ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика – это форма учебных занятии в организациях (предприятиях) разных форм собственности и организационно – правовых форм.
Производственная практика проводится с целью изучения общих принципов функционирования организаций и учреждений по управлению трудом и регулированию социально-трудовых отношений, служб занятости; принципов организации работы служб и подразделений, занимающихся вопросами подбора, расстановки и учета персонала, отделов кадров, труда и заработной платы, отделов управления персоналом; а также анализа документации, обеспечивающей деятельность указанных служб. Она позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах. В задачи практики входит:
Главной целью моей работы было получение первоначальных навыков на предприятии розничной торговли.
В мои функции входило:
Консультирование клиентов по товару фирмы;
Набор товаров клиентам;
Размещение товара в торговом зале и на витринах по видам, моделям, размерам и фасонам с учетом частоты спроса;
Оказывать помощь в разборе товара из прихода. Под руководством наставника участвовать в сортировке и маркировке товара;
Прикреплять ярлыки цен с указанием наименования, артикула, цены, размеров;
Встречать клиентов розничного отдела и консультировать их по ассортименту. Демонстрировать все виды моделей наименования;
Рекомендовать новые товары. При отсутствии в продаже отдельных изделий предлагать другие, близкие по свойствам товары;
Доводить до сведения директора магазина о спросе покупателей на отдельные товары;
Следить за наличием ценников, аккуратностью оформления витрин в розничном отделе, чистотой и порядком на рабочем месте. Раз в неделю переоформлять витрину (товара «на виду» и товара в плохо доступных местах для обозрения);
Соблюдать правила трудовой дисциплины, установленной в фирме
Я проходил практику в розничном торговом предприятий ТОО «Молодость».которая находится в г. Караганда.
1. Организационная структура предприятия.
Создание предприятия фиксируется соответствующими документами.
Прежде всего, оформляется основной документ - Устав предприятия, в котором указываются: юридический статус нового предприятия, задачи, обоснования и принципы его создания, учредители, их адреса, денежный вклад каждого учредителя, организационная структура предприятия, его руководящие органы, права и обязанности предприятия как юридического лица.
В уставе обозначается размер уставного капитала и источники его образования, указываются вид и сфера деятельности предприятия, даются гарантии охраны окружающей среды и здоровья людей, устанавливается форма управлением предприятия и его филиалами, указываются система учета и отчетности, адрес и названия предприятия.
Устав предприятия утверждается учредителями и вместе с заявкой регистрируется местными органами власти. После этого предприятие получает право на собственную печать и открывает расчетный счет в банке. Учреждение, которое не имеет печати и расчетного счета, не является юридическим лицом и не относится к категории предприятий.
Учредительный договор - договор между учредителями о создании юридического лица. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, а также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава.
Решение о создании нового предприятия принимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства и организации предприятия, закупки необходимого сырья и материалов, оборудования, найма рабочей силы. На базе капитальных первоначальных вложений, израсходованных или предназначенных на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия.
Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, оставляемой на предприятии для развития производства, а в отдельных случаях – за счет ассигнований из бюджета. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, а также получить кредиты, погашаемые в последствие из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также от продажи лишнего имущества.
Совет учредителей решает вопрос о распределении чистой прибыли. Часть этой прибыли может направляться на производственное и социальное развитие общества. Определяется доля прибыли на выплату процентов по облигациям. Производятся отчисления в резервный и специальные фонды. Совет учредителей исходя из финансового состояния общества, конкурентоспособности его продукции и перспектив развития принимает решение о конкретном соотношении размеров чистой прибыли, распределяемой по указанным направлениям.
Структура в широком смысле слова, есть совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними. Альтернативные варианты формирования организационной структуры предприятия должна базироваться на стратегических планах, поскольку именно стратегия определяет структуру, а не наоборот. В этой связи под организационной структурой предприятия мы понимаем весь пакет взаимных договоренностей о разделении задач и полномочий внутри предприятия. Схема организационной структуры предприятия смотрите в приложениях таб.1.
