СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Экономическая деятельность
.1История возникновения и существования предприятия
1.2Виды деятельности на предприятии
2.Планово-управленческая деятельность
.1Организационная структура предприятия
2.2Профессионально-квалификационные требования к персоналу
.3Плановая деятельность
.4Отчетность на предприятии
.5Характеристика каналов деловой коммуникации и управление конфликтами и стрессами
.6Маркетинговая деятельность
.7Понятие и принципы маркетинговой деятельности
.8Анализ отраслевого рынка товаров
3.Финансовая деятельность
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние экономики требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений науки и техники, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства.
Имея солидный опыт, большинство российских предпринимателей уже познакомились с проблемами конкурентной борьбы, стратегии сбыта, ценообразования и другими проблемами маркетинга и менеджмента. Одной из таких проблем является технология привлечения инвестиций, целенаправленного и подконтрольного их использования.
Объектом, на котором походила практика, является ОАО «СОМ», предметом практики является комплексная экономически-управленческая деятельность.
Для улучшения хозяйственной деятельности ОАО «СОМ» и эффективности использования основных средств необходимо обновление оборудования для некоторых цехов. Продукция ОАО «Сом» пользуется спросом на местном рынке, кроме того, имеется возможность выхода на областной рынок.
Производственная практика является составной частью образовательного процесса и направлена на закрепление и углубление знаний и умений, полученных в процессе обучения, а так же овладение системой профессиональных умений и навыков и первоначальным опытом профессиональной деятельности по изучаемой специальности.
Индивидуальный план прохождения практики состоит из 4-х разделов:
экономическая деятельность;
планово-управленческая деятельность;
маркетинговая деятельность;
финансовая деятельность.
В первом разделе следует описать основную документацию, устав предприятия или учредительные документы, охарактеризовать типы производства, процесс производства. Рассмотреть проблемы предприятия и классифицировать его издержки.
Во втором разделе изучить организационную структуру предприятия, определить требования к персоналу, рассмотреть плановую деятельность персонала, изучить систему документооборота, а так же рассмотреть деловую коммуникацию на предприятии.
В третьем разделе - рассмотреть понятие и принципы организации маркетинговой работы на предприятии.
В четвертом - провести анализ финансовой системы на предприятии и дать ее оценку.
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
.1 История возникновения и существования предприятия
Открытое акционерное общество "СОМ", именуемое в дальнейшем "Общество", образовано в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах", Гражданским кодексом Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации.
Общество создано в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий и является правопреемником государственного предприятия - завода сухого обезжиренного молока «Кирсановский» и Закрытого акционерного общества «СОМ».
Акционерами Общества могут быть граждане и организации.
Полное официальное наименование Общества на русском языке: Открытое акционерное общество "СОМ".
Сокращенное официальное наименование Общества на русском языке: ОАО "СОМ".
Место нахождения Общества: 393350 Россия, Тамбовская область, город Кирсанов, микрорайон «СОМ».
По данному адресу располагается исполнительный орган Общества - Генеральный директор:
Почтовый адрес Общества: 393350 Россия, Тамбовская область, город Кирсанов, микрорайон «СОМ».
Общество учреждено на неограниченный срок деятельности.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и третейском суде.
Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с даты его государственной регистрации.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, может иметь зарегистрированный в установленном порядке товарный знак, эмблему и другие средства индивидуализации.
Общество вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке открывать банковские счета в рублях и иностранной валюте на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов, равно как государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Общества.
Акционеры не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Общество не отвечает по обязательствам акционеров.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам Общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
Основной целью Общества, как коммерческой организации, является расширение рынка товаров и услуг и получение прибыли.
1.2Виды деятельности на предприятии
Предметом (видами) деятельности Общества являются:
Закупка и переработка молока.
Выработка и реализация молочной продукции.
Производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.
Организация и ведение гостиничного хозяйства.
Организация деятельности ресторанов, кафе, баров, столовых.
Осуществление оптовой и розничной торговли, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров.
Приобретение в собственность и продажа жилых и нежилых помещений, зданий. Сооружений и земельных участков.
Организация работы платных автостоянок, гаражей, станций технического обслуживания и бензозаправочных станций.
