Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кузбасская государственная педагогическая академия
Физико-математический факультет
Кафедра общей экономической теории
ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Организация бухгалтерского управленческого учета в Осинниковском государственном пассажирском автотранспортном предприятии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общая характеристика предприятия
.1 Общие сведения о предприятии
.2 Цели и задачи предприятия
.3 Масштаб деятельности предприятия
.4 Планирование пассажирских автомобильных перевозок
.5 Производственная структура предприятия
.6 Организационная структура производства
.7 Оперативное планирование работы предприятия
2. Бухгалтерский управленческий учет
.1 Организация бухгалтерского учета
.2 Порядок учета затрат на производство
.3 Методы учета затрат и калькулирование себестоимости
.4 Ценообразование на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Мною была пройдена преддипломная практика в Осинниковском государственном пассажирском автотранспортном предприятии с 7 марта по 9 апреля 2011 года.
Преддипломная практика способствует закреплению и углублению теоретических знаний, полученных при обучении, обеспечивает преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, предусматривает комплексный подход к предмету изучения и охватывает все основные объекты экономической деятельности и управления в организациях и предприятиях различных форм собственности.
Целью преддипломной практики является применение, закрепление, расширение и углубление полученных специальных теоретических знаний по экономическому анализу и управлению организацией для решения конкретных управленческих задач, обозначенных в названии дипломного проекта, а также приобретение практических навыков самостоятельной работы, выработка умений при решении конкретных вопросов.
Основные задачи преддипломной практики:
1)изучение нормативных и методических материалов, фундаментальной и периодической литературы по вопросам, разрабатываемым студентом в выпускной квалификационной работе;
2)сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в выпускной квалификационной работе.
В данной работе мною были использованы следующие внутренние материалы:
- Устав Осинниковского ГПАТП;
- Учетная политика Осинниковского ГПАТП;
- финансовая документация;
- техническая документация;
- внутренняя отчетность;
- статистические данные.
Информационную базу составляют данные бухгалтерского баланса и отчетности предприятия, законы Российской Федерации, постановления Правительства, материалы, опубликованные в периодической и специальной литературе, внутренние документы предприятия.
Структура отчета состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе отчета приведена общая характеристика предприятия, цели, задачи и масштаб деятельности предприятия, планирование пассажирских автомобильных перевозок, производственная структура предприятия, организационная структура производства и характер организационных отношений между структурными подразделениями, а также рассмотрено оперативное планирование работы предприятия.
Во втором разделе отчета рассмотрены особенности организации бухгалтерского и управленческого учета исходя из технологических, производственных, отраслевых, организационных условий, характерных для предприятия.
Объектом исследования в данной работе является Осинниковское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области.
В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики, немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения.
Городской общественный пассажирский транспорт занимает особое место в общественной жизни. Он входит в комплекс отраслей социальной инфраструктуры, т.е. отраслей, связанных с воспроизводством рабочей силы и жизнедеятельностью населения, наряду со здравоохранением, образованием, розничной торговлей, жилищно-коммунальным хозяйством, сферой организации досуга.
Городской общественный пассажирский транспорт оказывает заметное влияние на экономическое и социальное развитие административно-территориальных единиц, способен выступать как средство ускорения или замедления развития городов, обеспечивает или, наоборот, препятствует получению населением жизненно важных услуг.
Осинниковское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области является основным перевозчиком по маршрутам транспорта общего пользования на территории городов Осинники, Калтан и единственным, в полном объеме осуществляющим перевозку льготных категорий граждан и пенсионеров в летний период. Перевозка пассажиров транспортом предприятия осуществляется по 17 маршрутам движения, в том числе по 9 городским, 5 пригородным и 3 междугородным.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1Общие сведения о предприятии
Осинниковское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области является юридическим лицом в виде коммерческой организации.
Официальное наименование: Осинниковское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области.
Сокращенное наименование: Осинниковское ГПАТП Кемеровской области.
Юридический и почтовый адрес: 652810, Российская Федерация, Кемеровская область, город Осинники, улица Магистральный проезд, 8.
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 42 №001172781, которым подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» внесена запись о создании юридического лица за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1044222000239, дата внесения записи 04.02.2004.
Учредитель: Кемеровская область в лице Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
Основной целью создания Осинниковского ГПАТП является осуществление финансово-хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, три расчетных счета.
Имущество предприятия находится в государственной собственности Кемеровской области, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В состав предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
Осинниковское ГПАТП действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования.
В своей деятельности Осинниковское ГПАТП руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституционными, федеральными и областными законами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и Уставом.
Осинниковское ГПАТП осуществляет следующие виды деятельности:
-основной вид деятельности - деятельность автомобильного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (ОКВЭД 60.21.0);
-дополнительные виды деятельности - ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, находящихся на балансе предприятия, а также сторонним организациям, согласно договорам (ОКВЭД 60.24.2); услуги производственной столовой (ОКВЭД 50.20.2);
-осуществление всех необходимых мероприятий по охране воздуха, почвы, водоемов от загрязнения хозяйственными выбросами.
