Введение
линейный управление кадровый персонал
Производственная практика является одной из неотъемлемых частей подготовки квалифицированных специалистов всех специальностей, в том числе и «Управление персоналом». Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности и присваиваемой квалификации.
Ознакомительная практика проходилась на базе торгового предприятия ЗАО «Тандер» с 13 июня по 26 июня 2011.
ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит») является крупнейшей (по числу магазинов на данный момент) российской сетью продовольственных магазинов и по оснащению техническими средствами, и по количеству рабочих. Новейшие методы и технологии в области товародвижения, продаж, финансовой и кадровой политики, позволяющие эффективно управлять компанией и снижать цену товара для конечного потребителя - одно из первых и на сегодняшний день основных направлений деятельности компании. Предприятие приобрело опыт, зарекомендовало себя на рынке розничной торговли
Основной целью производственной практики являлось закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения , изучение организационной и управленческой деятельности организации, формирование профессиональных навыков, а так же получение практического опыта работы в коллективе.
Основным результатом данной работы является отчет о прохождении практики, в котором собраны все результаты деятельности за период прохождения практики и анализ основных показателей управления персоналом в организации.
Задачами практики является:
§ознакомление с организационно-правовой формой предприятия, формой собственности, организационной структурой управления предприятием, производственной структурой предприятия. Функциями, правами, обязанностями отдельных служб, отделов, подразделений;
§формирование профессиональных качеств;
§формирование устойчивого интереса, чувства ответственности и уважения к избранной профессии;
§выработка навыков самостоятельного анализа результатов работы;
§выполнение исследования структуры предприятия ;
§
1. Объект практики и его характеристика
.1 Выбор объекта ознакомительной практики
Объектом исследования является ЗАО «Тандер» магазин «Магнит».
Предмет исследования : Деятельность организации ЗАО «Тандер магазина «Магнит».
Магазин «Магнит» «Соль-Илецкий» находится по адресу: ул. Оренбургская, дом 21. Оно является розничным торговым предприятием.
Полное фирменное наименование предприятия - закрытое акционерное общество «ТАНДЕР». Юридический адрес Центральный офис:
Адрес: 350072 г. Краснодар ул.Леваневского
.2 Общая характеристика ЗАО «Тандер»
Акционерное общество закрытого типа «Тандер» представляет собой предприятие, занятое в отрасли производства и продажи товаров и имеющее в качестве основной цели своей деятельности - получение прибыли, для чего объединяются материальные, трудовые, интеллектуальные и финансовые ресурсы его участников.
Таблица
1.1 Полное и краткое наименование фирмы, юридический адрес и местонахождение.Закрытое акционерное общество ЗАО «ТАНДЕР» «Адрес: 350072 г. Краснодар ул. Леваневского Адрес: 461505 г. Соль-Илецк ул. Оренбургская, 21 1.2. Является фирма коммерческой или некоммерческой организацией?Коммерческая организация1.3. Учредители фирмыСергей Галицкий1.4. Форма собственностиЧастная собственность1.5. Виды деятельностиРеализация1.6. Является ли фирма дочерним предприятием, филиалом, подразделением другой фирмы (указать какой)?Фирма является дочерним предприятием1.7. Организационно-правовая формаЗакрытое акционерное общество
Бизнес начался с оптовых продаж бытовой химии, косметики и парфюмерии, в настоящее время ЗАО «Тандер» имеет более чем 15-летний опыт работы на рынке.
По особенностям устройства это специально оборудованное отдельно стоящее одноэтажное здание, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг, обладает достаточным количеством помещений для нормального функционирования торгово-технологического процесса.
Согласно ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» по типу данный магазин относится к универсаму (супермаркету) - реализует продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса методом самообслуживания. По специализации данное предприятие является смешанным, т.е. реализует широкий ассортимент продовольственных товаров и универсальную группу непродовольственных товаров.
