Содержание
Введение 3
1. Оценка привлекательности бизнес-среды и месторасположения предприятия в торговой зоне 4
2. Характеристика торгового предприятия и оценка его конкурентроустойчивости 6
3. Определение концепции торгового предприятия 10
4. Система управления, управление коммерческой деятельностью предприятием 14
5. Оценка состояния деловой атмосферы и качества мерчендайзинга 18
6. Определение состояния культуры обслуживания и уровня эффективности торговой рекламы 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение А…………………………………………………………...30
Приложение Б……………………………………………………………31
Приложение В……………………………………………………………32
Розничная торговая сеть – это совокупность различных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.
Целью прохождения учебно-ознакомительной практики является ознакомление с коммерческой деятельностью действующего общества с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ЛИА-Лев», фирменной торговой сети магазинов «В яблочко».
Фирменная торговая сеть магазинов «В яблочко» создана обществом с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ЛИА-Лев». ООО «ТД «ЛИА-Лев» зарегистрировано местными органами власти, действует на основании Устава (приложение В) и в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
ООО «ТД «ЛИА-Лев» выполняет следующие функции: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Магазины «В яблочко» являются универсальными. В них представлен самый широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Ассортимент продовольственных товаров охватывают самые разные группы товаров: вкусовые, хлебобулочные, кондитерские, плодоовощные и т. д. Непродовольственные товары представлены в основном бытовой химией.
Удобство расположения магазина является одним из важнейших критериев для многих покупателей и поэтому оказывает большое влияние на характеристики сбыта товара. Конкретное решение, принимаемое при выборе места для размещения магазина включает в себя рассмотрение трех уровней:
Региона торговли;
Области торговли;
Места торговли.
Под регионом понимается часть территории страны или города. Вне зависимости от состояния экономики некоторые регионы или рынки предоставляются более заманчивыми, чем остальные.
Область торговли – это географический сектор, содержащий потенциальных покупателей. Область торговли магазина «В яблочко» можно разделить на три торговые зоны:
Ближняя торговая зона – это зона, на которую приходится основная масса покупателей магазина (65-70%).
Средняя торговая зона – это географическая область, имеющая вторичное значение с точки зрения сбыта (около 20%).
Дальняя торговая зона включает покупателей, которые редко или случайно совершают покупки в этом магазине.
К лучшим районам размещения розничных торговых предприятий относятся те районы, в которых ожидается наивысший уровень сбыта. Для того, чтобы оценить то или иное место для расположения магазина, необходимо изучить демографические характеристики в данном районе, деловой климат, уровень конкуренции, транспортные, градостроительные, социальные и экономические факторы.[2]
Транспортные факторы включают направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.
В группу градостроительных факторов входят величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров.
К социальным факторам относят необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого качества торгового обслуживания.
Экономические факторы – обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.
Демографические характеристики. Предпочтение отдается регионам, характеризующимся ростом населения. Не менее важное значение имеет уровень доходов, размер и состав семьи.
Деловой климат. Речь идет о тенденции занятости населения на рынке, т. к. высокий уровень занятости обычно означает высокую покупательную способность.
К основным принципам рационального размещения розничных торговых предприятий относятся равномерность, групповой признак и ступенчатость размещения магазинов.
Магазины фирменной торговой сети магазинов «В яблочко» расположены равномерно по всей территории города с учетом плотности населения.
Групповое размещение магазинов означает необходимость территориального сближения розничных торговых предприятий разного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса.
Ступенчатость размещения (ориентация магазинов на определенную зону торгового обслуживания) заключается в делении магазинов на местные и общегородские с учетом их функционального значения.
Магазин «В яблочко» является магазином местного значения, который занимается обеспечением населения микрорайона основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса.
Магазины «В яблочко» относятся к розничной торговой сети магазинов самообслуживания. Один из них расположен на улице Крымской в Заводском районе города Саратова. Место расположения магазина выбрано весьма удачно. Магазин расположен рядом с довольно оживленной автомобильной дорогой, недалеко от остановки общественного транспорта, что обеспечивает повышение уровня сбыта в данном магазине. Важным моментом является также наличие автомобильной стоянки, что привлекает покупателей-автомобилистов. Отсутствие рядом магазинов-конкурентов, таких как «Гроздь», «Магнит», «Пятерочка» стимулирует покупателей посещать именно этот магазин.
Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли.[2] В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:
Виды и особенности устройства;
Тип предприятия;
Форма торгового обслуживания;
Тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
Функциональные особенности предприятия.
По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.
Форма торгового обслуживания – организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания. По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания.
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроеннные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.
По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.
Одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговой сети – ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на качество обслуживания покупателей.
Специализация магазинов может осуществляться по:
Товарному профилю (признаку);
Формам торгового обслуживания;
Функциональной роли.
Ведущим направлением специализации является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении ассортимента каждой группы.
С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:
Универсальные – реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров (универсам, универмаг и т. п.);
Специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные);
Комбинированные – реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т. д.).
Смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами.
На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизации предприятий розничной торговли.
Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.
К основным признакам, определяющим тип магазина относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади.
В зависимости от применяемых форм торгового обслуживания и размера торговой площади предприятия розничной торговли можно разделить на несколько групп, каждая из которых включает в себя различные типы магазинов:
Универсальные магазины (Гипермаркет, Универсам (супермаркет), Универмаг, Универмаг «Детский мир», Магазин-склад, Гастроном и т. п.);
Специализированные продовольственные магазины (Рыба, Мясо, Сыры, Минеральные воды и т. п.);
Специализированные непродовольственные магазины (Одежда, Обувь, Мебель, Хозяйственные товары и т. п.);
Магазины прочей товарной специализации (Природа, Семена, Книги и т. п.);
Неспециализированные продовольственные магазины (Продукты и т. п.);
Неспециализированные непродовольственные магазины (Дом торговли, Все для дома, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т. п.).
По видам и особенностям устройства магазин «В яблочко» является магазином, который располагает земельным участком, частью капитального стационарного здания, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для проведения разнообразных торгово-технологических операций. По типу здания магазин «В яблочко» является встроено-пристроенным, занимает один этаж, имеет подвальные помещения. По функциональным особенностям магазин является стационарным. По товарной специализации и типу магазин «В яблочко» является универсальным.
Основными конкурентами магазина «В яблочко» являются такие магазины самообслуживания, как «Магнит», «Гроздь», «Социализм», «Пятерочка», «Минима», а также магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок.
В зоне торговли магазина «В яблочко» расположен магазин «Продукты» с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок. По типу здания магазин является отдельно-стоящим, по функциональным особенностям – стационарным. По товарной специализации и типу магазин является универсальным, но предлагает покупателям только продовольственные товары. По сравнению с ассортиментом магазина «В яблочко» ассортимент магазина «Продукты» более узкий, представлен только некоторыми наименованиями разных групп продовольственных товаров. Это является существенным недостатком магазина, так как узкий ассортимент не может в полной мере удовлетворить потребности покупателей. Тем не менее магазин привлекает тех покупателей, которым необходимо приобрести только одно или два наименования товаров, так как в подобном магазине это получится быстрее, чем в магазине самообслуживания за счет сокращения торгово-технологического процесса. Отсутствие в ассортименте магазина «Продукты» непродовольственных товаров способствует посещению покупателями расположенного рядом магазина «В яблочко», в котором непродовольственные товары представлены в достаточно широком ассортименте.
Торговая сеть магазинов «В яблочко» обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.[15]
Магазины «В Яблочко» выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.[7]
Основные торговые функции магазинов следующие:
Изучение покупательского спроса на товары.
Составление заявок на завоз товаров.
Формирование ассортимента товаров.
Реклама товаров и услуг.
К технологическим функциям (операциям) магазинов «В яблочко» относят:
Прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству.
Обеспечение хранения товаров.
Выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров в торговом зале.
Продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).
Предприниматель или торговое предприятие должны прежде всего определить перечень выпускаемой и продаваемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам, т. е. ассортимент.[6]
Основными характеристиками товарного ассортимента являются:
Глубина и широта;
Принцип формирования;
Структура;
Поведение товара на рынке.
Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике и умеет максимально эффективно ею управлять.
Ассортиментная политика – это система мер по определению набора товарных групп, обеспечивающих эффективную деятельность предприятия на рынке. Ассортиментная политика призвана обеспечить преемственность решений по формированию ассортимента, управление им, по поддержанию конкурентоспособности продаваемых товаров и нахождению для каждого товара оптимального рыночного сегмента.
Ассортимент – это совокупность видов, разновидностей и сортов товаров, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
Принципы формирования ассортимента:
Функциональный. В ассортимент включены товары, удовлетворяющие аналогичные потребности.
Потребительский. В ассортимент включены товары, удовлетворяющие потребности одной группы населения.
Ценовой. В ассортимент включены товары одинакового ценового диапазона.
На формирование ассортимента влияют общие и специфические факторы. Общие не зависят от работы торгового предприятия. К ним относятся спрос и производство товаров. Специфические отражают условия работы торгового предприятия. К ним относятся профиль предприятия, уровень технической оснащенности, уровень информационного обеспечения, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия, наличие в зоне деятельности конкурентов.
Магазин «В яблочко» является универсальным. В нем представлены такие группы товаров, как вкусовые товары, молочные товары, хлебобулочные изделия, кондитерские товары, мясные товары, бытовая химия (Рисунок 1). Ассортимент формируется по функциональным, потребительским и ценовым принципам.
Рисунок 1. Структура ассортимента магазина «В яблочко»
Особая роль в определении цены на реализуемые товары принадлежит ценовой политике. Торговые предприятия, переходя на рыночное ценообразование, вынуждены сами формировать ценовую политику. Ценовая политика большинства предприятий состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить достаточную прибыль. Функция цены – обеспечение прибыли от реализации товаров.
Цену товаров можно рассматривать с точки зрения метода ее формирования.
Формирование цены с ориентацией на издержки. При этом способе составляющими цены являются суммарные издержки, включающие постоянные и переменные затраты на производство, продвижение и реализацию товаров.
Формирование цены на основе торговой наценки. Шкала цены во многом зависит от торговой наценки, взимаемой за предоставление услуг по продаже товаров. Смещение торговой наценки в сторону снижения оправдана ростом объема продаж товара, что способствует получению необходимой прибыли.
Формирование цены на основе спроса покупателей. Покупатель, делая выбор товара, исходит из соответствия цены его спросу, полезным свойствам и ценности. В этом случае позиции и мнения покупателей являются предпосылками установления цены на продаваемые товары.
Формирование цены с учетом ценовой конкуренции. На установление цены существенное влияние оказывают конкурентное положение товара и ценовая конкуренция на рынке. Причем чем острее ценовая конкуренция, тем ниже при прочих равных условиях цена товара.
В магазине «В яблочко» цена формируется с учетом ценовой конкуренции.
Современное коммерческое предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность которого обеспечивается системой управления. Механизм управления предприятием – это иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которых согласованно достигаются цели, стоящие перед предприятием.
Функционирование механизма управления обеспечивается администрацией предприятия. Контроль над промежуточными результатами осуществляется на уровне среднего звена управления. Этот контроль направлен на недопущение отклонений от достижения поставленной цели.
Таким образом, система управления коммерческим предприятием представляет собой слаженный механизм, каждое звено которого выполняет свою функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев.[10] В магазине «В яблочко» решаются две основные задачи:
Экономическая. Ее суть состоит в получении и наращивании дохода.
Социальная. Заключается в обеспечении нормальных условий труда персонала.
