Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Белгородский Государственный Технологический Университет
им. В.Г. Шухова
Кафедра «Организации безопасности движения»
Отчет
по учебно-профессиональной практике
Выполнил: ст. гр. БДз-31
Васильева Д.Ф.
Проверил:
Семикопинко Ю.В.
Белгород 2012
Содержание
Введение
. ДТП и их виды
. Сбор данных ДТП
.Анализ статистических данных
. Состав схемы ДТП
Заключение
Введение
Ежегодное распределение количества ДТП и числа пострадавших в них людей по причинам их возникновения практически остается неизменным. Основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения. Существенное влияние на уровень аварийности оказывают неудовлетворительные дорожные условия. Доля технических неисправностей транспортных средств по данным статистики традиционно мала и не превышает 3%
В 2002 г. свыше трех четвертей (76,5%) всех ДТП или 141053 (+14,7%) происшествия связаны с нарушениями правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств. Практически в каждом шестом происшествии водитель находился в состоянии опьянения, при этом количество таких ДТП увеличилось в 1,1 раза (+9,9%). Значительный рост этих происшествий отмечен в Центральном (+21,9%) и Уральском (+21,4%) федеральных округах.
Около трети (30,8%) всех происшествий по вине водителей связаны с неправильным выбором ими скорости движения (несоответствие скорости движения конкретным дорожным условиям). Каждый шестой водитель (17,8%), совершивший ДТП, находился за рулем транспортного средства, не имея права на управление. При выезде на полосу встречного движения произошло 15,3% ДТП. С мест совершения 27,7 тыс. ДТП водители скрылись.
1. ДТП и их виды
ДТП - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства или сооружения.
В соответствии с этой формулировкой необходимы три условия, чтобы отнести это событие к ДТП: транспортное средство должно двигаться; событие должно быть связано с этим транспортным средством и последствия этого события соответствуют перечисленным в формулировке. Из этого следует, что к ДТП не относятся:
смерть пассажира от сердечного приступа во время движения автобуса;
пожар в автомобиле из-за воспламенения бензина в канистре;
происшествия с трактором во время пахоты
ДТП подразделяются на 9 видов:
столкновение - движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железной дороги;
опрокидывание - механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду ДТП не относится опрокидывание, вызванное столкновением или наездом на неподвижный предмет;
наезд на препятствие - механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет;
- наезд на пешехода - механическое транспортное средство наехало на чело века или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство;
- наезд на велосипедиста - механический транспорт наехал на человека, который ехал на велосипеде, или он сам наехал на этот транспорт;
- наезд на стоящее транспортное средство - механический транспорт наехал или ударился о стоящий транспорт;
- наезд на гужевой транспорт - механический транспорт наехал на упряжных, вьючных, верховых животных либо на повозки, которые ведет это животное;
- наезд на животных - на диких или домашних животных наехал механический транспорт;
- прочие происшествия, не относящиеся к перечисленным видам. Ежегодно в городах по видам ДТП в среднем распределяются следующим образом.
Наезды транспортных средств на: %
Пешеходов 50,0
Препятствия 5,0
стоящие транспортные средства 3,5
велосипедистов 3,0
Столкновения транспортных средств 30,0
Опрокидывание транспортных средств 8,0
Прочие 0,5
Рис. 1. Характерные дорожно-транспортные ситуации при наезде на пешеходов
Число погибших пешеходов по возрастным группам распределяется следующим образом: 0-6 лет - 3%; 6-16 лет - 9%; 16-64 года - 48%; и 40% приходится на возраст более 64 лет.
Характерные дорожно-транспортные ситуации при наезде на пешеходов изображены на рис. 86.
В книге «Автомобиль и пешеход: Анализ механизма наезда» дано следующее распределение ДТП в этих ситуациях, %:
В зоне перекрестка
При въезде на перекресток (1) 10,9
На перекрестке (2) 4,7
При выезде из зоны перекрестка в прямом направлении (3) 3,2
То же при выполнении поворота направо (4) 2,6
То же при выполнении поворота налево (5) 1,2
На перегонах дорог
При внезапном появлении пешехода справа (6) 53,0
То же слева (7) 20,0
На остановках общественного транспорта (8) 3,8
При движении транспортного средства задним ходом (9) 0,6
Анализ причин ДТП позволяет свести их в следующие однородные по характеру группы.
. Несоблюдение правил участниками движения, т.е. водителями, пешеходами и пассажирами, из-за:
- нежелания участниками движения их выполнять;
- низкой дисциплины водителей и пешеходов;
- незнания правил.
. Выбор водителем таких режимов движения, которые делают невозможным управление транспортным средством.
. Снижение психофизических функций участников движения вследствие переутомления, болезни, алкоголя, наркотиков, лекарств, под влиянием эмоций, вызванных нездоровым микроклиматом в семье, на работе, болезни или смерти близких и т.д.
. Неудовлетворительное состояние транспорта или дорог.
. Неудовлетворительная организация дорожного движения.
2. Сбор данных ДТП
дорожный транспортный происшествие следователь
Осмотр места происшествия и другие первоначальные действия следователя.
Возбуждение уголовного дела
Уголовное дело по признакам ст. 264 УК РФ, а равно ст. 266 УК РФ и ст. 268 УК РФ надлежит возбуждать по самому факту ДТП с учетом последствий, предусмотренных диспозициями указанных статей, и (или) наличия других признаков преступлений, с согласия прокурора (ст. ст. 146 и 149 УПК РФ).
Осмотр места происшествия
Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ законодатель вернул в часть первую ст. 176 УПК РФ привычное словосочетание "осмотр места происшествия". Однако это понятие значительно расширено за счет изменения ч. 1 ст. 176 УПК: в него теперь входит еще и осмотр местности, жилища и иного помещения, предметов и документов.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).
Порядок производства осмотра дается в ст. 176 УПК РФ и сводится к следующим основным моментам.
Первое. Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ (в труднодоступной местности, а также если производство следственных действий связано с опасностью для жизни и здоровья людей, осмотр места происшествия может быть произведен без понятых, с применением мер технической фиксации или без таковых).
Второе. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 177 УПК.
Третье. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.
Четвертое. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.
Пятое. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со ст. 165 УПК РФ.
Шестое. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.
Основные исходные данные для расследования ДТП можно получить только в результате своевременного и тщательного проведения осмотра места происшествия. Проведение остальных первоначальных следственных действий: осмотр машин, находящихся вне места происшествия, допрос очевидцев, пострадавших и водителя, организация розыска и задержания скрывшегося с места происшествия водителя, назначение экспертиз, очные ставки и т.д. - осуществляется уже после осмотра места происшествия.
Следователь обязан незамедлительно прибыть на место происшествия. Без ознакомления с обстоятельствами дела на месте и самого подробного осмотра места происшествия невозможно составить себе ясного представления о характере происшествия и о необходимости возбуждения уголовного дела, нельзя наметить правильный план его расследования.
Необходимость скорейшего выезда следователя на место происшествия обусловливается еще и тем, что на улице или дороге трудно сохранить длительное время в неизменном виде место происшествия (улицу, дорогу), ее необходимо быстро "очистить" от обломков разбитого транспорта, других предметов, чтобы они не мешали нормальному движению, что особенно важно на тех улицах (дорогах), где происходит интенсивное движение автотранспорта.
Нельзя оставлять на дороге автомашину, если в результате наезда или аварии она заняла проезжую часть, когда в данном месте нет возможности организовать объезд места происшествия для машин, курсирующих в ту или другую сторону. Движущиеся по дороге машины могут повредить важные для расследования следы, которые восстановить уже никогда не удастся. Наконец, следы на улице (дороге) особенно подвержены изменениям и порче под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер). Вот почему совершенно недопустимо, чтобы следователь откладывал свое прибытие на место автотранспортного происшествия.
К выезду на место происшествия следователь должен быстро, но тщательно подготовиться.
К участию в осмотре целесообразно привлечь специалистов: автотехника, криминалиста, судебного медика, а лучше экспертов, ибо их заключения и показания являются источником доказательств в уголовном процессе (ст. 80 УПК РФ). Организацию дорожного движения на месте ДТП, его охрану необходимо поручить сотрудникам ГАИ. Весьма желательно присутствие водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию.
Прибыв на МП, следователь должен:
) с помощью сотрудников ГАИ обеспечить безопасность проведения осмотра, ибо он осуществляется на проезжей части, где, как правило, невозможно полностью закрыть движение;
) выяснить, не подвергалась ли изменению обстановка места происшествия;
) обеспечить оказание помощи пострадавшим, вплоть до вызова скорой помощи или транспортировки пострадавших в ближайшее лечебное учреждение;
) зафиксировать обстановку автопроисшествия, составив схему ДТП с участием понятых и водителя (водителей).
К подбору понятых следователь должен подходить с особой осторожностью. Надо предварительно убедиться в том, что понятые не являются лицами, заинтересованными в исходе дела. Понятых следует выбирать из лиц, имеющих водительские удостоверения, разбирающихся в обстановке дорожно-транспортного происшествия и способных дать подробные показания о виденном при осмотре места ДТП, в том числе и о вещественных доказательствах. Следует учитывать, что понятые могут быть допрошены в суде в качестве свидетелей.
Итак, прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать взаимное положение машин, следов и иных вещественных доказательств путем фотографирования, замеров и т.д. Фотографирование целесообразно производить с возвышенного места, например с крыши грузовой машины. В случае если весь нужный участок дороги не умещается в один кадр, то последовательно фотографируются отрезки места ДТП, причем таким образом, чтобы на каждой паре снимков имелись перекрывающие друг друга участки, что дает возможность в последующем сложить отдельные кадры в панорамный снимок. По возможности следует произвести видеосъемку.
Начинать же осмотр места происшествия следует все-таки не с осмотра трупов и не с потерпевшей аварию техники, а с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи.
Надо "привязать" место ДТП на схеме к определенному недвижимому объекту. Замеры производят от правого тротуара или обочины по ходу движения транспорта. Положение колес, точки начала и окончания следов торможения, волочения и т.п. следует очертить на асфальте мелом. Их тоже надо замерить, причем по длине проезжей части исходными точками могут быть обозначения пешеходной дорожки, линия "стоп", перпендикуляр, угол дома, километровый, телеграфный столб и другие ориентиры. Дорожную обстановку, положение объектов и их координаты также фиксируют на схеме ДТП.
Приступая непосредственно к осмотру, необходимо стремиться к тому, чтобы:
как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта;
осмотреть прежде всего менее устойчивые следы, к которым относятся:
а) следы, указывающие на точку наезда или место столкновения машин;
б) следы крови;
в) следы вещества, которым был загружен транспорт;
г) следы масла автомашины. Сюда же относятся следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви пострадавшего.
Затем следователь переходит к осмотру следов протектора, торможения, повреждения на машинах и т.д.
Осмотр следов торможения
Этот осмотр производится также по правилам ст. ст. 176 - 177 УПК РФ.
При работе со следами торможения надо иметь в виду, что начало фактического торможения не совпадает с началом видимого следа (машина уже замедляет движение, а рисунок протектора еще не отражает этого процесса на дороге). Длину тормозного пути замеряют от начального видимого отпечатка протектора (а при его отсутствии - от начального следа скольжения) до окончания четко видимого следа протектора (или следа скольжения). Точное значение длины тормозного пути данного транспортного средства имеет существенное значение, так как эта величина является исходной при вычислении скорости движения машины в момент аварии, определении полного остановочного пути и установлении технической возможности предотвращения вредных последствий. Нельзя оставить без внимания внешний вид (отражение) тормозного пути, на котором бывают отпечатки четко выраженного рисунка протектора; следы скольжения колес по асфальтовому покрытию (след "ЮЗ"); признаки смещения, когда отпечаток рисунка протектора переходит в след скольжения или наоборот.
Если следы правых и левых колес различны по длине, то замеряют отдельно длину каждого следа. Тормозной след может быть не сплошным, а прерывистым. Фиксировать нужно как длину каждого следа, так и расстояния между ними.
Специфические особенности обнаружения и фиксации следов протекторов покрышек колес автомашин.
Эти особенности в наиболее обобщенном и упрощенном виде сводятся к следующим основным моментам:
) При движении машин по прямой линии протекторы передних и задних колес большинства машин прокладывают на дороге колею одинаковой или почти одинаковой ширины, и поэтому задние колеса стирают полностью или частично отпечатки рисунка, оставленные протекторами покрышек передних колес, и на грунте сохраняются следы протекторов покрышек только задних колес. Для того чтобы разыскать отпечатки протекторов всех четырех покрышек, необходимо отыскать такой участок дороги, где машина сделала поворот (например, при наезде на обочину). При повороте машины на грунте запечатлеваются следы протекторов покрышек всех четырех колес.
) Степень пригодности следов протекторов покрышек колес автотранспорта для исследования зависит не только от характера грунта, но и от его состояния.
Так, лучше всего следы запечатлеваются на мягком грунте - в густой грязи, во влажном песке, в размягченном во время жары асфальте или гудроне. В этих случаях на дороге остаются негативные (вдавленные) следы рисунка протекторов покрышек. Выпуклые части протектора имеют в негативных следах вид углублений, а углубления между выпуклыми частями протекторов - вид выпуклостей. Гораздо хуже следы рисунка протекторов покрышек запечатлеваются на сухой, твердой дороге. На твердом асфальте, как правило, остаются позитивные (поверхностные) следы, иногда едва различимые, в виде лентообразных полос. Эти следы выступают более отчетливо в тех случаях, когда, например, машина проехала через лужу или грязь и затем оставляет на сухом асфальте отпечатки мокрых или грязных протекторов. Очень хорошие, пригодные для целей идентификации поверхностные следы на твердом грунте остаются в тех случаях, когда машина проехала через какое-нибудь красящее или опыляющее вещество, например через муку, краску, мел. Тогда на некотором расстоянии от того места, где машина пересекла краситель, на дороге остаются отпечатки протекторов покрышек с достаточно четким рисунком.
Однако в поверхностных следах отпечатки оставляют только выпуклые части протекторов, а углубления между ними вовсе не фиксируются.
) Изучение следов протекторов покрышек машины на дороге имеет другое криминалистическое значение. По этим следам в некоторых случаях можно определить направление и скорость машины, взаимное расположение автотранспортных средств в момент столкновения и непосредственно перед этим, поведение водителя во время происшествия (применил ли тормоз, пытался ли объехать препятствие и т.п.). Для того чтобы следы протекторов покрышек на дороге не ввели в заблуждение, следователь (в тех случаях, когда участвовавшие в происшествии машины находятся на месте происшествия) должен убедиться в том, что имеющиеся следы принадлежат именно данным машинам. Это достигается путем сличения рисунков протекторов покрышек задних колес автомашин с соответствующими отпечатками на следах, сличения дефектов на этих покрышках с их отпечатками в следах и, наконец, путем удостоверения непрерывности следа от места стоянки машины до того пункта дорожного участка, до которого следователь считает нужным произвести осмотр места происшествия.
) При небольшой скорости движения легкового, негруженого грузового автотранспорта по рыхлому грунту, на мокром песке, грязи, мокром снеге дно следа протекторов покрышки имеет вид зубцов, обращенных своей утолщенной частью в сторону, обратную движению; в сторону движения обращены пологие стороны зубцов. Механизм образования этих зубцов таков: колесо, двигаясь по грунту, надавливает на него, и мелкие частицы грунта прилипают к выпуклостям рисунка протекторов, затем участки покрышки с приставшими к ним частицами грунта приподнимаются и под своей тяжестью частицы отпадают, ложась последовательно одна за другой. Чем выше поднимается соответствующий участок покрышки, тем реже падают частицы грунта, почему в сторону движения и образуется более тонкий пологий слой грунта, в связи с чем и получается след в форме зубца, обращенного своей пологой частью в сторону движения.
) При более быстром движении машин любых марок (в том числе и грузовых) на сыпучем грунте (сухой снег, пыль, сухая мелкая земля, сухой песок) образуются иные следы, позволяющие судить о направлении движения: по обе стороны следа располагаются частицы грунта в виде веера, который острой стороной обращен в сторону движения, а расходящимися концами - в сторону, обратную движению. Чем больше скорость движения машины, тем шире крылья веера, образуемого пылью или песком, вылетающими из-под колес автомашины и ложащимися по обе стороны следа.
) Нагруженная машина будет продолжать двигаться по инерции дольше, чем ненагруженная.
На продолжительность движения машины по инерции оказывает влияние и состояние дороги. На скользкой или мокрой дороге машина будет продолжать движение дольше, чем по сухой. При этом надо учитывать, что резкое торможение на мокрой обледенелой дороге чрезвычайно опасно как для самой машины, так и для окружающих, так как при этом машину заносит и она непроизвольно меняет направление движения. Если машина двигалась до этого на большой скорости, она в результате заноса может перевернуться. Если вследствие заноса машина резко изменила первоначальное направление движения, она может врезаться в другие машины, выехать на тротуар, сбить прохожих и т.п. На сухом асфальте движение машины по инерции будет происходить дольше, чем по булыжнику или грейдерной дороге.
) Если водитель, управляя машиной, скрылся на ней с места происшествия и видны следы ТС на дороге, то осмотр дорожного участка надо начинать в том направлении, в котором машина уехала. На этом отрезке дорожного участка следователь в некоторых случаях может по следам шин определить место, где машина останавливалась, например, для смены скатов или для их перестановки. Иногда в том направлении, в котором машина скрылась, можно (на дороге, обочинах или в кюветах) обнаружить утерянные детали этой машины. Такой осмотр нередко превращается в преследование "по горячим следам".
При осмотре места происшествия могут обнаружиться и другие вещественные доказательства:
а) осколки стекла (фар, ветровых или боковых стекол автомашины), которые следует сфотографировать, а затем принять меры к их идентификации;
б) отдельные детали автомобиля (колпак колеса, ободок фары, подфарники и т.д.), в том числе отломанные; их также надлежит подробно описать в протоколе осмотра и сфотографировать, а затем приобщить к уголовному делу;
в) краска, облупившаяся с машины, скрывшейся с места происшествия, или следы вещества, которым была гружена машина. Эти вещества должны быть изъяты и сохранены для последующей криминалистической экспертизы. В одних случаях простое сличение формы куска засохшей краски, отпавшей от кузова машины, с соответствующим повреждением окраски на кузове позволяет прийти к неоспоримому выводу, что краска отпала именно от данной машины. В других случаях химическая экспертиза позволяет судить о полном совпадении состава красок. Химическая же экспертиза позволяет установить полное совпадение составов образцов вещества, оставшегося на месте происшествия, с составами образцов вещества, имеющегося на заподозренной машине;
г) отдельные предметы, принадлежащие водителю или пассажирам автомашины, участвующей в автотранспортном происшествии и скрывшейся с места происшествия. Эти предметы иногда выпадают из машины в момент столкновения или наезда и могут служить целям розыска виновного;
д) грунт (почва) и его части (частицы), осыпавшиеся с колес (крыльев, подкрылков и т.д.), могут быть идентифицированы с грунтом, изъятым с места происшествия, что может однозначно указывать, каким автомобилем совершено ДТП, создана аварийная ситуация и т.д.
О производстве осмотра в соответствии со ст. ст. 176 - 177 УПК РФ и согласно Приложению 21 к УПК составляется протокол.
Осмотр трупа на месте его обнаружения
Следователь производит осмотр трупа на месте его обнаружения с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.
Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кремирование неопознанных трупов не допускается (ч. 1 и 2 ст. 178 УПК).
Указанный осмотр необходимо производить только с участием судебно-медицинского эксперта, при этом сначала труп фотографируют.
Осуществляя наружный осмотр трупа, следователь обязан точно установить его местонахождение на дороге, сориентировав его (очертив на схеме) по отношению к окружающим неподвижным предметам (столб, обочина дороги, дом, остановки и т.д.). Тщательный анализ расположения трупа и его позы, места нахождения крови, волос, мозгового вещества, одежды, точек наезда и других объектов позволяет воспроизвести механизм случившегося. Наличие и расположение повреждений на теле погибшего позволяют восстановить положение пострадавшего в момент аварии (например, шел ли пешеход по проезжей части или машина наехала на лежащего человека).
Труп должен быть измерен. Также должно быть измерено расположение удара или переезда колес по отношению к верхней и нижней точкам трупа для того, чтобы иметь возможность восстановить, в каком положении находился потерпевший по отношению к нанесшей ему удар машине в момент наезда. Это особенно важно при расследовании автотранспортных происшествий, при которых не было очевидцев, когда восстановление картины происшествия возможно только на основании изучения следов, оставленных на трупе и на полотне дороги.
Следует различать повреждения, нанесенные ударом машины, от повреждений, явившихся результатом волочения трупа по земле (ссадин в виде множества параллельно расположенных полос). Нужно также отличать повреждения образовавшиеся на трупе вследствие удара о камни, об асфальт при падении отброшенного машиной тела потерпевшего.
Характерными для автотранспортных травм являются отпечатки ткани одежды на теле потерпевшего. Вследствие давления, оказанного колесом машины на одежду потерпевшего, узор ткани (чулка, костюма, платья) нередко отпечатываются на коже трупа.
При наружном осмотре трупа следует обращать внимание на органы зрения и слуха потерпевшего и отмечать дефекты, которые могут свидетельствовать о его слепоте (например, катаракты на глазах) или глухоте (повреждены барабанные перепонки).
В некоторых случаях преступник, совершивший наезд, перемещает труп потерпевшего и придает ему такое положение, которое исключало бы ответственность водителя. Тщательный осмотр места происшествия, выявление следов крови на различных участках дороги, а также других следов перемещения трупа позволяют установить, откуда и куда был перемещен труп.
Судебно-медицинскому эксперту, участвующему в наружном осмотре трупа, должны быть поставлены вопросы о происхождении повреждений, являются ли они прижизненными или посмертными, был ли потерпевший в трезвом состоянии. Могут быть заданы вопросы и о прижизненных физических недостатках. Окончательные ответы эксперт может дать только после судебно-медицинского вскрытия трупа.
Осмотр и выемка одежды потерпевшего
Осмотр одежды потерпевшего по нормам УПК РФ 2001 г. осуществляется по двум правилам: в момент осмотра места ДТП, когда потерпевший (потерпевшие) погиб (по правилам ст. ст. 176 - 177 УПК) либо когда потерпевший отправлен в больницу или иное лечебное учреждение, то тогда одежду "изымают" по правилам выемки (ст. 183 УПК).
Следователь своим постановлением производит выемку по нормам ст. 183 УПК РФ. Так, при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 УПК (по правилам обыска), с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.
Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора.
До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
На трупе и его одежде либо на одежде раненого могут оказаться предметы, имеющие значение вещественных доказательств. Например, на руке потерпевшего могут быть часы, разбитые и остановившиеся в момент наезда и точно зафиксировавшие время автотранспортного происшествия. В одежде могут остаться осколки стекла от разбитой фары или чешуйки краски, в которую была выкрашена машина. Одежда потерпевшего сама по себе может служить вещественным доказательством, поскольку на ней бывают повреждения, грязь, следы протекторов. Также по одежде может быть впоследствии опознан труп. Поэтому изъять одежду следует сразу же или вскоре после помещения потерпевшего в лечебное учреждение. До ее изъятия следователь должен поставить администрацию в известность о необходимости сохранения одежды в том виде, в каком она поступила в лечебное учреждение, и чтобы эта одежда ни при каких условиях не подвергалась чистке, стирке и т.п.
Во всех случаях следует добиться, чтобы труп потерпевшего был опознан. Для этого прежде всего необходимо проверить, нет ли при нем документов, удостоверяющих личность. С этой целью исследуются все карманы в одежде потерпевшего и подкладка его головного убора. В случае обнаружения документов, снабженных фотокарточками, необходимо сличить лицо потерпевшего с имеющимися на документах фотоснимками во избежание возможных ошибок (при потерпевшем в силу разных причин могут оказаться не принадлежащие ему документы).
Если документов при потерпевшем не окажется, следует организовать опознание его на месте происшествия или в морге. Если труп не опознан, необходимо тут же при осмотре дактилоскопировать его с целью последующего запроса органов милиции о личности неизвестного. В дальнейшем понадобится проверить заявления, поданные в органы милиции, об исчезнувших лицах. Для обеспечения возможности опознания убитого в будущем (после его захоронения) он должен быть сфотографирован по правилам сигналетической фотографии после соответствующего туалета трупа. В этих случаях должно быть дано специальное указание судебно-медицинскому эксперту о туалете трупа, то есть о приведении его в "прижизненный" вид. Это должно быть сделано в морге. Целесообразно в этих случаях срезать с головы трупа прядь волос и сохранить ее при деле для возможного опознания в будущем по цвету волос.
Иногда на месте происшествия образуется "картина", прямо противоположная логике событий, схеме и механизму ДТП. Так, несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружения, различия в образцах грунта, изъятых с обуви пострадавшего, могут служить основанием для выдвижения различных версий.
Тщательный полный осмотр трупа следует продолжить в морге. Учитывая возможность различных объяснений случившегося, участие следователя при производстве судебно-медицинской экспертизы в интересах расследования должно быть признано обязательным.
Осмотр транспортных средств (ТС)
Осмотр ТС осуществляется также по нормам ст. ст. 176 - 177 УПК РФ, как правило, в ходе осмотра места ДТП. Зачастую осмотр ТС может производиться повторно.
Данное следственное действие производится с целью:
а) выявить следы, образовавшиеся во время аварии;
б) восстановить механизм происшествия;
в) установить техническое состояние транспортного средства.
Выявление следов и повреждений на машине часто не представляет трудностей: они достаточно хорошо видны. Надлежит описать размеры, форму, расположение, их характер, например разбитой фары, подфарника, повреждения бампера, крыла, лобового стекла, выступающих частей автомашины. Но словесная характеристика повреждений не дает полного представления о них, поэтому они должны быть обязательно сфотографированы.
Обнаруженные на машине следы крови и пальцев рук (когда не известно, кто управлял автомашиной), частицы мозгового вещества, обрывки одежды - все подобные следы необходимо осмотреть, сфотографировать, закрепить, изъять и процессуально оформить в протоколе осмотра вещественных доказательств.
Анализ следов с целью восстановления механизма ДТП целесообразно проводить с участием специалиста, автотехника и криминалиста. После окончания осмотра иногда целесообразно здесь же, на месте происшествия, вынести постановление и вызвать экспертов для проведения криминалистической и автотехнической экспертиз, с тем чтобы выяснить механизм образования следов по взаимному расположению объектов на местности и повреждений на машине (машинах). Установление технического состояния транспортных средств требует специальных познаний. Ввиду этого осмотр производят, как правило, с участием специалиста-автотехника (автоэксперта).
Осмотром должно быть зафиксировано состояние:
а) тормозной системы;
б) рулевого управления;
в) шин;
г) осветительных средств.
Описание повреждений аварийного происхождения должно быть конкретным и доступным для понимания его всеми участниками процесса, с указанием механизмов и деталей, влияющих на безопасность движения, с приложением фотоснимков общего вида разрушений и серии узловых снимков, в том числе и снимков отдельных агрегатов.
В протоколе осмотра машины отмечается также вид и распределение груза в кузове машины.
Если водитель, совершив ДТП, скрылся с места аварии, то в процессе осмотра приходится решать дополнительные задачи:
) обнаружить и зафиксировать доказательства, которые, возможно, придется использовать при розыске машины, а именно: данные о ширине колес, характере рисунка протектора, строении осколков стеклянной арматуры, структуре масла, капли которого были обнаружены на месте аварии, виде вещества, являющегося частью груза, перевозимого на машине; при помощи экспертного исследования указанных объектов можно будет получить данные о модели машины;
) получить сведения о круге лиц, среди которых следует искать водителя-преступника;
) обнаружить и закрепить следы, изъять предметы, позволяющие провести идентификацию человека (следы рук, ног, части одежды и т.п.) и машины.
Освидетельствование водителя
Для проверки состояния водителя используют индикаторы, находящиеся в распоряжении сотрудников ГАИ. Результаты применения индикаторов не имеют доказательственной силы, так как их реакция не является специфичной. Она может наступить и по другим причинам (болезни зубов, желудка, принятие лекарств и т.п.). Факт опьянения устанавливается только путем проведения судебно-медицинской экспертизы, которая и должна быть назначена; особенно при положительной реакции индикатора.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930 утверждены "Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформление его результатов".
Целесообразно привести дословно столь "свежий" правовой акт.
"1. Настоящие Правила устанавливают порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида (далее именуется соответственно - медицинское освидетельствование, водитель транспортного средства), а также порядок оформления его результатов.
. Медицинскому освидетельствованию подлежат водители транспортных средств, в отношении которых согласно критериям, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.
. Медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эвакуации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
. Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.
. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации требованиям.
. Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку.
. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.
. Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
. Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
. Акт медицинского освидетельствования составляется в 2 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения.
Один экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения, второй экземпляр акта хранится в соответствующей организации здравоохранения.
. Каждая процедура медицинского освидетельствования регистрируется в специальном журнале организации здравоохранения, форма, порядок ведения и хранения которого определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
. В случае если водитель транспортного средства находится в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и др.) и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, акт медицинского освидетельствования составляется по получении результатов указанных исследований, которые отражаются в акте.
Подлинник результатов лабораторных исследований, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования. Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается на руки представителю органа, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, либо направляется в адрес этого органа по почте".
Из текста указанных "Правил..." так и не ясны значения терминов: "критерии...", "...имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения" (это опять-таки определяет инспектор ГАИ) "...по делу об административном правонарушении" и т.д. Ничего не говорится об использовании индикаторной трубки в лабораторных исследованиях. Наконец, не ясно, распределяются ли данные "Правила..." на случаи ДТП, связанные с возбуждением уголовного дела.
Процессуальное оформление осмотра места происшествия
Оценка обстановки места происшествия осуществляется после установления фактических обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке: интенсивность, равномерность и скорость движения транспорта на дороге или улице, где произошло происшествие, характер дороги, ее ширины, рядности (полос) движения, наличие уклонов, поворотов, вида покрытия. Тщательным образом исследуется видимость с места водителя. Она определяется не только освещенностью, состоянием погоды, профилем пути, наличием деревьев и т.п., но и в зависимости от расположения других машин на проезжей части. Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяют правильно оценить дорожную обстановку на месте аварии и облегчить дальнейшее расследование.
Достоверное уяснение обстановки места происшествия самим следователем (дознавателем) зачастую определяет его субъективный и объективный подход к расследованию ДТП. Так, следователь, оценив сложный характер рельефа (местности) дороги в месте ДТП, аварийно-опасный участок дороги в месте происшествия, отсутствие соответствующего предупреждающего знака, освещения и т.п., делает вывод о том, что, будучи сам на месте водителя, совершившего аварию, вряд ли бы предотвратил ее. "Внутренне" следователь предрасположен к водителю, уже интуитивно предполагая его невиновность.
Однако сразу после осмотра места ДТП, проведения всех вышеуказанных первоначальных (главных) следственных действий не следует делать каких-либо прогнозов и выводов, в том числе и тогда, когда интуиция явно указывает на невиновность водителя. Следует помнить, что и сам факт невиновности субъекта должен быть доказан следствием.
Процессуальное оформление результатов осмотра места происшествия имеет специфику, которая заключается в том, что фиксации подлежат размеры, расстояния, взаимное положение объектов, повреждения на машине, то есть информация, словесное описание которой представляет значительные трудности. Поэтому протокол осмотра обязательно должен быть дополнен и иллюстрирован фотоснимками, схемами, планами, чертежами.
Помимо общих требований, предъявляемых к процессуальным документам, в протоколе осмотра ДТП должно найти отражение:
а) описание места аварии;
б) состояние погоды в момент осмотра;
в) характеристика дороги и проезжей части;
г) следы торможения;
д) координаты точек наезда, столкновения или опрокидывания транспортных средств, расположения объектов, раскрывающих механизм происшествия.
При описании места аварии отмечают название улицы и способ регулирования движения на ней, фиксируют ширину проезжей части, размещение дорожных знаков, указателей, остановок транспорта и переходов, состояние проезжей части дороги (сухая, мокрая, заснеженная, обледенелая, скользкая и т.п.), приблизительно величину радиусов поворота, подъема, уклона. Необходимые точные данные нужно запросить в дорожных учреждениях.
. Анализ статистических данных
На каждое ДТП, подлежащее включению в государственную статистическую отчетность, по месту происшествия заполняют учетную карточку, содержащую необходимые сведения об участниках происшествия, месте и времени ДТП, дорожных условиях и ряд других важных сведений. Данные, занесенные в карточку, в территориальном органе ГИБДД вводятся в ЭВМ, а также передаются по каналам связи в информационный центр МВД России, где обрабатываются и анализируются.
Учет ДТП, проводимый в органах внутренних дел, является наиболее полным. С данными ГИБДД сверяют свои учетные данные предприятия, организации и ведомства - владельцы транспортных средств, а также дорожные организации.
Полный и всесторонний анализ данных о ДТП имеет важное значение как основа для выработки решений в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе по совершенствованию его организации. Среди наиболее важных задач, которые решаются на основе анализа данных об аварийности, кроме задач улучшения организации дорожного движения можно назвать следующие:
.Обоснование комплекса мер по совершенствованию дорожных условий, технического состояния эксплуатируемых автомобилей и конструкции новых моделей, транспортных средств
.прогноз аварийности
.создание методов обработки информации для сопоставления состояния аварийности и деятельности по безопасности движения по различным направлениям проблемы
.изучения причин единичных ДТП
Такие задачи должны решаться на уровне ведомств, а большая часть на уровне региона.
Не смотря на то, что каждое конкретное ДТП представляет собой случайное явление, статистический анализ большого объема информации позволяет находить общие закономерности их возникновения. Можно назвать три характерных направления изучения материалов учета ДТП, которые необходимы для целей организации дорожного движения, и соответствующие им три метода анализа:
количественный - оценка состояния аварийности на определенной административной территории или в транспортной организации и выявления тенденции ее изменения в связи с проводимыми профилактическими мероприятиями
качественный - выявление причин и факторов, обуславливающих
возникновение ДТП, и разработка мероприятий для их устранения
топографический - выделение мест и участков дорог в населенных пунктах и городах и на внегородских дорогах с наибольшей концентрацией ДТП («очагов аварийности»).
Практическое значение анализа ДТП по их видам состоит в сравнении динамики изменения происшествий определенного вида применительно к какой-либо конкретной территории, дороге. Тенденции возрастания числа ДТП какого-либо вида должна служить сигналом для более углубленного исследования причин этого явления.
Количественный анализ аварийности преследует цели выявить тенденции изменения каких-либо показателей, сравнить между собой регионы, отдельные автопредприятия. Для количественного анализа, помимо абсолютных показателей(число ДТП, погибших и раненых), используют и относительные показатели: число ДТП и погибших, отнесенных к 100тыс. жителей, 10 тыс. транспортных средств, 10 тыс. водителей, 1 км протяженности дороги, 1 млн. авт-км пробега транспортных средств. Наиболее объективным является последний из перечисленных показателей, так как он в отличие от остальных учитывает непосредственно важнейший фактор, обуславливающий вероятность ДТП- пробег транспортных средств. Здесь уместно напомнить, что, например легковые автомобили индивидуального пользования имеют за год пробег в 5-10 раз меньше, чем автомобили транспортных организаций. Поэтому сравнение числа ДТП на 10 тыс. транспортных средств индивидуального пользования и принадлежащих транспортным организациям приводит к несопоставимым результатам.
Кроме этого, используют также относительный показатель, характеризующий тяжесть последствий ДТП. Его определяют путем деления числа погибших на 100 пострадавших (суммарное число погибших и раненых).
Качественный анализ имеет целью выявить причины и факторы ДТП и установить степень влияния каждого из них на аварийность. Известно, что ДТП распределены неравномерно на территории города или по автомобильной дороге и концентрируются на определенных участках, называемых по-разному: «очагами аварийности», «местами концентрации ДТП», «опасными местами», «черными точками». По данным исследований, в этих зонах совершается 20-40% ДТП, хотя их протяженность составляет 2-5% протяженность УДС.
Топографический анализ. Программное обеспечения предназначенного для отображения результатов запроса сводной и статистической информации по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) на топографическую основу - электронную карту Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Разработанное программное обеспечение предназначено для автоматической и полуавтоматической обработки информации, визуализации результатов запросов по базе данных ДТП, поддержки принятия решений управлением ГИБДД и его районных отделов, а также контроля принимаемых решений.
Топографический анализ ДТП реализует выполнение следующих функций:
.Формирование сводной и статистической информации по базе данных ДТП, по запросам с произвольными значениями атрибутов карточки учета ДТП с выводом результатов в файл обмена с модулем отображения;
.Отображение результатов запроса на топ основе - электронной карте Санкт-Петербурга;
.Подготовка и редактирование графических изображений типов запрашиваемой информации;
.Хранение запросов в файловой системе, с возможностью быстрого поиска по дате и виду запроса;
.Отображение дополнительной информации о происшествиях при выборе места происшествия на карте.
Наибольшее распространение получили три вида топографического анализа: карта, линейный график и масштабная схема (ситуационный план) ДТП.
Карта ДТП представляет собой карту местности (города, области, района), в соответствующих точках которой по мере регистрации наносят условное обозначение каждого ДТП. Обозначения можно наносить постоянными знаками или съемными, например, флажками на булавках или булавками с цветными головками. При оперативном ведении карты удобнее для обозначения ДТП использовать съемные средства, а при разработке отчетных данных для последующего размножения материалов целесообразно прибегать к графическим символам. Обычно наносимую информацию подразделяют по тяжести последствий, а в отдельных случаях и по винам ДТП.
Карта является важным источником наглядной информации, однако при анализе значительной по масштабам территории и большой концентрации происшествий на отдельных участках она не дает возможности достаточно точно пометить места ДТП. Для удобства пользования (в частности, возможности фотографирования) карта не должна быть слишком громоздкой и, следовательно, крупномасштабный. Линейный график ДТП является дальнейшим развитием карты. Его составляют для отдельной магистрали города или участка автомобильной дороги желательно с ориентированием по направлениям движения. При этом масштаб может быть более крупным, а привязка ДТП более точной. При составлении линейного графика для дороги с двусторонним движением возможно разнесение отметок в обе стороны дороги, что характеризует транспортные потоки встречных направлений. Однако ряд ДТП происходит на осевой линии или при выезде транспортного средства на левую сторону, поэтому такая детализация не всегда достигает цели.
Карты и линейные графики ДТП для важнейших магистралей города или области позволяют по истечении определенного календарного срока выявить места концентрации ДТП и, следовательно, участки, которые должны быть подвергнуты детальному изучению службой организации дорожного движения. Обычно считают, что при наличии трех или более ДТП в год данное место можно отнести к очагу аварийности.
Масштабную схему (ситуационный план) ДТП выполняют для таких специфических мест концентрации ДТП, как пересечения крупных магистралей, городские площади и т.п. по существу она является развитием схемы определенного происшествия, предусмотренной карточкой учета ДТП. Каждое ДТП обозначают символом, который показывает тяжесть последствий. Стрелки указывают направление движения участников происшествия. Обозначение ДТП может быть дополнено датой и временем суток, а также номером учетной карточки или записи в журнале.
Линейные графики и масштабные схемы являются необходимыми материалами при натурных обследованиях дорог, а также при разработке решений по совершенствованию организации движения. Очень наглядным для выявления эффективности проводимых мероприятий является сравнение масштабных схем ДТП до и после проведения мероприятий по совершенствованию организации движения.
4. Состав схемы ДТП
Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД по возможности точнее с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний его очевидцев и участников. На схеме наносится положение автомобилей, объектов соударения, окружающей обстановки, протяженности и направления тормозного пути. Схема должна обеспечить качественную экспертизу и правильное воспроизведение ситуации ДТП при следственном эксперименте.
Схема фиксирует координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия и их примерное положение перед происшествием, а также траекторию движения. Для точного представления о размерах объектов и расстояний схема должна быть выполнена в масштабе. Графическое изображение необходимо сопроводить пояснениями о климатических условиях, состоянии уличного освещения и видимости дороги.
Особое внимание уделяют положению предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя: домов, деревьев, стоящих транспортных средств. Точно определить расположение транспортного средства на проезжей части при экспертизе можно только в том случае, если его изображение на схеме привязано к постоянным неподвижным ориентирам: километровому указателю, зданию, столбу, дереву.
На схеме указывают размеры:
один размер параллельно осевой линии дороги - от переднего или заднего моста транспортного средства до избранного ориентира;
два размера перпендикулярных осевой линии дороги, - от осей передних и задних колес или от передней и задней габаритных точек до границы проезжей части.
В каждом конкретном случае могут быть выбраны свои ориентиры на мести ДТП: бордюр, столб и т. п. - и характерные точки на транспортном средстве; ступицы колес, буксирный крюк и т. п.
Если кромка проезжей части из-за износа покрытия или снега четко не просматривается или отсутствует (на грунтовых дорогах), то перед замерами на местности проводят базовую линию.
Между двумя заметными неподвижными ориентирами натягивают ленту рулетки или шнур и все расстояния замеряют от полученной линии, которую называют базовой. Базовая линия позволяет точно зафиксировать объекты сложной конфигурации, кривизну криволинейного участка дороги и тормозного следа.
Базовую линию разбивают на доли равной длины - 1 м, от концов долей и замеряют расстояния до объектов. Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать ясные характеристики следов колес на покрытии. Если характеристику следа трудно описать целиком, т. к. по нему видны и качение, и юз, и занос, то замеряют длину всех характерных участков следа и описывают каждый.
Схема не всегда объективно отражает обстоятельства ДТП. Одна из причин - на месте происшествия обычно составляют лишь эскиз схемы,. а оформляют ее окончательно на посту ГИБДД, иногда значительно позже, причем ряд деталей восстанавливают по памяти. Другая причина - на схеме предметы изображают в плане, в то время как участники и свидетели ДТП видели их каждый в своем ракурсе и их восприятие различно. Эти причины приводят к ошибкам в схеме и к неверным выводам эксперта.
Схему должна быть нарисована на чистом листе бумаги, лучше - обыкновенной шариковой ручкой.
В первую очередь, следует изобразить схему самого места происшествия:
начертите план участка дороги, улицы или иной территории, где совершено ДТП,
нанесите упрощенные изображения всех находящихся в непосредственной близости к месту ДТП объектов, как то: дорожные знаки, светофоры, элементы дорожной разметки, световые опоры, рекламные щиты, ограждения, остановки общественного транспорта, деревья и т.п.
Далее, нанесите схематические изображения автомобилей в окончательном их положении, а также предметов и следов, имеющих непосредственное отношение к ДТП (отлетевшие детали, обломки бамперов, осколки стекол, осыпавшуюся с машин грязь, выпавшие из салонов предметы, следы торможения, юза, волочения и т.п.). Укажите предполагаемую точку столкновения.
Следующий этап - самый ответственный.
Нанесите на схему размеры, необходимые для однозначного установления расположения: машин, предполагаемой точки столкновения, следов и предметов, появившихся на дороге в результате ДТП, относительно друг друга и неподвижных объектов. Положение автомобилей фиксируйте по осям задних и передних колес.
Укажите стрелками направления движения транспортных средств до столкновения.
Нанесите на схему названия улиц (цифру ближайшего километрового указателя автодороги, названия ближайших населенных пунктов), номера домов, модели автомобилей и иные, необходимые на ваш взгляд пояснения. Подпишите схему, укажите дату и время совершения ДТП. Имейте в виду, что исправлений и подчисток на подписанной схеме быть не должно.
Все замеры необходимо выполнять рулеткой, складным столярным или протяжным«метром».
Вся процедура составления схемы достаточно проста, при полном единодушии и согласованности действий участников ДТП занимает не более получаса.
В дорожно-транспортных происшествиях, произошедших на криволинейных участках дороги, возникают сложности при выполнении обмеров и нанесении расстояний на схему происшествия, связанные с конфигурацией. Если на схеме происшествия не нанесены характеристики изменения направления дороги, то при масштабных построениях она будет представлена прямолинейной, а следовательно, будет искажена дорожно-транспортная ситуация. На схеме приведен вариант - оформления схемы ДТП при встречном столкновении двух транспортных средств на дороге с изменяющимся направлением. Для определения кривизны на участке закругления дороги используется метод хорды, по которому наносятся расстояния между началами закруглений или между двумя любыми точками кривой (хорда) и расстояние от этой хорды до края проезжей части в наиболее удаленной от хорды точке (размеры А и Б). Угол между прямыми участками дороги может быть воспроизведен с достаточно высокой точностью, если на схеме происшествия будет изображена дорога соответствующей конфигурации с нанесением размеров В, Г, Д, Е. Несомненно, проведение таких замеров сопряжено с определенными трудностями, однако их наличие на схеме обеспечит наиболее точное воспроизведение ДТС и позволит избежать ошибок при проведении экспертного исследования такого ДТП. Если не производить указанные на схеме замеры, то масштабное построение схемы происшествия экспертом возможно при запросе в дорожной службе (или в архитектурно-планировочном управлении района) топографической схемы соответствующего участка дороги. Особенно часто к этому приходится прибегать при анализе ДТП, произошедших на кольцевых развязках.
Рис. 2:
транспортное средство №1;
транспортное средство №2;
направление движения ТС №1;
направление движения ТС №2;
место столкновения;
километровый столб;
след торможения ТС №1;
след торможения ТС №2
Особенностью организации дорожного движения является широкое применение кольцевых развязок дорог в одном уровне с предоставлением преимущественного права проезда перекрестка транспортным средствам, следующим по «кольцу». Время подтвердило прогрессивность такого решения при обустройстве пересечений основных магистралей города.
Несмотря на очевидную прогрессивность организации дорожного движения в виде кольцевых развязок, на них продолжают иметь место ДТП, в силу плохого знания водителями Правил и особенностей движения ТС по «кольцу» в условиях криволинейных траекторий. Водитель всегда должен помнить, что он имеет преимущество при движении по «кольцу» перед въезжающим на него автомобилем только в пределах перекрестка (зона А). После перемещения в зону перестроения Б это преимущество утрачивается, и далее водители должны руководствоваться в своих действиях требованиями пунктов ПДД, регламентирующих перестроение ТС при попутном движении; при выезде на следующий перекресток при повороте направо для выезда с круговой развязки. Правил, обязывающим водителя занять крайнее правое положение на проезжей части. Зоны перекрестков и участки перестроения определяются по точкам начала или окончания закруглений проезжих частей (точки а, б). Поэтому при оформлении материала при столкновениях ТС на кольцевой развязке необходимо прежде всего установить, в какой зоне произошло ДТП: на перекрестке при входе одного из ТС на «кольцо» (зона А); на участке перестроения (зона Б); на перекрестке при выходе одного из ТС с «кольца» (зона А1) или при следовании обоих ТС по «кольцу».
Наиболее распространенными происшествиями на кольцевой развязке являются столкновения при повороте автомобиля из левого ряда «кольца» с автомобилем, следующим по «кольцу» в правом ряду, или на участке перестроения при подготовке водителей к съезду с «кольца». Имеются еще водители, полагающие, коль они раньше других водителей въехали на кольцевую развязку, то до самого выезда с нее они имеют преимущество перед всеми и не обязаны уступать дорогу. Действия такого водителя привели к столкновению, так как он своевременно не перестроился перед выездом с «кольца» в крайнее правое положение, при повороте направо не уступил дорогу ТС №1, движущемуся по «кольцу» без изменения направления, и допустил с ним столкновение.
Следует отметить, что оформление схем таких ДТП сопряжено с большими трудностями из-за кругового характера дороги. Чтобы построить масштабную схему такого происшествия, необходимо зафиксировать данные о характеристике круговой развязки, т.е. ширину проезжей части «кольца», радиусы закруглений внутреннего или внешнего круга. Для этого следует замерить длину хорды ВГ и расстояние ДЕ от хорды до края проезжей части в наиболее удаленной точке; ширину проезжей части кольцевой дороги на участке между входным и выходным перекрестками, радиусы закруглений проезжих частей на этих перекрестках (точки а, б). Расположение ТС и места столкновения на схеме происшествия должны наноситься так, чтобы имелись все необходимые для последующего их нанесения на масштабную схему размеры. Расстояния до кругового края проезжей части наносятся по радиусу в направлении центра круга, расстояния вдоль проезжей части «кольца» - по касательной к окружности дороги. Практикуют и другой вариант простановки размеров - выносные линии в продольном и поперечном направлениях наносятся параллельно осям пересекающихся дорог под прямым углом друг к другу.
На схеме представлена наиболее простая кольцевая развязка, форма которой представляет круг с расходящимися под прямым углом лучами пересекающихся дорог. Встречаются сложные конфигурации кольцевых развязок: овальной формы (пересечение улиц Голосова и Баныкина); круговые с пятью и более лучами при несимметричном расположении пересекающихся дорог (кольцевая развязка улиц Баныкина, Комсомольской, Ларина, Базовой). Составление схем происшествий на таких дорогах требует от лиц, оформляющих ДТП, особенно вдумчивого подхода, значительного времени работы на месте происшествия. Обычно в этот период движение транспорта по «кольцу» затруднено, что не только создает пробки, но и приводит к полной остановке транспорта, в первую очередь электротранспорта. При длительных простоях троллейбусов предприятие предъявляет иски о возмещении материального ущерба к виновнику ДТП. От оперативности и профессионализма лиц, оформляющих это происшествие, зависит не только настроение и затраты участников события.
Рис. 3:
транспортное средство №1;
транспортное средство №2;
направление движения ТС №1;
направление движения ТС №2;
место столкновения со слов обоих водителей;
световая опора с дорожными знаками 4.3, 7.13, 2.4;
А - перекресток; Б - зона перестроения.
Сложными, с точки зрения оформления материала ДТП, являются Y-образные перекрестки (например, пересечение улиц Лесной и К. Маркса) с трехлучевым направлением дорог, из которых любые две дороги не лежат на одной прямой. Если нанесение на схему происшествия с привязкой к неподвижным объектам столкнувшихся ТС и места их столкновения не вызывает затруднений (способы и подходы к составлению схем описаны ранее), то фиксация взаимного положения дорог на плоскости чертежа весьма затруднительна. При анализе таких происшествий приходится прежде всего определять, на чьей стороне дороги произошло столкновение. Чтобы при этом анализе построить масштабную схему перекрестка и с ее помощью решить сформулированную задачу, необходимо иметь на схеме данные об углах между осями дорог. При проведении замеров на месте происшествия целесообразно нанести прямоугольные треугольники по аналогии с примером, представленным (стороны треугольников а и б, в и г). При отсутствии этих замеров масштабное построение возможно только с помощью топографической схемы, запрошенной в архитектурно-планировочном управлении.
Тщательное оформление материала, полное нанесение информации, особенно при происшествиях на пересечениях дорог сложной конфигурации, избавит участников события от дополнительных нервных нагрузок, упростит и обеспечит оперативность рассмотрения материала- во всех инстанциях, включая судебную, позволит установить истинного виновника ДТП.
Рис. 4
Нередки случаи (схема №2), когда оставленный в ДТП тормозной след проходит по участкам проезжей части с разным состоянием покрытия: сухой и мокрый асфальт; сухой асфальт и укатанный снег; асфальт, чередующийся с участками наледи; асфальт с участками мокрого грунта и т.п. В этих случаях рекомендуется указывать на схеме как размеры участков с разными коэффициентами сцепления, так и фиксировать длину тормозного следа на каждом из участков, как это представлено на схеме. С помощью такой схемы можно будет при необходимости с достаточно высокой степенью точности рассчитать скорость движения ТС №2 перед столкновением и определить, насколько значение этой скорости соответствует установленным ограничениям.
В спорных ситуациях, когда требуется четко определить, на чьей стороне дороги произошло ДТП, очень важно знать действительную ширину проезжей части. Если при отсутствии на проезжей части снега установить несложно по краю асфальта, по бордюру или по линиям разметки, то на дорожном полотне с наносами снега за проезжую часть принимается расчищенное от снега дорожное полотно. При возможности лицам, оформляющим ДТП, следует расчистить снег до обнаружения края асфальта на границе с обочиной и замерить ширину проезжей части. К сожалению, не всегда находится нужный для этого действия инструмент.
В летний период в условиях высоких температур на поверхности асфальта могут находиться участки размягченного битума, разлитого дорожными службами для проведения ремонтных работ. Эти участки имеют пониженный коэффициент сцепления шине дорогой по сравнению с соседними участками сухого асфальта, и поэтому их следует обозначать на схемах соответствующими размерами. Такая же рекомендация относится к дорогам, на которых имеются участки наледи, мокрого грунта, поврежденного покрытия. В случае выезда автомобиля после столкновения на обочину или разделительный газон необходимо указать высоту бордюра и состояние обочины (грунтовая, щебеночная, травяная), так как эта информация может потребоваться при проведении расчетов скорости движения транспортных средств перед происшествием. С этой же целью на схеме наносятся данные о профиле дороги и наличии уклонов.
Рис. 5. Схема столкновения ТС во внутриквартальном проезде:
- транспортное средство №1;
- транспортное средство №2;
направление движения TC №1;
направление движения ТС №2;
место столкновения со слов обоих водителей;
колея в укатанном снегу глубиной ___ м;
трансформаторная будка;
накат с поперечным уклоном высотой ___ м.
Рассмотрим пример столкновения двух ТС, движущихся во встречном направлении по дороге в жилой зоне, проезжая часть которой имела поверхность с неровно укатанным снегом и выбитой в ней колесами машин колеей. В этой дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля под №1 двигался по колее, частично занимая встречную полосу, и, вследствие ее значительной глубины, не имел технической возможности выехать из нее, чтобы полностью переместить автомобиль на свою сторону дороги. После нескольких таких неудачных попыток маневра водитель остановил свое транспортное средство, занимая частично встречную полосу. К этому моменту водитель автомобиля №2 продолжил движение, не меняя скорость, поскольку ширина свободной проезжей части не препятствовала безопасному разъезду ТС. Однако водитель не обнаружил или не придал значения имеющемуся на данном участке дороги поперечному уклону накатанного снега у бордюров, способному при определенных обстоятельствах вызвать боковое смещение автомобиля, и не снизил скорость до безопасного уровня, как это предписывают ПДД. При разъезде транспортных средств автомобиль №2 снесло влево по ходу его движения, что вызвало касательное столкновение с неподвижным автомобилем №1.
Приехавшие на место происшествия инспекторы ДПС зафиксировали на схеме столкнувшиеся ТС, проставили расстояния от осей колес до обочин и трансформаторной будки, подписали схему у водителей и понятых, после чего уехали по очередному вызову дежурного ГАИ. На основании этой схемы и материалов ДТП водителю ТС №1 вменили в вину, не учитывая то обстоятельство, что он к моменту столкновения заранее остановил свой автомобиль и не смог убрать его правее по направлению своего движения, т.к. его «держала» колея. Только после длительных и упорных стараний водителя, рассмотрения материала в судебных инстанциях справедливость была восстановлена, поскольку имелись очевидцы этого происшествия, подтвердившие факты, изложенные выше. Данным примером мы хотели показать необходимость и важность нанесения на схему происшествия всей, порой кому-то кажущейся несущественной информации, как в данном примере - пробитой в накатанном снегу колеи, ее глубины, высоты поперечного уклона наката.
Заключение
Обеспечение безопасности дорожного движения является важной социально-экономической задачей, от успешного решения которой во многом зависит использование транспорта в экономике России, сведение до минимума материальных и людских потерь.
Анализ показывает, что в последние годы наметился устойчивый процесс снижения уровня аварийности на автодорогах. Постепенно сокращается число погибших и раненых. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры со стороны служб ГИБДД, подразделений следствия, а также других заинтересованных ведомств, количество дорожно-транспортных происшествий с криминальными последствиями сокращается медленно.