Содержание
Введение
Формы и методы преподавания в техникуме
Программа классных часов
Анализ результатов
Выводы по практике
Введение
Актуальность исследования. Современные условия развития общества, такие как глобализация экономики, обострение рыночной конкуренции, доминирование технологий, основанных на новых знаниях, опыте, интеллекте, увеличение социальной ответственности бизнеса и гуманизация труда - все это определило необходимость изменений в мировой системе образования. Центральная задача, модернизации образования в России заключается в том, чтобы повысить его современное - качество, выстроить эффективную образовательную систему, которая будет отвечать запросам жизни и потребностям развития личности, общества и государства.
Проблемы инноваций в области содержания и организации самостоятельной работы в профессиональном образовании с начала 90-годов XX века широко обсуждались на многочисленных научно-практических конференциях, организованных в ряде городов России и стран СНГ.
Научная разработка проблемы переноса акцента на самостоятельную работу студента стала предметом внимания ученых, исследовательских коллективов ведущих педагогических центров России. Так, по заданию Министерства образования и науки РФ группа ученых Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, возглавляемая академиком Российской академии образования Г.А. Бордовским, занималась изучением вопросов; относящихся к данной проблематике в рамках проекта «Исследование принципов, способов и форм организации самостоятельной деятельности студентов в условиях модернизации, образования в России».
Как отмечают исследователи (В.А.Козырев, Н.Ф.Радионова, А.И.Субетто, А.П.Тряпицина и др.), задача обеспечения качества образовательного процесса настоятельно потребовала внедрения нового подхода к самостоятельной работе студентов. В то же время; исходя из анализа результатов, накопленных системой высшего образования; и основываясь на исследованиях целого ряда авторов, можно утверждать, что в настоящее время в высшей школе в основном используются традиционные подходы к содержанию и формам самостоятельной работы. Обновление учебно-методического обеспечения образовательного процесса зачастую осуществляется на основе экстенсивного подхода к проектированию и разработке учебно-методических материалов. Исследователи отмечают, что «выбирая образовательные технологии в реальной практике, преподаватель часто руководствуется интуицией, опытом и личными предпочтениями, однако необходимо подчеркнуть, что в современных условиях этого недостаточно и приоритетными критериями отбора образовательных технологий становятся их собственно гуманитарный потенциал и эффективность развития профессиональных компетенций обучающихся».
Такое состояние проблемы самостоятельной работы, ведет к невозможности обновления образовательного процесса и перехода на такие модели, как модульное обучение, обучение методом кейсов, социальное взаимодействие в обучении, конструирование образовательного процесса как системы решения профессиональных задач. Технологические компоненты данных моделей предполагают широкое использование самостоятельной работы студентов. Речь идет о технологии критического мышления, проектных технологиях, технологии индивидуальной поддержки, информационных технологиях, технологии рефлексивного обучения, группового взаимодействия, решения ситуационных задач и других.
Однако анализ литературы позволяет констатировать отсутствие современных исследований, специально посвященных проблеме организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин менеджмента. В практике преподавания профессиональных дисциплин менеджмента самостоятельная работа чаще используется с целью повторения, закрепления, применения знаний и умений и очень редко рассматривается как непосредственный источник выработки профессиональных умений и навыков, в том числе и самообразовательных. Такое состояние разработанности заявленной проблемы можно объяснить тем, что обучение менеджменту началось в России по историческим меркам совсем недавно.
Цель опытно - экспериментальной работы: выделить условия педагогического управления, обеспечивающие организацию внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, и предложить педагогические технологии в условиях профессионального обучения по дисциплине «Менеджмент».
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1)Выявить разработанность проблемы педагогического управления внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, в условиях профессионального обучения, на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы;
2)Выделить условия педагогического управления для успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в условиях профессионального обучения по дисциплине «Менеджмент» и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем;
База опытно-экспериментальной работы: ФОУ СПО «Омский сельскохозяйственный техникум»
Объект исследования - внеаудиторная самостоятельная работа студентов в процессе обучения менеджменту в техникуме.
Предмет исследования - педагогическое управление внеаудиторной самостоятельной работой обучающихся, в условиях профессионального обучения по дисциплине «Менеджмент».
Гипотеза исследования. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Менеджмент» с достаточной полнотой будет отражать специфику организации внеаудиторной самостоятельной работы учащихся, если она будет построена с учетом:
современных требований к содержанию и организации учебного процесса, отражающих основные тенденции развития среднего профессионального образования;
применения интерактивных методов обучения, развивающих способности студента к творчеству и самообучению, активных методов контроля и самоконтроля;
изменения позиции преподавателя, эволюции преподавателя-лектора в преподавателя-менеджера, использующего сотрудничество как основу учебной деятельности;
подхода к самостоятельной работе студента, как к основе образовательного процесса;
инновационного состояния образовательной среды техникума.
Формы и методы преподавания в техникуме
На первоначальном этапе практики мною были проанализированы формы и методы проведения занятий в техникуме.
Активизация обучения зависит, прежде всего, от целей урока, уровня развития обучающихся и от того, что активизируется преподавателем (мышление, внимание, познавательную деятельность, самостоятельную творческую активность), исходя из этого, в техникуме используются следующие методы:
На начальном этапе изучения темы, используется репродуктивно-подражательный метод, основанный на воспроизведении алгоритма практических действий и проблемный, основанный на постановке проблем в процессе проведения опыта, наблюдений и показе способов их решений; обучающиеся проводят анализ проблемы, выдвигают гипотезу и доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений;
Для постепенной подготовки обучающихся к самостоятельной постановке и решению проблем необходим частично-поисковый метод, основанный на подведении обучаемых к постановке проблемы и показа нахождения доказательств и умения делать выводы из приведенных фактов. Обучающиеся активно участвуют в эвристических беседах, овладевают приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения. Применяются при выполнении практических работ и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
В дальнейшем используется исследовательский метод, основанный на организации поисковой творческой деятельности обучающихся по решению новых проблем, овладении обучаемыми методами научного познания, развитие и формировании мотивов творческой деятельности и самостоятельности.
Кроме того, для активизации самостоятельной работы обучающихся, используются рейтинговые технологии, которые стимулируют интерес к учебе, повышают активность, создают условия для развития творческих способностей.
Участие студентов в различных выставках, конкурсах, конференциях, проектах способствует активизации обучающихся.
При подготовке к уроку учитывается уровень развития и психофизиологические особенности обучающихся.
Благоприятная атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, уверенности на уроке является главной предпосылкой для творчества и успеха, помогающей развитию способностей и интереса учащихся. В работе техникума используются следующие принципы, которые, на мой взгляд, помогают сотрудничеству:
вера в общий успех порождает увлеченность, энтузиазм;
доброжелательное отношение к каждому студенту, толерантность;
учитывать интерес и инициативу обучающихся, их способность к самообразованию;
умение заметить успех, поощрить самостоятельность.
По возможности наглядность и ТСО используются постоянно. Ко многим урокам разработан и изготовлен различный дидактический и наглядный материал, который помогает учащимся лучше усвоить тему, способствует развитию памяти и внимания. Педагоги следят за тем, чтобы количество средств наглядности было оптимальным.
Проанализировав полученную информацию, можно сказать следующее, уровень проводимых учебных занятий в техникуме высокий, что позволяет ученикам в полной мере усваивать материал, но тем временем, хочется сказать, что внеаудиторная занятость учащихся организована плохо. В первую очередь это связано с нежеланием студентов тратить собственное время на участие даже в классных часах. Поэтому мы решили выяснить, какие формы занятий больше всего нравятся студентам, а для этого было проведено анкетирование.
Мы попросили студентов ответить на ряд вопросов.
Респондентам предлагался ряд вопросов с определенным ответами. Ответы дали нам возможность составить рейтинг дисциплины «Менеджмент» в учебной группе в которой я проходила практику. Результат, проведенного опроса сведен в таблицу 1.
Таблица 1
Рейтинг учебной дисциплины «Менеджмент»
№ п/пВопросы и варианты ответовРаспределение ответов, %1231Как Вы относитесь к предмету «Менеджмент»? А) любимый предмет; Б) с интересом; В) считаю второстепенным; Г) да это же «интеллектуальное насилие». - 80 20 -2Что Вам нравится в процессе изучения этого предмета? А) содержательный аспект предмета; Б) личность преподавателя, его доброжелательность; В) практико-ориентированный характер предмета; Г) методика преподавания. - 100 - -3Что Вам не нравится в процессе изучения данного предмета? А) стереотипность преподавания; Б) отсутствие логических связей с будущей профессией; В) нарушена логика построения курса; Г) неоправданно повышенная требовательность; Д) затрудняюсь ответить 95 - 5 - -4Как Вы думаете, полностью ли преподаватель использует учебные ресурсы при изучении предмета «Менеджмент»? А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить. 80 20 -5Если «нет», то в чем Вы видите причину этого? А) не позволяет здоровье; Б) не позволяет возраст; В) безразличное отношение к работе; Г) непрофессионализм. 5 95 - -6Устраивают ли Вас формы преподавания исследуемой дисциплины? А) да; Б) нет; В) если «нет», то выскажите свое мнение. 100 - -7Какие из перечисленных ниже форм учебных занятий Вам известны? А) комбинированный урок; Б) урок - практикум; В) лабораторная работа; Г) урок - экскурсия; Д) урок - проповедь; Е) урок - игра; Ж) урок - суд; З) урок - викторина; И) урок с использованием компьютерных технологий; К) игра - зачет; Л) коллективный урок; М) урок - спектакль. 85 100 95 20 - 50 5 80 50 25 100 -8Какие из перечисленных форм учебных занятий Вы бы предпочли? А) комбинированный урок; Б) урок - практикум; В) лабораторная работа; Г) урок - экскурсия; Д) урок - проповедь; Е) урок - игра; Ж) урок - суд; З) урок - викторина; И) урок с использованием компьютерных технологий; К) игра - зачет; Л) коллективный урок; М) урок - спектакль. - - - 85 - 75 - 50 65 - - -9В чем выражается Ваша помощь в совершенствовании учебного процесса, рассматриваемой дисциплины? А) активная работа на уроке (в том числе и самостоятельная); Б) изготовление пособий и других методических материалов; В) моральная поддержка преподавателя; Г) попечительская помощь в обеспечении курса специальности литературой и технологическими материалами. 85 - 15 -10Что Вы еще желаете нам сообщить?-профессиональный образование урок студент
Проанализировав результаты, полученные в ходе исследования, можно сделать вывод о том, что студенты предпочитают нетрадиционные формы проведения занятий, которые требуют нестандартного и творческого подхода к решению поставленных задач. В этом смысле самостоятельная работа над материалом учебных занятий проявляется на все 100 %, т.к. студенты не любят работать в коллективе.
Также на этом этапе было проведено тестирование педагогов техникума с целью выявления наиболее популярных видов внеаудиторной работы. Результаты тестирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Популярность среди учителей Вид внеклассной работы 1 место (26%) Индивидуальная внеаудиторная работа2 место (23%) Групповая внеаудиторная работа 3 место (20%) Факультативные занятия 4 место (17%) Олимпиады 5 место (14%) Массовая внеаудиторная работа
Программа классных часов
Учитывая данную ситуацию, и то, что нашей целью было решение проблемы внеаудиторной занятости обучающихся по предмету «Менеджмент» мы составили программу внеаудиторных занятий по данной дисциплине и провели за время практики 7 занятий по данной программе.
Программа «Искусство менеджмента»
Пояснительная записка
Сегодня рынок предъявляет повышенные требования к образовательному уровню человека, обуславливает необходимость владения несколькими профессиями. Для того чтобы стать успешным работником, профессионалом необходимо формировать и развивать навыки творческого мышления, быть готовым к тому, чтобы учиться и совершенствоваться в течение всей жизни.
Данная программа предназначена для внеаудиторной работы в техникумах, колледжах. Программа более глубоко знакомит учащихся с искусством менеджмента и позволяет развить навыки взаимодействия с людьми, эффективной работы во взаимосвязи с другими членами группы, вырабатывает умение общаться, решать конфликтные ситуации. Занятия проводятся с использованием различных форм работы: групповой, индивидуальной и фронтальной. Большое внимание уделяется развитию организаторских способностей учащихся и создается пространство для их реализации.
Цель программы:
развить конкурентоспособную, активную личность;
научить учащихся искусству управления людьми через принятие решений в нестандартных ситуациях;
создать условия для формирования коммуникативной культуры при выполнений заданий в группах.
Задачи:
. Сформировать умение анализировать происходящие ситуации и правильно на них реагировать.
. Развить у учащихся умение прогнозировать экономические и социальные последствия принимаемых решений.
. Сформировать умения учащихся правильно составлять деловые бумаги.
Ожидаемые результаты:
сформированные представления учащихся о менеджменте;
знания о системе управления людьми для их эффективной работы;
развитие новых конкурентоспособных, организаторских качеств личности учащихся;
готовность к умению вести переговоры, понимать язык жестов, организовывать эффективные совещания;
владение правилами поведения в конфликтных ситуациях.
Содержание программы
№Количество часовТемаОсновные понятия1.1Введение в менеджментМенеджмент, менеджер, школы менеджмента, основоположники менеджмента2.1Структура менеджментаУровни менеджмента, виды менеджмента3.1Деловая этикаЭтика, правила деловой этики4.2Основные правила эффективного выступления перед аудиторией.Риторика, «приём эллипса», «законы симфонической музыки», стержневая идея, тональности выступления, объём выступлений, визуальный контакт, одежда, руки, поза выступающего.5.1Ведение переговоровОрганизация места переговоров, посадка делегации гостей, тактика переговоров, психологическое преимущество в переговорах, упор в переговорах, хитрости переговоров, осторожность на переговорах.6. 1Деловое общение.Общение, форма общения, взаимодействие руководителя и подчинённого.7.2Эффективное совещание.Совещание, виды совещаний, оптимальное число участников, принцип Паркинсона, формула цены совещания, время проведения и продолжительность совещания, приёмы проведения совещания.8.1Язык жестов и поз.Жесты, поза, значение жестов партнёров по переговорам, жесты-символы, жесты - иллюстраторы, жесты - регуляторы, телодвижения, выдающие состояние человека. 9.2Мои деловые бумаги.Деловая бумага и правила написания бумаг10.1Имидж делового человека.Имидж делового человека, внешний вид, идеальный образ руководителя, деловое общение, правила общения.Итого: 15 часов
Приведем несколько конспектов занятий по данной программе
Классный час «Введение в менеджмент»
Цели:
·формирование положительной профессиональной мотивации;
·создание атмосферы сотрудничества;
·умение работать в микрогруппах;
·развить профессионально важные качества
Ход классного часа:
выбрать цвет, сесть за стол соответствующего цвета.
«Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни» Китайская пословица
«Кто сегодня посеет мысль, завтра пожнет дело, послезавтра - привычку, затем характер и, в конце концов, судьбу» Готфрид Хеллер
Педагог:
В современном обществе будущее принадлежит профессионалам высокой квалификации, в том числе и профессионалам менеджмента. Какой же он современный менеджер? Ему совершенно необходимо знать принципы работы банков, финансовых органов, проявлять сдержанность и раскованность, строгость и чувство юмора, дисциплинированность и ответственность, быть целеустремленным, компетентным и эрудированным человеком.
Сегодня - это одна из самых престижных профессий. И у вас будет возможность проявить знания и качества необходимые специалистам в области менеджмента.
В конкурсе участвует три команды по 8 человек. Необходимо выбрать цвет и сесть за стол соответственного цвета.
Оценивать вас будет компетентное жюри в составе:
заместитель директора по воспитательной работе;
преподаватель специальных дисциплин;тудентки группы.
Задание №1 «Представление команды».
Необходимо название команды и ее характеристика представления. Учитывайте (связь с профессией, оригинальность, массовость).
Максимальное количество баллов- 3.
Задание №2 «Мыслим творчески».
Важным профессиональным качеством менеджера является криативность, т.е. умение мыслить творчески.
При выполнении следующего задания вы должны суметь проявить свои творческие способности.
а) Придумайте, как можно больше способов использования следующих предметов
дырокол
степлер
За каждый предмет 1 балл
Раздать задания (2 экземпляра + копирка) первый экземпляр жюри.
б) Перечислите как можно больше слов начинающихся со слога
«ге» «ба» «св»
Раздать задания (2 экземпляра + копирка) первый экземпляр жюри.
Задание №3
Для успешного выполнения профессиональной деятельности важным является умение логически мыслить (так называется наш следующий конкурс)
Послушайте условия задания.
Из 5 представленных слов 4 можно объединить в одну группу и дать ей название, а 1 слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить. Время выполнения задания 4 минуты.
Пример: Стол, стул, кровать, пол, шкаф, (мебель)
За каждое правильно выполненное задание 1 балл.
Раздать задания (2 экземпляра + копирка) первый экземпляр жюри.
Задание №4
Многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. Например с русской пословицей «яблоко от яблони недалеко падает» схожа немецкая «Какое дерево, такая и груша».
Внимание задание: вам даны листы, где напечатаны слева в таблице немецкие пословицы, справа - русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу. Номера слева и справа должны совпадать.
Время работы 10 минут. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов 11. Кто закончил поднять руку, отдать жюри результаты, подписать номер команды, название.
Задание №5 «Разговор через стекло».
Важным профессиональным качеством менеджера является коммуникативность.
Для этого упражнения по желанию выбирается пара участников, остальные будут зрителями.
Трем «актерам» дается инструкция. Они находятся в аэропорту. Один из них улетает, другой - его провожает. И вот, когда проводы закончены, и отлетающий перешел в отсек для отлетающих, за стекло, он внезапно вспоминает, что забыл передать провожающему очень важную информацию. Он может сделать это сейчас, он видит провожающего через стекло. Однако сложность в том, что стекло звуконепроницаемое, и передать информацию можно только жестами и мимикой, без слов. Один из партнеров передает информацию, другой должен его понять и ответить (тоже без слов). Остальных участников просят сохранять молчание и просто наблюдать за происходящим.
Задание №6 «Деловые миниатюры»
(Оценивается качество найденных ошибок и их обоснованность).
Исследования показали: карьера более чем на 80% зависит от умения правильно общаться с людьми. Остальное приходится на профессиональные знания. Чаще всего промахи происходят от незнания, как правильно вести себя, оказавшись в роли посетителя или «хозяйки» служебного кабинета.
Задание состоит в том, что необходимо найти, допустимы персональные ошибки (это поможет Вам обнаружить свои собственные погрешности).
Проанализируйте этот эпизод. Какова главная ошибка?
Максимальное количество баллов 5.
Эпизод 1.
Марина-менеджер туристического агентства. Сегодня у нее назначена встреча с руководителем организации, потенциальным клиентом фирмы. Как известно, автобусы вне час пика ходят редко, поэтому Марина несколько запаздывает, (сценка).
Эпизод 2.
После нескольких минут блуждания по этажам и переходам Марина, наконец, открывает нужную дверь. Секретарь сообщает: у начальника сейчас по графику совещание.
Педагог:
Проанализировать ситуацию, заполнить таблицу, сдать жюри.
Слово командам.
Жюри подводит итоги.
Итак. Скажите: какие качества, способности необходимы в профессиональной деятельности менеджера и вам пришлось проявить сегодня при выполнении заданий.
А теперь вернемся к словам, с которых мы начали классный час. Как вы понимаете смысл этих выражений?
Подвести итог.
Занятие по теме: «Имидж делового человека»
Многие вещи нам непонятны не
Потому, что наши понятия слабы;
А потому, что сии вещи не входят
В круг наших понятий.
Козьма Прутков
Цель занятия: сформировать у учащихся понятия об имидже делового человека через решение нестандартных ситуаций.
Задачи занятия:
.научить ребят ценить людей, которые их окружают;
.показать ребятам, что деловые люди должны следить за своим внешним видом;
.научить учащихся элементам делового общения;
. показать значимость создания имиджа для бизнеса;
.научить учащихся работать в группах (групповому общению);
. выработать умение у ребят высказывать и защищать свою точку зрения,
. выявить и способствовать развитию у ребят организаторских способностей.
Форма занятия: игра.
Подготовка к занятию:
1.тема занятия «Имидж делового человека» (на доску);
2.пазл «Внешний вид - деловое общение» (на доску);
.таблички «Принципы создания имиджа» (на доску);
.портреты известных, деловых людей (потолок, стены);
.слова Конфуция (на доску);
.ромашка - вопросник с разноцветными цветами;
.задания для команд;
.карточки для педагога;
.манекены;
.одежда: яркий костюм, белая рубашка, галстук яркого цвета, галстук спокойного цвета, костюм спокойного цвета, рубашки блеклых тонов, обувь.
.магнитофон с CD- диском;
.магниты;
.указка.
План занятия.
1.Организационный момент.
2.Проведение практикума.
.Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
В класс входит педагог в домашнем халате.
Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!
2.Проведение практикума.
(Учитель входит в класс в домашнем халате)
Сегодня мы с вами поговорим о деловом человеке … А почему вы так удивленно на меня смотрите? (Мы просто ни разу не видели Вас в домашнем халате) У нас сегодня гости и чтобы они себя чувствовали уютнее я оделась по - домашнему. Я что-то не так сделала? ( Вообще, когда приходят гости, мы одеваемся нарядно.) То есть, перед приходом гостей мы меняем свой образ. Минутку! (Педагог снимает халат) Меняя свой образ, мы создаем свой новый имидж.
Итак, сегодня тема бизнес-мастерской: «Имидж делового человека». На этом занятии вы должны узнать из каких составляющих складывается имидж делового человека и какие факторы и обстоятельства на него влияют.
Когда говорят слово «Имидж», нам сразу представляются образы известных всему миру или всей стране людей.
Приведите примеры известных людей, чей образ вам представляется. ( Маргарет Тэтчер, леди Диана, Жириновский, Путин). Да, над образами «железной леди» Маргарет Тэтчер, женственной принцессы Дианы трудились профессионалы. Их профессия называется имиджмейкер.
Давно уже известно, что власть человека над людьми зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности, т.е. от его имиджа. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха и для делового человека.
А как вы думаете, из чего складывается имидж делового человека?
(Имидж - внешний вид, деловое общение)
На доске складывается таблица в виде пазл (Приложение 1)
Если учащиеся не могут найти ответ на вопрос, то можно их попросить задать гостям этот вопрос и узнать из каких компонентов создается имидж руководителя.
Давайте остановимся на первой составляющей имиджа делового человека - это внешний вид. По этикету, руководитель, создавая свой образ, должен придерживаться определенных принципов. Наша задача сейчас, выяснить, какими принципами должен руководствоваться деловой человек, создавая свой внешний облик.
Сейчас вы будите работать в группах, выберите в каждой группе секретаря, который запишет ваши тезисы ответа на вопросы. (Перед занятием выкладываем листы бумаги серого и белого цвета на каждый стол для каждой группы.) А теперь перед вами «ромашка», на лепестках которой написаны вопросы. (Приложение 2)
Задание: ответьте на вопросы, отрывая у цветка только красные лепестки.
Внешний вид
1.Влияет ли одежда на деловой успех?
Одежда человека влияет на его успех (или неуспех).
2.Должен ли деловой человек заботиться о своей внешности?
Должен. Конкретным проявлением заботы о том, как человек выглядит, является то, что он не забывает гладить костюм, стричься, доводить до блеска обувь, и т.д. Всё это требует постоянных усилий.
Забота о своей внешности - скрытый комплимент окружающим.
3.Должен ли при посещении цехов руководитель одеваться изысканно, чтобы подкрепить свой статус?
Имидж руководителя в глазах подчинённых имеет важное значение. Поэтому по социологическим исследованиям был составлен, принятый в современном менеджменте, идеальный образ руководителя.
Идеальный образ руководителя глазами подчиненного:
он - один из нас,
он - лучший из нас,
он - даст нам больше, чем любой из нас.
Таким образом, руководитель не должен контрастировать с одеждой подчинённых.
4.Перстень на руке делового человека:
а) повышает его престиж; б) понижает.
Если перстень очень дорогой - это может быть расценено, как желание превзойти окружающих. Если не очень дорогой - указывает на ограниченность финансовых возможностей его обладателя. И то и другое отрицательно влияет на имидж.
Из украшений деловому человеку рекомендуется только обручальное кольцо.
Желающим блеснуть своими возможностями напоминаем, что настоящее богатство не афиширует себя и наиболее преуспевающие молодые люди не кичатся роскошью, более того - поражают окружающих скромностью одежды и отсутствием всякого расточительства.
. Должен ли деловой человек следить за модой?
Деловой человек должен следить за модой. Речь не идет с сиюминутных «писках» моды и различных экстравагантностях. Но общее направление, - какие костюмы, галстуки модны, а какие выходят из моды - необходимо учитывать при очередных покупках. Старомодно одетый деловой человек может угодить в разряд консерваторов: костюмы, покрой которых давно вышел из моды, могут навести на мысль, что и взгляды его также несовременны.
. Обязателен ли макияж деловой женщине?
Макияж является обязательным: накрашены губы, ресницы, немного румян. Но учтите, косметика должна быть заметна лишь с близкого расстояния.
Вывод № 1. Основные принципы создания внешнего вида:
(все выводы необходимо написать на отдельных листах и вывешивать на доске)
1.Одежда человека влияет на его успех (или неуспех).
2.Деловой человек должен заботиться о своей внешности.
.Из украшений деловому человеку рекомендуется только обручальное кольцо.
.Деловой человек должен следить за модой.
.Деловой женщине обязателен макияж.
Имидж руководителя складывается из внешнего вида и, конечно, из умения правильно, тактично и этично строить деловой разговор. То есть, общение с партнерами строится по правилам деловой этики. Наша задача сейчас, выяснить, какими принципами должен руководствоваться деловой человек при общении.
Задание: ответьте на вопросы, отрывая у цветка только зеленые лепестки.
Деловое общение
. Стоит ли в беседе с деловым партнёром подчеркнуть, что только письменное соглашение имеет ценность?
Слово делового человека значит не меньше, чем подписанный договор.
Верность слову - лучшая характеристика делового человека.
Поэтому подчёркивать преимущество письменного соглашения перед устным и тем более принижать ценность устного соглашения - значит, усомниться в порядочности своего партнёра. Но при этом и ваш имидж пострадает - подозревают других больше те, кто сам нечист на руку.
. Как вы думаете, при деловом общении в вас должны видеть только делового партнёра; пол при этом имеет значение?
В деловом общении пол имеет большое значение.
Если мужчина не видит в собеседнице женщину, то это резко ухудшает её имидж. Аналогично и женщина хочет видеть в собеседнике мужчину; если этого нет - деловому имиджу партнёра нанесён урон - восприятие информации женщиной отличается от мужского. Она придаёт большое значение мелочам и более эмоциональна.
. Имидж укрепится если действовать по принципу:
а) будьте мягки, говоря о проблеме, но твёрды с людьми;
б) будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми.
Твёрдость в отношениях с партнёрами понижает имидж, ибо воспринимается как бездушие. В современном менеджменте утвердился другой принцип делового взаимодействия.
Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми.
Облачайте жесткие аргументы в мягкие выражения.
.Как вы думаете, в деловом контакте следует примирить позиции или интересы?
Люди крайне трудно отходят от своих позиций. Ведь позиции основываются на их мировоззрении. Примирить позиции бывает труднее, чем интересы. Но взаимное удовлетворение интересов и служит целью переговоров.
В деловом контакте достаточно примирить интересы, а не позиции.
Имидж страдает, когда человек начинает отстаивать свои позиции, бороться за то, что не имеет значение для дела, но может ему помешать.
.В ваш адрес сделаны нетактичные, задевшие вас высказывания. Что лучше: дать моментальный отпор или сделать паузу перед ответом?
Сделайте паузу. Дайте тем самым возможность обидчику одуматься и взять свои слова назад.
.В деловом общении следует быть всегда максимально серьёзным?
Хорошая шутка нередко спасает в самых затруднительных ситуациях. Окружающие благодарны тем, кто умеет поднять им настроение, как бы влить в них новые силы. Умение пошутить повышает имидж. Однако шутить лучше с хорошо знакомыми людьми. Есть люди, которые начисто лишены чувства юмора, а с ними шутки плохи.
. В деловом контакте предпочтительней использовать утверждения или вопросы?
Собеседник, злоупотребляющий утверждениями, воспринимается, как безапелляционный, категоричный. Такая манера беседы ведет к конфликту. Имидж страдает. Наоборот, задавая вопросы, мы демонстрируем интерес к собеседнику, к его мнению. Это является скрытым комплиментом, повышающий имидж спрашивающего. К тому же психологическое преимущество на стороне задающего вопросы, а не отвечающего на них.
.Партнёр опоздал на встречу на 8 минут. Как вы отреагируете на это?
Из основного правила этики следует:
Не акцентируйте внимание на обстоятельствах, проигрышных для другого человека
В силу этого принципа не стоит выражать недовольство опоздавшим в любой форме. Например, посмотрев в момент его появления на часы, мы акцентируем внимание на его прегрешение. Шутка на тему опоздание или любое выражение недовольства заставит оправдываться. Всё это создаёт внутренний дискомфорт, результатом которого обычно становится ответная агрессивность: неуступчивость в переговорах, «цепляние» к мелочам и т.п. и наоборот, опоздавший будет благодарен, если партнёр проявит благородство и «не заметит» промаха. Если приходится иметь дело с человеком низких моральных качеств, то этика и вовсе не причём - здесь «правят бал» другие отношения.
Вывод № 2. Используйте при деловом общении следующие правила этики:
( все выводы необходимо написать на отдельных листах и вывешивать на доске)
1.Слово делового человека должно значит не меньше чем подписанный договор.
2.В деловом общении пол имеет большое значение.
.Имидж укрепится если действовать по принципу - будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми.
.В деловом контакте достаточно примерить интересы, а не позиции.
.При нетактичном высказывании сделайте паузу.
. Окружающие благодарны тем, кто умеет поднять им настроение. Шутите.
.В деловом контакте предпочтительней использовать вопросы.
.Не акцентируйте внимание на обстоятельствах, проигрышных для другого человека.
Теоретически мы с вами разобрались, каких правил необходимо придерживаться, создавая имидж делового человека, а теперь давайте проверим это на практике. А теперь, разделитесь на две команды и получите у меня задания.
Задание (приложение 3):
.Создайте имидж человеку, которому предстоит выступать перед аудиторией более трех минут. Аргументируйте свои действия. ( Почему?)
. Создайте имидж деловому человеку, которому предстоит выступать перед аудиторией более 10 минут. Аргументируйте свои действия. ( Почему?)
Вывод № 3. Если выступление короткое и надо максимально привлечь внимание, выделиться, запомниться, то необходимо одеться в яркие тона. При длительном выступлении яркие детали одежды вызывают нарастающее раздражение.
. Подведение итогов.
Наше занятие походит к концу. Давайте подведем итог и создадим краткий портрет преуспевающего делового человека. Я буду создавать его имидж, а вы мне помогать, дополняя его нужными словами.
На нём отличный модный костюм, всегда свежая рубашка, модный галстук. У него начищенные до блеска ботинки и аккуратная причёска.
Приветливая улыбка на его лице, свидетельствующая о расположении к собеседникам и хорошем настроении. Он внимателен к окружающим, быстро схватывает суть дела. Сразу запоминает имена и отчества новых знакомых.
Имеет все необходимые рабочие документы, которые хорошо исполнены, начиная с его визитки: всё на отличной бумаге с чётким текстом в соответствии с правилом деловой этики.
И пусть слова Конфуция будут девизом Вашей жизни: «Благородный человек сначала предъявляет требования к себе, а низкий человек - к другим».
Пользуйтесь этими правилами и создавайте свой деловой имидж!
Приложения
Приложение 1. Карта - пазл, составляющих имидж делового человека
Внешний вид
Приложение 2. Ромашка - вопросник
Вопросы на лепестках ромашки
Деловое общение (на зелёные лепестки ромашки)
. Стоит ли в беседе с деловым партнёром подчеркнуть, что только письменное соглашение имеет ценность?
. Как вы думаете, при деловом общении в вас должны видеть только делового партнёра; пол при этом имеет значение?
. Имидж укрепится если действовать по принципу:
а) будьте мягки, говоря о проблеме, но твёрды с людьми;
б) будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми.
.Как вы думаете, в деловом контакте следует примирить позиции или интересы?
.В ваш адрес сделаны нетактичные, задевшие вас высказывания. Что лучше: дать моментальный отпор или сделать паузу перед ответом?
.В деловом общении следует быть всегда максимально серьёзным?
. В деловом контакте предпочтительней использовать утверждения или вопросы?
.Партнёр опоздал на встречу на 8 минут. Как вы отреагируете на это?
Внешний вид (на красные лепестки ромашки)
.Влияет ли одежда на деловой успех?
.Должен ли деловой человек заботиться о своей внешности?
.Должен ли при посещении цехов руководитель одеваться изысканно, чтобы подкрепить свой статус?
.Перстень на руке делового человека:
а) повышает его престиж; б) понижает.
. Должен ли деловой человек следить за модой?
. Обязателен ли макияж деловой женщине?
Приложение 3. Карточки-задания для учащихся
ЗАДАНИЕ:
.Создайте имидж человеку, которому предстоит выступать перед аудиторией чуть более трех минут. Аргументируйте свои действия. (Почему?) Используйте одежду.
ЗАДАНИЕ:
. Создайте имидж деловому человеку, которому предстоит выступать перед аудиторией более 10 минут. Аргументируйте свои действия. ( Почему?) Используйте одежду.
Анализ результатов
После проведения всех занятий был проведен опрос студентов. На вопросы: «Понравилась ли вам предложенная форма самостоятельной работы?». «Хотели бы вы работать в таком режиме?». Большинство участников ответили положительно.
Проведённая внеаудиторная работа по дисциплине «Менеджмент» с использованием разных форм и методов позволила углубить и расширить знания учащихся по важнейшим разделам дисциплины; повысить прочность знаний, умений и навыков учащихся на основе их самостоятельной работы; повысить их познавательный интерес, развить творческое отношение к работе. Результаты определялись согласно учебному журналу и отзыву преподавателя дисциплины «Менеджмент».
Выводы по практике
За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Ознакомилась с основными положениями Устава ОСТ, познакомилась с видами локальных актов образовательного учреждения. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива.
За время педагогической практики были выполнены следующие виды деятельности:
воспитательно-образовательная, которая заключалась в проведение уроков и внеклассных занятий по предмету. При подготовке к урокам, обращала внимание на уровень обученности и обучаемости учащихся и в зависимости от этих факторов выбирала методы, формы и средства обучения. Научилась анализу своей педагогической деятельности;
воспитательная деятельность, заключается в умении выбирать цели и задачи воспитания и формы воспитательной работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся и их уровнем воспитанности. Овладела умениями психолого-педагогической диагностики и приемами работы с обучающимися с учетом психофизиологических и социальных факторов, определения конкретных воспитательно-образовательных задач, учитывая возрастные и индивидуальных особенностей обучающихся. Научилась анализировать воспитательный процесс и корректировать его.
методическая деятельность направлена на самообразование, анализ учебно-методической литературы, использование и разработку педагогических технологий.
Я считаю, что я справилась со своими задачами и с уверенностью могу сказать, начинающим педагогам нужно равняться на старших коллег.