Вводный инструктаж
Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках. Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей учреждения, утвержденной руководителем учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью, инструктируемого и инструктирующего. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с - учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях, - в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д.
Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы проводят:
со всеми вновь принятыми в учреждение, переводимыми из одного подразделения в другое;
с работниками, выполняющими новую для них работу. командированными, временными работниками;
со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику, перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов, правил, норм по охране труда. Инструкции утверждаются руководителем учреждения и профсоюзным комитетом.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.
Повторный инструктаж проходят все работающие независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.
Учреждениями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами и технической инспекцией труда может быть установлен более продолжительный (до одного года) срок проведения повторного инструктажа. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.
Внеплановый инструктаж проводят:
при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; - при замене или модернизации оборудования, приспособлений инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; при нарушении работающими или учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
по требованию органов надзора;
при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.
Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Целевой инструктаж проводят:
при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне учреждения и т.п.);
ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;
проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).
Программа вводного инструктажа по охране труда
1. Общие сведения об образовательном учреждении, характер и особенности работы, организация работы по охране труда в учреждении.
. Основные положения законодательства об охране труда, трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и подростков, льготы и компенсации.
. Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, ответственность за нарушение Правил.
. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для образовательного учреждения, методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.
. Пожарная безопасность, причины пожаров, способы и средства предотвращения пожаров, первичные средства пожаротушения, действия персонала при их возникновении.
. Основы электро безопасности, способы и средства предупреждения электротравматизма.
. Аварии, катастрофы и стихийные бедствия, возможные в районе расположения образовательного учреждения. Сигналы оповещения гражданской обороны и порядок действий по ним. Средства индивидуальной и коллективной защиты, порядок их использования.
. Действия работников при несчастном случае, первая помощь пострадавшим.
Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте
. Общие сведения об оборудовании на данном рабочем месте, участке, основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие на нем.
2. Безопасная организация и содержание рабочего места.
3. Опасные зоны механизма, прибора, другого оборудования. Средства безопасности оборудования (предохранительные устройства, ограждения, системы блокировки, сигнализации, знаки безопасности). Требования по предупреждению электротравматизма.
. Порядок подготовки рабочего места к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, заземления и других средств защиты).
. Безопасные приемы и методы работы, действия при возникновении опасной ситуации.
. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими.
. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.
Тема 1. Работа в отделе выездных проверок ИМНС
.1Цели и задачи отдела выездных проверок
Основные цели Отдела:
обеспечение соблюдения (исполнения) проверяемыми образовательными учреждениями, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (проверяемые организации) обязательных для исполнения требований, проверка которых входит в компетенцию органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования (далее - уполномоченный орган);
изучение и оценка деятельности проверяемых организаций;
выявление в деятельности проверяемых организаций причин, способствующих возникновению нарушений обязательных для исполнения требований, а также препятствующих полному и качественному осуществлению полномочий (функций).
Основные задачи Отдела:
контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, состоящими на учете в Инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей;
планирование выездных налоговых проверок;
организация и проведение выездных налоговых проверок по соблюдению законодательства о налогах и сборах в соответствии с ежеквартальными планами проведения выездных налоговых проверок;
осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности Отдела.
Основные функции Отдела:
осуществление работы по планированию выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
проведение предпроверочной подготовки выездных налоговых проверок на основе изучения и анализа всей имеющейся в налоговом органе информации из внешних источников о налогоплательщиках, запланированных к проверке;
проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и осуществление оформления их результатов;
рассмотрение с участием юридического отдела представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок.
рассмотрение возражений (объяснений) по актам о нарушении законодательства о налогах и сборах, представленных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, совершившими нарушение законодательства о налогах и сборах;
осуществление передачи в юридический отдел материалов выездных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях;
передача в отдел ввода и обработки данных копий решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездных налоговых проверок, и решений по результатам рассмотрения актов о нарушениях лицами, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах, для ввода в базу «Системы Электронной обработки данных»;
участие в производстве по делам об административных правонарушениях;
осуществление передачи в отдел урегулирования задолженности имеющейся информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, состоящих на учете в данном налоговом органе, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств либо о приостановлении операций;
проведение встречных проверок, в том числе по запросам других налоговых органов;
проведение анализа материалов выездных налоговых проверок на предмет наличия схем уклонения от налогообложения, в том числе крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению;
- проведение анализа эффективности проведения выездных налоговых проверок;
- информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков - юридических лиц;
участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;
формирование установленной отчетности по предмету деятельности Отдела;
подготовка информационных материалов для руководства Инспекции по вопросам, находящимся в компетенции Отдела;
участие в организации и осуществлении мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для налоговых органов, проведении совещаний, семинаров по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;
ведение в установленном порядке делопроизводства, хранение и сдача в архив документов Отдела.
Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:
вносить руководству Инспекции предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;
по указанию руководителя Инспекции в пределах сферы своей деятельности и компетенции представлять Отдел в Управлении;
вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
готовить проекты приказов и других документов по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
давать заключения по проектам документов, представленным на заключение другими отделами Инспекции;
запрашивать и получать от отделов Инспекции рекомендации, предложения и заключения по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
работать с документами отделов Инспекции для выполнения, возложенных на Отдел задач;
Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы Инспекции, в соответствии с планами работы коллегий ФНС России и Управления.
Деятельность отдела регулируется Налоговым Кодексом РФ, а так же Должностным регламентом государственного налогового инспектора отдела выездных проверок Инспекции Федеральной налоговой службы.
.2 Законодательные и нормативные акты, регулирующие работу данного отдела
Налоговое законодательство - это совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в законах РФ, законах субъектов РФ, актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения: устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налоговых обязательств, защиту прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений.
Законодательство о налогах и сборах является по сути специальным налоговым законодательством. В соответствии со ст.1 Налогового Кодекса РФ оно включает:
федеральное законодательство о налогах и сборах;
региональное законодательство о налогах и сборах;
местные акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
Специальное налоговое законодательство включает:
а) федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее:
НК РФ,
Иные федеральные законы о налогах и сборах.
б) региональное законодательство о налогах и сборах:
Законы субъектов РФ,
Иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ.
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.
Федеральное законодательство о налогах и сборах состоит из:
НК РФ,
Принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Анализ налоговых нормативно-правовых актов.
К федеральным законам о налогах и сборах относятся:
федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, на противоречащей НК;
Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.
Региональное законодательство о налогах и сборах представляет собой законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:
Акты органов общей компетенции,
Акты органов специальной компетенции.
.3 Порядок проведения выездной налоговой проверки
первичный инструктаж выездной налоговый
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
В решении о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно быть указано следующее:
- Вопросы проверки. Действующее налоговое законодательство не проводит формулировки оснований для проведения выездных налоговых проверок. В качестве вопросов проверки могут фигурировать как отдельные проверяемые вопросы (например, «проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость в данном случае проверка будет тематической), так и вопросы соблюдения налогового законодательства на предприятии или в организации в целом (например, «проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах», такая проверка будет комплексной).
При проведении тематической налоговой проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь годичного срока с даты проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам. При проведении же комплексной выездной налоговой проверки право на проведение очередной проверки у налогового органа возникает только по окончании одного года с момента проведения указанной проверки.
Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен ст. 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
-полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
-предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
-периоды, за которые проводится проверка;
-должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.
При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Обязанность по составлению и подписанию Справки о проведенной проверке возлагается на руководителя проверяющей группы.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
-истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;
-получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
-проведения экспертиз;
-перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуют документы.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
-вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
-налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда не выявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.
При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.
При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 НК РФ.
Особенности проведения выездных налоговых проверок резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, определяются статьями 288. и 385.1 НК РФ.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов и налоговых агентов.
- Период проведения проверки. В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году проверки. Но, несмотря на это, налогоплательщики обязаны в соответствии с пп.8 п.1 ст.23 НК РФ в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, что позволяет сделать косвенный вывод о том, что налоговые органы могут затребовать документы, касающиеся налоговой проверки, за периоды, ею не охваченные.
Лица, уполномоченные на проведение выездной налоговой проверки. В решении на проведение такой проверки должны быть указаны: Ф.И.О. лиц, проводящих проверку, занимаемые должности, их чин, специальные знания.
Подготовка выездных налоговых проверок - это комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок, а так же других налоговых мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения указанных проверок.
При планировании и подготовке выездных налоговых проверок необходимо исходить из принципа оптимальности, т.е. необходимости обеспечения выбора для проведения выездных налоговых проверок таких объектов, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить максимальное поступление в бюджет сумм доначисленных налогов и сборов, пени и штрафных санкций при минимальных затратах рабочего времени и усилий специалистов налоговых органов на проведение данных проверок. Процесс планирования и подготовки должен начинаться с формирования информационных ресурсов о налогоплательщиках на основании информации из внутренних и внешних источников.
Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию на каждого налогоплательщика, состоящего на учете и на ее основе должно формироваться досье налогоплательщика.
Следующей процедурой процесса планирования является проведение камерального анализа бухгалтерской и налоговой отчетности, который проводится в рамках камеральных налоговых проверок.
Так же особое внимание следует уделять обязательности периодического проведения, в целях обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок, анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому и территориальному принципу.
Основная цель этапа отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок включить в план проверки:
налогоплательщиков, подлежащих обязательной проверке в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных правовых актов, инструкций и указаний ФНС России, поручениями вышестоящих налоговых органов;
налогоплательщиков, выездная налоговая проверка которых с максимальной степенью обеспечит поступление в бюджет наибольшей суммы налога.
Начинается выездная налоговая проверка с предъявления проверяющими руководителю предприятия или организации, либо индивидуальному предпринимателю служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки. Должностным лицам налоговых органов, не поименованным в решении о проведении проверки, в доступе на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового органа может быть отказано.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.
При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
После проведения проверки составляется акт проведения налоговой проверки - основной документ, фиксирующий результаты проверки.
Он составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Акт подписывается проверяющими должностными лицами и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за конкретный вид налоговых правонарушений.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации - налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или индивидуального предпринимателя либо их представителей. В этом случае о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.
Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
По результатам проверки может быть оформлен Протокол об административном правонарушении.
Согласно ст.87 НК РФ налоговый орган вправе проводить повторные выездные налоговые проверки. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случая, если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика, или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
В целях обеспечения пополнения доходной части бюджета всех уровней, и повышение собираемости налогов осуществляется контрольная работа по соблюдению налогоплательщиками налогового законодательства и проводятся мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений.
1.4 Методы и приемы, используемые в ходе выездной налоговой проверки
Как установлено статьями 31 и 89 НК РФ, налоговые органы вправе проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать его производственные, складские, торговые и прочие территории, используемые для извлечения дохода. Кроме того, проверяющие могут изъять у организации все документы, которые свидетельствуют о совершении ею налоговых правонарушений. Дадим же характеристику этим действиям ИМНС России.
Осмотр - это действие налоговых инспекторов, которое направлено на установление соответствия между данными, полученными ими от налогоплательщика, и фактическими данными.
Право же на эту форму контроля закреплено пунктом 1 статьи 92 НК РФ. В соответствии с этим пунктом проверяющий инспектор в целях получения полной информации об объекте проверки вправе осматривать территории и помещения налогоплательщика.
Согласно пункту 3 статьи 92 НК РФ, осмотр осуществляется в присутствии понятых. Присутствие же должностных лиц самой организации при проведении осмотра необязательно. Но в то же время они имеют право в нем участвовать. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
В необходимых случаях при осмотре может производиться фото и киносъемка, видеозапись, снятие копий с документов.
Инвентаризация имущества налогоплательщика регулируется Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.
Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке дает руководитель налогового органа или его заместитель. При этом утверждаются порядок и сроки ее проведения, а также состав инвентаризационной комиссии.
Инвентаризация имущества организации проводится по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу.
Проводится же проверка фактического наличия имущества по его местонахождению при участии должностных и материально ответственных лиц, а также работников бухгалтерской службы налогоплательщика.
Разумеется, при инвентаризации налоговые органы особое внимание уделяют денежным знакам и бланкам строгой отчетности. К учету принимаются наличные деньги, ценные бумаги и прочие денежные документы. А документы строгой отчетности проверяют по видам бланков, месту хранения, а также по каждому материально ответственному лицу.
При инвентаризации расчетных валютных и специальных счетов в банках сверяют остатки сумм, которые числятся в данных бухгалтерии налогоплательщика, с выписками банков.
По результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость выявленных результатов, которая подписывается председателем инвентаризационной комиссии. Все эти результаты, конечно, учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.
При проведении ВНП могут учувствовать свидетели. В соответствии со статьей 90 НК РФ:
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол
Действия, которые вправе совершать налоговые органы в ходе выездной проверки, является изъятие (выемка) документов и предметов.
Налоговый кодекс различает понятия "выемка" и "изъятие". Так, выемка - это получение копий документов налогоплательщика. А изъятие - принудительное лишение налогоплательщика подлинников документов, а также предметов, которые имеют отношение к проверке. В любом случае, основанием для подобных действий является постановление о производстве выемки.
В соответствии со статьей 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых
Оформление акта выездной налоговой проверки и предложений к нему. Окончание выездной налоговой проверки реализация её результатов.
Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке, согласно статье 100 НК РФ, уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации. Об отказе представителей организации подписать акт в нем делается соответствующая запись. В случае если указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это также должно быть в нем отражено.
Общие требования к содержанию акта налоговой проверки установлены пунктом 2 статьи 100 НК РФ: в нем указываются документально подтвержденные факты выявленных налоговых правонарушений или отсутствие таковых, а также предложения проверяющих по их устранению. В акте налоговой проверки должны присутствовать и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данные правонарушения.
В случае несогласия с актом проверки налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня его получения представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение отказа подписать этот акт.
В ряде случаев при проведении налоговых проверок обязательно составление протоколов. Так, протокол составляется при осмотре (ст.92 НК РФ), выемке, изъятии документов и предметов (ст.94 НК РФ). В дальнейшем содержание протоколов может стать основанием для привлечения к ответственности налогоплательщика за те или иные нарушения законодательства.
Вместе с тем к порядку оформления и составления протоколов законодательство предъявляет определенные требования, призванные защитить интересы налогоплательщиков от злоупотреблений со стороны налоговых инспекторов.
Названные требования содержатся как в одноименной статье НК РФ, так и в специальных статьях НК РФ, о которых говорилось выше.
В соответствии с пунктом 2 статьи 99 НК РФ в таком протоколе указываются:
его наименование (напр5имер, протокол осмотра)
место и дата производства конкретного действия
время начала и окончания действия
должность, Ф.И.О., составившего протокол
Ф.И.О. каждого участника или присутствовавшего, а в необходимых случаях
его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком
содержание действия, последовательность его проведения
выявленные и существенные для дела факты и обстоятельства
Протокол должен быть прочитан всеми участниками действия. Они вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.
Подписывается протокол в соответствии с пунктом 4 статьи 99 НК РФ составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми присутствующими лицами.
Согласно положениям статьи 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении налоговых агентов (проверка по НДФЛ).
Выездная налоговая проверка может повлечь за собой серьезные налоговые риски для налогоплательщиков.
ИФНС может наложить на организацию (ИП) штрафные санкции, заблокировать расчетный счет, приостановить деятельность компании, а в крайнем случае - наложить арест на имущество организации.
При наличии спорных моментов, довольно часто возникающих при ведении налогового учета, свою позицию компаниям с высокой долей вероятности придется отстаивать в суде.
Тема 2. Работа с налогоплательщиками
.1 Налоговое, гражданское, финансовое трудовое законодательство РФ
Налоговое законодательство
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
) формы и методы налогового контроля;
) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Действие распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.
Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Гражданское законодательство
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Финансовое законодательство
Системы финансового законодательства субъектов РФ развиваются в качестве структурного уровня - подсистемы законодательства РФ. Важнейшим условием не только эффективности действия финансового законодательства РФ, но и жизнеспособности самой Федерации, как отмечается ведущими отечественными учеными-правоведами, является достижение необходимой степени согласованности и взаимодействия уровней законодательства, обеспечивающих оптимальное соотношение его содержательной и формальной сторон. А это, в свою очередь, должно обеспечить баланс интересов федерального центра и регионов в сфере регулирования финансовых отношений.
Основы соотношения федерального и регионального уровней правового регулирования закладываются Конституцией РФ и развиваются в действующем законодательстве. Применительно к отношениям в сфере финансовой деятельности основными актами являются:
Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др.
Трудовое законодательство
Цели и задачи трудового законодательства
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
.2 Психологические и этические аспекты работы с налогоплательщиком
Должностные лица налоговых органов обязаны:
-действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
-реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
-корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство. (НК РФ ст 33)
Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. ( Ст. 34.2 пункт 2 НК РФ)
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.( ст 35 пункт 1 НК РФ)
Органы внутренних дел, следственные органы несут ответственность
Организация приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России:
Организация приема налогоплательщиков осуществляется ежедневно в течение всего рабочего времени в соответствии с Приказом МНС России от 29.10.2003 N БГ-3-27/575 "О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России".
Для организации ежедневного приема налогоплательщиков рекомендуется использовать принцип сменности. Начальник отдела работы с налогоплательщиками в зависимости от ситуации перераспределяет в течение дня количество должностных лиц отдела, осуществляющих прием налогоплательщиков. При осуществлении приема налогоплательщиков в операционном зале предусматривается, что работа должностного лица отдела работы с налогоплательщиками по непосредственному приему налогоплательщиков не должна превышать 4 часа в день.
Организовать работу отдела работы с налогоплательщиками следует таким образом, чтобы у должностных лиц была возможность осуществлять иную работу, предусмотренную инструкциями на рабочие места. Для повышения профессионального уровня сотрудников отдела необходимо предусмотреть 2 - 3 часа на проведение учебы в любой день недели (за исключением пятницы). День проведения учебы должен быть утвержден распорядительным документом по инспекции МНС России. Во время учебы прием налогоплательщиков не прекращается.
При осуществлении приема налогоплательщиков прикрепление
налогоплательщиков к налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и т.д. недопустимо.
Должностные лица отдела работы с налогоплательщиками должны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их уполномоченным представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижая их чести и достоинства, формируя позитивное отношение к налоговым органам.
Налогоплательщики должны иметь информацию о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудника отдела работы с налогоплательщиками.
Для этого сотрудники отдела работы с налогоплательщиками обеспечиваются, в частности, идентификационными картами (бэйджами).
Численность работников отдела работы с налогоплательщиками следует распределить равномерно в соответствии с функциями, возложенными на отдел работы с налогоплательщиками.
Прием налогоплательщиков рекомендуется осуществлять в специально выделенных для этих целей кабинетах (операционных залах по приему налогоплательщиков).
Основные требования к организации специально выделенных помещений для приема налогоплательщиков (операционных залов):
Помещения для работы с налогоплательщиками желательно размещать на нижних этажах зданий налоговых инспекций и для удобства работы организовать отдельный вход для налогоплательщиков.
В помещениях, предназначенных для работы с налогоплательщиками, обязательно иметь:
стенд с указанием размещения функциональных рабочих мест сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков;
информационные стенды.
Рекомендуется иметь систему звукового информирования для голосового информирования налогоплательщиков и применять данную систему в периоды проведения информационных кампаний. Длительность одного звукового сообщения не должна превышать 5 минут (условно) с перерывами в 10 - 15 минут.
Рекомендуется установить для налогоплательщиков компьютер со справочно-правовыми системами ("Гарант", "КонсультантПлюс") и программными продуктами, разработанными МНС России и ФГУП "ГНИВЦ МНС России". Компьютер, предназначенный для налогоплательщиков, не должен быть подключен к локальной сети инспекции МНС России. Правила работы с ним, а также фамилия, имя, отчество, телефон, номер кабинета должностного лица инспекции МНС России, отвечающего за работу компьютера, размещаются на видном месте.
Рекомендуется установить электронную систему управления очередью, световое информационное табло (видеоэкран с информацией). Световое информационное табло размещается в инспекции МНС России недалеко от входа или при входе в помещение, где осуществляется прием налогоплательщиков.
Световое информационное табло располагается на высоте не менее 2,2 метров от пола таким образом, чтобы обеспечить видимость информации максимально возможному количеству налогоплательщиков.
Информация на световом информационном табло может быть представлена в виде бегущей строки.
для налогоплательщиков должны быть оборудованы места для ожидания приема, имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов.
Работу с налогоплательщиками специалисты инспекций и управлений проводили всегда: с тех пор, как была создана Госналогслужба. Однако работу эту понимали по-разному и осуществляли исходя из собственных установок и представлений. Отсутствовала единая организационная структура. В центральном аппарате МНС России не было подразделения, которое занималось бы методологией и координировало бы деятельность на местах. Основной упор делался на информационно-разъяснительную работу в региональных и местных СМИ.
Проводимая в последние годы модернизация налоговых органов, в основу которой положен функциональный принцип деятельности всех подразделений МНС России, потребовала кардинальных изменений в работе с налогоплательщиками. Были созданы отделы работы с налогоплательщиками в инспекциях МНС России и Управление организации работы с налогоплательщиками и СМИ в центральном аппарате МНС России. Завершается работа по созданию отделов работы с налогоплательщиками и СМИ в Управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации. Таким образом, строится жестко закрепленная, вертикально интегрированная структура, отвечающая за указанное направление работы.
По всей России сотрудники налоговых инспекций проводят бесплатные семинары для налогоплательщиков. Единственное, что должен уточнить налогоплательщик в своей налоговой инспекции, - это дату и место проведения семинара. Особая роль в программе обучения отводится заполнению новых форм отчетности. А они, как известно, в этом году претерпели существенные изменения. Мы уверены, что семинары положительным образом скажутся на уровне налоговой грамотности и информированности налогоплательщиков.
Особая гордость Управления - сайт МНС России, который позволяет нам в кратчайшие сроки доводить актуальную информацию до сведения налогоплательщиков и налоговых инспекторов. В 2002 году сайт был удостоен Национальной интернет-премии Российской академии Интернета в номинации «Органы власти и самоуправления». В течение нескольких лет интернет-сайт министерства по числу обращений занимает первое место среди сайтов, относящихся к тематике: «Администрации», «Федеральные органы власти», «Государство». Еженедельно сайтом министерства пользуются 50-60 тыс. человек. .
Управление продолжает вести активную информационно-разъяснительную работу в центральных СМИ. Налажено и постоянно развивается сотрудничество с электронными и печатными изданиями, информационными агентствами и телекомпаниями.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Работа с людьми, пожалуй, самый сложный и ответственный участок в деятельности налоговых органов. Здесь очень важно быть терпеливым и тактичным, спокойным и уравновешенным. Поэтому руководитель инспекции должен внимательно присматриваться к своим сотрудникам и подбирать тех, кто в силу своего характера способен работать с людьми. А грамотно подобранный отдел работы с налогоплательщиками может решать самые сложные задачи, в значительной степени сокращать нагрузку на остальных работников и создавать благоприятную атмосферу во взаимоотношениях налогоплательщик - инспекция.
.3 Организация работы с налогоплательщиками
Организация приема налогоплательщиков осуществляется ежедневно в течение всего рабочего времени в соответствии с приказом МНС России от 29.10.2003 № БГ-3-27/575 «О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России».
Для организации ежедневного приема налогоплательщиков рекомендуется использовать принцип сменности. Начальник отдела работы с налогоплательщиками в зависимости от ситуации перераспределяет в течение дня количество должностных лиц, осуществляющих прием налогоплательщиков.
Прием налогоплательщиков рекомендуется осуществлять в специально выделенных для этих целей залах обслуживания налогоплательщиков, кабинетах (далее - операционных залах).
Для повышения профессионального уровня сотрудников отдела необходимо предусмотреть еженедельно 2 часа на проведение учебы в любой день недели (за исключением пятницы). День проведения учебы должен быть утвержден распорядительным документом по инспекции ФНС России. Во время учебы прием налогоплательщиков не прекращается.
При осуществлении приема налогоплательщиков прикрепление налогоплательщиков к налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и т.д. недопустимо.
Налогоплательщиков необходимо обеспечить информацией о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудника отдела работы с налогоплательщиками. Для этого сотрудники отдела работы с налогоплательщиками обеспечиваются личными идентификационными карточками и (или) настольными табличками.
Должностные лица отдела работы с налогоплательщиками должны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их уполномоченным представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижая их чести и достоинства. Основные требования к помещениям для приема налогоплательщиков (операционным залам).
Помещения для работы с налогоплательщиками целесообразно размещать на нижних этажах зданий налоговых инспекций и для удобства работы с налогоплательщиками организовать отдельный вход для налогоплательщиков.
В помещениях, предназначенных для работы с налогоплательщиками, необходимо иметь информационные стенды, в том числе стенд с указанием размещения рабочих мест сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков.
В инспекции рекомендуется иметь систему звукового информирования налогоплательщиков и применять данную систему в периоды проведения информационных кампаний. Длительность одного звукового сообщения не должна превышать 5 минут.
Рекомендуется установить компьютер со справочно-правовыми системами и программными продуктами, разработанными ФНС России и ФГУП «ГНИВЦ ФНС России». Компьютер, предназначенный для налогоплательщиков, не должен быть подключен к локальной сети инспекции ФНС России. Правила работы с ним, а также фамилия, имя, отчество, телефон, номер кабинета должностного лица инспекции ФНС России, отвечающего за работу компьютера, размещаются на видном месте. Должностное лицо, ответственное за работу компьютера, определяется руководителем налогового органа и закрепляется распорядительным документом по инспекции ФНС России.
Помещение для работы с налогоплательщиками рекомендуется оборудовать электронной системой управления очередью, световым информационным табло. Световое информационное табло размещается в инспекции ФНС России недалеко от входа в помещение, где осуществляется прием налогоплательщиков, на высоте не менее 2,2 метров от пола таким образом, чтобы обеспечить видимость информации максимально возможному количеству налогоплательщиков.
Информация на световом информационном табло может быть представлена в виде бегущей строки.
Для налогоплательщиков должны быть оборудованы места для ожидания приема, имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов.(приложение 3)
Организация приема, регистрации и выдачи документов отделами работы с налогоплательщиками.
Прием и регистрация налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом МНС России от 04.02.2004 № БГ-3-06/76, другими правовыми актами Российской Федерации.
Законный представитель налогоплательщика при сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговый орган осуществляет свои полномочия в соответствии со ст. 27 Налогового кодекса. Уполномоченный представитель налогоплательщика при сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговый орган осуществляет свои полномочия в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса.
При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте отдел финансового и общего обеспечения регистрирует документ или комплект документов (приложение 4), проставляет дату приема, присвоенный входящий номер, указывает дату отправки документа по почте.
Всем вложениям присваивается единый номер. На титульном (первом) листе каждого вложения указывается регистрационный (входящий) номер, дата отправки налогоплательщиком по почте и дата поступления документа в налоговую инспекцию ФНС России.
Документы, полученные от налогоплательщиков по почте, передаются из отдела финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) в отдел работы с налогоплательщиками по сопроводительному листу не позднее дня, следующего за днем регистрации документа.
В случае выявления несоответствия установленной форме представленных налогоплательщиком налоговых деклараций налоговый орган не принимает такую документацию.
В случае представления налогоплательщиком по почте налоговой декларации по не установленной законодательством форме должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в трехдневный срок подготавливается уведомление о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме.
При выявлении на стадии принятия налоговой декларации нарушения установленных законодательством сроков ее представления необходимо немедленно о выявленном факте сообщить в отдел камеральных проверок для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.
При наличии в зарегистрированных и переданных в отдел ввода и обработки данных налоговых декларациях ошибок, не позволяющих осуществить ввод, декларации по реестру передаются из отдела ввода и обработки данных в отдел работы с налогоплательщиками. Должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками подготавливается Уведомление (приложение 8) и передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте.
Если в течение 10 календарных дней с момента получения почтового отправления налогоплательщиком или возврата почтового отправления ввиду отсутствия налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу налогоплательщик не вносит уточнения в отчетность, копия реестра таких деклараций и декларации направляются в отдел камеральных проверок для принятия соответствующих мер.
При приеме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме, утвержденной по согласованию с налоговыми органами Российской Федерации и Республики Беларусь, и иных документов, предусмотренных Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004, в случае необходимости можно приглашать сотрудника отдела камеральных проверок для проверки представленных налогоплательщиком документов.
Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. По общему правилу исчисление сумм и уплата названного налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13 %, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику. Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
Признание конкретного предпринимателя налоговым резидентом Российской Федерации или налоговым нерезидентом Российской Федерации непосредственно определяет режим налогообложения его доходов на территории Российской Федерации.
Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, согласно статье 209 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации. Для нерезидентов Российской Федерации объектом налогообложения является доход, полученный от источников в Российской Федерации.
Таким образом, для нерезидентов действующим налоговым законодательством предусмотрена ограниченная ответственность: они должны платить налоги только в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации.
Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, исчисляют и уплачивают налог по правилам статьи 227 НК РФ в отношении сумм доходов, полученных ими от осуществления такой деятельности. Предприниматели согласно пункту 2 статьи 227 НК РФ должны самостоятельно определить сумму доходов, облагаемых по различным ставкам.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Такими доходами будут являться доходы от предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению, и все прочие доходы, которые предприниматель получал вне рамок предпринимательской деятельности. Перечень доходов от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации установлен в статье 208 НК РФ.
При этом НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности предприниматель уплачивает самостоятельно, а с доходов, полученных им в качестве физического лица, НДФЛ удерживает его работодатель.
Индивидуальные предприниматели согласно пункту 4 Порядка учета доходов и расходов должны вести учет доходов и расходов и хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций (далее - книга учета). Ведение книги учета рассматривается в разд.3.1.7 данной книги.
Налоговую базу по НДФЛ предприниматели исчисляют на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.
Предприниматели в течение текущего года уплачивают авансовые платежи по налогу. В пункте 8 статьи 227 НК РФ определен порядок исчисления авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц. Авансовые платежи исчисляются не налогоплательщиками, а налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете, и рассчитываются на весь текущий налоговый период.
Авансовые платежи исчисляются на основании:
либо сведений (указанных налогоплательщиками в налоговой декларации) о сумме предполагаемого дохода;
либо суммы фактического дохода, полученного этими лицами (только от предпринимательской деятельности) в предшествующем налоговом периоде.
Налоговые органы отправляют налогоплательщику письменное уведомление. При получении первого уведомления налогоплательщик уплачивает сумму авансового платежа за период с 1 января по 30 июня не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей. Во втором и третьем уведомлении налоговый орган предлагает уплатить (а налогоплательщик уплачивает) четверть годовой суммы авансовых платежей соответственно в сроки не позднее 15 октября текущего года и 15 января года, следующего за текущим годом. При определении суммы предполагаемого дохода на основании фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период налоговый орган на суммы стандартных и профессиональных налоговых вычетов уменьшает сумму предполагаемого дохода.
Сумма налога на доходы физических лиц исчисляется предпринимателями по итогам налогового периода по доходам от предпринимательской деятельности, дата получения которых относится к данному налоговому периоду. Как следует из смысла нормы пункта1 статьи 223 НК РФ, у индивидуального предпринимателя в целях исчисления налога учитываются реально полученные в его распоряжение доходы. В целях исчисления НДФЛ дата фактического получения дохода от предпринимательской деятельности определяется как день:
выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме;
передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме;
уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, согласно пункту 3 статьи 227 НК РФ исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. Кроме того, если налогоплательщик кроме доходов от предпринимательской деятельности получал доходы, налог с которых был удержан и уплачен налоговыми агентами, то и эти суммы налога уменьшают сумму налога, подлежащую к уплате.
Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается налогоплательщиками в соответствующий бюджет через банк (наличными деньгами или безналичным путем) либо через организацию связи или кассу органа местного самоуправления (в порядке и случаях, указанных в пункте 2 статьи 45, пункте 3 статьи 58 НК РФ). Налог уплачивается по месту налогового учета налогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год.
Если общая сумма исчисленного налога по итогам налогового периода меньше суммы налога, удержанного налоговыми агентами, и (или) фактически уплаченных авансовых платежей, то в соответствии со статьей78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы.
Работа с юридическими лицами
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
В соответствии со статей 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Постановка на учет в налоговом органе организаций осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц.
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи. Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: при обращении за государственной услугой по постановке иностранной организации на учет в налоговом органе заявитель вправе представить в налоговый орган документ, подтверждающий аккредитацию обособленного подразделения иностранной организации на территории Российской Федерации (если такая аккредитация предусмотрена законодательством Российской Федерации); документ, свидетельствующий о внесении сведений о филиале (представительстве) иностранной организации в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; документ, предоставляющий право иностранной организации на пользование природными ресурсами, - для иностранной организации, признаваемой пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае не предоставления заявителем таких документов, налоговый орган использует сведения, представляемые соответствующими органами на основании пунктов 7 и 9 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией - в выбранный ею налоговый орган.
Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Указанные Правила применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования.
Классификация налогов, которыми облагаются юридические лица РФ.
.НДС. Налогоплательщиками НДС являются продавцы (юридические лица или индивидуальные предприниматели), применяющие общий режим налогообложения.
Исчисление НДС производится продавцом при реализации облагаемых этим налогом товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Продавец дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) предъявляет к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по установленной налоговой ставке. Сумма НДС, которую продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается им как разница между суммой налога, исчисленной при реализации покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав), и суммой налога, предъявленной этому продавцу при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых операций.
.Налог на прибыль. Налоговая ставка - 20%, в том числе 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующем размере:
в 2004 - 2012 годах - 0 процентов;
в 2013 - 2015 годах - 18 процентов.
.Акцизы. Это налог, включаемый в цену товара и уплачиваемый покупателями, установленный на определённый круг товаров.
.Водный налог. Описание:
Объектом налогообложения являются следующие виды водопользования:
забор воды из водных объектов;
использование акватории водных объектов;
использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Начиная с 2007 года плательщиками водного налога не признаются граждане и организации, осуществляющие водопользование поверхностных вод на основании договоров аренды. На сегодняшний день все больше и больше лиц, использующих поверхностные водные объекты переводятся арендные отношения в соответствии с Водным кодексом, поэтому все меньше и меньше ими уплачивается водный налог.
. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам и является стабильным источником доходов бюджетов Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Авансовые расчеты и налоговая декларация
Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
. Земельный налог является местным налогом. Все средства от него поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок.
Земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Налоговая декларация
Налогоплательщики - организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, налоговую декларацию по налогу.
Срок представления - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 1 января 2011 года обязанность представления авансовых расчетов по земельному налогу для данной категории налогоплательщиков отменена, однако сохранена обязанность по оплате авансовых платежей.
. Транспортный налог является региональным налогом, формирующим доходную базу региональных бюджетов. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту регистрации транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом) представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, налоговую декларацию.
8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
. ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3. Гусева Т.А. Налоговое планирование: концепция правового регулирования. ,изд. 2-е, дополненное и переработанное, 2008.- 356 с.
. Журавлева О.О. Правовые принципы налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в инновационной сфере // Журнал российского права. 2010. N 5. С. 20 - 28.
. Караваева И.В. Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. - 2009. - N 10 - С.12-18
. Пансков В.Г. "О некоторых назревших проблемах налогового законодательства"// Налоговый вестник. - 2009. - N 6 - С.13-18
. Суглобов А.Е., Слободчиков Д.Н Налоговый потенциал в системе бюджетного регулирования: этапы развития и перспективы // Налоги и налогообложение, 2009, N 8 - С.23-24
. Грунина Д. К., Ивченов Л. С. Основы деятельности налоговых органов. - М: Инфра-М 2009
. Дуканич Л. В. Налоги и налогобложение Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов на Дону: Феникс, 2000.
. Дуканич Л. В. Налоговое регулирование: принципы и модели. // Роль государства в экономике/ Под ред. В. Н. Овчинникова, О. С. Белокрыловой - Ростов: Тодикс Папир, 2007.
. Евстигнеева Е. Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2008.
.Попонова Н.А. Организация налогового учета и налогового контроля : Учеб. пособие / Н.А. Попонова, Г.Г.Нестеров, А.В.Терзиди. - М. : Изд-во ЭКСМО, 2006. - 624 с.
.Починок А.П. Налоги и налогообложение : Учеб.-метод. Пособие для государственных служащих / А.П. Починок, Л.П. Павлова. - М. : Мобиле, 2003. - 405 с.
.Сашичев В.В. О контрольной работе налоговых органов и мерах по повышению ее эффективности // Налоговый вестник. - 2003. - №8 с. 15.Смирнова Е.Е. О совершенствовании контрольной работы налоговых органов (по материалам опроса работников налоговых органов) // Налоговый вестник. - 2008. - №2, с. 3
.Соколов А.А. Теория налогов. - М. : ЮрИнфоР-Пресс, 2005. - 430 с.
17. Гарант
.Консультант плюс
.Федеральная налоговая служба