Содержание
Введение 2
1.Производственная инфраструктура предприятия 4
1.1.История предприятия 4
1.2.Миссия, приоритеты и цели предприятия 6
1.3.Организационная структура предприятия 7
2. Организационные отношения в системе менеджмента предприятия 12
2.1.Организационная характеристика менеджмента на предприятии 12
2.2Методы эффективного управления персоналом, применяющиеся на
ОАО "Газаппарат" 14
3. Формирование товарного ассортимента на предприятии 18
3.1.Характеристики отрасли, в которой работает предприятие 18
3.2. ОАО "Газаппарат" и контрофакт 21
3.3Организация закупок предприятия на рынках материальных ресурсов 23
4.Менеджмент качества на предприятии 30
5.Реализация маркетинговой стратегии на ОАО"Газаппарат" 32
6.Организация логистики на предприятии 38
7.Финансы предприятия 44
Введение.
Со 2 февраля по 28 марта я проходил преддипломную практику на ОАО "Газаппарат", и приобрёл навыки по диагностике системы управления предприятием, оценке конкурентных преимуществ и стратегических перспектив исследуемого предприятия. А также оценил эффективность менеджмента предприятия и пути совершенствования планирования, организации, мотивации и контроля над ресурсами и деятельностью предприятия. Так как данная практика является преддипломной, она является этапом выполнения дипломной работы, во время которого осуществляется подбор, накопление и анализ информации по теме дипломной работы.
Цель прохождения практики была в том, что бы изучить:
- Миссия и иерархия целей предприятия;
- Анализ и оценка стратегического управления на предприятии;
- Бизнес-план;
- Организационная структура управления и процедура принятия решений на предприятии;
- Маркетинг и его место в системе управления предприятием;
- Менеджмент качества на предприятии;
- Инновационный менеджмент на предприятии;
- Анализ и оценка управления производством на предприятии;
- Анализ и оценка управления сбытом (продажами) на предприятии;
- Управление персоналом в кадрах и изменений кадровой структуры;
- Финансовый менеджмент на предприятии.
Проходя практику на этом предприятии я заметил гордость за славные трудовые традиции. На всех этапах развития во главу угла ставится качество выпускаемой продукции. Девиз Коллектива – "Газаппарат – качество, Надёжность, безопасность". В настоящее время коллектив предприятия – это коллектив единомышленников, объединённый одной целью – максимально удовлетворить потребности потребителей и заказчиков в продукции завода.
На всех стадиях производства и реализации продукции, коллектив заботится об охране окружающей среды. С 2004 года на предприятии действует система управления охраной окружающей среды ОАО "Газаппарат".
В условиях сильной конкуренции коллектив ставит перед собой новые задачи: добиться превосходства над всеми конкурентами и не уступать позиций ни при каких обстоятельствах.
1.Производственная инфраструктура предприятия
1.1.История компании
Корни предприятия восходят к артели "Красный Коваль", созданной в 1928 году на базе небольшой кузнечной мастерской. С началом второй мировой войны производственные площади артели перешли к Саратовскому авиационному заводу, который организовал цех, производивший наземное оборудование для полевых аэродромов, корпуса бомб и гранат.
Как только под г. Саратовом, в с. Елшанка в 1942 году было открыто месторождение природного газа и началась газификация, насущным стал вопрос о создании завода, производящего газовую аппаратуру, понижающую давление газа с высокого и среднего до среднего и низкого, соответственно.
К концу второй мировой войны в производственных помещениях завода было 60 единиц промышленного оборудования. Там работало около 200 человек. В 1945 году на его основе был создан "Саратовский Государственный завод газового оборудования". Создание первого Российского предприятия, специализирующегося на производстве газовой аппаратуры, связано с открытием газового месторождения в окрестностях Саратова и с газификацией города, которая началась в 1942 году.
Завод производил газовые горелки для котельных и газовых плит, регуляторы давления газа, газовые клапаны. К концу 1946 года был создан полный технологический цикл производства, включающий литейный, механический и сборочный цеха, вспомогательные подразделения и управление.Вскоре завод смог не только обеспечивать газификацию Саратова, но и поставлять свою продукцию в другие регионы. На ряду с производством газового оборудования завод начинает производить изделия для народного хозяйства: вентили, бытовые газовые плиты, хлораторы питьевой воды и т.п. Поэтому в 1947 году он был переименован в "Саратовский Государственный завод газового оборудования и газовых плит". 50-е и 60-е годы – это годы реконструкции и подъема. В то время были созданы инструментальный, гальванический и прессовый цеха.
"ГАЗАППАРАТ" становится производственной базой для практического внедрения новых единиц газового оборудования. Создается более 50 наименований новых приборов и установок. Все это позволяет наладить в 70-х годах производство газового оборудования с высокой степенью надежности их работы в трудных климатических условиях. Завод поставляет свою продукцию более чем в 20 стран Европы, Азии и Африки.
Новые времена в жизни завода наступают в 1984 году, когда Николай Михайлович Сельсков становится директором "ГАЗАППАРАТ". Постепенно ему удалось добиться определенных положительных перемен во всех сферах деятельности завода, включая оздоровление финансового положения. Сегодня особое внимание уделяется маркетингу, качеству и надежности производимой продукции и модернизации производства. В настоящее время разрабатывается сложная программа повышения конкурентоспособности. Это необходимо для будущего экспорта продукции из России.
В 1992 году завод был приватизирован и преобразован в акционерное общество открытого типа "ГАЗАППАРАТ". В 1993 году на собрании акционеров был избран совет директоров и управление компаний. Генеральный директор Н.М. Сельсков стал главой компании. Продукция ОАО "ГАЗАППАРАТ" работает во всех регионах бывшего Советского Союза и в 25 стран мира и зарекомендовала себя самым положительным образом, как по качеству, так и по надежности. До сих пор поступают положительные отзывы эксплуатирующих организаций о работе регуляторов давления РДУК2, которые эксплуатируются с 1967-69 годов по настоящее время. Такая же "участь" постигла и другое поколение регуляторов давления – РДБК1, которые также успешно эксплуатируются более 15 лет на 60 % газифицированных объектов России и стран СНГ.
В течение всех 60 лет с момента основания коллектив ОАО "ГАЗАППАРАТ" настойчиво и целеустремленно работает в направлении улучшения качества и повышения надежности выпускаемой продукции. Подтверждением этому является сертификат системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2001. С 2004 года на предприятии также действует система управления охраной окружающей среды.
В 2005 году ОАО "ГАЗАППАРАТ" получило Диплом "Золотая медаль "Европейское качество", звание "Лауреат" и диплом Программы "100 лучших товаров России".
Имидж ОАО "ГАЗАППАРАТ" как производителя, пожалуй, самого надежного газорегуляторного оборудования не только в России, но и во всем СНГ надежно вошел в сознание специалистов газовой промышленности. Естественно, это не дает покоя некоторым предпринимателям. Причем особенно сейчас, когда газификация регионов России идет небывалыми в последние годы темпами.
1.2.Миссия, приоритеты и цели предприятия
Девиз газаппарат: "Газаппарат" – качество, надежность, безопасность.
"Газаппарат" – теплое голубое пламя везде.
Миссия ОАО "Газаппарат":
Разработка и производство конкурентоспособной продукции для удовлетворения потребностей государственного заказа, достижения и сохранения лидирующих позиций на отечественном и зарубежном рынках, повышения престижа предприятия и благосостояния работников.
Цели ОАО "Газаппарат" на период до 2010 года состоят в:
1. Повышение престижа предприятия
2. Достижение инвестиционной привлекательности путем увеличения капитализации предприятия
3. Повышение благосостояния работников предприятия
4. Повышение репутации предприятия на рынке среди потребителей производимой продукции и других контрагентов
5. Повышение репутации предприятия среди государственных органов
6. Повышение конкурентоспособности предприятия путем создания эффективных внутренних механизмов выживания и развития на рынке
Именно благодаря чётко выраженной миссии,чётко поставленным целям и грамотной политике менеджмента ОАО"Газаппарат",а так же постоянному финансированию и заказам таких крупных компаний как "Газпром", предприятие динамично развивается и способно конкурировать на рынке изделий для газовой промышленности с другими участниками рынка, строить планы развития и добиваться успеха.
1.3.Организационная структура предприятия
Организационная структура ОАО "Газаппарат" постоянно изменялась за все время существования предприятия, постоянно подстраиваясь под изменяющиеся условия внешней среды, для того чтобы оставаться конкурентно способным предприятием на рынке. На сегодняшний день организационная структура представлена следующими отделами:
1. Отдел сбыта
2. Бюро технической документации
3. Бюро маркетинга
4. Бюро по охране окружающей среды
5. Конструкторско-технологическое бюро стандартизации
6. Служба метрологии
7. Группа управления качеством
8. Производственно-диспетчерский отдел
9. Отдел главного конструктора
10. Отдел главного механика
11. Отдел главного технолога-энергетика
12. Отдел капитального строительства
13. Бюро по охране труда
14. Центральная заводская лаборатория
15. Заготовительно-производственный участок
16. Автотранспортный участок
17. Участок производственного обеспечения
18. Отдел материально-технического снабжения и кооперирования поставок
19. Отдел кадров
20. Экономический отдел
Производство продукции осуществляется в следующих цехах:
1. Экспериментальный цех. Именно здесь газорегуляторная и запорная арматура (основная продукция завода) проходит свой первый этап большого пути. Именно на этом участке работают по индивидуальным проектам, что называется "под заказчика", успех зависит от профессионализма всего коллектива.
Средний возраст сотрудников – 40-48 лет. Это костяк предприятия, люди уже с опытом, но не утратившие творческую способность учиться и постигать новое. А последние качества, как показало время, на сегодняшний день едва ли не самые важные. Многие из рабочих на предприятии имеют по две, а то и по три смежных специальности, и это не прихоть руководства, а необходимое условие для дальнейшего развития. Чтобы не просто выживать, но и добиваться процветания, обходить конкурентов и качественно удовлетворять возрастающие потребности заказчика, приходится поднимать собственную планку.
По мере возможности идёт постепенное обновление рабочего оборудования, старое сырьё – серый чугун – со временем уступает место цветному металлу, повышаются требования безопасности, улучшаются условия труда. В экспериментальном цехе, как и на всём предприятии в целом, работа подчинена главному принципу: выяснить и удовлетворить потребности пришедшего сюда заказчика.
2. Механосборочный цех – самое большое структурное подразделение завода. Здесь поступившие из литейного цеха железные "полуфабрикаты" превращаются в готовые детали, которые идут на обеспечение основного производства в сборочные цеха.
Работа в механическом цехе похожа на жизнь большого муравейника. От ежедневной кропотливой деятельности каждого зависит непрерывность и слаженность общего производства. Больше сорока лет работают на предприятии ветераны цеха слесари – сборщики. Их привычка, которая постепенно переросла в любовь к своей профессии, – это и есть самый главный стимул.
Личное клеймо с номером – это год работы без брака, это личная гордость и, что немаловажно, ощутимое финансовое вознаграждение.
3. Сборочный цех – логическое завершение цеха механического. С начала существования цеха здесь собирали основную продукцию – для серийной поставки на всю территорию бывшего Советского Союза.
Новых, заказных изделий становится больше, а производство с каждым годом совершенствуется Времена, когда в цехе была текучесть кадров, давно прошли, новые люди приходят редко и в большинстве случаев уже не расстаются с заводом. Молодёжи в цехе немного, основной континент – люди среднего возраста, многие из которых пришли сюда учениками, а теперь сами делятся опытом с молодыми. Основные качества, востребованные на предприятии: трудолюбие и постоянство, – в сборочном цехе выходят на первое место.
Оборудование в данных цехах представлено в основном станками необходимыми для всякого рода обработки металла- это шлифовальные, режущие, сверлильные станки, пресс-машины и т.д.
Для изготовления газовых установок необходим специализированный инструмент, на предприятии используется следующие виды инструмента:
1. Режущий инструмент
2. Измерительный инструмент
3. Пресс-формы
4. Слесарно-монтажный инструмент и т.д.
На предприятии используется статистический метод определения потребности в инструменте- по отчетным данным за прошлый период времени. Для бесперебойного обеспечения инструментом имеется определенный запас инструментов на складе. Предприятие не занимается производством инструмента, а закупает его на стороне.
Ремонтное хозяйство предприятия представляет собой совокупность отделов и производственных подразделений, занятых анализом технического состояния технологического оборудования, надзором за его состоянием, техническим обслуживанием, ремонтом и разработкой мероприятий по замене изношенного оборудования на более прогрессивное и улучшению использования. Выполнение этих работ должно быть организовано с минимальными простоями оборудования, в кратчайшие сроки и своевременно, качественно и с минимальными затратами.
Важными задачами ремонтного хозяйства на ОАО "Газаппарат" являются:
- осуществление технического обслуживания и ремонта основных производственных фондов;
- монтаж вновь приобретенного или изготовленного самим предприятием оборудования;
- модернизация эксплуатируемого оборудования;
- изготовление запасных частей и узлов (в том числе для модернизации оборудования), организация их хранения;
- планирование всех работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также разработка мероприятий по повышению их эффективности.
На предприятии используется Узловой метод ремонта, который заключается в замене изношенных узлов агрегата запасными, ранее изготовленными или отремонтированными. При этом время простоя оборудования значительно сокращается, так как большая часть ремонтных работ выполняется до вывода станка в ремонт.
Глава 2. Организационные отношения в системе менеджмента предприятия.
2.1.Организационная характеристика менеджмента на предприятии.
С чего было начинать, когда маятник перестройки сильно качнулся в другую сторону, от стабильности социалистического производства, не имевшей никаких проблем со сбытом, с поступлением средств, с зарплатой для коллектива? Полная самостоятельность – выживайте, как можете. Чтобы удержаться на плаву, надо было показывать качество своей работы. Тогда пришло понимание, что главное не выполнение плана, а удовлетворение клиента – от первого контакта с ним до качества и сроков исполнения заказов, до создания общего благоприятного имиджа завода-поставщика. Постигали современные технологии менеджмента сначала по наитию, потом обучались, получили бизнес-образование и убедились, что делаем всё правильно.
Самое сложное для руководства завода было перестроить психологию всего коллектива – и тех, кто непосредственно работал с потребителем, и рабочих обязанных выполнять все пожелания заказчика, работать строго в соответствии с чертежами. Они добивались, чтобы любой клиент не уходил от них без заказа. Советские традиции отношения к работе ещё долго преследовали "Газаппарат", особенно когда стали разваливаться предприятия оборотного комплекса и в завод хлынули оттуда кадры.
Постепенно выработалась своя система работы с кадрами. Теперь рабочие получают доплату за личное клеймо, за освоение двух-трёх смежных профессий. С тех пор как в 1992 году завод стал акционерным обществом, "Газаппарат" формирует коллектив с новым современным подходом к работе. Сейчас средняя зарплата рабочих по предприятию – 7,5 тыс.руб. Деньги они получают в любое удобное для себя время – по пластиковой карте через банкомат.
В перестроечные времена не всё было так гладко. В конце 90-х образовалась полугодовая задолженность по заработной плате. Коллектив во главе с профсоюзным комитетом объявил руководству о предзабастовочной ситуации. Начали активно искать ресурсы. В конце концов, удалось в Белгороде договориться о бартере на сахар. Продавали этот сахар дешевле, чем он стоил, но задолженность по зарплате погасили намного раньше оговоренных сроков.
Одна из главных забот – повышение эффективности производства. Чтобы сохранить и увеличить конкурентоспособность своей продукции, нужно учиться планировать свою деятельность и свой бюджет. Во главе угла – качество и дисциплина исполнения. В 2001 году внедрили систему менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001. Кроме того, на всех стадиях производства и реализации продукции выполняются требования природоохранного законодательства, с 2004 года на заводе действует система управления охраной окружающей среды ИСО 14000.
Чтобы добиваться превосходства над своими конкурентами, нельзя стоять на месте, поэтому "Газаппарат" разработал целую программу профессионального обучения персонала на всех уровнях. Когда люди чётко понимают цели и задачи, они их решают самостоятельно, не перекладывая на чужие плечи, потому что от труда каждого зависит общий результат.
Вкладывая усилия для поддержания высокого качества продукции, нацеливая коллектив не уступать своих позиций, завод при этом никогда не ориентируемся на более низкие цены наших конкурентов, которые замарали свой имидж некачественными изделиями. Конечно, у некоторых клиентов ещё срабатывает старая психология, они покупаются на дешевизну, но потом, разобравшись, предпочитают не связываться с подобной продукцией. Так что усилия "Газаппарата" по достижению качества исполнения заказа и качества работы с клиентом оборачиваются в итоге стабильностью и успехом. Объёмы продаж неизменно растут: в 2004 году – на 15% больше по сравнению с 2003 годом, а в первом полугодии 2005 года уже к этой цифре добавилось ещё 5%. Продукция "Газаппарата" широко поставляется в регионы России, а так же в Беларусь, Казахстан, Молдову, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Украину.
2.2.Методы эффективного управления персоналом, применяющиеся на ОАО"Газаппарат"
Эффективное управление персоналом невозможно без активного и постоянного участия высшего руководства организации в определении задач управления персоналом, вытекающих из целей организации, моделировании производственного поведения, создании и внедрении систем управления персоналом, оценке их эффективности, руководство ОАО"Газаппарат" понимает это. Поскольку люди являются наиболее важным организационным ресурсом руководитель организации должен уделять основную часть своего времени именно управлению людьми. К сожалению так происходит далеко не во всех современных организациях, особенно на низших этажах иерархии – на уровне цехов, бригад, групп. Это заметно снижает эффективность управления персоналом в организации в целом, поскольку руководители являются важнейшим инструментом претворения в жизнь методов управления персоналом, и недостаточное внимание с их стороны к этим вопросам трансформируется в низкое качество управления персоналом.
Методы участия руководителей эффективного управления персоналом, применяющиеся на ОАО"Газаппарат":
1. эффективной коммуникации, включающей разъяснение необходимости и преимуществ участия линейных руководителей в управлении персоналом на понятном последним языке цифр, издержек, прибылей, производительности и т.д. К сожалению довольно часто специалисты по персоналу не достаточно хорошо разбираются в специфике организации и не могут объясниться на привычном для руководителей языке;
2. привлечения руководителей к участию в "привлекательных" для них формах работы с персоналом – проведении собеседований с кандидатами, занятий по профессиональному обучению, управлении отдельными проектами. Это позволит им приобрести опыт непосредственного участия в разработке и применении методов управления персоналом и предоставит возможность составить более объективное представление об управлении персоналом вообще;
3. специального обучения управлению персоналом, позволяющего сформировать представление об этой функции управления организацией, соответствующее сегодняшнему дню, и выработать практические навыки работы с персоналом.
Стержнем всякой организации являются работающие в ней люди, которыми необходимо управлять так же как сотрудниками других функций. Именно сотрудники отдела кадров обеспечивают функционирование и обновление систем управления персоналом организации. В ходе прохождения производственной практики на ОАО"Газаппарат" я выработал некоторые рекомендации по эффективному управлению персоналом и основным качествам, которыми должны обладать специалисты, которые могут быть применены на предприятии. В современных условиях следующие четыре играют ключевую роль:
1. знание бизнеса (сферы деятельности организации). Сотрудники отдела кадров должны иметь четкое представление о потребностях клиентов организации, движущих силах отрасли, понимать специфику производственной деятельности, ее финансовые аспекты, видеть стратегические перспективы развития. Эти знания позволят им глубоко понимать стоящие перед организацией цели (и участвовать в их определении), моделировать производственное поведение, разрабатывать системы управления персоналом и оценивать их эффективность.
2. профессиональные знания и навыки в области управления персоналом. Этот тот элемент, который делает сотрудников отдела кадров теми, кто они есть – специалистами в области управления персоналом. Основные элементы профессиональных знаний в области человеческих ресурсов соответствуют составляющим системы управления персоналом – подбор, профессиональное обучение и развитие, оценка, компенсация сотрудникам, а так же включают знания и навыки в области создания и управления процессами и процедурами, общения, коммуникации, администрации.
3. лидерство и управление переменами. Формирование на ОАО"Газаппарат" службы человеческих ресурсов, которая играет ключевую роль в управлении любой современной организацией, поэтому ее сотрудники должны обладать критическими для этого процесса качествами – определить направление развития организации, сформулировать цели, выработать методы достижения этих целей и внедрить их в организацию, эффективно преодолев сопротивление переменам. Для этого специалистам в области управления персоналом нужны профессиональные навыки в области планирования, разработки и анализе альтернативных стратегий, принятия решений, эффективной коммуникации, создании рабочих групп, мотивировании сотрудников, разрешении конфликтов.
4. способность к обучению и развитию. В современном мире устаревают не только компьютеры и автомобили, но и знания в области управления персоналом. Поэтому способность к постоянному обновлению профессиональных знаний и навыков является критическим качеством для специалистов по человеческим ресурсам – управлять процессом постоянного обновления профессиональных знаний персонала всей организации могут только люди, овладевшие этим искусством.
Руководство предприятия глубоко заинтересовано в квалифицированных кадрах, поэтому на ОАО "Газаппарат" также проводится работа по обучению персонала с целью повышения его квалификации. В рамках системы непрерывного обучения на предприятии предполагаются следующие основные виды обучения персонала:
Обучение при приеме на работу осуществляется для изучения специфики деятельности и тесно связано с программой адаптации сотрудников. Начало обучения – сразу после оформления документов о приеме на работу. Продолжительность обучения от одной до двух недель. Успешное завершение первичного обучения обеспечивает допуск к работе в конкретной должности.
Ежегодное обучение руководителей и специалистов проводится с целью ознакомления их с новыми технологиями, эффективными приемами управления и анализа, инновациями в сфере производства и др. Длительность такого обучения обычно несколько дней.
Повышение квалификации, которое занимает особое место в обучении персонала предприятия как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повышение квалификации популярно на предприятиях в силу ряда причин:
1. Повышение квалификации дешевле подготовки специалистов.
2. Меньшая продолжительность обучения в сравнении с подготовкой персонала.
Глава 3. Формирование товарного ассортимента на предприятии.
3.1.Характеристики отрасли, в которой работает предприятиею
Первое, что сделал генеральный директор с началом перестройки – это заставил всех учиться, получить второе и третье образование. На первых открывшихся бизнесс-курсах, рабочие завода были одними из первых учениками. Никаких учебников ещё не было, только беседы и тренинги. Осваивали менеджмент, маркетинг и другие современные науки. В результате в годы разрухи для большинства заводов России "Газаппарат" первым в стране стал изготавливать более современные блочные газорегуляторные пункты "Голубое пламя", первыми запустили пункты учёта газа на базе отечественных разработок. Можно утверждать, что они первыми стали выполнять пожелания заказчика. А замена стальных корпусов на оцинкованные стала просто революционной идеей. Раньше клиенты жаловались, что со стальной поверхности после двух лет эксплуатации начинает отставать краска, они ржавеют, приходится с ними много возиться. Оцинкованные корпуса решили эти проблемы, увеличив срок годности без ограничения. Реализация новых изделий сразу выросла на 10 %, потом на 54%, в 2005 году – на 30%.
ОАО "Газаппарат" имеет несколько патентов на их изобретения. Некоторые изделия вошли в перечень "100 лучших товаров России", завод получил две золотых медали, диплом европейского качества за выпускаемою продукцию. Все их изделия сертифицированы.
В 1958 году весь завод размещался в одном стареньком здании, выпускал краны бронзовые, газовые баллоны да горелки. Всё это не сравнить с нынешним производством, ассортиментом и качеством выпускаемой продукции. Раньше главным был план любой ценой. В последние дни месяца работали всегда до позднего вечера, а в самый последний день – до утра. И всё ради плана. Но работали на склад, никого не интересовало, куда и когда будет реализовано оборудование. Этим занимался главк. Пережили трудные моменты за счёт стабильности производства и коллектива, за счёт умелого руководства. Ну и, конечно, пришлось подучиться.
Высокое качество нынешней продукции достигается благодаря отработанной технологии, и в этом заинтересованы все. Поэтому оборудование "Газаппарата" надёжно и служит долго.
Результаты деятельности бухгалтерии не заметны. Но если предприятие не имеет никаких задолженностей ни по налогам, ни в Пенсионный фонд, ни по заработной плате, если уровень налогов позволяет развиваться бизнесу, можно говорить, что бухгалтерия выполняет свою задачу. Современному производству, позиционирующему себя как ведущий продавец на рынке, нужна инфраструктура именно такого уровня прозрачности и качества учёта. "Газаппарат" добился этого, когда полностью компьютеризировали бухучёт. Регулярно повышает квалификацию своих специалистов, работают над дальнейшим совершенствованием системы учёты, в том числе внутреннего, управленческого. Финансовый отдел завода управляет всеми финансовыми потоками. Предприятие не жалеет средств на: отдых детей работников завода, помощь ветеранам, материальную поддержку малообеспеченным и неполным семьям, тем, кто уходит на пенсию. На заводе работает система материального стимулирования, проводятся соревнования на лучший цех, лучшего по профессии. Общими премиальными средствами победители распоряжаются сами.
"Газаппарат" ведёт большую благотворительную деятельность: помогает школам, детским домам, домам престарелых, участвует в акциях.
Экологическая политика ОАО "Газаппарпт"
Главная цель ОАО "Газаппарпт":
Повышение конкурентоспособности за счёт улучшения показателей состояния окружающей среды.
Главные задачи:
1. Идентификация важных аспектов взаимодействия с окружающей средой, их документирование и актуализация.
2. Предотвращение или устранение с минимальным ущербом для окружающей среды любых возможных аварийных ситуаций связанных с загрязнением воздуха, почвы и воды.
3. Совершенствование структур и методов управления, способствующих повышению инициативы заинтересованных сторон в предотвращении загрязнений.
Обязательства:
1. Производство экологически безопасной продукции в соответствии с требованиями технической документации.
2. Постоянное совершенствование систем управления охраной окружающей среды в соответствии с международными и государственными стандартами, природоохранным законодательством и экологическими регламентами, создавая для этого организационные, юридические, технические, материально-финансовые условия.
3. Обеспечение уменьшения образования твёрдых и жидких отходов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с учётом задач по ресурсосбережению и охране окружающей среды.
4. Обучение каждого сотрудника основам управления охранной окружающей среды с учётом постоянного улучшения целевых и плановых показателей.
Важнейшие конкуренты:
АО "Сигнал", Россия, г. Энгельс; завод " Электроаппарат", Украина, г. Донецк.
Удельный вес в национальном производстве: порядка 30%.
Материально – техническая база: общая площадь – 14367 м2., производственная – 11703 м2 литейный, механический, заготовительно-прессовый, механосборочный и вспомогательный цеха.
Исследовательская работа: имеет собственное конструкторское бюро, поводятся научно – исследовательские работы.
Имеет собственные патенты, зарегистрированные в Российской Федерации.
3.2.ОАО "Газаппарат" и контрофакт.
Как только под г. Саратовом, в с. Елшанка, в 1942году было открыто месторождение природного газа и началась газификация, насущным стал вопрос о создании завода, производящего газовую аппаратуру, понижающую давление газа с высокого и среднего до среднего и низкого соответственно.
Первым в стране предприятием, специализирующимся на выпуске такой газовой аппаратуры, стал завод "ГАЗАППАРАТ" (Постановление Совета Народных комиссаров от 31 октября 1945г. №15833-р). С того момента и по настоящее время завод "ГАЗАППАРАТ" (с 1992 года ОАО "ГАЗАППАРАТ") производит регуляторы давления газа, газовые клапаны, шкафные и блочные газорегуляторные пункты, а также пункты учёта расхода газа.
Продукция ОАО "ГАЗАППАРАТ" работает во всех регионах бывшего Советского Союза и в 25 странах мира и зарекомендовала себя самым положительным образом, как по качеству, так и по надёжности. До сих пор поступают положительные отзывы эксплуатирующих организаций о работе регуляторов давления РДУК 2, которые эксплуатируются с 1967 – 1969 годов по настоящее время. Такая же "участь" постигла и другое поколение регуляторов давления – РДБК 1, которые также успешно используются более 15 лет на 60% газифицированных объектов России и стран СНГ.
В течение всех 60 лет с момента основания коллектив ОАО "ГАЗАППАРАТ" настойчиво и целеустремлённо работает в направлении улучшения качества и повешения надёжности выпускаемой продукции. Подтверждением этому является сертификат системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. С 2004 года на предприятии также действует система управления охраной окружающей среды.
В 2005 году ОАО "ГАЗАППАРАТ" получило Диплом "Золотая медаль "Европейское качество", звание "Лауреат" и диплом Программы "100 лучших товаров России".
Имидж ОАО "ГАЗАППАРАТ" как производителя, пожалуй, самого надёжного газорегуляторного оборудования не только в России, но и во всем СНГ надёжно вошел в сознание специалистов газовой промышленности. Естественно, это не дает покоя некоторым предпринимателям, особенно сейчас, когда газификация регионов России идёт небывалыми в последние годы темпами.
За последние годы только в г. Саратове и Саратовской области возникло более десятка предприятий, которые стали производить изделия аналоги.
Этот факт можно было бы только приветствовать, как необходимое условие для создания здоровой конкуренции. Если бы не одно "но": большинство новоиспеченных "фирм" не имеет необходимого конструкторского и технологического обеспечения. Процесс производства, как правило, идёт следующим образом: закупаются детали и узлы (регуляторы, клапаны), причём не редко сомнительного происхождения и качества. Из них, даже без метрологического сопровождения оснастки, не говоря уж о проведении предусмотренных нормативными документами испытаний на аттестованных испытательных стендах, собираются шкафные и блочные газорегуляторные пункты. И эти "шедевры" поступают в газовые хозяйства!
Но данные фирмы не успокаиваются даже на этом!
Так в 2006 году в г. Саратове были зарегистрированы сразу две фирмы под тем же названием "ГАЗАППАРАТ" (одна – ЗАО, другая – ООО), которые занялись реализацией под этой маркой указанной продукции.
Почему идёт сбыт данной продукции? Ответ один – у данных фирм ниже цена. Этого не сложно добиться, сократив затраты на необходимые испытания, а значит – на соответствующее оборудование и необходимый инженерно-технологический персонал. Ведь зачем беспокоиться о надёжности и качестве продукции, репутации предприятия, если завтра эти "фирмы" так же легко "испаряться", как и возникли.
При покупке товара необходимо обратить внимание не только на цену, но и на производителя, убедиться, что это не контрафактная продукция. Только тогда газовое оборудование будет надёжным и безопасным, а так же удобным в эксплуатации.
В связи с указом Президента РФ о газификации России и работой в этом направлении Правительства РФ резко увеличился объём поставок газорегуляторного оборудования. Отвечая на запросы времени, ОАО "ГАЗАППАРАТ" в минувшем году разработало и наладило выпуск 121 нового и модернизированного изделия.
3.3.Организация закупок предприятия на рынках материальных ресурсов.
Одной из важнейших коммерческих функций ОАО "Газаппарат" является его закупочная работа.
В условиях рыночной экономики организация и технология закупочной работы в России претерпела коренные изменения.
На смену фондовому распределению товаров при плановой централизованной системе управления экономикой, системе централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен, неравенства:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса;
- выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, предоставление условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Маркетинговая наука выработала целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос. ОАО "Газаппарат", являясь торговым предприятием и обслуживая определенный территориально-экономический район, изучает в основном объем покупательского спроса на те или другие виды товаров и в отдельных случаях основной функцией которого является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.
Для успешного выполнения коммерческих операций по закупке товаров ОАО "Газаппарат" систематически занимается выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров.
Главные изменения в работе бюро маркетинга на предприятии со времен централизованного планирования заключаются в том, что на смену методам централизованного распределения товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по ценам спроса и предложения. Поэтому коммерческая инициатива работников по вовлечению в товарооборот максимальных товарных ресурсов с целью получения необходимой прибыли должна сочетается с заботой о конечных покупателях, учетом их платежеспособности, с недопущением неоправданного роста цен, предоставлением населению возможности приобрести товары по доступным ценам.
Учитывая большое многообразие поставщиков товаров их можно классифицировать на различные группы по различным признакам.
В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производителей и реализующих ее оптовым покупателям.
Эффективность закупочной деятельности в первую очередь зависит от эффективности материально-технического обеспечения. Последняя представляет собой комплексную экономическую категорию, которая отражает качество функционирования действующей на предприятии закупочной системы и ее составляющих. Действенность закупок на этапе материально-технического обеспечения характеризуется рядом взаимосвязанных показателей, которые численно выражают результаты деятельности всех подразделений закупочной системы по отношению к затратам или ресурсам их производственного потенциала. Наиболее распространенными показателями, рассчитываемыми при проведении анализа эффективности материально-технического обеспечения, являются: обобщающие показатели эффективности живого труда на этапе обеспечения процесса производства и хозяйственной деятельности предприятия, является чистая продукция материально-технического обеспечения. Она не имеет натурально-вещественной формы. Указанный показатель рассчитывается исключением из валовой продукции материальных затрат и может быть рассмотрен как добавочный на этапе подготовки материальных ресурсов к производственному процессу.
Важнейшие конкуренты:
АО "Сигнал", Россия, г. Энгельс; завод " Электроаппарат", Украина, г. Донецк.
Удельный вес продукции ОАО "Газаппарат" в национальном производстве: порядка 30%.
С целью обеспечения бесперебойного снабжения производства предприятие своевременно делает товарные запасы.
Источником информации для составления списка поставщиков является изучение рынка сырья и материалов. Когда поставщиков немного, как у ОАО "Газаппарат", то критериями выбора наиболее подходящего из них служат сравнительные производственные мощности, закупочные цены, надежность поставщиков. Также немаловажным критерием является удаленность поставщика. Складской запас делят на две части. Одна из них характеризует количество материалов, которое выделено в распоряжение под намеченную программу выпуска, но еще не востребована цехом. Другую часть составляют материалы, которые еще можно получить (наличный запас).
Наличный запас – это количество материалов, предназначенное для реализации и поэтому не прямая зависимость между сроком хранения продукции и риском. Чем дольше товары находятся на складе, тем больше риск и затраты. Частота оборачиваемости товаров является показателем снижения складских издержек. Товарооборачиваемость – это скорость обращения товаров или время, в течении которого реализуются товарные запасы.
Предприятие "Газаппарат" использует метод своевременных заказов как наиболее эффективный способ регулирования товародвижения на складе.
Так, фиксированный размер заказа определяется по формуле:
рассчитывается в днях к обороту по формуле:
О=Зс\Тсд,
где О – товарооборачиваемость,
Зс – средний запас товаров за определенный период,
Тсд – среднедневной товарооборот за тот же период.
Также из результатов расчетов, отраженных в таблице можно видеть, что по поставкам товара является Гражданский кодекс РФ, в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, порядок разрешения договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств.
При реализации товаров все отношения оформляются правовыми документами. Основным соглашением товаров, является договор купли-продажи (где поставщик обязуется поставить товар в определенный срок, количестве и ассортименте, а покупатель принять и оплатить его).
Анализ оптового товарооборота должен проводиться по каждому покупателю в отдельности.
ОАО "Газаппарат", в зависимости от срока действия договора, заключает как краткосрочные, так и долгосрочные договоры купли-продажи.
Для того, чтобы определить на какой основе строятся отношения между внешнеторговыми партнерами, необходимо хотя бы кратко проанализировать документ, определяющий права и обязанности сторон, то есть контракт А)Товар; B) Качество и количество товара; C) Срок поставки; D) Базисные условия контракта; E) Упаковка и маркировка; F) Условия транспортировки; G) Сдача-приемка товара; H) Цена товара; I) Условия платежа; J) Страхование; K) Гарантии и рекламации; L) Штрафные санкции; M) Форс-мажор; N) Арбитраж. Пример такого договора приведен в Приложении Б.
Предметом контракта может быть продажа и поставка того, или иного товара, передача технологии и т.д. Предмет контракта следует указать детально.
Срок поставки – это время, в течение которого продавец должен передать товар покупателю. Срок поставки в контракте купли-продажи может быть следующим: определенный календарный день поставки; период, в течение которого должна быть произведена поставка; количество дней, недель, месяцев с момента совершения какого-либо события (например, с момента подписания покупателя об отгрузке товара; – обеспечить упаковку товара; – оплатить таможенные пошлины и налоги по экспорту; – обеспечить на свой страх и риск получение экспортной лицензии или разрешения на вывоз товара, если таковые требуются; от российских экспортеров требуется предоставить для оформления в уполномоченный банк, в котором открыт валютный счет фирмы, так условий в контракте во многом зависит от способа перевозки (наземный, водный или воздушный).
В условиях сдачи-приемки устанавливаются также права и обязанности сторон в случае несоответствия качества поставленного товара условиям договора (скидки, замена, устранение дефекта и т.д.).
Стороны оговаривают, как понимается установленная цена, то есть входят ли в нее расходы, связанные с отправкой груза, за тару, упаковку, маркировку.
Цена может быть выражена в валюте страны экспортера, импортера или в валюте третьей страны. Выбор валюты цены очень важен. Рекомендуется выбирать для этого наиболее надежную из "твердых" валют (как DEM или USD), чтобы свести к минимуму валютный риск
Форма расчетов устанавливает схему и механизм осуществления самого платежа.
В контракте устанавливаются конкретные сроки платежа. Указание этого условия согласно российскому законодательству является обязательным.
Кроме того, платежные условия контракта содержат положение о порядке отнесения комиссий и расходов, возникающих на этапе проведение расчетов через один из документов к оплате.
Гарантии и рекламации. Стороны согласовывают гарантийный срок товара, обязанности продавца в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций (письменных претензий в отношении качества товаров).
Гарантийный период может исчисляться с различных дат: с даты поставки товара, с даты передачи товаров первому потребителю, с даты пуска оборудования в эксплуатацию. В контракте указывается: чьими силами будет производиться устранение дефекта, но в любом случае оно должно производиться за счет продавца.
Рекламация содержит наименование рекламационного товара, его количество и местонахождение, основание рекламации с указанием по каким именно недостаткам она может быть предъявлена, конкретные требования покупателя по урегулированию рекламации. Рекламация посылается заказным письмом с приложением всех необходимых доказательных документов.
С помощью штрафных санкций покупатель или продавец стремятся повысить ответственность другой стороны за исполнение своих обязательств и компенсировать свои возможные потери. Обычно стороны заранее согласовывают в оговорке о штрафах и неустойках конкретную сумму или процент от суммы контракта за каждый день просрочки платежа или по ставки.
Под форс-мажором понимаются обстоятельства непреодолимой силы, то есть те, которые не зависят от желания сторон, но которые делают невозможным исполнение ими или одной из них взятых на себя обязательств. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся: пожар, стихийные бедствия, военные действия и т.д.
4. Менеджмент качества на предприятии.
Стандарт предприятия.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения подготовки и обучения персонала на предприятии.
Пооложения настоящего стандарта распространяются на все структурные подразделения предприятия
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы следующие норамативные документы
ГОСТ ИСО 9001-2001
ГОСТ ИСО 10015-2007
ГОСТ ИСО 14001-2007
ТК РФ
ПБ 12-529-03
РД 03-19-2007
РД 03-20-2007
СТП 9000.46-2004
СТП 14000.4-2007
Положение к постановлению Минтруда РФ Минобразования РФ от 13 января 2003г №1/29
3. Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
компетентность: выраженная способность применять свои знания и навыки
обучение: процесс предоставления и совершенствования знаний, навыков и качеств
В настоящем стандарте применяются сокращения в соответствии и СТП 9000.46
Стандарт предприятия. Общие положения
4.1. Персонал выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компонентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом.
4.2. Подготовка новых работников – это первоначальное профессиональное экономическое обучение лиц, принятых в организацию и ранее не имеющих профессии.
4.3. Переподготовка (переобучение)- это освоение новых профессий высвобождаемыми работниками, а так же лицами, изъявившими желание сменить профессию с учётом потребности производства.
4.4. Обучение вторым (смежным) профессиям – это обучение лиц уже имеющих одну профессию, другой – с начальным либо более высоким уровнем квалификации.
4.5. Основное назначение подготовки и переподготовки персонала – повышение квалификации работников, приобретение второй (смежной) профессии, расширение и углубление знаний по СМК и СЭМ, а так же обучение по охране труда в соответствии с "Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
4.6. Профессиональное обучение системе подготовки и переподготовки персонала носит непрерывный характер и проводится в течение всей трудовой деятельности, его непрерывность обеспечивается планированием и использованием различных видов и форм обучения.
5.Реализация маркетинговой стратегии на ОАО "Газаппарат"
Крупные корпорации располагают значительными ресурсами и большим количеством сотрудников. Малый и средний бизнес требует самого бережного отношения к своим ресурсам, обходясь небольшим количеством работников. Исходя из этого, малые предприятия должны иначе вести свои дела – особенно это касается маркетинга. У крупных корпораций есть средства для проведения маркетинговых исследований и дорогостоящих методов квалификации своих потребителей. Не имея в своём распоряжении таких инструментов, малые и средние предприятия должны быть более изощрёнными. Они должны отыскивать другие, менее дорогостоящие способы получения той же самой информации о потребителе.
Для достижения поставленных целей ОАО"Газаппарат" разрабатывает стратегии маркетинга. Стратегия маркетинга – это генеральная программа маркетинговой деятельности на целевых рынках. Стратегия маркетинга включает главные направления маркетинговой деятельности и инструментарии комплекса маркетинга (маркетинг–микс), с помощью которого разрабатывают и осуществляют маркетинговые мероприятия для достижения поставленных целей. Таким образом, стратегия маркетинга представляет собой вид и способ использования фирмой собственного потенциала и шансов на успех в окружающей её среде (рынок, факторы макросреды и т.д.). При реализации маркетинговой стратегии могут быть использованы различные маркетинговые мероприятия (см. табл. 1).
Программа проведения маркетинговых мероприятий для повышения эффективности производства– процесс разработки плана, который поможет определить существенные данные, необходимые для успешного маркетинга и сбыта.Она содержит четыре ступени:
1. выбор целевой аудитории;
2. анализ целевой аудитории;
3. классификация целевой аудитории;
4. разработка плана по сбыту.
Таблица 1.
Маркетинговые мероприятия в зависимости от вида стратегии маркетинга
Каждая из выше перечисленных ступеней строится на данных, собранных на предыдущей ступени.
Разработка плана по маркетингу и сбыту может помочь в увеличении дохода и прибыли. Этот процесс начинается с выбора целевых аудиторий. На этой ступени необходимо свести универсум потенциальных клиентов к организуемой группе целевых аудиторий. Отбор целевой аудитории предполагает серию обзорных решений. Этот процесс принятия решений не является точным, да и не должен быть таковым. Этот процесс реалистичен. Недостаток времени, а также финансовых и штатных ресурсов не позволяет проводить полноценное исследование, поэтому следует так распорядиться имеющимися ресурсами, чтобы извлечь максимальную выгоду с минимальными затратами.
На первой ступени нужно раздробить единый сегмент рынка на целевые аудитории, которые для предприятия представляют собой покупательский потенциал. На втором этапе следует проанализировать эти целевые аудитории более глубоко. Необходимо получить информацию для того, чтобы выбрать лучшие из них. Итак, вторая ступень – это анализ целевой аудитории.
Данная ступень представляет собой не что иное, как сбор данных. Идентификация целевой аудитории прошла на первой ступени. Теперь следует собрать данные как о конкурентах, так и о собственном предприятии. Эти данные формируются для проведения стратегического маркетинга и принятия решений по сбыту.
Анализ целевых аудиторий следует сконцентрировать в двух аспектах:
1) Возможности предприятия применительно к данной целевой аудитории. Данный аспект подразумевает определение профиля фирмы. Он включает в себя следующие характеристики: цели, продукт, сервисные услуги, сегменты существующих потребителей, местонахождение, географический ареал охвата, каналы сбыта и анализ ресурсов.
2) Возможности вашего конкурента применительно к данной целевой аудитории. Определение профиля конкурента включает в себя описание следующих аспектов: местонахождение, предлагаемые продукты (услуги), предлагаемые сервисные услуги, охват рынка, пункты продажи, сильные стороны, слабые стороны.
Теперь, когда предприятие имеет все данные, необходимые для понимания своих потребителей в каждой целевой аудитории стоит перейти к следующей ступени в подготовке маркетингового плана и плана по сбыту: к классификации целевой аудитории.
Эта ступень представляет собой тот пункт, где нужно заставить работать на себя собранные данные. Посредством серии вопросов можно оценить способность ресурсов фирмы удовлетворить требования каждой целевой аудитории;
способность провести различия между своей компанией и конкурентом в каждой целевой аудитории.
Определив своих потенциальных потребителей в данной целевой аудитории, предприятию необходимо перейти к завершающей четвёртой ступени: разработке плана по продажам. Необходимо создать план продаж для каждой целевой аудитории. Для того, чтобы это сделать, необходимо: разработать маркетинговые стратегии, понять суть процесса продаж и тактики сбыта.
Одной из наиболее важных маркетинговых стратегий является конкурентная стратегия.
Многие предприятия, в силу высокой конкуренции, заканчивают своё существование, не успев открыться. При этом важен тот факт, что даже предприятиям, занявшим определённую позицию на рынке, нельзя замедлять темпы своей активности, считая, что теперь, когда имеется определённая клиентская база можно расслабиться. Не стоит забывать о том, что существует масса фирм – конкурентов, занимающихся аналогичной деятельностью и жаждущих занять свою, устойчивую позицию на рынке и руководство ОАО "Газаппарат" помнит об этом.
