Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Автоматизированные информационные технологии в управлении налоговой и бюджетной системами

Введение
 
Эффективное управление предприятием в современныхусловиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выборпрограммного продукта и фирмы-разработчика – это первый и определяющий этапавтоматизации любого учета. В настоящее время проблема выбора информационнойсистемы (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. Вэтом смысле российские предприятия сильно уступают зарубежным конкурентам.Иностранные предприятия, как правило, имеют опыт модернизации и внедрения неодного поколения ИС. В развитых западных странах происходит смена ужечетвертого поколения ИС. На российских предприятиях зачастую используют системыпервого или второго поколения.
Руководителимногих российских предприятий имеют слабое представление о современныхкомпьютерных интегрированных системах и предпочитают содержать большой штатсобственных программистов, которые разрабатывают индивидуальные программы длярешения стандартных управленческих задач.
Процедурапринятия решения о выборе наиболее эффективной компьютерной системы управлениянова для большинства отечественных руководителей, а ее последствия во многомбудут оказывать значительное влияние на предприятие в течение нескольких лет.Т.к. применение интегрированной ИС, которая отвечала бы требованиям предприятия(масштабу, специфике бизнеса и т.д.), позволила бы руководителю минимизироватьиздержки и повысить оперативность управления предприятием в целом.
Вданной контрольной работе рассматривается автоматизированные информационные технологиив управлении налоговой и бюджетной системах.
Государственнаяналоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органовгосударственного управления Российской Федерации и подчиняется ПрезидентуРоссийской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основной задачей Государственной налоговой службы РоссийскойФедерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах,правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения всоответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей,установленных законодательством.
Целью системы управления налогообложением является оптимальное иэффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления наобъекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управлениявыступают предприятия и организации различных форм собственности и население.Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействиеосуществляется через систему установленных законодательством налогов.
Эффективное функционирование налоговой системы возможно только прииспользовании передовых информационных технологий, базирующихся на современнойкомпьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создаетсяавтоматизированная информационная система, которая предназначена дляавтоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбораналогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды,проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению,обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых службдостоверной информацией.
Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе–это совокупностьметодов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенныхв технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение,распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкостипроцессов использования информационного ресурса, а также повышения ихнадежности и оперативности
Информационноеобеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов,кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые впроцессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспектесистема должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ееосновных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общиеклассификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы ибазы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятияпользователями и т.д.
Системапоказателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Онихарактеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов,финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиковс бюджетом и т.д.

1. Автоматизированнаяинформационная система (АИС) «Налог»
 
Автоматизированнаяинформационная система (АИС) «Налог»представляет собой формуорганизационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств иметодов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС«Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность,обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость ирационализировать управленческую деятельность налоговых органов путемприменения экономико-математических методов, вычислительной техники и средствсвязи, упорядочения информационных потоков. Цели функционированияавтоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулироватьследующим образом:
Повышениеэффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности иповышения качества принимаемых решений.
Совершенствованиеоперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.
Обеспечениеналоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговомзаконодательстве.
Повышениедостоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля засоблюдением налогового законодательства.
Улучшениекачества и оперативности бухгалтерского учета.
Получениеданных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.
Анализдинамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.
Информированиеадминистрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налоговогозаконодательства.
Сокращениеобъема бумажного документооборота.
Насовременном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговойсистемы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС.Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующиеинформационные технологии. Автоматизированная информационная технология(АИТ) в налоговой системе– это совокупность методов, информационныхпроцессов и программно-технических средств, объединенных в технологическуюцепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение иотображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использованияинформационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.Информационнымиресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы исредства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителямиинформации.
Одной изприоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов,предполагаются использование информационных технологий, создание информационныхсистем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.
Структура АИСналоговой службы, как и структура самих налоговых органов, являетсямногоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит избольшого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширнымивнутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системыосуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями),так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления являетсяпроцессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службыимеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.
Функциональнаячасть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. Взависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной частивыделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональныеподсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определеннымэкономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должнаобеспечить функция управления. В комплексе задач используются различныепервичные документы, и составляется ряд выходных документов на основевзаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются наметодических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждогокомплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязаннымивыходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.
Обеспечивающаячасть включает информационное, техническое, программное и другие видыобеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системыорганизационного типа.
Информационноеобеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов,кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а такжеинформационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессеавтоматизации решения функциональных задач.
Техническоеобеспечение представляет собой совокупность технических средств обработкиинформации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств,позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочимиместами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другимиэкономическими объектами и системами.
Программноеобеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средствобщего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач,решаемых налоговыми органами.
Автоматизированнаяинформационная система налоговой службы относится к классу больших систем. Кней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется рядтребований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементовданной системы, как в ее рамках, так и с другими системами, системность,декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизацииэлементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатациии достоверность информации, однократность ввода исходной информации имногофункциональное, многоплановое использование выходной информации;актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратахручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянииобъекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией каквнутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИСдолжна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивалбы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту вводаисходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту итехнологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей,как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованиемявляется разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционныхсистем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных наобработку данных и решение функциональных задач, систем управления базамиданных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации,необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения егоинформационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информациеймежду системами и т.д. В информационном аспекте система должна предоставлятьдостаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметьрациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации,иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемыеСУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятияпользователями, и т.д.
Созданиеподобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всегоинформационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций иобеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них;разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органоввычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программныхсредств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. В основе созданияАИС «Налог» лежит концепция жизненного цикла программных систем. На первомэтапе осуществляются анализ предметной области и разработка постановки задачи иликомплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участииспециалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущностьэтого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структурыналогового органа и разработки технического задания, для чего используютсяметоды информационного анализа, исследования операций, теории сложных систем.На основе технического задания разрабатывается технический проектавтоматизированной системы. Целью данной стадии является созданиеинформационно-логических моделей системы налогообложения. Важнейшей частьюсоздания технического проекта является выбор программных средств и методовреализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие:оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа,выполнение основных функций обработки, возможность функционирования в различныхоперационных средах, возможность создания информационного интерфейса с другимисредами и системами, перспективы развития среды с учетом современных тенденцийв информационных технологиях и ряд других. Для реализации отдельных несложныхзадач могут быть использованы электронные таблицы. Существенное место в проектезанимают информационно-справочные системы, такие, как законодательные инормативные акты по налогообложению, базы данных по общеправовым вопросам, базыданных по инструктивным и методическим материалам и т.д. Без их использованияне обходится ни одно структурное подразделение налоговых органов. К системам,поддерживающим эти базы данных, можно отнести «Консультант», «Плюс», «Гарант»,«Юсис» и другие подобные системы. Важным шагом на этапе техническогопроектирования является определение состава и структуры профессиональных базданных, функциональный и информационный состав которых зависит от функцийконкретного исполнителя. К ним можно отнести базы исходных и отчетных данных поналоговым поступлениям в различных разрезах, базы данных документов внутреннегопользования различного назначения, базы данных, содержащих письма, предложения,ответы по налоговому законодательству и т.д. Для создания таких баз могутиспользоваться как методы индивидуального проектирования, так и уже имеющиесяпрограммные средства. Следующим этапом является рабочее проектирование. На этомэтапе выполняются работы по созданию необходимой документации, структурированиюи программированию компонентов, определенных на предыдущем этапе. Результатомрабочего проекта служит комплекс АРМ специалистов налоговых органов, комплексбаз данных пользователей, комплекс технической документации на систему.Средства, используемые на этапе рабочего проектирования, включают в себя всёмногообразие программных продуктов, начиная от операционных систем до языковпрограммирования. По окончании рабочего проектирования проводится внедрениеразработанного проекта. Внедрение осуществляется по методике, содержащейперечень и последовательность мероприятий, связанных с внедрением АИС,ожидаемые результаты, критические точки отказов, критические временные периоды.
Всоответствии с методикой внедрения подготавливаются исходные данные длявнедрения. Контрольный пример отражает реальные информационные совокупности исодержит всевозможные варианты и сочетания информационных условий каждойфункциональной задачи для выявления наибольшего числа отказов. Особое вниманиедолжно быть уделено узким местам в технологическом процессе обработкиинформации. По результатам внедрения составляется акт, в котором содержатсяоценка полученного результата и перечень замечаний, подлежащих устранению. Послеустранения недостатков составляется протокол о приемке проекта и процесспроектирования заканчивается.
В процессеэксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта. Это связанос тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы,разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может бытьмодернизирован в зависимости от изменяющихся условий функционирования системыналоговой службы.
 
2. Информационныетехнологии управления бюджетной системой
 
Одним из механизмов,позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, являетсяфинансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.
Бюджет–этоформа образования и расходования денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
ИС управлениябюджетным процессом имеет централизованную сетевую архитектуру. Центральнымзвеном является банк данных финансово-казначейского управления.
Ключевую рольв управлении информационными потоками финансовых, бюджетных, налоговых службиграют вычислительные центры федерального и регионального уровней.Телекоммуникационную основу информатизации в финансовых и налоговых службахфедерального и территориального уровня управления составляют корпоративныекомпьютерные сети. Обмен данными в таких сетях осуществляется на основестандартных протоколов.
В налоговых ифинансовых службах регионального уровня используются серверные сети итрехуровневая клиент-серверная модель обработки данных.
В бюджетнойсистеме, которая функционально связана с налоговыми учреждениями, решениемзадачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основныминструментальным прикладным программным средством является программный комплекс«Бюджет». Он обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством,налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненнымифинансовыми органами городов и районов и т.д. Программный комплекс «Бюджет» имеетединую БД и единый пользовательский интерфейс.
Программныйкомплекс «Бюджет» охватывает следующие структурные подразделения финансовогооргана:
Бухгалтерия
Реализуютсяследующие функции:
учетфактических доходов и расходов бюджета по первичным документам (выписки,платежные поручения, соглашения о взаимозачетах, акты налоговой инспекции, актыприема-передачи ценных бумаг и т.д.);
работа сотчетами распорядителей Кредитов (ведомость списания кассовых расходов);
накоплениеинформации подчиненных субъектов;
взаимныерасчеты между бюджетами различных уровней;
автоматизированнаяобработка электронных выписок из банка;
автоматизированноеформирование бухгалтерской отчетности. Бюджетный отдел.
Реализуютсяследующие функции:
работа сбюджетом и росписью бюджета;
работа среестром уведомлений;
формированиеуточненного плана и плана финансирования;
формированиераспоряжений па финансирование.
Отделгосударственных доходов.
Реализуютсяследующие функции:
работа спланом доходов;
изменениедоходной части:
проведениевзаимозачетов;
формированиепрогнозов доходов.
Программныйкомплекс «Бюджет» построен по модульному принципу.
Одним изпрограммных модулей комплекса является «Исполнение бюджета», которыйпозволяет решать следующие задачи:
осуществлятьнепосредственный контроль динамики поступления и расходования бюджетныхсредств;
прогнозироватьдинамику поступления средств с целью осуществления планирования и корректировкиассигнований из бюджета;
проводитьнаблюдения за движением средств, поступающих через банки в виде налогов вбюджет;
осуществлятьраспределение доходов между федеральным бюджетом, бюджетаминационально-государственных и административно-территориальных образований;
осуществлятьраспределение доходов между бюджетополучателями, контроль поступления ирасходования средств;
передаватьинформацию о динамике поступлений доходов в федеральный и местные бюджеты изрегиона в вышестоящие подразделения финансовых органов и т.д.
Модуль «Налоговыезачеты» позволяет решать следующие задач и формирование налогового зачета;
регистрацияналогового зачета;
проведениепогашенных налоговых зачетов;
формированиевизуальных и печатных форм по налоговым зачетам.
Заключение
Сегодня компьютерные программы для ведения всех налоговых ибюджетных операций, находятся в непрерывном развитии. Это обусловленонеобходимостью оперативного отражения изменений в налоговых документах ивозрастающими потребностями пользователей в автоматизированной обработкеинформации.
Автоматизация предполагает, прежде всего, повышениепроизводительности труда, повышение квалификации и профессиональной грамотностипользователей.
Применение компьютерных программ позволяет облегчить работупользователей, так как их применение снижает трудоёмкость по операциям.Применение автоматизированных систем даёт возможность налогоплательщику решатьсвои задачи с ГНС, оперативно и не выходя со своего рабочего места.

Библиография
1. Лыкова Л.Н. Налогии налогообложение в России: Учебник для ВУЗов. — М: Идательство БЕК, 2001.
2. Миляков Н.В. Налогии налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Незамайкин В.Н.,Налогообложение юридических и физических лиц/2-е изд.-М.: издательство«Экзамен»-, 2004.
4. Титоренко Г.А. Автоматизированныеинформационные технологии в налоговой и бюджетной системах: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001, с. 192.
5. Ясенев В.Н. Автоматизированныеинформационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород,2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.