Отчет по практике


Система органов Прокуратуры Республики Беларусь

ПЛАН


ВВЕДЕНИЕ

. ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ПРОКУРАТУРЫ

. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ, ЖАЛОБАМ И ИНЫМ ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ. ПРИЕМ ГРАЖДАН

. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

. ВЕДЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ПРОКУРАТУРЕ

. НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ РАССМОТРЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ В ПРОКУРАТУРЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Введение


Практика, предусмотренная учебным планом была пройдена мною в прокуратуре Вилейского района.

Целью практики явилось рациональное сочетание теоретических знаний с умением решать вопросы, возникающие в практической деятельности, а также повышение уровня подготовки.

Ставились следующие задачи: изучить нормативную базу, регламентирующую деятельность прокуратуры, задачи и основные направления деятельности прокуратуры; ознакомиться с организацией работы и ведением делопроизводства в прокуратуре; изучить осуществление приема посетителей, порядок регистрации и рассмотрения письменных и устных жалоб, заявлений, предложений граждан; изучить формы взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами.

прокуратура правоохранительный делопроизводство

1. Задачи и основные направления деятельности прокуратуры. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ПРОКУРАТУРЫ


Прокуратура выполняет задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, в Законе «О Прокуратуре Республики Беларусь» N 220-З от 08.05.2007, иных нормативно-правовых актах, а также приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь.

Главная задача прокуратуры - надзор за законностью. В этом состоит ее существенное отличие от других органов власти и управления, осуществляющих контроль за законностью (местные Советы, министерства и ведомства, всякого рода государственные, внутриведомственные и межведомственные инспекции и пр.). Однако разобраться в сути дела нельзя, пока мы не проведем четкую грань между понятиями «надзор» и «контроль».

Во-первых, прокурорский надзор обладает верховенством по отношению к любым формам контроля, поскольку осуществляется от имени государства, высшего органа власти - главы государства.

Во-вторых, прокурорский надзор имеет самые широкие границы, а точнее безграничен, всеобъемлющ, так как распространяется на все министерства и ведомства, местные органы власти и управления, субъекты хозяйствования, предприятия и организации, должностные лица и граждан. Прокуратура осуществляет надзор даже за теми органами и организациями, которые сами, согласно закону, в пределах своей компетенции призваны осуществлять контроль за законностью.

Иными словами, прокурорский надзор носит общегосударственный характер. Он не сводится к одной отрасли хозяйства или управления, не ограничивается каким-либо регионом, а распространяется на все ведомства и на всю территорию республики.

В ст. 4 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» от 08.05.2007 сказано, что задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

за точным и единообразным исполнением законов органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

за соответствием закону судебных решений;
за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.



В случаях, предусмотренных законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, поддерживают государственное обвинение.

Эти направления деятельности прокуратуры принято именовать отраслями прокурорского надзора.

Под отраслью прокурорского надзора понимается такое направление деятельности прокуратуры, которое обусловлено спецификой правового статуса поднадзорных органов, организаций, должностных лиц и характеризуется своеобразными полномочиями, методами и формами деятельности прокуроров.

Задачи каждой отрасли прокурорского надзора вытекают из целей деятельности прокуратуры по обеспечению верховенства закона, укреплению законности для защиты прав и законных интересов граждан и государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Контроль - понятие из другого ряда. Он всегда связан с руководящей деятельностью вышестоящих органов власти и управления, неотделим от них и, в частности, от функции проверки исполнения подчиненными структурами своих обязанностей и задач. Органы, осуществляющие руководство, управление и контроль, могут, в случае необходимости, вмешиваться в хозяйственную, оперативно-распорядительную деятельность, в производственный процесс подчиненных структур. Более того, они вправе отменить незаконный акт и действия нижестоящих органов, организаций и должностных лиц.

Прокурор ничем подобным не занимается, поскольку он не обладает никакой административной властью и не управляет поднадзорными ему организациями. При осуществлении надзора он не вмешивается в вопросы управления, в хозяйственную, оперативную, распорядительную деятельность поднадзорных организаций и должностных лиц.

Исключение составляет надзор прокурора за расследованием уголовных дел. Здесь он располагает властными полномочиями.