В магазине основный метод продажи - самообслуживание. При таком методе обслуживания уменьшаются затраты времени на покупку, покупатель имеет возможность самостоятельно выбрать товар, а также расплатиться в едином кассовом узле. Кроме того используется и индивидуальный метод обслуживания в деликатесном отделе, но оплата за эти товары производится в едином контрольно-кассовом узле.
В данном магазине оказывают основные и дополнительные услуги. Основная - реализация различных групп товаров в магазине. Дополнительные - информационно-консультационные (предоставление информации о товарах и их изготовителях, консультации специалистов о товарах, проведение рекламных презентаций товаров); оказание помощи покупателю в совершении покупки (прием и исполнение заказов на товар, упаковка купленных в магазине товаров.); создание удобств покупателям (гарантированное хранение купленных товаров, прием и хранение вещей покупателей); несвязанные на прямую с совершаемыми ими покупками.
Месторасположение магазина удачное, т.к. находится в густонаселенном районе города.
Режим работы магазина: с 10:00 ч до 21:30 ч без перерыва на обед и выходных.
Предприятие является юридическим лицом. В соответствии с ГК РФ юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам. Такая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
По организационно правовой форме является закрытым акционерным обществом (ЗАО).
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного Законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.
Правовое положение ЗАО, права и обязанности его участников определяются ГК РФ и ФЗ от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Так как данное предприятие является юридическим лицом, то его права и обязанности должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Основным учредительным документом является устав, который утверждается учредителями юридического лица. В нем указывается:
oНаименование юридического лица (с обязательным указанием его организационно-правовой формы и фирменного наименования);
oМестонахождение юридического лица;
oПорядок управления деятельностью юридического лица;
oДругие сведения.
Отдельными видами деятельности (реализация товаров, оказание услуг, заключение договоров), перечень которых определен ФЗ от 08.08.2001 №3 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», данная организация может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.
На магазине имеется большая красочная вывеска с наименованием предприятия. Вывеска, на которой указаны режим работы, организационно-правовая форма, юридический адрес вывешена у входа в магазин. В торговом зале имеются вывески с наименованием отделов, при помощи которых покупатели легко ориентируются в магазине.
У входа располагается доска «Информация для потребителей», на ней указано:
1.ФЗ «О защите прав потребителей»
2.Книга отзывов и предложений
.Выдержки из Постановления №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»
.Лицензия на право торговли
При покупке товаров, покупатель имеет право потребовать:
1.Сертификат соответствия
2.Декларацию о соответствии
.Копии, имеющие юридическую силу
.Товарно-сопроводительные документы
На продаваемые товары в магазине оформлены ценники.
В них указано:
1.Наименование товара
2.Производитель товара
.Цена за единицу
.Печать организации
.Подпись администратора
Документом, на основании которого осуществляется договор купли-продажи, между магазином и покупателем, является ценник, поэтому ценники в магазине оформляют четко и правильно. Каждый ценник находится около указанного в нем товаре.
2. Организационная деятельность
.1 Функции подразделений организации
Работу магазина «Магнит», можно описать следующим образом:
Руководитель магазина директор ? в обязанности директора входят представительские функции и функции контроля за деятельностью своих подчинённых.
Товаровед - специалист по управлению обращением товаров, организует работу в магазине, руководит производственной деятельностью групп сотрудников магазина.
Продавецы-кассиры - должностные лица, заведующие кассой, занимающиеся выдачей и приемом денег, продающие продукцию, отвечающие за порядок в торговом зале, выкладку и учёт продукции.
.2 Виды организационных структур
Организация управления магазином
. Внутренняя среда организации
Рисунок 1. Структура аппарата управления магазином
В магазине «Магнит» используется линейная структура управления. Для этой структуры характерно сосредоточение всех функций управления в руках директора. Персонал делится на примерно равные части. Работники выполняют примерно одинаковые действия.
Преимущества данной структуры: обеспечение принципа единоначалия, ясность и четкость связей управления, оперативность управления.
Недостаток - необходимость обладания разносторонних знаний директора.