Уставный фонд предприятия составляет 507125 рублей.
Осинниковское ГПАТП возглавляет директор, назначенный на эту должность Учредителем на основании трудового контракта.
Предприятие подлежит обязательному аудиту по итогам 2006 года, так как подпадает под критерии, установленные Федеральным Законом РФ от 07.08.01г. №119-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «Об аудиторской деятельности».
1.2Цели и задачи предприятия
Экономическое и социальное развитие общества не может существовать без организованной транспортной системы. Самую широкую область применения имеет автомобильный транспорт. Его используют как самостоятельный способ перевозок пассажиров и грузов, а также в смешанных перевозках. Автотранспортом пользуются для городских, пригородных, междугородних, межрегиональных, международных перевозок. Это наиболее массовый транспорт, который применяют для перевозки грузов любой себестоимости на короткие и средние расстояния. Автомобили обслуживают розничную торговлю, предприятия и компании малого, среднего и крупного бизнеса.
Рыночные отношения внесли значительные изменения в систему управления и ведения хозяйства в транспортной отрасли. Государственные и муниципальные автотранспортные компании проходят процессы акционирования и приватизации. Происходит создание новых частных и смешанных предприятий. Государство постепенно уменьшает безвозмездную помощь транспортным предприятиям. Налоговая система вытесняет административное изъятие прибыли. Высокая конкуренция автотранспортных предприятий между собой, позволяет выжить только тем транспортным компаниям, которые идут навстречу пожеланиям клиентов, расширяют сферу услуг, улучшают качество обслуживания и внедряют гибкую систему тарифов.
Основными целями, которые сегодня ставит перед собой Осинниковское ГПАТП, являются:
- высокое качество обслуживания;
- сокращение временных затрат на погрузку-разгрузку;
- расширение ассортимента сопутствующих услуг;
- своевременность и скорость обслуживания;
- оптимизация маршрутов перевозок;
- сокращение транспортных расходов;
- оснащение автомобилей специальными средствами для проведения мониторинга и другие.
Основными задачами автотранспортного предприятия являются:
- организация и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;
- хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
- материально-техническое снабжение предприятия;
- содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования;
- подбор, расстановка и повышение квалификации персонала;
-организация труда, планирование и учет производственно-финансовой деятельности.
Таким образом, главная задача ГПАТП, состоит не только в увеличении объема перевозок, рентабельности и повышении прибыли ГПАТП, но и в удовлетворении потребностей населения и отраслей экономики в своевременном, качественном обслуживании.
.3 Масштаб деятельности предприятия
Осинниковское ГПАТП Кемеровской области является основным перевозчиком по маршрутам транспорта общего пользования на территории городов Осинники, Калтан, поселков Сарбала, Малиновка, Высокий, Мирный и Малышев Лог, а также единственным, в полном объеме осуществляющим перевозку льготных категорий граждан и пенсионеров в летний период. Перевозка пассажиров транспортом предприятия осуществляется по 17 маршрутам движения, в том числе:
-по 9 городским маршрутам;
-по 5 пригородным маршрутам (Новокузнецк, Тайлеп);
-по 3 междугородным маршрутам (Кемерово, Бенжереп, Лыс).
С 1 июня 2008 года междугородный маршрут «Осинники - Междуреченск» закрыт с целью снижения убыточности и повышения эффективности использования транспорта на междугородных пассажирских перевозках.
Ежедневно маршрутными автобусами предприятия осуществляется 368 рейсов.
1.4 Планирование пассажирских автомобильных перевозок
Планирование работы пассажирского транспорта осуществляется на основании выявленных пассажирских потоков, которые разделяют на городские, пригородные и междугородные. Размер потоков определяется численностью и подвижностью населения.
При организации и планировании городских автобусных перевозок пассажиров учитываются следующие основные требования: наполнение салонов автобусов, в том числе и в часы пик, должно быть в пределах нормы; затраты времени на поездку должны быть в минимально допустимых пределах. При этом должна обеспечиваться полная безопасность движения. Согласно нормативам максимальное наполнение городских автобусов в часы пик не должно превышать трех человек на 1кв.м свободной площади пола салона. Время поездки в одном направлении для населения средних и больших городов предусматривается в пределах 30-40 мин.
Планирование городских перевозок осуществляется на основании материалов обследования пассажиропотоков, которые характеризуют их размер по времени суток и затраты времени пассажиров на поездки. Потребность городского населения в передвижениях (транспортная подвижность) выявляется анкетными обследованиями, которые проводятся раздельно по целям поездок (трудовые, учебные, культурно-бытовые).
