Введение
В период с 14.03.2013г по 10.04.2013г была мною пройдена учебная практика, в Следственном Управлении МУ МВД России «Ногинское» расположенном по адресу: Московская область г. Ногинск, ул. 3-его Интернационала, д. 93.
Срок прохождения учебной практики - 4 недели
Целью прохождения практики является применение теоретических знаний, полученных в учебном заведении на практике, то есть ознакомления с деятельностью Следственного управления, изучение принципов его работы, выполнения индивидуального задания, получения практического опыта в качестве помощника следователя в Следственном Управлении МУ МВД России «Ногинское».
За время прохождения практики я усвоила задачи, функции и цели работы следователя.
В соответствии с п.41 ст.5 УПК РФ следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия предусмотренные УПК РФ.
Полномочия следователя
Уголовно-процессуальный закон России предусматривает наличие у следователя широкого спектра процессуальных полномочий:
·возбуждение уголовного дела в установленном законом порядке;
·принятие уголовного дела к своему производству или передача его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
·направление хода расследования, принятие решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
·дача органу дознания в установленных уголовно-процессуальным кодексом РФ случаях и порядке обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
·обжаловать, с согласия руководителя следственного органа, в установленном законом порядке, решения прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.
Следственное Управление МУ МВД России «Ногинское». Историческая справка
До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами.
Указом от 8 июня 1860 года императора Александра II были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.
Контроль за следственными действиями, выполняемыми следователями, возлагался на суды. Только они могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения.
Большинство следователей не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях - до 200-400 дел. Обслуживаемые участки достигали 16 тысяч квадратных верст.
По Уставу уголовного судопроизводства 1864 года следователи назначались императором по представлению министра юстиции.
В 1870 году были учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам, а 1875 году - следователей по особо важным делам окружных судов. После Октября 1917 года прежняя судебная система практически полностью была разрушена. Органами следствия стали специальные комиссии при городских и районных советах Петрограда, Москвы и других местностей. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. Законодательной регламентации их деятельности не существовало.
Согласно Декретам о суде № 2 от 7 марта 1918 года и № 3 от 20 июля того же года в России образовывались следственные комиссии окружных судов, которые осуществляли предварительное следствие по делам об убийствах, причинении тяжких телесных повреждений, изнасиловании, бандитизме, разбоях, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездным и городским судам.
Инструкцией об организации рабоче-крестьянской милиции, принятой в октябре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска было отнесено расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для расследования этих дел в аппаратах уголовного розыска и ВЧК вводились должности следователей.
Уголовно-процессуальный кодекс 1922 года и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1924 году, возложили расследование преступлений на народных следователей, следователей, состоявших при ревтрибуналах, военных следователей и следователей по важнейшим делам наркомата юстиции. Должности следователей в уголовном розыске были упразднены.
В сентябре 1928 года следователи были изъяты из ведения судов и подчинены прокурорам. При этом прокуратура находилась в структуре наркомата юстиции, а решения прокуроров о назначении и увольнении народных следователей утверждались губисполкомами.
декабря 1933 года ЦИК СССР утвердил Положение о Прокуратуре СССР, которая стала самостоятельным государственным органом. В ее штате предусматривались должности следователей по важнейшим делам. В то же время нижестоящие органы прокуратуры и состоявшие при них следователи продолжали находиться в системе наркомюста.
Необходимо отметить, что 10 июля 1934 года был образован наркомат внутренних дел СССР, а ОГПУ преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и включено в состав НКВД СССР. Следственный аппарат существовал тогда лишь в ГУГБ и подчиненных ему подразделениях.
В этот период по основной массе общеуголовных преступлений органами милиции проводилось дознание, материалы которого направлялись прокурору и после утверждения им обвинительного заключения передавались в суд. Прокурор имел право поручить милиции расследование любого уголовного дела в полном объеме. Если предварительное следствие по делу являлось обязательным, милиция могла проводить следственные действия в течение месяца, после чего передавала его следователю. Последний, признав материал дознания полным, мог ограничиться предъявлением обвинения, допросом обвиняемого и составлением обвинительного заключения.
На практике большинство уголовных дел расследовалось органами милиции. Для их расследования непосредственно перед Великой Отечественной войной в аппаратах уголовного розыска и БХСС ведомственным приказом были созданы «следственные» отделения. Руководство ими осуществлял «следственный отдел» Главного управления милиции НКВД СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено органам охраны общественного порядка. С этого момента и было начато создание следственного аппарата органов внутренних дел. В его компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание как форму предварительного расследования.
В дальнейшем изменения, внесенные в уголовно-процессуальное законодательство, значительно расширили подследственность следственных аппаратов органов внутренних дел. Так, в 1965 году к их ведению были отнесены наиболее сложные дела о хозяйственных преступлениях, в 1978 - преступления, совершенные несовершеннолетними, а с 1 января 1997 года - все преступления, совершенные в экономической сфере.
Если в 1966 году следственными аппаратами органов внутренних дел было расследовано 67 процентов всех уголовных дел в стране, а в 1978 г. - 76 процентов, то сегодня следственный аппарат МВД России является крупнейшим в системе правоохранительных органов, им расследуется 70 процентов всех зарегистрированных преступлений и 93 процента преступлений, предварительное следствие по которым является обязательным.
ноября 1998 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым утверждено «Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Названный нормативно-правовой акт позволил восполнить пробел в правовом регулировании деятельности следственного аппарата органов внутренних дел, укрепить федеральную вертикаль управления организацией предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел, во главе которого стоит Следственный комитет при МВД России.
мая 1999 года создано Главное следственное управление ГУВД Московской области, которое является органом, обеспечивающим организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Московской области.
Правовую основу деятельности Главного следственного управления при ГУ МВД России по Московской области составляет Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, правовые акты ГУ, а также настоящее Положение.
Деятельность Главного следственного управления осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления и общественными объединениями, по предметно-зональному принципу, на основе планирования, сочетания единоначалия при принятии решений по вопросам служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.
Общие положения
Следственное управление (отдел, отделение, группа) при управлении (отделе, отделении) внутренних дел района, города, района в городе, закрытом административно - территориальном образовании, на особо важном и режимном объекте, при линейном управлении (отделе) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте организует расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных уголовно - процессуальным законом к подследственности следователей органов внутренних дел.
Правовую основу деятельности следственного управления (следственного управления, отдела, отделения, группы) составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по вопросам предварительного следствия, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящее Положение.
Деятельность следственного управления (отдела, отделения, группы) осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Личный состав следственного управления (отдела, отделения, группы) включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания, и работников.
Штатная численность и лимит денежного содержания следственного управления (отдела, отделения, группы) устанавливается начальником вышестоящего органа внутренних дел.
Деятельность следственного управления (отдела, отделения, группы) осуществляется с учетом специализации, на основе планов работы.
Порядок взаимодействия следственного управления (отдела, отделения, группы) с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и экспертно - криминалистическую деятельность устанавливается действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами Министерства.
Финансирование следственного управления (отдела, отделения, группы) производится за счет средств федерального бюджета по смете министерства, главного управления (управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации, управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отдела) внутренних дел Управления режимных объектов МВД России
Следственное управление (отдел, отделение, группа) имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим наименованием и необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы, бланки и другие реквизиты.
Делопроизводство в следственном управлении (отделе, отделении, группе) ведется в установленном МВД России порядке.
Надзор за законностью деятельности следственного управления (отдела, отделения, группы) осуществляется соответствующим прокурором в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Типовая структура следственного управления (отдела) при УВД города с районным или иным муниципальным образованием
КанцелярияЗаместитель начальника УВД города - начальник следственного управления (отдела)Заместитель начальника следственного управления (отдела)Заместитель начальника следственного управления (отдела) - начальник следственной части по расследованию организованной преступной деятельностиЗаместитель начальника следственной частиОтделение (группа) организационно - зональныеОтделение (группа) информационно - аналитическоеОтдел (отделение) по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономикиОтдел (отделение) по расследованию бандитизма и преступлений, совершенных организованными преступными группамиОтдел (отделение, группа) по расследованию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия
Основные задачи и функции следственного управления
Основной задачей следственного управления (отдела, отделения, группы) является обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве путем надлежащей организации расследования уголовных дел, подследственных следователям органов внутренних дел.