Таблица 1. «Штатное расписание»
ДолжностьКоличество работниковЗаработная платаДиректор125 000Товаровед№1117 000Товаровед№2117 000Продавец-универсал1012 000Продавец ОН (отдела нарезки)212 000Уборщица14 400
Для нормального функционирования торгового процесса на предприятии составляется график выхода на работу персонала.
Например: директор приходит на работу к 10:00 ч, ст. продавец - к 9:30 ч и открывает служебный вход, продавцы приходят к 9:30 ч, чтобы подготовить рабочие места и кассы к работе.
Коммерческая деятельность предприятия торговли связана с выполнением различных операций и требует от выполняющих их работников разносторонних знаний и умений. Поэтому в состав персонала магазина входят работники различных категорий (работники низшего, среднего и высшего звена).
Для каждой должности руководством организации составляются и утверждаются должностные инструкции, содержащие перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.
Например: руководителем среднего звена в магазине является заместитель директора - товаровед. Он принимает участие в работе выставок, ярмарок и др. мероприятиях, где происходит знакомство с предприятиями-изготовителями и предлагаемыми ими товарами.
Организует подготовку и заключение договоров поставки товаров с предприятиями-изготовителями.
Принимает меры по выполнению договорных обязательств поставщиками.
Участвует в формировании ассортимента товаров.
Организует приемку товаров от поставщика на склады.
Руководит работниками.
. Внешняя среда организации
У магазина «Магнит» имеется несколько конкурентов:
Таблица 2. «Конкуренты»
КонкурентыРеализуемые товарные группыЦенаРекламаТорговое оборудование«Полушка»Мясная гастрономия, Молочные товары, Кондитерские изделия, Алкогольные и безалкогольные напитки, Хлебобулочные изделия, Чай и кофе, Овощи и Фрукты, Непродовольственные товарыОт79руб. От11руб. От 9 руб. От15руб. От10 руб От17руб. От15руб. От 5 рубВывески, устная реклама, листовки, информация для потребителей.Витрины, шкафы, корзиныдля фруктов, кассы, столы, холодильное оборудование«Сосед- душка»Молочные товары, Кондитерские изделия, Алкогольные и безалкогольные напитки, Хлебобулочные изделия, Чай и кофе, Овощи и Фрукты, Непродовольственные товарыОт15руб. От10руб. От12руб. От10руб. От18руб. От 20 руб. От 4 рубВывески, устная реклама, информация для потребителей, Витрины, шкафы, корзины для фруктов, кассы, столы, холодильное оборудование
Задача «Магнита» - обеспечить возможность для покупателя быстро и выгодно приобрести широкий спектр продовольственных товаров.
Магазин «Магнит» конкурентоспособен, так как реализуемые товары качественные цены приемлемые.
В настоящее время магазин вступил в период активной конкуренции за рынки сбыта. Маркетинговую политику деятельности магазина на рынке можно определить как удержание и планомерное увеличение (за счет вытеснения конкурентов) доли занимаемой на рынке.
«Магнит» конкурентоспособен по следующим преимуществам:
·Относительно низкий уровень цен по сравнению с другими крупными продовольственными магазинами города.
·Квалифицированный и доброжелательный персонал.
·Минимальные временные потери на поиск и покупку товаров.
·Широкий ассортимент товаров, которые будут представлены в торговом зале, рассчитанный для потребителей с различным уровнем дохода.
·Современное оборудование, обеспечивающее высокое качество оказываемых услуг.
·Реализация программ по стимулированию спроса.
·Наличие необходимого информационного обеспечения потребителей, включающего в себя присутствие в торговом зале продавцов - кассиров - консультантов, информационные таблички, ценники, рекламные материалы.
Миссия компании: «Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая».
Цель магазина «Магнит»: совершение продаж заявленного ассортимента за счет привлечения покупателей, проживающих в районе магазина и побуждения их совершить покупку посредствам воздействия на визуальное восприятие, ассоциативное мышление.
Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, Стратегия развития ЗАО «Тандер»
Таблица
Характеристика целей компанииРазъяснение миссииКто мы?Мы розничное торговое предприятиеЧто предлагаем клиентам?По специализации данное предприятие является смешанным, т.е. реализует широкий ассортимент продовольственных товаров и универсальную группу непродовольственных товаров.На кого ориентированы наши товары?Наши товары ориентированы на потребителей разных возрастов и категории. В основном для потребителей с невысоким уровнем доходаГде мы реализуем наши товары?Мы реализуем наши товары, в городе НарткалаКакие инструменты маркетинга мы используем?Мы активно используем рекламу по телевидению, на баннерах города, раздачей листовок
Достижение максимальной зоны покрытия сети магазинов «Магнит»:
·Стратегическое направление - открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек - где проживает 73% городского населения России;
·Целевая аудитория «магазина у дома» - покупатели со средним уровнем дохода, что дает возможность сети «Магнит» проникать в небольшие города и населенные пункты.
Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров понятие очень широкое, сюда входят экономические, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров. Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставки продукции.
Для поставки нашей продукции предприятие тщательно отбирало поставщиков.
Поставщики выбираются по следующим характеристикам:
oКвалифицированный персонал
oХорошие рекомендации
oКачественный товар
oЦены близкие к ценам производителей
oТовар доставляется транспортом поставщика
oБыстрая и временная доставка товара
С каждым из представителей поставщиков заключен договор поставки. В случае невыполнения своих обязательств поставщики выплачивают неустойку, так же предприятие может отказаться от услуг поставщика.
Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства.
Магазины компании предлагают покупателям оптимальный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса по сниженным розничным ценам. Особое место в ассортименте занимает продукция под частной торговой маркой «Магнит», в настоящий момент насчитывающая более 500 наименований.
Приоритеты в формировании базового ассортимента у компании различны. Скажем, «Магнит» делает ставку на быстрооборачивающиеся товары повседневного спроса с раскрученными брендами , немного товаров с ограниченным сроком хранения и самую популярную бытовую химию.
Магазины «Магнит» на сегодняшний день предлагает более 3000 наименований продукции, причем в разных магазинах данный ассортимент может немного отличаться. Основу (80%) составляют продукты питания, остальное - сопутствующие товары.
У предприятия заключены договора с местными поставщиками-изготовителями продукции:
Таблица 3. «Поставщики»
ТоварМестные поставщикиИногородние поставщикиМясная гастрономия-Компания «Ниссон»ООО, Подольский В.АИП. РЦ Тольятти.Хлебобулочные изделия-ООО «Орс»,Оренб. «ММ» ООО, Оренб.Х/К ОАО, Славянка оренб. Х/З, Бусэ ООО,Торты ООО. Алкогольные и безалкогольные напиткиБахус плюс ООО, Оренком. ТД ОООМолочные товарыТашлинский ТД ООО, Оренб.ММ(ООО) ,Чай и кофе
Поставка товаров
В современном мире в сфере товарного обращения идут процессы концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в рамках разветвленных сетевых структур. Крупные торговые компании ежегодно увеличивают свои обороты и свое присутствие на рынке. Именно они определяют ценовую политику и взаимоотношения с поставщиками, а также способствуют в силу своих финансовых возможностей внедрению прогрессивных торговых и информационных технологий, способствуя, тем самым, развитию современных программных продуктов.
Специалисты выделяют несколько путей концентрации ресурсов, среди них: горизонтальная и вертикальная интеграция, а также диверсификация.
В ходе горизонтальной интеграции происходит объединение нескольких магазинов в рамках одной компании с целью проведения консолидированных закупок товара у поставщиков и сбалансированной ценовой политики.
Логическим следствием горизонтальной интеграции является вертикальная интеграция, поскольку возрастание суммарного валового товарооборота требовало создания распределительного центра (РЦ) и единого звена управления. Таким образом, вырисовывается современная структура управления крупной сетевой компании.
Распределительные центры сети «Магнит» по КБР находятся в г. Нальчик обслуживают магазины, содержат большинство позиций ассортиментного набора.
