Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
2. ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 7
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
4. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 16
5. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 20
6. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Приложения. 39
Дневник прохождения практики………………………………………………..49
Отзыв – характеристика 50
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность стратегического планирования и управления во многом определяется анализом и рассмотрением всех возможных вариантов стратегий предприятия. Для этого необходимо составление классификации стратегий. Выбор параметров оптимальности для составления классификации стратегий предприятия определяется целью и задачами ее составления, характеристикой анализируемого объекта, а также конкретной факторно-временной ситуацией. При составлении классификации стратегий для банковских, торговых, промышленных или венчурных структур, для холдингов или малых предприятий набор стратегий будет различным. Особенно важно формирование классификации стратегий для компаний, действующих на динамичных рынках с высокой степенью неопределенности параметров внешнего окружения, т.к. это требует от компании гибкости в формировании стратегий и быстрого изменения стратегий по слабым сигналам.
Объектом практики является Торговая компания ООО «ВКТ-Трейд» г. Владивосток. Предмет преддипломной практики – стратегия развития компании в зрелой отрасли.
Цель работы – анализ конкурентоспособности предприятия в зрелой отрасли. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач прохождения практики:
уточнить понятие конкурентоспособности предприятия;
установить критерии и условия, определяющие временные границы конкурентоспособности предприятия;
провести анализ и определить тип рынка в России;
исследовать основные методические подходы формирования конкурентоспособности предприятия;
установить оценочные показатели конкурентоспособности и ее практической реализации.
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Компания «ВКТ-Трейд» основана в 2007 году, а сегодня входит в число ведущих поставщиков качественных упаковочных материалов производства КНР. Ассортимент товаров составляют мешки полипропиленовые, овощные сетки различного объема, мягкие контейнеры всевозможных модификаций, мешки под мусор, а также машинки для зашивания мешков.
Высокое качество продукции, низкие цены, отличный уровень обслуживания и оперативная доставка товаров по железной дороге или автомобильным транспортом выделяют компанию «ВКТ-Трейд» на рынке. «ВКТ-Трейд» работает с клиентами из любых регионов России и готова наладить постоянные поставки недорогих упаковочных материалов в любую точку страны.
Для удобства клиентов офисы «ВКТ-Трейд» открыты в двух городах – Москве и Владивостоке. А постоянный запас продукции на складах позволяет оперативно исполнять заявки практически неограниченного объема – ежемесячно компания реализовывает мешки полипропиленовые, мешки под мусор и другие упаковочные материалы в количестве более 5 млн. штук.
Наравне с поставками упаковочных материалов компания «ВКТ-Трейд» предлагает транспортно-логистические услуги и перевозку товаров из Китая по всей России. Выполняет для клиентов импортно-экспортные операции в Дальневосточном и Азиатско-Тихоокеанском регионах. Если Вам необходимо наладить бизнес в Китае или найти поставщика интересующей Вас продукции в этой стране, обращайтесь в «ВКТ-Трейд». Компания «ВКТ-Трейд» - это огромный опыт работы с международными партнерами.
Компания «ВКТ-Трейд» нацелена на долгосрочные отношения со своими клиентами, построенные на взаимной выгоде и уважении сторон. «ВКТ-Трейд» всегда готова помочь с выбором необходимых Вам материалов, поставить мешки полипропиленовые и мешки под мусор с доставкой до Вашего склада, а также предложить другие услуги, описанные выше. «ВКТ-Трейд» - это надежная и проверенная компания, имеющая десятки крупных партнеров и клиентов, которым необходимы недорогие и прочные упаковочные материалы, мешки полипропиленовые и мягкие контейнеры.
Положительная динамика развития «ВКТ-Трейд» позволяет компании с уверенностью смотреть в будущее и неуклонно расширять ассортимент продукции и диапазон предоставляемых услуг.
2. ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Структура компании Компания «ВКТ-Трейд» состоит из четырех основных блоков: основного производства, вспомогательного производства, административно-управленческого блока и коммерческого блока, фактически включающего складское хозяйство предприятия. Таким образом, она представляет функциональный тип структуры, что вполне оправданно для предприятия, выпускающего продукцию, схожую по конструктивно-технологическим признакам. К достоинствам данной структуры следует отнести высокие возможности координации деятельности подразделений и высокое качество принятия управленческих решений.
Поскольку предприятие в своей основной деятельности для производства всего своего продуктового ассортимента использует схожие технологические решения, то данная производственная структура позволяет относительно легко реализовать единую инновационную политику на предприятии. Структура управления предприятием – линейно-штабная. К ее достоинствам следует отнести улучшенную горизонтальную координацию, высокое качество подготовки решений за счет привлечения функциональных специалистов. Хотя этот вид структуры управления теоретически должен разгрузить руководителей, на рассматриваемом предприятии загрузка ряда руководителей превышает разумные пределы, что должно сказываться на качестве их работы. Чрезвычайно высока загрузка генерального директора, а также главного инженера, заместителя генерального директора по экономическим вопросам и финансам и заместителя генерального директора по маркетингу и МТО.
Проведем анализ и оценку эффективности использования основных средств (табл. 1).
