Отчет по практике


Анализ деятельности предприятия розничной торговли УКП ТЦ Потсдам


Отчет


о прохождении производственной преддипломной практики на


УКП ТЦ «Потсдам» г. Лида




Содержание


Введение




  1. Экономико-организационная характеристика организации УКП ТЦ «Потсдам»




  2. Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности УКП ТЦ «Потсдам»




2.1 Анализ товарооборота и товарных запасов на основе данных статистических отчетов оперативного учета и выборочного обследования


2.2 Анализ показателей по труду и заработной плате


2.3 Анализ доходов торговой организации


2.4 Анализ прибыли и рентабельности




  1. Анализ финансового состояния торговой организации




  2. Оценка перспектив дальнейшего развития организации и прогнозирование основных показателей хозяйственной деятельности




Заключение


Список использованных источников


Приложения


Введение


Целью преддипломной экономической практики является закрепление полученных в университете профессиональных знаний по экономике торговой организации, маркетингу, ценообразованию, балансовой политике, теории принятия экономических решений. А также овладеть практическими навыками и приемами решения конкретных задач, связанных с экономической деятельностью торговой организации в условиях развития рыночных отношений.


Практические навыки играют определяющую роль в профессиональной деятельности любого специалиста. Чем больший опыт накоплен человеком по практическому использованию своих теоретических знаний, тем более эффективна работа такого сотрудника.


Подготовка к написанию отчета включает сбор материалов для анализа. На этом этапе ставится задача составить базу будущей работы, состоящую из нормативно-правовых актов, собственных наблюдений, материалов и информации используемых в работе организации.


Данная работа выполнялась во время прохождения практики на предприятии розничной торговли УКП ТЦ «Потсдам».


Цель написания данной работы — систематизация и обобщение практических навыков при прохождении практики в торговой организации на основании полученных теоретических знаний.


Материалами для анализа служат: годовой бухгалтерский отчет, текущая статистическая и оперативная отчетность, нормативные документы и другие источники. Особое внимание уделялось ознакомлению с формами бухгалтерской и статистической отчетности по основным показателям хозяйственной деятельности.


1. Экономико-организационная характеристика организации УКП ТЦ «Потсдам»


Унитарное коммунальное предприятие торговый центр «Потсдам» город Лида создано на неопределенный срок. Учредителем является Лидский райисполком.


УКП ТЦ «Потсдам» является государственным предприятием, относящимся к коммунальной собственности районного уровня. Он подчинен Лидскому районному исполнительному комитету и имеет целью организовывать розничную и оптовую торговлю, выпуск продукции собственного производства, оказание бытовых услуг населению.


Организация является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в банках, иметь печать и штампы со своим наименованием.


Организация действует на основе законодательства Республики Беларусь и Устава [Приложение А]. Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Имущество УКП ТЦ «Потсдам» является собственностью Учредителя и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.


УКП ТЦ «Потсдам» осуществляет следующие виды деятельности:




  • розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;




  • оптовая торговля товаров;




  • выпуск продукции собственного производства;




  • оказание бытовых услуг населению (парикмахерские услуги, индивидуальный пошив).




Структура УКП ТЦ «Потсдам» представлена на рисунке 1 [на основании приложения А].


Предприятие включает 13 магазинов, торговая площадь которых составляет 2371,1 м2: 9 продовольственных (магазины «Северный», «Остров», «Восток», «Эликсир», «Южный», «Западный», «Звездочка», «Зарница» и магазин-кулинария «Айвенго»), 3 непродовольственных (магазины «Меридиан», «Товары для дома и детей», «Фасон») и 1 смешанный (универсам «Потсдам»).


Управление предприятием осуществляется директором. Директор предприятия нанимается по контракту Учредителем. Директору подчиняются все работники предприятия.



 


УКП ТЦ


«Потсдам»




3 предприятия бытовых услуг, в том числе 1 ателье, 2 парикмахерских




13 магазинов, в том числе 9 продовольственных, 3 непродовольственных, 1 смешанных




8 предприятий общепита, в том числе 1 ресторан, 4 кафе, 2 бара, 1 кондитерский цех




оптовое звено



Рисунок 1. Структура УКП ТЦ «Потсдам»


Примечание. Источник: собственная разработка


Торговый центр «Потсдам» обеспечивает продуктами питания бюджетные организации района: Детский дом, Дом-интернат, 9 детских садов, 2 школы, ГУ «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения», Социально-педагогический центр, Центральную районную больницу. За 2007 год было отпущено продуктов питания на 643,1 млн. руб., что на 63,1 млн. руб. больше, чем в 2006 году.


Среднесписочная численность работающих на предприятии на 1 октября 2008 года составила 434 человека [Приложение Б].


Потребность в работниках удовлетворяется полностью за счет тесной связи с Новогрудским торгово-экономическим колледжем. Ежегодно на производственную практику присылаются учащиеся колледжа и после его окончания лучшие принимаются на работу. 98% работников имеют специальное, средне-специальное и высшее образование. В настоящее время получают образование 26 работников.


Трудовые отношения регулируются в организации трудовым договором и контрактом [Приложение В]. Контракт содержит данные о работнике и нанимателе, основные права и обязанности работника и нанимателя, срок контракта, режим труда и отдыха, условия оплаты труда, условия расторжения контракта.


На предприятии используют 2 основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную. Традиционная представлена продажей товаров через прилавок обслуживания. Прогрессивная – самообслуживанием и продажей товаров с открытой выкладкой.


В настоящее время осуществляется постепенный переход от традиционной системы к самообслуживанию. В 2006 году был переведен на самообслуживание магазин «Западный», что значительно улучшило показатели финансово-экономической деятельности, как самого магазина, так и предприятия в целом. В 2007 году перешел к прогрессивным методам продажи магазин «Северный». В текущем году был осуществлен перевод на самообслуживание магазина «Южный», закуплено новое оборудование.


Розничный товарооборот за 9 месяцев 2208 года увеличился на 5930 млн. рублей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 24687 млн. рублей. Темп роста – 131,6%. Прибыль от реализации товаров увеличилась на 6,3 млн. рублей, при 5,7 млн. рублей за 9 месяцев 2008 года. В процентах к товарообороту (без налога с продаж) прибыль от реализации товаров составила 0,05% [Приложение Б].


Однако, несмотря на рост товарооборота и прибыли, предприятие не имеет собственных оборотных средств и не в состоянии оплатить задолженность перед поставщиками. Кредиторская задолженность на 1.10.2008 г. составила 3124,7 млн. рублей, что на 713,1 млн. рублей больше, чем в предыдущем периоде.




2. Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности УКП ТЦ «Потсдам»


 


2.1 Анализ товарооборота и товарных запасов на основе данных статистических отчетов оперативного учета и выборочного обследования


Одной из главных целей торговых предприятий является получение прибыли, а розничный товарооборот выступает как важнейшее условие ее достижения.


В соответствии с Инструкцией по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный и безналичный расчет организациями розничной торговли и общественного питания; организациями других отраслей экономики, имеющими на своем балансе сеть розничной торговли и общественного питания; организациями, не имеющими торговой сети, но реализующими товары населению; индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, осуществляющими продажу сельскохозяйственных продуктов на рынках.


Анализ начнем с основного показателя розничного товарооборота – общего объема продажи товаров. Для того чтобы реально оценить работу организации, необходимо фактические данные привести в сопоставимый вид путем использования индексов цен.


Розничный товарооборот за 9 месяцев 2008 года составил 24687,5 млн. руб., в предыдущем периоде – 18757 млн. руб. Индекс цен – 1,149.


1). Определим объем розничного товарооборота отчетного периода в сопоставимых ценах с предшествующим периодом:


24687,5: 1,149 = 21486,1 млн. руб.


2). Определим темп роста товарооборота без учета изменения цен:


24687,5: 18757 * 100 = 131,6%.


3). Определим темп роста товарооборота с учетом изменения цен:


21486,1: 18757 * 100 = 114,5%.


4). Рассчитаем влияние цен:


21486,1 – 24687,5 = -3201,4 млн. руб.


В действующих ценах темп роста товарооборота составил 131,6%, в сопоставимых – 114,5%. Это говорит о влиянии цен в размере 3201,4 млн. рублей.


Таблица 1. Динамика розничного товарооборота по УКП ТЦ «Потсдам» за 9 месяцев 2008 г.







































Период



Товарооборот


2007 г., млн.р.



Товарооборот


2008 г., млн.р.



Отклонение (+/-), млн.р.



Динамика, %



1 квартал



5728,4



7708,6



+1980,2



134,6



2 квартал



6317,6



8146,5



+1828,9



128,9



3 квартал



6711



8832,3



+2121,3



131,6



Итого за 9 месяцев



18757



24687,4



5930,4



131,6



Примечание. Источник: таблица разработана на основании Приложения Г.


По данным таблицы 1 можно сказать, что рост товарооборота имеет положительную динамику. Темп роста за 9 месяцев 2008 года составил 131,6%.


Проведем анализ товарооборота по его структурным подразделениям на основании приложения Г.


 




Таблица 2. Динамика товарооборота по структурным подразделениям за 9 месяцев 2007 – 2008 гг.











№ п\п



Наименование подразделения








Розничный товарооборот, млн. р.









9 месяцев 2007 года



9 месяцев 2008 года




Абсолютное отклонение, млн. р.



Темп роста, %





















































































































1



"Потсдам"



4697,8



6189,1



1491,3



140,73



2



"Восток"



977,6



1280



302,4



130,93



3



"Звездочка"



1847,3



2150,9



303,6



116,43



4



"Западный"



4931,9



6518,2



1586,3



132,16



5



"Северный"



1945



3006,1



1061,1



154,56



6



"Южный"



813,5



1094,1



280,6



134,49



7



"Остров"



810,7



933,4



122,7



115,14



8



"Фасон"



203,6



263,1



59,5



129,22



9



Магазин парикмахерской



2,2



2,4



0,2



109,09



10



"Меридиан"



270,6



448,4



177,8



165,71



11



"Эликсир"



314,7



396,5



81,8



125,99



12



"Зарница"



84,2



94,3



10,1



111,99



13



Кулинария "Айвенго"



235



244,5



9,5



104,04




Итого:



18757



24687,4



5930,4



131,6



Примечание. Источник: собственная разработка


Темп роста товарооборота по всем структурным подразделениям организации имеет положительное значение. В целом товарооборот увеличился на 5930,4 млн. руб. или на 31,6%. Наибольший темп роста по магазину «Северный» - 154,56%. Рост произошел вследствие его перевода на метод самообслуживания. Самый низкий темп роста у магазина-кулинарии «Айвенго» - 104,04%. Возможно следует расширить ассортимент.


На объем товарооборота оказывают влияние такие факторы как среднесписочная численность работников и производительность труда. Для изучения их влияния составим таблицу 3 на основании приложения Б.