Транспортировка грузов, в том числе и международные перевозки и оказание транспортных и экспедиторских услуг.
Производство и реализацию продукции производственно - технического назначения;
Сбор, переработка и реализация вторичного сырья.
Осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ, в том числе и внешнеэкономической.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).
Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, закупки сырья, сбыта продукции, оплаты труда, распределения прибыли, установления цен и тарифов на реализацию продукции, выполнение работ и предоставления услуг.
2.ПЛАНОВО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
.1 Организационная структура предприятия
2.2Профессионально-квалификационные требования к персоналу
Рассмотрим должностные обязанности некоторых сотрудников. Изучив должностные обязанности работников легко определить профессионально-квалификационные требования. Менеджер по персоналу должен соответствовать следующим требованиям: должен знать законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом; трудовое законодательство; структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; кадровую политику и стратегию предприятия; порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах; источники обеспечения предприятия кадрами; состояние рынка труда; системы и методы оценки персонала; методы анализа профессионально-квалификационной структуры кадров; порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; организацию табельного учета; методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности; возможности использования современных информационных технологий в работе кадровых служб; передовой отечественный и зарубежный опыт работы с персоналом; основы социологии, психологии и организации труда; основы профессиографии; основы профориентационной работы; основы экономики, организации производства и управления; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы по организации управления кадрами на инженерно технических и руководящих должностях не менее 5 лет.
А инженер соответственно: Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно - хозяйственную и финансово экономическую деятельность предприятия, постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и соответствующей отрасли; организационно - распорядительные документы и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности предприятия; профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли и бизнес - план предприятия; производственные мощности предприятия; технологию производства продукции предприятия; порядок составления и согласования планов производственно хозяйственной деятельности предприятия; рыночные методы хозяйствования и управления предприятием; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; научно технические достижения в соответствующей отрасли производства и опыт передовых предприятий; экономику и организацию производства, труда и управления; основы экологического законодательства; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли хозяйства не менее 5 лет.
2.3 Плановая деятельность
Планирование - процесс определения целей, стратегий, мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условиях функционирования фирмы на рынке.
В общем понимании план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач.
Бизнес-план представляет собой:
sрабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
sразвернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
sдокумент, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
sрезультат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.
На предприятии плановая деятельность отсутствует. Большим плюсом было бы создание детерминированной системы планирования сроком приблизительно на один год по следующей структурной модели бизнес-плана:
1. Резюме
2. Описание предприятия и отрасли
3. Характеристика продукции
4. Исследование и анализ рынков сбыта
5. Конкуренция и конкурентное преимущество
6. План производства
8. Организационный план
9. Оценка рисков и страхования
10. Финансовый план
Разработка бизнес-плана является одним из этапов на пути привлечения кредитов или инвестиций. Любая форма использования чужого капитала на собственном предприятии требует определенных гарантий для кредитора и инвестора. Одной из таких гарантий может стать хорошо продуманное, рассчитанное письменное изложение сути дела. Исходя из всего вышесказанного, на современном этапе рыночных отношений планирование является основным фактором, от которого зависит дальнейшая деятельность предприятия. В условиях конкурентной и нестабильной среды предприятиям особенно необходимы планы развития фирмы, так как в бизнесе нельзя позволить себе неверные шаги и ошибки. Однако на практике многие фирмы отказываются от данных разработок из-за отсутствия времени и средств; отсутствия необходимых знаний; невозможности и неумения применять результаты исследования на практике.
2.4 Отчетность на предприятии
Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность (Приложение 2) в порядке, установленном Федеральным законом «Об акционерных обществах» и иными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет Генеральный директор Общества в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом.
Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете Общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена Ревизионной комиссией Общества.
Перед опубликованием Обществом указанных в настоящем Уставе документов в Общество привлекает для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с Обществом или его акционерами.
Годовой отчет Общества подлежит предварительному утверждению Советом директоров Общества не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового Общего собрания акционеров.