В предприятий работают очень много разных людей специалистов. Описание функций главных специалистов предприятия. Рассмотрим несколько из них.
Кассир, непосредственно подчиняется директору магазина и главному бухгалтеру. Дополнительные распоряжения может получать от генерального директора.
Кассир должен:
Уметь работать на кассовом аппарате
Знать правила заполнения документов бухгалтерской отчетности и кассовых операций
Знать правила приёма, выдачи, учёта и хранения денежных средств и ценных бумаг.
В своей деятельности кассир руководствуется:
Нормативными документами, относящимися к выполняемой работе
Правилами трудового распорядка
Приказами и распоряжениями непосредственного руководителя и директора предприятия
Должностной инструкцией
Цели кассира состоят в:
Осуществление внутрифирменных расчётов
Ведение рублёвой кассы
Кассир несет ответственность за:
Сохранность денежных сумм и своевременное информирование директора
Недостачи ежедневной выручки и общей кассы
Небрежное и халатное отношение к своим обязанностям
Ошибки при ведении кассовых операций
Несвоевременное и недоброкачественное выполнение порученных должностных обязанностей
Неправомерные действия с документами о деятельности предприятия, сохранять коммерческие тайны предприятия
В целях безопасности находится в кассовой комнате в течение всего рабочего дня, исключая перерывы на обед и в случае необходимости.
Продавец розничного отдела подчиняется кассиру.
Продавец розничного отдела, непосредственно директору магазина. Дополнительные распоряжения может получать от администратора торгового зала и кассиру.
Продавец розничного отдела:
Ассортимент, классификацию, характеристику трикотажных изделий
Шкалу размеров, правила размещения товаров на витринах
Порядок определения брака в товаре, правила приёма бракованного товара
Методы изучения спроса покупателей
Цели должности:
Привлечение и удержание клиентов
Поддержание имиджа фирмы
Консультирование клиентов по товару
Качественное и быстрое обслуживание клиентов
Функции продавца розничного отдела:
Консультирование клиентов по товару фирмы;
Набор товаров клиентам;
Размещение товара в торговом зале и на витринах по видам, моделям, размерам и фасонам с учетом частоты спроса;
Оказывать помощь в разборе товара из прихода. Под руководством наставника участвовать в сортировке и маркировке товара;
Прикреплять ярлыки цен с указанием наименования, артикула, цены, размеров;
Встречать клиентов розничного отдела и консультировать их по ассортименту. Демонстрировать все виды моделей наименования;
Рекомендовать новые товары. При отсутствии в продаже отдельных изделий предлагать другие, близкие по свойствам товары;
Доводить до сведения директора магазина о спросе покупателей на отдельные товары;
Следить за наличием ценников, аккуратностью оформления витрин в розничном отделе, чистотой и порядком на рабочем месте. Раз в неделю переоформлять витрину (товара «на виду» и товара в плохо доступных местах для обозрения);
Соблюдать правила трудовой дисциплины, установленной в фирме.
Изучает новый ассортимент
Осуществляет размещение товаров на складах
При выборе товара клиентом производит выписку , где указывается текущая дата, краткое наименование товара, количество единиц товара и цены. Проверяет чек на купленный товар и вместе с выпиской отдаёт товар клиенту
Принимает товар по накладным, расписывается во втором экземпляре и передает его директору магазина
Заносит накладные в Тетрадь регистрации накладных, где записывается: №№ накладных, сумма и подпись продавца и администратора торгового зала
Каждую выписку заносит Тетрадь регистрации выписок и в конце дня подводит итоговую сумму продаж, выделяя отдельно розничный и бракованный товар. Данные передаются оператору ПК. В конце дня производит сверку цен и суммы по компьютеру и контрольному чеку.
