Итоговый отчет
Исследование рынка продаж тиражных программных продуктов
Студент
П.А. Заичкина
Введение
программный приложение рынок
Работа по исследованию возможностей создания, распространения и продвижения программных продуктов различного рода занимает продолжительное время. Рынок программных продуктов значительно меняется с течением времени, часто даже неузнаваемо. Появляются новые технологии, новые операционные системы, меняются тенденции, и за такими переменами необходимо следить. Для того, чтобы создать программный продукт, необходимо понимать, каким образом и с помощью чего он создается. Итоги сбора и анализа такой информации представлены в данном отчете. В ходе работы были рассмотрены способы создания и распространения различных видов программного обеспечения с помощью программных средств и инструментов маркетинга.
Кроме небольших студенческих проектов, в ТУСУР разрабатываются и более крупные программы. Большая часть работы была посвящена выяснению потребности в создаваемой в ТУСУР геоинформационной системе. Любой программный продукт должен быть востребован, чтобы оправдать затраты на свое создание, поэтому необходимо выяснить, есть ли потребность в таком продукте или его компонентах среди представителей целевого сегмента продукта, а также понять, может ли кто-то из представителей быть потенциальным покупателем. Для этого был составлен список предприятий-представителей целевого сегмента, расположенных в регионах России, странах СНГ, странах ЕС, а также Китая и Индии. Приведены также данные о ценовой стратегии и конкурентоспособности продукта. Затем с применением маркетинговых знаний была составлена анкета, позволяющая выяснить интересующую информацию для выяснения потребности и понимания, может ли представитель являться потенциальным покупателем. Кроме этого, составлена характеристика рынка ГИС этих стран, освещен вопрос локализации программного обеспечения, представлен алгоритм выхода на рынок стран ЕС, а также проведена сегментация рынка регионов России и стран СНГ для выделения наиболее перспективных. Целью работы было выявление потенциальных потребителей программного продукта, разрабатываемого в ТУСУР, подробное изучение рынка ГИС-технологий и разработка стратегии вывода на рынок геоинформационной системы WGS3-T.
Среди других вопросов, исследуемых в ходе работы, были состояние и тенденции современного рынка мобильных приложений, способы распространения мобильных приложений, особенности создания приложений для социальных сетей и их монетизация.
2. Анализ рынка мобильных приложений
В ходе выполнения первого этапа группового проектного обучения была поставлена задача изучения рынка мобильных приложений и его тенденций для нужд работы других групп ГПО, исследования сопутствующих вопросов и изучения способов и возможностей продвижения приложений, вопросов размещения рекламы в мобильных приложениях, а также процесса создания и монетизации приложений для социальных сетей.
.1 Общая характеристика рынка мобильных приложений
Мобильные приложения представляют собой программы, которые предназначены для использования на мобильном устройстве. Данные приложения в большинстве случаев создаются сторонними разработчиками, после чего продаются через различные онлайн - магазины, которые компании открывают для своих платформ.
Представленная на рисунке 2.1 диаграмма показывает соотношение долей рынка, занятых различными платформами, в Соединенных Штатах Америки за 2010 год [1] - именно поэтому такую большую долю занимает компания RIM, которая является гораздо менее популярной при рассмотрении мировых данных.
Диаграмма на рисунке 2.2 отражает среднюю стоимость приложений для той или иной платформы [2]. Легко заметить, что самые дорогие приложения (не считая Blackberry) - для платформыWindows Mobile, приложения iOS и Android стоят примерно одинаково. Таким образом, можно предположить, что если разработчик создаст приложение на уровне других популярных, представленных в магазинах Android, то сможете рассчитывать на примерно такую стоимость за приложение.
