В целом,представляется, что именно анализ процессов в сфере массовой киберкоммуникациии коммуникативных технологий  в российском контексте может стать перспективнымнаправлением дальнейших теоретических исследований в коммуникативистике вближайшем будущем[3].

1.2.Анализ аудитории Интернета
 
Важностьизучения аудитории Интернета растет из–за увеличения количества коммерческойинформации и тех, кто ее поставляет в Интернет.
В одних случаяхважна информация об активных пользователях, в других полезно знать омалоактивных или потенциальных участниках Интернет-сообщества. По даннымкомпании VeriSign Inc., администратора доменов com и net, в 2003 г. насчитывалось среди жителей планеты насчитывалось 580 млн. пользователей Интернета. Порезультатам исследования компании Ipsos-Reid, число пользователей Интернета в 2005 г. в мире выросло на 7%.
/>
        
Наибольшееувеличение числа пользователей в 2006 г. зарегистрировано в Германии (40%),Китае (прирост 37%), Японии (38%) и Южной Корее (32%). В России количествопользователей Интернета, по данным Ipsos-Reid, за 2006 г. выросло на 35% (учитывались только жители городов). А в США число пользователей, наоборот, сократилосьна 6%.
Порог в 10%населения характеризует массовое использование любой новой технологии. Это жеотносится и к росту пользователей Интернета, и к росту числа регистраций новыхдоменных имен. Согласно последним данным Россия близка к этому порогу по числупользователей Интернета, более того, в Москве этот порог уже преодолен. ВРоссии по состоянию на март 2004 г. насчитывалось 14 млн. пользователейИнтернета. Это свидетельствует о том, что Интернет становится массовым явлениемв России.
Результаты опросаФонд «Общественное мнение» свидетельствуют о том, что российская аудиторияпользователей Интернете неуклонно растет.
/>
Вместе стем,  медиаисследования показывают, что, по крайней мере, часть читателейперестает читать газеты, пользуясь информацией через Интернет, и многиетелезрители переключаются на Интернет. Наиболее устойчивым кажется покаположение радио: растет число автолюбителей, а вместе с ним и числорадиослушателей.Так, согласно  даннымTNS GallupMedia за январь-март 2004 годапродолжительность прослушивания радио составляет до 400 минут в сутки.
Вероятностьтого, что радиослушатели и телезрители могут переключиться на компьютеры,пугает некоторые телерадиокомпании, как пугало радиовещательные компаниираспространение телевидения в 50-х гг. Несмотря на огромные планы попревращению телевизора в телефон, домашний центр развлечений, магазин исредство общения, большинство экспертов сходится на том, что ни компьютер, нителевизор не вытеснят друг друга; просто эти понятия, возможно, станутнераздельными или будет существовать несколько видов их комбинаций.
Статистикасвидетельствует, что на Западе активно развивается интерактивное телевидение,которое уже  перегнало спутниковое телевидение – более 20 млн. семей участвуютв интерактивных шоу, влияют на ход событий в сериалах, разворачивающихся впрямом эфире, а также совершают покупки прямо с экранов телевизоров. В 2004 г. доходы от рекламы, продаж и подписки на интерактивное телевидение  в США составили 20 млрд.долл.
Перспективыразвития интерактивного телевидения в России в ближайшее время совершенно иные.Социальные и технологические условия ограничивают возможность создатьпо-настоящему интерактивное телевидение. Небольшая распространенность Интернетав регионах сильно тормозит процесс внедрения онлайновых опросов в телевизионныепродукты. Хотя обратную связь с аудиторией через сеть сейчас используют всетелеканалы – почти у всех есть форумы, где зрителям предоставлена возможностьвысказать свое мнение о программах и ведущих. И это свидетельствует о том, чтороссийские телевизионные компании обратили внимание на огромные коммуникационныевозможности Интернета.

Глава 2. Функции Интернета
 
2.1. Понятие функций Интернета
 
Интернет – среда существования различных по типу коммуникаций[4].
Американский обществовед Г. Лассуэлл считал, что любые социальные коммуникации выполняюттри основные функции: служат контролю над окружающей действительностью;являются средством корреляции (связи и соотнесения) отношения различных социальныхсубъектов к действительности; позволяют передавать культуру (знания, ценности,нормы, традиции) во времени, т.е. последующим поколениям.
Названные универсальные функции коммуникаций присущи и Интернет.Вместе с тем историческое развитие СМИ привело к формированию в их деятельностицелого ряда специфических функций, выполнение которых неизбежно находилось подвлиянием социально-политической и экономической ситуации в конкретных странах,расширения технологических возможностей для производства и распространенияинформации. Например, функция СМИ как каналов социального участия была осознанапоздно, во второй половине 20 в., возможности для ее выполнения многократноувеличились с появлением Интернета, но реализована она пока лишь в самой малоймере.
Исследования должны помочь профессионалам Сети и ее пользователям извлечьлучшее из ее потенциальных возможностей. «Технологии хороши или плохи взависимости от нашего их использования. Они суть продолжение нас самих»[5].
Функции СМИ в Интернете, с одной стороны, сохраняют присущее всем СМИ содержание. А сдругой стороны, приобретают специфику, свойственную данной медийной среде.

2.2. Коммуникативная функция Интернета
 
Средства коммуникации, по определению, призваны связывать людей, служитьсредствами их общения. Массовые коммуникации служат средством связи длямассового субъекта.
Коммуникация посредством Интернет устроена таким образом, что на одномполюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегдаостается массовый субъект – заранее неопределенное по численности множество анонимныхпользователей. К анонимности зачастую тяготеет даже полюс производстваинформации, такова сила ее природы в этой медийной среде. Недаром в Интернет такмного сведений, происхождение которых не установлено. Заново это было осознаннос появлением флэш- и смарт-мобов, где анонимность возведена в принцип[6].
В силу анонимности разворачивается царство вымышленных персонажей,сменяемых и устойчивых масок. Разумеется, различного рода подмены, неопознанностьучастников общения имеет место и в традиционных СМИ.
Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной. Общение перестаетбыть привязанным к местоположению общающихся. На этой основе Интернет можетвыполнять социально-креативную функцию, то есть формировать новые общности сединой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом. Общаянаправленность развития средств распространения информации состоит вутверждении гетерархического (горизонтального, равноправного) порядка на местеиерархического (вертикального, с доминированием одного из субъектов общения). Происходитпереход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации.
В условиях Интернета аудитория может участвовать в производстве иобмене информацией, в том числе и между собой. Аудитория перестает (еслизахочет) быть только получателем сообщений. Однако здесь использованиеинтерактивных возможностей никогда не преодолеет естественного разделенияролей.
В сетевой интерактивности выделяют три аспекта: «люди и документы»(возможность для пользователя формировать и реализовывать запрос на информацию),«люди и технология» (приспособленность, удобство информационной технологии дляпользователей) и наиболее интересный для социолога аспект «люди и люди». Впоследнем случае речь идет о приспособленности данной коммуникации кдвустороннему общению, о социальных технологиях общения, которые помогаютдостижению позитивных социальных целей; о том, как реализуется возможностькоммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом – основнымисубъектами, выделяемыми в анализе функционирования современного общества.
Анализируя коммуникативную функцию Интернет, следует различать понятия«интерактивность» и «обратная связь». Первое шире второго. Обратная связь – этореакция, отклик субъекта на информационное воздействие. Именно в этом качествев Интернет пока чаще всего используется функция «форум». Да и показателипосещаемости тоже выступают в роли обратной связи: свидетельствуют о том,заинтересовались ли сайтом и его контентом пользователи. Интерактивность жепредполагает и другие возможности: контроля пользователя над содержанием(запрос, оценка), участия в его формировании через постановку проблем дляосвещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями сдругими пользователями и т.п. Некоторые возможности такого рода могут использоватьсяи в традиционных СМИ. Но чего уж там никогда не было – так это возможностиобщения по горизонтали, между пользователями.
Однако потенциал новой технологии реализуется только черезактивность людей.
Коммуникации, в которых у субъектов, представляющих два полюса коммуникации,есть возможность и отправлять и получать сообщения, а значит, естьвзаимообратимость их ролей. Г. Лассуэлл предложил называть их двусторонними. ВСМИ взаимообратимость никогда не может быть полной.
Однако степень жесткости поляризации может быть различной. Можноразличить каналы массовой информации, построенные по одностороннему,монологичному или двухстороннему, диалогичному принципу. Американскийисследователь выделяет три уровня интерактивности:
1. двухсторонняя;
2. реактивная, или квазиинтерактивная коммуникация, где один полюсполучает сообщения о реакции другого (то есть, имеет место обратная связь;
3. полностью интерактивная коммуникация, где все субъектыкоммуникации могут участвовать в обмене информацией «на равных».
Наследуя обретенные традиционными СМИ формы обратной связи и общуюсвою способность к интерактивности, Интернет может развивать их до уровняистинной двусторонности, действительной интерактивности, то есть до сочетания синхронной(одновременной) и асинхронной (неодновременной) обратной связи, с однойстороны, и возможности обмена информацией между пользователями, то естьистинной двусторонности, — с другой. Все это происходит в одной и той же медийнойсетевой среде, что, конечно же, облегчает для пользователя овладение всемипредоставляемыми возможностями.

2.3. Информационная функция Интернета
 
В соответствии с общей природой СМИ информация в интернет-каналах открытадля каждого, ограничения могут быть связаны только с платностью.
Как отмечалось, равная доступность ресурсов – одна из ключевыхпроблем социологических исследований и практического развития Интернета.Оптимисты надеются, что Сеть облегчит достижения равенства для ранее ущемленныхгрупп. Однако пока новое цифровое неравенство воспроизводит и даже усугубляетранее сложившееся положение вещей.
Информация в Интернет обладает рядом специфических черт. К ним относятся:
·         оперативность,т.е. нацеленность на освещение, прежде всего, текущих событий;
·         освещениежизни социума, а не собственной деятельности создателей ресурса;
·         универсальность,или разносторонность, тематики, даже если это канал специализированный;
·         жанрово-видовоеразнообразие материалов[7].
Не сложившиеся еще отношения юридической и моральной ответственностиопределяют легкость в Интернете акций по дезинформации, публикациинепроверенных и порочащих сведений, использованию слухов и неидентифицированныхисточников.
На основе информационной функции СМИ способны выполнять и
функцию формирования повестки дня, или фокусирования общественного внимания.В Интернете этот процесс затрудняется, во-первых, колоссальным ростомколичества ресурсов (диверсификацией), среди которых каждый пользователь можетвыбирать тот, что сочтет нужным. Во-вторых, присущей ему возможностью быстрогообновления контента вплоть до режима реального времени. Предстоит исследовать,к каким социальным последствиям приведет невиданное доселе разнообразие и темпобновляемости информации в Сети, возможность для каждого пользователяопределять свой маршрут, что способствует дроблению, демассификации аудитории. Непотеряет ли из-за этого общество возможность поддерживать единуюинформационную, а вместе с тем и культурно-ценностную базу? К этому ведет и асинхронность(неодновременность) получения информации пользователями. Газеты, радио,телевидение своими периодическими выходами как бы устраивают для аудитории«сеансы», выпуски рассчитаны на более или менее одновременное восприятие, вСеть же каждый входит в удобное для себя время (характерно, что создателисайтов, в отличие от офлайновых коллег, не утруждают себя объявлениями опериодичности и моментам обновления контента, пользователь приходит к этомузнанию в результате собственной практики).
Единая информационная платформа – условие для выполнения функцийфорума, ценностно-регулирующей, социально-организационной исоциально-креативной.
Принципиально новые возможности для выполнения функции информированияоткрываются в связи с мультимедийностью сетевых ресурсов.
По исследованиям традиционных СМИ известно, что использованиеразличных знаковых и изобразительно-выразительных средств облегчаеториентирование в информации, ее усвоение.
Исследователям еще предстоит описать, измерить, понять, как влияетна функцию информирования и гипертекстуальность. Здесь есть и вовсе не исследованныйракурс: как используется это качество в более широких рамках – привзаимодействии традиционных СМИ и их интернет-ресурсов. По крайней мере, эффектрасширения контента здесь наблюдается. Однако наиболее заметно пока здесьявление кросс-промотирования: линки отсылают к тем он- и офлайновым источникам,с которыми сайты связаны «родственными» или партнерскими отношениями.
Будучи частью СМИ, соответствующие ресурсы в Интернете обладают и присущими имуниверсализмом тематики, видов и жанров информации. Вместе с тем Интернет,обладая мультимедийностью, гипертекстуальностью, позволяет делать информациюболее богатой по изобразительно-выразительным качествам, более полной иобъемной. Новое в выполнение информационной функции вносят такие особенностиИнтернет, как их растущее количество и асинхронность восприятия информациипользователями. Здесь могут возникнуть проблемы с формированием «повестки дня»,а в конечном итоге – и с формированием
необходимой обществу единой информационной и ценностно-нормативнойбазы.

2.4. Ценностно-регулирующая функция
 
Содержание этой функции во многом совпадает с той, что Г.Лассуэллом было названо функцией корреляции отношения к действительности,присущей всем социальным коммуникациям. Семья и школа осуществляют первичную социализацию,то есть приобщение личности к знаниям, нормам, ценностям, опыту, традициям,накопленным обществом и окружающей социальной микросредой. Далее в современномобществе эта функция в значительной мере переходит к СМИ. Они служат выработкеи сохранению общей ценностно- нормативной платформы: что такое хорошо, чтотакое плохо и как, соответственно, стоит думать и поступать.
Интернет приносит технологически принципиально новую степеньсвободы в обмене информацией, возможности высказать свою точку зрения намножестве площадок.
Интернет обостряет проблему социальной идентичности – отнесениясебя к определенным социальным общностям. Есть точка зрения, что еслитрадиционные коммуникации (письмо, книга, телефон) сломалипространственно-временные барьеры, то новейшие средства идут дальше: ломаютграницы идентичности, здесь создается широкий спектр виртуальных сообществ,быстро сменяющих друг друга.
В этой связи важность выполнения ценностно-регулирующей функции,т.е. установления общей ценностно-нормативной базы возрастает.
Как известно, ценностно-регулирующая функция проявляетсяразнообразно: не только в самом содержании, но и через отбор сообщений, ихкомментирование, расположение в определенной последовательности, наопределенных страницах.
Из исследований аудитории традиционных СМИ давно известно, чтоодна ее часть стремится, используя различные, в том числе альтернативные,источники информации, составить собственную точку зрения. Другой же удобнееруководствоваться одной и только одной предлагаемой позицией.
Выполнение ценностно-регулирующей функции в демократических СМИ происходитна основе выполнения функции информирования и фокусирования внимания аудиториина определенных событиях и проблемах, то есть формировании повестки дня.Однако, в Интернете происходит дальнейшее дробление аудитории. Особенно остропроблема
организации общей аудитории стоит для коммуникацийобщенациональных[8].

2.5. Развлекательная функция Интернета
 
Интернет – среда, где стираются не только пространственные рубежи,но и границы между сферами жизнедеятельности людей: работой и бытом, хобби и реализациейгражданского статуса, обучением и развлечением. Средства для информационногообеспечения этих сфер и участия в них находятся в единой медийной среде,дистанция между разными сферами практически не ощущается.
Нельзя утверждать, что указанные возможности Интернета уникальны.Они проявились еще в традиционных СМИ, особенно на телевидении. В советское времяофициальные идеологи в штыки встречали попытки социологов включать в спектрфункций СМИ развлекательную. Дискуссии на этот счет закончились победой такойфункции не только в теории, но и на практике: современные радио и телевидение,да и большая часть печатной периодики, оказываются средствами развлечения,часто и в ущерб другим функциям.
Если в области «серьезного» контента новая медиасреда может даже стимулироватьинтерес к чтению, то в сфере развлечения отношения между традиционными СМИ,особенно телевидением, и Интернетом – конкурентные.
Интернет вообще во многом оказывается стихией игры, егоинтерактивные возможности и разнообразие игровых средств и форм с традиционнымиСМИ несравнимы. Интеллектуальный уровень развлечений может быть самым разным – отнепритязательных забав для подростков до насыщенных особым этикетом и содержанием«крепостей» для взрослых.
Вначале пользование Интернетом не связывалось с отдыхом. Внешне очевидныйобраз зрелища, привычный для ТВ, у Интернета проявился отнюдь не сразу. Зато,обнаружив возможность быть не только созерцателями, но и непосредственнымиучастниками игры (а это особый и немаловажный вид активности), люди быстропоставили новое средство на службу развлечению.
Наиболее очевидная тенденция в освоении Интернета человечествомсостоит в том, что наряду с инструментом познания, средством обучения иинформирования он превращается в способ развлечения для массы людей. Однаковзаимоотношения со «старыми» СМИ неоднозначны. По мнению М. Кастельса, гипотезанасчет того, что использование Интернета создает конкуренцию именно в сфереразвлечения, не подтвердилась. Есть пределы времени, затрачиваемого на данныйвид активности. Однако массовизация состава пользователей Сети, то есть увеличениеих числа и расширение социально-демографического состава, уменьшение разницы вдоступности пользования Сетью для разных групп, приведет все-таки к тому, что впределах времени, затрачиваемого на развлечения, лидирующим окажется именноИнтернет. В 2002 г. в США доли пользователей, обращавшихся в Сеть для чтенияежедневных газет и для участия в онлайновых играх были, близки. Но ведьназначение Интернета, считает М. Кастельс, не изоляция людей в воображаемоммире, в сфере ролевых игр с их фальсификацией личности. «Он используется дляраспространения политических посланий, для организации коммуникации поэлектронной почте с общественными сетями, для выражения идей и поискаинформации. Это средство коммуникации, а не развлечения»[9].
Разнообразные опции и выразительные возможности Интернета стоитиспользовать для того, чтобы процесс общения и получения информации становилсяне лишенным приятности занятием, а развлекательные моменты способствоваливыполнению других функций. Интересен с этой точки зрения опыт так называемых«звездных чатов», где состав приглашенных звезд, этикет общения с ними, содержаниезадаваемых им пользователями вопросов могут служить и познавательным эффектам,и поддержанию стимулов к овладению заинтересовавшей профессией, и к тренировкенавыков социального общения.
Будущее покажет, станет ли развлечение одной из основныхсоциальных функцийСети. Пока же ее развитие переживает такой этап, когда в силу массовизацииаудитории отношения ее с Интернетом теряют былую «серьезность».

Заключение
 
Итак, мы дали понятиеИнтернету как средству массовой коммуникации, сделали анализ аудиторииИнтернета как в мире в целом, так и в России, рассмотрели коммуникативнуюфункцию Интернета, информационную функцию Интернета, ценностно-регулирующуюфункцию Интернета, развлекательную функцию Интернета.
Из всего вышесказанногоможно сделать следующие выводы.
Интернет – это болееэффективное и удобное средство массовой коммуникации.
Интернет – это «клуб» длявсестороннего безграничного открытого общения.
Интернет –это средство реструктуризации общества и основных сфер общественной жизни(экономики, науки, политики).
Интернетменяет весь образ жизни людей, стиль мышления человека, трансформируетличность, расширяет ее границы. Повышается социальная мобильность, создаютсяновые модели поведения, технологии воздействия на массовое сознание  становятсяболее эффективными. Развитие новых информационно-коммуникативных технологийспособствуют интернационализации рынков труда и усилению их взаимозависимости,индивидуализации и плюрализации стилей жизни.
 Можносказать, что исследования Интернета как нового средства массовой коммуникациисегодня еще только начинаются, нередко они лишь успевают фиксировать некоторуюфеноменологию в ущерб ее разностороннему изучению и анализу, но их актуальностьи практическое значение не вызывают сомнения. Реалии информационного века всеболее становятся социальной реальностью современной России, актуализируянеобходимость дальнейшего научного поиска в данном направлении.

Список используемой литературы:
1.   Дайсон Э. Жизнь в эпохуИнтернета. Release 2.01. М., 1998.
2.   Гуманитарные исследованияв Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000.
3.   Кастельс М. ГалактикаИнтернет. М., 2003.
4.   Лукина М.М., ФомичеваИ.Д. СМИ в пространстве Интернета. Серия «Интернет-журналистика». Вып.1. – М.,2005.
5.   Мень Е. Еще раз об умнойтолпе // Критическая масса. – 2003.
6.   Моррис М., Оган С.Интернет как масс-медиа // Журнал коммуникации. – 1996 — № 1.
7.   Филатова О.Г. Интернеткак масс-медиа // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теориикоммуникации». – М., 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.