Общество обязано хранить следующие документы:
договор о создании Общества;
настоящий Устав со всеми его изменениями и дополнениями, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании Общества, свидетельство о государственной регистрации Общества;
документы, подтверждающие права Общества на имущество, находящееся на его балансе;
внутренние документы Общества;
положения о филиалах или представительствах Общества;
годовые отчеты;
документы бухгалтерского учета;
документы бухгалтерской отчетности;
протоколы Общих собраний акционеров, заседаний Совета директоров, Ревизионной комиссии и Правления Общества;
бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в Общем собрании акционеров;
отчеты независимых оценщиков;
списки аффилированных лиц Общества;
списки лиц, имеющих право на участие в Общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые Обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах»;
заключения Ревизионной комиссии, аудитора Общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и иными федеральными законами;
иные документы, предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах», настоящим Уставом, внутренними документами Общества, решениями Общего собрания акционеров, Совета директоров, исполнительных органов Общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Общество хранит документы, по месту нахождения Общества в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Информация об Обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и иных правовых актов Российской Федерации.
Общество обеспечивает акционерам доступ к документам, настоящего Устава. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний Правления Общества имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов акций Общества.
Для ознакомления с документами предусмотренными пунктом 11.5 настоящего Устава акционеры направляют письменное требование (запрос) на имя Генерального директора Компании. В требовании (запросе) акционера должно быть указано:
фамилия, имя, отчество (наименование) акционера;
количество принадлежащих ему акций;
перечень запрашиваемых документов;
способ ознакомления с документами (по месту нахождения Общества или получение копий документов с указанием адреса доставки);
адрес доставки, контактный телефон.
При направлении требования (запроса) от юридического лица необходимо приложить нотариально заверенную копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего требование (запрос).
Для предоставления документов Общество в течение 2 дней с момента поступления в Общество требования (запроса) проверяет факт владения обратившимся лицом акциями Общества. Предоставление акционером выписки из реестра акционеров (счета депо) на дату направления требования (запроса) в Общество является достаточным подтверждением факта владения акциями.
В случае если акционер намерен ознакомиться с документами по месту нахождения Общества, Общество в течение 5 дней с момента поступления требования (запроса) в Общество, сообщает акционеру о времени и порядке ознакомления с информацией. Общество не несет ответственности за нарушение сроков предоставления для ознакомления запрашиваемых документов в случае неточного указания в требовании (запросе) адреса или контактного телефона акционера.
Общество по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предоставляет им копии указанных документов. Плата, взимаемая Обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.
В случае если акционер намерен получить копии документов по указанному в требовании (запросе) адресу Общество в течении 7 дней с момента поступления в Общество требования (запроса), направляет акционеру счет с указанием платежных реквизитов Общества и размером оплаты расходов на изготовление копий, запрашиваемых документов.
После оплаты по указанным реквизитам Общество в течение 2 рабочих дней направляет по почте копии запрашиваемых документов по указанному в требовании (запросе) акционера адресу.
2.5 Характеристика каналов деловой коммуникации и управление конфликтами и стрессами
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.
Деловой разговор - устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем.
Основные требования к деловому разговору - точность, краткость, доступность и правильность речи.
Соблюдение норм речевого этикета - необходимое условие ведения любого делового разговора. Основу речевого этикета составляет вежливость, которая в обязательном порядке предполагает, прежде всего, приветствие. Важным элементом вежливости в деловой жизни является представление, с помощью которого можно установить нужные и полезные связи. Этикетом предусмотрены определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным, и ими не следует пренебрегать. В деловых разговорах руководителя с подчиненными должна соблюдаться служебная субординация, однако при этом всем необходимо соблюдать вежливость.
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Деятельность зарубежных фирм, практика работы отечественных организаций, особенно в условиях изменения форм собственности, показывает, что современным руководителям и управляющим персоналом необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию. Различие людей во взглядах, несовпадение восприятий и оценок тех и иных событий достаточно часто приводит к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний. Довольно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, выраженного мнения, то есть инцидента и конфликт может начаться.
Инцидент (повод) - активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны. В конфликтной ситуации выделяют участников конфликта - субъекты или оппоненты, а так же предмет спора или объект конфликта.
Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаимодействия, в качестве которых могут выступать отдельные личности, группы, организации. Оппоненты должны иметь возможность действовать от своего лица, а не выступать от третьего лица, не быть средством в реализации чьих-то интересов.
Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, что является предметом их спора, получение чего одним участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. При взаимодействии субъектов на поведение каждого из них оказывает влияние формальный, а иногда и неформальный, статус оппонентов, их ранг то есть уровень власти, которым они реально располагают.
Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:
наличие ситуации воспринимаемой участниками как конфликтной;
неделимость объекта конфликта, то есть предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.
В связи с тем, что возникновение конфликтов неразрывно связано с различными сторонами деятельности человека, количество и разнообразие их достаточно велико. Для того чтобы легче ориентироваться в разнообразии конфликтов и иметь возможность выбрать адекватный метод воздействия, диагностики и управления, конфликты классифицируют:
антагонистические - способы разрешения противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте;
компромиссные - допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участника конфликта: сроков, условия, взаимодействия;
социальные - высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, общественных институтов;
организационные - являются средством организационного регламентирования деятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др;
эмоциональные или личностные - характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими;
вертикальные и горизонтальные конфликты - характеризуются объемом власти, которым располагают оппоненты. Вертикальные предполагают распределение власти по вертикали сверху вниз (начальник - подчиненный). Горизонтальные конфликты предполагают взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов (руководители одного уровня, специалисты между собой).
открытые характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов;
скрытые - отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия;
внутриличностные - представляют собой столкновения внутри личности субъекта, равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов;
межгрупповые и межличностные - это столкновение индивидов с группой или групп между собой.
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует, и на практике возникают конфликты организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д. Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные.
производство персонал финансовый маркетинговый
3.МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
.1 Понятие и принципы маркетинговой деятельности
Маркетинг - как система экономической деятельности явление сложное многоплановое и динамичное, поэтому в одном универсальном определении невозможно дать полную и адекватную характеристику его сущности, принципов, методов и функций.
Маркетинг - предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.
Маркетинг - представляет собой процесс планирования и воплощения замыслов, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров, услуг, посредством обмена удовлетворяющих цели отдельных лиц и организаций.
На основе изложенных определений можно сказать, что главное в маркетинге это двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов потребителей производства. С другой стороны, это активное воздействие на рынок, существующий спрос для формирования потребностей и покупательских предпочтений.
Главной целью маркетинговой деятельности является получение максимальной прибыли через удовлетворения потребителей. Альтернативными целями будут являться: максимизация потребления, максимизация степени удовлетворения потребителей, максимизация выбора потребителей.
На самом предприятии маркетинговая деятельность отсутствует. Стоит сказать, что это является минусом в его деятельности. Несмотря на то, что маркетинговая деятельность ведет за собой затраты и большие усилия, она помогает процессу планирования и принятию решений, как тактических, так и стратегических. В условиях конкурентной и нестабильной среды предприятиям особенно необходимы планы развития фирмы и маркетинговые исследования, так как в бизнесе нельзя позволить себе неверные шаги и ошибки. Однако на практике многие фирмы отказываются от данных разработок из-за отсутствия времени и средств; отсутствия необходимых знаний; невозможности и неумения применять результаты исследования на практике. Коммуникационная политика в рамках маркетинговых мероприятий направлена на привлечение новых потребителей продукции, а также поддержание спроса со стороны существующих клиентов, и оказание дополнительных услуг. С этой целью предлагается провести рекламную кампанию с помощью средств связи, с помощью объявлений, а также опубликовать рекламные объявления. Необходимо изготовить вывески, оформить вход, выставить указатели.
Целями рекламной кампании предприятия являются:
- формирование у потребителя определенного образа фирмы;
формирование потребности в данном товаре;
стимулирование сбыта товара; ускорение товарооборота;
стремление сделать данного потребителя постоянным покупателем данного товара, постоянным клиентом фирмы;
формирование у других фирм образа надежного партнера.
Журналы, газеты, телевизионные и радиостанции обычно привлекают нужную аудиторию своим не рекламным содержанием, а рекламодатель получает возможность обратиться именно к этой аудитории. Важную роль связующего звена между рекламодателями и потенциальными покупателями играют, в частности прямая почтовая реклама, плакаты, щиты, рекламные планшеты в общественном транспорте и рекламное оформление торговых помещений.
Предполагается использовать следующие материалы: статьи; периодическая публикация прайс-листа предлагаемых товаров; краткие рекламные объявления.
Выставочная реклама. Это показ экспонатов на традиционных и специализированных ярмарках и выставках.
Выставки и ярмарки - это возможность личных контактов с потенциальным потребителем. Ярмарки - необходимый элемент в проведении рекламной кампании. Это мероприятие можно провести 2-3 раза в год.
Предприятию необходимо рекламировать свою продукцию и ее качество, объясняя покупателям преимущества своей продукции перед продукцией других предприятий.
Образ производителя экологически чистых продуктов создает предприятию в сознании потребителей образ, побуждающий обратиться именно к этому предприятию, стимулирует сбыт продукции.
3.2Анализ отраслевого рынка товаров
В настоящее время на рынке молочной продукции в тамбовской области существует многочисленные предприятия, которые выпускают различные молочные товары. Такими предприятиями являются: УК «Молочный холдинг», ОАО «Сампурский»,
ОАО «СОМ», Бондарский сырозавод, «Мир Вкуса», «Мичуринскмолоко», Ржаксинский молокозавод, Рассказовский молокозавод и др.
Как видно в этой отрасли довольно большое количество конкурентов, даже не считая таких крупных производителей как Вимм Биль Данн, Данон (Франция), Юнимилк, Эрман (Германия) и т.д. Но несмотря на это в эту отрасль продолжают вступать все новые предприятия, Например недавно в тамбовской области открылось, точнее сказать преобразовалось новое предприятие УК «Молочный холдинг» бывший ЗАО «Бабаевский».
Несомненно, на тамбовском рыке большую часть занимают крупные вышеперечисленные компании, но местные производители от них не отстают.
Сегментация рынка по производителям молочной продукции
Сегментация рынка по производителям молочной продукцииДоля на рынке, %Данон7Юнимилк15Молочный комбинат Воронежский4Эрман4Вимм Билль Данн35Региональные молочные компании35
Диаграмма 1:
Структура распределения молока в России в основных сегментах рынка
Молоко, используемое в животноводстве - 30%;
Переработка молока и производство молочной продукции - 40%;
Производство молочных полуфабрикатов, включая сухое молоко и масло - 25%;
Производство мороженого и детского питания - 5%;
Диаграмма 2:
Сегментация рынка по видам продукции из молока
Сегментация рынка по видам продукции из молокаДоля на рынке, %Стерилизованное и пастеризованное молоко60Кисломолочные продукты и йогурты25Сметана7Творог5Другие продукты из молока3
Диаграмма 3:
Как мы видим из представленных диаграмм, молочная продукция востребована у населения. Средняя стоимость 1 литра молока жирности 3,5% в Тамбовской области составляет 35 рублей, а производство молочной продукции составляет миллионы тонн.
4.ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Финансовое состояние предприятия - характеристика отражающая процесс формирования и использования его финансовых средств.
Анализ финансового состояния фирмы - расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей характеризующих различные стороны деятельности организации.
Цель анализа - получение информации необходимой для принятия управленческих решений как внутренними, так и внешними пользователями.
Задачи финансового анализа:
выявление изменений показателей финансового состояния;
выявление факторов влияющих на финансовое состояние предприятия;
оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;
оценка финансового положения предприятия на определенную дату;
определение тенденций изменения финансового состояния предприятия.
Анализ финансового состояния включает последовательное проведение следующих видов анализа:
.Предварительная оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период.
2.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
.Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса.
.Анализ финансовых рисков.
.Анализ использования оборотных активов.
.Оценка потенциального банкротства.
Бухгалтерский баланс - отчетный документ, представляющий собой перечень резервов предприятия и источников их возникновения. Составление сравнительно-аналитического баланса является первым этапом анализа финансового состояния предприятия:
Сравнительно-аналитический баланспоказателиабсолютные показателиудельный весизмененияt1 (тыс. руб)t2 (тыс. руб)t1t2в абс. значв уд. весахВ % на нач. периодав % к величине итога балансаАКТИВВнеоборотные активы520213987048,2866,86-1215118,58-23,3625,25Оборотные активы557321976651,7233,14-35966-18,58-64,5374,75Запасы347921427932,2923,94-20513-8,35-58,9642,63НДС237002,200,00-2370-2,20-100,004,93Дебиторская задолженность до года18496544517,179,13-13051-8,03-70,5627,12Денежные средства74420,070,07-320,00-43,240,07Итог10775359636100,00100,00-481170,00-87,89100,00ПАССИВСобственный капитал143141536413,2825,76105012,487,34-2,18Долгосрочные обязательства503263480,4744,182584543,715138,17-53,71Краткосрочные обязательства929361792486,2530,06-75012-56,19-80,71155,90Кредиты и займы845002600078,4243,60-58500-34,82-69,23121,58Кредиторская задолжность843679247,8313,29-5125,46-6,071,06Итого10775359636100,00100,00-481170,005064,79100,00
Анализ ликвидности предприятияАктивНа началоНа конецПассивНа началоНа конецПлатежный излишек или недостатокВ % к величине группы пассиваА17442П184367924-8362-7882-99,12-99,47А2184965445П28450010000-66004-4555-78,11-45,55А33716214279П35032634836659-120697288,07-45,81А45202139870П414314153643770724506263,43159,50Итог10775359636Итог10775359636----На начало годаНа конец годаКАЛ0,0008КАЛ0,002КТЛ0,5997КТЛ1,103
По таблице «Анализ ликвидности предприятия» видно, что ОАО «СОМ» на данный период времени является не ликвидным. Коэффициент абсолютной ликвидности на начало года составляет 0,0008, а на конец года - 0,002. При нормальном ограничении коэффициента больше 0,1. Можно сказать, что на конец года состояние предприятия улучшилось, но в незначительной степени.
Коэффициент текущей ликвидности на начало года составил 0,5997, на конец года - 1,103. При нормальном ограничении коэффициента больше 2. Так же говорит о том, что предприятие неликвидно, но его состояние улучшилось.
Определение финансовой устойчивости предприятияИсточникиНа начало годаНа конец годаОбеспеченность запасамиНа начало годаНа конец годаСОС-37707-24506(+,-)СОС-72499-38785ЧОС-372041842(+,-)ЧОС-71996-12437ОСО4729611842(+,-)ОСО12504-2950
Проанализировав коэффициенты финансовой устойчивости можно сказать, что предприятие финансово неустойчиво на данный период времени. Но его показатели изменяются в лучшую сторону. Продолжая работать в этом же направлении примерно через 5 лет ОАО «СОМ» исправит свое финансовое положение в лучшую сторону. Это позволит иметь собственные источники доходов.
Основные показатели финансовой устойчивостиКоэффициентНа начало годаНа конец годаКа0,130,26Кз/с6,532,88Ко-1,08-1,72КОос-0,68-1,24Км-2,63-1,60Кф0,150,35КФ.уст0,140,70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проходя практику на ОАО «СОМ» я приобрела дополнительные навыки и знания. Которые я освоила, подробно изучив предложенную мне на предприятии документацию и проанализировав некоторые ее аспекты, например, устав ОАО «СОМ», бухгалтерский баланс и статистическую отчетность.
Нужно отметить, что организация труда на предприятии имеет положительный характер. Отведенное время на работу и отдых гармонируют друг с другом, как на самом производстве, так и в аналитических отделах Общества. Хочется обратить особое внимание на организацию мотивирования персонала. На предприятии хорошо развиты как экономические, так и неэкономические стимулы труда.
Работа в коллективе ОАО «СОМ» не приносила никаких моральных нагрузок. Это говорит о высокой корпоративной культуре и доброжелательности служащих. С возникавшими вопросами мне помогали справляться в отделе финансово-экономической службы, подробно и доходчиво объясняя все тонкости порученного задания.
Я считаю, что предприятию нужно охотнее принимать студентов на прохождение производственной практики. Это позволит шире изучить многочисленные нововведения и инновации, а так же применять эти новшества в деятельности предприятия.