Оглавление
Введение
. Общая характеристика деятельности Управление образования Тракторозаводского района Администрации города Челябинска
. Совершенствование деятельности Управления образования по управлению инновационными процессами
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Утвержденной темой выпускной квалификационной работы является: Управление инновационными процессами в системе образования (на примере взаимодействия МОУ СОШ №18 и Управления по делам образования Тракторозаводского района г. Челябинска), в связи, с чем местом прохождения преддипломной практики выбрано Управление по делам образования Тракторозаводского района г. Челябинска.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Цель преддипломной практики: научно-исследовательская работа; сбор и дифференциация материалов по теме выпускной квалификационной работы; приобретение опыта написания исследовательской работы; подготовка к решению конкретных задач в области муниципального управления в сфере образования.
Для достижения цели практики поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику деятельности Управления по делам образования Тракторозаводского района г. Челябинска;
разработать мероприятия направленные на совершенствование деятельности Управления по делам образования Тракторозаводского района г. Челябинска.
Объект преддипломной практики - деятельность по управлению образованием и инновационными процессами в нем. Предмет преддипломной практики - Управление по делам образования Тракторозаводского района г. Челябинска.
1. Общая характеристика деятельности Управление образования Тракторозаводского района Администрации города Челябинска
Муниципальный уровень управления образования в г. Челябинске представлен управлениями, отделами, комитетами, которые создаются муниципальными органами власти. Именно на эти органы возложена основная нагрузка по осуществлению управления образовательными учреждениями.
Управление образования Тракторозаводского района Администрации города Челябинска создано на основании постановления Главы администрации Тракторозаводского района города Челябинска от 08.03.2005 г. № 77 «О государственной регистрации Тракторозаводского районного Управления образования», перерегистрировано 11 декабря 2006 г., свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц, зарегистрированных до 1.07.2006 г. серия 74 № 002124816 за основным государственным регистрационным номером 1027403774320.
Расположено по адресу: 454081, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Горького, 91.тел./факс: (351) 219-05-03/219-05-04 E-mail: tzrruo@rambler.ru . Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами Челябинской области, Уставом города Челябинска, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинска, а также Положением об Управлении образования Тракторозаводского района Администрации города Челябинска.
Контроль за выполнением возложенных на Управление функций осуществляет Первый заместитель Главы города либо иное должностное лицо Администрации города Челябинска, в соответствии с полномочиями, предоставленными Главой города. Координацию деятельности Управления осуществляет начальник Управления по делам образования города Челябинска.
Государственная политика в сфере общего образования на территории г. Челябинска обеспечивается в соответствии с приоритетами, зафиксированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (Одобрена Правительством РФ 17 ноября 2008 года), Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008г. №1663-р), приоритетном национальном проекте Образование на 2009-2012 годы, Федеральной целевой программе развития образования, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Стратегии развития муниципальной системы образования г. Челябинска на период до 2020 года и направлена на предоставление доступного качественного образования при эффективном использовании имеющихся ресурсов с учетом приоритетов социально-экономического развития города.
В 2009-2010 учебном году муниципальная система общего образования активно участвовала в реализации федеральных и региональных проектов в области образования, что в значительной степени повлияло на результативность всей системы, позволило ей войти по ряду показателей в число наиболее успешных как в регионе, так и в России в целом.
Деятельность, направленная на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется Управлением образования Тракторозаводского района города Челябинска.
Предметом деятельности Управления является осуществление управленческих функций в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования на территории Тракторозаводского района города Челябинска. Основными задачами Управления являются:
) реализация единой образовательной политики города Челябинска на территории Тракторозаводского района;
) обеспечение выполнения государственных образовательных стандартов на территории Тракторозаводского района города Челябинска и функционирования районной системы образования на уровне государственных нормативов с учетом социально-экономических, демографических, национально-культурных и других особенностей.
В образовательной системе Тракторозаводского района действует сеть муниципальных экспериментальных площадок по различным проблемам общего образования, по проблемам развития детской социальной инициативы.
Управление активно работает над развитием информационно-образовательной среды: созданы и функционируют сайты в 100% общеобразовательных учреждений района.
