Содержание
Введение
. Программа факультатива
.1 Методическая разработка урока «Характер и темперамент человека»
. Программа факультатива
.1 План-конспект проведенных занятий факультатива для школьников
. Сценарий психологического тренинга
.1 Проведение психологического тренинга
. Пропаганда психологических знаний среди родителей школьников
. Психологические особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса
.1 Характеристика классного коллектива
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В период с 6 февраля по 26 февраля 2013 года я проходила психолого-педагогическую практику в средней общеобразовательной школе №7 г. Тихорецка Краснодарского края, в связи с тем, что моя будущая специальность связана не только с психологической деятельностью, но и предполагает возможность преподавания психологии.
Основные субъекты образовательного процесса, с которыми осуществлялось взаимодействие во время практики: классный руководитель Процанова Ольга Павловна, ученики 8 «а» класса, родители, учителя, работающие в 8 «А», руководители школы.
Цель педагогической практики: обретение компетентности в педагогической деятельности. Закрепление на практике теоретических знаний по педагогике и психологии, полученных мною во время обучения в университете, и приобретение навыков и качеств, способствующих моему профессиональному становлению.
Во время педагогической практики передо мной стояли задачи:
подготовка и проведение занятий факультатива «Характер и темперамент человека»;
подготовка и проведение психологического тренинга «Индивидуальность»;
подготовка и проведение мероприятия «Агрессия среди подростков» по пропаганде психологических знаний среди родителей учеников 8 «а» класса;
исследование психологической характеристики классного коллектива;
создание целостного представления о педагогической деятельности;
овладение современными технологиями обучения и воспитания;
составление отчета о педагогической практике в школе.
Как и в любом учреждении, психолог имеет свои должностные обязанности:
1.Педагог-психолог должен знать: Конституцию РФ, законы РФ, решения правительства РФ.
2.Педагог-психолог утверждается на должность и освобождается от должности директором школы.
.Педагог-психолог непосредственно подчиняется директору школы, зам.директора по воспитательной работе.
1.Программа факультатива
.1Методическая разработка урока «Характер и темперамент человека»
Был согласован с классным руководителем возможность проведения занятия по психологии, а так же желающих школьников.
Обоснование выбора темы: в отечественной и зарубежной психологической литературе изложено множество различных точек зрения относительно понятий «характер» и темперамент» и их взаимосвязи. Исходя из того, что учащиеся имеют лишь поверхностные психологические знания, изложенный материал должен быть представлен доступно и интересно, способствовать формированию базовых психологических знаний, развить применимые на практике навыки, стимулировать интерес к дальнейшему изучению психологии. Данный урок может быть включен в курс «Общая психология», «Психология общения».
При разработке данного урока были использованы работы Гиппенрейтера Ю.Б., а также материалы образовательных психологических интернет-сайтов www.flogiston.ru Приветствие - 2 минуты.
II.Изложение нового материала - 40 минут.
1.Понятие темперамента, история изучения.
2.Психологические характеристики темпераментов
.Проявление темперамента в различных сферах жизнедеятельности человека.
.Характер.
.Черты характера.
.Взаимосвязь характера и темперамента.
III.Закрепление полученного материала, выводы, ответы на вопросы - 5 минут.
2. Программа факультатива
2.1 План-конспект проведенных занятий факультатива для школьников
План-конспект урока
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения. Еще в Древней Греции врач Гиппократ вывил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Дав в общем правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.
Научное обоснование дал И.П. Павлов. Он установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
Далеко не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных и промежуточных типов высшей нервной деятельности, а следовательно, темпераментов. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Нередко темперамент несколько меняется с возрастом.
Сангвиник - человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; однако его радость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным.
Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.
Холерик - человек быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешенность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.
Меланхолик - эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, определяет психологическую совместимость или несовместимость людей. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.
Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.
Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. Так, холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие. Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.
Известно, что между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности характера человека. Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Самым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Поведение человека рассматривается, оценивается прежде всего с точки зрения его взаимоотношений с другими - с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но мотив, побудивший его поступить так, а не иначе. Зная основные свойства характера человека, возможно понять, с определенной вероятностью предвидеть его поведение.
Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни.
Группа первая- черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм и эгоизм; чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т.д.Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека.
Вторая группа- волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Говоря о ком-либо «человек с характером», тем самым подчеркивают прежде всего выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости.
Но эти черты характера ценны только тогда, когда проявляются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям стремится человек и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и средства деятельности должны быть честными, гуманными. Волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности.
В истории психологии делалось немало попыток классифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при характеристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других -скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общительными и т.п.
Определенность характера зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цельный характер- это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о «бесхарактерности» человека.
Характер, как и сама личность, - очень сложное явление, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и формируется в течение всей жизни человека. Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности - убеждениями, мировоззрением, волей, чувствами и т.д.
Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании.
От темперамента зависят многие черты характера, такие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик может быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплодным. Следует отметить тесную взаимообусловленность характера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособность. Для развития способностей важны такие черты характера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уверенность в своей исключительности часто губительна для способностей, так как в этом случае нередко формируются зазнайство, самовосхищение, пренебрежение к окружающим.
Выводы: характер и темперамент не являются тождественными понятиями, но они тесно взаимосвязаны. Темперамент человека предопределен, его нельзя изменить, так как он связан с врожденными особенностями высшей нервной деятельности. Характер же человека формируется по мере его взросления, его проявления связаны с воспитанием, средой, а также во многом зависят от темперамента. Но над характером можно работать, особенно если делать это своевременно.
3. Сценарий психологического тренинга
Разрешение на проведение тренинга в классе. Желающие принять участие в тренинге по развитию индивидуальности.
Тема тренинга: индивидуальность.
Характеристика аудитории: гимназия №7 г. Тихорецка, 8 «а» класс, 25 человек. Возраст 13-14 лет.
Цели: обобщить понятие «индивидуальность», учить находить в себе главные индивидуальные черты, определять свои личностные особенности, учить видеть индивидуальность в окружающих.
Задачи: дать представление о понятии «индивидуальность», показать, что каждый человек является индивидуальностью. Развитие интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих. Содействовать развитию навыков самоанализа.
Материалы: Карандаш, бумага.
Форма проведения - тренинг.
Структура занятия:
1.Введение в основную тему занятия - 5 - 10 мин.
2.Знакомство- 10 мин
.Упражнения, игры - 30 мин.
.Рефлексия - 5 мин.
3.1 Проведение психологического тренинга
. Введение в основную тему занятия.
. Знакомство. Передаем карандаш по кругу, и тот и у кого карандаш, рассказывает о себе, очень кратко.
. Упражнение «Все мы - некоторые - один я»:
·Встаньте те, кто сегодня чистил зубы (выбирается признак общий для всех).
·Встаньте те, у кого длинные волосы (выбирается признак присущий некоторым).
·Встаньте те, кто в красной кофте (выбирается индивидуальный признак).
Посмотрите, некоторые качества присущи всем; а некоторые только одному человеку. Качества, присущие только одному человеку называются индивидуальными.
Чтение и обсуждение сказки Фея (эта сказка посвящена актуальным для подросткового и юношеского возраста вопросам - самоопределения и определение своего места в жизни, вопрос, на который отвечает каждый человек в этом возрасте: Кто Я?, героиня сказки ещё не ответила на этот вопрос, не смогла найти своё место в жизни, поэтому у сказки открытый финал)
Вопросы для анализа сказки:
·Как вы думаете, чем должна быть закончена сказка?
·Что значит жить не своей жизнью? Легко ли человеку, если он живёт не своей жизнью?
·Что значит быть самим собой?
·Как вы понимаете слова найти своё место в жизни?
·Что значит быть индивидуальностью?
.Рефлексия занятия:
·Что узнали нового на занятии? Что поняли на занятии?
·Что понравилось на занятии? Что не понравилось?