Таблица 1. Эффективность использования производственных фондов Компания «ВКТ-Трейд»
Показатель | план | факт | Отклонение |
Объем выпуска продукции, млн. руб. | 931 020 | 973 420 | +42 4000 |
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. | 180 086 | 210 300 | +30 214 |
Среднегодовая стоимость, млн. руб.: | |||
- основные производственные фонды | 121 500 | 140 000 | +18 500 |
- активной части | 178 500 | 85 000 | +6 500 |
- единицы оборудования | 13 500 | 13 800 | +300 |
Удельный вес, коэффициент: | |||
- активной части фондов | 0,75 | 0,70 | -0,05 |
Фондорентабельность, % | 150,8 | 147,8 | -3,0 |
Рентабельность продукции, % | 20,55 | 21,95 | +1,4 |
Фондоотдача, руб.: | |||
- основных производственных фондов | 7,55 | 7,20 | -0,35 |
- активной части | 13,3 | 12,8 | -0,5 |
Среднегодовое количество технологического оборудования | 80 | 82 | +2 |
Отработано за год всем оборудованием, тыс. час. | 240 | 226,51 | -13,49 |
В том числе единицей оборудования: | |||
- часов | 3000 | 2704 | -222 |
-смен | 400 | 370,4 | -29,6 |
-дней | 200 | 195 | -5,0 |
Коэффициент сменности работы оборудования | 2 | 1,92 | -0,08 |
Средняя продолжительность смены, ч. | 7,5 | 7,3 | -0,2 |
Выработка оборудования за 1 маш.-час., млн. руб. | 0,600 | 0,650 | +0,05 |
По данным таблицы произведем расчет влияния факторов:
ФО уд.=(0,7-0,75)х13,3=-0,665 (1)
ФОфак=(12,8-13,3)х0,7=-0,35 (2)
ИТОГО -1,015
Изменение фондорентабельности за счет:
Фондоотдачи ОПФ
Rофп=(7,20-7,55)х20,55=-7,20% (3)
Рентабельности производства продукции
Rопф=7,20 (21,95-20,55)=10,08% (4)
На основе этого расчета можно установить неиспользованные резервы повышения уровня рентабельности ОПФ. За счет сокращения сверхплановых целодневных и внутрисменных простоев оборудования и повышения коэффициента сменности до планового уровня предприятие имело возможность повысить рентабельность на 16,6% (4,68+7,31+4,68).
Проведем анализ обеспечения и эффективности использования оборотных средств (табл. 2).
Таблица 2. Использование оборотных средств Компания «ВКТ-Трейд»
Показатель | За отчетный период | За аналогичный период предыдущего года | Отклонения |
Запасы | 125 830 | 110 500 | +15 330 |
Готовая продукция | 160 000 | 130 000 | +30 000 |
Дебиторская задолженность | 30 000 | 40 000 | -10 000 |
Денежные средства | 12303,08 | 11500,04 | +802,68 |
Незавершенное производство | 45 000 | 54 000 | -9000 |
За отчетный период запасы сырья, материалов, топлива, готовой продукции и денежных средств увеличились по сравнению с предыдущим годом, а дебиторская задолженность и незавершенное производство уменьшилось (рис. 1).
Рис. 1. Показатели оборотных средств Компания «ВКТ-Трейд»
Из рисунка видно, что запасы увеличились на 15 330 млн. руб., наблюдается снижение дебиторской задолженности на 10 000 млн. руб., величина денежных средств увеличилась на 802,68 млн. руб.
Следующим этапом анализа является себестоимость продукции (табл. 3).
Таблица. 3. Затраты на производство продукции Компания «ВКТ-Трейд»
Элементы затрат |
|
Материальные затраты | 183173 | 215763 | +32590 | 36,14 | 37,72 | +1,58 |
Заработная плата | 314748 | 332405 | +17657 | 26,30 | 25,50 | -0,80 |
Отчисления в фонд социальной защиты | 92411 | 95650 | +3239 | 7,89 | 7,65 | -0,24 |
Амортизация основных средств | 28687 | 33870 | +5183 | 4,04 | 4,16 | +0,12 |
Прочие расходы | 22720 | 25850 | +3130 | 25,63 | 24,97 | -0,66 |
Полная себестоимость | 641739 | 803438 | +161699 | 100 | 100 | |
В том числе | ||||||
Переменные расходы | 449218 | 566424 | +117206 | 70,0 | 70,5 | +0,50 |
Постоянные расходы | 192521 | 237014 | +44493 | 30,0 | 29,5 | -0,50 |
Как видно из таблицы, фактические затраты предприятия выше плановых на 161 699 млн. руб. (рис. 2).
Рис. 2. Динамика изменения показателей материальных затрат Компания «ВКТ-Трейд»», млн. руб.
Перерасход произошел по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма, как переменных, так и постоянных расходов. Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля и материальных затрат и амортизации основных средств в связи с инфляцией, а доля зарплаты уменьшилась.
Таблица 4. Факторный анализ материальных затрат Компания «ВКТ-Трейд»
Затраты на рубль товарной продукции, коп. |
|
План=641739000:9120000=70,30 | План | план | План | План | План |
Усл.1=654317000:962778440=67,96 | Факт | план | План | План | План |
Усл.2=706835000:973420000=72,61 | Факт | Факт | План | План | План |
Усл.3=758945000:973420000=77,96 | Факт | факт | Факт | План | План |
Усл.4=803438000:973420000=82,53 | Факт | факт | Факт | Факт | план |
Факт=803438000:970000000=82,82 | Факт | факт | Факт | Факт | |
Общ.=82,82-70,30=-12,52 | -2,34 | 4,65 | 5,35 | 4,57 | 0,29 |
Аналитические расчеты показывают, что предприятие Компания «ВКТ-Трейд» уменьшило затраты на рубль товарной продукции на 12,52 коп., в том числе за счет:
Увеличение объема производства на 2,34 коп.
Изменение структуры производства на 4,065 коп.
Повышения оптовых цен на продукцию на 0,29 коп.
Остальные факторы (уровень удельных переменных затрат на единицу продукции, увеличение суммы постоянных расходов) вызвали повышение этого показателя соответственно на 4,57 и 5,35 коп.
Сумма постоянных и переменных затрат в свою очередь зависит от уровня ресурсоемкости и изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией.
Чтобы установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.
Таблица 5. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли Компания «ВКТ-Трейд»
Фактор | Расчет влияния | Изменение суммы прибыли, млн. руб. |
Объем выпуска товарной продукции | -2,34 х 912000000/100 | +21340800 |
Структура товарной продукции | 4,65 х 912000000/100 | -42408000 |
Уровень переменных затрат на единицу продукции | 5,35 х 912000000/100 | -48792000 |
Увеличение суммы постоянных затрат на производство и реализацию продукции | 4,57 х 912000000/100 | -416784000 |
Изменение уровня отпускных цен на продукцию | 0,29 х 912000000/100 | -2644800 |
ИТОГО | - 489288000 | |
В том числе за счет изменения ресурсоемкости | 10,7 х 912000000/100 | -97584000 |
Стоимости ресурсов | 12,5 х 912000000/100 | -114000000 |
Из приведенных данных видно, что уменьшению прибыли способствовали структура товарной цены, уровень переменных затрат, сумма постоянных затрат, уровень отпускных цен на продукцию.