При этом управляющие органы магазина в свою очередь решают следующие задачи:
Разработка и обоснование эффективного стратегического курса деятельности предприятия на долговременную перспективу.
Конкретизация общих стратегических и текущих задач предприятия и доведение их в виде оперативных заданий до персонала предприятия.
Набор кадров, их расстановка, распределение обязанностей, регулирование числа работников и их профессионального состава.
Организация постоянного контроля за качеством и своевременностью выполнения заданий каждым работником и разработка мероприятий по предупреждению возможных отступлений от заданного режима.
Управление коммерческой деятельностью в магазине «В яблочко» базируется на следующих принципах:
Принцип целевой совместимости: создание связанной системы управления, при которой все ее звенья направлены на решение общей задачи.
Принцип непрерывности и надежности: создание таких организационных условий, при которых достигается устойчивость коммерческих процессов.
Принцип полномерности и пропорциональности: система управления предприятием должна быть нацелена на решение не только текущих, но и перспективных задач развития.
Принцип распределения функций управления: устранение дублирования функций отдельными подразделениями.
Методы управления – это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью. Они подразделяются на административные, организационные, экономические и правовые.[13]
Административные методы определяются сферой деятельности и конкретными условиями торгового предприятия.
Организационные методы основаны на организационном, организационно-распорядительном, организационно-методическом и нормативном обеспечении.
Экономические методы в своем определении опираются на взятый курс и экономическую стратегию торгового предприятия, его потенциальные ресурсы, экономическое положение рынка.
Правовые методы ориентированы на использование правового механизма, который базируется на принятых правовых и законодательных актах, соответствующих нормативах и положениях.
Руководство магазином «В яблочко» осуществляется директором. Ему подчиняются все остальные сотрудники: товаровед, старший продавец, продавцы-консультанты, грузчики. Отдельную цепочку составляют бухгалтер, оператор, кассиры. (Рисунок 2) Также в каждом магазине есть инспектор по безопасности, которому подчиняется младший инспектор. В их обязанности входит обеспечение безопасности в магазине и контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.
Директор
Товаровед
Старший продавец
Продавецы-консультанты Грузчики
Бухгалтер
Оператор
Кассир
Рисунок 2. Система управления в магазине «В яблочко»
Кассир в магазине «В яблочко» непосредственно подчиняется директору. Кассир должен уметь работать на кассовом аппарате; знать правила заполнения документов бухгалтерской отчетности и кассовых операций; знать правила приёма, выдачи, учёта и хранения денежных средств и ценных бумаг.
В своей деятельности кассир руководствуется нормативными документами, относящимися к выполняемой работе; правилами трудового распорядка; приказами и распоряжениями непосредственного руководителя и директора предприятия; должностной инструкцией.
Цели кассира в магазине «В яблочко» состоят в осуществление внутрифирменных расчётов; ведение рублёвой кассы.
Кассир несет ответственность за сохранность денежных сумм; недостачи ежедневной выручки и общей кассы; небрежное и халатное отношение к своим обязанностям; ошибки при ведении кассовых операций; несвоевременное и недоброкачественное выполнение порученных должностных обязанностей; неправомерные действия с документами о деятельности предприятия, сохранять коммерческие тайны предприятия.
Продавец-консультант в магазине «В яблочко» подчиняется непосредственно директору магазина. Дополнительные распоряжения может получать от старшего продавца.
Продавец розничного отдела должен знать ассортимент, классификацию, характеристику товаров; правила размещения товаров на витринах; порядок определения брака в товаре, правила приёма бракованного товара; методы изучения спроса покупателей.
Цели должности: привлечение и удержание клиентов; поддержание имиджа магазина; консультирование клиентов по товару; качественное и быстрое обслуживание клиентов.
