Введение
Педагогическая практика является частью образовательной программы магистратуры, обеспечивая возможности использования магистрантами теоретических знаний в практической деятельности, формирование необходимых профессиональных умений и навыков.
Целями педагогической практики являются:
знакомство студентов с педагогической реальностью учебного заведения высшего профессионального образования;
смена социальной роли (переход от позиции «учащийся» к позиции «преподаватель»);
непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе учебного заведения;
овладение необходимыми знаниями и практическими навыками работы в вузовской аудитории;
формирование профессиональных качеств, основ педагогического мастерства.
Задачи практики:
получение практических навыков планирования учебно-воспитательной работы в группе учащихся;
приобретение опыта профессиональной деятельности педагога, развитие практических навыков, ведение педагогической работы в ВУЗах;
развитие интереса и творческого подхода к деятельности преподавателя;
осознание воспитательного образовательного и практического значения специальных дисциплин как учебных предметов.
профессиональный педагогический бакалавриат болонский
Непрерывность образования
Концепция образования на протяжении всей жизни приобрела ключевое значение. Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни. Подобная необходимость приобретает все большую актуальность.
Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства. Высшая школа оказывает разностороннее влияние на все сферы российского образования: обеспечивает функционирование различных звеньев образования путем подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, проведения научных исследований по различным проблемам, а также подготовка учебников, учебных пособий и т.п. Непрерывное образование развивалось как феномен практики и как педагогическая концепция. Впервые концептуально оформленная эта идея была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. На основании его сообщения были разработаны рекомендации по данному вопросу. С середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ.
Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования. Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни. В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.
Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса.
Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равные права всех граждан, независимо от сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса.
Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий.
Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.
Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями, что требует создания дополнительных факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведения семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организации телевизионных и видеопрограмм. Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается наличием разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ.
Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому - «Знания через всю жизнь». [4]
Сущность и содержание двухуровневой системы высшего профессионального образования (бакалавриат - магистратура)
Болонская система образования предполагает переход на двухуровневую (бакалавр, магистр) систему получения высшего образования. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
Бакалавриат - первый уровень высшего образования, который является базовым и длится 4 года. Основная характеристика бакалавриата - это практико-ориентированное обучение. Студент, в дальнейшем «бакалавр», получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. Кроме того, в программу бакалавриата входят базовые сведения из других научных областей. Данный уровень высшего профессионального образования (бакалавриат) не имеет узкой специализации. По окончании данного уровня, выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр».
Диплом бакалавра дает выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями. Диплом «бакалавра» дает также право продолжить обучение в магистратуре.
Магистратура - это второй уровень высшего образования с углубленной, в отличие от бакалавриата профспециализацией. Магистров готовят к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок обучения в магистратуре для граждан, получивших диплом бакалавра, составляет - 2 года.
Программа магистратуры готовит высококвалифицированных специалистов, способных к решению наиболее сложных управленческих задач и задач профессиональной деятельности, а также научно - исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе. Так же, обучение в магистратуре позволяет студентам опробовать свои знания, как в преподавательской, так и научной деятельности. Обращаясь к истории, слово «Магистр» произошло от латинского слова «Magistr», что означает - "наставник", "учитель", "руководитель". Обозначение этого слова в русском переводе означает - "мастер своего дела". Другими словами, «Магистр» - это широко эрудированный специалист, подготовленный к исследовательской, консультационной, аналитической деятельности человека, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями.
Целью введения «Магистратуры» в систему высшего профессионального образования была углубленная специализированная подготовки кадров для научно-исследовательской и педагогической деятельности на базе имеющихся научно-педагогических школ.
Квалификация «магистр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. [3]
Характеристика профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 080200.62-Менеджмент
Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;
органы государственного и муниципального управления;
структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;
процессы государственного и муниципального управления.
Бакалавр по направлению подготовки 080200 Менеджмент готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
организационно-управленческая;
информационно-аналитическая;
предпринимательская.
Основная образовательная программа (далее - ООП) бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов:
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл.
И разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. [1]
Общая характеристика магистерской программы 080200.68 - Менеджмент
Цель магистерской программы - развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенции в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, с учетом характеристики групп обучающихся, а также особенностей научной школы вуза и потребностей рынка труда.
Область профессиональной деятельности магистров включает: - организации любойорганизационно-правовойформы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей в различных службах аппарата управления;
- органы государственного и муниципального управления;
структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело;
научно-исследовательские организации, связанные с решением управленческих проблем;
учреждения системы высшего и дополнительного профессионального образования.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовится магистр по направлению:
- организационно-управленческая;
аналитическая;
научно-исследовательская;
педагогическая.