Рисунок 2.1 - Соотношение долей рынка США
Рисунок 2.2 - Средняя стоимость приложения различных платформ
Еще один немаловажный факт - Android-приложения приносят гораздо меньше дохода по сравнению с приложениями для iPhone, и дело вовсе не в их стоимости. Исследования показали, что приложение для iPhone, занимающее пятое место в общем рейтинге, позволит разработчику заработать примерно 3 500 $ за неделю, а Android-приложение, находящееся так же на пятом месте, принесет своему разработчику столько или меньше за 56 дней продаж [1]. Также всего 36% разработчиков удовлетворены своим заработком от продажи приложений [3].
Рассмотрим подробнее российский рынок мобильных приложений. Рынок мобильных приложений фрагментирован, существует много платформ, устройств и каналов распространения. Во время проведения исследования российский рынок все еще тяготел к Java и Symbian, но постепенно он все же продвигается в сторону iOS и Android. В России растет спрос на Bada и Windows Phone 7 разработчиков, так как на рынке их не хватает. Большое развитие получает кроссплатформенная разработка приложений.
В основном рынок мобильных приложений сосредоточен в США и Европе. Но все же российские производители не отстают, на сегодняшний день в России есть достаточное количество разработчиков мобильных приложений, которые заняли достойные позиции на рынке. Это такие компании как, Herocraft, Joybits, DynamicPixels, Flysoft, DaSuppaStudios, Alawar, SPBSoftware, i-Free и тд.
В результате исследования рынка мобильных приложений было выяснено, что наиболее перспективной для освоения платформой является Android, вследствие чего группам ГПО, занимающимся разработкой мобильных приложений, было посоветовано выйти на этот рынок. Кроме того, были предложены идеи возможных для создания приложений и представлен перечень наиболее популярных и наименее насыщенных категорий приложений.
2.2 Возможности распространения мобильных приложений
В сети Интернет есть множество возможностей распространения приложений - магазинов. Они могут быть как официальными - то есть, открытыми компанией-создателем платформы, так и неофициальными. Примерами официальных магазинов являются Google Play, App Store, Windows Marketplace, неофициальных - Soc.io, SlideME, Handango. Для распространения приложений во всех этих магазинах необходимо заполнить специальные формы, характеризующие приложения. Обыкновенно они имеют такие поля, как:
.Название приложения.
.Файл APK - специальный файл мобильного приложения. Рекомендуется называть его так же, как и само приложение, и указывать в названии версию приложения, чтобы разработчик позже не запутался в своих файлах, так как все они будут расположены в одном месте в магазине.
.Категория и подкатегория. Этот пункт - один из самых важных. Необходимо верно отнести свое приложение в определенную группу аналогичных приложений. Для игр примерами категорий являются «Аркады и экшн», «Логические», «Азартные». Для приложений - «Здоровье», «Бизнес», «Погода», «Путешествия». Неверный выбор категории - одна из основных причин отклонения вашего приложения магазином.
.Стоимость приложения в случае, если оно платное, или указание его бесплатности. Разработчику нужно подумать, какой из вариантов его больше устраивает. Очень часто разработчики применяют модель freemium - они выпускают на рынок две версии одного и того же приложения. Бесплатная версия обладает ограниченным функционалом и полна встроенной рекламы, платная предоставляет больше возможностей и не имеет рекламы. В случае, если пользователь платит деньги за приложение, встает вопрос налогообложения. В Налоговом кодексе РФ еще не предусмотрен сбор налогов за этот конкретный вид деятельности, однако опытные разработчики советуют самостоятельно подавать декларацию о доходах [4][5][6]. Кроме этого, магазины приложений обычно предлагают разработчику заполнить специальную форму, подтверждающую, что разработчик не должен выплачивать налог стране, в которой зарегистрирован магазин, так как не является ее гражданином. Вопрос налогообложения был подробно исследован группой на первом и втором этапах группового проектного обучения.
.Ключевые слова - слова, по которым ваше приложение будет отображаться в результатах поиска.
.Поддерживаемые устройства, платформы и версии платформ (для мультиплатформенных магазинов).
.Домашняя страница разработчика или иные его контакты.