Специфичны методы надзора и формы реагирования прокурора на нарушения законов. Например, прокурор сам непосредственно не проводит ревизий поднадзорных организаций и предприятий, он не отменяет незаконные акты, а реагирует лишь на те указания, распоряжения и действия, которые противоречат закону, путем принесения протеста, представления, предписания и предостережения (см.: Закон «О прокуратуре Республики Беларусь», гл. 10 «Акты прокурорского надзора»). Прокурор не обладает административными полномочиями. Его деятельность носит надведомственный характер. Своими действиями он предупреждает нарушение закона, выявляет его нарушение, устраняет выявленные нарушения и принимает меры по привлечению виновного к юридической ответственности.

Облеченный большими полномочиями в борьбе за укрепление законности, прокурор может возбудить уголовное дело против любого лица, совершившего преступление. Однако он не подменяет и не заменяет судебную власть. Организуя раскрытие и расследование преступлений, прокурор не вправе сам применять уголовные наказания. Единственное право и обязанность прокурора - передать дело на решение суда, поскольку, кроме надзорной функции, прокурор иных функций не выполняет.

Основанием для вмешательства прокуратуры является нарушение закона. Только с этой точки зрения прокуратура оценивает действия других государственных органов, должностных лиц и организаций.

Деятельность прокурора по осуществлению общего надзора является наиболее многогранной, охватывающей надзор за соблюдением законности различными государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами: республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Прокурорский надзор за перечисленными физическими и юридическими лицами объединяет точное и емкое понятие «общий надзор».

При осуществлении общего надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений, а также других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих прокурорского реагирования.

Органы прокуратуры республики образуют единую республиканскую систему, построенную в основном по административно-территориальному признаку, во главе которой стоит Генеральный прокурор, назначаемый Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики (ст. 126 Конституции) сроком на 5 лет и осуществляющий надзор за законностью независимо от каких-либо местных и иных органов. «В своей деятельности, - гласит ст. 127 Конституции Республики Беларусь, - подотчетен Президенту».

Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Президентом Республики Беларусь.

В состав Генеральной прокуратуры входят структурные подразделения (согласно организационной структуре, утверждаемой Генеральным прокурором), управления и отделы.

Прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры, а также районные, городские и межрайонные прокуратуры, осуществляют надзор за законностью в пределах своей компетенции и полномочий на своей территории или в своих отраслях. Структура их построена в основном по отраслевому принципу. Прокуроры всех звеньев назначаются Генеральным прокурором Республики Беларусь сроком на 5 лет.

Работники органов прокуратуры, в соответствии с занимаемыми ими должностями, имеют классные чины и воинские звания, в которых они состоят пожизненно и за которые устанавливается доплата к должностному окладу, приравненная к доплате, существующей в Вооруженных Силах. Положение о прохождении службы в органах прокуратуры предусматривает периодическую аттестацию кадров органов прокуратуры, регулирует вопросы, связанные с поощрением и дисциплинарной ответственностью прокурорских работников и др.


2. Организация работы по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан в органы прокуратуры. Прием граждан


Важность задач, вытекающих из предмета по рассматриваемому направлению деятельности прокуратуры, требует надлежащей организации работы.

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организаций контролирует прокурор - руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры (в моем случае - это прокурор прокуратуры Вилейского района).

Прокурор-руководитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы гражданина, привлекались к ответственности лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками недобросовестного отношения к этому участку работы.

В составе прокуратуры имеется отдел организации работы с обращениями граждан, в областных, городских, районных и к ним приравненных - отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов и указаний Генерального прокурора Республики Беларусь, регулирующих этот участок работы.

Следует отметить, что рассмотрением и разрешением обращений в органы прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей). Он организуется таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает граждан.

В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вывешиваются графики приема посетителей. Помимо этого, прокурорские работники могут проводить прием посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В соответствии с требованиями Генерального прокурора руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже одного раза в неделю. О мерах, принятых наличном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где указывается, кроме сведений о гражданине, обратившемся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется названными выше нормами действующего законодательства и приказом Генерального прокурора. В соответствии с действующей инструкцией все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации. После регистрации все поступившие в органы прокуратуры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству; поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику; передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приложить к материалам ранее поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и должностным лицам, решения или действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах ее разрешения.