Управление образования Тракторозаводского района г. Челябинска осуществляет меры по поддержке и стимулирования инновационной деятельности образовательных учреждений, модернизация их материально-технической базы, совершенствуется система воспитательной работы с обучающимися.
В целях своевременной и качественной подготовки муниципальных образовательных учреждений Тракторозаводского района к новому 2011-2012 учебному году и в соответствии с приказом Управления по делам образования города Челябинска от 18.06.2011 № 912-у «О подготовке муниципальных образовательных учреждений к 2010-2011 учебному году» Управление образования Тракторозаводского района осуществляет контроль за проведением противопожарных мероприятий, опрессовки отопительных систем, выполнением ремонтно-строительных работ в образовательных учреждениях района.
2. Совершенствование деятельности Управления образования по управлению инновационными процессами
Стратегическая цель муниципальной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В большинстве школ в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития школ, ведется экспериментальная работа, осваиваются новые образовательные программы и технологии.
Однако практика преобразований, разработки и внедрения новшеств сопровождается рядом трудностей. Соответственно назрела необходимость в углублённом изучении организации инновационной деятельности и разрешении противоречия между необходимостью активного внедрения инноваций в педагогическую практику и структурой и содержанием организации инновационной деятельности МО.
Возникает проблема: как организовать инновационную деятельность, чтобы повысить качество среднего образования.
Качество в этом случае трактуется как нормативная результативность образовательной работы, достижимая в заданные сроки при оптимальных усилиях участников образовательного процесса, т.е. не только количественными показателями качества обученности и воспитанности, но и успешной социализации учащихся при обеспечении заботы об их здоровье.
Термин инновация появился в науке в конце 19 века в работах экономистов и культурологов. Говоря об инновации, инновационной деятельности целесообразно разграничить понятия новшество и инновация.
Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации.
Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, Управление образования Тракторозаводского района г.Челябинска не может не считаться с основными направлениями развития современного образования, которые освещены в следующих документах: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 года); Концепция модернизации Российского образования на период 2006-2010 гг.; Комплексный проект модернизации образования в Челябинской области; Национальная инициатива Наша новая школа.
Анализ содержания концептуальных документов развития образования показывает, что ведущими направлениями педагогического творчества на среднесрочную и стратегическую перспективу будут:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
обновление образовательных стандартов;
введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования;
система поддержки талантливых детей;
здоровье школьников;
введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности;
повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки.
Управлению образования Тракторозаводского района г. Челябинска необходимо строить свою деятельность на основе данных направлений развития современного образования. Некоторые направления инновационной деятельности, по которым необходимо вести работу:
мониторинг качества образования младших школьников;
работа с одарёнными детьми в начальных классах;
работа творческих групп;
нововведение в контроле, в оценке результатов.
Необходимо разработать систему мониторинга как средства повышения качества образованности школьников - система постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, а также принятия управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса.
Значение контроля знаний, умений и навыков состоит в том, что с его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения школьниками программного материала в своём классе, Управлению образования Тракторозаводского района г. Челябинска вести наблюдение и анализировать усвоение программного материала школьниками во всех школах района.
Важно значение в инновационной деятельности выполняют срезовые работы, разрабатываемые в строгом соответствии с основными требованиями программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2-11 классов. По результатам срезовых работ составляются диаграммы, в которых должна быть отражена динамика качества знаний, умений и навыков по всей начальной школе и по всем отдельно взятым учителям. Данные диаграмм наглядно показывают рост и понижение качества того или иного отслеживаемого объекта, помогают наглядно увидеть, где нужно принимать неотложные меры по изменению возникшей ситуации, кому из учителей необходима помощь. После внедрение этой системы можно рассчитывать на повышение результатов образования в школах Тракторозаводского района г. Челябинска.
Факты, свидетельствующие об эффективности системы мониторинга:
поиск новых, эффективных методов и приёмов работы учителей;
внедрение их в свою работу;
в системе использование различных видов, методов и форм контроля;
самостоятельность учащихся;
обеспечивает объективную ценность результатов.