.Краткое и полное описания приложения на всех языках, которые поддерживает приложение.
.Скриншоты приложения.
Кроме этого, для распространения приложения (или другой программы) сайт-распространитель обычно запрашивает пользовательское соглашение, или EULA (end user license agreement) для завершения процесса регистрации программы в базе. Это договор между владельцем компьютерной программы и пользователем ее копии. Даже если ваш продукт распространяется бесплатно, соглашение необходимо представить. Обычно это делается для того, чтобы максимально снять с создателя-владельца программного продукта ответственность за негативные последствия от установки и работы программы.
Для облегчения труда разработчиков ТУСУР в отчете по первому этапу группового проектного обучения был представлен перечень действий по распространению приложения в различных магазинах приложений. Кроме зарубежных магазинов, были рассмотрены возможности распространения приложений и в России, однако был сделан вывод, что в данный момент эта отрасль в стране совсем не развита и не представляет интереса для разработчиков.
В ходе работы над этапом был составлен список сервисов, позволяющих продвигать разработанное приложение. Было выяснено, что такие сервисы бывают двух типов - сайты-каталоги и сайты отзывов. Информация о приложении добавляется на сайты-каталоги автоматически, а для написания отзыва необходимо заполнить заявление на соответствующий сайт. Была проведена работа по подаче заявлений на отзывы о приложениях, созданных другими группами ГПО. В ходе этого стало известно, что в настоящее время все сайты отзывов собирают оплату с разработчика для написания и публикации отзыва на сайте. Была исследована возможность размещения рекламы в приложении. С помощью внедрения рекламы в приложения можно получить чуть больше дохода, чем от простой продажи приложения. По итогам работы были представлены сервисы для внедрения рекламы в приложение.
3. Распространение программных продуктов
В ходе работы также был затронут вопрос распространения так называемых «десктопных» приложений, или стандартных программных продуктов. Составлен перечень веб-сайтов, на которых можно разместить свое приложение для распространения, или его исходный код. Более того, отмечено, что исходный код популярного приложения можно распространить за плату. Выделены основные характеристики приложений, которые необходимо предоставить разработчику для распространения программы:
1.Имя, сайт, адрес электронной почты разработчика
.Название и версия программы, файл программы
.Категория и подкатегория, уже известные нам по мобильным приложениям
.Размер файла
.Стоимость за 1 лицензию - в случае, если ваша программа платная
.Поддерживаемые операционные системы
.Тип лицензии. Ваша программа может быть Freeware (бесплатная для распространения и использования в течение неограниченного количества времени), Shareware (платная в определенных случаях, например, если пользователь желает пользоваться программой по истечению trial-периода), Demo (так называемый предварительный просмотр программы, когда ограничивается некоторый ее функционал), Trial (пробная версия программы, предоставляющая полный функционал на ограниченный промежуток времени), Commercialware (платная программа, обычно распространяемая в коробках), Ad-supported (бесплатная программа с внедренной рекламой), Donationware (бесплатная программа с вариантом отправления «пожертвования» разработчику).
.Иконка и скриншоты продукта
.Ссылка для скачивания с собственного сайта разработчика
.Ссылка для скачивания с систем электронной коммерции, например RegNow, ShareIT и подобных. Подробнее о них будет рассказано во второй части отчета.
.Краткое и полное описание
.Специальные системные требования
.Ограничения, присутствующие в демо-версии
.Код, снимающий trial- и demo-ограничения с программы для пользования командой сайта-продавца.
Всю эту информацию можно закачать на сайт и в виде специального PAD-файла. Это текстовый файл в формате XML, который содержит всю информацию о продукте.
4. Приложения для социальных сетей
Стремительное развитие сети интернет не вызывает сомнений ни у экспертов, ни у рядовых пользователей. Особой динамикой характеризуются социальные сети. Закономерным этапом их развития при этом является появление соответствующих web-приложений.