Федеральное агентство по образованию
Вологодский государственный технический университет
Факультет промышленного менеджмента
Кафедра автомобилей и автомобильного хозяйства
Отчет о производственной практике
Выполнил: ст. Никулин В.С.
Группа: МАХ-41
Проверил: доц. Богомолов А.А.
Вологда
Содержание
Введение
.Устройство Mitsubishi LANCER IX
. Технологические процессы ТО№1, применяемое оборудование
. Структура предприятия
. Методы и средства контроля технического состояния автомобилей и методы диагностирования
. Правила охраны труда
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Во время учебного года студенты получают в основном теоретические знания. Главная задача при подготовке специалистов по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей заключается в изучении закономерностей изменения технического состояния автомобилей в процессе их эксплуатации, методов и средств, поддержания автотранспортных средств в исправном состоянии для обеспечения дорожной и экологической безопасности при экономном расходе топлива. Автомобильный транспорт продолжает оставаться из всех видов транспорта наиболее опасным для населения и окружающей среды. Им расходуется более 60 % нефтяного топлива, используется 70 % трудового ресурса, он становится причиной более 96 % дорожно-транспортных происшествий. На автомобильный транспорт приходится 40-50 % всех вредных выбросов загрязняющих окружающую среду, в крупных городах они составляют 60-70 %, а в мегаполисах - более 85 %. При этом не менее 25 % вредных выбросов связано с состоянием автомобилей. Вторая технологическая практика необходима для закрепления знаний по конструкции автомобилей, приобретения знаний по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и приобретения навыков по организации производства.
Цель технологической практики - закрепление теоретических знаний по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и приобретения навыков по организации производства. Её основные задачи:
-изучение организационной структуры автомобильного хозяйства, системы управления производством, планирования работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей;
-изучение системы организации и оплаты труда, охраны труда и окружающей среды;
-получение профессиональных навыков по руководству производственным коллективом;
-изучение технологии моечных работ, технического обслуживания и ремонта автомобилей, дефекации узлов и деталей, диагностических работ;
-изучение организации производства и технологического процесса технического обслуживания: порядок постановки на ТО, методы организации ТО, количество постов ТО-1, ТО-2, содержание и объёмы работ по видам ТО, количество и квалификацию рабочих, режим работы, применяемое оборудование;
-изучение организации производства и технологического процесса текущего ремонта: порядок постановки автомобиля на ТР, типы постов ТР, режим работы, применяемое оборудование.
-изучение правил охраны труда при выполнении работ по ТО и Р автомобилей, их агрегатов и узлов.
изучить устройство автомобилей,
изучение организационной структуры автомобильного хозяйства, системы управления производством, планирования работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей,
изучение системы организации и оплаты труда, охраны труда и окружающей среды,
изучение технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей, диагностических работ.
В период практики студент обязан выполнить ее программу и индивидуальное задание в полном объеме и в установленные сроки.
На практике студент обязан вести дневник, в котором ежедневно описывает характер выполняемой работы, информацию, которую студент узнает об оборудовании, технических условиях, порядке оплаты, взаимоотношениях производственного характера и т. п.
По завершению практики студент составляет отчет.
Летнюю производственную практику я проходил на предприятии Мартен-Авто сервис группы компаний Мартен, официального дилера Mitsubishi, Hyundai и Nissin в Вологодской области.
Дилерский центр «Мартен-авто» (Рис.1) предоставляет полный комплекс услуг по продаже и обслуживанию автомобилей Mitsubishi. Демонстрационный зал общей площадью 300 кв. м. позволяет представить весь модельный ряд Mitsubishi, а 10 постов сервисного центра, площадь которого составляет 400 кв.м., позволяют обслуживать до 35 автомобилей в день.
Посетители нового автоцентра имеют возможность воспользоваться широким спектром сопутствующих услуг, включая страхование, кредит, лизинг, а также оценить интересующую модель на практике с помощью тест-драйва. Кроме того, в дилерском центре «Мартен-авто» владельцы автомобилей Mitsubishi смогут приобрести оригинальные запасные части и аксессуары.
Сервисная станция нового дилерского центра оборудована в соответствии со стандартами Mitsubishi Motors. С ее помощью клиенты «Мартен-авто» смогут осуществить техническое обслуживание, диагностику, все виды работ по ремонту двигателя, ходовой и электрической частей автомобиля, а также установку дополнительного оборудования.
автомобиль технологический оборудование диагностирование
1. Устройство Mitsubishi LANCER IX
Габаритные размеры автомобиля
Рис.2
Технические характеристики автомобиля
Таблица 1
Двигатель с одним верхним распределительным валом SOHC 1.6л с 5-ступенчатой МКПДвигатель с одним верхним распределительным валом SOHC 2,0л с 5-ступенчатой МКПДвигательТоксичность отработавших газовЕвро - 4Евро - 4Рабочий объем, см. куб.1,5841,997Максимальная мощность, кВт(л.с.)/мин-172(98)/5.00099(135)/5.750Максимальный крутящий момент Н(м(кгс(м)/ мин-1150(15.3)/4.000176(17.9)/4.500Система питанияТопливная системаРаспределительный впрыск ECI-MULTIРаспределительный впрыск ECI-MULTIТип топлива/октановое числоНеэтилированный бензин АИ-95Неэтилированный бензин АИ-95Емкость бака, л5050Ездовые характеристики автомобиляРазгон(0-100 км/ч)11,89,6Макс. Скорость, км/ч183204Расход топлива л/100км, (Комбинированный цикл)6,88,4Выброс СО2, г/км (Комбинированный цикл)163199Макс. масса буксируемого прицепа (оборудованного тормозами, кг12001200Подвеска передняяТипа Макферсон со стабилизатором поперечной устойчивости задняяМногорычажная независимая с эффектом пассивного подруливания, со стабилизатором поперечной устойчивостиТормоза передниеДисковые, вентилируемые (колесо 15 дюймов) задние14 - дюймовые дисковыеРазмеры и массаСнаряженная масса, кг11851270Максимальная полная масса, кг17501750Объем багажного отделения, по VDA430430Максимально допустимая нагрузка на крышку кузова6060
.Технологические процессы ТО№1, применяемое оборудование
ТО предназначено для проверки работоспособности всех систем и агрегатов автомобиля.
