Отчет по практике


Учет на предприятии ОАО "Легавтотранс"

1. Общая характеристика предприятия ОАО «Легавтотранс»


Открытое акционерное общество «Легавтотранс» зарегистрировано Минским городским исполнительным комитетом решением от 14.03.2000 г. №273, в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №100008156.

Общество является коммерческой организацией, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе. ОАО «Легавтотранс» вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности. Общество несет ответственность всем своим имуществом.

Место нахождения предприятия: 220035, г. Минск, ул. Тимирязева, 46.

Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли.

Согласно Уставу предприятия основными видами деятельности и экономической деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь являются:

. 60220 - деятельность такси;

. 50200 - техническое обслуживание и ремонт автомобилей;

. 63214 - услуги автомобильных стоянок;

. 50102 - розничная торговля автомобилями;

. 50302 - розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;

. 50500 - розничная торговля моторным топливом;

. 70200 - сдача внаем собственного недвижимого имущества;

. 85140 - прочая деятельность по охране здоровья человека;

. 74600 - проведение расследований и обеспечение безопасности;

. 64200 - электросвязь;

. 74300 - технические испытания и исследования;

. 71100 - аренда автомобилей.

Управление деятельностью ОАО «Легавтотранс» осуществляет директор, который руководит и несет ответственность за всю хозяйственную деятельность, за организационную работу предприятия. Полномочия и ответственность директора определенны законодательством Республики Беларусь, Уставом предприятия. Директор издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками. Директор несет ответственность за результаты работы ОАО «Легавтотранс», соблюдение требований Устава, за выполнением предприятием норм действующего законодательства.

Распределение прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, и формирование фондов осуществляется согласно Уставу предприятия на собрании акционеров по итогам отчетного года.

В подчинении директора находятся: главный инженер, начальник планово-экономического отдела и главный бухгалтер, диспетчерская служба.

На предприятии действуют следующие отделы:

планово-экономический отдел;

диспетчерская служба (подчиняется непосредственно директору);

бухгалтерия;

производственно-технический отдел, включающий станцию диагностики, ремонтную зону, колонну подвижного состава (автомобильный парк).

Также на предприятии предусмотрена должность архивариуса, который находится в подчинении главного бухгалтера.

Среднесписочная численность работающих на предприятии в 2011 году и по настоящее время составляет 254 человека. Численность руководителей составляет 6 человек, специалистов и служащих - 13 человек, водителей - 110 человек, ремонтных и вспомогательных рабочих - 104 человек и младшего обслуживающего персонала - 21 человек

Организационная структура управления ОАО «Легавтотранс» представлена на рисунке 1.



Рисунок 1 - Организационная структура управления ОАО «Легавтотранс»


Необходимо отметить, что диспетчерская служба осуществляет прием заказов от населения по платным пассажироперевозкам круглосуточно, отчитывается перед директором и предоставляет оперативный отчет в пределах осуществляемой деятельности планово-экономическому отделу.

На предприятии работают кассиры в количестве 2 человек, один из которых осуществляет прием денежной наличности от водителей такси, а второй кассир занят оформлением заказов от населения и оформлением и учетом книг на таксометр.

Планово-экономический отдел предприятия осуществляет аналитическую работу.

Основные технико-экономические показатели работы ОАО «Легавтотранс» за 2009-2011 гг. преставлены в таблице 1.1.


Таблица 1.1 - Основные технико-экономические показатели работы ОАО «Легавтотранс» за 2009-2011 гг.

ПоказательЕдиница измерения2009 г.2010 г.2011 г.Процент выполнения, %2011 г. к уровню 2009 г.2011 г. к уровню 2010 г.Тариф 1 км платного пробегаРуб.9009502700300,0284,2Объем заказов, полученных диспетчерской службойТыс. ед.105,5107,0120,4114,1112,5Объем перевозок в платных кмМлн. км.1,011,041,10108,9105,8Объем платных услуг населению: В т.ч.: - бытовые услугиМлн. руб.2450,22553,13681,5150,3144,2Выручка от видов деятельности: В т.ч.: - от перевозокМлн. руб.130261466716632127,7113,4Среднесписочная численностьЧел.229237254110,9107,2Текучесть кадров%19,520,5Среднесписочное количество подвижного состава: В т.ч. - таксиЕд.76 10077 100113 103102, 103,0101,8 103,0Средняя продолжительность рабочего дня автомобиля на линииЧасКоэффициент использования пробега-Балансовая стоимость основных производственных фондовМлр. руб.15,415,326,2170,1171,2Прибыль (чистая)Млн. руб.38037720353,453,8

2. Организация бухгалтерского учета на ОАО «Легавтотранс»


.1 Общие принципы организации бухгалтерского учета на предприятии


На ОАО «Легавтотранс» в подчинении главного бухгалтера находится бухгалтерия численностью 6 человек.

На предприятии предусмотрена должность заместителя главного бухгалтера (1 человек), который является ведущим бухгалтером.

В подчинении главного бухгалтера находятся:

бухгалтер по расчетам с рабочими и служащими в количестве 1 чел., которому присвоена 1 категория бухгалтера;

бухгалтер по учету материалов в количестве 1 чел., которому присвоена 2 категория бухгалтера;

бухгалтер по учету затрат такси, производства в количестве 1 чел., которому присвоена 1 категория бухгалтера;

кассиры в количестве 2 чел., один из которых занят приемом денежной наличности от водителей автомобилей такси, а второй кассир осуществляет оформление заказов от населения на услуги и оформлением и учетом книг на таксометр.

Организационная структура бухгалтерии ОАО «Легавтотранс» представлена на рисунке 2.

На предприятии для ведения бухгалтерского учета используется автоматизированная форма учета с применением программного обеспечения «Ветразь» версии 4.48 (обновление от 18.01.2010 г.), разработанное ООО «Люкссофт плюс», которое известно также как «Золотое сечение». Данное программное обеспечение предназначено для транспортных предприятий, а именно для таксомоторных предприятий. Так как ПО разработано с учетом особенностей работы предприятий, осуществляющих таксомоторные перевозки пассажиров.

На предприятии принята Учетная политика на 2012 г. (Приложение 1).

Основными положениями Учетной политики являются:

1.при ведении бухгалтерского учета использование метода признания выручки «по отгрузке» товаров (работ, услуг);


2.основными средствами признается имущество, имеющее материально-вещественную форму при одновременном выполнении условий:


активы предназначены для производства продукции, работ, услуг;

использование в течение периода, превышающего 12 месяцев и имеющее стоимость без НДС свыше 30 базовых величин на дату приобретения;

активы способны приносить организации экономические выгоды;

активы не предназначены для последующей перепродажи на момент приобретения.

. нематериальными активами для целей бухгалтерского учета признаются активы:

имеющие признаки, отличающие данный объект от других, а том числе аналогичных и не имеющие материально-вещественной формы;

используемые в деятельности организации;

способные приносить будущие экономические выгоды

срок полезного использования, которых превышает 12 месяцев;

их стоимость имеет документальное подтверждение и может быть измерена с достаточной надежностью;

имеются документы, подтверждающие права правообладателя.

. начисление амортизации основных средств и нематериальных активов осуществляется ежемесячно линейным способом;

. арендованные основные средства учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договорах аренды.

. инвентарем и хозяйственными принадлежностями признаются предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости либо предметы, служащие более одного года, стоимостью в пределах до 30 базовых величин. Списание стоимости инвентаря и принадлежностей производится: в размере 50% стоимости - при передаче их со склада в эксплуатации, и оставшиеся 50% стоимости - при выбытии их за непригодностью.

. для учета производственных запасов используется счет 10 «Материалы», а производственные запасы оцениваются по фактической себестоимости их приобретения (изготовления).

. операционные доходы от продажи активов, прочие операционные доходы и расходы признаются по мере их возникновения.

. общехозяйственные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и ежемесячно распределяются на счета 20 «Основное производство» и 44 «Издержки обращения» пропорционально выручке по соответствующим видам деятельности (без НДС) - кроме доходов от розничной торговли нефтепродуктами.

. учет затрат на текущий ремонт производится на счете 23/2 «Внутризаводское транспортное обслуживание», закрытие данного счета производится на счета 20/4 «Затраты по такси», 20/3 «Затраты по прочим услугам», 20/10 «Затраты по ремонту автомобилей такси от ДТП» согласно доле в общей сумме выручки с НДС по услугам такси, ремонту автомобилей в результате ДТП и прочим.

. учет товаров ведется на счете 41 «Товары» по покупным ценам.

. распределение прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, и формирование фондов осуществляется согласно Уставу предприятия на собрании акционеров по итогам года. Ремонтный фонд не создается.

. закрытие счета 99 «Прибыли и убытки» производится по окончании года заключительными записями декабря.

. книга покупок не ведется - по окончании месяца предоставляются сведения о потупившем с товарами НДС для отражения в декларации НДС к зачету.

. промежуточной месячной отчетностью является бухгалтерский баланс, промежуточной квартальной отчетность является бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Согласно Учетной политике предприятия действует принятый график документооборота, который основан на потребностях системы управления и построения хозяйственных связей предприятия.

Также на ОАО «Легавтотранс» разработан и ведется внутренний план счетов с разбивкой по субсчетам и аналитическим счетам на основании Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. №50, с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Приложение 2).

В Учетной политике ОАО «Легавтотранс» отражены основные положения налогового учета, применяемые на предприятии:

налоговый учет ведется бухгалтерией предприятия в соответствии с определением, введенным общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь;

основывается на данных бухгалтерского учета, отраженных в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета, и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением;

расчет налоговой базы, виды регистров налогового учета и порядок их ведения определяется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.


2.2 Организация бухгалтерского учета затрат при оказании транспортных услуг такси


.2.1 Методика формирования тарифов на перевозки пассажиров автомобилями такси

На ОАО «Легавтотранс» расчет тарифа на перевозку пассажиров автомобилями такси производит планово-экономический отдел, который руководствуется Методическими рекомендациями по расчету тарифов на автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси в Республике Беларусь, утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.10.2009 г. №06-02-10/8357. Вышеуказанные методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Министерства экономики и министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.04.2001 г. №74/8 «Об утверждении Положения о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №43, 8/5530) и применяются для формирования тарифов на автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси.

В настоящее время на предприятии действует тариф на пассажироперевозку автомобилями-такси в размере 2700 рублей. При данном уровне тарифа таксомоторные перевозки убыточны. Для безубыточной работы предприятия необходимо чтобы тариф на перевозку составлял порядка 4300 рублей за 1 км (согласно расчетам планово-экономического отдела).

Cогласно Методическим рекомендациям тарифы устанавливаются перевозчиком в зависимости от групп используемых автомобилей-такси (согласно стандартам Республики Беларусь) и видов перевозок в зависимости от удаленности конечного пункта высадки пассажиров в пределах зоны действия специального разрешения (лицензии) за:

подачу автомобиля-такси по заказу;

посадку в автомобиль-такси;

1 км оплачиваемого пробега;

1 час оплачиваемого простоя или движения со скоростью, меньшей отношения тарифа за 1 час оплачиваемого простоя к тарифу за 1 км оплачиваемого пробега.

Размер платы за подачу автомобиля-такси по заказу, посадку в автомобиль-такси, тарифы за 1 км пробега и 1 час простоя объявляются пассажиру автомобильным перевозчиком или диспетчером такси.

При расчете тарифов на автомобильные перевозки пассажиров легковыми автомобилями-такси учитывается расстояние подачи автомобиля-такси от мест хранения транспортных средств до мест прохождения предрейсового медицинского освидетельствования водителей, контроля технического состояния подвижного состава и выпуска на линию в случае их несовпадения (нулевой пробег). Расстояние подачи подвижного состава согласовывается с оператором автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси в акте замера вышеуказанных расстояний.

В соответствии с Межгосударственным стандартом «Таксометры автомобильные. Общие технические условия» ГОСТ 18426-73. Раздел 1. «Типы и основные параметры» (пункт 1.3) платный простой приравнивается к движению со скоростью менее 10 км/ч.

Размер платы за посадку устанавливается автомобильным перевозчиком исходя из его затрат, связанных с выполнением посадки и высадки пассажиров, укладки и выгрузки багажа и ручной клади.

В соответствии Государственным стандартом «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы» СТБ 1364.4-2002 абонирование - предоставление автомобиля-такси перевозчиком (оператором автомобильных перевозок пассажиров) пассажиру для пользования. Плата за абонирование - фиксированная сумма денежных средств, состоящая из стоимости посадки и стоимости проезда (простоя) расстояния, по протяженности равного начальному отрезку (интервалу).

Поскольку автомобильные перевозки пассажиров легковыми автомобилями-такси осуществляются на условиях публичного договора, порядок формирования тарифов определяется объявленным порядком определения платы за пользование автомобилем-такси.

Информация, используемая для расчета тарифов:

марки и модели подвижного состава;

средняя длина ездки с пассажирами;

расстояние подачи (нулевой пробег);

пробег автомобилей с начала эксплуатации;

нормативный коэффициент использования пробега;

стоимость используемых автомобильного топлива и шин;

расчетные показатели за одну смену работы автомобиля:

а) количество ездок с пассажирами;

б) общий пробег автомобиля за смену.

При расчете тарифов по группам подвижного состава используются средние сложившиеся у перевозчика технико-экономические показатели за период, предшествующий расчетному, согласно принятой учетной политике.

Далее представлен расчет показателей транспортной работы за один автомобиле-день работы.

) Количество ездок с пассажирами за смену (Nе) определяется по формуле (2.1):


N e = Tн/ Lеп/bхVт+t оп, (2.1)


где Tн - продолжительность рабочего дня автомобиля-такси за смену, ч;еп - средняя длина ездки с пассажирами, км;- нормативный коэффициент использования пробега (устанавливается перевозчиком по согласованию с оператором автомобильных перевозок пассажиров);т - расчетная норма пробега автомобиля-такси, км/ч (устанавливается перевозчиком по согласованию с оператором автомобильных перевозок пассажиров);оп - время простоя автомобиля-такси в ожидании пассажиров на одну ездку, час (устанавливается перевозчиком по согласованию с оператором

автомобильных перевозок пассажиров).

Если перевозчиком не применяется система абонирования и не устанавливается тариф за посадку в автомобиль-такси, то время простоя автомобиля в ожидании пассажиров на одну ездку увеличивается на время одной посадки (t посадки) (устанавливается перевозчиком по согласованию с оператором автомобильных перевозок пассажиров). Продолжительность рабочего дня автомобиля-такси за смену Тн определяется по формуле (2.2):

н = Tсм - tп-з - t нп, (2.2)


где Tсм - продолжительность рабочего дня водителя за смену, ч;п-з - подготовительно-заключительное время (с учетом времени предрейсового медицинского осмотра) равно 25 мин или 0,417 ч. Определяется на основании Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. №13 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N83, 8/3921);нп - время на подачу (нулевой пробег), ч.

Время на подачу (нулевой пробег) t нп определяется по формуле (2.3):

нп = Lп/ Vт, (2.3)

где Lп - расстояние подачи (нулевой пробег), км;

) Пробег автомобиля-такси за смену на линии (L лин) в километрах определяется по формуле (2.4):

лин = Nе х Lеп b. (2.4)


) Оплачиваемый пассажирами пробег автомобиля-такси за смену по показаниям таксометра (L опл) в километрах определяется по формуле (2.5):

опл = Nе x Lеп. (2.5)


) Общий пробег автомобиля-такси за смену (L общ) в километрах определяется по формуле (2.6):

общ = Lлин + Lп. (2.6)


Далее производится расчет себестоимости перевозки по статьям затрат:

. Статья «Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок» - учитываются расходы на оплату труда водителей, ремонтных и вспомогательных рабочих, руководителей специалистов и служащих, непосредственно связанных с осуществлением перевозок, выполнением других транспортных работ и услуг. В состав заработной платы включаются выплаты по тарифным ставкам и должностным окладам, выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, доплаты и надбавки, а также резерв начислений к оплате трудовых отпусков и другие, относимые в установленном порядке на себестоимость перевозок.

Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих может учитываться в статье «Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава», заработная плата руководителей, специалистов и служащих может учитываться в статье «Общехозяйственные (накладные) расходы».

Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок (ЗП) за один автомобиле-день работы подвижного состава определяется по формуле (2.7):


ЗП = ЗП в + ЗП р + ЗП с, (2.7)


где ЗП в-заработная плата водителей, руб.;

ЗП р - заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих, руб.;

ЗП с - заработная плата руководителей, специалистов и служащих, руб.

заработная плата водителей определяется по формуле (2.8):


ЗП в = Т 1 х Тк х (К етс+ К к)/Др х К зп, (2.8)


где Т 1 - тарифная ставка первого разряда, действующая в организации, руб.;

Т к - кратный размер тарифной ставки 1 разряда водителя автомобиля-такси в зависимости от рабочего объема двигателя автомобиля.

К етс - коэффициент повышения тарифной ставки;

К к - коэффициент повышения тарифной ставки в качестве дополнительной меры стимулирования труда в размере, предусмотренном контрактом, заключенным с работником.

К зп - коэффициент, учитывающий премии за производственные результаты

работы и специальные виды премий, доплаты и надбавки к заработной плате водителя (за интенсивность труда, за работу в ночное время, с особыми условиями труда, за руководство бригадой (звеном), за классность, за стаж работы и др.), резерв на оплату очередных отпусков, компенсацию за неиспользованный отпуск и другие выплаты из заработной платы, относимые в установленном порядке на себестоимость перевозок (К >= 1).

Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих определяется по формуле (2.9):


ЗП р = N зп х Т1 / Мф х Lобщ/1000, (2.9)


где N зп - норма затрат на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих на 1000 км пробега, руб.

М ф - расчетная среднемесячная норма рабочего времени, установленная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на текущий календарный год для организаций с соответствующим режимом рабочего времени, час.

Заработная плата руководителей, специалистов и служащих определяется по формуле (2.10):


ЗП с = ЗП в x К с, (2.10)


где К с - коэффициент заработной платы руководителей, специалистов и служащих, приходящейся на 1 рубль заработной платы водителей.

На ОАО «Легавтотранс» осуществляются разные виды деятельности, данный коэффициент определяется в соответствии с учетной политикой, принятой на предприятии, в следующем порядке:

определяется удельный вес выручки от перевозки в общей сумме выручки по организации за период, предшествующий расчетному;

определяется сумма заработной платы руководителей, специалистов и служащих, относящейся на перевозки, умножением удельного веса выручки от перевозки в общей сумме выручки по организации на сумму заработной платы руководителей, специалистов и служащих в целом по организации;

определяется коэффициент заработной платы руководителей, специалистов и служащих, приходящейся на 1 рубль заработной платы водителей, делением суммы заработной платы руководителей, специалистов и служащих, относящейся на перевозки, на сумму заработной платы водителей за тот же период.

. Статья «Налоги и отчисления от средств на оплату труда».

Налоги и отчисления от средств на оплату труда (Осс) производятся в размерах, установленных законодательством, и определяются по формуле (2.11):


О сс =ЗП х Х/100, (2.11)


где X - сумма нормативов налогов и отчислений от средств на оплату труда, %.

. Статья «Топливо».

Затраты на автомобильное топливо (S т) определяются исходя из расхода топлива (по его видам: бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ) в зависимости от пробега и стоимости топлива (по его видам) по формуле (2.12):


S т = SUM Rт x Ц т, (2.12)


где R т - расход топлива на плановое задание, л;

Ц т - цена 1 л автомобильного топлива без учета налога на добавленную стоимость, уплаченного при его приобретении, руб.

Расход топлива на плановое задание рассчитывается исходя из средневзвешенных (по количеству автомобилей использующих один вид топлива) линейных норм расхода топлива (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ) на 100 км пробега (N л), их повышения (понижения) и дополнительного расхода топлива.

Расход топлива по видам топлива для автомобилей-такси определяется по следующей формуле (2.13):

т = N л/100 х Lобщ х Кк + Nсо х Т со х Кг, (2.13)


где Кк - коэффициент корректировки линейных норм расхода топлива в зависимости от дорожных и климатических условий, работы в различных режимах и т.п. Определяется как сумма (разность) надбавок (скидок), предусмотренных Нормами расхода топлива;со - норма расхода топлива на 1 час работы специального оборудования, л (определяется в среднем за период, предшествующий расчетному, согласно учетной политике);со - время работы специального оборудования, час;

Кг - коэффициент, учитывающий внутригаражный расход топлива (принимается значение до 1,005).

. Статья «Смазочные и другие эксплуатационные материалы» - затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы (S см) определяются по формуле (2.14):

см = S т х N см/100, (2.14)


где N см - норма расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на 1 рубль затрат на топливо, %. Определяется как средневзвешенная величина (по количеству автомобилей-такси, для которых установлена одна норма) исходя из норм расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на 1 рубль затрат на топливо, выбранных в соответствии с Нормами затрат на ТО и Р.

. Статья «Ремонт автомобильных шин» - затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин (S ш) определяются по формуле (2.15):

S ш = SUM (Ц ш х n ш х N ш/100 х Аi) / А х L общ/1000, (2.15)


где Ц ш - цена одного комплекта автомобильных шин, принятая в соответствии с учетной политикой организации без учета налога на добавленную стоимость, руб.;ш - количество шин, установленных на автомобиле-такси, ед.;ш - норма износа в процентах на 1000 км пробега к стоимости шины.

Определяется в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21 декабря 2000 г. №52.

. Статья «Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава» - материальные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей-такси (S р) определяются по формуле (2.16):

р = МЗ х L общ/1000 х I пп /100, (2.16)


где МЗ - норма затрат на запасные части, узлы, агрегаты и материалы для технического обслуживания и ремонта подвижного состава, руб. на 1000 км пробега. Определяется как средневзвешенная величина (по количеству автомобилей-такси, для которых установлена одна норма) исходя из норм затрат на запасные части, узлы, агрегаты и материалы для технического обслуживания и ремонта подвижного состава, выбранных в соответствии с Нормами затрат на ТО и Р;пп - индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения на момент расчета тарифов нарастающим итогом в соответствии с Нормами затрат на ТО и Р, %.

. Статья «Амортизация основных средств» - начисление амортизации основных средств производится в соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов и принятому в учетной политике организации способу начисления амортизации.

Согласно Учетной политике ОАО «Легавтотранс» для начисления амортизации основных средств принят линейный способ начисления амортизации для всех основных средств.

При начислении амортизации по подвижному составу линейным способом в зависимости от срока полезного использования норматив отчислений на полное восстановление подвижного состава S а устанавливается на 1 автомобиле-час исходя из среднемесячной нормы рабочего времени, установленной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на текущий календарный год для организаций с соответствующим режимом рабочего времени (или фактически сложившегося количества автомобиле-часов в наряде за период, предшествующий расчетному, но не менее планового).

а = АО / Мф х А, (2.17)


где АО - общая сумма амортизационных отчислений на полное восстановление всего подвижного состава.

При использовании полностью самортизированных автомобилей-такси в себестоимость включается только амортизация прочих основных средств (S пф), приходящаяся на данный вид перевозок, то есть S ам = Sпф.

. Статья «Общехозяйственные (накладные) расходы» - S н без учета налогов, включаемых в себестоимость, и фонда заработной платы административно-управленческого персонала при условии, что он включен в общий фонд оплаты труда, определяются по одной из следующих формул (2.18 - 2.19):

н= ЗП в х К нв, (2.18)н = ЗП х К нп, (2.19)

где Кнв, Кнп - коэффициенты, учитывающие общехозяйственные расходы, соответственно приходящиеся на 1 рубль заработной платы водителей или персонала по организации и осуществлению перевозок.

. Налоги и платежи, включаемые в себестоимость, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Себестоимость (S) перевозок определяется как сумма затрат по статьям с включением налогов и платежей по формуле (2.20):


S = ЗП+ Осс + Sт + S см + Sш + Sр + Sам + Sн + N с. (2.20)


Далее при расчете тарифа на перевозку прибавляется сумма прибыли, рассчитанная исходя из нормы рентабельности перевозки, установленной на предприятии, по формуле (2.21):


П = S х R/100, (2.21)


где R - рентабельность перевозок, %.

Стоимость перевозки (Дп) определяется как сумма себестоимости, прибыли и налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых из выручки (Nв), по формуле (2.22):


Дп = S + П + Nв. (2.22)


Из выручки уплачивается НДС по ставке 20% согласно действующему законодательству Республики Беларусь.

Для определения тарифа за 1 км оплачиваемого пробега полученная стоимость перевозки делится на оплачиваемый пассажирами пробег по формуле (2.23):


Т км = Дп/ L опл. (2.23)

Тариф за 1 час оплачиваемого простоя определяется по формуле (2.24):


Тчас = Ткм x 10. (2.24)


Тариф за посадку в автомобиль-такси определяется по формуле (2.25):


Т посадка = Т час x t посадка. (2.25)


Тариф за подачу автомобиля-такси по заказу применяется достаточно редко, т.к. затраты на данную услугу обычно включены в состав общехозяйственных расходов.

Таким образом, тарифы за 1 км оплачиваемого пробега, 1 час оплачиваемого простоя, посадку в автомобиль-такси, абонирование автомобиля-такси и за подачу автомобиля-такси по заказу с учетом налога на добавленную стоимость определяется по формуле (2.26):


Т ндс = Тх 100 + Nндс/100, (2.26)


где N ндс - ставка налога на добавленную стоимость, % (в настоящее время составляет 20%).

На ОАО «Легавтотранс» расчет тарифа на перевозку пассажиров автомобилями-такси производится по вышеизложенной методике, однако, действующий тариф не соответствует фактическим затратам по такси. В конечном итоге осуществление перевозочного процесса при сложившейся экономической ситуации убыточно.