Поступающие в органы прокуратуры заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в порядке и сроки, установленные Законом «Об обращениях граждан».

Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки - 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в республиканскую прокуратуру, областную и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.

В случае если факты, содержащиеся в заявлениях, требуют проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Жалобы на действия и решения органа дознания, следователя, прокурора, ведущих уголовный процесс, рассматривать в сроки, предусмотренные ГПК и УПК.

Для обеспечения объективности и полноты проверок при необходимости привлекать к их проведению представителей и специалистов. По окончании проверок по просьбе заявителей знакомить их с материалами проверок и документами в той мере, в которой это не затрагивает права других граждан и не противоречат требованиям законодательства об охране государственной и иной охраняемой законом тайны.

Приказом установлен порядок ответов на обращения, согласно которому в частности в прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах принимать решения об отклонении обращений и давать об этом ответы заявителям могут прокурор или его заместитель.

Ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его требований, а также с разрешением направляет прокурор, рассмотревший обращение, либо другое должностное лицо по поручению руководителей прокуратуры;

Не подлежат проверке повторные обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, не содержащие новых данных, а все изложенные в них обстоятельства ранее объективно и полно проверены и ответы на предыдущие обращения даны соответствующими прокурорами с разъяснениями заявителю права обращаться к вышестоящему прокурору.

В случае поступления такого обращения переписка с заявителем по перечисленным основаниям может быть прекращена с составлением мотивированного заключения. Решение о прекращении производства по обращению следует принимать прокурору или его заместителю, о прекращении переписки нужно сообщать заявителю со ссылкой на ст. 11 Закона «Об обращениях граждан».

Генеральный прокурор Республики Беларусь требует от подчиненных прокуроров проводить во всех прокуратурах (в том числе районных) и их подразделениях не реже одного раза в полугодие комплексный анализ работы по рассмотрению обращений с изучением причин поступления обоснованных обращений.

При этом особенно тщательно следует анализировать причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, на нарушения установленных законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа предпринимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, к совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ


В соответствиями со ст. 12 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» Генеральный прокурор Республики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией (далее - координационное совещание), в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Порядок работы координационного совещания и полномочия его председателя определяются Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

В целях обеспечения координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, прокурор:

проводит заседания координационного совещания, организует временные комиссии (рабочие группы);

дает письменные указания по вопросам организации борьбы с преступностью и коррупцией, обязательные для исполнения;

заслушивает отчеты руководителей государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией;

истребует статистическую и иную необходимую информацию;

представляет в установленном порядке Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информацию о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией и вносит предложения о мерах по борьбе с преступностью и коррупцией;

информирует общественность о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, через средства массовой информации.


. ВЕДЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ПРОКУРАТУРЕ


Работа в органах прокуратуры связана с большим объемом документов. В них фиксируется вся внешнефункциональная деятельность прокуратуры. Значительное количество документов циркулирует внутри системы органов прокуратуры. Для упорядочения работы с документами в прокуратуре осуществляется делопроизводство, регулируемое общероссийскими требованиями, и в большей степени - ведомственными правовыми актами.

Все делопроизводство в органах прокуратуры ведется на государственных языках.

Руководители органов прокуратуры и отдельных структурных подразделений являются ответственными за организацию делопроизводства. Они обязаны ознакомить вновь принятого работника с требованиями документооборота и ведения делопроизводства.

Прокурорские работники, делопроизводители несут ответственность за выполнение требований актов в части, относящейся к кругу их служебных обязанностей. Служебные документы не подлежат разглашению. С ними могут знакомиться только работники прокуратуры, имеющие к ним непосредственное отношение. Ознакомление других лиц, выдача им справок или сведений служебного характера, копий документов, а также публикация в печати, передача по радио, телевидению, использование в докладах, лекциях и выступлениях допускается только с разрешения руководителя прокуратуры.

Учет документов происходит посредством их записи в книги, карточки, надзорные производства, описи. Ведутся, например, учет надзорных производств по жалобам, уголовным, гражданским и хозяйственным делам; регистрация приказов и распоряжений; учет писем, бандеролей, посылок; учет дел, проверяемых в порядке надзора; учет следственных дел; учет вещественных доказательств, ценностей, иного имущества, изымаемых органами предварительного следствия и дознания.