В Послании Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 года Президент РФ Д.А.Медведев поставил задачу выстраивания разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Для решения этой задачи Управлением образования Тракторозаводского района г. Челябинска разработана программа Работа с одарёнными детьми в начальных классах. Основная цель программы заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков детей с интеллектуальной одарённостью, а также в создании возможностей, способствующих формированию и реализации творческих способностей в различных областях. Реализация проекта программы Работа с одарёнными детьми в начальных классах общеобразовательной школы рассчитана на 5 лет: с 2007-2008 учебного года по 2011-2012 учебный год и предполагает её корректировку и внедрение в работу всей начальной школы.
В данный момент Управление образования Тракторозаводского района г. Челябинска находится на втором этапе - организационно-практическом, который заключается в: проведении диагностических процедур; отслеживании динамики интеллектуальных и творческих показателей одарённости детей; углублении теоретико-практической подготовки по проблеме одарённости детей; работе по развитию интеллектуальной одарённости учащихся класса; отслеживании результативности, текущей диагностики, анализе; регулярном проведении интеллектуально-творческих мероприятий; пополнении банка диагностических методик; психологической поддержке одарённых детей.
Результативность на данном этапе: - активное участие школьников в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах разных уровней (Кенгуру, Русский медвежонок, интеллектуальный марафон Эрудит); - активное участие школьников во внеклассной деятельности; - вовлечённость учащихся в систему дополнительного образования; - повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности; - создание творческой группы учителей, которые занимаются проблемой работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Планируемый результат:
Создание данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости.
Создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
Использование системы диагностических методик для выявления и отслеживания различных типов одарённости.
Обобщение и систематизация материалов по результатам реализации программы.
Создание системы работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
Осознание учащимися ценности знаний и необходимости их расширения.
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей.
Стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности.
В прошлом 2010-2011 учебном году на заседании Управления образования Тракторозаводского района г. Челябинска было решено создать 4 творческие группы. Цели организации творческих групп: включение педагогов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу, направленную на повышение качества образования; совершенствование педагогического мастерства путём развития интереса к творческому поиску; и ключевая цель - выявление оптимальных (эффективных) средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребёнка, способствующих повышению качества образования, по болевым точкам в начальной школе. Образовались группы: 1 группа - техника чтения, 2-я - решение текстовых задач, 3-я - слова с непроверяемым написанием, 4-я - орфограммы корня.
Работа рассчитана на три года.
этап (2009-2010 уч. год) - подготовительный. Цель: изучение проблемы.
этап (2010-2011 уч. год) - основной. Цель: внедрение эффективных приёмов работы и мониторинг качества.
этап (2011-2012 уч .год) - завершающий. Цель: подведение итогов работы над проблемой и представление результатов.
Ожидаемый результат от работы творческих групп: внедрение новых эффективных приёмов работы по болевым точкам в практику и как следствие - повышение качества образования.
В Комплексном проекте модернизации образования в Челябинской области есть направление: Развитие региональной системы оценки качества образования (СОКО). Согласно которому школы Тракторозаводского района с 2003 года участвует в подготовке к введению ЕГЭ (по выбору учащихся) и два года для всех учащихся 11-х классов.
Проведя опрос учителей, по поводу введения тестовой отчётности, Управление образования Тракторозаводского района г. Челябинска получило такие результаты: 75% учителей общеобразовательных школ в системе используют тестовую отчётность на 1-3 учебных предметах. Чаще всего это - окружающий мир, математика, обучение грамоте. 25% учителей не используют, но в планах такой вид контроля и оценки знаний есть.
Задача учителя - научить ученика оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд. Эту задачу можно решить с помощью тестов. Тестирование организует непрерывный и быстрый контакт знаний, который выполняет роль обратной связи в системе учитель-ученик, обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определённых способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях разовьёт остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика предельной внимательности и собранности. Тесты помогут младшему школьнику не только усвоить учебный материал по предмету, но и воспитать у него самооценку, что окажет положительное влияние на развитие его самостоятельности. При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике её работы.
Двигаясь в этом направлении Управление образования Тракторозаводского района г. Челябинска планирует на ближайшую перспективу:
Провести заседания Управление образования Тракторозаводского района г. Челябинска по темам: Использование тестирования, как средства организации контроля в средней школе; У кого чему учиться (обмен информацией о проведении данного вида контроля, представление и выбор наиболее удачных тестов).