График техобслуживания по пробегу Mitsubishi Lancer:
Каждые 500 км пробега или еженедельно необходимо проверять уровень масла и охлаждающей жидкости. Также надо проверить уровень жидкости стеклоомывателей. Проверить уровень тормозной жидкости и жидкости гидравлического привода сцепления. Своевременно проверяется состояние шин и давление в шинах.
Каждые 5000 км пробега или через 3 месяца необходимо проверять уровень масла и охлаждающей жидкости. Также надо проверить уровень жидкости стеклоомывателей. Проверить уровень тормозной жидкости и жидкости гидравлического привода сцепления. Своевременно проверяется состояние шин и давление в шинах. Также проверяется уровень жидкости системы гидроусиления рулевого управления, уровень жидкости автоматической коробки передач. Заменяется моторное масло и масляный фильтр.
Каждые 9000 км пробега или через 6 месяцев проверяются и заменяются, если необходимо, щетки стеклоочистителей. Проверяется состояние аккумулятора, натяжение приводных ремней, проверяются и заменяются, если необходимо, шланги в двигательном отсеке. Проверяется система охлаждения. Также проводится перестановка колес.
Каждые 20000 км пробега или через 12 месяцев производятся все пункты, указанные выше, плюс: проверяется тормозная система. Заменяется воздушный фильтр. Проверяется топливная система, уровень масла автоматической коробки передач, уровень масла механической коробки передач. Осматривается подвеска и элементы рулевого управления. Осматриваются чехлы ШРУС. Проверяется выпускная систему.
Каждые 45000 км пробега или через 24 месяца производятся все пункты, указанные выше, плюс проверяется педаль сцепления. Заменяется топливный фильтр. Необходимо заменить охлаждающую жидкость и промыть систему охлаждения. Проверяется и, если необходимо, заменяется клапан вентиляции картера. Заменяется жидкость автоматической коробки передач. Заменяется масло механической коробки передач. Также заменяются свечи зажигания. Осматриваются и заменяются, если необходимо провода свечей зажигания.
Каждые 90000 км или через 48 месяцев проверяются и регулируются клапанные зазоры. Заменяется прокладка крышки заливной горловины топливного бака.
Каждые 140000 км заменяется газораспределительный ремень.
Перечень оборудования
Таблица 2
Поз.Наименование оборудованияСерийный номерГод выпуска1. Винтовой компрессор Genesis 7.5264868000420052. Стенд Hunter W17/811Е-60020053. Балансировочный станок Beissbarth MT 850б/н20064. Шиномонтажный станок Beissbarth MS 63IT254605048961320065. Тормозной стенд MAHA405340-00120066. Устройство для регулировки света фар HL26DL1036420057. Устройство для проточки тормозных дисков М71С40501269700720058. Подъемник 2-х стоечный SK-2030TL 11721920059. Подъемник 2-х стоечный SK-2030TL 117211200510. Подъемник 2-х стоечный SK-2030TL 117697200511. Подъемник 2-х стоечный SK-2030TL 117702200512. Подъемник плунжерный JAB TR-35L77941200513. Подъемник плунжерный JAB TR-35L77948200514. Подъемник плунжерный JAB TR-35L77938200515. Подъемник плунжерный JAB TR-35S79091200516. Подъемник плунжерный JAB TR-35S79093200517. Подъемник 4-х стоечный АРАС 1526ВА1131200318. Пенообразователь 0027676200619. Аппарат высокого давления с нагревом воды «karcher207077200620. Аппарат высокого давления «karcher137986200621. Поломоечная машина «karcher BR530»б/н2006
.Структура предприятия
Рис.3 Схема территории предприятия
Количество работающих всего в отделе сервиса составляет 73,из них: 56 автослесарей, 2 диагноста,2 мойщика,6 мастеров-консультантов,6-мастеров и 1 сервис-менеджер.
В среднем за один рабочий день выполняется от 30 до 40 заказ-нарядов. В большинстве случаев, это работы по ТО-1,ТО-2,установка дополнительного оборудования.
Режим работы сервиса:
1.1 Сервис работает ежедневно без выходных дней
1.2 Руководство сервиса, инженеры по гарантии, руководитель клиентской службы, мастера -консультанты кузовного цеха и цеха установки дополнительного оборудования работают в режиме пятидневной недели с двумя выходными днями.
.3 Мастера цехов, мастера консультанты слесарного цеха, операторы сервис-бюро, техники-автослесари, помощники техников-автослесарей, техники-электрики, помощники техников-электриков работают два дня, с последующим предоставлением двух выходных.
Рабочее время:
2.1 Общее время работы сервиса с 08ч. 30мин. до 20ч. 30мин.
2.2 Руководство сервиса, инженеры по гарантии, руководитель клиентской службы, мастера - консультанты кузовного цеха и цеха установки дополнительного оборудования работают с 08ч. 30мин до 17ч. 30мин.
.3 Мастер цеха, мастера консультанты слесарного цеха, операторы сервис-бюро, бухгалтеры-кассиры, техники-автослесари, помощники техников-автослесарей, техники-электрики, помощники техников-электриков с 08ч. 30мин. до 20ч. 30мин.
Перерывы для питания:
3.1 Руководство сервиса, инженеры по гарантии, руководитель клиентской службы, мастера-консультанты кузовного цеха и цеха установки дополнительного оборудования с 13ч. до 14ч.
