Содержание
Введение
. Общая характеристика банка
.1 ОАО «Сберегательный Банк России»
.2 История развития Сберегательного Банка на территории Восточной Сибири
.3 Характеристика отдела по работе с партнерами и предприятиями
. Анализ результатов деятельности Бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России»
2.1 Анализ доходов и расходов банка
2.2 Оценка обязательных нормативов деятельности банка
.3 Услуги банка корпоративным клиентам
Заключение
Список использованных источников
Введение
Высокая роль коммерческих банков в развитии рыночных отношений в России является причиной возрастающего числа исследований и публикаций на эту тему. Помимо проблем сугубо банковского характера, в последние годы всё чаще обсуждаются проблемы организации и развития банковской системы в целом, в том числе и организации управления отдельным коммерческим банком. Те руководители, которые постоянно совершенствуют работу своих банков, осуществляя различного рода нововведения, как правило, добиваются эффективной работы банка. Таким образом, нововведения (инновации) становятся основным средством развития банковских технологий и банковских услуг (продуктов), взаимосвязанных между собой.
Сбербанк России - крупнейший коммерческий банк
Объектом исследования является Бурятское ОСБ №8601.
Цель работы - исследовать финансовую деятельность.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
)ознакомление с организационной структурой банка;
2)анализ активов и пассивов банка, доходов и расходов банка;
)проанализировать основные нормативы деятельности банка;
)ознакомиться с основными услугами банка для корпоративных клиентов.
Основными источниками информации являются нормативные документы, являющиеся правовой основой деятельности банка, документы и отчеты банка, учебные пособия.
1. Общая характеристика банка
.1 ОАО «Сберегательный Банк России»
ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)», именуемый в дальнейшем «Банк», создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года. Учредителем Банка является Центральный банк Российской Федерации, именуемый в дальнейшем «Банк России». Он входит в банковскую систему РФ и в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, и нормативными документами Банка России, а также настоящим Уставом.
Банк отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Акционерами могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные. Акционеры не отвечают по обязательствам банка и несут риск убытков, связанных с деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Уставный капитал Банка равен общей сумме номинальной стоимости акций Банка, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества Банка, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала Банка может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости размещенных акций или размещения дополнительных акций. Размер уставного капитала Банка может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости размещенных акций в случаях, предусмотренных федеральным законом. Уставный капитал может быть уменьшен путем приобретения и погашения части акций.
Основной целью деятельности Банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, осуществление кредитно- расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами для получения прибыли.
Стратегические цели:
) Финансовые результаты: увеличение объема прибыли более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов.
) Положение на Российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках.
) Качественные показатели развития: лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.
) Операции на зарубежных рынках: поэтапное увеличения объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы.
Успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту рыночной капитализации и выдвижению банка в число лидирующих финансовых институтов мира.
Важнейшим элементом стратегии развития Сбербанка России является внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации. Задача, которую ставит перед собой Банк - сделать эффективность и качество делом каждого сотрудника в каждом подразделении, вовлечь как рядовых сотрудников, так и руководителей Банка в каждодневный процесс улучшения его работы, дать сотруднику почувствовать себя активным участником процесса развития Банка, а не просто пассивными исполнителями.
Задачи Банка:
)Доведение до всех сотрудников банка основных аспектов стратегии.
2)Обеспечение понимания каждым сотрудником влияния стратегии на него и его коллектив.
)Донесение до сотрудников миссии и ценностей.
)Получение обратной связи от сотрудников по стратегии.
)Формирование сотрудниками личных стратегий, включающих профессиональные и личные составляющие.
)Информирование сотрудников о ходе реализации стратегии.
Организационная структура Банка
Сбербанк России имеет уникальную филиальную сеть, охватывающую всю территорию Российской Федерации. В структуре Банка 17 территориальных банков и 1511 отделений, а также 20250 структурных подразделений, в общей сложности это почти 22 тыс. точек обслуживания клиентов. В системе Сбербанка трудятся около 200 тыс. работников.
Высшим органом управления Сбербанка России является общее собрание акционеров, которое утверждает Устав Банка, избирает Наблюдательный Совет, принимает другие принципиальные решения.
Организационная структура Сбербанка России
Руководители соответствующих подразделений отделения вправе в пределах своей компетентности давать указания и распоряжения, обязательные для исполнения заведующим дополнительным офисом. Уполномоченный работник готовит предложения по штатной численности сотрудников дополнительного офиса, может быть членом коллегиальных органов отделения. Исполнение обязанностей заведующего в его отсутствие осуществляется на основании соответствующего распорядительного документа управляющего отделением заместителем заведующего, либо иным сотрудником.
Ревизии и тематические проверки деятельности осуществляются службой внутреннего контроля и соответствующими подразделениями отделения в рамках банковской деятельности. Члены ревизионной комиссии несут ответственность за добросовестное выполнение возложенных на них обязанностей в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
На сегодняшний день Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы по итогам 2011 года составляют более четверти банковской системы страны (26,8%), а доля в банковском капитале находится на уровне 29,1%. Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов 1.2 История развития Сберегательного Банка на территории Восточной Сибири
История Сбербанка России на территории Восточной Сибири начинается с середины 19 века, когда на территории Иркутского генерал- губернаторства появились первые сберегательные кассы для нужд населения.
