МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет информационных систем и технологий
Кафедра «Информационные системы»
ОТЧЁТ
по производственной практике
студентки группы ИСЭд-21
спец. «Прикладная информатика (в экономике)»
Дылдиной Елены Александровны
Место практики: ЦОО ФИСТ УлГТУ
Руководитель от УлГТУ: Мартынова А.Ю.
Руководитель от предприятия:
зам. дир. ЦОО ФИСТ УлГТУ Суркова Е.В.
Ульяновск 2012
Введение
Место прохождения производственной практики: «Центр Открытого Образования Факультета Информационных систем и Технологий Ульяновского Государственного Технического Университета».
Цель прохождения практики - провести маркетинговое исследование и ответить на вопрос: «Кто принимает решение в выборе специальности при поступлении в университет - абитуриенты или их родители?».
Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
определить средний возраст абитуриентов, поступающих в 2012 году, и узнать, какое у них образование (среднее, среднее специальное или высшее);
выяснить у абитуриентов, кто повлиял на выбор их специальности;
проанализировать, на чём основано решение подать заявление на несколько разных специальностей;
определить какое количество абитуриентов пришли с родителями подавать заявление на поступление;
выяснить у родителей для чего они присутствуют при подаче заявления со своим ребёнком.
Данное маркетинговое исследование проводилось по следующим этапам:
)Формирование целей исследования;
)Разработка плана исследования;
)Сбор информации;
)Анализ собранной информации;
)Предоставление полученных результатов;
)Формирование выводов на основе проделанной работы.
Временные рамки прохождения производственной практики: с 18 июня 2012 года по 15 июля 2012 года.
1.Разработка плана исследования
Метод сбора информации - опрос в виде интервью, так как прямой контакт с опрашиваемой аудиторией обеспечивает получение более достоверной интересующей информации. Таким образом, на основании ответов абитуриентов и их родителей можно с достаточной надежностью выводить статистические данные и делать выводы.
Форма опроса - закрытая. Опрашиваемый выбирает один из предложенных вариантов ответов.
В бланк для интервью вынесены следующие вопросы и варианты ответов на них:
)Ваш возраст?
a) 16 - 20;
б) 21 - 29;
в) 30 - 39.
Данный вопрос необходим, чтобы выяснить, влияет ли возраст на самостоятельность решения при выборе будущей специальности. Выдвигается гипотеза, что чем старше человек, тем он более самостоятелен, и тем самым решение о поступление на некую специальность - будет его личный выбор.
2)Какое у Вас образование?
a) Среднее (школа);
б) Среднее специальное (техникум);
в) Высшее.
Знать уровень образования опрашиваемого нужно для того, чтобы проверить гипотезу о том, что уровень образования влияет на самостоятельность принятия решения в выборе будущей профессии.
3)Если подали заявление на несколько факультетов сразу, то на чём основано такое решение?
a) Куда пройду по результатам ЕГЭ;
б) Пока не определился с выбором будущей профессии;
в) Сразу привлекают несколько специальностей;
г) По совету родственников/знакомых.
Данный вопрос необходим для анализа ситуации, когда абитуриент подал заявление на несколько факультетов сразу. Выдвигается гипотеза: «На момент подачи заявления на поступление в ВУЗ, большая часть абитуриентов, ещё не определилась с выбором будущей специальности».
4)Кто повлиял на Ваш выбор специальности?
a) Семья;
б) Друзья/Знакомые;
в) Это мой личный выбор.
Данный вопрос является ключевым в интервью, так как он напрямую связан с поставленной нами целью. Выдвигается гипотеза: «Основное влияние на абитуриента, в выборе будущей специальности, оказывает семья».
5)Вопрос для родителей: Для чего Вы присутствуете здесь со своим ребёнком?
a) Для моральной поддержки;
б) Чтобы проконтролировать процесс подачи заявления;
Данный вопрос задаётся с целью получения ответа на две гипотезы:
) «Поступающий, который пришёл подавать заявление один, более самостоятелен в принятие решения о выборе будущей профессии, нежели, абитуриент, пришедший в приёмную комиссию с родителями»;
) «Родители, которые пришли со своим ребёнком «чтобы проконтролировать процесс подачи заявления», оказали значительное влияние на своего ребёнка при принятие решения о выборе будущей специальности, а родители, которые пришли «для моральной поддержки», оказали меньше прямого влияния на своего ребёнка при выборе специальности».
Способ коммуникации - личное интервью, его основным преимуществом является то, что при опросе видно реакцию на вопросы, следовательно, можно быть уверенным в искренности ответов на них. Не мало важно то, что при личном интервью можно отследить, понятен ли опрашиваемому вопрос, и если нет, то объяснить его.
2.Анализ собранной информации
опрос абитуриент профессия родитель
Объём выборки: опрошено 250 человек.
После сбора и обработки анкет получены следующие данные:
)Возраст абитуриентов, поступающих в 2012 году:
)Какое образование у опрашиваемых абитуриентов:
)Если абитуриент подал заявление о поступление на несколько факультетов, то на чём основано его решение.
)Кто оказал влияние на абитуриента в выборе специальности.
5)Был задан вопрос родителям, для чего они присутствуют со своими детьми при подаче заявления на поступление.
Заключение
Формирование выводов на основе проделанной работы.
По первому вопросу выдвигалась гипотеза, что чем старше человек, тем он более самостоятелен, и тем самым решение о поступление на некую специальность - будет его личный выбор.
Исходя из ответов опрашиваемых, абитуриенты в возрасте 21-29 лет и 30-39 лет пришли подавать заявления о поступление в ВУЗ без родителей, 90% из них уже определились с выбором профессии (поступают только на один факультет), и на вопрос: «Кто повлиял на выбор специальности?» 100% опрашиваемых ответили, что это их личный выбор. Следовательно, выдвигаемая ранее гипотеза подтвердилась, можно сделать вывод, что чем старше человек, тем он самостоятелен в принятие решение о поступление на конкретную специальность.
По второму вопросу выдвигалась гипотеза о том, что уровень образования влияет на самостоятельность принятия решения в выборе будущей профессии.
По результатам ответов опрашиваемых, 90% абитуриентов со средне специальным и высшим образованием, поступают на один факультет, определившись с выбором специальности, 100% на вопрос: «Кто повлиял на выбор специальности?» ответили, что это их личный выбор, при этом 95% из них пришли подавать заявление без родителей. Следовательно, выдвигаемая гипотеза о влияние уровня образования на самостоятельность принятия решения о выборе профессии - подтвердилась, можно сделать вывод, что люди со средне специальным или высшим образованием самостоятельнее в выборе будущей специальности.
По третьему вопросу выдвигалась гипотеза: «На момент подачи заявления на поступление в ВУЗ, большая часть абитуриентов, ещё не определилась с выбором будущей специальности».
Исходя из диаграммы полученных ответов, с будущей специальностью определились только 73 человека из 250, так как только они ответили, что поступают на один факультет, из них 90% на вопрос: «Кто повлиял на выбор специальности?» ответили, что это их личный выбор.
Рассмотрим подробнее, почему не подходят остальные варианты ответов. Если абитуриент отвечает, что указал в заявление на поступление сразу несколько факультетов, так как «куда пройдёт по результатам ЕГЭ», то, следовательно, ему не так важна будущая специальность, как тот факт, чтобы просто поступить в ВУЗ.
Если поступающий выбирает варианты ответов: «Пока не определился с выбором будущей профессии» или «Сразу привлекают несколько специальностей», то, следовательно, у него в приоритете есть какие-то специальности, но точно он пока не определился с выбором будущей профессии.
Если абитуриент отвечает, что «по совету родственников/знакомых» подаёт заявление на несколько разных факультетов, следовательно, он не может самостоятельно определиться со специальностью.
По четвёртому вопросу выдвигалась гипотеза: «Основное влияние на абитуриента, в выборе будущей специальности, оказывает семья».
Исходя из ответов опрашиваемых и подведенной статистики, 172 человека из 250, ответили, что выбор будущей специальности - это их личный выбор. А семья оказала влияние, исходя из диаграммы, только на 44 поступающих, следовательно, данная гипотеза, о том, что семья оказывает приоритетное значение в выборе специальности, не подтвердилась.
По пятому вопросу обозначались две гипотезы:
) «Поступающий который пришёл подавать заявление один, более самостоятелен в принятие решения о выборе будущей профессии, нежели, абитуриент, пришедший в приёмную комиссию с родителями».
Исходя из данных подведенной статистики, 87% абитуриентов, которые пришли подавать заявление без родителей, на вопрос: «Кто повлиял на выбор специальности?» ответили, что это их личный выбор, хотя с будущей специальностью, определились только 33,3%. Данная гипотеза нашла своё подтверждение частично.
) «Родители, пришедшие со своим ребёнком «чтобы проконтролировать процесс подачи заявления», оказали значительное влияние на своего ребёнка при принятие решения о выборе будущей специальности, а родители, которые пришли «для моральной поддержки», оказали меньше прямого влияния на своего ребёнка при выборе специальности».
По результатам проведенных опросов: из 250 человек - 131 пришли с родителями подавать заявление на поступление в ВУЗ, из них 61 человек пришли со своим ребёнком «чтобы проконтролировать процесс подачи заявления», хотя 65% среди абитуриентов, на вопрос: «Кто повлиял на выбор специальности?» ответили, что это их личный выбор, и только 20% поступающих, ответили, что на выбор будущей специальности, оказала влияние семья. Следовательно, данная часть гипотезы не подтвердилась.
Из 131 человека, 70 абитуриентов пришли с родителями «для моральной поддержки», из них 77% поступающих, ответили на вопрос: «Кто повлиял на выбор специальности?», что это их личный выбор, и 15% опрашиваемых, ответили, что на выбор специальности оказала влияние семья. То есть данная часть гипотезы подтвердилась. В совокупности вторая гипотеза по пятому вопросу подтвердилась частично.
Из 119 человек, которые пришли без родителей подавать документы на поступление в ВУЗ, 77% ответили, что выбор специальности - это их личный выбор, при этом 35% уверенно определились с выбором будущей профессии. Исходя из этих данных, статистика по вопросу: пришли ли абитуриенты с родителями или одни подавать документы, очень показательна, так как она нашла своё подтверждение в других ответах на вопросы интервью.
Целью данной работы было ответить на вопрос: «Кто принимает решение в выборе специальности при поступлении в университет - абитуриенты или их родители?». И исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что принимает решение в выборе специальности при поступление сам абитуриент. Семья, друзья и знакомые - оказывают некоторое влияние на абитуриента при выборе, но это влияние не решающее, а скорее как вспомогательное. Из диаграммы (к четвёртому вопросу) видно, что 68,8% поступающих в ВУЗ в 2012 году, выбор специальности - это их личный выбор.
По моему мнению, это хорошие показатели, которые характеризуют во-первых, сознательный и целенаправленный характер поступающих абитуриентов, а во-вторых, хорошую работу ВУЗа в информировании выпускников школ поступать именно в Ульяновский государственный технический университет, на конкретные факультеты. Для улучшения этих показателей, я предлагаю внести в план PR-компании ВУЗа среди выпускников школ, информирование о конкретных специальностях, агитацию поступать именно на данную специальность (рассказывая о преимуществах данной профессии). Это, на мой взгляд, позволит сформировать у абитуриентов своё мнение относительно конкретных специальностей, более чёткий и обоснованный взгляд на будущую профессию, что позволит, в определённый момент сделать свой правильный выбор.