.2 Мастер цеха, первый мастер консультант слесарного цеха, первый оператор сервис-бюро, техники-автослесари, помощники техников-автослесарей четных постов, техники-электрики, помощники техников-электриков с 11ч. 30мин. до 12ч. 30мин. и с 16ч. 30мин. до 17ч. 30мин.
3.3 Второй мастер консультант слесарного цеха, второй оператор сервис-бюро, техники-автослесари, помощники техников-автослесарей нечетных постов, бухгалтер-кассир с 12ч. 30мин. до 13ч. 30мин. и с 17ч. 30мин. до 18ч. 30мин.
Обязанности должностных лиц
Должностные обязанности мастера по сервису.
Общие положения
1. Мастер по производству отвечает:
1.1. За эффективное исполнение поручаемой ему работы по организации производственного процесса.
1.2. За соблюдение требований исполнительной, трудовой и технологической дисциплины.
1.3. За сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.
.4. За соблюдение требований безопасности труда, правил пожарной безопасности в процессе работы.
.5. Квалификационные требования: высшее образование, стаж работы на станциях технического обслуживания автомобилей от трех лет.
. В практической деятельности должен руководствоваться:
.1. Установленным порядком работ подразделения.
.2. Правилами внутреннего трудового порядка.
.3. Правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты.
.4. Настоящей должностной инструкцией.
. Должен знать:
.1. Порядок взаимодействия в процессе деятельности подразделения.
.2. Технологию ремонта и технического обслуживания автомобилей.
.3. Основы деловой коммуникации
.4. Передовой опыт в области ремонта и ТО автомобилей.
.5. Мастер по производству назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации по представлению непосредственного начальника (технического директора).
.6. Мастер по производству подчиняется техническому директору. Мастеру по производству подчиняются младшие специалисты: мотористы, слесаря, токарь.
3.2. Должностные обязанности.
. Мастер по производству обязан:
.1. Распределять работы, связанные с ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей между младшими специалистами.
.2. Контролировать внешний вид подчиненных.
.3. Контролировать качество выполняемых на производстве работ.
.4. Быть ответственным за техническое состояние оборудования, находящееся в цехе.
.5. Руководить выполнением возлагаемых на производство работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
.6. Уметь вежливо общаться с клиентами, когда этого требует производственная необходимость.
.7. Быть одетым на рабочем месте, в соответствии с порядком установленным на предприятии.
.8. Оказывать методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров.
.9. Следить за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов.
.10. Знать суть работы мастера по работе с клиентами и при необходимости быть готовым выполнить его обязанности.
.11. Мастер по производству должен своевременно и в полном объеме обрабатывать и представлять служебную документацию.
.12 Регламент рабочего времени мастера по производству соответствует нормам федерального законодательства о труде. Время труда и отдыха в течении рабочего дня регламентируется "Правилами внутреннего трудового распорядка организации".
.13 В случае служебной необходимости мастер по производству может привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
.3. Права работника.
. Мастер по производству имеет право:
.1. Принимать решения в целях обеспечения повседневной деятельности по всем вопросам, относящимся к его компетенции.
.2. Готовить и представлять предложения по совершенствованию работы производства в целом и его отдельных подразделений.
.3. Участвовать в служебных мероприятиях предприятия, в ходе которых рассматриваются вопросы, касающиеся его работы.
.4. Организация взаимодействия.
. В интересах обеспечения эффективной деятельности мастер по производству осуществляет взаимодействие:
.1. С отделом по работе с клиентами и складом запчастей по вопросам оптимизации и проведения производственного процесса.
.5. Ответственность, порядок оценки труда работника.
. Мастер производства несет административную, дисциплинарную и материальную ответственность за:
.1. Нарушение положений руководящих документов по вопросам деятельности производства.
.2. Невыполнение служебных указаний.
.3. Не сохранение от несанкционированного разглашения сведений составляющих коммерческую тайну организации.
.4. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
.5 Оценка работы производиться его непосредственным руководителем.
Должностные обязанности мастера по работе с клиентами.
4.1. Общие положения
1. Менеджер по работе с клиентами отвечает:
.1. За эффективное исполнение поручаемой ему работы по организации производственного процесса.
.2. За соблюдение требований исполнительной, трудовой и технологической дисциплины.
.3. За сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.
.4. За соблюдение требований безопасности труда, правил пожарной безопасности в процессе работы.
.5. Квалификационные требования: высшее образование, без предъявления требований к стажу.
. В практической деятельности должен руководствоваться:
.1. Установленным порядком работ подразделения.
.2. Правилами внутреннего трудового порядка.
.3. Правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты.
.4. Настоящей должностной инструкцией.
. Должен знать:
.1. Порядок взаимодействия в процессе деятельности подразделения.
.2. Технологию ремонта и технического обслуживания автомобилей.
.3. Основы деловой коммуникации
.4. Передовой опыт в области ремонта и ТО автомобилей.
.5. Менеджер по работе с клиентами назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации по представлению непосредственного начальника (технического директора).
.6. Менеджер по работе с клиентами подчиняется техническому директору. Менеджеру по работе с клиентами подчиняются младшие специалисты: мотористы, слесаря, токарь.
4.2.Должностные обязанности
1. Менеджер по работе с клиентами обязан:
.1. Записывать автомобили на ремонт и техническое обслуживание при общении с клиентами по телефону.
.2. При общении с клиентами стараться войти в доверие и доказать, что необходимо провести с автомобилем именно те работы, которые он рекомендует.
.3. При выдаче автомобиля объяснить клиенту перечень выполненных работ, стараясь доказать, что это было сделать необходимо для исправности и надежности после ремонта.
.4. Всегда опрятно выглядеть, так как мастер по работе с клиентами является лицом фирмы, и по его виду могут делать выводы о солидности и качестве обслуживания.
.5. При необходимости созваниваться с клиентами, во время ремонта автомобиля для уточнения и решения спорных моментов.
.6. Связываться с клиентами после прохождения 3-х дней после ремонта, чтобы поинтересоваться удовлетворенностью качеством выполненных работ.
.7. При выдаче автомобиля контролировать качество выполненных на производстве работ.
.8. Контролировать выполнение возлагаемых на отдел работы с клиентами работ.
.9. Оказывать методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров.
.10. Следить за соблюдением установленных требований, норм, правил и стандартов.
.11. Знать суть работы мастера по производству и при необходимости быть готовым выполнить его обязанности.
.12 Менеджер по работе с клиентами должен своевременно и в полном объеме обрабатывать и представлять служебную документацию.
.13. Регламент рабочего времени мастера по производству соответствует нормам федерального законодательства о труде. Время труда и отдыха в течении рабочего дня регламентируется "Правилами внутреннего трудового распорядка организации".
.3. Права работника
. Менеджер по работе с клиентами имеет право:
.1. Принимать решения в целях обеспечения повседневной деятельности по всем вопросам, относящимся к его компетенции.
.2. Готовить и представлять предложения по совершенствованию работы производства в целом и его отдельных подразделений.
.3. Участвовать в служебных мероприятиях предприятия, в ходе которых рассматриваются вопросы, касающиеся его работы.
.4. Организация взаимодействия.
. В интересах обеспечения эффективной деятельности менеджер по работе с клиентами осуществляет взаимодействие:
.1. С производством и складом запчастей по вопросам оптимизации и проведения производственного процесса.
.5. Ответственность, порядок оценки труда работника.
. Менеджер по работе с клиентами несет административную, дисциплинарную и материальную ответственность за:
.1. Нарушение положений руководящих документов по вопросам деятельности производства.
.2. Невыполнение служебных указаний.
.3. Не сохранение от несанкционированного разглашения сведений составляющих коммерческую тайну организации.
.4. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
.5. Оценка работы производиться его непосредственным руководителем.
4. Методы и средства контроля технического состояния автомобилей и методы диагностирования
К методам и средствам контроля технического состояния автомобилей относят различные виды работ по ТО и ТР а так же диагностические работы. При определении действительной потребности в тех или иных видах работ на СТО исходят, как правило, из следующих факторов: имеет ли автомобиль неисправности в настоящий момент, какие агрегаты и узлы находятся на стадии отказа и каков их остаточный ресурс. Последнее определяется не во всех случаях из-за сложности.
При обслуживании автомобилей на СТО особое внимание уделяют неисправностям, которые могут повлиять на безопасность движения. При этом обязательно устраняют выявленные неисправности и ослабление крепления следующих деталей, узлов, агрегатов и систем:
- при регулировочных работах - накладок колодок и тормозных барабанов, педали тормоза, стояночной тормозной системы, рулевого управления, подшипников колес, передних колес;
при контрольно-диагностических и крепежных работах - сошки и маятникового рычага рулевого управления, рулевого привода, рулевых тяг на шаровых пальцах и шаровых пальцев в гнездах, шаровых опор, шкворней, поворотного кулака, дисков колес, карданной передачи или приводов, рессор и пружин, амортизаторов, рычагов подвески, трубопроводов, шлангов гидравлического тормозного привода, главного тормозного привода, замков дверей, капота и багажника, регулятора давления тормозного привода, двигателя, разделителя, стекол, стеклоомывателя, стеклоочистителя, зеркал заднего вида, устройства обдува и обогрева ветрового стекла, системы вентиляции и отопления;
при обслуживании систем питания и электрооборудования - системы питания и выпуска газов, фар, передних и задних фонарей, переключателей света, световозвращателей, звукового сигнала, электропроводки, аварийной сигнализации, сигнала торможения.
При диагностике устанавливают следующее:
- двигатель - наличие стуков в шатунных подшипниках и газораспределительном механизме, клапанах, зубчатых колесах, развиваемую мощность, неисправность системы зажигания в целом и отдельных её элементов;
система питания двигателя - подтекание топлива в соединениях трубопроводов, в плоскостях разъёма, повышенные расход топлива и содержание СО и CH в отработавших газах для прохождения технического осмотра в Госавтоинспекции, состояние деталей цилиндро-поршневой группы, системы газораспределения, прокладки головки цилиндров;
смазочная система двигателя - подтекание масла в местах соединений и разъёма (сальники коленчатого вала, картер двигателя, крышка распределительного механизма и другие), давление в системе смазки и правильность показания приборов, установленных на автомобиле;
система охлаждения двигателя - подтекание охлаждающей жидкости в соединениях и местах разъёма, узлах системы (радиатор, водяной насос и других), перегрев охлаждающей жидкости при работе двигателя под нагрузкой;
сцепление - пробуксовывание под нагрузкой, рывки во время включения передач, наличие стуков и шумов при работе и переключении передач, неисправность привода сцепления;
коробка передач - наличия стуков и шумов в рабочем состоянии, самопроизвольное выключение под нагрузкой, наличие течи масла в местах разъёма деталей коробки передач, величину зазора при переключении передач;
задний мост - наличие стуков и шумов в рабочем состоянии, наличие течи масла в местах разъёма деталей заднего моста, величину суммарного зазора в главной передаче и дифференциале;
карданный вал и промежуточная опора - зазоры в карданных сочленениях, шлицевых соединениях и в промежуточной опоре карданного вала;
рулевое управление - усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, зазор вала рулевой сошки во втулках, надежность крепления пружин и рычагов передней подвески, а также штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;
рессоры и элементы подвески - наличие поломок листов или пружин, зазоры в соединениях рессорного пальца с втулкой рессоры и с проушиной кронштейнов подвески, параллельность переднего и заднего мостов и их расположение относительно кузова автомобиля;
элементы кузова - наличие вмятин, трещин, поломок, нарушение окраски автомобиля, правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла, состояние замков и петель капота, крышки багажника и дверей.