К началу ХХ века в Иркутске, который являлся политическим, административным и торговым центром громадной губернии, банковские услуги были более чем востребованы. В начале ХХ столетия Иркутская Государственная сберегательная касса имела 4 городских отделения. В Чите и Улан-Удэ (Верхнеудинске) было по одной кассе. Однако во всех этих городах активно развивались торговые и земельные коммерческие банки.
Банковские услуги в богатом купеческом крае развивались быстрыми темпами. Так, количество волостных и сельских общественных сберкасс, появившихся в 1904 году, за 6 лет работы увеличилось более чем в два раза - с 12 до 27, а их общий основной капитал составлял в 1910 году порядка 1,5 миллиона рублей.
Доверие к государственным сберегательным кассам было столь велико, что там хранилось 30% всех сбережений жителей Сибири. В то время сберегательные кассы принимали вклады от частных клиентов и различных обществ и выдавали небольшие суммы на кредиты и ссуды. В рекламных проспектах Иркутской Государственной сберегательной кассы подчеркивалось, что "правительство принимает на себя ответственность за целость сумм и капиталов, доверенных Государственным сберегательным кассам, и все счета по вкладам хранит в тайне". Размер процентов зависел только от суммы вклада: до 1000 рублей - 4% годовых, свыше 1000 рублей - 2,4% в год.
После октября 1917 года сберкассы в отличие от коммерческих банков были формально сохранены. Вот только "дореволюционные" вклады в них могли получить лишь трудовые элементы, то есть люди, 5 лет проработавшие рабочими, хлебопашцами и служащими, а также врачи, художники, артисты, "не эксплуатировавшие чужого труда с целью наживы", и безработные, зарегистрированные на бирже труда. Послереволюционные вклады выдавались без ограничений.
В 1921 году кассы были распущены, однако новая экономическая политика требовала восстановления нормальных товарно-денежных отношений. В 1922 году сберкассы были воссозданы в новом качестве. Иркутская госсберкасса была переподчинена губернскому финансовому отделу. Помимо Государственной трудовой сберегательной кассы в. России сберкассы действовали при почтах и учреждениях железной дороги. Индустриализация конца 30-х годов потребовала привлечения все новых и новых средств населения. Отказавшись признать царские долги, советская власть не могла рассчитывать на сколько-нибудь крупные зарубежные инвестиции, коллективизация же подкашивала экономику страны. Поэтому уже в 1929 году сберкассы были подчинены Министерству финансов и стали вести единую политику, направленную на привлечение вкладов населения. Соответственно, их количество стремительно увеличивалось. В конце 30-х годов в одном только Иркутске открылось 26 сберкасс. В Бурятии к тому периоду насчитывалось 124 сберегательных кассы, в Читинской области - 31 сберегательная касса.
Кроме вкладов и кредитов кассы тогда предлагали населению вклады в золоте, продажу государственных займов, а также гербовых марок и вексельной бумаги.
Тем не менее, кассы испытывали не лучшие времена. Отсутствие свободных денег на руках сибиряков приводило к тому, что кассы не выполняли план по вкладам, добирая план по государственным займам, которые распространялись в добровольно-принудительном порядке. Положение усугубили репрессии 30-х годов. Массовые аресты привели к столь же массовому сокращению вкладов в сберегательные кассы.
В период Великой Отечественной войны сберегательные кассы способствовали мобилизации денежных средств населения для финансирования военных расходов. Жители Восточной Сибири активно участвовали в создании фонда обороны СССР и фонда строительства и вооружения для армии, отправляли на фронт подарки и теплые вещи, вкладывали деньги в денежно-вещевые лотереи и в военные займы.
За три года войны жители Иркутской области собрали в Фонд обороны и на строительство вооружений более 134 миллионов рублей деньгами и более 87 миллионов облигациями госзайма. На фронт были отправлены танковые колонны "Иркутский комсомолец", "Иркутский колхозник", "Иркутский железнодорожник", а также авиаэскадрильи "Байкальский рыбак", "Учитель", "Бурят-Монгол". С особым патриотическим подъемом проходило размещение государственных займов Бурятии и Читинской области, которое не ослабло и в послевоенное время. В период восстановления разрушенного немецкими захватчиками народного хозяйства страны Бурятская АССР дала взаймы государству около 48 млн. рублей.
После войны Советский Союз стал развивать восточные районы страны, что привело к бурному росту электроэнергетики, лесоперерабатывающей, машиностроительной, горнодобывающей, нефтехимической и алюминиевой промышленности в Восточной Сибири. В городах стала развиваться наука и образование. Байкало-Амурская магистраль давала новую жизнь северным районам.
Росли промышленные города, а вслед за ними укрупнялись отделения, росли филиалы, кассы получали самостоятельный статус. В 1970 году открылась центральная сберкасса в городе Краснокаменске (Читинская область). Сегодня - это центр второго (после Читы) отделения региона по объемным показателям. Сберкассы в новых поселках Муйского и Северобайкальского районов Бурятии, Усть-Кутского и Казачинско-Ленского районов Иркутской области и Крымского района Читинской области обслуживали легендарную комсомольскую стройку БАМ. И сегодня они остаются ведущими банковскими отделениями в этих отдаленных районах.
О темпах роста количества сберкасс в послевоенные годы можно судить по показателям Иркутской области. В середине 60-х годов в Иркутской области работало свыше 600 сберкасс, 44 из них в Иркутске. В середине 70-х - свыше 700, из них 56 в Иркутске. В 1980-е годы рост количества сберкасс шел не столь активно, зато обслуживание населения стало более качественным. Именно в это время продлевается режим работы касс: они работают по 6 дней в неделю и до конца рабочего дня.
В послевоенные годы функции сберегательных касс значительно расширились за счет выплат разнообразных государственных пособий, пенсий, а также приема налогов, сборов и прочих платежей. В 1950-е годы сберкассы стали развивать безналичные расчеты. В 1960-е годы сберегательные кассы начали работать с юридическими лицами. В тех населенных пунктах, где не было отделений Госбанка, сберкассы выдавали наличные деньги колхозам, учреждениям и организациям для выплаты заработной платы, вели счета фабрично-заводских и местных комитетов профсоюза и касс взаимопомощи.
В 1990-м году региональные управления сберкасс объединились в региональные банки. Появились Иркутский, Бурятский и Читинский банки Сбербанка России. На фоне многих негативных явлений они стали для населения Иркутской области гарантом стабильности и надежности.
В 1990-е годы Сбербанк России значительно расширил сферу своей деятельности не только в области совершения депозитных, кредитных, расчетно-кассовых операций. Он начал работать с акциями и иностранной валютой, драгметаллами и монетами, совершать международные кредитные, расчетные и валютные операции. Для населения стали доступными индивидуальные сейфы, банковские карты "СБЕРКАРТ", карты международных платежных систем "Visa" и "MasterCard". Не забыты и традиционные вклады населения. К концу 1990-х годов свыше 80% вкладов населения Восточной Сибири хранилось в Сберегательном банке.
Во время кризиса 1998 года свою деятельность в Восточной Сибири осуществляли лишь филиалы Внешторгбанка России и банки Сбербанка России. Несмотря на трудности и значительное сокращение количества вкладов физических лиц, банки Сбербанка России преодолели панику и завершили первое полугодие 1999 года с положительными показателями.
января 2001 года был образован Байкальский банк Сбербанка России, в состав которого на тот момент вошли 588 структурных подразделений и 57 отделений в Иркутской, Читинской областях, республики Бурятии, Усть-Ордынском и Агинском автономных округах.
1.3 Характеристика отдела по работе с партнерами и предприятиями
Отдел по работе с партнерами и предприятиями является самостоятельным структурным подразделением Бурятского отделения Сбербанка № 8601 ОАО «Сбербанк России» (Банк). Отдел входит в состав блока «Розничный бизнес» Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России». В своей работе руководствуется законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Сбербанка России, решениями органов управления Сбербанка России, Байкальского банка и Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России», нормативными и распорядительными документами Сбербанка России, Байкальского банка и Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России», и Положением об отделе. Отдел по работе с партнерами и предприятиями выполняет работу, исходя из возложенных на него задач и функций в соответствии с перспективными и текущими планами работы.
Задачами отдела являются:
)Осуществление продаж продуктов Сбербанка через каналы партнеров.
2)Координация продаж продуктов и услуг партнеров через каналы Сбербанка.
Функции:
1)Организация взаимодействия сотрудничества с партнерами по направлениям:
-автодилеры;
-риелторы, застройщики, инвесторы;
-Негосударственные Пенсионные Фонды, ПФР;
-эквайринговые партнеры;
-биллинговые партнеры (предприятия связи);
-страховые компании.
2)Осуществление привлечения канальных и продуктовых партнеров на уровне региона.
3)Организация взаимодействия с партнерами на уровне ОСБ, подчиненных ВСП.
)Организация и осуществление продаж продуктов Сбербанка через каналы партнеров.
)Координация продаж партнеров через каналы продаж Сбербанка.
)Организация розничного обслуживания клиентов партнеров федерального уровня и уровня ОСБ, подчиненных ВСП совместно с другими подразделениями на уровне ОСБ.
)Построение системы управления продажами в рамках партнерских программ на уровне (ОСБ).
)Координация работы вертикали розничных продаж на уровне (ОСБ) по отраслевому признаку.
)Внедрение методологий и процедур продажи розничных продуктов в (ОСБ).
)Определение и доведение бизнес-планов, целевых финансовых показателей по работе с партнерами до (ОСБ).
)Управление показателями деятельности подчиненных подразделений в (ОСБ).
)Подготовка и инициация предложений по разработке продуктов в рамках партнерских программ.
)Осуществление контроля выполнения контрольных показателей бизнес-планов и планов оперативных мероприятий на регулярной основе.
14)Осуществление установленных мероприятий в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
15)Экспертиза (согласование) проектов решений органов управления банка, внутренних нормативных и распорядительных документов по профилю деятельности подразделения
16)Организация деятельности подчиненной филиальной сети по вопросам, относящимся к компетенции подразделения
)Участие в обучении, тестировании, аттестации и т.д. сотрудников по всей вертикали ТБ по направлению деятельности подразделения
)Совместно с подразделением процессов и технологий участие в постановке задач в области ИТ и приемке автоматизированных систем.
Показателями эффективности деятельности отдела являются:
1)выполнение контрольных показателей бизнес-плана Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России»;
2)выполнение контрольных показателей качества обслуживания клиентов в рамках Банка при работе с партнерами;
)% выполнения планов реализации ключевых розничных проектов согласно стратегическим инициативам в рамках Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России».
Отдел возглавляет Начальник отдела, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Управляющего Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России». Назначение производится по представлению Заместителя Управляющего Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России», курирующего розничный бизнес и согласуется с Руководителем подразделения по работе с предприятиями и партнерами аппарата Байкальского банка Сбербанка России.
Начальник отдела выполняет следующие функции:
организует разработку и контролирует выполнение перспективных и текущих планов работы;
проводит систематический анализ состояния дел по вопросам, входящим в компетенцию отдела, и на его основе готовит предложения руководству Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России» по совершенствованию имеющихся и внедрению новых форм и методов работы отдела;
-обеспечивает разработку и выносит на утверждение руководству Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России» Положение об отделе;
утверждает распределение обязанностей между своими сотрудниками;
утверждает должностные инструкции работников отдела;
участвует в работе коллегиальных органов Банка при обсуждении вопросов, касающихся деятельности отдела;
обеспечивает взаимодействие с самостоятельными структурными подразделениями Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России» для решения задач отдела;
представляет отдел в филиалах и подразделениях Банка, а также внешних организациях в пределах своей компетенции.
решает оперативные вопросы, рассматривает входящую и исходящую корреспонденцию, подписывает документы по вопросам, относящимся к деятельности отдела в пределах своих полномочий;
запрашивает информацию у структурных подразделений территориальных банков в рамках своей компетенции и в соответствии с действующими процедурами Сбербанка России и Банка;
представляет на утверждение курирующему руководителю Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России» предложения о структуре и штатной численности отдела, приеме на работу, перемещении и увольнении работников, поощрении отличившихся работников и наложении взысканий за нарушение трудовой дисциплины и упущения в работе;
способствует созданию необходимых условий труда и благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
обеспечивает соблюдение работниками отдела трудовой дисциплины;
обеспечивает исполнение решений органов управления и рабочих органов Сбербанка России и Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России», в том числе, решений руководства Сбербанка России и Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России» по сохранению коммерческой тайны, и соблюдение надлежащего режима конфиденциальности в деятельности отдела;
обеспечивает исполнение требований законодательных и иных государственных нормативных правовых актов и внутренних документов Сбербанка России и Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России» по охране труда и пожарной безопасности всеми работниками отдела;
осуществляет работу с кадровым составом отдела, в том числе функции наставничества.
Начальник отдела обладает правом подписания договоров (соглашений) и финансовых документов в соответствии с приказами по Банку и (или) выданной доверенностью.
В период временного отсутствия Начальника отдела исполнение его обязанностей возлагается на одного из сотрудников, а в случае его отсутствия - на иного работника отдела в соответствии с приказом Управляющего Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России» или лица им уполномоченного.
Таким образом, Сбербанк России - крупнейший коммерческий банк
2. Анализ результатов деятельности Бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России»
.1 Анализ доходов и расходов банка
Доходы - конечный результат, от величины которого зависят финансовые результаты организаций разных видов деятельности. Анализ доходов проводится на основе сравнения фактического уровня доходов с плановым и прошлым годами.
Расходы - уменьшение выгод при выбытии активов или возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала.
В таблице 1 представлены данные о структуре и динамике активов банка за 2009-2011 гг.
Таблица 1 - Структура и динамика активов банка
Показатель2009Уд. вес, %2010Уд. вес, %2011Уд. вес, %Темп роста2010/20092011/20102011/2009Денежные средства444 8722,46169483,61 424 8776,0138,7231,0320Средства в банках, нетто5530,05570,04030,0100,672,473Обязательные резервы33 4650,2178 3551,0276 1041,2533,0154,8825Кредиты клиентам, нетто16 109 74788,014 960 84986,719 373 15781,892,9129,5120Кредиты юридическим лицам6 873 30742,77 148 50247,89 329 98948,2104,0130,5136- срочные кредиты6 866 39399,97 123 18499,69 280 59999,5103,7130,3135- просроченные кредиты6 9150,125 3190,449 3900,5366,1195,1714Кредиты физическим лицам9 624 18159,78 571 48457,310 644 82554,989,1124,2111- срочные кредиты9 486 15898,68 436 47498,410 450 48498,288,9123,9110- просроченные кредиты138 0231,4135 0101,6194 3411,897,8143,9141Резервы (минус)-483 173-3,0-854 060-5,7-1 102 293-5,7176,8129,1228Требования по получению процентов95 4320,694 9220,691 0040,599,595,995Основные средства786 7754,31 017 7905,91 113 7344,7129,4109,4142Прочие активы227 6551,2258 5111,5%500 6362,1113,6193,7220- драгоценные металлы и камни2 4281,17 3242,85 6101,1301,776,6231- инвест. в ассоциир. компании00,000,000,0000- резерв по прочим активам (минус)-14 466-6,4-40 348-15,6-42 998-8,6278,9106,6297- хозяйственные материалы35 62415,640 17615,552 50310,5112,8130,7147- средства в расчетах и прочие204 06989,6251 35997,2485 52097,0123,2193,2238Внутрисистемное размещение708 6533,9213 9141,2988 3344,230,2462,0139- Сбербанку России00,000,000,0000- в системе Байкальского банка516 72272,900,000,0000- счета МФР191 80527,1213 47399,8987 77299,9111,3462,7515- прочие расчеты1260,04410,25620,1349,2127,3445Работающие активы16 818 95391,815 175 31988,019 590 99882,790,2129,1116Активы нетто18 311 720100,017 246 923100,023 677 246100,094,2137,3129
Из анализа активов банка видно, что наибольший удельный вес составляют работающие активы: в 2009 году - 91,8%, в 2010 году - 88% и в 2011 году - 82,7%. На втором месте - кредиты клиентам: в 2009 году - 88%, в 2010 году - 86,7% и в 2011 году - 81,8%. Наибольший темп роста наблюдается у обязательных активов - 533% и прочих активов - 193,7%.
В таблице 2 представлены данные о структуре и динамике пассивов банка за 2009-2011 гг.
Таблица 2 - Структура и динамика пассивов банка
Показатель2009Уд. вес, %2010Уд. вес, %2011Уд. вес, %Темп роста2010/20092011/20102011/2009Платные пассивы17 414 21992,115 999 30389,119 993 43784,491,9125,0115Средства банков00,000,000,0000Средства юридических лиц2 299 94913,23 562 51322,34 411 60622,1154,9123,8192- расчетные счета1 446 33662,92 803 09478,72 653 50760,1193,894,7183- срочные депозиты373 02716,2611 55317,2675 50715,3163,9110,5181- обязательства по аккредитивам392 04217,066 8881,91 006 37522,817,11504,6257- депозитные сертификаты66 9482,964 7501,827 4350,696,742,441- векселя17 9110,812 3320,340 4190,968,8327,8226- прочие3 6830,23 8960,18 3630,2105,8214,7227Средства физических лиц6 944 08739,98 803 81955,012 156 50960,8126,8138,1175- вклады, счета банковских карт6 593 69895,08 429 67195,811 833 80497,3127,8140,4179- сберегательные сертификаты110 6501,698 7551,168 3420,689,269,262- векселя8520,01 0590,000,0124,30,00- прочие238 8873,4274 3343,1254 3632,1114,892,7106Прочие обязательства74 7230,488 8080,6167 7950,8118,8188,9225Ресурсы в системе сбербанка8 095 46046,53 544 16322,24 345 52621,743,8122,654Собственные средства1 488 5087,91 948 21610,92 595 80911,0130,9133,2174Пассивы нетто18 902 727100,017 947 519100,023 677 246100,094,9131,9125
Из анализа пассивов банка видно, что наибольший удельный вес составляют платные пассивы: в 2009 году - 92,1%, в 2010 году - 89,1% и в 2011 году - 84,4%. На втором месте в 2009 году ресурсы в системе Сбербанка - 46,5%, в 2010 году средства физических лиц - 55%, а именно вклады, счета банковских карт 95,8% и в 2011 году также средства физических лиц - 60,8% (вклады и счета банковских карт 97,3%). Наибольший темп роста наблюдается у прочих обязательств - 188,9%.
В таблице 3 представлены данные о структуре и динамике доходов банка за 2009-2011 гг.
Таблица 3 - Структура и динамика доходов банка
Показатель200920102011Темп роста2010/20092011/20102011/2009Процентные доходы2 082 8732 553 0822 638 619122,6103,4126,7Процентные расходы-879 990-1 131 719-837 992128,674,0595,23Чистый процентный доход (до резервов)1 202 8831 421 3631 800 627118,2126,7149,7Отчисления на счета РВПС-111 841-431 398-253 392385,758,7226,6Чистый процентный доход (после резервов)1 091 043989 9651 547 23590,7156,8141,8Чистый комиссионный доход586 194564 842701 10296,4124,1119,6Комиссионный доход 590 041569 095715 22896,5125,7121,2Некредитные комиссии355 452416 299491 321117,12118138,2Комиссии по операциям с ю/л195 557230 860261 669118,1113,3133,8Комиссии по операциям с ф/л159 895185 439229 653115,98123,8143,63Кредитные комиссии234 590152 796223 90665,1146,5495,45Комиссионный расход-3 848-4 253-14 126110,5332,14367,1Чистый доход по конверсионным операциям29 94438 8036 920129,617,8323,11Чистые доходы по сделкам с драг. металлами14 02813 39510 31995,577,0473,6Прочие операционные доходы20 87310 8954 56852,241,9321,9Внутрисистемные расчеты -18 594-34 342-28 332184,782,5152,4Резерв на возможные потери по прочим активам-2 898-22 173-61 948765,11279,42137,6Непроцентные доходы629 547571 420632 62990,8110,7100,5Операционные доходы всего1 720 5891 561 3852 199 84790,75140,89127,85Операционные расходыАмортизация-58 093-73 842-75 641127,11102,44130,21АХР-143 386-137 153-159 54895,65116,33111,3Налоги, относимые на расходы-50 822-52 592-61 380103,5116,71120,8Расходы на содержание персонала-569 163-547 310-652 37196,2119,2114,62Страховые взносы в фонд обязат. страхования вкладов-30 217-27 571-38 73591,2140,5128,2Прочие расходы-111-4 628-1534169,43,3137,84Операционные расходы всего-851 792-843 096-987 82898,98117,2115,97Прибыль868 797718 2881 212 01982,68168,74139,51Налог на прибыль-152 14525 766-209 546-16,9-813,3137,73Чистая прибыль716 652744 0541 002 473103,8134,7139,9
Общая величина доходов в рассматриваемом периоде имела тенденцию сначала к спаду, а потом к росту: в 2010 году темп роста составил 90,75 %, в 2011 году - 140,89 %. В 2009 году наибольший удельный вес принадлежал процентным доходам (69,9%), в 2010 году - 91% и в 2011 году - 81,85%. В динамике доля этого вида доходов увеличилась на 3,4% в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Вторая по величине статья доходов в 2009 году - непроцентные доходы (36,6%), в 2010 году - 36,6% и комиссионные доходы в 2011 году - 32,51%. Непроцентные доходы в 2011 году увеличились на 10,7%. Комиссионный доход вырос в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 25,7%. Процентные доходы в рассматриваемый период состояли из процентов, полученных за предоставленные кредиты, и ресурсов в системе Сбербанка. Рост процентных доходов свидетельствует о целенаправленных действиях банка в области кредитной и процентной политики.
