ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОТЧЕТ
по производственной (экономической и практике менеджмента) практике
Институт дополнительного образования
студентки ____ курса ____группы_____________________
Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»
Руководитель практики
от организации ___________________________________
Руководитель практики
от университета ____________________________________
Саранск 2011
ГОУ ВПО МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА) ПРАКТИКИ
Студентки
экономического факультета курса группы
№Наименование отделаВопросы программыКалендарный срокОтветственный руководитель1Институт дополнительного образованияОзнакомление с предприятием31.012011г. - 01.02.20112Институт дополнительного образованияМиссия, стратегические и тактические цели организации02.02.2011 -03.02.20113Институт дополнительного образованияОзнакомление с организационной структурой организации04.02.2011-05.02.20114Институт дополнительного образованияИзучение методов, применяемых в организации для совершенствования организационной структуры управления07.02.2011-08.02.20115Институт дополнительного образованияАнализ деятельности организации09.02.2011-10.02.20116Институт дополнительного образованияАнализ основных направлений деятельности организации11.02.2011-12.02.20117Институт дополнительного образованияИзучение основных средств организационной и вычислительной техники14.02.2011-15.02.20118Институт дополнительного образованияАнализ структуры управления организацией16.02.2011-17.02.20119Институт дополнительного образованияХарактеристика системы управления организацией18.02.2011-19.02.201110Институт дополнительного образованияОценка рациональности управленческой структуры относительно ее основной деятельности21.02.2011-22.02.201111Институт дополнительного образованияИсследование системы управления персоналом23.02.2011-24.02.201112Институт дополнительного образованияИсследование кадровых процессов25.02.2011-26.02.201113Институт дополнительного образованияИзучение целей и задач системы управления персоналом в организации28.02.2011-01.03.201114Институт дополнительного образованияОзнакомление с правовой и нормативно - справочной документацией02.03.2011-03.03.201115Институт дополнительного образованияИсследование и оценка функций, методов управления04.03.2011-05.03.201116Институт дополнительного образованияИзучение системы планирования и прогнозирования в организации07.03.2011-09.03.201117Институт дополнительного образованияОценка эффективности управления в организации10.03.2011 -12.03.2011
Руководитель практики
от организации ___________________________________ Ф.И.О.
Руководитель практики
от университета ____________________________________ Ф.И.О.
ГОУ ВПО МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ДНЕВНИК
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА) ПРАКТИКИ
Студентки
экономического факультета курса группы
Наименование базы практики Институт дополнительного образования
Начало практики 31.01.2011г. Окончание практики 12.03.2011г.
ЗАПИСИ
о работах, выполненных в период практики
ДатаВопросы программыКраткое описание выполненной работыЗамечания и подпись руководителя31.012011г. - 01.02.2011Ознакомление с предприятиемОзнакомилась с предприятием02.02.2011 -03.02.2011Миссия, стратегические и тактические цели организацииИзучила миссию, стратегические и тактические цели организации04.02.2011-05.02.2011Ознакомление с организационной структурой организацииОзнакомилась с организационной структурой организации07.02.2011-08.02.2011Изучение методов, применяемых в организации для совершенствования организационной структуры управленияИзучила методы, применяемые в организации для совершенствования организационной структуры управления09.02.2011-10.02.2011Анализ деятельности организацииПроведен анализ деятельности организации11.02.2011-12.02.2011Анализ основных направлений деятельности организацииПроведен анализ основных направлений деятельности организации14.02.2011-15.02.2011Изучение основных средств организационной и вычислительной техникиИзучила основные средства организационной и вычислительной техники16.02.2011-17.02.2011Анализ структуры управления организациейПроведен анализ структуры управления организацией18.02.2011-19.02.2011Характеристика системы управления организациейИзучена система управления организацией21.02.2011-22.02.2011Оценка рациональности управленческой структуры относительно ее основной деятельностиДана оценка рациональности управленческой структуры относительно ее основной деятельности23.02.2011-24.02.2011Исследование системы управления персоналомИсследованы системы управления персоналом25.02.2011-26.02.2011Исследование кадровых процессовИсследованы кадровые процессы28.02.2011-01.03.2011Изучение целей и задач системы управления персоналом в организацииИзучены цели и задачи системы управления персоналом в организации02.03.2011-03.03.2011Ознакомление с правовой и нормативно - справочной документациейОзнакомилась с правовой и нормативно - справочной документацией04.03.2011-05.03.2011Исследование и оценка функций, методов управленияИсследованы функции, методы управления07.03.2011-09.03.2011Изучение системы планирования и прогнозирования в организацииИзучены системы планирования и прогнозирования в организации10.03.2011Оценка эффективности управления в организацииПроведена оценка эффективности управления в организации11.03.2011Подведение итогов практикиСистематизация отчета по практике12.03.2011Подведение итогов практикиСоставление отчета по практикеРуководитель практики
от организации ___________________________________ Ф.И.О.
Руководитель практики
от университета ____________________________________ Ф.И.О.
Содержание
Введение
.Экономическая практика
.1 Ознакомление с организацией
.2 Организационная структура
.3 Анализ деятельности организации
.4 Организационная и вычислительная техника
.5 Индивидуальное задание: Развитие системы дополнительного образования взрослых в Муниципальном образовании г.о. Саранск
. Практика менеджмента
.1 Анализ структуры управления организацией
.2 Оценка кадрового потенциала. Исследование системы управления персоналом
.3 Ознакомление с правовой и нормативно - справочной документацией
.4 Исследование и оценка функций, методов управления
.5 Система планирования и прогнозирования в организации
.6 Оценка эффективности управления в организации
.7 Индивидуальное задание: Информационные технологии в системе управления предприятием
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Я проходила практику в Институте дополнительного образования, расположенном по адресу: Адрес: 430000 г. Саранск, ул. Пролетарская, 63 (корп. №20), каб. 501.
Институт дополнительного образования является центральным звеном в структуре дополнительного образования и переподготовки кадров системы высшего образования.
Цель практики - изучение и освоение системы организационных и экономических методов управления.
Задачи практики:
Закрепление знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Знакомство с организацией.
Изучение цели организации, ее роли, полномочий и задач.
Исследование степени влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации.
Приобретение навыков взаимодействия с руководством, коллегами и подчиненными. дополнительный образование взрослый муниципальный
Выбор областей профессиональной деятельности на основе осмысления личных интересов и самооценки для углубления своей специализации.
Изучение сущности и основных тенденций развития государственного и муниципального управления в регионе, его особенностей и задач, взаимосвязей с управлением экономическими и социальными процессами, выраженных основными показателями и критериями эффективности управления.
Изучения нормативных и законодательных актов федерального и регионального уровней, их применения в деятельности организации.
1.Экономическая практика
.1 Ознакомление с организацией
Наименование: Институт дополнительного образования Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
Адрес: 430000 г. Саранск, ул. Пролетарская, 63 (корп. №20), каб. 501,
Институт дополнительного образования является центральным звеном в структуре дополнительного образования и переподготовки кадров системы высшего образования.
За год в институте проходит обучение более 4700 человек по 22 направлениям и специальностям.
Руководит институтом кандидат экономических наук, доцент Антонина Матвеевна Ахметова.
Институт дополнительного образования
Директор: Ахметова Антонина Матвеевна
Институт дополнительного образования МГУ им. Н.П. Огарева включает: Факультет управления и права, Факультет экономики и финансов, Инженерно-технологический факультет, Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, Отделение психологии и социальной работы. Предлагает программы профессиональной подготовки в областях "Практическая психология", "Клиническая (медицинская) психология", "Психология кадрового менеджмента", "Журналистика", "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации", а также программы повышения квалификации по различным аспектам области информационно-коммуникационных коммуникаций для преподавателей высшей школы.
Этапы становления системы дополнительного образования.
апреля 1987 г. создан Центр переподготовки и повышения квалификации кадров (приказ ректора МГУ им. Огарева от 13 апреля 1987 г. № 1/53). дополнительный образование взрослый муниципальный
декабря 1988 г. создан Межотраслевой региональный центр повышения квалификации руководителей и специалистов народного хозяйства (МРЦПК) (совместный приказ-постановление МинВУЗа РСФСР и Совмина МАССР по согласованию с ГК СССР по народному образованию №530/8-б-17 от 01 декабря 1988 г.).
В мае 1994 года создан Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПКПК), переименованный в феврале 2009 года в Институт дополнительного образования (ИДО).
ИДО МГУ им. Н.П. Огарева является учебным, научным и методическим центром, осуществляющим подготовку специалистов в области экономической, правовой, интустриально-технологической, социально-психологической и управленческой деятельности.
Как ведущее подразделение системы дополнительного образования в Республике Мордовия ИДО выполняет функции Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (Дополнительные образовательные программы ИДО), а также регионального центра РМ повышения квалификации и переподготовки кадров государственной власти и местного самоуправления (Указ Главы Республики Мордовия от 8 апреля 1997 г. "О подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов государственной власти и местного самоуправления республики").
В Институте дополнительного образования функционируют:
Факультет управления и права;
Факультет экономики и финансов;
Инженерно-технологический факультет;
Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений;
Отделение психологии и социальной работы;
Центр охраны труда;
Центр повышения квалификации и переподготовки работников строительного комплекса;
Центр межъязыковых коммуникаций;
Центр дополнительного образования по геоэкологии и геоинформатике;
Центр дополнительного образования работников культуры и искусства;
Курсы повышения квалификации специалистов в области сертификации и систем качества;
Курсы повышения квалификации по программе в области метрологии и метрологического обеспечения;
Курсы сертификационных циклов общего усовершенствования врачей;
Проректор по дополнительному образованию кандидат экономических наук, доцент Ахметова Антонина Матвеевна
Высшее образование
Специальности
Социальная работа
030301 Психология
направление подготовки 42-б (бакалавриат) Социальная работа
030501 Юриспруденция
040104 Организация работы с молодежью
050711Социальная педагогика
080105 Финансы и кредит
080107 Налоги и налогообложение
080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
080504 Государственное и муниципальное управление
080507 Менеджмент организации
110301 Механизация сельского хозяйства
110303 Механизация переработки сельскохозяйственной продукции
140106 Энергообеспечение предприятий
151001 Технология машиностроения
220501 Управление качеством
230102 Автоматизированные системы обработки информации и управления - 240901 Биотехнология
270102 Промышленное и гражданское строительство
Программы профессиональной переподготовки
. Практическая психология.
. Клиническая (медицинская) психология.
. Психология кадрового менеджмента.
. Журналистика.
. Переводчик в сфере профессиональной коммуникации.
Программы повышения квалификации
Информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы: основы программирования в LabView.
Инновации в системе высшего профессионального образования.
Организация учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий.4 Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы (средний уровень).
Профессиональные коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы.7 Психолого-педагогические проблемы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
Современные проблемы воспитательного процесса в высшей школе.
Институт дополнительного образования (ИДО) образован в 2009 году на базе функционирующего с 1994 года Института повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПКПК) МГУ им. Н.П.Огарева. В настоящее время ИДО является учебным, научным и методическим центром, осуществляющим подготовку специалистов в области экономической, правовой, индустриально-технологической, социально-психологической и управленческой деятельности.
Как ведущее подразделение системы дополнительного образования в Республике Мордовия ИДО выполняет функции Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. На факультетах осуществляется разработка и реализация программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных и муниципальных служащих, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также специалистов в иных сферах деятельности по актуальным социально-экономическим и правовым проблемам развития общества; локальных программ повышения квалификации педагогов и работников иных организаций и учреждений.
Политика в области качества - повышение конкурентных позиций Института на рынке образовательных услуг, совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности, удовлетворение требований заинтересованных сторон на основе непрерывного улучшения качества всех направлений деятельности.
Руководство университета берет на себя обязательства и несет ответственность за создание условий, необходимых для эффективной реализации Политики в области качества на всех уровнях управления вузом.
.2 Организационная структура
Институт дополнительного образования является структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования - Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (МГУ).
Институт, как структурное подразделение МГУ, считается лицензированным на право образовательной деятельности по направлениям, специальностям подготовки специалистов при наличии соответствующей лицензии МГУ.
Лицам, успешно завершившим обучение в Институте, выдаются в установленном порядке дипломы государственного образца.
Полное наименование Института: «Институт дополнительного образования Мордовского государственного университета».
Местонахождение института: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, 63 (корп. №20).
Институт дополнительного образования находится в непосредственном подчинении ректора, проректоров и Ученого Совета Университета в соответствии с Уставом МГУ и должностными обязанностями указанных лиц.
Институт имеет собственную печать, штампы, бланки, другие реквизиты, а также флаги, штандарты и иную атрибутику с обязательным указанием принадлежности к университету.
В состав Института входят:
учебные подразделения высшего профессионального образования;
аспирантура, докторантура, и др. научные подразделения;
другие учебные, научные, учебно - вспомогательные и иные подразделения, создаваемые в соответствии с Положением Института дополнительного образования. Основным учебным и научным звеном Института является кафедра, которая действует на основании Положения о кафедре, утвержденного Ученым Советом Института и МГУ. Кафедра имеет научные и учебные лаборатории, кабинеты, центры и другие подразделения, обеспечивающие учебный и научный процесс.
Все подразделения Института дополнительного образования осуществляют свою деятельность на основании соответствующих Положений о подразделениях, утверждаемых Ученым Советом Института и МГУ.
.3 Анализ деятельности организации
Хозрасчетная деятельность Института дополнительного образования направлена на создание и содержание материально- технической базы, включая аудиторный фонд, находящийся в распоряжении Института дополнительного образования, информационного обеспечения образовательного процесса и научных исследований, а также на создание условий, способствующих материальному обеспечению преподавателей и сотрудников Института и их социальной защищенности.
Хозрасчетная деятельность Института дополнительного образования осуществляется в соответствии с политикой МГУ и на основании сметы доходов и расходов, ежегодно составляемой Институтом, согласованной с финансовыми службами МГУ (ПФО, бухгалтерия) и утверждаемой ректором.
Основным принципами хозяйственной деятельности Института дополнительного образования являются:
хозяйственный расчет и самофинансирование.
кооперация со структурными подразделениями университета, с другими вузам, предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами.
Источниками финансирования деятельности Института являются:
средства федерального бюджета;
средства местного бюджета;
средства, поступающие от выполнения научно-исследовательских работ, реализации собственной, в том числе научно- технической продукции;
внебюджетные средства, средства от оказания платных образовательных услуг;
другие источники, не противоречащие законодательству РФ.
Деятельность Института относится к предпринимательской только в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не используется на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствование образовательного процесса в Институте и Университете в целом.
В 2010 г. контингент студентов Института дополнительного образования снизился на 5% по сравнению с данными показателями 2009г.
На 2010г. количество студентов наиболее увеличилось на 57% по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Налоги и налогообложение»; и наиболее снизилось на 51% по специальности «Технология машиностроения», «Механизация сельского хозяйства» по сравнению с показателем 2009г.
Анализ структуры имущества Института дополнительного образования и источников его образования.
Исследовать структуру и динамику имущества предприятия удобно при помощи сравнительного аналитического баланса.
Таблица 1.1 - Агрегированный баланс Института дополнительного образования ( руб.)
Показатели2009г2010гИзменение2010г к 2009гРуб.%1.Внеоборотные активы:Нематериальные активы645218,44649786,554568,11100,71Основные средства2679753,093189104,70509351,61119,01Итого внеоборотные активы3324971,533838891,25513919,72115,462. Оборотные активы:Запасы1032100,001049723,0417623,04101,71Денежные средства8552940,579611579,751058639,18112,38Дебиторская задолженность7790237,907348829,00-441408,9094,33Итого оборотных активов17375278,4716960408,75-414869,7297,61Итого актив баланса20700250,0020799300,0099050,00100,483.Капитал и резервы:Нераспределенная прибыль прошлых лет1649646,002072919,00423273,00125,66Итого собственного капитала1649646,002072919,00423273,00125,664.Долгосрочные обязательства:Заемные средства0,000,000,000,00Итого заемных средств0,000,000,000,005.Краткосрочные обязательства:Кредиторская задолженность19050601,0018726381,00-324223,0098,30Итого по разделу 519050604,0018726381,00-324223,0098,30Итого пассивов баланса20700250,0020799300,0099050,00100,48
На конец 2009г. Институт дополнительного образования обладал активами на общую сумму 20 700 250руб. При этом в структуре составили внеоборотные активы (13,41%); оборотные активы составили (86,59%).
Собственный капитал Института дополнительного образования составляет лишь нераспределенная прибыль прошлых лет. У предприятия отсутствует уставный капитал, добавочный капитал и резервы, что объясняется организационной формой Института дополнительного образования, при которой учредитель (МГУ) сохраняет за собой право собственности на имущество организации. По данным таблицы нераспределенная прибыль на 2010г. значительно увеличилась на 25,66% по сравнению с показателем на 2009г. Что касается размещения собственного капитала, то основная его доля находится в форме внеоборотных активов ( основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и прочих внеоборотных ). Институт использует нераспределенную прибыль для формирования основных средств и нематериальных запасов. В Институте в 2009г и в 2010г. инвестиции в нефинансовые активы составили 1649646,00руб. и 2072919,00руб.
На конец исследуемого периода наблюдается рост всех показателей, кроме показателей дебиторской задолженности и кредиторской задолженности.
В источниках финансирования Института дополнительного образования отсутствуют заемные средства, что свидетельствует о неиспользовании предприятием внешнего капитала.
Кредиторская задолженность в 2010 году, в сравнении с 2009 годом снизилась на 1,7% или на 324223,00руб.
Проанализируем структуру кредиторской задолженности Института за период 2009-2010гг.
Таблица 1.2- Динамика структуры кредиторской задолженности ИДО
Показатель2009г2010гРуб.%Руб.%Кредиторская задолженность19050604,0010018726381,00100- поставщики и подрядчики10644754,0055,8810211655,0054,53- по платежам в бюджеты8280100,0043,468387360,0044,79- прочие кредиторы125750,000,66127366,000,68
Анализируя таблицу 1.2, можно сказать, что у учреждения изменилась кредиторская задолженность по всем статьям. Изменилась лишь структура кредиторской задолженности: снизилась задолженность перед поставщиками и подрядчиками на 1,35% или на 433099руб, но взросла задолженность по платежам в бюджеты на 1,33% и перед прочими кредиторами всего на 0,02%.
Проанализируем динамику доходов и расходов МГУ от бюджетной деятельности.
Таблица 1.3- Анализ расходов ИДО от бюджетной деятельности - руб.
Показатель2009г2010гИзменение в руб.Изменение в %Расходы821360,551389346,26567985,71169,15Расчеты с поставщиками и подрядчиками. В том числе:-197836,241202448,441400284,68-607,80Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг.-121852,950,00121852,950,00Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества.-13417,190,0013417,190,00Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг.-325986,54347,35326333,89-0,11Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате по приобретению основных средств.-77434,88856881,2934316,08-1106,58Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате по приобретению материальных запасов.340855,32345220,94365,5827,89Расчет по платежам в бюджеты в том числе:705410,96196749,37-508661,627,89Расчеты по налогу на доходы ФЛ.-2203,0-2203,00,0100Расчеты по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное .страхование в РФ.-1919,04-54,891864,152,86Расчеты по прочим платежам в бюджет.703515,77197916,44-505599,328,13Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.6017,21090,8-4926,418,13Прочие расчеты с кредиторами в том числе:313785,83-9851,6-323637,4-3,14Расчеты с депонентами.324406,80,0-324406,80,0Расчеты по удержаниям из ЗП.-10620,93-9851,6796,492,76
По данной таблице видно, что расходы от бюджетной деятельности МГУ на 2010г. увеличились на 567985,71руб, или на 69,15% по сравнению с данными 2009г. Большинство статьей на 2009г. является отрицательными, это свидетельствует о том, что университет имел долги от прошлого года, вернее университет не смог покрывать свои долги бюджетными средствами .
Проанализируем динамику доходов и расходов Института дополнительного образования от внебюджетной деятельности.
Таблица 1.4 - Анализ расходов Института дополнительного образования от внебюджетной деятельности - руб.
Наименование показателей2009г2010гИзменение 2010-2009 руб.Изменение 2010-2009 %Расходы:19050604,018726381,0-324223,098,31.Оплата труда и начисление не оплату - Заработная плата - Прочие выплаты - Начисление на оплату труда (26,2%)2854516,1 2110690,0 188210,0 555616,12862826,0 2118491,0 18927,0 555038,08309,9 7801,0 1087,0 499424,0100,29 100,37 100,58 99,92. Приобретение услуг7790237,97348829,0-441408,994,33- услуги связи165295,0151905,0-133390,091,9- транспортные услуги349662,5350550,0887,5100,25- Арендная плата за пользование имуществом63575,00-63575,00-услуги по содержанию имущества189045,0263907,074862,0139,6- Прочие услуги: В том числе: -научно- исследовательские услуги - услуги на разработку схем территориального планирования - услуги на охранную и пожарную сигнализацию - страховые услуги на жизнь, здоровье и имущество - услуги в области информационных технологий. -другие услуги, связанные с оплатой работ .7022660,4 2152346,5 1209276,4 456210,6 1984562,1 214567,1 1005697,76582467,0 1706924,8 1195632,4 601203,8 2014963,2 243612,5 820130,3-440193,4 -445421,7 -13644,0 144993,2 30401,0 29045,4 -185567,493,73 79,31 98,87 131,78 101,53 113,54 81,543.Отчисления в ц/ф МГУ8280100,07897504,0-382596,095,384.Отчисления в структуры МГУ, всего0489856,0489856,0-5.Прочие расходы125750,0127366,01616,0101,29
По таблице видно, что расходы на 2010г. не значительно увеличились на 324223руб или на 1,7 % по сравнению с показателем 2009г.
Однако в структуре расходов произошли значительные изменения. Так, в 2009г. отсутствуют расходы на отчисления в структуры МГУ и в 2010г. отсутствуют расходы на арендную плату за пользование имуществом.
Расходы на приобретение услуг на 2010г. снизились на 5,67% по сравнению с данными 2009г.
И в конце таблицы видно, что произошло снижение отчислений в ц/ф МГУ на 4,62%, увеличение отчислений в структуры МГУ на 1,29%.
Таблица 1.5 - Отчет о прибылях и убытках Института - руб.
Наименование показателей2009г2010гизменение 2010-2009руб.изменение 2010-2009 %Доходы :21123523,0020704391,00-419132,0098,02Расходы:19050604,018726381,0-324223,098,31.Оплата труда и начисление не оплату - Заработная плата - Прочие выплаты - Начисление на оплату труда (26,2%)2854516,1 2110690,0 188210,0 555616,12862826,0 2118491,0 18927,0 555038,08309,9 7801,0 1087,0 499424,0100,29 100,37 100,58 99,92. Приобретение услуг7790237,97348829,0-441408,994,33- услуги связи165295,0151905,0-133390,091,9- транспортные услуги349662,5350550,0887,5100,25- Арендная плата за пользование имуществом63575,00-63575,00-услуги по содержанию имущества189045,0263907,074862,0139,6- Прочие услуги В том числе: -научно- исследовательские услуги - услуги на разработку схем территориального планирования - услуги на охранную и пожарную сигнализацию - страховые услуги на жизнь, здоровье и имущество - услуги в области информационных технологий - другие услуги, связанные с оплатой работ7022660,4 2152346,5 1209276,4 456210,6 1984562,1 214567,1 1005697,76582467,0 1706924,8 1195632,4 601203,8 2014963,2 243612,5 820130,3-440193,4 -445421,7 -13644,0 144993,2 30401,0 29045,4 -185567,493,73 79,31 98,87 131,78 101,53 113,54 81,543.Отчисления в ц/ф МГУ8280100,07897504,0-382596,095,384.Отчисления в структуры МГУ, всего0489856,0489856,0-5.Прочие расходы125750,0127366,01616,0101,296. Прибыль(убыток) от финансовой деятельности2072919,01978010,0-94909,095,42Направление нераспределенной прибыли: -Увеличение стоимости основных средств -Увеличение стоимости материальных запасов 1051650,0 1021269,0 1003500,0 974510,0 -48150,0 -46759,0 95,42 95,42
По таблице видно, что доходы на 2010г. снизились на 419132,0руб. или на 1,8% по сравнению с показателем 2009г. Это свидетельствует о снижении прибыли на 2010г. на 48150,руб. или на 4,58% по сравнению с данными 2009г. Существует снижение доходов Института из-за сокращения количества платных обучающихся студентов.
Таблица 1.6 -Анализ финансовой устойчивости Института дополнительного образования
ПоказательУслов. Обозн.2009г.2010г.Изменение 2010-2009 Гг.Источники собственных средств.СИ1649646,002072919,00423273,00Основные средстваВА3324971,533838891,25513919,72Наличие собственных оборотных средствСОС-1675325,53-1765972,25-90646,72Долгосрочные и среднесрочные кредиты и заемные средства.ДП0,000,000,00Наличие собственных, долгосрочных и среднесрочных заемных источников.СД-1675325,53-1765972,25-90646,72Краткосрочные кредиты и заемные средства.КЗС19050604,0018726381,00-324223,00Общая величина источников формирования запасов и затратОИ17375278,4716960408,75-414869,72Общая величина запасов и затрат.З1032100,01049723,0417623,04Избыток (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств.?СОС (Фс = СОС - З)-2707425,53-2815695,29-108269,76Избыток (+) или недостаток (-)собственных, долгосрочных и среднесрочных заемных источников формирования запасов и затрат.?СД (Фт= СД-З)-2707425,53-2815695,29-108269,76Избыток (+) или недостаток (-) общей величины источников формирования запасов и затрат.?ОИ (Фо=ОИ-З)16343178,4715910685,71-432492,76
Данные таблицы 1.6 свидетельствуют, что в течение всего анализируемого периода Институт испытывает недостаток собственных оборотных средств и долгосрочных и среднесрочных заемных источников формирования запасов и затрат.
Таблица 1.7 -Показатели рентабельность Институт дополнительного образования
Показатель2009г2010гРентабельность активов7,96%9,81%Рентабельность собственного капитала125,6%95,4%Период окупаемости собственного капитала0,830,94
Таким образом, за 2009г. заметно улучшилась рентабельность собственного капитала, и меньше период окупаемости собственного капитала. Снижение рентабельности является отрицательным фактором для Института.
Рентабельность собственных средств также высока и в течение 2009г года упала с 125,6% до 95,4% на 2010г. Динамика этого показателя за последние годы позволяют сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали недостаточно хороший результат.
По результатам проведенной оценки финансового состояния можно сделать следующие выводы:
Предварительный анализ финансового состояния и его изменений за анализируемый период с 2009-2010гг. показал увеличение доли основных средств и прочих внеоборотных активов в структуре имущества предприятия, имея на балансе значительную по величине стоимость оборотных активов, предприятие нуждается в большей величине собственных оборотных средств, т.е. более мобильных средствах.
.4 Организационная и вычислительная техника
В своей работе сотрудники Института дополнительного образования используют компьютеры.
Чаще всего используются компьютеры при решении задач, требующих быстрого завершения, для очень сложных расчетов, а также для автоматизации повторяющихся рутинных действий. К сожалению, все еще невозможно поручить компьютеру работу, требующую изобретательности, интуиции или других подобных качеств. Тем не менее, работы в области искусственного интеллекта постепенно начинают вмешиваться и в эти области человеческой деятельности.
Одним из наиболее часто используемых периферийных устройств и, несомненно, одно из самых необходимых в Институте дополнительного образования является принтер. В настоящее время в Институте дополнительного образования используются лазерные принтеры.
Немаловажную роль в Институте дополнительного образования отводится Интернету.
Компьютерная сеть в Институте дополнительного образования является обычным делом как копировальный аппарат, факс, телефон.
В Институте дополнительного образования широко используют Интернет для глобальной связи при осуществлении широкомасштабных проектов, требующих объединения усилий нескольких подразделений и филиалов, а также предоставляемые сетью уникальные возможности информационного доступа.
Электронная почта наиболее популярный вид услуг в Интернет. В то время как в некоторых сетях требуется несколько часов или даже дней на доставку сообщения по e-mail, в Интернет на это уходит не более нескольких минут. Межсетевые протоколы почты обрабатывают загрузку очередей и управление потоком сообщений автоматически.
Передача изображений по каналам e-mail стала также возможной при обмене корреспонденцией благодаря разработке Многоцелевого Межсетевого Расширенного Почтового Протокола, Multipurpose Internet Mail Extensions (MIME).
Электронная почта, объединенная с быстрыми интерактивными протоколами типа TELNET и протокола передачи файлов (FTP) позволяет сотрудникам в Министерства печати продуктивно взаимодействовать через среду Интернет. FTP дает возможность пользователям соединиться с другими компьютерами и осуществить поиск в их каталогах публичного доступа, копирование заинтересовавшей их информации и размещения собственной корреспонденции.
Посредством FTP и e-mail Интернет позволяет находящимся на значительном расстоянии государственным служащим обмениваться проектами документов и комментариями и тем самым способствует быстрому принятию окончательных решений.
Институт дополнительного образования в настоящее время получает из Интернета объемы информации, в десятки раз превышающие посылаемые в Интернет ими самими. Это дает основание предполагать, что они используют Интернет для проведения своих собственных исследований.
Итак, необходимо в обновление части парка компьютерной техники. При наличии достаточных средств рекомендуется постепенно, но в короткие сроки прекращать эксплуатацию старых машин с заменой их на более современные компьютеры.
Необходимо приобрести, по меньшей мере, еще один лазерный принтер, который мог бы заменить первый в случае неисправности, а также снизил бы загрузку первого принтера.
Необходимо перераспределение пользователей вычислительной техники. Более мощные компьютеры должны использоваться в первую очередь для работы с сетью Интернет, в то время как менее мощные - для работы с документами и электронной почтой. Сюда же входит и перераспределение времени работы некоторых сотрудников с целью разработки более удобного и менее конфликтного расписания.
Каждое рабочее место оснащено удобной мебелью и организационно-техническими средствами обработки информации (компьютер, сканер, принтер, ксерокс). В комплект мебели в зависимости от содержания работы входит: письменный стол, вспомогательный стол-стеллаж или тумбочка, стул или кресло. Последнее способствует максимальному ослаблению мышечного напряжения. Этому требованию, в частности отвечают вращающиеся стулья, стулья с подлокотниками, регулируемыми по высоте сиденьем и спинкой.
К организационной технике управления относятся - ручки, карандаши, калькуляторы, диктофоны, конторские книги, стандартные бланки, различные графики, диспетчерские доски и т.п. Удобные, простые и практичные средства техники - немаловажное условие повышения качества работы в аппарате управления.
Автоматизированные рабочие места административного и менеджерского персонала.
Отличительной особенностью АРМ административного и менеджерского персонала, является их ориентация на принятие управленческих решений. По сравнению с АРМ экономистов, предназначенных для решения регламентированных и формализованных функциональных задач управления, АРМ руководителей должны помочь в принятии управленческих решений по чисто не регламентированным и трудно формализуемым задачам.
Мебель: стол однотумбовый, стол с приставкой, стол для заседаний, шкаф конторский универсальный, сейф, кресло рабочее подьемно-поворотное, кресла полумягкие рабочие.
Средства оргтехники: органайзер, справочник-алфавит, настольный календарь, картотека настольная, лоток для корреспонденции 2-х секционный, папки деловые для бумаг, телефонный аппарат с функцией проведения совещаний, диктофон, персональный компьютер.
Автоматизированное решение этих задач, как правило, не предполагает однозначного ответа на вопрос. Для принятия окончательного решения требуется учитывать множество факторов, в том числе не имеющих количественной оценки и относящихся к социальной области.
Огромное внимание в вопросе повышения производительности труда и качественного быстрого обмена информацией отводится техническому и программному обеспечению менеджера. Таким образом, решение задач менеджмента предусматривает широкое использование автоматизированных технологий, т.е. работу в электронном офисе.
В его состав входят следующие аппаратные средства:
один или несколько персональных компьютеров (системный блок+монитор), возможно, объединенных в сеть, с соответствующим набором программного обеспечения;
средства копирования документов;
сканеры для ввода текстовой и графической информации непосредственно с первичных документов;
проекционное оборудование для проведения презентаций. Также менеджер активно должен в своей работе (по мере необходимости) использовать такие средства, как:
диктофон;
факс;
телефон, телефонную станцию (мини-АТС) с разделением на внутреннюю и внешнюю связь.
.5 Индивидуальное задание: Развитие системы дополнительного образования взрослых в муниципальном образовании г.о. Саранск
Было проведено практическое исследование, состоявшее из интервьюирования и анкетирования взрослых, когда-либо сталкивавшихся с системой дополнительного обучения.
В ходе данного исследования были изучены особенности обучения взрослых, проанализированы формы и методы дополнительного обучения.
Для решения задач исследования взрослым (в количестве 60-ти человек), когда-либо сталкивавшимся на практике с теми или иными формами дополнительного обучения были предложены следующие анкеты:
Анкета
1) Возраст: ________________________________
) Пол: М Ж
) Профессиональное образование: ___________________________
) Должность: ________________________________
) Вы обучались в системе дополнительного образования взрослых? (посещали курсы, проходили стажировки, обучались по системе дистанционного образования)
ДА НЕТ
6) Выберите форму дополнительного образования, по которой Вы обучались (можно несколько):
? Курсы
? Интенсивы (курсы, проходящие в сжатые сроки с большим количеством часов в день)
? Погружение (курсы, проходящие с отрывом от производства, группа обычно выезжает на несколько дней или более, занятие проходят по 5-8 часов в день)
? Стажировки
? Самообразование
? Дистанционное обучение
) Укажите цели, мотивы, исходя из которых, Вы приняли решение о посещении курсов: __________________________________
) Чем Вас заинтересовали именно те курсы, которые Вы выбрали:
? Краткие сроки
? Возможность, сразу применить полученные знания на практике
? Перспективы дальнейшего карьерного роста
? Социальная значимость
? Что-то другое (укажите): ______________________________________
) Если Вы прошли несколько форм обучения, какая из них была для Вас наиболее эффективной и почему: _______________________________
) Отрицательные моменты, которые Вас не устроили на данных курсах:
? Отсутствие материальной базы (пособий и т.п.) или её устарелость
? Неудобное время занятий
? Неудобное расположение здания, в котором проводились занятия
? Большой объём материала -темы не были должным образом отработаны
? Слишком большая группа
? Разные цели учащихся
? Что-то другое (укажите): ______________________________________
) Ваши пожелания или идеи по организации или оптимизации данной формы обучения:
Таблица 1.8 - Результаты анкетирования и интервьюирования
Результаты практического исследования по дополнительному образованию взрослыхВсего опрошено60Возраст19-55Женщин27Мужчин33ОбразованиеВысшее30Неоконченное высшее21Среднее специальное9Из нихОбучались по 1-ой форме дополнительного образования15Обучались по 2-ум формам дополнительного образования18Обучались по 3-м и более формам дополнительного образования27Курсы60Интенсивы24Погружение18Стажировки24Самообразование15Дистанционное обучение0Причины выбора курсаКраткие сроки21Возможность сразу применить полученные знания на практике39Перспективы дальнейшего карьерного роста33Социальная значимость3Что-то другое24Отрицательные моменты курсовОтсутствие материальной базы или её устарелость0Неудобное время занятий15Неудобное расположение здания, в котором проводились занятия27Темы не были должным образом отработаны18Слишком большая группа9Разные цели учащихся30Что-то другое12
Таким образом:
Формой дополнительного образования, пользующаяся наибольшей популярностью среди респондентов, являются курсы, что свидетельствует не только и не столько об оптимальности данной формы в сравнении с остальными, сколько о широкой распространённости и хорошо проводимой рекламной кампании курсов.
Из тех респондентов, которые кроме курсов имеют опыт обучения методом погружения или посещали интенсивы, все назвали наиболее эффективной для себя соответственно интенсивы или погружения - получается, что курсы не выдерживают сравнения по эффективности с этими двумя формами дополнительного обучения, т.е. наше предположение о происхождении популярности курсов, сделанное в предыдущем пункте, скорее всего верно.
Наиболее распространённой причиной выбора того или иного курса является возможность сразу применить полученные знания на практике, а также перспективы дальнейшего карьерного роста. Лишь немногие респонденты выбирали курсы для дальнейшего развития каких-то личностных характеристик. Таким образом, непрофессиональное дополнительное обучение тесно связано с проблемами продвижения по службе и является по сути около профессиональным.
Большинство опрошенных обучалось по трём формам дополнительного обучения, что по нашему мнению свидетельствует об общей тенденции роста интереса к дополнительным формам образования взрослых.
Интересные результаты были получены также в той части исследования, где респонденты отмечали отрицательные моменты курсов: практически всех опрошенных устраивали как размеры группы, так и материальная база курсов; чего нельзя сказать о расположении зданий, в которых проводятся занятия, а также о составе групп с точки зрения целей, которыми руководствовались слушатели при выборе данного курса (более подробно этот вопрос рассмотрен в самом начале данной части). Кроме того, что 14% опрошенных не были довольны методикой отработки тем, многие в пункте «Что-то другое» отмечали неподготовленность, некомпетентность или неумение преподать материал преподавателями. Данный показатель лишний раз доказывает актуальность темы, выбранной нами для исследования в данной работе.
Из-за непопулярности дистанционного обучения в нашей стране мы не смогли найти ни одного респондента, который имел бы опыт обучения по данной форме, поэтому все наши выводы не относятся к этому виду обучения.
Результаты нашего исследования позволяют нам ещё раз подчеркнуть недостаточность внимания, уделяемого на сегодняшний день проблеме подготовки педагогов, специализирующихся на непрофессиональном образовании взрослых, а также отсутствие государственной поддержки (государственного стандарта дополнительного образования не существует), что отражается непосредственным образом на качестве преподавания на различных курсах и т.п.
2. Практика менеджмента
.1 Анализ структуры управления организацией
Структура ИДО складывается исходя из специфики образовательного учреждения, номенклатуры оказываемых им образовательных услуг, количества обучающихся студентов, степени участия вуза в международных образовательных проектах и объеме собственной научно-исследовательской деятельности и т.д.
ИДО действует на основе собственного устава, утвержденного в установленном порядке, который разрабатывается в соответствии с «Положением о высшем учебном заведении» (утверждено Министерством образования Республики Мордовия). Уставом определяются структура учебных, научных и других подразделений данного вуза, их права и обязанности, а также схема управления и руководства вузом. Внутри учебного заведения складывается своя система управления и руководства его деятельностью, состоящая из двух подсистем: управляющей и управляемой. Ведущей является управляющая подсистема, которая объединяет руководителей вуза и его структурных подразделений, коллегиальные органы, профессорско-преподавательский корпус, частично обслуживающий персонал. К управляемой подсистеме относятся студенты, их общественные и профильные формирования, а также преподаватели и обслуживающий персонал.
Главный смысл управления вузом состоит в целенаправленном воздействии администрации вуза, коллегиальных органов на структурные подразделения вуза, на профессорско-преподавательский состав, на студентов с целью получения оптимальных результатов в воспитательно-образовательном процессе, в профессиональной подготовке специалистов. Управление означает сознательное регулирование сложных процессов и отношений, протекающих или имеющихся в вузе: учебных, воспитательных, научных, методических, организационных, профессиональных, хозяйственных.
Администрацию на уровне самого вуза представляют: ректор, проректоры, руководители и работники управлений и отделов; на уровне факультетов - декан, его заместители, работники деканатов. Коллегиальными органами являются: ректорат, ученый совет вуза, ученые советы факультетов, методические советы.
Ректор избирается советом вуза, а затем утверждается соответствующим министерством. Министерство образования утверждает и главного бухгалтера вуза. Декан избирается советом факультета, после чего утверждается приказом ректора.
Ректор и декан отдают приказы и распоряжения по различным вопросам деятельности вуза, его структурных подразделений, по конкретным лицам - субъектам деятельности. Таким образом, осуществляется единоначалие по управлению вузом и факультетами.
Коллегиальные органы управления - каждый на своем уровне и в пределах своей компетенции - решают сообща различные вопросы жизнедеятельности вуза, его структурных подразделений: утверждают перспективные и текущие планы работы; слушают отчеты подразделений (факультетов, кафедр, лабораторий, управлений, отделов); обсуждают проблемные вопросы научного, учебного, профессионального порядка; занимаются кадровыми вопросами и т.д. Так реализуется коллегиальная форма управления вузом.
Основным учебным и научным подразделением вуза является кафедра. Ее деятельность регламентируется «Положением о кафедрах вузов Республики Мордовия». В состав кафедры могут входить учебно-научные, научно-исследовательские, хозяйственно-договорные и другие подразделения, группы, лаборатории, действующие временно или постоянно.
Кафедра объединяет преподавателей одной специальности. Преподаватели и научные сотрудники принимаются на работу и освобождаются от работы в государственных вузах в соответствии с «Положением о порядке замещения вакантных должностей профессорско-преподавательского состава» с учетом процедуры конкурсного отбора.
Преподаватели на своих конференциях и общих собраниях обсуждают и решают многие актуальные вопросы деятельности вуза, факультетов, кафедр.
Студенческое самоуправление осуществляется в двух вариантах. Во-первых, студенты вместе с преподавателями являются членами коллегиальных органов - советов факультета и вуза (25%), где принимают равноправное участие в обсуждении решении всех вопросов.
Во-вторых, студенты организуют самостоятельно жизнедеятельность своего коллектива, проявляют инициативу и самодеятельность в решении собственных вопросов.
Кроме этого, в ИДО функционируют: профсоюзный комитет сотрудников; студенческий профсоюзный комитет; комитет Мордовского республиканского союза молодежи; студенческое научно-техническое общество.
Основными органами управления являются: ректорат и Совет университета (на уровне вуза); деканат и Совет факультета (на уровне факультета).
Ректорат составляют: ректор университета и его заместители - проректоры. В их числе: первый проректор, проректор по научной работе, проректор по учебной работе (факультеты дневного обучения), проректор по учебной работе, проректор по учебной работе, проректор по административно-хозяйственной работе.
В Совет университета входят наиболее уважаемые и опытные представители профессорско-преподавательского корпуса ИДО, представители администрации вуза. Непосредственной организацией учебного процесса в ИДО занимается учебно-методическое управление. Оно включает в себя:
Учебный отдел
Лаборатория технических средств обучения
Учебный телецентр
Лаборатория методического обеспечения
Библиотека
Редакционно-издательский отдел
Лаборатория оперативной полиграфии
Редакторская группа
Структура управления ИДО преследует одну главную цель: обеспечение максимально высокого уровня оказания образовательных и воспитательных услуг.
Деятельность сотрудников Института регламентируется должностными инструкциями, где очерчены задачи, права, обязанности и полномочия. По каждому подразделению имеется положение, где описаны цели создания подразделения, стоящие перед ним задачи, его место в структуре управления, иерархические взаимоотношения.
.2 Оценка кадрового потенциала. Исследование системы управления персоналом
Важнейшей составляющей кадрового планирования является оперативный план работы с персоналом, позволяющий обосновать комплекс оперативных действий в области управления персоналом организации.
Планирование привлечения персонала в ИДО - планирование мероприятий по найму и приему персонала с целью удовлетворения в перспективе потребности организации в кадрах за счет внутренних и внешних источников.
Структура типового оперативного плана работы с персоналом в ИДО:
Собрать информацию о персонале
Определить цели планирования производства
Проверить информацию о персонале на соответствие ее целям планирования производства
Спланировать потребность в персонале
Спланировать высвобождение или сокращение персонала
Спланировать привлечение персонала
Спланировать адаптацию персонала
Спланировать использование персонала
Спланировать обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала
Спланировать деловую карьеру, служебно-профессиональное продвижение
Спланировать безопасность персонала и заботу о нем
Спланировать расходы на персонал организации
Регуляторный контроль и развитие отдельных видов планирования
Для разработки оперативного плана работы с персоналом в ИДО с помощью специально разработанных анкет собирают следующие данные:
о постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);
о структуре персонала (квалификационная, половозрастная и др. структуры; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.);
о текучести кадров;
о потере времени в результате простоев, по болезни;
о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько смен или ночную смену, продолжительность отпусков);
о зарплате работающих и служащих (структура зарплаты, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);
об услугах социального характера, предоставляемых государством и правовыми организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).
Планирование высвобождения или сокращения персонала
Проанализируем кадровый состав ИДО.
Рассмотрим состав сотрудников института по возрастному признаку (таблица 2.9 и 2.10).
Таблица 2.9 -Структура персонала ИДО по возрастному признаку.
Возраст (лет)Численность сотрудников профессорско -преподавательского состава2009год2010 годЧел.%Чел.%до 3020181515от 30 до 392623,62020от 40 до492825,52929от 50 до592220,82020от 60 до 69109,41212от 70 и выше43,844итого110100100100
По данным таблицы 2.9 наибольшая возрастная группа сотрудников профессорско- преподавательского состава в возрасте от 40 до 49 лет, она составляет 25,5% от числа всех преподавателей Института. Кроме того, нужно отметить снижения численности преподавателей, что может быть свидетельством низкой заработной платы.
Таблица 2.10- Структура персонала ИДО по возрастному признаку.
Возраст (лет)Численность сотрудников учебно - вспомогательного персонала2009 год2010 годЧел.%Чел.%До 303846,33540,2От 30 до 3914171820,9От 40 до 491315,41820,9От 50 до 5912141011,6От 60 до 695655,8итого8210086100
Из таблицы 2.10 видно, что основную часть учебно - вспомогательного персонала составляет возрастная группа до 30 лет.
В 2010 году численность этой группы сотрудников снизилась на 3 человека. Невысокая заработная плата сотрудников учебно- вспомогательного персонала Института привлекает в основном молодых людей, для которых работа в Институте дает возможность получения образования бесплатно.
Составляющими стратегии управления персоналом ИДО являются: отбор персонала, включающий планирование потоков рабочей силы; оценка квалификации; вознаграждение или, в более широком смысле, возмещение затрат труда в виде заработной платы, участия в прибылях, и т.д.
На мотивацию человека влияют многие факторы: вознаграждение, оценка профессионального развития и перспективы профессионального роста, ypoвень общей культуры и т.д. Способность работника выполнять профессиональные обязанности в ИДО определяется:
потенциалом, которым он располагает, придя в организацию;
тем профессиональным обучением, которое он получает в организации;
его физическим я моральным состоянием, которое зависят от целого pяда факторов, в том числе величины материального вознаграждения;
оценкой, получаемой сотрудником от организации, будь то формальная аттестация или ежедневные наставления руководителя.
Подбор и совершенствование персонала являются одной из главных задач руководства ИДО. Чтобы облегчить процесс подбора кандидатов, ИДО стал создавать документы, описывающие основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности, - квалификационные карты в карты компетенции (портреты идеальных сотрудников).
Главная цель руководителя ИДО - добиться того, чтобы каждый сотрудник действовал самостоятельно, после того как определены цель, способ ее достижения и способ вознаграждения.
Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников ИДО. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.
Традиционными методами определения и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана развития.
Планирование карьеры работника в ИДО представляет собой организацию его продвижения по ступеням должностного и квалификационного роста, помогающую ему развить и реализовать профессиональные знания и навыки в интересах фирмы.
Условием эффективности внутрифирменного рынка труда становится непрерывное обучение и повышение квалификации работников, позволяющие планировать и строить их продвижение в фирме.
.3 Ознакомление с правовой и нормативно - справочной документацией
Институт в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, Законами РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», нормативными актами Министерства общего и профессионального образования России, Уставом и иными локальными актами ГОУ ВПО Мгу им. Огарева.
Правовое обеспечение системы управления персоналом состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.
Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом - это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Правовое обеспечение системы управления персоналом включает: соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений; разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера; подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.
Осуществление правового обеспечения в организации возлагается на ее руководителя и других должностных лиц (в пределах предоставленных им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, административно-хозяйственных, трудовых и других функций), а также на руководителя системы управления персоналом и ее работников по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области трудового законодательства является юридический отдел.
Одно из специфических условий работы кадровых служб заключается в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и др. - все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений.
Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера. В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования - Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты ИДО.
В систему нормативных актов о труде входят генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные) соглашения, коллективные договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях.
Правовые акты ненормативного характера - это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители службы управления персоналом и всех ее подразделений по вопросам объявления дисциплинарного взыскания, поощрения работников, техники безопасности, отпусков, прекращения трудового договора и т.п.
Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и др.
Под "локальными нормативными актами" принимаются разрабатываемые и принимаемые органами управления организации в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством и Уставом организации, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования производственной, управленческой, финансовой, коммерческой, кадровой и иной функциональной деятельности внутри организации.
Проекты нормативных и не нормативныx актов разрабатываются по решению общего собрания и / или Правления организации в зависимости от их компетенции, определенной законом и Уставом организации.
Постановление правительства РФ от 13 июля 2010 г. № 550
Постановление правительства РФ от 13 июля 2010 г. № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»» Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июля 2009 г. №276
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июля 2009 г. №276 «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»» Приложение к решению коллегии Министерства образования и науки РФ
«О ходе реализации в 2009 году мероприятия ПНПО «Создания сети национальных исследовательских университетов»», «ПЕРЕЧЕНЬ направлений расходования средств инфраструктурного характера, рекомендованных к реализации в рамках программ развития НИУ за счет внебюджетных средств»
Распоряжение Правительства РФ от 4 мая 2010 г. №461
Распоряжение Правительства РФ от 4 мая 2010 г. №461 «Об утверждении перечня университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 июля 2010г. №757 «Об утверждении программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» на 2010-2019 годы»
Документы Университета
Приказ № 01/32 от «06» августа 2010 г.
2.4 Исследование и оценка функций, методов управления
Социальный конфликт признан в качестве естественного явления в жизни практически любой организации, различие лишь в том, какую форму он принимает в той или иной организации. Именно умелое управление конфликтной ситуацией, нахождение наиболее рационального способа ее разрешения учитывающего интересы всех сторон и характеризует эффективность деятельности организации.
В ИДО вот уже на протяжении многих лет, благодаря практической реализации принципов социального партнерства острых конфликтных ситуаций не возникало. Все конфликтные ситуации, возникающие в организации принимают форму трудовых споров и решаются администрацией на собраниях трудовых коллективов с помощью проведения коллективных переговоров. Основой действующей системы социального партнерства является коллективный договор, заключенный между работниками ИДО (в лице председателя Профкома) и работодателем (исполнительной дирекцией ИДО как органа управления в лице ректора университета).
Руководство ИДО для предотвращения негативных последствий вызываемых трудовыми спорами использует различные способы и методы управления конфликтными ситуациями. В частности, в учреждении используются следующие методы:
- Разъяснение требований к работе.
Координационные и интеграционные механизмы. Этот метод основывается на правильном использовании формальной структуры ИДО, в частности, иерархии и принципа единства распорядительства, который облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим распоряжениям он должен подчиняться (т.е. предотвращается появление ситуации "лебедь, рак и щука").
В ИДО также используются различные способы интеграции структуры, направленные на предотвращение конфликтной ситуации, а именно: личные взаимосвязи, рабочие группы, межотдельские совещания, а также правила, процедуры, графики.
Использование в ИДО данных методов управления конфликтными ситуациями значительно снижает мотивы и причины возникновения трудовых споров. Следует отметить, что руководство ИДО охотно идет на переговоры с работниками и в минимальные сроки устраняет причину разногласий.
Также руководство ИДО большое внимание уделяет социально-психологическому климату в коллективе, а именно преобладающему и относительно устойчивому психическому настрою - коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива ИДО объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого систематически (не реже одного раза в год) проводятся социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.
Таким образом, действующая в ИДО система социального партнерства, направленная на управление конфликтными ситуациями достаточно эффективна. Применяемые методы разрешения трудовых споров позволяют строить действительно доверительные партнерские отношения между трудовым коллективом и администрацией и решать возникающие разногласия мирным путем. Немаловажную роль в этом играет установившийся в ИДО социально-психологический климат, которому уделяется столь большое внимание руководством организации.
Все это свидетельствует о том, что действующая в ИДО политика в области социально-трудовых отношений достаточно гибкая, построена на современных общероссийских тенденциях в этой области и не исключает возможности ее усовершенствования.
.5 Система планирования и прогнозирования в организации
Результаты процесса планирования материализуются в виде системы планов предприятия - совокупности планов развития и деятельности организации и ее подразделений, согласованных по целям, срокам и ресурсам. Система планов в ИДО служит инструментом реализации стратегии.
Улучшения в функции планирования ИДО могут стать важнейшим фактором увеличения потенциала учебного заведения, а также основным элементом любого цикла управления эффективностью.
Современный процесс планирования в ИДО осложняется неэффективностью его отдельных этапов, недостатком интеграции со стратегическим и оперативным планированием и невозможностью установить общие, сравнимые стандарты данных.
.6 Оценка эффективности управления в организации
Оценка эффективности системы управления включает в себя результаты оценки экономической, социальной и организационной эффективности организации.
Экономический эффект отражает экономическую сущность процесса удовлетворения потребности организации в персонале. Повышенной текучести в организации не наблюдается. Социальный эффект выражает степень удовлетворенности потребностей персонала.
Хотелось бы порекомендовать изменить должностные инструкции, распределив между сотрудниками отдела дополнительных обязанностей, которые бы они указали в анкете, с определенной долей ответственности и вознаграждения. А результаты «новой» работы выносить на общественное обсуждение, для поддержания корпоративного духа.
Организационный эффект показывает насколько учтена степень организационной готовности данной системы к функционированию.
Проведенное исследование позволило получить следующие выводы, что сотрудники стабильно работающие в организации меняются в ходе роста и приобретения жизненного и профессионального опыта. Если несколько лет назад у них были одни потребности, то сейчас совсем другие. Мотивационный профиль постоянно изменяется, и этот факт следует учитывать на всех этапах системы мотивации персонала.
С целью повышения эффективности использования персонала необходимо внести изменения в структуру управления предприятием, сложившуюся еще в условиях централизованной экономики.
Численность персонала хоть и не сильно велика, но необходимо, опираясь на проделанный анализ учитывать, что возрастная структура требует вливания молодых, свежих сил.
Хотелось бы порекомендовать устроить некое соревнование по отзывам, письмам с вынесением их на общую доску почета или в газету, которую ИДО выпускает. Небольшая работа по этому направлению уже начата.
Много мероприятий, которые организуют специалисты отдела кадров (табл.2.11) являются действительно работающими стимулами в организации. Традиции отмечать корпоративные праздники наряду с общественными, при этом помогая друг другу в проведении этих праздников, только укрепляют корпоративный дух, повышают лояльность сотрудников.
Таблица 2.11 -Календарь памятных дат ИДО
№ п/пНаименованиеДата1.День памяти погибших в радиационных катастрофах26 апреля2.День воинской славы России День победы в Великой отечественной войне9 мая3.День семьимай4.День социального работника8 июня5.День памяти и скорби22 июня6.День пожилых людей1 октября7.День памяти жертв политических репрессий30 октября8.День матери25 ноября9.День инвалида3 декабря
Запись видеофильмов основных событий в жизни организации, конференций, семинаров, торжественных мероприятий, информационных бюллетеней, общественные связи со средствами массовой информации делают жизнь организации не только интересной, но и познавательной для вновь прибывших сотрудников, которые еще не знают о профиле деятельности организации. Мощным стимулом в этой организации является проведение конкурсов профессионального мастерства, так как перед ним сотрудники наиболее эффективно работают.
Из проведенного анализа видно, что ИДО устойчивая, ориентированная на традиции стабильная организация с высокой степенью управляемости.
.7 Индивидуальное задание: Информационные технологии в системе управления предприятием
Одним из наиболее перспективных направлений повышения деятельности предприятия ИДО рассматривается внедрение так называемых ERP-систем, которые в настоящее время получили наибольшую известность среди автоматизированных систем управления предприятием. ERP-системы - это системы управления всеми ресурсами предприятия. Данные системы позволяют поддерживать весь цикл управления: планирование - учет - контроль - регулирование, - практически для всех основных функций деятельности. В первую очередь сюда относятся:
планирование производственной деятельности. Это составление производственных планов различного уровня, - от стратегических (несколько лет) до оперативных (несколько дней), - и проверка возможности их исполнения в соответствии с состоянием производственных мощностей и людских ресурсов.
Управление закупками, запасами, продажами. Это автоматизация процессов планирования и учета для задач снабжения (материально-технического обеспечения) производства.
Управление финансами. Как правило, это ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами и планирование финансовой деятельности.
Управление персоналом. Как правило, в подсистеме управления персоналом реализованы все основные потребности работы с кадрами: найм и увольнение персонала, учет сведений о сотрудниках, планирование их карьерного роста, расчет заработной платы и учет рабочего времени.
Управление затратами. Сюда относится учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или услуг.
Управление проектами/программами. Современная деятельность предприятия все больше рассматривается через призму реализации производственных проектов или программ, для которых может осуществляться отдельное планирование и учет.
Следует подчеркнуть, что все функциональные блоки ERP-системы тесно интегрированы между собой, что позволяет осуществлять действительное управление практически всеми аспектами деятельности современного предприятия.
Однако, если все-таки принято решение о создании или внедрении автоматизированной системы управления предприятием, то начинать внедрение таких систем следует с автоматизации критичных бизнес-функций. К таким функциям в России, как правило, следует отнести подготовку внешней отчетности и оптимизацию налогообложения, что требует внедрения регулярных процедур учета с последующей их автоматизацией.
Второй задачей, которую необходимо решать, является задача подготовки управленческих кадров, способных не только воспринимать подходы к управлению, реализованные в ERP-системах, но и готовых внедрять их на практике. Как известно, менеджеры не появляются мгновенно.
Хорошей стартовой платформой при этом могут стать корпоративные системы управления, создаваемые российскими производителями.
Использование информационной технологии (ИТ) относится к наиболее противоречивым внутрифирменным проблемам. Руководство предприятий часто отказывается их решать, так как не чувствует себя достаточно компетентным. Решения обычно возлагаются на руководителей информационных служб или специализированные внешние организации. Хозяйственные риски, связанные с ИТ, постоянно растут, и неясно, до каких пор руководство предприятий будет недооценивать этот важный стратегический ресурс. Правда, в последнее время высший менеджмент стал внимательнее относиться к ИТ. Именно от него должны исходить решающие инициативы по изменению ситуации в данной сфере.
Использование систем автоматизации деловых процессов позволяет говорить о следующих преимуществах внедрения новой технологии организации управленческой деятельности по сравнению с традиционными:
обеспечивается высокая эффективность принятия решений;
рационализируются и интегрируются информационные процессы, в том числе совершенствуется организация документооборота предприятия;
поддерживается оперативная настройка системы автоматизации на изменения порядка работы, складывающегося на предприятии;
устраняется дублирование функций;
повышается эффективность работы в целом;
снижаются расходы на информационное сопровождение функционирования предприятия.
Заключение
Производственная практика проходила в Институте дополнительного образования. Продолжительность практики составила шесть недель с 31 января по 12 марта 2011 г.
За время прохождения практики были изучены и освоены системы организационных и экономических методов управления. Исследованы влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации, приобретены навыки взаимодействия с руководством, коллегами, подчиненными. Закреплены теоретические знания по управлению, а также изучен практический опыт и освоены методы, приемы и подходы к выполнению функций управления в различных областях профессиональной деятельности менеджера.
Эффективное управление персоналом выдвинулось в число практических задач, факторов, экономического успеха. Оно призвано обеспечить благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений. Основным залогом поддержания эффективности управления ИДО является формирование кадрового резерва, усиление мотивации работников и развитие управленческих навыков руководящих кадров по формированию культуры на рабочих местах, внедрение организационных мероприятий по повышению эффективности деятельности работников и формированию позитивной организационной культуры в ИДО.
Практика помогла закреплению теоретических знаний и приобретению практических навыков, позволила мне приобрести навыки разработки вариантов управленческих решений и обоснования их выбора по критериям социально- экономической эффективности.
Список использованных источников
1.Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг: Учебник.-М.: Омега-Л, 2008 - 280 с.
2.Глухов В.В. Основы менеджмента. - Спб.: Специальная литература, 2008. - 235 с.
.Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 3-х томах. Том 2. - М.: МНИИПУ, 2006. - 784 с.
.Дмитренко Г.А. Стратегический менеджмент. К.: МАУП, 2008.
.Дорошенко Л.С. Управление трудовыми ресурсами. К.: МАУП, 2007.
.Исследование систем управления: Учебник/Малин А.С., Мухин В.И. - М.:ГУ ВШЭ,2007. - 400 с.
.Организация производства на предприятии: Учебник/Под ред. О.Г. Туровца, Б.Ю. Сербиновского. - Ростов-на-Дону: ИЦ МарТ, 2008. - 464 с.
.Обэр-Крие Дж. Управление предприятием. М.: Прогресс, 2003.
.Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика:Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2008.-304 с.
.Социальный менеджмент. Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Юнити, 2006.
.Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 2005.
.Управление персоналом организации: Учебник. Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2007.
.Управление персоналом: Энциклопедический словарь. Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2005.
.Управление производством: Учебник/Под ред. Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 219 с.
.Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. - М.: Инфра-М, 2005. - 672 с.
Приложение 1
Устав университета (с изменениями и дополнениями от 04.03.2004 г., 01.11.2004 г., 20.07.2005 г., 05.11.2005 г., 15.06.2006 г., 21.11.2006 г., 17.07.2007 г., 21.03.2008 г., 16.04.2009 г.)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Начало деятельности Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва положено решением Совнаркома РСФСР от 1 октября 1931 г., которым был создан Мордовский агропединститут, преобразованный решением Совнаркома РСФСР от 23 ноября 1932 г. в Мордовский педагогический институт. На базе Мордовского педагогического института постановлением Совета Министров СССР от 19 сентября 1957 г. № 1121 был организован Мордовский государственный университет (приказ Министра высшего образования СССР от 2 октября 1957 г. № 1019). Постановлением Совета Министров РСФСР от 7 мая 1970 г. № 286 Мордовскому государственному университету присвоено имя Н.П. Огарёва (приказ Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 12 мая 1970 г. № 284).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1982 г. № 6349-Х университет награжден орденом Дружбы народов (приказ Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 14 января 1982 г. № 23).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2006 года № 306 - р (приказ Федерального агентства по образованию от 27.03.2006 г. № 200) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» реорганизовано путем присоединения Федерального государственного научного учреждения «Научно - исследовательский институт регионологии» в качестве структурного подразделения.
Настоящий Устав является новой редакцией Устава университета, принятого на конференции коллектива университета 7 декабря 1993 года (согласован в Государственном комитете Российской Федерации по высшему образованию 24 февраля 1994 года и зарегистрирован постановлением Главы Администрации г. Саранска от 20 апреля 1994 года № 564), с учетом внесенных в него изменений и дополнений, принятых на конференциях коллектива университета 11 февраля 1997 года (утверждены Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации 18 апреля 1997 года, зарегистрированы постановлением Администрации г. Саранска от 29 мая 1997 года № 592), 2 ноября 1999 года (утверждены Министерством образования Российской Федерации 26 ноября 1999 года, зарегистрированы распоряжением Администрации г. Саранска от 15 декабря 1999 года № 2569 - рз), 18 апреля 2000 года (утверждены Министерством образования Российской Федерации 17 мая 2000 года, зарегистрированы распоряжением Администрации г. Саранска от 31 мая 2000 года № 1198 - рз).
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) федерального подчинения (далее - Университет).
Университет реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Университет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другими законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, актами Федеральных органов исполнительной власти, Конституцией Республики Мордовия, актами органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления, и Уставом Университета.
Полное официальное наименование Университета: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». Сокращенные наименования: ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», МГУ им. Н.П. Огарёва.
Наименование на английском языке: Mordovian State University. Место нахождения (юридический и фактический адрес) Университета: Российская Федерация, Республика Мордовия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68.
Учредителем Университета является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Федеральное агентство по образованию. Университет заключает договор с Федеральным агентством по образованию, определяющий взаимные права и обязанности.
Место нахождения Федерального агентства по образованию: Российская Федерация, 115998, г. Москва, ул. Люсиновская, д.51».
Университет получает права на ведение образовательной деятельности и на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, со дня выдачи ему лицензии. Права Университета на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента государственной аккредитации Университета, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.
Основными задачами Университета являются:
удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;
удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;
накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
Институт дополнительного образования (ИДО) образован в 2009 году на базе функционирующего с 1994 года Института повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПКПК) МГУ им. Н.П.Огарева. В настоящее время ИДО является учебным, научным и методическим центром, осуществляющим подготовку специалистов в области экономической, правовой, индустриально-технологической, социально-психологической и управленческой деятельности.
На базе Института дополнительного образования на факультетах экономики и финансов, управления и права, повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, на инженерно-технологическом факультете осуществляется обучение студентов по сокращенным программам высшего профессионального образования по следующим специальностям:
Биотехнология
Технология машиностроения
Автоматизированные системы обработки информации и управления (Инженерно-технологический факультет ИДО)
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Налоги и налогообложение
Менеджмент организации
Финансы и кредит
Управление качеством
Экономика и управление на предприятии (в аграрном производстве) (Факультет экономики и финансов ИДО)
Юриспруденция
Государственное и муниципальное управление (Факультет управления и права ИДО)
Психология
Социальная работа
Журналистика
Организация работы с молодежью
Социальная педагогика (Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений ИДО).
Как ведущее подразделение системы дополнительного образования в Республике Мордовия ИДО выполняет функции Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. На факультетах осуществляется разработка и реализация программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных и муниципальных служащих, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также специалистов в иных сферах деятельности по актуальным социально-экономическим и правовым проблемам развития общества; локальных программ повышения квалификации педагогов и работников иных организаций и учреждений.
Институт дополнительного образования включает также следующие подразделения, осуществляющие обучение слушателей по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации: отделение психологии и социальной работы, центр межъязыковых коммуникаций, центр дополнительного образования работников культуры и искусства, Учебно-консультационном центр «Бухгалтер».