Для городов, в которых наряду с автобусами имеются другие виды массового пассажирского транспорта, подвижность в автобусном сообщении определяется умножением общей транспортной подвижности на коэффициент, характеризующий долю перевозок пассажиров автобусами в общем объеме внутригородских перевозок. Этот показатель определяется исходя из сложившихся условий перевозок в городе (на перспективу - с учетом темпов развития различных видов пассажирского транспорта в городе).
Применение различных видов пассажирского транспорта должно основываться на эффективном использовании транспортных средств с учетом их технико-эксплуатационных и экономических показателей, провозной способности, скорости сообщения, себестоимости перевозок, удобств для пассажиров. [9, с.79] В некоторых случаях вид пассажирского транспорта выбирают с точки зрения технической возможности осуществления перевозки пассажиров с учетом плана и профиля пути, архитектурного оформления улиц города, принятой скорости движения. При наличии больших пассажирских потоков в одном направлении может работать одновременно несколько видов транспорта. В этом случае виды транспорта, имеющие большие скорости движения, направляются на перевозки транзитных пассажиров (с небольшим числом остановок), а обладающие более низкими скоростями - на перевозки пассажиров на короткие расстояния, с более частыми остановками в пути следования.
1.5 Производственная структура предприятия
Основными процессами производственной деятельности Осинниковского ГПАТП являются:
-основное производство;
-вспомогательное производство;
-обслуживающее производство;
-управление производством.
Основное производство представляет собой выполнение перевозок, что является определяющим для ГПАТП. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.
Вспомогательное производство Осиниковского ГПАТП - это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.
Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта. Осинниковское ГПАТП состоит из ряда структурных подразделений с определенными функциями и строго определенными взаимосвязями (рис. 1).
Рис. 1. Производственная структура Осинниковского ГПАТП
Производственная структура Осинниковского ГПАТП формируется следующим составом:
-основная (эксплуатационная) служба - служба организации перевозок;
-вспомогательное производство - техническая служба;
-обслуживающее производство - служба главного механика и энергетика;
-служба подсобно-вспомогательных работ (уборка помещений, территории и т. п.);
-службы управления.
Эти функциональные подразделения нуждаются в информации о состоянии своего объекта ответственности. Полученная информация требует анализа, а в случае внештатной ситуации - воздействия путем принятия решения. Это определяет необходимость управления.
1.6 Организационная структура производства
На предприятии осуществляется централизованная система управления.
Все подразделения предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии со структурой управления и распределения функциональных обязанностей Осинниковского ГПАТП (Приложение 1).
Руководители высшего звена определяют и вырабатывают политику предприятия и реализуют ее в виде решений на управляемый объект, то есть производство.
Руководители среднего уровня управления, то есть начальники автоколонн, цехов разрабатывают тактику выполнения решений.
Руководители низшего уровня управления: механики, мастера, бригадиры организуют непосредственное исполнение.
Производственные подразделения ПАТП включают в себя технологически однородные работы, объединенные в производственные комплексы в целях удобства управления ими.
Организационная структура является основой функционирования всех звеньев системы управления. Каждое подразделение выполняет свои функциональные обязанности.
Руководство и управление предприятием осуществляется на основе единоначалия директором предприятия.
Директор предприятия назначается Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области путем заключения с ним контракта, в котором определены компетенция, функциональные обязанности, права директора и оплата труда. Директор устанавливает и утверждает структуру аппарата управления предприятия по предлагаемой схеме, заключает трудовые договора со всеми работниками предприятия при трудоустройстве на работу.
Директору непосредственно подчиняются: главный инженер, заместитель директора по перевозкам, главный экономист, главный бухгалтер, инженер отдела кадров. Директор организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений предприятия, курирует бухгалтерский учет и финансовую дисциплину, комплектование и подготовку кадров, планирование и расходование средств, строительство и текущий ремонт, социальные вопросы, гражданскую оборону и охрану труда. Директор обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно экономических связей.
Директор ежедневно проводит производственное совещание со всеми руководителями служб и подразделений по решению текущих задач и на перспективу.
Главный инженер назначается директором предприятия и является его первым заместителем. Он определяется техническую политику и направления технического развития предприятия. Осуществляет руководство технической службой, направляя ее работу на обеспечение максимальной технической готовности подвижного состава и выполнение всех правил его технической эксплуатации. Главный инженер руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины. Один раз в неделю проводит производственное совещание с определенным кругом работников технической службы по решению и выполнению задач службы. Он также руководит стажировкой водителей на линии.
Главный инженер совместно с заместителем директора по эксплуатации с привлечением руководителей среднего звена подводит итоги работы каждого месяца.
Заместитель директора по эксплуатации назначается директором и возглавляет эксплуатационную службу предприятия. Он обеспечивает выполнение предприятием перевозок по оперативному плану с соблюдением требований безопасности движения. Заместителю директора по перевозкам непосредственно подчиняется начальник автоколонны, инженер отдела эксплуатации, диспетчера по выпуску, оператор диспетчерской службы, инженер по безопасности движения, контрольно-ревизионная служба. В целом вся служба занята организацией работы водителей и кондукторов на линии, обработкой документации.
Заместитель директора по перевозкам возглавляет комиссию по работе с кадрами.
Главный экономист назначается директором предприятия. Осуществляет руководство работой по экономическому планированию на предприятии, руководит составлением среднесрочных и долгосрочных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия, согласовывает и взаимно увязывает их разделы. Контролирует своевременность предоставления статотчетности в соответствующие органы, по результатам работы проводит комплексный экономический анализ работы предприятия. Составляет прогноз о финансовом положении предприятия на перспективу. Главный экономист осуществляет свою работу в тесном контакте с бухгалтерией, эксплуатационной и технической службой.
Планово-экономический отдел разрабатывает перспективные планы по предприятию, по автоколоннам. В его основные задачи входит:
. Изыскание путей увеличения доходов, снижение себестоимости перевозок, увеличение прибыли, повышение рентабельности и производительности труда;
. Методическое руководство организации работы по внедрению, совершенствованию сферы действия внутрихозяйственного расчета;
. Систематический контроль за ходом выполнения установленных плановых заданий.
Обязанности планово-экономического отдела следующие:
. Организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия, автоколонн, отделов и бригад;
. Разработка и подготовка проектов текущих и перспективных планов предприятия и по подразделениям;
. Обеспечение доведения показателей плана по отделам, бригадам и водителям;
. Участие в разработке рациональной, плановой и учетной документации.
Главный бухгалтер назначается директором предприятия. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Главный бухгалтер формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости его финансовой устойчивости. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, расчетов по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов во все уровни бюджетов, взносов на государственное социальное страхование.
Работники бухгалтерии ведут учет основных средств и всех материальных ценностей, выполняют учетно-кредитные и финансовые операции. Работники технической службы планируют проведение технического осмотра автомашины, проведение технического обслуживания. Функциональные обязанности мастера - качественно выполнить ремонт автомашин при воздействии на ремонтного работника, чтобы он выполнил ремонт, водитель согласно сменно-суточного задания выполнил рейсы на маршруте, то есть свои функциональные обязанности. Функциональные обязанности отражены в должностных инструкциях.
Инженерно-техническая служба Осинниковского ПАТП состоит из таких комплексов как: техническое обслуживание (ТО), технический ремонт (ТР) и комплексы ремонтных цехов.
Так же в техническую службу Осинниковского ПАТП входят:
- Отдел главного механика (ОГМ);
- Производственно-технический отдел (ПТО);
- Отдел по ТБ и охране труда.
Инженерно-техническую службу возглавляет главный инженер. При главном инженере в объединении создается технический совет, в состав которого входят: руководители функциональных подразделений центрального аппарата (начальник службы управления производством, начальник технического отдела, главный механик, начальник службы технического контроля), а так же к работе совета привлекаются представители других служб, в зависимости от характера рассматриваемых вопросов. автотранспортный бухгалтерский управленческий учетный
Начальник отдела технического контроля (ОТК) осуществляет контроль качества выполняемых работ всеми подразделениями собственного производства, а так же осуществляет периодический контроль технического состояния подвижного состава при его приеме и выпуске на линию.
Контрольный мастер - отдел технического контроля (ОТК): организует контроль технического состояния подвижного состава на ПАТП. Обеспечивает контроль технического состояния автомобилей, агрегатов, узлов и приборов, поступающих в производство; контроль качества выполняемых работ при ТО и ремонте; контроль за соблюдением технологических норм; контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования, инструментов и приборов.
Главный механик - выполняет функции, связанные с развитием производственной базы объединения, содержанием в технически исправном состоянии зданий, сооружений, энергосилового, санитарно-технического и технологического оборудования.
В службу главного механика входит персонал по обслуживанию и ремонту энергосилового. Санитарно-технического оборудования, находящегося на территории ПАТП.
Участок ОГМ - отдел главного механика - осуществляет содержание в технически исправном состоянии зданий, сооружений, энергосилового хозяйства, а так же обслуживание и ремонт технологического оборудования, инструментальной оснастки и контроль за обеспечением их правильного использования.
В составе ОГМ имеются бригады по ремонту оборудования, содержанию зданий и сооружений, а так же изготовлению нестандартного оборудования.
Отдел материально-технического снабжения (ОМТС) осуществляет снабжение в соответствии с общепринятыми положениями и нормами. В подчинении у инженера по снабжению находится основной склад. ОМТС обеспечивает ПАТП необходимой продукцией.
Авторемонтная мастерская (АРМ) производит плановое техническое обслуживание и текущий ремонт автобусов на специализированных постах.
Инженер по охране труда и технике безопасности предусматривает мероприятия по охране труда, рациональному использованию природных ресурсов.
Каждые из рассмотренных отделов являются самостоятельными структурными подразделениями, осуществляющие свою работу в соответствии со своими функциональными обязанностями и на основе должностных инструкций, руководствуясь при этом законодательствами действующими на автотранспорте - Положениями, Правилами, Инструкциями и другими руководящими материалами вышестоящих организаций, руководства автоколонны.
Эксплуатационной и технической службами ведется ежедневный учет работы транспорта на линии, рассматриваются все случаи невыполнения плановых рейсов. Причины невыполненных рейсов анализируются и принимаются оперативные решения по их устранению.
Руководители служб, подразделений, отделов ежеквартально подводят итоги работы предприятия, составляют отчеты до 25 числа следующего за отчетным периодом месяца, ежемесячно проводят общие собрания с рассмотрением наиболее актуальных вопросов производственной дисциплины.
1.7 Оперативное планирование работы предприятия
Основными задачами оперативного планирования являются обеспечение ритмичной работы всех звеньев производства и точного выполнения плана автомобильных перевозок, выявление дополнительных резервов производства и организация их правильного использования.[9, с.98]
Важнейшим документом оперативного планирования является план перевозок, в котором определяется потребность в подвижном составе.
Планово-экономический отдел Осинниковского ГПАТП разрабатывает оперативные планы для производственных подразделений в форме планов-заданий сроком на один месяц или квартал с месячной разбивкой.
Оперативные сменно-суточные планы перевозок грузов составляют работники службы эксплуатации, а оперативные сменно-суточные планы выполнения производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту - работники технической службы.
Оперативный сменно-суточный план перевозок составляется с учетом факторов, влияющих на производительность автомобиля, а также установленных нормативов. Этот план служит основой для разработки графика выпуска автомобилей на линию. Оперативные сменно-суточные планы ремонтной зоны разрабатываются с учетом потребности в выпуске парка и обеспечения минимального простоя подвижного состава по вине производственных участков при заданном сроке выполнения заданий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Планы-задания разрабатываются при обязательном участии начальников автомобильных колонн, цехов или производственных участков, состоящих на внутрихозяйственном расчете, утверждаются начальником Осинниковского ГПАТП и доводятся до каждого рабочего места.
План-задание автомобильной колонны (автоколонны) представляет собой часть плана ПАТП. Технико-экспуатационные показатели работы автоколонны должны соответствовать показателям плана в целом по ПАТП. При сведении плановых объемных показателей работы по автоколоннам должен получаться результат, запланированный для предприятия. Плановые задания каждой автоколонне разрабатывают исходя из ее производственной базы с учетом улучшения показателей использования подвижного состава в планируемом периоде.
План-задание автоколонны состоит из трех разделов.
Первый раздел - производственная программа по эксплуатации подвижного состава, включающая в себя списочный состав парка автоколонны, эксплуатационные показатели работы автоколонны, объем перевозок в тоннах (пассажирах) и транспортную работу в тонно-километрах (пассажиро-километрах и платных километрах) в целом по автоколонне и в расчете на один списочный автомобиль (по моделям и типам автомобилей).
Второй раздел - плановая численность работников автоколонн и фонд заработной платы водителей и кондукторов.
Третий раздел - смета затрат и калькуляция себестоимости перевозок грузов или пассажиров. Сметы разрабатывают по статьям затрат на заработную плату водителей и кондукторов с начислениями, на автомобильное топливо, смазочные материалы, амортизацию подвижного состава, автомобильные шины, содержание обслуживающего персонала автоколонны.
В смету затрат по автоколонне не включают накладные расходы по содержанию зданий, сооружений, оборудования автоколонны, общепарковые расходы. Эти расходы включают как накладные общепарковые в себестоимость перевозок в целом по ПАТП. В данном случае рассчитывают себестоимость перевозок автоколонны, или, как ее называют, цеховую себестоимость.
План-задание отдела эксплуатации состоит из трех разделов.
Первый раздел - производственная программа эксплуатации подвижного состава, включающая в себя среднесписочное количество подвижного состава, среднесуточный выпуск на линию автомобилей по их маркам и видам перевозок, автомобиле-часы в наряде по видам перевозок, пробег по маркам автомобилей и видам перевозок, среднесуточный пробег одного автомобиля, объем перевозок (в тоннах, пассажирах), транспортную работу в тонно-километрах, платных километрах, автомобиле-часах. Указанные показатели производственной программы рассчитывают в соответствии с запланированными эксплуатационными показателями работы автомобильного парка.
Второй раздел - плановая численность и фонд заработной платы работников отдела эксплуатации.
Третий раздел - калькуляция себестоимости автомобильных перевозок, которая включает в себя следующие статьи затрат: заработная плата водителей с начислениями; расходы на автомобильное топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, амортизационные отчисления по подвижному составу; стоимость износа и ремонта шин; стоимость содержания персонала службы эксплуатации.
В результате определяют цеховую себестоимость единицы транспортной работы.
Оперативные план-задания хозрасчетных подразделений технической службы (зона технического обслуживания, зона ремонта, куда включаются производственные цехи и участки ПАТП) имеют большое сходство по своей структуре и различаются показателями производственной программы и калькуляцией себестоимости продукции. Эти различия обусловлены спецификой производственного процесса хозрасчетного подразделения.
Оперативные месячные планы хозрасчетных производственных подразделений окончательно разрабатываются и утверждаются директором предприятия за два-три дня до начала планируемого месяца. После этого они доводятся до исполнителей. Важным условием высококачественного оперативного планирования является хорошо организованный первичный учет работы хозрасчетных подразделений.[9, с.112]
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ
.1Организация бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет Осинниковского ГПАТП представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия, их движения путем непрерывного, сплошного и документального учета всех хозяйственных операций в соответствии с требованиями и на основании действующего законодательства РФ.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в предприятии на основе натуральных измерителей в денежном выражении (рублях) путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения способом двойной записи.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку, доставку и приведению его в состояние готовности к использованию по назначению; имущества полученного безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного самим предприятием - по стоимости его изготовления.
Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете производится с использованием первичных документов.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных учетных документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции, а также надлежащим образом оформленные расчеты и справки бухгалтерии.
Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Для ведения текущего бухгалтерского учета хозяйственных операций используются элементы журнально-ордерной формы счетоводства через систему учетных регистров, сальдо-оборотных ведомостей и аналитических карточек. Учет ведется как ручным так и автоматизированным способом средствами вычислительной техники с полной обработкой всех первичных документов и выдачей при необходимости на печать отпускных фактур, журналов-ордеров, других регистров, главной книги и форм статистической и бухгалтерской отчетности. Принятая в Осинниковском ГПАТП автоматизированная система бухгалтерского учета с применением программы «Азарт» основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета.
Бухгалтерская отчетность Осинниковского ГПАТП составляется в тысячах рублей. Синтетический и аналитический учет хозяйственных операций ведется в рублях и копейках. При необходимости округления до целых рублей, возникающие разницы относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в составе прочих доходов и расходов.
Для выполнения внутренних бухгалтерских операций при подсчете оборотов по счетам за отчетный период составляются бухгалтерские справки, на основании которых делают особые записи в учете.
Начисление амортизации по основным средствам ведется линейным способом.
Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года, при этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной.
Уровень существенности для бухгалтерского учета устанавливается в размере 5%.
При компьютерной обработке информации резервные копии делаются не реже одного раза в неделю.
Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель предприятия. [12, с. 2]
2.2 Порядок учета затрат на производство
Исходя из особенностей деятельности на автомобильном транспорте и в соответствии с Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 24.06.2003 № 153 устанавливается следующая группировка расходов по статьям калькуляции:
-материальные;
-основная заработная плата производственных рабочих;
-дополнительная заработная плата производственных рабочих;
-отчисления на социальные нужды с заработной платы производственных рабочих;
-амортизация основных средств и списание основных средств, стоимостью до 10 000 рублей за единицу;
-ремонт основных средств;
-общехозяйственные расходы;
-прочие расходы.
Для целей бухгалтерского учета и распределения затрат вводится понятие прямых и косвенных затрат с учетом особенностей деятельности автомобильного транспорта.
Под прямыми затратами в основном производстве принимаются расходы, которые сложились непосредственно в процессе перевозок пассажиров и грузов, выполнением других работ и услуг автомобильного транспорта.
К косвенным расходам в основном производстве относятся: общехозяйственные и другие расходы.
Прямые затраты на перевозку пассажиров и грузов, выполнение других работ и услуг автомобильным транспортом формируется на счете «Основное производство» по статьям затрат.
В конце отчетного периода косвенные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в результате распределения (дебет счета 20 кредит счета 26) по принадлежности, для калькулирования полной фактической себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с п.9 ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Косвенные расходы, собираемые по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» распределяются между видами продукции (работ, услуг) - объектами калькулирования пропорционально прямой заработной плате основного производственного персонала.
Управленческие расходы в ПАТП учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». При этом эти расходы признаются в себестоимости проданных продукции и услуг полностью в отчетном периоде. [12, с.19]
2.3Методы учета затрат и калькулирование себестоимости
Калькулирование есть процесс исчисления себестоимости продукции. [7, с.69]
Себестоимость единицы транспортной продукции (1 тонно-км, 1 пассажиро-км, 1 км платного пробега и т.д.) определяют делением общей суммы затрат на количество продукции (тонно-километров, пассажиро-километров, платных километров пробега и т.д.), произведенной в определенный период времени.
Определение затрат на единицу транспортной продукции называют калькуляцией себестоимости. При планировании работы автомобильного транспорта составляют плановую калькуляцию, при подведении итогов за отчетный период - отчетную. Себестоимость рассчитывается для грузовых автомобильных перевозок на 10 т/км или 10 автомобиле/ч, для автобусных перевозок - на 10 пассажиро-км, для таксомоторных - на 10 км платного пробега.
При калькуляции себестоимости перевозок все затраты на содержание автомобильного транспорта группируют по статьям в зависимости от их назначения.
Статья «Основная и дополнительная заработная плата персонала предприятия с начислениями по социальному страхованию» (План по труду - Приложение 2) включает в себя: основную заработную плату (всех работников предприятия), надбавки к заработной плате, доплаты, премии; дополнительную заработную плату; начисления на заработную плату. В эту статью не включаются премии за экономию топлива, шин и перевыполнение межремонтных пробегов автомобилей. Их учитывают по статьям «Топливо для автомобилей», «Восстановление износа и ремонт шин» и т.д.
В статью расходов «Топливо для автомобилей» (Расходы по ГСМ - Приложение 3) входит стоимость всех видов топлива, используемых при эксплуатации автомобилей на данном ПАТП: бензина, дизельного топлив. Количество потребляемого топлива определяют исходя из объема транспортной работы, действующих норм расхода с учетом надбавок на особые условия эксплуатации. На основании действующей цены на топливо определяют общую сумму расходов по этой статье. Расходы по статье «Смазочные и прочие эксплуатационные материалы» рассчитывают исходя из существующих норм расходов по каждому виду материалов и их стоимости. По статье «Техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава» (Приложение 4) планируют затраты на выполнение ЕО, ТО-1, ТО-2 и TP (капитальные ремонты автомобилей, прицепов и агрегатов выполняют за счет средств фонда амортизации). В эту статью расходов входит стоимость материалов и запасных частей к автомобилям.
Затраты на техническое обслуживание и ремонт рассчитывают на основании планового пробега автомобилей и утвержденных норм расходов по каждому виду технического воздействия на 1000 км пробега.
Расходы по статье «Восстановление износа и ремонт автомобильных шин» (Приложение 5) определяют на основании пробега автомобилей и нормативов затрат на восстановление и ремонт автомобильных шин на 1000 км пробега в процентах от прейскурантной стоимости одного комплекта. При ремонте шин на шиноремонтных заводах в расходы включают суммы счетов шиноремонтных заводов или мастерских. При ремонте шин на ПАТП в расходы по данной статье входит стоимость ремонтных материалов.
В статью «Амортизация подвижного состава» входят амортизационные отчисления, предназначенные для полного восстановления подвижного состава, которые перечисляются на расчетный счет ПАТП. Их сумму определяют в соответствии с нормами.
В статью «Общехозяйственные расходы» включают стоимость электроэнергии, тепловой энергии, медицинское страхование и страхование имущества, загрязнение окружающей среды, содержание автомобилей хозтехобслуживания, плату по процентам за краткосрочный кредит, налоги, управленческие расходы.
После того как рассчитаны расходы по каждой статье, определяют себестоимость автомобильных перевозок делением суммы расходов по содержанию автомобильного парка за определенный период времени на выполненную за то же время транспортную работу.
Себестоимость определяют по каждому виду перевозок в расчете на 1 т-км, 1 пассажиро-км, 1 км платного пробега, 1 автомобиле-ч.
2.4Ценообразование на предприятии
Тарифы пассажирского и грузового транспорта выражают плату за перемещение пассажиров и грузов, взимаемую транспортной организацией с населения и отправителей грузов. [8, с. 219]
Осинниковское ГПАТП выполняет транспортную работу в соответствии с государственным контрактом на оказание услуг по перевозке пассажиров городским, пригородным и междугородным автомобильным транспортом. В соответствии с государственным контрактом с Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области предприятие оказывает услуги по перевозке граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в соответствии с законодательством Кемеровской области. В соответствии с законом Кемеровской области 21-ОЗ Осинниковское ГПАТП предоставляет пенсионерам города Осинники, Калтан и Новокузнецкого района сезонные льготы на проезд в городском и пригородном сообщениях.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановлением Кемеровской области от 10.11.2009 №454 «О создании департамента цен и тарифов Кемеровской области» на предприятии установлены и введены в действие с 01.12.2010 предельные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа, а именно:
-проезд по городским регулярным маршрутам в автобусах - для пенсионеров в размере 4 рубля за одну поездку, для прочих пассажиров в размере 8 рублей за одну поездку;
-проезд по регулярным маршрутам - маршрутными такси в размере 12 рублей за одну поездку;
-месячный проездной билет на предъявителя для проезда по городским регулярным маршрутам в автобусах - для учащихся средних специальных, начальных профессиональных учебных заведений дневной формы обучения, студентов высших учебных заведений в размере 114 рублей, для школьников в размере 90 рублей, для пенсионеров, не имеющих льгот по оплате проезда в городском пассажирском транспорте в размере 170 рублей, для прочих пассажиров в размере 400 рублей;
-проезд по городским регулярным маршрутам автобусами сверх государственного и муниципального заказов в размере 11 рублей за одну поездку.
Бюджетное финансирование Осинниковского ГПАТП осуществляется в форме выделения денежных средств по определенному назначению, а именно:
-по перевозке льготных категорий пассажиров (государственные контракты с Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области и Департаментом транспорта и связи Кемеровской области);
-по возмещению убытков от деятельности автомобильного пассажирского транспорта (государственный контракт с Департаментом транспорта и связи Кемеровской области).
План и фактическое поступление бюджетных средств по категориям представлено в Приложении 6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночные отношения оказывают большое влияние на экономику автомобильного транспорта, в которой за последние годы произошли существенные изменения. Резко изменилась структура собственности, причем основная часть автотранспортных предприятий из федеральной собственности перешла в собственность субъектов Российской Федерации. Предприятия общественного пассажирского транспорта в большинстве городов переданы в муниципальную собственность. Федеральные отраслевые и административные органы в регионах участвуют в государственном регулировании работы автотранспортного комплекса, но не вмешиваются непосредственно в хозяйственную деятельность предприятий автомобильного транспорта. Развитие рыночных отношений способствовало созданию многочисленных средних и малых транспортно-коммерческих частных фирм и индивидуального предпринимательства, составляющих серьезную конкуренцию крупным предприятиям автомобильного транспорта.
Несмотря на большие трудности в производственно-финансовой работе, многие предприятия автомобильного транспорта сумели адаптироваться к работе в рыночных условиях благодаря успешной маркетинговой деятельности на рынке транспортных услуг, развитию дополнительных видов услуг по организации ремонта транспортных средств частных владельцев, хранению и переработке грузов с использованием для этих целей освобождающихся производственных площадей, созданию непрофильных производств и др. Решаются проблемы, связанные с различными видами перевозок.
На пассажирском транспорте завершается переход к системе договорных взаимоотношений с заказчиками с использованием расчетных тарифов, продолжается создание совершенных автоматизированных систем оперативного управления пассажирскими перевозками. Отрабатывается система работы таксомоторного транспорта. Особое внимание уделяется вопросам, установления тарифов за проезд, а также восстановления промышленного производства легковых автомобилей.
Успехи проводимой экономической реформы на автомобильном транспорте во многом зависят от уровня знаний, компетентности работников и их умения работать в новых условиях.
В ходе прохождения преддипломной практики мною были выполнены основные задачи практики и пройдены такие основные этапы как:
- ознакомление с инструктивным материалом, отделами организации;
- сбор материалов, предусмотренных заданием по практике.
В ходе исследования было выявлено, что Осинниковское ГПАТП обладает не стабильной финансовой устойчивостью и низкой платежеспособностью. Предприятие полностью зависит от внешних кредиторов. В такой ситуации Осинниковское ГПАТП не в состоянии своевременно погашать свои срочные обязательства.
Анализ основных статей баланса (Приложение 8) показал:
-почти полное отсутствие материально-производственных запасов на складах предприятия в части материалов, запасных частей, автошин ставит работу автотранспорта в полную зависимость от недостаточности финансирования;
-рост дебиторской задолженности связан с увеличением задолженности Фонда социального страхования - по возмещению расходов по социальному страхованию работников предприятия;
-кредиторская задолженность по налогам и сборам уменьшилась, также сократилась задолженность перед государственными внебюджетными фондами.
Общий вывод заключается в том, что средств Осинниковского ГПАТП не достаточно для покрытия его текущих расходов.
Я считаю, что руководству предприятия необходимо применить следующие меры к изменению ситуации:
1)фактическая разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами, утвержденными для перевозки пассажиров транспортом общего пользования должна возмещаться из бюджета в полном объеме;
2)в условиях недофинансирования, повышения стоимости расходных материалов крайне необходимо рассмотреть вопрос о повышении предельного тарифа на все виды перевозок одновременно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995г. № 239 // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 997.
2.Виханский О.С. Стратегическое управление.- М.: Гардарики, 1998. - 296 с.
.Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2003. - 528 с.
.Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. - М.: Инфра - М, 2006. - 280 с.
.Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием.- М.: Инфра-М, 2008. - 455 с.
6.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра - М, 2007. - 592 с.
7.Николаева С.А. Управленческий учет. - М.: ИПБ-БИНФА, 2003. - 176 с.
.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 345 с.
9.Сафронов Н.А. Экономика предприятия. - М.: Юристъ, 1998. - 584 с.
10.Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях / Под общ. ред. М.П. Улицкого. - М.: Транспорт, 1994. 328 с.
11.Устав Осинниковского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области.
12.Учетная политика Осинниковского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области.