Темпы роста общего объема расходов почти совпадают с темпами роста величины доходов и равны 134,7%. Наибольший удельный вес принадлежит расходам на содержание персонала. В динамике эти расходы снижаются в 2010 году до 96,2% и увеличиваются в 2011 году на 19,2%.
В целом за рассматриваемый период наблюдается постоянная прибыль, которая увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 3,8% и в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 34,7%. По сравнению с 2009 годом прибыль увеличилась к 2011 году на 36,1%.
2.2 Оценка обязательных нормативов деятельности банка
Одним из направлений регулирования банковской деятельности Банком России является установление экономических нормативов для банков и кредитных учреждений. Их назначение состоит в регулировании объемов риска, которые берет на себя банк, и создание системы безопасности на случай возникновения убытков. В конечном счете система экономических нормативов, устанавливаемых Банком России для банков и кредитных учреждений, направлена на обеспечение устойчивого функционирования каждого отдельного банка и стабильности всей банковской системы.
К числу таких экономических нормативов относятся:
требования, ограничивающие банковские риски; к минимальному объему уставного капитала, достаточности собственного капитала, ликвидности баланса, максимальному риску на одного заемщика, предельной величине валютного и кредитного риска;
-требования к размеру обязательных резервов, депонируемых в Банке России, как одному из источников покрытия убытков банков и кредитных учреждений и восстановления их платежеспособности.
Обязательными нормативами деятельности банка являются:
норматив достаточности собственных средств (капитала) банка;
-норматив мгновенной ликвидности банка;
норматив текущей ликвидности банка;
норматив долгосрочной ликвидности банка;
максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
максимальный размер крупных кредитных рисков;
максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
совокупная величина риска по инсайдерам банка;
норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц.
Рассмотрим обязательные нормативы деятельности Сбербанка.
Таблица 4 - Обязательные нормативы банковской деятельности
ПоказательНорматив200920102011Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) min 10%23,0023,2217,72Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2)min 15%69,6283,1880,56Норматив текущей ликвидности банка (Н3)min 50%108,92115,10103,01Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4)max 120%71,5573,5478,04Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)max 25%15,0716,0517,9Максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7)max 800%54,164779,98Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н 9.1)max 50%0,000,000,00Совокупная величина риска по инсайдерам банка (Н10.1)max 3%0,860,860,9Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12) max 25%0,050,010,14
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (H1) (далее - норматив Н1) регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков. Норматив Н1 определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.
В целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов.
Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования.
Норматив текущей ликвидности банка (Н3) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней.
Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций).
Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка.
Норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7) регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) банка.
Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1), регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) к собственным средствам (капиталу) банка.
Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (H10.1) регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком. Норматив H10.1 определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам к собственным средствам (капиталу) банка.
Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (H12) регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к собственным средствам (капиталу) банка.
Таким образом, показатель Н1 сначала имел тенденцию к росту, вырос на 0,22% и затем к снижению на 5,5%. То есть в 2011 году достаточность собственных средств снизилась по сравнению с предыдущем годом. Мгновенная ликвидность банка снизилась в 2011 году на 2,62%. Также снизился норматив текущей ликвидности на 12,09%. Но увеличился в 2011 году норматив долгосрочной ликвидности на 4,5%. Максимальный размер риска на одного заемщика имеет тенденцию к росту с каждым годом. Резко возрос максимальный размер кредитного риска в 2011 году на 32,98%. Также заметно вырос риск вложений банка в акции других юридических лиц на 0,13%. В целом, за рассматриваемый период 2009-2011 года все нормативы банковской деятельности соблюдаются. Можно сказать об эффективной работе банка.
2.3 Услуги банка корпоративным клиентам
Активное развитие из всех банковских услуг получили услуги для корпоративных клиентов. Банк активно работает с администрациями республик, краев и областей РФ в частности финансирования региональных программ.
Услуги корпоративным клиентам 2009 год. Банк предоставлял клиентам все виды банковских гарантий, включая гарантии надлежащего исполнения контракта, возврата аванса, гарантии в пользу таможенных органов. В течение года Банк предоставил гарантий на сумму около 80 млрд. руб. Остаток действующих гарантий, предоставленных за юридических лиц, увеличился в 2,9 раза - до 87,3 млрд. руб.
Подразделениями инкассации Банка на 31 декабря 2009 года обслуживалось 91,5 тыс. точек клиентов - юридических лиц, включая коммерческие банки. Количество обслуживаемых точек увеличилось на 9%, при этом в 1,5 раза возросло количество обслуживаемых банкоматов и устройств других коммерческих банков. За год служба инкассации Банка проинкассировала ценностей клиентов в объеме 2,5 трлн. руб. и доставила в интересах клиентов - юридических лиц более 400 млрд. руб.
Объем операций по контрактам между резидентами и нерезидентами на поставку товаров, услуг, передачу результатов интеллектуальной деятельности, а также договоров комиссии между резидентами в рамках внешнеторговых сделок увеличился на 20% и составил 150 млрд. руб. Количество принятых на обслуживание контрактов клиентов, по которым были оформлены паспорта сделок, превысило 140 тыс.
Клиентами Банка было осуществлено 5,3 тыс. документарных операций на сумму около 32 млрд. долл. США. При этом Банк оптимизировал технологии и существенно сократил сроки проведения операций с документарными аккредитивами на территории РФ.