2.2.2 Бухгалтерский учет затрат при оказании транспортных услуг такси

Затраты при оказании транспортных услуг такси на изучаемом предприятии аккумулируются на счете 20 «Основное производство», к которому открыты субсчета (Приложение 2):

20.0 «Затраты по составлению калькуляций»;

20.1. «Затраты по ремонту автомобилей такси от ДТП»;

20.1.1 «Затраты по незакрытым заявкам»;

20.1.2 «Предрейсовый медосмотр»;

20.1.3 «АЗС»;

20.1.4 «Изготовление пропусков»;

20.1.6 «Проверка тех состояния»;

20.1.7 «Затраты по диагностике»;

20.1.8 «Затраты по радиоподдержке»;

20.2 «Затраты от прочих доходов»;

20.2.3 «Затраты по услугам рем. зоны»;

20.3 «Затраты по услугам рем. зоны»;

20.4 «Затраты по такси»;

20.8 «Затраты по предоставлению внутренней телефонной связи»;

20.9 «Реализация прочих активов»;

20.Д «Затраты по обслуживанию оборудования ДГМ»;

20.Е «Затраты по оценке транспортных услуг»;

20.К «Затраты по хранению автотранспорта»;

20.С «Затраты по рекламным услугам»;

20.Ф «Затраты по аренде помещений».

Затраты по такси аккумулируется на субсчете 20.4 «Затраты по такси».

Основные корреспонденции счетов бухгалтерского учета, применяемые на предприятии, представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по учету затрат такси

№ п/пСодержание хозяйственной операцииДебетКредит1Начислена заработной платы водителей20.470.02Произведены отчисления в Фонд социальной защиты населения (35% от начисленной ЗП)20.469.23Произведены отчисления в Белгосстах (0.9% от начисленной ЗП)20.476.24Начислена амортизация основных средств20.402.15Часть расходов будущих периодов отнесена на себестоимость услуг предприятия20.497.15 97.166Отнесены на затраты по такси стоимости услуг поставщиков и подрядчиков, оказанные согласно выставленным счетам, актам20.460.А7Списано топливо на себестоимость произведенных перевозок20.410.68Списаны сырье и материалы, запасные части на себестоимость перевозок, использованные в текущем месяце20.410.5 10.89Отнесены на себестоимость затраты по ЦДС20.423.310Отнесены на себестоимость затраты по внутризаводскому транспортному обслуживанию20.423.211Отнесена на себестоимость часть общехозяйственных расходов, связанных с перевозочным процессом20.426.312Затраты по такси отнесены на реализацию (закрытие счета 20.4)90.420.4

В бухгалтерском учете ОАО «Легавтотранс» по дебету субсчета 90.4 «Реализация - такси» отражаются расходы предприятия, связанные с осуществлением основного вида деятельности - перевозок пассажиров автомобилями-такси (оказание транспортных услуг такси).

По кредиту субсчета 90.4 отражаются доходы, полученные от осуществления транспортных услуг.

На предприятии для расчета заработной платы водителей-такси применяется сдельная система оплаты труда. Для расчета сдельной расценки применяется месячная тарифная ставка 1 разряда в размере 410000 руб. водителям легковых автомобилей-такси устанавливается часовая тарифная ставка (Приложение 3). Также для определения сдельной расценки учитываются результаты работы за месяц, т.е. размер полученной выручки. Расценки устанавливаются в 1 рубля выручки по шкале, утвержденной Положением об оплате труда водителей легковых автомобилей-такси (Приложение 3).

Также для определения заработной платы водителей учитывается коэффициент использования пробега.

Основным первичным документом, определяющим показатели учета работы автомобилей-такси оформляется путевыми листами типовой формы №5 и типовой формы №5 (и) (Приложение 4-5).

На предприятии согласно путевым листам при закрытии месяца инженер АСУ вводит в программу данные, необходимые для расчета заработной платы.

Согласно данным сводного учета по начислению заработной платы, который представлен в виде документа «Анализ оборотов по счету 70», начисленная зарплата водителей-такси за январь 2012 г. составила 132 845 028,63 руб. (Приложение 6).

Также на предприятии применяется Сводная ведомость по видам оплат (Начисление по таксопарку 1), в которой отражается отнесение начисленной зарплаты водителей-такси на субсчет 20.4 (Приложение 7).

В отчетном документе «Анализ оборотов по счету 20.4» отражена вышеуказанная сумма 132 845 028,63 руб. корреспонденцией счетов: дебет 20.4 и кредит 70.0 (Приложение 8).

Отчисления в ФСЗН (35% от начисленной заработной платы) и в Белгосстрах (0.9%) производятся ежемесячно на основание данных сводного учета по заработной плате.

Также путевые листы являются основанием для учета топлива и списанию расхода топлива на затраты по такси. За январь 2012 г. согласно путевым листам было списано топлива на сумму 59 855 190,98 руб.

Согласно Актам выполненных работ, оказанных услуг и счетам за электросвязь и другое на затраты по такси за январь 2012 г. отнесена сумма 5 240 181,5 руб., которая отражена корреспонденцией счетов: дебет 20.4 и кредит 60.А.

Списана на затраты по такси за январь 2012 г. часть расходов будущих периодов (затраты на обслуживание радиостанции и другое) на сумму 757579 руб. и отражена записью: дебет 20.4 и кредит 97.15 (97.16).

На предприятии на затраты по такси относится начисленная за месяц амортизация основных средств (непосредственно участвующих в осуществлении основного вида деятельности). Начисление амортизации основных средств отражается в Ведомости учета наличия и движения основных средств (Приложение 9). Отнесение суммы начисленной амортизации на соответствующий затратный счет отражается записью по дебету счета 20.4, 20.17, 23.2, 23.3, 26.2, 44 и кредиту счета 02.1 (Приложение 10). За январь 2012 г. сумма амортизации основных средств, отнесенная на затраты такси, составила 30 811 887 руб.

Списание на затраты по такси запасных частей, сырья и материалов производится на основании Заказ-нарядам, которых за январь 2012 г. было списано на сумму 28 313 281,24 руб.

На затраты такси отнесена доля общехозяйственных расходов, которая рассчитана пропорционально объему выручки, полученной от осуществления транспортных услуг такси. За январь 2012 г. она составила 110 301 821,16 руб. и была отражена записью по счетам: дебет 20.4 и кредит 26.3.

Также на затраты по такси в конце месяца списываются затраты по ЦДС и внутризаводскому транспортному обслуживанию. Размер данных затрат определяется согласно данным диспетчерской службы (АСУ). В январе 2012 г. составил 79 789 952,4 руб.

Общая сумма затрат по такси за январь 2012 г. составила (дебет 20.4):

З общ =132 845 028,63 + 46 362 915 + 59 855 190,98 + 5 240 181,5 + 757 579 + 30 811 887 + 28 313 281,24 + 110 301 821,16 + 79 789 952,4 =494 277 836,91 руб.

Сумма по кредиту 20.4 (недостача смазочных материалов, удержания и другое) равна 2 904 972,99 руб.

Сальдо по счету 20.4 составило: 494 277 836,91 - 2 904 972,99 = 491 372 873,92 руб.

Данная сумма в конце месяца закрывается в дебет счета 90.4 «Реализация - такси», что видно из Анализа оборотов по счету 90.4 (Приложение 11).

Согласно Анализу счета 90.4 за январь 2012 г. сумма доходов от оказания транспортных услуг такси составила 348 059 632,72 руб. Также данная сумма в разрезе источников поступления отражена в Архиве проводок по счету 90.4 (Приложение 12).

Из Анализа оборотов по счету 90.4 следует, что расходы предприятия на осуществление пассажироперевозок автомобилями-такси превышают доходы, т.е. убыточны. Убыток за январь 2012 г. составил 201 137 241,2 руб.

На ОАО «Легавтотранс» функционирует ремонтная зона и станция диагностики. Ремонтная зона и станция диагностики оказывают платные услуги на сторону, а также осуществляют ТО и ремонт автомобилей для собственных нужд.

Затраты по данным участкам предприятия аккумулируются на счетах 23.2 «Внутризаводское транспортное обслуживание» и 23.3 «Затраты по ЦДС». Основные корреспонденции счетов бухгалтерского учета представлены в таблице 2.2.


Таблица 2.2 - Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по учету затрат по ЦДС и внутризаводскому транспортному обслуживанию

№ п/пСодержание хозяйственной операцииДебетКредит1Начислена заработной платы ремонтных и вспомогательных рабочих23.2 23.370.02Произведены отчисления в Фонд социальной защиты населения (35% от начисленной ЗП)23.2 23.369.23Произведены отчисления в Белгосстах (0.9% от начисленной ЗП)23.2 23.376.24Начислена амортизация основных средств23.2 23.302.15Часть расходов будущих периодов отнесена на затраты23.2976Отнесены на затраты стоимости услуг поставщиков и подрядчиков, оказанные согласно выставленным счетам, актам23.2 23.360.А7Списано топливо на себестоимость произведенных перевозок23.210.68Списаны сырье и материалы, запасные части на себестоимость перевозок, использованные в текущем месяце23.210.5 10.89Отнесены на затраты такси затраты по ЦДС и по внутризаводскому транспортному обслуживанию20.423.2 23.3

Часть затрат по транспортному обслуживанию списываются также в дебет счета 20.3 «Затраты по услугам рем. зоны», а в дебет счета 20.10 «Затраты по ремонту а/м от ДТП».

Корреспонденции счетов по учету затрат на ЦДС и транспортному обслуживанию за январь 2012 г. представлены в Анализе счета 23 (субсчетов 2 и 3) (Приложение 13).

В конце месяца затраты по счету 20.3 списываются в дебет счета 90.3 «Ремонт и мойка автомобилей». Далее определяется финансовый результат от произведенных работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобильного транспорта (Приложение 14).

Таким образом, в настоящем подразделе рассмотрены принципы организации бухгалтерского учета затрат при оказании транспортных услуг такси на примере предприятия ОАО «Легавтотранс».



3 Организация аналитической работы на предприятии


.1 Общие принципы организации аналитической работы на предприятии

бухгалтерский затрата учет аудит

На ОАО «Легавтотранс» обязанности по анализу хозяйственной деятельности предприятия возложены на планово-экономический отдел.

Источниками информации для проведения анализа финансового состояния организации являются: бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о прибылях и убытках (форма 2), отчет об изменении капитала (форма 3), отчет о движении денежных средств (форма 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) и отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6), заполненные в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. №19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь».

При осуществлении аналитической работы планово-экономический отдел руководствуется Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной Постановлением Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 г. №81/128/65 (в ред. от 08.05.2008 г.).

В результате анализа финансового состояния и платежеспособности оценивается удовлетворительность структуры баланса предприятия. Далее принимаются управленческие решения с целью улучшения финансового положения предприятия.

В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются следующие показатели:

коэффициент текущей ликвидности;

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Анализ финансового состояния ОАО «Легавтотранс» за 2011 год представлен в Приложении 15.

Согласно вышеуказанной Инструкции коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным товарам, работам, услугам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов к краткосрочным обязательствам организации за исключением резервов предстоящих расходов.

Коэффициент текущей ликвидности на конец 2011 г. снизился по сравнению с началом периода, что является неблагоприятной тенденцией.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение разности капитала и резервов, включая резервы предстоящих расходов, и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным товарам, работам, услугам, дебиторской задолженности, расчетов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец 2011 г. снизился по сравнению с началом периода, однако, находится в допустимых рамках.

Планово-экономический отдел на ОАО «Легавтотранс» производит:

Анализ структуры пассива бухгалтерского баланса и влияние основных разделов баланса на пополнение его активной части (Приложение 16);

Анализ структуры актива бухгалтерского баланса и его основных разделов (Приложение 17);

Анализ структуры прибыли организации и направления ее использования (Приложение 18);

Расчет показателей финансовой устойчивости организации (Приложения 19).

На основании результатов вышеизложенных исследований финансового состояния и платежеспособности предприятия администрация и уполномоченные специалисты предприятия принимают соответствующие управленческие решения и разрабатывают мероприятия по улучшению финансового положения предприятия.


3.2 Анализ затрат при оказании транспортных услуг


Анализ затрат при оказании транспортных услуг такси предполагает изучение их состава и структуры. Анализ состава затрат позволяет определить, из чего они складываются, а анализ структуры лает возможность дать оценку рациональности такой структуры затрат, а также сделать выводы о необходимости и возможности ее изменения с целью изыскания путей и источников снижения затрат и увеличения прибыли.

Для анализа затрат при оказании услуг такси в первую очередь необходимо определить удельный вес отдельных элементов затрат в общей сумме (в процентах) и изменения за прошлые годы и отчетный период. Исходные данные для проведения анализа затрат за 2009-2011 гг. представлены в таблице 3.1.


Таблица 3.1 - Исходные данные для анализа затрат при оказании услуг такси

ПоказательЗа 2009 г.За 2010 г.За 2011 г.Объем выручки, полученной по видам деятельности (за вычетом налогов и сборов из выручки), тыс. руб.101800001038000013871000Затраты по оказанным транспортным услугам, (Себестоимость реализованных услуг), тыс. руб.8560000982800014553000В том числе:Материальные затраты46062885130476411586В том числе:Сырье и материалы18087461949581Топливо27131193180895Электрическая энергия257182651531818Тепловая энергия437554581662882Прочие материальные затраты149501397022580Затраты на оплату труда234592027557403179180Отчисления на соц. нужды8210729617531109534Амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности758860867960982970Прочие затраты2786025770

4. Организация контрольно-ревизионной работы на предприятии


На ОАО «Легавтотранс» ревизии финансово-хозяйственной деятельности ведомственными контрольно-ревизионными службами не проводятся.

Согласно Закона «Об аудиторской деятельности» от 02.11.1994 г. №3373-ХП (в ред. от 04.01.2010 г.) на предприятии ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, т.к. предприятие является открытым акционерным обществом.

Для проведения ежегодного обязательного аудита бухгалтерской отчетности у предприятия заключен договор на оказание ему аудиторских услуг с Аудиторско-консалтинговой компанией «Аудитория».

Вышеуказанная аудиторская компания осуществляет аудит бухгалтерской отчетности ОАО «Легавтотранс» и выдает аудиторское заключение, в котором указывает достоверны ли бухгалтерские документы, допущены ли ошибки в отчетах и указывает пути их исправления. Данный документ скрепляется подписями директора аудиторской компании и аудитора, производившего проверку финансовой отчетности, а также печатью компании.

Аудиторское заключение скрепляется также с документами, подвергшимися проверке.

Аудируемые лица, у которых проведен обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должны устранить выявленные аудитором нарушения законодательства и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

За 2009-2011 гг. аудиторами на ОАО «Легавтотранс» единожды в 2010 г. был выявлен факт неверного исчисления НДС. Сумма фактически исчисленного НДС была больше, чем необходимо. В аудиторском заключении аудитор предложил правильный расчет НДС и зачет излишне рассчитанного и уплаченного НДС.

Внутренний аудит на предприятии не организован. Контроль за действиями специалистов бухгалтерии осуществляет главный бухгалтер и заместитель главного бухгалтера.

Таким образом, в разделе рассмотрена организация контрольно-ревизионной работы на предприятии, недостатком которой является отсутствие системы внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности.


5. Организация охраны труда и окружающей среды на предприятии


Согласно Закона Республики Беларусь «Об охране труда» от 23.06.2008 г. №356-3 на ОАО «Легавтотранс» принята Инструкция по охране труда от 10.09.2008 г. в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты населения Республики Беларусь.

Инструкция по охране труда содержит общие требования по охране труда, требования по охране труда перед началом работы, при ее выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях.

В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии, вида работ (услуг) включаются и другие требования по охране труда.

На предприятии создана комиссия по охране труда. В ее состав на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюза.

Комиссия по охране труда участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, соглашения, плана мероприятий по охране труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах.

Также на предприятии существует перечень профессий и должностей, проходящих стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, утвержденный руководителем организации.

На предприятии используются журналы регистрации инструктажа по охране труда и технике безопасности работников.

Также на предприятии утвержден перечень профессий и должностей, для которых обязательно прохождение предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, и документы, подтверждающие прохождение работающими медицинских осмотров.

На предприятии осуществляется обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством.

Также обеспечивается проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

За несоблюдение законодательство по охране труда и технике безопасности предприятие и работники несут ответственность в соответствии с законодательством.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.