4. Пропаганда психологических знаний среди родителей школьников
Тема выступления: подростковая агрессия. Вид проведения: презентация 20 минут. Небольшое обсуждение темы среди родителей 10 минут. Родители 8 «а» класса, на классном собрании среди родителей.
Краткое содержание презентации «АГРЕССИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»: Основные группы агрессии: вербальная (словесная); физическая.
Словесная агрессия в поведении подростка выражается в:
постоянных отпорах;
отрицательных отзывах о ком-либо;
использовании обидных слов, а также выражений, смысл которых явно направлен на причинение обиды другому человеку;
беспричинных оскорблениях как знакомых, так и незнакомых людей;
попытке подчинить своей воле путем словесных угроз или словесного принуждения;
повышенном общем тоне разговора.
Физическая агрессия выражается в различных формах физического воздействия - причинении боли, физических страданий, драчливости.
Наблюдения показали, что:
подростковая агрессия имеет непосредственные корни в самом ближайшем окружении подростка (например, в школе);
наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе;
агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка: друзьями, учителями, СМИ;
дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, так как поведение взрослых для них менее значимо;
наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников.
Поведение родителей: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и «если надо - драться». Провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей.
Советы психолога родителям:
vВ спорах никогда не придерживайтесь авторитарных методов.
vПредоставьте ребёнку максимум самостоятельности.
vНаучите его состраданию.
vУважайте индивидуальность подростка.
vНе относитесь с предубеждением к его взглядам и высказываниям.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Желаю удачи.
5. Психологические особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса
.1 Характеристика классного коллектива
темперамент психологический тренинг агрессия
В исследуемом коллективе 30 учащихся. Из них 13 мальчиков и 17 девочек. Дети подросткового возраста 14-15 лет. Ученики учатся вместе с 01.09.2007 года, их классный руководитель Процанова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы. Классный руководитель имеет педагогический стаж 25 лет и соответствующее образование, высшую категорию.
Данный коллектив имеет одного ярко выраженного лидера. Это девушка, дочка учителя по английскому языку, в этой школе. Лидер хорошо учится, играет на саксофоне, посещает театральную студию, принимает участие в общешкольных мероприятиях. Умеет налаживать контакты с людьми разного возраста и пола, очень общительна и отзывчива, с уважением относится к одноклассникам. Официальной старосты в коллективе нет. Внутри коллектива уже сформировались несколько группировок. Актив класса представлен 4 учащимися. Пассив класса многочислен, состоит из различных микрогрупп. Отклоняющее поведение и некая агрессивность объединяет трех мальчиков. Ребята зачастую становятся организаторами или участниками потасовок, конфликтов. Еще в классе есть ученики, находящиеся в изоляции: 2 мальчика и 2 девочки. В целом структура классного коллектива и в отношения в нем соответствующие возрастным нормам школьников.
В коллективе, есть возможность пронаблюдать и зарождение мужской дружбы, взаимопомощь, взаимовыручку, и проявление жадности и неприязни, хитрости и заговоров, унижение более слабых. Преобладание девочек сказывается на эмоциональных моментах, творческих посиделках, украшениях в классной комнате. Отчужденность «мальчишек - робинзонов» связана с их низкой успеваемостью, некой неопрятностью, и физической агрессивностью. Ребята - представители асоциальных семей, у них нет навыков нормального общения со сверстниками. Даже между собой, имея «одинаковые беды», не могут найти позитивных точек соприкосновения. Именно поэтому одноклассники стараются избегать общения, и как следствие, конфликтов и побоев. 1 девочка является в классе «новенькой», она пришла в коллектив лишь в конце прошлого учебного года, и пока ей трудно стать полноценным членом коллектива. Девочке не достает решительности и уверенности в себе. Дополнительно к этому, ей тяжело дается обучение, девочка несколько отстает от своих сверстников. Еще одна девочка испытывает трудности в общении со сверстниками из-за заниженной самооценки.
Классный руководитель уделяет большое внимание развитию групповой сплоченности коллектива и формированию положительных черт характера. Ольга Павловна опирается, прежде всего, на свою любовь к детям, учитывает их возрастные особенности и интересы. Позитивным результатом считает полноценное развитие личности учеников, качественное усвоение ими программы и самоудовлетворенность. Несомненно, педагог пользуется авторитетом среди детей и родителей. Этому свидетельствуют совместные мероприятия, проводимые часто и весело, журнал мероприятий и отзывов, положительная атмосфера.
% учащихся учатся «отлично», 40% - «хорошо и отлично», 25% -«хорошо и удовлетворительно» и 25% - «удовлетворительно». Дисциплина во время уроков нормальная. Замечания учащиеся преимущественно получают за неподготовленность к определенному виду работы (линейки, ручки, карандаша, и др.). В таких случаях на помощь приходит взаимовыручка. Жизнь коллектива вне учебных занятий достаточно активна - это проведение внеклассных мероприятий, организация субботников, походов и экскурсий, посещение спортивных площадок, поездок в другие города, совместные походы в театр и кино.
Безусловно, коллектив и личность ребенка в учебно-воспитательном процессе тесно соприкасаются, оказывая как положительное, так и отрицательное взаимодействие друг на друга. Например: творческие способности учащихся удачно реализовываются и развиваются во внеклассных мероприятиях, праздниках. А несформированность положительных навыков общения некоторых учащихся является причиной конфликтов и драк, возникающих в данном коллективе.
В заключение следует отметить, что данный коллектив является традиционным представителем ученического класса общеобразовательной Российской школы. Возникающие недостатки связаны с субъективным особенным подбором контингента, семей. Наличие детей различных культурного, материального и интеллектуального уровней подтверждает общедоступность образования, но, как правило, сопровождается рядом сложностей, с которыми приходится сталкиваться педагогу в повседневной работе. Следует отметить, что отношения между учителем и детьми доброжелательные, уважительные, дети любят педагога, в свою очередь и учитель организовывает и поддерживает благоприятный климат в коллективе, проявляя любовь, заботу, интерес к каждому ученику. Ученический коллектив обеспечивает единство, дружбу, школьников.
В исследовании использовались: метод наблюдения, опрос, анкетирование, личные беседы.
Заключение
Во время педагогической практики был проведен ряд мероприятий.
1.Занятия факультатива «Характер и темперамент человека», рассмотрели понятия - характер, темперамент, сходства и различие.
2. Психологический тренинг «Индивидуальность» для школьников. Рассмотрели представление о понятии «индивидуальность». Узнали, что каждый человек является индивидуальностью. Способствовали развитию интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих. Содействовали развитию навыков самоанализа.
. Беседа с родителями на тему: «Подростковая агрессия». Была проведена презентация и обсуждение данной темы.
. Осуществлено исследование психологической характеристики классного коллектива.
. Впечатления от проведенных занятий факультатива.
Очень важным фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков, присутствовали на занятиях. Родители учеников тоже отнеслись с пониманием, со стороны учеников я тоже получила поддержку и одобрение. Они проявляли дисциплинированность, уважение и заинтересованность. Естественно, такое отношение значительно облегчило мою задачу при проведении занятий. Несомненно, в организации уроков и управлении коллективом учеников, мне помогли знания, полученные при изучении возрастной, социальной, педагогической психологии и других дисциплин.
Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, не допускать просторечных выражений, слов-паразитов, но при этом не усложнять речь непонятными для учеников терминами, т.е. содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям группы. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению у учеников вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех аспектов при подготовке учебного материала.
2.Впечатление от проведенных занятий тренинга «Индивидуальность».
На тренинг был приглашен психолог школы, как наблюдатель (за моей работой). Отзыв: внешний вид Чуриловой Виктории приятный, привлекательный, манера поведения уверенная, дружелюбная. Жесты открытые. Речь во время объяснения четкая, правильная, слова-паразиты отсутствуют. Лексика речи соответствует возрастным особенностям детей, термины объясняются. Виктория Эдуардовна умело организовала коллективную деятельность: класс разбит на группы, каждый получил свое задание, были задействованы все участники, группы выдали свой результат, класс обсудил выступление представителей групп и коллегиально пришли все к общему мнению, сделали правильный вывод. Тренинг получился эффективным, меткие замечания Виктории Эдуардовны, юмор, доброжелательность позволили наполнить занятие положительными эмоциями. По отзывам учеников, занятие доставило удовольствие.
Собственная оценка качества преподавания и впечатление.
Перед проведением тренинга очень волновалась. В этом классе учиться моя дочь, поэтому было волнительно в двойне. Боялась, что дети зададут вопрос, а я не смогу на него ответить. Но потом сказала себе, я ведь не энциклопедия, я могу чего-то не знать, нужно быть искренней, ведь дети это чувствуют. Обстановка в классе была дружелюбная, дети старались не шуметь, наверное потому что на задней парте сидел их психолог. Но после прошествии 10 мин, я и ребята стали чувствовать себя более раскованно и уже общались как друзья, сразу стало шумновато. Пришлось один раз попросить ребят не шуметь. Сначала на мои вопросы отвечали все хором, так что их было не разобрать, и я попросила их высказываться по одному. Вообще дети стали раскованней. Некоторые мальчики были не сдержанные, вскакивали с места. В принципе была нормальная рабочая обстановка, обсуждение, и спор. Мне даже она больше понравилась, чем если бы они сидели по струнке, как роботы сидящие за партой. Я обратила внимание и на лидеров класса, и на тихонь. Сказка про «Фею» понравилась и заставила многих задуматься. «Значит, мы все личности»:- говорили они:«и все по-своему индивидуальны». Это их радовало.
Я думаю, им понравилось, потому что они просили еще каких-нибудь рассказов и тестов и игр. И понравился еще больше, если бы этот урок был проведен вместо урока математики. Им очень нравиться, когда к ним приходит их школьный психолог, но случается это очень редко. Но вот у них предмет обществознание очень похож на введение в психологию для детей, потом, дома, я не отрываясь прочитала весь учебник. Основы психологи давались в простой, понятной для их возраста форме. Мне очень понравилось.
Для первого раза преподавания тренинга, думаю, я неплохо справилась. Это был колоссальный опыт для меня, а также отличная тренировка для будущего.
3.Впечатления от проведенной беседы «Агрессия среди подростов» с родителями учеников 8 «а» класса.
Форму проведения беседы выбрала показ презентации, потому что это более понятно, чем просто лекция. Составление презентации не вызвало труда благодаря интернету. После презентации начали обсуждение этой темы, завались вопросы. Было просто и легко, так как происходило это на классном собрании. Только пришлось немного бороться вначале со своим волнением. Выступать на публике мне еще немного сложно.
4.Впечатление от исследования классного коллектива.
В этом классе учиться моя дочь, поэтому я можно, сказать знакома с ними с 1 класса. Информация легла слоями и от разговоров с дочерью и от бесед и совместного проведения времени с классом, в каких либо поездках, мероприятия. Личные наблюдения тоже очень помогли в описании и составлении психологической характеристики класса. Это задание было очень интересным, оно выработало у меня навыки ведения беседы, научило правильно наблюдать, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности.
В целом, я оцениваю свою практику как успешную. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития;
углубить свои знания в психологии и педагогике;
сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.);
развить умение выявлять, анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие психологические закономерности;
умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства;
умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения).
Список использованной литературы
1.Некрасов С.Д., Шлыкова Ю.Б. Психологическая практика в школе: метод. рекомендации. Краснодар: Кубанский гос. университет, 2011 г.
2.Давыдова В.И., Трофимчук О.М. Руководство для начинающих деятельность педагога-психолога. Челябинск 2010 г.
.Васильева З.И., Практикум по педагогической практике. М. 2008 г.
.Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М. 2007 г.
.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 2005 г.
.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону 1997 г.
.Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии СПб,. 2008 г.
8.З.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2004 г.
9.www.flogiston.ru , www.psihology.net , www.psilib.ru .