С учетом требований уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации следственное управление (отдел, отделение, группа), выполняя следующие основные функции, обеспечивает:
Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.
Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.
Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно - розыскную и экспертно - криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу следователей по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.
Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств. В обязательном порядке (в произвольной форме) учет.
Поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела.
Выездов следователей на места происшествий.
Возбужденных следователями данного органа внутренних дел и поступивших из других органов уголовных дел, а также дел и материалов, выделенных в отдельное производство.
Поручений о производстве следственных действий, поступивших для исполнения. Лиц, привлеченных к уголовной ответственности, а также задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Результатов расследования и рассмотрения в судах уголовных дел. Размера причиненного преступлениями материального ущерба и обеспечения его возмещения.
Выявленных в ходе следствия ранее не известных преступлений. Преступлений, раскрытых по ранее приостановленным делам. Представлений прокуроров, частных определений судов.
Профилактических мероприятий по материалам следствия, ответов на представления. Мероприятий воспитательной работы и служебной подготовки с личным составом.
Учет и правильное использование следователями криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей. На следственное управление (отдел, отделение, группу) не может быть возложено исполнение функций, не предусмотренных уголовно - процессуальным законодательством и настоящим Положением.
Следственное управление осуществляет следующие полномочия:
Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ (п. 41 ст. 5 УПК РФ).
Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для разрешения сообщений о преступлениях, установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и соответственно обеспечения надлежащих условий для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по существу, освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, либо реабилитации невиновного. Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно-процессуальном законодательстве применительно к стадиям возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, отнесенным к его компетенции. Отдельные процессуальные полномочия следователя установлены в иных федеральных законах, а организационные полномочиях в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ по вопросам организации предварительного следствия, а также в нормативных правовых актах, изданных Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ и Федеральной службой безопасности РФ совместно с руководителями других министерств, комитетов и служб. Анализ содержания уголовно-процессуальных норм, в которых закреплены процессуальные права и обязанности следователя, дает основание для следующей классификации его процессуальных полномочий: полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях; полномочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу; полномочия по осуществлению уголовного преследования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уголовному делу; полномочия давать поручения органам дознания. 1. Полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях. Этот вид полномочий установлен в п. 1 ч. 2 ст. 38 и в ст. 146-148 УПК РФ. Полномочия следователей и раскрытие притупления, как правило, могут быть реализованы в пределах подследственности уголовных дел, установленной в ст. 151 УПК РФ. Вместе с тем в случаях, когда немедленная передача сообщения по подследственности может повлечь негативные последствия (например, заинтересованные лица, воспользовавшись тем, что никто не проводит проверку заявления (сообщения) о преступлении, предпринимают меры к уничтожению следов преступления или фальсификации доказательств и т.п.), следователь обязан проверить сообщение о преступлении и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия, а затем выполнить требование ч. 5 ст. 152 УПК РФ о передаче уголовного дела по подследственности. Подробнее о порядке возбуждения уголовного дела см. главу 2 настоящего руководства.