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Динамика объемов производства Компания «ВКТ-Трейд» представлена по данным за 2004 –2008 годы в табл. 6.
Таблица 6 - Динамика объемов производства Компания «ВКТ-Трейд», тыс. руб.
Наименование показателя |
|
1. Объем производства (товарная продукция), всего | 47 890 | 47 626 | 75 637 | 131 750 | 243 807 |
2. Объем отгруженной продукции, всего | 50 530 | 30 707 | 69 198 | 118 493 | 236 167 |
3. Объем реализации (отгруженной и оплаченной продукции), всего | 43 206 | 30 459 | 61 546 | 110 550 | 213 473 |
3.1 В том числе и на внутреннем рынке | 41 449 | 30 022 | 65 353 | 70 326 | 106 862 |
3.2 В том числе на внешнем рынке | 9 081 | 685 | 5 910 | 48 166 | 104 440 |
4. Доля продукции, реализованной на внешнем рынке в общем объеме реализации, % | 17,9 | 2,2 | 8,5 | 40,6 | 44,2 |
Данные, представленные в таблице 6 говорят о значительном росте объемов реализации продукции в последние два года, при этом можно говорить об активном выходе компании на зарубежные рынки, а также на отечественный рынок продукции (рис. 3).
Рис. 3. Показатели производства Компания «ВКТ-Трейд», тыс. руб.
Проведем анализ объемов производства и реализации продукции, данные расчетов представим в таблице 7.
Таблица.7. Динамика производства и реализации продукции Компания «ВКТ-Трейд» в сопоставленных ценах, в млн. руб.
Год | Объем производства продукции млн. руб. |
| Объем реализации, млн. руб. |
|
2004 | 850 000 | 100 | 100 | 845 000 | 100 | 100 |
2005 | 870 000 | 102,6 | 102,6 | 870 000 | 103,3 | 103,3 |
2006 | 900 700 | 106,3 | 103,5 | 890 500 | 105,3 | 101,7 |
2007 | 890 300 | 104,4 | 98,1 | 880 700 | 104,3 | 99,1 |
2008 | 973 420 | 111,9 | 107 | 912 000 | 107,8 | 102,9 |
Из таблицы следует, что за 5 лет объем производства возрос на 11,9 %, а объем реализации – на 7,8 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
4. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Проведем анализ финансового состояния предприятия (табл. 8).
Таблица 8. Финансовое состояние предприятие Компания «ВКТ-Трейд»
Показатель |
|
Удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса | 55,8 | 52,3 | -3,5 |
Удельный вес заемного капитала | 46,7 | 49,1 | +2,4 |
В том числе: долгосрочного | 13,0 | 11,5 | -1,5 |
Краткосрочного | 36,3 | 40,5 | +4,2 |
Коэффициент финансового риска | 0,83 | 0,93 | +0,1 |
Величина коэффициента финансового риска зависит от доли заемного капитала в общей сумме активов.
Кфро = 0,467/ 0,405/ 1,576/ 0,4739/ 2,105=0,733 (1)
Кфр усл1 = 0,491/ 0,405/ 1,576/ 0,4739/ 2,105=0,771 (2)
Кфр усл2 = 0,491/ 0,351/ 2,0156/ 0,4739/ 2,105=0,889 (3)
Кфр усл3 = 0,491/ 0,351/ 2,0156/ 0,4739/ 2,105=0,695 (4)
Кфр усл4 = 0,491/ 0,351/ 1,576/ 0,4457/ 2,105=0,739 (5)
Кфр1 = 0,491/ 0,351/ 2,0156/ 0,4457/ 1,743=0,893 (6)
Общий прирост коэффициента финансового риска за отчетный период составляет 0,16 (0,893-0,733), в том числе за счет изменения:
Доли заемного капитала в общей валюте баланса
0,771-0,733=0,038 (7)
Доли основного капитала в общей сумме активов
0,889-0,771=0,118 (8)
Соотношение текущих активов с основным капиталом
0,695-0,889=-0,194 (9)
Доли собственного оборотного капитала в формировании текущих активов 0,739-0,695=0,044 (10)
Соотношение суммы собственного капитала с суммой собственного оборотного капитала 0,893-0,739=0,154 (11)
Оценка изменений, которые произошли в структуру капитала, может быть разной с позиции инвесторов и предприятия. Для банков и прочих кредиторов более надежна ситуация, если доля собственного капитала у клиентов более высокая. Это исключает финансовый риск.
Проведем анализ прибыли и рентабельности производства и продукции (табл. 9).
Таблица 9. Аналитическая таблица для анализа Компания «ВКТ-Трейд»
Наименование показателей | За отчетный период | За аналогичный период предыдущего года | +;- |
| Изменение удельного веса, % |
Выручка от продажи товаров | 890864 | 798521 | 92343 | 100 | 100 | 0 |
Себестоимость проданных изделий | 691798 | 605751 | 86047 | 100,85 | 102,78 | -1,93 |
Валовая прибыль | 184546 | 142632 | 41914 | -0,85 | -2,78 | 1,93 |
Коммерческие расходы | 76 | 205 | -129 | 0,34 | 0,99 | -0,65 |
Управленческие расходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прибыль от продаж | 190000 | 180086 | 9914 | -1,19 | -3,77 | 2,58 |
Прибыль до налогообложения | 94804 | 92050 | 2754 | -35,76 | -8,31 | -27,45 |
В отчетном периоде по сравнению с предыдущим произошли следующие изменения в степени влияния факторов на формирование прибыли до налогообложения за счет изменения:
Убытки от продаж 200,4-195=4,8 (%)
Проценты к получению 0-0=0 (%)
Уплаченные проценты 0-0=0 (%)
Доходы от участия в других организациях 0,007-0,01=-0,003 (%)
Баланс факторов:4,8+0+0+(-0,003)+(-0,18)+6,32+(-0,21)+0,43=11,15
Анализируя факторы можно сделать следующие выводы: наибольшее влияние на формирование прибыли в отчетном и предыдущих периодах оказали прочие операционные расходы.
