МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСТАНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ «АЛАТАУ»
Кафедра
«Финансы»
ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
ТОО «FinEx»
Выполнил:
студентка 4 курса
группы 4 РВШ - Ф3
Садуакасов Н.Е.
Принял: Таипов
Алматы 2010
Содержание
Введение
I. General overview of «FinEx» LLP
1.1 Company information
1.2. Information on rendered services
1.3. Management and Organizational structure
1.4. Marketing policy of the company
II. Information on Audit department of FinEx LLC
III. Financial analysis of “Rakhat” JSC
Выводы
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Прохождение преддипломной
практики осуществлялось в ТОО
«FinEx» в Департаменте Аудиторских Услуг в
период с 15 марта по 17 апреля 2010 года.
Руководитель
преддипломной практики от факультета – Таипов.
Руководитель
преддипломной практики от организации – заместитель директора ТОО “FinEx” Какимжанова Асине Нураллаевна.
Основной целью
прохождения практики явилось углубление и оттачивание практических навыков,
подкрепленных теоретическими знаниями в области финансов, бухгалтерского учета
и аудита, в области ведения бизнеса, делового общения и сохранения личных
конкурентоспособных преимуществ.
Также одной из основных
целей прохождения практики явилось сбор и обработка данных для написания
дипломной работы.
На период практики
совместно с научным руководителем кафедры был разработан план практики, в
котором были сформулированы следующие задачи:
совершенствование и
систематизация профессиональных знаний и умений по специальности;
проверка способности
самостоятельно работать в условиях конкретного рынка;
умение критически
оценивать состояние рабочих процессов и вносить предложения по их
усовершенствованию.
Для
плодотворного прохождения преддипломной практики в данной компании
руководителем практики от предприятия были определены следующие методы решения
поставленных задач:
тщательное,
аккуратное и своевременное выполнение заданий, выдаваемых на месте
преддипломной практики;
подробное изучение
процесса аудита компаний-клиентов, выполнение необходимых расчетов, проведение
анализа данных;
подробное изучение
организационной структуры компании;
согласование
своих действий с правилами и порядками, действующими на предприятии;
изучение практики работы
с клиентами компании, развитие навыков делового общения внутри коллектива.
Процесс прохождения
практики был организован поэтапно для глубокого понимания всего бизнеса. Для
достижения поставленных задач на рабочем месте выдавались задания касательно
проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности компаний, расчетов
коэффициентов и показателей устойчивости бизнеса. Также осуществлялся анализ,
сбор и подготовка документации, необходимой для проведения аудита
компании-клиента.
Преддипломная практика
дала возможность получить определенный опыт в проведении аудиторских процедур,
а также процедур, связанных с проведением финансового анализа компании-клиента.
Именно здесь потребовались полученные мной теоретические знания в сфере
Финансового менеджмента, Бухгалтерского учета и Финансового анализа.
Во время прохождения
практики были подробно изучены такие документы компании как Законодательная
база Республики Казахстан касательно проведения аудита компании, Методология по
проведению аудита финансовой отчетности, Внутрифирменные стандарты аудита ТОО «FinEx», Образцы документооборота
компаний-клиентов, формы отчетности АО «Казахтелеком».
При составлении отчета
были учтены особенности компании. Таким образом, отчет состоит из трех разделов.
Первый раздел – Общие
сведения о ТОО «FinEx» – включает
в себя общие сведения о предприятии, о характере деятельности и перечне основных
оказываемых услуг, об организационной и управленческой структуре, а также
маркетинговая политике предприятия.
Второй раздел – Сведения
о Департаменте Аудита ТОО «FinEx»
– включает в себя характеристику организации работы в Департаменте Аудита
компании, а также описание проводимых аудиторских процедур.
Третий раздел –
Финансовый анализ АО «Казахтелеком»
– включает характеристику деятельности компании, анализ финансового состояния АО «Казахтелеком», а также выводы по финансовому
анализу АО
«Казахтелеком».
В Заключении представлены
итоговые выводы, а также рекомендации по деятельности ТОО «FinEx».
I.
General Overview of «FinEx» LLP
1.1
Company information
Полное наименование: ТОО «FinEx»
Государственная лицензия
Министерства Финансов Республика Казаха-стан на занятие аудиторской
деятельностью № 0000184 от 01.06.2001 г.
Адрес головного офиса:
Республика Казахстан, 050002, г.Алматы, ул. Жибек Жолы, 8
Интернет-сайт:
#"OLE_LINK5">Дорогая плата за выполненные услуги
Таким образом, можно
сделать вывод, что каждой компании-клиенту соответствует своя компания-исполнитель.
Во многом это упирается в вопрос финансирования услуг. Только очень большие
компании с неплохой прибылью могут претендовать на получение услуг от данной
компании.
В данном случае,
рекомендация об уменьшении стоимости оказания услуг не уместна. Так как на
самом деле, качество и уровень предоставляемых услуг соответствует стоимости
оплаты.
Конкуренция
Сегодня руководителям
казахстанских предприятий непросто удержаться на плаву в бурном море бизнеса.
Даже для опытных лоцманов сверхсложной задачей является осведомленность в
изменениях налогового законодательства, формирование эффективной стратегии
дальнейшего развития, оптимизация финансовых потоков и организационной
структуры.
Время диктует свои
условия: на фоне снижения платежеспособности предприятий и населения вопросом
жизни и смерти для деловых структур стала проблема конкурентоспособности. Чтобы
занять достойное место как на внешнем, так и на внутреннем рынке, нашим
предприятиям необходимы более высокие стандарты ведения бизнеса. При этом
практические, квалифицированные советы профессионалов служат “маршрутной
картой” в изменчивой среде, снижая риски и излишние затраты. Именно поэтому
аудиторские и консалтинговые услуги широко использует не только деловой мир, но
и правительство, и некоммерческие организации. На рынке Казахстана аудиторские
компании делятся на несколько категорий:
В первую входит
"большая четверка" «PriceWaterhouseCoopers», «KPMG», «Deloitte &
Touch» и «Ernst &Young». Некоторое время назад сегодняшняя "большая
четверка" была "большой пятеркой". Но после известного крушения
американских гигантов ENRON, Worldcom, компания Arthur Andersen приказала долго
жить. Фирму разрезали на части и распродали мелким оптом.
Во вторую - входят
крупные казахстанские компании с достаточным опытом работы. Например,
"Казахстанаудит" и "Центраудит Казахстан" - казахстанские
фирмы.
В третью категорию
относятся компании, состоящие из 2-3 сотрудников. Действуют на рынке, также и
частные аудиторы-одиночки.
Какие же критерии должны
использовать заказчики при выборе аудиторской компании?
– аудиторская компания
должна обладать солидной клиентурой, желательно, чтобы в числе клиентов были
лидеры отраслей;
– аудиторы компании
должны предоставить свидетельства о получение аудиторами специального образования;
– о компании должны быть
только положительные отзывы, лучшие рекомендации
– отзывы ее клиентов;
– аудиторская компания
должна работать на рынке не первый год.
Компания ТОО «FinEx» в полном объеме удовлетворяет
указанные критерии в выборе аудиторской компании.
ТОО «FinEx» - одна из крупных развивающихся
казахстанских аудиторских компаний, гибко реагирующая на все внешние изменении,
динамичная, компетентная и опытная команда.
Деятельность ТОО «FinEx» направлена на достижение высокого
уровня качества оказываемых услуг по аудиту в соответствии с международными
стандартами аудита, на поддержании репутации надежного партнера для своих
Заказчиков.
Компания сегодня
соответствует всем специальным требованиям, установленным АФН, РФЦА,KASE для аудиторских организаций, и
вправе осуществлять аудит финансовой отчетности любых компаний, в том числе:
финансовых организаций;
публичных компаний;
холдингов и управляющих
холдингов;
и другие.
Начала деятельности
компания ТОО «FinEx» началось 1997 г. Успехи Компании
неоднократно подтверждалась вручением ряда наград и сертификатов в сфере
деятельности аудита.
За годы плодотворной
работы Компания имеет внушительную базу клиентов, которым оказывает,
качественные аудиторские услуги и ведется сотрудничество по сей день. Нашими клиентами
стали:
ТОО «International Business Center»
ТОО «Базис – Люкс»
ТОО «Инвест Капитал
Риэлти»
ТОО «Мунай Даму»
ТОО «Холдинговая Компания
«Mercury»
ТОО «AS Trade Co»
ТОО «Кедентранссервис»
ТОО «Sat & Company»
ТОО «Oasis Lux»
ТОО «Сэт Жол
Construction»
ТОО «Сэт Жол
Technologies
ТОО «International Business
Center»
ТОО «Базис – Люкс»
ТОО «Инвест Капитал
Риэлти»
ТОО «Стандарт Газ»
ТОО «Меркурий Транс Company»
Бизнес Центр «Нурлы Тау»
ТОО «Астана Финанс Тауэр»
ТОО «Mercury HLG Holding»
ТОО «Maxx Management»
ТОО «Звезда Актау»
ТОО «MCM Consulting»
ТОО «КазПетроМаш»
ТОО «Проммонтаж KIV»
ТОО «Меркурий Мунай Онімдері»
АО «Атырау Мунай Онімдері!
АО «Каскор-Машзавод»
АО «ТрубРемЦентр»
ТОО «Актауский завод
стекловолокнистых труб»
ТОО «Санур Холдинг»
ТОО «РестСервис»
ТОО «Central Logistics»
ТОО «АлматыГазИнжиниринг»
ТОО «Меркурий 1999»
и многие другие.
Интеллектуальный уровень
клиентов стремительно растет, растут также и требования к качеству. Компания
постоянно совершенствуется в области системы менеджмента качества, ставит
большой акцент на образование наших сотрудников, а именно проводиться
постоянные тренинги повышают уровень квалификации сотрудников.
Помимо оказания грамотных
консультаций Заказчикам, это одна их тех редких аудиторских фирм, которая
проводит курсы по обучению бухгалтеров, специалистов налоговых комитетов, курсы
повышения квалификаций аудиторов.
Ведь Компания считает,
что действенным инструментом в области качества оказания аудиторских услуг в
конкурентной среде является следующие принципы:
строгое соответствие
предоставляемых услуг международным, и национальным и корпоративным стандартам;
выполнение требований и
ожиданий Заказчиков;
постоянное улучшение
качества предоставляемых услуг.
Соблюдение этих принципов
и качественное предоставление аудиторских услуг компанией является одной из
главных его приоритетов.
План маркетинга
Для организации
эффективной предпринимательской деятельности важное значение на стадии
разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных
возможностей предприятия, спрос на аудиторские услуги, способы продвижение на
высокую степень рынка.
Самое трудное – это
привлечь Заказчиков и сделать так чтобы они приходили к нам вновь и вновь. В
целях продвижения проводится широкая реклама.
Проведен анализ
эффективного маркетинга, которой позволил сделать вывод о возможных путях
продвижения аудита на региональные рынки РК, о силах и средствах, затрачиваемых
на маркетинге.
Но так как мы работаем на
рынке не первый год, у нас есть постоянные Заказчики. Конкуренция очень большая,
поэтому мы делаем рекламу, рекламные проспекты, рекламу на транспорте,
размещение рекламы в различных справочниках, размещение рекламы в налоговом
кодексе и т д.
Все это делается для
того, что чтобы привлечь внимание, заинтересовать Заказчиков, дать им
почувствовать, что мы – надежная компания. В расчетах бизнес – плана затраты на
маркетинг определены:
- в размере 5% от объема
выручки (затраты не облагаются налогом на прибыль и их использование для целей
рекламы).
В комплекс мероприятий
компании ТОО «FinEx» по маркетингу входят:
изучение потребителей
аудиторских услуг, перспектив и их поведение на рынке;
оценка предлагаемых
услуг, перспектив и их развития;
анализ используемых форм
и каналом сбыта;
оценка используемых
компании методов ценообразования;
исследование мероприятий
по продвижению услуг на рынок;
изучение конкурентов;
выбор «ниши» (наиболее
благоприятного сегмента) рынка.
II.
Information on Audit department of FinEx LLC
Департамент
Аудита ТОО «FinEx» осуществляет
Департамент Аудита действует
в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I
«Об аудиторской деятельности».
Закону РК «Об аудиторской
деятельности в Республике Казахстан» от 20.11.1998 г. №304-1 (с изменениями и
дополнениями по состоянию на 17.07.2009 г. КР);
Кодексу этики аудиторов
РК;
Международным стандартам
аудита в Казахстане от 16.03.2000г.
Аудиторский файл включает
в себя следующие разделы:
Документы по планированию
согласно МСА 300;
Аудиторское соглашение
согласно МСА 210;
Памятка специалистам;
Аудиторские
доказательства;
Аудиторские документации
согласно МСА 230;
Внутренний контроль;
Документация по Системе
контроля качества;
Аудиторский отчет;
Данные об используемом
программном обеспечении;
Обзор событий после
отчетной даты.
Во время прохождения
практики в отделе работало 8 человек: внутренний аудитор и менеджер проектов, 4
консультанта по аудиту, 2 консультанта по налоговым вопросам.
Оба консультанта работают
преимущественно над подготовкой оценки доходным и сравнительным подходом.
Компания заинтересована в дальнейшем образовании молодых специалистов, поэтому
в данный момент они проходят подготовку для сдачи экзаменов на профессиональные
сертификаты.
Младший менеджер и
старший консультант являются специалистами в области оценки затратным подходом.
Данный подход подразумевает наличие глубоких знаний в сфере технического
оснащения и технического контроля.
Директор Отдела
Корпоративных финансов, являющийся специалистом в области оценки, занимается
организационными вопросами, управляет рабочим процессом и контролирует процесс
написания отчета для клиента.
Отчет состоит из
нескольких частей. В самом начале отчета прописывается согласование
результатов, то есть полученная оценочная стоимость компании. Далее, следующими
секциями отчета являются секции Экономического и Индустриального обзоров.
Данные секции являются очень важными для построения релевантных допущений в
целях дальнейшего построения модели. Следующая секция отчета – это описание
предприятия: его операционной деятельности, производственного процесса,
основных мощностей и других важных замечаний. Далее представляется описания
затратного подхода оценки и его результатов; далее – сравнительного и доходного
соответственно. В конце отчета представлена отсканированная версия договора,
составленного между компанией-клиентом и ТОО «ПрайсуотерхаусКуперс Такс энд
Эдвайзори».
Структура, менеджмент и
управление персоналом компании, основанные на международном опыте, являются
очень развитыми в данной компании. Однако, также хотелось бы внести собственные
предложения. Во время прохождения практики я почувствовала некоторую
напряженность в плане организации времени работы коллектива. То есть,
основываясь на принципе, что «Желание клиента – это закон», внутренняя политика
провоцирует напряженность в плане нехватки времени для выполнения определенных
заданий. Поэтому я бы рекомендовала в данном случае уделять больше внимания
тайм-менеджменту работников компании.
Основная цель аудита -
установление достоверности финансовой отчётности хозяйствующих субъектов и соответствие
отражения в бухгалтерском учёте совершённых ими финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам, действующим в Республике Казахстан.
В ходе проведения
проверки не устанавливается достоверность отчётности с абсолютной точностью.
Основная задача аудитора
- установление достоверности финансовой отчетности отчётности во всех
существенных аспектах.
ВСА – Планирование аудита
ТОО «FinEx» имеет установленные нормы,
применяемых при планировании аудита финансовой отчетности хозяйствующего
субъекта.
Внутрифирменные
требования ТОО «FinEx»,
предъявляемые к подготовке планирования аудита хозяйствующего субъекта соответствуют:
Закону РК «Об аудиторской
деятельности в Республике Казахстан» от 20.11.1998 г. №304-1 (с изменениями и
дополнениями по состоянию на 17.07.2009 г. КР);
Кодексу этики аудиторов
РК;
Международному стандарту
аудита в Казахстане № 300 от 16.03.2000 г.;
Закону РК «О
бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 24.06.2002 г., № 329-II ЗРК, от 28.02.2007г. №234-III ЗРК, с изменениями и дополнениями
внесенными ЗРК от 16.11.2009г. №200-IV, 30.12.2009г. №234-IV;
Международным стандартам
финансовой отчетности (эти стандарты применяются, если аудируется период с 2002
года).
Планирование, являясь
начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке Компанией единого
плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения
аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и
последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования
аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о финансовой
отчетности хозяйствующего субъекта.
Основные этапы
планирования аудита следующие:
предварительное
планирование аудита;
подготовка и составление
программы аудита.
Общий план и программа
аудита основываются на предварительных знаниях о хозяйствующем субъекте, а
также на результатах проведенных аналитических процедур.
На этапе предварительного
планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной
деятельностью хозяйствующего субъекта и иметь информацию о внешних и внутренних
факторах.
На этапе предварительного
планирования производится оценка возможности проведения аудита. В случае если
Компания сочтет возможным проведение аудита, оно переходит к формированию штата
для проведения аудита и заключает договор с хозяйствующим субъектом.
Общая программа аудита
служит руководством для дальнейшей работы аудитора и представляет собой
детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для
практической реализации программы аудита, а так же инструкцию ассистентам
аудитора, и одновременно является для руководителя аудиторской группы
средствами контроля качества работы.
Аудиторские процедуры
включают в себя детальную проверку верности отражения в учете оборотов и сальдо
по счетам и программа аудиторских процедур по существу представляет собой
перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для
процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы учета он
будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу учета.
С помощью проведения
аналитических процедур аудиторы Компании должны выявить области, значимые для
аудита. Сложность, объем, и сроки проведения аналитических процедур следует
варьировать в зависимости от объема и сложности данных финансовой отчетности
хозяйствующего субъекта.
В общей программе аудита
предусматриваются сроки проведения аудита и составляется график его проведения,
подготовки отчета и аудиторского заключения.
В процессе подготовки
общего плана и программы оценивается эффективность системы внутреннего
контроля, действующей у хозяйствующего субъекта, и производится оценка риска
системы внутреннего контроля (контрольного риска).
При подготовке общего
плана и программы аудита следует установить приемлемые для нее уровень
существенности и аудиторский риск, позволяющие считать финансовую отчетность
достоверной.
При составлении общего
плана и программы аудита следует учитывать степень автоматизации обработки
учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер
аудиторских процедур.
Результаты проводимых
процедур при подготовке общего плана и программы следует детально
документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования
аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.
ВСА – Первичный аудит ФО
Требования, предъявляемые
к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей финансовой
отчетности
При проведении первичного
аудита финансовой отчетности хозяйствующего субъекта аудитору следует провести
проверку достоверности начальных и сравнительных показателей финансовой
отчетности.
Начальные и сравнительные
показатели финансовой отчетности должны отражать результаты
финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта за период, предшествующий
первичному аудиту, и последовательное применение учетной политики
хозяйствующего субъекта за период, предшествующий первичному аудиту.
В ходе проведения
первичного аудита необходимо получить достаточный объем аудиторских
доказательств и убедиться, что:
а) начальные и
сравнительные показатели проверяемой финансовой отчетности не содержат
существенных искажений, способных повлиять на достоверность проверяемой
финансовой отчетности;
б) конечные и
сравнительные показатели финансовой отчетности предыдущего отчетного периода
соответствующим oбpазом перенесены в начало проверяемого
отчетного периода;
в) в случае проведенных
корректировок начальных и сравнительных показателей финансовой отчетности
результаты корректировок соответствующим образом раскрыты в пояснениях к
проверяемой финансовой отчетности;
г) учетная политика
проверяемого хозяйствующего субъекта применяется на постоянной основе, а
изменения в учетной политике, влияющие на начальные и сравнительные показатели
финансовой отчетности, надлежащим образом оформлены и документированы в
соответствии с установленным порядком.
Порядок проведения
первичного аудита начальных и сравнительных показателей финансовой отчетности
Для выполнения
требований, предъявляемых к проведению первичного аудита начальных и
сравнительных показателей финансовой отчетности, аудитор может провести на
выборочной основе следующие аудиторские процедуры:
а) ознакомиться с
финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта;
6) проанализировать
Учетную политику хозяйствующего субъекта;
в) ознакомиться с
порядком составления финансовой отчетности;
г) убедиться в
соответствии данных синтетического и аналитического учета;
д) проанализировать
систему внутреннего контроля;
е) оценить работу отдела
внутреннего аудита хозяйствующего субъекта;
ж) провести необходимые
аналитические процедуры (сопоставить сальдо по счетам за различные периоды,
провести оценку соотношении между различными статьями отчетности на начало
проверяемого периода и (или) сопоставить их с данными предыдущих периодов);
з) направить письменные
запросы на подтверждение определенной информации руководству хозяйствующего
субъекта и третьим лицам;
к) ознакомиться с
аудиторским отчетом и письменной информацией руководству хозяйствующего
субъекта по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей
аудиторской организацией;
л) в случае необходимости
запросить у хозяйствующего субъекта первичные документы, относящиеся к
предыдущему отчетному периоду;
м) рассмотреть влияние на
начальные и сравнительные показатели финансовой отчетности корректировок,
внесенных хозяйствующим субъектом в соответствии с аудиторским отчетом за
предыдущий отчетный период.
ВСА – Аудиторские
доказательства
Виды аудиторских
доказательств
Выражение мнения аудитора
Компании о достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта будет
считаться обоснованным только при условии получения аудитором достаточных для
этого аудиторских доказательств на основе применения аудиторских процедур.
При этом обязательны к
применению следующие процедуры:
а) проверка (тест)
средств внутреннего контроля;
б) аналитические
процедуры, предусмотренные к выполнению в программе аудита для сбора
аудиторских доказательств;
в) детальная проверка
верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.
Аудиторские
доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными. Аудиторам
Компании рекомендуется настоящим внутренним стандартом уделять пристальное
внимание внешним доказательствам, как представляющим наибольшую ценность и
достоверность, при этом осуществляя сбор меньших по степени ценности и
достоверности смешанных и внутренних доказательств.
Собранные доказательства
отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об
изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего
контроля, а также инструментариев: бланков, таблиц и др., а также протоколов,
отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских
процедур.
Источники аудиторских
доказательств
а) первичные документы
хозяйствующего субъекта, регистры бухгалтерского учета и финансовую отчетность
хозяйствующего субъекта;
б) результаты анализа
финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;
в) устные высказывания
сотрудников хозяйствующего субъекта и третьих лиц;
г) сопоставление одних
документов хозяйствующего субъекта с другими, а также сопоставление документов
хозяйствующего субъекта с документами третьих лиц;
д) результаты
инвентаризации имущества хозяйствующего субъекта, проводимой сотрудниками
хозяйствующего субъекта.
4. Методы получения
аудиторских доказательств
Проверка арифметических
расчетов клиента
Аудиторская выборка
Инвентаризация
Проверка соблюдения
правил учета отдельных хозяйственных операций
Подтверждение по остаткам
на счетах учета денежных средств, счетов дебиторской и кредиторской
задолженности.
Устный опрос персонала,
руководства хозяйствующего субъекта и независимой стороны.
Проверка документальной
информации
Прослеживание
Аналитические процедуры
Подготовка
альтернативного баланса.
ВСА – Аудиторская выборка
Виды выборок
Аудиторская выборка
проводится с целью применения аудиторских процедур в отношении менее чем 100%
объектов проверяемой совокупности, под которыми понимаются элементы,
составляющие сальдо счетов, или операции, составляющие обороты по счетам, для
сбора аудиторских доказательств, позволяющих составить мнение о всей
проверяемой совокупности.
Для обеспечения
репрезентативности аудиторской выборки аудиторская организация должна
использовать один из следующих методов:
а) случайный отбор
б) системный отбор
в) комбинированный
отбор.
Нерепрезентативная
выборка может использоваться лишь тогда, когда аудитор проверяет отдельно
взятую группу операций либо при проверке класса операций, по которым
установлены возможные ошибки.
Порядок построения
выборки
Для построения выборки
специалист Компании определяет порядок проверки конкретного раздела финансовой
отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, и объем
выборки.
Оценка результатов
выборки
При формировании выборки
необходимо описать, для достижения каких конкретных целей она проводится, и
оценить ошибки, найденные в выборке, применительно к этим целям. Если
поставленные цели проверки не были достигнуты с помощью выборочного
исследования, то аудитор может провести альтернативные аудиторские процедуры.
Аудитор обязан
распространить результаты, полученные по выборке, на всю проверяемую
совокупность. А также он должен убедиться, что ошибка в проверяемой
совокупности не превышает допустимую величину.
ВСА – Существенность
Аудитор Компании обязан
принимать во внимание уровень существенности не только на этапе планирования
при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудиторских
процедур, но и в ходе их выполнения, и на этапе завершения аудита при оценке
эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность
финансовой отчетности.
При проведении
аудиторской проверки принимаются во внимание две стороны существенности:
качественная и количественная.
К качественной стороне
относится использование аудитором своего профессионального суждения для
определения, носят или не носят существенный характер, отмеченные в ходе
проверки, отклонения порядка совершённых хозяйствующим субъектом финансовых и
хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в
Республике Казахстан.
К количественной стороне
относится оценка, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные
отклонения величину намеченного критерия уровня существенности.
Нахождение уровня
существенности
Уровень существенности -
это то предельное значение ошибки финансовой отчётности, начиная с которой
квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности
перестанет быть в состоянии делать на её основе правильные выводы и принимать
правильные экономические решения.
Базовые показатели для
определения уровня существенности приведены в таблице.
Наименование базового показателя
Значение базового показателя фин.
отчетности
Доля (%)
Значение, применяемое для
нахождения уровня существенности
1
2
3
4
1. Чистый доход (убыток)
5
2.Доход от реализации продукции
(работ, услуг)
2
3.Валюта баланса
2
4.Собственный капитал
10
5. Себестоимость продукции (работ,
услуг) + расходы периода
2
Уровень существенности
определяется следующим образом. По итогам финансового года в хозяйствующем
субъекте, подлежащем проверке, определяются финансовые показатели,
перечисленные в первой графе. Их значение должно быть занесено в графу 2 в тех
денежных единицах, в которых подготовлена финансовая отчётность. От этих
показателей берутся процентные доли, приведённые в третьей графе таблицы, после
чего полученный результат заносится в четвёртый столбец.
Из полученной
совокупности значений исключается не более одного минимального значения или
одного максимального значения, если такое значение отличается на 2 и более
порядка от величины остальных значений.
На базе полученных
показателей рассчитывается средняя величина, которую для удобства работы можно
округлить, но так, чтобы после округления её значение изменилось бы не более
чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения.
Данная величина является
уровнем существенности, который может использовать аудитор в своей работе.
ВСА – рабочие документы
Под термином
«документация» понимаются рабочие документы, подготовленные аудитором,
полученные и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.
Рабочие документы:
Помогают при планировании
и проведении аудита;
Помогают при контроле и
обзоре аудиторской работы;
Содержат аудиторские
доказательства, полученные в результате выполненной аудиторской работы,
подтверждающие аудиторское заключение.
Форма и содержание
рабочих документов
В рабочих документах
аудитор должен отражать информацию о планировании аудиторской работы, о
характере, сроках и объеме выполненных аудиторских процедур, о последующих
результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских
доказательств.
Объем рабочих документов
определяется исходя из профессионального суждения аудитора, поскольку нет
необходимости и было бы нецелесообразно документировать каждый вопрос,
рассматриваемый аудитором.
Рабочие документы
обычно содержат:
Информацию, касающуюся
юридической и организационной структуры субъекта;
Извлечения из важных
юридических документов, договоров и протоколов или копии таких документов;
Информацию об отрасли,
экономической конъюнктуре и правовой базе, в условиях которых субъект
осуществляет свою деятельность;
Доказательства,
подтверждающие процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения
к ним;
Доказательства понимания
аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
Доказательства,
подтверждающие оценку неотъемлемого риска, риска контроля и любых изменений
этих оценок;
Доказательство,
подтверждающее факт рассмотрения аудитором работы службы внутреннего аудита и
сделанных выводов;
Анализ операций и сальдо
счетов;
Анализ значимых
коэффициентов и тенденций;
Описание характера,
сроков и объема выполненных аудиторских процедур и результатов таких процедур;
Доказательства,
подтверждающие, что работа, выполнявшаяся ассистентами аудитора,
контролировалась и проверялась;
Указание на то, кто
выполнял аудиторские процедуры, и когда они были выполнены;
Подробную информацию о
процедурах, осуществляющихся в отношении финансовой отчетности составных
частей, аудит которых проводится другим аудитором;
Копии корреспонденции с
другими аудиторами, экспертами и третьими сторонами;
Копии писем или служебных
записок касательно аспектов аудита, доведенных до сведения или обсуждавшихся с
субъектом, включая условия соглашения и существенные недостатки внутреннего
контроля;
Письма – представления,
полученные от субъекта;
Выводы, сделанные
аудитором по значимым аспектам аудита, включая то, каким образом исключения и
необычные обстоятельства, если таковые имели место, раскрытие аудитором в ходе
выполнения аудиторских процедур, разрешались или обрабатывались;
Копии финансовой
отчетности и аудиторского отчета.
ВСА – изучение системы БУ
и ВК
В ходе аудиторской
проверки аудитор обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета, которая
применяется на проверяемом им хозяйствующем субъекте.
При этом изучаются и
оцениваются средства контроля, на основе которых, аудитор предполагает
определить масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.
Особенности системы
внутреннего контроля и степень его формализации должны соответствовать
масштабам хозяйствующего субъекта и особенностям его деятельности. Аудитор в
ходе аудиторской проверки обязан получить достаточную убежденность в том, что
система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность
проверяемого хозяйствующего субъекта. Степень организации системы внутреннего
контроля может способствовать формированию такой убежденности.
Требования, предъявляемые
к изучению и оценке системы бухгалтерского учета
Знакомство с системой
бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о
следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого хозяйствующего
субъекта:
а) учетная политика и
основные принципы ведения бухгалтерского учета;
б) организационная
структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и
подготовку финансовой отчетности;
в) распределение обязанностей
и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и
подготовке отчетности;
г) организация подготовки,
оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
д) порядок отражения
хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета формы и методы
обобщения данных таких регистров;
е) порядок подготовки
периодической финансовой отчетности на основе данных бухгалтерского учета,
ж) роль и место средств
вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;
з) критические области
учета, где риск возникновения ошибок или искажений финансовой отчетности
особенно высок;
и) средства контроля,
предусмотренные в отдельных областях системы учета.
Система бухгалтерского
учета хозяйствующего субъекта может считаться эффективной, если в ходе фиксации
хозяйственных операций выполняются следующие требования:
а) операции в учете
правильно отражают временной период их осуществления;
б) операции в учете
зафиксированы в правильных суммах;
в) операции правильно, и
в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой,
отражены на счетах бухгалтерского учета:
г) зафиксированы детали
операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;
д) ограничена возможность
появления злоупотреблений.
Требования, предъявляемые
к изучению и оценке системы внутреннего контроля
Аудитор Компании в ходе
аудиторской проверки должен принимать во внимание, что система внутреннего
контроля хозяйствующего субъекта должна включать в себя:
1 Надлежащую систему
бухгалтерского учета
2.Контрольную среду
3 Отдельные средства
контроля
Порядок оценки системы
внутреннего контроля в ходе аудита
Аудитор Компании обязан
оценить систему внутреннего контроля хозяйствующего субъекта не менее чем в
следующие три этапа:
а) общее знакомство с
системой внутреннего контроля;
б) первичная оценка
надежности системы внутреннего контроля;
в) подтверждение
достоверности оценки системы внутреннего контроля.
ВСА – Отражение событий
после отчетной даты
Дата подписания
аудиторского заключения
Аудиторский отчет должен
иметь дату подписания, после которой в него не может быть внесено ни одного
изменения, не оговоренного с хозяйствующим субъектом. До этой даты должны быть
завершены сбор аудиторских доказательств и исследование событий, предшествующих
дате подписания аудиторского отчета.
События, происшедшие до
даты аудиторского заключения
Аудитор должен достичь
уверенности в том, что все существенные обстоятельства и события, подлежащие
отражению в финансовой отчетности до даты подписания аудиторского отчета,
должным образом определены, оценены и проверены.
Аудитору необходимо
оценить допущение непрерывности деятельности хозяйствующего субъекта, в
частности, его возможность продолжать свою деятельность в обозримом будущем и
исполнять имеющиеся обязательства после даты составления финансовой отчетности.
Аудитору также надлежит
оценить неопределенные обязательства хозяйствующего субъекта, т. е.
потенциальные, будущие обязательства его на не точно известную сумму, которые
являются результатом ею предшествующей деятельности и существенно могут
изменить его финансовое положение по сравнению с отраженным в финансовой отчетности.
Для оценки существенных
событий и неопределенных обязательств хозяйствующего субъекта аудитору
необходимо выполнить следующие процедуры:
б) изучение информации о
претензиях налоговых органов;
в) анализ характера
юридических услуг, оказываемых хозяйствующему субъекту;
г) получение сведений о
ходе судебных процессов и других конфликтов с третьими сторонами (при
необходимости от независимых юристов);
д) другие процедуры,
исходя из обстоятельств,
События, произошедшие
после отчетной даты, но до даты представления финансовой отчетности
пользователям
Компания не несет
ответственности за события, произошедшие после даты подписания аудиторского
отчета о финансовой отчетности, оно не обязано проводить каких-либо специальных
исследований и работ для выявления и анализа таких событий по завершении
аудита. Ответственность за информирование аудиторской компании о таких событиях
несет руководство хозяйствующего субъекта.
При внесении поправок в
финансовую отчетность, после даты её составления, аудитору следует убедиться в
правильности таких поправок. В этом случае надлежит продолжить проверку и
подготовить новый аудиторский отчет, в котором должна содержаться ссылка на
ранее подготовленный аудиторский отчет.
Обнаружение фактов,
произошедших после даты представления финансовой отчетности пользователям
Компания не несет
ответственности за события, произошедшие после даты подписания аудиторского
отчета о финансовой отчетности и после даты представления её субъектам
пользователям.
Все действия аудитора, в
отношении событий и фактов, происшедших после составления финансовой отчетности
и (или) после дат представления финансовой отчетности, и все решения
Аудиторской компании «FinEx»
по таким событиям и фактам, должны быть в обязательном порядке отражены в
рабочей документации аудитора.
ВСА – Действие аудитора
при выявлении искаженной ФО
Виды искажений финансовой
отчетности
Искажением финансовой
отчетности является неверное отражение и представление данных бухгалтерского
учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения, при этом
оно может быть двух видов: преднамеренное и непреднамеренное.
Как преднамеренное, так и
непреднамеренное искажение финансовой отчетности может быть у проверяемого
хозяйствующего субъекта существенным или несущественным.
Факторы, влияющие на
увеличение риска искажений финансовой отчетности
В ходе аудита Компания
оценивает риск появления искажений финансовой отчетности и риск не обнаружения
искажений финансовой отчетности. Учитывается наличие определенных факторов,
способствующих повышению риска появления как непреднамеренных, так и преднамеренных
искажений.
Особенности действий
аудитора при выявлении искажений финансовой отчетности
При проведении
аудиторской проверки, в том числе при планировании аудита, должно учитываться
возможное наличие искажений финансовой отчетности проверяемого хозяйствующего
субъекта. Именно исходя из этого должны быть разработаны соответствующие
аудиторские процедуры и оценен риск искажений финансовой отчетности.
В случае выявления
искажений финансовой отчетности хозяйствующего субъекта аудиторская организация
должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех
существенных отношениях.
Аудитор должен в случае
выявления искажений финансовой отчетности корректировать разработанные им
аудиторские процедуры в зависимости от:
а) видов нарушений,
имевших место в организации и ведущих к появлению искажений;
б) степени существенности
выявленных искажений;
в) риска появления
искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений.
При выявлении искажений финансовой
отчетности необходимо оценить, насколько эффективно действующая у
хозяйствующего субъекта система внутреннего контроля препятствует возникновению
различных нарушений, ведущих к появлению искажений финансовой отчетности.
Ответственность сторон в
связи с выявлением искажений финансовой отчетности
Компания ответственна за
выражение объективного и обоснованного мнения о достоверности финансовой
отчетности, представленного в письменном виде в аудиторском отчете, а также за
правильность и полноту данных, отраженных в отчете. Кроме того, она несет
ответственность за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации
хозяйствующего субъекта, выразившееся в разглашении сведений о выявленных
искажениях финансовой отчетности третьим лицам (за исключением случаев, прямо
предусмотренных действующим законодательством).
ВСА - Составление отчетов
Назначение аудиторского
отчета
Аудиторский отчет о
финансовой отчетности хозяйствующего субъекта представляет мнение аудиторской
компании о достоверности этой отчетности.
Мнение о достоверности
финансовой отчетности должно выражать оценку аудиторской компанией соответствия
во всех существенных аспектах финансовой отчетности нормативному акту,
регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Республике Казахстан.
По результатам
проведенного аудита финансовой отчетности хозяйствующего субъекта аудиторская
компания должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме
безусловно положительного, условно положительного или отрицательного либо
отказаться в аудиторском отчете от выражения своего мнения.
Принципы составления аудиторского
отчета
Аудиторский отчет
составляется по результатам аудита финансовой отчетности хозяйствующего
субъекта, проведенного аудиторской компанией.
В аудиторском отчете
объект аудита должен быть обозначен наименованиями всех составляющих финансовой
отчетности, в отношении которых проводится аудит.
Обозначение объекта
аудита должно также содержать отчетный период, отчетную дату и наименование
хозяйствующего субъекта в соответствии с его учредительными документами.
При составлении
аудиторского отчета аудиторская компания должна принимать во внимание все
существенные обстоятельства, установленные в результате аудита финансовой
отчетности хозяйствующего субъекта. Существенными признаются обстоятельства,
значительно влияющие на достоверность финансовой отчетности хозяйствующего
субъекта.
В аудиторском отчете
кроме безусловно положительного должны быть ясно и полно изложены все
существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской компанией
аудиторского отчета, отличного от безусловно положительного. Аудиторский отчет
должен содержать, если это возможно, оценку в стоимостном выражении влияния таких
обстоятельств на финансовой отчетность хозяйствующего субъекта.
Если в результате аудита
хозяйствующий субъект произвел необходимые поправки в финансовой отчетности до
представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторский отчет не должен
содержать указаний на эти поправки.
Стоимостные показатели в
аудиторском отчете должны быть выражены в валюте РК тенге или тыс. тенге.
III.
Financial
analysis of “Rakhat” JSC
АО «Казахтелеком»
является одной из крупнейших компаний в нашей стране. Она осуществляет
предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан по
предоставлению услуг местной, междугородной, международной телефонной связи,
передачи данных и телеграфной связи, подвижной радиотелефонной связи, услуг по
трансляции телевизионных и звуковых программ на основании генеральной лицензии,
выданной Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи АБА №000001
от 28 мая 2004 года.
Для более
внимательного ознакомления с компанией следует взглянуть на Таблицу 3, где представлены основные показатели финансовой
отчетности АО «Казахтелеком» на 31 декабря 2008 года.
Таблица 3. Основные
показатели финансовой отчетности АО «Казахтелеком» на 31 декабря 2008 года (в
тыс тенге/в штуках).
Показатель
в тыс тг/в шт
Итого текущие активы
42 641 788
Итого долгосрочные активы
287 781 840
Итого текущие обязательства
35 749 602
Итого долгосрочные обязательства
103 601 890
Итого капитал
191 072 136
Доход от реализации
142 263 079
Себестоимость реализованной
продукции
91 804 127
Прочие доходы
21 231 111
Административные и прочие расходы
49 437 152
Расходы по корпоративному
подоходному налогу
6 026 018
Доля меньшинства
3 127 132
Итоговая прибыль за период
13 099 761
Количество простых акций
10 922 876
Прибыль на одну простую акцию
1,18
Дивиденд на одну простую акцию
0,535
Количество привилегированных акций
403 194
Дивиденд на одну привилегированную
акцию
0,51
Анализируя
Таблицу 2, следует обратить более пристальное внимание на то, что собственный
капитал компании в структуре Обязательств и собственного капитала занимает
больший процентаж. Это говорит о небольшом уровне финансового левериджа, что
свидетельствует о стойкости АО «Казахтелеком» при нынешнем тяжелом положении
многих компаний вследствие зависимости от заемных средств.
Также следует
обратить внимание на стабильную выплату дивидендов по простым акциям в данном
периоде. Это соотношение говорит о том, что компания и в будущем будет
придерживаться стабильной выплаты дивидендов по простым акциям, полностью
соответствуя ожиданиям менее рискованного инвестора, тем самым оправдывая
дивидендную политику «Синицы в руках».
Более подробный
анализ финансовой отчетности следует в следующих разделах отчета.
Горизонтальный
анализ
Общепринятые принципы
финансового анализа и бухгалтерского учета предусматривают сопоставимость
финансовых отчетов текущего и предыдущего периодов. И отправной точкой при
изучении отчетов является горизонтальный анализ, который включает подсчет
изменений различных статей в стоимостном и процентном выражении из года в год.
Изменение в процентах показывает их долю в величине вовлеченных средств.
Изменение в процентах
рассчитывается следующим образом:
Проведя горизонтальный
анализ консолидированного баланса и отчета о доходах и расходах АО
«Казахтелеком» и просматривая изменение (в %), можно явно заметить резкое
увеличение или понижение какой-либо статьи баланса. Именно такой анализ дает
четкую картину происходящего в компании, так как восприятие числовых данных
происходит слабо, что затрудняет какой-либо анализ.
При
горизонтальном анализе финансовой отчетности АО «Казахтелеком» финансоваые
показатели за 2006 год используются в качестве базовых.
Так как в общей практике
рекомендуется выделять только значимые статьи или же статьи, где имеются
заметные изменения, в Таблице 4, где представлен горизонтальный анализ
(значения в процентах) баланса АО «Казахтелеком», следует обратить более
пристальное внимание на статьи, выделенные жирным шрифтом.
Одним из важнейших
показателей актива баланса для любой компании являются денежные средства. Итак,
как это можно легко заметить из Таблицы 2, в изучаемые периоды наблюдается
некоторое непостоянство количества денежных средств компании по отношению к
базовому году (увеличение на 394,35% и 176,05% в 2007 и 2008 годах
соответственно).
Таблица 4.
Горизонтальный анализ баланса АО «Казахтелеком» за 2007-2008 годы (базовый год
– 2006 год)
2007/2006
2008/2006
АКТИВЫ
I. КРАТКОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ:
Денежные средства и их эквиваленты
394,35%
176,05%
Краткосрочная дебиторская задолженность
-0,54%
15,06%
Запасы
-23,71%
-13,03%
Текущие налоговые активы
-4,51%
144,64%
Прочие краткосрочные активы
-77,64%
-67,39%
Итого краткосрочных активов
42,26%
31,34%
II. ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ
Долгосрочные финансовые инвестиции
-90,61%
-90,61%
Долгосрочная дебиторская
задолженность
-85,15%
-58,53%
Инвестиции, учитываемые методом
долевого участия
9,16%
29,73%
Основные средства
19,53%
46,62%
Нематериальные активы
29,77%
-9,25%
Прочие долгосрочные активы
205,73%
228,78%
Итого долгосрочных активов
28,90%
43,08%
Баланс
30,76%
41,45%
ПАССИВЫ
III. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Краткосрочные финансовые
обязательства
-74,87%
-75,75%
Обязательства по налогам
64,08%
3,81%
Обязательства по другим
обязательным и добровольным платежам
42,38%
57,61%
Краткосрочная кредиторская
задолженность
92,04%
111,99%
Краткосрочные оценочные
обязательства
Прочие краткосрочные обязательства
-70,13%
-69,75%
Итого краткосрочных обязательств
-38,88%
-35,94%
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Долгосрочные финансовые
обязательства
190,60%
206,18%
Долгосрочная кредиторская
задолженность
79,69%
235,24%
Долгосрочные оценочные
обязательства
440,57%
638,75%
Отложенные налоговые обязательства
103,28%
20,23%
Прочие долгосрочные обязательства
589,39%
589,39%
Итого долгосрочных обязательств
164,07%
162,79%
V. КАПИТАЛ
Выпущенный капитал
-2,26%
-2,26%
Выкупленные собственные долевые
инструменты
0,00%
0,00%
Резервы
0,00%
-3,27%
Нераспределенный доход
24,97%
48,69%
Доля меньшинства
3774,69%
4239,83%
Итого капитал
20,86%
38,09%
Баланс
30,76%
41,45%
Одновременно наблюдается
непостоянство краткосрочной дебиторской задолженности (уменьшение на 0,54% и
увеличение на 15,06% в 2007 и 2008 годах соответственно). То есть, изменение
денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности обратно
пропорциональны.
Это можно объяснить тем,
что в первый год возникновения кризиса на мировой и казахстанской арене,
компания приняла срочные меры по погашению краткосрочной дебиторской
задолженности по абонентской плате своих клиентов, тем самым, проводя
аккумуляцию денежных средств. Однако, в следующий год произошло увеличение
краткосрочной дебиторской задолженности, что объясняется фактом краткосрочной
неплатежеспособности некоторых клиентов компании. В целом можно сказать, что в
2007 и 2008 годах происходит увеличение краткосрочных активов компании, что
является благоприятным фактором вследствие высокой ликвидности данной категории
активов.
В разделе долгосрочных
активов компании произошли значительные изменения в статье долгосрочных
финансовых инвестиций и основных средств.
В 2007 году компания
сократила долгосрочные финансовые инвестиции на 90,61%. Это можно объяснить
тем, что в период финансового кризиса, компания приняла решение по извлечению
средств из данной статьи по причине рискованности вкладов в долгосрочном
периоде. В 2008 году вклады в долгосрочные финансовые инвестиции сохранились на
том же уровне и составили 73 342 тенге.
Положительным фактором
явилось увеличение основных средств компании на 19,53% в 2007 году и на 46,62%
в 2008 году относительно 2006 года. Увеличение основных средств компании
позволило провести расширение и оптимизацию услуг, предоставляемых компанией.
В целом также произошло
увеличение совокупных долгосрочных активов компании на 28,90% и 43,08% в 2007 и
2008 годах соответственно относительно показателей 2006 года.
В разделе краткосрочных
обязательств пассива компании произошли значительные изменения в таких статьях
как краткосрочные финансовые обязательства, обязательства по налогам,
краткосрочная кредиторская задолженность.
В 2007 году краткосрочные
финансовые обязательства компании были сокращены на 74,87% по отношению к
аналогичному показателю 2006 года. Далее в 2008 году данный показатель остался
примерно на уровне 2007 года и сократился на 75,75% по отношению к 2006 году.
Более того, в 2007 и 20008 годах по сравнению с 2006 годом произошло
значительное уменьшение прочих краткосрочных обязательств на 70,13% и 69,75%
соответственно. Это говорит о том, что в кризисный момент компания не только
попыталась вернуть долги своих дебиторов, но и не «забыла» вернуть и свои долги
также.
Однако, наблюдается
значительное увеличение по краткосрочной кредиторской задолженности(на 92,04% и
111,99% в 2007 и 2008 года соответственно) и волатильность обязательств по
налогам (увеличение на 64,08% и 3.81% в 2007 и 2008 годах соответственно), что
связано с несвоевременным погашением дебиторской задолженности клиентов
компании.
В целом наблюдается
общее уменьшение совокупных краткосрочных обязательств: 38,88% и 35,94% в 2007
и 2008 годах соответственно.
В части долгосрочных
обязательств происходит значительное увеличение долгосрочной кредиторской
задолженности: 79,69% в 2007 году и 235,24% в 2008 году относительно 2006 года.
Это можно объяснить соответственным увеличением основных средств компании в
части долгосрочных активов.
В целом же происходит
увеличение совокупных долгосрочных обязательств компании на 164,07% и 162,79% в
2007 и 2008 годах соответственно.
В части собственного
капитала компании происходят также изменения. То есть происходит уменьшение
выпущенного капитала на 2,26% в 2007 году. Также можно отметить, что происходит
рост нераспределенной прибыли компании (24,97% в 2007 году и 48,69% в 2008
году). Это является благоприятным фактором, так как свидетельствует о
стабильном приросте прибыли АО «Казахтелеком» из года в год.
В общем же можно
охарактеризовать увеличение валюты баланса компании на 30,76% в 2007 году и
41,45% в 2008 году относительно показателей 2006 года. Это является
благоприятным показателем, свидетельствующем о росте теоретической стоимости
компании.
Горизонтальный
анализ отчета о прибылях и убытках компании является также ключевым моментом в
раскрытии финансового положения компании.
Так как в общей практике
рекомендуется выделять только значимые статьи или же статьи, где имеются
заметные изменения, в Таблице 5, где представлен горизонтальный анализ
(значения в процентах) отчета о прибылях и убытках АО «Казахтелеком», следует
обратить более пристальное внимание на статьи, выделенные жирным шрифтом.
Анализируя
данные, представленные в Таблице 5, можно выявить что в течение 2007 и 2008
годов в финансовом положении компании произошли большие изменения.
Таблица 5.
Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках АО «Казахтелеком» за
2007-2008 годы (базовый год – 2006 год)
2007/2006
2008/2006
Доход от реализации продукции и
оказания услуг
11,99%
24,70%
Себестоимость реализованной
продукции и оказанных услуг
21,71%
42,09%
Валовая прибыль
-0,71%
1,98%
Доходы от финансирования
-0,44%
250,83%
Прочие доходы
29,60%
0,25%
Расходы на реализацию продукции и
оказание услуг
96,84%
219,00%
Административные расходы
14,43%
22,19%
Расходы на финансирование
30,32%
54,35%
Прочие расходы
41,12%
2317,96%
Доля прибыли/(убытка) организаций,
учитываемых по методу долевого участия
16,26%
30,75%
Прибыль (убыток) за период от
продолжаемой деятельности
-7,20%
-48,12%
Прибыль (убыток) до налогообложения
-7,20%
-48,12%
Расходы по корпоративному
подоходному налогу
2,26%
-34,94%
Итоговая прибыль (убыток) за период
до вычета доли меньшинства
-9,81%
-51,75%
Доля меньшинства
55723,51%
66026,71%
Итоговая прибыль (убыток) за период
-17,65%
-61,04%
Положительную динамику
представляет тот факт, что доход от реализации продукции и оказания услуг
увеличился на 11,99% в 2007 году и далее 24,70% в 2008 году относительно
показателей 2006 года. Это объясняется тем, что в последние годы АО
«Казахтелеком» вывел на рынок новые продукты (Megaline, Neo и др.), которые получили широкое распространение среди населения
нашей страны.
Однако, рост
валовой прибыли оказался отрицательным в 2007 году, то есть произошло
уменьшение прибыли на 0,71% по сравнению с 2006 годом. В 2008 году произошло
незначительное улучшение и рост прибыли составил 1.98% по сравнению с 2006
годом. Несмотря на увеличение дохода от реализации компании, данный факт
объясняется возрошлей себестоимостью реализованной продукции и оказанных услуг.
В противовес
увеличению доходов от финансирования (250,83% в 2008 году) произошло значительное
увеличение расходов компании: расходы на реализацию увеличились на 96,84% и
219%; административные расходы увеличились на 14,43% и 22,19%; расходы на
финансирования увеличились на 30,32% и 54,35%; прочие расходы увеличились на
41,12% и 2317,96% в 2007 и 2008 года соответственно относительно показателей
2006 года.
В итоге, несмотря
на увеличение доходов компании, итоговая прибыль оказалась потерпела
значительное уменьшение как в относительном так и в абсолютном значении.
Уменьшение итоговой прибыли в 2007 году составило 17,65%, в то время как в 2008
году этот показатель приравнялся к 61,04%.
Однако, хотя и
произошло увеличение издержек и соответсвенно уменьшение прибыли компании,
уверенно прогнозируется стабилизиция показателей в ближайшее время, так как АО
«Казахтелеком» является одной из системообразующих компаний-монополий на
территории Республики Казахстан.
Вертикальный
анализ
Заключения
вертикальный анализ финансовой отчетности компании являются одними из важнейших
факторов при проведении финансовой реструктуризации либо оптимизации
управленческих решений компании.
При проведении
вертикального анализа целая часть приравнивается к 100%: в бухгалтерском
балансе – итого всех активов, сумма всех обязательств и собственного капитала;
а в отчете о расходах и доходах (прибылях и убытках) – доход от реализованной
продукции. Затем исчисляется удельный вес каждой составляющей, которые
вычисляются следующим образом:
для бухгалтерского
баланса:
для отчета о прибылях и
убытках:
Итак, в Таблице 6 представлен
вертикальный анализ баланса АО «Казахтелеком» за 2006-2008 годы. Данный анализ
полезен для сравнения важности отдельной группы средств или их источников в
разрезе нескольких лет.
В разрезе
веритикального анализа за рассматриваемые 2006-2008 годы в разделе активов
компании текущие активы составили 13,90% в 2006 году, 15,12% в 2007 году,
12,91% в 2008 году; в то время как долгосрочные активы составлили 86,10% в 2006
году, 84,88% в 2007 году, 87,09% в 2008 году. Данное превышение примерно в 5,5
раз обусловлено такой большой статьей баланса как основные средства компании.
За рассматриваемые периоды основные средства составили в среднем 50,20% валюты
баланса компании.
Таблица 6.
Вертикальный анализ баланса АО «Казахтелеком» за 2006-2008 годы
2006
2007
2008
АКТИВЫ
I. КРАТКОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ:
Денежные средства и их эквиваленты
1,88%
7,12%
3,68%
Краткосрочные финансовые инвестиции
0,28%
0,12%
Краткосрочная дебиторская
задолженность
6,93%
5,27%
5,64%
Запасы
2,67%
1,56%
1,64%
Текущие налоговые активы
0,85%
0,62%
1,47%
Прочие краткосрочные активы
1,57%
0,27%
0,36%
Итого краткосрочных активов
13,90%
15,12%
12,91%
II. ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ
Долгосрочные финансовые инвестиции
0,33%
0,02%
0,02%
Долгосрочная дебиторская
задолженность
1,27%
0,14%
0,37%
Инвестиции, учитываемые методом
долевого участия
14,84%
12,38%
13,61%
Инвестиционная недвижимость
0,43%
0,00%
Основные средства
51,04%
46,66%
52,90%
Нематериальные активы
13,78%
13,67%
8,84%
Отложенные налоговые активы
0,23%
0,08%
Прочие долгосрочные активы
4,85%
11,34%
11,28%
Итого долгосрочных активов
86,10%
84,88%
87,09%
Баланс
100,00%
100,00%
100,00%
ПАССИВЫ
III. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Краткосрочные финансовые
обязательства
14,66%
2,82%
2,51%
Обязательства по налогам
0,28%
0,35%
0,20%
Обязательства по другим обязательным
и добровольным платежам
0,13%
0,14%
0,14%
Краткосрочная кредиторская
задолженность
4,52%
6,63%
6,77%
Краткосрочные оценочные
обязательства
0,00%
0,24%
0,27%
Прочие краткосрочные обязательства
4,31%
0,98%
0,92%
Итого краткосрочных обязательств
23,89%
11,17%
10,82%
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Долгосрочные финансовые
обязательства
10,07%
22,39%
21,81%
Долгосрочная кредиторская
задолженность
1,23%
1,68%
2,90%
Долгосрочные оценочные
обязательства
0,29%
1,18%
1,50%
Отложенные налоговые обязательства
5,13%
7,97%
4,36%
Прочие долгосрочные обязательства
0,16%
0,85%
0,79%
Итого долгосрочных обязательств
16,88%
34,08%
31,35%
V. КАПИТАЛ
Выпущенный капитал
15,30%
11,44%
10,57%
Выкупленные собственные долевые
инструменты
1,14%
0,87%
0,80%
Резервы
0,78%
0,60%
0,53%
Нераспределенный доход
41,96%
40,10%
44,11%
Доля меньшинства
0,06%
1,75%
1,81%
Итого капитал
59,23%
54,75%
57,83%
Баланс
100,00%
100,00%
100,00%
В разделе
пассивов наибольшую часть занимает собственный капитал. Как уже было сказано
ранее, данное благоприятный факт говорит об относительно невысоком уровне
финансового левереджа компании. Итак, собственный капитал компании составил
59,23% в 2006 году, 54,75% в 2007 году, 57,83% в 2008 году от валюты баланса.
Также следует отметить, что довольно значительной статьей в собственном
капитале компании является нераспределенный доход, который в среднем составил
42,06% от валюты баланса.
Также в ходе
вертикального анализа баланса компании становится очевидной перегруппировка источников
финансирования: происходит уменьшение краткосрочных обязательств компании и
увеличение долгосрочных обязательств компании. То есть, если в 2006 году
краткосрочные обязательства составляли 23,89%, а долгосрочные – 16,88% от
валюты баланса, то в дальнейшем краткосрочные обязательства уменьшились до
11,17% и 10,82% в 2007 и 2008 годы соответсвенно, а долгосрочные обязательства
увеличились до 34,08% и 31,35% в 2007 и 2008 годах соответственно. Это
объясняется возникновением новых обстоятельств, связанных с нестабильностью в
экономике. Отходя от краткосрочного финансирования и переходя на долгосрочное –
компания приняла более осторожную политику в целях ограничения риска
собственного дефолта.
Далее, в Таблице 7 представлен вертикальный
анализ отчета о прибылях и убытках АО «Казахтелеком» за 2006-2008 годы. Данный
анализ полезен для сравнения важности отдельной группы средств или их
источников в разрезе нескольких лет.
Валовая прибыль
компании составила 43,37% в 2006 году, 38,45% в 2007 году, 35,47% в 2008 году
от валового дохода от реализации продукции и оказания услуг. Хотя за указанные
периоды произошло увеличение себестоимости продукции и оказания услуг, все же
валовая прибыль остается на достаточно высоком процентажном уровне.
Анализируя
расходы периода компании, следует обратить внимание на довольно большой
удельный вес административных расходов, которые составили в среднем 14,76% в
2006-2008 годы. Это объясняется тем, что данный вид услуг, оказываемых
компанией, трубует большого количества административного персонала.
Итоговая прибыль
компании составила 29,47% в 2006 году, 21,67% в 2007 году и 9,21% в 2008 году.
Значительное уменьшение итоговой прибыли в 2008 году можно объяснить как
увеличившейся себестоимостью реализованной продукции и оказанных услуг, так и
увеличением расходов на реализацию и резким скачком прочих расходов компании,
соотношение с доходом от реализации которых выросло с 0,78% в 2007 году до
12,03% в 2008 году.
Таблица 7.
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках АО «Казахтелеком» за 2006-2008
годы
2006
2007
2008
Доход от реализации продукции и
оказания услуг
100,00%
100,00%
100,00%
Себестоимость реализованной
продукции и оказанных услуг
56,63%
61,55%
64,53%
Валовая прибыль
43,37%
38,45%
35,47%
Доходы от финансирования
0,20%
0,18%
0,56%
Прочие доходы
2,20%
2,55%
1,77%
Расходы на реализацию продукции и
оказание услуг
1,75%
3,07%
4,47%
Административные расходы
14,75%
15,08%
14,46%
Расходы на финансирование
3,06%
3,57%
3,79%
Прочие расходы
0,62%
0,78%
12,03%
Доля прибыли/(убытка) организаций,
учитываемых по методу долевого участия
12,01%
12,47%
12,59%
Прибыль (убыток) за период от
продолжаемой деятельности
37,60%
31,15%
15,64%
Прибыль (убыток) до налогообложения
37,60%
31,15%
15,64%
Расходы по корпоративному подоходному
налогу
8,12%
7,41%
4,24%
Итоговая прибыль (убыток) за период
до вычета доли меньшинства
29,48%
23,74%
11,41%
Доля меньшинства
0,00%
2,07%
2,20%
Итоговая прибыль (убыток) за период
29,47%
21,67%
9,21%
В итоге, можно сказать,
что, несмотря на
значительное уменьшение итоговой прибыли за 2008 год, следует отметить, что
совокупный нераспределенный доход компании все же остается на достаточно
высоком уровне.
Анализ финансовых
коэффициентов
Анализ финансовых
коэффициентов является неотъемлемой частью анализа финансовой отчетности
компаниии. Таким образом, анализ финансовых коэффициентов можно разбить на
несколько частей, таких как Оценка показателей рентабельности, Анализ структуры
капитала, Анализ дивидендной политики, Оценка чистого оборотного капитала, текущих финансовых потребностей, а также Анализ коэффициентов
ликвидности.
Оценка
показателей рентабельности АО «Казахтелеком» представлена в Таблице 8. В
течение всего исследуемого периода наблюдается некоторый спад по всем
показателям рентабельности. Так, чистая рентабельность активов упала с 0,14 до
0,04, а чистая рентабельность собственного капитала снизилась с 0,24 до 0,07 в
периоде 2006-2008 годов.
Таблица 8. Оценка показателей рентабельности на
2006-2008 года
2006
2007
2008
ЧРа (ROA)
0,14
0,09
0,04
ЧРск (ROE)
0,24
0,17
0,07
Чистая прибыль на акцию (EPS) (в
тыс)
3,06
2,52
1,18
Коэффициент ценности акции (P/E)
13,07
14,70
11,86
Коэффициент котировки акции (M-to-B
Ratio)
3,16
2,42
0,80
Анализ структуры
капитала компании представлен в Таблице 9. Эфект финансового рычага увеличился
с 1,08 до 1,24 в рассматриваемых периодах, что может объясняться увеличение
активной части баланса компании. Однако, данное увеличение можно считать
незначительным, так как все же уровень эффекта финансового рычага придерживается
единицы.
Таблица 9.
Анализ структуры капитала на 2006-2008 года
2006
2007
2008
Эффект финансового рычага
1,08
1,11
1,24
Коэффициенты по
анализу дивидендной политики АО «Казахтелеком» за рассматриваемый период
представлены в Таблице 10. На конец 2008 года компания выпустила 12 922 876 простых акций и
403 194 привилегированных акций. Следует отметить, что, несмотря на
уменьшение итоговой прибыли компании, значение коэффициента выплаты дивидендов
увеличилось с 0,13 в 2006 году до 0,45 в 2008 году. Это соответствует
стабильной политике выплаты дивидендов по простым акциям. Однако, значение
коэффициента цена-дивиденд значительно упало за рассматриваемый период в связи
с падением рыночной стоимости одной акции на Казахстанской бирже KASE c 40 000 тенге в 2006 году до 14 000 тенге в 2008 году.
Таблица 10.
Анализ дивидендной политики на 2006-2008 года
2006
2007
2008
коэффициент выплаты дивидендов (D
p/o Ratio)
0,13
0,20
0,45
дивиденд на акцию (DPS)
398,21
498,99
535,00
коэффициент цена-дивиденд (P/D)
100,45
74,15
26,17
Оценка чистого
оборотного капитала компании и оценка текущей ликвидности компании представлены
в Таблице 11. Следует
отметить, что, несмотря на то что в 2006 году в компании был дефицит денежных
средств, однако в 2007 и 2008 годах компания смогла выправить свое положение.
Таким образом, излишек денежных средств составил более 5 миллионов тенге на
конец 2008 года.
Значение коэффициент
текущей ликвидности также улучшилось за рассматриваемый период, так что к концу
2008 года он чуть превысил нормы и составил 1,19.
Таблица 11. Расчет и
оценка чистого оборотного капитала, текущих финансовых потребностей, коэффициента текущей
ликвидности на 2006-2008 года
2006
2007
2008
Чистый оборотный капитал (ЧОК) в
тыс
-23338256
12078950
6892186
Текущие финансовые потребности
(ТФП) (в тыс)
11882224
606029
1694743
Излишек (дефицит) денежных средств
(в тыс)
-35220480
11472921
5197443
Коэффициент текущей ликвидности
0,58
1,35
1,19
АО «Казахтелеком»
является национальным
оператором связи Казахстана, а также является одной из самых динамично
развивающихся телекоммуникационных компаний на постсоветском пространстве.
Данная компания предоставляет широкий спектр информационно-коммуникационных
услуг.
Анализ финансовой
отчетности АО «Казахтелеком» свидетельствует о том, что данная компания имеет
большой потенциал дальнейшего развития.
При анализе были
обнаружены следующие позитивные факторы.
Во-первых, компания имеет
достаточно большой объем капитала, вложенный в основные средства, что является
главной базой для дальнейшего роста и развития.
Во-вторых, данная
компания имеет невысокий уровень финансового левериджа, что делает ее более
независимой и самостоятельной в процессе принятия корпоративных решений.
В-третьих, за последнее
время компания провела переквалификацию источников финансирования активов с
краткосрочных на долгосрочные. Это позволит смягчить эффект от возможного
дефолта клиентов компании впоследствии экономического кризиса.
Более того, значение
коэффициент текущей ликвидности на протяжении всех трех лет с 2006 года по 2008
год находилось в норме. Абсолютное и относительное значение нераспределенной
прибыли как статьи баланса компании оставалось удовлетворительным.
Также следует заметить,
что АО «Казахтелеком» стабильно выплачивает дивиденды держателям простых акций,
что определяет данную компанию как надежный объект вложения средств для
потенциальных нерисковых инвесторов.
Также были отмечены и
некоторые негативные факторы.
Во-первых, это увеличение себестоимости реализованной
продукции и оказанных услуг.
Во-вторых, это увеличение
или же непостоянство значений расходов периода.
Таким образом, несмотря
на увеличение дохода от реализации итоговая прибыль компании уменьшилась с 2006
по 2008 год почти в 2,5 раза. Этот же факт отразился на коэффициентах
рентабельности компании.
Однако, в долгосрочном
прогнозе АО «Казахтелеком» остается монополистом на рынке Казахстана в сфере
телекоммуникации. И несмотря на некоторое ухудшение финансовых показателей во
время кризиса, прогнозируется расширение клиентуры компании, а также внедрение
ряда крупных инфраструктурных проектов, новых технологий и телефонизация сел, а
также развитие широкополосного доступа в Интернет.
Выводы
Производственная практика
– это важнейшая часть образовательного процесса, которая дает возможность
студентам определиться с дальнейшим выбором профессии.
Прохождение
производственной практики в Отделе Корпоративных финансов ТОО
«ПрайсуотерхаусКуперс Такс энд Эдвайзори» дало мне не только возможность
применить свои знания в области Финансов, Бухгалтерского учета, Финансового
менеджмента и других предметов, но и оценить процесс работы в компании,
оказывающей финансовые услуги клиентам, оперирующим в различных секторах
экономики.
После проведения
определенного анализа менеджмента компании, ее маркетинговой политики, от себя я могу сделать следующее
предложение: уделять больше внимания работе с персоналом, поднятию их
мотивации, так как тяжелые рабочие дни должны компенсироваться денежными
эквивалентами.
После этой практики я
начала четко понимать структуру компании, структуру ее департаментов и
субординацию между ними; усвоила работу выполняемую Отделом Корпоративных
финансов; изучила процесс организации работы в коллективе; получила навыки
делового общения и общения в коллективе на практике; освоила наиболее
продуктивные методы организации собственной работы; научилась быстро находить
нужную информацию как во внутренних, так и во внешних источниках. Для меня был
бесценный опыт работать с такими разносторонними профессионалами сферы
финансовой деятельности.
Окончив производственную
практику, я приобрела практические навыки необходимые для работы по моей
специальности. В дальнейшем, окончив университет, я бы хотела вернуться в этот
коллектив, только уже в качестве одного из сотрудников данной компании.
Список
использованной литературы
1. Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности»
от 20.11.1998 № 304-1
2. Закон Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в
Республике Казахстан» от 30 ноября 2000 г. N 109-II
3. Трудовой Кодекс Республики Казахстан по по состоянию на
15.05.2007г. (Утвержден Указам Президента Республики Казахстан от 15 мая 2007
года № 251-III ЗРК)
4. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»
(Налоговый кодекс) по состоянию на 10.12.2008
5. Doing Business
Guide PricewaterhouseCoopers 2007-2008
6. Valuation and Strategy Brochure PricewaterhouseCoopers
7. Distinction Achieve PricewaterhouseCoopers
8. Консолидированный баланс АО «Казахтелеком» за 2006-2007 гг.
9. Консолидированный отчет о прибылях и убытках АО
«Казахтелеком» за 2006-2007 гг.
10. Официальный сайт Агенства по Статистике Республики
Казахстан, URL:www.stat.kz (от 13.09.2009)
11. Официальный сайт компании ПрайсуотерхаусКуперс, URL:www.pwc.com (от 5.09.2009)
12. Официальный сайт Палаты аудиторов Казахстана, URL:www.auditor.kz (от 13.09.09)
13. Данные EBRD TAM/BAS на 2.04.2009, URL:www.forum.kz (от 13.09.2009)
Приложение
Консолидированный
баланс АО «Казахтелеком»
на 2006-2008 гг (в тыс тг)
АКТИВЫ
31 дек 2006
31 дек 2007
31 дек 2008
I. КРАТКОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ:
Денежные средства и их эквиваленты
4 400 902
21755704
12148832
Краткосрочные финансовые инвестиции
862497
400000
Краткосрочная дебиторская
задолженность
16 191 555
16103767
18630214
Запасы
6 239 437
4759840
5426747
Текущие налоговые активы
1 979 920
1890690
4843672
Прочие краткосрочные активы
3 656 110
817517
1192323
Итого краткосрочных активов
32467924
46190015
42641788
II. ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ
Долгосрочные финансовые инвестиции
781 211
73342
73342
Долгосрочная дебиторская
задолженность
2 962 704
440084
1228650
Инвестиции, учитываемые методом
долевого участия
34 656 404
37829235
44961063
Инвестиционная недвижимость
1300048
0
Основные средства
119 221 746
142509438
174802488
Нематериальные активы
32 178 959
41757269
29202021
Отложенные налоговые активы
709208
258848
Прочие долгосрочные активы
11 331 293
34643649
37255428
Итого долгосрочных активов
201132317
259262273
287781840
Баланс
233600241
305452288
330423628
ПАССИВЫ
31 дек 2006
31 дек 2007
31 дек 2008
III. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Краткосрочные финансовые
обязательства
34 236 654
8602608
8304008
Обязательства по налогам
648 516
1064103
673206
Обязательства по другим обязательным
и добровольным платежам
302 400
430562
476621
Краткосрочная кредиторская
задолженность
10 548 768
20257578
22362218
Краткосрочные оценочные
обязательства
747849
887653
Прочие краткосрочные обязательства
10 069 842
3008365
3045896
Итого краткосрочных обязательств
55806180
34111065
35749602
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Долгосрочные финансовые
обязательства
23 535 163
68392736
72061093
Долгосрочная кредиторская
задолженность
2 861 882
5142601
9594202
Долгосрочные оценочные
обязательства
669 245
3617735
4944076
Отложенные налоговые обязательства
11 980 324
24353340
14404367
Прочие долгосрочные обязательства
376 875
2598152
2598152
Итого долгосрочных обязательств
39423489
104104564
103601890
V. КАПИТАЛ
Выпущенный капитал
35 742 978
34936441
34936441
Выкупленные собственные долевые
инструменты
2 652 860
2652860
2652860
Резервы
1 820 479
1820479
1761035
Нераспределенный доход (непокрытый
убыток)
98 016 497
122489177
145743331
Доля меньшинства
137 758
5337702
5978469
Итого капитал
138 370 572
167236659
191072136
Баланс
233 600 241
305452288
330423628
Консолидированный
отчет о прибылях и убытках АО «Казахтелеком» на 2006-2008 гг (в тыс тг)
2006
2007
2008
Доход от реализации продукции и
оказания услуг
114087741
127762125
142263079
Себестоимость реализованной
продукции и оказанных услуг
64 608 214
78632254
91804127
Валовая прибыль
49479527
49129871
50458952
Доходы от финансирования
227 779
226788
799121
Прочие доходы
2 513 771
3257952
2520162
Расходы на реализацию продукции и
оказание услуг
1 993 599
3924254
6359539
Административные расходы
16 831 275
19260777
20565759
Расходы на финансирование
3 496 391
4556487
5396713
Прочие расходы
707 834
998909
17115141
Доля прибыли/(убытка) организаций,
учитываемых по методу долевого участия
13 699 800
15927555
17911828
Прибыль (убыток) за период от
продолжаемой деятельности
42 891 778
39801739
22252911
Прибыль (убыток) до налогообложения
42891778
39801739
22252911
Расходы по корпоративному
подоходному налогу
9 262 366
9471397
6026018
Итоговая прибыль (убыток) за период
до вычета доли меньшинства
33629412
30330342
16226893
Доля меньшинства
4 729
2639894
3127132
Итоговая прибыль (убыток) за период
33624683
27690448
13099761