Содержание
Введение
.Правовое регулирование деятельности ГИБДД
.Роль дорожно-патрульной службы ГИБДД в профилактике и пресечении преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Я проходил производственную практику в ГИБДД г. Краснотурьинска с 2010 года.
Во время прохождения практики передо мной стояли следующие задачи:
1.Изучить основные нормативно-правовые акты, которыми руководствуется ГИБДД г. Краснотурьинска, а так же методические пособия, должностные инструкции.
2.Научиться правильно составлять проекты процессуальных документов по изученным мной материалам административных дел.
.Принять активное участие в работе различных сотрудников ГИБДД, в особенности ДПС.
.Систематизировать собранную информацию и составить отчет.
При написании данного отчета мной были использованы следующие источники: Конституция РФ, КоАП РФ, федеральные законы РФ, УПК РФ, комментарии к УПК РФ под редакцией В.И. Радченко, должностные инструкции.
1.Правовое регулирование деятельности ГИБДД
Аварийность на автомобильном транспорте является одной из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед страной.
Сложившееся положение свидетельствует о необходимости повышения эффективности деятельности по снижению дорожно-транспортного травматизма, совершенствования законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Состояние законодательства в любой области общественных отношений определяется тем, какое внимание уделяет государство той или иной сфере деятельности. Это в полной мере относится к обеспечению безопасности дорожного движения, центральное место в нормативной правовой основе которой занимает Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В этом Законе впервые были сформулированы основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, частично разрешена проблема разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, в общем виде определены основные требования, которые предъявляются к соответствующим субъектам управления.
В последующие годы был принят ряд нормативных правовых актов различной юридической силы, регламентирующих те или иные аспекты общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения. К их числу можно отнести: Уголовный кодекс Российской Федерации (глава "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта"), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения, Федеральные законы "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", "О техническом регулировании".
Также был принят ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
Нельзя не отметить положительную тенденцию, наметившуюся в последнее время в отношении государства и общества к проблеме безопасности дорожного движения.
По инициативе МВД России проводились парламентские слушания в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, приняты и направлены на места соответствующие рекомендации. Вопросы безопасности дорожного движения неоднократно рассматривались на координационных совещаниях при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах, на совместных коллегиях.
Состоялись многочисленные обсуждения проблемы на международном уровне, иных форумах с участием видных политических и общественных деятелей.
В ноябре 2005 г. проведено заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросу о состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
По итогам указанного заседания были даны поручения Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми принято решение о разработке проекта Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах".
Данная Федеральная целевая программа, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100, стала основой национальной стратегии в области обеспечения безопасности дорожного движения. Ее главной целью является сокращение к 2012 г. числа погибших в дорожных происшествиях в полтора раза по отношению к уровню 2004 г.
Таким образом, правовую основу деятельности ГИБДД составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Главным законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Бланкетный характер норм Закона приводит к объективной необходимости разработки целого ряда законодательных актов, направленных на реализацию отдельных норм Закона при осуществлении различных видов деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В связи с этим в ближайшей перспективе требуется принятие Федеральных законов "О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения", "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации", "О платных автомобильных дорогах", "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании", Устава автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации.
Совершенствование законодательства в рассматриваемой области представляет собой весьма сложный, требующий системного подхода процесс, в связи с чем представляется целесообразным сосредоточить основные усилия на решении следующих первоочередных задач:
разработка предложений по внесению изменений в рассматриваемый Закон, а также другие законодательные акты;
разработка законодательных актов, предусмотренных Законом;
подготовка иных нормативных правовых актов в развитие Закона.
Анализ отдельных норм Закона свидетельствует о необходимости уточнения ряда его положений, что в некоторых случаях имеет достаточно принципиальный характер.
дорожный патрульный профилактика правонарушение
2.Роль дорожно-патрульной службы ГИБДД в профилактике и пресечении преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения
На ГИБДД возлагаются следующие обязанности:
) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
)участие в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, рассмотрение заявок и выдача соответствующих заключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта;
) разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями;
) регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
) выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
) осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
) проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
) осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;
) изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения и т.д.
ГИБДД для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право:
а) запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения;
б) давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах;
в) временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
г) использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки транспортных средств, дешифровки показаний тахографов;
д) запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
е) предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения и т.д.
Деятельность дорожно-патрульной службы регулируется Приказом МВД № 297 от 20.04.1999г.
Дорожно-патрульная служба является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной безопасности Российской Федерации. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.
Работу подразделений ДПС, оказание им практической и методической помощи организуют отделы (отделения) ДПС управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Задачи дорожно-патрульной службы.
Основными задачами ДПС являются:
сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;
обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.
Функции дорожно-патрульной службы:
. Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.
. Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
. Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий.
. Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах.
. Осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий.
. Осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.
. Осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.
. Проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях.
. Осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств.
. Выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.
. Информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению.
. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
. Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
. Участие совместно с паспортно-визовой службой в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации.
ДПС решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, военной автоинспекцией Министерства обороны Российской Федерации, Российской транспортной инспекцией, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
Деятельность дежурных частей
. В подразделениях ДПС организуются учет и анализ информации, имеющей значение для выполнения основных задач, стоящих перед ними.
Учету и анализу подлежат ДТП на обслуживаемой территории и принимаемые меры по их предупреждению; преступления, связанные с использованием транспортных средств; данные о состоянии дисциплины и соблюдении законности в деятельности сотрудников ДПС; предложения организаций, общественных объединений и граждан, касающиеся совершенствования деятельности ДПС и обеспечения безопасности в области дорожного движения.
. Учет и анализ ДТП, правоприменительной деятельности осуществляются в порядке и сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами МВД России. Для повышения оперативности в проведении учетно-аналитической работы подразделения ДПС оснащаются электронно-вычислительной техникой.
. Работу по анализу ДТП и правоприменительной деятельности организует командир строевого подразделения, а где строевое подразделение отсутствует - начальник ГИБДД органа внутренних дел.
Непосредственно учет и анализ ДТП (в том числе топографический), реализации законодательства об административных правонарушениях осуществляется сотрудниками, на которых эти задачи возложены должностными инструкциями.
Оперативное управление силами и средствами строевых подразделений осуществляют дежурные части, а при их отсутствии - дежурные части территориальных органов внутренних дел.
Дежурные части строевых подразделений находятся в оперативном подчинении дежурных частей органов внутренних дел, в структуру которых входят строевые подразделения.
Работу дежурной части организует начальник штаба строевого подразделения, а где этой должности по штатам нет - заместитель командира. Право утверждения графика несения службы, установления порядка подмены лиц суточного наряда, их отстранения в случае необходимости от дежурства предоставлено только командиру строевого подразделения (или лицу, его замещающему).
Наряды дежурных частей строевых подразделений руководствуются Наставлением по организации работы дежурных частей органов внутренних дел, другими нормативными правовыми актами, относящимися к области дорожного движения, охраны общественного порядка, предотвращения и раскрытия преступлений, и настоящим Наставлением.
На дежурную часть строевого подразделения возлагаются следующие задачи:
. Сбор, обработка и оценка информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории.
. Оперативное управление силами и средствами подразделения в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения, регулирования движения транспортных потоков, ликвидации заторов в движении, контроля за выполнением условий производства работ, связанных с закрытием дорог.
. Прием, регистрация и передача сообщений и заявлений о ДТП, преступлениях и других правонарушениях.
. Оперативное обеспечение раскрытия преступлений по "горячим следам".
. Осуществление организационных мероприятий по выезду на места ДТП для оформления и проведения неотложных действий, а также принятия мер к ликвидации их последствий.
. Организация розыска и задержания угнанных, похищенных транспортных средств и транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, регистрация в установленном порядке сообщений о таких противоправных деяниях.
. Организация взаимодействия нарядов строевого подразделения с нарядами других подразделений органов внутренних дел и т.д.
Заключение
Таким образом, во время прохождения практики мной была изучена структура ГИБДД г. Краснотурьинска, функции и полномочия работников ГИБДД; принимал активное участие в работе инспекторов ГИБДД. Так же я научился составлять проекты процессуальных документов. Однако хочу отметить, что отведенный промежуток времени на прохождения производственной практики недостаточен для более полного и глубоко изучения направлений деятельности ОВД.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий федеральных органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В ряде нормативных правовых актов дублируются функции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Некоторые сферы общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения не урегулированы. Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обеспечивают в полной мере функцию предупреждения правонарушений. Кроме того, отдельные положения законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения не согласуются с нормами международных договоров, участницей которых является Российская Федерация.
Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Меры, принимаемые субъектами Российской Федерации, не носят целенаправленного характера, не подчинены единой задаче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тенденции в этой области. Кроме того, в условиях дотационности большинства субъектов Российской Федерации и их значительных социальных обязательств существенно снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения.
В России фактически отсутствует система организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т.д.). Реализуемые мероприятия носят эпизодический характер. Не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанные с проведением указанных мероприятий. Поэтому в городах постоянно возникают заторы, существенно затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.
Система организации прибытия на место дорожно-транспортного происшествия и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, неэффективна. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55 процентов общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Без государственной поддержки на федеральном уровне в сложившихся условиях субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не в состоянии эффективно удовлетворить жизненную потребность в безопасности проживающего на их территории населения.
Список использованной литературы:
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. - 1993. - № 237.
.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. № 63-ФЗ//СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
.ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»// СЗ РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.
4.ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании» (в ред. ФЗ № 160-ФЗ от 23.07. 2008г.)//СЗ РФ. - 2002. - № 52 (ч. 1).
.Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции" (ред. от 02.10.2008г.)//Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503.
.Указ Президента РФ от 15.06.1998г. № 711 (ред. от 03.07.2008г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о ГИБДД Министерства внутренних дел РФ»)//СЗ РФ. - 1998. - № 25. - Ст. 2897.
7.Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 (ред. от 02.06.2008г.) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»// СЗ РФ. - 2006. - № 9. - Ст. 1020.
.Приказ МВД № 297 от 20.04.1999г. (ред. от 31.08.2007г.) «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД Министерства внутренних дел РФ»//РГ. - 1999. - № 99.