Функции продавца розничного отдела в магазине «В яблочко»: консультирование клиентов по товару магазина; размещение товара в торговом зале и на витринах; оказание помощи в разборе товара из прихода; встречать клиентов розничного отдела и консультировать их по ассортименту. Демонстрировать все виды моделей наименования; рекомендовать новые товары. При отсутствии в продаже отдельных изделий предлагать другие, близкие по свойствам товары; доводить до сведения директора магазина о спросе покупателей на отдельные товары; следить за наличием ценников, аккуратностью оформления витрин в розничном отделе, чистотой и порядком на рабочем месте; соблюдать правила трудовой дисциплины, установленной в фирме.
Успешное осуществление коммерческой деятельности невозможно без постоянного анализа и учета торговыми предприятиями информации, характеризующей ситуацию на рынке товаров и услуг. Ее принято называть коммерческой информацией. К ней следует относить информацию о покупателях и мотивах покупок, требованиях рынка к товару, конъюнктуре рынка, конкурентной среде, потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности.[5]
Получить достоверную коммерческую информацию можно путем проведения комплексных маркетинговых исследований. Ее можно получить как из внутренних, так и внешних источников. К числу внутренних источников относятся статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия, данные оперативного учета результатов коммерческой деятельности. Таким образом можно получить информацию о ходе реализации товаров, о товарных запасах, ходе закупок, выполнении договорных обязательств поставщиками и т. д. В качестве внешних источников коммерческой информации используют данные государственной статистики, периодической печати, а также информацию, полученную при специальных обследованиях. Используя эту информацию, можно выявить тенденции развития товарооборота, особенности спроса населения на соответствующие товары. Очень важной является также информация о численности и составе населения, составе семей, доходах и т. д.
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.
Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы[2]:
Торговые (торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, демонстрации новых товаров, помещения для оказания дополнительных услуг покупателям).
Для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные).
Подсобные (для хранения тары и контейнеров, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, коридоры, тамбуры, вестибюли).
Административно-бытовые (служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения).
Технические (вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок, электрощитовая, камеры кондиционирования воздуха).
Основным торговым помещением магазина «В яблочко» является торговый зал, который занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь проводится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов и других работников магазина. Важнейшими требованиями рациональной организации совершаемых здесь операций являются[7]: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.
В процессе продажи товаров в магазине должны участвовать не только продавцы, но и все, что присутствует и формирует его атмосферу, а также сами посетители, которые должны быть не просто пассивными покупателями, а принимать активное участие в продажах. Поэтому оборудование и система его размещения также должны не только выполнять свои чисто функциональные задачи, но и участвовать в организации торгово-технологического процесса таким образом, чтобы ориентировать его на решение тактических задач и достижение стратегических целей.[9]
Оборудование (холодильники, прилавки, стеллажи, кассовое оборудование и др.) в торговом зале магазина «В яблочко» (Приложение А) размещено в соответствии со следующими требованиями:
Установлено параллельно движению посетителей в глубь зала.
Избегнут разрыв направления движения покупательского потока, который может возникнуть из-за конфигурации зала и (или) самого оборудования.
Размещено таким образом, чтобы это не препятствовало желанию посетителя выйти из потока для посещения других отделов или выхода из магазина.
Избегнуты нарушения взаимосвязи основных отделов торгового зала и подсобных помещений.
Распределение торговой площади магазина «В яблочко» рассматривается исходя из:
Необходимости максимизировать общую прибыль магазина. Различные места внутри магазина обладают разным потенциалом сточки зрения получения прибыли; чем больше посетителей проходит через отдел, тем лучше его расположение;
Сезонности товара (в зависимости от времени года сезонным товарам могут отводиться разные места);
Методов представления товаров и моды на них (модные товары стараются представить более наглядно);
Взаимодополняемости товаров.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят прежде всего от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров[8]:
Самообслуживание;
Через прилавок обслуживания;
По образцам;
С открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам;
По предварительным заказам.
Магазин «В яблочко» работает на основе самообслуживания. Это один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. При этом функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи в магазине «В яблочко» состоит из следующих основных операций:
Встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.
Получение покупателем инвентарной корзины для отбора товаров.
Самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета.
Подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека.
Оплата купленных товаров.
Упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя.
Возврат инвентарной корзины для отбора товаров на место их концентрации.
Успешное функционирование магазина во многом зависит от использования для оформления магазина элементов фирменности, с помощью которых может быть создан его фирменный стиль.
Фирменный стиль создается путем использования единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для рекламы, деловых бумаг, вывески магазина, торгового зала и т. д.
Основными составляющими фирменного стиля являются: товарный знак; фирменные цвета; логотип; рекламный слоган; рекламный персонаж.[2]
Основными носителями фирменного стиля могут выступать:
Вывеска над входом или у входа в магазин;
Элементы помещения торгового зала (стены, колонны и перегородки);
Различные виды витрин;
Торговое оборудование;
Указатели и вывески в помещении магазина;
Ценники, наклейки и этикетки;
Пакеты;
Коробки и различные упаковочные материалы;
Одежда персонала.
Товарный знак магазина «В яблочко» выполнен в виде надписи желтыми буквами на зеленом фоне. Рядом с надписью изображено яблоко, окрашенное в желтый, зеленый и красный цвета. Эти три цвета – желтый, зеленый, красный – являются фирменными цветами сети магазинов «В яблочко». Фирменная одежда персонала состоит из майки желтого или зеленого цвета. Указатели и вывески в помещении магазина представляют собой надписи белыми буквами на красном фоне.
Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки. Сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале.[2]
Размещение товаров в торговом зале магазина «В яблочко» осуществляется с учетом следующих требований:
Предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
Создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
Предоставления покупателям необходимой информации;
Оптимального использования торговых площадей магазина;
Обеспечения сохранности материальных ценностей;
Организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.
Товарно-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. Торгово-технологический процесс в магазине «В яблочко» (Приложение Б) можно разделить на три основные части: операции с товарами до предложения их покупателям; операции непосредственного обслуживания покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Органичным продолжением торгово-технологического процесса в магазине «В яблочко» является оказание покупателям различного рода услуг. Это услуги трех видов:
Связанные с оказанием помощи покупателю в совершении покупки (прием и исполнение заказов на товары; упаковка товаров),
Информационно-консультационные (предоставление информации о товарах и их изготовителях; консультации специалистов по товарам).
По созданию удобств покупателям (прием и хранение вещей покупателей; парковка личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина).
В торговле используются разнообразные рекламные и информационные средства, многие из которых применяются для рекламного оформления магазина. Они представляют собой носители информации, с помощью которых до покупателей доводится определенное рекламное сообщение.[7]
Внешняя информация магазина «В яблочко» включает вывеску, состоящую из названия магазина, фирменного знака. При входе в магазин размещена информация о времени его работы и о расположении основных товарных групп.
С помощью унифицированных рекламных средств, современных методов оформления отдельных зон торгового зала и создания условий для хорошего обозрения товаров в магазине создан единый, типовой стиль оформления интерьера, характерного для магазинов сети «В яблочко» и определяющего общую картину торгового зала.
Одним из основных элементов оформления магазина «В яблочко» является торговое оборудование (холодильники, прилавки, стеллажи, кассовое оборудование и др.), при выборе и расстановке которого учитываются сочетания практической и эстетической сторон. Оно не «противоречит» другим элементам оформления торгового зала. Форма и конструкция оборудования, особенности стиля и способов выкладки товаров, сочетание цветов, рекламные тексты создают единый, законченный ансамбль.
В качестве внутримагазинной рекламы в магазине «В яблочко» активно используется различное фирменное оборудование и материалы производителя. К ним можно отнести специальные холодильники от производителей пива («Очаково», «Балтика» и др.), безалкогольных напитков («Аква Минерале», «Coca-Cola» и др.), мороженого («Nestle», «Бодрая корова» и др.), стеллажи со снековой продукцией («Сибирский берег» и др.) и т. д. Помещение торгового зала украшено гирляндами с флажками с рекламой производителей, на стенах висят рекламные плакаты. В магазине часто проводятся рекламные акции, дегустации, целью которых является стимулирование продаж рекламируемых товаров, информирование целевой аудитории о новинках товаров известных марок производителей.
Магазины фирменной торговой сети «В яблочко» являются магазинами самообслуживания. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых кассирами. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что магазины с методом самообслуживания, какими является «В яблочко», самые удобные для покупателей методы продажи товаров.
Тем не менее, у магазинов самообслуживания, в том числе и у магазина «В яблочко», имеются также различные недостатки: очереди в прикассовой зоне из-за работы не всех касс одновременно; в проходах между стеллажами и полками в торговом зале стоят коробки с нераспакованным товаром; информация на ценниках не всегда соответствует действительности, количество ценников расходится с количеством выложенного на прилавки товара.
Для устранения вышеперечисленных недостатков можно предложить следить за работой касс, чтобы обеспечить работу как можно большего числа касс одновременно во избежание очередей, особенно в часы наиболее активного посещения магазина покупателями; своевременно выкладывать товар на полки или хранить его в складских помещениях, чтобы не загромождать проходы между стеллажами в торговом зале, при необходимости нанимать дополнительно персонал для обеспечения этого; следить за соответствием информации на ценниках и их количеством выложенным на полки и в холодильники товарам.
Покупатели охотнее посещают магазины, в которых работа кассиров происходит быстрее, легче найти необходимый товар на полках, поэтому после устранения недостатков магазин будет выглядеть более привлекательным для покупателей, его будут охотнее посещать. Увеличится пропускная способность магазина, больше покупателей за одинаковый промежуток времени сможет совершить покупку, это приведет к увеличению прибыли магазина. Магазин «В яблочко» работает с 8:00 до 22:00. Если сделать его работу круглосуточной, то это будет существенным преимуществом перед конкурентами и приведет к увеличению числа покупателей и росту доходов.
Как уже было сказано, «В яблочко» является магазином фирменной торговой сети, на что указывает наличие элементов фирменного стиля. С помощью унифицированных рекламных средств, современных методов оформления отдельных зон торгового зала и создания условий для хорошего обозрения товаров в магазине создан единый, типовой стиль оформления интерьера, характерного для магазинов сети «В яблочко» и определяющего общую картину торгового зала.
Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. – М. Финансы и статистика, 2002. – 320с.
Дашков Л. П. Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 596с.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г. №2300-1 (с изменениями от 2 июня 1993г., 9 января 1996г., 17 декабря 1999г., 30 декабря 2001г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004г.)
Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – М.: ТОО «Остожье», 2001. – 336с.
Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 736с.
Марданова Э. У. Организация работы по созданию маркетинговых стратегий и тактических действий в торговой сети // Маркетинг в России и за рубежом – 2005. – №6. – С. 91
Маркетинг: Учебник / Коллектив авторов; Под ред. Проф. Н. П. Ващекина. – М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 312с.
Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М. ИВЦ «Маркетинг», 2001. – 320с.
Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 504с.
Парамонова Т. Н., Рамазанов И. А. Мерчендайзинг. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 144с.
Перекрест В. Тактические вопросы размещения торговых точек // Российская торговля. – 2006. – №5. – С. 16
Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 248с.
Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Под общ. ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 560с.
Угаров А. С. Методы выбора местоположения торговой точки // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – №6. – С. 99
Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 года №108-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.06.2001 №76-ФЗ, от 14.12.2001 №162-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ, от 20.08.2004 №115-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 02.11.2004 №127-ФЗ, от 09.05.2005 №45-ФЗ, от 21.07.2005 №113-ФЗ)
Экономика торгового предприятия / А. И. Гребнев, К.К. Баженов, О. А. Габриэлян и др. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2001. – 238с.
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |