Введение
Данная работа представляет собой отчет о практике по менеджменту на ОАО "Автоприцеп-КАМАЗ".
Целью практики является изучение процесса управления на данном предприятии, а также рассмотрение практики руководства предприятием и разработка предложений по ее совершенствованию.
В работе отражены моменты, затрагивающие деятельность ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ».
Проведён анализ его работы в условиях рыночных отношений, финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
История ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» - завода по производству прицепной техники, берет свое начало с 1968 года. В марте 1968 года началось строительство завода, а в декабре 1971 года Государственной комиссией принята в эксплуатацию первая очередь предприятия по выпуску 25 тыс. штук автомобильных прицепов в год. В 1972 году завод начал серийное производство бортовых полуприцепов к автомобилям «ЗИЛ» и «КАЛХИДА» и самосвальных прицепов ГКБ 819 к автомобилям ЗИЛ ММЗ 554 грузоподъемностью 7 тонн.
Решением Министерства автомобильной промышленности Ставропольский завод автоприцепов был перепрофилирован на производство прицепной техники к автомобилям «КАМАЗ» и в августе 1976 года включен в состав Камского объединения. Ставропольский завод в 1976 году освоил крупносерийное производство бортовых прицепов грузоподъемностью 8 тонн и самосвального прицепа грузоподъемностью 7 тонн к автомобилям семейства «КАМАЗ».
В 1989 году со сборочного конвейера Ставропольского завода автомобильных прицепов сошёл 500-тысячный прицеп.
Максимальный объём производства прицепов - 42,6 тыс. штук в год был достигнут в 1990 году.
августа 1992 года в соответствии с законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» Ставропольский завод автоприцепов объединения «КАМАЗ» зарегистрирован в качестве АООТ «Автоприцеп-КАМАЗ». 25 июля 1995 года постановлением «О внесении изменений в государственный реестр предприятий в части акционерного общества открытого типа «Автоприцеп - КАМАЗ» главы администрации Промышленного района г. Ставрополя в соответствии со статьей № 6 Закона РФ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ от 31.11.1994 г.» АООТ «Автоприцеп - КАМАЗ» было преобразовано в ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ».
1.Экономическая характеристика ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»
ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» является специализированным предприятием по производству прицепной автомобильной техники. Эта специализация была определена проектом завода, и на протяжении 39 лет шло развитие производства, сформировался коллектив специалистов, способный решать задачи, начиная от разработки новой конструкции изделия, отвечающего требованиям рынка, подготовки производства и до выпуска малых и крупных партий широкого ассортимента прицепной техники.
ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» входит в число лидеров российского машиностроения и является надежным партнером организаций самых разных сфер деятельности.
Основными рынками, на которых эмитент осуществляет свою деятельность, являются все субъекты Российской Федерации. Основными потребителями реализуемой ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» прицепной техники являются:
·предприятия агропромышленного комплекса;
·автотранспортные предприятия (АТП), частные перевозчики;
·строительные организации и предприятия;
·торговые организации;
·предприятия, использующие продукцию ОАО «Автоприцеп -КАМАЗ» в собственном производстве;
·официальные представители ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» (дилеры);
·прочие потребители.
Номенклатура предлагаемой рынку продукции включает не только базовые модели, но и множество вариантов их модификаций и комплектаций прицепной и автомобильной техники.
Разнообразие выпускаемой продукции базируется на спросе и пожеланиях потребителей, которые стремятся приобретать прицепную технику с низкими эксплуатационными затратами и высокоэффективную для перевозок.
Многолетняя работа предприятия на рынке прицепной техники позволили внедрить современные технологии и выпускать прицепную технику, не уступающую по своим качествам зарубежным аналогам. Опыт предприятия, наличие квалифицированных кадров гарантирует надежность выпускаемой техники и безопасность в эксплуатации. ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» постоянно проводятся работы по усовершенствованию модельного ряда прицепной техники, направленные на повышение конкурентоспособности, качества, надежности, технологичности серийно выпускаемых прицепов и полуприцепов путем создания новой техники, а также совершенствования основных узлов и агрегатов уже существующих.
В 2009 году:
разработана конструкция платформы полуприцепа СЗАП-95171, унифицированной с платформой прицепа СЗАП-8538-01,
разработана новая конструкция платформы прицепа СЗАП-8551-02;
изготовлен опытный образец и начата подготовка производства модернизированного полуприцепа СЗАП-9328М с быстросъемными стойками, тормозной системой нового поколения и новой конструкцией передней стенки задних дверей, позволяющих увеличить объем платформы.
В 2010 году ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» было реализовано 5356 прицепов и полуприцепов, в том числе:
§прицепы 3980 ед.
§полуприцепы 1376 ед.
Таблица 1. Динамика реализации прицепной техники ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» в 2008-2010 гг., шт.
Модель2008г.Доля, %2009г.Доля, %2010г.Доля, %СЗАП-8357136427,3150027,2141526,4СЗАП-8305971,9991,8771,4СЗАП-830532334,71843,33216,0СЗАП-85434178,44428,02855,3СЗАП-85514/8551127025,5130523,7186234,8СЗАП-8538-01 0,060,1190,4СЗАП-830622 0,020,010,0Итого прицепы338167,8353864,3398074,3СЗАП-9340370,7320,6150,3СЗАП-93273947,93115,6 0,0СЗАП-9327160112,074813,669513,0СЗАП-932721813,62083,81512,8СЗАП-932821342,73616,63376,3СЗАП-9329240,550,140,1СЗАП-9915/99051360,7641,2861,6СЗАП-9905901,8591,1440,8СЗАП-9908420,8480,970,1СЗАП-9517/95171681,41312,4110,2СЗАП-9515 0,010,0260,5Итого полуприцепы160732,2196835,7137625,7Итого прицепной техники4988100,05506100,05356100,0
В 2009 году выявлено относительное выравнивание объемов продаж в течение года. Данное выравнивание постепенно позволяет стабилизировать работу всего предприятия, не ставя его в зависимость от колебаний спроса внешней среды.
. Сведения о предприятии, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия
В настоящее время ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» - это крупнейший в России производитель прицепной техники для большегрузных автомобилей. Кроме производства готовой к эксплуатации прицепной техники завод изготавливает шасси прицепов и полуприцепов, двухосные и трехосные тележки под цистерны, лесовозы, фургоны, зерновозы, прицепные универсальные опрыскиватели, а также производит установку бортовых и самосвальных платформ на автомобили «КАМАЗ».
Место нахождения: Российская Федерация, Ставропольский край, г. Ставрополь.
Почтовый адрес: 355044, Российская Федерация, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 18.
Телефон: (8652) 38-70-77, факс 56-03-11.
Сайт в сети Интернет: www.szap.ru
Уставный капитал ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» составляет 605 180 руб. Количество размещенных обыкновенных акций - 605180 штук номинальной стоимостью 1 рубль каждая.
Государственный регистрационный номер: 1-01-31473-Е (на основании приказа № 43-пз РО ФСФР России в ЮФО). Дата государственной регистрации 25 мая 2007 года.
Ведение реестра акционеров ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» осуществляет Ставропольский филиал открытого акционерного общества «Регистратор Р.О.С.Т.», расположенный по адресу: 355000, г. Ставрополь, ул. Серова, дом 9/1.
Аудитором по проверке финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» по итогам 2008 года решением годового Общего собрания акционеров ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ», состоявшегося 11 апреля 2008 года, утверждено общество с ограниченной ответственностью «Аудит - Универсал», расположенное по адресу: 355044, Российская Федерация, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 18.
С 1968 года работниками завода выпущено более 750 тыс. единиц прицепной и сельскохозяйственной техники.
Сведения о предприятии, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия:
УТВЕРЖДЕН
в новой редакции решением годового Общего собрания акционеров
ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»
протокол от 21 апреля 2010 года
Председатель годового общего собрания акционеров ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»
_______________ Бутон А. Ю.
Свидетельство о внесении записи
в ЕГРЮЛ 26 № 003593577
от 28 апреля 2010 года
ГРН № 2102635077642
У С Т А В
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«Автоприцеп-КАМАЗ»
. Общие положения
Открытое акционерное общество «Автоприцеп-КАМАЗ», в дальнейшем именуемое «Общество», создано в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ).
. Цель и виды деятельности Общества
.1. Целью деятельности Общества является извлечение прибыли в интересах акционеров.
.2. Общество вправе осуществлять любые другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством РФ, Общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).
.3. Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то Общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.
Схема 1.Организационная структура предприятия-матричная:
. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Бухгалтерский баланс служит индикатором для оценки финансового
состояния предприятия. Итог баланса носит название валюты баланса.
Для общей оценки финансового состояния предприятия составляют уплотненный баланс, в котором объединяют в группы однородные статьи. При этом число статей баланса сокращается, что повышает его наглядность и позволяет сравнивать с балансами других предприятий.
Бухгалтерский баланс на 31.12.2010г. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС Коды Форма № 1 по ОКУД 0710001 на 31 декабря 2010 г. Дата (год, месяц, число) Организация: ОАО "Автоприцеп - КАМАЗ" по ОКПО 00231774 Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 2635002815 Вид деятельности: Машиностроение по ОКВЭД 34.20 Организационно-правовая форма / форма собственности: ОАО / частная по ОКОПФ/ОКФС 47 16 Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ 384/385 Местонахождение (адрес): г. Ставрополь, пр. Кулакова, 18 АКТИВ Код стр. На начало отчетного периода На конец отчетного периода 1 2 3 4 I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы 110 12 10 Основные средства 120 88008 135713 Незавершенное строительство 130 16837 755 Доходные вложения в материальные ценности 135 0 0 Долгосрочные финансовые вложения 140 10 0 Отложенные налоговые активы 145 246 283 Прочие внеоборотные активы 150 0 0 ИТОГО по разделу I 190 105113 136761 II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы, в том числе: 210 201783 285934 сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 150301 185096 животные на выращивании и откорме 0 0 затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) 213 38600 89781 готовая продукция и товары для перепродажи 214 10994 10126 товары отгруженные 215 0 0 расходы будущих периодов 216 1888 931 прочие запасы и затраты 217 0 0 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 2853 400 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), в том числе: 230 0 0 покупатели и заказчики 231 0 0 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), в том числе: 240 21462 83985 покупатели и заказчики 241 826 51163 Краткосрочные финансовые вложения, в том числе: 250 0 0 Денежные средства, в том числе: 260 13281 1535 Прочие оборотные активы 270 0 0 ИТОГО по разделу II 290 239379 371854 БАЛАНС 300 344492 508615 ПАССИВ Код стр. На начало отчетного периода На конец отчетного периода 1 2 3 4 III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал 410 605 605 Собственные акции, выкупленные у акционеров 411 0 0 Добавочный капитал 420 91563 91563 Резервный капитал, в том числе: 430 30 30 резервы, образованные в соответствии с законодательством 431 0 0 резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432 30 30 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), в том числе: 470 184727 273495 ИТОГО по разделу III 490 276925 365693 IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 510 20403 1000 Отложенные налоговые обязательства 515 197 42 Прочие долгосрочные обязательства 520 0 0 ИТОГО по разделу IV 590 20600 1042 V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 610 0 0 Кредиторская задолженность, в том числе: 620 46020 140691 поставщики и подрядчики 621 7766 113264 задолженность перед персоналом организации 622 7985 3457 задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 2423 246 задолженность по налогам и сборам 624 5795 9052 прочие кредиторы 625 22051 14672 Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов 630 574 963 Доходы будущих периодов 640 373 226 Резервы предстоящих расходов 650 0 0 Прочие краткосрочные обязательства 660 0 0 ИТОГО по разделу V 690 46967 141880 БАЛАНС 700 344492 508615 СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ Наименование показателя Код стр. На начало отчетного периода На конец отчетного периода 1 2 3 4 Арендованные основные средства 910 10509 10509 в том числе по лизингу 911 10509 10509 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 920 40619 28399 Товары, принятые на комиссию 930 - - Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 940 - - Обеспечения обязательств и платежей полученные 950 - - Обеспечения обязательств и платежей выданные 960 - - Износ жилищного фонда 970 - - Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов 980 - - Нематериальные активы, полученные в пользование 990 - -
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
за 2010 год
КодыФорма № 2 по ОКУД0710002Дата (год, месяц, число)Организация: Открытое акционерное общество "Автоприцеп - КАМАЗ"по ОКПО00231774Идентификационный номер налогоплательщикаИНН2635002815Вид деятельности: Машиностроениепо ОКВЭД34.20Организационно-правовая форма / форма собственности: ОАО / частнаяпо ОКОПФ/ОКФС4716Единица измерения: тыс. руб.по ОКЕИ384
Наименование показателяКод стр.За отчетный периодЗа аналогичный период предыдущего года1234Доходы и расходы по обычным видам деятельностиВыручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 01018153551692602Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг020(1580071)(1487616)Валовая прибыль029(+) 235284(+) 204986Коммерческие расходы030(18169)(13350)Управленческие расходы040(77926)(81516)Прибыль (убыток) от продаж 050(+) 139189(+) 110120Прочие доходы и расходыПроценты к получению060Проценты к уплате070Доходы от участия в других организациях080Прочие доходы0903724038239Прочие расходы100(28722)(17022)Прибыль (убыток) до налогообложения 140(+) 147707(+) 131337Отложенные налоговые активы141283246Отложенные налоговые обязательства 14242197Текущий налог на прибыль 150(30954)(31544)Прочие расходы за счет прибыли151-4890-4211Чистая прибыль (убыток) отчетного периода190(+) 112104(+) 95631 СПРАВОЧНО:Постоянные налоговые обязательства (активы)2004736Базовая прибыль (убыток) на акцию201Разводненная прибыль (убыток) на акцию202
Таблица 2. Технико - экономические показатели работы ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ»
Наименование показателейЕд. изм.2009 годПлан 2010 года2010 годВыполнение плана 2010г, %Отношение 2010г к 2009г, %Доходы от всех видов деят.-ти без НДСмлн. руб17311900,91852,697,5107,0Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (по обычным видам деят-ти) без НДСмлн. руб1692,61874,81815,496,8107,3Всего прицепов и п/прицепов, в т. ч.шт.55065760535693,097,3прицепышт.353834703980114,7112,5полуприцепышт.19682290137660,169,9Расходы по обычным видам деятельноститыс. руб.15824821774031167616694,5105,9Численность работающих,чел.11971254105584,188,1в том числе ПППчел.11641221102984,388,4Фонд оплаты труда всего,тыс. руб.14943716633014118584,994,5в том числе ПППтыс. руб.14579216400013846684,495,0Среднемесячная зарплата 1 работника руб.104031105311152100,9107,2Среднемесячная зарплата 1 работника ППП руб.104381119311214100,2107,4Выработка на 1 работника ПППтыс. руб.145415351764114,9121,3Затраты на рубль реализованной продукциикоп.93,594,692,397,698,8Чистая прибыльтыс. руб.9563182036112104136,7117,2Ввод по основным фондамтыс. руб.19893675126009589,0302,1
В отчетном году реализовано прицепной автомобильной техники на 7 % меньше планируемого в бизнес - плане, и на 2,7 % меньше по сравнению с 2007г.
Динамика роста продаж по всем видам прицепной техники выглядит следующим образом:
Автомобильных прицепов в 2010г. реализовано на 442 шт. (12,5%) больше, чем в 2009г., а их удельный вес составил 74,3% в общем объеме реализации прицепов и полуприцепов (тогда как, в 2009г. составлял 64,26% от общего объема реализации прицепной техники).
Автомобильных полуприцепов в 2010г. реализовано на 592 шт. (30%) меньше, чем в 2009г., а их удельный вес составил 25,7% в общем объеме реализации прицепов и полуприцепов (тогда как, в 2009г. составлял 35,74 % от общего объема реализации прицепной техники).
Анализ финансового положения и эффективности деятельности ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ»
Основные показатели, характеризующие итоги финансовой деятельности общества в отчетном году:
) Показатели результатов деятельности.
Таблица 3. Основные финансовые результаты деятельности ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» в 2009-2010 гг.
ПоказательЗначение показателя, тыс. руб. Изменение показателя2010 г.2009 г тыс. руб. ± %1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг18153551692602+122753+7,32. Расходы по обычным видам деятельности16761661582482+93684+5,93. Прибыль (убыток) от продаж 139189110120+29069+26,44. Прочие доходы3724038239-999-2,65. Прочие расходы2872217022+11700+68,76. Прибыль (убыток) от прочих операций 851821217-12699-59,97. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов)147707131337+16370+12,58. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 11210495631+16473+17,2
Из таблицы следует, что за анализируемый период организация получила прибыль от продаж в размере 139189 тыс. руб., что составляет 7,7% от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль выросла на 29069 тыс. руб., или на 26,4%.
По сравнению с 2009 годом в 2010 году, увеличилась как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности (на 122753 и 93684 тыс. руб. соответственно). Причем в процентном отношении изменение выручки (+7,3%) опережает изменение расходов (+5,9%)
Прибыль от прочих операций за 2010 г. составила 8518 тыс. руб., что на 12699 тыс. руб. (59,9%) меньше, чем прибыль от прочих операций за 2009 год. При этом величина прибыли от прочих операций составляет 5,8% от прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT).
) Показатели деловой активности (оборачиваемости)
Далее в таблице рассчитаны показатели оборачиваемости ряда активов, характеризующие скорость возврата авансированных на осуществление финансово-хозяйственной деятельности денежных средств, а также показатель оборачиваемости кредиторской задолженности при расчетах с поставщиками и подрядчиками.
Таблица 4.Показатели деловой активности.
Показатель оборачиваемости Значения показателя в отчетном периоде, коэффициент Продолжительность оборота в отчетном периоде в днях Оборачиваемость активов (отношение выручки к среднегодовой стоимости активов)4,3 84,9 Оборачиваемость собственного капитала (отношение выручки к среднегодовой величине собственного капитала)5,6 65,2 Оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение выручки к среднегодовой величине дебиторской задолженности)34,4 10,6Оборачиваемость задолженности за реализованную продукцию (работы, услуги) (отношение выручки к среднегодовой величине задолженности за реализованную продукцию)69,8 5,2Оборачиваемость задолженности перед поставщиками и подрядчиками (отношение выручки к среднегодовой величине кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками)30 12,2 Оборачиваемость материально-производственных запасов (отношение выручки к среднегодовой стоимости материально-производственных запасов)7,449,3
Согласно представленным данным, за 84,9 календарных дней ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов. Чтобы получить выручку равную среднегодовому остатку материально-производственных запасов требуется 49,3 дней.
) Рентабельность
динамика реализация деловой активность
Таблица 5. Показатели рентабельности ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» в 2009-2010 гг.
Показатели рентабельности Значения показателя (в копейках)Изменение, коп. (гр.2 - гр.3) 2010 г. 2009г. 1. Величина прибыли от продаж на каждый рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг)8,3 7,0 +1,3 2. Величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки от реализации (рентабельность продаж)7,7 6,5 +1,2 3. Величина прибыли до налогообложения на рубль всех расходов предприятия8,78,2+0,5Все три показателя рентабельности за отчетный период, приведенные в таблице, имеют положительные значения, поскольку ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» получена как прибыль от продаж, так и в целом прибыль от финансово-хозяйственной деятельности. При этом наблюдается тенденция роста этих показателей.
Прибыль от продаж в отчетном периоде составляет 7,7% от полученной выручки. К тому же имеет место положительная динамика рентабельности продаж по сравнению с 2009 г. (+1,3коп.).
Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до налогообложения к совокупным расходам ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ», составил 8,7%. То есть с каждого рубля, израсходованного в течение 2008 года в рамках финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Автоприцеп - КАМАЗ", было получено 8,7 коп. прибыли. За 2009г. также была получена прибыль, но на 0,5 коп. с рубля меньше, чем в 2010г.
В следующей таблице представлена рентабельность использования вложенного в финансово-хозяйственную деятельность капитала.
Таблица 6. Рентабельность использования вложенного капитала.
Показатель рентабельности Значение показателя в 2010г., %Значение показателя в 2009г., %Расчет показателя Рентабельность производственных фондов 39,1 40,7Отношение прибыли от продаж к среднегодовой стоимости основных средств и материально-производственных запасовРентабельность активов (ROA)26,3 30,1Отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов Рентабельность собственного капитала (ROE)34,9 40,6Отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала
За анализируемый период (2010г.) каждый рубль, вложенный ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» в основные фонды и материально-производственные запасы, обеспечил прибыль от продаж в размере 0,39 руб. Аналогично и значения показателей рентабельности активов и рентабельности собственного капитала свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, несмотря на снижение их динамики к концу отчетного года. Данная ситуация сложилась в результате резкого роста цен на металлы и комплектующие изделия в III квартале 2010 года в среднем до 50,1%. В то время как ситуация на рынке не позволила ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» увеличить цены на прицепную технику пропорционально увеличению затрат, так как это вызвало бы резкое снижение объемов продаж.
) Структура имущества и источников его формирования.
Таблица 7. Структура имущества ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» и источников его формирования в 2010г.
Показатель Значение показателя Изменение 2009 г.2010 г(гр.4-гр.2), тыс. руб.(гр.4 : гр.2), % в тыс. руб. в % к валюте баланса в тыс. руб.в % к валюте баланса Актив 1. Иммобилизованные средства 10511330,513676126,93164830,1в том числе: основные средства8800825,513571326,74770554,22. Оборотные активы, всего 23937969,537185473,113247555,3в том числе: запасы (кроме товаров отгруженных)20178358,628593456,28415141,7в том числе: -сырье и материалы; 15030143,618509636,43479523,2- готовая продукция (товары);109943,2101262,0-868-7,9- затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходах будущих периодов4048811,89071217,850224124,0НДС по приобретенным ценностям 28530,84000,1-2453-86,0ликвидные активы, всего 3474310,18552016,850777146,2из них: - денежные средства и краткосрочные вложения; 132813,915350,3-11746-88,4- дебиторская задолженность (срок платежа по которой не более года); 214626,28398516,562523291,3- товары отгруженные. - - - - - - Пассив 1. Собственный капитал 27729880,536591971,98862132,02. Заемный капитал, всего 6719419,514269628,175502112,4в том числе: - долгосрочные кредиты и займы; 20403 5,9 1000 0,2 -19403 -95,1-отложенные налоговые обязательства; 197 0,142 0,0-155-78,7- краткосрочные кредиты и займы; - - - -- - - кредиторская задолженность4602013,314069127,794671205,7- задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов5740,29630,238967,8Валюта баланса 34449210050861510016412347,64
Из представленных в первой части таблицы данных видно, что на 31.12.2010г. в активах ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» доля иммобилизованных средств составляет 27,4%, а текущих активов, соответственно, 72,6%.
Активы ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» в течение 2010 года увеличились на 164123 тыс. руб. (на 47,64%). Такое изменение стоимости активов в основном обусловлено резким ростом цен на металл и комплектующие и снижением объема продаж в силу спада спроса на прицепную технику во втором полугодии 2010 года, то есть за счет увеличения стоимости оборотных активов (на 132475 тыс. руб. или на 55,3%). Основным фактором, повлиявшим на увеличение стоимости оборотных активов, является значительный рост стоимости запасов в конце 2010 года по отношению к уровню конца 2009 года - на 41,7% (сырье и материалы - на 23,2%, затраты в незавершенном производстве - на 132,6%), а также увеличение дебиторской задолженности в 3,9 раза. При этом, доля оборотных активов в общей стоимости имущества возрастает в течение 2008 года с 69,5% до 73,1%.
Соответственно, происходит снижение доли внеоборотных активов (иммобилизованных средств) с начала отчетного года с 30,5% до 26,9%. Однако, происходят значительные изменения в структуре самих внеоборотных активов: значительно увеличилась стоимость основных средств - на 47705 тыс. руб. или на 54,2%, соответственно увеличилась и их доля в стоимости внеоборотных активов с 83,7% до 99,2%.
Источники формирования имущества ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» на конец 2010 года распределились следующим образом: собственный капитал - 71,9%, а заемный капитал - 28,1%. При этом собственный капитал увеличился с начала года на 32% или на 88621 тыс. руб. в основном за счет роста нераспределенной прибыли (прибыли отчетного периода).
Таблица 8. Показатели соотношения источников средств
Показатель2010г.2009г.изменениеизменение %Коэффициент собственности0,8050,719-0,086-10,7Коэффициент заемности0,1950,281+0,086+44,1Коэффициент соотношения заемных и собственных средств0,240,39+0,15+63
Сохранение достаточно высокого значения коэффициента собственности, а также удержание на допустимом уровне (менее 1) коэффициента соотношения заемных и собственных средств, свидетельствует о том, что большая часть имущества предприятия формируется из собственных источников, это объясняется спецификой производства, его высокой капиталоемкостью, характерной для предприятий машиностроительной отрасли. Однако, наблюдаются изменения в структуре источников средств по сравнению с 2009г., т.е. увеличение не только величины заемных средств в абсолютном выражении на 75502 тыс.руб. (на 112,4%), но и рост их удельного веса в валюте баланса (с 19,5% в 2007г. до 28,1% в 2010г.). В структуре заемного капитала значительно увеличилась сумма кредиторской задолженности - на 94671 тыс. руб. или на 205,7 %. При этом удельный вес кредиторской задолженности в валюте баланса в течение 2008 года возрос от 13,3% до 27,7%.
) Оценка стоимости чистых активов
Таблица 9. Оценка стоимости чистых активов ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» за 2010 г.
Показатель Значение показателя Изменение на начало 2010г.на конец 2010г.тыс. руб. (гр.4-гр.2)± % ((4-2) : 2)в тыс. руб. в % к валюте баланса в тыс. руб.в % к валюте баланса 1. Чистые активы 27729880,536591971,9+88621+32,02. Уставный капитал 6050,26050,100,03. Превышение чистых активов над уставным капиталом 27669380,336531473,1+88621+32,0
Чистые активы ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» на 31.12.2010г. намного (в 604,8 раза) превышают уставный капитал. Это положительно характеризует финансовое положение ОАО "Автоприцеп - КАМАЗ. К тому же необходимо отметить увеличение чистых активов на 32% в течение 2010 года. Приняв во внимание одновременно и превышение чистых активов над уставным капиталом и их увеличение за отчетный период, можно говорить о хорошем финансовом положении организации по данному признаку.
)Ликвидность
Таблица 10. Коэффициенты ликвидности
Показатель ликвидности Значение показателяИзменение показателя, (гр.3-гр.2)Расчет, рекомендованное значение на начало отчетного периода, тыс. руб. на конец отчетного периода, тыс. руб. 123451. Коэффициент текущей (общей) ликвидности 5,12,6-2,5Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение: >2,0 2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности 0,70,6-0,1Отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение: от 0,7 до 0,83. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,30,01-0,29Отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение: >0,2
Не смотря на значительное снижение (по сравнению с уровнем на конец 2009г. - на 49%), коэффициент текущей (общей) ликвидности на конец 2010г. имеет значение 2,6, соответствующее норме 2,0 и более, что свидетельствует об общей обеспеченности краткосрочной задолженности предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент быстрой ликвидности уменьшился на 14% по сравнению с уровнем на конец 2009г. Данный показатель отражает платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Это означает, что у ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» по состоянию на конец 2010г. недостаточно активов, которые можно в сжатые сроки перевести в денежные средства, чтобы погасить краткосрочную кредиторскую задолженность.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время (то есть только за счет денежных средств). Значение данного показателя на конец 2010г. ниже значения на конец 2009г. на 96,7%.
) Прогноз вероятности банкротства
Одним из показателей вероятности скорого банкротства организации является Z-счет Альтмана.
Таблица 11. Расчет значения Z-счет Альтмана.
Коэф-т Расчет Значение Множитель Произведение (гр. 3 х гр. 4) 12345К1 Отношение оборотного капитала к величине всех активов 0,731,2 0,88 К2 Отношение нераспределенной прибыли и фондов спец. назначения к величине всех активов 0,54 1,4 0,76К3 Отношение фин. результата от продаж к величине всех активов 0,27 3,3 0,89 К4 Отношение собственного капитала к заемному2,56 0,6 1,54 К5 Отношение выручки от продаж к величине всех активов 3,57 1 3,57Z-счет Альтмана: 1,2К1 + 1,4К2 + 3,3К3 + 0,6К4 + К5--7,64
В зависимости от значения Z-счета Альтмана предполагаемая вероятность банкротства определяется по следующим разграничениям:
-1,8 и менее - очень высокая;
-от 1,81 до 2,7 - высокая;
от 2,71 до 2,9 - существует возможность;
от 3 и выше - очень низкая.
Для ОАО "Автоприцеп - КАМАЗ" значение Z-счета на конец декабря 2010г. составило 7,64. Это свидетельствует о низкой вероятности банкротства ОАО "Автоприцеп - КАМАЗ".
. Структура и эффективность управления предприятием
Любая организационная система подразделяется на две подсистемы: материально обеспечивающая подсистема, занимающаяся переработкой поступающих в её распоряжение ресурсов в товары и услуги и подсистема управления, в задачу которой входит руководство, контроль за деятельностью организационной системой. Последнюю называют - управляющая система, которая имеет свою структуру, обеспечивающую условия для рационального разделения труда и взаимной кооперации.
Таблица 12. Структура и эффективность управления
Наименование должности в штатном расписании (руководители, специалисты, вспомогательный персонал)Пол ОбразованиеСтаж работы в данной должностив т.ч. в этом хозяйствеБутон А.Ю.мВысшее профессиональное7 лет15 летБогданов А.М.мВысшее профессиональное13 лет21 годГатиятулин И.Р.мВысшее профессиональное6 лет35 летМаксимов А.А.мВысшее экономическое8 лет22 годаПисьменный Е.Я.мВысшее профессиональное30 лет43 годаИващенко М.И.мВысшее профессиональное26 лет33 годаГлазков О.В.мВысшее профессиональное34 года41 годАвдеев Ю.С.мВысшее профессиональное16 лет27 летЕрёмин В.Е.мВысшее профессиональное11 лет38 лет
5. Маркетинговая деятельность предприятия
Стратегия ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» до 2012 года разработана на основании концепции развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2012 года, стратегии ОАО «КАМАЗ» и приоритетных направлений развития экономики страны - строительства жилья и дорог местного и федерального значения, роста объемов международных грузоперевозок, развития агропромышленного комплекса.
Стратегическое видение ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» - это конкурентоспособное акционерное общество, обеспечивающее благополучие персонала, интересы акционеров, Ставропольского края и Российской Федерации.
Анализ российского рынка прицепной техники показал, что наиболее перспективными сегментами рынка прицепной техники являются полуприцепы и прицепы для магистральных автопоездов, большегрузная самосвальная техника и полуприцепы - контейнеровозы.
Основной стратегической целью ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» является увеличение до оптимального уровня производства и продаж прицепной техники востребованной рынком. Перспективные модели прицепной техники:
. Магистральный полуприцеп СЗАП-93282, трехосный, грузоподъемностью 31,5 т, длинной 13600 мм.
Основной тягач - КАМАЗ-5460 или любые автомобили-тягачи (отечественного или импортного производства), оборудованные седельно - сцепным устройством, высота которого 1230 мм - 1280 мм.
По заказу изготавливаются полуприцепы под тягачи с высотой ССУ 1100±10 мм, 1150±10 мм, 1200±10 мм, 1300±10 мм.
Полуприцепы СЗАП-93282 могут быть выполнены в различных комплектациях по индивидуальному заказу:
шасси без настила пола;шасси с настилом пола;бортовая комплектация;с каркасом, передней стенкой, задними распашными воротами, тентом;
. Прицеп СЗАП-83062 с центральными осями («Тандем») грузоподъемностью 13т. За счет упрощения конструкции достигается снижение себестоимости его изготовления: прицеп не имеет поворотного круга и поворотной тележки.
. Полуприцепы - контейнеровозы. Параметры серийно выпускаемого заводом полуприцепов - контейнеровозов СЗАП-9915 и СЗАП-99051 полностью соответствуют потребительскому спросу. Масса перевозимого груза СЗАП-9915 составляет 33 тн., погрузочная высота 1400 мм, а длина 12410 мм. Можно сказать, что этот контейнеровоз универсален, так как позволяет перевозить один 20 f контейнер типоразмера 1С высотой 2438 мм или один 20 f контейнер высотой 2591 мм типоразмера 1СС. Можно установить два 20 f контейнера высотой 2438 мм или 2591 мм. Так же он позволяет перевозить один 30 f контейнер (1В высотой 2438 мм или 1ВВ высотой 2591 мм) или один 40 f (1А высотой 2438 мм или 1АА высотой 2591 мм). Автомобильным тягачом для СЗАП-9915 может быть любой автомобиль отечественного или импортного производства, оборудованный седельно - сцепным устройством, высота которого от 1230 до 1270 мм.
Специально для перевозки контейнеров «High cube», а также всех видов большегрузных контейнеров, на «Автоприцеп - КАМАЗ» разработан полуприцеп-контейнеровоз СЗАП-99051 для автомобилей - тягачей с высотой ССУ 1100 мм. Масса перевозимого груза составляет - 32000 кг, длина полуприцепа - контейнеровоза - 12650 мм.
Стандартная комплектация полуприцепа - контейнеровоза СЗАП-99051 предназначена для установки двух контейнеров 20 f (высотой 2438 мм, 2591 мм, 2890 мм) или одного 40 f высотой (2438 мм, 2591 мм, 2890 мм), но по желанию заказчика на контейнеровоз СЗАП-99051 могут быть установлены фитинги под расположение одного 20 f контейнера и площадка для разгрузки, или фитинги под расположение одного 30 f контейнера.
. Самосвальные прицепы. Трехосный самосвальный прицеп СЗАП-8538-01, грузоподъемностью 15 т. Кузов прицепа выполнен в виде металлической самосвальной платформы с разгрузкой на боковые стороны при помощи гидравлического механизма, со съёмными передним и задним бортами и с откидными боковыми бортами (с надставными бортами и тентом).
Результатом плодотворного сотрудничества ОАО «КАМАЗ» и ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» является выпуск автомобиля с оригинальным кузовом на шасси КАМАЗ. Конструкторы Ставропольского завода на новый 300 сильный автомобиль КАМАЗ-6520-072-06 установили самосвальную платформу грузоподъемностью 15 т, что делает весь новый самосвальный автопоезд КАМАЗ-6520-072-06 + СЗАП-8538-01 высокорентабельным автотранспортным средством, способным единовременно перевезти груз массой до 30 т. Это достигается хорошо продуманной конструкцией прицепа и самосвальной платформы. Автомобиль - самосвал КАМАЗ-6520-072-06 и самосвальный прицеп СЗАП-8538-01 будут выгодны в автопарке любого предприятия, занимающегося перевозками грузов, а особенно для строительных и сельскохозяйственных организаций, т. к. такой автопоезд имеет повышенную грузоподъемность, хорошую маневренность, проходимость и скорость движения для того, чтобы быстро перевезти сельскохозяйственные продукты в условиях полевых дорог, а нередко бездорожья. Еще одним плюсом является то, что автомобиль и прицеп могут быть оборудованы пологом, что позволит обеспечить сохранность груза при любых погодных условиях.
Выводы и предложения
Целью данной работы являлось рассмотрение процесса продажи, сервисного обслуживания и управления на предприятии ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ».
Данное предприятие специализируется на изготовлении автоприцепов, самосвалов, полуприцепов. Производственная практика проходила с 13 июня по 4 июля, продолжительностью 21 день.
ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» на сегодняшний день, с моей точки зрения, можно отнести к стабильным предприятиям города. Высокий уровень заработной платы, отсутствие текучести кадров, высокий покупательный спрос.
Предприятие успешно конкурирует с другими заводами по изготовлению схожего машинного оборудования. Основная задача предприятия - удовлетворение запросов потребителей, что подразумевает продажу исключительно качественной продукции, обновление ассортимента, удержание стабильной цены, качественного сервисного обслуживания.
Рациональная организация оплаты труда на предприятии позволяет стимулировать результаты труда и деятельность его работников, обеспечивать конкурентоспособность на рынке труда и готовой продукции, необходимую рентабельность и прибыльность продукции. Цель рациональной организации оплаты труда - обеспечение соответствия между его величиной и трудовым вкладом работника в общие, результаты деятельности предприятия, т. е. установление соответствия между мерой труда и мерой потребления.
Таким образом, в настоящее время наблюдается тенденция повышения эффективности деятельности предприятия.
Список литературы
1.Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие - М.: Издательство «Дело и Сервис» 2000.
2.Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ: Учебное пособие.- 2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Издательство "Дело и Сервис"; Новосибирск: Издательский дом "Сибирское соглашение", 1999. - 160 с.
3.Кармин, Т. П. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): учебник / Т. П. Кармин, А. Р. Маклин; пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 448 с.
4.Кохно П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
5.Любинова Н.Г. Менеджмент - путь к успеху. М.: ВО Агропромиздат, 1992.
6.Мескон М. и др. Основы менеджмента.-М.: издательство "ДЕЛО", 1998.-701с.
7.Павлов А. П. Лекции по курсу "Менеджмент".-М., 1999.
8.Российская Федерация. Правительство. О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе : постановление Правительства Рос. Федерации от 22 мая 2001 г. № 404 // Собр. зак-ва РФ. - 2001. - № 22. - Ст. 2248.
9.Устав ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»
10.Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент, М.: 1997.- 260 с.
11.www.szap.ru
12.www.kafedra-mg.mn.ru . - Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия