Введение
Организационно-технологическая (производственная) практика является важнейшей частью учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства республики в области коммерческой деятельности .
Целью производственной практики является закрепление, расширение и систематизация знаний по избранной специальности, формирование навыков системного анализа коммерческой деятельности на промышленном или торговом предприятии, выработка практических навыков коммерческой работы, закрепление знаний, полученных при изучении курсов «Товароведение», «Организация и технология торговли», «Менеджмент в торговле», «Экономика торговли», «Коммерческая деятельность» и др.
Задачей практики является приобретение студентами профессиональных навыков по специальности, закрепление, расширение и систематизация знаний, подученных при изучении специальных дисциплин, а также привитие профессиональных навыков организаторской деятельности в условиях трудового коллектива.
В ходе организационно-технологической (производственной) практики на промышленном предприятии студент должен:
- ознакомиться с производственно-коммерческой деятельности предприятия;
изучить действующей организационно-управленческой структуры предприятия и его коммерческих служб;
изучить особенности организации и проведения коммерческой работы на предприятии;
определить перечень задач, которые решаются коммерческими службами;
ознакомиться с методам и приемам работы с потребителями;
- оценить организации работы одной из коммерческих служб (коммерческого отдела, отдела снабжения, отдела сбыта, отдела маркетинга и т.д.);
- освоить должностные обязанности не менее двух специалистов коммерческой службы (начальника отдела, работника отдела сбыта, отдела материально-технического снабжения, маркетолога, экономиста и т.д.);
ознакомиться с системой материально-технического обеспечения производства;
освоить технологию приемки материальных ресурсов производственного назначения по количеству и качеству;
ознакомиться с организацией и технологией хранения материальных ресурсов и готовой продукции;
проанализировать одну из сторон коммерческой деятельности на предприятии в соответствии с индивидуальным заданием (или выполнить задание исследовательского характера в рамках научного направления кафедры).
В ходе организационно-технологической (производственной) практики на торговом предприятии студент должен
- ознакомиться и дать характеристику торгово-хозяйственной деятельности предприятия;
провести анализ торгово-экономических показателей деятельности предприятия;
оценить действующей организационно-управленческой структуры торгового предприятия;
выяснить перечень задач, которые решаются экономическими и торговыми подразделениями предприятия;
проанализировать существующую систему закупок на торговом предприятии;
дать характеристику методам и приемам работы с покупателями и поставщиками;
изучить и усвоить при выполнении конкретных действий должностные обязанности не менее двух сотрудников торгового предприятия (заведующего магазином, отдела или секции или их заместителей, товароведа, маркетолога, экономиста);
изучить методы, организацию и технологию торговли;
изучить и освоить технологию приемки товаров по количеству и качеству, а также технологию хранения товаров;
охарактеризовать системы организации и оплаты труда на предприятии;
?изучить одну из сторон деятельности на предприятии (в соответствии с индивидуальным заданием) или выполнить задание исследовательского характера в рамках научного направления кафедры. Производственная практика была пройдена на предприятии КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» с 25.06.12г. по 21.07.12г. под руководством начальника коммерческого отдела О.В. Ильенковой.
1. Технико-экономическая характеристика деятельности КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК»
.1Общие сведения о предприятии КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК»
История коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия «Комбинат «Восток» берёт начало в 1980-е годы, когда по постановлению Совета Министров БССР в пригороде Гомеля, недалеко от деревни Урицкое началось масштабное строительство крупного овощеводческого предприятия с тепличным комплексом. Оно было сдано в эксплуатацию в сентябре 1985 года. В мае 2008 года в состав комбината вошёл соседний убыточный сельскохозяйственный кооператив «Победа», в октябре 2009 года - Домановичский овощесушильный завод, находящийся в Калинковичском районе.
КСУП «Комбинат «Восток» сегодня - современное, многопрофильное, динамично развивающееся предприятие, которое специализируется на выращивании овощей в открытом и защищённом грунте, картофеля, яблок, грибов, рыбы прудовой, производстве молока и мяса, выпуске консервированной продукции. Хозяйство располагает 4648 гектарами сельхозугодий, в том числе 2372 гектарами пашни. Средний балл пашни - 35,2. На территории предприятия находятся тепличный комплекс, грибной цех и цех засолки овощей, консервный завод, база хранения овощной продукции, швейный и деревообрабатывающий цеха, 99 гектаров яблоневого сада, озеро, 2 машинно-тракторных парка и 4 животноводческих фермы.
В структуре производства растениеводческой продукции 30% занимает картофель. На полях хозяйства выращивается в общей сложности около 40 видов овощных культур, а также зерновые колосовые, кукуруза. Производство овощей организовано по интенсивным западноевропейским технологиям: применяются высококачественный посевной материал, наиболее эффективные средства ухода за растениями, агрегаты точного высева, установки искусственного орошения, комплекс современных белорусских и зарубежных агрегатов для уборки урожая. В последние годы хозяйство заявило о себе как крупнейший в регионе производитель картофеля. Под эту культуру ежегодно отводится до 500 гектаров, выращиваются ранние, среднеспелые и поздние сорта белорусской и голландской селекции. Кроме традиционных овощных культур - репчатого лука, моркови, свеклы, капусты, грунтовых томатов, чеснока, культивируются и нетрадиционные - брокколи, цветная, брюссельская и пекинская капуста, лук-порей и салатный лук «эксибишен», баклажаны, кабачки, арбузы, сладкий и острый перцы, редька, дайкон, всевозможная зелень (укроп, петрушка, сельдерей, базилик) и другие. На 10 гектарах в хозяйстве заложен виноградник, урожай которого будет поставляться на промышленную переработку.
Строгое соблюдение передовых растениеводческих технологий позволяет овощеводам «Востока» получать высококачественную, экологически чистую продукцию с высокими потребительскими свойствами. Урожайность картофеля, репчатого лука, моркови, свеклы сопоставима с результатами, которые получают ведущие европейские сельхозпроизводители.
На длительное хранение овощи и картофель поступают на производственную базы «Радуга», «Весна», «Теплица», «Теляши», где находятся овощехранилища с контролируемым микроклиматом общей вместимостью 12 тысяч тонн. Здесь работает высокопроизводительная голландская линия по калибровке и фасовке продукции в сетки различной вместимости.
В грибном цеху головного предприятия выращиваются в год до 6 тонн грибов «вешенка», в теплицах площадью 6,5 гектара - огурцы популярных у потребителей пупырчатых сортов «атлет», «эстафета» и овощная рассада. В молодом саду, разбитом на площади 25 гектаров на карликовых подвоях, собирают яблоки новых перспективных сортов, обладающих хорошей лёжкостью. До 140 тонн овощей в год перерабатывается в цеху засолки. Выпускают квашеную капусту с различными добавками, маринованные овощи. В озере общей площадью водного зеркала 23 гектара выращиваются около десяти видов рыб, в том числе карп, амур, толстолобик. Организовано платное любительское рыболовство, товарная продукция поставляется на рынок.
В филиале «Домановичский овощесушильный завод» получают мицелий и в промышленных объёмах выращивают грибы «вешенка» и «шиитаке». Здесь налажен выпуск порядка 50-ти наименований грибных и овощных консервов. Их высокое качество обеспечивается благодаря современному оборудованию и новейшим технологиям производства, строгому контролю сырья и готовой продукции. Технологи завода активно работают над расширением ассортимента.
На животноводческих фермах «Востока» содержится 2455 голов крупного рогатого скота, в том числе 840 коров. В среднем за год животноводы получают от коровы свыше 7 тонн молока. Также имеется 302 головы КРС мясных пород. Их молодняк на выращивании и откорме прибавляет в сутки по килограмму массы. Кроме того, здесь разводят овец мясных пород, держат 35 гусей.
Овощная продукция КСУП «Комбинат «Восток» под торговой маркой «Восточные грядки» пользуется среди покупателей большой популярностью. Её потребители - население региона, дошкольные учреждения, школы, больницы, предприятия общественного питания. Комбинат имеет фирменные магазины и торговые павильоны в областном центре. Высокое качество овощей и картофеля успели оценить и за рубежом: продукция экспортируется в Российскую Федерацию, Казахстан. Наиболее крупные поставки осуществляются в Москву, Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород. На республиканском уровне предприятие удостоено почётного звания «Лучший экспортёр года».
Организационная структура КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» представлена на рисунке 1.
Рис.1 - Организационная структура КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК»
Организационные структуры управления предприятия КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» относится к линейно - функциональной структуре управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает функциональный аппарат. Функциональные подразделения занимаются обслуживанием линейных подразделений, оказывают им помощь. Организационная структура управления постоянно совершенствуется в зависимости от формы организации производства, объемов производства продукции и перераспределения функций между структурными подразделениями предприятия.
.2Основные технико-экономические показатели деятельности КСУП «КОМБИНАТ» ВОСТОК»
КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» находится по адресу: Гомельская область, Гомельский район, а/г Урицкое.
По итогам работы за 2008 год предприятие стало призером республиканского конкурса Лучший экспортер года среди сельхозпредприятий Беларуси, отмечен рядом дипломов, имеет другие знаки поощрения за высокое качество продукции:
«Агрорусь-2010» золотая медаль за грибы Шиитаке;
«Агрорусь-2011» золотая медаль за «Кетчуп грибной «Нёман»- золотая медаль за «Фасоль с грибами в томатном соусе».
«Хрустальное яблоко» - 2011 за «Кетчуп грибной «Нёман»- за «Фасоль с грибами в томатном соусе».
Лучшие товары Республики Беларусь - 2011
«Кетчуп грибной «Нёман»
«Фасоль с грибами в томатном соусе».
Предприятие осуществляет фирменную продажу через следующие магазины:
г. Гомель, ул. Советская дом 119
г. Гомель, рынок Центральный, павильон №7
г. Гомель, рынок Давыдовский, павильон №17
г. Гомель, рынок Прудковский, павильон №3024
Гомельская область, Гомельский район, агрогородок Урицкое.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» необходима система показателей. Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия являются
товарооборот;
издержки обращения;
прибыль;
рентабельность.
Составим таблицу экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия за 2009 - 2011 гг. на основе отчета о прибылях и убытках
Таблица 1.1 - Технико-экономические показатели ОАО КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» за 2009-2011гг.
ПоказателиГодыОтклонениеТемп роста, %2009201020112010- 20092011- 20102010/ 20092011/ 2010123456781 Товарооборот от реализации товаров, млн. руб.763690101257413743564117,99139,552 Товарооборот за вычетом налогов, млн. руб.659878571098412593127119,08139,793 Себестоимость реализованных товаров, млн. руб. 4558549676279382131120,57138,774 Валовой доход за вычетом налогов, млн. руб. 2040236193943217033115,73397,885 Расход на реализацию, млн. руб.2027232033382931018114,45143,876 Прибыль от реализации товаров, млн. руб.13411928-22315,3846,347 Сальдо операционных доходов и расходов, млн. руб.3342841020127,27200,008 Сальдо внереализационных доходов и расходов, млн. руб.8-29-24-375-362,582,759 Среднемесячная з/п, тыс. руб.820900160080700109,75177,7710 Среднегодовая численность работников, млн.руб.50061183211122112213611 Прибыль отчетного года, млн.руб.545479025100,00146,2912 Налоги от прибыли, млн. руб.485264412108,33123,0713 Чистая прибыль, млн. руб.0015015--14 Рентабельность продаж, млн. руб.000,1400,14--
Из таблицы 1.2 видно, что в динамике наблюдается рост товарооборота по торговому предприятию. В 2009 г. товарооборот составил 7636 млн. руб. В 2010 г. увеличился на 1374 млн. руб. и составил 9010 млн. руб. В 2011 г. увеличился на 3564 млн. руб. и составил 12574 млн. руб. Такой резкий рост товарооборота в 2011 г. по сравнению с предыдущим обусловлен ростом цен, которые по большинству товаров возросли в 2-3 раза.
Товарооборот без налогов суп «комбинат «восток» в динамике за 2009-2011 гг. также резко увеличился. Так, в 2009 г. товарооборот по организации составил 6598 млн. руб., в 2010 г. увеличился на 19,08% и составил 7857 млн. руб., в 2011 г. увеличился на 3127 млн. руб. и составил 10984 млн. руб.
Рост себестоимости реализованных товаров также происходил большими темпами. В 2009 г. данный показатель составлял 4558 млн. руб., в 2010 г. - 5496 млн. руб., а в 2010 г. увеличился на 38,77% и составил 7627 млн. руб.
Наблюдается рост в динамике расходов на реализацию с 2027 млн. руб. в 2009 г. до 2320 млн. руб. в 2010 г. и 3338 млн. руб. в 2011 г.
Чистой прибыли в 2009 и 2010 г. на предприятии не было. В 2011 г.за счет увеличения цен сумма чистой прибыли составила 15 млн. руб.
Среднемесячная заработная плата в КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» является невысокой. По итогам 2011 г. она составила 1600 тыс. руб.
Рентабельность продаж также в 2009 и 2010 г. не было. В 2011 г. с появлением прибыли рентабельность продаж составила 0,14%.
Результаты проведенного финансово-экономического анализа свидетельствуют о том, предприятие КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» является достаточно стабильным и развивающимся, поскольку наблюдается не только рост валовой прибыли, но и увеличение уровня валового дохода и рентабельности. Выросла также средняя заработная плата работников.
Товарооборот за 2 года вырос с 7636 млн. руб. до 12574 млн.руб. Одним из основных факторов резкого роста товарооборота явился рост цен.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости повышения эффективности функционирования предприяти КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» в 2011 г., т.к. показатели прибыльности и рентабельности хоть и растут, но все равно остаются низкими для торгового предприятия.
2. Описание коммерческого отдела на предприятии КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК»
На предприятии КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» 6 отделов: коммерческий отдел, отдел кадров, бухгалтерия, планово-экономический отдел, юридический отдел и отдел контроля качества. В каждом отделе работает по несколько специалистов, которые отвечают за свой участок работы.
Коммерческий отдел является структурным подразделением в составе ОАО «Визавиторг». Общее руководство коммерческим отделом осуществляется начальником коммерческого отдела. В своей деятельности коммерческий отдел руководствуется действующим законодательством РБ, уставом предприятия, приказами и другими регламентами, касающихся деятельности отдела. Отдел подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам, назначаемый на должность приказом директора предприятия. Заместитель директора по коммерческим вопросам относится к категории руководителей. На должность заместителя директора по коммерческим вопросам назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж экономической работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Заместитель директора коммерческого отдела распределяет обязанности между сотрудниками отдела и утверждает их должностные инструкции. Структуру и штатную численность коммерческого отдела утверждает директор и заместитель директора по коммерческим вопросам по согласованию с отделом кадров.
Коммерческий отдел выполняет следующие функции:
1определение долговременной стратегии коммерческой деятельности и финансовых планов предприятия;
2участие в составлении перспективных и текущих планов реализации продукции;
принятие мер по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками продукции, расширению прямых и длительных хозяйственных связей;
контроль за реализацией продукции, материально-техническим обеспечением предприятия, финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия;
участие в ярмарках, торгах, на выставках;
изучение рыночной конъюнктуры;
заготовки и хранения товара для бесперебойной поставки его в магазины;
обеспечение выполнения договорных обязательств по поставкам продукции в магазины (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам и другим условиям поставок);
обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам предприятия.
организация работы складского хозяйства, создание условий для надлежащего хранения и сохранности продукции;
обеспечение рационального использования всех видов транспорта, совершенствование погрузочно-разгрузочных работ, принятие мер к максимальному оснащению этой службы необходимыми механизмами и приспособлениями;
своевременное составление сметно-финансовых и других документов, расчетов, установленной отчетности о выполнении планов по реализации продукции, финансовой деятельности, материально-техническому снабжению и работе транспорта.
Для выполнения возложенных на начальника коммерческого отдела функций ему необходимо исполнять следующие обязанности:
?организует участие подчиненных ему служб и структурных подразделений в составление перспективных и годовых планов производства и реализации продукции, материально-технического снабжения, финансовых планов предприятия;
?осуществляет руководство хозяйственно-финансовой деятельностью рынков, объектами розничной торговли и общественного питания в области материально - технического снабжения, заготовка и хранения сырья, закупки товаров для реализации, сбыта продукции, транспортного и административно - хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное использование материальных, теплоэнергетических и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств;
?обеспечивает: внедрение прогрессивных форм торговли и оказание услуг на рынке, совершенствование технологии торгово - оперативного процесса, внедрение ново торгово - технологического оборудования, ускорение оборачиваемости товаров, сокращение товарных потерь, укомплектование объектов розничной торговли и общественного питания и рынка квалифицированными кадрами;
?руководит: разработкой мер по ресурсосбережению и комплексному использованию материальных ресурсов, совершенствованию нормирования расхода сырья, материалов, оборотных средств и запасов материальных ценностей, улучшению экономических показателей работы рынка и объектов розничной торговли, повышению рентабельности, укрепление финансовой дисциплины и хозяйственного расчета на объекта предприятия, предупреждение образования и ликвидации сверхнормативных запасов товарно - материальных ценностей, а также перерасходов материальных ресурсов;
?осуществляет анализ результатов хозяйственной деятельности, контроль: над выполнением планов и заданий по рынку и объектам розничной торговли и общественного питания, за состояние товарных запасов, наличием в продаже установленного ассортимента товаров, соблюдение правил торговли, требований по охране труда и техники безопасности, состоянием трудовой дисциплины, санитарно - техническим состоянием объектов розничной торговли, общественного питания и рынка;
?участвовать от имени КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» в ярмарках, торгах, и на выставках;
?контролировать соблюдение исполнительской дисциплины при выполнении заданий и обязательств по поставкам продукции и их соответствия договорам, изучать перспективы спроса на выпускаемых изделия;
?организовать работу складского хозяйства, создать условия для надлежащего хранения и сохранности материальных ресурсов, готовой продукции и тары;
?организовать работу по исполнению и реализации вторичных ресурсов;
?координировать работу подчиненных ему подразделений.
Заместитель директора по коммерческим вопросам несет ответственность:
за ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, за неправильность и неполноту использования предоставленных прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией;
2за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;
за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.
При приеме на должность товароведа назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее специальное образование и стаж работы в должностях, занимаемых специалистами со средним специальным образованием, не менее 3 лет. Товаровед 2 категории - лицо, имеющее высшее образование и высшее образование не менее 3 лет. Товаровед 1 категории - лицо, имеющее высшее образование и стаж работы в должности товароведа 2 категории не менее 3 лет. Товаровед назначается на должность, перемещается и освобождается от нее приказом руководителя организации. В своей деятельности товаровед руководствуется нормативно - правовыми актами, приказами и распоряжениями руководителя организации, уставом организации, правилами трудового распорядка, настоящей должностной инструкцией.
Товаровед должен знать нормативно правовые акты, рыночные методы хозяйствования, стандарты и технические условия на товары, основные их свойства и качественные характеристики, порядок разработки планов материально - технического обеспечения и заключения хозяйственных договоров, метод учета товарно - материальных ценностей, расчета потребностей в них, формы учетных документов и порядок их составления отчетностей, основы организации складского хозяйства и сбыта товаров, условия поставки, хранения и транспортировки товарно - материальных ценностей, инструкции приемки товаров по качеству, количеству и комплектности, действующие ценники и прейскуранты, нормативы запасов материальных ресурсов, номенклатура и ассортимент продукции, выпускаемой и реализуемой организацией, основы экономики, организации труда и управления, основы трудового законодательства, правила внутреннего распорядка, правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Товаровед предприятия торговли должен знать:
?постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, касающиеся работы предприятия торговли;
?товароведение, стандарты и технические условия для товаров, основные свойства товаров, качественные характеристики, методы определения качества товаров;
?организацию складского хозяйства, условия хранения и транспортировки товаров;
?конъюнктуру товарного рынка;
?методы изучения покупательского спроса;
?современную моду и тенденции ее развития;
?порядок разработки планов товарного обеспечения, товарооборота;
?порядок составления заявок на товары;
?нормативы товарных запасов;
?поставщиков, ассортимент и номенклатуру выпускаемой или поставляемой ими продукции;
?структуру управления, права и обязанности работников и режим их работы;
?правила и методы организации обслуживания покупателей;
?основы экономики, организации труда и управления, основы маркетинга и организации рекламы;
?порядок оформления помещений и витрин;
?основы эстетики и социальной психологии;
?законодательство о труде;
?правила внутреннего трудового распорядка;
?правила и нормы охраны труда;
?правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности, гражданской обороны.
Товаровед предприятия торговли должен обладать организаторскими способностями, коммуникабельностью, должен быть энергичен и позитивно настроен.
В период временного отсутствия товароведа предприятия торговли, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
Товаровед предприятия торговли осуществляет следующие трудовые функции:
постоянно изучает спрос на все группы товаров и тенденции его развития;
2исследует факторы, влияющие на сбыт товаров и имеющие значение для успешной их реализации, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию покупательной способности населения, прогнозирует спрос на товары и объем продаж;
изучает перспективы сбыта новых товаров с учетом социально-демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их доходов, традиций и вкусов;
анализирует опыт конкурентов с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике государства;
ведет контроль за сбытом, проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему, выручке, времени сбыта, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка;
принимает участие в составлении планов товарооборота и товарного обеспечения;
контролирует соответствие товаров действующим ГОСТам и ТУ;
осуществляет постоянные контакты с поставщиками;
контролирует выполнение контрагентами договорных обязательств, в том числе поступление товаров в согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству;
участвует в составлении претензий контрагентам;
принимает участие в подготовке ответов на претензии покупателей;
принимает меры по ускорению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь, изучает причины образования сверхнормативных товарных ресурсов и «неликвидов», разрабатывает меры по их реализации;
информирует, при необходимости, работников склада и администрацию предприятия о правилах хранения, транспортировки товаров, осуществляет контроль за соблюдением правил хранения, транспортировки товаров, подготовкой товаров к отправке в торговый зал;
проводит ежедневный контроль товарных остатков на складе предприятия;
участвует в проведении инвентаризации товаров;
осуществляет оперативный учет итогов реализации товаров, составляет обзоры конъюнктуры, отчетность по установленным формам, оформляет документы, связанные с поставкой и реализацией товаров;
участвует в формировании цен;
соблюдает трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны;
исполняет распоряжения и приказы администрации предприятия;
информирует руководство об имеющихся недостатках в работе предприятия, возможных мерах по их ликвидации.
В случае необходимости товаровед может привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно, по решению директора организации, в порядке, предусмотренном законодательством о труде.
Эффективность деятельности коммерческого отдела оценивается на основе выполнения за определенный период бизнес-планов, планов работы или каких-либо других видов планов и нормативов, установленных для отдела.
.1 Использование информационных технологий на предприятии КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК»
КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» не имеет службы информационных технологий. Отдельные функции информатизации отдела выполняют отдельные специалисты - это экономист по ценам, экономисты, главный бухгалтер, бухгалтера.
Главный бухгалтер совместно с руководителем принимают решение в необходимом количеством ПК, оргтехники, и программными продуктами; обеспечение локальной сети и сети INTERNET.
КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» не имеет своего инженера-программиста, но заключен договор с ИП, в функции которого входит сопровождение прикладных программ «Количественно-суммовой учет», «Расчет заработной платы», «Печать платежных документов», замена версий программ при изменении законодательства, доработка программ, восстановление программ и баз данных в случае непредсказуемых сбоев информации, консультации и обучение, обслуживание ПК, пакетов Microsoft Office, замена устройств, сервис.
Задачей существующей автоматизированной информационной системы в КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» является повышение эффективности работы организации. Внедрение АИС позволит оперативно и быстро обслуживать покупателей, сократить затраты рабочего времени на операции по учёту и обработке экономической информации, в свою очередь это должно вылиться в повышение качества функций выполняемых работниками отделов, в более оперативное принятие управленческих решений.
Целью существующей АИС КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» является создание комплексной информационной системы, основанной на применении современных компьютерных технологий удовлетворяющих потребности контроля и учета операций, расчетов с рабочими и служащими, облегчающей труд персонала организации, обеспечивающей получение достоверной, детальной и своевременной информации.
В КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» используются такие программы, как 1С: Бухгалтерия.
В таблице 3.1 представлен анализ типа используемой АИС.
Таблица 3.1 - Анализ типа используемой АИС на 01.01.2012
Название отделаТип АИСПотребность в обновлении 1. Бухгалтерия 2.Экономический отдел1С: «Бухгалтерия» 1С: «Бухгалтерия»нет3. Отел кадров, приемнаяMS Office 2007да
Весь учет КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» не автоматизирован, частично автоматизированы отдельные счета.
При помощи ЭВМ в КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» автоматизирован учет поступления и продажи товаров, учет расчетов с поставщиками и покупателями, учет заработной платы, операций по расчетному счету, количественно-суммовой учет. В общем объеме учетных работ эти задачи имеют значительный удельный вес. Их автоматизация позволяет сократить ручные операции, ускорить обработку информации, повысить точность учета.
В памяти ЭВМ хранится и может быть выдана на печать детальная информация о количестве поступления и продажи конкретного товара по каждому документу в случае несовпадения величины запаса с данными машинного учета.
Исходной информацией для учета являются первичные документы, на основе которых составляются отчетные и другие выходные документы бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Так, хранимые в памяти ЭВМ данные расходных счетов-фактур служат как для автоматизации печатания платежных требований, количественно-суммового учета, так и для автоматизации оперативного учета, контроля, поставок товаров покупателям, составления статистической отчетности о продаже товаров, решения прогнозных задач.
Исходной первичной информацией в системе бухгалтерского учета служат данные приходных и расходных товаросопроводительных документов, банковские, кассовые и другие документы. Перед пуском системы бухгалтерского учета в эксплуатацию в ЭВМ вводятся данные о сумме входящих остатков на каждом счете и оборот с начала года.
Для совершенствования организации учета, быстрого и оперативного обслуживания покупателей деятельности КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК», можно предложить применение различных прикладных компьютерных программ (например, 1С: Бухгалтерия), которая позволяет быстро производить ввод информации по товарно-материальным ценностям, нужные расчеты, подготавливать финансовую отчетность, а иногда финансовый анализ деятельности организации. Использование такой программы позволит избежать многих ошибок, облегчит контроль за деятельностью общества, позволит вести аналитический учет организации.
С: Бухгалтерия является универсальной системой для автоматизации ведения бухгалтерского учета. Она может поддерживать различные системы учета, различные методологии учета, использоваться в организациях различных видов деятельности.
В системе 1С: «Бухгалтерия» основные особенности ведения учета задаются (настраиваются) в конфигурации системы. К ним относятся основные свойства плана счетов, виды аналитического учета, состав и структура используемых справочников, документов, отчетов и т.д.
Типовая конфигурация предназначена для автоматизации бухгалтерского учета в организациях.
На момент написания отчета в программу 1С: «Бухгалтерия» введены остатки по бухгалтерским счетам: учет основных средств, начисление амортизации основных средств, учет нематериальных активов, учет кассовых операций, расчеты с подотчетными лицами, учет материалов, учет расходов будущих периодов.
Любая организация нуждается в инструментах для работы с текстами (создание, редактирование, оформление документов), а также для обработки данных (электронные таблицы, средства анализа и планирования, СУБД). Но этого, как правило, недостаточно. Ведь с документами работают разные люди, и документы часто состоят из различных частей, включая тексты, числа, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, даже звук или видео.
Сегодня все это возможно благодаря созданному компанией Microsoft семейству программ для поддержки офисной деятельности Microsoft Office.
Комплект программных продуктов Microsoft Office включает несколько приложений, образующих единую среду для обработки самой различной информации. В состав Microsoft Office входит мощный текстовый процессор Microsoft Office, электронные таблицы Microsoft Excel, средство для подготовки и демонстрации презентаций Microsoft Power Point, система управления базами данных (СУБД) Microsoft Access.
В бухгалтерии много форм обрабатывается и формируется с применением Microsoft Excel. Microsoft Excel - необходимая программа для подготовки электронных таблиц. Excel даёт возможность изменять форматы чисел, формировать данные, реализовывать вычисления в таблицах. Кроме того, программа позволяет представлять информацию в виде наглядных диаграмм.
Для ведения делопроизводства, кадровой работы в ОАО «Гомельтекстильторг» используется Microsoft Word, на сегодняшний день самый популярный и удобный текстовый редактор. В нем, возможно, создавать текстовые документы, готовить их к выводу на печать и печатать их. Здесь можно вводить текст, форматировать по своему вкусу, как весь документ, так и отдельные е его части, автоматически создавать письма для массовой рассылки.
В настоящее время техническое обеспечение КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» включает 15 персональных компьютеров. Также имеется 5 лазерных принтеров , 1 факса. Таким образом, каждый кабинет обеспечен хотя бы одним лазерным принтером, который в свою очередь является локальным и сетевым. Факс находятся в приемной.
Проанализировав характеристику компьютеров и периферии используемой в данной организации можно сделать вывод, что около 30% компьютеров нуждаются в обновлении.
Для организации сети была использована топология звезды. Эта схема сети напоминает соединенные между собой звезды. В центре каждой из звезд находится компьютер, выполняющий роль коммутатора. Коммутатор соединяется с каждым компьютером отдельным гибким кабелем.
Установка такой сети проста, обходится недорого, времени на нее много не требуется. Это связано с использованием гибких кабелей и модульных коннекторов. Число узлов, которые вы можете подключить к концентратору или коммутатору, определяется его конструкцией. Однако есть ограничение, касающееся максимального числа узлов, которые можно добавить к сети - их не должно быть больше 1024.
Каждая такая звезда становится локальной сетью для рабочей группы и может функционировать независимо или быть подключенной к другим рабочим группам. В рабочую группу целесообразно включать компьютеры всех сотрудников, работающих над одними задачами, а также необходимые им периферийные устройства. При условии обеспечения самодостаточности ресурсов рабочей группы легче добиться наибольшей производительности сети.
К преимуществам топологии звезды относятся:
-применение недорогих кабелей;
-простота и быстрота установки сети;
-легкость организации рабочих групп и взаимодействия между ними;
-легкость расширения сети путем добавления к ней новых рабочих групп;
-возможность применения, вместо концентраторов, коммутаторов или мостов, что реально повышает производительность сети в целом;
-нарушенные соединения можно быстро исправить, не останавливая работы всей сети;
-поиск неисправностей упрощается благодаря наглядным световым индикаторам на каждом концентраторе или коммутаторе.
У топологии звезды один существенный недостаток: длина кабеля 100BASE-TХ между узлом и концентратором не должна превышать 100 метров.
Среда передачи данных внутри организации - витая пара.
Локально-вычислительная сеть КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» не имеет специально выделенного сервера, поэтому сеть является одноранговой (peer-to-peer). В каждом отделе выделен один компьютер, выполняющий роль сервера.
КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» имеет свой официальный сайт (.2 Организационные формы оптовой торговли КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК»
Достижения науки и техники все более широко используются в сфере обращения, что стимулирует увеличение товарооборота, способствует повышению культуры торговли, создает условия для совершенствования технологии, механизации и автоматизации торговых процессов, более эффективного использования торговых и складских площадей, транспортных средств. Социальное значение научно-технического прогресса находит выражение в улучшении условий труда работников торговли, облегчении тяжелых и трудоемких работ, сокращении производственного травматизма, повышении привлекательности торговой профессии и ее перспективности.
К важнейшим направлениям научно-технического прогресса в торговле могут быть отнесены:
совершенствование действующей торговой сети и строительство современных предприятий торговли;
индустриализация строительства предприятий торговли;
механизация и автоматизация трудоемких работ;
широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков;
электронизация торговых операций;
внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания;
автоматизация контрольно-кассовых операций и внедрение магазинных пластиковых карт при расчетных операциях;
автоматизация процессов продажи товаров;
автоматизация процессов холодильной обработки продуктов.
Децентрализация оптового рынка привела к росту числа торговых агентов, являющихся связующим звеном между предприятиями-изготовителями и потребителями.
Оптовая реализация товаров имеет ведущее значение для деятельности оптовых звеньев, так как обеспечивает получение оптовыми предприятиями необходимой прибыли, удовлетворение спроса розничных предприятий и торговцев в товарах, а, следовательно, потребностей населения в товарах и услугах.
Для осуществления продажи товаров как одной из коммерческих функций оптовые предприятия должны определить ориентиры (показатели) по реализации товаров в тесной увязке с прогнозом розничного товарооборота. Основой разработки таких ориентиров должны стать маркетинговые исследования потребностей, спроса, емкости рынка, анализ рыночной ситуации, определение доли данного оптового предприятия на рынке. В качестве информационной базы необходимо использовать систему маркетинговой информации, а для расчетов применять современные методы анализа, использовать современную вычислительную технику, что обеспечит многовариантность показателей, учет последствий, обусловленных планируемыми маркетинговыми мероприятиями.
Оптовая продажа товаров является одной из основных коммерческих функций оптовых предприятий. Все остальные по отношению к ней имеют подчиненное значение и как бы обслуживают ее.
В КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» реализацией продукции занимается коммерческий отдел. Его работу по оптовой продаже товаров можно свести к выполнению следующих основных операций:
нахождение оптовых покупателей товаров (установление рынка сбыта);
установление хозяйственных связей с покупателями товаров;
выбор форм и методов оптовой продажи товаров;
организация оказания услуг оптовыми предприятиями клиентам;
организация учета выполнения договоров с покупателями товаров;
рекламно-информационная деятельность оптовых предприятий.
В условиях рыночных отношений оптовые фирмы организуют также и розничную продажу товаров населению через собственные магазины (палатки), склады или используя автомагазины. В этих случаях оптовые предприятия фактически трансформируются в оптово-розничные фирмы или торговые дома.
Товар, продаваемый оптом:
овощная продукция: томаты, огурцы, репчатый лук, чеснок, картофель, свекла, капуста, морковь, кабачки, баклажаны, острый и сладкий перец, лук-порей и салатный лук "экзибишен", редька, спаржа и спаржевая фасоль, пекинская, брюссельская, цветная, савойская, краснокачанная капуста, кольраби и брокколи, салаты разных видов, разнообразная зелень(укроп, корневой, листовой и черешковый сельдерей, корневая и листовая петрушка, базилик);
грибы : вешенка и шиитаке;
консервы: более 20 видов всевозможных консервов - начиная от различных солянок, закусок и заканчивая грибными кетчупами и томатами в томатной заливке.
В настоящее время оптовая торговля в КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК»имеет основные формы: транзитная, когда предприятие продает товары без завоза на свои склады, сразу заказчику; складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов.
Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и складской товарооборот, на который приходится больший удельный вес.
Транзитный товарооборот подразделяется:
товарооборот с участием в расчетах. Торговая фирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает от своих покупателей;
товарооборот без участия в расчетах. Поставщик предъявляет к оплате счет непосредственно покупателю.
При этом она заключает с поставщиком и получателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. Трудоёмкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден. Обоснованием для транзитной отгрузки товаров является наряд, который выписывается оптовым предприятиям и адресуется предприятию, а копия высылается в адрес покупателя.
При складской форме торговли используются следующие методы оптовой продажи товаров со склада:
Личная отборка товаров покупателями, которую осуществляет товаровед организации-покупателя
Продажа товаров через автосклады, которые загружаются товарами на базе и, выезжая по графику, отпускают товары магазинам.
Выездная торговля торговля, обеспечивает население в форме индивидуальной или розничной торговли через магазины мелкооптовой торговли.
4 Подборка товаров в соответствии с заявками, заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу, телефаксу со стороны потребителей, Заявки, поступающие на базу по почте или телефону, регистрируют в специальном журнале, проверяют с точки зрения соответствия заключенному договору и передают на исполнение. Заявки рекомендуется составлять на бланках установленной формы, изготовленных типографическим способом и разосланных покупателям.
5 Привлечение при формировании портфеля заказов многочисленных торговых агентов.
Продажа товаров регулируется гражданским законодательством, в основе которого лежит признание равенства участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, свободы выбора партнёров, недопустимости вмешательства администрации рынка в их коммерческую деятельность.
Заключение
финансовый экономический рентабельность товарооборот
Во время прохождения практики на КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» я ознакомилась с деятельностью коммерческого отдела, а также с деятельностью предприятия в целом.
Главной целью деятельности предприятия является получение прибыли.
Проведя оценку эффективности деятельности предприятия КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» был выявлен рост товарооборота по торговому предприятию. В 2009 г. товарооборот составил 7636 млн. руб. В 2010 г. увеличился на 1374 млн. руб. и составил 9010 млн. руб. В 2011 г. увеличился на 3564 млн. руб. и составил 12574 млн. руб. Такой резкий рост товарооборота в 2011 г. по сравнению с предыдущим обусловлен ростом цен, которые по большинству товаров возросли в 2-3 раза.
Товарооборот без налогов КСУП КОМБИНАТ «ВОСТОК» в динамике за 2009-2011 гг. также резко увеличился. Так, в 2009 г. товарооборот по организации составил 6598 млн. руб., в 2010 г. увеличился на 19,08% и составил 7857 млн. руб., в 2011 г. увеличился на 3127 млн. руб. и составил 10984 млн. руб.
Рост себестоимости реализованных товаров также происходил большими темпами. В 2009 г. данный показатель составлял 4558 млн. руб., в 2010 г. - 5496 млн. руб., а в 2010 г. увеличился на 38,77% и составил 7627 млн. руб.
Наблюдается рост в динамике расходов на реализацию с 2027 млн. руб. в 2009 г. до 2320 млн. руб. в 2010 г. и 3338 млн. руб. в 2011 г.
Чистой прибыли в 2009 и 2010 г. на предприятии не было. В 2011 г.за счет увеличения цен сумма чистой прибыли составила 15 млн. руб.
Среднемесячная заработная плата в КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» является невысокой. По итогам 2011 г. она составила 1600 тыс. руб.
Рентабельность продаж также в 2009 и 2010 г. не было. В 2011 г. с появлением прибыли рентабельность продаж составила 0,14%.
Результаты проведенного финансово-экономического анализа свидетельствуют о том, предприятие КСУП «КОМБИНАТ «ВОСТОК» является достаточно стабильным и развивающимся, поскольку наблюдается не только рост валовой прибыли, но и увеличение уровня валового дохода и рентабельности. Выросла также средняя заработная плата работников.
Товарооборот за 2 года вырос с 7636 млн. руб. до 12574 млн.руб. Одним из основных факторов резкого роста товарооборота явился рост цен.
Список использованных источников
1. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования [Текст]: учебное пособие/ Е.П. Голубков. - М., 2003.- 22с.
. Мещанинов, А.А. Образ компании [Текст]: учебник/ А.А. Мещанинов. - М, 2001- 133с.
. Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.vostoc.by. - Дата доступа 19.087.2012 г
. Панкратов, Ф.Г. Рекламная деятельность [Текст]: учеб. пособие для ВУЗов/ Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахрун. - Москва. 2009 - 98с.
5. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность [Текст]: учебное пособие / Ф.П. Половцева. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 247 с.
. Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятельности [Текст]: учебное пособие / Б.И. Синецкий. - М.: Юристъ, 2000. - 659 с.
. Козлов, В.К. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление [Текст] : учебное пособие / В.К. Козлова, С.А. Уварова. - СПб.: Политехника, 2000. - 322 с.
8. Данько, Т.П. Управление маркетингом [Текст] : учеб. пособие / Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 280 с.
. Ноздрев, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке [Текст] / Р.Б. Ноздрев, Л.И. Цыгичко. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 304 с.