Существенная часть товарных запасов, рассчитанных для конкретного магазина, находится на складе в «Магните», а поставки с РЦ осуществляются большими партиями через каждые два дня (корпоративный приход). Происходит доставка всего необходимого запаса. У компании имеется собственный крупный автопарк, при помощи которого и доставляются товары с РЦ в магазин, рассчитанные автозаказом.
Маршрут движения транспорта - кольцевой, т.е. за один рейс одной машиной товары завозят в 2-3 магазина.
Обратный пробег транспорта груженый - из магазинов на РЦ отправляют тару, макулатуру, телеги из под товара.
Такая система (заключающаяся в автоматизированном управлении заказами, поставками, контроле и учете всего торгового процесса) способствует снижению издержек на всех этапах товародвижения.
Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке продукции покупателям на складе выделяют следующие основные зоны:
зона разгрузки транспортных средств, которая располагается вне помещения;
экспедиция приемки товара, в том числе с операциями по приемке продукции по количеству и качеству;
основная зона хранения;
зона погрузки транспортных средств, которая располагается вне зоны хранения и комплектования.
Перечисленные операционные зоны склада связаны между собой проходами.
Зона разгрузки транспортных средств примыкает к экспедиции приемки товара (зоне приемки продукции по количеству и качеству). Под зону хранения продукции отводится основная часть площадей. Она состоит из территории, занятой единицами хранения, и площади проходов. Зона разгрузки товара используется для ручной разгрузки транспортных средств, а также для выемки товара из транспортной тары, приемки по количеству. Экспедиция приемки товара служит для приемки товара по количеству и качеству, ведения учета прибывшего товара. На участке подготовки товара к хранению (размещается в зоне приемки товара) происходит формирование мест хранения. Товар в эту зону поступает с участка разгрузки.
В зоне хранения (главная часть основного помещения склада) выполняют операции по хранению товара.
В зоне погрузки происходит ручная загрузка транспортных средств.
В магазине выкладывают максимально возможное количество товаров, обеспечивают полную загруженность полок оборудования.
Все товары выкладывают этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращённую к покупателю. Товары в загрязнённой деформированной упаковке не выкладывают.
Основной способ выкладки, используемый на данном предприятии - горизонтальный, т.е. определённые однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым товаром одну-две полки. Используют различные приёмы выкладки товаров на полках оборудования. Их располагают рядами, стопками, штабелями. Некоторые товары подвешивают на специальных приспособлениях.
Используют товарную выкладку одновременно и для показа и отпуска товаров. Товары, пользующиеся редким спросом, а также более дорогие по сравнению с аналогичными, расположенными рядом выкладывают на верхних полках. Дешёвые же товары размещают внизу оборудования, в том числе навалом.
Запасы, которые не уместились в торговом зале, отправляют на склад.
Так же ежедневно в магазин поставляются товары местных производителей частого спроса. Завоз осуществляется на основании договора поставки в определенное время: с 10 часов до 12 часов силами поставщиков. Данные товары не хранят на складе и сразу после приемки выкладывают в торговый зал.(В основном молочная продукция, хлебобулочные изделия и.т.п)
2.3 Стиль руководства в организации
Стиль руководства - это обычная манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчинённых, и побуждает их к достижению целей организации.
В магазине «Магнит», авторитарный стиль управления. Состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления.
Положительные моменты:
.не требует особых материальных затрат:
.позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.
Отрицательные моменты:
.подавляет инициативу;
.требует громоздкой системы контроля за работой персонала;
2.4 Использование современных офисных технологий
В магазине «Магнит» используется весь перечень офисного оборудования: принтеры, ксероксы, факсы, компьютеры, функционирование которых подкреплено соответствующим лицензионным программным обеспечением: Windows XP, OpenOffice, Тандер-склад (специально разработанная программа для работы магазина «Магнит»). Доступ в Интернет осуществляется посредством выделенной линии.
.5 Формы и средства контроля как функции управления
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности организации. Руководитель начинает осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда он сформулировал цели и задачи для подчинённых. Контроль очень важен, для того чтобы организация функционировала успешно. Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки, и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации. Контроль не только позволяет выявить проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и помогает руководству решить, когда нужно вносить радикальные изменения в деятельности организации.
