Содержание
Введение.
Глава 1. Краткая характеристика ОАО «Карельский Окатыш».
Глава 2. Характеристика организации бухгалтерского учёта на предприятии.
2.1. Учёт основных средств.
2.2. Учёт материальных ценностей.
2.3. Учёт труда и его оплаты.
2.4. Учёт денежных средств.
Глава 3. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Карельский окатыш»
3.1. Анализ сбытовой деятельности.
3.2. Анализ производственной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
ОАО «Карельский Окатыш» является одним из крупнейших российских предприятий и крупнейшим на Северо-западе России, перерабатывающих бедные железистые кварциты в высококачественное сырье - доменные железорудные окатыши. В общем объеме окатышей, произведенных российскими предприятиями доля ОАО «Карельский Окатыш» составляет 25%, а в объеме окатышей, экспортируемых российскими производителями в дальнее зарубежье, – около 30%.
Адрес (почтовый): 186930, РФ, РК, г. Костомукша, ул. Звездная, 53.
Телефоны: (81459) 3-55-11.
Факс: (81459) 3-55-35.
Согласно Уставу, ОАО «Карельский окатыш» является юридическим лицом, зарегистрированым постановлением мэрии г. Костомукша №305 от 15 марта 1993 года, обладает имуществом, обособленным от имущества своих акционеров, несет ответственность по своим обязательствам в пределах своего имущества и не отвечает по обязательствам своих акционеров. Форма собственности – частная.
Уставный капитал ОАО «Карельский окатыш» составляет 1096400 рублей и формируется из обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 руб. каждая.
В реестре акционеров ОАО «Карельский окатыш» по состоянию на 31.12.2005г. числилось 3308 зарегистрированных лиц. Распределение акций среди зарегистрированных лиц по состоянию на 31.12.2005г.:
Юридические лица
(владельцы и номинальные держатели) - 96,39%
Физические лица - 3,61%
Итого: 100,0%
Лица, на лицевых счетах которых зарегистрировано 5 и более процентов акций ОАО «Карельский окатыш»:
Министерство государственной собственности Республики Карелия (г. Петрозаводск) - 20,02%;
ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» (г. Москва) (номинальный держатель) - 57,19%.
В данном отчете рассмотрен вопрос организации бухгалтерского учёта на предприятии и проведен анализ хозяйственной деятельности.
В первой главе представлена краткая характеристика ОАО «Карельский окатыш», во второй – рассмотрено отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете, связанных с наличием и движением основных и денежных средств, также рассмотрен учет материальных ценностей и учет труда и его оплаты.
В третьей главе проводится анализ сбытовой и производственной деятельности.
В приложении находятся формы первичных и отчетных документов, применяемых для учета на ОАО «Карельский Окатыш».
Глава 1. Краткая характеристика ОАО «Карельский Окатыш»
Костомукшский горнообогатительный комбинат организован приказом Министерства черной металлургии СССР от 9 февраля 1983 года № 182. Полное наименование в прошлом: Костомукшкий горнообогатительный комбинат имени 60-летия Союза ССР. Предметом деятельности комбината являлось: добыча руды, производство концентрата и окатышей, сбыт железной руды и окатышей, осуществление капитального строительства. Комбинат независимо от своего профиля, осуществлял производство товаров народного потребления, производство в подсобном сельском хозяйстве и оказывал платные услуги населению.
На основании ст. 19 Закона СССР «О государственном предприятии», и в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г. № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности», комбинат осуществлял внешнеэкономическую деятельность с правом самостоятельного выхода на внешний рынок после регистрации в Министерстве внешних экономических связей СССР.
Костомукшский горнообогатительный комбинат строился совместно с финской фирмой «Финн-строй». Всего в ГОК было вложено 1,5 млд. долларов. Основными потребителями производимой продукции должны были быть череповецкий металлургический комбинат и металлургический комбинат «Раутаруки», находящийся в г. Раахе (Финляндия). Благодаря ГОКу появился и город Костомукша.
На комбинат была возложена большая социальная нагрузка. Всю жизнедеятельность города обеспечивал комбинат: ГОК строил жилье и содержал весь жилой фонд города, содержал детские дошкольные учреждения, отапливал город, обеспечивал его промышленными и продуктовыми товарами, топливом, обеспечивал горожан рабочими местами.
ОАО «Карельский Окатыш» было основано в процессе приватизации на базе действующего Костомукшского горнообогатительного комбината в 1993 году. Производственные мощности предприятия построены в период с 1977 по 1985 годы.
Своей проектной мощности предприятие достигло в 1987 году со следующими показателями:
добыча руды – 24 млн. тонн;
концетрат – 9,45 млн. тонн;
окатыши – 9 млн. тонн.
Сейчас эти показатели значительно ниже. Одной из главных задач предприятия является восстановление минерально-сырьевой базы. Эта задача будет приоритетной в ближайшие три года.
Основными составляющими технологического процесса являются:
открытые горные работы с перемещением руды и вскрыши автомобильным и железнодорожным транспортом;
железнодорожная перевозка железной руды от карьера до обогатительной фабрики;
обогатительная фабрика;
завод по выпуску окатышей.
Глава 2. Характеристика организации бухгалтерского учёта на предприятии
Для классификации основных средств на ОАО «Карельский Окатыш» используется Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 359) (с изм. и доп. 1/98). По Типовой классификации к основным средствам относят: здания (кроме жилых), сооружения, жилища, машины и оборудование, средства транспортные, инвентарь производственный и хозяйственный, скот рабочий, продуктивный и племенной, насаждения многолетние и прочие основные фонды.
Также к основным средствам относятся затраты, производимые за счет капитальных вложений по улучшению земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные фонды.
Основные средства действуют в неизменной форме длительное время и утрачивают свою стоимость по частям.
Основные средства имеют очень широкую номенклатуру и могут быть сгруппированы по многим признакам.
1. По принадлежности основные средства делятся на: собственные и арендованные. Первые принадлежат предприятию и числятся на его балансе, вторые получены от других предприятий и организаций во временное пользование за плату.
2. По характеру участия в производственном процессе различают действующие и бездействующие основные средства, по назначению — производственные и непроизводственные. К производственным основным средствам относят такие, которые связаны с осуществлением уставной деятельности (в составе производственных основных средств выделяют их активную часть). Под непроизводственными основными средствами понимают основные средства, числящиеся на балансе и не связанные с осуществлением уставной деятельности, предназначенные для социально-бытового обслуживания членов трудового коллектива.
При учете основных средств их движение оформляется при помощи стандартных документов, формы которых утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (с изм. и доп. от 25 января, 2 июля, 11 ноября 1999 г., 29 декабря 2000 г., 6 апреля 2001 г., 28 января 2002 г., 21 января 2003 г.).
1. Форма № ОС-2 «Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств». Форма применяется при зачислении в состав основных средств отдельных объектов для учета ввода их в эксплуатацию, кроме тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с существующим законодательством оформляться в особом порядке; а так же для исключения из состава основных средств объектов, передаваемых другому предприятию.
Эта форма также применяется для оформления внутреннего перемещения основных средств их одного подразделения (цеха, участка, отдела) предприятия в другое и передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию.
2. Форма № ОС-2 «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов». Применяется для оформления приемки основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации и соответственно их сдачи. После передачи утвержденного акта в бухгалтерию делается соответствующая пометка в инвентарной карточке учета основных средств.
3. Форма № ОС-3 «Акт на списание основных средств». Эта форма служит для оформления выбытия основных средств (кроме автотранспорта) при полной или частичной их ликвидации.
4. Форма № ОС-4 «Акт на списание автотранспортных средств». Этим документом оформляют списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа при их ликвидации.
5. Форма № ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств». Применяется для учета всех видов основных средств. Карточки ведут в бухгалтерии на каждый объект; заполняют в одном экземпляре на основании акта (накладной) (ф. № ОСИ), технической или другой документации на данный объект. По данным акта формы № ОС-2 в карточку делаются записи о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции и ремонте объекта. Основанием для отметок о выбытии основных средств являются: при передаче объекта другому предприятию или продаже — акт формы № ОС-1, при списании вследствие ветхости или износа — акт формы № ОС-3, ОС-4.
В раздел «Краткая индивидуальная характеристика объекта» записываются его основные качественные и количественные показатели, а также перечисляют его важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности.
По данной форме ведется также групповой учет однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно — хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.
Учетную карточку ведут в бухгалтерии, делая позиционные записи об отдельных объектах основных средств. Краткую индивидуальную характеристику дают не по каждому объекту основных средств отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.
6. Форма № ОС-7 «Опись инвентарных карточек учета основных средств». Эта форма применяется для регистрации инвентарных карточек, открываемых при аналитическом учете основных средств. Записи ведет по классификационным группам основных средств.
7. Форма № ОС-8 «Карточка учета движения основных средств». Необходима для учета движения основных средств по классификационным группам; заполняется на основании данных инвентарных карточек по соответствующим группам основных средств и сверяется с данными синтетического учета.
8. Форма № ОС-9 «Инвентарный список основных средств (по месту их нахождения в эксплуатации)». В этой форме ведется по объектный учет в местах нахождения (эксплуатации) основных средств по материально ответственным лицам.
Способы поступления основных средств на ОАО «Карельский Окатыш» можно разделить на несколько групп. Для каждой из них приведена корреспонденция счетов с эмпирическими цифровыми данными.
1. Основные средства производственного назначения получены безвозмездно от юридических или физических лиц.
Пример: Получен объект, не требующий монтажа (первоначальная стоимость 10 млн. руб., износ 2 млн. руб.).
Первоначальная стоимость:
Дебет 01 «Основные средства»,
Кредит 83 «Добавочный капитал» — 10 000 000руб.
Сумма износа:
Дебет 83 «Добавочный капитал»,
Кредит 02-1 «Износ собственных основных средств» — 2 000 000 руб.
Возможен альтернативный вариант: остаточная стоимость:
Дебет 01 «Основные средства»,
Кредит 83 «Добавочный капитал» — 8 000 000 руб.
Износ:
Дебет 01 «Основные средства»,
Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 2 000 000 руб.
Расходы по доставке основных средств полученных таким образом не увеличивают их первоначальную стоимость, они относятся на уменьшение сформированного, на предприятии фонда накопления с кредитованием счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты с бюджетом», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; также за счет чистой прибыли предприятия или за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.
В первоначальную стоимость безвозмездно полученных объектов включается расходы предприятия по монтажу. Такие расходы собираются на дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счетов 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». После сдачи объекта в эксплуатацию эти расходы присоединяются к первоначальной стоимости (Дебет 01 «Основные средства», Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы»).
2. Предприятие может получить основные средства как вклад в уставной капитал в пределах сумм, установленных в учредительном договоре. В счет уставного капитала основные средства относятся по цене соглашения. В таком случае расходы по доставке основных средств на предприятии несет учредитель и, по условиям учредительного договора, предприятие возмещает ему расходы.
Пример: Предприятие получает основные средства в качестве вклада в уставной капитал (по документам учредителя первоначальная стоимость 30 000 000 руб., износ 10 000 000 руб.) сумма вклада определяется ценой соглашения.
Цена соглашения соответствует остаточной стоимости по документам вкладчика.
Остаточная стоимость:
Дебет 01 «Основные средства»,.
Кредит 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» — 20 000 000 руб.
Износ:
Дебет 01 «Основные средства» — 1 000 000 руб.,
Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 10 000 000 руб.
Аналогично при превышении цены соглашения над первоначальной стоимостью.
При цене соглашения (15 000 000 руб.) ниже первоначальной стоимости.
На цену соглашения:
Дебет 01 «Основные средства»,
Кредит 75 «Расчеты с учредителями» — 15 000 000 руб. разница между ценой соглашения и остаточной стоимостью.
Дебет 01 «Основные средства»,
Кредит 87-1 «Прирост стоимости имущества при переоценке» — 5 000 000 руб.
Износ:
Дебет 01 «Основные средства»,
Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 10 000 000 руб.
Предприятием приобретаются основные средства, не требующие монтажа. В этом случае, когда основные средства приобретены для производственных целей, они приходуются по стоимости приобретения без учета НДС, уплаченного при приобретении.
НДС при приобретении не определяется путем расчета, поэтому работники бухгалтерии следят за тем, чтобы при переводе средств продавцам, в расчетных документах (платежном требовании, платежном поручении, реестрах чеков, и т. п.) были выделены данные по оплачиваемому НДС отдельной позицией.
Расходы предприятия по доставке и установке приобретенных основных средств отражаются в учете капитальных вложений (Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») а затем при сдаче объекта присоединяют к стоимости его покупки (Дебет 01 «Основные средства», Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы»). Сумму уплаченных налогов в течение 6-ти месяцев списывают ежемесячно равными долями (Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», Кредит 19-1 «НДС при приобретении основных средств»).
Пример:
Приобретаются основные средства для производственных целей.
1. Акцептовано платежное требование на офисную мебель на покупную стоимость:
Дебет 08-4 «Приобретение объектов основных средств»,
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 10 000 000 руб. на сумму НДС;
Дебет 19-1 «НДС при приобретении основных средств»,
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 2 000 000 руб.
2. Акцептовано платежное требование за доставку и сборку мебели. На стоимость услуг:
Дебет 08-4 «Приобретение объектов основных средств»,
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 1 000 000 руб. на сумму НДС;
Дебет 19-1 «НДС при приобретении основных средств»,
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 200 000 руб.
3. Оприходован объект основных средств.
По первоначальной стоимости:
Дебет 01 «Основные средства»,
Кредит 08-4 «Приобретение объектов основных средств» — 11 000 000 руб.
4. Далее списывается сумма НДС ежемесячно равными долями в течение 6 месяцев.
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»,
Кредит 19-1 «НДС при приобретении основных средств» — 366 667 руб.
5. Предприятие может приобрести основные средства, требующие монтажа. Расходы на приобретение такого оборудования и его доставку отражают по дебету счета 07 «Оборудование к установке» и кредиту счетов 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
После передачи оборудования в монтаж, делается запись:
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»,
Кредит 07 «Оборудование к установке».
Далее все расходы по монтажу отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счетов 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
После окончания монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам:
Дебет 01 «Основные средства»,
Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Уплаченный при приобретении оборудования НДС в его инвентарную стоимость не включается, а берется на учет по дебету счета 19-1 «НДС при приобретении основных средств» и кредиту 60, а затем списывается аналогично предыдущему пункту.
6. Оборудование может также приобретаться у физического лица. Такие операции производились предприятием с физическим лицом, зарегистрированным как предприниматель. Предприятие выплачивало сумму за приобретенные средства по приходному кассовому ордеру.
Пример:
1. Приобретена офисная техника у физического лица, зарегистрированного как предприниматель и плательщик подоходного налога.
По покупной стоимости (по договору):
Дебет 08-4 «Приобретение объектов основных средств»,
Кредит 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» —
5 000 000 руб.
Одновременно:
Дебет 01 «Основные средства»,
Кредит 08-4 «Приобретение объектов основных средств» — 5 000 000 руб.
2. Оплачено наличными из кассы (частично):
Дебет 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»,
Кредит 50 «Касса» — 1 500 000 руб. с расчетного счета;
Дебет 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»,
Кредит 51 «Расчетные счета» — 600 000 руб.
3. Предприятие принимает в эксплуатацию основные средства на условиях текущей аренды. По условиям текущей аренды основные средства не должны переходить в собственность арендатора по истечении аренды. Поэтому такие основные средства на балансе предприятия не учитываются, а принимаются на забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства». По таким объектам износ арендатором не начисляется. Сумма аренной платы без учета налогов включается в издержки производства:
Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»,
Кредит 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам».
Арендная плата перечисляется в сроки, обусловленные договором:
Дебет 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»,
Кредит 51 «Расчетные счета».
Пример:
По условиям текущей аренды ежемесячно выплачивается арендная плата 800 000 руб.
1. Дебет 20 «Основное производство» — 800 000 руб.
Дебет 10 «Материалы» — 160 000 руб.,
Кредит 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» — 960 000 руб.
2. Дебет 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» — 960 000 руб.
Кредит 51 «Расчетные счета» — 960 000 руб.,
3. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 160 000 руб
Кредит 10 «Материалы» — 160 000 руб.
Выбытие основных средств с ОАО «Карельский Окатыш» производится в различных формах:
1) безвозмездная передача основных средств. Такие операции проходят через кредит счета 01 «Основные средства», расходы по демонтажу и транспортировке объекта и т. п. (кредит счетов 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»);
2) передача основных средств в уставной капитал создаваемого дочернего предприятия. При таких операциях учитываются три основных случая возникающих при передаче по цене соглашения:
а) цена соглашения ниже остаточной стоимости,
б) цена соглашения соответствует остаточной стоимости,
в) цена соглашения выше остаточной стоимости.
Материальные ценности (материалы) – предметы труда, которые потребляются в одном производственном цикле и переносят свою стоимость в себестоимость готовой продукции.
При учете материальных ценностей ОАО «Карельский Окатыш» руководствуется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».
Согласно пункту 2 ПБУ 5/01, к бухгалтерскому учету в качестве материально - производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи; предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары; используемые для управленческих нужд организации.
Согласно учётной политике процесс приобретения и заготовления материальных запасов отражается в бухгалтерском учёте на счёте 10 «Материалы» по фактической себестоимости.
Формирование фактической себестоимости материалов и оборудования к установке осуществляется без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
Для обеспечения производственного процесса ОАО «Карельский Окатыш» необходимыми материальными ресурсами создана служба материально-технического обеспечения, а учет и оценка МПЗ осуществляется в бухгалтерии.
Основной задачей службы материально – технического обеспечения (МТО) является своевременное и бесперебойное обеспечение организации материалами, комплектующими и сопутствующими изделиями, разнообразными средствами производства при использовании эффективной и рациональной схемы их закупки.
Для хранения МПЗ организацией используются центральный склад и складские помещения структурных подразделений компании. Первоначально все материалы поступают на центральный склад. Принятые кладовщиком материалы оформляются приходными ордерами (М-4). Все приходные ордера затем используются для составления реестров приема-сдачи документов по приходу или расходу за определенный месяц. Составляются акты о приеме материалов (М-7). На центральный склад поступает заявка от цеха на необходимые для производства материалы. Центральный склад отпускает необходимые МПЗ в цеховые склады на основании лимитно-заборной карты, которая является расходным документом для центрального склада и приходным для цехового. При этом если выдается спецоснастка, составляются ведомости на выдачу, например, новой спецодежды рабочим, а также список на выдачу определенного предмета. К лимитно-заборной карте может прилагаться акт на списание материалов, к которому в свою очередь прилагается расчет-обоснование на списание.
Перемещение между цеховыми складами считается внутренним и оформляется требованиями-накладными (М-11).
Каждому кладовщику присваивается код, который используется бухгалтерией для контроля за сохранностью МПЗ. Кроме того, для сохранности МПЗ составляются отчеты по движениям ТМЦ на складе, отчеты по остаткам ТМЦ на складе, оборотно-сальдовые ведомости по различным счетам учета материалов. Также составляется журнал-ордер №6 .
Для выявления фактической себестоимости материалов, отклонений их от стоимости по учетным ценам, контроля за сохранностью материалов, а также увязки синтетического и аналитического учета в бухгалтерии составляют по истечении каждого месяца ведомость №10 «Движение материальных ценностей».
Инвентаризация МПЗ проводится в соответствии с Законом о бухгалтерском учете [16, ст.12] в строго установленные руководителем предприятия сроки. Специально назначенная инвентаризационная комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Перед инвентаризацией материально-ответственное лицо дает расписку инвентаризационной комиссии, что все ТМЦ оприходованы или списаны в соответствии с первичными документами.
Все излишки, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по текущей рыночной цене:
Дебет 10 «Материалы»,
Кредит 91/1 «Прочие доходы организации».
При недостаче ее фактическая себестоимость списывается проводкой:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
Кредит 10 «Материалы».
Со счета 94 стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения или на виновных лиц. При отсутствии виновных лиц – в дебет счета 91-2 «Прочие расходы организации».
Основными факторами регулирования заработной платы определяются формы и система оплаты труда.
Организация оплаты труда производится на основании:
1) законодательных и других нормативных актов;
2) генерального соглашения на государственном уровне;
3) отраслевых, генеральных соглашений;
4) трудовых договоров;
Основой организации оплаты труда является тарифная система, которая включает: тарифные ставки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, тарифно-квалификационные характеристики.
Тарифная система оплаты труда используется для распределения работ в зависимости от их сложности, а работников — в зависимости от их квалификации и ответственности по разрядам тарифной сетки. Она является основой формирования и дифференциации размеров заработной платы.
Тарифная сетка (схема должностных окладов) формируется на основе: тарифной ставки работника первого разряда, которая устанавливается в размере, превышающем законодательно установленный размер минимальной заработной платы; межквалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок.
На ОАО «Карельский Окатыш» существуют две формы оплаты труда:
1) повременная;
2) сдельная.
Повременная делится на: простую повременную и повременно-премиальную. Простая повременная оплата проводится по часовым тарифным ставкам, месячным должностным окладам за фактически отработанное время. При повременно-премиальной системе, кроме основного заработка, работники получают премию.
При прямой сдельной системе оплата производится за каждую выработанную продукцию по неизменной расценке. Сдельная расценка определяется путем деления дневной тарифной ставки на норму выработки за смену.
Сдельно-премиальная система оплаты характеризуется тем, что рабочие, кроме основного цельного заработка, получают премии за перевыполнение норм выработки.
Сдельная оплата так же включает в себя сдельно-прогрессивную и аккордную систему.
Оплата труда подразделяется на основную заработную плату и дополнительную оплату труда.
По особенностям различают основную и дополнительную заработную плату.
Основная заработная плата начисляется за явочное на предприятие время, когда работник присутствовал на предприятии. Поэтому к основной относится оплата проработанного времени по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам, по среднему заработку, доплата за сверхурочные и ночные часы, простои не по вине рабочих, премии по постоянно действующим системам премирования и т. п. К дополнительной заработной плате относится оплата труда за время, не проработанное на предприятии, когда работник на предприятии не являлся, но в установленных законом случаях получает оплату за это время (за время отпуска, выполнения государственных обязанностей).
Учет рабочего времени на ОАО «Карельский Окатыш» осуществляется табельным учетом.
Каждому принимаемому на работу присваивается табельный номер и делается отметка в трудовой книжке о зачислении на работу. Бухгалтерия каждому работнику открывает лицевой счет.
Табели делятся тарифными ставками, а так же надбавками и доплатами.
Дополнительная оплата труда зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятий и устанавливается в виде премий, вознаграждений, других оплат непредвиденных законодательством, или большего размера, установленного действующим законодательством.
На предприятии применяют оплату труда по трудовым соглашениям и по контракту.
Трудовое соглашение заключается между предприятием и работником, привлекаемым со стороны для выполнения конкретной работы.
В случае найма рабочего по контракту устанавливаются те условия оплаты труда с согласия рабочего, которые определены в коллективном или индивидуальном договоре.
На предприятии учет личного состава и использования рабочего времени входит в область оперативно-технического учета. Этим учетом занимается отдел кадров, а также отдельные, специально выделенные работники производственных подразделений. Однако без этого участка работы не возможно организовать учет труда и заработной платы.
Для организации такого учета, для составления отчетности и контроля над фондом оплаты труда весь персонал предприятия делиться по ряду признаков:
1) по принадлежности к той или иной отрасти народного хозяйства, персонал подразделяется на промышленно-производственный и непромышленный персонал (персонал не основной деятельности). К промышленно-производственному персоналу относятся работники основных и вспомогательных производств, заводских лабораторий и отделов, очистных сооружений, узлов связи, вычислительных центров, охрана, заводоуправление. К непромышленному персоналу относятся работники, занятые обслуживанием жилищного и коммунального хозяйства, торговли, медицинских учреждений и т. д.;
2) по роли в процессе производства персонал подразделяется на рабочих и служащих. Рабочие — это лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и т. д. Из группы служащих выделены руководители, специалисты и другие работники. К руководителям относятся работники, занимающие соответствующие должности как по предприятию в целом, так и по отдельным структурным подразделениям. Специалистами является персонал, занятый инженерно-техническими, экономическими и другими работами. Все другие работники, относящиеся к служащим, осуществляют подготовку и обслуживание производств.
Самая многочисленная из групп — рабочие — в свою очередь подразделяются по специальностям (профессиям) и квалификации.
На основе этих классификаций и в результате учета движения личного состава рассчитываются такие показатели численности работающих, как списочное и явочное число работников.
Списочный состав — это общее число постоянных и временных работников предприятия, включенных в списки на оплату труда. В списочный состав включаются работники, проработавшие свыше пяти дней, а в основных цехах свыше одного дня.
Явочный состав — это число работающих, вышедших каждый конкретный день. Эти показатели необходимы для расчетов нормативов выработки, для учетов движения рабочей силы.
Основными направлениями движения рабочей силы являются: прием на работу, перевод с должности на должность или из разряда в разряд, перевод из цеха в цех или из отдела в отдел, уход в отпуск, увольнение.
Каждый из этих случаев оформляется соответствующими документами.
При приеме на работу составляются приказы (распоряжения) о принятии на работу (ф. № Т-1). На основании приказа в отделе кадров заводится личная карточка, а в бухгалтерии открывается лицевой счет и налоговая карточка учета совокупного годового дохода физического лица. На вновь принятых в отделе кадров заводится и хранится трудовая книжка. Заполненная и оформленная подписями, штампами и печатями трудовая книжка является бланком строгой отчетности.
Каждому работнику предприятия, принятому на постоянную, временную или сезонную работу, присваивается табельный номер, который является шифром аналитического учета и проставляется во всех документах по учету расчетов с персоналом. На основании приказа (распоряжения) о приеме на работу и под соответствующим табельным номером табельщики заносят работника в табель. В случае увольнения или переводе на другую работу его табельный номер не может присваиваться другому работнику в течение одного-двух лет.
Во всех остальных случаях составляется приказ (распоряжение) по предприятию, основанием для которого может быть либо заявление, либо заключение аттестационной комиссии.
Все первичные документы, связанные с движением личного состава, поступают в бухгалтерию предприятия и служат основанием для начала или прекращения начисления заработной платы, изменения тарифных ставок и т. п.
При увольнении работника по разным причинам оформляется приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма № Т-8), который подписывается генеральным директором. На основании данного приказа бухгалтер заполняет записку-расчет о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником по форме №Т-61 и выдаёт работнику причитающиеся ему суммы: заработную плату за отработанное время и если полагается, компенсацию за неиспользованный отпуск.
Работникам предоставляются ежегодные основной и дополнительные отпуска. Отпуск предоставляется на основании приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику (форма № Т-6). Размер оплаты определяется исходя из среднего заработка работника, который исчисляется за последние три календарных месяца исходя из деления общего заработка за 3 месяца на число календарных дней за 3 месяца. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из среднемесячного числа календарных дней (29,6 дней).
Документальным основанием для начисления и выплаты заработной платы являются: табель учета рабочего времени и расчетная ведомость (Форма № Т-51).
Пример 1:
В декабре 2003 г. работник отработал в ночное время 10 часов. Работнику установлен оклад в размере 11000руб. Доплата в ночные часы, предусмотренная в трудовом договоре, составляет 47 % от часовой тарифной ставки (условно полагаем, что размер этой доплаты соответствует доплате, установленной законодательством).
Норма рабочего времени в декабре 2003 г. составила 184 часа (23 дн. × 8 ч.), которые работник полностью отработал.
Часовая тарифная ставка составила:
11 000 руб. / 166,25 ч. = 66 руб. 17 коп.
Доплата за ночное время работы составила:
66 руб. 17коп. × 47 % × 10 дн. = 311 руб.
Пример 2:
С 12 марта 2004 г. Соколов Д. Н. берет отпуск за 2003 г. продолжительностью 24 рабочих дня. Зарплата Соколова Д. Н. составила: в декабре — 12 000 руб., в январе — 12 500 руб., в феврале — 12 500 руб. Кроме того, в январе сотруднику выплатили вознаграждение по итогам работы за 2003 г. — 9000 руб. данная премия предусмотрена в Положении об оплате труда, действующим в организации. В расчетном периоде Соколов Д. Н. отработал все дни.
Можно определить продолжительность отпуска Соколова Д. Н. последний день его отпуска по календарю шестидневной рабочей недели — 8 апреля на период с 12 марта по 8 апреля приходится 28 календарных дней. Такова продолжительность отпуска работника в календарных днях.
Теперь рассчитаем среднедневной заработок Соколова Д. Н. Для этого сложим его зарплату за декабрь, январь и февраль. К этой сумме прибавим 1/12 часть вознаграждения по итогам работы за 2001 г. Результат делим на 3 и на 29,6. Среднедневной заработок Соколова Д. Н. равен:
(12 000 руб. + 12 500 руб. + 12 500 руб. + 9000 руб. × 1/12) / 3 / 29,6 = 425,11 руб.
Отпускные Соколова Д. Н. составят:
425,11 руб. × 28 дн. = 11 903,08 руб.
Пример 3:
Работник ОАО «Карельский Окатыш» Медведев А.Н. находился на больничном с 3 по 15 марта 2004 г. включительно. Установлена повременная оплата труда. Месячный оклад Медведева А.Н. — 12 000 руб. Кроме того, работник получает доплату за совмещение профессий — 3000 руб. А в январе 2004 г. ему было выплачено вознаграждение по итогам работы за 2003 г. — 9600 руб. Непрерывный трудовой стаж работника составляет 7 лет 8 месяцев. Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается исходя из 80 % заработка. Число рабочих дней в марте по графику пятидневной рабочей недели — 20. Из них работник пропустил по болезни 9 дней.
Чтобы определить пособие по временной нетрудоспособности, рассчитываем фактический заработок работника. Он равен:
12 000 руб. + 3000 руб. + 9600 руб. / 12 мес. = 15 800 руб.
Размер дневного пособия Медведева А.Н., рассчитанного исходя из его фактического заработка, составит:
15 800 руб. / 20 дн. × 80 % = 632 руб.
А максимальный размер дневного пособия таков:
11 700 руб. / 20 дн. = 585 руб.
632 руб. > 585 руб.
Для приема, хранения и расхода наличных денег организация имеет кассу. Порядок ведения кассовых операций определен приказом Центрального Банка РФ.
Размер сумм наличных денег в кассе организации ограничен лимитом, ежегодно устанавливаемым банком по согласованию с организацией. Расчет лимита производится на основании ежедневно производимых расчетов предприятия с различными участниками хозяйственной деятельности и необходимых для их обеспечения сумм денежных средств.
Прием денег в кассу осуществляется по приходным кассовым ордерам формы № КО-1, подписанным главным бухгалтером и кассиром и заверяется печатью (штампом) кассира «Получено». Физическому или юридическому лицу, внесшему деньги в кассу, выдают квитанцию о приеме денег (отрывная часть ордера), подписанную главным бухгалтером и кассиром. При приеме денежных билетов и монет в платежи кассиры обязаны руководствоваться «Признаками и правилами определения платежеспособности банковских билетов (банкнот) Банка России».
Выдачу денег из кассы оформляют расходными кассовыми ордерами формы № КО-2 или надлежащим образом оформленными платежными ведомостями, заявлениями на выдачу денег, счетами и другими документами, на которых ставят реквизиты расходного кассового ордера, подписанными руководителем и главным бухгалтером. Если на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах имеется подпись руководителя субъекта, подписывать сами ордера ему не обязательно. Расходный кассовый ордер подписывают кассир и лицо, получившее деньги, и заверяют печатью (штамп) кассира «Оплачено». При выдаче денег по расходному кассовому ордеру отдельному лицу кассир требует предъявление паспорта или удостоверения личности получателя. Наименование и номер документа, кем и когда он выдан, указывают в ордере. Получатель расписывается в кассовом ордере и указывает полученную сумму.
При выдаче денег по доверенности в расходном кассовом ордере дополнительно указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по платежной ведомости, на ней делают надпись “По доверенности”. Последнюю прикрепляют к расходному кассовому ордеру или ведомости.
Приходные и расходные кассовые ордера и заменяющие их документы выписываются бухгалтерией четко и ясно чернилами или шариковой ручкой.
Выплата заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности и премий осуществляется по платежной ведомости (Т-53), на титульном листе которой ставится разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера с указанием срока выдачи денег и общей суммы прописью.
По истечении трех дней после получения денег в банке для выплаты заработной платы, кассир обязан в платежной ведомости против фамилии лиц, не получивших причитающиеся суммы по оплате труда, поставить штамп или сделать отметку от руки «Депонировано»; не выданная сумма вносится в реестр не выданной заработной платы; в ведомости делается надпись о фактически выплаченной сумме и сумме, подлежащей депонированию. Если выплата производилась не кассиром, а уполномоченным лицом, в платежной ведомости делается надпись: «деньги по ведомости выдавал (подпись)».
Подчистки, помарки и исправления, даже оговоренные, в кассовых ордерах, не допускаются.
Выписанные кассовые ордера или заменяющие их документы регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов формы № КО-3, в котором отдельно учитываются приходные и отдельные расходные кассовые документы. В нем указывают: дату и номер приходного и расходного ордера, целевое назначение поступивших или израсходованных денег (на выплату заработной платы, премий, стипендий, командировочных и других расходов).
Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их оформления. Получив ордера, кассир обязан проверить: наличие и подлинность подписей руководителя и главного бухгалтера; правильность их оформления, наличие указанных в ордерах приложений. После совершения операций ордера подписывает кассир, а приложенные к ним документы погашаются штампом или от руки: «Получено» или «Оплачено» с указанием числа, месяца и года.
Фиксирование прихода и расхода денежных средств осуществляется в Кассовой книге формы № КО-4, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью; количество листов в ней заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Она должна быть единственной на предприятии. Записи в кассовую книгу производятся сразу после получения или выдачи денег.
Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей: одну из них (с горизонтальной линовкой) заполняет кассир как первый экземпляр, она остается в книге; вторую (без горизонтальных линеек) заполняют с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу. Как отчет кассира, она является отрывной частью листа. Записи кассовых операций начинаются на лицевой стороне неотрывной части листа (после строки «Остаток на начало дня»). Предварительно лист необходимо свернуть пополам по линии отреза так, чтобы отрывная часть листа была подложена под ту часть, которая остается в книге. Для ведения записей после «Переноса» отрывную часть листа накладывают на лицевую сторону неотрывной части и продолжают записи по горизонтальным линейкам оборотной стороны неотрывной части листа. Бланк отчета до конца операций за день не отрывается. По строке «в том числе на зарплату» указывается сумма по платежным ведомостям на заработную плату, не списанная в расход по кассе. При незначительном объеме кассовых операций, кассовые отчеты допускается составлять один раз в 3-5 дня.
В кассовой книге указывают номер документа, от кого получены и кому выданы деньги, корреспондирующий счет, сумму (приход, расход). Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает в книге итоги и выводит остаток на конец дня и передает в бухгалтерию отчет с приходными и расходными ордерами под расписку в кассовой книге.
Подчистки и не оговоренные исправления в книге не допускаются. Исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Контроль за ведением кассовой книги и кассовых операций возлагается на главного бухгалтера.
Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 и отражаются в журнале-ордере № 1. Обороты по дебет этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью № 1.
Основанием для заполнения журнала-ордера № 1 и ведомости № 1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.
В кассе организации хранятся, кроме денежных средств, ценные бумаги и денежные документы, являющиеся бланками строгой отчетности. К ним относятся: путевки в дома отдыха и санатории, почтовые марки, марки государственной пошлины, единые и проездные билеты, вексельные марки, путевые листы, чистые трудовые книжки и т. д. Наличие денежных документов учитывается на счете 50 «Касса» субсчете «Денежные документы». Все они учитываются по фактическим затратам на их приобретение. Учет поступления денежных документов и их списание оформляется выпиской приходных и расходных кассовых ордеров. Бухгалтерия открывает книгу движения денежных документов, являющуюся регистром аналитического учета денежных документов. Аналитический учет ведется по каждому отдельному виду документов. Книга-регистр аналитического учета ведется кассиром. Отчет по поступившим и выбывшим документам один-два раза в месяц составляется кассиром в кассовой книге, в которой для этого отводится определенная зона. Синтетический учет организуется бухгалтером в журнале-ордере № 3, остатки по которому, в конце отчетного периода, сверяются с данными по книге движения денежных документов.
Отражение на счетах кассовых операций
В течение отчетного период на предприятии по счету 50 «Касса» были сделаны следующие операции:
1) поступили средства в кассу с расчетного счета организации — 100 000 руб.;
2) в кассу возвращены остатки неизрасходованных подотчетных сумм — 635 руб.;
3) выданы из кассы суммы заработной платы — 83 035 руб.;
4) выданы из кассы суммы по исполнительным листам — 7600 руб.;
5) поступили деньги в счет погашения задолженности по материальному ущербу — 3550 руб.;
6) выявлены излишки в кассе на сумму — 1200 руб.;
7) выданы под отчет денежные средства на приобретение канцелярских товаров на сумму — 700 руб.
Для отражения данных операций на счетах бухгалтерского учета были сделаны следующие записи:
Дебет 50 «Касса»,
Кредит 51 «Расчетные счета» — 100 000 руб.
Дебет 50 «Касса»,
Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — 635 руб.
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
Кредит 50 «Касса» — 83 035 руб.
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
Кредит 50 «Касса» — 7600 руб.
Дебет 50 «Касса»,
Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» — 5000 руб.
Дебет 50 «Касса»,
Кредит 99 «Прибыли и убытки» — 1200 руб.
Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,
Кредит 50 «Касса» — 700 руб.
Итого сальдо на конец отчетного периода составляет 12 050 руб.
Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия организации ведет на счете 51 «Расчетный счет». Это активный счет: по дебету счета записывается остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды; а по кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.
Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит журнал-ордер № 2. Оборот по дебету этого счета записывается в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируется ведомостью № 2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки с расчетного счета.
Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются в журнал-ордер и ведомость итогами.
Обязательные условия для заполнения регистров — использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера № 2 за каждый месяц должно быть одинаково и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале-ордере № 2, так и в ведомости № 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51 «Расчетные счета». Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.
Отражение на счетах операций по расчетному счету
В течение отчетного периода на предприятии были проведены следующие операции с использованием расчетного счета:
1) сдан сверхлимитный остаток кассы денежной наличности 100 000;
2) зачислены средства заказчиков на реализованную продукцию 280 000;
3) зачислены средства от реализации основных средств 70 000;
4) оплачены счета поставщиков материалов 145 000;
5) зачислена ссуда банка 250 000;
6) зачислен неиспользованный остаток аккредитива 38 000;
7) погашена задолженность перед бюджетом 80 000;
8) погашена задолженность по займу 145 000;
9) отражены доходы, полученные в счет будущих периодов 42 000;
10) погашена задолженность перед внебюджетными фондами 73 000.
В системе счетов бухгалтерского учета данные операции отражены следующим образом:
1. Дебет 51 «Расчетные счета»,
Кредит 50 «Касса» — 100 000 руб.
2. Дебет 51 «Расчетные счета»,
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — 280 000 руб.
3. Дебет 51 «Расчетные счета»,
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» — 70 000 руб.
4. Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит 51 «Расчетные счета» — 145 000 руб.
5. Дебет 51 «Расчетные счета»,
Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» — 250 000 руб.
6. Дебет 51 «Расчетные счета»,
Кредит 55 «Специальные счета в банках» — 38 000 руб.
7. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»,
Кредит 51 «Расчетные счета» — 80 000 руб.
8. Дебет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»,
Кредит 51 «Расчетные счета» — 145 000 руб.
9. Дебет 51 «Расчетные счета»,
Кредит 98 «Доходы будущих периодов» — 42 000 руб.
10. Дебет 99 «Прибыли и убытки»,
Кредит 51 «Расчетные счета» — 73 000 руб.
Итого сальдо на конец отчетного периода по расчетному счету составляло 337 000 руб.
Глава 3. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Карельский окатыш»
Система сбыта – заключительный этап кругооборота средств предприятия и последний этап по разработке, производству и доведению продукции, работ, услуг до потребителя. Именно здесь потребитель признает или не признает все усилия фирмы нужными и полезными для себя.
В понятие «сбыт» включается ряд функций:
транспортировка;
складирование;
хранение;
доработка;
перепродажное хранение;
продажа.
Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Не существует единой методики для оценки качества продукции, т.к. процедура анализа во многом зависит от отраслевых особенностей.
Одним из самых распространенных показателей оценки качества является сорт. По сортам продукция распределяется в соответствии с ее потребительскими свойствами.
Анализ сортности проводится тремя способами:
определение удельного веса продукции каждого сорта в общем объеме выпуска;
расчет коэффициента сортности;
расчет средней цены.
Анализ сортности окатышей за 2003 год.
Сорт | Вид окатышей | Цена, руб. |
|
I | Неофлюсованные | 732,29 | 2926,28 | 20,88 | 2142885,5 | 2926,38 | 20,88 | 2142958,8 |
II | Сводные | 694,05 | 7007,78 | 50,00 | 4863749,7 | 7007,87 | 50,00 | 4863812,1 |
III | Офлюсованные | 666,63 | 4081,48 | 29,12 | 2720837,0 | 4081,49 | 29,12 | 2720843,6 |
Всего | × | × | 14015,54 | 100,00 | 9727472,2 | 14015,74 | 100,00 | 9727614,5 |
1 Продукция всех сортов в ценах соответствующих сортов
Коэффициент сортности =
Продукция всех сортов в ценах I сорта
9727472,2
КСпл = = 0,947779
14015,54 × 732,29
9727614,5
КСфакт = = 0,9477793
14015,74 × 732,29
∆ КС = 0,9477793 – 0,947779 = + 0,0000003
Сортность продукции растет, а значит качество по сравнению с планом выше.
2. Продукция всех сортов в ценах соответствующих сортов
Средняя цена =
Количество продукции всех сортов в натуральном выражении
9727472,2 9727614,5
СрЦпл = = 694,049 руб.; СрЦфакт = = 694,0493 руб.
14015,54 14015,74
∆ СрЦ = 694,0493 – 694,049 = + 0,0003 руб.
Увеличение средней цены на 0,0003 рубля свидетельствует о повышении качества продукции.
На основе средней цены можно определить как влияет изменение качества продукции на изменение объема выпуска (реализации) в стоимостном выражении по сравнению с планом:
∆ Q (СрЦ) = Vфакт × ∆ СрЦ = 14015,74 × 0,0003 = 4,2 руб.
За счет повышения качества объем выпуска возрос на 4,2 рубля.
При анализе производственной деятельности проводится анализ номенклатуры (ассортимента) продукции и анализ ритмичности производства.
Номенклатура – это укрупненный перечень продукции с указанием объемов (в натуральном выражении). Она используется в годовых и долгосрочных планах предприятия.
Ассортимент – это более детальный перечень продукции по наименованиям, маркам, размерам, цвету и т.д. Его используют при заключении договоров с покупателями, а также при оперативном и краткосрочном планировании.
Источниками информации для анализа номенклатуры (ассортимента) продукции служат:
планы по выпуску продукции;
данные оперативного учета и первичные документы;
внутренняя отчетность предприятия.
Анализ номенклатуры (ассортимента) окатышей
Вид окатышей | Объем выпуска по плану, тыс. руб. | Фактический объем выпуска, тыс. руб. | Защитывается выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | Стоимость недовыпущенной продукции, тыс. руб. | Индивидуальный % выполнения плана по ассортименту |
Неофлюсованные | 2142974,608 | 2132878,244 | 2132878,244 | 10096,364 | 99,53 |
Офлюсованные | 2720830,916 | 2719505,089 | 2719505,089 | 1325,827 | 99,95 |
Сводные | 4863805,523 | 4852383,333 | 4852383,333 | 11422,19 | 99,77 |
Всего | 9727611,047 | 9704766,666 | 9704766,666 | 22844,381 | 99,77 |
∑ минимального значения между Qпл и Qфакт
% вып. пл. = × 100 =
∑ Qпл
9704766,666
= × 100 = 99,77 %
9727611,047
Стоимость недовыпущенной продукции
% недовып. пл. = × 100 =
∑ Qпл
22844,381
= × 100 = 0,23 %
9727611,047
или % недовып. пл = 100,00 – 99,77 = 0,23 %
Ритмичность – это осуществление процесса снабжения, производства или реализации в строгом соответствии с установленным графиком.
Нарушение ритмичности в процессе деятельности предприятия приводит к следующим негативным последствиям:
возникновение простоев в производстве, следовательно увеличивается себестоимость продукции;
вероятность возникновения залежалых запасов на складе (как материалов, так и готовой продукции);
ухудшение качества продукции;
невыполнение договоров поставки и, как следствие, возникновение штрафов, пеней, неустоек, ухудшение финансового результата и т.д.
Свидетельством нарушения ритмичности работы предприятия является информация о простоях, сверхурочных часах работы, сверхнормативных остатках материалов и готовой продукции на складе.
Для точной оценки степени ритмичности работы используют коэффициент ритмичности и коэффициент вариации.
∑ min пл/факт ∑ (Xфакт – Xпл)2
kритм = ; kвар = √ : СрXпл
∑ план n
Если коэффициент ритмичности <= 1, а коэффициент вариации >= 0, то работа предприятия является более ритмичной.
Анализ ритмичности производства окатышей
Месяц |
| Min пл/факт, тыс. тн. | (Xфакт – Xпл)2 |
Январь | 605 | 600,6 | 600,6 | 19,36 |
Февраль | 600 | 590,8 | 590,8 | 84,64 |
Март | 590 | 599,7 | 590 | 94,09 |
Апрель | 595 | 598,3 | 595 | 10,89 |
Май | 600 | 587,1 | 587,1 | 166,41 |
Июнь | 590 | 585,9 | 585,9 | 16,81 |
Июль | 605 | 605,1 | 605 | 0,01 |
Август | 610 | 610,2 | 610 | 0,04 |
Сентябрь | 595 | 598,4 | 595 | 11,56 |
Октябрь | 605 | 601,5 | 601,5 | 12,25 |
Ноябрь | 590 | 599,9 | 590 | 98,01 |
Декабрь | 610 | 581,5 | 581,5 | 812,25 |
Итого | 7195 | 7159 | 7132,4 | 1296 |
7132,4
kритм = = 0,991
7195
1296
kвар = √ : 599,58 = 0,017
12
В целом работа предприятия в 2003 году достаточно ритмична, о чем свидетельствует высокое значение коэффициента ритмичности и значение коэффициента вариации, близкое к нулю.
Заключение
По итогам прохождения производственной практики, с учётом переработанного и проанализированного материала можно сделать следующие выводы о работе комбината.
Бухгалтерский учёт в организации ведётся в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996 г., Положением по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. и Рабочим планом счетов.
Бухгалтерский учёт ведётся отдельным подразделением — бухгалтерией, состоящей из специалистов, каждый из которых занимается отдельными вопросами ведения бухгалтерского учёта в соответствии с разработанными Обществом должностными инструкциями. Бухгалтерию возглавляет Главный бухгалтер, который в свою очередь подчиняется руководителю и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
При проведении анализа сортности окатышей, я пришла к выводу о том, что фактически по сравнению с планом произошло повышение качества продукции. Анализ номенклатуры (ассортимента) окатышей показал, что существует недовыполнение плана на 0,23 %, а в ходе проведения анализа ритмичности производства окатышей, я выяснила, что в целом работа предприятия в 2003 году была достаточно ритмичной.
В будущем, для эффективной работы комбинату необходимо:
повысить производительность оборудования;
внедрить новые технологии;
снизить затраты на производство.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 01. 01. 2002 г. № 1.
Методические указания по бухгалтерскому учету материально производственных запасов, утверждены приказом Министерства финансов РФ от 28. 12. 2001 г. № 119н.
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13. 06. 95 г. №49.
План счетов бухгалтерского учета Финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Карельский окатыш».
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н.
Положение о ведении кассовых операций. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.12.95 г. №130.
Положение об оплате труда работников Управления автоматизации и информационных технологий. Утверждено директором по кадрам Юриновым М.Ю. от 01. 02. 2002 г.
Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Утверждено Правительством РФ от 11. 04. 2003 г. № 213.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31. 10. 2001 г. № 26н.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 96 г. №129-ФЗ.
Горняк, № 11, 2006.
Горняк, № 36, 2006.
Горняк, № 47, 2006.
Горняк, № 48, 2006.
Горняк, № 14, 2007.
Диалог: Информационый вестник. Служба информации и общественных связей. ОАО «Карельский окатыш» № 8 Декабрь 2006.
Диалог: Информационый вестник. Служба информации и общественных связей. ОАО «Карельский окатыш» № 1 Март 2006.
Диалог: Информационый вестник. Служба информации и общественных связей. ОАО «Карельский окатыш» № 5 май 2007.
Диалог: Информационый вестник. Служба информации и общественных связей. ОАО «Карельский окатыш» № 9 Февраль 2007.
Диалог: Информационый вестник. Служба информации и общественных связей. ОАО «Карельский окатыш» № 2 Март 2007.
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Технологический процесс изготовления детали "обойма" 104.06.68.096-1 |
Отчёт по практике | Техническое обслуживание и ремонт автомобилей марки Volvo |
Отчёт по практике | Отчёт о производственной практике в ООО "Активатор" |
Отчёт по практике | Администрация городского округа города Фролово по управлению имуществом, землепользованию, архитектуре и градостроительству |
Отчёт по практике | Характеристика комитета |