Следователи специализированных прокуратур реализуют полномочия по возбуждению уголовных дел с учетом положений, закрепленных в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 9.09.2002 № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур». В частности, следователи военных прокуратур возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения. Следователи закрытых территориальных образований г. Межгорье и комплекса «Байконур» возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных в пределах этих административно-территориальных образований, кроме уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Полномочия следователей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте разграничены Указанием Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и " Министерства путей сообщения РФ от 3.04.1995 г. № 19/23-1/1609-103 «О порядке реагирования на признаки преступления и рассмотрения заявлений и сообщений о хищении грузов». В названном Указании установлен перечень документов, которые должны быть направлены органам предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о хищении грузов. Аналогичным образом установлен перечень документов, которые подлежат направлению в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел о нарушении санитарного законодательства и законодательства о промышленной безопасности (см.: Письмо Генеральной прокуратуры в Комитет санэпиднадзора России «О надлежащем оформлении и направлении в органы прокуратуры материалов по фактам санитарных правонарушений» от 23.07.1992 г. № 7-10д-92), об экологических преступлениях (см.: Письмо Генеральной прокуратуры ?Ф «О надлежащем оформлении и направлении материалов в органы прокуратуры по фактам уголовно-наказуемых нарушений природоохранного законодательства» от 23.07.1992 г. №7-10д-92 | направлено в Минэкологии России) и др. 2. Полномочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Данный вид полномочий реализуется путем доказывания, т.е. путем собирания, проверки и оценки доказательств (ст. 85 УПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 86 УПК РФ следователь осуществляет собирание доказательств путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В реальной действительности основным способом собирания доказательств является производство следственных действий, поскольку в действующем УПК РФ не предусмотрено выполнение иных процессуальных действий, в ходе которых могли бы быть получены сведения, отвечающие требованиям, закрепленным в ч. I ст. 74 УПК РФ. Исключением можно считать направление запроса о правовой помощи зарубежным правоохранительным органам в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ. Одним из способов собирания доказательств является получение следователем письменных документов и предметов, представляемых для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями (ч. 2 ст. 86 УПК РФ). В УПК РФ не установлен порядок получения указанных документов и предметов. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следственные действия могут быть произведены по поручению следователя органами дознания. Вели при этом были выполнены требования относительно формы поручения и компетенции органов дознания на производство следственных действий, полученные сведения являются доказательствами при условии, что они отвечают требованиям относи-мости, допустимости и достоверности. 3. Полномочия по осуществлению уголовного преследования. Наличие таких полномочий обусловлено тем, что согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ следователь обязан осуществлять от имени государства уголовное преследование по делам публичного и частной публичного обвинения. К полномочиям следователя как субъекта уголовного преследования относятся: возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица (подробнее см. главу 2 настоящего руководства); задержание лица в качестве подозреваемого (подробнее см. §1 главы 4 настоящего руководства); привлечение лица в качестве обвиняемого (подробнее см. главу 5 настоящего руководства); розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого (подробнее см. §1 главы 6 настоящего руководства); применение к обвиняемому меры пресечения (подробнее см. §2 главы 4 настоящего руководства); составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору для передачи по подсудности (подробнее см. §3 главы б настоящего руководства). 4. Полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уловному делу. Наличие указанных полномочий вытекает из положений, закрепленных в ст. 11 УПК РФ, согласно которой следователь, во-первых, обязан разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав (ч. 1), во-вторых, принять меры безопасности в отношении потерпевшего, свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц при наличии достаточных данных о том, что указанным лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными противоправными деяниями (ч. 3). Указанные полномочия следователя конкретизируются применительно к отдельным процессуальным правам участников уголовного судопроизводства, установленным в ст. 42, 44, 46, 47, 48, 53 и 54 УПК РФ. При этом следует иметь в виду, что закон специально выделяет полномочия следователя по обеспечению подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ). 5. Полномочия следователя давать поручения органу дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Поручение - это письменное предложение следователя органу дознания выполнить определенные процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия. В поручении указывается: орган дознания, которому дается поручение; краткое изложение сущности дела, по которому дается поручение; уголовно-процессуальная норма, дающая следователю основание для дачи поручения; следственные и розыскные действия, которые необходимо выполнить; от кого исходит поручение. В поручении может содержаться указание в виде разъяснении, как выполнить поручение. Иначе говоря, указание - это сообщение следователем органу дознания тактических условий выполнения поручения. Например, следователь дает указание: сообщить свидетелю перед допросом, что преступник арестован и не следует опасаться мести, или огласить свидетелю показания потерпевшего и т.п. Право следователя давать органам дознания поручения о производстве следственных действий имеет определенные границы. Следует иметь в виду, что следователь вправе дать поручения лишь тогда, когда в силу объективных причин он не может лично произвести требуемые следственные действия. В любом случае следователь не вправе поручать органу дознания принятие решений, которые требуют оценки совокупности доказательств, имеющихся в уголовном деле, а также выполнения определенных действий. Иначе говоря, следователь не вправе поручить органу дознания выполнение таких действий, как предъявление обвинения и допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, привлечение в качестве гражданского ответчика, назначение экспертиз и других действий. Следователь также не вправе поручать органу дознания производство таких следственных действий, которые имеют наиболее важное значение по данному уголовному делу или требуют особо умелого и квалифицированного исполнения (например, осмотр места происшествия при убийстве, авиакатастрофах, предъявление для опознания, следственный эксперимент и др.). Поручения следует направлять начальнику органа дознания, поскольку он знает, кому из его подчиненных можно поручить выполнение требуемых действий с учетом его профессионального мастерства и выполняемого в данный момент объема работ. Поручения могут быть направлены конкретным сотрудникам органа дознания в тех случаях, когда, они включены в состав следственно-оперативной группы. Копии поручений приобщаются к уголовному делу вместе с протоколами соответствующих следственных действий, произведенных сотрудниками органов дознания по поручению следователя. В противном случае результаты произведенных следственных действий могут быть признаны не имеющими юридической силы. Следователь вправе привлечь к участию и следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК РФ). В соответствии с п. 3 ч. 2 ст, 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо получение судебного решения и (или) санкции прокурора на принятие следователем решений или выполнение уголовно-процессуальных действий. Следователь процессуально независим при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий. Одним из средств обеспечения процессуальной независимости следователя является законодательное ограничение полномочий прокурора и начальника следственного отдела по осуществлению процессуального руководства предварительным следствием (см. ч. 3 ст. 38, ч. 4 ст. 39 УПК РФ и др.). Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, предоставлять необходимые предметы и документы, принимать участие в производстве следственных действий в качестве понятых, переводчиков, специалистов и т. п.). Разумеется, требования следователя должны быть правомерными. Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК РФ). Следователь обязан принимать надлежащие меры по реабилитации лица, которое было подвергнуто незаконному или необоснованному уголовному преследованию. При этом причиненный гражданину вред возмещается государством в полном объеме независимо от вины следователя или иных должностных лиц уголовного судопроизводства. Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ). Если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информации, то по требованию реабилитированного, а в случае его смерти - его родственников или письменному указанию следователя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации (ч. 3 ст. 136 УПК РФ). По требованию реабилитированного, а в случае его смерти - его родственников следователь обязан в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства (ч. 4 ст. 136 УПК РФ).
Организация документооборота в Следственном управлении
следственное управление уголовный
Организация документооборота в Следственном управлении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Следственного управления, регламентирующими порядок ведения делопроизводства, а также настоящим Регламентом. Работа с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующими нормативными правовыми актами.
Заключение
Учебная практика является одним из условий и способов закрепления теоретических навыков, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков по их применению. Безусловно, продолжительность практики не позволяет в полном объеме освоить все направления деятельности следственных органов, однако дает возможность получить начальную практическую подготовку, оценить свои возможности и окончательно выбрать будущую специальность. Считаю, что программу практики выполнила в полном объеме, получив необходимые практические навыки и закрепив полученные теоретические навыки.
Цель практики считаю достигнутой.
Наибольшие затруднения, на мой взгляд, вызывают подготовка процессуальных документов, их техническое оформление. В общении с гражданами, участниками процесса также возникают проблемы из-за отсутствия специальных навыков по установлению психологического контакта, оценки их поведения и выбору правильного решения. Вместе с тем, считаю, что с работой в Следственном комитете могу вполне справиться.
По результатам прохождения практики прихожу к следующим выводам.
Работа в органах Следственного управления является сложной и напряженной, для успешного ее выполнения от работника требуется не только отличная теоретическая подготовка, но и достаточно весомая практическая подготовка.