Формы контроля:
? предварительный контроль. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счёт тщательного анализа деловых и профессиональных навыков и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Контроль материальных ресурсов осуществляется путём выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Также к методам предварительного контроля материальных ресурсов относится обеспечение их запасов на уровне достаточном для того, чтобы избежать дефицита.
? текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Обычно производится в виде контроля работы подчинённого его непосредственным начальником. Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, после проведения работы. Текущий контроль основывается на обратных связях.
? заключительный контроль. Осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведённое для неё время. Хотя заключительный контроль и осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль даёт информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации.
3.Деятельность кадровой службы
.1 Функции кадровой службы
Кадровая служба - деятельность органа управления организации, направленная на реализацию кадровой политики.
Контроллинг персонала, задачами которого являются:
?создание и анализ информационной базы;
?изучение влияния распределения сотрудников по рабочим местам на результаты работы организации;
?формирование философии, стратегии привлечения трудовых ресурсов;
?оценка потребностей в персонале;
Мониторинг - постоянное специальное наблюдения в системе управления персоналом:
?за состоянием кадров, динамикой, текучестью;
?балансом трудовых ресурсов;
?обучением и повышением квалификации.
3.2 Принципы подбора кадров в организации
Отбор кандидатов на вакантные должности занимает в механизме управления персоналом особое место.
Естественным при отборе является сравнение кандидатов с сотрудниками организации. С этой точки зрения возможна следующая классификация претендентов:
) исключительный, который по совокупности своих деловых качеств сопоставим с лучшими сотрудниками организации;
) сильный, который по своим деловым качествам сопоставим с большинством сотрудников организации;
) слабый, который по своим качествам не превосходит сотрудников организации и которого лучше не брать на работу.
В настоящее время сформировались два подхода к проведению отбора, осуществляемые после ознакомления с документами кандидатов, их устными и письменными рекомендациями:
) собеседование , являющееся наиболее распространенным и дешевым методом отбора кадров, но его результаты во многом зависят от знаний и умений сотрудников, проводящих собеседование, т.е. здесь велика роль субъективного фактора;
) испытания, которые помогают предсказать, сколь эффективно будущий сотрудник сможет осуществлять профессиональную деятельность.
Оценка трудовой деятельности персонала представляет собой целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик личности (характера, способностей, навыков, мотивации) требованиям исполняемой организационной роли. Такая оценка включает:
текущий контроль за результатами деятельности;
проведение различных аттестационных мероприятий;
анализ результатов текущего контроля и аттестаций;
доведение результатов текущего контроля и аттестаций до сотрудников.
Основной целью оценки и анализа трудовой деятельности является получение объективной информации о результатах работы сотрудников, о требуемых усилиях для достижения этих результатов, об удовлетворенности работников условиями труда и получаемыми вознаграждениями.
Оценку претендента можно проводить различными методами, которые объединяются в две группы:
прогностический метод, когда широко используются анкетные данные; письменные или устные характеристики; мнения и отзывы руководителя и коллег по работе; личные беседы; психологические тесты;
практический метод, когда проверяется пригодность работника к выполнению служебных обязанностей на основе результатов его практической работы;
В каждом конкретном случае набор критериев оценки будет зависеть от содержания и качества выполняемой в будущем работы. Предпочтение может быть отдано либо профессиональным, либо личным качествам.
3.3 Порядок приёма на работу
Основанием приёма на работу, и возникновения трудовых отношений является заключение между работодателем и работником трудового договора.
Трудовой договор ? соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить работодателю следующие документы:
?паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
?трудовую книжку (за исключением случаев, когда работник поступает на работу впервые, на условиях совместительства, а также, если трудовая книжка отсутствует, например, по причине утраты или повреждения);
?страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если работник поступает на работу впервые, свидетельство оформляется работодателем);
?документы воинского учёта (в отношении военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
?документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (в отношении лиц, принимаемых на работу, требующую специальных знаний или подготовки);
?иные документы, если их предъявление претендентами определено положениями действующих нормативных актов.
Требовать предъявления физическими лицами прочих документов при заключении трудового договора работодатели не вправе. Хотя в отдельных случаях работодатель может запросить дополнительные документы, но при этом следует учитывать абсолютно добровольный характер их представления.
Документы о персональных данных работника могут быть запрошены работодателем для обоснования полагающихся ему гарантий, компенсаций и льгот. Например, документы о наличии и возрасте детей или беременности женщины, об учёной степени и учёном звании, а также о состоянии здоровья работника, если в соответствии с требованиями законодательства он должен пройти предварительный и периодические медицинские осмотры. Кроме этого работодатель, как правило, просит предоставить дополнительные личные документы информативного характера: копию свидетельства о присвоении ИНН, анкету, автобиографию.
Трудовой договор составляется только в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передаётся работнику, другой хранится у работодателя. В трудовом договоре указываются:
?фамилия, имя, отчество работника и наименование организации-работодателя (или фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
?сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
?ИНН работодателя;
?фамилия, должность представителя работодателя, подписавшего трудовой договор, а также основание, в силу которого он наделён соответствующими полномочиями;
?место и дата заключения трудового договора.
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
?место работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения);
?трудовая функция;
?дата начала работы;
?условия оплаты труда;
?режим рабочего времени и времени отдыха;
?характеристика условий труда, компенсации и льготы за работу в тяжёлых, вредных и (или) опасных условиях;
?условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (например, подвижной, разъездной);
?условия об обязательном социальном страховании, непосредственно связанные с трудовой деятельностью;
?другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашения. Отсутствие в трудовом договоре каких-либо прав или обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Также в трудовом договоре могут содержаться и другие условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством (об установлении испытательного срока, о неразглашении охраняемой законом тайны, об обязанности работника отработать после обучения в организации не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счёт средств работодателя).
При приёме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией, документами по охране труда и иными локальными нормативными актами (данный факт должен быть зафиксирован распиской работника).
Процедура оформления на работу.
Приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
По требованию работника ему обязаны выдать надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
Приказ о приёме на работу является унифицированной формой первичной учётной документации по учёту труда и его оплате. В приказе указываются: присвоенный работнику табельный номер, наименование структурного подразделения, точное наименование (вид) работы, должности, на которую принят работник, размер оплаты труда в соответствии со штатным расписанием или тарифно-квалификационным справочником, срок испытания, если работнику устанавливается испытание при приёме на работу, а также условия приёма на работу и характер предстоящей работы (например, по совместительству).
Чтобы заполнить все пункты Личной карточки работника, работодателю требуется гораздо больше информации, чем содержится в документах, установленных ст. 65 ТК РФ в качестве перечня, необходимого для заключения трудового договора. Таким образом, если работник отказывается предоставить какие-либо дополнительные сведения (это его право), при оформлении карточки некоторые её пункты останутся незаполненными. Личная карточка заполняется на основании данных из следующих личных документов работника:
)трудовой книжки;
)паспорта (или иного документа, удостоверяющего личность);
)военного билета, других документов воинского учета;
)документа об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
)страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
)свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
)других документов, предусмотренных законодательством или предоставленных работником по просьбе работодателя или в инициативном порядке (например, о знании работником иностранного языка).
3.4 Профессиональная и социальная адаптация работников
Ориентация и повышение квалификации работников (тренинг) - процессы, направленные на то, чтобы обеспечить работников необходимой информацией, навыками, пониманием целей и задач предприятия. Ориентация облегчает поиски верного направления действий работника, тренинг сосредоточен на том, чтобы помочь ему продолжать двигаться в этом направлении, внося свой позитивный вклад в работу.
Большинство новых работников представляют свою предстоящую деятельность слишком формально и поверхностно: при поступлении на работу у них остаётся масса открытых вопросов и проблем. Ориентация - это деятельность по введению работников в курс их задач на новом месте работы, по ознакомлению их с руководителями и рабочими группами.
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация - это общественная система, а каждый работник - это личность.
Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации новых подчинённых, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих надежд, могут посчитать, что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретённым на прежней работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также помнить и о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто шоком.
3.5 Программы развития персонала
Развитие персонала ? совокупность организационно-экономических мероприятий службы управления персоналом:
?по обучению, переподготовке и повышению квалификации персонала;
?по профессиональной адаптации;
?по оценке кандидатов на вакантную должность;
по работе с кадровым резервом.
Программа развития персонала способствует формированию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это ведёт к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации. Таким образом, мероприятия по развитию персонала следует рассматривать как инвестиции в нематериальное достояние организации. Объектом таких вложений в отличие от инвестиций в имущественные элементы и финансовые активы становятся сотрудники организации. Главная задача развития персонала заключается в целенаправленном процессе повышения квалификации работников для специальной деятельности, в повышении внутрипроизводственной мобильности и занятости сотрудников.
.6 Должностные инструкции
Должностная инструкция ? нормативный документ, регламентирующий деятельность конкретного должностного лица и устанавливающий порядок применения указанными лицами положений законодательных и иных нормативных актов.
Должностная инструкция подписывается ответственным за разработку и утверждается руководителем предприятия - в форме грифа утверждения или путём издания распорядительного документа об их утверждении. В соответствии с методическими рекомендациями по унификации текстов управленческих документов типовая структура текста должностной инструкции включает:
?общие положения
?функции
?права
?ответственность
?взаимоотношения
В соответствии с требованиями указанного документа в разделе "Общие положения" устанавливаются:
?задачи работника;
?порядок замещения должности, т. е. кем назначается и освобождается от должности данный работник;
?профессиональные требования к работнику;
?основные документы и материалы, которыми обязан руководствоваться работник в своей деятельности.
В разделе "Функции работника" определяются:
?предмет ведения или участок работы, закреплённый за работником;
?перечень видов работ, из которых складывается выполнение возложенных функций .
В разделе "Обязанности работника" указываются особенности:
?связанные с подготовкой документов, получением, обработкой и выдачей информации;
?предполагающие обязательное использование опредёленных форм и методов работы ;
?требующие соблюдения сроков выполнения конкретных действий;
?порядок исполнения поручений;
?этические нормы, которые необходимо соблюдать в коллективе.
В разделе "Права работника" определяются права работника для реализации порученных ему функций и выполнения обязанностей.
В разделе "Взаимоотношения" указываются подразделения и работники, от которых исполнитель получает и которым передаёт информацию, её структуру и сроки передачи, кто привлекается к исполнению тех или иных документов, с кем они согласовываются и т. д.
В разделе "Оценка работы" перечисляются критерии, позволяющие оценить степень выполнения работником своих функций и обязанностей, использования прав и т. д. Основными критериями являются качество работы и своевременность её выполнения.
Заключение
В ходе прохождения учебно-ознакомительной практики я познакомилась с организационной структурой организации ЗАО Тандер, магазина «Магнит». Ознакомилась с тем, как организация функционирует на рынке, взаимодействует с поставщиками, потребителями. В целом в организации сложился благоприятный климат работы персонала, все работники работают как одна команда, за время прохождения практики не было замечено конфликтных ситуаций между работниками. Мною были приобретены практические навыки работы в коллективе организации.
Результаты выполненной работы были занесены в дневник практики.
Список используемой литературы
.Трудовой кодекс Российской Федерации - Официальный текст.
.М.; «Издательство ЭЛИТ», 2007 г.
.Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации: Практическое пособие кадровика / В.М. Анисимов; центр кадрологии и эффективного персонал-менеджмента. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. - 704с.
.Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб. Пособие. -М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. -432с.
.Веснин В.Р. Управление персоналом: учеб. Пособие. -М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. - 240с.
.Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно логистических схемах: Учебник. -М.: Академический Проект, 2005. -1088с.
.Управление персоналом организации: Учебник / Под редакцией А.Я. Кибанова. 3-е изд., доп. И перераб. -М.: ИНФРА-М, 2006 -638с