Проанализировать программы, используемые в средней школе, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу четвёртого, девятого, одиннадцатого класса и выделить в каждом учебном предмете ключевые темы.
Разработать по ним тесты (на два варианта) или откорректировать имеющиеся.
Использовать разработанные тесты на практике, анализировать результаты.
Для каждого года обучения и по каждому предмету разработать тесты по той же форме, что и ЕГЭ для старшеклассников.
Дальняя перспектива. Результатом должна стать логически законченная система тестирования школьников Тракторозаводского района г. Челябинска.
Ожидаемый результат:
для учеников: развитие остроты ума и гибкости мышления; внимательности и собранности; самостоятельности;
для учителей: использование всеми учителями нового вида контроля и оценки знаний учащихся; повышение качества образования.
По мере реализации выделенных направлений инновационной деятельности Управление образования Тракторозаводского района г. Челябинска ожидает следующие результаты:
формирование готовности учителя к инновационной деятельности в современных социально-педагогических условиях;
систематизация, актуализация и расширение педагогических знаний для эффективной реализации педагогической деятельности;
развитие способности педагогов к определению стратегии и тактики инновационной деятельности в средней школе;
максимальное участие учащихся и педагогов в конкурсных движениях;
формирование и развитие творческой атмосферы;
повышение качества образования и воспитания;
укрепление сотрудничества учителя и ученика;
динамичность и эффективность образовательного процесса.
Алгоритм организации инновационной деятельности Управлением образования Тракторозаводского района г. Челябинска можно представить в виде шагов:
. Понимание необходимости изменений.
. Изучение теории.
. Отбор и внедрение в практику.
. Анализ, мониторинг.
. Подведение итогов.
. Приведение в систему (т.е. логически законченная система организации инновационной деятельности).
Последний шаг алгоритма - это и есть результат деятельности Управления образования Тракторозаводского района г. Челябинска на дальнюю перспективу. Приведение этой деятельности в систему с одной стороны дадут положительный эффект - повышение качества образования, с другой - приведёт к совершенствованию работы Управления и более мобильному управлению педагогическим коллективом.
Заключение
образование управление государственный политика
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно, развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.
Результатом преддипломной практики стало:
закрепление знаний по обще профессиональным и некоторым специальным дисциплинам;
ознакомление с организационной структурой Управления по делам образования Тракторозаводского района г. Челябинска, а так же целей её функционирования;
приобретение навыков взаимодействия с руководством и коллегами;
осмысление областей профессиональной деятельности и самооценка для определения своей специализации.
В процессе преддипломной практики собран необходимый материал для написания выпускной квалификационной работы по заранее утвержденной теме.
Список использованных источников и литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2.О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
.О внесении изменений в постановление Главы города Челябинска от 27.09.2006 г. N 1443-п: Постановление Главы города Челябинска от 15 июня 2009 г. N 85-п // Документ официально опубликован не был. Текущий Архив Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска.
.О подготовке муниципальных образовательных учреждений к 2011-2012 учебному году: Приказ Управления по делам образования города Челябинска от 18.06.2011 № 912-у // Документ официально опубликован не был. Текущий Архив Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска.
.О государственной регистрации Тракторозаводского районного Управления образования: Постановление Главы администрации Тракторозаводского района города Челябинска от 03.03.1995 г. № 177-5 // Документ официально опубликован не был. Текущий Архив Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска.
.Ерофеева Н.И. Управление проектами в образовании // Народное образование. 2011. № 5. С. 90-106.
.Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Тюмень: 2009. С. 8-15.
.Новиков А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения // Дополнительное образование. 2010. № 6. С. 45-74.
.Орлова А.И. Возрождение образования или его реформа? // Преподавание истории в школе. 2009 № 1. С. 37-46.
.Сластёнин В.А. Педагогика, 2009. 492 с.
.Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009.№ 5. С. 10-34.
.Официальный сайт Управления Образования Тракторозаводского района г. Челябинска // Доклад Управления образования по итогам 2010 - 2011 года //