Содержание
Введение
. Налоги и налогообложения ООО «Аякс»
. Учет финансовых результатов ООО «Аякс»
. Бухгалтерская отчетность ООО «Аякс»
Приложения
Введение
Общество с Ограниченной Ответственностью «Аякс» зарегистрировано в 2012 году и создается без ограничения срока деятельности и занесено в единый государственный реестр. ООО «Аякс» действует на основании Устава, который утвержден собственником имущества.
Общество учреждено для ведения предпринимательской деятельности с целью удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах и получения прибыли. Организация имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банке, печати со своим наименованием, бланки и другие необходимые для его деятельности реквизиты. Самостоятельно ведет бухгалтерский учет и расчеты. Организация имеет свой самостоятельный баланс.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется согласно Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и принятой учетной политикой, а также Налоговым законодательством.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» Главный бухгалтер обеспечивает правильное и своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, составление графика документооборота предприятия и несет за это ответственность. В обязанности Главного бухгалтера также входит частичная разработка предложений по улучшению финансовой деятельности и организации бухгалтерского учета, участие в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях ее оптимизации.
В исследуемой организации применяется автоматизированная форма учета с применением бухгалтерской программы 1:С Бухгалтерия версии 8.2.
ООО «Аякс» осуществляет следующий вид деятельности: оптовая торговля (вылов, добыча и переработка морепродуктов). Так же предприятие сотрудничает и с другими поставщиками. В аренде имеется два судна, где имеются цеха по переработке рыбной продукции.
Предприятие находится на упрощенная система налогообложения организациями (УСНО, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Основные показатели деятельности ООО «Аякс» за 2011 и 2012 гг. представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели деятельности ООО «Аякс» за 2011 и 2012 гг.
Показатель2011г2012гТемп изменения, %1. Выручка от продаж, тыс. руб.4054443046106,172. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб.3765539656105,313. Средние остатки оборотных активов, тыс. руб.2474026947,5108,924. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.1381514113102,165. Фондоотдача, тыс. руб. (1 : 4)2,933,05103,936. Фонд оплаты труда, тыс. руб.1338,961649,76123,217. Среднесписочная численность работников, чел.25261048. Прибыль от продаж, тыс. руб.28893390117,34
Из таблицы 1. следует, что выручка от реализации товаров в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 2 502 тыс. руб. или на 6,17%.
Себестоимость проданных товаров в 20011 году составила 37 655 тыс. руб., в 2012 году - 39 656 тыс. руб., то есть, наблюдается увеличение себестоимости. Прибыль за исследуемый период имеет ярко выраженную тенденцию к росту. Происходящие изменения отразились на росте показателя рентабельности продаж. Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки.
Рп2004 = (2889 тыс. руб. / 40544 тыс. руб.) * 100% = 7,13%
Рп2005 = (3390 тыс. руб. / 43046 тыс. руб.) * 100% = 7,88%
Как показывают вышеприведенные расчеты рентабельность продаж увеличилась, что положительно характеризует коммерческую деятельность предприятия.
Фондоотдача - показатель выпуска продукции, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов. Данный показатель характеризует эффективность использования основных средств предприятия. Наблюдается увеличение фондоотдачи.
Эффективность использования основных средств предприятия также можно охарактеризовать показателем фондоемкости. Снижение фондоемкости (увеличение фондоотдачи) означает повышение эффективности использования основных средств.
Несмотря на положительную тенденцию изменения отдельных показателей, характеризующих организационно - экономическую деятельность, нельзя сделать однозначный вывод о повышении или снижении эффективности деятельности предприятия.
1. Налоги и налогообложения ООО «Аякс»
Упрощенная система налогообложения (УСНО) - это специальный налоговый режим, который применяется на всей территории Российской Федерации начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения.
Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели.
При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий, установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса.
Организации имеют право применять упрощенную систему налогообложения, если их доход не превышает определенной суммы.
В 2012 году это 45 миллионов рублей за девять месяцев или 60 млн за год, с 2013 года будет 15 миллионов за три квартала. Такое снижение обусловлено планируемой отменой ЕНВД Все записи в Книгу вносятся в хронологическом порядке.
2.Каждая запись должна подтверждаться первичным учётным документом (накладная, чек, платёжное поручение и др.).
.Хозяйственные операции нужно отражать в Книге позиционным способом. Это означает, что каждую операцию нужно записывать отдельной строкой.
.Книга ведётся в рублях, к примеру, 51 руб. 22 коп. в книге нужно отразить так: 51,22.
Заполненная Книга учёта доходов и расходов должна быть заверена в налоговой инспекции. Если документ ведётся на бумаге, то он заверяется до начала заполнения. Если электронную, то распечатанный документ необходимо представить в налоговую инспекцию. Налоговая обязана заверить (поставить на последней странице подпись и печать) Книгу в присутствии ИП или его представителя в момент обращения за данной услугой. Если у вас не было в прошедшем году затрат или поступлений, инспекторы должны заверить даже пустую Книгу доходов и расходов. Это сказано в письме ФНС России № КЕ-4-3/1459 от 2 февраля 2011 г.
Если налогоплательщик начнет делать записи вручную, а затем захочет вести книгу в электронном виде, он вправе так поступить в течение года. При ведении книги в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании каждого квартала выводить ее на бумагу.
На каждый календарный год открывают новую книгу учета доходов и расходов. После окончания налогового периода книга учета доходов и расходов подлежит хранению в течение четырех лет (п. 1.8 ст. 23 титульного листа;
·раздела 1 Доходы и расходы ;
·справки к разделу 1;
·раздела 2 Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу за отчетный (налоговый) период ;
·раздела 3 Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения .
Все хозяйственные операции в книге необходимо отражать в хронологическом порядке на основе первичных документов (накладные, выписки банка, платежные поручения, договоры, акты сдачи-приемки работ, квитанции к приходным ордерам, расходные ордера и т.д.). Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке или языках народов Российской Федерации, должны иметь построчный перевод на русский язык.
В том случае, если в книгу была внесена ошибочная запись, ее можно исправить. Исправление должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Под исправленной записью необходимо поставить дату и печать налогоплательщика.
ООО «Аякс» является малым предприятием и применяет УСНО, тем самым освобождается от уплаты следующих налогов: налога на прибыль, налога на имущество, НДС
Объектам налогообложения являться:
·Доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка в ООО «Аякс» 6% .
Налоговая база по налогу, является признание доходов, уменьшенных на величину расходов («доходы минус расходы»).
При определении налоговой базы, доходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. В 2012 году показатели деятельности предприятия ООО «Аякс», используемые для расчета налога по УСН, были следующими:
ПериодДоходы (нарастающим итогом с начала года)Расходы (нарастающим итогом с начала года)I квартал450 000 руб.280 000 руб.полугодие930 000 руб.590 000 руб.9 месяцев1 300 000 руб.870 000 руб.2012год1 720 000 руб.1 190 000 руб.
Сумма авансового платежа по УСН за I квартал 2012 года:
(450 000 - 280 000) х 6% = 10 200 руб.
Сумма авансового платежа по УСН за полугодие 2012 года:
(930 000 - 590 000) х 6% - 10 200 = 10 200 руб.
Сумма авансового платежа по УСН за 9 месяцев 2012 года:
(1 300 000 - 870 000) х 6% - 10 200 -10 200 = 5 400 руб.
Сумма налога по УСН за 2012 года:
(1 720 000 - 1 190 000) х 6% - 10 200 - 10 200 - 5 400 = 6 000 руб.
В соответствии со ст. 346.19 НК РФ, Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются: первый квартал, 6 месяцев, 9 месяцев.
Форма налоговой декларации по налогу, и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина РФ от 22.06.2009 г. № 58н.
Налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, ведется на основании книги учета доходов и расходов. Форма этой книги утверждается Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов РФ.
Основанием для отражения операций в налоговом учете служат первичные документы, дата и номер которых отражены в соответствующей графе Книги учета доходов и расходов организации. Под первичными документами понимаются оправдательные документы, которыми оформляются хозяйственные операции.
Согласно статье 346.21 НКРФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в бюджет. Определяется сумма налога по итогам налогового периода - календарного года.
По итогам каждого отчетного периода бухгалтер ООО «Аякс» исчисляет сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога в размере 6% и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающем итогом с начала налогового периода окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Окончательный расчет делается в декларации за год. Декларация представляется в налоговую инспекцию не позднее 31 марта следующего года. Разницу между суммой налога за год и квартальными авансовыми платежами перечисляют в бюджет тоже не позднее 31 марта следующего года.
Образец заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представлен в (Приложении 1).
Так же ООО «Аякс» платит налог с фонда заработной платы (НДФЛ по ставке 13%).
В ООО «Аякс» отсутствуют такие объекты налогообложения как земля и транспортное средство, а значит уплате не подлежат соответствующие региональные налоги (земельный, транспортный).
Так же ООО «Аякс» производит взносы во внебюджетные фонды. в ПФР - 22 % (вместо 26 % в 2011 году), в ФСС - 2,9 % и в ФОМС - 5,1 %*. Данный тариф будет применяться по выплатам в пределах 512 тыс. руб.
Преимуществом использования данного налогового режима является ведение достаточно простого учета.
Таким образом, по сравнению с общим режимом налогообложения, УСНО обладает следующими положительными характеристиками.
УСНО применяется добровольно, т.е. организации и ИП сами решают, стоит им переходить на этот режим или нет. Упрощенная система распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, т.е. полностью заменяет собой общий режим налогообложения.
Организации, применяющие УСНО, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов организации. Соответственно, они не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Это значительно облегчает ведение учета. Однако современная практика хозяйствования свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, предпочитают вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность для целей внутреннего контроля.
Заслуживает положительной оценки и простота заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, и представление ее в налоговые органы один раз в год - по итогам налогового периода.
Многочисленные положительные черты упрощенной системы налогообложения сводятся на нет ее недостатками.
Во-первых, при УСН не выдаются счета-фактуры. Не относясь к плательщикам НДС, налогоплательщики УСНО не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что для самих продавцов безусловный плюс. А вот их покупателям (заказчикам) это может не понравиться. Для вычета по НДС необходим счет-фактура с выделенным налогом. Приобретя товар у продавца на упрощенной системе, покупатель не сможет рассчитывать на вычет и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара. У предприятий в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.
На самом деле упущенное компенсируется. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСНО устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.
К тому же наиболее оптимально ввести НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению упрощенной системы налогообложения.
Во-вторых, при УСНО перечень расходов ограничен. Далеко не всегда при упрощенной системе расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам, а это уже действительно серьезный пробел.
При общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованны, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном - этого недостаточно. Расходы должны быть еще упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Правда, перечень этот постоянно пополняется новыми позициями. И все же, тем, кто собирается работать с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", нужно детально проанализировать свои расходы. Если большинства обычно осуществляемых расходов в указанном списке нет, лучше либо выбрать другой объект налогообложения (доходы), либо отказаться от перехода на УСНО.
Проанализировав основные теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) на малом предприятии, можно сделать следующие выводы:
Упрощенная система налогообложения - это предусмотренный Налоговым кодексом РФ специальный налоговый режим, который заменяет целый ряд налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом, уплатой единого налога.
Единый налог, начисляемый при применении режима УСНО, заменяет для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Иные налоги, а с 1 января 2010 г. - и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС уплачиваются в общем порядке.
Применение УСНО освобождает организацию также от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности, что характерно для организаций, работающих на общем режиме налогообложения. Но при этом организации и ИП соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистическую отчетность, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, формируют отчетность по фонду оплаты труда и начисленным с него налогам.
Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.
налог упрощенный финансовый отчетность
2. Учет финансовых результатов ООО «Аякс»
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.
Финансовый результат представляет собой разницу от сравнения сумм доходов и расходов организации.
Превышение доходов над расходами означает прирост имущества организации - прибыль, а расходов над доходами - уменьшение имущества - убыток.
Полученный организацией за отчетный год финансовый результат в виде прибыли или убытка соответственно приводит к увеличению или уменьшению капитала организации.
Порядок формирования финансовых результатов деятельности организации регулируется законодательно и находит свое отражение в отчетности - Отчете о прибылях и убытках, форма № 2.
Все доходы и расходы в Форме № 2 сгруппированы в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99).
Отчет о прибылях и убытках необходим пользователям бухгалтерской отчетности для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Рассмотрим порядок формирования финансового результата по данным бухгалтерской отчетности.
Отчет о прибылях и убытках ООО «Аякс» За год 2012 г.
Наименование показателяКод строкиЗа отчетный периодЗа аналогичный период предыдущего годаДоходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)0104304640544Себестоимость проданных товаров, продукции, paбот услуг020(39656)(37655)Валовая прибыль02933902889Коммерческие расходы030Управленческие расходы040Прибыль (убыток) от продаж (строки 010 - 020 - 030 - 040)05033902889Прочие доходы и расходы Проценты к получению060Проценты к уплате070Доходы от участия в других организациях080Прочие доходы090Прочие расходы100Прибыль (убыток) до налогообложения140Отложенные налоговые активы141Отложенные налоговые обязательства142Текущий налог на прибыль150Чистая прибыль (убыток) отчетного года190СПРАВОЧНО. Постоянные налоговые активы200Базовая прибыль (убыток) на акцию201Разводненная прибыль (убыток) на акцию202
Строка 010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)».
Здесь записываются доходы от обычных видов деятельности предприятия, что определено в п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99г. № 32н. Это выручка от продажи товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
Строка 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». По строке 020 указываются расходы по обычным видам деятельности, выручка от которых отражена по строке 010 Отчета о прибылях и убытках. Заполняя данную строку, бухгалтер руководствуется Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) и отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.
Строка 029 «Валовая прибыль». По строке 029 приводится величина валовой прибыли предприятия. Она равна разнице между суммами, указанными по строке 010 и по строке 020 формы № 2.
Строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж». Здесь указывается финансовый результат от продажи продукции (товаров, работ, услуг): строка 050 = строка 010 - строка 020 - строка 030 - строка 040. Кроме того, строку 050 «Прибыль (убыток) от продаж» можно заполнить и на основании оборота по счету 90 «Продажи» субсчет «Прибыль/убыток от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».
Формирование финансового результата деятельности организации в течение года осуществляется на счете 99 «Прибыли и убытки».
Конечный финансовый результат складывается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
По дебету счета 99 отражаются убытки (потери), а по кредиту - прибыли (доходы) организации.
Путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 99 выявляется финансовый результат отчетного года.
Операционные доходы включают чистую выручку от продаж, проценты по кредитам и вкладам и другие денежные поступления.
Операционные расходы включают денежные затраты на производство товара, его продажу, управление компанией, выплату процентов по привлеченным вкладам и кредитам, уплату налогов, административные и прочие расходы.
Внереализационными доходами признаются, доходы:
·от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации;
·в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком Росси на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
·в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
Для целей налогообложения к внереализационным относятся все доходы, не связанные с реализацией товаров (работ, услуг), иного имущества и имущественных прав.
Порядок учета внереализационных доходов для целей налогообложения, установленный главой 25 НК РФ, во многом отличается от правил, установленных бухгалтерским законодательством. Поэтому в соответствии со ст.313 НК РФ следует вести отдельный налоговый учет внереализационных доходов.
Для учета внереализационных доходов можно использовать Регистр учета внереализационных доходов по форме № В-1, в котором в течение месяца (квартала) собираются данные обо всех суммах внереализационных доходов, дата признания которых приходится на текущий месяц (квартал).
Регистр учета внереализационных доходов Форма № В-1
№ п/пДата признанияВид доходаСуммаОснование12345Итого за месяц (квартал)Начислено за предыдущий периодИтого нарастающим итогом с начала года
Операционные и внереализационные доходы и расходы вызывают целый комплекс достаточно разнообразных операций.
На предприятие к операционным и внереализационным доходам и расходам относят: результаты от продажи, поступления, проценты и другие доходы, расходы на аренду, прибыль полученная в результате совместной деятельности и т.д.
Операционные доходы и расходы учитываются на счете 91 « Прочие доходы и расходы». К этому счету открыты субсчета:
-1 « Прочие доходы»,
-2 «Прочие расходы»,
На ООО «Аякс» прибыль, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, достоверно отражается в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законно распределяется и используется.
. Бухгалтерская отчетность ООО «Аякс»
Руководствоваться Федеральным законом № 402-ФЗ придется абсолютно всем организациям независимо от того, какую систему налогообложения они применяют. То есть компании на упрощенке будут вести бухгалтерский учет наряду с остальными. И еще представлять бухгалтерскую отчетность в ИФНС и статистическое ведомство.
что в 2013 году всем компаниям придется вести бухгалтерский учет в полном объеме. Даже тем, кто применяет упрощенку. Поэтому сразу расскажу о важной новости для малых предприятий. В этом году для таких компаний в Минфине разработали упрощенные формы баланса и Отчета о прибылях и убытках (приказ от 17 августа 2012 г. № 113н). Уже отчитываясь за 2012 год, малые компании могут (но не обязаны!) применять новые бланки.
Упрощенные формы бухгалтерской отчетности содержат меньше показателей в отличие от традиционных бланков. Например, в Отчете о прибылях и убытках малым предприятиям не надо уточнять, какие затраты по обычным видам деятельности относятся к управленческим или коммерческим расходам .
Не забудьте, что у малых предприятий есть и другие преференции по бухгалтерскому учету. Например, таким предприятиям необязательно применять ПБУ 8/2010 по оценочным обязательствам.
С 2013 года изменится состав годовой бухгалтерской отчетности. У коммерческих компаний она будет состоять из баланса, отчета о финансовых результатах, а также приложений к ним. В их числе помимо пояснений отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств. Причем малые предприятия могут их не составлять. Но только при условии, что все значимые показатели раскрыты в балансе и отчете о финансовых результатах. А вот если названные формы не позволяют пользователям достоверно понять отчетность, то малые предприятия должны составить приложения. Причем на обычных бланках, предусмотренных для всех компаний. Ведь упрощенных форм приложений к балансу и Отчету о прибылях и убытках для малых предприятий сегодня нет.
Как вы видите, с 2013 года в состав бухгалтерской годовой отчетности не будут входить аудиторское заключение и пояснительная записка.
Кстати, об аудиторском заключении. Так как этот документ перестанет быть частью бухгалтерской отчетности, его не придется сдавать в ИФНС и статистическое ведомство. Однако такое изменение не отменяет обязанность ряда компаний проводить аудит в соотвествии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Еще один важный момент. С 2013 года годовую бухгалтерскую отчетность компании будут сдавать в два ведомства. В налоговую инспекцию и статистику. Что касается правил заполнения форм, то Федеральный закон № 402-ФЗ содержит важное новшество. Бухгалтерская отчетность будет считаться составленной после того, как бумажный экземпляр подпишет руководитель компании. Заметьте, что подписи главного бухгалтера в отчетности больше не требуется!
Баланс и отчет о прибылях и убытках действительно упростили, и значительно. В балансе минфиновцы оставили всего пять строк в активе и шесть - в пассиве. Если обычный баланс состоит из нескольких разделов - к примеру, активы делятся на внеоборотные и оборотные, - то в упрощенной форме ничего такого нет. Только актив и пассив.
В упрощенном отчете о прибылях и убытках всего семь строк. И среди них нет, например, таких, как «Валовая прибыль (убыток)», «Доходы от участия в других организациях», «Прибыль (убыток) до налогообложения».
В новых формах для малого бизнеса чиновники уже учли правило 2013 года - бухгалтерскую отчетность нужно сдавать только по итогам года. Все показатели в обоих отчетах предстоит указывать только за год.
Добавим, что у небольших компаний будет выбор: использовать упрощенные бланки или же заполнять традиционный баланс и отчет о прибылях и убытках.
Годовая бухгалтерская (финансовая) состоит из:
·бухгалтерского баланса (форма №1);
·отчета о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) (форма №2);
·приложений к ним
Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения), которые составляются в текстовой или табличной форме (т. е. в виде пояснительной записки).
В составе отчетности не поименовано аудиторское заключение, поскольку оно представляется вместе с отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, но не является ее частью.
Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Бухгалтерский баланс - это способ группировки и отражения состояния имущества, собственного капитала и обязательств в денежной оценке на определенную дату по конкретной организации.
По внешнему виду бухгалтерский баланс - это двухсторонняя таблица: актив (имущество организации) и пассив (собственный капитал + обязательства организации).
В новой форме бухгалтерского баланса для малого предприятия оставлено всего 5 строк для статей актива и 6 строк - для пассива. (Приложение 3)
В активе баланса отражается основной и оборотный капитал.
Основной капитал
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4