Конкурент – это любое предприятие, предлагающее такой же или аналогичный продукт или услугу тем потребителям, на которых нацелено предприятие. Необходимо проанализировать деятельность этих компаний.
Существует три альтернативных варианта: необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы стать дифференциатором товара, лидером самой низкой цены, или ниши. Однако, если предприятие попытается достичь результатов во всех трёх направлениях, то потерпит поражение от тех компаний, которые будут превосходить её хотя бы в одном аспекте. Средний вариант – ловушка. Обычно предприятиям не хватает средств, чтобы быть на высоте во всех трёх отношениях. Кроме того, каждый вариант стратегии требует своей организационной культуры и системы управления.
Предприятию необходимо получить точную информацию о конкурентах. Как правило, главный конкурент компании продаёт свои товары на том же целевом рынке и использует тот же маркетинговый ассортимент продукции. Организации следует беспокоиться лишь о тех своих противниках, на долю которых приходится солидная часть предложения.
Необходимо выяснить, каковы их цели, стратегии, сильные и слабые стороны, методы конкурентной борьбы. Следует отметить, что главная опасность исходит не от известных конкурентов, а от появления новой передовой технологии, руководство предприятия и менеджмент "Газаппарат" это прекрасно понимает, постоянно следит за деятельностью своих потенциальных конкурентов, посещая различные выставки, семинары нового оборудования и технологий. Здесь представлены лишь некоторые в которых участвовало ОАО"Газаппарат":
1. "Сургут. Нефть и газ – 2006" 26-29 сентября г. Сургут (диплом за участие);
2. "Нефть. Газ. Энерго. Экология – 2006" 18-20 октября г. Альметьевск;
3. "НефтьГазСервис" 14-17 ноября г. Уфа;
4. "GAZ INDUSTRY" 13-15 декабря г. Оренбург;
5. "Топливно-энергетические ресурсы Юга России" 15-17 ноября г. Ростов-на-Дону;
6. "ЮгАкваТерм" 6-8 сентября г. Ростов-на-Дону;
7. "Энергетика Карелии – 2006" 12-14 декабря г. Петрозаводск (диплом за активное участие);
8. "Рос-Газ-Экспо-2006" 30 мая – 2 июня г. Санкт-Петербург ( диплом участника);
9. "Российская национальная выставка" г. Баку с 21 – 24 февраля (диплом за участие в Российской национальной выставке);
10. Семинар, г. Москва, май;
11. 2-я Международная выставка жилищно-коммунального хозяйства "Жилком" ( диплом за активное участие в выставке);
12. "Рос-Газ-Экспо-2005" 31 мая – 3 июня, г. Санкт-Петербург (почетный диплом участника).
Участие предприятия в различных выставках и семинарах нацелено не только на выявление своих потенциальных конкурентов, но и активную сбытовую политику самого предприятия. Поэтому высший менеджмент "Газаппарата" при любой возможности стремится попасть и участвовать в самых престижных выставках. Также публикуется информация о деятельности предприятия и новых товарах в следующих средства массовой информации:
1. Журнал "ДоМира";
2. Журнал "Промышленность Поволжья";
3. Справочник "Саратовская губерния 2006";
4. Еженедельник Российский Деловой Союз";
5. Журнал "Деловая Мордовия";
6. Журнал " Сфера Нефтегаз";
7. Газета "Саратовский Арбат";
8. Журнал "Волга Бизнес";
9. Газета "Телеком".
6.Организация логистики на предприятии.
В настоящее время логистика любого предприятия позволяет обеспечить тесную координацию собственно логистической организации, производственной и маркетинговой стратегии. Результатами реализации этой стратегии являются: необходимый ассортимент запасов в должном месте в нужное время; согласованность внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную доставку в соответствии с требованиями производства; синхронность складского хозяйства и транспорта и соответствие упаковки требованиям транспортировки, что позволяет минимизировать расход ресурсов, снизить производственные запасы и запасы готовой продукции; синхронизация потребительских заказов и транспортных услуг, логистика – теория и практическая деятельность по организации и управлению процессами движения единой совокупности материальных, финансовых, трудовых, информационных и правовых потоков в системе рыночной экономики.
Логистика проявляется сегодня как современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательства; как системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов; как алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им потоков информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса; как вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов, продукции потребителю. Как и на любом другом предприятии, на ОАО "Газаппарат" присутствует определенная система логистики, которая направлена в первую очередь на поиск новых возможностей повышения эффективности материальных потоков. В логистике ОАО "Газаппарат" выделяют следующие звенья по которым проходят все материальные потоки предприятия: поставка материалов, сырья, полуфабрикатов, хранение продукции и сырья, производство товаров, их распределение, потребление готовой продукции. Под материальным потоком понимают сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка и т.п.) и отнесенные к определенному интервалу времени.
На предприятии логистика отвечает на следующие вопросы:
-по какому каналу довести продукцию до потребителя;
-как упаковать продукцию;
-по какому маршруту отправить;
-нужна ли логистике сеть складов, если да, то какая, где и сколько;
-какой уровень обслуживания обеспечить, а также
на ряд других вопросов.
На уровне предприятия, т. е. на микро уровне, логистика ставит и решает следующие задачи:
-планирование процесса реализации;
-организация получения и обработки заказа;
-выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
-организация отгрузки продукции;
-организация доставки и контроль за транспортированием;
-организация послереализационного обслуживания.
На предприятии формируются следующие виды материальных запасов:
1. Производственные запасы;
2. Незавершенное производство;
3. Готовая продукция.
К первой группе относятся запасы сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей, топливо, тару и тарные материалы, отходы, запасные части, прочие материалы.
Для каждого производственного процесса (или стадии производственного процесса) могут быть выделены следующие виды исходных материалов:
а) Сырье, образующее в результате переработки значительную часть (по количеству или стоимости) конечного продукта. К сырью, как правило, относятся первичные материалы, не прошедшие переработки вообще или прошедшие ее в незначительной степени.
б) Вспомогательные материалы, занимающие незначительную (по количеству или стоимости) часть в составе конечного продукта. Тем не менее такие материалы могут иметь важное функциональное значение.
в) Производственные материалы, не входящие в отличие от сырья и материалов в состав конечного продукта, но необходимые для нормального хода производственного процесса. Они обеспечивают ввод в действие и эксплуатацию оборудования. К таким средствам относятся смазочные материалы, охлаждающая жидкость для сверлильного оборудования, чистящие и моющие средства.
г) К числу комплектующих относятся продукты, не требующие обработки вообще или требующие ее в незначительной степени. К числу производящихся с ними операций могут относиться пересортировка, изменение размера партии, маркировка и т. п.
Сырье, полуфабрикаты, вспомогательные материалы относятся к общей категории сырье и материалы (так как подвергаются обработке или переработке в процессе изготовления конечной продукции).
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов: производственные и товарные.
Производственные запасы – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса
Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю.
Товарные запасы подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления.
Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, страховые и сезонные.
Текущие запасы – основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.
Страховые запасы – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:
отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;-
возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;-
непредвиденного возрастания спроса.-
Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции.
На предприятии не существует как такого транспортного хозяйства, так доставка готовой продукции осуществляется в основном самовывозом за счет заказчика, а поступление материалов доставляется поставщиками этих материалов.
Для хранения материальных ценностей на ОАО "Газаппарат" имеются складские помещения. Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых обеспечивается непрерывность производственного процесса. Склады готовой продукции позволяют содержать запас, обеспечивающий непрерывность сбыта. На складах торговли накапливаются и ожидают своего потребителя готовые изделия.
Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.
Склад на ОАО "Газаппарат" рассматривается не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволяет обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности. Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.
Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие сложные функции:
- временное размещение и хранение материальных запасов.
- преобразования материальных потоков.
- обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.
Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний – необходимость перемещения груза внутри склада.
Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.
Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.
На предприятии рассчитывается норма запаса необходимая для нормального его функционирования. Для расчета нормы запаса используется метод технико-экономических расчетов, который заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонные запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков.
7.Финансы предприятия
В рамках своей деятельности ОАО "Газаппарат" располагает достаточными финансовыми ресурсами, так как ее продукция является востребованной на рынке и у предприятия не так много конкурентов.
Рассмотрим себестоимость продукции, и главные издержки предприятия.
Издержки (себестоимость) – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализацию продукта (продукции). В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.
Полная себестоимость продукции складывается из следующих составляющих:
- цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
- производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
- полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, – показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).
Её реальное определение на предприятии необходимо для:
-маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;
-определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
- ценообразования;
-правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.
Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.
Рентабельность продукции.
Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.
В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании. Для повышения рентабельности продукции своей главной задачи предприятие считает увеличение прибыли и снижение издержек.
Для отражения рентабельности на предприятии используются следующие показатели:
Валовый доход (ВД) – представляет собой разницу между валовой продукцией и материальными затратами (МЗ).
ВД = ВП – МЗ
Чистый доход (ЧД) – представляет собой разницу между валовой и издержками производства, т.е. т.е. себестоимостью продукции (СП).
ЧД = ВП – СП
а также он может определяться как разница между валовым доходом и оплатой труда (ОТ)
ЧД = ВД – ОТ.
Валовый доход, таким образом, представляет сумму оплаты труда (затраты на оплату труда) и чистого дохода
ВД = ОТ + ЧД.
Чистый доход предприятия рассчитывается по всей валовой продукции. По реализованной продукции, т.е. выручке от реализации (ВР), определяется прибыль (П)
П = ВР – СК
где СК – полная (или коммерческая) себестоимость реализованной продукции.
При этом прибыль называют реализованным чистым доходом.
Уровень рентабельности (УР) определяется как процентное отношение прибыли к полной (коммерческой) себестоимости
УР = П / СК * 100%
Уровень рентабельности рассчитывается в целом по предприятию и отдельным товарным продуктам. По этому показателю можно также оценивать рентабельность затрат на конкретные мероприятия, направленные на повышение экономической эффективности производства.
Для характеристики предприятия потребуется достаточная и достоверная информация, характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обусловливает необходимость изучения финансовых отчетов, возможности появления непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками информации служат:
- финансовая отчетность предприятия;
- данные бухгалтерского учета предприятия;
- внеучетная информация.
Важнейшими источниками информации служат баланс с объяснительной запиской к нему, а также "Отчет о прибылях и убытках" с соответствующими справками, расшифровками к нему.
Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой по величине кредит эти средства обеспечивают.
Финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность при минимальном уровне предпринимательского риска.
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создание условий для самопроизводства.
С помощью абсолютных показателей определяется тип финансовой устойчивости. В ходе производственного процесса постоянно пополняются материальные запасы. Для этого используются как собственные оборотные средства, так и заемные источники. Достаточность источников для формирования материальных оборотных средств может характеризовать различные условия финансовой устойчивости. Выделяют следующие типы финансовой устойчивости:
1. абсолютная финансовая устойчивость, при которой материальные оборотные средства формируются за счет собственных оборотных средств.
МЗ≤ СК-ВА
2. нормальная финансовая устойчивость, при которой материальные запасы формируются за счет чистых мобильных активов (собственных оборотных средств и долгосрочных кредитов и займов).
МЗ≤ СК – ВА + ДКЗ
3. неустойчивое финансовое состояние – материальные запасы формируются за счет собственных оборотных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов.
МЗ≤ СК – ВА + ДКЗ + ККЗ
В этой ситуации условие платежеспособности нарушается, но сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнение собственных оборотных средств.
4. кризисное финансовое состояние, при котором материальные запасы превышают величину источников их формирования.
МЗ > СК – ВА + ДКЗ + ККЗ
В этом случае предприятие считается неплатежеспособным, т.к. не выдерживает условие платежеспособности – денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и дебиторская задолженность не покрывают кредиторскую задолженность.
Финансовое состояние ОАО "Газаппарат" относиться к нормальной финансовой устойчивости, так как обладает своими финансовыми ресурсами и привлекает займы и кредиты со стороны.
Для анализа финансовой устойчивости на предприятии используются также относительные показатели. Они характеризуют степень зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов.
1. Коэффициент финансовой независимости (автономии, концентрации собственного капитала) – рассчитывается как отношение собственных источников к итогу баланса и показывает, какая часть имущества организации сформирована за счет собственных средств:
Коэффициент финансовой независимости = Собственный капитал / Валюта баланса
2. Коэффициент финансовой устойчивости – рассчитывается как отношение устойчивых пассивов – собственных средств и долгосрочных займов и кредитов, к итогу баланса; показывает, какая часть имущества организации сформирована за счет перманентного капитала (капитала, приравненного к собственному):
Коэффициент финансовой устойчивости = (Собственный капитал + Долгосрочные кредиты и займы) / Валюта баланса
3. Коэффициент финансирования – рассчитывается как отношение собственных источников к заемным и показывает размер собственных средств, приходящихся на единицу заемных источников:
Коэффициент финансирования = Собственный капитал / Заемный капитал
4. Коэффициент капитализации (финансовой активности, финансового риска, плечо финансового рычага) – рассчитывается как соотношение заемных и собственных средств и показывает размер заемных средств, приходящихся на единицу собственных:
Коэффициент капитализации = Заемный капитал / Собственный капитал
5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами запасов и затрат (материальных оборотных средств) – рассчитывается как отношение собственных средств в обороте к материальным оборотным средствам и показывает, какая часть материальных оборотных средств сформирована за счет собственных источников:
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами запасов и затрат = (Собственный капитал – Внеоборотные активы) / Материальные оборотные средства
6. Индекс постоянного актива – рассчитывается как отношение внеоборотных активов к общей сумме собственных средств и показывает долю иммобилизованных средств в собственных источниках:
Индекс постоянного актива = Внеоборотные активы / Собственный капитал
7. Коэффициент маневренности собственного капитала – рассчитывается путем деления собственных средств в обороте на общую сумму собственных средств и показывает долю мобильных средств в собственных источниках:
Коэффициент маневренности собственного капитала = Собственные оборотные средства / Собственный капитал
8. Коэффициент реальной стоимости имущества – рассчитывается как отношение общей стоимости основных фондов, производственных запасов и заделов незавершенного производства к стоимости имущества, характеризует производственный потенциал организации:
Коэффициент реальной стоимости имущества = (Основные средства + Сырье и материалы + Зартраты в незавершенном производстве) / Активы
9. Коэффициент привлечения долгосрочных займов – рассчитывается как отношение величины долгосрочных обязательств к собственным средствам и показывает долю долгосрочных займов и кредитов, обеспечивающих развитие предприятия в источниках, приравненных к собственным:
Коэффициент привлечения долгосрочных займов = Долгосрочные кредиты и займы / (Собственные источники + Долгосрочные кредиты и займы)
Все приведенные коэффициенты имеют самостоятельный смысл, вместе с тем они связаны между собой как показатели, характеризующие финансовую устойчивость организации, причем их уровни зависят от конкретных условий и характера деятельности.
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Отчет по преддипломной практике по инновационному менеджменту |
Отчёт по практике | Психолого-педагогические аспекты работы с трудными детьми |
Отчёт по практике | Отчет по бухучету в СХПК "Кочетовский" |
Отчёт по практике | Исследование деятельности компьютерной фирмы "Бас-Система" |
Отчёт по практике | Исследование финансовых результатов деятельности организации и разработка путей их улучшения на примере ООО "Виктория" |