Основой составляющей балансовой прибыли служит, как правило, прибыль от новой деятельности, т.е. прибыль от продажи товаров, работ, услуг.
Таблица 10. Основой составляющей балансовой прибыли компании «ВКТ-Трейд»
Показатели | По расчету | По расчетным ценам на продукцию и ресурсы на фактический объем продаж | фактически |
Выручка от продажи товаров | 910600 | 900500 | 890867 |
Полная себестоимость проданных товаров | 700500 | 690800 | 680730 |
Прибыль от продаж | 230000 | 250000 | 190000 |
Фактический финансовый результат от продажи товаров, работ, услуг в отчетном периоде уменьшился по сравнению с расчетной величиной на 20,434 тыс. руб.(190000-230000), в том числе за счет влияния изменения:
Цен на проданные товары, работы, услуги 890864-900500=-9636
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг 690800-680730=10070
Физического объема продаж250000-230000=20000
Баланс факторов:-9636+10070+20000=20434
Можно определить баланс факторов и в процентном выражении:
Цен на проданные товары, работы, услуги -9636/20494х100%=-47,1%
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг 10070/20434х100%=49,2%
Физического объема продаж 20000/20434х100%=97,8%
Таким образом снижение цен на проданные товары, работы, услуги по сравнению с расчетными ценами привело к значительному снижению финансового результата до уровня убытков.
5. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Служба маркетинга компании «ВКТ-Трейд» построена по продуктово-рыночному типу. Имеются как управляющие отдельными продуктами, так и управляющие рынками. Управляющие отдельными продуктами планируют объемы продаж и прибыль по продуктам, получают от управляющих рынками сведения об объемах продаж. Управляющие отдельными рынками, в свою очередь, отвечают за развитие прибыльных рынков для существующих и потенциальных продуктов организации.
Отдел маркетинга и развития работает с упором на внутренний рынок в основном с целью расширения продаж и поиска перспективных для выпуска разработок.
Служба маркетинга компании «ВКТ-Трейд» является самостоятельным структурным подразделением и непосредственно подчиняется заместителю генерального директора Предприятия по маркетингу и материально-техническому обеспечению (далее по тексту - маркетингу и МТО).
Служба маркетинга компании «ВКТ-Трейд» в своей деятельности руководствуется:
законодательными актами Российской Федерации;
нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ;
приказами и распоряжениями генерального директора Предприятия;
распоряжениями заместителя генерального директора Предприятия по маркетингу и МТО;
Уставом Предприятия, а так же настоящим положением.
Служба маркетинга компании «ВКТ-Трейд» осуществляет следующие основные задачи
Разработку маркетинговой политики на предприятии на основе потребительских свойств производимой продукции и прогнозирование потребительского спроса и рыночной конъюнктуры;
Участие в подготовке и формировании экспортных и импортных контрактов, договоров комиссии, лицензионных соглашений;
Контроль своевременного получения валютной выручки по заключенным контрактам, договорам комиссии, лицензионным соглашениям;
Участие в планировании внешней экономической деятельности Предприятия;
Готовит и представляет генеральному директору Предприятия, по согласованию с заместителем генерального директора по маркетингу и МТО, предложения по совершенствованию внешних экономических связей;
Совместно с другими структурными подразделениями Предприятия подготавливать к заключению с Покупателями договоры на поставку, на ремонт, на доработку продукции Предприятия;
Разрабатывает рекомендации по установлению контактов с организациями.
Совместно с другими структурными подразделениями Предприятия участвует в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских свойств и стимулирования сбыта.
Службы маркетинга
Отдел маркетинга
Бюро экономических связей
Рис. 3. Структура Служба маркетинга компании «ВКТ-Трейд»
Отдел маркетинга выполняет следующие функции:
совместно с другими структурными подразделениями Предприятия подготавливает к заключению с Покупателями договоры на поставку, на ремонт, на доработку продукции Предприятия;
организует изучение мнения потребителей о выпускаемой Предприятием продукции, его влияние на сбыт продукции;
проводит маркетинговые исследования;
разрабатывает цели и стратегии рыночной деятельности Предприятия;
ведет банк данных по маркетингу продукции Предприятия (заявки на поставку; договоры на поставку, ремонт, доработку);
проводит сбор и обработку информации из СМИ.
Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять их сильные и слабые стороны, определять направления совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнения планов и программ маркетинговой деятельности, доводить маркетинговую информацию до других подразделений предприятия.
Правильное размещение рекламы и управление рекламной кампанией зависят от умения оценить ее эффективность. Большинство методов измерения рекламы носит прикладной характер и применимо лишь к определенным видам рекламы.
Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять их сильные и слабые стороны, определять направления совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнения планов и программ маркетинговой деятельности, доводить маркетинговую информацию до других подразделений предприятия.
Основными методами продвижения продукции компании «ВКТ-Трейд», учитывающими специфику товара, являются выставки публикации соответствующих информационных материалов в журналах и справочниках. Представленная на выставках информация позволяет обозначить присутствие предприятия на рынке через рекламу.
Реклама компании «ВКТ-Трейд» размещается в основном в различных справочниках (телефонных, тематических и т.д.), что обусловлено специфическим кругом потребителей такого рода услуг – руководители или владельцы предприятий, ученые, предприниматели, авторы и т.п. Реклама в неспециализированной печати может дать слишком малую отдачу, что нецелесообразно для небольшой фирмы.
В настоящее время многие компании создают свои веб-сайты. И используют их не только как еще один рекламный проспект с картинками, но и как инструмент позволяющий упростить общение с клиентом. Компания также разместила в Интернете свой сайт с историей фирмы, перечнем ее услуг и ценами, сборником нормативно-правовых актов, перечнем наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них, формой, заполнив которую посетитель сайта сможет не только задать свой вопрос, но и подать заявку на регистрацию своей ИС. Планируется также для дополнительного привлечения клиентов предоставлять скидку, тем, кто подаст заявку на сайте компании. Кроме того, для российских предприятий и организаций цены на услуги значительно ниже, чем для иностранных.
Еще одним средством рекламы фирмы является рассылка поздравительных писем клиентам компании и распространение сувениров с символикой. Так при подписании важных контрактов партнерам дарят ручки и календари с символикой и добрыми пожеланиями.
Являясь предприятием, влияющим на благосостояние и в целях поддержания имиджа, предприятие постоянно участвует в выставках и конкурсах, а также информация о предприятии указана во всех крупных справочниках города и региона.
Коммерческая деятельность фирмы также является успешной, что позволяет ей расширить штат сотрудников, улучшить обслуживание клиентов и увеличить оплату труда. Причем цены на услуги фирмы нельзя назвать высокими.
Важное значение для оценки выполнения программы имеет динамика реализации продукции.
Чтобы увеличить объем продаж, необходимо заняться продвижением товара на рынок, разработать ряд стратегий, тактик и методов по формированию устойчивого спроса и стимулирования сбыта, разработать такую ценовую политику, которая была бы привлекательной как для покупателя, так и для продавца, изыскать резервы по повышению уровня конкурентоспособности продукции.
В целом проведены маркетинговые исследования по анализу состояния рынка продукции и выявлено следующее:
рыночные условия заставляют потребителей обращать внимание на качество и стоимость продукции;
технический и профессиональный уровень позволяет осуществлять освоение и производство новых видов продукции, удовлетворяющих потребностям заказчика.
Активная деятельность предприятия в последние годы оказывает стабилизирующее воздействие на экономику предприятия, подпитывая денежными средствами производство и разработку новых видов продукции.
6. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Конкуренция — один из факторов, который определяет, станет компания успешной либо потерпит крах. Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько инновации компании, или реализация выбранной стратегии способствуют ее эффективности.
Для исключения влияния абсолютных значений рассчитанных коэффициентов введем понятие и построим шкалу относительного значения конкуренции компании «ВКТ-Трейд» для пяти различных областей по всем предлагаемым теорией коэффициентам.
Переход от абсолютных показателей коэффициентов и индексов конкуренции к относительным можно сделать следующим образом:
для каждого рассчитанного индекса в ряду его значений выделить наименьшее и наибольшее Imin и Imax;
переходя к относительной шкале присвоим индексу Imin значение 0, а индексу Imax значение 1,
значениям всех остальных индексов в ряду присвоить значение в новой относительной шкале конкуренции, рассчитанное по формуле
, (12)
Таким образом, значение всех индексов будет лежать в диапазоне построенной относительной шкалы конкуренции – от 0 до 1, что позволит избавиться от проблемы разных весов рассчитанных разноименных индексов и применять в последующем какие-либо математические операции с разноимёнными индексами.
Проиллюстрируем переход к значениям рассчитанных индексов в новой относительной шкале конкуренции на примере трехдольного () индекса концентрации из табл. 11. Мы имеем следующие значения индекса концентрации:
Диапазон изменения этого индекса от 0,400 до 0,801. Если принять нижнюю границу диапазона за 0, а верхнюю границу диапазона за 1, то можно всем значениям диапазона присвоить некоторые относительные значения от 0 до 1, что и предлагается сделать в соответствии с предложенной выше методикой:
тогда 0,400 в новой шкале будет присвоено значение 0;
значению 0,602 будет присвоено значение (0,602-0,400)/(0,801-0,400)=0,55;
0,653 будет присвоено значение (0,653-0,400)/(0,801-0,400)=0,69;
0,708 в новой шкале будет равно (0,709-0,400)/(0,801-0,400)=0,85;
……
а 0,801 будет присвоено значение 1.
Отметим, что при переходе в новую шкалу измерения конкуренции мы произвольно выбираем нулевую точку (причем для разноименных индексов она будет разная!). Значение «0» не означает полное отсутствие измеряемого свойства.
Рассмотрим для компании «ВКТ-Трейд» методику, которая предполагает определенную последовательность изучения ЖЦ СЗХ в ретроспективе и на текущий момент, далее делается моделирование и разработка вариантов реализации краткосрочных и долгосрочных стратегий. Методика включает в себя определенный алгоритм анализа СЗХ построенный на системном подходе. Алгоритм состоит из 13 моделей и более 50 ситуаций.
Основные шаги реализации алгоритма:
А) Анализ одной СЗХ по этапам ЖЦ (ретроспектива – факт)
Б) Анализ одной СЗХ по этапам ЖЦ (ретроспектива – факт – стратегия)
В) Анализ одной СЗХ по этапам ЖЦ (факт – стратегия; степень неопределенности стратегий 1-го порядка)
Г) Анализ одной СЗХ по этапам ЖЦ (факт – стратегия; степень неопределенности стратегий 2-го порядка)
Д) Анализ одной СЗХ по этапам ЖЦ (факт – стратегия; степень неопределенности стратегий 3-го порядка)
Е) механизм выбора оптимальной стратегии
Далее частично расписаны основные шаги реализации алгоритма в виде схем, таблиц и рисунков (Приложение 4).
Анализ одной СЗХ по этапам ЖЦ (ретроспектива - факт).
Таблица 12. Модель _ 1 Однонаправленное изменение каждого из параметров модели в течение горизонта анализа ЖЦ СЗХ компании «ВКТ-Трейд»
Условные обозначения |
Y – ось ординат |
X – ось абсцисс |
d – диаметр круга |
c – сектор круга |
TR – выручка фирмы в СЗХ |
П – прибыль фирмы в СЗХ |
R – рентабельность фирмы в СЗХ |
И – инвестиции фирмы в СЗХ |
Таким образом, рассмотрим ситуацию 1 и 2 для компании «ВКТ-Трейд».
Таблица 13. Ситуация _ 1. Захват растущего рынка компании «ВКТ-Трейд» (Оптимистический вариант – рис. 14,15,16)
Обозначение | Параметр | Изменение параметра |
Y | Темп роста рынка СЗХ | Рост |
X | Относительная доля фирмы на рынке | Рост |
d | Выручка фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
c | Прибыль фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
R | Рентабельность фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
И | Инвестиции фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
Таблица 14. Ситуация _ 2 Захват падающего рынка (рис. 17,18, 19).
Спад (уменьшение роста) спроса на рынке
Обозначение | Параметр | Изменение параметра |
Y | Темп роста рынка СЗХ | Сокращение |
X | Относительная доля фирмы на рынке | Рост |
d | Выручка фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
c | Прибыль фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
R | Рентабельность фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
И | Инвестиции фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
Рисунок 14
Рисунок 15
«Акула»
«Гриф»
ретроспектива
факт
ретроспектива
факт
ретроспектива
ретроспектива
Рисунок 16
Рисунок 17
Рисунок 18
Рисунок 19
«Боксер»
«Мышь-Медведь»
Характеристика ситуаций:
Ситуация _1. Рост рынка и относительной доли компании «ВКТ-Трейд» на рынке
Стратегия – захват растущего рынка.
Рисунок 14. Характеристика фирмы «Акула».
«Акула» – успешная фирма на растущем рынке. Одна из причин быстрого роста – поглощение конкурентов. Рост финансовых показателей выручки и прибыли. Конкурентная позиция на рынке усиливается, происходит увеличение доли на рынке (захват растущего рынка). Следует инвестировать в данную СЗХ. Фирма следует за лидером и может оказаться на первых местах или даже стать первой на рынке. Можно констатировать, что управление СЗХ и выбранная стратегия - правильны.
Рисунок 15. Отличается тем, что выручка и прибыль от СЗХ постоянны. Однако наблюдается рост относительной доли фирмы на рынке СЗХ. Это означает, что основной конкурент потерял позиции и это необходимо использовать для завоевания перспективного рынка. Управление СЗХ и выбранная стратегия должны быть скорректированы на увеличение инвестиций в данную СЗХ.
Рисунок 16. Характеристика фирмы «Боксер».
«Боксер». Выручка и прибыль от СЗХ снижаются, что является очень странным для растущего рынка СЗХ на котором основной конкурент фирмы теряет позиции. Такая ситуация возможна при агрессивной ценовой войне конкурентов - «идет откровенный обмен ударами». Фирме удалось потеснить основного конкурента на рынке за счет внутренних ресурсов и собственных потерь, но такая стратегия не может использоваться длительное время. Необходим либо поиск компромисса (что в принципе возможно, т.к. рынок развивается и растет), либо война до победного конца.
Ситуация _2. Сокращение рынка и рост относительной доли фирмы на рынке.
Стратегия – захват падающего рынка.
Рисунок 17. Характеристика фирмы «Гриф».
«Гриф» – бурно развивающаяся фирма на падающем рынке. Несмотря на сокращение спроса на рынке (циклические процессы или стагнация рынка) фирме удается увеличивать финансовые показатели (выручка и прибыль). Основная причина - это «поедание» обанкротившихся конкурентов. Скупка их активов за бесценок и увеличение объемов продаж. Конкурентная позиция на рынке усиливается, растет относительная рыночная доля.
Рисунок 18. Крепкая фирма находится на падающем рынке. Ей удается сохранить объемы выручки и прибыль от СЗХ, при этом наблюдается рост относительной доли фирмы на рынке СЗХ. Это означает, что основной конкурент потерял позиции и возможно собирается уйти с рынка. Фирме необходимо удержать свои объемы продаж и подготовить резервы для возможного изменения конъюнктуры рынка. Управление СЗХ и выбранная стратегия должны учитывать избирательность инвестирования в СЗХ и другие виды бизнеса.
Рисунок 19. Характеристика фирмы «Мышь-Медведь».
«Мышь» – фирма «подъедающая крошки» на падающем рынке. Рынок падает, многие компании уходят из данного бизнеса, поэтому фирме удается увеличить относительную долю на рынке СЗХ даже при сокращении объемов выручки и прибыли.
Если же улучшение рыночной позиции фирмы обеспечено «военными действиями» против конкурентов, то «Мышь» превращается в «Бурого медведя», который играет на падении рынка ожидая, что в будущем рынок будет расти.
Конкурентные позиции фирмы компании «ВКТ-Трейд» на рынке СЗХ в виде предпочтений по результатам ситуаций 1 и 2: «Акула» ñ «Гриф» ñ «Боксер» ñ «Мышь-Медведь»
Таблица 15. Ситуация _ 3 Потеря конкурентных позиций на растущем рынке (рис. 20, 21, 22)
Обозначение | Параметр | Изменение параметра |
Y | Темп роста рынка СЗХ | Рост |
X | Относительная доля фирмы на рынке | Сокращение |
d | Выручка фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
c | Прибыль фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
R | Рентабельность фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
И | Инвестиции фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
Таблица 16. Ситуация _ 4 Потеря конкурентных позиций на падающем рынке (Пессимистический вариант – рис. 23, 24, 25)
Обозначение | Параметр | Изменение параметра |
Y | Темп роста рынка СЗХ | Сокращение |
X | Относительная доля фирмы на рынке | Сокращение |
d | Выручка фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
c | Прибыль фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
R | Рентабельность фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
И | Инвестиции фирмы в СЗХ | Рост, const, сокращение |
Рисунок 21
«Раздел падающего рынка»
факт
ретроспектива
ретроспектива
Рисунок 20
«Бегущий за лидером»
ретроспектива
факт
ретроспектива
Рисунок 23
Рисунок 22
Рисунок 25
Рисунок 24
«Изгой»
«Крыса»
Конкурентные позиции фирмы компании «ВКТ-Трейд» на рынке СЗХ в виде предпочтений по результатам ситуаций 3 и 4:
«Бегущий за лидером» ñ «Раздел падающего рынка» ñ «Изгой» ñ «Крыса».
Поэтому возможны два и более вариантов предпочтений
Первый вариант: «Акула» ñ «Бегущий за лидером» ñ «Гриф» ñ «Раздел падающего рынка» ñ «Боксер» ñ «Изгой» ñ «Мышь-Медведь» ñ «Крыса».
Второй вариант: «Акула» ñ «Гриф» ñ «Бегущий за лидером» ñ «Боксер» ñ «Раздел падающего рынка» ñ «Изгой» ñ «Боксер» ñ «Крыса» ñ «Мышь-Медведь»
Выбор варианта зависит от положения фирмы в других СЗХ и прочих факторов. Аналогично проводится рассмотрение еще двух ситуаций в первой модели и 12 ситуаций во 2-ой и 3-ей моделях.
Анализ одной СЗХ по этапам ЖЦ (факт – тактика – стратегия; степень неопределенности стратегий 1-го, 2-го и 3-го порядка)
Составленные модели учитывают стратегии и рыночное положение хозяйствующего субъекта на краткосрочную (тактика) и долгосрочную (стратегия) перспективы. Вследствие неопределенности внешних и внутренних условий рассматриваются различные комбинации изменения рыночной позиции хозяйствующего субъекта. Чем выше степень неопределенности, тем больше возможных комбинаций.
Построение данных моделей может найти применение при выборе ограниченного количества ключевых параметров СЗХ хозяйствующего субъекта. Дальнейшее развитие моделей предполагает задание вероятностей состояния хозяйствующего субъекта с учетом неуправляемых и управляемых факторов. Например, рассмотрение позиции компании на поле матрицы при различных значениях управляемого фактора – объема инвестиций в СЗХ или при различных воздействиях неуправляемого фактора, например, темпа роста рынка.
Применение элементов систематизации и ситуационного подхода при анализе стратегического положения компании и выявлении перспектив ее развития позволит более взвешенно и обоснованно принимать стратегические решения. Предлагаемый алгоритм формирования моделей и ситуаций развития компании повысит эффективность принимаемых стратегий при высокой степени неопределенности изменений внешнего окружения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решая ряд теоретических и практических проблем в области становления и развития конкурентоспособного предприятия в условиях новой, институциональной среды, перехода к устойчивому развитию и повышению конкурентной состязательности, логика исследования привела нас к необходимости уточнить содержание термина «предприятие».
Для конкурентоспособного предприятия компании «ВКТ-Трейд» должны обязательно соблюдаться следующие условия:
Наличие нормативно-правовой базы для различных форм собственности и свободы личности;
Количественная и качественная гармонизация функций управления собственностью;
Направленность развития предприятия на повышение конкурентоспособности.
Рассматривая отрасль как совокупность предприятий в некотором ограниченном пространстве (К), представляющую собой динамическую турбулентную систему в которой действуют все пять конкурентных сил.
Рост стоимости предприятия компании «ВКТ-Трейд» может быть принят в качестве интегрального критерия при принятии стратегических управленческих решений и оценке эффективности управления.
Мы считаем, что стоимостной финансовый подходы компании «ВКТ-Трейд» действует в направлении движения денежных ресурсов (денежный поток) и управления рыночными отношениями, связанных с измерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных ресурсов. Прогнозный и комплексный финансовый анализ обеспечит своевременное и качественное обоснование финансовых и инвестиционных решений направленных на повышение конкурентоспособности (КС) предприятия.
Представленная модель компании «ВКТ-Трейд» позволяет разработать теоретическую и методологическую основу для формирования КС предприятия, и его не только эффективное, но и прозрачное функционирование на стратегическом и тактическом уровнях планирования в условиях неопределенностей, жесткой конкуренции и вероятностной оценки перспективных финансовых показателей эффективности.
Представленная модель позволяет лучше понять экономическую и социальную сущность предприятия, определить локальную и интегральную оценку формирования и управления конкурентоспособным предприятием в условиях неопределенности на основе изменения конкурентных сил).
В современных условиях функционирование каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его деятельности. На современном этапе развития рыночных отношений ориентация предприятий на получение максимальной прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, а также критерием выбора оптимальных направлений их деятельности. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. И в целом, если рассматривать конечную цель конкуренции – то это получение высоких доходов, прибыли и других различных выгод. Посредством конкурентной борьбы между товаропроизводителями достигается соответствующий отбор и регулирование процесса производства в рыночной экономике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воронов А. А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции.– Краснодар, 2004.
Ендовицкий Д.А., Лысенко Д.В., Шмеров В.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ТК Велби. Издательство Проспект, 2007. – 360с.
Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М.Портер; [пер. с англ.]. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.– 453 с.
Криворотов В. В. Конкурентоспособность предприятия: источники формирования и оценка. – Екатеринбург, 2004.
Мазур И.И. Шапиро В.Д. и др. Управление реструктуризацией компаний. – М.: Омега-Л, 2006. – 400с.
Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина.– Москва: Омега-Л, 2008.-325 с.
Окрепилов В. В. Управление качеством. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.
Оценка конкурентоспособности: теоретические и практические аспекты. – Владивосток, 2004.
Стратегическое развитие экономических систем: теория и практика: монография / Н.И. Лыгина, Г.А. Гетьман, Т.А. Журавлева и др.; под общ. Ред проф. Н.И. Лыгиной. – Книга 2. – СПб: ИНФО-ДА, 2007. – 281 с.
Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. -544 с.
Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие / под ред. А.П. Градова. – 4-е изд., перераб. – СПб.: Специальная литература, 2004. -959 с.
Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 304 с.
Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М., 2002.
Эффективность логистического управления / Под общ. ред. Л. Б. Миротина. – М., 2005.
Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. – 2004. – №4(71). – С. 25-38.
Говорова, Н Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики. – 2007. – №4. – С.25-37.
Как лодку назовешь, так она и поплывет: критерии принятия управленческих решений: рост ценности или стоимости компании / Паламарчук В.П./ /Российское предпринимательство. -2008. -№11. – с. 142-146
Коротков, А. Некоторые аспекты методологии маркетинговых исследований / А. Коротков // Маркетинг. – 2004. -№4(71). – С. 38-39.
Коршунова, Г.В. Проблемы формирования конкурентоспособности национальной экономики / Г.В. Коршунова // Финансы и кредит. – 2007. – № 6(210). – С. 74-78.
Софриков А.В. Методика подготовки организационной диагностики систем управления в строительных организациях. // Экономика строительства. – 2004. - №5.
Приложение 1.
Удовлетворение предпочтений потребителей более эффективными способами по сравнению с конкурентами
Глобальная цель
Рост объема продаж продукции РППК
1. Завоевание предпочтений потребителей
Основные цели
– Получение максимальной прибыли.
– Достижение определенного объема продаж.
– Обеспечение темпов роста (доли рынка объемов продаж).
– Рост рыночной стоимости капитала.
– Обеспечение безубыточности.
2. Обеспечение
экономической
безопасности РППК
Определение принадлежности РППК
к базовой стратеги конкуренции
Выявление источника
конкурентных преимуществ:
– Минимальные издержки.
– Разнообразие ассортимента продукции.
– Высокое качество.
Дифференциация товаров
Минимизация издержек
II. Анализ рыночной среды
Сфокусированная дифференциация
Определение структуры и динамики рынка:
– Индексы концентрации, интенсивность конкуренции.
– Темпы роста продаж.
– Конкурентные позиции фирмы:
лидеры;
претенденты на лидерство;
последователи;
отстающие.
Исследование динамики
развития, уровня концентрации рынка, конкурентных позиций РППК
Оценка конкурентоспособности и отношения
потребителей к товарам:
– Индексы конкурентоспособности товара, товарной массы.
– Определение фаз жизненных циклов товаров.
– Отношения потребителей к товарам (модель Фишбейна, метод «идеальной точки»).
Изучение характеристик
товаров
Распределения участников рынка на группы конкурентного взаимодействия:
– Конфронтация.
– Соперничество.
– Соревновательная конкуренция.
– Кооперация (сотрудничество).
Определение характера
конкурентного поведения
III. Анализ внутренних возможностей РППК
Выявление рыночных возможностей РППК:
– Расчеты производственного, ресурсного и экономического потенциала участников.
– Определение конкурентоспособности потенциала РППК.
– Выявление резервов и потерь экономического потенциала.
Способы реализации
стратегии конкуренции
Формы обеспечения конкурентных преимуществ – реализации функциональных стратегий
– Стратегия НИОКР.
– Производственная стратегия.
– Маркетинговая стратегия.
– Финансовая стратегия.
– Стратегия управления персоналом.
– Стратегия информатизации.
Расширение масштабов деятельности
Совершенствование товара
Пересмотр ассортиментной политики
IV. Реализация стратегии конкуренции
Определение ресурсных
возможностей
Модель обоснования конкурентоспособности
Приложение 2.
Показатели, для оценки составляющих конкурентоспособный потенциал
Составляющие потенциала | Показатели |
Маркетинговые возможности |
| ||||||
Производственно-финансовые возможности |
| ||||||
Трудовые возможности |
| ||||||
Интеллектуальные возможности |
|
Приложение 3.
1. По уровню иерархии и степени декомпозиции стратегии
корпоративный уровень
деловой уровень
функциональный уровень
3. По степени реализации стратегии
«сознательную» (запланированную)
«возникающую» (реализуемую)
неотложные (для избежания кризиса)
нереализованные (с указанием причины)
реализованные (определение эффективности их реализации)
продуманные (с четким планом реализации)
предполагаемые (осуществляемые в случае наступления определенных событий)
2. По методам построения
экстраполяция
анализ текущей ситуации
предвидение внешних изменений
гибких экстренных решений
комбинирование методов
4. По направленности стратегии
на внешнюю среду
на внутреннюю среду
5. По степени конкретизации
с измеримыми результатами
с направлением реализации
6. По степени согласованности
взаимодополняющие
частичное взаимодополнение
независимые
частичное взаимозамещение
взаимоисключающие
7. По степени активности
активная (наступательная) и
пассивная (защитная, выживания)
8. По глобальности изменений
реформирование
реструктуризацию
реорганизацию
прочие изменения
9. По принципу позиционирования компании на рынке. Базовые стратегии:
снижение издержек
дифференциация
фокусирование
конкурентные стратегии:
виолентой (силовой),
патентной (силовой),
коммутантной (приспособительной),
эксплерентной (пионерской) стратегий
10. По позиции компаний на конкурентном рынке. Стратегии:
лидера
следующего за лидером
аутсайдера
11. По степени риска стратегии различают:
Инновационная (рисковая)
Стратегия умеренного риска
Консервативная стратегия (безрисковая)
12. По направленности на объект
рынок продукта
географический рынок
технология
компания целиком
13. По этапам жизненного цикла
формирование(создание)
развитие (рост)
стабилизация (зрелость)
кризис (спад, ликвидация)
14. По характеру развития (эталонные стратегии)
роста
стабильности
сокращения
Классификация стратегий
15. По видам стратегий
концентрация
интеграция
диверсификация
сокращение расходов
ликвидация и др.
Приложение 4.
Формирование моделей динамичности параметров ЖЦ СЗХ по ретроспективным данным
№ | Название модели | Характеристика модели | Стабильность внешнего окружения и внутренних параметров |
Однонаправленное изменение каждого из параметров модели в течение горизонта анализа ЖЦ СЗХ |
| Степень стабильности функционирования модели высокая 1-2 | |
Изменение траектории одного из параметров в течение горизонта анализа ЖЦ СЗХ при неизменной траектории остальных параметров модели. |
| Степень стабильности функционирования модели выше средней 3-4 | |
Неоднократное изменение траектории одного из параметров в течение горизонта анализа ЖЦ СЗХ при неизменной траектории остальных параметров модели. |
| Степень стабильности функционирования модели средняя 5-6 | |
Изменение траектории нескольких параметров в течение горизонта анализа ЖЦ СЗХ |
| Высока степень нестабильности функционирования модели 8-10 |
ДНЕВНИК
прохождения практики
Место прохождения практики: компания «ВКТ-Трейд»
Срок практики
Дата | Краткое описание выполненной работы | Подпись руководителя практики |
Текст не публикуется в целях сохранения конфиденциальности информации | ||
М.П. Руководитель практики ______________ /________________/
от предприятия
«___»_________________2009г.
Отзыв – характеристика
Текст не публикуется в целях сохранения конфиденциальности информации
Руководитель организации______________
МП
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Методы организации маркетинговой деятельности на предприятиях различных форм собственности |
Отчёт по практике | Отчет по товароведно-торговой практике в магазине "Трусовский хлеб" |
Отчёт по практике | Отчет по практике ЗАО "Теплоприбор" |
Отчёт по практике | Особенности деятельности индивидуального предпринимателя ИП Малютина А.В. |
Отчёт по практике | Бухгалтерский учет в ООО "Межрегиональный Медицинский Центр" |