Отчет по практике


Оценка потребительских свойств и качества косметического крема

Введение


Основная цель учебной практики - получение студентами начальной информации и приобретение практических навыков, связанных с розничной реализацией товаров. Для прохождения практики было выбрано предприятие, которое реализует продовольственные и непродовольственные товары. Перед нами стояли следующие задачи:

-ознакомление с основами организации торгового процесса;


-анализ порядка оформления документов при приемке, хранении и реализации товаров;


-приобретение навыков работ с контрольно-кассовыми машинами;


-анализ нормативных и инструктивных документов, регулирующих торговую деятельность;


-анализ условий и режимов хранения товаров;


-анализ видов основного торгового оборудования и условия его размещения.



1. Общая характеристика предприятия


Супермаркет «ВЛ-март» расположен в гипермаркете «В-лазер», являющийся флагманом сети «ВЛ-март». Это один из крупнейших продовольственных магазинов дальнего Востока. Его площадь составляет 2950 кв.м., в том числе торговая площадь - 1300 кв.м. магазин был отрыт 20 декабря 2003 года и сразу стал одним из самых популярных во Владивостоке. Ассортимент его продукции состоит из более чем 30000 наименований. Кроме продовольственного питания, напитков и сопутствующих товаров в магазине для покупателей есть широкий спектр дополнительных услуг: доставка продуктов на дом, междугородний и международный телефон, цветочный салон, пункт обмена валюты, банкоматы, салоны сотовой связи и фотопечати, косметический бутик, химчистка. К услугам посетителей уютное и недорогое кафе «Островок». Гипермаркет «В-лазер» располагается по адресу: г. Владивосток, Океанский проспект 52а, остановка транспорта «Дальпресс», телефон 450-125. Форма собственности: Общество с ограниченной ответственностью.


Организационная структура предприятия












Оценка взаимоотношений поставщиков и потребителей

Перечислим и охарактеризуем основные этапы выбора поставщика.

Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:

Объявление конкурса;

Изучение рекламных материалов: фирменных ката логов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;

Посещение выставок и ярмарок;

Переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

Удаленность поставщика от потребителя;

Сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

Наличие резервных мощностей;

Организация управления качеством у поставщика;

Психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок);

Способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

Финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Методы выбора поставщика:

Балльный метод - определяется наибольшее значащие критерии для оценки поставщиков. Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Определяется значимость критериев в долях единицы. Где сумма баллов максимальная, тот поставщик имеет большую значимость, чем другие;

Другой подход - определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом;

Расстановка приоритетов - по результатам работы поставщиков производится их фактическая оценка. Для этого: выбираются наиболее важные критерии оценки; выбирается метод измерения деятельности поставщика; определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов.

На данном предприятии сотрудничают с множеством различных поставщиков, так как все поставщики предлагают разные марки товара. Но есть определенные критерии, по которым отбирают поставщиков: стоимость, качество товара; объем ассортимента, надежность поставок; репутация поставщика.

Характеристика ассортимента и потребительских свойств косметических кремов

Косметика (от греч. ????????? - «имеющий силу приводить в порядок» или «обладающий опытом декорирования») - «учение о средствах и методах улучшения внешности человека. Косметикой также называют средства и способы ухода за кожей, волосами и ногтями, применяемые с целью улучшения внешности человека, а также вещества, применяемые для придания свежести и красоты лицу и телу»


К основным признакам классификации косметических товаров относятся:

. Функциональное действие:

гигиенические

косметические

декоративные

защитные

лечебно-профилактические

специальные

. Консистенция:

жидкие

эмульсионные

желеобразные

мазеобразные

воскообразные

порошкообразные

. Тип кожи, волос:

для сухой кожи (волос)

для нормальной кожи (волос)

для жирной кожи (волос)

другие (в зависимости от средств)

. Половозрастной признак:

для мужчин

для женщин

для детей

. Назначение:

средства по уходу за кожей

средства по уходу за волосами

декоративная косметика

Кремы косметические - мазеобразные или жидкие вещества, предназначенные для смягчения, питания, увлажнения, освежения и защиты кожи.

Классификация:

. По технологии производства:

Жировые;

Эмульсионные;

Безжировые (гели, желе).

. По консистенции:

Густые;

Жидкие.

По составу:

Эмульсии;

Гели и желе.

Классификация ассортимента:

. По половозрастному признаку:

Детские;

Для подростков;

Для женщин;

Для мужчин.

По типу кожи:

Для сухой;

Для жирной;

Для нормальной;

Для чувствительной.

. По месту применения:

Для лица;

Для тела;

Для рук;

Для ног.

По времени применения:

Дневной;

Ночной.

. Специализированные:

Регенерирующие;

Против старения кожи;

Защитные.


Таблица 1 - Ассортимент косметических кремов для лица реализуемых предприятием

Название товараНевская Косметика виноград 40млНевская Косметика гранатовый 40млНевская Косметика женьшеневый 40млНевская Косметика калина 40млНевская Косметика миндальный 40 млНевская Косметика морковный 40млНевская Косметика морошка 40млNivea Аква Сенсация дневной 50млNivea красивая кожа дневной 50млNivea восстанавливающий ночной 50млNivea пре-макияж для сухой/чувствительной кожи50млNivea против прыщей дневной 40млNivea увлажняющий дневной для норм/комбинированной кожи 50млNivea увлажняющий дневной для сухой/чувствительной кожи 50млСто рецептов красоты алоэ/виноград 40млСто рецептов красоты питательный/восстанавливающий 40млЧистая Линия ромашка лекарственная 50млЧистая Линия алоэ/василек 40млЧистая Линия дневной для сухой кожи 40млЧистая Линия календула/череда 40млЧистая Линия ночной глубокое восстановление 45млЧистая Линия ночной толокнянка/масло шиповника 45млЧистая Линия ночной облепиха 40млЧистая Линия толокнянка/масло шиповника 45млЧистая Линия толокнянка от 55 25млКрем для век Черный Жемчуг 46-55 лет 20млКрем для век Чистая Линия экстракт радиолы розовой от 45 лет 25млКрем для глаз Garnier рацион красоты восстанавливающий 15мл

Таблица 2 - Ассортимент косметических кремов для ног реализуемых предприятием

Название товараScholl для удаления огрубевшей кожи и натоптышей 50млСвобода дезодорирующий 80гScholl питательный 75млПодорожниковый питательный 50млСвобода смягчающий 80гСто рецептов красоты тыква/кукуруза 80млТонизирующий женьшенево-глицериновый 50млКрем для потрескавшейся кожи пяток Scholl восстанавливающий 60мл

Таблица 3 - Ассортимент косметических кремов для рук реализуемых предприятием

Название товараGarnier интенсивный уход восстанавливающий 100млGarnier природная забота защитный 75млGarnier природная забота питательный 75 млGarnier природная забота увлажняющий 75 млLe Petit Marseillais карите/миндаль 75млMelty Fruts 45гMustica Patu 190гMustica Patu апельсин 80млNeutrogena быстро впитывающий 75млNeutrogena восстанавливающий 15млNeutrogena с запахом 50млБархатные ручки Аква-лифтинг 75млБархатные ручки молодость кожи 80млБархатные ручки ночной восстанавливающий 80млБархатные ручки основной уход 50млБархатные ручки питательный110млБархатные ручки роскошная ромашка 75млБархатные ручки увлажняющий 80млБархатные ручки формула нежности 75млНевская Косметика лимонно-глицериновый 50млNivea Q10 для сухой кожи 100млNivea интенсивное питание100млNivea экспресс увлажнение 100млНевская Косметика облепиховый 50млНевская Косметика оливково-глицериновый 50млНевская Косметика ромашково-глицериновый 50млСто рецептов красоты моковь/пчелиный воск 80млСто рецептов красоты облепиха/календула 80млСто рецептов красоты оливки/лимон 50млЧистая Линия масло пшеницы 40млЧистая Линия увлажняющий экстракт фиалки 70млЧистая Линия экстракт ромашки 70млЧистая Линия экстракт черника/смородина 75млКрем для рук/ногтей Neutrogena для сухой кожи 75мл

Таблица 3 - Ассортимент косметических кремов для тела реализуемых предприятием

Название товараKracie Petit Moi с блестками 18гNivea 100млPax Olie для чувствительной кожи 110гДжонсон с маслом дерева Ши 200млNivea тающий анжел стар 200мл

Таблица 4 - Ассортимент косметических кремов против старения кожи реализуемых предприятием

Название товараКрем для глаз LOreal Revitalift против морщин 15млКрем для глаз LOreal код молодости 15млКрем для контура глаз Diademine Expert 3D 15млКрем для контура глаз Nivea против морщин Q10 15млКрем для лица Diademine Expert 3D дневной 50млКрем для лица Diademine Expert 3D ночной 50млКрем для лица Diademine Wrinkle Expert ночной 50млКрем для лица Garnier дневной ультра лифт+упруг 50млКрем для лица Garnier дневной основной уход 50млКрем для лица Garnier дневной ультра лифтинг 50млКрем для лица Garnier интенсивный питательный 50млКрем для лица Garnier ночной ультра лифтинг 50млКрем для лица Garnier рацион красоты для нормальной кожи 50млКрем для лица Garnier рацион красоты ночной восстанавливающий 50млКрем для лица Garnier увлажняющий защитный 50млКрем для лица Lumene против морщин ночной интенсивный 50млКрем для лица Olay дневной зимняя забота 50млКрем для лица LOreal Age Perefect дневной 50млКрем для лица LOreal Age Perefect ночной 50млКрем для лица Nivea против морщин Q10 ночной для всех типов кожи 50млКрем для лица Nivea против морщин Q10 дневной 50млКрем для лица Nivea против морщин Q10+Light дневной 50млКрем для лица LOreal код молодости ночной 50млКрем для лица Черный Жемчуг 46-55 лет ночной 50млКрем для лица Сто рецептов красоты дневной лифтинг эффект 50млКрем для лица Сто рецептов красоты дневной сохранение молодости 50млКрем для лица Сто рецептов красоты ночной антивозраст 50млКрем для лица Сто рецептов красоты ночной сохранение молодости 50млКрем для лица Сто рецептов красоты для зрелой кожи 50млКрем для лица Сто рецептов красоты питательный/восстанавливающий 40млКрем для лица Черный Жемчуг дневной против старения от 56 лет 50млКрем для лица Черный Жемчуг дневной против морщин 36-45 лет 50млКрем для лица Черный Жемчуг антивозраст от 36 лет 50млКрем для лица Черный Жемчуг антивозраст от 46 лет 50млКрем для лица Черный Жемчуг антивозраст от 56 лет 50млКрем для лица Черный Жемчуг ночной от 56 лет 50млКрем для лица Черный Жемчуг против глубоких морщин 46-55лет 50млКрем для лица Черный Жемчуг укрепление контура 46-55лет 50млКрем для лица Черный Жемчуг эксперт 26-35лет 50млКрем для лица Черный Жемчуг эксперт 36-45лет 50млКрем для лица Черный Жемчуг эксперт 46-55лет 50млКрем для рук Бархатные ручки аква-лифтинг 75млКрем для рук Nivea Q10 для сухой кожи 100млКрем LOreal код молодости дневной 50млКрем LOreal Revitalift для контура лица и шеи 50млКрем LOreal Revitalift дневной упругость 50млКрем LOreal Revitalift ночной 50млКрем LOreal трио актив увлажняющий для нормальной/смешанной кожи 50млКрем LOreal трио актив увлажняющий для сухой/чувствительной кожи 50млКрем LOreal трио актив увлажняющий уход ночной 50млКрем LOreal трио актив уход вокруг глаз 15млКрем LOreal Эйджре-перфект про кальциум 50мл


Таблица 4 - Ассортимент защитных косметических кремов реализуемых предприятием

Название товараКрем Garnier после загара усилитель загара 200млКрем Sun Time против загара увлажняющий 90млКрем для лица Garnier солнцезащитны. SPF30 75млКрем LOreal солар солнцезащитный против морщин Ip15 75млЛосьон Nivea детский солнцезащитный СЗФ 30 150млЛосьон Nivea детский солнцезащитный СЗФ 50 200млЛосьен Nivea солнцезащитный СЗФ 50 200млМолочко Garnier As после загара кактус 200млМолочко Garnier As солнцезащитный SPF30 200млСпрей Garnier As против загара освежающий/увлажняющий 200мл


Таблица 5 - Ассортимент регенерирующие косметических кремов реализуемых предприятием

Название товараГель-пенка для умывания Garnier очищающий 200млГель-пилинг Nivea для глубокого очищения 150млГель-скраб для тела Баба Агафья овсяные хлопья/мед 150млГель-скраб для тела Баба Агафья лимон 250млКрем-гель Neutrogena очищающий 150млКрем-гель Clean&Clear для глубокого очищения 150млКрем-гель д/тела Garnier интенсивный уход 200млКрем-гель Garnier для умывания очищающий 200млКрем-гель Nivea для умывания очищающий 150млКрем-мусс Дерма Генезис отшелушивающий 100млКрем-пенка Excentua для умывания очищающий 100гКрем-пилинг Nivea красивая кожа 150млКрем-пилинг Nivea мягкий 75млКрем-скраб д/стоп Scholl 75млЛосьен для лица Clean&Clear нежный уход 200млЛосьен для лица Clean&Clear очищающий для чувствительной кожи 200млЛосьен для лица Clean&Clear ежедневное очищение 200млЛосьен для лица Clean&Clear очищающий против черных точек 200млЛосьен для лица Clean&Clear очищающий 200млЛосьен-тоник Чистая линия для жирной кожи 100млЛосьен-тоник Чистая линия для сухой кожи 100млЛосьен-тоник Чистая линия для нормальной/комбинированной кожи 100млСкраб Neutrogena против черных точек 150млСкраб для лица Clean&Clear глубокое действие150млСкраб для лица Clean&Clear ежедневный против черных точек150млСкраб для лица Clean&Clear контроль блеска 150млСкраб для лица Clean&Clear утренняя энергия 150млСкраб для лица Rosette с морскими грязями 120гСкраб для лица Rosette с эффектом лифтинга 120гСкраб для лица Utena Everish скорлупа грецкого ореха 135гСкраб для лица Nivea мягкий для всех типов кожи 75млСкраб для лица Чистая линия малина/брусника 50млСкраб для лица Чистая линия ромашка/абрикос 50млСкраб для ног Cosmetex Poland 100гСкраб для ног Mustica Ratu 175млСкраб для рук Бархатные ручки жожоба/миндальное масло 80мл

Потребительские свойства косметических средств в целом можно подразделить на пять основных групп.

) Функциональные свойства (эффективность действия)

Определяются опытным путем или по данным независимых специалистов.

Эффективность действия косметических средств характеризуется следующими свойствами:

. Очищающие (гигиенические) свойства.

Очищающее действие характеризуется:

а) моющей способностью (для мыла, гелей);

б) очищающей способностью (для тоников, молочка, лосьонов);

в) тонизирующей способностью;

г) отшелушивающей способностью (скрабы, пиллинги).

. Косметические свойства (придание красивого внешнего вида).

Проявляются через внешний видимый эффект улучшения состояния кожи и волос человека. Косметические свойства характеризуются:

а) повышением упругости, эластичности кожи;

б) увлажнением кожи;

в) улучшением обменных процессов;

г) питанием кожи;

д) декоративностью (присуще краскам, лакам, оттеночным шампуням, декоративной косметике).

. Защитные свойства.

Критериями этих свойств являются:

а) солнцезащитный фактор (СЗС) - показывает во сколько раз больше человек может находиться на солнце при использовании кремов до получения ожога, чем без солнцезащитного средства. Например, если кожа у человека, находящегося на солнце, начинает обгорать через 10 мин., то средство с СЗС в 10 единиц в 10 раз продлит время пребывания на солнце до обгорания. Самую сильную СЗС в 20-30 единиц имеют средства, предназначенные для детей;

б) защитный фактор старения - время, допускаемое для принятия солнечных ванн при использовании данного средства. Это время примерно на треть короче СЗС. В основе его определения лежит ожоговый порог загара;

в) защитное действие от низких температур (например, кремы типа вода-масло).

. Лечебно-профилактические свойства характеризуются:

а) антисептической способностью (для средств по уходу за ногами и антиперспирантов) - средства содержат бактерицидные добавки;

б) способностью очищения, обезжиривания, а также антисептичностью (средства от угревой сыпи);

в) антисеборейной способностью - аналогично средствам от угревой сыпи.

Средства используются только для профилактики появления прыщей, но не лечат их, так как в них невысокое содержание основных действующих компонентов (триклозан, хлоргексидин или бензоилпероксид).

. Специальные свойства характеризуются:

а) отбеливающим действием (разрушение меланина кожи). Такие средства содержат салициловую кислоту, гидрохинон, ртутьсодержащие соединения. Эти средства не способны предотвращать образование меланина. Разработаны средства, в состав которых входят экстракт плаценты, арбутин, койевая кислота, они способны заблокировать механизм образования меланина. Но ожидаемый эффект возможен только после 7-8 недель применения, что часто не устраивает потребителей;

б) способностью сжатия пор (для дезодорантов-перспирантов);

в) способностью для удаления волос (химический способ). Такой способностью обладают только специальные средства, в состав которых входят тиогликолевая кислота, ее производные или сульфиды различных металлов.

) Эргономические свойства

Заключаются в комфортности при их применении, что связано, прежде всего:

а) с хорошей впитываемостью;

б) ощущениями на коже (стягивание, легкое жжение, пощипывание, смягчение и т.д.);

в) легкостью применения (определяется удобством упаковки - форма, наличие дозатора, расфасовка).

) Надежность косметических средств

Связана с их сохраняемостью и определяется:

а) сроком годности;

б) коллоидной стабильностью;

в) термостабильностью.

) Эстетические свойства определяются:

а) внешним видом (однородность, консистенция и т.д.);

б) цветом (бесцветные или светлых тонов);

в) запахом (приятным);

г) соответствием направлению моды (касается их состава, технической новизны и принадлежности к фирме-изготовителю);

д) оригинальностью (касается оформления упаковки, ее товарного вида).

) Безопасность косметических средств

Свойство не менее важное, чем функциональное назначение. На безопасность влияют следующие факторы:

состав;

качество исходных компонентов;

технологический процесс получения;

расфасовка и упаковка;

условия хранения и продажи;

условия потребления.

На каждом этапе жизненного цикла в косметических товарах могут протекать те или иные процессы, которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека. Поэтому для проверки безопасности косметических товаров проводят комплекс испытаний, практически одинаковых в Европе и России.


.1 Испытания по химическим показателям


При испытаниях по химическим показателям анализируют водородный показатель, кислотное и карбонильное число, массовую долю щелочи, содержание токсичных элементов (свинец, мышьяк, ртуть).

1.2 Определение токсикологических свойств


Токсикология изучает воздействие химических веществ на организм животных, устанавливает безопасные уровни воздействия, позволяет регламентировать содержание ингредиентов в рецептурах готовых изделий.

При проведении токсикологических исследований определяются:

а) острая токсичность (животным разными способами, накожно или внутрь, вводят косметические средства и изучают их переносимость путем контроля состояния кожи и внутренних органов);

б) хроническая токсичность (анализируется действие косметических средств на организм животных в течение длительного времени (от 3 до 10 недель);

в) кожно-резорбтивное действие - характеризует возможность проникновения косметических средств через неповрежденную кожу

с последующей оценкой общетоксического действия. Кожно-резорбтивное действие для косметики не допустимо;

г) раздражающее и аллергическое действие (на кожу животных в течение 30 дней наносят косметическое средство и наблюдают за изменениями на коже).


.3 Клинические испытания


Проводятся только после получения положительных результатов химических, микробиологических, токсикологических исследований, так как для этих испытаний привлекаются пробанты (добровольцы).

Для проведения клинических испытаний подбирают группу пробантов не менее 25 человек. В зависимости от назначения и способа применения продукции тестирование осуществляют капельным или компрессным методом, время экспозиции испытуемого продукта - от 2 до 24 часов. Анализ действия косметических средств проводят специалисты по внешним признакам кожи, по анализу крови, а сами пробанты заполняют анкеты-отзывы, в которых указывают свое мнение о свойствах продукции.


.3 Показатели качества и требования к качеству косметических кремов


Качество косметических кремов характеризуется органолептическими и физико-химическим показателями (ГОСТ 29189-91).

По органолептическим показателям косметические кремы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.


Таблица 1 - Органолептические показатели качества кремов

Наименование показателяХарактеристикаВнешний видОднородная масса, не содержащая посторонних примесейЦветСвойственный цвету крема данного наименованияЗапахСвойственный запаху крема данного наименования

По физико-химическим показателям косметические кремы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 2.


Таблица 2 - Физико-химические показатели качества кремов

Наименование показателейНорма кремовгустыежидкиевода/ масломасло/ водасмешанного типаЛюбого типаМассовая доля глицерина, %, не более-30,08,015,0Массовая доля воды и летучих веществ, %8,0 - 75,020,0 - 95,050,0 - 75,053,0 - 97,5Массовая доля общей щелочи в расчете на КОН, %, не более-1,01,01,0Водородный показатель, рН5,0 - 9,0Коллоидная стабильностьСтабиленТермостабильностьСтабилен

Существенную информацию о качестве кремов дают результаты клинических (практических) испытаний пользования кремами, которые не входят в сертификационные испытания, а проводятся с целью оценки потребительских свойств. Это такие показатели, как увлажнение кожи, впитываемость средства, косметический эффект (разглаживание кожи, улучшение цвета, успокаивающее или раздражающее действие и др.).

Для оценки качества косметического крема, согласно

ГОСТ 29188.0 - 91, проводят отбор проб и составляют случайную выборку:

от партии до 10 тыс. шт. - не менее 6 шт.;

от партии свыше 10 тыс. шт. - не менее 3 шт. от каждых 5 тыс. шт.

Для проведения испытания масса средней пробы должна быть не менее 150 г.

Технологический процесс изготовления косметических кремов

Косметические кремы - это ароматизированные средства, предназначенные для смягчения, питания, увлажнения, освежения и защиты кожи. Первый крем для ухода за кожей лица - кольдкрем (охлаждающий крем), создал знаменитый врач Гален. Крем состоял из пчелиного воска, спермацета, оливкового и миндального масла, розовой воды.

В состав современный кремов входят:

Жиры животные очищенные (норковый, куриный), ланолин; масла растительные - оливковое, персиковое, кукурузное, хлопковое, масло какао, масло авокадо, касторовое, виноградных косточек, ореховые масла и другие, а так же заменители природных масел - очищенные триглицериды жировых кислот;

Воски - пчелиный, растительные воски; синтетические воски - воскол, стеарол;

Очищенные нефтепродукты - парфюмерное масло, парафин, церезин, вазелин;

Специальные добавки - глицерин, эмульгаторы, пентол, изопропилмиристат, стабилизаторы эмульсии, желирующие вещества;

Биоактивные добавки (БАД) - настои и экстракты лекарственных трав, апилак, коллаген, эластин, сывороточный гликопротеин, лецитин яичного желтка и другие фосфолипиды в виде липосомальных частиц;

Влагоудерживающие вещества - гиалуроновая кислота, хитозан, карбамид, полисахариды и другие.

Технология получения кремов состоит из стадий:

. Подготовительная операция:

Дозирование основных компонентов рецептуры;

Измельчение компонентов.

. Производство изделия:

Для жировых и густых эмульсионных кремов типа «вода в масле» плавление - нагревание смеси компонентов в специальных емкостях при температуре 70-80оС при постоянном перемешивании;

Для жидких эмульсионных кремов - стадия формирования эмульсии в эмульгаторах; холодное эмульгирование ротационным методом при использовании ультразвука (для кремов с липосомами);

Охлаждение массы в температурном режиме, предотвращающем кристаллизацию компонентов.

Кремы расфасовывают в стеклянные, пластмассовые или алюминиевые (жестяные) баночки различной формы, алюминиевые и полимерные тубы, стеклянные и полимерные флаконы.

Анализ биоповреждений непродовольственных товаров

В группе косметических товаров наиболее сильно повреждаются микроорганизмами косметические кремы, широко применяемые у нас в стране и за рубежом.

Большинство косметических кремов представляют собой сложные эмульсионные системы типа вода в масле или масло в воде, в состав которых входят жидкие и твердые жировые компоненты, вода, биологически активные вещества.

Микроорганизмы развиваются в водной и не растут или почти не растут в жировой фазе эмульсий. Поэтому наиболее благоприятные условия для развития микроорганизмов создаются в эмульсиях типа "масло - вода". Особенно сильно поражают эмульсии бактерии, относящиеся к группе грамотрицательных палочек, среди которых наиболее опасны представители родов Pseudomonas, Enterobacter и Achromobacter. Большинство компонентов косметических эмульсий представляют собой сложные эфиры высокомолекулярных спиртов и жирных кислот. Воздействие микроорганизмов на такие субстраты начинается с их гидролиза под влиянием внеклеточных эстераз. Однако наличие эстеразной активности не единственное условие для роста бактерий на таких средах. Необходимо, чтобы бактерии включали образовавшиеся в результате гидролиза соединения в процессы метаболизма.

Большое содержание в кремах воды, соединений углерода и азота, доступ воздуха, а также хранение косметических кремов при температуре +(20... 30) °С создают благоприятные условия для развития в них различных микроорганизмов, которые могут использовать в качестве источника углерода и энергии такие компоненты, как глицерин, пентол, моносахарат, косточковое масло, кондитерский жир, ланолин, апилак, эмульсионные воски, азулен, эвкалиптовое и парфюмерное масла, спермацет, гидрированные спирты кашалотового жира. Но наибольшая интенсивность роста числа бактерий отмечалась на средах, содержащих пентол, апилак, глицерин, и в меньшей степени - кондитерский жир.

Из испорченных косметических изделий были выделены различные микроорганизмы: плесневые грибы Penicillium glaucum, Aspergillus niger, Aspergillus glaucus, представители дрожжей Torula, Candida, Saccharomyces; бактерии из родов Staphylococcus, Streptococcus, Pseudomonas (по данным американских ученых, самое большое распространение получила синегнойная палочка, которая трудно поддается подавлению), а также Aerobacter aerogenes и Escherichia coll.

В России и ряде других стран проводится обязательный микробиологический контроль различных косметических изделий (кремов, зубных паст, шампуней). Сертификация парфюмерно-косметической продукции осуществляется в соответствии с СаНПиН 1.2.681-97 "Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции", СаНПиН 1.2.676 - 97 "Гигиенические требования к производству и безопасности средств гигиены полости рта" и нормативными документами на продукцию, в которых установлены обязательные требования к микробиологической чистоте продукции и производства. Правилами сертификации установлена определенная последовательность проведения испытаний. Сначала - химические и микробиологические, затем - токсикологические и клинические.

Испытания косметических товаров по микробиологическим показателям аналогичны испытаниям пищевых продуктов (определение количества микроорганизмов - бактерий, плесневых грибов, дрожжей на 1 г вещества).

Микробиологический контроль необходим не только потому, что микроорганизмы, попадающие в косметические препараты, могут вызвать их повреждение, но и потому, что присутствие в косметике патогенных бактерий может быть причиной возникновения кожных заболеваний.

Этот контроль распространяется не только на установление подверженности того или иного продукта микробной порче, но он включает также наблюдение за соблюдением микробной чистоты исходного сырья в ходе процесса производства и готового продукта. Сюда входят, прежде всего, определение общего числа микроорганизмов и разделение косметических препаратов по категориям и связанным с ними критериям микробной чистоты.

Источником заражения большинства косметических товаров может явиться зараженное сырье и неблагоприятные условия производства. В связи с этим производство косметических товаров должно проходить в стерильных условиях, исключающих попадание извне микроорганизмов. Создание абсолютно стерильных условий стоит очень дорого, поэтому в косметической промышленности стремятся создать оптимальные условия производства, для чего:

·все сырье проверяют на содержание микроорганизмов;


·емкости, используемые для изготовления составов, стерилизуют, например, еженедельно путем длительного прогревания при температуре +(100... 120) °С или путем химической стерилизации (например, раствором формальдегида или другого антисептика);


·используемую воду стерилизуют перед употреблением, например, с помощью ультрафиолетового облучения или дистилляцией;


·при изготовлении составов соблюдают максимальную чистоту (спецодежду меняют ежедневно, используется автоматическая и герметичная расфасовка и т.д.);


·в рецептуре используют достаточно эффективные, разрешенные к применению консерванты.


Особенно важно соблюдение стерильности для косметики в ампулах, средств для детей и декоративной косметики для глаз.

Порошки (тальк, крахмал и др.), как правило, содержат споры различных микроорганизмов. Большинство восков и эмульгаторов, растительных и животных экстрактов, протеинов, минеральных солей, входящих в состав косметических изделий, также являются питательной средой для многих микроорганизмов. Биологически активные добавки, применяемые в косметике, способны стимулировать рост бактерий и микроскопических грибов.

Плохо очищенная вода может также служить источником микробного заражения. Найдено, что даже деионизированная вода представляет собой источник заражения, если применяемые ионнообменные смолы регулярно не проверяют на стерильность. Вопросу поддержания чистоты производственного оборудования и технического процесса уделяется большое внимание.

В производстве косметических товаров нежелательно применять оборудование, которое сложно демонтировать. Не рекомендуется оставлять в машинах или трубопроводах моющие растворы, которые могут служить питательной средой для развития микроорганизмов. Обязательным является применение антисептических средств. Банки и флаконы, предназначенные для упаковки косметических изделий, должны быть хорошо промыты раствором антисептика. Корковые пробки могут быть источником грибков, а слоистые пробки на клеевой основе - хорошая среда для развития бактерий.

Загрязнение микроорганизмами может произойти и на стадии применения косметических средств, например, когда многократно открывают упаковку. Это касается, в первую очередь, средств, расфасованных в баночки с широким горлом, так как большая поверхность средства взаимодействует с окружающей средой и руками человека. Наилучшей упаковкой являются тубы или флаконы с небольшим отверстием и дозирующим устройством. Если же средством уже начали пользоваться, то желательно скорее его использовать, поэтому лучше покупать косметические средства в мелких расфасовках, а средства в крупной расфасовке целесообразно использовать не в личных целях, а для профессионального применения. Нельзя также хранить косметические средства на солнце.

Развитие микроорганизмов в косметических изделиях сопровождается разрушением компонентов, входящих в их состав, и накоплением в эмульсиях как продуктов разложения, так и соединений, синтезированных микроорганизмами в процессе жизнедеятельности. Эти вновь образовавшиеся вещества могут оказывать неблагоприятное воздействие на кожу. Любая косметическая эмульсия, содержащая клетки микроорганизмов или обеспечивающая их рост, не должна использоваться, так как, наряду с изменением свойств эмульсии (появление запаха, изменение вязкости и цвета, вспучивание или даже расслоение эмульсии), она может стать причиной кожных или, что особенно опасно, глазных заболеваний.

Установлено, что бактерии, выделенные из испорченных косметических эмульсий, хорошо росли на средах, в которых жидкий парафин, олеиновая или стеариновая кислота, олеиновый или стеариновый спирт, пропиленгликоль являлись источником углерода и энергии. Напротив, такие соединения, как твердый парафин, гексадециловый спирт и полиэтиленгликоль с молекулярной массой 400, не обеспечивали роста бактерий. Наиболее интенсивный рост и способность использовать разнообразные соединения обнаружены у бактерий рода Pseudomonas. Однако этих данных недостаточно, чтобы четко представлять, какие соединения косметических эмульсий могут обеспечивать рост микроорганизмов.

В связи с этим были проведены исследования по определению способности микроорганизмов расти на средах с соединениями, входящими в состав косметических эмульсий.

В качестве тест-бактерий были использованы: Pseudomonas aeruginosa, Escherichia coli, Enterobacter aeruginosa, Achromobacter delmarval, Staphylococcus aureus. Выбор названных микроорганизмов в качестве тестов был обусловлен тем, что Ps. aeruginosa, E. coli, St. aureus, Candida рекомендованы в качестве обязательных тест-культур при определении биостойкости косметических эмульсий. Эти микроорганизмы часто выделяют из пораженных эмульсий, их относят к условно-патогенными и поэтому особенно опасным. Остальные микроорганизмы были выделены из испорченных кремов.

На основании полученных данных можно считать, что почти все соединения, входящие в состав косметических эмульсий, могут служить субстратом для роста тест-организмов.

К числу наиболее стойких соединений жировой фазы относится ланолин, который обеспечивал рост только Ps. aeruginosa. Из эмульгаторов наименьшей стойкостью к воздействию микроорганизмов обладали стеарин, стеарат-ДЭГ и лаурат-ДЭГ, поскольку все тест-организмы, за исключением St. aureus, хорошо росли на средах с этими соединениями. Наиболее стойким эмульгатором оказался триэтаноламин, который не поддерживал роста тест-организмов, что хорошо согласуется с данными о невозможности использования бактериями третичных аминов.

Полученные результаты позволяют считать, что далеко не все микроорганизмы, обладающие способностью к использованию определенных соединений, входящих в состав косметических эмульсий, могут в них развиваться и вызывать их повреждения.

Благодаря тому, что в состав эмульсий входят ПАВ, поверхностное натяжение в эмульсиях низкое. Грамотрицательные бактерии устойчивы к низкому поверхностному натяжению, тогда как грамположительные более чувствительны и не развиваются, если поверхностное натяжение среды ниже 50 дин/см2. Возможно, что решающим фактором, приводящим к гибели St. aureus, является именно низкий уровень поверхностного натяжения.

Отсутствие роста С. lipolytica в модельных эмульсиях объясняется недостаточным количеством кислорода.

Большинство компонентов косметических эмульсий - это сложные эфиры высокомолекулярных спиртов и жирных кислот. Воздействие микроорганизмов на соединения такого рода начинается с их гидролиза. В дальнейшем соединения, образовавшиеся при гидролизе, используются микроорганизмами в процессе их метаболизма. Образующиеся жирные кислоты, наряду с тем, что являются субстратом для развития микроорганизмов, могут и стимулировать их рост.

Так, например, Ps. aeruginosa использует олеиновую кислоту в процессе жизнедеятельности, а для дрожжей из рода Candida, бактерий из рода Pseudomonas олеиновая кислота является важным ростовым фактором. Наряду с кислотами, микроорганизмы используют и спиртовую группу эфира. Так, глицерин обеспечивает рост всех использованных тест-организмов.

Механизм разрушения косметических эмульсий во многом зависит от состава эмульгаторов. Считают, что в устойчивой эмульсии жировая фаза защищена от воздействия микроорганизмов адсорбированными молекулами эмульгатора.

Поскольку бактерии в эмульсиях развиваются в воде, соединения водной фазы, например, глицерин или избыток эмульгатора, не вошедшего в состав адсорбционных слоев жировой фазы, прежде всего используются микроорганизмами.

Устойчивость эмульсий к поражению микроорганизмами зависит от состава водной фазы: в состав косметических эмульсий, как правило, включаются глицерин, концентрация которого колеблется от 1 до 8 %, и этанол в концентрации от 1 до 3 %. Было изучено влияние этих соединений на устойчивость эмульсий к воздействию микроорганизмов на примере Pseudomonas aeruginosa.

Полученные данные показали, что при введении глицерина в состав эмульсии численность клеток Pseudomonas aeruginosaвозрастала в 2 раза и более. Наоборот, введение этилового спирта снижало численность бактерий.

Все это позволяет считать, что главным фактором, определяющим стойкость эмульсий к поражению микроорганизмами, является биостойкость эмульгаторов.

Изменяя состав водной фазы, можно уменьшить степень повреждения эмульсий микроорганизмами. Наиболее сильно воздействуют на эмульсии, вызывая их повреждения, бактерии из рода Pseudomonas, Enterobacter, Achromobacter. Поэтому защита эмульсий должна быть направлена на создание условий, исключающих рост в них представителей этих бактерий, и прежде всего Pseudomonas aeruginosa.

косметический ассортимент потребительский качество

Заключение


Организация розничной торговли продовольственных и непродовольственных товаров является на сегодняшний день важным объектом изучения. Она напрямую влияет на прибыль торговых предприятий.

Каждый человек каждый день ходят в магазин, супермаркет, рынок и сталкиваются там с различными видами организации розничной торговли. Первым дело покупатели обращают внимание на качество товара, не истек ли срок хранения, в каких условиях хранится, как упакован. Для каждого торгового предприятия важно правильно организовать выкладку своего товара, так как от этого зависит количество продаж.

В отчете по учебной практике освящены вопросы организации, состояния и основные направления развития розничной торговой сети в настоящее время. Особое внимание уделено формированию ассортимента на розничном торговом предприятии. И решены следующие задачи:

-ознакомление с основами организации торгового процесса;


-анализ порядка оформления документов при приемке, хранении и реализации товаров;


-приобретение навыков работ с контрольно-кассовыми машинами;


-анализ нормативных и инструктивных документов, регулирующих торговую деятельность;


-анализ условий и режимов хранения товаров;


-анализ видов основного торгового оборудования и условия его размещения



Список использованных источников


1.Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп./Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 560с.


2.Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. 504с.


.Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебник для нач. проф. образования./Под ред. А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.