Введение
Практическое
изучение основ производственного менеджмента необходимо для качественной
подготовки специалистов в области управления, поэтому производственная экономическая
практика и практика менеджмента на предприятии является неотъемлемой частью
учебного процесса. В ходе практики студентом проводится изучение всех аспектов
деятельности организации и создается полный отчет о предприятии, на котором
проводится практика.
В период практики
осуществляется непосредственная связь теоретической подготовки и
профессиональной деятельности, в основном путем самостоятельного решения
реальных производственных задач, приобретаются навыки руководящей
управленческой и организационной работы.
Главной целью
данной практики является изучение методов и форм управления производством,
рассмотрение всех уровней управления на предприятии, изучение структуры,
технологического процесса, основных технико-экономических показателей, проведение
анализа основной отчетной финансовой документации предприятия.
Производственная
экономическая практика и практика менеджмента призвана максимально подготовить
будущих специалистов к практической работе, повысить уровень профессиональной
подготовки, обеспечить приобретение навыков работы в различных трудовых
коллективах.
Основными
задачами практики являются: изучение и практическое применение современных
технологий сбора, накопления и обработки информации по менеджменту на
предприятиях, а так же изучение всех уровней управления на предприятии, его
производственной деятельности, основных технико-экономических показателей с
целью того, чтобы в дальнейшем применить эти знания и умения в последующих
практиках и на работе по специальности.
Главным
объектом исследования в данной практике является изучение технико-экономических
показателей деятельности предприятия. А предметом исследования является
рассмотрение всех этих показателей по отдельности, сопоставление данных показателей
с предшествующими годами.
Мною была
пройдена практика на предприятии ООО «Калина».
Предприятие ООО «Калина» с 2002 года является производителем
корпусной мебели. Мебельное производство базируется в Сыктывкаре и оснащено
современным оборудованием, которое позволяет изготавливать различную корпусную
модульную мебель. Одно из основных направлений ООО «Калина» – производство
корпусной мебели на заказ.
Руководителем
моей практики на данном предприятии был назначен бухгалтер, который помогал мне
в изучении хозяйственно-экономической деятельности предприятия. За время
практики я полностью изучила экономическую деятельность предприятия и получила
некоторые навыки работы в ней.
1.
Общая характеристика и
отраслевые особенности функционирования организации
1.1
Характеристика организации ООО «Калина»,
история, месторасположение, отраслевые особенности
ООО «Калина»
– предприятие по изготовлению корпусной мебели, которое действует в
соответствии с Законодательством Российской Федерации. В своей деятельности
«Калина» руководствуется нормативными актами Президента и Правительства РФ, уставом.
Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью.
Целью
создания являются оказание качественных услуг населению и организация рабочих
мест. Предприятие обеспечивает работников полным социальным пакетом.
Компания «Калина»
работает на мебельном рынке с 2002 года. Сейчас, спустя 8 лет работы, историю
развития компании можно было бы назвать стандартной, если бы не одно «но».
Нестандартным был сам подход к развитию.
В соответствие
с Уставом организации, основными видами деятельности предприятия являются:
·
Производство
стульев и другой мебели для сидения
·
Производство
мебели для офисов и предприятий торговли
·
Производство
кухонной мебели
·
Производство
прочей мебели
·
Различного
рода коммерческая деятельность.
Место
нахождения мебельных салонов «Калина»:
г. Сыктывкар,
ул. Коммунистическая, 65 и пр. Бумажников, 55
Место
нахождения производства: г. Сыктывкар, ул. Ярославская, 11
Основное
направление – производство корпусной мебели, зеркал, мебели из стекла и
текстиля. Изготовление корпусной мебели и другой продукции производится на современном
оборудовании.
Реализуется
мебель, как собственного производства, так и партнёров. Прежде чем предложить
покупателю любой товар проводится длительная работа над тем, чтобы изучить
покупательский спрос, предпочтения и симпатии клиентов. Компания ведет свою
деятельность с высоким качеством и культурой обслуживания. Индивидуальный
подход к каждому клиенту помогает постоянно расширять круг партнеров и клиентов
организации. Обеспечивая это, конечно, не только благодаря профессионализму
сотрудников и дисциплине внутри компании, но, прежде всего значительным и
постоянным инвестициям в развитие компании, ее дальнейшем росте.
Предприятие
является юридическим лицом, обладает всеми правами юридического лица и несет
все обязанности юридического лица, предусмотренные действующим законодательством
Российской Федерации. Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные
счета в учреждениях банков, гербовую печать со своим наименованием, бланки.
Предприятие
имеет право:
-
привлекать
для осуществления своих уставных функций на договорных основах другие
предприятия, учреждения и организации;
-
приобретать
или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него
финансовых ресурсов, временной финансовой помощи и получаемых для этих целей
ссуд и кредитов в банках, в т.ч. в валюте;
-
осуществлять
внешнеэкономическую и иную деятельность в соответствии с действующим
законодательством РФ;
-
планировать
свою деятельность, разрабатывать и утверждать положения, регламентирующие
деятельность предприятия, определять перспективы развития, исходя из
заключенных договоров, спроса потребителей на продукцию, работы и услуги;
-
определять
штатное расписание и месячный фонд заработной платы;
-
сдавать
в аренду, продавать, передавать в залог имущество, а т.ж. совершать иные
имущественные сделки, не противоречащие законодательству РФ.
-
участвовать
в хозяйственных обществах за счет доходов, полученных от предпринимательской
деятельности.
Высшим
должностным лицом ООО «Калина» является Тюрнина Эльвира Васильевна. Она
осуществляет текущее руководство деятельностью компании.
Руководитель
выполняет следующие функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности:
– заключает
договоры, выдает доверенности;
-
открывает
расчетный и иные счета;
-
утверждает
штатное расписание;
-
в
пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для
всех работников предприятия.
Руководитель
самостоятельно определяет структуру администрации, аппарата управления,
численность, квалификационный и штатный составы, нанимает (назначает) на
должность и освобождает от должности работников, заключает с ними контракты.
1.2
Технологический процесс производства
продукции
Как и на любом другом предприятии, весь технологический процесс
производства мебели разбит на отдельные этапы.
I. На этом этапе происходит непосредственно
заказ мебели, где дизайнер-конструктор и сам заказчик, работая вместе, создают
эскиз будущей мебели (рис. 1)
Рисунок 1 – Эскиз будущей мебели
Здесь дизайнер – конструктор старается учесть все мелочи, все
пожелания клиента и подогнать под возможности предприятия. После утверждения
проекта и согласования цены конструктор приступает к созданию чертежей и
сопутствующих документов. Он как бы раскладывает будущую мебель на отдельные
детали.
II. По данным конструктора собирается
вся необходимая фурнитура и материалы на данный заказ. Сырье (ДСП и ДВП)
поставляет организация ООО «Алграф» г. Сыктывкар и ООО «Текстиль-сервис»
г. Киров. Некоторые детали и комплектующие заказываются отдельно (в
основном это фасадные дверки, столешницы и нестандартная фурнитура).
Далее происходит непосредственное изготовление мебели.
III. На данном этапе производится распил
листов ламинированной ДСП.
ЛДСП является основным материалом для изготовления корпусной мебели,
поэтому к распилу мы подходим со всей ответственностью. Листы пилятся по
специальным компьютерным картам раскроя (рис. 2), в которых все детали мебели
расположены на листе ЛДСП с учетом минимальных остатков и удобства распила на
станке.
Рисунок 2 – Компьютерная карта раскроя
Самое трудное при распиле – это сделать так, чтобы торец детали, т.е.
срез, был без поколов. Поэтому уделяется много внимания настройке станков, заточке
инструмента, обучению рабочих и качеству материалов.
IV. Следующий производственный процесс
– это кромление. Кромить детали из ЛДСП необходимо по многим причинам. Это и
для увеличения срока службы мебели и для того, чтобы скрыть срез, который
отличается от декоративной поверхности плиты и т.д.
В основу
технологического процесса облицовывания кромок деталей положено наклеивание
полосового кромочного материала на торцевую часть движущейся детали. Весь
кромочный материал делится на два вида: с нанесенным клеем и бесклеевой.
Существует два способа облицовывания: метод «горячее-холодное» с использованием
кромочного материала без клея, когда жидкий клей-расплав наносят на кромку
детали, и метод «холодное-горячее», когда для облицовывания используется
кромочный материал с уже нанесенным слоем клея-расплава, разогреваемого горячим
воздухом непосредственно перед контактом кромочного материала с облицовываемой
кромкой.
В
технологическом процессе облицовывания используют различные кромочные
материалы: мебельная пленка, кромочный пластик, пленка поливинилхлоридная (ПВХ)
и бумажно-слоистый пластик (БСП). Какой кромочный материал использовать зависит
от выбранной модели мебели. В нашем производстве используется ламинированный кромочный
материал, имеющий такой же цвет, что и поверхность ДСП.
Для того
чтобы выполнить облицовку кромок деталей используется кромкооблицовочный
станок (рис. 3).
Рисунок 3 – Кромкооблицовочный станок
V. После распила и кромления, детали из
ЛДСП проходят операцию присадки.
Что это такое?
Присадка – это сверление отверстий различного диаметра и глубины для
крепления необходимой фурнитуры. Это одна из самых точных операций, которая
требует особого внимания и выполняется на специальном сверлильно-присадочном
станке (рис. 4).
Надо отдельно отметить, что в мебели используется высококачественная
фурнитура – это различные стяжки, петли для дверок, кронштейны, выдвижные
механизмы для ящиков и многое другое, чего обычно не видно, но без чего мебель
не будет стоять и работать, так как этого хотят наши клиенты.
Рисунок 4 – Сверлильно-присадочный станок
VI. Далее идет сборка мебели. На
напиленные, окрамленные и присаженные детали устанавливают фурнитуру, собирают
корпуса, навешивают фасадные дверки, регулируют механизмы, проверяют работу и
правильность сборки. После проверки корпуса упаковывают.
VII. Заключительным этапом является
непосредственно монтаж мебели у заказчика и сдача ее новым хозяевам.
1.3
Структура организации и ее
особенности
Схема
организационной структуры управления ООО «Калина» отражает взаимосвязь и
соподчиненность всех структурных подразделений и должностных лиц предприятия,
распределение работников по уровням и звеньям управления. Положения о подразделениях
регламентируют основные задачи, функции и порядок взаимоотношений данного
подразделения с другими, обязанности, права и ответственность руководителя
подразделения. Должностные инструкции определяют права, обязанности и
ответственность каждого работника, порядок взаимоотношений. Штатное расписание
определяет квалификационно-должностной состав аппарата управления предприятия.
Как видно из
схемы (рис. 5) организационная структура ООО «Калина» является
линейно-функциональной, то есть, основана на соблюдении единоначалия, линейного
построения структурных подразделений и распределения функций между ними.
Линейно-функциональная
структура ООО «Калина» реализует принцип демократического централизма, при
котором подготовка и обсуждение решения производится коллегиально, а принятие
решения и ответственность – только первыми руководителями единолично.
Структура предприятия
ООО «Калина» синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи
подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной
структуры (разделение труда, квалифицированная подготовка решений).
Линейно-функциональная
структура ООО «Калина» является наиболее распространенной, особенно среди
средних звеньев управления. На нижних уровнях управления структуры наиболее
характерными являются линейные связи подчиненности, а на верхних – функциональные.
Как и любая другая, данная структура имеет преимущества и недостатки.
Рисунок 5 –
Организационная структура предприятия ООО «Калина»
Преимущества:
1)
более
глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников
2)
освобождение
главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем
3)
возможность
привлечения консультантов и экспертов
Недостатки:
1)
отсутствие
тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между
производственными отделениями;
2)
недостаточно
четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его
реализации не участвует;
3)
чрезмерно
развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии
управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации.
При этом
руководители программы несут ответственность как за ее реализацию в целом, так
и за координацию и качественное выполнение функций управления.
1.4
Конкурентная среда организации
Компания ООО «Калина»
не первый год оказывает услуги на рынке мебилирования и создания обстановки помещений
различной специфики. Работая со всеми основными направлениями производства
мебели на заказ, специалисты компании готовы предложить широкий перечень
моделей, выполненных в различных вариантах конструкции и цветовых решениях. В
качестве материалов изготовления используются как массив дерева различных
пород, так и ДСП, ЛДСП, кроме этого предлагаются модели с включениями пластика,
стекла, зеркал и т.д. Предприятие осуществляет свою основную хозяйственную
деятельность в основном в пределах г. Сыктывкара.
Основные
конкуренты ООО «Калина»
Конкуренцию
деятельности организации составляют имеющиеся производители корпусной мебели в г. Сыктывкаре
Вот основные из них:
·
ООО «Киви»,
г. Сыктывкар;
·
ООО «Ателье
мебели», г. Сыктывкар;
·
ООО «АСБИ»,
г. Сыктывкар;
·
ООО «Арт-мебель»,
г. Сыктывкар;
·
ООО «Интерьер
плюс», г. Сыктывкар;
·
ООО «ИНПРОМ»,
г. Сыктывкар;
·
ЧП
«БАЖЕНОВ В.В.», г. Сыктывкар;
·
ООО «ИНТЕРКОМ»,
г. Сыктывкар;
·
ООО «КАБИНЕТ»,
г. Сыктывкар;
Все эти фирмы
сами занимаются производством мебели, и сами ее реализуют, как и предприятие
ООО «Калина». Эти фирмы и рассматриваемое нами предприятие работают на
заказ и под размеры клиента с выездом мастеров на дом для замера помещений и в
последующем для установки мебели. Но есть у «Калины» одно достаточно большое
конкурентное преимущество: предприятие ООО «Калина» изготавливает любую
корпусную мебель, и особенно специализируется на кухнях и шкафах-купе, а многие
из этих фирм не занимаются производством кухонь под заказ. Также в связи с
кризисом многие фирмы-конкуренты исчезли. Мебельных изготовителей под заказ на
рынке стало меньше и у компании ООО «Калина» образовался больший приток
клиентов. Таким образом, можно сказать, что кризис помог компании усилить свои
позиции на мебельном рынке.
Конкурентная
борьба предприятий по производству мебели в г. Сыктывкаре характеризуется
высокой степенью насыщенности и быстро реагирует на изменение конъюнктуры.
Конкурирующие предприятия стали уделять больше внимания качеству продукции и
сервису, а также информационно-рекламной составляющей продвижения товара.
Потребители
Основными
потребителями мебели компании ООО «Калина» являются физические лица, а
также большие заказы на изготовление корпусной мебели делают больницы, детские
сады и другие бюджетные и внебюджетные учреждения.
Возможные
негативные факторы, которые могут повлиять на сбыт продукции:
·
Насыщение
рынка мебели;
·
Конкуренция
со стороны мелких, средних производителей мебели, более гибко и изменяющих свою
ассортиментную и товарную политику;
·
Повышение
цен на сырье, дефицит и нестабильность поставок сырьевых составляющих,
используемых в производстве;
·
Повышение
активности предприятий – конкурентов в области приобретения нового
оборудования;
·
Общее
снижение экономической активности в стране, ухудшение экономического положения
предприятия.
·
Инфляция.
Основные
поставщики ООО «Калина»
Основными
поставщиками материалов, сырья являются ООО «Алграф» г. Сыктывкар и
ООО «Текстиль-сервис» г. Киров.
Отношения с
поставщиками необходимого сырья, оборудования и материалов организация строит
на принципах надежности и стабильности партнеров с учетом их финансовой
устойчивости.
Изменения
состава основных поставщиков в ближайшем будущем предприятие не планирует.
1.5
SWOT – анализ предприятия ООО «Калина»
В стратегическом
управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации,
получивший название SWOT-анализ. Применяя этот метод, удается установить линии
связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи
в дальнейшем используются для разработки стратегии.
В процессе
выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут
переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT-анализа
окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и
попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации
является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и
возможностей.
Для такой
оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и
угроз (табл. 1).
Для компании
ООО «Калина» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными
оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и
разработка нового направления по продаже сопутствующих товаров.
После позиционирования
угроз было выявлено, что: к критическому состоянию фирму могут привести либо
выход в отрасль большого числа конкурентов и коренное изменение вкусов
потребителей; к разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести
ограничительная политика государственных органов, например, увеличение
транспортных тарифов, изменение правил торговли.
Таблица 1 – SWOT-анализ
среды ООО «Калина»
ВОЗМОЖНОСТИ
1.
Выход
на новые рынки сбыта;
2.
Расширение
объема выполняемых работ;
3.
Появление
новых поставщиков;
4.
Совершенствование
технологии производства;
5.
Разорение
и уход основных фирм-конкурентов;
6.
Улучшение
уровня жизни населения;
7.
Изменение
моды на корпусную мебель;
8.
Развитие
экономики и ипотечного кредитования.
УГРОЗЫ
1.
Приход
новых потенциальных конкурентов;
2.
Более
низкая прибыльность потому, что низкая доля заказов на изготовление корпусной
мебели;
3.
Изменение
покупательских предпочтений;
4.
Сбои
в поставках сырья;
5.
Снижение
уровня жизни населения;
6.
Увеличение
конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;
7.
Появление
большого количества товаров субститутов.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
1.
Высококвалифицированный
персонал;
2.
Опытные
специалисты по работе с эскизами и чертежами;
3.
Квалифицированные
сотрудники по сборке и установке;
4.
Качественное
выполнение работы и в кратчайшие сроки;
5.
Хорошая
репутация у покупателей;
6.
Широкий
ассортимент изготавливаемой продукции;
7.
Высокий
уровень сервиса;
8.
Индивидуальный
подход к каждому заказу;
9.
Использование
материалов и фурнитуры только высшего качества.
I. СИЛА И ВОЗМОЖНОСТИ
Необходимо использовать
технологический и трудовой потенциал организации для завоевания новых рынков
в г. Сыктывкаре и за его пределами.
Высокая квалификация персонала,
контроль качества, неудачное поведение конкурентов позволят успеть за ростом
рынка.
Четкая стратегия
предприятия позволит использовать все имеющиеся возможности.
Дополнительным фактором
роста спроса становится увеличение объемов жилья в стране, что напрямую
связано с развитием экономики и ипотечного кредитования; получая новую квартиру,
люди в первую очередь покупают именно этот вид мебели.
II. СИЛА И УГРОЗЫ
Внедрение новых
технологий, привлечение новых заказчиков позволит удержаться на уже освоенном
рынке и не допустить прихода конкурентов.
Известность защитит от
товаров-субститутов и добавит дополнительных преимуществ в конкуренции.
Достоверный мониторинг
позволит уловить изменения вкусов потребителей
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
1.
Недостатки
в рекламной политике;
2.
Средний
уровень цен;
3.
Нет
ясных стратегических направлений
4.
Небольшой
масштаб производства;
5.
Недостаточная
известность среди населения;
6.
Недостаток
производственных мощностей;
7.
Слабое
развитие маркетинга.
III. СЛАБОСТЬ И
ВОЗМОЖНОСТИ
Предприятие ООО «Калина»
может устранить свои слабые стороны путём увеличения своей производительности
при помощи приобретения нового оборудования, проведения маркетинговых
исследований потребностей и финансовых возможностей населения в целях
определения сегмента потребителей, желающих приобрести качественную мебель по
доступным ценам, а также проведения широкой рекламной кампании в целях
обеспечения целевого обращения потребителей именно в компанию ООО «Калина».
IV.СЛАБОСТЬ И
УГРОЗЫ
От собственников предприятия
ООО «Калина» и управляющих им требуется пристальное внимание к качеству
и конкурентоспособности продукции предприятия при проведении работы по
повышению устойчивости его развития в данном периоде и в будущем.
Рост
конкуренции может привести к резкому снижению прибыльности и угрозе развития.
Для дальнейшего роста компании придется заняться поиском более узких ниш, в
которых они имеют конкурентное преимущество, и сконцентрироваться на достижении
необходимых компетенций.
2.
Основные
производственно-экономические и организационные показатели предприятия ООО «Калина»
2.1 Основные
технико-экономические и финансовые показатели предприятия ООО «Калина»
Технико-экономические
показатели работы предприятия – это система измерителей, характеризующая
материально-производственную базу предприятия и комплексное использование
ресурсов. Технико-экономические показатели применяются для планирования и
анализа организации производства и труда, уровня техники, качества продукции,
использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов и т.д. [6, с. 215].
Рассмотрим
основные технико-экономические показатели работы ООО «Калина».
2.2 Анализ ассортимента,
выпуска и реализации продукции
Объем
производства предприятия в стоимостном выражении характеризуется такими
основными показателями как товарная и реализованная продукция. Рассмотрим эти
показатели применительно к ООО «Калина» за 2007, 2008 и анализируемый нами
2009 год (табл. 2).
Таблица 2
Продукция
Ед. измерения
2007 год
2008 год
2009 год
Изменение
Абсолютное отклонение
(+/–)
Относительное
отклонение (%)
Товарная продукция
Тыс. руб.
6358
8439
13472
5033
60%
Реализованная продукция
Тыс. руб.
6358
8439
13472
5033
60%
Товарная продукция
равна реализованной, так как предприятие ООО «Калина» производит продукцию
на заказ, то есть сразу же после изготовления устанавливается заказчику.
Столь большое
увеличение товарной продукции и реализации во многом зависит от существенного
увеличения мощностей предприятия, запуска двух дополнительных станков (форматно-раскроечного
и сверлильно-присадочного), а так же от значительного увеличения количества
заказов вследствие уменьшения конкурентов на рынке по причине кризиса.
Объемы
производства продукции по отдельным категориям за рассматриваемые годы выглядят
следующим образом (Таблица 3).
Таблица 3
Продукция
Ед. измерения
2007 год
2008 год
2009 год
Изменение
Абсолютное отклонение
(+/–)
Относительное
отклонение (%)
Кухни
Тыс. руб.
4451
5907
9430
3523
60%
Шт.
80
87
120
Шкафы-купе
Тыс. руб.
1272
1688
2694
1006
60%
Шт.
70
80
107
Предприятие
ООО «Калина» производит любую корпусную мебель, но основная доля заказов
приходится на кухни (70%) и на шкафы-купе (20%), а 10% – остальная мебель. Как
видно из таблицы 3 с каждым годом количество заказов кухонь увеличивается, что
связано с уменьшением числа конкурентов и с увеличением доли рынка компании.
Увеличение дохода от кухонь на 60% в 2009 году по сравнению с 2008 объясняется
тем, что в 2009 году было много заказов размером более, чем на 100 тыс. руб. Шкафы-купе
также реализовывали в среднем на сумму 25 тыс. руб. за ед.
2.3 Анализ структуры и
состава основных производственных фондов
Основные
фонды – это
материально-вещественные ценности (средства труда), которые многократно
участвуют в производственном процессе, не изменяют своей натурально-вещественной
формы и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа.
По функциональному назначению основные фонды предприятия подразделяются на
производственные и непроизводственные.
Производственные
фонды прямо
или косвенно связаны с производством продукции. Непроизводственные фонды служат
для удовлетворения культурно-бытовых потребностей работников.
Среднегодовая
стоимость основных производственных фондов может быть рассчитана по-разному – в
зависимости от характера исходной информации и задач исследования. При наличии
данных на начало и на конец года применяется формула простой средней
арифметической; наличие моментных данных за каждый месяц требует применения
формулы средней хронологической [1, с. 117]. В данном случае мною были
взяты данные на начало и конец годов (2007, 2008, 2009) и рассчитана
среднегодовая стоимость основных производственных фондов методом простой
средней арифметической (таблица 4).
Для того
чтобы судить, насколько эффективно используются основные фонды, существует ряд
показателей, среди которых важнейшими являются фондоемкость, фондоотдача и
фондовооруженность. Эти показатели рассчитываются по следующим формулам:
1)
фондоотдача
(Фо) показывает, сколько продукции (в стоимостном выражении) выпущено
на 1 рубль стоимости основных производственных фондов:
где Q – объем
выпущенной продукции;
ОФср.г
– среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
2) фондоемкость
(Фе) показывает, сколько затрачено основных фондов для производства
1 рубля продукции:
3) фондовооруженность
(Фв) труда показывает стоимость основных фондов, приходящихся на
одного работника:
где Ч – среднесписочная
численность работников [14, с. 367].
Все
показатели рассчитаны в таблице 4.
Таблица 4
Наименование показателя
Ед. измерения
2007 год
2008 год
2009 год
Изменение
Абсолютное отклонение
(+/–)
Относительное отклонение
(%)
Среднегодовая
стоимость ОПФ
Тыс. руб.
3043
3031
3650
619
20%
Годовой
выпуск продукции
Тыс. руб.
6358
8439
13472
5033
60%
Среднесписочная
численность работников
Чел.
16
18
21
4
22%
Фондоотдача
Тыс. руб./тыс. руб.
2,089
2,78
3,69
-
-
Фондоемкость
Тыс. руб./тыс. руб.
0,48
0,36
0,27
-
-
Фондовооруженность
Тыс. руб./ чел
190,2
168,4
173,8
5,4
3,2%
В 2009 году
по сравнению с 2008 наблюдается рост фондоотдачи, который ведет к уменьшению
суммы амортизационных отчислений, приходящихся на 1 руб. готовой продукции.
Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска
продукции.
2.4 Анализ труда и кадров
Среднесписочная
численность работающих на предприятии представлена в таблице 5.
Таблица 5
Наименование показателя
Ед. измерения
2007 год
2008 год
2009 год
Изменение
Абсолютное отклонение
(+/–)
Относительное
отклонение (%)
Общая среднесписочная
численность работающих
Чел.
16
18
21
3
17%
В т.ч.
рабочих
Чел.
12
14
17
3
21%
Из них
рабочих основных цехов
Чел.
7
10
13
3
30%
Увеличение
численности рабочих происходит в связи с расширением производства, увеличением
количества заказов и развитием организации в целом. Так же немаловажно
рассмотреть основные показатели средней заработной платы, уровня высшего образования
на предприятии, объема денежных средств, направленных на оплату труда и социальное
обеспечение. Все эти данные расположены в таблице 6.
Таблица 6
Наименование показателя
Ед. измерения
2007 год
2008 год
2009 год
Изменение
Абсолютное отклонение
(+/–)
Относительное отклонение
(%)
Среднесписочная
численность работников
Чел.
16
18
21
3
-1%
Доля сотрудников,
имеющих высшее профессиональное образование
%
43,75%
50%
52,38%
-
-
Объем денежных средств,
направленных на оплату труда
Тыс. руб.
3000
3400
4000
600
18%
Средняя заработная
плата по предприятию
Руб.
15625
15741
15873
132
0,83%
Объем денежных средств,
направленных на социальное обеспечение
Тыс. руб.
780
884
1040
156
18%
Общий объем израсходованных
денежных средств
Тыс. руб.
3780
4284
5040
756
18%
На предприятии
действует сдельная оплата труда для работников, так как предприятие
изготавливает мебель на заказ, а для управляющих профессий заработная плата исчисляется
на основе оклада.
Доплаты:
1) северные
выплаты (50%);
2) районные
(20%)
2.5 Анализ баланса
организации за 2008 год
Валюта
баланса по состоянию на 31.12.2008 г. составила 5 189 тыс. руб. За отчетный
год валюта баланса уменьшилась на 9,1% или на 521 тыс. руб. Актив баланса представлен
в таблице 7.
Таблица 7
Актив баланса
на 01.01.08
% к итогу
на 31.12.08
% к итогу
+, – %
+, – тыс. руб.
темп роста, %
Имущество всего
5 710
100
5 189
100
-521
90,9
(актив баланса)
1.1. Долгосрочные
активы
3 037
53,2
3 025
58,3
5,2
-12
99,6
1.2. Краткосрочные
активы
2 673
46,8
2 164
41,7
-5,1
-509
81
– запасы
89
1,6
32
0,6
-1
-57
36
– дебиторская задолженность
2 289
40
1 803
34,7
-5,3
-486
78,8
– краткосрочные
фин. вложения
284
5
284
5,5
0,5
0
100
– денежные
средства
11
0,2
45
0,9
0,7
34
409,1
– прочие активы
-
-
-
-
-
-
-
За 2008 г.
по сравнению с началом года произошло следующее:
1. В связи с
изменением структуры актива баланса, доля долгосрочных активов в валюте баланса
увеличилась по сравнению с уровнем на начало года с 53,2% до 58,3%. В
абсолютном выражении долгосрочные активы уменьшились на 12 тыс. руб. с начала
года. Произошло это за счет выбытия основных средств и за счет проведенной
реконструкции действующих производственных площадей.
2.
Краткосрочные активы
1) Доля
запасов в валюте баланса за 2008 г. уменьшилась по сравнению с началом
года и составила 0,6% против 1,6% на начало года.
В абсолютном
выражении запасы предприятия в 2008 г. уменьшились на 57 тыс. руб. по
сравнению с началом года.
2)
Дебиторская задолженность в валюте баланса составила 34,7% против 40% на начало
года. В абсолютном выражении дебиторская задолженность уменьшились с 2 289 тыс.
руб. на начало года до 1 803. руб. на 31.12.2008 г. или на 21,2%, на 486
тыс. руб.
При этом
задолженность покупателей уменьшилась в отчетном году с 1 690 тыс. руб. до
1 516 тыс. руб. на конец отчетного года.
Структура
пассива баланса представлена в таблице 8.
Таблица 8
Пассив баланса
на 01.01.08
% к итогу
на 31.12.08
% к итогу
+,-
%
+, – тыс. руб.
темп роста, %
Источники имущества
всего
5 710
100
5 189
100
-521
90,9
(пассив баланса)
1.1. Собственный
капитал
5 168
90,5
2 064
(86,4)
-176,9
-9 650
-86,7
1.2. Заемный капитал
542
9,5
9 671
186,4
176,9
9129
1784
– долгосрочные
обязательства
-
-
-
-
-
-
-
– краткосрочные
кредиты
-
-
800
15,4
15,4
0
0
– кредиторская
задолженность
542
9,5
8 871
171
161,5
8329
1636,7
За 2008 г.
в структуре пассива баланса произошли следующие изменения.
1) Доля
собственного капитала в пассиве баланса уменьшилась по отношению к уровню на начало
года и составила (-86,4)% на 31.12.08 г. против 90,5% на 01.01.2008 г.
В абсолютном
выражении собственный капитал уменьшился на 9 650 тыс. руб. или на 176,9% в следствии
непокрытого убытка в размере 6 547 тыс. руб. в отчетном году.
2) За 2008 г.
заемные средства предприятия увеличились с 542 тыс. руб. на 01.01.2008 г.
до 9 671 тыс. руб. на 31.12.2008 г. или на 9 129 тыс. руб. на 1684%.
3) Долгосрочных
кредитов у предприятия нет
4) 2008 году
организация ООО «Калина» взяла краткосрочный кредит на сумму 800 тыс. руб.
ООО «Калина»
не имеет просроченной задолженности по кредитам.
Кредиторская
задолженность перед поставщиками увеличилась по сравнению с началом года с 104
тыс. руб. до 124 тыс. руб. или на 20 тыс. руб.
Задолженность
прочим кредиторам увеличилась по сравнению с началом года с 42 тыс. руб. до
8 341 тыс. руб. или на 8 299 тыс. руб.
2.6
Финансовые результаты
Наличие
положительного финансового результата – основное условие хорошего финансового
состояния предприятия. Поэтому важным этапом финансового анализа является
оценка уровня различных показателей, связанных с прибылью предприятия.
Рентабельность
(удельная прибыль, прибыльность) – важнейший индикатор финансового состояния
предприятия. Показатели рентабельности широко используются в финансовом и
управленческом анализе.
Для оценки
рентабельности рассчитывается два типа показателей:
1) показатели
рентабельности предприятия;
2) показатели
рентабельности продукции.
Так же широко
используются при оценке финансового состояния предприятия коэффициент автономии
собственных средств и коэффициент ликвидности (быстрой и текущей):
Коэффициент
автономии собственных средств – показывает степень зависимости или
независимости от заемных источников. Чем больше значение данного показателя,
тем более предприятие финансово устойчиво. Формула для расчета коэффициента:
К =
Собственный капитал / Валюта баланса
Коэффициент
быстрой ликвидности – характеризует прогнозируемые платежные возможности при условии
своевременных расчетов с дебиторами. Рекомендуемое значение данного показателя
от 0,5 до 1. Формула для расчета:
Кб.л. =
(Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская
задолженность) / Текущие обязательства
Коэффициент
текущей ликвидности – характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства
обеспечены оборотными активами. Рекомендованное значение составляет от 1 до 2.
Формула для расчета:
Кт.л. =
Текущие активы / Текущие обязательства [6, с. 173]
Все
показатели финансового результата предприятия ООО «Калина» представлены в
таблице 9.
Таблица 9
Наименование показателя
Ед. измерения
2007 год
2008 год
2009 год
Изменение
Абсолютное отклонение
(+/–)
Относительное
отклонение (%)
Себестоимость
реализованной продукции
Тыс. руб.
5 298
7 021
11 168
4147
59%
Затраты на
1 рубль реализованной продукции
Коп.
83,3
83,2
82,9
-0,3
-0,4%
Прибыль от
реализации продукции
Тыс. руб.
1060
1418
2 304
886
62%
Чистая прибыль
Тыс. руб.
848
1134,4
1843,2
708,8
62%
Рентабельность
продукции
%
20
20,2
20,6
0,4
-
Рентабельность
предприятия
%
33,8
45,9
62,3
16,4
-
Коэффициент
текущей ликвидности
-
1,4
0,26
1,9
1,68
-
Коэффициент
быстрой ликвидности
-
0,4
0,22
0,6
0, 38
-
Коэффициент
автономии собственных средств
%
36,15
40
44
4
-
1.
За
2009 г. реализация увеличилась на 60% по сравнению с 2008 г. или на 5
033 тыс. руб.
2.
При
этом себестоимость РП увеличилась на 59% или на 4 147 тыс. руб.
3.
Опережающие
темпы роста реализации над темпами роста себестоимости привели к снижению
затрат на 1 руб. РП с 82,9 коп за 2008 г. до 83,2 коп за 2009 г.
4.
За
счет увеличения рентабельности продукции балансовая прибыль в отчетном периоде
увеличилась на 62% или на 886 тыс. руб. по сравнению с 2008 г. и составила
2 304 тыс. руб. в 2009 г. Чистая прибыль по итогам 2009 г.
составила 1843,2 тыс. руб., что на 62% превышает уровень 2008 г.
5.
За
отчетный период улучшились показатели рентабельности:
– рентабельность
реализованной продукции увеличилась с 20,2% за 2008 г. до
20,6% за 2009 г.;
– рентабельность
предприятия увеличилась с 45,9% за 2008 г. до 62,3% за 2009 г.
3.
Рекомендации по
совершенствованию производства и системы управления компании ООО «Калина»
Предприятие с
каждым годом растет и развивается, а, следовательно, совершенствуется и система
управления. Структура предприятия ООО «Калина» синтезирует лучшие свойства
линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация управления в
одних руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная
подготовка решений).
Меняется так
же и система производства: дополнительно запускается новое, современное и более
совершенное оборудование для производства корпусной мебели, ведется непрерывная
работа по совершенствованию качества продукции, по поиску более дешевых
альтернатив фурнитуры, не уступающих по качеству и удешевляющих мебель, что
обеспечивает большие конкурентные преимущества компании ООО «Калина».
Постоянно ведутся разработки новых продуктов и доработка существующей продукции.
К примеру, не так давно появилась новая услуга декорирование фасадов элементами
фьюзинга. Фьюзинговая печь (запекание стекла при температуре 600 градусов)
рождает множество рисунков диковинной красоты, которые могут служить как
вставками в мебельные элементы, так и самостоятельные изделия на стекле,
например при изготовлении подвесного потолка, раздвижных дверей.
Прежде чем
предложить покупателю любой товар проводится длительная работа над тем, чтобы
изучить конкурентную среду, покупательский спрос, предпочтения и симпатии клиентов.
Компания ведет свою деятельность с высоким качеством и культурой обслуживания.
Индивидуальный подход к каждому клиенту помогает постоянно расширять круг партнеров
и клиентов компании. Обеспечивая это, конечно, не только благодаря
профессионализму сотрудников и дисциплине внутри компании, но, прежде всего
значительным и постоянным инвестициям в развитие компании, ее дальнейшем росте.
В планы
будущей деятельности организации входит сохранение достигнутых объемов
производства продукции, расширение рынков сбыта, освоение производства новых видов
мебели для более полного удовлетворения требований потребителей (в 2010 году
было запущено производство кухонных диванчиков, что является нововведением в
организации.
Организация
осуществляет политику в области научно-технического развития путем приобретения
современного импортного технологического оборудования, в стоимость которого
входят затраты на проведение научно-исследовательской работы по созданию
новейших образцов оборудования, вычислительной техники и новых технологических
решений.
В последние
годы практически во всех регионах мира происходит быстрое наращивание
производства и расширение ассортимента корпусной мебели. В целом можно говорить
о тенденции роста и развития мебельной промышленности.
Мероприятия,
предпринимаемые для улучшения положения ООО «Калина»:
·
повышение
эффективности контроля над всем процессом производства;
·
поиск
резервов для снижения себестоимости продукции;
·
максимальная
загрузка имеющихся мощностей производства мебели;
·
повышение
производительности труда;
·
поддержание
стабильного качества продукции;
·
улучшение
технических характеристик существующей продукции, расширение ассортимента;
·
поиск
новых рынков сбыта мебели и новых потребителей.
Рекомендации
по совершенствованию деятельности предприятия ООО «Калина»:
·
Необходимо
использовать технологический и трудовой потенциал организации для завоевания
новых рынков в г. Сыктывкаре и за его пределами;
·
Предприятие
ООО «Калина» может устранить свои слабые стороны путём увеличения своей
производительности при помощи приобретения нового оборудования, проведения
маркетинговых исследований потребностей и финансовых возможностей населения в целях
определения сегмента потребителей, желающих приобрести качественную мебель по
доступным ценам, а также проведения широкой рекламной кампании в целях
обеспечения целевого обращения потребителей именно в компанию ООО «Калина».
·
От
собственников предприятия ООО «Калина» и управляющих им требуется
пристальное внимание к качеству и конкурентоспособности продукции предприятия
при проведении работы по повышению устойчивости его развития в данном периоде и
в будущем.
·
Для
дальнейшего роста компании придется заняться поиском более узких ниш, в которых
она имеет конкурентное преимущество, и сконцентрироваться на достижении необходимых
компетенций.
·
компании
«Калина» нужно находить новые пути понижения цены и отыскания мебели наиболее
привлекательной для потребителя по дизайну, то есть нужно продавать в салоне не
любые шкафы и столы, а мебель именно такого дизайна и качества, в которых
потребитель нуждается больше всего. Так компания сможет значительно увеличить
свои продажи.
·
Так
как большинство людей приобретают мебель на заказ, дизайнерам-конструкторам
следует повышать свою квалификацию и осваивать новые компьютерные программы для
моделирования различной мебели.
·
Мебельные
компании следует также постепенно осваивать розничную торговлю, которая помимо
гарантированного сбыта выпускаемой продукции обеспечивает чуткое реагирование
на запросы потребителей.
Заключение
Прохождение
практики на предприятии дает большую практическую основу для изучения многих
дисциплин, связанных с менеджментом организации. В ходе практики изучается
большой объем информации о предприятии как системе, что дает более полное
понятие о функционировании предприятия, его структуре, уровнях управления,
экономическом и финансовом состоянии.
При
прохождении практики на ООО «Калина» мною была изучена технология
производства, организационная структура предприятия, основные
технико-экономические показатели. Это позволило мне получить наиболее полное
представление о данном предприятии и составить отчет о главных аспектах деятельности
предприятия и его финансовом состоянии.
Анализируя
проделанную мной работу можно сделать выводы, что предприятие развивается,
наращивает темпы производства, внедряя новые линии производства. Реализация изготовленной
продукции так же имеет тенденцию к увеличению.
Практика,
действительно, является одной из самых важных составляющих учебного процесса,
так как только в ходе практической работы можно применить свои теоретические
знания и умения, сравнить их с реальной хозяйственной деятельностью, скорректировать
в зависимости от деятельности предприятия, а так же приобрести навыки работы
менеджеров в организации.
Подводя общий
итог, следует отметить, что компания ООО «Калина» стоит не на последнем месте по
количеству заказов на изготовление корпусной мебели. И свои позиции на
мебельном рынке Сыктывкара компании ООО «Калина» определенно следует укреплять
и использовать как можно больше своих возможностей в жесткой конкурентной
борьбе.
Таким
образом, я считаю, что компания ООО «Калина» очень эффективно осуществляет
свою деятельность, многое привносит на рынок товаров и услуг. Организация работает
очень слаженно, вся система управления организацией продумана до мелочей
Библиографический список
1. Богданова, Л.С.
Финансово-экономический анализ [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Богданова,
Е.Ф. Ляшко, В.П. Махитько. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 188 с.
2. Баланс предприятия за
2007 год.
3. Баланс предприятия за
2008 год.
4. Баланс предприятия за
2009 год.
5. Ковалев, А.И. Анализ
финансового состояния предприятия [Текст]: учеб. пособие / А.И. Ковалев, В.П. Привалов.
– М: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 346 с.
6.
Крутик,
А.Б. Основы финансовой деятельности предприятий [Текст]: учеб. посбие / А.Б. Крутик,
М.М. Хайкин. – СПб: Феникс, 1999. – 298 с.
7.
Отчет
о прибылях и убытках за 2007
8.
Отчет
о прибылях и убытках за 2008
9.
Отчет
о прибылях и убытках за 2009
10.
Раицкий,
К.А. Экономика предприятия: учебник / К.А. Раицкий. – М: Маркетинг,
1999. – 376 с.
11.
Устав
ООО «Калина» от 07 апреля 2001 года.
12.
Экономический
анализ [Текст]: учеб. пособие / под, ред, Л.Т. Гиляровской. – М:
ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 615 с.