Отчет по практике


Анализ деятельности Чувашского отделения Сбербанка России

Федеральное
Агентство по образованию


Федеральное
государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования


«Чувашский
государственный университет им. И.Н. Ульянова»


Канашский
филиал


Кафедра:
Экономики и управления


















Отчёт о
проделанной практике


Анализ
деятельности Чувашского отделения Сбербанка России














Выполнила: студентка


Васильева И.П.










Канаш 2009





Содержание




Введение


1. Общая характеристика Чувашского
отделения Сбербанка России


1.1
Краткая историческая
справка


1.2
Организационно-управленческая
структура Канашского отделения №7507 Сбербанка России


1.3
Состав отделов,
основные функциональные обязанности


2. Изучение особенностей деятельности
организации в реализации основных функциональных задач


3. Анализ основных показателей
деятельности организации


Заключение


Список использованной литературы





Введение




В 2008 году продолжилось
развитие розничного бизнеса как основы устойчивой деятельности Банка. В области
обслуживания частных клиентов основными задачами стали: расширение круга
клиентов, активно пользующихся услугами Банка, повышение доступности продуктов,
максимальное обеспечение потребностей клиентов в банковских услугах, а также
повышение качества банковского сервиса, развитие альтернативных каналов продаж
банковских продуктов и построение системы комплексных продаж. Являясь
крупнейшим оператором рынка розничных банковских услуг в Чувашской Республике,
Банк в прошлом году продолжил продвижение и дальнейшее совершенствование своего
продуктового ряда, внедрение новых видов услуг и повышения качества
обслуживания клиентов.


Дальнейшее развитие
получили валютно-обменные операции. Банк увеличил в 2008 году количество
учреждений, осуществляющих указанные операции, до 74, запустил первый банкомат
с функцией валютно-обменных операций и расширил перечень видов иностранных
валют до 8 видов. Обслуживание корпоративных клиентов в 2008 году Банк
рассматривал как высокоэффективное направление деятельности, формирующее
значительную долю доходов, а организацию индивидуального комплексного
Обслуживания и формирование партнерских отношений с крупными и средними корпоративными
клиентами – залогом успеха развития Банка. В 2008 году Банк продолжал
наращивание объемов вложений в реальный сектор экономики, социально значимые
проекты республики, расширял услуги по кредитованию всех категорий
корпоративных клиентов и субъектов малого предпринимательства. Основной задачей
Банка в работе с корпоративными клиентами стало повышение эффективности
корпоративного бизнеса, сохранение и расширение позиции по работе с крупным
бизнесом, обеспечение перехода к долгосрочному сотрудничеству по каждому
крупному клиенту Банка за счет расширения спектра используемых услуг и развитие
системы комплексного обслуживания клиентов среднего бизнеса.


Внедрение
Интернет-технологий и альтернативных каналов обслуживания клиентов,
обеспечивающих расширение доступа к услугам Банка, и сокращение времени
обслуживания клиентов стали важным фактором повышения производительности труда
сотрудников Банка.


Целью практики является
применение теоретических знаний в области формирования и развития сферы услуг
региональной экономики.


Задачами практики
выступают:


- изучение истории
формирования и развития организации;


- исследование
организационной структуры и основных технико-экономических показателей
организации;


-выявление основных
проблем функционирования организации.


Объектом исследования является
банковская сфера услуг.


Банк предоставляет услуги
для физических лиц:


·
Вклады в рублях и
иностранной валюте


·
Прием платежей
населения


·
Прием платежей
населения в бюджет


·
Денежные переводы


·
Операции со
счетами физических лиц


·
Выплата пособий


·
Негосударственное
пенсионное обеспечение


·
Выплата
компенсаций


·
Операции с
банковскими картами


·
Кредитование
физических лиц


·
Операции с
ценными бумагами


·
Операции с
драгоценными металлами


·
Операции с
монетами из драгоценных металлов


·
Валютно-обменные
операции


·
Операции с
дорожными чеками


·
Аренда
индивидуальных сейфов


·
Оказание
консультационных услуг


Услуги банка для юридических
лиц:


·
Расчетно-кассовое
обслуживание


·
Операции с
банковскими картами


·
Операции с
ценными бумагами


·
Кредитование
юридических лиц


·
Депозитарное
обслуживание


·
Брокерское
обслуживание


·
Операции с
драгоценными металлами


·
Операции с
монетами из драгоценных металлов


·
Аренда
индивидуальных сейфов


·
Оказание
информационных консультационных услуг





1. Общая
характеристика Чувашского отделения Сбербанка России




1.1.
Краткая
историческая справка




Первые попытки создания
кредитных учреждений на территории Чувашии были предприняты в середине XIX века
удельным ведомством. Среди открывшихся семи сельских банков начал свою работу
Алатырский сельский банк, где можно было получить займ под небольшие проценты.
Реформы 60-70 годов XIX века и развитие рыночных отношений определили создание
различных коммерческих и земельных банков, среди них городские общественные
банки в Чебоксарах (4 октября 1866 года), Цивильске (10 сентября 1875 года) и
Алатыре (15 марта 1877 года). Для получения долгосрочных ссуд на приобретение
частновладельческих земель крестьяне уездов Чувашии пользовались услугами
открытых в 1866 году Казанского и Симбирского отделений Крестьянского
поземельного банка. Потребность крестьянства в сельскохозяйственном
производственном кредите удовлетворялась Чебоксарским, Цивильским и Ядринским
уездными земельными кассами мелкого кредита, а также созданными при многих
сельских обществах кредитными товариществами. Для взаимного кредитования
частных предпринимателей в Алатыре - самом крупном в дореволюционный период
торгово-промышленном городе Чувашии - было создано Алатырское общество
взаимного кредита, собственный капитал которого формировался из вступительных
взносов его членов. Наряду с банками функционировали сберегательные кассы,
открытые в 80-е годы XIX века при всех уездных казначействах.


После революции 1917 года
все негосударственные кредитные учреждения были ликвидированы, а все имевшиеся
денежные средства переданы в уездные казначейства и в ведение уездных
финансовых отделов. После образования Чувашской автономной области
восстановление банковской системы Чувашии началось с образования в 1922 году
Чебоксарского агентства Казанской областной конторы Госбанка РСФСР,
преобразованного в следующем году в Чебоксарское отделение, а в 1925 году, в
связи с образованием Чувашской АССР, – в Чувашскую республиканскую контору
Госбанка СССР. Её деятельность была связана с кредитованием торговли и
промышленности. В ноябре 1922 года было открыто агентство в г. Алатырь, с 1
января 1924 года стало действовать отделение Госбанка СССР в г. Канаш, с 22
февраля 1928г. – агентство Госбанка СССР в г. Марпосад. В конце 1923 года для
кредитования сельского хозяйства было образовано Чувашское общество
сельскохозяйственного кредита "Чувашсельхозбанк", оно было ликвидировано
1 января 1931, а его функции переданы Чувашской республиканской конторе
Госбанка СССР и его 17 районным отделениям. С переходом к индустриализации и
коллективизации кредитная система Чувашии, как и всей страны, была коренным
образом перестроена. Чувашская контора Госбанка СССР стала единым банком
краткосрочного кредитования производства и обращения товаров, расчетным и
кассовым центром в республике. В 1932 году в Чувашии были организованы
отделения всесоюзных специализированных банков долгосрочного кредитования,
впоследствии преобразованные в Чувашские конторы всесоюзных банков
("Торгбанк", "Сельхозбанк", "Цекомбанк"). В 1938
году была образована Чувашская республиканская контора Промышленного банка СССР
(Промбанк). К 1940 году роль Госбанка СССР в развитии экономики Чувашской АССР
возросла: к примеру, выдача кредитов за 8 лет увеличилась в 10 раз и достигла
300 млн. руб. в год. В конце 50-х годов в связи с бурным ростом капитальных
вложений в сельское хозяйство и городское жилищное строительство произошла новая
реорганизация банковской системы, заключавшаяся в упразднении
специализированных банков и передаче их функций Чувашской конторе Госбанка СССР
и Чувашской конторе Промбанка СССР, реорганизованной в Чувашстройбанк. В
послевоенные годы учреждения Госбанка СССР республики способствовали росту
общественного производства за счет увеличения кредитных вложений во все отрасли
хозяйства. К началу 1971 года выдача кредитов по республике достигла 2,7
млрд.руб., что в 2 раза больше, чем в 1965 году и в 10 раз - довоенного уровня
1940 года. С переходом на рыночные отношения в конце 80-х годов началась новая
перестройка деятельности и организационной структуры банков. Были образованы
специализированные государственные банки с учетом особенностей деятельности
народнохозяйственных комплексов - Чувашские республиканские управления Госбанка
СССР, Агропромбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Промстройбанка СССР. Кроме того,
функционировало Чувашское республиканское управление Гострудсберкасс СССР со
своими отделениями и агентствами. Преобразования в экономике потребовали
коренного реформирования банковской системы, связанного с коммерциализацией
банков. В начале 1991 года в России был завершен переход на двухуровневую
банковскую систему. В Чувашии первый уровень представлен Главным управлением
Центрального банка Российской Федерации по Чувашской Республике и его 13
расчетно-кассовыми центрами. В их функции входит: денежно-кредитное
регулирование, организация расчетов и кассового обслуживания, регулирование и
надзор за деятельностью банков с целью поддержания стабильности
денежно-кредитной системы. Представителями второго уровня банковской системы
России в Чувашии являются 19 коммерческих банков, созданных в основном на базе
трех управлений спецбанков и их отделений. К концу 1995 года на территории
Чувашской Республики функционировали Национальный банк и его 13
расчетно-кассовых центров, а также 65 кредитных организаций, из них 15
самостоятельных банков, 28 инорегиональных филиалов, Чувашский банк Сбербанка
Российской Федерации с 21 отделением. В 1997-1998 г.г. финансовое положение банков резко ухудшилось, в связи с чем были отозваны лицензии у ряда
коммерческих банков. Закрылись несколько филиалов инорегиональных банков.


Развитие банковского
сектора в последние годы происходило, главным образом, за счет расширения
филиальной сети. К 1 июля 2002 банковский сектор республики II уровня в
действующей его части представляли 34 кредитные организации, в т.ч. 5
коммерческих банков, 9 филиалов банков других регионов и 20 отделений
Сберегательного банка РФ. Плотность банковской сети составляет 1 банковское
учреждение примерно на 40 тыс. чел., что ниже, чем в среднем по России.
Кредитные организации и филиалы инорегиональных банков оказывают довольно
широкий спектр услуг в части осуществления расчетов, кредитования и кассового
обслуживания, хранения средств на расчетных и депозитных счетах, доверительного
управления ценными бумагами и др. Из 5 самостоятельных кредитных организаций
республики АКБ "Чувашкредитпромбанк" имеет генеральную лицензию на
осуществление банковских операций. Ведущую роль в банковском бизнесе играют
филиалы инорегиональных банков, главным образом, Чувашское отделение Сбербанка
РФ. Расчетная сеть Банка состоит из 11 расчетно-кассовых центров, на обслуживании
которых в начале текущего года находилось 760 клиентов, из них 18 кредитных
организаций. Благодаря применяемым современным технологиям и методам защиты
информации, через расчетную сеть Национального банка Чувашской республики
проводится свыше половины всех платежей в республике. В настоящее время
деятельность Национального банка Чувашской Республики направлена на поддержание
эффективного ведения банковского бизнеса в республике, повышение качества
банковского сектора, а также усиление взаимодействия банковского и реального
секторов экономики.


15 февраля состоялось
открытие нового здания Канашского отделения Сбербанка России. В торжественной
церемонии открытия приняли участие Главный федеральный инспектор по Чувашской
Республике Руслан Тихонов, министр финансов ЧР Николай Смирнов, заместитель
председателя Госсовета ЧР Генрих Васильев, заместитель Председателя Правления
Волго-Вятского банка Сбербанка России Антонина Козырева, заместитель
Председателя Правления и управляющий Чувашским отделением этого банка Вячеслав
Александров, глава Канаша Валентина Полукарова и глава администрации Канашского
района Владислав Софронов.


Новое здание офиса,
которое расположилось неподалёку от железнодорожного вокзала, своим красивым
убранством придало яркий колорит новостройкам по ул. Железнодорожной. Оно
вмещает все подразделения и отделы Канашского отделения банка, а также залы для
работы с физическими и юридическими лицами, круглосуточный банкомат. Как
подчеркнул управляющий Чувашским отделением Сбербанка России В. Александров,
новое здание – это оснащенный по последнему слову банковских технологий главный
офис Канашского филиала Сбербанка России. Здесь все предусмотрено для
гарантированно высокого качества обслуживания клиентов, как проживающих в
городе, так и для всех россиян, которые проезжают через железнодорожную столицу
Чувашии из всех уголков нашей страны. Обеспечить по европейским стандартам
получение всех необходимых банковских продуктов и услуг – именно такую цель
ставило руководство Сбербанка России, принимая решение о строительстве в нашем
городе нового здания.


От имени Правления
Волго-Вятского банка Сбербанка России А. Козырева поблагодарила всех, кто
непосредственно участвовал в разработке проекта, осуществлении и проведении
строительных работ. После торжественных выступлений начальник ООО «СМУ-59» Р.
Калмыков передал символический ключ управляющему Канашским отделением В.
Александрову. Владислав Алексеевич поблагодарил строителям, которые возвели
внушительное и красивое здание за короткий срок и качественно выполнили все
строительно-монтажные работы. В завершение торжественного открытия им были
вручены памятные дипломы, а самодеятельные артисты ансамбля «Канаш» исполнили в
их адрес песни-поздравления. Во время презентации нового офиса гости
ознакомились с операционными залами и кабинетами. Здесь был подписан первый
кредитный договор в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»
федеральной целевой программы «Жилище» с семьей Мышевых. Управляющий отделением
В. Александров вручил им памятный подарок – телевизор. А в актовом зале, где
собрались работники Канашского отделения, состоялось подписание соглашения о
сотрудничестве по поддержке и развитию малого предпринимательства между
администрацией города Канаша и Чувашским отделением Сбербанка России.


Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности
различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает
крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской
экономики. По состоянию на 1 февраля 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50%, а его кредитный портфель соответствовал 30% всех
выданных в стране займов.


Сбербанк России обладает
уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных
банков и более 20 000 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка
России работают в Республике Казахстан и на Украине. Также планируется создание
дочерней структуры на территории Республики Беларусь. Сбербанк нацелен занять
5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой
стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие,
выйдя на рынках Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой
прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г. Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития,
Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и
операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с
более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда
авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского
сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку
России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов,
привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и
соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском
сообществе. Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках
ММВБ и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск
обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и
было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов акциями
Сбербанка составляет пятую часть объема торгов на ММВБ. Учредитель и основной
акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию
на 8 мая 2008 г., ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном
капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 240
тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в
структуре капитала Сбербанка России (более 28%) свидетельствуют о его
инвестиционной привлекательности. Надежность и безупречная репутация Сбербанка
России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств.
Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта
в иностранной валюте “BBB”, агентством Moody’s Investors Service - долгосрочный
рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moody’s
присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале. В октябре 2008 г. Сбербанком была принята новая стратегия развития на период до 2014 г., в рамках которой Банк нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и
создание новых областей роста. Совершенствование системы управления рисками,
оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение
эффективности деятельности, позволят Сбербанку России доказать свою
устойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках,
сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучших
мировых кредитных организаций.




1.2 Организационно
управленческая структура Канашского отделения №7507 Сбербанка России


















 



Управляющий



 



 



 



 










Заместитель управляющего









Заместитель управляющего









 




















 








Розничный блок



 






Корпоративный блок



 






Центральный блок управляющего





 






 








Отдел кредитования частных клиентов



 






Отдел кредитования



 






Планово-экономический сектор





 






 








 






 








Операционный отдел



 






Отдел организации обслуживания
клиентов



 






Отдел бухгалтерского учета и
отчетности





 






 








Сектор кассовых операций



 






Отдел информатики и автоматизации
банковских работ



 






Юридический сектор (включая
специалиста по работе с персоналом)





 






 








Административный отдел (сектор)



 






Отдел инкассации



 






Сектор безопасности и защиты
информации





 






 








Кураторство сети ВСП, развития и
состояния сети ВСП



 






Специалисты по депозитарному
обслуживанию клиентов



 






Сектор внутреннего контроля











 


























Сектор сопровождения кредитных
операций























































1.3 Основные
функциональные обязанности отделов




Управляющий филиалом


Управляющий руководит
деятельностью филиала на основании доверенности, выданной Банком:


 издаёт приказы и
другие документы по вопросам, входящим в компетенцию Филиала


 представляет
Банк во всех организациях, выдаёт доверенности в порядке передоверия,
устанавливает порядок подписания соглашений и иных банковских сделок


 назначает и
увольняет сотрудников Филиала, поощряет их, налагает дисциплинарные взыскания.


утверждает должностные
инструкции сотрудников Филиала.


Отдел экономической
безопасности и режима


Отдел обязан:


 Осуществлять
охрану зданий и помещений филиала от несанкционированного доступа посторонних
лиц и посягательств на материальные и денежные ценности банка.


 Осуществлять
действия, направленные на сохранение сотрудниками банковской и коммерческой
тайны.


 Осуществлять
перевозку денежных средств (инкассацию) по операционным кассам филиала.


 Проводить работу
по организации, обучению и проведению мероприятий по гражданской обороне.


 Обеспечивать
пропускной и внутриобъектовый режим.


 Осуществлять
проверку платежеспособности клиентов, обратившихся за получением кредита.


 Оказать
содействия подразделениям при взыскании просроченной задолженности.


Юридический отдел


Отдел обязан обеспечить
правовой и юридический контроль над деятельностью филиала, правовую защиту
интересов банка во взаимоотношениях с клиентурой, другими банками и
государственными органами для чего осуществляет:


 правовую
экспертизу приказов, распоряжений руководителей филиала;


 подготовку и
юридическую экспертизу исходящих из филиала документов в вышестоящие органы;


 подготовку проектов
договоров, протоколов разногласий, согласований и т.п.;


 открытие
расчетных, текущих и иных счетов на основе договоров банковского счета, в том
числе по запросам дополнительных офисов;


 информирование
налоговых органов об открытии и закрытии счетов;


 ведение книги
регистрации открытия лицевых счетов аналитического учета;


 проверку
обоснованности бесспорного и безакцептного списания средств со счетов клиентов
банка;


консультирование клиентов
по вопросам предоставления банковских услуг.


Служба банковского
хозяйства и материально-технического снабжения


Служба обязана:


 заниматься
материально-техническим обеспечением и хозяйственным обслуживанием отделов,
техническим обслуживанием здания с заключением договоров на тех. обслуживание и
текущим ремонтом здания, обслуживанием электроосвещения, теплового хозяйства,
тепловых узлов банка, гаража и склада, обслуживанием и ремонтом системы
канализации и водоснабжения, ежедневной уборкой помещений зданий и уборкой
территории, прилегающей к зданию банка;


 осуществлять
контроль за рациональным расходованием материалов и денежных средств,
предназначенных для их приобретения, экономией электро- и теплоэнергий;


 осуществлять
перевозку автотранспортом людей и грузов.


Отдел обработки и
передачи данных и автоматизации


Основными задачами отдела
являются: автоматизация рабочих мест пользователей, сопровождение общепринятого
для подразделений «банка» программного обеспечения, решение проблем связи.


Отдел обязан:


 Проводить комплекс
мероприятий по автоматизации работы подразделений филиала в соответствии с
утвержденным планом.


 Внедрять новые
технологии и программные продукты.


 Организовать
новые рабочие места, настраивать оборудование и программное обеспечение под
пользователей в соответствии со штатным расписанием филиала.


 Устранять
возможные сбои в работе закрепленного за отделом оборудования.


 Вносить
изменения в программное обеспечение в соответствии с действующими нормативными
актами, грамотно оформленным техническим заданием.


 Отвечать за
сохранность баз данных операционного дня банка, сберегательного отделения,
почтовой системы документооборота и других электронных баз.


 Обеспечение
работы средств вычислительной техники и оргтехники.


 Сопровождение
используемого в банке программного обеспечения, обучение и консультирование
персонала банка по работе с программами и средствами вычислительной техники.


 Контроль за
соблюдением персоналом банка правил техники безопасности при работе с
оргтехникой.


 Планирование и
осуществление приобретения оргтехники и вычислительной техники для банка.


Отдел по работе с
кадрами


 Возглавление
работы по комплектованию банка кадрами требуемых профессий, специальностей и
квалификации в соответствии с целями, стратегией банка, изменяющимися внешними
и внутренними условиями его деятельности, формированию и ведению банка данных о
количественном и качественном составе кадров, их развитии и движении.


 Организация
разработки прогнозов, определение текущей и перспективной потребности в кадрах
и источников ее удовлетворения на основе изучения рынка труда, установления
прямых связей с учебными заведениями и службами занятости, контактов с
предприятиями аналогичного профиля, информирования работников внутри банка об
имеющихся вакансиях, использования средств массовой информации для помещения
объявлений о найме работников.


 Принятие участия
в разработке кадровой политики и кадровой стратегии банка.


 Осуществление
работы по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их
квалификации, личных и деловых качеств, контроль правильности использования
работников в подразделениях банка.


 Обеспечение
приема, размещения и расстановку молодых специалистов в соответствии с
полученной в учебном заведении профессией и специальностью, совместно с
руководителями подразделений. Организация проведения их стажировки и работы по
адаптации к производственной деятельности.


 Участие в
разработке систем комплексной оценки работников и результатов их деятельности,
служебно-профессионального продвижения персонала, подготовке предложений по
совершенствованию проведения аттестации.


 Организация
своевременного оформления приема, перевода и увольнения работников в
соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и
приказами управляющего банка, учет личного состава, выдачу справок о настоящей
и прошлой трудовой деятельности работников, хранение и заполнение трудовых
книжек и ведение установленной документации по кадрам, а также подготовку
материалов для представления персонала к поощрениям и награждениям.


 Обеспечение
подготовки документов по пенсионному страхованию, а также документов,
необходимых для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, а также
представление их в орган социального обеспечения.


 Проведение
работы по обновлению научно-методического обеспечения кадровой работы, ее
материально-технической и информационной базы, внедрению современных методов
управления кадрами с использованием автоматизированных подсистем
"АСУ-кадры" автоматизированных рабочих мест работников кадровых
служб, созданию банка данных о персонале предприятия, его своевременному
пополнению, оперативному представлению необходимой информации пользователям.


 Обеспечение
социальных гарантий трудящихся в области занятости, соблюдение порядка
трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников, предоставления им
установленных льгот и компенсаций.


 Проведение
систематического анализа кадровой работы на предприятии, разработка предложения
по ее улучшению.


 Организация
табельного учета, составление и выполнение графиков отпусков, контроль за
состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и соблюдением
работниками правил внутреннего трудового распорядка, анализ причин текучести,
разработка мероприятия по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести
кадров, потерь рабочего времени, контроль их выполнения.


 Обеспечение
составления установленной отчетности по учету личного состава и работе с
кадрами.


Инкассаторская служба


 осуществление
инкассации денежной выручки и иных ценностей в организациях - клиентах Банка;


 доставление
денежной наличности из Банка в организации;


 обеспечение
сохранность перевозимых ценностей;


 проверка
правильности оформления сопроводительных документов;


 Выезд в
организации для осуществления инкассации в соответствии с маршрутами и
графиками заездов;


 Перед выездом
для сбора денежной выручки и ценностей принятие под расписку в журнале учета
выдачи и приема явочных карточек, печатей, ключей и доверенностей;


В процессе доставки
денежной наличности или иных ценностей в организации;


Кредитный отдел


 Выполнение работы
по кредитованию клиентов банка. Получение доходов от кредитных операций.


 Ознакомление
клиентов с порядком предоставления кредита.


 Рассмотрение
кредитных заявок от клиентов банка, проведение анализа представленных
документов, получение от других служб банка заключений по вопросам, находящимся
в их компетенции, составление заключений о целесообразности выдачи кредита.


 Проведение
работы по оформлению кредита.


 Проведение
работы по контролю за выданными кредитами - проверка на месте заложенного имущества,
условий его хранения, проверка целевого использования кредита, анализ
финансово-хозяйственного положения заемщика в течение всего срока кредитования,
оперативный контроль финансовых потоков заемщика.


 Контроль за
соблюдением условий заключенных кредитных и других относящихся к ним договоров,
своевременности и полноты гашения кредитов и процентов.


 Подготовка
информации для составления отчетов, своевременное предоставление отчетов по
выданным кредитам.


 Консультация
клиентов банка по вопросам кредитования.


Отдел денежного
обращения и кассовых операций


 Организация денежного
обращения филиала;


 Установление
лимитов остатка касс и норм расходования из выручки и контроль за их
соблюдением;


 Осуществление
контроля за своевременностью сдачи денежной выручки предприятиями, за
состоянием инкассации торговой выручки;


 Обеспечение
расчетного и кассового обслуживания клиентов;


 Подкрепление
денежной наличностью в РКЦ, подкрепление денежной наличностью,
продовольственными чеками, жетонами, операционных касс филиала. Вывоз излишков
операционной кассы в РКЦ.


 Обеспечение
сохранности денежных средств и ценностей. Своевременное оприходование денег и
других ценностей, поступивших в кассу банка. Учет банкнот, монет и других
ценностей, учет наличной иностранной валюты и платежных документов в
иностранной валюте, ценных бумаг в книге учета иностранной валюте, ценных бумаг
в книге учета иностранной валюты и других ценностей в книгах учета.


 Формирование и
отправка отчетности по кассовым операциям в НБ РТ;


 Привлечение и
размещение денежных средств юридических лиц, вкладов физических лиц в
соответствии с инструкциями и утвержденными положениями по приему вкладов;


 Прием,
обработка, формирование перечисление коммунальных платежей, платежей по налогам
и сборам в бюджеты всех уровней в установленные законодательством сроки.


 Составление и
предоставление отчетности, оперативных данных в головной банк по вопросам
денежного обращения, вкладных операций, кассовых операций.


 Разработка и
размещение рекламы в средствах массовой информации. Сбор информации об услугах,
аналогичных услугам предоставляемых банком, оказываемых банками-конкурентами.


 Оказание
консультационных услуг клиентам и сотрудникам филиала по услугам банка, по всем
вопросам, связанным с денежным обращением филиала;


 Представление
информации по письменным запросам клиентов, государственных налоговых органов,
суда, прокуратуры, нотариальных органов, органов следствия и дознания, службы
судебных приставов в установленных законом порядке.





2. Изучение особенностей
деятельности организации в реализации основных функциональных задач




Особенностью деятельности
организации в реализации основных функциональных задач являются:


·
Работа с частными
клиентами


·
Предоставление
услуг частным клиентам


·
Работа с корпоративными
клиентами


·
Социальная миссия


·
Благотворительная
и спонсорская деятельность и т.д.


Привлечение средств от
частных клиентов


Важнейшим источником
ресурсов Банка остаются привлеченные средства населения.


В результате активного
привлечения клиентов к перечислению заработной платы и пенсий, в том числе на
счета банковских карт, остаток средств, привлеченных от частных клиентов в
рублях и иностранной валюте, за 2008 год вырос на 3,7ьлрд. Руб. и на 1 января
2009г. Составил 15,3 млрд. руб.


Банк сохранил лидирующую
позицию по привлечению денежных средств населения в валюте РФ и иностранной
валюте. Доля Сбербанка России в общем объеме вкладов в валюте РФ, привлеченных
всеми банками Чувашской Республики, на 1 января 2009 года составила 78,1%, по
вкладам в иностранной валюте – 76,9%.


Определив одним из
приоритетных направлений наращивание долгосрочной ресурсной базы, наибольшие
усилия прилагались для наращивания привлечения во вклады со сроком от 2 лет,
темп роста которых за 2008г. Составил 138,3%.


Объем принятых платежей
от населения в пользу предприятий и организаций вырос на 37,7% до 3,7 млрд.
руб., из них 29,5% составили коммунальные платежи. Платежи принимаются в пользу
376 организаций, с которыми заключены договорные отношения, а также платежи вне
рамок заключенных договоров. Немалая роль в этом принадлежит новым технологиям,
устройствам самообслуживания.


Дальнейшее развитие
получила услуга приема экспресс - переводов «Блиц». Этой услугой
воспользовались более 16 тыс. клиентов, количество которых выросло почти в 5
раз. В течение года внедрено проведение аналогичной услуги за пределы
Российской Федерации – в страны ближнего зарубежья.


Продолжена работа по
заключению договоров с юридическим лицами на зачисление денежных средств на
счета по вкладам. За год заключено более 150 договоров. В целях ускорения
процесса зачисления средств на счета получателей Банком проведена работа по
переводу всех контрагентов на технологию зачисления средств на сета граждан на
основании электронных реестров, подписанных электронной цифровой подписью.


В течение прошедшего года
продолжалась работа по повышению качества обслуживания пенсионеров. Проводились
консультационные дни для пенсионеров и выходящих на пенсию граждан как на базе
Управлений Пенсионного фонда в городах и районах Чувашии, так и путем выездных
консультаций на предприятия республики.


Продолжалась работа по
развитию совершения расходных операций со вкладов с использованием «электронных
кассиров» в филиалах Банка, т.к. по принципу «одного» окна, что значительно
сокращает время совершения операции. В 2008 году установлено 6 «электронных
кассиров» в подразделениях банка, общее количество выросло до 22.


Кредитование частных
клиентов


Важнейшим направлением
кредитной политики остается развитие операций кредитования частных клиентов. За
прошедший год объем ссудной задолженности частных клиентов увеличился более чем
в полтора раза (156,3%) и достиг 11,2 млрд. рублей.


Кредитование на
приобретение, строительство, реконструкцию и ремонт объектов недвижимости,
по-прежнему, было одним из востребованных видов кредитных продуктов Банка. В
2008 году ссудный портфель по жилищным кредитам увеличился на 2,6 млрд. рублей
и достиг 5,8 млрд. рублей, удельный вес в структуре кредитов населению составил
51, 5%. Всего за год было выдано более 5,9тысяч жилищных кредитов на сумму 3,5
млрд. рублей.


В течении года
продолжалось дальнейшее сотрудничество Банка с Правительством Чувашской
республики по вопросам кредитования жителей Чувашской Республики, в том числе и
в рамках социально значимых федеральных и республиканских программ,
направленных на улучшение жилищных условий граждан. В рамках заключенного между
Чувашским отделением Сбербанка России и Кабинетом Министров Чувашской
Республики от 19 апреля 2006 года Соглашения о сотрудничестве по реализации приоритетного
национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Участниками программы стали молодые семьи, работники бюджетной сферы, граждане,
имеющие государственные жилищные сертификаты, и другие категории граждан.


В 2007 году Чувашское
отделение участвовало в реализации на территории Чувашской Республики
подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»
на 2002-2010 годы в качестве уполномоченного Банка по обслуживанию средств
субсидий, выделяемых на приобретение жилья или оплату первоначального взноса
при получении ипотечного жилищного кредита в рамках программы. В истекшем году
Банком в рамках реализации данной программы было предоставлено 720 кредитов на
общую сумму 517,5 млн. рублей.


Весомо место Сбербанка
России в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»,
направленного на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том
числе, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.


Банком была проведена
активная работа в таком перспективном направлении по кредитованию населения,
как автокредитование. В настоящее время Банк активно сотрудничает с 30
автосалонами на территории Чувашской Республики.


Чувашское отделение
участвует в реализации республиканской программы «Компьютер в каждый дом». В
рамках данной программы за 2008 год было предоставлено 115 кредитов на общую
сумму свыше 3 млн. рублей на условиях субсидирования процентной ставки за счет
средств республиканского бюджета.


В настоящее время
Сбербанком России предоставляется более 15 видов кредитов на различные цели, в
том числе на улучшение жилищных условий и ремонт имеющегося жилья, на покупку автомобиля,
компьютера, бытовой техники, на обучение и т.д. Кредиты Сбербанка России
учитывают потребности различных слоев населения: экономически активного
населения, студентов и пенсионеров.


Услуги частным лицам


На сегодняшний день Банк
занимает лидирующие позиции на рынке услуг по банковским картам в Чувашской
Республике. Доля рынка Банка в общем объеме эмиссии карт всеми кредитными
организации на территории республики по состоянию на 1 января 2008г. составило
70%. По состоянию на 1 января 2008г. карты, эмитированные Банком, имеют 18,2%
жителей.


Одним из основных
направлений карточного бизнеса является реализация «зарплатных» проектов с
предприятиями и организациями республики.


В частности внедрения
новых банковских продуктов и расширения функционального ряда применения
банковских карт Банком проводились мероприятия по дальнейшему развитию системы
приема платежей через банкоматы и устройства самообслуживания.


Через устройства
самообслуживания Сбербанка России можно оплатить коммунальные услуги, внести
плату за газоснабжение, городской телефон и доступ в Интернет, пополнить счета
сотовой связи, погасить кредит Сбербанка России, комиссия при этом с
плательщика не взимается.


Возможность погашения
ссудной задолженности по картам СБЕРКАРТ реализована во всех банкоматах и
терминалах самообслуживания, установленных в филиальной сети Банка и отделениях
Сбербанка России на территории Чувашской Республики, достигло 31.


Валютно-обменные
операции


Операции с
драгоценными металлами


Совокупный объем
валютно-обменных операций отделений Сбербанка России, расположенных на
территории Чувашской Республики, составил 57,41 млн. долл. США, что на 7,4% больше
показателя 2007 года, а объем операций с дорожными чеками иностранных эмитентов
в 4,3 раза до 7,18 млн. долларов США.


2007 год в Банке
ознаменован проведением мероприятий в рамках празднования Сбербанком России
10-летия работы на рынке драгоценных металлов (рекламные недели, выставки,
акции и конкурсы).


Активная деятельность по
продвижению услуги банка «Обезличенные металлические счета» и благоприятная
конъюнктура для инвестиций на мировом рынке позволили в 1,5 раза увеличить
клиентуру базу Банка. В золотом эквиваленте оборот по ОМС составил 140 659,2
гр., в мерных слитках золота продано 2428 гр., серебра – 4563 гр.


В течение года Банком
было реализовано более 2,8 тыс. монет из драгоценных металлов. В структуре
проданных монет существенно выросла доля серебряных иностранных монет (32,1% до
50,27%), в т.ч. за счет их оригинального технического исполнения – с
золочением, с цветовыми изображениями, пазлы, оксидированные монеты, с
подвижным изображением, с вставками камней и необычной формы. Традиционно большим
спросом пользовались монеты, посвященные лунному календарю.


Обслуживание денежных
потоков корпоративных клиентов


В работе с корпоративными
клиентами Банк стремится к установлению долгосрочных партнерских отношений,
предлагая весь спектр существующих банковских продуктов и осуществляя
комплексное обслуживание всех категорий корпоративных клиентов.


Увеличение рублевых
средств на счетах юридических лиц за 2008 год составило 17,5%. Выгодные условия
привлечения средств в депозиты юридических лиц позволили обеспечить увеличение
остатка на депозитных счетах в 4,3 раза. Продолжает расширяться структура
корпоративной клиентской базы Банка – клиентами Банка являются бюджетные
учреждения и муниципальные (государственные) унитарные предприятия,
индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства
представители средства бизнеса и крупнейшие предприятия Чувашской Республики.
Отраслевая структура клиентов Банка отражает сложившиеся тенденции
социально-экономического развития Чувашской Республики – преобладающую роль
занимают предприятия обрабатывающей промышленности, строительства, организации
оптовой и розничной торговли.


Кредитование
корпоративных клиентов


Более половины кредитов (57,1 %),
предоставленных юридическим лицам, занимают вложения в промышленность.
Наибольший удельный вес в структуре портфеля занимают кредиты, выданные
предприятиям следующих отраслей: машиностроение (35,1%), торговля и
общественное питание (12,7%), строительство (10,7%), пищевая промышленность
(6,6%). Увеличение потребностей данного сегмента в кредитных ресурсах позволило
Банку расширить объемы операций и укрепить сотрудничество с крупными
предприятиями, федерально-значимыми структурами, а также предприятиями
инвестиционно привлекательных отраслей.


Наиболее высокие темпы роста кредитного
портфеля в 2007 году были характерны для предприятий следующих отраслей: легкая
промышленность - в 3,5 раза, транспорт и связь - в 3,49 раза, строительство - в
2,93 раза.


В 2008 году рост объема
инвестиционного кредитования составил 33,1%. Банком было заключено 192
кредитных договора на цели инвестиционного кредитования и финансирование
строительных проектов, по которым предоставлено кредитных средств на сумму 3
млрд. рублей, в Т.ч. 172 инвестиционного кредита на сумму 1,9 млрд. рублей и 20
кредитов - на финансирование строительных проектов на 1,1 млрд. рублей.


Наиболее значимыми и крупными
инвестиционными проектами, финансирование которых было начато и продолжено в
2007 году, стали: по развитию трикотажного производства и производства
текстильных изделий - ОАО «Волжская текстильная компания»; "Модернизация
парка дорожной техники» - ОАО - Дорисс; по модернизации литейного производства
и кузнечнопрессового цеха предприятия - Чебоксарский агрегатный завод»; по
строительству торгово-развлекательного комплекса «Первая площадка» - ОАО «Чебоксарский
электроаппаратный завод» и другие. С участием Банка расширяется сеть магазинов «Сахарок».


По состоянию на 1 января 2009 года
общий остаток по 33 кредитам на финансирование строительных проектов составил
1,2 млрд. рублей. Основными партнерами банка по финансированию строительных
проектов стали наиболее крупные операторы рынка строительства жилья в г.
Чебоксары: ОАО «Дорисс ОАО Инкост». Банк продолжил работу по схеме целевого
фондирования со строительной компанией - Отделфинстрой


Также значительно участие в кредитных
проектах ООО Фирма – Старко. Опыт последних трех лет показал возросший интерес
предприятий к финансированию инвестиционных программ через лизинговые схемы.
Продолжено финансирование приобретения основных средств посредством лизинговых
операций через 3АО «Первая инвестиционно-строительная компанию> и 3АО
«Капитал-Лизинг» - основных партнеров банка на рынке лизинговых услуг. В 2007
году 3АО «ПИСК» было предоставлено 36 кредитов для приобретения оборудования и
имущества и передачи в лизинг предприятиям Чувашской Республики на общую сумму
388,7 млн.рублей, 3АО «Капитан-Лизинг» - на сумму 382,8 млн.рублей. Было
продолжено финансирование 000 «Проминвест» для реализации инвестиционных
проектов по техническому перевооружению ОАО «Чувашторгтехника» и 000 «Элинокс».


В 2007 году Банк продолжит наращивать
объемы кредитных вложений в предприятия и организации агропромышленного
комплекса, кредитный портфель по которым за год увеличился на 337,2 млн. руб. и
составил 798,2 млн. руб. Банк активно участвовали в финансировании проектов в
Plli'\1Rax приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В рамках
программ: государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей,
предусматривающих возмещение из республиканского и федерального бюджетов части
затрат на уплату процентов, Банком предоставлено 373 кредита предприятиям и
организациям АПК на общую сумму 1,05 млрд. руб. Наиболее значимыми заемщиками
являются ОАО «Чувашский бройлер», ООО «Пинер» и 3АО «Агрофирма «Ольдеевская». В
рамках программы «Ускоренное развитие животноводства» был предоставлен 21
кредит сроком до 8 лет на сумму 138 млн. руб.


С целью развития дорожного
строительства Чувашской Республики в 2007 году Банк принял активное участие в
привлечении на комплексное кредитное обслуживание участников подпрограммы
«Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-201
О годы с прогнозом до 2025 года». Банк поддержан основных участников дорожного
строительства: ГУП ЧР «Чувашавтодор» И ОАО «Дорисс». В течение года
прокредитовано 18 заемщиков на сумму 993 млн. руб.


Приоритетное внимание оказывалось
предприятиям, имеющим кредитную историю и ведущим основной бизнес через счета в
Сбербанке России. Традиционно в течение ряда лет кредитуются крупнейшие
предприятия республики - ОАО «Промтрактор» (VIР-заемщик Сбербанка России),ОАО .Чебоксарский агрегатный завод, ЗЛО
Промтрактор-Вагон», ОАО Дорисс ОАО Волжская текстильная компания., ЗАО .ПИСК»,
ОАО .Химпром>, ЗЛО .ЧЭЛЗ ОАО ЭЛАРА, ООО .Коммунальные технологию, ОАО ЧПФ
Букет Чувашию, ОАО .ШЗСЛ., 000 .Управляющая компания Концерн Тракторные заводы,
ООО Промтратор-Промлит" относящиеся к VIР-заемщикам Волга-Вятского банка
Сбербанка России, а также VIP-заемщики Чувашского отделения - ГУЛ ЧР, Чувашавтодор
Минстроя Чувашии, ГУЛ ЧР Чувашхлебопродукт Минсельхоза Чувашии, ИП Дельман
Л.И., ОАО КАФ ОАО АККОНД, ОАО, Чувашская энергосбытовая компания.


Кредитуются в Банке крупные заемщики
федерального уровня: группа предприятий Концерн Тракторные заводы, аффилированные
структуры ОАО РЛО, ЕЭС России, ОАО «Газпром» и ОАО «ГЛЗ», Группа компаний
Юнимилю в результате проведенной работы за 2007 г. остаток ссудной задолженности по кредитам, предоставленным VIР-заемщикам, увеличился на 5,04
млрд. руб. и составил 8,9 млрд. руб.


Одним из направлений кредитной
политики Банка в 2007 году стала работа по укреплению сотрудничества с
предприятиями, относящимися к оборонно-промышленному комплексу. Предприятия
региона, относящиеся к оборонно-промышленному комплексу, в объеме 100%
кредитуются в Банке.


Малый бизнес, являясь одним из
важнейших элементов современной рыночной системы хозяйствования и стимулирующим
фактором развития свободной конкурентной экономики, составляет традиционную
клиентуру Банка. В прошлом году Банк развивал операции кредитования малого
бизнеса ускоренными темпами. В течение года проведены 4 акции по привлечению на
кредитование клиентов из числа субъектов малого бизнеса с предложением им
единых условий кредитования. Это позволило привлечь на кредитование 230 новых
клиентов - субъектов малого предпринимательства, которым предоставлены кредиты
на сумму 333,5 млн. руб. По сравнению с прошлым годом объем предоставленных
кредитных ресурсов увеличился в 1,44 раза и составил 7,8 млрд. руб., вт. Ч.:
малым предприятиям - 5,6 млрд. руб., предпринимателям - 2,3 млрд. руб., что
привело к росту кредитного портфеля по данной категории заемщиков за истекающий
год в 1,83 раза.


В рамках поддержки малого бизнеса
совместно с Правительством Чувашской Республики реализуется программа
субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным в Банке малыми
предприятиями и индивидуальными предпринимателями. В течение года в программу
субсидирования был включен 31 клиент банка, получивший кредитов на сумму 139,3
млн. руб. Банк активно развивает сотрудничество с предприятиями по
предоставлению банковских гарантий. В 2007 году было предоставлено 48
банковских гарантий на сумму 342,54 млн. руб. Наиболее востребованными были
гарантии надлежащего исполнения обязательств (36 ед.), также предоставлялись
тендерные гарантии (6 ед.) и гарантии в пользу таможенного органа (4 ед.). В
рамках предоставленных гарантий обеспечивалось финансирование договоров и
контрактов на их исполнение.


Сотрудничая с администрациями районов
и городов Чувашской Республики, Банк финансирует региональные проекты,
ориентированные на развитие экономики регионов, создание современной
инфраструктуры, энергосберегающих технологий, повышение инвестиционной
привлекательности региона, стабилизацию социального климата. В течение 2007
года были предоставлены кредитные ресурсы на погашение имеющихся долговых
обязательств и покрытие дефицита бюджета 3 администрациям городов/районов
Чувашской Республики на 38,8 млн. руб., 5 предприятий получили кредиты на сумму
96,4 млн. руб. под гарантии муниципальных образований.


Услуги корпоративным клиентам


Сегодня Банк предоставляет своим
клиентам – юридическим лицам полный перечень традиционных банковских услуг:


• безналичные расчеты;


• операции с наличными денежными
средствами;


• краткосрочное и инвестиционное
кредитование;


• услуги инкассации;


• зарплатные проекты;


• торговые проекты


организация оплаты товаров и услуг
населением с использованием банковских карт;


• дистанционное обслуживание с
использованием системы


«Клиент-Сбербанк»;


• документарные операции;


• привлечение средств в депозиты и
депозитные сертификаты;


• операции с ценными бумагами;


• обслуживание внешнеторговой
деятельности;


• услуги Негосударственного
пенсионного фонда Сбербанка России.


Дальнейшее развитие получило
комплексное банковское обслуживание предприятий разветвленной сетью филиалов,
представительств и cтpyктypных подразделений. При этом клиентами активно
используются следующие услуги Банка:


• организация и построение систем корпоративного
казначейства;


• прием от филиалов и структурных
подразделений наличных денежных средств без открытия счета и их дальнейшее
перечисление на счет головной организации;


• предоставление головной организации
оперативной информации об операциях, совершенных по счетам филиалов и
cтpyктypных подразделений, с использованием системы «Клиент-Сбербанк


Традиционно приоритетным для Банка
остается развитие высокотехнологичных дистанционных методов обслуживания. За
2008 год число клиентов, использующих систему «Клиент-Сбербанк., увеличилось на
40%. Достижение данного показателя стало возможным за счет развития самых
передовых технологий в области передачи информации.


Активная экспансия на рынке
обслуживания клиентов малого бизнеса на основе повышения скорости обслуживания
и усовершенствования технологии проведения операций и за счет использования
продуктов комплексного обслуживания стала еще одной из основных задач Банка в
2007 году. В целях поддержки малого бизнеса в Чувашской Республике Банком в
2007 году был открыт Центр развития малого бизнеса на базе дополнительного
офиса №8613/034 (г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 52), в котором оказывается весь
комплекс банковских услуг, востребованных субъектами малого
предпринимательства. Кроме того, в Республиканском бизнес - инкубаторе с 2006
года функционирует консультационный пункт Банка.


Чувашское отделение прочно удерживает
лидерские позиции по обслуживанию участников внешнеэкономической деятельности
республики. По итогам 2008 года объем экспортно-импортных операций клиентов
Чувашского отделения достиг 262,17 млн. долл. CIIIA, увеличившись на 65% по
сравнению с 2007 г. Портфель подписанных за год паспортов сделок по экспорту и
импорту характеризуется увеличением объема принятых на обслуживание контрактов
на 195 шт. до 1169 шт. Объем внешнеторговых документарных операций возрос в
1,94 раза, составив 46,14 млн. долл. США ( в 2007 г. - 23,7 млн. долл. США). 2008 год отмечен также возросшим интересом клиентов-импортеров к
использованию гарантийных операций при расчетах с зарубежными контрагентами
(авизовано 22 гарантии инобанков). Впервые в практике Банка была реализована
схема выпуска иностранным банком гарантии в пользу иностранного контрагента
против резервного аккредитива Сбербанка России, открытого VIP-клиентом 11_ в пользу банка-гаранта
как быстрая альтернатива более затратному по времени выпуску контргарантии.


Автоматизация и банковские технологии


В 2008 году основными направлениями
деятельности в области автоматизации банковских работ являлись:


• развитие телекоммуникационной сети
Банка на территории Чувашской Республики и сетевой инфраструктуры отделений;


• повышение уровня надежности
комплекса технических средств и телекоммуникационной инфраструктуры;


• проведение работ по централизации
информационных ресурсов автоматизированных систем на вычислительных ресурсах
Банка;


• развитие системы расчетов с
применением банковских карт;


• развитие технологий безбумажного и
электронного документооборота.


В течение 2008 года интенсивно
проводились работы по расширению телекоммуникационной сети Банка на территории
Чувашской Республики. В истекшем году количество основных и резервных каналов
связи увеличилось со 163 до 237 ед. (рост на 45,4%). Одновременно с работами по
расширению проводились работы по повышению надежности комплекса технических
средств телекоммуникационной инфраструктуры Банка. для развития вычислительного
комплекса в 2008 г. были приобретены и введены в эксплуатацию 28 серверов на
платформе Intel. В 2008 году в рамках проекта было проложено 15 участков
волоконно-оптических линий связи общей протяженностью 20 км, создано 90 основных и 4 резервных канала связи с внутренними структурными подразделениями в
Чебоксарах и Новочебоксарске. Развитие технических средств способствует и
развитию используемых в банке технологий. В минувшем году клиенты Банка смогли
воспользоваться новым видом услуг - осуществление платежей с использованием
устройств самообслуживания. Внедрение функциональной подсистемы, Банк-2000, АС
Клиент-Сбербанк позволило использовать клиентам отделения казначейские схемы
управления счетами, открытыми в Банке с использованием АС «Клиент-Сбербанк»


Социальная миссия


Банк продолжил работу по вкладам
компенсации по вкладам, открытым до 20 июня 1991 г. В течение года компенсация выплачена на сумму 246,4 млн. руб. по 108,3 тыс. счетов.
Компенсацию на территории республики выплачена 215 филиалов Сбербанка России. В
целях повышения качества обслуживания в 2007 году был открыт специализированный
компенсационный центр на базе операционной кассы М8613 /08 в г. Чебоксары.
Аналогичный компенсационный центр действует в дополнительном офисе М8613/035.
Банк принимал активное участие в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем
молодых семей. Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010
годы на территории Чувашской Республики, обеспечивая открытие и ведение
специализированных счетов участников подпрограммы. В рамках заключенного с
Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры
Чувашской Республики и администрациями территориальных образований Чувашии
«Соглашения об оплате субсидий молодым семьям на приобретение (строительство)
жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей. Федеральной
целевой про граммы "Жилище" на 2002-2010 годы, от 15 ноября 2006 г. молодым семьям открыты 1099 специализированных счетов участников госпрограммы, на которые
зачислены 359 млн. руб. субсидии для покупки жилья. Банком установлен строгий
контроль целевого использования бюджетных средств. Также Банком осуществлялся
контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых в рамках
подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» и других аналогичных
целевых программ. В течение 2008года Банк оплатил по указанным подпрограммам
более 100 договоров купли-продажи жилья на сумму свыше 120 млн. рублей. Банком
осуществляется работа, связанная с организацией выплат социального характера:
выплачиваются пенсии, государственные пособия гражданам, имеющим детей, а также
другие виды социальных трансфертов и субсидий на основании соглашений и
договоров, заключенных с органами социальной защиты, Министерством
здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Отделением
Пенсионного фонда России по Чувашской Республике. К 1 января 2008 г. только «детские. Пособия получали 70,5 тыс. человек. Всего пенсий и пособий получает свыше
205 тыс. человек. Сумма зачисленных социальных выплат за 2008 год достигла 5,6
млрд. руб., из них пенсий - 4,1 млрд. руб., прочих видов пособий - 1,4 млрд.
руб. Учреждениями Сбербанка России на территории Чувашской Республики в 2008
году принято свыше 2,1 млн. налоговых и прочих платежей в бюджет физических лиц
на сумму 874 млн. руб.


Благотворительная спонсорская
деятельность


На оказание благотворительной помощи
общественным организациям, учреждениям здравоохранения, культуры, образования,
спорта и иные благотворительные цели в прошлом году Банк направил свыше 2 млн.
рублей. как и в прошлые годы, одним из значимых событий 2007 года признано
проведение благотворительного марафона .Именем детства, во имя детства».
Сотрудники Банка перечислили на счет фонда марафона 558 494 рубля. В знак
признательности Президент Чувашии Николай Федоров вручил Благодарственное
письмо заместителю председателя Правления Волго-Вятского банка - управляющему
Чувашским отделением NQ861З Вячеславу Александрову. Чебоксарско-Чувашской
Епархии оказана помощь по строительству крестильной часовни, Свято-Троицкому
монастырю - по обустройству территории. Были также выделены средства на
проведение ремонта в воскресной школе. Малоимущим категориям граждан,
ветеранам, детским учреждениям оказывалась безвозмездная помощь через
благотворительные фонды и организации. В частности, для Чебоксарского детского
дома и кадетской школы были выделены средства на организацию детского летнего
лагеря, на проведение мероприятий в рамках Года молодежи, на приобретение
спортивного инвентаря. Оказывалась помощь учреждениям культуры: Чувашскому
государственному театру оперы и балета - на проведение оперного фестиваля,
Чувашскому национальному конгрессу - на проведение мероприятий, приуроченных к
юбилею со дня основания. Были выделены средства Чувашскому государственному
университету для проведения конкурса «Студвесна-2007». В 2007 году
благотворительная помощь была оказана оргкомитету по проведению праздничных
мероприятий, посвященных дню Республики.





3. Анализ основных показателей деятельности
организации





Состояние и динамика развития
филиальной сети


По состоянию на 1 января 2009 года
общее количество подразделений Банка составило 244 (10 отделений. 234
внутренних структурных подразделения, из них: 52 дополнительных офиса (в том
числе 26 - универсальные, 1 - специализированный по обслуживающих юридических
лиц, 25 - специализированные по обслуживанию физических лиц.), 182 операционные
кассы вне кассового узла). В истекшем году Банк продолжил реализацию
поставленной задачи развития филиальной сети в направлении увеличения
количества точек обслуживания клиентов в местах концентрации текущего и
потенциального спроса на банковские продукты и услуги. А также расширения
спектра оказываемых услуг в действующих подразделениях. В 2008 году открыты 2
специализированных дополнительных офиса по обслуживанию физических лиц.


В течение 2008 года Банком была
организована работа шестого по счету Центра развития малого бизнеса. А также
двух Центров жилищного кредитования, на базе существующих ДО.


Доходы и расходы банка


Увеличение объемов сотрудничества с
клиентами позволило Банку нивелировать последствия резкого падения ставок
финансового рынка и способствовало увеличению финансового результата
деятельности в 2008 году. Доходы за 2008 год превысили доходы 2007 года на 44,1
% и составили 3,35 млрд. руб. Основным источником доходов остались кредитные
операции, удельный вес которых в совокупных доходах составил 73,5%. Все более
существенную роль начинают играть доходы от кредитования частных клиентов,
которые за 2008 год возросли в 1,5 раза, и их доля в доходах от операций
кредитования составила 50,8%. Объем комиссионных доходов, увеличившись на 281,6
млн. руб. (61 ,4%)' составил 22, 1 % доходов Банка.


Основной статьей расходов Банка
остаются процентные выплаты по вкладам физических лиц, которые за 2008 год
составили 695,9 млн. руб. (27,6% в расходах Банка). Расходы на выплату
процентов по средствам юридических лиц, привлеченным на расчетные, текущие,
бюджетные и депозитные счета, за 2008 год составили 41,9 млн. руб.,
увеличившись по сравнению с 2007 годом на 65,1 %. Эксплуатационные расходы
Банка за 2008 год составили 321,5 млн. руб., что на 31,3% выше объема
аналогичных расходов 2007 года. Эффективность управления Банком непроцентными
расходами подтверждается достаточно низким для многофилиальной структуры, какой
является Сбербанк России, показателем отношения затрат к чистому операционному
доходу (cost inсоmе) - 49,5%. Рентабельность
работающих активов Банка по итогам 2008 года составила 3,8%.







Динамика налоговых выплат (в %)








              
2002        2003  2004      2005     
2006    2007    2008




Экономические показатели деятельности
Чувашского отделения Сбербанка России в 2008 году





Структурные показатели (на отчетную дату)



 



01.10.2008



01.11.2008



01.12.2008



01.01.2009





1



Доля работающих активов в активах-нетто



87,0%



87,2%



86,8%



88,4%









Уровень отвлеченных средств



4,0%



2,9%



87,7%



98,4%





2



Доля кредитов, предоставленных корпоративным клиентам в
активах-нетто



11,5%



12,6%



0,0%



0,0%





3



Доля срочной ссудной задолженности в работающих активах



83,5%



88,2%



#ДЕЛ/0!



#ДЕЛ/0!





3.1



Доля срочных ссуд юридическим лицам в работающих активах



13,0%



14,2%



74,5%



88,1%





3.2



Доля срочных ссуд физическим лицам в работающих активах



70,5%



73,9%



34,3%



13,5%





3.3



Доля просроченной задолженности в ссудной задолженности



0,3%



0,3%



2088,8%



2170,1%





3.4



Уровень кредитного риска



3,7%



3,6%



0,0%



0,0%





3.5



Доля срочных ссуд юридическим лицам в общей сумме срочной ссудной
задолженности



15,6%



16,1%



0,0%



0,0%





3.6



Доля срочных ссуд физическим лицам в общей сумме срочной ссудной
задолженности



84,4%



83,9%











4



Доля вложений средств в ценные бумаги в работающих активах



0,0%



0,0%











5



Доля кредитных ресурсов, размещенных в системе СБ РФ, в работающих
активах



16,5%



11,8%











6



Доля привлеченных средств в пассивах-нетто



92,5%



92,3%











7



Доля средств физических лиц в привлеченных средствах



79,6%



82,5%











8



Доля средств юридических лиц в привлеченных средствах



14,4%



11,7%











9



Доля средств, привлеченных в долговые обязательства, в
привлеченных средствах



1,0%



1,0%



0,0%



0,0%





9.1



Доля средств, привлеченных в расчетные векселя, в общей сумме
средств, привлеченных в векселя



27,2%



30,6%











10



Доля средств корпоративных клиентов (кроме долговых обязательств),
в привлеченных средствах



13,8%



11,1%



0,0%



0,0%





11



Доля собственных средств и резервов банка в пассивах-нетто



7,5%



7,7%











12



Коэффициент иммобилизации



134,5%



148,3%



100,0%



100,0%





12а



Коэффициент иммобилизации (с учетом условного распределения
фондов)



72,6%



84,8%



0,0%



0,0%





13



Прибыль к капиталу (ROE)



-



-











Качественные показатели за отчетный период - рассчитываются в
годовом базисе



 



 



 



0,00%



0,00%





14



Рентабельность капитала (ROAE)



-



-











15



Рентабельность активов (ROAA)






1,6%











16



Нулевая маржа






15,2%











17



Рентабельность работающих активов






1,9%











18



Процентная маржа






7,3%











18.1



 Доходность работающих активов






12,6%











18.1.1



 Доходность операций кредитования






16,9%



8,5%



13,7%





18.1.1.1



 Доходность МБК



-



-



0,73507673



0,99882885





18.1.1.2



 Доходность кредитов юридических лиц и предпринимателей






14,2%



0,1%



0,1%





18.1.1.3



 Доходность кредитов физических лиц






17,5%



0,0%



0,0%





18.1.2



 Доходность государственных ценных бумаг






-











18.1.3



 Доходность внутрисистемных операций



-



1,3%



8,33447885








18.2



 Стоимость привлеченных средств






5,0%



0,0%



0,0%





18.2.1



 Стоимость вкладов физ. лиц






4,8%











18.2.2



 Стоимость средств юридических лиц (счета и депозиты)






0,5%











18.2.2.1



 Стоимость расчетных счетов






0,5%



3,2%



1,4%





18.2.2.2



 Стоимость депозитов









0,0%



0,0%





18.2.2а



 Стоимость средств юридических лиц (счета, депозиты, депозитные
сертификаты и векселя)






0,0%











18.2.3



 Стоимость выпущенных ценных бумаг







-1,0%



100,0%



100,0%





18.2.3.1



 Стоимость выпущенных векселей






-2,9%



0,0%



0,0%





18.2.3.2



 Стоимость выпущенных сберегательных сертификатов






4,8%











18.2.3.3



 Стоимость выпущенных депозитных сертификатов



-



-



13191,1%



779,3%





18.2.4



 Стоимость средств на счетах ЛОРО



-



-



0,1%



21,0%





18.2.5



 Стоимость внутрисистемного привлечения кредитных ресурсов






34,8%



100,0%



100,0%





18.3



 Коэффициент эффективного использования привлеченных средств
(КИПР)






95,3%



0,0%



0,0%





19



Спрэд






7,6%











20



Непроцентная маржа






5,5%











20.1



 Коэффициент переоценки ОВП






0,0%



92,5%



98,6%





20.2



 Уровень комиссии






4,1%



12,4%



9,3%





20.3



 Внутренняя стоимость услуг (мертвая маржа)






6,8%



93,5%



81,7%





20.3.1



 уровень расходов на оплату труда






4,8%



1,3%



16,1%





20.3.2



 уровень АХР и операционных расходов






1,9%



0,0%



0,0%





20.4



 Коэффициент налогов






0,2%











20.4.1



 коэффициент налогов, относимых на расходы банка






0,2%



0,0%



0,0%





20.4.2



 коэффициент налогов из прибыли






0,0%











20.5



 Уровень затрат по резерву






2,9%



99,3%



99,3%





20.6



 Уровень прочих доходов/расходов






0,3%



0,6%



0,7%





21



Чистый операционный доход



73 482 532



82 395 040



0



0





22



Отношение затрат к доходам



60,7%



0,6



0



0





23



Удельный вес суммы непроцентных доходов в общей сумме чистых
доходов



26,2%



25,9%











24



Доля комиссий в чистом операционном доходе



34,6%



34,9%











25



Комиссионные доходы, полученные в расчете на 1-го работника в
среднем за месяц, (тыс. руб.)



!



1189,6%











26



Коэффициент окупаемости непроцентных расходов комиссионными
доходами



39,6%



41,4%











27



Коэффициент окупаемости внутрибанковских непроцентных расходов
комиссионными доходами



58,5%



60,3%



0,0%



0,0%





28



Спрэд между процентной маржой и внутренней стоимостью банковских
услуг



!



0,6%











Качественные показатели на отчетную дату



 



 



 



0,00%



165,72%





29



Балансовая прибыль



9 442 319



13 111 437






0





30



Чистая прибыль



9 408 272



13 077 389



0



0





31



Чистая прибыль на 1-го работника



38 906



54 090



0



0





32



Среднесписочная численность



241,8



241,8



2,7



1,7





33



Капитал



-



-



4



3





34



Собственные средства с учетом условного распределения фондов



102 109 006



95 769 145



1



1





35



Открытая валютная позиция



 



 



0



0





Номинальные качественные показатели (на отчетную дату)



 



 



 











36



Доходность работающих активов






15,0%



72



47





37



Стоимость привлеченных средств






5,3%



1



1





38



Спрэд






9,7%



0



0





39



Процентная маржа






9,4%











Справочно: данные для расчета показателей 36-39

















 



 Доходность операций кредитования






16,87%



8,45%



13,74%





 



 Доходность операций с ЦБ






0,00%



0,00%



0,00%





 



 Доходность внутрисистемных операций






1,32%



833,45%








 



 

















 



 Стоимость вкладов физ. лиц






4,77%











 



 Стоимость средств юридических лиц (счета и депозиты)






0,52%











 



 Стоимость выпущенных ценных бумаг






-1,05%



100,00%



100,00%





 



 Стоимость привлечения средств банков



0,00%



0,00%



0,00%



0,00%





 



 Стоимость внутрисистемного привлечения кредитных ресурсов






34,85%



100,00%



100,00%








Неоплачиваемое привлечение




















Заключение




В качестве основных направлений
развития Банк определяет для себя задачи по следующим основным направлениям:


Финансовые задачи:


• обеспечение динамичного роста
прибыли и повышение эффективности деятельности стpyктурных подразделений Банка
и производительности труда на всех уровнях;


• укрепление стабильности доходной
составляющей за счет существенного увеличения непроцентных доходов по каждому
виду бизнеса и всем категориям клиентов;


• обеспечение достаточности ресурсов
для развития клиентских операций за счет усиления позиций в области привлечения
срочных средств юридических лиц и активизации работы с экономическим активным
населением


• поддержание качества активов на
высоком уровне, сохранение низкого уровня просроченной задолженности ссудного
портфеля юридическим и физическим лицам.


Задачи в области обслуживания частных
клиентов:


• обеспечение динамичного освоения
рынков, имеющих существенный потенциал по расширению количества клиентов;


• повышение качества банковского
сервиса, сокращение времени обслуживания клиентов, развитие альтернативных
каналов продаж.


Задачи в области обслуживания
корпоративных клиентов:


• повышение эффективности
корпоративного бизнеса;


• сохранение и расширение позиции по
работе с крупным бизнесом, укрепление долгосрочного сотрудничества по каждому
крупному клиенту Банка с целью обеспечения роста финансовых показателей;


• обеспечение роста финансовых
показателей от обслуживания средних клиентов за счет усиления индивидуальной
комплексной работы и повышение качества обслуживания;


• активная экспансия на рынке
обслуживания клиентов малого бизнеса на основе повышение скорости обслуживания
и усовершенствования технологии проведения операций за счет организации системы
продаж, обеспечивающей эффективное привлечение и сохранение на обслуживании
новых клиентов.


Задачи в области развития технологий
и управления персоналом:


• развитие альтернативных каналов
обслуживания клиентов, обеспечивающих расширение доступа к услугам банка и
сокращение времени обслуживания;


• повышение производительности труда
за счет интенсивного внедрения автоматизированных систем, снижения доли ручного
труда;


• совершенствование системы мотивации
персонала на базе направленности на повышение доходов от развития бизнеса при
снижении операционных издержек.





Список использованной
литературы




1.
Александров В.А.
Сберегательный банк: история, современное состояние и перспективы развития. –
М.: Гелиос АРВ, 2000. – С. 3-214.


2.
Алпатова Э.С.
Развитие кредитных отношений и роль банковской системы в совершенствовании. –
Казань: Таглимат «Института экономики, управления и права , 2003. – С. 50 – 82.


3.
Букато В.И.,
Головин Ю.В., Ю.В., Львов Ю.И. Банки банковские операции в России / Под ред. М.Х.
Лапидуса. – М.: Финансы и статисика, 2001. – С.58-318.


4.
Колесников В.И.
Банковское дело: Учебник М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 115 – 117.


5.
Банковское дело:
Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2000, - С. 169 –
221.


6.
www.vvb.sbrf.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.