Услуги корпоративным клиентам 2010 год. Основной вид услуг, предоставляемых банком корпоративным клиентам, - услуги расчетно-кассового обслуживания. Комиссионные доходы Группы Сбербанка за расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц по итогам года составили 36,9 млрд. руб., или 35% всех комиссионных доходов Группы.
В 2010 году возрос интерес крупнейших, крупных и средних компаний-холдингов к комплексным продуктам на базе систем дистанционного обслуживания, называемых «Корпоративное казначейство». Эта услуга позволяет холдингам контролировать операции по своим счетам, получать информационные сервисы (выписки и отчеты), осуществлять корпоративное бюджетирование и интеграцию с корпоративными учетными системами холдинга. В 2010 году стартовали проекты по созданию комплексных продуктов управления финансовыми потоками холдингов и контроля платежей на соответствие бюджету.
Спад во внешнеэкономической деятельности клиентов, связанный в первую очередь с кризисными явлениями в мировой экономике, обусловил сокращение комиссионных доходов по документарным операциям на 1,7% - до 0,6 млрд. руб.
Объем операций клиентов по контрактам, связанным с внешнеэкономической деятельностью, сократился по сравнению с 2009 годом на 22,9%.
Подразделениями инкассации Банка на 31 декабря 2010 года обслуживалось 86,6 тыс. точек клиентов - юридических лиц, включая коммерческие банки. За год служба инкассации Банка проинкассировала ценностей клиентов в объеме 2,6 трлн. руб. - на 4,6% больше, чем в 2009 году. Доставлено в интересах клиентов - юридических лиц более 370 млрд. руб. Комиссионный доход Группы по операциям инкассации увеличился за год на 11,6% и составил 4,1 млрд. руб.
В результате роста объема предоставленных за юридических лиц банковских гарантий за год на 55% до 135 млрд. руб., комиссионный доход Группы по этому направлению увеличился в 1,6 раза и составил 1,9 млрд. руб.
Услуги корпоративным клиентам 2011 год. В части оказания услуг корпоративным клиентам наибольшее внимание в 2011 году уделялось повышению скорости и удобства обслуживания, адаптации продуктов под нужды разных групп клиентов. Активно развивались торгово-экспортное финансирование и документарные операции на международном и внутреннем рынках, инвестиционно-банковские услуги.
Подавляющее большинство клиентов Сбербанка пользуются услугами расчетно-кассового обслуживания. Доход по ним традиционно составляет значительную часть всех комиссий - 40,6 млрд. руб., или 31,0% совокупного комиссионного дохода за 2011 год. Продвигая услуги на этом высококонкурентном рынке, Банк стремится оптимизировать процессы и повысить удобство для клиентов.
В 2011 году Банк существенно сократил время с момента обращения клиента до момента получения реквизитов банковского счета, предусмотрел возможность изменения договора банковского счета для учета пожеланий и специфики бизнеса клиента, сократил время исполнения платежных требований за счет внедрения электронного документооборота
Банк также предложил корпоративным клиентам новую услугу интернет-банка - «Сбербанк Бизнес Онлайн». Клиенты получили возможность полноценного удаленного обслуживания через Интернет, что высоко востребовано сегментом микробизнеса. Пользователями этой услуги уже стали около 20 тыс. клиентов.
Банк оказывает клиентам инкассаторские услуги - доставку и инкассацию денежной наличности и ценностей, обслуживание банкоматов и устройств самообслуживания. Количество обслуживаемых точек клиентов на 1 января 2012 года составило 87,7 тыс. Доход от операций инкассации за 2011 год составил 4,4 млрд. руб., или 3,4% всех комиссионных доходов Банка.
Помимо традиционных услуг, с 2011 года клиенты Банка могут воспользоваться новыми услугами, такими как прием и перечисление выручки клиентов на счета, открытые в других кредитных организациях, а также доставка монет/банкнот в обмен на банкноты другого номинала при открытии новых торговых точек клиентов.
Большое внимание уделяется повышению безопасности инкассаторских перевозок. В частности, идет поэтапный переход на использование инкассаторами спецконтейнеров, применяется система автоматизированного мониторинга спецавтомобилей. Оба проекта являются масштабными и осуществляются впервые в практике перевозок ценностей в России. В 2011 году началось постепенное восстановление внешнеэкономической деятельности российских компаний. На этом фоне Сбербанк значительно увеличил объемы торгового и экспортного финансирования клиентов. Объем операций Банка увеличился в 6 раз по сравнению с 2010 годом и превысил 3,8 млрд. долл. США.
Банк активно развивал инструменты торгового финансирования, привлекая средства для клиентов через связанные займы, предоставляя предэкспортное финансирование, открывая непокрытые аккредитивы в счет лимита риска на клиента без обеспечения. В 2011 году возобновилось сотрудничество с зарубежными экспортными кредитными агентствами, активно развивались операции, связанные с подтверждением аккредитивов и выпуском рамбурсных обязательств по поручению банков России и стран СНГ.
Кредитование корпоративных клиентов остается одним из приоритетных направлений работы Банка. Поэтому направлению Банк ставит перед собой задачи обеспечения оптимального баланса между ростом кредитного портфеля, его доходностью и качеством, оптимизации кредитных процессов, разработки и внедрения клинтоориентированной модели работы с клиентами от микробизнеса до крупнейших компаний.
На долю крупных клиентов приходится более половины всего кредитного портфеля корпоративных клиентов и более половины привлеченных от корпоративных клиентов средств. Количество крупных заемщиков Банка превышает 5 тыс. Представители среднего бизнеса формируют около 20% привлеченных средств и треть кредитного портфеля корпоративных клиентов.
В 2011 году ситуация на финансовых рынках и в экономике в целом стабилизировалась и начала улучшаться. В этих условиях спрос корпоративных заемщиков на инвестиционные ресурсы стал постепенно восстанавливаться, и банковская система активно наращивала объемы кредитования. По объемам вложений в реальный сектор экономики Сбербанк занимает лидирующее положение в банковской системе страны.
В течение 2009 года Банк выдал кредитов корпоративным клиентам на сумму около 5 трлн. руб., причем темпы выдачи кредитов на протяжении года были стабильными и не снизились в конце года, когда ситуация с ликвидностью на мировом и российском рынке стала особо острой. За 2010 год российским предприятиям было выдано кредитов на сумму около 4 трлн. руб., при этом наиболее высокими темпами кредиты выдавались в конце 2010 года, по мере оживления деловой активности в экономике. За 2011 год Банк выдал кредитов корпоративным клиентам на сумму свыше 4,35 трлн. руб.
Банк активно взаимодействует как с флагманами российского и наднационального бизнеса, формирующих большую часть добавленной стоимости в российской экономике, так и с сегментом микро- и малого бизнеса.
Таблица 5 - Структура кредитного портфеля банка в разрезе клиентских сегментов, %
Клиентский сегмент200920102011Крупная корпоративная клиентура51,150,051,9Средний бизнес33,737,033,8Малый бизнес13,711,011,1Исполнительные органы власти1,52,03,2
Сбербанк активно кредитует крупнейших корпоративных клиентов. Банком предоставляются средства на финансирование текущей деятельности и инвестиционных программ клиентов, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых сделок, расходов по участию в тендерах, строительства жилья, в том числе по контрактам с Министерством обороны Российской Федерации.
В сегменте малого бизнеса приоритетной задачей Банка является предоставление простых стандартизированных качественных продуктов и услуг, точно соответствующих массовым потребностям клиентов. В рамках этой задачи начато тиражирование на всю систему Сбербанка инновационной технологии кредитования клиентов микробизнеса «Кредитная фабрика», позволяющей существенно снизить срок рассмотрения кредитной заявки и упростить процедуры получения кредита. В целях поддержки малого бизнеса и стимулирования спроса на кредиты в 2011 году Сбербанк предложил клиентам новую линейку из семи базовых кредитов - «Доверие», «Бизнес-оборот», «Бизнес-инвест», «Бизнес-авто», «Бизнес-недвижимость», «Бизнес-актив», «Бизнес-рента», а также трех специальных - «Приватизация для малого бизнеса», «Госзаказ», программа «ГАЗ». Усилия Банка наряду с позитивными экономическими тенденциями позволили Сбербанку в 2011 году предоставить клиентам малого бизнеса кредитов на сумму более 480 млрд. руб.
Таким образом, в оказании банковских услуг корпоративным клиентам наибольшее внимание уделяется скорости и оперативности обслуживания, адаптации продуктов под нужды разных групп клиентов. Наиболее востребованной услугой является расчетно-кассовое обслуживание. Особое внимание уделяется кредитованию клиентов, наибольший удельный вес в кредитном портфеле занимают крупнейшие компании.
Заключение
Сбербанк России - это универсальный сокращение расходов на оплату расчетных услуг Банка России;
-доходы в виде начисленных процентов по остаткам на корреспондентских счетах;
индивидуальные условия обслуживания;
проведение платежей по России в режиме online;
широкая сеть банков корреспондентов в России и за рубежом;
-комплексное обслуживание на фондовом рынке
При росте количества коммерческих банков, укреплении их финансового состояния создалась ситуация на рынке услуг, когда предложение банковских услуг превышает спрос.
Работа отделения ориентирована на привлечение средств юридических лиц, увеличение продаж.
В отделении обслуживаются структуры всех видов собственности: государственной, муниципальной, частных предприятий и предприниматели. Клиентами Бурятского ОСБ являются и правительственные учреждения и общественные организации, творческие коллективы и многие другие.
Наибольшей популярностью продолжали пользоваться социально-значимые вклады. Постоянная заинтересованность населения в долгосрочном хранении своих сбережений во вкладах, усиление сберегательной и инвестиционной активности вкладчиков позволили отделению нарастить остаток стабильных инвестиционных ресурсов.
С целью увеличения объема безналичных перечислений во вклады и увеличения доходов была активизирована работа по заключению договоров на выплату заработной платы, материальной помощи, пособий, страховых возмещений и других выплат с предприятиями.
Приоритетным направлением размещения ресурсов осталось кредитование.
Главным приоритетом кредитной политики отделения является увеличение объема кредитного портфеля путем наращивания объемов кредитования реального сектора экономики, социально-значимых программ, расширения услуг по кредитования корпоративных клиентов при одновременном улучшении его качества. Кредитный портфель постоянно увеличивается.
В целом, можно сделать выводы об эффективной работы банка, так как анализ финансовой деятельности показал прибыль за рассматриваемый период и соблюдение всех нормативов банковской деятельности.
Список использованных источников
1. Баланс деятельности Бурятского ОСБ №8601 за 2009-2011 гг.
. Положение об отделе по работе с предприятиями и партнерами.
. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: Учеб. для экон. вузов - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2006.
. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2007.
. Колесникова В.И. Банковское дело: Учеб. для вузов, спец. "Финансы, кредит и денежное обращение" - 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2007.
. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. - М.: Финансы и статистика, 2005.
. www.sberbank.ru