На всех указанных в документах лиц (заявителей, обвиняемых, осужденных, оправданных, истцов, ответчиков и др.) заводятся карточки.

В содержание работы по делопроизводству в органах прокуратуры входит организация документооборота, учет объема документооборота, контроль за исполнением документов, правила оформления документов, правила машинописного оформления документов, порядок размножения и снятия копий с документов, выполнение переводов, составление номенклатуры дел, формирование дел и надзорных производств, обеспечение сохранности документов, учет, хранение и использование печатей и штампов.

Важным средством повышения эффективности деятельности органов прокуратуры является правильная постановка учета и отчетности, достоверность статистической информации и надлежащее ее использование в решении практических задач.

Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности возлагается на органы внутренних дел. Документы первичного учета регистрируются в районных, городских и транспортных органах внутренних дел в журналах учета.


5. Некоторые практические ситуации рассмотренные во время прохождения практики в прокуратуре


Прокурор Вилейского района обратился в суд с просьбой восстановить пропущенный процессуальный срок на кассационное опротестование решения суда. В своем ходатайстве прокурор указал, что в установленный законом срок он опротестовать решение не смог, так как выезжал на семинар в г. Минск. Судья в восстановлении срока отказал, считая причину его пропуска неуважительной. Прокурор с таким отказом не согласился.

Передо мной был поставлен вопрос о возможных дальнейших действиях прокурора.

В первую очередь необходимо проанализировать процессуальное законодательство. В соответствии со ст. 410 ГПК кассационная жалоба или кассационный протест подаются в суд, который вынес решение, в десятидневный срок со дня вынесения решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью.

При этом статья 154 ГПК указывает, что если процессуальный срок, установленный ГПК или иными актами законодательства, пропущен по причине, признанной уважительной, суд может восстановить его.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании с извещением юридически заинтересованных в исходе дела лиц. Однако неявка этих лиц не является препятствием для разрешения поставленного перед судом вопроса.

Одновременно с подачей заявления о восстановлении процессуального срока должно быть совершено процессуальное действие, в отношении которого пропущен срок.

Заявления о восстановлении процессуального срока не принимаются к рассмотрению, если этот срок в соответствии с законодательством не подлежит восстановлению.

Таким образом, применительно к нашей возникшей ситуации необходимо сказать, что в соответствии с п.3 ст.408 ГПК судья отказывает в принятии кассационной жалобы или кассационного протеста, поданных по истечении установленного законом срока, если пропустившим кассационный срок лицам отказано в его восстановлении. При наличии уважительных причин пропуска срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст. 154 ГПК. При восстановлении срока кассационный суд обязан рассмотреть дело и в том случае, если оно уже рассматривалось по жалобам других кассаторов (ст. 426 ГПК).

Прокурор, пропустивший срок, также должен заявить ходатайство о его восстановлении. Однако неучастие его в деле не может быть признано уважительной причиной пропуска срока на принесение кассационного протеста.

Защитник, принимавший участие в заседании суда, представил суду свои замечания на протокол судебного заседания. Председательствующий в судебном заседании рассмотрел заявление и отказал в принятии, так как, по его мнению, эти замечания малозначительны.

Мне предложили определить правомерность действий и возможные действия прокурора.

В соответствии со ст. 48 УПК защитник имеет право: требовать внесения в протокол судебного заседания записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить на него замечания.

Статья 290 УПК говорит о том, что председательствующий руководит судебным заседанием, в интересах правосудия принимает все предусмотренные УПК меры по обеспечению равенства прав сторон, сохраняя объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела. Председательствующий также обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания, разъясняет участникам судебного разбирательства их права и обязанности. В случае возражений кого-либо из участников против действий председательствующего, если эти возражения не будут приняты судом, они заносятся в протокол судебного заседания.

В соответствии со ст. 34 УПК прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде.

При судебном разбирательстве уголовного дела прокурор как государственный обвинитель вправе заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнения по поводу действий других участников уголовного процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом; представлять суду доказательства; давать органу предварительного расследования обязательные для него поручения по обеспечению представления суду доказательств; применять меры процессуального принуждения для обеспечения представления суду доказательств; участвовать в судебном исследовании доказательств уголовного дела; изменять, дополнять и предъявлять новое обвинение; отказаться от обвинения; протестовать против действий другой стороны; возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; пользоваться другими полномочиями, предусмотренными УПК.

Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор обязан соблюдать порядок судебного заседания, подчиняться законным распоряжениям председательствующего и исполнять другие обязанности, предусмотренные УПК.

Таким образом, на основании ст. 290 УПК необходимо сказать, что в случае возражений кого-либо из участников против действий председательствующего, если эти возражения не будут приняты судом, они заносятся в протокол судебного заседания. Если же прокурор не согласен с отказом председательствующего, то в соответствии со ст. 34 УПК он имеет право возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего и требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены.

Свидетель трижды не являлся на вызов следователя. Следователь с участием милиции доставил его и посадил в изолятор на 3 дня.

Прокурор прокуратуры Вилейского района своим постановлением отменил постановление следователя, мотивировав тем, что следователь не выяснил причину неявки свидетеля.

Мне задали вопрос: правильно ли постановление прокурора?

В соответствии со ст. 216 УПК свидетель вызывается на допрос повесткой. В ней должно быть указано, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.

Повестка вручается вызываемому лицу под расписку. При отсутствии вызываемого лица повестка вручается под расписку кому-либо из совершеннолетних членов его семьи либо администрации по месту его работы, которые обязаны передать повестку вызываемому на допрос. Допрашиваемый может быть вызван с использованием и других средств связи.

Лица, указанные в части первой статьи 216 УПК обязаны явиться по вызову на допрос. В случае их неявки без уважительных причин они могут быть подвергнуты приводу в соответствии со статьей 130 УПК. При этом вызов на допрос в качестве свидетеля лица, не достигшего шестнадцати лет, проводится через его родителей или иных законных представителей.

Статья 130 УПК указывает, что в случае неявки по вызову без уважительных причин свидетель может быть по мотивированному постановлению органа дознания, следователя, прокурора, судьи или по определению суда подвергнуты приводу. О наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лицо, его получившее, обязано уведомить орган, который его вызвал.

Постановление (определение) о приводе объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено, перед его исполнением, что удостоверяется его подписью на постановлении (определении). Привод не может производиться в ночное время.

Таким образом, мы видим, что на основании статей 216 и 130 УПК в случае неявки свидетеля без уважительных причин он может быть подвергнут приводу в соответствии со статьей 130 УПК. Поэтому постановление прокурора может являться правильным, если следователь не выяснил причину неявки свидетеля и она при этом была уважительной.


Заключение


Таким образом, в ходе практики мною был получен большой объём знаний в области действующего процессуального законодательства Республики Беларусь, а также законодательства регулирующего деятельность прокуратуры Республики Беларусь, был получен опыт подготовки к судебным делам и массу практических навыков в делопроизводстве и большом количестве процедурных вопросов.

В итоге необходимо отметить, что прокуратура занимает особое место в системе органов государственной власти. Действующее законодательство определяет задачи и правовой статус органов прокуратуры. Конституция Республики Беларусь и Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» определяют цели и направления деятельности прокуратуры.

Прокуратура представляет собой единую и централизованную систему.

Система органов Прокуратуры Республики Беларусь состоит из республиканской прокуратуры, которая является центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей и города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонных прокуратур, а также специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам областей, прокуратур районов (городов), межрайонных прокуратур.

Прокуратура Вилейского района - это самостоятельный государственный орган, который предназначен для осуществления от имени государства надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Органы данной прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводят предварительное следствие, поддерживают государственное обвинение в судах.

Органы Прокуратуры Республики Беларусь: осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь; принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения; взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка; действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.

В случае обнаружения нарушений закона Прокуратура Вилейского района реагирует вынесением одного из актов прокурорского надзора, к которым относятся: протест; представление; постановление; предписание; официальное предупреждение.

Избрание прокурором конкретного вида реагирования зависит от сферы, где произошло нарушение и от характера самого нарушения.

Исходя из изложенного, можно отметить, что мною выполнены цели и задачи, поставленные перед началом прохождения практики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.