Магистр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
организационно-управленческая:
управление организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями
разработка стратегий развития организаций и их отдельных подразделений;
аналитическая:
поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений;
анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
анализ и моделирование процессов управления.
научно-исследовательская:
выявление и формулирование актуальных научных проблем;
разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения;
разработка методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов;
разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов;
поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования;
подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций;
педагогическая:
преподавание управленческих дисциплин;
разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.
В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых ФГОС ВПО. [2]
Реализация компетентностного подхода в образовании. Сущность компетентностно-ориентированного обучения
Приоритетом в учебной деятельности вуза в настоящее время является внедрение компетентностного подхода в обучении для повышения эффективности образовательного процесса и качества образования. Поэтому первоочередная задача педагогической работы - формирование компетенций будущих специалистов, которые позволят им быть востребованными профессиональной средой, быть полезными обществу и государству. Чтобы в конечном итоге иметь хорошего специалиста необходимо создать условия для формирования социально-информационных, когнитивных, специальных, учебно- методических, социальных и ключевых компетенций.
. Социально-информационные компетенции характеризуются владением информационными технологиями и критическим отношением к социальной информации, распространяемой средствами массовой информации. Посредством использования средств информационных технологий на уроках решается ряд педагогических задач, которые сложно, а иногда и невозможно, решить традиционными методами, а именно:
развитие личности (мышление, эстетическое воспитание, развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности, формирование информационной культуры);
выполнение социального заказа (общая информационная подготовка пользователя, так называемая «Компьютерная грамотность», подготовка специалиста в определённой области на основе информационных технологий);
интенсификация учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества обучения, углубление межпредметных связей за счёт интеграций информационной подготовки и подготовки по дисциплине).
Исходя из того, что электронные и традиционные учебные материалы гармонично дополняют друг друга как части единой образовательной среды, основной задачей работы преподавателей является обеспечение студентов информационно-образовательными и развивающими электронными ресурсами. Использование элементов информационных технологий повышает интерес у студентов к изучаемым дисциплинам, а также расширяет их кругозор. Особенно хорошо эти компетенции реализуются в процессе научно - исследовательской работы студентов, при прохождении учебных практик и стажировок. Студенты в своих работах используют электронные таблицы, интернет - технологии, электронные презентации. Тем самым, закрепляя теоретические знания и практические навыки решения задач на основе элементов информационных технологий.
. Когнитивные компетенции призваны развивать готовность студентов к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личного потенциала, способность к саморазвитию. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Существует понятие когнитивный стиль - устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предполагающие использование различных исследовательских стратегий. Человек уникален - одного можно убедить, другому нужно только убедиться.
Реализовать эти компетенции можно посредством исследовательской и творческой деятельности студентов. Это и непосредственно учебная деятельность, и участие в научно - практических конференциях, семинарах, конкурсах, участие в проектной деятельности, дискуссиях и других творческих мероприятиях.
. Учебно-методические компетенции развивают способность самостоятельно осваивать новые знания, умения и способы действий, а также постоянно обогащать свою профессиональную компетентность. Задача педагога - развивать потребность студента к самостоятельному освоению новых знаний, формированию собственной методической и научной базы. Большая роль при реализации данных компетенций отводится дистанционному обучению. Реализуя эти компетенции, институт уделяет большое внимание оснащению библиотеки новой учебной и методической литературой, с учетом профилей подготовки. Фонд библиотеки составляет около 60 тысяч экземпляров, 92% основной учебной и методической литературы имеет гриф Ведомственных Министерств. В библиотеке функционирует Центр правовой информации, база данных содержит свыше 110 тысяч правовых документов
. Специальные компетенции показывают подготовленность студента к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда. Это компетенции, обеспечивающие выполнение конкретного действия или профессиональной задачи.
. Социальные компетенции призваны формировать способность студента ориентироваться в социально-экономических условиях региона, взаимодействовать с людьми разных социальных групп, этнической и религиозной принадлежности, вырабатывать толерантность, проявлять сопряженность личных интересов с потребностями организации и общества.
. Ключевые компетенции это общие компетенции человека, которые необходимы для социально-продуктивной деятельности любого современного специалиста. Это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Реализация этих компетенций возможна и через воспитательную работу, которая направлена на:
формирование научных представлений о здоровом образе жизни и умение вести его;
формирование умений сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье;
сохранение преемственности и продолжение традиций нашего народа.
Необходимо отметить, что в Институте экономики и финансов созданы необходимые условия для реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании посредством применения информационных технологий и активных (интерактивных) методов обучения. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
Современные образовательные технологии и инновационные методы обучения высшей школы
Формирующаяся система высшего образования в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого. В этой связи перед преподавателями вузов стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. Кроме этого, глобальная информатизация современного общества также оказала существенное влияние на образовательный процесс, на систему высшего образования, потребовав
В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг и требований эпохи информационных технологий, преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и современную, носящую инновационный характер, интерактивную модели обучения. Создание инновационных образовательных технологий, нацеленных на формирование у обучаемых культуры системного мышления, созидательной деятельности и мировоззрения, направлено на развитие и формирование профессионально-ориентированной личности. Инновационные технологии должны обладать широким спектром составляющих.
Например, можно выделить следующие компоненты компьютерной грамотности: знание научной и научно-методической литературы, учебно-методических материалов, относящихся к обучению с помощью компьютера; знание программного обеспечения персональных компьютеров; знание возможностей компьютера для управления учебным процессом и для решения конкретных педагогических проблем; умение проанализировать содержание всего курса, темы, отдельного урока для составления сценариев обучающих программ, с учетом дидактических возможностей компьютера; умение предложить изменения к существующим обучающим программам различных типов; умение разрабатывать конспекты занятий с включением обучающих программ различных типов в систему деятельности преподаватель-компьютер-учебник, учебное пособие - обучаемый; умение проводить урок в компьютерном классе; умение разрабатывать тему по предмету специализации с использованием различных типов.
Компьютеризация процесса овладения знаниями не является единственным методом обучения, называемым инновационным. Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии, кейс-стадии, работу в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод Insert (или метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 7-10-минутное ассоциативное эссе), метод блиц-опроса, метод анкетирования, прием «Бинго» и др.
Сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество семинаров, инициатива студента, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ.
Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стадии или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием метода УКС является понятие ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Метод кейс-стади, это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, подготовленные обычно в письменной форме и составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Поэтому метод кейс-стади включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Исследовательский прием - направлен на коллективную работу в группе - когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержанию отрывка из первоисточника. Он ориентирован для работы в небольших группах - на семинарских (практических) занятиях. К этим приемам можно причислить и всевозможные экскурсии по историческим музеям как работу с наглядным источниковым материалом по курсу; б) работу студентов над историческими документами и материалами; в) использование технических средств обучения - персональный компьютер и т.п. как совмещение различных методик в ходе одного занятия.
Приемы деловых или ролевых игр - ориентированные на поэтапное, функциональное участие каждого из студентов в процессе занятия. Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения наиболее большего количества студентов и ориентированы на применение в ходе практических занятий. [5]
Активные формы обучения, применяемые в Институте экономики и финансов
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Наиболее распространенными активными методами обучения, применяемыми кафедрами Института экономики и финансов, являются следующие:
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
«Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Учебно-методическая работа преподавателя экономических дисциплин. Организация и проведение занятий с использованием новых технологий обучения
Экономика и организация труда - одна из специальных дисциплин в системе подготовки экономиста-менеджера для агропромышленного комплекса. Учебная программа по данной дисциплине направлена на формирование у студентов видения целостной системы управления социально-трудовыми отношениями в современной организации, овладение методами, методиками и технологиями планирования и реализации кадровой стратегии, организации привлечения и отбора персонала, обучения и развития персонала. Приобретенные студентами знания и практические навыки должны закрепить умения анализировать кадровые решения, на достаточно высоком научно-теоретическом уровне организовывать и совершенствовать систему управления персоналом.
Кроме того, целью данного курса является формирование понимания современной концепции управления человеческими ресурсами как системы накопления, повышения и эффективного использования человеческого капитала организации.
Основные задачи курса: - сформировать систему знаний современного механизма управления персоналом организации;
сформировать у студента современные навыки управленческой деятельности;
выработать системный подход к профессиональной работе с персоналом; дать представление о роли и месте кадровой службы в достижении целей организации;
научить применять на практике принципы разработки и реализации оптимальных кадровых решений; выработать навыки разработки, реализации и оценки эффективности кадровых решений.
В методике данной программы предусмотрено проведения семинарских и практических занятий сочетаются разбор конкретных ситуаций, решение практических задач, выполнение логических заданий, проведение деловых игр.
Подготовка учебного материала по требуемой тематике
В процессе прохождения практики была оказана помощь преподавателю дисциплины в разработке тестовых заданий по теме «Организация труда». Тестовые задания будут применяться на практических и семинарских занятиях с целью контроля уровня знаний студентов и выявления проблемных вопросов у магистрантов первого года обучения во втором семестре 2012-2013 года. Задание в тестовой форме - это варьирующаяся по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестным. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание. Подстановка неправильного ответа приводит к образованию ложного высказывания, что свидетельствует о незнании обучающимся данного учебного материала. Для составления тестового задания использовалась современная литература по экономике и организации труда. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
Воспитательная составляющая образовательного процесса
Одним из основных направлений образовательной деятельности в университете является воспитательная деятельность, в основу которой положен ряд принципиальных идей, отражающих современные тенденции развития мирового и российского высшего образования, в которых особое внимание уделяется усилению воспитательной составляющей образовательного процесса, повышению социального и культурного потенциала обучающихся, формированию у студентов общечеловеческих ценностей. Был разработан кураторский час на тему : «жизнь без конфликта» для современной молодежи.
. Актуальность темы- конфликты являются естественной частью нашей жизни. В какой то мере, они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию люди переживают как серьезную неприятность. В следствие конфликтов, человек со временем становиться стессоустойчивым.
. Цель и задачи данного кураторского часа: рассмотреть со струдентами историю конфликта, виды, а так же правильное решение. Провести тестирование на тему «конфликтный ли вы человек».
. Основное содержание рассматриваемой темы отвечает на следующие вопросы: «что такое конфликт?», «как конфликт влияет на человека», «как правильно действовать во время конфликтов».
В жизни нас окружают множество людей со своими мнениями, запросами, проблемами. А для появления конфликта достаточно будет и двоих. Что же касается конфликтных ситуаций, то они возникают на фоне межличностных противоречий. Поэтому ликвидировав, или хотя бы сгладив, эти противоречия, мы существенно уменьшим вероятность возникновения ситуации, ведущей к конфликту.
Список информационных источников
.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 544 [Электронный ресурс]. - Справочные правовые системы семейства «КонсультантПлюс», 2011. - Режим доступа:.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр»). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 г. № 636 [Электронный ресурс]. - Справочные правовые системы семейства «КонсультантПлюс», 2011. - Режим доступа:.Современные вопросы активизации образовательного процесса (из опыта подготовки экономистов-менеджеров) сб. методич. Материалов / Т.С. Зайнчковская [и др.]; под общ. ред Т.С. Зайнчковской. - Омск : Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007.- С. 30-37.
.Непрерывность образования: подходы к сущности. [Электронный ресурс]. - [СПб.], 2006. - Режим доступа : .Инновационные методы обучения: методические рекомендации / О.В. Шумакова [и др.]. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008.
Приложение
Таблица 1. Ход выполнения практики
№ п.п.датаОписание выполненной работыОтметки научного руководителя
. Анкета для самооценки студента по итогам прохождения практики
. Удовлетворены ли Вы условиями организации практики?
Да, полностью.
Да, в основном.
Нет, не полностью.
Абсолютно нет.
. В какой степени студенты привлекаются к разработке программы практики?
В достаточной степени.
Привлекаются, но не достаточно.
Совершенно не достаточно.
. Обеспечен ли доступ студентов на практике ко всем необходимым информационным ресурсам?
Да, обеспечен полностью.
Да, в основном обеспечен.
Нет, обеспечен недостаточно.
Нет, совсем не обеспечен.
. Достаточно ли полон перечень дисциплин, которые Вы изучали в вузе, для успешного прохождения практики?
Да, полностью достаточен.
Да, в основном достаточен.
Нет, не совсем достаточен.
Абсолютно не достаточен.
. Какие дисциплины из изученных в вузе особенно пригодились Вам в процессе прохождения практики? _________
. Знаний по каким из дисциплин Вам не хватало в процессе прохождения практики? ____________
. Знания и умения, сформированные в процессе обучения и задействованные в процессе педагогической практики
Таблица
Знания и уменияУровень сформированностиНе достаточноВполне достаточноА. Специальные знания и уменияЗнание законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в вузахНавыки в области организации учебного процессаЗнание основных педагогических технологий и активных методов обучения в высшей школеБ. Личностные качестваСистемный подход к решению проблемГибкость, способность быстро и адекватно реагировать на изменение обстоятельствСпособность к обучениюОриентация на результат, на достиженияВ. Знания и умения в области менеджментаОрганизаторские способностиДелегирование полномочийУмение управлять проектамиУмение управлять временемНавыки проведения презентацийУмение слушать других, принимать обратную связьВлияние, умение убеждать, отстаивать мнениеУмение работать в командеСпособность ретранслировать знания и навыки
. Формализованный отзыв руководителя практики (от кафедры/организации) о работе магистранта и уровне сформированности компетенций
Таблица
Содержание сформированных компетенцийУровень освоенияБазовыйПродвинутый- способность применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин (ПК-13);- способность разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин (ПК-14).