Введение
Успешный маркетинг обеспечивает наличие нужного продукта в нужном месте в нужное время и осведомленность о нем покупателя.
Цель рекламы заключается в том, чтобы убедить покупателя приобрести предлагаемый продукт.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
§Привлечение клиентов - информирование их о новых товарах, услугах, местах продаж. Обычно, в рекламном сообщении перечислены конкурентные преимущества рекламируемой компании, плюсы, которые могут приобрести её клиенты.
§Увеличение продаж - подразумевается, что реклама, как инструмент маркетинга, способствует повышению объема продаж. Однако для того, чтобы клиент сделал выбор в пользу рекламируемого магазина (компании, банка, сервиса и т.д.), одного рекламного сообщения, как правило, оказывается мало. Когда клиент пришёл или позвонил в рекламируемую компанию, для него важно не только то, что ему обещала реклама, но и то, правдивы ли эти обещания. Как встретят клиента, какой товар он увидит на полках, по какой цене он сможет его приобрести - эти и другие факторы также влияют на рост или падение продаж. Реклама лишь направляет и заставляет запомнить.
§Регулирование сбыта - если забывать о данной функции рекламы, можно легко заработать отрицательный имидж. Всегда нужно помнить о том, что количество товара должно соответствовать ожиданиям от рекламной кампании (вашим и клиентским). Если осенняя коллекция одежды (к примеру) распродана, снимайте рекламу с эфира, прекращайте публикацию в СМИ.
База исследования - Компания «Стиропласт».
Цели и задачи производственной практики:
применение теоретических знаний в сфере маркетинга;
проведение анализа целевого рынка;
изучение сильных и слабых сторон организации, конкурентоспособности предприятия;
ознакомление с маркетинговой и рекламной стратегией предприятия;
получение новых знаний и навыков;
приобретение опыта работы на предприятии.
1. Учебно-ознакомительная практика
.1 Общая характеристика организации
маркетинг коммуникация конкурент завод
Завод строительных материалов «Стиропласт» (ООО) был основан в 2002 году. Предприятие располагается в промышленной зоне города Чехов Московской области и имеет в своем распоряжении производственные и административные корпуса, склады и котельную.
В настоящее время завод успешно работает в области производства строительных и отделочных материалов, снабжая качественным пенополистиролом (пенопластом) строительные организации Москвы, Московской области и соседних областей. Пенопласт - производство и оптовые поставки - основная специализация предприятия.
Производственные мощности базируются на использовании автоматических и полуавтоматических линий, что позволяет обеспечить производство крупных заказов в кратчайшие сроки. Основное производство размещено в специально оборудованном здании и состоит из двух технологических линий, которые обслуживаются высококвалифицированным персоналом. Производительность каждой линии до 180 тысяч куб. метров пенополистирола в год. Производство пенопласта - производство со сложным технологическим процессом, поэтому в нашей компании особое внимание уделяется качеству продукции. В производстве пенопласта используется только высококачественное сырье. Отработанная технология и строгий контроль со стороны ОТК при наличии своей лаборатории контроля обеспечивает высокое качество выпускаемой продукции
Пенопласт (пенополистирол) на сегодняшний день является одним из самых популярных строительных материалов. Области его применения непрерывно расширяются. Утеплитель пенопласт используется в строительстве жилых домов и возведении производственных помещений, большое распространение получило и изготовление декора из пенопласта, а также объемных фигур и твердой упаковки. Уникальные теплозащитные свойства пенопласта, его устойчивость к влаге, легкость, а также, что немаловажно, невысокая цена на пенопласт обусловили устойчивый спрос на этот материал. Не случайно во всем мире производство и продажа пенопласта является одной из актуальных и выгодных форм бизнеса.
Пенопласт имеет ряд преимуществ над остальными теплоизоляционными изделиями (пеноплекс, минвата, базальт):
·Экономия. Лучшее соотношение: цена - качество. Уменьшение расходов на строительство, отопление и кондиционирование.
·Безопасность. Удобство использования. Используя в работе пенопласт, не требуется применять средств защиты: он не ядовит, не имеет запаха, не выделяет пыль и волокна при обработке, не вызывает раздражения кожи. Возможна полная переработка. Утилизация без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
·Хорошее тепловое сопротивление. Причем теплоизолирующие свойства пенопласт сохраняет как и во влажных условиях, так и при низких температурах.
·Влагостойкость. Теплоизоляционные плиты из пенопласта не гигроскопичны. Даже при длительном погружении в воду теплоизоляционные плиты впитывают всего несколько процентов воды от своего объемного веса, это позволяет использовать их для утепления фасадов, фундаментов и т.д. при прямом контакте утеплителя с водой и грунтом.
·Улучшение звукоизоляции и ветрозащитное действие. При утеплении с помощью пенопластных плит не нужна дополнительная ветрозащита. Кроме того, улучшается звукоизоляция конструкций.
·Высокая стойкость к нагрузкам. Долговечность. Пенопласт остается стабильным в строительной конструкции, причем в течение всего срока эксплуатации строения: не садится, не изменяется в размерах и не сдвигается в конструкции.
·Трудносгораемость. Все пенопласты изготовлены из сырья, содержащего огнестойкий материал - антипирен.
В заводе строительных материалов «Стиропласт» линейная организационная структура. Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.
Преимущества линейной структуры:
четкая система взаимных связей функций и подразделений;
четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
ясно выраженная ответственность;
быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
Недостатки линейной структуры:
отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;
тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
перегрузка управленцев верхнего уровня;
повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
Струткура и характеристика работы отдела маркетинга представлена на рисунке 1
Рисунок 1 - Структура отдела маркетинга
Функции отдела маркетинга:
Анализ и прогнозирование основных конъюктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции; коммерческо-экономических, включая экономическую ситуацию и финансовое состояние потенциальных покупателей, реальный платежеспособный спрос на выпускаемою продукцию и соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции; объемов поставки, технического уровня и качества конкурирующей продукции, ее преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией данного предприятия; наличие новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой продукции предприятием.
Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей.
Выявление передовых тенденций в мировом производстве по профилю предприятия.
Выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж.
Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями.
Выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж.
Расчет емкости рынка для продукции предприятия.
Координация и согласование действий всех функциональных отделов в выработке единой коммерческой политики.
Сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации по конъюктуре потенциальных рынков сбыта продукции предприятия; создание информационно-статистического банка данных по маркетингу, включая данные по заявке на поставку продукции, ее производству наличию запасов, использование этих данных для ускорения сбыта продукции.
Определение географического размещения потенциальных потребителей.
Определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке.
Исследование структуры, состава и организация работ, сбытовой сети, обсуживающей данный рынок.
Организация обратной связи с потребителями: изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции.
Анализ мотивов определенного отношения потребителей к предлагаемой им продукции.
Анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции.
Разработка стратегии рекламы по каждому изделию и плана проведения рекламных мероприятий.
Организация рекламы при помощи средств массовой информации; организация и подготовка статей для журналов, газет, радио…
Осуществление прямой потовой рекламы: плановых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами.
Организация выстовок-продаж, выставок на предприятии.
Анализ действенности рекламы, ее влияния на сбыт продукции, информированности потребителей о продукции предприятия; разработка предложений по совершенствованию рекламы.
Методическое руководство дилерской службой в области сбыта.
Изучение передового опыта рекламы и стимулирование спроса в стране и за рубежом.
Анализ организации оптовой торговли, сбытовой сети, выбор наиболее оптимальных по длительности, стоимости, и технической оснащенности каналов реализации продукции предприятия, оценка эффективности работы сбытовой сети.
Анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции не имеющей достаточного сбыта, определение причин этого.
Проведение сравнительного анализа издержек обращения, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов.
Формирование новых потребностей с целью расширения рынка и поиск новых форм применения выпускаемой продукции.
Разработка предложений по созданию принципиально новой продукции.
Разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик, конструкции и технологии производства выпускаемой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств.
Участие совместно с экономическим, конструкторским, и технологическим отделами в определении себестоимости новых изделий и разработка мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции.
Подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов конъюнктуры рынков и спросы на отдельные виды продукции.
Подготовка и заключение договоров с покупателями с учетом нормативных актов на поставку продукции.
Составление годовых, квартальных и внутри месячных планов поставок продукции в соответствии с договорами и контроль за их выполнением.
Организация и планирование отгрузки готовой продукции; принятие мер по восполнению цехами задолженности по поставке продукции.
Проведение надзора за правильностью транспортировки, использования и хранения продукции.
.2 Описание внешних условий деятельности организации
Компания Стиропласт специализируется на производстве пенополистирола для строительного рынка Сибири. Компания производит несъёмную опалубку из пенополистирола для быстрого возведения зданий, плиты из пенополистирола и пенополистирольную скорлупу для теплоизоляции.
Предлагаемая продукция отвечает экологическим требованиям, обладает высокими теплозащитными свойствами и хорошей звукоизоляцией. Плиты и опалубка, применяемые в строительстве и произведённые по европейским стандартам качества, легко обрабатываются и монтируются, имеют долгий срок эксплуатации, пожаробезопасны.
Завод производит пенополистирол из сырья корейских и немецких производителей на современном европейском оборудовании. Сотрудники компании окажут помощь в составлении проекта, осуществят авторский надзор за строительством.
Строительная отрасль - крупнейший потребитель пенополистирола. С ростом объемов строительства и развитием отечественного производства теплоизоляционных материалов из пенополистирола значение этого сырья для индустрии производства строительных материалов возросло многократно. Емкость рынка полистирола в 2000-2006 гг. увеличилась в 2,3 раза. В 2006 г. по отношению к 2005 г. емкость рынка полистирола выросла на 22%, что в немалой степени связано с бурным развитием сегмента производства утеплителей из экструдированного полистирола. Так как строительной производство постоянно растет и увеличивается в размере, то спрос на пенопласт не будет падать, а будет только постоянно увеличиваться еще много лет. А те фирмы-производители, которые есть в городе, не могут полностью удовлетворить спрос строительных организаций.
Рынок теплоизоляции из пенополистирола в 2008 году, так же, как и в предыдущий год, являлся самым быстрорастущим сегментом всего российского рынка теплоизоляционных материалов.
Основными конкурентами являются:
·ООО «ПЕНОСИК»
·ООО «Теплоизоляция»
·ООО «Пенопласт»
Факторный анализ конкурентов
КритерииЗавод СтиропластКонкурентыООО «Теплоизоляция»ООО «Пенопласт»Качество продукцииВысокоеСреднееСреднееУникальность продукцииСредняяСредняяСредняяЦенаСредняяНизкаяСредняяИндивидуальный подходСортимент продукции указанный в прайс-листе, возможно индивидуальное выполнение заказаСортимент продукции указанный в прайс-листеСортимент продукции указанный в прайс-листеМесто нахожденияУдобноеУдобноеУдобноеВремя работы8.00-20.00, без обеда и выходных8.00-18.00, обед с 12.00-13.00, выходной - воскресенье8.00-17.00, обед с 12.00-13.00, выходной - воскресеньеРекламаВысокоеСреднееСредняяСоответствие с запросами потребителяПолное соответствиеЧастичное соответствиеЧастичное соответствиеАссортимент продукцииСреднийСреднийСреднийРепутация фирмыСредний уровень надежностиСредний уровень надежностиСредний уровень надежности
Балльный анализ конкурентов
КритерииЗавод СтиропластКонкурентыООО «Теплоизоляция»ООО «Пенопласт»Качество продукции544Уникальность продукции444Цена454Индивидуальный подход544Место нахождения555Время работы543Реклама544Соответствие с запросами потребителя544Ассортимент продукции444Репутация фирмы444Средний балл4,64,54,1Из таблицы видно, что средний балл Завода Стиропласт выше среднего балла ООО «Теплоизоляция» на 0,1 балла, а ООО «Пенопласт» на 0,5 балла, что является небольшим преимуществом, которое поможет компании завоевать симпатии потенциальных покупателей.
анализ компании «Стиропласт»
Сильные стороныТекущая ситуацияСлабые стороныФирма работает на рынке давно Квалифицированные специалисты Наличие дополнительных услуг Перспективное развитие отрасли Наличие прямых связей с поставщиками и с потребителями Наличие гибких систем оплатыХороший уровень профессионального развития данной отрасли Несколько крупных фирм оказывающих аналогичные услугиНеобходимость расширения количества лицензий и постоянного совершенствования персонала.
Возможности В связи с тем, что фирма существует давно имеется широкий спектр постоянных покупателей как оптовых так и частных лиц. Расширение деятельности по другим городам, где эта сфера не развита.Планируемые действия Сотрудничество и поглощение мелких фирм в некрупных близлежащих городах. Увеличение доли рынка обучение персонала с целью повышения качестваУгрозы Повышение таможенных пошлин Приход на рынок гипермаркетов с очень низкими ценами
Из данного SWOT анализа хорошо видно, что фирма имеет перспективы на развитие, если поставит себе целью завоевание рынка через повышение производительности и комплекса услуг.
Менеджер по маркетингу завода Стиропласт занимается также и размещением рекламы. Он отдает предпочтение следующим видам рекламы продукции и услуг:
размещение рекламы в Интернете;
продвижение web-сайта компании;
наружная реклама на автомашинах фирмы;
визитки и листовки;
баннеры на въезде в город и выезде из него;
размещение рекламы на стендах в лифтах жилых домов.
Один раз в квартал проводится рекламная кампания, бюджет которой составляет около 175 000 рублей.
Независимо от сроков проведения, каждая рекламная кампания включает в себя три основных этапа: подготовительный, кульминационный и заключительный.
Основным этапом проведения рекламной кампании является подготовительный, так как от него зависят остальные два этапа, а также успех проведения рекламной кампании в целом. Подготовительный этап включает в себя планирование рекламной кампании. Планирование учитывает ситуацию, складывающуюся вокруг товара на рынке, и предопределяет расходы на рекламу, которые, с одной стороны, диктуются оптимальным набором используемых видов и средств распространения рекламы, а с другой стороны - объемом размещения рекламы, из которого исходят, устанавливая стоимость покупки места или времени для нее.
Для генерирования идей, призванных решить поставленные перед рекламной кампанией задачи, творческие работники пользуются разными методами. Многие идеи возникают в результате бесед с потребителями, экспертами и конкурентами.
Основные вопросы, встающие перед каждым владельцем бизнеса:
как привлечь новых клиентов?
как увеличить объем продаж?
как заработать больше при разумных затратах на рекламу?
Каждый отвечает на эти вопросы по-своему, анализируя собственный продукт (товары или услуги), рынок и конкурентов, оценивая место и потенциал своего бизнеса в этой среде. Как правило, на полномасштабные маркетинговые исследования не хватает времени и средств, да и целесообразность их в условиях дефицита ресурсов на развитие вызывает сомнения. К тому же, пока идет сбор данных, конкурент «бежит» вперед, бизнес-среда вокруг меняется. Темпы сегодняшней жизни заставляют принимать решения быстро, но экспресс-анализ все равно необходим.
Таким образом, перед проведением рекламной кампании сотрудники отдела рекламы завода Стиропласт сначала находят ответы на вопросы:
каков рекламируемый продукт?
каковы его конкурентные преимущества?
кто покупатель?
на что сделать ставку в продвижении на рынке?
1.3 Особенности организационной культуры
Рассмотрим методы управления персоналом, которые используют в заводе строительных материалов «Стиропласт», но сначала дадим определение этому понятию: методы управления персоналом (МУП) - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Наука и практика выработали три группы МУП:
административные;
экономические;
социально-психологические.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.
Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.
Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации.
Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения. Приказ - это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Распоряжение - это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.
Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.
Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.
С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному кругу показателей. Роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Психологические методы направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета).
Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом.
В заводе строительных материалов «Стиропласт» разработана своя система управления персоналом, включающая все три метода.
К сожалению, в данное время в заводе строительных материалов «Стиропласт» отсутствует служба управления персоналом как выделенное подразделение. Управление сотрудниками осуществляется их непосредственным руководителями.
Стратегия фирмы на рынке - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных фирмой целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.
Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться:
. Продуктово-рыночная. Определяет виды конкретной продукции и технологии, которые фирма будет разрабатывать; сферы и методы сбыта; способы повышения уровня конкурентоспособности продукции.
. Маркетинговая. Гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке; комплекс мероприятий по формированию сбыта; распределение средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.
. Конкурентная. Направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества товара, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.
. Управление набором отраслей. Высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех из них, которые не согласуются с целями и ориентирами фирмы.
. Нововведений (инновационная политика). Объединение целей технической политики и политики капиталовложений. Направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых фирмы стремятся содействовать в первую очередь систематическим поискам новых технологических возможностей.
. Капиталовложений. Определение относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом; выяснение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выявление возможностей фирмы на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации оперативно-хозяйственной деятельности.
. Развития. Реализация целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования как фирмы в целом, так и ее филиалов и дочерних предприятий, стратегию развития которых определяет материнская компания: разработка новых видов продукции, расширение вертикальной интеграции, повышение конкурентоспособности компании, увеличение экспорта, расширение зарубежных капвложений.
. Поглощения. Приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом научно-технических достижений, с целью повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства, транснационализации капитала.
. Зарубежного инвестирования. Создание за рубежом собственных производственных предприятий: сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.
. Ориентации на расширение экспортной деятельности. Предусматривает разработку мер, способных обеспечить целесообразность развития экспорта, снизить возможные риски и оценить выгоды.
. Внешнеэкономической экспансии. Предполагает по всем видам деятельности: создание производства за рубежом, экспорт в третьи страны товаров и услуг, заграничное лицензирование.
Выбор стратегии делается на основе сравнения перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установления приоритетов и распределения ресурсов между видами деятельности для обеспечения будущего успеха.
В данный момент времени руководитель завода строительных материалов «Стиропласт» отдает предпочтение продуктово-рыночной стратегии.
Но руководство завода строительных материалов «Стиропласт» использует и диверсификацию в качестве маркетинговой стратегии. Так, в 2006 г. было принято решение о предоставлении новой для компании услуги - создание web-сайтов. Благодаря верно выбранной ценовой политике, эта услуга стала пользоваться спросом.
Данная стратегия основывается на народной мудрости «Не клади все яйца в одну корзину» и связана с расширением сферы деятельности предприятия.
Диверсификация дает возможность фирмам «держаться на плаву» при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции.
Этот процесс касается прежде всего перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.
Диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого поступательного роста. Если продукты компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной; если они находят разнообразное применение, то это - диверсифицированная компания.
Процесс выработки оценки и плана диверсификации требует времени, усилий и тщательного изучения. Заключение, которое было сделано за один вечер, не может быть положено в основу изучения рынка, технического исследования процессов и товаров, финансового анализа, даже какого-либо совещания и услуг внешних экспертов по предоставлению какой-либо информации. Действительно, оно необходимо лишь как основа для того, чтобы определиться в самом начале, следует или нет заниматься этой проблемой всерьез.
Использование данной стратегии позволило заводу строительных материалов «Стиропласт» завоевать новых клиентов и увеличить прибыль предприятия без увеличения затрат на производство.
2. Производственная практика
.1 Выполнение индивидуального задания
В ходе прохождения практики в отделе маркетинга менеджером по рекламе, мною была разработана рекламная компания на 3 месяца.
Рассмотрим далее предложенные мной некоторые средства маркетинговых коммуникаций, которые являются оптимальными в отношении ООО «Стиропласт».
Интернет-реклама. Учитывая перспективы развития информационных и мобильных технологий, большую популярность приобретают Интернет-СМИ. Баннерная реклама в Интернете - удобное средство продвижения. Баннер необходимо размещать на наиболее популярных сайтах, и порталах с высокой частотой посещаемости. Данный способ продвижения не будет включен в общую статью маркетинговых расходов, поскольку не требует материальных затрат от компании.
Аудио-реклама по радио. Звуковая реклама представляет собой аудио-ролик, который будет транслироваться по радио. Всего 4 недели, по пятдесят выходов в будние дни, стоимость недельного ролика составляет 18000 рублей.
Наружная реклама. Наружная реклама предполагает изготовление и размещение рекламной двусторонней перетяжки в наиболее просматриваемых местах города, местах наибольшего потока людей, которых можно рассматривать как потенциальных потребителей.
Перетяжку планируется размещать в течение трех месяцев по две недели в конце каждого месяца. Период размещения - осень, поскольку многие возвращаются в город из отпусков, некий переходный сезон, когда повышается потребительская и, соответственно, рекламная активность на рынке. Возможные варианты размещения рекламной перетяжки представлены в таблице:
Таблица 7.1. Варианты размещения рекламной перетяжки
Места аренды (двусторонние перетяжки), название округа.Стоимость за 4 недели размещения в руб.Центральный340 000Северный280 000Северо-восточный240 000Восточный280 000
Автовладельцы - это тот сегмент потенциальных потребителей, на которых в принципе и направлено воздействие наружной рекламы, такой как перетяжки. Теперь предложенные варианты продвижения объединим в таблицу (см. таблицу 5.2).
Таблица 7.2. Распределение бюджета на продвижение
№Наименование средства продвиженияСтоимость, в руб.1Наружная реклама, перетяжки1 140 0002Звуковая реклама, Европа Плюс72000Итого:1 212 000
Важным моментом в создании программы мероприятий по продвижению является учет особенностей всех коммуникационных каналов, необходимо принимать во внимание степень воздействия каждого из них с учетом времени.
.2 Требования к уровню теоретической подготовки студентов, пребывающих на учебно-ознакомительной практике
Учебно-ознакомительная практика является важнейшей составной частью инновационно-образовательной программы «Комплексная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов в период обучения в вузе». Смысл данной практики заключается в постепенном переходе от «традиционной» системы обучения в вузе, которая была спроектирована в советское время и уже не удовлетворяет требованиям жизни, к новой системе обучения, в значительно большей степени ориентированной на требования рынка. Учебно-ознакомительная практика - это первый и определяющий этап образовательного проекта. Главным ее назначением является ознакомление студента с менеджментом, с существующими в нем направлениями, создание условий, способствующих осознанному выбору студентом своего направления специализации в менеджменте на следующем этапе проекта.
Цель практики - сформировать общее представление студента об особенностях профессии менеджер и определить личные цели развития будущего руководителя. От отношения студента к прохождению учебно-ознакомительной практики зависят его удачный или неудачный выбор своего направления специализации и карьеры вообще, а также успешность обучения на последующих этапах.
Главными задачами практики являются:
) самостоятельное изучение студентом учебной литературы, в результате чего студент должен получить общее представление о менеджменте и основных его направлениях, его истории, основных теориях и концепциях менеджмента и об их основоположниках, овладеть основными понятиями и категориями, а также уметь определить, к какому направлению менеджмента относится та или иная задача;
) ознакомление студента с особенностями профессии на основе анализа передового отечественного и зарубежного опыта из источников
Учебно-ознакомительная практика предусматривает:
) предварительное составление студентом списка литературных источников по выбранному направлению;
) посещение им организаций (не менее трех), деятельность которых соответствует выбранному студентом направлению, и сбор информации о них;
) прохождение практики в одной из этих организаций.
Составляя список литературных источников по выбранному направлению, студент должен научиться собирать информацию о направлении своей будущей деятельности. Человек, обладающий такой информацией, будет иметь значительное преимущество перед другими, так как его шансы найти подходящую высокооплачиваемую работу значительно возрастают.
Студент должен представить список учебной и научной литературы по выбранному направлению деятельности, включая учебники, монографии, статьи в научных журналах (по каждой позиции не менее четырех наименований; рекомендуемое общее количество источников - 20 наименований).
Студент должен иметь общее представление о каждом представленном в списке источнике и быть готовым ответить на ряд вопросов.
При посещении организаций (не менее трех), деятельность которых соответствует выбранному студентом направлению, и сборе информации о них, студент должен научиться излагать свои цели и налаживать взаимоотношения с должностными лицами и работниками организаций.
Выбрав одну из организаций, студент должен посетить ее и добиться, чтобы с ним побеседовал кто-либо из должностных лиц организации (директор, руководитель отдела кадров или другие сотрудники), показать свое резюме, подробно изложить смысл практики и цель своего прихода и постараться получить разрешение проходить практику в этой организации, выполнять какие-либо поручения или работу. Рекомендуется также обсудить возможность прохождения им будущих практик (экономико-управленческой на 4-м курсе и преддипломной - на 5-м курсе) на этом предприятии.
После посещения организаций и сбора информации о них студент должен представить:
информацию об организациях, эффективно действующих в сфере выбранного им направления. Особое внимание следует уделить тем организациям, которые могли бы стать местом прохождения последующих практик (экономико-управленческой и преддипломной), собрав о них необходимую информацию: место нахождения (адрес), Ф.И.О. директора, других должностных лиц, продукция (услуги), которую они производят (представляют), рынок, на котором действуют, история создания и развития и т.п.;
отчет о посещении каждой организации, список организаций, которые он посетил (не менее трех), сотрудники, с которыми он общался (Ф.И.О., должность), использование резюме, результат собеседования (разрешено проходить практику или нет).
Во время пребывания в организации студенту следует:
познакомиться с деятельностью работников организации и, прежде всего, должностных лиц, занимающих руководящие посты, добиться их расположения и получить разрешения на прохождение в будущем экономико-управленческой и преддипломной практик в этой организации;
зарекомендовать себя с лучшей стороны, добиться поручения достаточно важных и ответственных заданий;
сделать краткий отчет об организации: координаты (адрес, тел.), Ф.И.О. директора и других должностных лиц, структура организации, профиль деятельности, на каком рынке действует, история создания и развития и т.п.;
получить (уточнить) информацию о других организациях, действующих в данной сфере.
Заключение
Прохождение практики является важным элементом при подготовке будущего специалиста. Практика дала мне возможность применить полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, а также приобрести опыт работы, который будет полезен в будущем.
В рамках прохождения практики я:
изучила организационную структуру предприятия,
провела анализ маркетинговой деятельности организации,
ознакомилась с рекламной политикой и стратегией развития завода «Стиропласт»
провела анализ строительного рынка
провела SWOT - анализ,
приобрела опыт работы на предприятии.
Список литературы
1.Арустамов, Э.А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / Э.А. Арустамов, А.Н. Пахомкин, Т.П. Митрофанова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 376 с.
.Балабанов, И.Т. Риск-менеджмент / И.Т. Балабанов. - М.: «Финансы и статистика», 1996. - 192 с.
.Бринк, И.Ю. Бизнес-план предприятия: Теория и практика / И.Ю. Бринк, Н.А. Савельева. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. - 384 с.
.Горемыкин, В.А. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: методическое пособие / В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 334 с.
.Ушаков, И.И. Бизнес - план / И.И. Ушаков. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.