Доводит до директора оптовой торговли информацию о спросе покупателей на отдельные товары
Выявляет в процессе обслуживания клиентов их пожелания к обслуживанию и ассортименту и доводит информацию до сведения директора магазина
Наблюдает за сохранностью товара в отделе. В случаях попытки кражи немедленно сообщает директору магазина и охраннику.
Своевременно отслеживает переоценку нереализованного бракованного товара, составляет накладную, подписывает ее у заместителя директора магазина
Обзванивает клиентов во время прихода товара и проведения рекламных акций
Выполняет разовые поручения администрации
Под руководством директора магазина участвует в учете товара на складах и в розничном отделе
Соблюдает правила трудовой дисциплины, установленные в фирме
Продавец розничного отдела несет ответственность за несвоевременное и недоброкачественное выполнение порученных должностных обязанностей
2. Основная деятельность предприятия.
Общество - объединение капитала, не все участники общества участвуют в его делах. Обществом управляет общее собрание либо учредителей, либо акционеров.
ТОО – это одна из организационно- правовых форм предприятия.
ТОО «Молодость» - занимается оптово-розничной торговлей, в котором универсальным ассортиментом продаваемых товаров является трикотажные изделия, как отечественных производителей, так и зарубежных. Товар рассчитан на людей с малым материальным достатком - в простонародье этот товар называется «ширпотреб». У предприятия уже давно сформировавшаяся база своих клиентов из разных уголков Караганды и за его пределами. Мы всегда рады своим покупателям-оптовикам и много с ними общаемся: узнаём их желания, всегда пытаемся помочь им в выборе товара. Доброжелательная атмосфера в коллективе отражается и на наших клиентах-оптовиках, они никогда не уходят без покупки, тем более что и цена товара доступная. Оптовики, как правило, покупают большие партии товара, для них существуют определённые скидки, которые зависят от суммы за набранный товар, т.е. чем больше сумма, тем выше и скидка. Оптовики часто расплачиваются безналичным путём, перечисляя на расчётный счёт магазина предоплату, а потом на основании платёжного поручения приходят за товаром на перечисленную сумму. Если товара купили больше перечисленной суммы, то они доплачивают разницу наличными деньгами.
Также в магазине, наряду с оптовой деятельностью, существует и розничная торговля, где клиентами являются обычные граждане, которые не могут себе позволить купить целую партию товара, а приходят в магазин за штучным товаром. Для таких покупателей отведён специальный отдел под названием «Розничный». В нём работает продавец-консультант. В этом отделе существует товар низкого качества, т.е. «БРАК», который продаётся по более низким ценам. За таким товаром в основном приходят люди пенсионного возраста. Среднесписочная численность работников на 01 июля 2003 года составляет 9 человек. Деятельность предприятия ТОО «Молодость» регламентируется Уставом. Создание предприятия фиксируется соответствующими документами.
Прежде всего, оформляется основной документ - Устав предприятия, в котором указываются: юридический статус нового предприятия, задачи, обоснования и принципы его создания, учредители, их адреса, денежный вклад каждого учредителя, организационная структура предприятия, его руководящие органы, права и обязанности предприятия как юридического лица.
В уставе обозначается размер уставного капитала и источники его образования, указываются вид и сфера деятельности предприятия, даются гарантии охраны окружающей среды и здоровья людей, устанавливается форма управлением предприятия и его филиалами, указываются система учета и отчетности, адрес и названия предприятия.
Устав предприятия утверждается учредителями и вместе с заявкой регистрируется местными органами власти. После этого предприятие получает право на собственную печать и открывает расчетный счет в банке. Учреждение, которое не имеет печати и расчетного счета, не является юридическим лицом и не относится к категории предприятий.
Учредительный договор - договор между учредителями о создании юридического лица. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, а также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава.
Решение о создании нового предприятия принимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства и организации предприятия, закупки необходимого сырья и материалов, оборудования, найма рабочей силы. На базе капитальных первоначальных вложений, израсходованных или предназначенных на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия.
Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, оставляемой на предприятии для развития производства, а в отдельных случаях – за счет ассигнований из бюджета. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, а также получить кредиты, погашаемые в последствие из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также от продажи лишнего имущества.
Совет учредителей решает вопрос о распределении чистой прибыли. Часть этой прибыли может направляться на производственное и социальное развитие общества. Определяется доля прибыли на выплату процентов по облигациям. Производятся отчисления в резервный и специальные фонды. Совет учредителей исходя из финансового состояния общества, конкурентоспособности его продукции и перспектив развития принимает решение о конкретном соотношении размеров чистой прибыли, распределяемой по указанным направлениям. Предприятие еще занимается розничной торговлей.
Розничный товарооборот представляет собой объем продажи товаров населению через все каналы реализации и означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке.
Данные о товарообороте позволяют оценить степень проникновения предприятия на рынок, оценить сложившуюся конъюнктуру, конкурентную позицию на рынке и темпы экономического развития торгового предприятия.
Розничный товарооборот является одним из определяющих факторов эффективного функционирования торговли, исходной основой для определения ресурсного потенциала предприятия (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов), одним из основных факторов, определяющих величину затрат ресурсов (сумму и состав издержек обращения).
Анализ розничного товарооборота включает в себя три раздела:
Анализ объема и структуры товарооборота;
Анализ товарных запасов;
Анализ оптовых закупок (поступления товаров).
Источниками информации для проведения экономического анализа являются бухгалтерия и статистическая отчетность, данные оперативного учета и выборочные исследования, проводимые на предприятии.
Объем и структура розничного товарооборота смотрите в приложениях таб.3
3. Изучение маркетинговой деятельности фирмы
Одним из этапов коммерческой деятельности является выявление и изучение источников поступления, выбор поставщиков, каналов продвижения товаров. Очень важно выявить, изучить и выбрать наиболее подходящие источники поступления товаров, в которых будет осуществляться закупка. Многообразие поставщиков зависит от разнообразия ассортимента вырабатываемых товаров. Возникает необходимость всестороннего изучения источников поступления товара с точки зрения ассортимента и объема производимых товаров, условий поставки и других факторов.
Коммерческие работники должны посещать производственные предприятия, т.е поставщиков изготовителей, для знакомства с объемом ассортиментом и качеством выпускаемой продукции, а также для изучения производственных возможностей потенциальных поставщиков. Следует постоянно следить и анализировать рекламные объявления в средствах массовой информации, проспекты, каталоги и другая информация о производстве.
Тщательный анализ полученной информации позволит торговому предприятию составить необходимое представление об источниках поступления товаров.
Кроме учета работы с постоянными поставщиками, следует вести учет и повседневно регистрировать производителей товаров, еще не связанных договорными отношениями.
К поставщикам товаров относятся конкретные предприятия различных источников поступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различной производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги. В связи с большим многообразием поставщиков товаров применяется их классификация по различным признакам.
По территориальному признаку
Местные поставщики
Внутриобластные – зачастую поставляют товар непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы
Внеобластные поставщики
Республиканские поставщики
Внереспубликанские поставщики
По форме собственности
Государственные поставщики
Муниципальные поставщики
Частные поставщики
Кооперативные поставщики
Поставщики иных форм поставки
По ведомственной принадлежности
Внутрисистемные поставщики – относятся к той же системе, в которую входят и оптовые покупатели
Внесистемные поставщики – все остальные.
По функциональным признакам
Поставщики изготовители - производственные предприятия, частные предприятия, фирмы выпускающие товары потребительского назначения.
Поставщики посредники (оптовые предприятия) – они закупают товары у поставщиков изготовителей, у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям.
Закупка товара является важной составляющей частью коммерческой деятельности торговых предприятий. Они дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для торговой сети, осуществлять воздействие торговли на производство в соответствии с требованиями покупательского спроса. Правильно организационные закупки товаров являются необходимым условием создания оптимальных товарных запасов, повышения товарооборачиваемости, получения прибыли и удовлетворения спроса населения. Весь процесс закупочной работы состоит из предварительных, собственно-закупочных и заключительных коммерческих операций.