Таким образом, ознакомительная практика является важнейшим этапом подготовки квалифицированного специалиста, это этап получения необходимых практических знаний и навыков, овладев которыми, студенту в будущем станет значительно проще выбрать профессию в будущем.
Ознакомительная практика позволяет закрепить полученные на первом этапе учебного процесса знания, а также выявить проблемы; дает возможность оценить свои навыки, приобрести необходимый практический опыт, получить первоначальную подготовку к будущей профессии.
Дневник
14.03.2013Знакомство со структурой следственного управления и личным составом подразделения15.03.2013Изучение нормативно-правовых актов Следственного Управления МУ МВД России «Ногинское», комментарий к УК РФ, УК РФ, УПК РФ.16.03.2013/17.03.2013Выходной18.03.2013Изучение нормативно-правовых актов Следственного Управления МУ МВД России «Ногинское», комментарии к УК РФ, УК РФ, УПК РФ.19.03.2013Ознакомление с бланками-протоколами и правильность их составления ОМП(осмотра места происшествия), План-схема к протоколу осмотра места происшествия, Фототаблица к протоколу осмотра места происшествия, Объяснения, Постановление о производстве выемки документов, Протокол выемки документов у потерпевшего, Протокол осмотра документов, Постановление о возбуждении уголовного дела, Уведомление потерпевшего о возбуждении уголовного дела, допроса подозреваемых, обвиняемых, свидетеля, признание потерпевшим, очной ставки.20.03.2013Ознакомление с бланками-протоколами и правильность их составления ОМП(осмотра места происшествия), План-схема к протоколу осмотра места происшествия, Фототаблица к протоколу осмотра места происшествия, Объяснения, Постановление о производстве выемки документов, Протокол выемки документов у потерпевшего, Протокол осмотра документов, Постановление о возбуждении уголовного дела, Уведомление потерпевшего о возбуждении уголовного дела, допроса подозреваемых, обвиняемых, свидетеля, признание потерпевшим, очной ставки.21.03.2013Изучение приказа МВД России от 01.12.2005г. № 385 « Об утверждении инструкции о порядке приема и регистрации и разрешения в ОВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о проишествиях»22.03.2013Изучение приказа МВД РФ от 24.12.08г. № 1138 « Об утверждении кодекса профессиональной этики сотрудника органа внутренних дел РФ23.03.2013/24.03.2013Выходной25.03.2013Принимала участие в выемке медицинских документов, допросе свидетеля.26.03.2013Совместно с СОГ (следственно-оперативной группой) МУ МВД «Ногинское» выезжала на место происшествие, где следователем производился осмотр места происшествия, допрос свидетелей, потерпевшего27.03.2013Совместно с следователем, оперативным сотрудником Уголовного розыска, криминалистом, обвиняемым выезжала на проверку показаний на месте28.03.2013Занималась сбором характеризующих данных, разносила запросы.29.03.2013Изучение закона о полиции30.03.2013/31.03.2013Выходной01.04.2013Изучение закона о полиции02.04.2013Изучение закона о полиции03.04.2013Совместно со следователем выезжала на выемку документов в НЦРБ, наркологический и псих. диспансер 04.04.2013Занималась составлением отдельных поручений, составляла опись к уголовным делам05.04.2013Выходной06.04.2013/07.04.2013Выходной08.04.2013Совместно с СОГ выезжала на место преступление-кражу имущества из садового домика № 118 расположенного по адресу: Московская обл. г. Ногинск СНТ «Рассвет»09.04.2013Изучала правильность сбора материала на арест, направление материала на арест в суд10.04.2013Участвовала в допросе подозреваемого, изъятия образцов крови, слюны, занималась составлением отдельных поручений
Список нормативных источников
1.Конституция Российской Федерации;
.Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
.Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
.Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
.Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
.Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции";
.Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации";
.Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации";
.Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел и его территориальных органах";
.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";
.Приказ МВД РФ от 12 декабря 2011гю № 1221 «Об утверждении регламента системы МВД РФ по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок».