Введение
В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого бизнеса.
Одной из составляющих современного менеджмента является изучение принципов и техники управления предприятиями, руководимыми индивидуальными предпринимателями как специфической формы организации бизнеса в рыночной экономике, так как именно в этих предприятиях циркулирует значимые для населения товары, для них характерен наиболее широкий спектр функций и методов управления финансами и могут быть разработаны некоторые унифицированные подходы к принятию решений финансового характера.
Нельзя отрицать того, что к сегодняшнему дню в мире уже накоплен разнообразный опыт во многих вопросах управления предприятиями, которыми руководят индивидуальные предприниматели, но остается актуальным исследование методов анализа и оценки показателей эффективности управленческого труда, системы управления таким предприятием.
Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам в организационном построении основных принципов и приемов работы индивидуальных предпринимателей, оценка эффективности управления таким видом предприятий, используемые методы управления, непосредственно влияющие на эффективность работы персонала как объекта управления в современной системе менеджмента.
Управление персоналом - это совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций.
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансового состояния предприятия. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются пути повышения эффективности коммерческой деятельности, а также оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия, она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
Анализ финансового состояния предприятия основывается на данных финансовой отчетности, которая является по существу «лицом» предприятия. Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансовой деятельности предприятия.
Данные финансовой отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей, нужна для эффективного управления предприятием. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности.
Данное практическое исследование проводилось на примере работы ИП «Пастухова Л.Л.».
Основная задача при прохождении преддипломной практики заключалась в следующем:
провести комплексный анализ предприятия ИП «Пастухова Л.Л.»»;
-изучить общую характеристику предприятия и системное описание предприятия и его прямое окружение;
исследовать систему управления;
изучить основные технико-экономические показатели и результаты финансово-хозяйственной деятельности;
провести экономический анализ.
Глава 1. Общая характеристика предприятия ИП «Пастухова Л.Л.»
Предприятием ИП «Пастухова Л.Л.» руководит индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (сокращенное название предприятия: «Пастухова Л.Л.»). Организационно-правовая форма - индивидуальный предприниматель, без образования юридического лица. Ее предпринимательская деятельность подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
Основным видом деятельности предприятия «Пастухова Л.Л.» является:
-торговля, торгово-посредническая, посредническая и иная коммерческая деятельность;
закупка-продажа компьютерных комплектующих и сопутствующих товаров.
Основной целью работы ИП «Пастухова Л.Л.» является получение прибыли, как ключевой показатель предприятия.
Рост прибыли на данном предприятии обуславливается следующими факторами:
-удовлетворение потребителя или пользователя услуг;
позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;
условия благосостояния работающих на предприятии и развитие хороших отношений среди персонала;
публичная ответственность и имидж организации;
высокий уровень труда;
минимизация издержек и т.д.
Директор предприятия ИП «Пастухова Л.Л.»:
-имеет печать, фирменный бланк, товарный знак, эмблему и прочие реквизиты;
имеет право открывать расчетный и другие счета в учреждениях банков;
К основным торговым функциям предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» следует отнести:
-рекламирование товаров и услуг;
оказание торговых услуг покупателям;
составление заявок на завоз товаров;
формирование ассортимента товаров;
изучение покупательского спроса на товары.
Директор ИП «Пастухова Л.Л.» руководствуется следующими внутренними документами: свидетельство индивидуального предпринимателя, коллективный договор, положения об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры.
Предприятие ИП «Пастухова Л.Л.» несет ответственность по своим долгам и своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Прибыль от деятельности используется на возмещение материальных затрат, осуществление обязательных платежей и отчислений (уплату налогов, оплату труда работникам и т.д.). Оставшаяся чистая прибыль направляется на развитие и расширение предприятия и другие цели по усмотрению предпринимателя.
Численность персонала ИП «Пастухова Л.Л.» определяется исходя из функциональной целесообразности; общая численность работающих, согласно штатному расписанию, составляет 8 человек.
Рассмотрим организационную структуру предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» (рис.1).
Вопросы найма и увольнения, формы, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников решаются директором предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» самостоятельно на основе законодательства РФ.
Рис.1.Организационная структура ИП «Пастухова Л.Л.»
Система оплаты труда для персонала построена на использовании повременно-премиальной формы. Оплата труда работников построена на основе должностных окладов и зависит от величины фактически отработанного времени и достижения конечных результатов деятельности предприятия.
У каждого работника предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» есть свои должностные обязанности.
Руководство деятельностью предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» осуществляет директор, который:
-заключает договора с юридическими и физическими лицами;
осуществляет оперативное руководство деятельностью отделов;
защищает имущественные интересы и деловую репутацию предприятия;
заключает и расторгает трудовые договора (контракты) с работниками с соблюдением действующего законодательства и штатного расписания;
определяет состав, численность и заработную плату работникам.
Должностные обязанности главного бухгалтера:
-ведет работу с бухгалтерской отчетностью, внутренней и внешней документацией и корреспонденцией;
занимается отчетами и перечислениями в налоговые и другие государственные органы;
производит расчеты с поставщиками, а также множество других операций;
своевременно подготавливает платежные поручения;
контролирует наличие всех приходных накладных на весь товар;
производит прием на работу персонала и увольнение.
Должностные обязанности кассира:
-принимает наличные средства от покупателей;
осуществляет внутрифирменные расчёты;
выдает заработную плату работникам а также, авансы, командировочные и другие выплаты;
ведет контроль за приходом и расходом денежных средств в течение дня.
Должностные обязанности менеджера:
-по финансовому развитию отслеживает расчеты с поставщиками и покупателями, задолженности;
контролирует ведение расходной и приходной документации;
отслеживает остатки товара на складе, какая и в каком количестве продукция требуется организации в ближайшее время;
прогнозирует продажи и оформляет заказы поставщикам.
Должностные обязанности продавца-консультанта:
-консультирование клиентов;
участвует в сортировке и маркировке товара;
прикрепляет ярлыки цен с указанием наименования, артикула, цены, размеров, следит за наличием ценников;
встречает клиентов, консультирует их по ассортименту, демонстрирует все виды моделей наименования, наблюдает за сохранностью товара;
доводит до сведения директора о спросе покупателей на отдельные товары;
соблюдает правила трудовой дисциплины;
принимает товар по накладным.
Согласно ст.91 Трудового Кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятии ИП «Пастухова Л.Л.», не превышает 40 часов в неделю. Законодательства РФ регулирующего рабочее время работников всех предприятий, независимо от их форм собственности.
Правильно подобранный, сплоченный, квалифицированный коллектив является основной составляющей успех предприятия. Именно от людей, работающих на предприятии ИП «Пастухова Л.Л.», зависит, будет ли предприятие процветать или закроется. Только люди, обладающие большим запасом энергии, желающие добиться высоких результатов, сделать карьеру и иметь достойный уровень жизни, а также имеющие современный взгляд на поставленные цели, обладающие умением предвидеть ситуацию, способны сделать предприятие ИП «Пастухова Л.Л.»» прибыльным.
При приеме на работу в предприятие ИП «Пастухова Л.Л.»обращается особое внимание на наличие у работника среднего специального, или высшего образования. Любое высшее образование, во-первых, помогает работнику общаться с покупателем на достойном уровне, а во-вторых, выпускник вуза умеет учиться маркетингу, знает, как это делать, да и сам процесс обучения дается ему легче и быстрее.
Высшее образование, конечно, помогает продавцу в работе, однако гораздо важнее стремление продавца к самореализации, обучению, приобретению опыта общения с людьми, опыта продаж.
Как правило, до принятия предприятием ИП «Пастухова Л.Л.» решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора:
-предварительную отборочную беседу;
заполнение бланка заявления;
проверку рекомендаций и послужного списка;
медицинский осмотр;
принятие решения.
Новичков принимают на работу, как правило, с испытательным сроком. Во время испытательного срока работник предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» должен научиться профессионально общаться с покупателем, знать товарный ассортимент, пользоваться оргтехникой, программным обеспечением, разбираться в бухгалтерской, сопроводительной документации.
Обучение проводится старшими коллегами. В конце испытательного срока комиссия предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» проверяет насколько хорошо новичок запомнил и усвоил данную ему информацию и систему работы, выслушивается мнение опытных работников и тех кто работал с новичком.
Решение о приеме на работу принимается директором. После чего оформляются следующие документы:
-приказ о приеме на работу;
заключается трудовой договор;
договор о полной индивидуальной материальной ответственности;
обязательство о неразглашении и соблюдении конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;
запись в трудовой книжке.
Время успешного обучения зависит от личных способностей новичка, желания и стремления обучаться, коммуникабельности, предыдущего опыта, особенно в торговле и внутренних внешних коммуникациях.
1.1 Анализ динамики товарного ассортимента и структура товарооборота
ИП «Пастухова Л.Л.» представляет широкий ассортимент различной женской одежды материалов и аксессуаров. Это современные модели от российских и зарубежных производителей.
Весь ассортимент предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» можно разделить на отдельные группы товаров (рис.2), которые предлагают отечественные и зарубежные производители.
Рис.2.Анализ ассортимента товаров
-небольшая группа товаров, в которую входят аксессуары ;
группа товаров относящихся к программному обеспечению (Программы, игры, операционные системы);
расходные материалы ;
периферия (мониторы, мыши, клавиатуры, микрофоны, колонки)
группа товаров составляющих начинку системного блока (оперативная память, материнские платы, процессоры, видеокарты, жесткие диски, блоки питания, дисководы, различные платы расширения).
Покупатели с помощью торгового персонала могут подобрать необходимые устройства подходящие их требованиям.
Для полного удовлетворения спроса покупателей, предприятие отслеживает динамику продаж (какие модели лучше продаются, какой дизайн пользуется наибольшим спросом) и в зависимости от этого составляет заказ, который будет соответствовать требованиям покупателей и товар прибудет в назначенный срок.
Основными источниками товароснабжения являются Тульские оптовые фирмы, где формируется необходимый ассортимент. Ассортимент периодически обновляется новыми моделями, которые пользуются повышенным спросом у покупателей.
Оптимальная структура товарного ассортимента должна учитывать фазу жизненного цикла товаров с точки зрения темпов, роста объема их продаж на данном рынке и долю объемов продаж этих товаров по отношению к доле конкурента.
Анализ показал преобладание в структуре товарооборота следующих товарных групп: компьютерные комплектующие (40%), периферия (30%), аксессуары (10%), расходные материалы (15%), программное обеспечение (5%).
Анализ всего выше сказанного позволяет сформулировать SWOT-анализ ИП «Пастухова Л.Л.»:
Выявим сильные стороны предприятия ИП«Пастухова Л.Л.»:
-установлены стабильные связи с основными потребителями;
установлены стабильные и взаимовыгодные связи с поставщиками;
-перспективность и динамичность политики, которую проводит ИП «Пастухова Л.Л.»;
-знание и опыт работы управленческой команды предприятия;
Выявим слабые стороны:
-отсутствие акций, позволяющих привлечь внимание покупателей.
Таким образом, возможности предприятия заключаются в расширении номенклатуры товаров, в увеличении объема продаж, поиске новых поставщиков, привлечение внимания покупателей системой скидок и различными акциями.
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия
2.1 Основные показатели деятельности предприятия
Задачи руководства предприятием ИП «Пастухова Л.Л.» определяются интересами его владельца, размерами капитала и средой.
Важнейшими задачами предприятия являются:
получение дохода владельцем предприятия;
обеспечение потребителей товаром предприятия;
обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
создание рабочих мест для населения;
охрана окружающей среды;
недопущения сбоев в работе предприятия.
Рассмотрим систему управления персонала предприятия.
Объектом управления предприятия (объектом менеджмента предприятия) является его коллектив в процессе производственно- хозяйственной деятельности, заключающейся в выполнении работ по оказанию услуг населению.
Процесс управления персоналом предприятия независимо от его содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Исследуя предприятие как социально- экономическую систему необходимо рассмотреть в определенном экономическом пространстве внутренней и внешней среды. Задачи предприятия определяются внешней и внутренней средой.
Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. К числу внутренних ситуационных факторов обычно относят цели, структуры, задачи, технологии и людей, работающих в организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду предприятия.
Внешняя среда предприятия-это, прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население. Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения оного фактора воздействует на другие факторы. Внешняя среда предприятия включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, культура, демография.
Факторы внешней среды можно рассматривать в следующих областях: экономика, политика, рынки, технологии, международные экономические отношения, конкуренция, социальное поведение и социальное ожидание.
Внешнюю среду подразделяют на микросреду- среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики, потребители продукции, конкуренты и т.д.; макросреду - природную, демографическую научно- техническую, экономическую, политическую и международную.
Предприятие ИП «Пастухова Л.Л.» работает с достаточно большим количеством поставщиков, но основная их часть - это крупные оптовые предприятия, которые зарекомендовали себя на рынке с положительной стороны:
-ООО «Система» - специализируется на продаже бытовой техники , а также компьютеров и периферии;
ООО «Рико» - специализируется на продаже компьютеров и комплектующих, цифровой фото видео техники;
ООО «Мегаселл» - специализируется на продаже Бытовой техники и перифирии;
ООО «Мерлоу» - специализируется на продаже компьютеров, комплектующих, периферии.
ООО «Системком» - специализируется на продаже компьютеров и комплектующих.
Для того чтобы наладить процесс управления предприятием, необходимо выполнить комплекс взаимосвязанных работ: организовать общность людей, наметить цели, сформировать организационную структуру, обеспечить необходимыми условиями и предметами труда, финансовыми и информационными ресурсами. Перечисленные работы всегда выполняются при формировании процесса управления, что позволят характеризовать организацию управления предприятием как действие, посредством которого создаются социально-экономическая система предприятия.
Рассмотрим основные принципы управления персоналом предприятия ИП «Пастухова Л.Л.»:
-лояльность ко всем работающим на предприятии;
ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
повышение качества коммуникаций;
раскрываемость способностей работающих;
адекватность и быстрота реакции на изменения внешней среды;
совершенство методов работы с людьми;
согласованность совместного труда;
этичность предпринимательства;
честность, справедливость и доверие;
постоянство контроля за качеством работы.
Внешнее равновесие предприятие достигается формированием стратегии бизнеса, внутреннее - организационной концепцией.
Процесс управления представляет собой композицию двух этих взаимопроникающих процессов. Внешнее равновесие в долгосрочном плане может быть достигнуто только при условии достижения баланса. В рамках системного подхода смысл существования предприятия может быть определен как стремление искусственной системы к достижению целей .
Качественное совершенствование осуществляется посредством применение новых форм оплаты труда на предприятии ИП «Мищук И.Е.». Отсюда следует, что одной из функцией управления предприятием ИП «Пастухова Л.Л.» является совершенствование форм оплаты труда, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с изменениями окружающей среды.
Одной из функцией управления является совершенствование структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с изменениями окружающей среды.
Каждое воздействие предполагает, что руководитель ИП «Пастухова Л.Л.» должен обозначить проблемы и четко сформулировать задания персоналу для их решения, временной интервал, пределы допустимых отклонений, указать лиц, ответственных за исполнение решения.
Таким образом, качественное совершенствование процесса управления персоналом осуществляется посредством применения новых форм оплаты труда на предприятии ИП «Пастухова Л.Л.» Считаем необходимым рассмотреть эффективность использования руководителем ИП «Пастухова Л.Л.» трудовых ресурсов предприятия.
2.2 Эффективность использования трудовых ресурсов
Управление персоналом является основой менеджмента предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации общих целей предприятия, а эффективность использования каждого отдельного работника зависит от его способности выполнять требуемые функции и мотивации, с которой эти функции выполняются.
Предприятие ИП «Пастухова Л.Л.» представляет собой систему управления персоналом, которая характеризуется следующими параметрами:
-соответствие персонала целям и миссии предприятия (уровень образования, квалификация, понимание миссии, отношение к работе);
эффективность системы работы с персоналом - соотношение затрат и результатов;
сбалансированность персонала по определенным группам профессиональной деятельности и социально-психологических характеристик;
структура интересов и ценностей, господствующих в группах персонала управления, их влияние на отношение к труду и его результаты;
ритмичность и напряженность деятельности, определяющие психологическое состояние и качество работы;
интеллектуальный и творческий потенциал персонала управления, отражающий подбор и использование персонала, организацию системы его развития.
Анализ управления персоналом на предприятии ИП«Пастухова Л.Л.»», позволяет выделить дополнительные к существующим на предприятии ИП
методы экономического стимулирования работников в целях совершенствования системы стимулирования персонала в целом:
-непосредственная и тесная связь с достигнутыми успехами в работе в виде дохода от роста прибыли, выраженного в процентах для каждого работника на предприятии ИП «Пастухова Л.Л.», заранее согласованные принципы вознаграждения за перевыполнение плана, внесенные в систему бухгалтерского учета;
соответствие зарплаты реальному вкладу сотрудника в успех конкретного проекта, ограничение базовых окладов для руководителей высшего уровня;
жесткая схема начисления премий.
На предприятии ИП «Пастухова Л.Л.» применяются следующие виды выплат, являющиеся материальным стимулированием:
-выплата к отпуску в размере 1 должностного оклада;
дополнительная материальная помощь в следующих размерах:
не выше 1 оклада в течение года:
-многодетным семьям;
участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, имеющему удостоверение установленного образца.
-20% от суммы материального ущерба, в случае стихийных бедствий, кражи домашнего имущества, пожара (при наличии подтверждающих документов);
-в размере 1 оклада:
пенсионерам и малообеспеченным семьям один раз в 5 лет для частичной компенсации расходов по ремонту жилья;
при смерти членов семьи.
-ежемесячная материальная помощь в размере 25 % от оклада:
-одиноким матерям, вдовам (вдовцам), женщинам (мужчинам), воспитывающим детей без мужа (без жены);
работникам, имеющим на иждивении ребенка - инвалида;
работникам, впервые вступившим в брак в возрасте до 30 лет единовременная материальная помощь в размере должностного оклада.
-единовременное пособие в размере среднемесячного заработка при рождении ребенка;
материальная помощь в размере оклада один раз в год на лечение работника в связи с длительной болезнью (свыше 4-х месяцев);
единовременное пособие на обустройство в размере 2-х должностных окладов молодому специалисту принятому после окончания ВУЗа на работу.
Директор Предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» делает упор на два метода управления: экономический и социально-психологический. Такие методы осуществляют материальное стимулирование коллектива и отдельных работников. Выбор в пользу этих методов сделан по причине небольшого по численности предприятия. Именно вследствие дружного, совместного труда всего персонала предприятие является прибыльным.
Заключение
Деятельность предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» за период 2010- 2011 гг. характеризуется ростом выручки от продаж, ростом рентабельности продаж.
Проведенный анализ финансового состояния ИП «Пастухова Л.Л.» показал, что финансовое состояние ИП «Пастухова Л.Л.» за 2010 - 2011 гг. устойчивое, зависимость предприятия от внешних источников финансирования на протяжении анализируемого периода падает и вероятность наступления банкротства у предприятия очень низкая.
Анализ деятельности предприятия показал, что за последние 2010- 2011 годы предприятие имеет устойчивую тенденцию к росту основных показателей, характеризующих коммерческую и финансовую эффективность, есть некоторые перекосы в организационном процессе, требующие изменений.
На протяжении двух лет товары предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» пользуются устойчивым спросом, несмотря на большое количество конкурентов. Деятельность предприятия ИП «Пастухова Л.Л.» ориентируется на изучение потребностей и запросов потребителей.
На предприятии действует система критериев для выбора поставщиков: качество товара, цена, надежность поставщика, качество обслуживания, условия платежа и другие.
Получаемый от поставщиков товар проходит процедуру входного контроля, если он соответствует специфики поставки и удовлетворяет сертификатам качества. Процесс получения и проверки поставляемых товаров является обязательным в системе управления закупками.
Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников.
Управлением персоналом на предприятии ИП «Пастухова Л.Л.» является одним из важнейших направлений деятельности и считается основным критерием экономического успеха.
Организационное воздействие управлением персонала на предприятии ИП «Мищук И.Е.» основано на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала данного предприятия. К ним относятся трудовой договор, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, должностные инструкции. Эти документы могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом директора предприятия ИП «Пастухова Л.Л.».
Управление персоналом - дело не менее тонкое чем строительство дома, и здесь не следует полагаться на то, что «авось получится». И старые проблемы не исчезают, и возникают новые, да еще похуже прежних. Хотели как лучше, а порой получается что запутали клубок еще больше.
В современных условиях от профессионализма каждого руководителя зависит успех проводимых в нашей стране реформ, перспективы развития экономики. В этих целях систематически должна осуществляться переподготовка руководителей, в том числе путем самообразования.
Данное видение дает возможность адаптироваться предприятиям к новым экономическим процессам, перейти от разрозненных предприятий, руководимых индивидуальными предпринимателями к интегрированным предприятиям, от власти труда к власти разума, от стратегического планирования к стратегическому управлению.
Гибкость, четкая формулировка миссии, направления будущего развития и знания рынка, работа с персоналом, способность к инновациям, прибыльность - это факторы, с которыми должны считаться отечественные предприятия, входящие на рынок.
Новая социальная роль малого бизнеса, на который все в большей мере возлагается ответственность за состояние комфортной для населения среды обитания, качество продукции, уровень образования, подготовку кадров нашла свое отражение в положении Конституции РФ:«РФ - социальное государство, политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Роль управления не в том, чтобы стоить на вершине пирамиды и контролировать людей, но в том, чтобы вдохновлять их, придавать им новые силы. Таков должен быть девиз эффективных систем управления в современном обществе. товарооборот стратегия трудовой ресурс
В заключение можно вспомнить старую, проверенную временем истину: «Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач».
Список использованных источников и литературы
1.Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. - 156с.
2.Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта.- М.: ФиС, 2010.- 211с.
.Елагин Ю.А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность.Розничная торговля. Учеб. пособие. - М.: Екатеринбург,2008.-98с.
.Кеворков В.В., Кеворков Д.В. Маркетинг: Регламент бизнес-процесса. - М.: РИП-Холдинг, 2009. - 187с.
.Ковалев С.М. Ковалев В.М. Описание бизнес-процессов - к вершинам мастерства. - ФиС, 2009. - 255с.
.Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М. : Учеб. Пособие, 2010.- 198с.
.Кузин Б., Шахдинаров Г., Юрьев В.К. Методы и модели управления фирмой. - М.: Учеб. Пособие. Питер, 2007. - 224с.
.Менеджмент организации: Учебное пособие / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - М.: Таганрог: ТРТУ, 2008 - 245с.