Введение
Практика проходила на предприятии ООО ТК «Меркурий»
Целью прохождения практики являлись: ознакомление с деятельностью организации, сбор первичной информации, позволяющей выявить проблемы, стоящие перед организацией, и разработка подходов к их решению.
В ходе прохождения практики решались следующие задачи:
дать краткую характеристику деятельности организации;
провести стратегический анализ внешней среды организации;
провести анализ внутренней среды организации;
рассмотреть применение методов стратегического менеджмента в организации;
разработать пути решения проблемы, существующей в организации.
Менеджмент - профессиональный вид деятельности, осуществляемый специалистами на базе определенной научно-практической информации и ресурсов, которые представляют собой с помощью доступных и рациональных методов и приемов процесс регулирования объектом (ми) для приведения его (их) в соответствие с поставленными целями.
Слово менеджмент происходит от английского to manage - управлять. Поэтому по сути менеджмент является синонимом управления, но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, так как применяется к разным видам человеческой деятельности. Это процесс воздействия на объект с целью приведения его в надлежащее состояние, объектом управления может быть все, что угодно, в то время как менеджмент имеет конкретный объект - систему хозяйства страны.
В определение менеджмента входит:
изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно - управленческие, организационно - экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им.
Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда).
Средства труда в управленческой деятельности - методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.
1. Анализ деятельности ООО ТК «Меркурий»
1.1 Краткая характеристика деятельности ООО ТК «Меркурий»
Объект исследования - ООО ТК «Меркурий». Организационно-правовая форма предприятия - Общество с ограниченной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью ТК «Меркурий» образовано в 2002 году, расположено по адресу 630088, г. Новосибирск, ул. Петухова, 35. Адреса производственных мощностей:
масложировой завод -НСО, Тогучинский район, г. Тогучин;
молочный завод - НСО, Тогучинский район, с. Доронино.
ООО ТК «Меркурий» - молодая, но успешно развивающаяся компания на рынке масложировой продукции. Благодаря интенсивному внедрению инноваций в работу предприятия, заботе о качестве продукции, крепким связям с поставщиками и клиентами, открытому сотрудничеству с ведущими организациями отрасли продукцию компании уже сегодня знают и любят не только в Новосибирске и Новосибирской области, но и в таких городах как Томск, Омск, Кемерово, Красноярск, Улан-Удэ, Магадан, Чита, Иркутск.
География продаж стремительно расширяется благодаря активной позиции сотрудников, широкому ассортименту выпускаемой продукции, участию ООО ТК «Меркурий» в региональных специализированных выставках-ярмарках, где ее продукция постоянно удостаивается высоких оценок и наград.
Используемое компанией оборудование марки "Trepko" (Польша) и марки "Stephan" (Германия) отличается технологической надежностью и достаточно высокой производительностью, что обеспечивает стабильность и качество выпускаемой продукции.
Компания увеличивает производственные мощности и выводит на рынок новинки майонезов, масла и спредов. Собственная лаборатория занимается исследованием качественных характеристик всего сырья, поступающего из России, Польши, Малайзии, Германии, Австрии, технологических процессов и всей готовой продукции. Складские помещения оборудованы в соответствии со всеми требованиями контролирующих органов.
В 2009г. компанией ООО ТК «Меркурий» был приобретен молочный завод в НСО, с. Доронино. Предприятие планирует выпуск, как молочной, так и кисломолочной продукции.
Для входа на рынок, на первом этапе планируется выпускать молоко для эконом-сегмента в мягкой упаковке (полиэтиленовый пакет), жирностью 2,5%, 3,5%. Каналы сбыта - розничные магазины. В дальнейшем предполагается вход в сетевые магазины, как с данным ассортиментом, так и с более расширенным ассортиментом.
Структура предприятия представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Организационная структура предприятия
Основные показатели коммерческой деятельности ООО ТК «Меркурий» приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели деятельности ООО ТК «Меркурий» в 2008-2009 годах, тыс.руб.
Наименование показателя2008 год2009 годИзменение, (+,-)Темп роста, %Сумма, тыс.р.Уровень, %Сумма, тыс.р.Уровень, %Сумма, тыс.р.Уровень, %Товарооборот60205-77063-16858128,0Доход от реализации1414923,502014226,1459932,64142,4Издержки 854014,181392618,0753863,89163,1Прибыль от продаж56099,3262168,07607-1,25110,8Прочие расходы1150,191840,24690,05160,0Прибыль до налогообложения54949,1360327,83538-1,30109,8
Товарооборот в 2009 году вырос на 28% 16 858 тыс.руб., при этом издержки возросли на 63,1% или 5 386 тыс.руб., прибыль от продаж возросла на 10,8% или 607 тыс.руб., прочие расходы выросли на 60% или 69 тыс.руб., а прибыль до налогообложения увеличилась на 9,8% или538 тыс.руб.
Таким образом расходы возрастали значительно более высокими темпами, чем доходы.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия следует начать с оценки дохода от реализации товаров, приведенного в таблице 2.
Таблица 2
Доходы ООО ТК «Меркурий» за 2008-2009 годах
Показатели2008 год2009 годИзменение, (+,-)Темп роста, %Доход от реализации, тыс. руб.14149201425993142,4Товарооборот, тыс. руб.602057706316858128,0Уровень дохода к товарообороту, %23,526,12,6111,2
В отчетном периоде доход от реализации увеличился на 5993 тыс. р. и составил 20142 тыс. р. Уровень дохода составил 26,1%. Увеличение уровня дохода составило 2,6%.
По сравнению с 2008 годом уровень доходности ООО ТК «Меркурий» увеличился на 2,6%, в результате чего сумма дохода возросла на 2003,6 тыс. руб.
Согласно данным таблицы 1 в исследуемом периоде наблюдается увеличение прибыли от продаж с 5609 тыс. р. в 2008 году до 6216 тыс. р. в 2009 году. Рентабельность продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 1,25% и составила 8,07%.
Прибыль до налогообложения увеличилась с 5495 тыс. р. до 6032 тыс. р., она была получена за счет прибыли от реализации товаров с учетом внереализационных доходов и расходов.
Показатели издержек ООО «Меркурий» приведены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели издержек ООО ТК «Меркурий» за 2008-2009гг.
Показатели2008 год2009 годИзменение, (+,-)Темп изменения, %Издержки, тыс. руб.8540139265386163,1Товарооборот, тыс. руб.602057706316858128,0Уровень издержек обращения к товарообороту, %14,218,13,9127,4Затратоотдача, тыс. руб.7,05,5-1,578,5
Темп изменения уровня издержек обращения составил 127,4 %. Темп изменения показывает интенсивность изменения за данный период на один процент базисного уровня затрат. Далее проанализируем издержки обращения по статьям расходов, приведенные в таблице 4.
Таблица 4
Издержки по статьям ООО ТК «Меркурий»
№ п/пНаименование статей издержек обращения2008 год2009 годОтклонение (+; -)Сумма, тыс. руб.Уро-вень, в % к обо-ротуДоля, в % к итогуСумма, тыс. руб.Уровень, в % к оборотуДоля, в % к итогуУро-вень, %СуммаОтносительнаяАбсолю-тная1.Материальные расходы1355,32,315,91355,01,89,7-0,5-379,8-0,32.Расходы на оплату труда3040,25,035,65291,96,938,01,81400,32251,63.Амортизация основных средств16,20,00,2156,00,21,10,2135,2139,74.Единый социальный налог796,51,39,31386,51,810,00,5366,9589,95.Расходы на аренду и содерж. зданий оборудования, инвентаря1009,51,711,81410,51,810,10,2118,3401,06.Расходы по подработке, подсортировке, упаковке товаров100,80,21,2126,40,20,90,0-2,625,67.Расходы на рекламу3040,53,63020,42,2-0,1-87,1-2,08.Текущий ремонт5941,07,09411,26,80,2180,7347,09.Прочие расходы1323,42,215,52956,83,821,21,61262,81633,4Итого расходов854014,2100,01392618,1100,03,92994,75386,0Оборот торговли60205--77063----16858,0
Анализируя динамику издержек обращения по отдельным статьям за 2008 - 2009 годы следует отметить, что максимальный удельный вес в общей сумме издержек обращения занимают «Расходы на оплату труда» - 35,60 % и 38 %.
В абсолютном выражении данные расходы увеличились на 546,1 тыс. руб. и составили в отчетном году 5291,9 тыс. руб.
Рост расходов по статье «Прочие расходы» в основном связан с расходами на оплату услуг информационно-вычислительного обслуживания, а также с ростом затрат на хозяйственные и канцелярские товары, что свидетельствует о нерациональном хозяйствовании. Незначительный удельный вес в общей сумме издержек обращения занимают «Расходы на рекламу».
Анализ хозяйственной деятельности ООО ТК «Меркурий» показал, что в 2009 году наблюдалась положительная динамика показателей, характеризующих финансово-экономическое положение предприятия.
1.2 Стратегический анализ внешней среды ООО ТК «Меркурий»
Целями деятельности ООО ТК «Меркурий» являются:
рост доходов фирмы за счет расширение рынка сбыта, гибкой ценовой политики, оптимизации поставок, поиск и развитие новых брэндов;
привлечение потребителей за счет активной рекламной компании, поиска и развития новых брэндов, предоставления скидок постоянным партнерам, широкое сервисное обслуживание;
обеспечение качественного обслуживания за счет обучения персонала для введение переговоров, повышения квалификации, оптимизации системы мотивации сотрудников, освоения новых технологий продаж и обслуживания клиентов.
Все приведенные выше задачи вытекают из стратегии фирмы в долгосрочном периоде на 5 и более лет увеличение своей доли на рынке и развития фирмы, путем освоения новых технологий продаж и обслуживания клиентов. Выделим политические, экономические, социальные и технологические факторы, так или иначе влияющие на деятельность организации, как представлено в таблице 5.
Таблица 5- анализ ООО ТК «Меркурий»
ПолитикаЭкономикаИзменения условий доходов физических лиц для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками заемными (кредитными) средствами в налогообложение, вступающие в силу с 1 января 2010 года Снижение ставки налога на прибыль на 4% с 1 января 2010 3.Усиленное внимание со стороны правительства к программе поддержки малого бизнесаСокращение уровня импортных поставок. Увеличение арендной платы Снижение доли рынка. Ожидаемый темп инфляции 12-13%. Увеличение цен на электроэнергию до 10% Высокие налоговые ставки Потеря поставщиков из-за кризиса; Снижение покупательской способности в связи кризисом.Социальные факторыТехнология1. Растущая требовательность потребителя к качеству продукции. 2. Сокращение заработной платы увеличение роста безработицы. 3. Повышаются требования к персоналу, наличие специального образования становится необходимостью.Приобретение собственного транспорта Приобретение нового оборудования, позволяющего осуществлять хранения продукции. Формирование оптимальной для клиента заявки с помощью торгового представителя. В компании проводятся логистические разработки. Расширение складских помещений. Расширения сферы деятельности за счет рекламы.
Наиболее значимыми факторами представляются снижение ставки налога на прибыль на 4%, снижение покупательской способности в связи кризисом, сокращение заработной платы, увеличение роста безработицы и расширение сферы деятельности за счет рекламы.
Произведем оценку сил конкуренции, с использованием модели по которой конкуренция в любой отрасли это взаимодействие конкурентных сил: потребители, конкуренция среди существующих в отрасли фирм, поставщики, потенциальная угроза входа в отрасль новых конкурентов.
Оценка сил конкуренции представлена в таблице 6.
Таблица 6
Бизнес-среда ООО ТК «Меркурий»
факторыСодержание фактораВлияние на организацию1. ПотребителиОптовые продажиДанная группа является крупнейшим потенциальным потребителем в связи со спецификой организации, так как сотрудничество с такими организациями носит как правило долговременный характер. Кроме того, данный тип потребителей характеризуется наименьшим риском неплатежеспособности.Розничная торговляДля завоевания большего сегмента рынка и укрепления своего авторитета среди конкурентов.2. ПоставщикиСобственный масложировой завод г. ЧулымПроизводит масло сливочное, спрэды, майонезы в ассортиментеСобственный молочный завод с. Кабинетное.Производит молочную и кило-молочную продукцию в ассортименте3. КонкурентыООО ТД «Киприно», Действия данных фирм зачастую определяют политику цен в отрасли и приемлемый уровень сервиса. ОАО «Коченевское молоко»ЗАО племзавод «Ирмень»ОАО «Искитимское молоко»ОАО «Агрофирма Лебедевская»4.Угроза появления новых конкурентов ООО «Меркурий»Представляют основную группу конкурентов. Могут влиять на потерю конкурентных позиций, регулируя цены, качество и доставку своей продукции. Способны выйти на региональный рынок с более конкурентоспособными ценами в первую очередь за счет использования системы скидок при заказе продукции (от объема, постоянным клиентам), а также предложить высокий уровень сервиса ООО «Новопрод»Наибольшее влияние на деятельность ООО ТК «Меркурий» оказывают конкуренты и угроза появления новых конкурентов.
Полученные данные о внешней среде компании, сильные и слабые стороны сведены в аналитическую таблицу 7, состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы.
Таблица 7анализ ООО ТК «Меркурий»
Сильные стороны предприятияСлабые стороны предприятияООО ТК «Меркурий» в меньшей степени стала зависеть от цен на тропические масла, так как в составе «ЭКОЛАКТ» в основном подсолнечное масло.Не ведется постоянный мониторинг цен на закупаемое нами сырье.Не ведется статистика по изменению цен на сырье и не составляются аналитические отчеты.ООО ТК «Меркурий» может замещать в своем производстве одни жиры и масла, другими.Отсутствует политика выхода из кризисных и непредсказуемых ситуаций, которые складываются как на внешних рынках. так и внутри предприятия.В планах предприятия расширения ассортимента (молочная продукция).Предприятия масложирового комплекса сами перерабатывают масличные культуры и сами производят масложировую продукцию. ООО ТК«Меркурий» только производит масложировую продукцию. В договорах поставщиков и клиентов в пунктах об изменении цен не одинаковые сроки уведомления об изменениях цен (Ф.Ф. должна уведомлять клиентов о повышении цен за 15 - 20 дней, а в договоре с поставщиками сырья нет такого пункта).Внешние Возможности Внешние УгрозыПроизводственные мощности маслоперерарбатывающих предприятий постоянно растут. Плохие урожаи из-за природных условийПотребители повлияют на создания дефицита на масложировую продукцию, тем самым, подвигнув производителей увеличить цены на готовые продукты.Расход масличной культуры не по классическому его назначению (например, биодизель), может вызвать дефицит в сфере его основного использования.Вывоз растительных масел, производимых в России сократится.Предприятия масложирового комплекса сами перерабатывают масличные культуры и сами производят масложировую продукцию. ООО ТК «Меркурий» только производит масложировую продукцию.Развитие маслоперерабатывающих и молочных заводов в СНГ.Предприятия масложирового комплекса реагируют на рынок и поднимают цены на сырье быстрее, чем производители готовой продукции (закупающие сырье).Выделение субсидий на развитие молочной и масложировой промышленности. Жесткий контроль качества продукции. Для ООО ТК «Меркурий» это плюс. Для не честных конкурентов и производителей - это минус. С увеличением доходов населения (пенсий и зарплат) увеличиться и прибыль предприятия.
Из внешних угроз следует выделить, то что Предприятия масложирового комплекса реагируют на рынок и поднимают цены на сырье быстрее, чем производители готовой продукции (закупающие сырье), из внешних возможностей - Жесткий контроль качества продукции. Для ООО ТК «Меркурий» это плюс.
1.3 Анализ внутренней среды ООО ТК«Меркурий»
Для анализа внутренней среды организации на основе SNW - подхода используем таблицу 8.
Каждая позиция оценивается по 100 -балльной шкале (слабая - 0-33 балла, нейтральная - 34-66 баллов, сильная - 67-100 баллов). SNW-анализ внутренней среды ООО «Меркурий» проводился методом экспертных оценок.
Рассмотрим сильные и слабые стороны ООО ТК «Меркурий» в SNW-анализе, представленном в таблице 8.
Таблица 8- анализ ООО ТК «Меркурий»
№ п\пНаименование стратегической позицииS N W Комментарий 1.1 1.2Стратегия организации: Бизнес-стратегии по оптовой продаже продуктов питания. Бизнес-стратегия по розничной продаже продуктов питания80 85 70 Четкие цели развития фирмы на 3 года. Диверсификация. Расширение ассортимента, поиск новых поставщиков и заключение договоров2Организационная структура75Линейно-функциональная структура управления, мобильность обеспечивается профессионализмом руководителя и сотрудников, высокий уровень централизации решений3Общее финансовое положение65Нестабильное финансовое положение4Уровень бухгалтерского учета35Бухгалтерский учет ведется в соответствии с особенностями сферы деятельности организации5Реагирование на изменение внешней среды 75Расширение ассортимента, освоение новинок6Конкурентоспособность продукции 70Высокое качество товаров, услуг, приемлемый уровень цен7Уровень менеджмента 40Стиль руководства - авторитарный с элементами демократии, высокий уровень текучести среди менеджеров по продажам, высокий уровень загруженности руководителя8Качество производственного персонала70Возраст - 25-35 лет, с опытом работы, быстро осваивают новые технологии9Репутация на рынке80Добросовестная компания, выполняющая условия договоров10Корпоративная культура60Частично соответствует политике, пропагандируемой руководством фирмыК наиболее сильным сторонам относятся репутация на рынке и бизнес-стратегия по розничной продаже продуктов питания, к слабым - уровень менеджмента и бухгалтерского учета.
Финансовое положение характеризуется как нестабильное.
Репутация на рынке высокая.
2. Применение методов стратегического менеджмента ООО ТК «Меркурий»
2.1 Характеристика миссии ООО ТК «Меркурий», корпоративной, деловых и функциональных стратегий
Миссия ООО ТК «Меркурий» - обеспечения рынка конкурентоспособной продукцией и предоставление качественных услуг.
Стратегия - совокупность всех действий, управляющих, способствующих достижению целей организации.
Стратегическим намерением ООО ТК «Меркурий» является занятие лидирующего положения на рынке, занять позицию лидера в отрасли.
При разработке стратегического плана перед предприятием возникает выбор варианта своих действий, т.е. выбор стратегии, которая включает в себя корпоративную, деловую и функциональные стратегии (производство, кадры, финансы, маркетинг).
Наиболее приемлемой для ООО ТК «Меркурий» является стратегия развития рынка, поскольку предприятие постоянно проводит расширение рынков сбыта своей продукции.
Деловая стратегия, которая нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентной позиции компании на рынке.
Наиболее приемлемыми деловыми стратегиями являются:
стратегия оптимальных издержек: производство с замкнутым циклом, поддерживая оптимальное соотношение «цена - качество»;
стратегия широкой дифференциации: производство разнообразной продукции, постоянное обновление ассортимента для расширения рынков сбыта.
Функциональные стратегии:
производство: замкнутый цикл производства;
кадры: повышение квалификации и обучение персонала; обеспечение собственных работников интересной общественно значимой работой; создать условия для реализации творческого потенциала и карьерных устремлений сотрудников.
маркетинг: разработка управленческого плана по захвату значительной доли рынка в этом виде деятельности; поиск новых форм и каналов сбыта продукции.
финансы: обеспечение потребности предприятия в денежных средствах.
2.2 Стратегия формирования портфеля заказов на продукцию ООО ТК«Меркурий»
В таблице 9 представлены целевые рынки ООО «Сливочный берег » по ассортиментным группам майонеза, масла и спредов.
Таблица 9
Целевые рынки ООО ТК «Меркурий»
ПродуктМаркаРынок сбытаОписание потребителеймайонез«Янтарь Сибири»Modern trade* (супермаркеты, гипермаркеты, торговые центры), розничные магазины и оптовые клиенты, и HoReCa*Для конечных потребителей, предпочитающих классический густой майонез.«Франсуа»Modern tradeДля новаторов «исследователей», кто любит новые вкусы и низкокалорийные продукты. Целевая аудитория: Ж: 18 -40 лет, М: 18 - 40 лет.«Провансалез»магазины, рынки и супермаркетыДля потребителей отдающие предпочтение классическим вкусам (позиционирование проводится на базе известной торговой марки «Провансаль»)масло«Крестьяночка»супермаркеты, гипермаркеты, торговые центры, розничные магазины Для ценителей классического вкуса производится масло с жирностью 72,5%«Крестьяночка»супермаркеты, гипермаркеты, торговые центры, розничные магазины Для людей, соблюдающих диету и предпочитающих иметь в своем рационе питания исключительно здоровые продукты, выпускается "Крестьяночка" пониженной жирности 50%.спред«Домашнее»супермаркеты, гипермаркеты, торговые центры, розничные магазиныДля тех, кто предпочитает классический вкус. «Крестьяночка»магазины, рынки и супермаркетыДля любителей спреда с большим процентом жирности, отлично подходит для приготовления каши.
В таблице 10 отражены конкурентные преимущества продукции ООО ТК«Меркурий».
Таблица 10
Конкурентные преимущества продукции ООО ТК «Меркурий»
ПродуктМаркаВид / жирность %УпаковкаКонкурентные преимуществамайонез«Янтарь Сибири»классический 60%, оливковый 60%дой-пак 250 мл. пластиковое ведро 1 кг., 5 кг., 10 кг.Качество продукта, майонез разработан специально для производителей салатов и сегмента HoReCaлегкий 30%«Франсуа»классический 30%дой-пак 250 мл. пластиковое ведро 1 кг.«Франсуа» был разработан как соусный майонез. В настоящее время разрабатываются новые вкусы. Потребители отмечают хороший вкус и качество майонеза.оливковый 30%,летний с зеленью 30%,сырный 30%«Провансалез»классический15%дой-пак 250 мл. пластиковое ведро 1 кг., 5кг.Низкая цена.оливковый15%сливочное масло«Крестьяночка»72,5% жирности и 50% жирностифольга 100 гр. 180 гр., 360 гр.Натуральный продукт от местного производителя, без добавления растительных жиров и консервантов. Разная граммовка масла от 100 гр. до 360 гр., подходит для разного вида торговых точек и разных сегментов потребителей.спред«Престол»«Домашнее» 60%, «Домашнее» 70%фольга и пергамент 100 гр., 180 гр.Самый большой ассортимент спредов, с разными составами и процентом жирности.«Шоколадное» 60%«Сибирское Крестьянское»«СК «72,5%фольга 180 гр.«СК» соленое 72,5% «СК» легкое 67%«СК» особое 60%«СК» шоколадное 62%«Сливочная Долина»сливочно-растительный сперд, 72,5%фольга 180 гр.
Составим для этих ассортиментных групп матрицу БКГ.
Матрица, предложенная Бостонской Консультативной Группой (БКГ) и приведенная на рисунке 2.2 в интерпретации Брюса Хендерсона, представляет собой один из наиболее известных инструментов стратегического анализа номенклатуры фирмы, так называемого портфолио-анализа.
Цель такого анализа - выявить, на каком этапе жизненного цикла находится каждый товар фирмы; разделить все товары на однородные группы, относящиеся к соответствующему этапу и разработать политику фирмы по каждой группе.
В матрице позиция каждого товара определяется по двум параметрам:
текущей доле рынка бизнеса (отношению доли рынка, занимаемой товаром данной фирмы к доле рынка товара ведущего конкурента);
потенциалу роста бизнеса (среднегодовому темпу прироста объема реализации данного товара).
В основу данной матрицы положены следующие допущения: чем больше скорость роста, тем больше возможности развития; чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе.
Пересечение этих двух координат образует четыре квадранта. Если продукты характеризуются высокими значениями обоих показателей, то они называются «звездами», их следует поддерживать и укреплять. Правда, у «звезд» есть один недостаток: поскольку рынок развивается высокими темпами, то «звезды» требуют высоких инвестиций, таким образом «проедая» заработанные ими деньги.
Если продукты характеризуются высоким значением показателя Х и низким - Y, то они называются «дойными коровами» и являются генераторами денежных средств организации, поскольку не требуется вкладывать средства в развитие продукта и рынка (рынок не растет или растет незначительно), но за ними нет будущего.
При низком значении показателя Х и высоком - Y продукты называются «трудными детьми», их надо специально изучать, чтобы установить, не смогут ли они при известных инвестициях превратиться в «звезды».
Когда как показатель Х, так и показатель Y имеют низкие значения, то продукты называются «собаками» («неудачниками», «догами»), приносящими или малую прибыль, или малые убытки; от них надо по возможности избавляться, если нет веских причин для их сохранения (возможное возобновление спроса, относятся к социально значимым продуктам и т. п.).
Удачные продукты, как правило, начинают свою жизнь на рынке как «трудные дети», затем они переходят в «звезды», по мере насыщения спроса переходят в «дойные коровы» и заканчивают свою рыночную жизнь как «неудачники».
Как видно из матрицы, большие надежды возлагаются на спред «Сливочная долина» в упаковке 360 гр., которая из «трудного ребенка» должна превратится в «звезду» и приносить высокий, а главное стабильный доход.
Рисунок 2. Матрица БКГ
Однако серьезную озабоченность вызывает то факт, что в ассортименте продукции ООО ТК «Меркурий» находится 46 наименований, а на три позиции приходится свыше 75% объемов продаж и прибыли, что иллюстрирует рисунок 2.3.
Рисунок 3. Доли видов продукции в объемах выручки и прибыли
Продвижением продукции на предприятии занимается отдел маркетинга, перед которым стоят следующие задачи:
сбор информации о рынке;
проведение исследования рынка;
изучение потребителей товаров и их поведения на рынке;
оценка выпускаемой продукции, перспектив их развития;
анализ используемых форм и каналов сбыта;
анализ используемых предприятием методов ценообразования;
изучение конкурентов;
организация рекламы;
выбор наиболее благоприятного сегмента рынка.
Целями продвижения продукции предприятия являются: стимулирование спроса, приобретение новых покупателей, получение прибыли.
Для увеличения объёма продаж, привлечения новых покупателей, расширения рынков сбыта и как следствие этого для получения прибыли делается основной упор на проведение рекламной кампании. От этого зависит успех продвижения товара. Реклама продукции осуществляется на основе анализа данных о качестве, ценах, свойствах товаров.
Для продвижения данного товара на рынок использовались два основных канала распределения.
Первый, ориентированный на оптовых покупателей в сегменте общественного питания HoReCa (Hotel, Restaurant, Café = Гостиница, Ресторан, Кафе), изображен на рисунке 4.
Рисунок 4. Канал распределения в сегменте общественного питания
Второй канал, ориентированный на горожан со средним достатком, включает в себя розничного посредника (магазин), сети супермаркетов и конечного потребителя, что, по сути, является каналом прямого маркетинга, изображен на рисунке 5.
Рисунок 5. Канал распределения через розничных посредников
При выборе методов продаж из числа участников канала товародвижения были по возможности исключены посреднические звенья, что позволило осуществлять более строгий контроль над конечной ценой и охватом потребителей.
На эти каналы распределения приходится свыше 97% реализованной продукции, причем основная часть на канал распределения через розничных посредников, что иллюстрирует рисунок 6.
Рисунок 6. Структура объемов реализованной продукции по каналам распределения
3. Разработка путей решения проблемы, существующей в ООО ТК «Меркурий»
стратегический анализ деловая миссия
3.1 Формулировка проблемы, выделенной как актуальной для ООО ТК «Меркурий»
У ООО ТК«Меркурий» большое количество торговых марок. Из-за отсутствия четкого позиционирования каждой марки трудно их продвигать.
Для продвижения такого количества марок нужны большие рекламные бюджеты.
К сильным сторонам ООО «Сливочный берег » можно отнести:
большое количество торговых марок дает возможность охватить разные категории потребителей;
наиболее продаваемый вид фасовки в майонезах это ведро 5-10 кг, эта позиция предлагается в сегменте HoReCa, необходимо развивать продажи;
- есть возможность расширять ассортимент спредов и масел;
есть возможность расширять ассортимент «уникальными» майонезами. Это даст возможность найти своего потребителя и не работать в массовом среднеценовом сегменте;
уникальное предложение это масла и спреды в упаковке 100 и 360 грамм, данный вид фасовки не используется другими компаниями в сибирском регионе.
продажа низкожирного масла и спред, не выпускаемые другими производителями в сибирском регионе.
Слабые стороны ООО ТК «Меркурий»:
для продвижения большого количества марок нужно больше сил и денег
большая зависимость от лидеров продаж;
спреды удовлетворяют только потребность в дешёвом заменителе сливочного масла;
у всех продуктов одинаковая сезонность, летом спад продаж;
типовая упаковка ромбы легко копируется другими производителями и ничем не выделяет нас от конкурентов;
все майонезы ООО ТК «Меркурий» находятся в среднеценовом сегменте, это самый массовый сегмент и в нем работают почти все конкуренты;
ассортимент ООО ТК «Меркурий» состоит из 43 позиций, а основную прибыль приносят 3 позиции.
Теперь выделим проблемы, встающие перед организацией, связанные с маркетинговой деятельностью.
Одной из них является слабое продвижение товара. В силу недостаточного выделения средств на рекламу и различного рода акций, проблема заключается в том, что до потребителя сложно довести информацию об ассортименте продукции, о том, что этот продукт есть на рынке, иными словами, информированность конечных потребителей низкая. ООО ТК «Меркурий» производит качественную продукцию, но потребитель не знает о ней, она «не на слуху». Тем самым, возникают трудности с ее продвижением. Сети супермаркетов и гипермаркетов работают с большими объемами продукции, что, в свою очередь, требует быстрой реализации. Продукт должен продаваться, а не просто занимать полочное пространство. Отсюда возникают сложности с дистрибуцией продукции - низкая представленность по магазинам.
3.2 Разработка подходов к решению проблемы
Решение проблемы видится в привлечении дополнительных средств, направленных на стимулирование сбыта в магазинах и сетях супермаркетов, а также в повышении осведомленности конечных потребителей о продукции компании (увеличение объектов с наружной рекламой, баннеров и т.д.). Последнее - повышение осведомленности - можно достичь, прибегнув к таким методам, как прямой и «вирусный» маркетинг. К прямому относят почтовую рассылку, телемаркетинг. Запускать рекламу по центральному телевидению - дорогостоящее удовольствие для компании, а потому продукция рекламируется на местных каналах и в местных газетах. «Вирусный» маркетинг может осуществляться, например, по сети Internet: на форумах запускается тема, и информация в ходе обсуждения по цепочке передается от одного человека к другому, происходит «заражение» информацией о товаре. Осведомленность потребителей также можно повысить базз маркетингом (распространение слухов в людных местах). Здесь рекламным носителем являются люди. Недостатком такого рода подхода является трансформация выпущенного на волю слуха в иной смысл, при потере контроля над ним. Как уже отмечалось выше, главным же кредо компании является производство качественных продуктов питания.
Еще одним «камнем преткновения» в увеличении бюджета на рекламу является недавно приобретенный завод для выпуска молочной продукции - затраты из отдела маркетинга «перетекли» в сторону производства.
Для определения предпочтений конечного потребителя необходимо провести маркетинговое исследование.
Важнейшая задача при исследовании потребителей - выяснить, что в первую очередь влияет на их поведение. Поэтому нужно предсказывать и просчитывать движения в предпочтениях потребителей. Это позволяет своевременно изменить что-то в продукции, улучшить каналы продаж, изменить рекламную политику. Другими словами, все эти мероприятия, позволяют своевременно оптимизировать всю маркетинговую политику в комплексе.
С этой целью, необходимо определить, когда и почему потребитель покупает товар, какие факторы и в какой мере влияют на покупателя на разных стадиях покупки. Данные о поведении групп потребителей в ходе процесса покупки позволяет использовать их для оценки данных по продаже товаров.
В ходе исследования потребителей и их симпатий, возникает развернутый портрет потребителя спредов ООО ТК «Меркурий».
3.3 Информационное обеспечение (определение необходимой информации, источники ее получения, представление информации в агрегированном виде)
Результаты маркетингового исследования приведены в таблице 11.
Таблица 11
Результаты маркетингового исследования
Рабочие гипотезыВыводыБолее 50% потребителей, не знают что такое «спред». 67,3% опрошенных не знают, что такое спред. 12,2% опрошенных показали знания состава спреда - смесь масла и растительных жиров.У 30% потребителей спред ассоциируется с маргарином или дешевым маслом.16,3% из всех опрошенных считают спред маргарином или смесь масла с маргарином.У потребителей боязнь нового, незнакомого названия «спред». И боязнь совершить покупку.У потребителей имеющих представления, что такое спред, ассоциации с маргарином. У потребителей, которые не знают, что такое спред, ассоциации с чем-то негативным (13 чел.), с чем-то съедобным (27 чел.)Не все потребители знают, что существует «псевдо масла».Около 20% опрошенных знают и 30% предполагают, что не все масло в продаже, является натуральным (без растительных добавок). Но 67,3% опрошенных не знают, как отличить натуральное масло от «псевдо масла» Потребители не знают о полезных свойствах спреда.Потребители не знают, что натуральное сливочное масло, стоит в 3 раза дороже, чем, то, которое они покупают обычно.Только 19% опрошенных считаю, что натуральное сливочное масло должно стоить больше 35 рублей за пачку 180 гр. Это говорит о низком уровне доходов населения в Новосибирске и натуральное сливочное масло могут позволить себе менее 5ой части населения. Внешний вид сливочного масла: Упаковка пергамент с красными ромбами.Наша гипотеза не подтвердилась. Видимо, стереотипы, что потребители ассоциируют сливочное масло с упаковкой пергамент красными ромбами, ушли в прошлое. Потребители хотят видеть красивую, красочную, привлекающую внимания упаковку, с коровой или с другими героями. Нужно отметить, что большинству респондентов трудно было пересказать образ, и они говорили прилагательными и наречиями.Более 50% покупателей не смотрит состав продукта.37% респондентов не смотрят состав продукта никогда. 18% респондентов смотрят состав продукта редко. Итого 55%. Наше утверждение верно.На выбор покупателей влияет цена, состав продукта, прошлый опыт.34,3% респондентов делают выбор сливочного масла после просмотра информации на этикетке. 23% (или почти ¼ респондентов делают выбор, полагаясь на прошлый опыт По цене выбирают продукт, 14% респондентов.
На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие общие выводы:
67,3% опрошенных не знают, что такое спред;
12,2% опрошенных показали знания состава спреда - смесь масла и растительных жиров;
16,3% из всех опрошенных считают спред маргарином или смесь масла с маргарином;
у потребителей спред ассоциируется с маргарином, с чем-то негативным (13 чел.), с чем-то съедобным (27 чел.)
около 20% опрошенных знают и 30% предполагают, что не все масло в продаже, является натуральным (без растительных добавок). Но 67,3% опрошенных не знают, как отличить натуральное масло от «псевдо масла»;
только 19% опрошенных считаю, что натуральное сливочное масло должно стоить больше 35 рублей за пачку 180 гр. Это говорит о низком уровне доходов населения в Новосибирске и натуральное сливочное масло могут позволить себе менее 5ой части населения;
стереотипы, что потребители ассоциируют сливочное масло с упаковкой - пергамент с красными ромбами, ушли в прошлое. Потребители хотят видеть красивую, красочную, привлекающую внимания упаковку, с коровой или с другими героями. Нужно отметить, что большинству респондентов трудно было пересказать образ, и они говорили прилагательными и наречиями;
критерии выбора сливочного масла: почти ¼ часть респондентов оказалась консерваторами, они делают покупку сливочного масла, полагаясь на прошлый опыт, выбирая знакомую упаковку или ТМ (23%). Доверяют информации на упаковке 34,3% респондентов. Из них по составу выбирают 10%, по сроку годности - 6,7%, ориентируются на производителя - 5,6%, далее по дате выработке, жирности, ГОСТу и содержанию калорий. По ГОСТу выбирают сливочное масло всего 2,8% респондентов;
потребители сливочного масла в основном являются консерваторами и плохо осведомлены о наличии «псевдо масла», говорит и то, что 55% респондентов никогда или почти никогда не смотрят состав продукта.
Эти данные необходимо учитывать при разработке рекламной кампании по продвижению продукции ООО ТК «Меркурий».
Заключение
Местом прохождения практики явилось ООО ТК «Меркурий».
Общество с ограниченной ответственностью Торговая Компания «Меркурий» образована в 2002 году, это успешно развивающаяся компания на рынке масложировой продукции.
Товарооборот в 2009 году вырос на 28% 16 858 тыс.руб., при этом издержки возросли на 63,1% или 5 386 тыс.руб., прибыль от продаж возросла на 10,8% или 607 тыс.руб., прочие расходы выросли на 60% или 69 тыс.руб., а прибыль до налогообложения увеличилась на 9,8% или 538 тыс.руб.
В отчетном периоде доход от реализации увеличился на 5993 тыс. р. и составил 20142 тыс. р. Уровень дохода составил 26,1%. Увеличение уровня дохода составило 2,6%.
По сравнению с 2008 годом уровень доходности ООО ТК «Меркурий» увеличился на 2,6%, в результате чего сумма дохода возросла на 2003,6 тыс. руб.
В исследуемом периоде наблюдается увеличение прибыли от продаж с 5609 тыс. р. в 2008 году до 6216 тыс. р. в 2009 году. Рентабельность продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 1,25% и составила 8,07%.
Прибыль до налогообложения увеличилась с 5495 тыс. р. до 6032 тыс. р., она была получена за счет прибыли от реализации товаров с учетом внереализационных доходов и расходов.
Темп изменения уровня издержек обращения составил 127,4%. Анализируя динамику издержек обращения по отдельным статьям за 2008 - 2009 годы следует отметить, что максимальный удельный вес в общей сумме издержек обращения занимают «Расходы на оплату труда» - 35,60 % и 38 %.
В абсолютном выражении данные расходы увеличились на 546,1 тыс. руб. и составили в отчетном году 5291,9 тыс. руб.
Рост расходов по статье «Прочие расходы» в основном связан с расходами на оплату услуг информационно-вычислительного обслуживания, а также с ростом затрат на хозяйственные и канцелярские товары, что свидетельствует о нерациональном хозяйствовании.
Озабоченность вызывает то факт, что в ассортименте продукции ООО ТК «Меркурий» находится 46 наименований, а на три позиции приходится свыше 75% объемов продаж и прибыли.
Для продвижения данного товара на рынок используется два канала товародвижения. Первый, ориентированный на оптовых покупателей в сегменте общественного питания. Второй канал, ориентированный на горожан со средним достатком, включает в себя розничного посредника (магазин), сети супермаркетов и конечного потребителя, что по сути является каналом прямого маркетинга. При выборе методов продаж из числа участников канала товародвижения были по возможности исключены посреднические звенья, что позволило осуществлять более строгий контроль над конечной ценой и охватом потребителей.
Список использованной литературы:
. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятия при разных формах хозяйствования. - М.: ГАУ, 2005.
. Ансофф Н. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2003.
. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: МГУ, 2007.
. Вуднок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика. - М.: Дело, 1991.
. Герчикова Н.Н. Менеджмент. - М.: Дело,2008.
. Герчиков В. Миссия организации и особенности политики управления персоналом // Управление персоналом, 2004.
. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. - М.: МП «Сувенир», 2005.
. Гординенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решения. - М.: Экономика, 2004.
. Забелин Г.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. - М.: Маркетинг, 2008.
. Зайцев Г.Г., Файбутевич С.Н. Управление кадрами на предприятии. - СПб: Издательство С.-Петербург, 2009.
. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. - М.: Дело, 2008.
. Ислантьев Г.С., Селина А.В. Кадры предприятия. - М.: Экономика, 2000
. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция и содержание. - М.: Экономика, 2005.
. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. - М.: ГАУ, 2007.
. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2003.
. Кравченко А. Управленческие революции. - М.: Дело, 2005.
. Крутик А.Б., Пименова А.Я. Введение в предпринимательство. - М.: Дело, 2008.
. Кряков Н.З. Менеджмент. - СПб.: АО Коруна, 2007.
. Устинов В.А. Экономика управления предприятием. - М.: Дело 2007.
. Чурниковский С.К., Книппер Н.Н., Амина К.Д. Менеджмент организаций. - М.: Финансы и статистика, 2008.
. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: проблемы функционирования и развития. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008.
. Шекель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 2007.