При ТО-2 кроме объёма работ по ТО-1 выполняют ряд дополнительных операций:
В системе питания проверяют герметичность топливного бака и соединений трубопроводов, крепление агрегатов, и устраняют выявленные неисправности. Снимают приборы системы питания, разбирают их, очищают и проверяют на специальных приборах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе. Проверяют также легкость пуска и работу двигателя.
Проверяют качество окраски автомобиля, правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла, состояние замков и петель капота, крышки багажника и дверей.
Кроме того, необходимо проверить и отрегулировать углы установки управляемых колес, эффективность действия и одновременность срабатывания тормозных механизмов, балансировку колес, работу системы зажигания автомобиля, установку и действие фар, направление светового потока, состояние всего тормозного привода, состояние радиатора, резиновых подушек подвески двигателя.
При обслуживании системы электрооборудования производят следующее: снимают батарею с автомобиля и проверяют степень заряда, проверяют состояние щеток и коллекторов генератора и стартера, работу реле-регулятора; регулируют натяжение пружин якорей; снимают свечи зажигания и проверяют их состояние, очищают от нагара и регулируют зазоры между электродами; снимают прерыватель-распределитель зажигания и очищают его наружную поверхность от грязи и масла, смазывают вал прерывателя-распределителя; проверяют состояние проводов низкого и высокого напряжения и проверяют действие приборов освещения и сигнализации.
На практике применяются три основных метода диагностики автомобилей, основанные на диагностических признаках:
диагностика по параметрам рабочих процессов (мощность двигателя, расход топлива, тормозной путь и др.). Эти параметры измеряются при движении автомобиля (в динамике). При этом необходимо, чтобы условия (режимы) работы механизмов соответствовали или были близки к характерным условиям эксплуатации автомобиля.
диагностика по параметрам сопутствующих процессов, которые косвенно характеризуют техническое состояние механизмов автомобиля. К косвенным параметрам можно отнести нагрев деталей, шумы, вибрации и т. п. Эти параметры также измеряются в динамике, при работе механизмов;
диагностика по структурным параметрам (износ деталей, зазоры в сопряжениях и т. д.). Структурные параметры измеряются в статике, когда механизм не работает.
Чтобы сделать заключение о техническом состоянии механизма (агрегата, системы) автомобиля, необходимо иметь в каждом отдельном случае не один, а несколько диагностических или диагностических и структурных параметров. Кроме того, еще пользуются статистическими данными об автомобиле и принимают во внимание наблюдения шофера.
Технологические процессы диагностирования различных систем и агрегатов автомобиля имеют значительные особенности по номенклатуре работ, а, следовательно, и по применяемому оборудованию. Поэтому отдельно рассматривают диагностирование:
) двигателя, его механизмов и систем;
) электрооборудования;
) тормозной системы и рулевого управления;
) трансмиссии и ходовой части.
Регулировочные работы, как правило, проводят по результатам диагностирования, в процессе выполнения этих работ применяется контрольное оборудование, а качество работ может проверяться диагностированием. В связи с этим диагностические и регулировочные работы агрегатов и систем автомобиля часто проводят совместно. Техническое состояние двигателя зависит от исправности деталей и их сопряжений кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, а также систем охлаждения, смазывания и питания. Кроме того, надежный пуск любого двигателя и работа на всех режимах карбюраторного двигателя зависят от исправности электрооборудования автомобиля. Поэтому диагностирование двигателя состоит из общего и поэлементного. Отдельно рассматривается диагностирование электрооборудования, в частности системы зажигания двигателя.
Технологический процесс диагностических и контрольных работ двигателя, как и любого другого агрегата автомобиля, строят таким образом, чтобы обеспечить минимум времени и трудовых затрат на поиск и устранение неисправностей. Поэтому контроль технического состояния двигателя начинают с осмотра и опробования пуском, при которых выявляют очевидные неисправности: подтекание топлива, масла или охлаждающей жидкости, затрудненный пуск, дымление, наличие повышенного шума и стуков, неравномерная и неустойчивая работа на отдельных режимах. Осмотр и опробование двигателя на основных режимах работы позволяют сразу перейти к устранению некоторых неисправностей или более целенаправленно вести поиск. Перед проведением диагностирования, кроме того, необходимо ознакомиться с данными о работе двигателя в реальной эксплуатации: пробег автомобиля, ремонты, расход топлива и масла, оценка надежности двигателя водителем. Эта информация позволяет до измерений параметров представить себе наиболее вероятные неисправности, что по двигателю особенно важно, так как уровень большинства диагностических параметров может свидетельствовать сразу о нескольких неисправностях. Например, изменение химического состава выхлопных газов вызывается износом деталей цилиндропоршневой группы или газораспределительного механизма, повреждением прокладки головки блока и впускного коллектора, неисправностями систем питания, охлаждения или зажигания.
Заключение об общем техническом состоянии двигателя составляют на основании оценки эффективности и экономичности его работы, а также по отрицательному влиянию на окружающую среду, используя в качестве диагностических параметров: мощность, расход топлива, состав выхлопных газов, шумы и вибрации. Мощность и расход топлива измеряют на динамометрическом стенде, а затем, проверив состояние шин и оценив КПД трансмиссии, делают заключение об уровне этих параметров двигателя.
Простейшим способом измерения расхода топлива является подключение к топливному насосу мерного бачка, из которого двигатель получает топливо в течение определенного промежутка времени, например 60 с, на заданном режиме работы. Более удобными в работе являются расходомеры непрерывного действия, выполненные аналогично счетчикам замера отпускаемого топлива топливораздаточных колонок, но с большей точностью измерений. Расходомер К-427, например, в котором проходящее топливо вращает ротор, а по его оборотам счетное устройство определяет расход, обеспечивает точность измерений ±2,5% при подаче топлива от 15 до 200 см3/мин.
С помощью менее сложного оборудования, чем динамометрический стенд, мощность двигателя оценивают по разрежению во впускном трубопроводе и по изменению частоты вращения вала при поочередном отключении цилиндров. Уровень и стабильность разрежения во впускном трубопроводе зависит от сопротивления воздушного фильтра, неплотности клапанов, а также от равномерности всех рабочих процессов, обеспечиваемой исправностью систем питания и зажигания. Поэтому получение на вакуумметре стабильного разрежения, например 0,064. . .0,075 мПа на холостом ходу, может ориентировочно указывать на общее удовлетворительное техническое состояние двигателя.
Оценку мощности каждого цилиндра двигателя проводят измерением тахометром частоты вращения вала при отключении цилиндров: дизелей выключением подачи топлива, карбюраторных двигателей - выключением зажигания в проверяемом цилиндре. При этом частота вращения коленчатого вала снижается тем больше, чем больше мощность отключаемых цилиндров в сравнении с мощностью работающих. Отключенные цилиндры являются нагрузочным устройством для работающих, поэтому с увеличением числа цилиндров двигателя точность метода уменьшается. Для повышения нагрузки на работающие цилиндры до полной цикловой подачи топлива используют дросселирование газов на выпуске по принципу работы компрессионного замедлителя автомобиля или оценивают мощность при разгоне (выбеге) вала двигателя. Измерение в последнем случае основано на том, что мощность цилиндров двигателя пропорциональна ускорению переходного процесса в момент, соответствующий номинальной частоте вращения коленчатого вала при разгоне или выбеге. Угловое ускорение измеряют с помощью электронных устройств, ведущих счет числа зубьев венца маховика при разгоне вала двигателя без подключения нагрузки или при его замедлении (выбеге) вследствие отключения всех цилиндров кроме проверяемого. Стенды и приборы (анализатор двигателя К-461, измеритель эффективности работы цилиндров Э216М, прибор ИМД-2 и др.), основанные на таких бестормозных способах оценки эффективности работы цилиндров двигателя, имеют тахометры или электронные устройства измерения и анализа частоты вращения коленчатого вала и средства отключения цилиндров. Режим работы двигателя, особенно температурный, должны строго соответствовать требованиям, указанным в инструкции применяемого стенда или прибора.
Постоянно возрастает значение диагностирования двигателя по параметрам, определяющим загрязнение окружающей среды вредными веществами выхлопных газов, а также по внешнему шуму. Выхлопные газы двигателей автомобилей являются в настоящее время основными источниками засорения атмосферы больших городов такими вредными для здоровья людей веществами, как угарный газ СО, углерод (в виде сажи, дыма), окислы азота, углеводороды. В соответствии с особенностями рабочих процессов у карбюраторных двигателей проверяют с помощью газоанализаторов содержание СО, а у дизелей дымомерами оценивают наличие сажи в выхлопных газах.
Состав выхлопных газов зависит в основном от технического состояния систем питания и зажигания, а также механизмов двигателя. Поэтому по результатам анализа газов первоначально регулируют системы зажигания и питания, а затем выявляют неисправности двигателя. Газоанализаторы используют для проверки двигателей без нагрузки: режим холостого хода, средняя (главное дозирующее устройство, уровень топлива в поплавковой камере) и максимальная (экономайзер, воздушный фильтр) частота вращения вала, при резком открытии дросселя (насос-ускоритель), при закрытой воздушной заслонке (пусковое устройство). Наиболее полная проверка проводится на динамометрическом стенде при различных не только скоростных, но и нагрузочных режимах работы.
Газоанализаторы и дымомеры, применяемые при ТО, наиболее удобны непрерывного действия, которые обеспечивают контроль состава газов в процессе регулировок. В дымомерах, например К.-408, выхлопные газы дизелей пропускают через трубу, в начале которой установлена лампа, а в конце фотоэлемент. Вторая труба, через которую пропускают воздух от вентилятора, служит эталоном отсутствия сажи (дымность 0%), одновременно потоки воздуха защищают лампу и фотоэлемент от загрязнения. Полное поглощение светового потока, фиксируемое фотоэлементом, соответствует 100% дымности. Принцип сопоставления различных свойств газов и воздуха используется в газоанализаторах. Применяются газоанализаторы, основанные на измерении:
) теплопроводности газов, так как теплопроводность СО2 в 1,5 раза ниже теплопроводности воздуха;
) поглощения инфракрасного излучения выхлопными газами;
) теплоты, выделяемой при каталитическом дожигании (окислении) СО в смеси равных объемов выхлопных газов и воздуха.
Отдельные механизмы, системы и элементы двигателей диагностируют, базируясь на опыте эксплуатации и исследования надежности в области физики и частоты отказов. При этом используют в качестве диагностических параметров большое количество характеристик эффективности работы отдельных агрегатов (насосов, фильтров) и сопутствующих процессов.
В двигателях наиболее сложно обеспечить работоспособность и исправность деталей, размещенных в надпоршневом пространстве цилиндра, где реализуется рабочий цикл. Поэтому определению технического состояния цилиндропоршневой группы, герметичности клапанов и прокладки головки блока уделяют особое внимание при диагностировании кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.
Герметичность надпоршневого пространства необходима в первую очередь для обеспечения высокого давления в конце такта сжатия, поэтому наиболее простой метод диагностирования и заключается в измерении давления в этот момент - компрессии. Компрессию в каждом цилиндре измеряют с помощью манометров, которые подключают через отверстие для свечи зажигания или для форсунки. Чтобы определить давление в конце сжатия (в.м.т.) Манометры снабжают устройством, фиксирующим максимальное давление, - компрессометром или записывающим устройством - компрессографом. Уровень компрессии не должен снижаться более чем на 30-40% от регламентированного давления Рс в конце сжатия при проворачивании стартером прогретого (температура >70°С) двигателя.
Для выявления негерметичности только сопряжений цилиндр - поршневые кольца - поршень компрессию измеряют повторно после заливки в цилиндр 20. . . 25 см3 моторного масла, которое герметизирует эти сопряжения. Разность компрессии при замерах в таких условиях определяет состояние цилиндропоршневой группы.
Состояние цилиндропоршневой группы оценивают также по прорыву газов в картер двигателя, измеряя расход газов через картер при работе автомобиля на динамометрическом стенде при полной подаче топлива Газовый счетчик, например КИ-4887-1, устанавливают на маслоналивной горловине и соединяют с отсасывающим устройством, а остальные отверстия (вентиляционная труба, маслоизмерительный щуп) картера герметизируют.
Герметичность надпоршневого пространства каждого цилиндра двигателя наиболее полно проверяют по утечкам сжатого воздуха из цилиндра при закрытых клапанах. Прибор, например К-69М предназначенный для замера утечек воздуха из цилиндра диаметром 50. ..130 мм, состоит из редуктора 3, обеспечивающего подачу воздуха заданного давления 0,16 МПа и манометра 5, проградуированного в процентах утечки. Максимальное давление, соответствующее полной герметичности цилиндров, определяет нуль шкалы, а полная утечка - 100%. Этот метод используют для поэлементной диагностики, проводя замеры в конце (в. м. т.) и начале (н. м. т.) такта сжатия, которые находят с помощью специального индикатора. Так как цилиндр изнашивается в основном около верхнего пояса, то по разности утечек воздуха при положении поршня в в.м.т. и н.м.т. определяют техническое состояние цилиндра. Неисправность клапанов обнаруживают по колебаниям пушинок в индикаторах, устанавливаемых в отверстия свечей или форсунок соседних цилиндров. Утечки через прокладку головки цилиндра выявляют по наличию пузырьков воздуха на предварительно смоченном маслом стыке или в горловине радиатора. О повышенных зазорах в сопряжениях поршень - поршневые кольца свидетельствует шум воздуха, слышный через маслоналивную горловину при положении поршня в н. м. т. и повышенном до 0,5. . . 0,6 МПа давлении воздуха.
Нарушение герметичности надпоршневого пространства повышает в 10. .. 15 раз расход (угар) масла в сравнении с новым двигателем. Масло может поступать в цилиндр вследствие разрежения при впуске через его сопряжения с кольцами и поршнем, а также по направляющим втулкам клапанов. Сложность диагностирования двигателя по расходу масла заключается в большом влиянии на расход утечек масла через сальники, прокладки, а также из-за попадания в отдельных случаях топлива в картер, что повышает уровень масла. Для оценки технического состояния основных деталей двигателя в коленчатого вала и т.д. Установлено, что при примерно постоянных интенсивностях очистки фильтрами и угара масла концентрация примесей прямо пропорциональна интенсивности изнашивания сопряжения. Так как после выработки деталью ресурса интенсивность изнашивания резко возрастает, то концентрация продуктов износа также значительно увеличивается, что может служить сигналом о необходимости ремонта до наступления аварийного отказа.
Исследования показали, что в зависимости от режимов работы двигателя предельное содержание элементов в масле колеблется в диапазонах (%): железа 1...3-10~3, хрома - 1...5-10-5свинца (по износу подшипников) - 4-10-4олова- 1. . .2-10-4никеля- 1. . .2-Ю-4. Кроме того, в масло попадают кремний из воздуха и свинец при применении этилированного бензина. Широкие диапазоны предельного содержания элементов требуют накопления информации по каждому двигателю. Анализ надо повторять при обнаружении неисправности воздушного фильтра, наличие которой вызывает засорение масляного фильтра и в целом загрязнение масла.
Для анализа отбирают из картера двигателя 100. . .150 г масла через 3. . . 12 тыс. км пробега автомобиля через отверстие масломерного щупа с помощью специального шприца и направляют в лабораторию. Тщательно перемешанные пробы масла сжигают в электрической дуге, где высокая температура плазмы переводит атомы элементов в состояние, при котором они излучают световые волны.
Спектры строго определены для каждого элемента, а интенсивность излучения пропорциональна его количеству.Излучаемые спектры волн фиксируютс помощью оптических приборов и затем сопоставляют с эталонными спектрами. Метод спектрального анализа не нашел пока широкого применения на автотранспорте вследствие трудностей в организации работ (широкие диапазоны предельных содержаний элементов) и сложности применяемого оборудования.
Диагностическое оборудование:
газоанализаторы
мотор-тестер и сканер
установка для тестирования и ультразвуковой очистки форсунок
тестер ДСТ-2М, ДСТ-10, ДСТ-10BAG
расходомеры
компресометры и многое другое
5. Охрана труда на автомобильном транспорте
Дополнительное специальное обучение безопасности труда проводят в отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда. Перечень работ и профессий, периодичность и продолжительность обучения, программу, состав комиссии утверждает работодатель. Рабочему выдаётся удостоверение на право самостоятельной работы.
Если рабочий не сдал экзамен, то повторно сдаёт не позднее одного месяца. В этот период он к самостоятельной работе не допускается. Все рабочие, имеющие перерыв в работе более трёх лет, а при работе с повышенной опасностью - более одного года, должны пройти обучение, по безопасности труда в течение первого месяца до начала самостоятельной работы. Содержание и порядок проведения вводного инструктажа.
Кроме обучения, для рабочих проводятся инструктажи по безопасности труда:
вводный;
первичный на рабочем месте;
повторный;
внеплановый;
целевой.
Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы. Проводит его инженер по охране труда.
Излагаются основные вопросы безопасности труда на предприятии:
трудовые права работника и его обязанности в части охраны труда;
организация работы по охране труда на предприятии;
поведение на территории;
опасные факторы сопутствующие работе;
средства защиты, спецодежда;
порядок действий при несчастном случаи;
пожарная безопасность;
помощь пострадавшим.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала производственной деятельности.
- вновь принятых в организацию работников, включая работников выполняющих работу на условиях трудового договора, использование материала выдаваемого работодателем;
переведенным из одного подразделения в другое;
выполняющие новую работу;
временным работникам;
со строителями;
со студентами.
Инструктаж может не проводиться с лицами не связанными с обслуживанием оборудования. Лица освобождены от первичного инструктажа на рабочем месте.
Первичный инструктаж проводят руководители работ, прошедший обучение по охране труда.
В содержание инструктажа входит:
ознакомление с рабочим местом;
организация и содержание рабочего места;
опасные зоны и способы защиты;
безопасные методы работы;
пожарная безопасность.
После инструктажа рабочие проходят стажировку в течении 2-14 смен под руководством лиц, от стажировки освобождаются имеющие стаж не менее 3 лет.
Повторный инструктаж проходят все рабочие за исключением освобожденных приказом руководства.
Проводят не реже одного раза в полугодие. На опасных работах ежеквартально. Проводит руководитель работ индивидуально или с группой, обслуживающих однотипное оборудование.
Дополнительное специальное обучение безопасности труда проводят в отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда. Перечень работ и профессий, периодичность и продолжительность обучения, программу, состав комиссии утверждает работодатель. Рабочему выдаётся удостоверение на право самостоятельной работы.
Если рабочий не сдал экзамен, то повторно сдаёт не позднее одного месяца. В этот период он к самостоятельной работе не допускается. Все рабочие, имеющие перерыв в работе более трёх лет, а при работе с повышенной опасностью - более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда в течение первого месяца до начала самостоятельной работы. Содержание и порядок проведения вводного инструктажа.
Кроме обучения, для рабочих проводятся инструктажи по безопасности труда:
вводный;
первичный на рабочем месте;
повторный;
внеплановый;
целевой.
Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы. Проводит его инженер по охране труда.
Излагаются основные вопросы безопасности труда на предприятии:
трудовые права работника и его обязанности в части охраны труда;
организация работы по охране труда на предприятии;
поведение на территории;
опасные факторы сопутствующие работе;
средства защиты, спецодежда;
порядок действий при несчастном случаи;
пожарная безопасность;
помощь пострадавшим.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала производственной деятельности.
- вновь принятых в организацию работников, включая работников выполняющих работу на условиях трудового договора, использование материала выдаваемого работодателем;
переведенным из одного подразделения в другое;
выполняющие новую работу;
временным работникам;
со строителями;
со студентами.
Инструктаж может не проводиться с лицами не связанными с обслуживанием оборудования. Лица освобождены от первичного инструктажа на рабочем месте.
Первичный инструктаж проводят руководители работ, прошедший обучение по охране труда.
В содержание инструктажа входит:
ознакомление с рабочим местом;
организация и содержание рабочего места;
опасные зоны и способы защиты;
безопасные методы работы;
пожарная безопасность.
После инструктажа рабочие проходят стажировку в течении 2-14 смен под руководством лиц, от стажировки освобождаются имеющие стаж не менее 3 лет.
Повторный инструктаж проходят все рабочие за исключением освобожденных приказом руководства.
Проводят не реже одного раза в полугодие. На опасных работах ежеквартально. Проводит руководитель работ индивидуально или с группой, обслуживающих однотипное оборудование.
Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях:
- при введении в действие новых переработок, стандартов и правил;
при изменении технологического процесса;
при наличии фактов нарушений работающих требований безопасности;
по требованию органов надзора;
при перерывах в работе;
после несчастного случая.
Содержание и порядок проведения целевого инструктажа.
- выполнение разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями (погрузка, выгрузка);
ликвидации последствий после аварии;
производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение на ведение работ;
проведение экскурсий на предприятии;
организации массовых мероприятий.
В соответствующем порядке утверждают примерный перечень работ повышенной опасности на выполнение которых необходимо выдать наряд-допуск. Работодатель этот перечень может расширить.
Организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителя.
Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу.
Вновь назначенные на должность руководители организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем должностными обязанностями в том числе и по охране труда.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями.
Заключение
Летняя практика проходила на предприятии ООО "Мартен Авто Сервис". Во время прохождения практики изучил работы выполняемые по ремонту, освоил выполняемые при этом операции, применяемое оборудование и инструмент, нормы времени и порядок оплаты труда, изучил должностные обязанности мастера по производству и менеджера по работе с клиентами, методы их организаторской и карательной работы в трудовом коллективе; изучил правила охраны труда непосредственно на рабочем месте, в зоне, на участке. Изучил мероприятия по охране окружающей среды.
В ходе практики изучил структуру предприятия, систему управления техническим обслуживанием: должностные обязанности работников, режим работы, основные документы, систему контроля, регистрации, хранения и передачи информации и средства оргтехники; изучил планирование, организацию технологии выполнения диагностических работ, значение контролируемых параметров и оборудование для диагностики. Непосредственно на предприятии были изучены: месторасположение и зона обслуживания предприятия, характер транспортной работы, режим работы предприятия, число рабочих дней в году.
Непосредственно на рабочем месте были изучены правила охраны труда, а также мероприятия по охране окружающей среды. Были проведены работы по изучению предприятия изнутри его характеристики и методы работы, ознакомился с оборудованием и слесарными инструментами.
Список использованных источников
1. Крамаренко Г.В. Техническое обслуживание автомобилей: Учебник для техникумов / Г.В. Крамаренко, И.В. Барашков. - М.: Транспорт, 1982.-368с.
2. Сквозная программа практик по направлению 55.21.00 - эксплуатация транспортных средств, специализация "Автомобили и автомобильное хозяйство" - Вологда, 1994 - 17 с.
.Документы предприятия.