 




Таблица 3. Влияние факторов на товарооборот по УКП ТЦ «Потсдам»
































Показатели



Январь - сентябрь 2007 г



Январь - сентябрь 2008 г



Отклонение (+, -)



Отчетный период в% к предшествующему



Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб.



18757,2



24687,2



+5930



131,61



Среднесписочная численность работников, чел.



402



434



+32



107,96



Производительность труда, млн. руб.



46,66



56,88



+10,22



121,91



Примечание. Источник: собственная разработка


Розничный товарооборот увеличился в отчетном периоде по сравнению с предшествующим на 5930 млн. руб. Среднесписочная численность работников увеличилась на 32 человека. Отрицательным является более высокий темп роста товарооборота по сравнению с темпом роста производительности труда.


Для определения влияния на объем товарооборота изменения среднесписочной численности работников и производительности труда выполним следующие расчеты, используя способ разниц:


1) определим влияние на объем товарооборота изменения среднесписочной численности работников:


(434 – 402) * 46,66 = +1493,12 млн. руб.;


2) рассчитаем влияние на объем товарооборота изменения производительности труда:


(56,882 – 46,66) * 434 = +4436,35 млн. руб.


Следовательно, увеличение среднесписочной численности работников на 32 человека привело к росту объема товарооборота на 1493,12 млн. руб., а рост производительности труда на 10,22 млн. руб. увеличил объем товарооборота на 4436,35 млн. руб. Совокупное влияние факторов способствовало росту товарооборота на 5929,47 млн. руб.


Товарные запасы представляют собой всю массу товаров, находящихся в розничной торговле. Размер товарных запасов должен быть оптимальным и соответствовать размеру товарооборота и потребностям населения в товарах.


 


Таблица 4. Товарные запасы на конец 2006 и 2007 года и товарооборачиваемость по УКП ТЦ «Потсдам» (Приложение Д).









Товарная


группа











Товарные запасы на конец 2006 г.



Товарные запасы на конец 2007 г.



Отклонение



Товарооборачиваемость, дни















сумма, млн.р.



дни



сумма, млн.р.



дни



сумма, млн.р.



дни



2006 г.



2007 г.




Отклонение









































Прод. товары



670,6



15



939,2



10



268,6



-5



12



12



0



Пром. товары



532,1



73



688,7



68



156,6



-5



64



62



-2



Итого:



1202,7



23



1627,8



18



425,1



-5



19



20



1



Примечание. Источник: собственная разработка


Розничный товарооборот за 2007 год составил 23691,6 млн. рублей. Товарные запасы на 1.01.2007 г. составили 1202,7 млн. рублей. Товарные запасы на 1.01.2008 г. – 1627,8 млн. рублей.


1). Рассчитаем отклонение текущих товарных запасов от базисных:


1627,8 - 1202,7 = 425,1 (млн. рублей);


2). Определим однодневный товарооборот за год:


23691,6: 360 = 65,81 (млн. рублей);


3). Отклонение в днях текущих товарных запасов от базисных:


425,1: 65,81 = 6,5 (дня).


Таким образом, товарные запасы выше на 6,5 дня по сравнению с прошлым годом, что говорит об улучшении обеспеченности товарными запасами.




2.2 Анализ показателей по труду и заработной плате


Анализ показателей по труду и заработной плате является составной частью анализа хозяйственной деятельности организации торговли.


Движение кадров определяется приемом на работу, увольнением и внутренним перемещением работников.


 


Таблица 5. Анализ динамики численности работников УКП ТЦ «Потсдам» (Приложение Е)




























































Показатели



Фактически за 2006 год



Фактически за 2007 год



Отклонение от прошлого периода



В% к прошлому году



1. Среднесписочная численность торговых работников, чел.



385



405



+20



105,19



2. Количество принятых работников за год, чел.



26



38



+12



146,15



3. Количество выбывших работников за год, чел.



6



13



+7



216,67



4. Общее число принятых и уволенных работников, чел.



32



51



+19



159,38



5. Коэффициент по приему работников (стр. 2: стр. 1 х 100),%



6,75



9,38



+2,63



138.96



6. Коэффициент по увольнению работников (стр. 3: стр. 1 х 100),%



1,56



3,21



+1,65



205.77



7. Коэффициент общего оборота рабочей силы (стр. 5: стр. 1 х 100),%



8,31



12,59



+4,28



151.5



Примечание. Источник: собственная разработка


За отчетный год по сравнению с прошлым имеет место увеличение коэффициентов по приему, увольнению и общего оборота рабочей силы, что говорит об ухудшении ведения кадровой политики.


Закрепление кадров, увеличение стажа работы положительно сказывается на повышении квалификации и производственных навыков работников, что в конечном итоге ведет к росту производительности труда и улучшению других показателей хозяйственной деятельности предприятия. В связи с этим необходимо по отдельным группам работников изучить их возрастной состав, стаж работы, в том числе на данном предприятии условия труда, и определить, как это отражается на производительности труда. Это можно сделать, используя приемы сравнения, группировок, корреляции, регрессии, другие экономико-математические методы исследования.


Таблица 6. Анализ влияния эффективности использования трудовых ресурсов на розничный товарооборот на УКП ТЦ «Потсдам» за 9 месяцев 2007 - 2008 гг.










Показатели



9 месяцев


2007 года


 



9 месяцев 2008 года


 








Отклонение









(+,-)



в%



























Товарооборот, млн. руб.



18757



24687



+5930



131,6



Среднесписочная численность торговых работников, чел.



402



434



+32



107,96



Среднегодовая выработка на одного торгового работника, млн.р.



46,66



56,88



10,22



121,9








Расчет влияния изменения численности работников и их выработки на развитие


товарооборота


























Расчет



Влияние на товарооборот



Изменение численности работников



(434-402)*46,66



1493,1



Изменение производительности труда работников



(56,88-46,66)*434



4435,5



Совокупное влияние факторов




5928,6



Примечание. Источник: собственная разработка


Увеличение численности работников на 32 человека привело к росту товарооборота на сумму 1493,1 млн. руб. и увеличение производительности труда за 9 месяцев 2008 года по с равнению с аналогичным периодам 2007 года на 10,22 млн. руб. привело к увеличению розничного товарооборота на 4435,5 млн. руб.


Основными задачами анализа фонда заработной платы являются изучение состава и динамики фонда заработной платы, выявление изменения показателей, происшедших в отчетном периоде, определение влияния факторов на фонд заработной платы, изучение направлений расходования фонда заработной платы.


Таблица 7. Динамика изменений фонда заработной платы УКП ТЦ «Потсдам» за 9 месяцев 2007-2008 гг.







































Показатели



9 месяцев, 2007 г



9 месяцев, 2008 г



Отклонение



2008 в% к 2007



Товарооборот, млн. руб.



18757



24687



5930



131,61



ФЗП, млн. руб.



1715,9



2384,2



668,3



138,95



Удельный вес ФЗП в товарообороте,%



9,1



9,7



0,6



106,59



Среднемесячная зарплата, тыс. руб.



474,3



610,4



136,1



128,69



Примечание. Источник: собственная разработка


Фонд заработной платы УКП ТЦ «Потсдам» за 9 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 38,95%, что в суммарном выражении составляет 668,3 млн. руб. Удельный вес фонда заработной платы в товарообороте увеличился на 0,6%.


Положительным является превышение темпов роста ФЗП по сравнению с темпами роста товарооборота. Так в 2008 году по сравнению с 2007 годом товарооборот увеличился на 31,61%, а ФЗП на 38,95%.


Среднемесячная заработная плата за 2008 год по сравнению с 2007 годом увеличилась на 28,69% и составила 610,4 тыс. руб. (в 2007 г. – 474,3 тыс. руб.). Средний размер премии за основные показатели хозяйственной деятельности за 2008 год составил 10% при максимально установленном 30%.




2.3 Анализ доходов торговой организации


Доходы являются важным качественным показателем торговой деятельности, так как в них отражается уровень хозяйствования, результаты коммерческой, финансовой и экономической работы организации.


Доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.


Основным доходом для торговой организации является доход от реализации, представляющий собой сумму торговых надбавок и торговых скидок, приходящихся на реализованные товары.


Абсолютный размер доходов (валовая прибыль) определяется как разница между выручкой от реализации товаров (за вычетом налога на продажу и НДС) и стоимостью из приобретения у поставщиков. Доходы отражаются в отчете о прибылях и убытках (приложение М).


 


Таблица 8. Анализ доходов УКП ТЦ «Потсдам» за 9 месяцев 2007-2008 гг.










Показатели









2007 год



2008 год











сумма, млн. руб.



доходы в % к товарообороту, %



сумма, млн. руб.



доходы в % к товарообороту, %




Сумма отклонения, млн. руб.



Темп роста, %































































































Розничный товарооборот



18757



-



24687



-



+5930



131,61



Выручка от реализации без налогов



17140



-



22905



-



+5765



133,63



Валовая прибыль



3316



17,68



4371



17,71



+1055



131,82



Расходы на реализацию



3307



17,63



4360



17,67



+1053



131,84



Прибыль от реализации



9



0,05



11



0,04



+2



122,22



Сальдо операционных доходов и расходов



93



0,50



172



0,70



+79



184,95



Сальдо внереализационных доходов и расходов



21



0,11



37



0,15



+16



176,19



Прибыль до налогообложения



123



0,66



220



0,89



+97



178,86



Налоги из прибыли



82



0,44



110



0,45



+28



134,15



Чистая прибыль



41



0,22



110



0,46



+69



268,29



Примечание. Источник: собственная разработка


За 9 месяцев 2008 год получена валовая прибыль в сумме 4371 млн. руб., что составляет 17,71% к сумме розничного товарооборота. По сравнению с предыдущим периодом сумма валовой прибыли увеличилась на 1055 млн. руб. Темп роста 131,82%. Расходы на реализацию возросли на 1053 млн. руб., их удельный вес в товарообороте увеличился на 0,04%. Прибыль от реализации увеличилась в сумме на 2 млн. руб., а в процентах к товарообороту уменьшилась на 0,01%.


Сумма валового дохода зависит от изменения среднего уровня реализованных торговых надбавок в процентах к обороту и объема розничного товарооборота, влияние которых изменяется методом разницы. Так, для определения влияния на сумму реализованных торговых надбавок, изменения их среднего уровня необходимо произвести расчет по следующей формуле:


[image], (1)


где Δ∑ВДУВД – влияние изменения среднего уровня торговых надбавок на сумму валового дохода, руб.; ТОфакт – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.; ΔУВД – абсолютное отклонение среднего уровня торговых надбавок,% к обороту.


Влияние изменения объема товарооборота на сумму валового дохода рассчитывается по формуле:


[image], (2)


где Δ∑ВДТО – влияние изменения объема товарооборота на сумму валового дохода, руб.; ΔТО – абсолютное отклонение товарооборота, руб.; УВДбаз – средний уровень торговых надбавок в предшествующем году,% к обороту;


 


Таблица 9. Расчет влияния факторов на сумму валового дохода за 9 месяцев 2008 года
























Показатели



Расчет



Влияние на сумму валового дохода, млн. руб.



Изменение среднего уровня торговых надбавок



[image]



-140,7



Изменение объема товарооборота



[image]



+1191,9



Совокупное влияние факторов




+1051,2



Примечание. Источник: собственная разработка.


Снижение среднего уровня торговых надбавок на 0,57% привело к уменьшению суммы валового дохода на 140,7 млн. руб. А увеличение товарооборота на 5930 млн. руб. привело к росту валового дохода на 1191,9 млн. руб.


Большое влияние на объем товарооборота оказывает изменение розничных цен на товары. Рост цен приводит к увеличению объема товарооборота и соответственно к увеличению валового дохода. Для того чтобы рассчитать влияние изменения розничных цен, необходимо прирост товарооборота за счет цен умножить на базисный уровень валового дохода:




[image], (3)


где Δ∑ВДР – изменение суммы валового дохода за счет цен, руб.; ТОд.ц. – товарооборот в действующих ценах, руб.; ТОс.ц. – товарооборот в сопоставимых ценах, руб.; - УВДбаз – базисный уровень валового дохода,%.


Товарооборот в сопоставимых ценах составляет 21486 млн. руб. [раздел 2.1]. За счет роста цен на 14,9% валовой доход увеличился на 643,4 млн. руб.


[image]млн. руб. (4)


Розничная цена состоит из отпускной цены, торговой надбавки, налога на добавленную стоимость и налога с продаж.


В республике Беларусь установлен предельный размер торговой надбавки с учетом оптового звена, составляющий 30% к покупной стоимости товара без НДС. Но, кроме того, существует перечень социально значимых товаров, на которые устанавливаются более низкие размеры торговой надбавки (8 – 25%) с целью создания условий для обеспечения этими товарами социально незащищенных слоев населения. К примеру, на хлеб и хлебобулочные изделия применяется торговая надбавка 15%, на молоко – 11%, на кисломолочную продукцию – 22%.


2.4 Анализ прибыли и рентабельности


Главная задача организации – это хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов работников предприятия и его собственников. Прибыль определяется в абсолютной величине (т.е. в сумме) и в относительной величине (удельный вес, уровень, рентабельность).




Таблица 10. Анализ прибыли торговой организации УКП ТЦ «Потсдам» за 9 месяцев 2008 года, млн. руб.










Показатели









2007 год



2008 год











сумма



процент к обороту



сумма



процент к обороту




Темп изменения, %



Отклонение по уровню (+,-)



























































Розничный товарооборот



18757



х



24687



х



131,61



х



Прибыль (убыток) от реализации



9



0,05



11



0,04



122,22



-0,01



Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов



93



0,5



172



0,7



184,95



+0,2



Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов



21



0,11



37



0,15



176,19



+0,04



Прибыль (убыток) отчетного периода



123



0,66



220



0,89



178,86



+0,23



Чистая прибыль (убыток)



41



0,22



110



0,45



268,29



+0,23



Примечание. Источник: собственная разработка


Прибыль за отчетный период по УКП ТЦ «Потсдам» составила 220 млн. руб., что на 78,86% больше финансового результата предшествующего года. В процентах к товарообороту прибыль отчетного периода возросла на 0,23%. Прибыль от реализации увеличилась на 22,22%, что в суммарном выражении составляет 2 млн. руб. Однако ее удельный вес к товарообороту снизился на 0,01%. В целом все виды прибыли имеют положительную динамику.


Прибыль от реализации товаров рассчитывается путем вычитания из валового дохода налогов и расходов на реализацию. Значит, она зависит от следующих факторов:




  • изменение объема розничного товарооборота;




[image], (5)




где ΔПТО – изменение прибыли за счет товарооборота; ΔТО - абсолютное отклонение товарооборота; УПбаз – уровень прибыли базисный.




  • изменение среднего уровня валового дохода;




[image], (6)


где ΔПУВД – изменение прибыли за счет изменения уровня валового дохода; ТОФ – фактический товарооборот за отчетный период; ΔУВД – отклонение валового дохода по уровню.




  • изменение среднего уровня налогов и отчислений, взимаемых из валового дохода;




[image], (7)


где Δ ПУНиО – изменение прибыли за счет изменения уровня налогов и отчислений; ТОф – фактический товарооборот за отчетный период; ΔУНиО – отклонение среднего уровня налогов и отчислений.




  • изменение среднего уровня издержек обращения.




[image], (8)


где ΔПУИО – изменение прибыли за счет изменения уровня издержек обращения; ТОф – фактический товарооборот за отчетный период; ΔУИО – отклонение издержек обращение по уровню.




Таблица 11. Расчет влияние факторов на прибыль от реализации товаров за 9 месяцев 2007-2008 гг. (приложение Б)





























Показатели



Расчет



Влияние на сумму прибыли от реализации товаров, млн. руб.



Изменение объема розничного товарооборота



[image]



+2,97



Изменение среднего уровня валового дохода



[image]



+7,41



Изменение среднего уровня налогов и отчислений, взимаемых из валового дохода



[image]



+7,41



Изменение среднего уровня издержек обращения



[image]



+12,34



Примечание. Источник: собственная разработка


Увеличение розничного товарооборота на 5930 млн. руб. привело к увеличению прибыли от реализации товаров на 2,97 млн. руб. Рост уровня валового дохода на 0,03% привел к увеличению прибыли на 7,41 млн. руб. Между средним уровнем налогов и отчислений, взимаемых из валового дохода, средним уровнем издержек обращения и прибылью от реализации существует обратная связь. Поэтому снижение уровня налогов и отчислений привело к росту прибыли на 7,41 млн. руб., а повышение уровня издержек обращения на 0,03% привело к уменьшению прибыли на 7,41 млн. руб.


На прибыль от реализации большое влияние оказывает изменение розничных цен на товары:


[image]млн. руб.


Вследствие роста цен на 14,9% прибыль от реализации товаров увеличилась на 1,6 млн. руб.


Таблица 12. Анализ расходов на реализации по статьям по УКП ТЦ «Потсдам» за 9 месяцев 2007-2008 гг. (приложение Б).








Наименование статьи расходов на реализацию товаров











9 месяцев 2007 года



9 месяцев 2008 года



Отклонение



Влияние на прибыль, млн. р.

















сумма, млн. руб.



уд. вес в ИО, %



уровень к ТО, %



сумма, млн. руб.



уд. вес в ИО, %



уровень к ТО, %



сумма, млн. руб.



уд. вес в ИО, %



уровень к ТО, %























































































































































































































Транспортные расходы



1,3



0,04



0,01



0,9



0,02



0,004



-0,4



-0,02



-0,003



+0,81



Расходы на оплату труда



1705,5



52,77



9,09



2324,9



54,50



9,42



619,4



1,73



0,325



-80,21



Расходы по аренде



1,6



0,05



0,01



2,99



0,07



0,01



1,39



0,02



0,004



-0,88



Расходы на содержание сооружений, помещений, инвентаря



308,6



9,55



1,65



366,5



8,59



1,48



57,9



-0,96



-0,161



+39,66



Амортизация основных средств



124,1



3,84



0,66



152,9



3,58



0,62



28,8



-0,26



-0,042



+10,43



Отчисления и затраты на ремонт основных средств



67,3



2,08



0,36



63,5



1,49



0,26



-3,8



-0,59



-0,102



+25,08



Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды



22,5



0,70



0,12



45,95



1,08



0,19



23,45



0,38



0,066



-16,34



Расходы на топливо, газ и электроэнергию



66,5



2,06



0,35



75,4



1,77



0,31



8,9



-0,29



-0,049



+12,12



Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров



9,3



0,29



0,05



11,1



0,26



0,04



1,8



-0,03



-0,005



+1,14



Расходы на торговую рекламу



1,4



0,04



0,01



1,7



0,04



0,01



0,3



0,00



-0,001



+0,14



Проценты за пользование кредитами



17,1



0,53



0,09



3,4



0,08



0,01



-13,7



-0,45



-0,077



+19,11



Потери товаров при перевозке, хранении, реализации



17,9



0,55



0,10



21,7



0,51



0,09



3,8



-0,05



-0,008



+1,86



Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки



624



19,31



3,33



843,6



19,77



3,42



219,6



0,47



0,090



-22,33



Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения



4,5



0,14



0,02



8,6



0,20



0,03



4,1



0,06



0,011



-2,68



Прочие расходы



260,2



8,05



1,39



342,9



8,04



1,39



82,7



-0,01



0,002



-0,44



Всего:



3231,8



100



17,23



4266



100



17,28



1034



х



0,05



-12,34



Примечание. Источник: собственная разработка


В сумме за 9 месяцев 2008 года практически по всем статьям расходов на реализацию произошло увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Однако положительным является снижение их уровня к товарообороту. В целом сумма расходов на реализацию увеличилась по отношению к периоду 2007 года на 1034 млн. руб. и составила 4266 млн. руб. Также следует отметить, что рост уровня расходов на оплату труда на 0,325% привел к уменьшению прибыли на 80,21 млн. руб. Вырос уровень расходов по аренде на 0,004%, что привело к потере 0,88 млн. руб. прибыли. Уровень расходов по износу санитарной одежды вырос к товарообороту на 0,066%, что снизило прибыль на 16,34 млн. руб. Повышение уровня налогов, отчислений и сборов, включаемых в издержки обращения, на 0,09% привело к уменьшению прибыли на 22,23 млн. руб.


Рентабельность является одним из показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности организации. Рентабельность более точно, чем прибыль отражает результаты работы организации, так как показывает не только сумму полученной прибыли, но и сравнивает размер полученной прибыли с затратами.


 


Таблица 13. Анализ рентабельности УКП ТЦ «Потсдам»



































































Наименование показателей



Формулы



9 месяцев 2007 года



9 месяцев 2008 года



Отклонение(+,-)



Рентабельность продаж, %



[image]



0,048



0,045



-0,003



Рентабельность капитала, %



[image]



0,489



1,293



+0,804



Рентабельность использования основных средств, %



[image]



0,716



1,847



+1,131



Рентабельность оборотного капитала, %



[image]



1,541



4,310



+2,769



Рентабельность доходов, %



[image]



1,236



2,517



+1,281



Рентабельность расходов, %



[image]



1,24



2,523



+1,283



Рентабельность расходов на зарплату, %



[image]



2,389



4,614



+2,225



Рентабельность труда, %



[image]



10,199



25,346



+15,147



Примечание. Источник: собственная разработка


Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что практически по всем показателям рентабельности (за исключением рентабельности продаж) наблюдается рост, что повлияет на увеличение финансовой устойчивости предприятия. Это позволит получить большую независимость от внешних источников капитала. Также увеличение доли прибыли можно использовать для дальнейшего развития предприятия.


3. Анализ финансового состояния торговой организации


Финансовое состояние организации оценивается по степени обеспеченности ее финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной производственной, коммерческой и других видов деятельности.


Таблица 14. Анализ структуры активов бухгалтерского баланса и его основных разделов на 1.10.2008 г. (приложение М)








Наименование статей баланса организации








Показатели структуры актива в валюте (итоге) баланса










На начало периода



На конец периода



Прирост(+),


Снижение(-)













Абсолютная величина, млн. руб.



Удельный вес, %



Абсолютная величина, млн. руб.



Удельный вес, %



Абсолютная величина, млн. руб.



Удельный вес, %













































































































































Внеоборотные активы (стр. 190)



5726



68,27



5955



70,00



229



1,73



Основные средства (стр. 110)



5721



68,21



5799



68,17



78



-0,05



Нематериальные активы (стр. 120)



3



0,04



2



0,02



-1



-0,01



Вложения во внеоборотные активы (стр. 140)



2



0,02



154



1,81



152



1,79



Оборотные активы (стр. 290)



2661



31,73



2552



30,00



-109



-1,73



Запасы и затраты (стр. 210)



1633



19,47



1710



20,10



77



0,63



Сырье, материалы и другие активы (стр. 211)



295



3,52



392



4,61



97



1,09



Расходы на реализацию (стр. 214)



1



0,01




0,00



-1



-0,01



Готовая продукция и товары для реализации (стр. 215)



1325



15,80



1297



15,25



-28



-0,55



Расходы будущих периодов (стр. 218)



12



0,14



21



0,25



9



0,10



Налоги по приобретенным активам (стр. 220)



362



4,32



503



5,91



141



1,60



Дебиторская задолженность долгосрочная (стр. 230)



-



-



4



0,05



4



0,05



Дебиторская задолженность краткосрочная (стр. 240)



169



2,02



212



2,49



43



0,48



Денежные средства (стр. 260)



497



5,93



123



1,45



-374



-4,48



Баланс (стр. 300)



8387



100



8507



100



120



х



Примечание. Источник: собственная разработка


Увеличение доли вложений во внеоборотные активы (незавершенное строительство) на 1,79% при 0,02% на начало периода, с одной стороны, негативно сказывается на результативности финансовой и хозяйственной деятельности организации. А с другой стороны, такая тенденция указывает на инвестиционную направленность вложений организации. Рост дебиторской задолженности свидетельствует о том, что УКП ТЦ «Потсдам» выдает товарные кредиты потребителям. Увеличение запасов и расходов говорит о стремлении за счет вложения в них средств защитить денежные активы организации от обесценивания.


Таблица 15. Анализ финансового состояния УКП ТЦ «Потсдам» за 9 месяцев 2008 г.




















































№ п/п



Наименование показателя



Расчет



На начало периода



На конец периода



Норматив коэффициента



1



Коэффициент текущей ликвидности (К1)



[image]



0,84



1,02



К1>=1



2



Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)



[image]



-0,19



-0,23



K2>=0,1



3



Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3)



[image]



0,38



0,37



K3<=0,85



4



Коэффициент промежуточной ликвидности



[image]



0,21



0,11



К=0,8



5



Коэффициент абсолютной ликвидности



[image]



0,19



0,04



Кабс>=0,2



Примечание. Источник: собственная разработка


За отчетный период финансовое состояние УКП ТЦ «Потсдам» ухудшилось. Хотя коэффициент текущей ликвидности на конец периода увеличился на 0,18 и составил 1,02, что соответствует нормативу. Это говорит об обеспеченности организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности.


Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами снизился на 0,04 и составил на конец отчетного периода -0,23, что ниже норматива. Это говорит о том, что у организации недостаточно собственных оборотных средств для ее финансовой устойчивости.


Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств составляет на конец отчетного периода 0,37, что соответствует нормативу. Это значит, что организация способна рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов (имущества).


Таблица 16. Анализ пассива бухгалтерского баланса за 9 месяцев 2008 года (приложение М)








Наименование статей баланса организации








Показатели структуры актива в валюте (итоге) баланса










На начало периода



На конец периода



Прирост(+),


Снижение(-)













Абсолютная величина, млн. руб.



Удельный вес, %



Абсолютная величина, млн. руб.



Удельный вес, %



Абсолютная величина, млн. руб.



Удельный вес, %


















































































































Капитал и резервы (стр. 490)



5191



61,89



5315



62,48



124



0,58



Уставный фонд (стр. 410)



300



3,58



300



3,53



0



-0,05



Добавочный фонд (стр. 430)



4897



58,39



4992



58,68



95



0,29



Чистая прибыль отчетного периода (стр. 440)




0,00



28



0,33



28



0,33



Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (стр. 450)



-5



0,06



-5



0,06



0



0,00



Целевое финансирование (стр. 460)



-1



-0,01




0,00



1



0,01



Долгосрочные обязательства (стр. 590)



21



0,25



56



0,66



35



0,41



Долгосрочные кредиты и займы (стр. 510)



21



0,25



56



0,66



35



0,41



Краткосрочные обязательства (стр. 690)



3175



37,86



3136



36,86



-39



-0,99



Краткосрочные кредиты и займы (стр. 610)



99



1,18



11



0,13



-88



-1,05



Кредиторская задолженность (стр. 620)



3076



36,68



3125



36,73



49



0,06



Баланс (стр. 700)



8387



100



8507



100



120



х



Примечание. Источник: собственная разработка


Добавочный фонд увеличился на 95 млн. руб., что является положительным для организации. Непокрытый убыток остался на прежнем уровне в размере 5 млн. руб., что в балансе составляет 0,06%. Отрицательным является увеличение долгосрочных обязательств на 35 млн. руб. Краткосрочная кредиторская задолженность также увеличилась. Ее удельный вес на конец периода – 36,73%, что в сумме составляет 3125 млн. руб.


4. Оценка перспектив дальнейшего развития организации и Прогнозирование основных показателей хозяйственной деятельности


Определим ожидаемый товарооборот за текущий год по УКП ТЦ «Потсдам», используя метод поквартального темпа роста товарооборота исходя из следующих данных (приложение Г).


Таблица 17. Динамика розничного товарооборота по УКП ТЦ «Потсдам»


































Кварталы



2007 год



2008 год



1 квартал



5728,4



7708,6



2 квартал



6317,6



8146,5



3 квартал



6711



8832,3



4 квартал



7306,1



9622,9



Итого за год:



26063,1



34310,3



Примечание. Источник: собственная разработка




  1. Определим средний темп роста товарооборота:




[image] (млн. руб.).




  1. Определим ожидаемый товарооборот за IV квартал 2008 года:




[image] (млн. руб.).




  1. Определим ожидаемый товарооборот 2008 года:




[image](млн. руб.).


Рассчитанный объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой организации на планируемый период суммы прибыли. В этом случае производится комплексная увязка основных показателей хозяйственной деятельности торговой организации: прибыли, расходов, доходов, объема товарооборота.


Определим критические (предельные) характеристики организации, обеспечивающие безубыточную работу. Точка безубыточности (Тб) показывает, такую величину товарооборота, которая обеспечивает получения дохода, полностью покрывающего расходы. Эта зависимость выражается формулой:


[image], (9)


где ∑Рпост – сумма постоянных расходов на реализацию, УДР – уровень дохода от реализации,%, УРпер – уровень переменных расходов на реализацию,%.


Отсюда точка безубыточности по УКП ТЦ «Потсдам» будет равна:


[image] млн. руб.


Критическая величина дохода (Д) определяет ту сумму доходов, которые покрывают расходы, и рассчитывается по формуле:


[image] (10)


где ИОпост – сумма постоянных издержек обращения; ИОпер – сумма переменных издержек обращения; ВД – валовой доход.


Критическая величина дохода для УКП ТЦ «Потсдам» должна составлять:


[image] млн. руб.


Критическая величина валового дохода, т.е. порог рентабельности, составляет 4235,3 млн. руб., если сумма валового дохода опустится ниже этой критической точки, то у предприятия появятся убытки.


Чем выше разность между фактической выручкой организации и выручкой в критической точке, тем выше запас финансовой прочности.


Запас финансовой прочности (ЗФП) в относительном выражении (%) показывает, на сколько процентов допустимо снижение дохода и определяется с помощью следующей формулы:


[image] (11)


где ВДп – плановая сумма дохода от реализации.


[image]%.


Это означает, что предприятие может выдержать снижение суммы валового дохода по сравнению с его прогнозируемой величиной на 16,64%, иначе у предприятия наступят финансовые убытки.


А запас финансовой прочности (ЗФП) в абсолютном выражении показывает, на сколько в натуральном выражении допустимо снижение дохода.


ЗФП= Дп – Дкрит (12)


ЗФП = 4940,2 – 4235,3 = 704,9 (млн. руб.).


Заключение


По итогам всех разделов УКП ТЦ «Потсдам» показало неплохие результаты по всем экономическим показателям. Это говорит о хорошо поставленной организационной деятельности УКП ТЦ «Потсдам» в целом и о хорошем взаимодействии его структурных подразделений. Среди положительных моментов можно выделить: рост товарооборота, валового дохода, снижение уровня издержек обращения. Предприятие постоянно проводит акции по стимулированию сбыта товаров с замедленной оборачиваемостью или по группам, по которым образовались сверхнормативные запасы.


У данного торгового предприятия, как и любого другого, есть как внутренние, так и внешние проблемы (конкуренция, административные барьеры). Поэтому для обеспечения более эффективной работы предприятия и получения более высокой прибыли необходимо добиться повышения квалификации персонала, снизить текучесть кадров, более чётко организовать работу склада предприятия, ввести в ассортимент новые товарные группы, расширить рынки сбыта продукции.


В заключении можно сделать вывод, что УКП ТЦ «Потсдам» продолжает развиваться, превращаясь в стабильную и эффективную организацию, способную конкурировать на рынке в области продажи продуктов народного потребления, ориентированную на требования клиентов и высокое качество продукции.


Список использованных источников


 


1. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – М.: Новое знание, 2003. 526 с.


2. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: учебное пособие. – Мн.: Выш. Шк., 1996. 367 с.


3. Ефимова О.П. Экономика общественного питания: Учеб. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2000. 304 с.


4. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: Учеб. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2003. 240 с.


5. Прогнозирование и планирование экономики: учеб. Пособие / Под общей ред. В.И. Борисевича.- Мн.: Интерпрессервис, 2001. 380 с.


6. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет: Метод. Пособие.- Мн.: Изд. В.М.Скакун, 2001. 384 с.


7. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник./ Под общ. Ред. Соломатина А.Н.. – М.: ИНФРА – М, 2002. 292 с.


8. Экономика предприятий торговли: учеб. пособие/ Н. В. Максименко (и др.); под общ. Ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. – 2-е изд., испр. – Минск: Выш. Шк., 2007. – 542 с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.