К предварительным операциям по закупке относятся:
Изучение покупательского спроса
Изучение источников поступления и поставщиков товаров
Составление заявок и заказов на поставку товаров
Разработка преддоговорных требований к поставщикам и условиям поставки.
Собственно-закупочные операции включают в себя:
Заключение договоров и разовых сделок на поставку товаров
Уточнение развернутого ассортимента поставляемых товаров
Приемку товаров и их оплату поставщикам
Заключительные операции по закупкам подразделяются:
Оперативный учет выполнения договора поставки
Оформление и предъявление штрафных санкций за нарушение договора поставки
Контроль за ходом выполнения закупочной работы.
Технология закупки товаров торговыми предприятиями зависит от источников поступления товаров.
4. Финансовый анализ предприятия. Валовой доход, прибыль и рентабельность.
Одним из основных требовании функционирования предприятий и их ассоциаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности торговых предприятий, выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность.
Цель анализа объемных показателей деятельности - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по товарообороту, доходам, издержкам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на результаты коммерческой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.
Для достижения этих целей торговые предприятия должны решать такие задачи:
• оценивают, в какой степени была обеспечена максимизация прибыли;
• в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся ситуации;
• рассматривают доходы на основе их сопоставления с расходами и выявляют прибыль от реализации;
• изучают тенденции изменения доходов по основным товарным группам и в целом от торговой деятельности;
• выявляют, какая часть доходов используется на возмещение издержек обращения, налогов и образование прибыли;
• рассчитывают отклонение величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определяют причины этих отклонений;
• исследуют различные показатели рентабельности за отчетный период и в динамике;
• выявляют резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности и определяют, как и когда возможно использовать эти резервы;
• изучают направления использования прибыли и оценивают, обеспечено ли финансирование за счет собственных средств развития хозяйственной деятельности.
На практике используется внешний и внутренний анализ.
Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных и поэтому содержит ограниченную часть информации о деятельности предприятий. Целью его является оценки рентабельности работы предприятия, эффективности использования капитала. Итоги этой оценки учитываются во взаимоотношениях предприятия с акционерами, кредиторами, налоговыми органами и служат основой определения положения этого предприятия на рынке, в отрасли и в деловом мире. Естественно, что публикуемая информация не затрагивает всех сфер деятельности предприятии, содержит укрупненные данные, в основном об их финансовой деятельности, и в силу этого обладает способностью к сглаживанию и вуалированию негативных явлений, имеющих место в деятельности предприятий.
Поэтому внешние потребители аналитического материала стараются при возможности получить дополнительные сведения о деятельности предприятий сверх того, что ими публикуется.
Наибольшее значение в деле оценки результатов деятельности и определении мер по увеличению прибыли и повышению рентабельности имеет внутренний анализ. Он основан на использовании всего комплекса экономической информации, первичных документов и данных аналитического, статистического, бухгалтерского учета и отчетности. Аналитик имеет возможность реально оценить состояние дел на предприятии. Он может получить из первоисточника достоверные сведения о ценовой политике предприятия и его доходах, о формировании прибыли от реализации, о структуре издержек обращения и других расходах, дать оценку положения предприятия на товарных рынках, о валовой (балансовой) прибыли т. п.
Именно внутренней анализ позволяет изучить механизм достижения предприятием максимальной прибыли. Этот вид анализа играет решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, которые используются при оценке выполнения поставленных задач и для разработки программ развития на перспективу.
Данный вид анализа, связанный с изучением сложившихся в прошлом тенденций, называется ретроспективным, а направленный на изучение будущего - перспективным.
Комплексный подход к изучению конечных результатов коммерческой деятельности позволяет принимать обоснованные управленческие решения по ходу текущей деятельности, способствует выбору лучших вариантов действий в перспективе. Рассмотрим сначала валовой доход предприятия.
К основным источникам формирования прибыли торговых предприятий относятся реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам - торговые скидки. В настоящее время предприятиям розничной и оптовой торговли предоставлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек обращения и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная цена товара сформируется из свободной отпускной цены (цены закупки) и с добавлением торговой и оптовой надбавок в установленных торговым предприятием размерах.
Кроме реализованных торговых надбавок, предприятия розничной торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, от продажи товаров и имущества на аукционах, доходы по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации акций, облигаций, других ценных бумаг и т.п. Однако основным источником сформирования доходов розничных торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки (валовой доход). За счет валового дохода взимаются по установленным ставкам налог на добавленную стоимость, акцизы и некоторые другие обязательные платежи. Следовательно, для определения валового дохода от реализации товаров, остающегося в распоряжения торгового предприятия, следует из общей его суммы вычесть перечисленные выше налоги и другие обязательные платежи.
Таким образом, валовой доход торгового предприятия — это выручка от реализации товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров.
Валовой доход состоит из трех частей:
• сумма денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку;
• поступления за оказанные услуги и выполненные работы (подгонка верхней одежды, раскрои тканей, доставка товаров на дом и др.);
• прочие доходы от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операции, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых помещений и объектов мелкорозничной сети в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других предприятии, от ценных бумаг, принадлежащих предприятию, и др.).
Рассмотрим прибыль и рентабельность предприятия.
Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форма денежного накопления коммерческой фирмы.
Прибыль предприятия призвана выполнять ряд определенных функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
С другой стороны прибыль выполняет стимулирующие функции. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.
Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.
В практике хозяйственной деятельности предприятия различают несколько видов прибыли: балансовая (валовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая (валовая) прибыль коммерческой фирмы характеризует совокупный эффект всей хозяйственной деятельности; это сумма прибылей коммерческой фирмы, полученная от всех видов хозяйственной деятельности.
Слагаемыми балансовой (валовой) прибыли являются:
прибыль (убыток) от реализации продукции (за выполненные работы, оказанные услуги);
прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.
В практике хозяйственной деятельности, кроме этого, выделяют налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой величину балансовой (валовой) прибыли уменьшенной на сумму корректировок по доходам, исключаемых при расчете налога на прибыль.
Налогооблагаемая прибыль отличается от балансовой на величину превышения фактических затрат, включаемых в издержки обращения (превышение норм по командировочным расходам, по представительским расходам, по расходам на рекламу и др.) и уменьшается на сумму льгот по налогообложению прибыли и другие элементы.
Другой вид прибыли коммерческой фирмы – чистая прибыль – представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами, отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.
Чистая прибыль также уменьшается на величину уплаченных в бюджет штрафов, пошлин и платежей на право торговли, в результате получаем прибыль остающуюся в распоряжении предприятия.
Прибыль в распоряжении предприятия представляет собой чистую прибыль за минусом налогов, платежей, финансируемых из чистой прибыли.
Показатели прибыли являются важнейшими для оценки хозяйственной деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансовое благополучие.
Результативность деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей. С помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной) за ряд лет.
Относительными показателями является система показателей рентабельности, которые отражают уровень прибыльности относительно определенной базы.
5. Порядок формирования цен на товары.
Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие экономические, социальные, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена – сумма денег, уплачиваемая за одну единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Цена является критерием, определяющим покупательские восприятия, и влияет на решение о покупке товаров. Она оказывает влияние на коммерческие результаты и прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка.
Ей свойственны следующие признаки:
Рассчитан на обоюдные интересы товаропроизводителя и торгового предприятия;
Выступает как действенное средство конкурентной борьбы за потребителя на товарном рынке;
Предопределяет объем производства и продаж товаров;
Влияет на реакцию и поведение покупателей, их платежеспособность.
Особая роль в определении цены на реализуемые товары принадлежит к ценовой политике. Торговые предприятия, переходя на рыночное ценообразование, вынуждены сами формировать ценовую политику. Она часто оказывается не проработанной и содержит много ошибок. Ценовая политика большинства предприятий состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить достаточную прибыль. Часто предприятия признают, что стараются продать товар как можно дороже. При этом заданные цены рассматриваются в отрыве от требований рынка и недостаточно структурируются по отдельным видам товаров и сегментам рынка. Данные обстоятельства означают, что в вопросах ценовой политики еще отсутствуют необходимые знания и опыт. Все это обуславливает необходимость изучения основополагающих принципов разработки ценовой политики и методов ценообразования цены.
Функция цены – обеспечение прибыли от реализации товаров.
При всем разнообразии подходов к определению цены товара следует выделить те, которые предоставляют интерес для использования в условиях рынка. Принимая во внимание сказанное, рассмотрим формирование цен на основе издержек, торговой наценки, спроса покупателей, ценовой конкуренции.
Определение цены с ориентацией на издержки
При этом способе составляющими цены являются суммарные издержки, включающие постоянные и переменные затраты на производство, продвижение и реализацию товаров.
Определение цены на основе торговой наценки
Шкала цены во многом зависит от торговой наценки, взимаемой за предоставление услуг по продаже товаров. В тех торговых предприятиях, где наценка на реализуемые товары составляет 12-15% по сравнению с 20-25% в других предприятиях, цена более гибка и приемлема, что стимулирует интересы покупателей. Такая политика ведет к расширению сбыта товаров. Следовательно, смещение торговой наценки в сторону снижения оправдана ростом объема продаж товара, что способствует получению необходимой прибыли.
Определение цены на основе спроса покупателей
Покупатель, делая выбор товара, исходит из соответствия цены его спросу, полезным свойствам и ценности. В этом случае позиции и мнения покупателей являются предпосылками установления цены на продаваемые товары.
Определение цены с учетом ценовой конкуренции
На установление цены существенное влияние оказывают конкурентное положение товара и ценовая конкуренция на рынке. Причем чем острее ценовая конкуренция, тем ниже при прочих равных условиях цена товара.
Ориентация на сравнительные цены продаваемых товаров позволяет устанавливать реальную рыночную позицию, занимаемую торговым предприятием.
Заключение.
В период прохождения производственной практики я проделал следующую работу:
изучил структуру управления организацией;
ознакомился с системой профессиональных обязанностей и должностными инструкциями специалистов отдела;
активно участвовал в хозяйственной деятельности предприятия, оказывать помощь специалистам;
изучил технические, социально-экономические условия труда в отделе;
изучил основную документацию, обеспечивающую функционирование отдела.
Результаты выполненной работы были занесены в дневник практики.
Мои предложения для улутшения работы предприятия
В ТОО «Молодость» соблюдается 40-часовая продолжительность рабочей недели согласно ст. 42 КЗоТ.
Для наиболее эффективной работы магазина следует предложить некоторые изменения: Увеличить количество рабочих дней, уменьшить продолжительность рабочего времени, также рекомендуется создать две рабочие смены в день либо создать недельные смены.
Что бы товар поступал в нормальный оборот требуется улучшить рекламу магазина, так как реклама отсутствует.
С появлением рабочих смен и увеличением количества рабочих дней мы можем увеличить прибыль, т.к. не у всех есть возможность совершать покупки в те дни, когда работает наш магазин. Также мы можем уменьшить число конкурентов, за счет увеличения продолжительности рабочей недели.
Список использованной литературы.
С.Е. Андреев, И.А. Сивачева, А.И. Федотова «Договор: заключение, изменение, расторжение» Москва, 1997 г.
В.М. Пустозерова «Трудовой договор» Москва, 1995 г.
С.А. Каплина « Организация коммерческой деятельности» Ростов-на-Дону, 2002 г.
Ф.П. Половцева «Коммерческая деятельность» Москва, 2001 г.
Л.П. Дашков А.В. Брызгалин «Коммерческий договор: от заключения до исполнения» Москва,1997г.
С. Дибб Л.Симкин «Практическое руководство по сегментированию рынка» Санкт – Петербург, 2002 г.
Л.Л.Морозова «Квалификационные характеристики должностей работников предприятий торговли» Санкт-Петербург, 1998г.
«Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции» Москва, 1997 г.
«Трудовой договор: комментарии, рекомендации» Москва, 1996 г.
«Экономика предприятия: конспект лекций» Москва 1999 г.
«Справочник финансиста предприятия» Москва, 2001 г.
Курс лекций по дисциплине «Маркетинг» НБК
Российский энциклопедический словарь
«Хозяйственные документы: сборник договоров» Москва 1996г.
А.С.Пашков «Трудовое право России» Санкт-Петербург 1994г.
О.В.Памбухчиянц «Организация и технология коммерческой деятельности»
Таб. 1 Схема организационной структуры предприятия
Генеральный директор
|
Главный бухгалтер |
| Исполнительный директор | Руководитель отдела по маркетингу и сбыту продукции |
Директор магазина | Главный экономист |
Кассир |
| Администратор торгового зала |
| Продавцы оптовой торговли |
Продавец розничной торговли |
|
Показатели | 2000 | 2001 | Отклонение | Темп роста, %% |
Товарооборот, сумма | 335,7 | 646,7 | 311 | 193 |
Валовой доход, сумма | 67,14 | 435,8 | 368,66 | 649,2 |
Уровень | 20 | 67,4 | 47,4 | - |
Издержки обращения, сумма | 176,7 | 328,7 | 152 | 186 |
Уровень | 52,6 | 50,8 | -1,8 | - |
Прибыль от реализации товаров, сумма | 39,1 | 318 | 278,9 | 813 |
Уровень рентабельности | 11,6 | 49,2 | 37,6 | - |
Внереализационные доходы (прибыль) | 5,8 | 2,9 | -2,9 | 50 |
Внереализационные расходы | 1,2 | 4,2 | 3,0 | 350 |
Балансовая прибыль | 43,7 | 316,7 | 273 | 725 |
Таб. 2 Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности,
Таб. 3 Объем и структура розничного товарооборота
Наименования |
|
Ткани | 19,04 | 5,64 | 47,89 | 7,42 | 28,85 | 1,78 |
СМС | 5,6 | 1,66 | 21,99 | 3,4 | 16,39 | 1,74 |
Мыло туалетное | 3,34 | 0,99 | 15,97 | 2,47 | 12,63 | 1,48 |
Мыло хозяйственное | 1,01 | 0,3 | 4,3 | 0,67 | 3,3 | 0,37 |
Изделия парфюмерные | 207,2 | 61,4 | 437,2 | 67,6 | 230 | 6,2 |
Посуда стеклянная | 8,9 | 2,64 | 19,8 | 3,06 | 10,9 | 0,42 |
Посуда фарфоровая | 10,6 | 3,15 | 51,2 | 7,92 | 40,6 | 4,77 |
Материалы строительные | 44,9 | 13,3 | 23,3 | 3,6 | -21,6 | -9,7 |
Мебель | 17,9 | 5,3 | 11,83 | 1,83 | -6,07 | -3,47 |
Обувь кожаная | 19,04 | 5,64 | 13,64 | 2,11 | -5,5 | -3,53 |
Итого | 337,5 | 100 | 646,7 | 100 | 309,2 | - |
Таб.4
Расчет влияния на товарооборот факторов, связанных с использованием основных фондов
Показатели | 2000 | 2001 | Отклонение | Влияние на товарооборот |
Товарооборот, тыс. тг. | 337,5 | 646,5 | 309,2 | 309,2 |
Торговая площадь, кв. м. | 252,17 | 301,2 | 49,03 | 65,7 |
Товарооборот на 1 кв. м., тыс. руб. | 1,34 | 2,15 | 0,81 | 243,97 |
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |