Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия
Специальность 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
ОТЧЕТ
По производственной практике
Организация бухгалтерского учета на предприятии ОДО «Алнашская МТС»
Выполнил студент 100 группы
Емельянова А.В.
Ижевск 2011
Содержание
1. Правовая и экономическая характеристика предприятия ОДО «Алнашская МТС». Постановка бухгалтерского учета
. Учет отвлеченных средств и финансовых результатов
. Учет капитала и финансирования
. Инвентаризация
. Калькуляция себестоимости продукции, работ, услуг, заключение и закрытие счетов
. Квартальная и годовая отчетность
Приложение
1.Правовая и экономическая характеристика предприятия ОДО «Алнашская МТС». Постановка бухгалтерского учета
В современных условиях предпринимательская деятельность все больше находится в зависимости от экономической информации.
От качества такой информации зависит будущее развитие и становление предприятия на рынке, принятие управленческих решений. Определение круга клиентов, потенциальных партнеров; все это в конечном итоге приведет к достижению результатов деятельности получения прибыли. При этом большое внимание должно уделяться достоверности, и полноте и прозрачности информации. На предприятии такую информацию можно получить только при правильном ведении бухгалтерской отчетности.
Главной целью моей работы является изучение порядка введения бухгалтерской отчетности и анализа финансового состояния организации, а также освещение теоретических и практических вопросов, относящихся к рассматриваемой теме, на примере предприятия ОДО «Алнашская машино- технологическая станция».
Общество с дополнительной ответственностью «Алнашская машино-технологическая станция» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.02.98 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» путем преобразования Общества с ограниченной ответственностью «Алнашская машино-технологическая станция».
Общество руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.98 г.№14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также настоящим Уставом, является полным правопреемником прав и обязанностей реорганизуемого Общества с ограниченной ответственностью «Алнашская машино-технологическая станция» в соответствии с передаточным актом.
С этого момента ОДО «Алнашская МТС» является юридическим лицом и действует на основании устава и в соответствии с законодательством РФ осуществление
Директором ОДО «Алнашская МТС» является Мустафин Наиль Никмодзянович. Уставный капитал составляет сто тысяч рублей. Целями деятельности ОДО «Алнашская МТС» является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли в сфере оказания услуг, в том числе предметом деятельности общества является:
.Техническое обслуживание и ремонт тракторов и самоходных машин, в том числе ремонт двигателей;
2.Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, в том числе ремонт двигателей;
.Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей, в том числе ремонт двигателей;
.Услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию машин для сельского хозяйства;
.Предоставление услуг по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию и перемотке электродвигателей, генераторов и трансформаторов;
.Заготовка и распиловка древесины;
.Ремонт и строительство и обслуживание оборудования животноводческих ферм;
.Иные виды деятельности, незапрещенные законодательством РФ.
Видам деятельности, требующими специального разрешения(лицензии) Общество вправе заниматься при наличии такого разрешения(лицензии).
Имущество ОДО «Алнашская МТС» состоит из уставного капитала, а также фондов, образуемых из предусмотренных законом поступлений. Резервный фонд образуется за счет ежегодных отчислений от прибыли в размерах, определяемых общим собранием акционеров.
За последние два года финансовое состояние данного предприятия заметно улучшилось: выросла выручка, чистая прибыль, производительность труда и рентабельность предприятия.
Бухгалтерская служба осуществляет учет средств «Алнашского МТС» и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, производит финансовые расчеты с заказчиками и поставщиками, связанные с реализацией готовой продукции.
Рабочий план счетов Алнашского райпо разработан на основании Приказа Минфина РФ от 31. 10. 2000 г. № 94н и инструкции к ее применению в соответствии со ст. 6 ФЗ от 21. 11. 1996 г. № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете», а также п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ.
Учетная политика ОДО «Алнашская МТС» разрабатывается главным бухгалтером на основании Приказа Минфина РФ от 9. 12. 1998 г. № 60н и утверждается руководителем организации.
Бухгалтерская служба насчитывает 7 человек: главный бухгалтер, которым подчиняются еще 6 бухгалтеров. Каждый работник бухгалтерии ведет отведенный ему участок учета в ОДО «Алнашская МТС».
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведения бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, подписывает документы, служащие основанием для приемки товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетно-кредитных и финансовых обязательств; осуществляет контроль за соблюдением графика документооборота, за обеспечение сохранности в период работ и сохранность архива. Ведет контроль за постановкой бухгалтерского и первичного учета, также несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, выполнение требований всех действующих нормативных документов по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности предприятия, а также за получение достоверной информации об имущественном и финансовом положении предприятия на основании данных бухгалтерского учета. Сдает отчетность в управление сельского хозяйства.
Своевременное получение учетной информации о производственно - хозяйственной деятельности позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход деятельности кооператива, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы (прибыли).
Бухгалтер-кассир ведет операции по кассе; расчеты со сбербанком, выдает заработную плату, принимает и обрабатывает авансовые отчеты. Бухгалтер по учету заработной платы: выполняет работу по ведению бухгалтерского учета в соответствии с положениями действующего законодательства РФ, осуществляет прием и контроль первичной документации на данном участке бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке, отражает на счетах бухгалтерского учета операции по учету заработной платы, производит начисление заработной платы, налогов, возникающих на данном участке, обеспечивает руководителей, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующему участку учета и т. д.
Все заполняемые первичные документы предоставляются в бухгалтерию, где они обрабатываются вручную. Бухгалтерия в «Алнашском МТС» обеспечивает обработку документов, ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе составляется отчетность.
Автоматизация бухгалтерского учета в ОДО «Алнашская МТС» потребительском обществе началась только во второй половине 2008 года и на данный момент этот процесс еще не полностью завершен. До этого бухгалтерский учет в «Алнашском МТС» осуществлялся полностью вручную с применением журнально-ордерной формы учета. На данный момент внедряется 1С: Бухгалтерия 7.7.
В связи с этим предлагаем: повышение квалификации работников бухгалтерии; производить своевременное обновление программы.
2.Учет отвлеченных средств и финансовых результатов
Отвлеченные средства, средства, изымаемые в течение отчетного года из оборота хозрасчетного предприятия (объединения); ресурсы, отвлекаемые на специальные цели главным образом из прибыли в соответствии с действующими законодательством, планом или финансовыми положениями. Отвлеченные средства отражаются на синтетическом счете бухгалтерского учета и в соответствующем разделе актива бухгалтерского баланса для учета этих средств на начало и конец отчетного года. В составе Отвлеченные средства учитываются: платежи из прибыли в бюджет (плата за производственные фонды, фиксированные платежи и взносы свободного остатка прибыли; по предприятиям, не переведенным на новую систему планирования и экономического стимулирования - отчисления от прибыли), отчисления от прибыли в фонды экономического стимулирования и др. фонды, взносы в банк из прибыли на капитальное строительство. К Отвлеченные средства относятся также: суммы изъятия в бюджет излишка собственных оборотных средств и завышенных ассигнований на административно-управленческие расходы, перечисление средств в резерв министерства (объединения) для оказания финансовой помощи предприятиям и т.д. Поскольку окончательное распределение прибыли подлежит уточнению по окончании года, то отвлеченные в течение года средства можно рассматривать как авансовые отчисления от прибыли.
Для учета операций, отражаемых на счетах N80 "Отвлеченные средства" и N99 "Прибыли и убытки", предназначен журнал-ордер N15. В снабженческих и сбытовых организациях для этой цели применяется журнал-ордер N15-сн.
Финансовый результат деятельности предприятия ОДО «Алнашская МТС» характеризуется показателем прибыли или убытка. Получение прибыли является основной целью любой предпринимательской деятельности. От размера полученной прибыли зависят формирование собственного капитала, выполнение обязательств перед бюджетом, финансирование инвестиций, а также платежеспособность предприятия.
Прибыль как главный показатель эффективности деятельности предприятия ОДО «Алнашская МТС» выступает и в качестве критерия определения уровня выплат дивидендов, как определяющий фактор при установлении уровня заработной платы и вознаграждения администрации.
Объем прибыли предприятие получает от основной деятельности, финансовых операций, другой обычной деятельности и чрезвычайных событий.
Задачи бухгалтерского учета на предприятии ОДО «Алнашская МТС» финансовых результатов заключается в определении количественных и качественных параметров финансового результата: прибыль или убыток (Приложение). формирование данных относительно финансовых результатов для нужд составления финансовой отчетности и налоговых деклараций. информационное обеспечение порядка распределения прибыли и осуществления операций по расчетам за суммами причитающихся в бюджет налогов и обязательных платежей, с акционерами и учредителями по начисленным им дивидендами, формирование резервов собственного капитала и др.
Общее определение прибыли сводится к увеличению капитала в результате ведения хозяйственной деятельности. Однако в бухгалтерском учете преимущество, предоставляют термина "чистая прибыль", которая определяется как разница между чистыми доходами и валовыми расходами.
Для учета финансовых результатов используют счета 79 "Финансовые результаты" 44 "Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)". Если счет 79 "Финансовые результаты" является номинальным и на конец отчетного периода закрывается (сальдо нет), то счет 44 "Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)" является пассивным и его сальдо отражается в балансе.
На счете 79 "Финансовые результаты" учитываются на отдельных субсчетах результаты основной деятельности, финансовых операций, другой обычной деятельности, чрезвычайных происшествий. Как отмечалось выше, сумма полученной прибыли отражается на счете 79 "Финансовые результаты" по кредиту. Это сумма чистой прибыли, поскольку начисленные налоги и обязательные платежи по реализации (продаже) в пользу бюджета были учтены предварительно на счете 70 "Доходы от реализации" до момента перенесения его сальдо на счет 79 "Финансовые результаты", а налог на прибыль была учтен на счете 98 "Налоги на прибыль", а затем также отражен по дебету счета 79 "Финансовые результаты".
Что касается налога на прибыль, следует отметить, что это обязательный платеж в бюджет, который платят все предприятия независимо от форм собственности по прибыли от хозяйственной деятельности предприятия. Исчисление налога на прибыль осуществляется в процентах к фактически полученной предприятием прибыли по расчетам налоговой декларации и установленной государством ставке налога. Для составления налоговой декларации бухгалтерия ведет налоговый учет.
Для учета надлежащей по данным бухгалтерского учета суммы налога на прибыль от обычной деятельности и чрезвычайных событий ведут счет 98 "Налог на прибыль". По дебету этого счета отражается начисленная сумма налога на прибыль, а по кредиту - включение ее в финансовых результатов на счете 79 "Финансовые результаты".
Определен финансовый результат по счету 79 "Финансовые результаты" переносят на счет 44 "Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)", при этом дебетуют счет 79 "Финансовые результаты" и кредитуют счет 44 "Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)".
На счете 44 "Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)" ведется учет нераспределенных прибылей или непокрытых убытков текущего и прошлых лет, а также использованного в текущем году прибыли. По кредиту счета отражают получения и увеличения прибыли от всех видов деятельности, а по дебету - убытки и использования прибыли.
Учет на счете ведут по субсчетам 441 "Прибыль нераспределенная", 442 "Непокрытые убытки", 443 "Прибыль, использованная в отчетном периоде" нарастающим итогом с начала года - до его распределения и списание по истечении отчетного года. Это соответствует установленному порядку составления финансовой и налоговой отчетности.
По мере получения прибыли предприятие использует его согласно учредительных документов и действующего законодательства. Так, акционерные общества за счет прибыли начисляют дивиденды, то есть частично распределяют между акционерами ранее накопленные доходы, осуществляют выплаты по ранее эмитированным облигациям т.д.
Часть прибыли может, по решению учредителей или акционеров, быть направлена на пополнение уставного или резервного капитала предприятия. При этом дебетуют счет 44 "Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)" и кредитуют, соответственно, счета 67 "Расчеты с участниками", 40 "Уставный капитал", 43 "Резервный капитал" и др. Предприятие при разных обстоятельствах может завершить отчетный период с убытками.
Сумма убытков отражается на отдельном субсчете и списывается за счет ранее накопленного нераспределенной прибыли, а если его недостаточно - за счет резервного, паевого или дополнительного капитала. На предприятиях, где отсутствуют такие источники, непокрытый убыток отражаются в балансе(Приложение) в скобках в составе собственного капитала и вычитают его из общего итога.
На лицевой стороне этого регистра отражаются обороты по кредиту указанных счетов в корреспонденции с соответствующими счетами. Запись операций, за исключением сумм, отражаемых в корреспонденции со счетами N50 "Касса"(Приложение) и N51 "Расчетный счет", производится на основании соответствующих первичных бухгалтерских документов. Операции в корреспонденции со счетами N50 и N51 отражаются итогами за месяц по данным, выявившимся в ведомостях к этим счетам.
В таблице "Аналитические данные к счетам NN80 и 99" операции по дебету и кредиту указанных счетов отражаются итогами за месяц по статьям аналитического учета, на основании этих данных и сальдо на начало месяца определяется сальдо на конец месяца по каждой статье. В целях получения данных, необходимых для заполнения отчетности, в этой таблице дебетовые и кредитовые обороты приводятся, кроме того, нарастающими итогами с начала года по отчетный месяц.
Записи по счетам N80 и N99 за отчетный месяц в этой таблице отражаются в порядке, изложенном в общих указаниях к инструкции.
учет средство инвентаризация себестоимость
3. Учет капитала и финансирования
В современной российской экономике капитал выступает как важнейшая экономическая категория и является одним из сравнительно новых объектов бухгалтерского учета. В соответствии с п.66 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N34н (с изменениями и дополнениями), в составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.
Основу собственного капитала предприятия составляет уставный капитал, зафиксированный в его уставных учредительных документах. Он является необходимым условием образования и функционирования любого юридического лица.
Уставный капитал - это стартовый капитал, необходимый предприятию для осуществления финансово - хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.
Величина уставного капитала определяется номинальной стоимостью доли его участников. Размер каждой доли устанавливается в учредительных документах в % или в отношении к общей сумме уставного капитала. По законодательству уставного капитала должен быть оплачен на момент государственной регистрации не менее чем на половину. Оставшаяся часть должна быть оплачена в течение года (первого). Бухгалтерский учет операций по движению средств уставный капитал ведется на счете 80 (счет пассивный, балансовый). К нему могут быть открыты субсчета: 80/1-объявленый капитал, 80/2 подписной капитал, 80/3-оплаченый капитал.
При формировании уставного капитала в бухгалтерском учете делается запись:
.Д75 К80-отражон уставный капитал, предложенный государственной регистрацией;
2.Д80/1 К 80/2-отражено распределение уставного капитала, по номинальной доле участников;
Вкладчиками в уставный капитал могут быть:
·Денежные средства Д51,50,52 К75
·Ценные бумаги Д58 К75
·Нематериальные активы Д08 К75
·Основные средства Д 04, 01 К 08
·Прочие ценности Д10,41 К75
Оценка неденежных вкладов должна быть произведена независимым оценщиком. По решению учредителей в процессе деятельности организации уставный капитал может быть увеличен:
·За счет имущества организаций (добавочного капитала, за счет чистой прибыли) Д83 К80, Д84 К80;
·За счет дополнительных вкладов участников или третьих лиц, принимаемых в состав учредителей Д75 К80.
Сумма на которую увеличивается уставный капитал не должна превышать разницы между стоимостью чистых активов и суммой уставного и резервного капитала.
Уменьшение уставного капитала должно производится в обязательном порядке в следующих случаях:
·Неполной оплате участниками и своих взносов в уставный капитал в течении года после регистрации или при выходе из состава учредителей Д80К75;
·Превышение уставного капитала над величиной чистых активов по итогам работы предприятия Д80 К84.
Добавочный капитал- это источник увеличения стоимости имущества организации. В процессе хозяйственной деятельности у организации может появиться новое имущество либо возрасти учетная стоимость уже имеющегося имущества, что приводит к росту ее активов. Для учета источников поступления новых материальных ценностей или прироста их балансовой стоимости в бухгалтерском учете введено понятие добавочного капитала.
Для учета добавочного капитала используется счет 83. Формирование и величина уставного капитала может производится за счет:
·Увеличения стоимости основных средств в результате переоценки;
·Эмиссионного дохода;
·Направление в него части чистой прибыли;
·Образование курсовой разницы при взносе в уставный капитал иностранной валюты.
Организации имеют право не чаще одного раза в год переоценивать объекты основных средств. Сумма дооценки основных средств относится на добавочный капитал Д01 К80.
По дебету счета 83 могут быть произведены в следующих случаях:
·Погашение сумм снижения стоимости основных средств в результате переоценки Д83 К01;
·Направление средств для пополнения уставного капитала Д83 К75, Д83 К80;
·Погашение убытков Д83 К84;
·Распределение сумм между учредителями организации Д83 К75.
При выбытии основных средств сумма его дооценки с добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации Д83 К84.
Аналитический учет ведется на счете 83 организуется отдельно по каждому виду средств за счет которого был сформирован добавочный капитал. Синтетический учет добавочного капитала ведется в журнале ордере № 12.
Резервный капитал. Резервный капитал представляет собой страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам и кредиторам в случае, если на эти цели не хватает прибыли. Средства резервного капитала служат гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц. Наличие такого финансового источника придает последним уверенность в погашении предприятием своих обязательств.
Учет резервного капитала на предприятии ОДО «Алнашская МТС» ведется на счете 82(пассивный, балансовый).
Создание резервного капитала является обязательным для акционерных обществ, размер которой должен составлять не менее 5% от уставного капитала. Процент обязательных ежегодных отчислений в резервный капитал должен быть не менее 5% от чистой прибыли.
Нераспределенная прибыль. План счетов построен с учетом изменившейся методологии бухгалтерского учета формирования и использования нераспределенной чистой прибыли. Поскольку исключается возможность ее авансового использования в течение отчетного года, у предприятий отпала необходимость в формировании фондов специального назначения.
Нераспределенная чистая прибыль отчетного года используется на формирование резервного капитала, на покрытие убытков прошлых лет и на начисление (при соблюдении определенных условий) учредительского дохода (дивидендов) участникам (акционерам). Образовавшийся после этого остаток нераспределенной прибыли отчетного года вместе с отчислениями в резервный капитал увеличивают сумму собственного капитала предприятия.
. Инвентаризация
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие (организация) проводит инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.
Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п.
Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов (Приказ Министерства Финансов РФ от 13 июня 1995г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств). Согласно этим документам предприятия (организации) обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса.
Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не принадлежащие предприятию, такие, как ценности на ответственном хранении, полученные для переработки, арендованные основные средства и т. п., а также по каким-либо причинам не учтенные ценности.
Основными задачами инвентаризации являются: выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре; контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета; выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.; выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации; проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности (расчетов с покупателями, по векселям полученным и др.), кредиторской задолженности (поставщикам материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса.
Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:
·при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду;
·при выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
·перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Инвентаризация должна проводиться в конкретные сроки, установленные в зависимости от вида и характера имущества. Эти сроки (периодичность) предусмотрены Положением о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации: основных средств - не менее одного раза в два-три года, а библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет; капитальных вложений - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года; незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими организациями; незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год; готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года; малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год; нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц; сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года; денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц; расчетов с банками (по расчетному счету, валютному счету, другим счетам, ссудам, кредитам и т. п.) - по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца; расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал; расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год; остальных статей баланса - на первое число месяца, следующего за отчетным годом.
Инвентаризация в зависимости от полноты охвата проверкой имущества может быть полной и частичной. При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. Проводится она обязательно в конце года перед составлением годового отчета (исключение составляют некоторые виды имущества, упомянутые выше). При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов имущества в определенных местах хранения.
В зависимости от основания проведения инвентаризации бывают плановые и внеплановые. Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности и Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. Внеплановые инвентаризации организуются по мере необходимости, в основном внезапно.
Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб); представителей общественности. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие комиссии в составе: представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии); специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.). В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет.
В межинвентаризационный период на предприятиях (организациях) должны проводиться систематически проверки и выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящих в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители общественности.
Персональный состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия (организации).
Рабочие инвентаризационные комиссии: осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства; совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли; вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей; несут ответственность:
а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя;
б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах;
в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а также цены и т. п.);
г) за правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в установленном порядке.
Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке. Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета.
При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях - заблаговременно.
Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.
Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.). Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.
. Калькуляция себестоимости продукции, работ, услуг, заключение и закрытие счетов
В процессе создания продукции складываются определенные затраты, которые будут формировать себестоимость готовой продукции, т.е. себестоимость - это текущие затраты организации на производство и сбыт продукции выраженный в денежной форме.
Определение величины затрат на приходящиеся на единицу продукции называется калькулированием себестоимости.
В зависимости от сферы деятельности организации затраты в себестоимости продукции разделяются на: затраты в сфере производства, затраты в сфере обращения.
Состав и порядок формирования затрат образующих себестоимость продукции регламентируется положением в составе затрат по производству реализации продукции включаемых себестоимость продукции и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Данное положение регулирует перечень затрат которые включаются в себестоимости продукции или покрываются за счет других источников организации.
В зависимости от способов включения затрат в себестоимость продукции затраты делят на прямые и косвенные.
Для целей налогообложения затраты подразделяются на лимитированные и нелимитированные.
К командировочным затратам относят: командировочные, представительские.
В зависимости от периодичности возникновения расходы делятся на текущие и единовременные.
Текущие затраты - это затраты которые бывают каждый месяц, и на себестоимость продукции они списываются в полном объеме в данный отчетный период (единовременные - это затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов.
Затраты на себестоимость продукции списывается частями в виде амортизационных отчислений.
Все затраты в процессе производства реализации по экономическому содержанию делится на:
.На элементы - вид затрат по однородным признакам. Данная группировка позволяет определить группу затрат по организации в целом;
2.По статьям - это вид затрат образующих себестоимость отдельных видов продукции и всего выпуска.
Статьи затрат: (приложение)
·Возвратные отходы
·Покупные изделия
·Отчисления на социальные нужды
·Сырье и материалы
·Общепроизводственные расходы
·Общехозяйственные расходы
·Потери от брака
·Расходы на подготовку освоение производства
·Прочие расходы
·Топливо, энергия
·Зарплата рабочим
. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность
Отчетность предприятия представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Она является завершающим этапом учетной работы. По периодичности составления различают квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность. Порядок составления бухгалтерской отчетности составляется следующими нормативными документам:
·Положение по бухгалтерскому учету - 4/99
·Приказ МИНФИНА по России 12.2002г.
·Положение по введению бухгалтерскому учету и отчетности РФ.
Состав квартальной отчетности входят:
·Бухгалтерский баланс
·Отчет о прибылях и убытках
По усмотрению организация может включить в состав квартальной отчетности и пояснительную записку и другие отчетные формы.
Годовая бухгалтерская отчетность включает в себя (приложение):
·Бухгалтерский баланс (форма №1)
·Отчет о прибыли и убытках (форма№2)
·Отчет о движении капитала (форма№3)
·Отчет о движении денежных средств (форма№4)
·Приложение к бухгалтерскому балансу (форма№5)
·Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6)
·Пояснительная записка
·Аудиторское заключение
В соответствии с приказом министерства финансов субъекты малого предпринимательства имеют права не предоставлять в составе бухгалтерской отчетности формы №3, №4 и №5. Некоммерческие организации в обязательном порядке форму №6.
К бухгалтерской отчетности предъявляются следующие основные требования:
·В бухгалтерском учете отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации
·результаты хозяйственной деятельности
·бухгалтерский учет составляется на основании данных синтетического аналитического учета и результаты инвентаризации
·бухгалтерский учет составляется в валюте РФ
·бухгалтерский учет составляется по типовым формам разработанных и утвержденным МИНФИНОМ РФ
·Если организация подлежит обязательному аудиту, то в составе годовой отчетности должно быть итоговая часть аудиторского заключения.
·Исправление отчетных данных после утверждения годового отчета производится за отчетный период, в котором обнаружены ошибки.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Сроки предоставления квартальной отчетности не позднее 30 дней после отчетного периода.
Сроки предоставления годовой отчетности не позднее 1 апреля.
Отчеты подписываются руководителем и главным бухгалтером.
Порядок составления бухгалтерских отчетов на предприятии ОДО «Алнашская МТС»
Составление отчетности должна предшествовать значительным подготовительным работам( закрытие всех операционных счетов). До этого должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включены результаты проведенной годовой инвентаризации), проверена правильность всех записей. Закрытие счетов начинают со счетов имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты:
.В соответствии с этим в первую очередь исчисляет себестоимость услуг вспомогательных производств (23 счет);
2.Вторым этапом определяется расходы будущих периодов ОПР и ОХР;
.Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства;
.Списывают затраты со счетов 29;
.Производятся записи на счетах по учету капитальных вложений и определяется финансовый результат деятельности организации. Закрываются счета 90, 91, 99.
При составлении форм бухгалтерской отчетности используется главная книга и оборотные ведомости.